Виды перевозок и их организация. Основные виды организации перевозок грузов. Виды и способы транспортировки

Классификация видов перевозок:

Транспортные услуги различаются в зависимости от:

1. вида транспорта:

Водный (морской и речной);

Наземный (железнодорожный и автомобильный);

Воздушный (авиационный);

Трубопроводный;

Смешанный;

2. предмета транспортной операции

Пассажир;

3. транспортной характеристики товара:

Сухой (навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные (штучные);

Наливной (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино и др.);

4. периодичности перевозки

Регулярные

Нерегулярные;

5. порядка прохождения границы

Перегрузочные

Бесперегрузочные;

6. вида транспортно-технологической системы

Контейнерная;

Паромная;

Лихтерная (ЛИХТЕР (голл. lichter), несамоходное морское судно для перевозки грузов, а также для беспричальных грузовых операций при погрузке-разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут войти в порт.) и др.;

7. вида сообщения

Непрямое и др.

Виды грузовых перевозок и их классификация

Виды перевозки грузов.

- международные перевозки грузов.

Характеризуются тем, что пункт отправки груза и пункт назначения находятся в разных государствах. Для того чтобы доставить груз в пункт назначения иногда приходится пересекать несколько границ, а это в свою очередь связано с необходимостью получения соответствующих разрешений и прохождения множества процедур.

- межрегиональные перевозки

груза связаны с перемещением товара внутри одного государства из одного региона в другой, создавая выбор для потребителей и делая свою компанию конкурентоспособной. Данный вид перевозки грузов является наиболее распространенным среди коммерческих организаций, однако, несмотря на то, что государственные границы при доставке груза не пересекаются, тем не менее, для транспортировки необходимо получать соответствующие разрешения.

Также виды перевозки грузов различают по характеру транспортного средства - автомобильные, железнодорожные, авиаперевозки. При доставке грузов чаще всего используются автомобильные грузоперевозки, так как они являются наиболее оптимальными по затрате материальных средств. Однако если пункт назначения находится вдали от федеральных трасс, зачастую используют железнодорожные перевозки грузов. Авиа перевозки используются в случаях жесткого временного лимита, когда из-за потери времени возможны серьезный экономический урон предприятию, или в случае отсутствия кого-либо иного доступа к пункту доставки груза.



Так называемые мульти-модальные перевозки, это транспортировка груза в пункт назначения с применением нескольких транспортных средств: автомобильного транспорта, железнодорожного, морского или авиа перевозок. Данный вид перевозки грузов используется при международных транспортировках и необходимости прохождения нескольких географических препятствий.
Для удобства заказчика многие грузоперевозяшие компании используют так называемые сборные грузы. В случае если заказчику необходимо доставить небольшой груз и заказывать контейнер экономически невыгодно, предлагается именно этот способ. Товар заказчика привозят на склад консолидации, где накапливают заказы на перевозку груза по тому же или сходному маршруту, груз отправляется по месту назначения. В данном случае заказчик оплачивает конкретное место, занимаемое его грузом, причем груз может состоять из одной коробки.

Классификация грузов

Научное определение понятия «классификация грузов», представляет из себя распределение перевозимых грузов по разделам, группам и позициям.
Грузы могут различаться своей принадлежностью к той или иной отрасли хозяйства. Также различают грузы по назначению – сырье, готовая продукция, топливо, товары бытовой химии, бытовая техника, скоропортящиеся и опасные грузы и т.д., по видам подвижного состава и по транспортным признакам, таким как объемность, габаритность, громоздкость и т.д. Часто один и тот же груз может классифицироваться по-разному в зависимости от выбранного признака.



Классификация грузов по признакам:

1) по способу погрузки-выгрузки. Различают следующие виды грузов:

а) штучные;

б) навалочные;

в) наливные грузы.

Существует грузы, постоянно относящиеся одному классу. Классификация таких грузов выглядит следующим образом:

Обычные.

грузы, масса которых не превышает величин установленных предприятием - изготовителем для данного транспортного ср-ва, предназначенного для использования на дорогах общего пользования, а габаритные размеры груза и ТС соответствуют правилам дорожного движения.

Опасные грузы.

К опасным грузам относятся предметы или вещества, транспортировка которых чревата нанесением вреда здоровью людей, окружающей среде, а также порчей имущества. Существует специальный список опасных товаров – IATА Dangerous Goods Regulations. Опасные грузы занимают особое место в классификации грузов, так как их транспортировка связана с риском и должна производиться с соблюдением строжайших мер безопасности. Кроме того, существует ряд правил и требований не только непосредственно к самой перевозке таких грузов, но и к подвижному составу, оборудованию грузовых автомобилей, перевозящих такие грузы, и наличию специально подготовленного экспедитора.

