Льгота на аренду нежилого помещения. Льготы для малого бизнеса: на что можно рассчитывать. На офисные помещения льготы не распространяются

"Главная книга", 2009, N 21

(Как оформить договор таким образом, чтобы избежать налоговых рисков)

Практически все города сейчас пестрят перетяжками и плакатами с рекламой дешевой аренды, предлагающей: "2 месяца бесплатно", "бонусы за переезд к нам", "коммуналка в подарок", "0 руб. за каждый второй месяц" и тому подобное. Но что хорошо для рекламы, то недопустимо для договора. Хотя, оказывается, не все это понимают. Посмотрим, к каким неблагоприятным последствиям может привести использование рекламных слоганов в договоре аренды и на что их можно безболезненно заменить.

Ненужные налоговые риски

В любом случае, если формулировка договора предполагает бесплатное пользование помещением в течение какого-то времени (например, "первые N месяцев бесплатно", "последние N месяцев бесплатно", "каждый второй месяц бесплатно"), то:

  • арендатор будет обязан включить во внереализационные доходы стоимость аренды за соответствующие периоды <1>. Сумму этого дохода арендатор должен определить исходя из рыночных ставок аренды аналогичных площадей. И в принципе арендатор должен или подтвердить рыночную цену документально, или заказать независимую оценку;
  • арендодатель будет обязан начислить НДС также со стоимости "безвозмездной" аренды, выписать (в одном экземпляре) и зарегистрировать в книге продаж счет-фактуру на стоимость безвозмездного пользования <2>. Этот НДС, кстати, арендатор к вычету принять не сможет <3>.

Арендодатели также должны иметь в виду, что налоговый орган может при проверке исключить из их "прибыльных" расходов амортизацию, начисленную за "бесплатные" месяцы по переданным в аренду площадям, квалифицировав такую "бесплатную" аренду как передачу помещений в безвозмездное пользование <4>.

А если арендатор еще и не возмещает арендодателю стоимость потребленной электроэнергии и коммунальных услуг и эта стоимость может быть точно определена, налоговый орган может "снять" арендодателю и эти расходы <5>.

Если же вы пропишете в договоре, что в качестве арендной платы арендатор оплачивает коммунальные платежи, то ко всем вышеперечисленным налоговым рискам присоединяются риски гражданско-правовые. Во-первых, оплата коммуналки арендной платой не является. И получается, что арендатор в такой ситуации пользуется помещением безвозмездно со всеми вытекающими отсюда налоговыми последствиями <6>. А во-вторых, можно говорить о том, что сторонами договора не согласован размер арендной платы. А значит, договор аренды является незаключенным. Соответственно, арендодатель вправе не только выселить арендатора в любой момент, но и взыскать с него стоимость фактического пользования имуществом. Такой стоимостью признается цена аренды, существовавшая в то время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило <7>.

<1> Пункт 8 ст. 250 НК РФ; п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98.
<2> Подпункт 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154, п. 3 ст. 169 НК РФ; п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914; Письмо Минфина России от 05.05.2009 N 03-07-11/133.
<3> Статьи 171, 172 НК РФ.
<4> Пункт 16 ст. 270, п. 3 ст. 256 НК РФ.
<5> Пункт 16 ст. 270 НК РФ.
<6> Пункт 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66.
<7> Пункт 2 ст. 1105, п. 1 ст. 1104, ст. 1102 ГК РФ.

Делаем из рекламы пункт договора

Разумеется, арендатор и арендодатель не заинтересованы в столь неблагоприятных последствиях. А значит, нужно сформулировать условия договора о размере арендной платы так, чтобы финансовые последствия для арендатора и арендодателя остались такими же, как и обещала реклама, а риски ушли. Разберем самые популярные рекламные ухищрения арендодателей и посмотрим, как их нужно переформулировать в договоре.

"Первые N месяцев бесплатно"

Допустим, в рекламном объявлении сказано, что ставка аренды составляет всего 300 руб. за кв. м в месяц (очень привлекательные ставки для Москвы), причем 2 первых месяца - бесплатные при аренде сроком на год. Тогда условия договора должны выглядеть так:

  • размер арендной платы составляет 250 руб. за кв. м в месяц (300 руб. x 10 мес. / 12 мес.);
  • годовая стоимость аренды составляет 3000 руб. за кв. м. (300 руб. x 10 мес.).

То есть в финансовом плане такие условия будут равнозначны рекламным, но уже без налоговых рисков, связанных с безвозмездным пользованием.

