Подвижной пункт управления. Пункт управления подвижный Подвижной пункт управления мчс

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ в качестве подвижного пункта управления. Подвижной пункт управления выполнен на базе грузового автомобиля, несущего кузов-фургон, включающий металлический каркас и имеющий отсеки. Металлический каркас кузова-фургона служит основой для пятислойных сэндвич-панелей толщиной 65-75 мм с двухсторонним пластиковым покрытием и пенополистирольным наполнителем. Внутреннее пространство кузова-фургона разделено на три равных по объему отсека, последовательно расположенных по ходу движения: оперативный, отсек руководителя и вспомогательный. Общая входная дверь установлена на оперативном отсеке. Перегородки между отсеками снабжены раздвижными дверями. Изобретение позволяет обеспечить эффективность работы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 1 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.

Рисунки к патенту РФ 2313463

Предлагаемое изобретение относится к аварийно-спасательным машинам (АСМ), используемым при проведении аварийно-спасательных работ (АСР), к транспортным средствам доставки оборудования и персонала в зону ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), и может быть использовано для оперативной работы комиссии по ЧС в полевых условиях при возникновении аварий и катастроф, для обеспечения выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мероприятий по оказанию медицинской помощи пострадавшим, связи и оповещения в ходе ликвидации последствий ЧС, наращивания усилий по ликвидации ЧС (во втором эшелоне сил и средств), а также для работы комиссии в тяжелых природно-климатических условиях.

Известны машины для перевозки оснащения и оборудования в зону ЧС с дополнительными элементами фиксации и элементами крепления перевозимого оборудования и устройств (патенты 2006392 С1, В60R 7/00, 1994 г.; А.С.625955, В60R 7/12, 1978 г. и др.). Однако кузова этих машин и характер распределения оснащения внутри кузова не обеспечивают их использование как подвижной пункт управления.

Известны автобусы, оборудование как подвижной пункт управления для ликвидации ЧС. Однако они также не обеспечивают требований, предъявляемых к подобным объектам.

Ближайшим прототипом предлагаемого изобретения «Подвижной путь управления» является полезная модель «Аварийно-спасательная машина» по патенту РФ от 4.12.2003 г. №36316, 003 B60R 27/00, которая имеет металлический кузов-фургон, разделенный на грузовой и обитаемый отсеки. АСМ по этому патенту служит для перевозки аварийно-спасательных средств (АСС) и персонала в зону ЧС, но не может быть использована как подвижной пункт управления (ППУ) из-за недостаточных размеров отсеков неоптимального соотношения их объемов, из-за отсутствия надежной термоизоляции фургона и по ряду других причин.

Целью предлагаемого изобретения «Подвижной пункт управления» является обеспечение эффективной работы комиссии по ЧС, осложненной различными факторами (бездорожье, удаленность от мест дислокации, погодные и климатические условия и т.д.).

Эта цель достигается за счет того, что металлический каркас кузова служит основой для пятислойных сэндвич-панелей толщиной 65-75 мм с двухсторонним пластиковым покрытием и пенополистирольным наполнителем, а внутреннее пространство фургона разделено на три равных по объему отсека, последовательно расположенных по ходу движения (оперативный, отсек руководителя и вспомогательный), при этом общая входная дверь установлена на оперативном отсеке, перегородки между отсеками снабжены раздвижными дверями, а также за счет того, что отсеки оборудованы и оснащены в соответствии с их предназначением для оперативной работы комиссии по чрезвычайным ситуациям устройствами связи, питания, отдыха, оповещения, освещения, организации аварийно-спасательных работ.

На фиг.1 показана планировка подвижного пункта управления, на фиг.2 изображен общий вид на ППУ с правого борта, на фиг.3 - вид сверху, на фиг.4 - вид сзади.

Монтажная база ППУ - шасси 1 КАМА3-43118 с кабиной 2, имеющей одно спальное место.

