Как открыть типографию высокой печати. Как открыть свою мини-типографию с нуля. Место для открытия своей типографии

» касаются стартапов, совсем мелких предприятий, открытых почти без первоначального капитала. Многие из них терпят крах - оно и понятно, по статистике, большая часть любых новых предприятий закрывается в первые три года работы. Но есть и другие истории, истории успеха. Сегодня IQ Review предлагает вашему вниманию историю семейного бизнеса, который развивается уже более 20 лет и теперь может полноправно называться уже не малым, а средним бизнесом.

Как развивался наш семейный бизнес - от рекламного агентства к типографии

Меня зовут Максим, мне 26 лет, родом из города Симферополя. На момент открытия семейного дела мне было всего 5 лет. История нашего бизнеса начинается в 1995 году, когда Крым не то что не развивался, а был в откровенном упадке, зарплаты обычного служащего не хватало, и возникла идея попытаться организовать свое дело. На тот момент типографий в нашем городе почти не было, следовательно, этот вариант и стали рассматривать.

Типография как бизнес

Сегодня открытие типографии подразумевает наличие бизнес-плана. Тогда подробных бизнес-планов ни у кого не было, решили придумывать все, грубо говоря, на ходу. Первоначально, с помощью друзей, арендовали помещение под обычное рекламное агентство, которое занималось сбором заказов на полиграфическую продукцию (рекламные листовки, буклеты, открытки, плакаты). После этого мой отец ехал на микроавтобусе в Венгрию, к друзьям, у которых на тот момент была небольшая типография с небольшой офсетной печатной машиной. Заказы печатались за рубежом, после чего проделывали такой же путь назад, до Симферополя.

Через несколько лет появились средства на то, чтобы взять в аренду небольшой цех, в который была завезена первая наша офсетная машина Romayor . Это были 1997-98 годы. Работать стало значительно легче, так как избавились от еженедельных поездок в Венгрию. Постепенно развивалось и рекламное агентство — от простого приема заказов перешли к разработке дизайн-макетов и фирменных стилей, приобрели режущий плоттер. Не обходилось и без давления со стороны так называемых «бандитов», которые угрожали, но, к нашей радости, все обходилось хорошо.

Какое оборудование нужно для типографии

Второй значимой проблемой было то, что расходные материалы достать было крайне тяжело, пришлось опять находить все через знакомых в Европе. Поставщики красок, различных видов бумаги появились несколько позже того момента, когда мы начали свою деятельность. Третья проблема – отсутствие специалистов, которые могут работать на нашем оборудовании, а также ремонтировать его. Если хорошего печатника мы найти смогли, то опытных наладчиков и ремонтников приходилось приглашать либо из Харькова, либо из Москвы.

Пик развития нашего бизнеса пришелся на 1998-2005 годы, были приобретены помещения под офисы, которые, к слову, для обеспечения максимально комфортного общения с заказчиками, находились в центре города. Купили также новые печатные машины Dominant и Heidelberg . Остро стал вопрос о том, что, кроме непосредственной печати, клиенты нуждаются и в послепечатной обработке продукции.

Послепечатная обработка подразумевает фальцовку буклетов, склейку книг и каталогов, сборку календарей, журналов, в общем, мы вели заказы полностью, от пожелания клиента до полного его доведения до продаваемого вида.

Развитие этого сектора бизнеса позволило стать нашей типографии одним из ведущих предприятий города. Штат сотрудников на тот момент насчитывал 15 человек, включая сотрудников офиса и типографии, печатники работали в 2 смены.

После кризиса 2009 года дела пошли на спад, количество сотрудников уменьшилось вдвое, однако на производстве это сказалось не настолько сильно, насколько могло показаться сразу. Старые печатные машины были заменены на одну новую. Стали брать не количеством, а качеством. Стоит отметить, что к этому времени конкурентов стало значительно больше, к тому же, по техническому оснащению нам они не уступали.

Немного встав на ноги после кризиса, приобрели резак Polar и сборщик перекидных календарей Horizon . Денег на новое оборудование не хватало, пришлось довольствоваться б/у. Сотрудников, из-за отсутствия больших денег, тоже было не много, приходилось работать целыми семьями, считай, за еду.

При таком раскладе пришлось раскошелиться на дополнительную рекламу, которая впоследствии начала приносить свои плоды. Расчет был на крупных сетевиков , которые бы могли обеспечить постоянный поток заказов. Ими оказались несколько крупных магазинов бытовой техники, которые остаются нашими клиентами и по сей день. Также не прошло даром сотрудничество с крупным винзаводом. Большие объемы заказов привели к тому, что поступило предложение открыть на территории этого завода дополнительную типографию, помещение под которую предоставлялось самим заводом. Была куплена еще одна печатная машина Rapida и оборудован цех под производство этикеток, стикеров и коробок под винно-водочную продукцию.

Все эти преобразования существенно сказались на прибыли, что дало возможность задуматься о дальнейшем развитии. Обратив внимание на спрос и потребности жителей полуострова, мы приняли решение об открытии небольшого центра оперативной полиграфии, который бы смог оказывать услуги по изготовлению визиток, бланков, небольших тиражей листовок, так сказать, не отходя от кассы. Человек пришел, заказал, через час забрал. Но это при условии, что тиражи небольшие, большие тиражи печатать на цифровом оборудовании нерентабельно.

Такое развитие событий помогло разгрузить основные типографии от мелкой работы, и дало возможность не отказываться от мелкой прибыли, а просто выделить ей отдельную нишу. Бизнес-модель типографии должна быть продуманной. Для этого центра был куплен новый ризограф фирмы Riso.