Примечание

Рекламный ход в виде "первый месяц бесплатно" придумали отнюдь не арендодатели. Такая же схема привлечения клиентов существует в торговле программным обеспечением, в рекламной индустрии, в аренде оборудования, в сфере оздоровительных услуг и т.д.

И разумеется, это вовсе не российское ноу-хау. Предоставление помещений в бесплатное пользование как минимум на первый месяц аренды (так называемый trial period) - это практически норма в практике наймодателей частного жилья и арендодателей коммерческой недвижимости в западных странах. Такие условия предоставляются при условии аренды на длительный срок, обычно от 1 года. Разумеется, одновременно договор предусматривает штраф за его досрочное расторжение, который с лихвой компенсирует арендодателю первый "бесплатный" месяц. Только там это по факту обычай делового оборота, и компаниям и гражданам не приходится скрывать это витиеватыми формулировками договора, дабы избежать доначислений налогов за "безвозмездное пользование".

"Каждый N-й месяц - бесплатно"

Тоже часто встречающееся предложение арендодателей. Тут избежать неприятных налоговых последствий арендатор и арендодатель могут тем же способом, что уже описан нами выше, - нужно перестроить условия договора таким образом, чтобы упоминания о "бесплатных" месяцах в нем не было вовсе и "бесплатность" обеспечивалась за счет распределения общей цены аренды за весь срок действия договора на каждый месяц аренды.

Допустим, реклама гласит, что арендная плата составляет 300 руб. за кв. м в месяц, но при этом каждый второй месяц для арендатора бесплатный. Тогда в договоре нужно указать ставку арендной платы 150 руб. за кв. м в месяц.

"Все бесплатно, оплачиваете только коммуналку"

Очевидный выход в такой ситуации - установить цену аренды на уровне, примерно равном коммунальным расходам, и прописать в договоре, что арендная плата уже включает в себя стоимость коммунальных услуг.

Если же стоимость коммунальных услуг подвержена сильным колебаниям, то можно установить некую минимальную для арендаторов сумму арендной платы, но прописать, что стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор возмещает арендодателю отдельно. Хотя, в принципе, прописывать это в договоре не обязательно, потому что такой порядок расчетов установлен непосредственно в Гражданском кодексе РФ <8>.

<8> Пункт 2 ст. 614 ГК РФ.

Аренда по низким ставкам

А теперь мы подошли к самому простому, налогобезопасному и к тому же удобному способу предоставления "скидки" арендаторам. Этот способ вполне может заменить все упомянутые нами виды скидок и другие экзотические предложения арендодателей ("бонусы", бесплатный ремонт и т.д.). Ведь можно скомпоновать в договоре условия о ставках и оплате следующим образом:

  • установить базовую арендную ставку на низком, крайне привлекательном для арендаторов, уровне;
  • определить, что условием получения такой ставки является строгое выполнение арендатором определенных требований;
  • предусмотреть систему коэффициентов к базовой ставке арендной платы, применяемых в случае невыполнения этих требований.

Например , базовая ставка составляет 150 руб. за кв. м в месяц. Однако при просрочке платежа на следующие 2 месяца применяется размер арендной платы с повышающим коэффициентом к ставке в размере 1,2, при отказе от аренды 30% площадей - с коэффициентом 1,3 и т.д. То есть выполнение нужных арендодателю условий заранее будет мотивироваться для арендатора низкой базовой арендной ставкой и "штрафными" коэффициентами за их несоблюдение.

Кстати, сразу успокоим арендаторов - риски доначислений налогов при таком оформлении льготной аренды их никоим образом не затрагивают. Ведь такого налогооблагаемого дохода, как материальная выгода от приобретения товаров (услуг) по заниженным ценам, в гл. 25 НК РФ по налогу на прибыль или в гл. 26.2 НК РФ по "упрощенке" нет, в отличие, кстати, от гл. 23, посвященной НДФЛ <9>. Так что если арендодатель сдал вам помещения по мизерной цене, в разы отличающейся от рыночной, то это его головная боль.

К сведению

Об источниках рыночных цен читайте статью "Проверка цены на "рыночность" в журнале "Главная книга", 2009, N 14.

<9> Статья 212 НК РФ.

