Обязанности контрактной службы по 44 фз образец. Создание контрактной службы. Пример должностной инструкции

Образец должностной инструкции работника контрактной службы

Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта

1. Общие положения

1.1. На должность работника контрактной службы принимается лицо, имеющее:

1) высшее образование (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации или программам профессиональной переподготовки в сфере закупок;

2) стаж работы в сфере закупок не менее 4 лет.

1.2. Работник контрактной службы должен знать:

1) требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;

2) основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам;

3) основы антимонопольного законодательства;

4) экономические основы ценообразования;

5) основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам;

6) основы статистики в части применения к закупкам;

7) особенности ценообразования на рынке (по направлениям);

8) особенности составления закупочной документации;

9) порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям);

10) правоприменительную практику в сфере логистики и закупочной деятельности;

11) методологию проведения:

Проверки (экспертизы) закупочной процедуры и документации;

Экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;

12) порядок составления документа в виде заключения по результатам проверки (экспертизы) закупочной процедуры и документации;

13) особенности подготовки документов для претензионной работы;

14) этику делового общения и правила ведения переговоров;

15) дисциплину труда;

16) Правила внутреннего трудового распорядка;

17) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

18) ……… (другие документы, материалы и т.д.)

1.3. Работник контрактной службы должен уметь:

1) использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций;

2) вести переговоры, анализировать данные о ходе исполнения обязательств;

3) организовывать и проводить процедуры привлечения экспертов, экспертных организаций;

4) производить проверку соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;

5) применять меры ответственности и совершать иные действия в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

6) привлекать сторонних экспертов или экспертные организации для экспертизы (проверки) соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;

7) составлять и оформлять по результатам проверки документы;

8) ……… (другие навыки и умения)

1.4. Работник контрактной службы в своей деятельности руководствуется:

1) Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральным законом от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд";

2) ……… (наименование учредительного документа)

3) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

4) настоящей должностной инструкцией;

5) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)

1.5. Работник контрактной службы подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.6. Работник контрактной службы осуществляет руководство ……… (наименование структурного подразделения или направления деятельности в рамках которого организована группа подчиненных работников)

1.7. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта:

1) проверка соблюдения условий контракта;

2) проверка качества представленных товаров, работ, услуг.

2.2. Руководство подчиненными работниками.

2.3. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Работник контрактной службы исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции проверка соблюдения условий контракта:

1) получает информацию о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;

2) осуществляет проверку на достоверность полученной информации о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;

3) осуществляет организацию процедуры приемки отдельных этапов исполнения контракта и создание приемочной комиссии;

4) привлекает экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;

5) взаимодействует с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;

6) применяет меры ответственности и совершает иные действия в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, в том числе организовывает включение в реестр недобросовестных поставщиков.

3.1.2. В рамках трудовой функции проверка качества представленных товаров, работ, услуг:

1) осуществляет проверку соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;

2) осуществляет проверку соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;

3) организовывает процедуры приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и создает приемочную комиссию;

4) привлекает сторонних экспертов или экспертные организации для экспертизы (проверки) соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;

5) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика и для выполнения претензионной работы;

6) составляет и оформляет по результатам проверки документы.

3.1.3. В рамках трудовой функции руководство подчиненными работниками:

1) распределяет трудовые функции, служебные задания между подчиненными работниками и осуществляет контроль за их выполнением;

2) оказывает подчиненным работникам консультативную поддержку, дает разъяснения и указания в рамках выполнения трудовых функций подчиненными работниками;

3) обеспечивает в отношении подчиненных работников соблюдение трудового законодательства и законодательства об охране труда, создание условий труда, отвечающих установленным требованиям;

4) разрешает конфликтные ситуации между подчиненными работниками;

5) ……… (другие обязанности)

3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.5. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих должностных обязанностей ведущий специалист по закупкам должен соблюдать следующие этические нормы:

1) соблюдать конфиденциальность информации;

2) соблюдать этику делового общения;

3) занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;

4) не разглашать материалы рабочих исследований;

5) не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;

6) не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;

7) не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Работник контрактной службы имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Работник контрактной службы привлекается к ответственности:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством в сфере закупок;

За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, - в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;

За причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта " ", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.09.2015 N 625н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения).

Одно из требований Федерального закона № 44-ФЗ - создание контрактной службы, либо назначение контрактного управляющего. Чем занимается контрактная служба и для чего заказчику комиссии, попробуем разобраться в нашей статье.

Создание контрактной службы

Контрактная служба — это, скорее, возлагаемый функционал, чем название подразделения, осуществляющего закупки для государственных и муниципальных нужд. Контрактная служба действует на основании оформленного Положения о контрактной службе (регламенте), которое разрабатывается на основе Типового положения о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития № 631 от 29 октября 2013 года .

Контрактная служба заказчика создается в случае, если совокупный годовой объем закупок, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). Если у заказчика отсутствует контрактная служба и совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей , назначается контрактный управляющий (ч. 2 ст. 38 44-ФЗ).

Не обязательно создавать специальное структурное подразделение: контрактная служба может работать и без образования такового (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). В последнем случае заказчик должен утвердить постоянный состав сотрудников, выполняющих функции контрактной службы (пп. 2 п. 6 Типового положения).

Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Вопрос: может ли один заказчик создать несколько контрактных служб?

Ответ: Законом № 44-ФЗ, а также Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 года № 631 не предусмотрено право заказчика создавать несколько контрактных служб. Следовательно, заказчик не вправе создавать несколько контрактных служб.

Состав контрактной службы заказчика

Заказчик должен самостоятельно утвердить структуру и определить численность сотрудников контрактной службы, учитывая, что она не может состоять менее чем из двух человек (п. 7 Типового положения).

Независимо от того, в какой форме создается контрактная служба, заказчик должен назначить ее руководителя (п. 9 Типового положения). Если контрактная служба создается в форме отдельного структурного подразделения, ее возглавляет руководитель этого подразделения. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель заказчика или один из его заместителей.

Важно! Если включение отдельных сотрудников в состав контрактной службы связано с изменением или расширением их трудовой функции, а, следовательно, с изменением трудового договора, то такое включение может осуществляться только с согласия указанных сотрудников и при условии внесения соответствующих изменений в их должностные инструкции.

Вопрос: Вправе ли заказчик включить лицо в состав контрактной службы (назначить контрактным управляющим) на основании гражданско-правового договора (договора ГПХ)?

Ответ: Нет, не вправе. Согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика. То есть, функции сотрудников контрактной службы не могут быть возложены на лиц, не состоящих в трудовых или служебных отношениях с заказчиком. С этим мнением согласен Минэкономразвития России в Письме от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834.