Скоропортящиеся грузы.

К ним относятся грузы, требующие особых условий хранения (уровень влажности, температурный режим) и сроков доставки, иначе при перевозке они придут в негодность или потеряют свои ценные качества. Под классификацию таких грузов попадают, в основном, пищевые продукты.

Одним из самых распространенных видов деятельности сегодня является торговля, соответственно очень востребованными будут такие услуги, как транспортировка товара, объемы которого растут с каждым днем. В зависимости от назначения или от вида транспорта перевозки бывают различных видов.

Бывает необходимо переместить товар из одной части страны в другую, а последнее время приобретает популярность такой вид транспортировки, как доставка из европы в Россию.

Виды перевозок в логистических компаниях

Организацией транспортных перевозок и составлением маршрутов следования занимаются компании по логистике.

Они выделяют такие основные виды транспортировки грузов:

  • межрегиональные;
  • внутренние;
  • международные.

Для осуществления каждого из этих видов есть определенный порядок, регламент и правила. Самыми трудоемкими по процессу оформления являются международные перевозки, так как для их осуществления необходимо собрать пакет некоторых документов, а это иногда занимает значительное время.

Региональные (внутренние) перевозки – самый распространенный вид этой деятельности. Здесь есть возможность транспортировать груз различного характера и назначения.

Транспортные перевозки могут осуществляться с помощью различного вида транспорта. Поэтому они делятся на:

  • Воздушные. Оплата за услуги в этом случае будет зависеть от веса перевозимого груза, который будет передан в распоряжение получателя после предъявления удостоверения личности и некоторых других документов, касающихся непосредственно оформления сделки по транспортировке.
  • Автомобильные. С помощью автомобиля можно перевозить груз для нескольких получателей, а при необходимости можно перевозить что-либо объемное несколькими машинами. В таком случае пакет документов формируется для каждого автомобиля отдельно.
  • Железнодорожные перевозки осуществляются на основании железнодорожной накладной, которая является заменой договора. В европейских странах участники этого вида транспортировки ориентируются на Конвенцию о международных железнодорожных перевозках.
  • Морские. Этот вид перевозок бывает с регулярным маршрутом (линейный) и без такового (трамповой). Для каждого предусмотрен свой пакет документов.

Транспортные перевозки – очень важный вид современного сервиса.

По числу видов транспорта, участвующих в доставке товаров и пассажиров, системы доставки делятся на одновидовые (юнимодальные) и многовидовые (мультимодальные и интермодальные). На рис.1. представлена иерархическая пирамида (структура) технологии и организации перевозок. В вершине этой пирамиды находятся интермодальные перевозки, ниже -мультимодальные и юнимодальные межрегиональные перевозки, далее -внутриобластные и городские перевозки специализированными транспортными предприятиями и, наконец, местные перевозки отдельными предпринимателями и собственным транспортом производственных и коммерческих структур.

Рис. 1.

Юнимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным, как правило, в тех случаях, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки.

Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на перевозки. Например, при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей в конечном пункте доставки целесообразнее применять железнодорожный транспорт, при мелкопартионных отправках на короткие расстояния -автомобильный.

Смешанная перевозка грузов (смешанная раздельная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта (железнодорожно-автомобильная, речная-автомобильная, морская-железнодорожная и т.п.). При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла.

Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. В силу этого грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый из них производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута.

Комбинированная перевозка отличается от смешанной наличием более чем двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено структурой дистрибутивных каналов (или логистических каналов снабжения), когда, например, отправка крупных партий производится с завода-изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли осуществляется автомобильным транспортом.

Одновидовая система, несмотря на внешнюю простоту и широкое распространение, усложняется за счет эксплуатации автомобилей и автопоездов различной грузоподъемности на этапах подсбора грузов, формирования укрупненных отправок, особенно в условиях терминальной системы.

Интермодальная система является более сложным вариантом с точки зрения решения коммерческо-правовых, финансово-экономических, организационно-технических аспектов доставки и вопросов развития транспортной инфраструктуры.

Под интермодальной понимается система доставки грузов в международном сообщении несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу и передачи грузов в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца в единой грузовой единице (или транспортном средстве).