Риски доначислений до "рыночного" уровня для арендодателей

Если арендодатели изначально устанавливают в договоре весьма низкую ставку аренды, они рискуют столкнуться при налоговой проверке с доначислением основных налогов (НДС, налог на прибыль при общей системе налогообложения или налог при УСНО) исходя из скорректированных до рыночного уровня ставок аренды <10>. Но у арендодателей есть почти стопроцентные шансы оспорить такие доначисления. Ведь, как правило, налоговики допускают следующие ошибки при вынесении решений:

(или) налоговый орган, указывая, что арендодатель допустил более чем 20%-ное отклонение цен, сравнивал цены арендодателя и рыночные цены. Однако сравниваться должны ставки у одного и того же арендодателя за непродолжительный период времени <11>. Таким образом, при снижении ставок аренды сразу для всех арендаторов существенных отклонений, которые дают налоговикам право доначислить налоги, просто не будет. Нет никаких оснований для доначислений и в том случае, если арендатор всего один, например если арендодатель разово сдает в аренду по мизерным ценам свои свободные площади, - ведь и тут нет существенного отклонения цен от среднего уровня, применяемого арендодателем <12>;

(или) налоговый орган при проверке "рыночности" цены не учитывал такие условия, как колебания потребительского спроса на товары (работы, услуги), маркетинговая политика и т.п. <13>. А ведь в последнее время арендодатели вынуждены "сбрасывать" цены именно из-за падения спроса;

(или) налоговый орган сравнивал цены по неидентичным (неоднородным) помещениям: на разных этажах, по разным адресам и т.д. <11>. Ведь два совершенно одинаковых помещения найти сложно: офис площадью 10 кв. м и целый этаж здания - это далеко не идентичные (однородные) объекты аренды, равно как и офис в пристройке к зданию и такое же по потребительским качествам помещение, но находящееся у центрального входа в здание <14>.

Причем существенные отклонения в ценах арендодатель может обосновывать сразу несколькими способами, например и разнородностью конкретных помещений, и длительным отсутствием спроса на то помещение, которое арендодатель хочет сдать по демпинговым ценам. Более низкие цены могут применяться для так называемых якорных арендаторов, снимающих крупные площади (чтобы их привлечь или удержать). В этом случае ставки можно продифференцировать в зависимости от площади сдаваемых помещений. Ставки для новых арендаторов также могут быть ниже, если этим новым арендаторам предлагаются так называемые стоки - помещения не очень выгодного расположения, на которые имеется низкий спрос. Цель арендодателя в такой ситуации - повысить заполняемость своих площадей, что, например, в торговой сфере выгодно и всем остальным арендаторам.

Кроме того, налоговикам будет крайне сложно доказать в суде уровень рыночных цен в конкретной местности и за конкретный период времени, до которого они доначислили налоги. Как правило, им не удается доказать идентичность сравниваемых помещений, или же у судов возникают резонные сомнения в статусе источника информации о рыночных ценах. Например , в спорах о "рыночности" арендных ставок суды обычно приходят к выводу, что налоговики использовали некорректные источники информации о рыночных ценах на аренду, например рекламные журналы, акты госорганов о тарифах на аренду госимущества или же справки коммерческих организаций, не являющихся оценщиками <15>.

* * *

Таким образом, при грамотном оформлении договора арендодателю можно соблюсти все свои рекламные обещания, а арендатору - получить свои "рекламные ожидания" - и в то же время уйти от налоговых рисков. Что же касается собственно низких цен на аренду, то в подавляющем большинстве случаев доначисления налоговиков в рамках контроля за рыночным уровнем арендных ставок признаются судами незаконными в силу плохой доказательной базы налоговиков. В федеральных судах за последние 2 года было всего несколько десятков подобных дел, из которых налоговики выиграли единицы. Как правило, налоговики стабильно выигрывают в спорах о "рыночности" арендных ставок лишь тогда, когда "оптимизация" видна невооруженным глазом - например, когда крайне низкие ставки устанавливаются только взаимозависимым арендаторам <16>.

<10> Статья 40 НК РФ.
<11> Подпункт 4 п. 2 ст. 40 НК РФ.
<12> Постановление ФАС МО от 21.10.2008 N КА-А40/8542-08.
<13> Пункт 3 ст. 40 НК РФ.
<14> См., например, Постановления ФАС ПО от 31.07.2007 по делу N А55-16334/2006; ФАС ЗСО от 17.09.2008 N Ф04-5628/2008(11555-А46-15); ФАС СЗО от 15.01.2007 по делу N А56-52120/2005.
<15> См., например, Постановление ФАС СЗО от 15.01.2007 по делу N А56-52120/2005.
<16> См., например, Постановления ФАС ВСО от 20.11.2008 N А74-126/07-Ф02-4627/08; ФАС ВВО от 22.12.2008 по делу N А11-916/2008-К2-24/8.