Требования к образованию сотрудников контрактной службы

Минэкономразвития России в П исьме от 08.11.2013 № ОГ-Д28-15539 разъяснил, что п осле 1 января 2017 года все работники контрактной службы должны будут иметь либо высшее образование (без учета профиля), либо дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (Письма Минэкономразвития России от 06.04.2016 № Д28и-841, от 13.05.2016 № Д28и-1220). В совместном письме Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015 «О направлении методических рекомендаций» есть рекомендация установить минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций).

Требования к уровню образования членов комиссии по осуществлению закупок менее строги. В состав комиссии по осуществлению закупок заказчиком включаются:

  • лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок,
  • лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

То есть, в состав комиссии по осуществлению закупок заказчик может включать лиц, не имеющих высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок, но обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (Письма Минэкономразвития России от 23.09.2013 № Д28и-1070, п. 1 письма Минэкономразвития России от 22.05.2014 N Д28и-777).
Вопрос о необходимости обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 № Д28и-1129).
Документом, подтверждающим наличие профессионального образования (среднего или высшего), является диплом, а повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (ч. 7, ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Приказ о создании контрактной службы заказчика

Организация приняла решение о создании контрактной службы. Форма принятия такого решения Законом № 44-ФЗ не установлена. Как правило, оно оформляется в виде приказа: в произвольной форме, на бумажном носителе.

Что необходимо указать в приказе:

  1. фамилию, имя, отчество, должность руководителя контрактной службы;
  2. структурное подразделение, на которое возлагаются функции контрактной службы, или фамилии, имена, отчества, должности сотрудников контрактной службы;
  3. срок подготовки руководителем контрактной службы документов (должностных регламентов, инструкций и т.п.), определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы (п. 10 Типового положения).

Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.

Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Срок утверждения: не позднее начала финансового года, в котором совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика превысит 100 млн руб. Если СГОЗ превысит указанную сумму в результате утверждения дополнительных объемов финансирования заказчику, — не позднее даты доведения до него соответствующего решения (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Чем занимается контрактная служба и контрактный управляющий

Контрактная служба и осуществляют организацию всего цикла закупок для нужд заказчика: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

На этапе планирования закупок контрактная служба (контрактный управляющий) разрабатывает план закупок, план-график закупок, вносит изменения, размещает документацию в ЕИС. Кроме того, контрактная служба обеспечивает подготовку обоснования закупок, определяет и обосновывает НМЦ, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Функции контрактной службы при определении поставщиков:

  • выбор способа, уточнение НМЦ, организация подготовки описания объекта закупки;
  • подготовка извещений, документации, проектов контрактов, протоколов заседаний комиссий;
  • организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий;
  • обеспечение предоставления преимуществ уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов, закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНО);
  • разъяснение положений документации;
  • обеспечение сохранности конвертов, обеспечение аудиозаписи, хранение документов;
  • обеспечение согласования с единственным поставщиком;
  • обеспечение заключения контрактов, включение в РНП уклонившихся участников закупок.

При исполнении, изменении, расторжении контракта контрактная служба занимается:

  • приемкой товаров, работ, услуг (ТРУ), организацией оплаты и экспертизы ТРУ;
  • взаимодействием с поставщиком при изменении, расторжении контракта, применением мер ответственности, в том числе включение в РНП;
  • размещением в ЕИС отчета об исполнении контракта; составлением и размещением в ЕИС отчета об объеме закупок у СМП и СОНО;
  • организует консультации с поставщиками, а также обязательное общественное обсуждение закупок;
  • участвует в обсуждении требований к отдельным видам ТРУ и нормативным затратам;
  • разрабатывает проекты контрактов, в том числе типовых;
  • проверяет банковские гарантии и информирует об отказе в принятии гарантии; организует уплату денежных сумм по банковской гарантии;
  • организует возврат средств, внесенных в качестве обеспечения.

Комиссии заказчика

Для процедуры определения поставщиков заказчик создает комиссию по осуществлению закупок - это орган, работающий на коллегиальной основе, который создается заказчиком для определения поставщиков, если закупки осуществляются конкурентными способами.

Обратите внимание, что для осуществления закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется (ч. 1 ст. 39 44-ФЗ).

Согласно действующему законодательству, заказчик вправе создать комиссию как для проведения конкретной закупки, так и для определения поставщика одним из способов, а также для осуществления всех закупок вне зависимости от способа определения поставщика (единая комиссия).

Законом 44-ФЗ ограничено только минимальное число членов комиссии, в то время как максимальное их число не ограничено. Требования к минимальному числу членов комиссии: не менее пяти человек для конкурсных, аукционных, единых комиссий, не менее трех человек — остальные комиссии.

Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ) - то есть большинство членов комиссии должны обладать знаниями и опытом в сфере закупок.

Если планируемые закупки не имеют конкретной специфики, а также не требуется участие в работе комиссии определенных специалистов, рекомендуется создать единую комиссию для осуществления всех закупок, вне зависимости от объекта закупки и способа определения поставщика.

Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Проект

УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от "___" ___________ 20__ года N ___

I. Общие положения

1.1. Контрактная служба является структурным подразделением Заказчика, созданным в целях обеспечения осуществления закупок, совокупный годовой объем которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей.

1.2. Настоящее типовое положение (регламент) (далее - Положение) устанавливает порядок формирования и полномочия контрактной службы при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в том числе на этапе планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения и исполнения контрактов.

1.3. Контрактная служба в своей деятельности руководствуется:

Конституцией Российской Федерации ;

Гражданским кодексом Российской Федерации ;

Бюджетным кодексом Российской Федерации ;

;

иными нормативными правовыми актами;

настоящим типовым Положением.

1.4. Основными принципами деятельности контрактной службы при осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд являются:

профессионализм - привлечение квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, в целях осуществления своей деятельности на профессиональной основе;

открытость и прозрачность - свободный и безвозмездный доступ к информации о совершаемых контрактной службой действиях, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе способах осуществления закупок и их результатах. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем размещения полной и достоверной информации в единой информационной системе в сфере закупок;

эффективность и результативность - заключение государственных контрактов на условиях, обеспечивающих наиболее эффективное достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1.5. Понятия, термины и сокращения, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

1.6. Информация, указанная в настоящем Положении, размещается в единой информационной системе в сфере закупок.

II. Порядок формирования контрактной службы

2.1. Структура и численность контрактной службы определяется и утверждается Заказчиком.

Назначение на должность и освобождение от должности работника контрактной службы допускается только по решению Заказчика.