Специализированный кузов-фургон (далее по тексту фургон) оснащен необходимым оборудованием для оперативной работы комиссии по ЧС: связь, организация аварийно-спасательных работ, питание и отдых. Фургон 3 разделен на три отсека: оперативный - 4, отсек руководителя - 5 и отсек вспомогательный - 6. Оборудование размещается внутри и на внешней стороне фургона, в металлических ящиках под фургоном, а также внутри кабины водителя.

Основание фургона состоит из металлического каркаса лестничного типа и несущего пола. Пол фургона представляет собой сэндвич-панель, выполненную из склеенных между собой фанерных обкладок, фанерного каркаса и утеплителя из экструдированного пенополистирола. Наружная поверхность пола ламинирована. Изнутри пол фургона покрыт линолеумом.

Фургон изготавливается из пятислойных сэндвич-панелей общей толщиной 65-75 мм с двухсторонним пластиковым покрытием и пенополистирольным наполнителем. Цвет фургона и кабины - белый.

Такое исполнение фургона обеспечивает его надежную термоизоляцию. За счет эластичного наполнителя создается «мягкая» подушка, воспринимающая и нейтрализующая температурные деформации, что в свою очередь исключает коробление стенок кузова.

Экспериментально установлено, что пять слоев сэндвич-панелей необходимо и достаточно для достижения указанных характеристик фургона, при этом толщина стенки фургона должна составить 65÷75 мм. В результате создаются благоприятные условия для работы комиссии по ЧС при температуре окружающего воздуха от -40° до +40°С и относительной влажности воздуха до 96% при температуре +25°С.

Оперативный отсек 4 предназначен для посменной работы оперативной группы и отдыха двух человек, размещения средств связи и оповещения, оргтехники и другого оборудования.

Вход в отсек и фургон - через дверь 7 на правой стене фургона. В двери установлено окно 8. Входная дверь укомплектована датчиком сигнализации открытой двери. Дверь закрывается замком на ключ и фиксируется в открытом положении. Под дверью находится раскладная лестница 9 для входа в отсек. Слева от входа установлен поручень.

Вдоль левой стены располагается мягкий двухъярусный лежак (диван) 10. Верхний лежак 11 откидывается вниз и является спинкой для нижнего лежака. Размеры лежаков 1980×600 мм. Под диваном располагается вещевой ящик. К потолку прикреплена штора для изолирования отдыхающей смены от отсека.

Под диваном устанавливается автономный дизельный отопитель 12. Подача воздуха от отопителя в отсеки - по воздуховоду, расположенному вдоль левой стены фургона. Пульт управления отопителем находится на боковой стенке вещевого ящика.

В перегородке между отсеками установлены раздвижные двери 13 (845×735 мм), в которые вставлены зеркала.

На левой стене фургона предусмотрено окно с открывающейся створкой (состоит из пластиковых рам и стеклопакета из «каленых» стекол). Створка окна открывается вдоль вертикальной и горизонтальной осей.

Слева от входной двери располагается шкаф 14 для одежды. Шкаф имеет три отдела. Верхний отдел - для головных уборов, средний отдел - для верхней одежды, нижний отдел - для обуви.

По передней стенке установлены две стойки 15 и 16 для размещения средств связи, документации и оргтехники с индивидуальной подсветкой.

В правой стойке внизу установлен сейф для документов. Доступ к сейфу осуществляется через дверцу с торца стойки. Дверца закрывается ключом на замок.

На передней стенке в проеме между стойками размещаются антенны моноблока, переговорное устройство кабина-фургон, вентилятор 12 В и стенд для оформления доски документации.

В середине отсека располагается рабочий стол 17 операторов, который одной стороной примыкает к большой стойке для размещения средств связи. Крышка стола состоит из неподвижной и дополнительной откидывающейся части. Размер стола 900х500, а в разложенном положении 900×1000 мм. На полу между стойками устанавливается поворотное кресло 18 оператора. На стойке справа от входа размещается электрошкаф и вешалка для одежды, на полу закреплен огнетушитель.

Отсек руководителя 5 предназначен для проведения заседаний комиссии по ЧС и отдыха 1 человека, для размещения специального бытового оборудования и документации.