Системообразующим элементом выступает интермодальная грузовая единица, которая допускает таможенное пломбирование в ней груза согласно международным требованиям, исключающее доступ к грузу без срыва пломбы. Основой современных интермодальных перевозок грузов являются контейнеры международного стандарта ISO. Однако могут использоваться и другие грузовые единицы, но отвечающие следующим требованиям: позволяют применять комплексную механизацию перегрузочных работ в портах и пунктах перевалки; отвечают международным или региональным стандартам. К ним можно отнести контрейлеры, трейлеры, сменные кузова, пакеты и блок-пакеты груза.

Мультимодальные перевозки - это прямые смешанные перевозки по меньшей мере двумя различными видами транспорта и, как правило, внутри страны.

При интермодальных и мультимодальных перевозках договор грузоперевозки с грузоотправителем от имени перевозчиков, принимающих участие в ее осуществлении, заключает первый перевозчик (оператор). Договор считается заключенным с момента приемки груза к грузоперевозке, удостоверенной подписями отправителя и транспортной организации и календарным штемпелем последней. Сроки доставки груза исчисляются по совокупности срока его доставки каждым перевозчиком в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта. Каждый перевозчик несет ответственность за груз с момента принятия его от отправителя или другого перевозчика до момента передачи его смежному виду транспорта или выдачи грузополучателю.

Основные принципы функционирования интермодальных и мультимодальных систем заключаются в следующем:

  • 1) единообразный коммерческо-правовой режим, предусматривающий:
  • 1. совершенствование правил перевозок грузов (в частности, контейнеров) в международном сообщении на всех видах транспорта с целью их взаимной увязки в соответствии с выбранными критериями эффективности логистической транспортной системы;
  • 2. упрощение таможенных процедур;
  • 3. разработку и внедрение новых унифицированных перевозочных документов для внутреннего транспорта (транспорта общей интермодальной цепи, но функционирующего только на территории своей страны), учитывающих общий критерий логистической транспортной системы;
  • 4. использование стандартных коммерческих и перевозочных документов международного образца для работы на внешнем транспортном рынке.
  • 2) комплексное решение финансово-экономических аспектов функционирования системы, включающее:
  • 1. установление унифицированных тарифных правил грузоперевозки транзитных грузов и грузов внешней торговли в международном сообщении;
  • 2. разработку метода обоснованного распределения сквозного фрахта в СКВ между всеми звеньями логистической транспортной цепи;
  • 3. разработку механизма финансовой ответственности за нарушение качества услуг для каждого звена логистической транспортной цепи.
  • 3) использование систем электронного обмена данными, обеспечивающих слежение за передвижением груза, передачу информации и связь;
  • 4) единство всех звеньев транспортной цепи в организационно-технологическом аспекте, единая форма взаимодействия и координация всех звеньев транспортной цепи, обеспечивающих это единство;
  • 5) кооперация всех участников транспортной системы;
  • 6) комплексное развитие транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.

Необходимым условием функционирования интер- и мультимодальных перевозок является наличие информационной системы, с помощью которой осуществляется исполнение заказа, т.е. планирование, управление и контроль всего процесса доставки груза благодаря опережающей, сопровождающей и заканчивающей процесс доставки информации.

Наличие оператора определяет схему взаимодействия всех звеньев транспортной цепи в коммерческо-правовом, организационно-технологическом и финансово-экономическом аспектах, а также ряд отличительных признаков, относящихся к коммерческо-правовому аспекту функционирования интермодальных и мультимодальных транспортных систем, в числе которых:

  • 1. единый транспортный документ международного образца;
  • 2. наличие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи;
  • 3. единая ответственность за исполнение договора и сохранность груза;
  • 4. единая сквозная ставка фрахта.

Каждые из приведенных видов перевозок обладают специфическими особенностями в технологии, организации и управлении, но они имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем доставки.

Транспортировка – это изменение местонахождения грузов при соблюдении принципа экономичности (сокращении стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются временные, финансовые и экологические ресурсы.

Следовательно, главная цель транспортировки – доставить товары в место назначения как можно быстрее, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды. Нужно также свести к минимуму потери и порчу транспортируемых грузов при одновременном выполнении требований заказчиков к своевременности доставки и к предоставлению информации о грузах в пути.

При осуществлении закупок и доставки материальных ресурсов, а также дистрибуции готовой продукции потребителям фирма-производитель может использовать различные варианты транспортировки.