2.2. В состав контрактной службы входят не менее двух человек - работников (должностных лиц) контрактной службы из числа работников Заказчика. Контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Заказчиком.

2.3. Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок*.

________________

* До 1 января 2016 года работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

2.4. Работниками контрактной службы не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также которые являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление такого контроля.

2.5. В случае выявления в составе контрактной службы указанных лиц Заказчик обязан незамедлительно освободить указанных должностных лиц контрактной службы от занимаемой должности и назначить на вакантную должность лицо, соответствующее требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и настоящего Положения.

III. Функции и полномочия контрактной службы

3.1. Контрактная служба осуществляет следующие функции и полномочия:

3.1.1. Разрабатывает план закупок;

3.1.2. Осуществляет подготовку изменений для внесения в план закупок;

3.1.3. Размещает в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

3.1.4. Разрабатывает план-график;

3.1.5. Осуществляет подготовку изменений для внесения в план-график;

3.1.6. Размещает в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3.1.7. Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

3.1.8. Осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок;

3.1.9. Осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе документации о закупках и проектов контрактов;

3.1.10. Осуществляет подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

3.1.11. Обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

3.1.12. Участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3.1.13. Осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионной работы;

3.1.14. Организует в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

3.1.15. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

3.2. В целях реализации функций и полномочий, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, должностные лица контрактной службы обязаны:

3.2.1. Знать и руководствоваться в своей деятельности требованиями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящего Положения;

3.2.2. Не допускать разглашения сведений, ставших им известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3.2.3. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;

3.2.4. Не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) процедур закупок, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3.2.5. Соблюдать иные обязательства и требования, установленные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

3.2.6. При необходимости привлекать к своей работе экспертов, экспертных организаций в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и иными нормативными правовыми актами;

3.3. При централизации закупок, предусмотренной Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" , контрактная служба осуществляет функции и полномочия, предусмотренные пунктами 3.1-3.2 настоящего Положения и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

3.4. Руководитель контрактной службы:

3.4.1. Распределяет обязанности между работниками контрактной службы;

3.4.2. Представляет на рассмотрение Заказчика предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников контрактной службы;

3.4.3. Решает в соответствии с настоящим Положением вопросы в пределах компетенции контрактной службы;

3.4.4. Координирует в пределах компетенции контрактной службы работу других структурных подразделений Заказчика;

3.4.5. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные внутренними документами Заказчика.

IV. Ответственность работников контрактной службы

4.1. Действия (бездействие) работников контрактной службы, в том числе руководителя контрактной службы, могут быть обжалованы в судебном порядке или в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" , в контрольный орган в сфере закупок, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

4.2. Работники контрактной службы, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также положений настоящего Положения, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3. Работник контрактной службы, допустивший нарушение законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд может быть отстранен от занимаемой должности по решению Заказчика.

Пояснительная записка к проекту приказа Минэкономразвития России "Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе"


Проект приказа разработан в соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1652).

Настоящее типовое положение (регламент) устанавливает порядок формирования и полномочия контрактной службы при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в том числе на этапе планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения и исполнения контрактов.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Единый портал раскрытия информации
о подготовке федеральными органами
исполнительной власти проектов
нормативных правовых актов
и результатах их общественного обсуждения
http://regulation.gov.ru
по состоянию на 29.10.2013

Одним из нововведений, которые Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» предусматривает для заказчиков, станет необходимость создания контрактных служб и назначение контрактных управляющих . Указанные институты призваны стать воплощением принципа профессионализма заказчика в

Условия создания контрактной службы и назначения контрактного управляющего

Части 1 и 2 статьи 38 44-ФЗ регламентируют, в каких случаях заказчики обязуются формировать контрактные службы, а в каких – назначать контрактных управляющих.

Итак, согласно указанной статье Закона о контрактной системе, заказчики, совокупный годовой объем закупок которых, согласно плану-графику закупок превышает 100 миллионов рублей, обязаны создавать контрактные службы.

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых, согласно плану-графику составляет менее 100 миллионов рублей (при отсутствии контрактной службы) обязаны назначить должностное лицо, на которого возлагается ответственность за осуществление одной или нескольких закупок, а также исполнение каждого заключенного. Такое должностное лицо именуется контрактным управляющим.

Неверно понимать, что указанные нормы не позволяют заказчикам, чей совокупный годовой объем закупок не превышает 100 миллионов рублей, создавать контрактные службы. Для заказчиков этой категории создание контрактных служб не является обязательным.

Если заказчик выбирает не создавать контрактную службу , а назначить контрактного управляющего, в этом случае контрактный управляющий может быть назначен для осуществления как одной, так и нескольких закупок. При этом заказчик вправе назначить несколько контрактных управляющих, каждый из которых будет курировать отдельную закупку или отдельный сектор.

Функции, выполняемые контрактной службой

Функционал контрактной службы подробно описан в части 4 статьи 38 44-ФЗ. Часть 3 статьи 38 44-ФЗ регламентирует, что контрактная служба обязана действовать согласно положению (регламенту), созданному и утвержденному на основании типового положения (регламента), установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование контрактной системы в области закупок.

Соответствующий акт, утверждающий типовое положение (регламент) о контрактной службе был принят в сентябре 2013 г.

Должностная инструкция контрактного управляющего и полномочия контрактной службы

Составление плана и плана-графика закупок и внесение в него изменений, размещение плана плана-графика закупок, а также внесенных в них изменений в ЕИС (единой информационной системе);

Подготовка и размещение в ЕИС (единой информационной системе) извещений о закупках, закупочной документации и проектов контрактов, а также подготовка и рассылка приглашений потенциальным поставщикам, принять участие в закрытых закупочных процедурах;

Обеспечение осуществления закупок, включая заключение контрактов;

Принятие участия в рассмотрении дел об обжаловании результатов проведённых закупочных процедур, подготовка материалов для работы с претензиями;

Работа на стадии планирования закупок: в случае необходимости, организация консультаций с поставщиками, непосредственное участие в подобных консультациях, с целью сделать выводы о состоянии конкурентной среды на определённых рынках товаров, работ и услуг, поиск оптимальных решений для обеспечения нужд государства и муниципалитета;

Иные полномочия, регламентированные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

При централизации закупок контрактная служба или контрактный управляющий берут на себя те полномочия, которые не были переданы соответствующему уполномоченному органу или учреждению, и несут ответственность в пределах имеющихся у них полномочий. Имеется в виду не только административная (соответствующие поправки будут внесены в КоАП РФ), но и дисциплинарная ответственность.

Важно учесть, что список полномочий контрактной службы или контрактного управляющего не является закрытым.