Отсек размещен в средней части фургона и отделен от других отсеков перегородками с раздвижными дверями, с врезными замками и двусторонними ручками.

На левой и правой стене установлены окна с открывающейся створкой (состоит из пластиковых рам и стеклопакета из «каленых» стекол). Створки окон открываются вдоль вертикальной и горизонтальной оси петель.

По левому борту вдоль перегородок установлены развернутые друг к другу мягкие сиденья 19 со спинкой и подголовниками, а под ними оборудованы рундуки для оборудования.

Между сиденьями установлен стол 20 с металлическим сейфом для документов. Крышка стола состоит из неподвижной и дополнительной откидывающейся частей 21. Размер стола 1000×700, а в разложенном положении 1600×700 мм. Доступ к сейфу осуществляется через дверцу с правой стороны стола. Дверца закрывается ключом на замок.

Вдоль правой стены располагается мягкий диван со спинкой 22. Размер сиденья дивана 1915×650 мм. В рундуке под диваном установлен бак 23 для воды, выполненный из нержавеющей стали, емкостью 210 л, с запорной арматурой.

Над диваном выше окна предусматривается антресоль с четырьмя отсеками для документов, посуды и постельного белья. В углу на специальной подставке установлен стационарно телевизор 24. Туда же выведен штекер телевизионной антенны, установленной на крыше фургона.

На перегородках выше подголовников установлены стенды для оформления досок документации.

На потолке отсека монтируется кондиционер, на левой стене - вентилятор.

Вспомогательный отсек 6 предназначен для размещения специального оборудования, а также кухонного, технического и сантехнического модулей.

В правой стене установлено окно 25 (оно же аварийный выход) с открывающейся створкой (состоит из пластиковых рам и стеклопакета из «каленых» стекол). Створка окна открывается вдоль вертикальной и горизонтальной осей.

На потолке отсека смонтирован вентиляционный люк 26 (он же аварийный выход).

Вдоль правой стенки установлен шкаф 27 для одежды и кухонный модуль, который представляет собой комбинированный стол, а над ним навесной шкаф для посуды и продуктов.

Размеры кухонного стола 1550×620 мм, он состоит из трех отсеков - слева мойка, под ней установлена канистра для питьевой воды на 20 л и ведро для мусора, в центре - холодильник, справа - шкаф с двумя выдвижными ящиками для посуды и нижний отсек, в котором закреплены два термоса (3 л).

На кухонном столе закреплена микроволновая печь 28. Над печью установлен вытяжной зонт.

Над мойкой установлен проточный водонагреватель. Мойка оборудована насосом для подачи воды (24 В) На дверце мойки расположен выключатель насоса. Слив воды из мойки через пол на грунт.

Вдоль левой стены установлен сантехнический модуль и шкаф для белья, одежды и средств личной защиты.

Сантехнический модуль отделен от отсека перегородками. В нем установлены: поддон душа 29; смеситель, биотуалет 30, проточный водонагреватель, умывальник, полка для туалетных принадлежностей, держатель туалетной бумаги, зеркало, крючки для одежды и полотенец, вытяжной вентилятор 12 В с пультом управления, выключатель водяного насоса 24 В, розетка 220 В.

У задней стены к сантехническому модулю примыкает технический модуль, который представляет собой металлический шкаф с отсеками для размещения оборудования и инвентаря. Дверь шкафа распашная и закрывается на замок.

Между кухонным и техническим модулями на задней стенке установлены крючки для спецодежды и кухонных полотенец. На стенке технического модуля закреплено откидное сиденье.

Дверцы всех шкафов, ящиков, откидные; столешницы столов, а также лежаки спальных мест в отсеках в транспортном положении фиксируются защелками. На всех окнах установлены тканевые сдвижные шторы.

Сзади автомобиля под фургоном установлены герметичные металлические ящики для оборудования. Дверцы ящиков имеют проушины для запирания на навесной замок. В ящике справа установлен дизель-генератор. В ящике слева уложены два штыря заземления с кабелем, силовой кабель длиной 40 м, канистра для топлива емкостью 20 л, подставки для стержневых вех, катушка с телефонным кабелем, буксирный трос и часть ЗИП базового автомобиля. На ящике закреплены два противооткатных упора.