П.А.Попов

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01 июля 2013 г. № 424-ПП «О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы» (далее – постановление) с 01 января 2014 года применение льгот при расчете арендной платы за нежилые помещения осуществляеся на основании решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее – Межведомственная комиссия).

В настоящее время Правительством Москвы принято решение об установлении на 2019 год минимальной ставки арендной платы 4 500 рублей за кв. м в год всем субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, по договорам, заключенным без проведения торгов.

ВАЖНО: статус субъекта малого предпринимательства должен быть своевременно продлен на новый срок в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Соответствующую выписку из реестра субъектов малого предпринимательства необходимо представить в Департамент городского имущества города Москвы.

Если Вы являетесь субъектом малого предпринимательства и арендуете нежилое помещение, находящееся в имущественной казне города Москвы, площадью свыше 300 кв. м , Вам необходимо до конца календарного года направить в Межведомственную комиссию заявление о рассмотрении вопроса о применении минимальной ставки арендной платы на следующий год в соответствии с действующими нормативными документами Правительства Москвы с приложением пакета документов.

В соответствии с пунктом 5.1.2.2 приложения к постановлению необходимо представить документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства труда инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди работников за налоговый и (или) отчетный период составляет не менее 50 процентов, а доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов.

Для подтверждения среднесписочной численности инвалидов необходимо представить:

– копию штатного расписания с приложением копий справок медико-социальной экспертизы и приказов о приеме сотрудников-инвалидов на работу.

Для подтверждения доли инвалидов в фонде оплаты труда необходимо представить: – копию формы РСВ-1пфр, копию формы СЗВ-6-4 с приложением копии отчета о начисленных и уплаченных страховых взносах.

Указанная отчетность представляется за последние два квартала.

  • Документы принимаются по адресу: г. Москва, улица Бахрушина, дом 20 .
  • Время работы: понедельник – четверг с 8:00 до 17:00, пятница с 8:00 до 15:45.
  • увеличение предельного значения площади недвижимого имущества города Москвы, на которое для субъектов малого и среднего предпринимательства распространяется преимущественное право выкупа, до 1000 кв. м ;
  • предоставление рассрочки оплаты на срок до 3 лет.

Правительство Москвы начинает предпринимать решительные меры по устранению нехватки детских садов в Москве. Наряду с большим строительством новых государственных детских садов дан старт особой программе по созданию мест в дошкольных учреждениях с помощью часных дошкольных учреждений.

Программа осуществляется согласно постановлению московского Правительства № 145-ПП от 11.03.2013 г. «Об особенностях передачи в аренду частным образовательным учреждениям, реализующих основной общеобразовательный проект дошкольного обучения, объектов нежилого фонда, находящихся в казне имущества столицы».

Основная цель данной программы - помочь частному бизнесу и взять на себя часть расходов, связанных с организацией частных детских садов. Город заинтересован в создании и развитии частных дошкольных образовательных учреждений, в развитии частного сектора образования и создании дополнительных мест в ясли-садах.

Из бюджета Москвы частным образовательным учреждениям выделяются субсидии почти на 17 тыс. воспитанников детсадов (на каждого по 35 тыс. рублей в год) и учащихся школ (по 63 тыс. рублей в год). А всего частное образование охватывает 5795 дошкольников и 16 698 школьников.

Будут, так же заключаться договоры концессии с организациями, берущими у города в аренду помещения под частные детсады. После их реконструкции ставка аренды составит 1 рубль за квадратный метр в год.

Но требования разные. Например, от частного детсада, построенного на земельном участке, город не требует, чтобы он принимал детей из городской очереди. А частный детсад, созданный в рамках концессионного соглашения, обязан предоставить 25% мест очередникам.

Причем родители будут платить за их пребывание столько же, сколько в обычном государственном садике. Город возместит эти расходы: за каждого ребенка-очередника, взятого в частный детсад, с которым заключено концессионное соглашение, бюджет заплатит по 170 тыс. рублей в год.

Необходимые условия для потенциального арендатора - он обязан обладать лицензией на осуществление образовательной деятельности, помещение после ремонта, текущего или капитального, должно отвечать всем противопожарным, санитарным, техническим и прочим требованиям, как минимум 80% детей должны быть жителями Москвы .

Правительство Москвы установило льготную арендную плату для негосударственных образовательных учреждений - 1800 рублей за квадратный метр в год.