Закон не запрещает контрактной службе или отдельными её работникам, а также контрактным управляющим осуществлять иные обязанности, не относящиеся напрямую к закупкам на торговой площадке . В этой связи, штатный юрист, например, может быть одновременно сотрудником контрактной службы и исполнять свои непосредственные обязанности: вести претензионно-исковую работу, никак не связанную с исполнением контрактов.

Как работники контрактной службы, так и контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профильное образование в сфере закупок (соответствующая статья Федерального закона вступит в силу в 2016 г.).

В своей деятельности контрактная служба бюджетного учреждения должна руководствоваться следующими правовыми нормами, нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1. Конституцией.

2. Гражданским законодательством.

3. Бюджетным законодательством.

4. Федеральным законом № 44-ФЗ.

5. Иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, сотрудники контрактной службы руководствуется Типовым положением, утвержденным Минэкономразвития РФ приказом № 631 от 29 октября 2013 г.

В Положении обозначены основные принципы создания контрактной службы, а также порядок ее функционирования при планировании , проведении закупок, осуществляемых для государственных, муниципальных нужд:

1. Сотрудники контрактной службы должны быть квалифицированными специалистами, обладать знанием теоретической базы и практическими навыками в сфере закупок.

2. Доступ к информации о планировании, осуществлении закупок должен быть свободным для всех заинтересованных лиц, а сведения - достоверными.

3. Контракты должны заключаться на наиболее выгодных условиях, обеспечивающих эффективность, высокую результативность закупок.

Закон № 44-фз определяет цели создания контрактной системы:

1. Рост эффективности закупок для государственных, муниципальных нужд.

2. Увеличение результативности закупок.

3. Создание конкурентной среды.

4. Предоставление равных возможностей участникам рынка.

5. Обеспечение прозрачности проведения закупок.

6. Предотвращение злоупотреблений, в частности случаев коррупции.

7. Создание единой информационной системы в сфере закупок и обеспечение свободного доступа к ней всех заинтересованных лиц.

Будут ли достигнуты все обозначенные цели, можно спрогнозировать, изучив Положение, особенно пункты, регламентирующие функции и полномочия сотрудников. Несмотря на широту круга этих полномочий, практически каждый шаг подвергается всестороннему контролю.

В пункте 6 Положения перечислены возможные способы создания контрактной службы:

*как отдельного структурного подразделения,

*как утвержденной Заказчиком группы сотрудников, выполняющих все функции контрактной службы. При этом отдельное подразделение не создается (служба без образования структурного подразделения).

Согласно пункту 7 документа, численность контрактной службы не может составлять менее двух сотрудников, а максимум определяется Заказчиком. Положением Заказчика может быть установлено условие, что сотрудники контрактной службы не имеют права одновременно являться членами комиссии по закупкам Заказчика.

Когда контрактная служба является отдельным подразделением, ее руководитель назначается Заказчиком или должностным лицом исполняющим его обязанности. Издается приказ о назначении. Если служба создается без образования структурного подразделения, обязанности ее главы выполняет один из заместителей руководителя бюджетного учреждения.

Формирование организационной структуры является обязанностью руководителя контрактной службы . Круг должностных обязанностей , персональная ответственность каждого сотрудника определяются с учетом основного принципа - рост эффективности, увеличение результативности осуществления закупок для государственных, муниципальных нужд.

Сами обязанности регламентируются Положением. Задача руководителя - эффективное их распределение между сотрудниками с целью выполнения ряда функций, решения комплекса задач:

    Планирование закупок.

    Организация (на стадии планирования) и проведение консультационных мероприятий с участием поставщиков/подрядчиков/исполнителей. Участие в консультациях в целях определения наиболее подходящих технологий, лучших решений на рынках; мониторинга конкурентной среды.

    Обоснование закупок.

    Обоснование максимальной (стартовой) цены контракта.

    Проведение общественных обсуждений закупок (этот пункт обязательный).

    Обеспечение (как техническое, так и организационное) деятельности комиссий по закупкам.

    Привлечение компетентных специалистов, экспертов, экспертных групп.

    Подготовка к размещению документации о закупках, извещений о их осуществлении, проектов контрактов.

    Работа с банковскими гарантиями : их рассмотрение, организация движения финансовых средств, оплата по банковским гарантиям.

    Заключение контрактов.

    Решение организационных вопросов по приемке поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Осуществление контроля за качественными характеристиками продукции, работ, услуг, в частности проведение экспертизы согласно Федеральному закону.

    Обеспечение создания комиссии по приемке. Контроль за исполнением этапов контракта.

    Решение финансовых вопросов: организация движения средств в счет оплаты продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

    Взаимодействие с поставщиком/подрядчиком/исполнителем при подготовке и осуществлении изменений контракта, а также при его расторжении.

    В случае невыполнения условий контракта, организация занесения нарушителя в реестр недобросовестных поставщиков, а также распространение информации о нарушителе согласно регламенту.

    При начислении оговоренных контрактом пени, направление в адрес нарушившей условия стороны требования о выплате неустойки.

    Подготовка материалов для выполнения работы по претензиям, участие в рассмотрении таковых, а также в делах об обжаловании действий.

Согласно Положению составляется регламент, в котором прописывается порядок действий сотрудников контрактной службы, а также порядок действий службы при взаимодействии с другими подразделениями бюджетной организации , надзирающей комиссией. Регламент утверждается Заказчиком.

Планирование закупок

При планировании закупок в функции контрактной службы входит:

    Разработка плана закупок. Подготовка изменений с целью их внесения в план.

    Размещение плана закупок, а также внесенных в него изменений в ЕИС.

    Размещение плана закупок на официальном сайте Заказчика в Интернете. Организация публикации плана закупок в печатных СМИ.

    Подготовка обоснования закупок.

    Разработка плана-графика , подготовка изменений и их внесение.

    Публикация в единой информационной системе плана-графика и внесенных изменений.

    Решение организационных вопросов по утверждению плана закупок, плана-графика.

    Определение стартовой цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Определение поставщиков

При определении поставщиков/подрядчиков/исполнителей контрактная служба:

1. Осуществляет выбор способа определения поставщиков/подрядчиков/исполнителей.

2. В рамках обоснования уточняет цену контракта, а также ее обоснование в:

a) конкурсной документации,

b) извещениях о проведении закупки,

c) приглашениях к участию в определении поставщиков закрытым способом,

d) документации об аукционе.

3. В рамках обоснования уточняет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

4. Подготавливает извещения о проведении закупки, соответствующую документацию (не включая описание закупаемого объекта), проекты контрактов, а также изменения в извещениях о проведении закупки, в соответствующей документации, в приглашениях к участию в определении поставщиков/подрядчиков/исполнителей закрытым способом.