Ризограф - это устройство, позволяющее делать большое количество бланков (преимущественно черно-белых) по приемлемой цене. Также копирование на ризографе используется для имитации объявлений, написанных от руки.

Еще купили цветной двусторонний копир Gestetner , способный печатать как мелкие форматы, так и плакаты формата А3. Тем, кто хотел печатать плакаты тиражами в 1000 штук и более, рентабельнее было подождать пару дней, пока мы их напечатаем на офсетной машине, но если человеку надо было 10, 20, 30 штук, то цветной копир был идеальным решением этих вопросов. Позже в этот центр был докуплен маленький б/у резак и ламинатор . Грубо говоря, обычный копи-центр превратился в маленькую типографию, живущую своей жизнью и способную не только обеспечить себя без участия основных офсетных цехов, но и приносить прибыль.

Плюсы и минусы ведения печатного бизнеса

В ближайшем будущем планируем выйти на производителей медикаментов, для того чтобы печатать упаковки для лекарств. Тиражи как правило, требуются, большие, прибыль, соответственно, тоже. На данный момент бизнес процветает, мы довольны, сотрудники тоже. Хотелось бы немного рассказать о плюсах и минусах всего этого.

Главная проблема, пожалуй, заключается в нехватке времени на самого себя и близких. Если это твой бизнес, то ты в нем — с головой, не получится уходить в 6 с работы, отдыхать в субботу и воскресенье. За всем приходится следить, потому что пословица «хочешь сделать хорошо – сделай сам» для бизнеса подходит как нельзя лучше. Важно помнить, что всем заказчикам не угодишь, одному печать слишком темная, другому – слишком светлая, бумага не такая глянцевая, как ему хотелось бы.

Вопрос цены тоже поднимается очень часто. Некоторые клиенты почему-то думают, что 50000 листовок с двусторонней печатью должны стоить 10000 рублей, и удивляются, когда слышат цену в 90000. Тут важно объяснить, почему все так, а не иначе. Очень часто приходится «прогибаться» и делать то, что не хочется вообще, всех выслушивать, но мы ведь работаем ради денег, а не только ради удовольствия.

Нередко бывает так, что месяц назад клиент заказал что-либо за 10000 рублей, а в этом месяце мы выставляем счет на 12000. Человеку, не знающему всех деталей нашей работы, тяжело втолковать, что меняется курс валют, следовательно, дорожает бумага, дорожает краска, дорожают другие расходные материалы, и чаще всего такие тонкости приходится объяснять не менеджеру, а непосредственно директору, так как клиент не верит, думает, что мы его обманываем.

Очень много времени занимает волокита с получением разрешения на работу, сертификата о ликвидации отходов, бумаги по условиям труда и технике безопасности. Кроме того, на производстве обязательно наличие аттестованного электрика с различными уровнями допусков, сотрудника, который будет вести журнал по технике безопасности и организации труда.

Сейчас же мы столкнулись с проблемой блокады Крыма, очень тяжело что-либо привезти и достать, будь то краски, бумага, техническое оснащение. Если раньше мы могли назначать сроки, зная, что все поступит именно тогда, когда мы хотим, то сейчас остается уповать на то, что на переправе ничего не случится, что груз пропустят, и что нам привезут именно то, что заказывали. Но никто не унывает, мы продолжаем работать и развиваться, с оптимизмом смотрим в будущее!

Бизнес-план на открытие типографии: расходы, наценка, прибыль

Что касается расходов на содержание бизнеса, то можно назвать лишь средние цифры, учитывая колебание курса валют и то, что мы работали в гривневой зоне до прошлого года. На зарплату троим печатникам уходит по 20000 рублей, сотрудники офиса и копи-центра получают по 10-12 тысяч - их 8 человек, и по 12 тысяч — работникам типографии, занимающимся послепечатной обработкой. На два цеха по 4 человека. Итого, в месяц около 250 тысяч рублей на зарплату.

Налоги нас тоже не радуют, если взять все налоги (и страховые платежи), которые платятся за сотрудника, то примерно 50% с каждой зарплаты необходимо заплатить государству. Естественно, мы их не вычитаем из зарплаты, а платим сами. Платежи за коммунальные услуги составляют около 80000 рублей в месяц, в основном это, конечно, затраты на электроэнергию.

Теперь расходники . Что касается бумаги, цена любой продукции учитывает стоимость бумаги, мы стараемся всегда эту стоимость чуть-чуть усреднить, чтобы было легче при подсчетах, и берем условные 100 рублей за килограмм бумаги, если это картон, то чуть дороже, допустим, 120 рублей за килограмм. В неделю у нас выходит примерно 8 паллет бумаги и 2 паллеты картона, бумага легче, картон тяжелее. Вес паллеты бумаги — около 600-700 килограммов (зависит от плотности), картон чуть более 900 килограммов (тоже зависит от плотности). Итого, расходы на бумагу в неделю обходятся приблизительно в 500 тысяч рублей, а на картон уходит 200-220 тысяч, но опять же, цифры усреднены, иногда уходит больше, иногда меньше, все зависит от объемов заказов.

Теперь о краске. Для полноцветной печати используем 4 краски - черную, желтую, магенту (розовая) и циан (голубая). Одна банка краски стоит 1800 рублей, вне зависимости от цвета. В неделю уходит 4 комплекта красок, получаем, округляя, 30 000 рублей. Помимо этого каждый месяц необходимо около 100 тысяч оставлять на доставку бумаги/красок, заправку картриджей для копи-центра, а также на устранение возможных поломок и сервисное обслуживание.