Применяться программа будет только для частных школ и детсадов, имеющих лицензию. Уже сейчас учреждения, арендующие помещения у города или у бюджетных учреждений департамента образования, могут предоставить лицензию и получить льготу.

В ином случае для перерасчета по сниженной ставке необходимо до 1 июня получить лицензию. Если квитанции уже оплачены, то переплата пойдет в счет будущих платежей.

Учатстие в конкурсе не сложное и состоит из 6 этапов:

– подобрать и посмотреть объект,

Ознакомиться с документацией,

Перевести задаток и подать заявку,

– принять участие и выиграть конкурс,

– заключить контракт аренды.

В рамках данного постановления ОАО «Банк Москвы» представил инвесторам кредитные программы на специальных условиях, адаптированныъ для участников городского проекта по организации частных садов.

В нашем государстве правительство старается, особенно в последние годы, уделять повышенное внимание вопросам продвижения малого бизнеса. Для этого введено ряд льгот, среди которых имеется и льготная аренда муниципального имущества. Что это за льгота? В каких случаях предоставляется? Каковы условия ее действия? На эти вопросы отвечают наши эксперты в данной статье.

Категории малого бизнеса в России

Чтобы говорить о льготной аренде, представляемой нашим государством для малого бизнеса, действующего на территории страны, следует сначала разобраться, что собой представляет так называемый малый бизнес. Под понятием «малого бизнеса» экономисты подразумевают в первую очередь предпринимательскую деятельность достаточно небольших компаний (фирм, предприятий, организаций), которые не являются объединениями.

Согласно критериям, регулируемым на федеральном уровне, к субъектам малого бизнеса следует относить:

  • индивидуальных предпринимателей (ИП);
  • хозяйства различных типов (крестьянские, фермерские);
  • кооперативы (производственные, сельскохозяйственные, потребительские);
  • хозяйственные партнерства или сообщества.

Читайте также: Как заработать на Киви кошельке

С 2017 года предприятия малого бизнеса должны иметь:

  1. Лимит годовой выручки (в нее входит реализация не только готовых товаров, но и услуг) – 800 миллионов рублей.
  2. Долю участия в уставном капитале других коммерческих организаций (они не должны относиться к сфере действия ни малого, ни среднего бизнеса) – от 49%.
  3. Среднюю численность рабочих физических лиц – от 15 до 100 человек.

Помимо этого, любая компания, попадающая под названные критерии и превысившая их пределы, способна все равно относиться к категории малого бизнеса на период от двух до трех лет. Это сделано специально для того, чтобы предприниматели могли воспользоваться специальными льготными условиями для развития своего дела (в них входит и льготная аренда).

Аренда и ее виды

В ходе разъяснения интересующих нас вопросов следует уделить немного внимания и понятию «аренда». В переводе с латинского языка это слово означает «отдавать в наем». В юридической документации под этим подразумевают некий имущественный договор, согласно которому собственность (например, площадь помещения или здания) переходит во временное пользование физическому или юридическому лицу, называемому «арендатором». За наем обязательно устанавливается плата, размер и сроки выплат которой прописывается в договоре. Такой документ будет иметь силу только в случае подписания его обеими сторонами – арендодателем и арендатором.

Существует несколько видов аренды нежилых зданий (помещений):

  • с правом последующего выкупа (это условие в обязательном порядке отражается в соответствующих бумагах);
  • долгосрочная (договор заключается на длительный период времени);
  • текущая (временное пользование площадью);
  • льготная (предоставляется государством для определенных категорий бизнесменов).

Условия действия каждого из видов установлены на законодательном уровне нашего государства.

Льготная аренда в 2018 году для малого бизнеса

Этот вид найма относится к административным льготам, с помощью которых предприниматели малого бизнеса могут избежать некоторых трудностей, связанных с арендой муниципальных помещений.

Основной механизм действия такой льготы заключается в следующем: местные (региональные) власти сдают во владение помещения (здания) предпринимателям из категории малого бизнеса на определенных условиях на срок до пяти лет с преимущественным правом его последующего выкупа.

К условиям получения льготы, касающейся аренды нежилых зданий муниципальной собственности, относят:

  1. Заявление, которое подает предприниматель в Межведомственную комиссию.
  2. Заявитель должен состоять в списке Реестра субъектов малого предпринимательства.
  3. Взятое в аренду здание (помещение) используется только по целевому назначению.
  4. Арендуемая площадь не передана в субаренду (конечно же, без согласия арендодателя).