5. Подготавливает протоколы заседаний комиссии на основании принятых ею решений.

6. Подготавливает описание объекта закупки.

7. Решает организационные и технические вопросы по обеспечению деятельности комиссий , в частности проверяет:

a) выполнение требований действующего законодательства к участникам закупки, осуществляющим поставки продукции, выполнение работ, оказание услуг;

b) наличие полномочий на заключение контракта у участника закупки;

c) полномочия участника закупки как такового: не проводилась ли ликвидация юридического лица;

d) нет ли положительных решений арбитражного суда о несостоятельности юридического лица;

e) не приостановлена ли (на дату подачи заявки) деятельность участника закупки в соответствии с какой-либо статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях;

f) нет ли у участника невыполненных налоговых обязательств и бюджетных задолженностей;

g) не занесен ли участник закупки в реестр недобросовестных поставщиков;

h) отсутствие судимости за экономическое преступление у участника закупки;

i) наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности;

j) выполнены ли другие требования, изложенные в части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

8. Привлекает в соответствии с условиями контракта специализированную организацию для выполнения некоторых функций по определению поставщика.

9. Предоставляет преимущества организациям, имеющим на них право согласно статьям 28-29 Закона № 44-ФЗ (учреждениям уголовно-исполнительной системы, обществам и организациям инвалидов), относительно предлагаемой цены контракта.

10. Осуществляет закупку в надлежащем объеме у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, в частности устанавливает требование о привлечении как субподрядчиков субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

11. Публикует в ЕИС извещения о проведении закупки, надлежащую документацию, проекты контрактов, протоколы. До того как будет введена в эксплуатацию ЕИС, публикация осуществляется на официальном сайте в Интернете zakupki.gov.ru.

12. Публикует документацию в СМИ по решению главы контрактной службы.

13. Подготавливает и отправляет разъяснения положений документов о закупке. Разъяснения могут быть выполнены как в письменной, так и в электронной форме.

14. Обеспечивает безопасность для конвертов или электронных документов, содержащих заявки на участие: сохранность, полные неприкосновенность и конфиденциальность, рассмотрение поступивших заявок только после вскрытия конвертов или предоставления доступа к документации в электронной форме.

15. Предоставляет возможность присутствия на вскрытии конвертов или открытии доступа к электронным документам всем участникам, подавшим заявки, или их официальным представителям.

16. Обеспечивает возможность ознакомления с информацией о предоставлении доступа в режиме реального времени.

17. Организует проведение аудиозаписи процесса вскрытия конвертов или открытия доступа к электронным заявкам.

18. Обеспечивает хранение протоколов, составляемых в процессе проведения закупок, поданных заявок на участие, надлежащей документации по закупкам, а также всех изменений и разъяснений, аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме, в течение сроков, установленных законодательством.

19. Привлекает к работе экспертные группы, экспертные организации.

20. Проводит согласование использования закрытых способов определения поставщиков/подрядчиков/исполнителей в соответствии с частью 3 статьи 84 Закона № 44-ФЗ.

21. Направляет в соответствующие органы надлежащую документацию для заключения контракта с единственным поставщиком в случае, когда процедура определения поставщика признана несостоявшейся.

22. Подготавливает обоснование нецелесообразности или невозможности применения других способов определения поставщика/подрядчика/исполнителя, кроме как закупка у единственного поставщика.

23. Подготавливает обоснование цены контракта и других значительных его пунктов при осуществлении закупки у единственного поставщика .

24. Заключает контракты.

25. Участников, уклоняющихся от заключения контракта, включает в реестр недобросовестных поставщиков.

Выполнение, изменение условий, расторжение контракта

При выполнении условий, из изменении, а также расторжении контракта в круг функциональных обязанностей контрактной службы входит:

    Обеспечение приемки поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, включая отдельные этапы контракта.

    Организация движения финансовых средств, направленных на оплату поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

    Взаимодействие с поставщиком/подрядчиком/исполнителем при формировании изменений, расторжении контракта.

    Направление в адрес поставщика/подрядчика/исполнителя требования о выплате неустойки, наложенных штрафов, начисленных пени в случае невыполнении таковым обязательств по контракту, а также совершение других действий (в соответствии с правовыми нормами законодательства РФ) при допущении со стороны поставщика/подрядчика/исполнителя нарушений условий контракта.

    Организация проведения экспертизы поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг с привлечением компетентных лиц - экспертов, экспертных организаций.

    Работа по созданию приемной комиссии в составе, минимум, пяти членов, целью которой будет приемка поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, результата исполнения отдельных этапов контракта.

    Подготовка документа (акта приемки) о результатах исполнения отдельных этапов контракта, а также документа о приемке продукции, выполненных работ, услуг.

    Размещение в единой информационной системе отчета, содержащего детальную информацию о выполнении условий контракта, а также его промежуточных этапов, соблюдении установленных сроков. В случае допущения нарушений, публикуется информация о таковых, а также о примененных к нарушителю санкциях. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы публикация осуществляется на официальном сайте zakupki.gov.ru. Исключение составляют сведения под грифом «государственная тайна».

    Занесение поставщиков/подрядчиков/исполнителей, нарушивших условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков. Внесению в реестр подлежат все нарушители как те, с кем Заказчик отказался сотрудничать в одностороннем порядке, так и те, с кем контракт был расторгнут согласно решению судебной инстанции.

    Составление отчета об объеме закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

    Публикация отчета в ЕИС.

Прочие полномочия контрактной службы, предусмотренные законодательством

Законом № 44-ФЗ предусматривается ряд иных полномочий, осуществляемых контрактной службой:

    Организация и проведение консультационных мероприятий для поставщиков/подрядчиков/исполнителей. Участие в этих мероприятиях с целью мониторинга конкурентной среды, выявления лучших решений, в частности технологических, способствующих росту эффективности обеспечения государственных, муниципальных нужд.

    Организация общественных обсуждений закупок. Этот пункт обязательный. По его результатам впоследствии осуществляется подготовка и внесение изменений в план-график, документацию о закупке, в том числе проводится отмена закупки, если это требуется.

    Участие в утверждении требований, предъявляемых к отдельным продукции, работам, услугам, в том числе к их максимально возможным ценам. Размещение сведений об утвержденных требованиях в единой информационной системе.

    Участие в рассмотрении дел об обжаловании действий Заказчика и/или его бездействия, в частности в рассмотрении дела об обжаловании определения поставщиков.

    Подготовка надлежащих материалов для осуществления работы по претензиям.

    Разработка проектов контрактов, в частности типовых.

    Разработка типовых условий контрактов Заказчика.