По числу видов транспорта, участвующих в доставке товаров и пассажиров, системы доставки делятся на одновидовые (юнимодальные) и многовидовые (мультимодальные и интермодальные) . На рис.1. представлена иерархическая пирамида (структура) технологии и организации перевозок. В вершине этой пирамиды находятся интермодальные перевозки, ниже –мультимодальные и юнимодальные межрегиональные перевозки, далее –внутриобластные и городские перевозки специализированными транспортными предприятиями и, наконец, местные перевозки отдельными предпринимателями и собственным транспортом производственных и коммерческих структур.

Рис. 1. Иерархическая структура перевозок

Юнимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным, как правило, в тех случаях, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки.

Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на перевозки. Например, при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей в конечном пункте доставки целесообразнее применять железнодорожный транспорт, при мелкопартионных отправках на короткие расстояния -автомобильный.

Смешанная перевозка грузов (смешанная раздельная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта (железнодорожно-автомобильная, речная- автомобильная, морская- железнодорожная и т.п.). При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла.

Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. В силу этого грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый из них производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута.

Комбинированная перевозка отличается от смешанной наличием более чем двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено структурой дистрибутивных каналов (или логистических каналов снабжения), когда, например, отправка крупных партий ГП производится с завода-изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли осуществляется автомобильным транспортом.

Одновидовая система, несмотря на внешнюю простоту и широкое распространение, усложняется за счет эксплуатации автомобилей и автопоездов различной грузоподъемности на этапах подсбора грузов, формирования укрупненных отправок, особенно в условиях терминальной системы.

Интермодальная система является более сложным вариантом с точки зрения решения коммерческо-правовых, финансово-экономических, организационно-технических аспектов доставки и вопросов развития транспортной инфраструктуры.

Под интермодальной понимается система доставки грузов в международном сообщении несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу и передачи грузов в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца в единой грузовой единице (или транспортном средстве).

Системообразующим элементом выступает интермодальная грузовая единица, которая допускает таможенное пломбирование в ней груза согласно международным требованиям, исключающее доступ к грузу без срыва пломбы. Основой современных интермодальных перевозок грузов являются контейнеры международного стандарта ISO. Однако могут использоваться и другие грузовые единицы, но отвечающие следующим требованиям: позволяют применять комплексную механизацию перегрузочных работ в портах и пунктах перевалки; отвечают международным или региональным стандартам. К ним можно отнести контрейлеры, трейлеры, сменные кузова, пакеты и блок- пакеты груза.

Мультимодальные перевозки - это прямые смешанные перевозки по меньшей мере двумя различными видами транспорта и, как правило, внутри страны.

При интермодальных и мультимодальных перевозках договор грузоперевозки с грузоотправителем от имени перевозчиков, принимающих участие в ее осуществлении, заключает первый перевозчик (оператор). Договор считается заключенным с момента приемки груза к грузоперевозке, удостоверенной подписями отправителя и транспортной организации и календарным штемпелем последней. Сроки доставки груза исчисляются по совокупности срока его доставки каждым перевозчиком в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта. Каждый перевозчик несет ответственность за груз с момента принятия его от отправителя или другого перевозчика до момента передачи его смежному виду транспорта или выдачи грузополучателю.

Основные принципы функционирования интермодальных и мультимодальных систем заключаются в следующем:

1) единообразный коммерческо-правовой режим, предусматривающий:

· совершенствование правил перевозок грузов (в частности, контейнеров) в международном сообщении на всех видах транспорта с целью их взаимной увязки в соответствии с выбранными критериями эффективности логистической транспортной системы;

· упрощение таможенных процедур;

· разработку и внедрение новых унифицированных перевозочных документов для внутреннего транспорта (транспорта общей интермодальной цепи, но функционирующего только на территории своей страны), учитывающих общий критерий логистической транспортной системы;

· использование стандартных коммерческих и перевозочных документов международного образца для работы на внешнем транспортном рынке.

2) комплексное решение финансово-экономических аспектов функционирования системы, включающее:

· установление унифицированных тарифных правил грузоперевозки транзитных грузов и грузов внешней торговли в международном сообщении;

· разработку метода обоснованного распределения сквозного фрахта в СКВ между всеми звеньями логистической транспортной цепи;

· разработку механизма финансовой ответственности за нарушение качества услуг для каждого звена логистической транспортной цепи.

3) использование систем электронного обмена данными, обеспечивающих слежение за передвижением груза, передачу информации и связь;

4) единство всех звеньев транспортной цепи в организационно-технологическом аспекте, единая форма взаимодействия и координация всех звеньев транспортной цепи, обеспечивающих это единство;

5) кооперация всех участников транспортной системы;

6) комплексное развитие транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.