На крыше фургона смонтирована рабочая площадка с нескользящим покрытием и ограждением высотой 150 мм. В передней части установлены два рупорных громкоговорителя, антенны KB радиостанции, антенна радиомодема; в середине правого борта - телевизионная антенна; в задней части - два проблесковых маяка.

На передней стене фургона расположена лестница для подъема на крышу и топливный бак отопителя. Фургон оборудован габаритными фонарями.

ППУ укомплектовывается буксирным тросом длиной 6 метров и жестким буксиром. Буксир закреплен на кронштейнах к ящикам фургона, а трос уложен в ящик для инструментов.

Фургон крепится к раме шасси при помощи упругих опор в передней части и жестких опор в средней и задней частях фургона.

Для организации работ по ликвидации последствий ЧС и оповещения населения, передачи специальных световых и звуковых сигналов, речевых команд и сообщений, ППУ комплектуется средствами связи и оповещения.

Радиостанция «MOTOROLA GM160» установлена в кабине, предусмотрена возможность переноса выносной панели в фургон. Радиостанция «ICOM-706» установлена в фургоне, в большой стойке для оборудования.

Фургон оборудован комплектом бесшнуровых телефонов стандарта DECT GOODWIN LUND, телефоном с выносной трубкой PANASONIC, телефаксом и портативными радиостанциями Р-080.

На крыше кабины автомобиля установлена сигнально-громкоговорящяя установка СГУ-120/3. Пульт управления СГУ расположен в кабине на передней панели.

Громкоговорители, установленные на крыше фургона, подключены к усилителю мощности типа SYS-2240 с тюнером, магнитолой, CD. Проблесковые фонари ФП-1 установлены на крыше фургона в задней части

Сигнально-громкоговорящая установка и проблесковые маяки подсоединены к блоку предохранителей в кабине водителя. Выключатель проблесковых маяков расположен на панели приборов в кабине водителя. Фургон укомплектовывается электромегафоном ЭМ-12, который закреплен в кабине автомобиля.

В основу компановочного решения ППУ положен принцип разделения фургона на отсеки по функциональному признаку и их последовательное расположение от входной двери. При этом учитывается частота востребованности (посещаемость) отсеков и степень важности решаемых задач.

Так, в оперативный отсек 4 поступает вся информация, там же формируются ответственные командные решения и указания, он является наиболее посещаемым. Поэтому он расположен первым по ходу движения и снабжен общей входной дверью.

Следующий отсек 5 - отсек руководителя комиссии по ЧС, он предназначен для проведения совещаний, для отдыха, может использоваться также для доставки персонала на место действия.

Третий отсек 6 - вспомогательный, он обеспечивает решение санитарно-бытовых вопросов и организацию питания. Отсек характерен регулярно повторяющейся востребованностью и играет вспомогательную роль.

Таким образом, принятое последовательное расположение отсеков вытекает из их функционального назначения, оно логично и оправданно.

Объемы всех трех отсеков должны быть примерно равны между собой, этим достигаются следующие положительные качества и преимущества:

1) наиболее рациональное использование площади, т.к уменьшение площади какого-либо отсека ведет к резкому снижению его возможностей;

например, сокращение площади на 20÷30% снижают возможность отсека на 40÷50%, становится вообще невозможным разместить в нем спальное место, столы и т.д.;

2) наиболее благоприятное морально-психологическое восприятие обстановки;

3) при раскрытых раздвижных дверях, расположенных между отсеками, создается впечатление единого большого пространства, единого комплекса, с помощью которого могут решаться и решаются очень сложные задачи по обеспечению эффективного руководства работами по ликвидации ЧС.

Примером исполнения ППУ по предлагаемому изобретению может служить вариант пункта управления, основные характеристики которого приведены в таблице.