    Проверка банковских гарантий, поступивших как обеспечение по контракту, на их соответствие требованиям действующего законодательства.

    Доведение сведений об отказе о принятии банковских гарантий до лица, их предоставившего, с обязательным указанием основополагающих причин отказа.

    Организация движения финансовых средств, направленных на выплаты по банковским гарантиям.

    Организация возврата финансовых средств, внесенных как обеспечение исполнения заявок или контрактов.

В целях полной реализации перечисленных функций и полномочий, касающихся планирования, проведения закупок, заключения, изменения, расторжения контрактов, взаимодействия с поставщиками/подрядчиками/исполнителями, иных полномочий сотрудники контрактной службы обязаны строго соблюдать требования Закона № 44-ФЗ, в частности следующие:

    Сведения, полученные в процессе осуществления определения поставщика/подрядчика/исполнителя не подлежат разглашению. Как исключительные расцениваются случаи, прямо предусмотренные правовыми нормами законодательства РФ.

    Переговоры с участниками закупки запрещены вплоть до определения поставщика/подрядчика/исполнителя. Как исключительные расцениваются случаи, прямо предусмотренные правовыми нормами законодательства РФ.

    Привлечение к работе компетентных лиц, экспертов, экспертных организаций обязательно в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, в частности Законом № 44-ФЗ.

В соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ, в целях централизации закупок возможно создание государственного, муниципального органов, казенного учреждения, уполномоченных на определение поставщиков. Полномочия могут быть переданы одному или нескольким органам. В таких случаях контрактная служба осуществляет не переданные функции и полномочия. Такие функции, как обоснование закупок, установление максимальной (стартовой) цены контракта, определение его условий, подписание документа не могут быть переданы уполномоченным органам. Контракты подписывают Заказчики. Остальные функции выполняют сотрудники контрактной службы.

Функции, права и обязанности контрактной службы (контрактного управляющего)

1. Нормативное регулирование деятельности контрактной службы (контрактного управляющего

В своей деятельности контрактная служба должна руководствоваться следующими правовыми нормами, нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • 1. Конституцией.
  • 2. Гражданским законодательством.
  • 3. Бюджетным законодательством.
  • 4. Федеральным законом № 44-ФЗ.
  • 5. Иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, сотрудники контрактной службы руководствуется Типовым положением, утвержденным Минэкономразвития РФ приказом № 631 от 29 октября 2013 г.

Основной функционал контрактной службы закреплен в части 4 статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия.

В Типовом положении обозначены основные принципы создания контрактной службы, а также порядок ее функционирования при планировании, проведении закупок, осуществляемых для государственных, муниципальных нужд:

  • 1. Сотрудники контрактной службы должны быть квалифицированными специалистами, обладать знанием теоретической базы и практическими навыками в сфере закупок.
  • 2. Доступ к информации о планировании, осуществлении закупок должен быть свободным для всех заинтересованных лиц, а сведения -- достоверными.
  • 3. Контракты должны заключаться на наиболее выгодных условиях, обеспечивающих эффективность, высокую результативность закупок.

Более подробно о функциях, полномочиях и обязанностях контрактной службы (контрактного управляющего) будет рассказано в следующем разделе настоящей работы.

2. Функции, полномочия и обязанности контрактной службы (контрактного управляющего). Ответственность

Согласно статье 38 Закона № 44-ФЗ контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

  • 1. Разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения.
  • 2. Разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения.

Указанные в пунктах 1 и 2 функций возлагаются на контрактные службы и управляющих с 01 января 2015 года.

Указанные функции прогнозирования и планирования составляют начальный этап подготовки к процедурам закупки. При составлении планов-графиков закупок, в которых заказчики будут определять свои потребности, способы закупок, формировать и обосновывать начальную цену контракта, предполагается соотнесение осуществляемых закупок с основными целями и задачами деятельности данных государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно статье 13 Закона № 44-ФЗ в частности в перечень докуметов, которые должны учитываться при планировании закупок, входят государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы. Таким образом, создается единая система, при которой должно четко прослеживаться целевое назначение закупок и их роль в решении стоящих перед государством или муниципальным органом задач.

Целесообразно отметить, что Законом № 44-ФЗ определяется ограниченный перечень товаров, закупки которых могут производиться заказчиком вне плана-графика, а также устанавливается закрытый перечень случаев, при которых возможно внесение изменений в план-график.

В Типовом положении функции, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 4 статьи 38 Закона изложены более подробно и нашли развитие. Установлено, что при планировании закупок в функции контрактной службы входит:

  • - разработка плана закупок. Подготовка изменений с целью их внесения в план,
  • - размещение плана закупок, а также внесенных в него изменений в ЕИС,
  • - размещение плана закупок на официальном сайте Заказчика в Интернете. Организация публикации плана закупок в печатных СМИ,
  • - подготовка обоснования закупок,
  • - разработка плана-графика, подготовка изменений и их внесение,
  • - публикация в единой информационной системе плана-графика и внесенных изменений,
  • - решение организационных вопросов по утверждению плана закупок, плана-графика,
  • - определение стартовой цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
  • 3. Осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами.
  • 4. Обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов.

При определении поставщиков / подрядчиков / исполнителей контрактная служба:

  • - осуществляет выбор способа определения поставщиков / подрядчиков / исполнителей,
  • - в рамках обоснования уточняет цену контракта, а также ее обоснование в:

a) конкурсной документации,

b) извещениях о проведении закупки,

c) приглашениях к участию в определении поставщиков закрытым способом,

d) документации об аукционе.

  • - в рамках обоснования уточняет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком,
  • - подготавливает извещения о проведении закупки, соответствующую документацию (не включая описание закупаемого объекта), проекты контрактов, а также изменения в извещениях о проведении закупки, в соответствующей документации, в приглашениях к участию в определении поставщиков / подрядчиков / исполнителей закрытым способом,
  • - подготавливает протоколы заседаний комиссии на основании принятых ею решений,
  • - подготавливает описание объекта закупки,
  • - решает организационные и технические вопросы по обеспечению деятельности комиссий , в частности проверяет:

a) выполнение требований действующего законодательства к участникам закупки, осуществляющим поставки продукции, выполнение работ, оказание услуг;

b) наличие полномочий на заключение контракта у участника закупки;

c) полномочия участника закупки как такового: не проводилась ли ликвидация юридического лица;

d) нет ли положительных решений арбитражного суда о несостоятельности юридического лица;

e) не приостановлена ли (на дату подачи заявки) деятельность участника закупки в соответствии с какой-либо статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях;

f) нет ли у участника невыполненных налоговых обязательств и бюджетных задолженностей;

g) не занесен ли участник закупки в реестр недобросовестных поставщиков;

h) отсутствие судимости за экономическое преступление у участника закупки;

i) наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности;

j) выполнены ли другие требования, изложенные в части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ,