Необходимым условием функционирования интер- и мультимодальных перевозок является наличие информационной системы, с помощью которой осуществляется исполнение заказа, т.е. планирование, управление и контроль всего процесса доставки груза благодаря опережающей, сопровождающей и заканчивающей процесс доставки информации.

В настоящее время в мировой практике широко применяются различные системы электронного обмена данными, степень использования которых определяет уровень конкурентоспособности различных логистических транспортных систем на мировом рынке транспортных услуг. Принцип внедрения новых форм взаимодействия всех звеньев транспортной цепи особенно важен для функционирования интермодальной транспортной системы, поскольку эффективность такой системы существенно зависит от ее организации. Гарантом и организатором взаимодействия всех звеньев транспортной цепи в системе является оператор международной интермодальной доставки грузов.

Наличие оператора определяет схему взаимодействия всех звеньев транспортной цепи в коммерческо-правовом, организационно-технологическом и финансово-экономическом аспектах, а также ряд отличительных признаков, относящихся к коммерческо-правовому аспекту функционирования интермодальных и мультимодальных транспортных систем, в числе которых:

· наличие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи;

· единая сквозная ставка фрахта.

Каждые из приведенных видов перевозок обладают специфическими особенностями в технологии, организации и управлении, но они имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем доставки. Пример технологической схемы перевозки грузов автомобильным транспортом представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Технологические схемы перевозки грузов автомобильным транспортом:

а - одним видом транспорт; б - несколькими видами транспорта

В свою очередь, составляющие элементы доставки грузов или пассажиров характеризуются определенными, присущими только им закономерностями. Пользователи транспортных услуг в настоящее время отдают предпочтение таким показателям, как соблюдение временных графиков доставки грузов и пассажиров, ответственность за удовлетворение оговоренных потребностей, надежность доставки. Выполнение этих требований связано с достаточно точной временной оценкой звеньев доставки грузов и пассажиров, т.е. со знанием закономерностей изменения всех их элементов и установлением конкретных величин. Выявление закономерностей звеньев и элементов доставки является основой в системном построении всех возможных видов организации перевозок грузов и пассажиров.

Одной из причин низкой конкурентоспособности российских товаров является высокая доля затрат на транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров, уровень которых в 2–3 раза превышает аналогичные показатели индустриальных стран Запада. Это объясняется недостатками как транспорта, так и управления запасами, обусловленных общими недостатками командной системы, в особенности – отсутствием стимулов для экономии ресурсов. Это и отсутствие гибкости в деятельности транспортных предприятий, и огромный, неэффективно эксплуатируемый парк подвижного состава транспорта общего пользования и ведомственного транспорта, и неразвитая инфраструктура, и усложненная документация, и задержки в пунктах взаимодействия разных видов транспорта, и недостатки систем банковских операций и страхования грузов.

Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров - функция логистики, заключающаяся в планировании, организации и осуществлении доставки товаров от мест их производства до мест потребления с использованием оптимальных способов и методов.

Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) на автомобильном транспорте рассматривается как система доставки, включающая в себя перевозку товара от изготовителя до потребителя и выполнение связанных с ней погрузочно-разгрузочных работ, хранение (расфасовку, упаковку, складирование), страхование, финансовые услуги, информационные процессы и ведение документации. Процесс выполнения (помимо «чистой» перевозки) целого ряда работ, операций и услуг, комплекс которых обеспечивает эффективное распределение товаров, называется доставкой товаров.

По данным проведенных в США исследований, на стоимость транспортной составляющей процесса производства и распределения продуктов приходится до 1/3 цены конечного продукта. Поэтому эффективное транспортное обеспечение распределения товаров является одним из важных резервов экономии ресурсов.

Основными требованиями , предъявляемыми потребителями к услугам транспорта, являются следующие:

· надежность перевозок;

· минимальные сроки (продолжительность) доставки;

· регулярность доставки груза;

· гарантированные сроки доставки, в том числе доставка груза точно срок;

· безопасность перевозок;

· обеспечение сохранности груза при доставке;

· удобства по приему и сдаче грузов;

· наличие дополнительных услуг;

· приспособляемость к требованиям клиентов (гибкость обслуживания);

· отлаженная система информации и документирования;

· сопровождение груза до конечного пункта назначения;

· организация доставки груза «от двери до двери»;

· приемлемая стоимость перевозки;

· возможность таможенной очистки (уплата таможенной пошлины и т.п.)