Естественно, при подсчете заказов все это учитывается и входит в стоимость, для получения прибыли накидываем сверху примерно 15-25% — зависит от того, кто заказывает — постоянным клиентам, конечно же, делаем скидки. Среднемесячная чистая прибыль колеблется от 600 до 900 тысяч рублей. Если бы вы захотели сегодня купить такой бизнес, как наша типография, его оценочная стоимость была бы порядка миллиона долларов. Но найти для покупки стабильно работающее прибыльное типографское предприятие очень сложно.

И так, дорогие друзья. Начинаем небольшой цикл статей о том, как открыть свою типографию. Совсем недавно, в нашем боге была опубликована замечательная инструкция, по . Советуем прочитать. Однако, кто-то может заявить - зачем мне ходить по чужим людям, когда я могу сам организовать свою. Вот для них и написана эта «инструкция».

Вначале было слово

Глас был такой - как открыть типографию с нуля? Тут, прозвучало другое слово - купить! Всё элементарно, Ватсон! Действительно, если решено заняться таким делом, значит имеются соответствующие средства. Если это не так, то вам ни к чему читать эту статью, а лучше озаботиться добычей наличности. Если же с деньгами все в порядке, продолжим.

Наиболее простой вариант - это купить уже готовый бизнес. Так сказать - под ключ. В таком варианте, присутствует несколько положительных моментов. Как правило, вам в наследство достается не только имущество и площадь, но и персонал. Плюс, наработанная база клиентов.

Компетентная сработавшаяся команда, важная часть любого начинания. Как говаривал дедушка Сталин дедушке Берии - кадры решают все, Лавруша. Но будьте внимательны! Тщательно проанализируйте все аспекты деятельности вашего предшественника. Ведь вместе с грамотным персоналом, вы можете получить и долги, а также грамотных людей эти долги выбивающие.

Первый и основной вопрос, который нужно задать - почему продается налаженная структура? Не получив внятного ответа, разберите ситуацию до мелочей. На самом деле, все может быть не так уж и страшно. Вероятно, бизнес «не пошел» из-за неправильного маркетинга.

Для того, чтобы найти продавца, достаточно набрать в любом поисковике нужный запрос. В результате вы получите массу информации. К примеру, набрав продажа типографии в Москве , ваш покорный слуга, получил два миллиона результатов. Тут есть из чего выбрать.

Основным минусом при покупке готового производства, является цена. Она будет несколько выше, чем при открытии его самостоятельно. С другой стороны, эти деньги существенно экономят вам время и следственно нервы. Не надо искать оборудование и нанимать работников. Арендовать помещение, и утрясать множество вопросов, с соответствующими службами. Да и с бумажками волокиты в разы меньше.

Потом было дело

Дела у нас такие. Решение вопроса как открыть мини типографию. Половину ответа на этот вопрос, вы получили чуть выше. Теперь, давайте зайдем, с другой стороны. Попробуем разобраться, какие действия следует предпринять, если вы решили начинать полиграфический бизнес с нуля.

Первый шаг - изучений производственной ниши. Процесс этот важный и кропотливый. Вам необходимо четко представлять, каков спрос на печатную продукцию в вашем регионе. Именно в регионе, а не городе или тем более районе. Рамки должны быть максимально возможными.

Форма собственности

Если вы решили открыть свою типографию, то стоит подумать и о форме собственности. Для небольших типографий вполне подойдет оформление в качестве ИП. Такая типография работает без планов на расширение и обслуживает в основном частных клиентов. Если вы нацелились на крупные заказы и сотрудничество с серьезными юридическими лицами, то лучше оформить ООО. Большим плюсом типографской деятельности является то, что она не требует специальных лицензий.

В какой бы форме вы не зарегистрировались необходимо встать на учет в пенсионном фонде, службе занятости и других соответствующих органах. Что бы вам разрешили работать необходимо иметь бумаги от пожарной безопасности и службы надзора по охране труда.

Изучив спрос, вы сможете определиться с направлением. Ведь печатное производство поддается профилированию. Можно заняться печатью небольших объемов с высоким качеством или печатать большие объемы, но предоставлять ограниченный спектр услуг.

В идеале, вы должны уметь обрабатывать крупные заказы на достойном уровне и предоставлять массу сопутствующих услуг. Образцом может служить . Но эта компания - мощный игрок на полиграфическом рынке Москвы. Такие показатели нарабатываются не один год, не старайтесь объять необъятное. При исследовании рынка, желательно максимально расширить поиск, чтобы наметить более узкую тропинку, по которой вы пойдете.

Изучив рынок и выбрав направление оцениваются риски. Следующим этапом, станет определение места расположения. Оно тоже играет немаловажную роль. После аренды помещения, приступают к закупке оборудования, параллельно подбирая сотрудников.

Все эти моменты, мы подробно разберем в следующих статьях. Но и это еще не все. Помимо оснащения и кадрового вопроса, необходимо решить множество задач. Следует определиться с формой собственности. Накидать примерную структуру работы. Разработать вменяемый бизнес-план и конечно же, наметить маркетинговую стратегию.

Риски

Пришло время оценить возможные риски, найти помещение и начинать заполнять его необходимым оборудованием. Но, для уточнения деталей деятельности, нам понадобится примерная структура будущего производства. Постепенно, она будет дополняться необходимыми деталями.

Кто не рискует тот не пьет

Основным риском, при оборудовании мини типографии, становится неправильный выбор необходимой техники. Вы можете неверно подобрать комплектацию или рассчитать производственную мощность. В итоге, все это может негативно сказаться на выполнении крупного заказа. Если же вы планируете начинать с небольших объемов, то слишком мощное оборудование может простаивать. Это, в свою очередь, повлечет неоправданные расходы на обслуживание.

При недостаточной мощности, вы рискуете сорвать сроки сдачи заказа. Такая ситуация неизбежно приведет к выплате неустоек и потере репутации. Восстановить репутацию, намного сложнее чем ее заработать.