  • - привлекает в соответствии с условиями контракта специализированную организацию для выполнения некоторых функций по определению поставщика,
  • - предоставляет преимущества организациям, имеющим на них право согласно статьям 28-29 Закона № 44-ФЗ (учреждениям уголовно-исполнительной системы, обществам и организациям инвалидов), относительно предлагаемой цены контракта,
  • - осуществляет закупку в надлежащем объеме у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, в частности устанавливает требование о привлечении как субподрядчиков субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • - публикует в ЕИС извещения о проведении закупки, надлежащую документацию, проекты контрактов, протоколы. До того как будет введена в эксплуатацию ЕИС, публикация осуществляется на официальном сайте в Интернете zakupki.gov.ru.
  • - публикует документацию в СМИ по решению главы контрактной службы,
  • - подготавливает и отправляет разъяснения положений документов о закупке. Разъяснения могут быть выполнены как в письменной, так и в электронной форме,
  • - обеспечивает безопасность для конвертов или электронных документов, содержащих заявки на участие: сохранность, полные неприкосновенность и конфиденциальность, рассмотрение поступивших заявок только после вскрытия конвертов или предоставления доступа к документации в электронной форме.
  • - предоставляет возможность присутствия на вскрытии конвертов или открытии доступа к электронным документам всем участникам, подавшим заявки, или их официальным представителям,
  • - обеспечивает возможность ознакомления с информацией о предоставлении доступа в режиме реального времени,
  • - организует проведение аудиозаписи процесса вскрытия конвертов или открытия доступа к электронным заявкам,
  • - обеспечивает хранение протоколов, составляемых в процессе проведения закупок, поданных заявок на участие, надлежащей документации по закупкам, а также всех изменений и разъяснений, аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме, в течение сроков, установленных законодательством,
  • - привлекает к работе экспертные группы, экспертные организации,
  • - проводит согласование использования закрытых способов определения поставщиков/подрядчиков/исполнителей в соответствии с частью 3 статьи 84 Закона № 44-ФЗ,
  • - направляет в соответствующие органы надлежащую документацию для заключения контракта с единственным поставщиком в случае, когда процедура определения поставщика признана несостоявшейся,
  • - подготавливает обоснование нецелесообразности или невозможности применения других способов определения поставщика / подрядчика / исполнителя, кроме как закупка у единственного поставщика,
  • - подготавливает обоснование цены контракта и других значительных его пунктов при осуществлении закупки у единственного поставщика,
  • - заключает контракта,
  • - участников, уклоняющихся от заключения контракта, включает в реестр недобросовестных поставщиков.

При выполнении условий, изменении, а также расторжении контракта в круг функциональных обязанностей контрактной службы входит:

  • - Обеспечение приемки поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, включая отдельные этапы контракта.
  • - Организация движения финансовых средств, направленных на оплату поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
  • - Взаимодействие с поставщиком/подрядчиком/исполнителем при формировании изменений, расторжении контракта.
  • - Направление в адрес поставщика/подрядчика/исполнителя требования о выплате неустойки, наложенных штрафов, начисленных пени в случае невыполнении таковым обязательств по контракту, а также совершение других действий (в соответствии с правовыми нормами законодательства РФ) при допущении со стороны поставщика / подрядчика / исполнителя нарушений условий контракта.
  • - Организация проведения экспертизы поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг с привлечением компетентных лиц -- экспертов, экспертных организаций.
  • - Работа по созданию приемной комиссии в составе, минимум, пяти членов, целью которой будет приемка поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, результата исполнения отдельных этапов контракта.
  • - Подготовка документа (акта приемки) о результатах исполнения отдельных этапов контракта, а также документа о приемке продукции, выполненных работ, услуг.
  • - Размещение в единой информационной системе отчета, содержащего детальную информацию о выполнении условий контракта, а также его промежуточных этапов, соблюдении установленных сроков. В случае допущения нарушений, публикуется информация о таковых, а также о примененных к нарушителю санкциях. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы публикация осуществляется на официальном сайте zakupki.gov.ru. Исключение составляют сведения под грифом «государственная тайна».
  • - Занесение поставщиков / подрядчиков / исполнителей, нарушивших условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков. Внесению в реестр подлежат все нарушители как те, с кем Заказчик отказался сотрудничать в одностороннем порядке, так и те, с кем контракт был расторгнут согласно решению судебной инстанции.
  • - Составление отчета об объеме закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
  • - Публикация отчета в ЕИС.
  • 5. Участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионной работы.
  • 6. Организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определния состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  • 7. Осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

К числу иных полномочий, осуществляемых контрактной службой относится:

  • - Организация и проведение консультационных мероприятий для поставщиков/подрядчиков/исполнителей. Участие в этих мероприятиях с целью мониторинга конкурентной среды, выявления лучших решений, в частности технологических, способствующих росту эффективности обеспечения государственных, муниципальных нужд.
  • - Организация общественных обсуждений закупок. Этот пункт обязательный. По его результатам впоследствии осуществляется подготовка и внесение изменений в план-график, документацию о закупке, в том числе проводится отмена закупки, если это требуется.
  • - Участие в утверждении требований, предъявляемых к отдельным продукции, работам, услугам, в том числе к их максимально возможным ценам. Размещение сведений об утвержденных требованиях в единой информационной системе.
  • - Участие в рассмотрении дел об обжаловании действий Заказчика и/или его бездействия, в частности в рассмотрении дела об обжаловании определения поставщиков.
  • - Подготовка надлежащих материалов для осуществления работы по претензиям.
  • - Разработка проектов контрактов, в частности типовых.
  • - Разработка типовых условий контрактов Заказчика.
  • - Проверка банковских гарантий, поступивших как обеспечение по контракту, на их соответствие требованиям действующего законодательства.
  • - Доведение сведений об отказе о принятии банковских гарантий до лица, их предоставившего, с обязательным указанием основополагающих причин отказа.
  • - Организация движения финансовых средств, направленных на выплаты по банковским гарантиям.
  • - Организация возврата финансовых средств, внесенных как обеспечение исполнения заявок или контрактов.