Этими условиями, на которых предоставляется льготная аренда, могут воспользоваться только те представители малого бизнеса, работающие в сфере:

  • культуры и спорта;
  • здравоохранения;
  • образования;
  • социального питания;
  • торговли (сети социальных магазинов);
  • бытового обслуживания;
  • ремесленной и производственной деятельности.

В федеральном законодательстве оговариваются также льготные условия аренды для предпринимателей, которые используют в качестве работников трудоспособных инвалидов.

С целью понизить финансовую загрузку предпринимателей малого бизнеса, а также дать им возможность сберечь свою социальную деятельность, сохранив при этом наибольшее количество рабочих мест, представители властей дают возможность арендовать нежилые здания или помещения в них по минимальной льготной арендной ставке. Так, в текущем году в Москве продолжает свое действие минимальная арендная ставка на здания, не относящиеся к жилому фонду на период до 1 июля. Ее размер составляет 3,5 тысячи рублей за один квадратный метр нежилой площади (это льготная аренда рассчитана на год).

Читайте также: Какие товары не подлежат обмену и возврату

Льготная аренда: процедура оформления

Чтобы получить соответствующие льготы на право арендовать муниципальное помещение, необходимо:

  1. Обратиться в Межведомственную комиссию (при Департаменте городского имущества) населенного пункта с заявлением о предоставлении имущественной поддержки при аренде определенного здания (помещения).
  2. Представить на рассмотрение:
    • копию договора аренды выбранного здания;
    • подтверждение целевого назначения помещения, используемого для аренды;
    • документальное подтверждение разрешения на осуществление какого-либо вида деятельности (например, лицензии).
  3. Ваше заявление будет рассматриваться около месяца, так как служащие Департамента городского имущества будут проверять подлинность всех представленных вами бумаг:
    • нет ли субаренды;
    • правильно ли составлен договор об аренде;
    • действительно ли арендуемое здание может использоваться по целевому назначению;
    • есть ли основания для предоставления вам как представителю малого бизнеса льготных условий (то есть возможна ли вообще льготная аренда в вашем случае).
  4. По результатам проверки будет вынесено соответствующее решение об оказании вам имущественной поддержки (под этим понимается минимальная (льготная) ставка платы за аренду здания).

Только после описанной процедуры можно воспользоваться правом на льготу для малого бизнеса, касающейся аренды нежилой площади.

Если вы являетесь представителем малого бизнеса и решили воспользоваться своими правами на льготную аренду, то следует помнить следующее:

  • не всегда льготная аренда может быть выгодной, поэтому заранее просчитывайте все условия и предполагаемые варианты, учитывая проходимость района, в котором размещается данное помещение;
  • договор следует заключать кратковременный, то есть на короткий срок, иначе в случае малой выгоды придется его расторгать, а это влечет за собой выплату денежной неустойки;
  • тщательно изучайте документы на аренду, чтобы не попасть на уловки мошенников (в договор должны быть прописаны все ключевые моменты, которые предоставляет льготная аренда – сроки, стоимость, право последующего выкупа и т. д.).

И напоследок, в случае возникновения каких-либо сомнений, лучше воспользоваться услугами риэлторской компании (квалифицированные специалисты помогут не только подобрать подходящее по параметрам нежилое помещение, но и правильно оформить всю необходимую документацию).

bisidei.ru

  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, - это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2018 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Собираетесь открыть свой бизнес? Не забудьте про расчётный счёт. Самые надежные банки с выгодными тарифами представлены здесь.

*акция с Альфа-Банком действует до 30.11.2018

Административные льготы для малого бизнеса в 2018 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, – это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2018 году:

  1. Плательщики ЕНВД и ПСН вправе проводить наличные расчеты без применения кассового аппарата, до июля 2019 года. Исключение - сфера торговли и розницы. Здесь ККТ для организаций и ИП с работниками потребуется с июля 2018 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести кассовые операции в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять срочные трудовые договоры на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса на период 2016-2018 годов – запрет на проведение плановых неналоговых проверок. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС и фондов по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения государственной гарантии, что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в госзакупках предусмотрена специальная льгота - госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Мы собрали базу субсидий по субъектам РФ, каждый регион предлагает свои льготы для малого бизнеса.

www.regberry.ru

Льготы для малого бизнеса – это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2018 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится в 2018 году.

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней - не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников – с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. УСН – лимит годовой выручки в 2018 году – не более 150 млн. руб., численность работников – не более 100 человек.
  2. ЕНВД – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. ПСН – на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников - всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте – 60 млн рублей.
  4. ЕСХН – лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД – это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

Подробнее: Предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году