Рассмотренный вариант ППУ изготовлен и прошел испытания, в результате которых полностью подтвердил все заявленные характеристики и преимущества.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Подвижной пункт управления на базе грузового автомобиля, несущего кузов-фургон, выполненный из металлического каркаса и имеющий отсеки, отличающийся тем, что металлический каркас кузова-фургона служит основой для пятислойных сэндвич-панелей толщиной 65-75 мм с двухсторонним пластиковым покрытием и пенополистирольным наполнителем, а внутреннее пространство кузова-фургона разделено на три равных по объему отсека, последовательно расположенных по ходу движения, - оперативный, отсек руководителя и вспомогательный, при этом общая входная дверь установлена на оперативном отсеке, перегородки между отсеками снабжены раздвижными дверями.

2. Подвижной пункт управления по п.1, отличающийся тем, что отсеки оборудованы и оснащены в соответствии с их предназначением для оперативной работы комиссии по чрезвычайным ситуациям устройствами связи, питания, отдыха, оповещения, освещения, организации аварийно-спасательных работ.


Одним из основных элементов систем управления РСЧС и гражданской обороны являются пункты управления, которые создаются на всех уровнях управления от объекта экономики, муниципального образования, до территориального (субъект Российской Федерации), регионального и федерального уровней управления.

Пункты управления (ПУ) РСЧС и гражданской обороны - это специально оборудованные сооружения (помещения) или транспортные средства, оснащенные необходимыми техническими средствами связи и жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения эффективной работы органов управления как в мирное время, так и в особый период.

Все ПУ можно подразделить на стационарные и подвижные, размещенные на различных транспортных средствах.

Стационарные пункты управления можно разделить на:

Повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время;

Запасные ПУ, предназначенные для обеспечения устойчивого управления в особый период и в мирное время в случае невозможности использования повседневных ПУ. По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.

ПУ обслуживаются постоянным и переменным составом. Постоянный состав включает штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи), обеспечивающий работу ПУ при повседневной готов-ности в мирное время. При введении режима повышенной готовности функционирования РСЧС или режима чрезвычайной ситуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время на ПУ дополнительно, согласно «боевому» расписанию, разворачивается переменный состав, включающий руководителей органов управления РСЧС и гражданской обороны, операторов из состава администрации и органа управления ГОЧС.

В связи с этим на повседневном ПУ предусматривается наличие помещений для размещения и работы оперативной дежурной смены, технических средств управления, средств связи и оповещения, средств спецсвязи, а также переменного состава, согласно «боевому» расписанию ПУ.

Запасные ПУ должны иметь защищенные помещения для размещения личного состава органов управления и технических средств управления, узлы связи и станции оповещения, системы жизнеобеспечения и электроснабжения. Большое внимание обращается на наличие автономных источников питания, обеспечивающих электроснабжение всех элементов ПУ на достаточно длительное время в условиях нарушения централизованного электроснабжения. Особые требования по размещению, защите и оборудованию предъявляются к загородным запасным ПУ. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи и хорошую дорожную сеть.

Узел связи загородного ПУ должен иметь одну или несколько линий привязки к сети связи общего пользования (филиалы ОАО «Электросвязь» - районные или городские узлы связи) и, по возможности, дополнительные линии привязки к ведомственным узлам связи, размещенным на данной территории.

С загородного ПУ должна обеспечиваться связь по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и возможность выхода на вышестоящие и взаимодействующие органы управления в обход системы связи административных центров и других категорированных городов. Это одно из основных условий обеспечения устойчивости управления и связи с загородного ПУ.

С узла связи загородного ПУ предусматривается организация проводной и радиосвязи в необходимых объемах для обеспечения надежного управления. В отдельных случаях с загородного ПУ организуется спутниковая связь.

Загородные запасные ПУ, как правило, включают в себя:

Защищённые рабочие помещения;

Узлы связи;

Помещения для аппаратуры централизованного оповещения;

Помещения спецсвязи;

Пункты приема и передачи информации;

Радиопередающий центр;

Автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;

Наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;

Места стоянки машин;

Посадочные площадки для вертолетов.

Вместимость защищенных рабочих помещений должна составлять 30-40 % от общей численности работающих.