В целях полной реализации перечисленных функций и полномочий, касающихся планирования, проведения закупок, заключения, изменения, расторжения контрактов, взаимодействия с поставщиками / подрядчиками / исполнителями, иных полномочий сотрудники контрактной службы обязаны строго соблюдать требования Закона № 44-ФЗ, в частности следующие:

  • 1. Сведения, полученные в процессе осуществления определения поставщика / подрядчика / исполнителя не подлежат разглашению. Как исключительные расцениваются случаи, прямо предусмотренные правовыми нормами законодательства РФ.
  • 2. Переговоры с участниками закупки запрещены вплоть до определения поставщика / подрядчика / исполнителя. Как исключительные расцениваются случаи, прямо предусмотренные правовыми нормами законодательства РФ.
  • 3. Привлечение к работе компетентных лиц, экспертов, экспертных организаций обязательно в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, в частности Законом № 44-ФЗ.

В соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ, в целях централизации закупок возможно создание государственного, муниципального органов, казенного учреждения, уполномоченных на определение поставщиков. Полномочия могут быть переданы одному или нескольким органам. В таких случаях контрактная служба осуществляет не переданные функции и полномочия. Такие функции, как обоснование закупок, установление максимальной (стартовой) цены контракта, определение его условий, подписание документа не могут быть переданы уполномоченным органам. Контракты подписывают Заказчики. Остальные функции выполняют сотрудники контрактной службы.

При этом при централизации закупок контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, и несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий. Представляется, что речь идет не только об административной ответственности, но и об ответственности дисциплинарной.

Из указанного перечня полномочий видно, что данные специалисты будут отвечать за осуществление всех закупочных процедур в организации. Таким образом, законом предпринята попытка сформировать структуру, которая будет управлять всеми вопросами, связанными с закупками. Данная мера во многом продиктована существующей практикой, при которой большинство жалоб представляют собой результат неправильной подготовки извещений и документации, проектов контрактов и технических заданий. Также предусмотрена персональная ответственность данных специалистов за допущенные ими нарушения при осуществлении закупок.

Принципиально важным представляется то, что перечень полномочий контрактной службы, контрактного управляющего не является закрытым, кроме того, закон не содержит запрета на осуществление контрактной службой, отдельными ее сотрудниками или контрактным управляющим иных обязанностей, не имеющих прямого отношения к закупкам (например, юрист может быть как сотрудником контрактной службы, так и заниматься претензионно-исковой работой, не связанной с исполнением контрактов, заключенных в рамках Закона о контрактной системе).

Вместе с тем сам перечень полномочий, закрепленных за контрактной службой, контрактным управляющим, их объем и значимость также безусловно свидетельствуют о том, что их реализация возможна исключительно на профессиональной основе, специалистами, имеющими достаточную квалификацию, опыт и специальные знания в области закупок.

Формат данной работы не позволяет детально рассмотреть такие вопросы, как создание у одного заказчика нескольких контрактных служб и распределение полномочий между ними, либо распределение полномочий между несколькими контрактными управляющими, однако данные вопросы также, безусловно, имеют важное практическое значения и могут быть реализованы в практической деятельности заказчиков только с учетом принципа профессионализма.

Формирование организационной структуры является обязанностью руководителя контрактной службы. Круг должностных обязанностей, персональная ответственность каждого сотрудника определяются с учетом основного принципа -- рост эффективности, увеличение результативности осуществления закупок для государственных, муниципальных нужд.

Сами обязанности регламентируются Положением. Задача руководителя -- эффективное их распределение между сотрудниками с целью выполнения функциональных обязанностей контрактной службы.

Согласно Типовому положению в функциональные обязанности контрактной службы входит:

  • 1. Планирование закупок.
  • 2. Организация (на стадии планирования) и проведение консультационных мероприятий с участием поставщиков/подрядчиков/исполнителей. Участие в консультациях в целях определения наиболее подходящих технологий, лучших решений на рынках; мониторинга конкурентной среды.
  • 3. Обоснование закупок.
  • 4. Обоснование максимальной (стартовой) цены контракта.
  • 5. Проведение общественных обсуждений закупок (этот пункт обязательный).
  • 6. Обеспечение (как техническое, так и организационное) деятельности комиссий по закупкам.
  • 7. Привлечение компетентных специалистов, экспертов, экспертных групп.
  • 8. Подготовка к размещению документации о закупках, извещений о их осуществлении, проектов контрактов.
  • 9. Опубликование документации о закупках, извещений о их осуществлении, проектов контрактов в ЕИС.
  • 10. Подготовка и рассылка извещений об определении поставщика закрытым способом, приглашений к участию.
  • 11. Работа с банковским гарантиями: их рассмотрение, организация движения финансовых средств, оплата по банковским гарантиям.
  • 12. Заключение контрактов.
  • 13. Решение организационных вопросов по приемке поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Осуществление контроля за качественными характеристиками продукции, работ, услуг, в частности проведение экспертизы согласно Федеральному закону.
  • 14. Обеспечение создания комиссии по приемке. Контроль за исполнением этапов контракта.
  • 15. Решение финансовых вопросов: организация движения средств в счет оплаты продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
  • 16. Взаимодействие с поставщиком/подрядчиком/исполнителем при подготовке и осуществлении изменений контракта, а также при его расторжении.
  • 17. В случае невыполнения условий контракта, организация занесения нарушителя в реестр недобросовестных поставщиков, а также распространение информации о нарушителе согласно регламенту.
  • 18. При начислении оговоренных контрактом пени, направление в адрес нарушившей условия стороны требования о выплате неустойки.
  • 19. Подготовка материалов для выполнения работы по претензиям, участие в рассмотрении таковых, а также в делах об обжаловании действий.

Согласно Положению составляется регламент, в котором прописывается порядок действий сотрудников контрактной службы, а также порядок действий службы при взаимодействии с другими подразделениями. Регламент утверждается Заказчиком.

Отдельно хотелось осветить вопрос ответственности контрактной службы (контрактного управляющего).

В пункте 18 Типового положения ответственность работников контрактной службы сформулирована в общем виде, как административная ответственность. «Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном Федеральным законом, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) должностных лиц контрактной службы, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки».

Очевидно, что обжалование действий работников как должностных лиц возможно, если контрактная служба это отдельное организационное подразделение. Если она сформирована из привлеченных сотрудников, обжалование действий членов контрактной службы будет сомнительным с точки зрения трудового законодательства в связи с отсутствием субъекта - должностного лица. Видимо, в этой связи из окончательного текста Типового положения исключены нормы о персональной ответственности членов контрактной службы. Ответственность привлеченных работников должна остаться только дисциплинарной на основе трудовых договоров и Трудового кодекса Российской Федерации. Такой подход продиктован юридической теорией, практика покажет. На этом же основании можно сделать вывод, что в пункте Типового положения об определении руководителем контрактной службы персональной ответственности работников речь идет о должностных лицах контрактной службы, образованной как отдельное структурное подразделение заказчика.