Поэтому, прежде чем начать приобретать необходимое имущество, всеми средствами постарайтесь заполучить на работу опытного полиграфиста. Он поможет вам выбрать необходимую комплектацию ориентированную на конкретные задачи. Так же с его помощью можно будет сформулировать исходный бизнес-план. В крайнем случае, если полиграфист на постоянную работу еще не найден, наймите его в качестве консультанта.

Возвращаясь к комплектации типографии стоит сказать, что придется искать золотую середину. С одной стороны небольшие объемы снижают начальные затраты. С другой, крупные заказы позволяют ускорить окупаемость. Без помощи специалиста тут ни как не обойтись. Да и вы сами, должны быть максимально осведомлены о тонкостях производства.

Железяки и железки

Теперь обсудим необходимое оборудование для типографии. Сразу стоит отметить, что экономить на оборудовании, как и на нижнем белье, не рекомендуется. Приобретая технику бывшую в употреблении, вы повышаете риск остановки производства из-за поломок. Если вы стеснены в средствах, лучше приобрести оборудование меньшей мощности, но новое и с гарантией.

Минимальный набор техники выглядит следующим образом. Первое что необходимо приобрести - это недорогую цифровую печатную машину. Она понадобится для выполнения коротких тиражей и небольших заказов и будет являться основой вашего производства.

Копировальное устройство, позволяющее работать с форматом А3. Лазерный принтер того же формата и сканер. При расширении производства можно будет приобрести ризограф, со скоростью печати до 130 копий в минуту в формате А4. Ризограф это устройство, совмещающее в себе функции сканера и офсетной печатной машины.

Не лишним будет и бумагорезательный станок, и переплетное оборудование. Вообще список оборудования для хорошей типографии довольно обширен. Посмотреть какое оборудование применяют продвинутые типографии, можно на сайте Еврографики. Конечно для начинающих это высочайший уровень, но к нему следует стремиться.

Указанный список оборудования ориентирован на цифровые мини типографии. Приобретение ризографа, существенно расширит ваши возможности. К этому списку стоит добавить производительные компьютеры с набором графических программ. Конечно же стоит позаботиться о надежной связи с внешним миром, посредством телефонов, факсов и интернета. Помимо прочего, придется вложиться и на расходные материалы и запчасти для машин.

Что касается где приобрести все эти механизмы то тут можно посоветовать обратиться в специализированные компании. Именно те, которые занимаются поставкой и гарантийным обслуживанием оборудования для типографий.

В интернете найти такие компании несложно. Опять же, вспомним про профессионального полиграфиста, которого следует нанять или пригласить консультантом. Человек не один год проработавший в этой сфере даст вам дельные советы по закупке техники.

Структура типографии

«Прежде чем что-то сделать, три раза подумай» - сказал персонаж одного фильма. Воспользуемся этим мудрым советом. Прежде чем решить кадровый вопрос давайте определим примерную структуру типографии. В зависимости от структуры будет уже более понятным каких специалистов необходимо привлечь для работы.

Все начинается с коммерческого отдела. Коммерческий отдел (клиентская служба типографии) - это структура, непосредственно контактирующая с клиентом, производящая расчеты поступающих заказов, и контролирующая их прохождение по всем технологическим этапам, до самой отгрузки готового тиража.

Вторая, но не менее значимая структура типографии - отдел допечатной подготовки. Часто, в типографиях Москвы и других городов России, в этом отделе выполняются работы по дизайну полиграфии и корректорская проверка макетов. Этот отдел в типографии - последняя линия обороны, если хотя бы один макет не будет правильно подготовлен к печати, ждите брака в тираже. Согласно статистике, порядка 70% поступающих в типографию заказов приходится дорабатывать - они просто-напросто не соответствуют техническим требованиям типографии. Несоответствие макетов можно объяснить следующими факторами:

  • непониманием клиента сути того, как должны быть подготовлены макеты и отсутствия у него в штате доверенного, опытного специалиста, способного правильно подготовить макет к печати
  • макет - результат непрофессиональной работы клиента и бездарного (в профессиональном плане) фрилансера
  • макет для клиента готовил его друг/родственник/рекомендованный специалист, который скрывая свою некомпетентность предпочитает настаивать на том, что его «макет идеально подготовлен к печати, а сотрудники типографии его просто оговаривают»

Не стесняйтесь довести до сведения вашего клиента, что типография - это по сути, большой принтер. Если в него запихнуть изначально некачественный исходник, конечный продукт будет аналогичным. Именно поэтому, доведение макетов до соответствия требованиям типографии должно осуществляться еще на стадии предпечатной подготовки, не важно, в типографии, или у опытного фрилансера.

Производственный цех - самая большая структура типографии. Управлять ей должен только компетентный специалист, прекрасно разбирающийся в технологии печатного производства. Здесь будут располагаться печатный участок, участок брошюровки, участок резки, участок ручных операций.

Кроме этих структур вам не обойтись без бухгалтерии и склада. В крупных типографиях дополнительно создается структура по обслуживанию и ремонту типографского оборудования, но в небольших типографиях, эту функцию выполняют, либо сами работники, либо периодически приглашаемый специалист.

Кадры решают всё

Определившись со структурой становится ясным кого позвать на работу. И кадры решают всё. Действительно, от кадровой политики во многом зависит успех любого производства и типография в этом деле не исключение.

Как мы уже говорили, первым делом необходимо найти опытного полиграфиста. Он сможет подсказать что нужно для мини типографии на первых этапах. Также, он обучит подсобных рабочих и будет вести контроль производственного процесса. На самом деле, сфера полиграфии испытывает острую нехватку в квалифицированных специалистах. Поэтому при подборе персонала вы столкнетесь с определенными трудностями.