· оптимальная дислокация пунктов отправления и доставки;

· возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположении груза.

При проведении опроса 145 фирм-грузоотправителей в ФРГ выяснилось, что 35% наибольшее значение придают стоимости доставки, 31% - срокам доставки, 14% гибкости обслуживания и 10 % надежности доставки.

В США были проведены исследования свыше 350 фирм различных отраслей с целью изучения участия экспедиторских фирм-перевозчиков в логистической деятельности грузовладельцев. Анализ показал, что экспедиторы предоставляют грузовладельцам следующие основные виды услуг, связанных с выполнением функций логистики:

· выполнение расчетов с получателями за доставляемые грузы (эту функцию передают экспедиторам 70 % их клиентов);

· складирование продукции и сырья (22 %);

· выбор наиболее выгодного варианта доставки (22 %);

· согласование с перевозчиками применяемых тарифов (21%);

· контроль продвижения грузов (15%);

· создание информационных систем для хранения и обработки данных (13%);

· организация и осуществление электронного обмена данными с партнерами (12%);

· эксплуатация парка подвижного состава, принадлежащего фирме (11%);

· отслеживание прохождения заказов (7%);

· контроль за уровнем материальных запасов фирмы (7%).

Интермодальная система - система доставки грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с передачей грузов в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца.

Договор перевозки с грузоотправителем от имени перевозчиков, принимающих участие в его осуществлении, заключает первый перевозчик (оператор). Договор считается заключенным с момента приемки груза к перевозке, удостоверенной подписями отправителя и транспортной организации и календарным штемпелем последней.

Сроки доставки груза исчисляются по совокупности срока его доставки каждым перевозчиком в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта. Каждый перевозчик несет ответственность за груз с момента принятия его от отправителя или другого перевозчика до момента передачи его смежному виду транспорта или выдачи грузополучателю.

Примером интермодальной системы являются транзитные перевозки товаров международной торговли в крупнотоннажных контейнерах.

Наличие экспедитора определяет ряд отличительных признаков, относящихся к коммерческо-правовому аспекту функционирования интермодальной транспортной системы:

· единый транспортный документ международного образца;

· доставка "от двери до двери" либо в других границах, предусмотренных единым транспортным документом;

· единая ответственность за исполнение договора и сохранность груза;

· сквозная единая ставка фрахта.

Гарантом и организатором взаимодействия всех звеньев транспортной цепи является экспедитор.

Исследование и анализ проблемы качества транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей показали, что в основе существующих концепций обслуживания лежит утверждение, что высокий уровень качества транспортных услуг достигается при условии обеспечения комплексного обслуживания. Иными словами, чем больше услуг будет оказано потребителям, тем выше будет уровень качества обслуживания. Вместе с тем в условиях рынка обслуживание с более широким ассортиментом предлагаемых услуг, чем это необходимо потребителю, обходится последнему дороже.

Есть несколько видов транспортных перевозок. Рассмотрим, какие существуют вообще и в чем их особенности. Такая информация позволит вам выбрать наиболее подходящий вид транспорта для организации грузо- или пассажироперевозок.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При переезде на другое место жительства или при необходимости перевезти какой-то груз возникает вопрос – как организовать грузоперевозку и каким видом транспорта лучше воспользоваться.

Ведь каждому хочется не только сэкономить, но и обеспечить сохранность груза, получить гарантию своевременности его доставки.

Транспортные услуги предлагаются многими компаниями. Одни из них могут осуществить перевозку груза в пределах города, другие – в пределах страны, третьи доставят груз в любую точку за рамками России.

По виду транспорта

Транспорт может быть воздушным, морским, железнодорожным, автомобильным. Каждый из таких видов может использоваться для перевозки груза. Только вот целесообразность использования определенного транспортного средства не всегда оправдана.

К примеру, не выгодно транспортировать большие объемы грузов фурами, делая несколько ходок, тогда, как железнодорожный состав может этот же объем доставить за один маршрут.

А если объект должен быть доставлен срочно, то не желательно пользоваться услугами морских видов транспорта.

Рассмотрим особенности перевозок каждым видом транспорта.

Автомобильные

Автомобильным транспортом можно перевезти ограниченные объемы груза. Если речь идет о нескольких сотнях тонн груза, то использование такого вида транспортных средств является и вовсе нецелесообразным.

При организации грузоперевозки автомобильным транспортом учитывается:

  • какого характера груз;
  • какое состояние дороги;
  • срок, в течение которого должна быть обеспечена поставка;
  • особенности транспорта.