В составе загородного ПУ обязательно создается центр оповещения населения. Как правило, в состав ПУ включается и радиовещательная аппаратная для выхода на местные сети вещания (проводное, радио- и телевещание).

В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения: главы администрации, членов КЧС, рабочей группы органа управления ГОЧС, представителей служб гражданской обороны, представителей военного гарнизона, военного комиссариата и др.

Для обеспечения устойчивой и надежной работы пунктов планируются и проводятся специальные тренировки по занятию рабочих мест на ПУ и отработке задач по учебной обстановке с обязательным задействованием средств связи, оповещения и автоматизации.

Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами запасных пунктов управления. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно-штабных машинах или на специально дооборудованных транспортных средствах и должны быть способны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение ППУ на каждом уровне управления различны. На транспортных средствах ППУ оборудуются рабочие места для глав администраций (начальников гражданской обороны), членов КЧС и оперативных рабочих групп органа управления ГОЧС, устанавливаются средства связи.

Подвижные пункты управления могут оборудоваться также на средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.

Подвижные ПУ должны обеспечивать непосредственное управление подчиненными органами и силами при ликвидации чрезвычайной ситуации в любом районе данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на наиболее ответственных направлениях в военное время, а также выполнять функции дублеров стационарных запасных пунктов управления.

В зависимости от типа транспортных средств базирования подвижные пункты управления можно разделить на:

Воздушные ПУ - на базе самолетов или вертолетов;

Мобильные ПУ - на базе автомобильной техники высокой проходимости (с использованием кунгов и прицепов) или автобусов, а также других транспортных средств.

К особой группе мобильных ПУ следует отнести ПУ на базе кузовов-контейнеров, перевозимых всеми видами транспорта.

На воздушных пунктах управления размещаются группа должностных лиц и комплекс технических средств с обслуживающим персоналом. Они предназначены для управления в тех случаях, когда управление с наземных пунктов управления затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные пункты управления, оборудованные на вертолетах, что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.

В состав мобильного ПУ, как правило, входят несколько автомобилей для размещения личного состава органа управления, штабной автобус для работы смены оперативной группы органа управления ГОЧС, мобильный узел связи, подвижная звукоусилительная станция, машины сопровождения. Вместо отдельной подвижной звукоусилительной станции могут использоваться мобильные громкоговорящие устройства, установленные на машинах сопровождения милиции.

Наиболее частым вариантом мобильного узла связи является мобильный узел на основе штатной комбинированной радиостанции типа Р-142 Н(Г) на базе автомобиля ГАЗ-66. В состав оборудования связи такого мобильного узла входят УКВ и KB радиостанции, антенные устройства, полевой телефонный коммутатор, полевые телефонные аппараты и полевой телефонный кабель, полукомплект радиорелейной станции. Это оборудование обеспечивает радиосвязь в движении (десятки километров), на стоянке (до 300 км), развертывание полевой телефонной сети небольшой емкости (до 10 абонентов), привязку к ближайшему узлу связи сети общего пользования. В состав штатного оборудования мобильного узла связи дополнительно могут включаться также радиостанции транкинговой сети и сотовой сети связи. Радиостанции транкинговой связи обеспечивают выход на телефонные сети общего пользования. В качестве источников питания средств связи используются штатные средства мобильного узла связи - бортовая сеть и бензоагрегат типа АБ-1.

В Положении о ПУ, разрабатываемом для конкретных ситуаций, должны быть отражены следующие вопросы:

Состав, назначение и места расположения стационарных пунктов управления;

Органы, ответственные за содержание и приведение в готовность ПУ;

Состав расчетов органов управления на ПУ (боевое расписание);

Время подготовки и занятия ПУ органом управления соответствующего уровня управления;

Состав рабочих технических групп (постоянного состава), высылаемых на ПУ для их подготовки к занятию органом управления;

Периодичность проведения учебных тренировок по занятию ПУ и организации работы расчетов ПУ с задействованием средств автоматизации, связи и оповещения;

Организация привязки ПУ к опорным узлам связи;

Задачи служб связи и оповещения гражданской обороны по подготовке и развитию систем связи по линии ПУ;

Вопросы организации работы на ПУ;

Вопросы финансирования содержания ПУ, оплаты используемых средств и каналов связи с ПУ, финансирования работ по модернизации средств узлов связи, аппаратуры оповещения, технических систем жизнеобеспечения ПУ;

Состав, место расположения и районы использования подвижных ПУ;

Вопросы организации связи с ПУ;

Мероприятия по повышению устойчивости работы ПУ в особый период;

Вопросы организации управления и связи по линии запасных ПУ;

Порядок представления донесений и обмена данными между ПУ.