Также для полноценной работы, вам, помимо полиграфиста, понадобится хороший менеджер по работе с клиентами, именно он будет продавать услуги вашей типографии, операторы печатного и послепечатного оборудования. Никак не обойтись без грамотного дизайнера с углубленным знанием препресс. Если человек опытен, креативен и исполнителен - не скупитесь на оплату его труда, ведь оригинальный дизайн и качественная допечатная подготовка - это дополнительная возможность привлечь хорошего клиента и выделится среди конкурентов. Примером может служить дизайн-студия типографии EGF (Еврографика) на Шаболовской. Ее дизайнерские решения, всегда интересны и привлекают внимание, а профессиональная допечатная подготовка позволяет предлагать клиенту только то, что возможно увидеть в реальности, а не эфемерные воздушные замки от фрилансера, далекого от технологии печатного производства.

Если вы не уверенны в своих силах, то лучше за это дело не браться. Тем более если вы далеки от полиграфии в целом и от графики в частности. Проще, быстрее и намного дешевле обратиться в действующую типографию. Типография EGF (Еврографика) обладает необходимым типографским оборудованием и опытными специалистами, способными решать любые полиграфические задачи, которые ставит современная реальность.

Сумма первоначальных инвестиций составляет 1 687 186 рублей.

Точка безубыточности достигается в восьмой месяц работы.

Срок окупаемости составляет от 21 месяцев .

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

3. Описание рынка сбыта

Проведем SWОТ-анализ деятельности вашего проекта.

Сильные стороны проекта

Слабые стороны проекта

  • Своевременное предоставление услуг;
  • Возможность предоставления ускоренных услуг;
  • Наличие веб-сайта, площадки в соц. сетях;
  • Расчет посредством различных форм платежей;
  • Система скидок для клиентов;
  • Наличие правдивых отзывов клиентов;
  • Качественное оборудование;
  • Широкий ассортимент предоставляемых услуг;
  • Возможность выполнения заказа при маленьких тиражах.
  • Невыполнение условий договора заказчиком (несвоевременная оплата и т.д.);
  • Сложная организация системы внутреннего контроля на предприятии.

Возможности проекта

Угрозы проекта

  • Возможность привлечения к сотрудничеству школ, ВУЗов;
  • Возможность создания сети типографий;
  • Потенциал обслуживания крупнейших организаций вашего региона.
  • Рост числа конкурентов на рынке;
  • Моральный износ оборудования.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

Обозначим основные этапы запуска типографии.

1. Регистрация в государственных органах

Открытие типографии не требует специальных разрешений и лицензий, поэтому перед открытием достаточно зарегистрировать в себя в качестве индивидуального предпринимателя с упрощенной системой налогообложения (6% с доходов), а также открыть расчетный счет.

2. Поиск помещения и ремонт

Что касается размещения типографии, то к нему предъявляются определенные требования:

В качестве помещения под небольшую типографию подойдет площадь от 40 кв. м. Слишком малые площади не подойдут по причине того, что не позволят разместить все оборудование (а это как минимум 5-6 машин). Плюс ко всему, необходимо дать простор операторам, выделить складское помещение для хранения материалов и готовой продукции. Наконец, нужно выделить площадь для посетителей, расположить мягкий диван и стулья. Арендные платежи за площадь в 40 кв. м. в зависимости от месторасположения составят порядка 28 - 40 тыс. рублей в месяц.

3. Покупка необходимого оборудования и инвентаря

Для открытия типографии необходимо следующее оборудование:

  • Цифровая печатная машина с растровым процессором для офсетной печати (устройство, переносящее изображение с формы на поверхность материала посредством резинового полотна; применяется для печати листовок, бланков, деловой документации, брошюр, плакатов, визиток, открыток, буклетов, купонов, фотоснимков, в общем, подавляющего большинства продукции типографии);
  • Режущий плоттер (это аппарат для точного вырезания любых трафаретов или изображений из различных материалов);
  • Брошюровщик (устройство предназначены для переплета документов (скрепления листов скобой);
  • Лазерный МФУ;
  • Термопресс многофункциональный (специализированное современное оборудование, которое позволяет качественно переносить всевозможные изображения на разные поверхности, используется для нанесения на кепки, кружки, футболки нужные изображения);
  • Резак (используется для резания бумаги на ровные части и выравнивания краев);
  • Ламинатор;
  • Компьютер;
  • Расходные материалы: бумага, термопленка, оракал, магнитный винил, краска.

Ввиду высокой стоимости нового оборудования, можно поискать варианты поддержанного, тогда цена будет в примерно в 2 раза ниже. В данном бизнес-плане приведено оборудование, бывшее в производстве не более трех лет.

Наименование

Количество

Цена за 1 шт.

Обшая сумма

Производственное оборудование и инвентарь

Офсетная печатная машина Ryobi 512H

Режущий плоттер Mimaki CG-60SRIII

Брошюровщик Office Kit B3432E

Лазерный МФУ HP LaserJet Pro M435nw

Термопресс многофункциональный Gifttec MASTER комбо 6 в 1

Резак KW-TRIO 3919

Ламинатор FELLOWES Saturn 3i

Компьютер Acer Extensa EX2511G-P8BS

Стол для резки

Расходный инвентарь*

Мебель и инвентарь для клиентов и персонала

Шкаф для одежды

Микроволновая печь

Электрический чайник

Итого

1 106 600

*В расходный инвентарь включается: бумага, противоотмарывающий материал для офсетных печатных машин, картиридж для принтера, картон, металлические/пластиковые пружины, календарные петли, магнитный винил, оракал.