Именно на основании таких данных можно разработать маршруты, по которым будет доставляться груз.

Средствами сообщения может быть:

  • автомобиль;
  • автобус;
  • прицеп;
  • полуприцеп.

Путь сообщения – автомобильная дорога.

Автомобильным транспортом перевозится 4/5 объема перевозок, которые вообще осуществляются.

По способу выполнения перевозки выделяют:

  • местную (осуществляется одной автотранспортной организацией);
  • прямого сообщения (несколькими фирмами);
  • смешанного сообщения (если используется несколько видов транспортных средств).

По организационным признакам:

  • централизованная;
  • децентрализованная (получатель груза сам занимается организацией поставки).

Плюс автоперевозок:

  • поставка будет регулярной;
  • можно перевозить небольшие партии;
  • нет строгого требования по упаковке груза.

Минусы:

  • себестоимость будет высокой;
  • высокий риск кражи грузов, хищения транспорта;
  • небольшая грузоподъемность;
  • некачественные дороги, что может повлиять на целостность груза и скорость доставки;
  • материально-техническая база дорогая;
  • машины экологически неблагоприятны, и поэтому снижается возможность его применения.

Железнодорожные

Железнодорожным составом можно перевезти намного больше, чем автотранспортом. Да и не возникает необходимости разрабатывать маршрут.

Железная дорога круглый год находится в одном и том же состоянии, а скорость движения поезда определить легче, чем автотранспорта.

Если учитывать количество груза согласно накладным, грузоперевозки выполняют такими видами отправок:

  • мелкой – груз имеет массу не больше 5 т и объем до 1/3 вместимости вагонов;
  • малотоннажной – масса 10 – 20 т, объем – половина вагона;
  • повагонной – нужен весь вагон;
  • групповой – используется не один вагон, но и не весь маршрут;
  • маршрутной – весь железнодорожный состав.

Плюсы:

  • поезда могут перевозить любые объемы груза;
  • перевозки могут быть организованы регулярно и на большое расстояние;
  • себестоимость не отличается высокими показателями;
  • могут предоставляться скидки;
  • железные дороги имеют высокую провозную, пропускную способность.

Минусы:

  • перевозчиков немного;
  • нереально осуществить доставку на территорию, где нет железнодорожных путей.

Авиаперевозки

Авиаперевозки считаются самыми дорогими, но и самыми быстрыми. Минус – если есть необходимость в доставке груза больших объемов (как на поезде), реализовать ее не получится. Да и люди с опаской относятся к тому, что самолеты летают над землей и есть риск того, что они могут упасть.

Плюс:

  • груз будет доставлен в минимальные сроки;
  • есть возможность достижения отдаленного региона;
  • обеспечивается сохранность груза.

Водные

При использовании речного транспорта можно осуществить перевозку:

  • внутреннюю – в рамках одного пароходства;
  • прямую – 2 и более пароходств;
  • прямую водную – когда участвуют пароходства;
  • смешанную – если используется не один вид транспортных средств.

По размеру партии:

  • судовые – грузы по одному наименованию, что сдается по 1 накладной, или грузы однородного плана, когда сдается несколько накладных, если пункт назначения — один;
  • сборные – при массе более 20 т, если нет достаточного количества, чтобы загрузить отдельное судно;
  • мелкие – груз до 20 т, если сдается одна накладная.

С учетом того, насколько срочно стоит осуществить доставку:

  • с большой скоростью;
  • с грузовой скоростью.

Если груз перевозится морским транспортом, стоит различать:

  • по виду – сухогрузная, наливная;
  • с учетом вида плавания – малые (не выходя в воды другого государства), большие (между портами одного государства) каботажи, заграничный вид плавания.

Недостатки:

  • морской транспорт зависит от погодных условий;
  • нужно строить сложное портовое хозяйство;
  • перевозки осуществляются медленно;
  • к упаковке груза выдвигаются высокие требования.

Виды автомобильных перевозок и их особенности

Самые востребованные грузоперевозки – те, что осуществляются автотранспортом. Именно поэтому стоит рассмотреть все нюансы их проведения.

По виду груза

Транспортироваться может груз или пассажиры. Определим, какого вида могут быть такие перевозки.

Грузовые

С учетом партий груза выделяют:

  • массовую перевозку;
  • мелкую.

С учетом периода освоения:

  • постоянную, что осуществляет круглый год;
  • сезонную, что повторяется в определенные времена года;
  • временную – эпизодическая перевозка.