Пункт управления подвижный

специально подготовленные и оснащенные средствами связи места, размещаясь в которых органы управления осуществляют свои функции в зоне чрезвычайной ситуации; оборудуются на специальных машинах, вертолётах и самолётах, в поездах. Типовой состав ПУП регионального (территориального) уровня включают следующие машины: экстренного реагирования; комплексной разведки; оперативного управления; руководителя; связи; специальной связи; обеспечением питанием; электроснабжения; водоснабжения; контейнеровоз. Состав ПУП (МПУ) МЧС России: салон Министра; салон старшего оперативной группы (ОГ); рабочий зал оперативной группы; конференц-зал; модуль оперативной службы; жилой блок. Для работы ПУП в зоне чрезвычайной ситуации ему придаются: мобильные средства обеспечения жизнедеятельности ОГ; мобильный информационно-управляющий центр АИУС РСЧС; подвижный узел связи. Основные виды оборудования ПУП (МПУ): комплекс средств связи; комплекс средств автоматизации; комплекс средств разведки; комплекс средств защиты, охраны и обороны; комплекс средств обеспечивающих систем..


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Пункт управления подвижный" в других словарях:

    См. Пункт управления подвижный. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …

    См. Пункт управления подвижный РСЧС. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Подвижный пункт управления РСЧС - пункт управления соответствующего органа руководства или непосредственного управления РСЧС, расположенный на средствах передвижения по воде, воздуху и суше … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Подвижный пункт управления - (ПдПУ) составной элемент КП и самостоятельный ВПУ, предназначен для наращивания возможностей управления мобильными формированиями и группировками войск, действующими на сухопутных участках ГГ. Он развертывается на короткий период времени и… … Пограничный словарь

    ПОДВИЖНЫЙ, ая, ое; жен, жна. 1. Связанный с оперативным передвижением, с быстрой передислокацией. Подвижная группа войск. Подвижная оборона. П. пункт управления. 2. Живой, лёгкий, быстрый в движениях. П. ребёнок. Подвижные игры игры, связанные… … Толковый словарь Ожегова

    Подвижный отряд заграждений (ПОЗ) - временное воинское формирование, создаваемое в сухопутных войсках для устройства мпнно взрывных заграждений и производства разрушений в ходе операции (боя); элемент оперативного построения (боевого порядка) войск. Основу ПОЗ составляют… … Словарь военных терминов

специально подготовленное и оснащённое средствами связи место, размещаясь в котором орган управления осуществляет свои функции в зоне чрезвычайной ситуации; оборудуется на специальных машинах, вертолётах и самолётах, в поездах. Типовой состав ПУП регионального (территориального) уровня включает следующие машины: экстренного реагирования; комплексной разведки; оперативного управления; руководителя; связи; специальной связи; обеспечения питанием; электроснабжения; водоснабжения; контейнеровоз. Состав ПУП (ППУ) МЧС России: салон Министра; салон старшего оперативной группы (ОГ); рабочий зал оперативной группы; конференц-зал; модуль оперативной службы; жилой блок. Для работы ПУП в зоне чрезвычайной ситуации ему придаются: мобильные средства обеспечения жизнедеятельности ОГ; мобильный информационно-управляющий центр АИУС РСЧС; подвижный узел связи. Основные виды оборудования ПУП (ППУ): комплекс средств связи; комплекс средств автоматизации; комплекс средств разведки; комплекс средств защиты, охраны и обороны; комплекс средств обеспечивающих систем. В системе МЧС России используются ППУ-45-04, ППУ-45-05.