4. Поиск персонала

Сложнее всего будет найти профессиональных печатников, так как для качественной работы потребуется опыт и профильное образование. Поиск таких специалистов лучше осуществить на портале hh.ru, доступ к резюме обойдется в 15 000 руб. Также вам понадобится опытный менеджер по продажам и администраторы-менеджеры, которые будут заниматься встречей клиентов, расчетом стоимости и передачей готовой продукции. Их также целесообразнее искать на вышеприведенном сайте либо осуществить поиск через знакомых или соц. сети.

5. Маркетинговая политика

6. Организационная структура

Главный сотрудник вашей типографии - печатник, который осуществляет подготовку материалов и печатной машины к производству, приладку и печать всех видов полиграфической продукции, профилактическое обслуживание и ремонт печатной машины, следит за соблюдением скоростных режимов и графика печати. График работы печатника- 2/2 по 12 часов день, заработная плата самая высокая на предприятии (45 000 руб.), так как требуются кандидаты с опытом работы и профильным образованием. Идеально, чтобы данные сотрудники были специалистами широкого профиля и могли работать с плоттером, брошюровщиком, термопрессом. Но даже в этом случае необходимо нанять помощников, которые будут производить работы под надзором печатников. В первые месяцы, когда база клиентов еще не наработана и заказов мало, достаточно двух печатников, далее - без помощников с з/п по 15 000 руб. не обойтись.

Следующий сотрудник, которого необходимо привлечь - менеджер по продажам, который осуществляет звонки потенциальным клиентам и предлагает полиграфические услуги. Менеджер может работать удаленно, оплата его работы происходит в зависимости от количества реализованных услуг (15 %). Кандидат также должен иметь опыт работы в сфере продаж, должен разрабатывать продающие скрипты для разговоров, сдавать ежемесячную отчетность директору о количестве отработанных контактов и конверсии.

Также в штат необходимо нанять дизайнера, который осуществляет разработку макетов листовок‚ буклетов‚ визиток‚ открыток‚ календарей, а также занимается подготовкой файлов к печати. Заработная плата дизайнера - 18 000 руб., режим работы - 5/2.

Прием клиентов и их консультацию осуществляет менеджер. Также он производит расчет стоимости заказов, принимает входящие вызовы, отвечает на сообщения клиентов и т.д. Так как типография работает ежедневно, есть необходимость в найме двух менеджеров, которые работают посменно, их заработная плата составляет 15 000 руб./мес.

Персонал

Количество сотрудников

З/п на 1 сотрудника (руб.)

Зарплата итого (руб.)

Руководитель (оклад+премии)

Менеджер (оклад)

Менеджер по продажам (%)

Бухгалтер

К услугам небольших типографий обращаются частники - владельцы небольших печатных точек; государственные организации - для внутреннего документооборота (налоговики, почтовики и т.д.); учебные организации - для размножения методических материалов; банки, торговые фирмы (прайсы); предприятия общепита и производители (ценники, этикетки, меню, копии сертификатов); крупные заводы, рекламные и PR—агентства (анкеты, рекламные листовки, флаеры) и т.д.

Обычно небольшая типография предполагает наличие оборудования, способного в короткие сроки выполнять не очень крупные полиграфические заказы. Одним станком, однако, обойтись не удастся. Вторая составляющая - так называемые “вспомогательные“ машины, которые позволяют совершать ряд действий с уже отпечатанной продукцией. Именно совокупность двух этих видов оборудования можно считать мини-типографией. На московском рынке печатных услуг четко разделяются как типографии, так и клиенты: мелкие заказы выполняются в мини-типографиях, средние - в средних, а крупные, соответственно, - в крупных. Здесь главное - обозначить ту нишу, в которой вы собираетесь работать, начиная типографский бизнес. Если у вас уже есть потенциальные заказчики, вам необходимо закупить такое оборудование, которое будет задействовано максимально. При покупке слишком мощного оборудования, придется искать дополнительных клиентов, чтобы загрузить машины “по полной“.

Ризограф и офсет

Оснащение небольших типографий делится по нескольким критериям. Одни предприниматели покупают ризографы, другие - цветные копиры, третьи - машины для офсетной печати. Ризограф - это, прежде, всего черно-белая печать. Есть и цветные ризографы, позволяющие, например, напечатать черно-белую листовку с красным флажком. На таких аппаратах обычно делается деловая документация, инструкции для бытовой техники и т.д. Визитки на ризографе не напечатаешь - для этого нужна офсетная машина, которая позволяет печатать сложные цвета и совмещать их. Если говорить об офсетной печати, то дополнительными здесь будут: машина для резания, оборудование для производства печатных форм (копировальная рама и процессор для проявки пластин), аппарат для скрепления, машина для сгиба и т.д.

Хороший ризограф стоит около 10 тысяч долларов, хотя цена сильно колеблется в зависимости от комплектации. Цена цветного копира - от 10 до 50 тысяч долларов. За 10-15 тысяч долларов также можно купить и подержанную одно- или двухкрасочную офсетную машину. На ней можно будет делать и визитки, и другие простые работы. Мини-типографию, состоящую из одной машины офсетной печати, если знать рынок б/у оборудования, можно “построить“ и за 10-15 тысяч долларов. Но можно вложить и 150-200 тысяч - тут все зависит от объема стартового капитала.