Если планируется перевозка опасного груза, стоит учитывать все ее особенности.

Опасным грузом считаются материалы и вещества, которые угрожают здоровью и жизни граждан или могут навредить природе. Это:

  • сжиженный газ;
  • легковоспламеняющееся и взрывоопасное вещество;
  • едкий химический продукт;
  • коррозийный продукт;
  • радиоактивный материал;
  • инфекционное средство;
  • яд и т. д.

Для перевозки грузов такого типа стоит получить разрешение.

При автоперевозке следует выполнить такие требования:

  1. Получите разрешение.
  2. Авто должно быть допущено к осуществлению перевозок такого груза.
  3. На контейнере и цистерне стоит ставить специальную информирующую надпись, создать информационную и аварийную карточку.
  4. Используются цистерны особого цвета, который предупредит окружающих о том, что перевозят опасные грузы.
  5. Выгрузка и загрузка должна производиться с использованием специального оборудования.
  6. Не допускается превышать норму грузоподъемности.
  7. Разрабатывая маршрут, стоит учитывать, что необходимо избегать большого города.
  8. Для водителей проводятся обязательные инструктажи, к тому же они должны быть высококвалифицированными специалистами.

Какие виды транспорта для перевозки опасных грузов могут использоваться? Допускается для транспортировки использование автомобильного, водного, железнодорожного, а в некоторых случаях и авиационного транспорта.

Рассмотрим особенности перевозки крупногабаритного груза.

Таковыми считаются грузы, что дают большие нагрузки на ости транспорта. Все нормативы перевозок отражены в соответствующей Инструкции, что была утверждена Минтранспортом России.

Выделяют несколько групп:

  • загородный дом;
  • оборудование для добычи нефти и для переработки;
  • станок и т. д.

При выборе транспорта учитывается вес и размеры грузов. К примеру, в зависимости от ситуации, может использоваться:

  • низкорамная платформа, что имеет открытый верх;
  • тентованная платформа.

Если груз будет негабаритным, то обязательно сопровождать его.

Пассажирские

При организации пассажирской перевозки используют легковые виды транспорта и автобус.

Последние в основном движутся по определенному маршруту:

  • пригородному;
  • междугородному;
  • городскому.

Первые два маршрута могут включать сельский маршрут. Допускается также перевозка, что связывает несколько населенных пунктов с:

  • железнодорожной станцией;
  • пристанью;
  • аэропортом;
  • вокзалом и т. д.

Пассажирский тип перевозки может быть:

  • постоянным;
  • временным;
  • сезонным.

Могут также быть перевозки такого плана:

  1. Вахтовая, служебная. Используют частный, ведомственный автобус, что доставит граждан к месту работы в строго установленное время. Они же развезут людей после работы домой.
  2. Туристическо-экскурсионная. Выполняется по установленному туристическому маршруту, или согласно разовому индивидуальному заказу.
  3. Перевозка учеников (зачастую в сельской местности). Осуществляется автобусом, что принадлежит школе, колхозу, совхозу, или тем, что привлекается из АТП.

Легковая машина используется в качестве служебной, прокатной, или такси, индивидуального ТС для гражданина.

По территориальному признаку

Выделяют несколько групп автоперевозок:

  1. Технологического плана. Имеется в виду перемещение грузов по стройплощадке или в рамках одной компании.
  2. Городскую группу перевозок, если груз транспортируется в пределах города.
  3. Пригородную. Территориальный предел – 50 километров от города.
  4. Внутри- и межрайонную. Груз перевозится в рамках одного административного и экономического территориального округа и между соседствующими регионами.
  5. Междугородную – больше 50 километров между несколькими территориальными округами.
  6. Международную, когда груз транспортируется за рамки государства.

По принадлежности к отрасли

Существуют такие виды транспортных перевозок грузов:

  • транспортировка торгового груза;
  • промышленного;
  • строительного;
  • почтового;
  • сельскохозяйственного;
  • транспортировка объектов коммунальных хозяйств;
  • имущественных объектов граждан.

Самый дешевый

Считается, что самый доступный вид транспорта для перевозки грузов
– морской. Контейнеры являются вместительными. Но вот такие транспортировки грузов и наиболее сложные, трудновыполнимые.

Стоит соблюдать все требования заказчиков и фирмы, что предоставляет транспортные услуги.

Морская грузоперевозка хотя и является затратной по энергетическим и трудовым ресурсам, но компенсируется за счет предоставляемых возможностей.