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Пункт управления

Специально оборудованное и оснащённое техническими средствами место, находясь на котором командующий (командир) с офицерами штаба осуществляет управление войсками при подготовке и ведении боевых действий или во время боевого дежурства. Работу П.у. обеспечивают подразделения связи и обслуживания.

В РВСН для управления войсками создаются командные, запасные командные и вспомогательные П.у. Элементом командного пункта является воздушный пункт управления (ВзПУ). П.у. могут быть стационарными и подвижными. Стационарные П.у. оборудуются заблаговременно в назначенных районах в специальных фортификационных сооружениях с соответствующим классом защиты (защищенные), а также в наземных сооружениях (незащищённые). Их живучесть обеспечивается фортификационным оборудованием, постоянным и своевременным обслуживанием систем жизнеобеспечения и связи, организацией надёжной охраны, обороны и комплексной (активной и пассивной) защиты от средств поражения. В мирное время на них организуется боевое дежурство дежурными сменами. В угрожаемый период и в военное время на этих пунктах развёртываются группы боевого управления (оперативные группы). Со стационарных П.у. осуществляется управление войсками при переводе их с мирного на военное время, отражении нападения противника и ведении боевых действий.

Подвижные П.у. оборудуются на машинах боевого управления, командно-штабных и штабных машинах (полевые), самолётах и вертолётах (воздушные) и в поездах (железнодорожные). Как правило, они развёртываются при переводе РВСН с мирного на военное время или с началом военных действий и размещаются в обеспеченных средствами управления и подготовленных в инженерном отношении районах. Для обеспечения живучести подвижные П.у. должны быть рассредоточены, скрыты от всех видов разведки противника и защищены от проникновения диверсионно-разведывательных групп и посторонних лиц. На них устанавливается особый порядок перемещения транспорта и личного состава. В районе расположения П.у. запрещается делать демаскирующие обозначения и надписи.

Командные пункты являются основными при управлении войсками, подготовке и ведении боевых действий; с них организуется и поддерживается связь с вышестоящими командирами и штабами и взаимодействующими войсками, на них сосредоточиваются основные силы и средства управления. С запасных командных пунктов управление осуществляется при выходе из строя основных командных пунктов; они выполняют, как правило, те же задачи, что и основные. Вспомогательные П.у. создаются для достижения частных целей управления. Например технический П.у. создается для управления подразделениями технической ракетной базы и приданными силами и средствами при выполнении ими задач поддержания боевой готовности ракетного и специального вооружения, а также работами, проводимыми на ракетном вооружении.

Для обеспечения устойчивого и непрерывного управления войсками за командным и запасным командным пунктами по боевому расчёту закрепляются постоянный состав, штатные машины боевого управления и связи, комплекты командно-штабных и штабных машин, комплексы средств автоматизации, подразделения охраны и обеспечения. Основной состав постоянно работает вместе с командующим (командиром) на том П.у., где он находится в данный момент. На воздушный П.у. из числа основного состава выделяются оперативные группы, состав которых зависит от обстановки и решаемых задач по управлению войсками. Постоянный состав, закреплённый за П.у., должен быть всесторонне подготовлен, обеспечен заранее разработанными комплектами боевых документов, картами, справочным и др. необходимым материалом.

Время и место развёртывания П.у. определяются вышестоящим командующим (командиром, штабом). Район, намечаемый для расположения П.у., предварительно рекогносцируется и готовится в инженерном отношении. В целях воспрещения внезапного нападения наземного и воздушного противника и проникновения в район расположения П.у. разведывательно-диверсионных групп противника штаб организует его охрану и оборону. Мероприятия по охране и обороне П.у. отражаются в плане охраны и обороны пункта, который разрабатывается штабом на карте или схеме с пояснительной запиской. Перемещение подвижных П.у. в ходе подготовки и ведения боевых действий заблаговременно планируется и осуществляется по мере необходимости. О начале перемещения П.у. и о прибытии их в новый район докладывают в вышестоящий штаб и информируют штабы подчинённых, взаимодействующих войск и соседей.