Рассказывает директор московской типографии “Елена“ Сергей Немцов: “Мы изначально были рекламным агентством, размещали заказы по типографиям. Затем купили маленькие резачки, другие аппараты офисного плана. То есть конечной отделкой полиграфии стали заниматься сами. Поднабравшись опыта, мы решили приобрести офсетную машину. Изначально наш ориентир был направлен именно на офсетную печать. С учетом вложений - это, конечно, дорогостоящая аппаратура. Но существуют многочисленные системы лизинга и кредитования, которые облегчают возможное начало бизнеса. Хотя сейчас я искал бы именно б/у технику, но в хорошем состоянии. Это, как и в случае с годовалой машиной, - она ведь уже полностью готова к эксплуатации, ее не нужно доводить “до ума“. Цены на б/у аппаратуру - от 15 тысяч долларов, новую - от 200 тысяч долларов. Разброс цен на московском рынке полиграфического оборудования очень большой - все зависит от технических характеристик“.

Горячее дыхание конкурентов

Ризограф дешевле и, как следствие, более доступен, но нужно отдавать себе отчет в том, что такое оборудование под силу не только вам, но и вашим конкурентам. Чем меньше его стоимость, тем ближе будет чувствоваться их дыхание. Чтобы строить бизнес, надо реально представлять себе, кому будет оказываться услуга, в чем будут состоять ваши преимущества, и т.д. “Можно, допустим, играть на скорости, - говорит директор РА “Солист“ Александр Ер, открывший типографию при своем рекламном агентстве около четырех лет назад. - Например, делать все заказы в кратчайшие сроки. Сотрудники при этом должны быть готовы оставаться на ночь. Таким образом, охватывается аудитория “горячих“ клиентов. Можно предлагать варианты технологий печати, советовать, что подходит заказчику, а что нет, ориентироваться именно на высокое качество услуг, учитывая, разумеется, и остальные факторы“.

Все мини-типографии объединяет сходный принцип действия, основанный на трафаретной печати. Первыми на российском рынке появились аппараты фирмы Riso, пионера этой области полиграфии, получившие название “ризографы“, а фирма Duplo, позже вышедшая на этот рынок, предпочитает называть свои аппараты дупликаторами. Ныне на рынке представлены три основных производителя - Riso, Duplo и Ricoh (все - японские). Аппараты Ricoh производятся также в Европе и России под марками Rex-Rotary, Nashuatec, MB, Gestetner. На московском рынке сейчас, в основном, востребованы аппараты начального уровня формата A4 и системы формата A3. Сказать точно, какая фирма-производитель лучше, трудно. Все аппараты устроены примерно одинаково. Разумеется, речь о престиже здесь не идет: мини-типографию уместнее сравнивать с грузовиком, а уж на каком грузовике возить доски - это неважно.

Наиболее популярной является печать с отсканированных бумажных оригиналов. Однако все большее число потребителей обращают внимание на такие детали, как наличие компьютерного интерфейса (RIP) для подключения мини-типографии к ПК и печати электронных документов (блок идет в поставке или покупается отдельно) или сетевой карты - для использования мини-типографии в качестве устройства сетевой печати.

Ломовые лошадки

Именно ризографы можно назвать ломовыми лошадками на рынке офисной техники. Они предназначены для быстрой (до 120-130 стр/мин.) и экономичной печати на бумаге формата А6-А3. При тиражах в диапазоне 50-5 000 копий они успешно конкурируют по себестоимости оттиска с копирами и малоформатными офсетными машинами. Стоимость копии в этом случае резко снижается при увеличении тиража. Важными преимуществами мини-типографий является большой ресурс работы машин (до 9 миллионов копий), малое энергопотребление (до 400 Вт) и экологическая чистота (расходники часто нетоксичны). В отличие от офсетной печати, при работе с мини-типографией не требуется никаких затрат на подготовку печатного процесса. Даже если вы приобретаете бывшее в употреблении оборудование, которое у прежнего хозяина работало без всякого сервисного обслуживания, “внутренности“ аппарата могут быть в полной целости и сохранности.

А вот большим плюсом копировальных машин последнего поколения является их способность работать практически на любой бумаге - от недорогой тонкой (46 г/м?) до картона (240 г/м?). Специалисты настоятельно советуют приобретать устройства формата А3, даже если вы планируете печатать только копии формата А4. Дело в том, что на аппарате формата А3 за один проход вы сможете напечатать сразу две копии формата А4. Это продлевает срок службы аппарата, снижает себестоимость и значительно ускоряет процесс печати. А для “разделки“ готовых копий можно приобрести специальный резак, способный резать пачки бумаги толщиной 500 листов.

Именно в самом начале организации бизнеса необходимо решить важную проблему - какое оборудование покупать. Здесь можно пойти двумя путями. Первый - приобрести б/у машины, “пробег“ которых позволяет с некоторыми издержками производить качественную полиграфию, способную удовлетворить запросы не слишком взыскательных клиентов. Второй путь - закупка абсолютно нового оборудования. Некоторые эксперты утверждают, что начинать с новой машины правильнее. Особенно это важно, если у вас в штате нет высококлассного специалиста по оборудованию, который в короткие сроки сможет найти причину возможных неполадок и устранить их. По опыту многих владельцев типографий, бывшее в эксплуатации оборудование часто дает сбои и нуждается в пристальном контроле.

Кроме машин

Если говорить о других необходимых требованиях бизнеса, то, в первую очередь, это помещение. Как бы ни была мала типография, она требует наличия склада (как для исходников, так и для готовой продукции). Вообще же, мини-типография занимает мало площади - можно начать с 40 кв. м. Однако известны случаи, когда мини-типография располагалась и на 20 кв. м. - буквально в отгороженном углу офисного помещения. При таких обстоятельствах вполне возможно объединить в одном месте и производство, и офис. При их разделении, конечно же, потеряется мобильность и потребуется налаживать логистику процесса.

Период, за который может окупиться оборудование, назвать сложно. Порог рентабельности в этом случае зависит от очень многих причин. “Могу сказать одно, - говорит Александр Ер, - если вы начнете бизнес с производства полиграфической продукции на офсетном оборудовании, вам понадобится около года только на то, чтобы привести работу типографии к более-менее скоординированному взаимоотношению заказов клиентов и ваших мощностей. Непосредственно сроки окупаемости оборудования также зависят и от наличия клиентской базы, и от местоположения производства, и от многого другого. Если говорить о возвращении “своих“ - то можно назвать срок в три года. В первый год, конечно, вам уже не надо вкладывать инвестиции, но и баланс будет фактически равен нулю. Пока вы не приведете в должную форму технические параметры своего оборудования, пока не будут сформированы заказы, о постоянном серьезном доходе можно забыть“. Такого же мнения придерживаются многие владельцы типографий. Для этого бизнеса вполне применима знаменитая пословица: “Первый год ты кормишь бизнес, второй - бизнес кормит себя сам, третий - бизнес кормит тебя“.

Но при грамотно построенном продвижении услуг достичь удается многого. Известны примеры людей, которые, даже не являясь специалистами в вопросах полиграфии, но имея предпринимательскую жилку, добивались в этом направлении больших успехов.

“Если брать новое офсетное оборудование - то окупится типография не раньше, чем через три года. Конечно, при покупке уже проработавшей какое-то время аппаратуры, есть риск, что она сломается. Гарантий никаких нет. И через сколько окупится бывшая в употреблении техника - неизвестно. Но обычно, если берешь “старую“ машину, - через год-полтора ее можно “отбить“, и потом уже пойдет прибыль“, - говорит директор типографии “Елена“ Сергей Немцов.

Результаты труда

Сориентировать читателя по прибыли очень сложно - это зависит от многого, но в среднем мини-типография (офсетный станок + вспомогательное оборудование) реально может приносить доход около 2-5 тысяч долларов в месяц. Рассмотрим простой пример. Цена одного оттиска на копировальном оборудовании составляет 0,5 доллара, а затраты - около 12 центов/оттиск. При почти полной загрузке машины можно получить “грязную“ прибыль в 10 тысяч долларов в месяц. С вычетом затрат на обслуживание, аренду помещения, зарплату сотрудников - получается около 2-3 тысяч долларов чистой прибыли в месяц. Однако надо помнить, что летом для типографий фактически наступает мертвый сезон, а затраты остаются.

Аренда помещения, зарплата сотрудникам, модернизация аппаратуры - все это постоянные статьи расходов. Будущим владельцам мини-типографий стоит уделить особое внимание вопросу приобретения расходных материалов. На рынке достаточно много так называемых “совместимых“ материалов, которые примерно на 30% дешевле оригиналов. Однако все продавцы ризографов в вопросе выбора расходников поразительно единодушны - они настоятельно рекомендуют своим клиентам пользоваться только оригинальными материалами и никакими другими принципиально не торгуют. Последствия применения нефирменных материалов катастрофичны. Например, если на Riso использовать совместимые расходники, то можно смело откладывать 1 000 долларов на новый барабан. Одно дело, если выйдет из строя струйный принтер стоимостью 100 долларов, другое дело - ризограф в тридцать-сорок раз дороже. Бывает и так, что на тубе с краской может быть написано одно, а внутри может находиться совсем другое. В случае с совместимыми материалами есть вероятность попасть на перезаправленную тубу, куда заливают порой обычную типографскую краску. И хотя специалисты обычно отличают “липу“ по запаху и консистенции, обычному пользователю оценить качество краски очень трудно. Чтобы избежать неприятностей, имеет смысл покупать расходники в той же компании, которая осуществляет сервисное обслуживание.

Факторы успеха

Что касается остальных факторов успеха, то здесь на первом месте стоит наличие клиентской базы. Конечно, немаловажны и оперативность выполнения заказов, и местоположение самого производства. Предприятия в промзонах или имеющие сложную пропускную систему могут и отпугнуть клиентов. “Где находится производство, в принципе, все равно, - считает Сергей Немцов. - Главное, чтоб был удобный подъезд к офису - погрузка-отгрузка товара идет постоянно“.

В случае с мини-типографией, в первую очередь, нужно думать о том, чтo она будет делать и для кого. Реклама в данном виде бизнеса - в основном, прямой маркетинг, то есть, менеджер обзванивает потенциальных клиентов. Хотя некоторые предприниматели размещают объявления в газетах и журналах типа “Товары и услуги“. Еще один важный момент: полиграфическая услуга - сложная. Нет четких, с первого взгляда очевидных мерил, позволяющих определить, качественно выполнена работа или нет. Откровенный брак определить легко, но в полиграфии существует множество промежуточных критериев. Клиент, узнав о вас, не сразу побежит делать заказ - нужно завоевать его доверие.

По поводу ценовой политики можно сказать следующее: если рассчитывать оперативную прибыль по заказу, то есть по прямым затратам из общего дохода, можно утверждать, что полиграфия - высокорентабельный бизнес. Продавец может варьировать цены на услугу в зависимости от того, насколько сильно хочет получить данный заказ. Тут есть большой диапазон всевозможных действий: так как мини-типографии рассчитаны на небольшие и неотложные заказы, то на повышении цен для “срочных“ клиентов можно “играть“. Например, приглашения нужны на какое-то мероприятие к утру, а заказчик приходит, скажем, накануне в шесть вечера. Тогда можно требовать дополнительной платы за срочность - как правило, клиент идет на это. Цена в этом случае может повышаться в два раза. В идеале, кстати, имеет смысл наладить круглосуточную работу типографии - в этом случае она будет приносить максимальные доходы

Александр Иванов