Обществознание вариант 6 егэ. Алгоритм выполнения задания. Как правильно подготовиться к обществознанию

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Формы территориального устройства

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) Потребность в признании со стороны других людей 2) стремление карьерного роста 3) социальная потребность 4) потребность в поддержке близких людей 5) потребность в общении.

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

1) развитие, 2) статичность, 3) регресс, 4) спад, 5) прогресс, 6) системность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о трудовом договоре.

1. Трудовой договор составляется на основе норм гражданского права.

2. Трудовой договор определяет обязанности работника.

3. Трудовой договор не может ухудшать условия труда, предусмотренные действующим законодательством.

4. Предметом трудового договора выступает результат труда.

5. Трудовой договор действует сроком не более 1 года.

5

Установите соответствие между характеристикой республиканской формы правления (обозначено буквами) и видом республики (обозначено цифрами).

6

Искусство отличается от других форм духовной культуры. Какие особенности искусства?

1. Произведения искусства являются эстетическим отражением окружающего мира.

2. Искусство направлено на практическое освоение окружающего мира.

3. Произведения искусства предназначены для улучшения качества повседневной жизни человека.

4. Искусство призвано решать фундаментальные мировоззренческие проблемы.

5. Искусство оказывает эстетическое воздействие на личность.

6. Главной целью искусства является поиск истины.

7

Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Золотовалютные резервы государства хранятся в нескольких коммерческих банках.

2. Центральный банк монопольно осуществляет эмиссию денег.

3. Центральный банк устанавливает уровень инфляции.

4. Центральный банк финансирует производство.

5. Коммерческие банки выдают кредиты физическим лицам и предприятиям.

8

Установите соответствие между примером (обозначено буквами) и фактором производства (обозначено цифрами).

9

В стране Х выборы в парламент проводятся по смешанной избирательной системе. Какие особенности этой избирательной системы?

1. выборы проходят по мажоритарным округам

2. большинство мест в парламенте получают представители партий-победителей

3. депутатами избираются те, кто преодолел определенный процентный барьер

4. выборы происходят и по партийным спискам, и по территориальным округам

6. на избирательном участке избиратель получает два бюллетеня

10

Среди школьников региона был проведен опрос о том, что можно назвать добрым делом. Результаты опроса (в процентных показателях) представлены в таблице.

Проанализируйте полученную информацию. Какие выводы можно сделать на основании таблицы?

1. Наибольшее число опрошенных считают добрым делом заботу о пожилых людях.

2. Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом заботу о детях, больше, чем тех, кто считает добрым делом любую бескорыстную помощь.

3. Равные доли опрошенных считают добрым делом любую бескорыстную помощь и борьбу с социальной несправедливостью.

4. Каждый пятый учащийся считает добрым делом все, что сделано от чистого сердца.

5. Каждый десятый опрошенный школьник считает добрым делом помощь людям, оказавшимся в беде.

11

Выберите верные суждения, которые иллюстрируют права налогоплательщика в Российской Федерации.

1. Уплата законно установленных налогов

2. Проведение в предусмотренных законом случаях в установленном порядке учета доходов и расходов.

3. Получение отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством.

4. Предоставление налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений.

5. Обжалование в установленном законом порядке решения налоговых органов и действия их должностных лиц.

6. Предоставление информации налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица.

12

Школьникам и их родителям в городе С был задан вопрос: «От каких факторов зависит уровень развития образования в современном мире?». Полученные данные представлены в диаграмме.

Факторы, влияющие на уровень развития образования

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1. Развитие образования в большей степени зависит от существующей в стране системы законодательства.

2. На уровень развития образования одинаково влияет правовая система и семейное воспитание.

3. Семейное воспитание не имеет весомого влияния на уровень развития образования.

4. Каждый восьмой из опрошенных не смог определиться с ответом.

5. Большинство опрашиваемых респондентов уверены, что развитие образования напрямую связано с экономическим уровнем жизни общества.

13

Выберите верные суждения о харизматической власти.

1. Харизматическая власть основывается на традициях и обычаях.

2. Для харизматической власти характерно приписывание лидеру исключительных качеств.

3. Харизматическая власть не имеет стабильного и долговременного характера.

4. Такая власть основывается на рациональных правилах поведения.

5. Харизматическая власть основана на юридических нормах, которые необходимо выполнять.

14

Установите соответствие между признаком (обозначено буквами) и видом социальных норм (обозначено цифрой).

15

Расходы государства Q в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Какие из приведенных признаков подтверждают данные выводы?

1. увеличилась производительность труда на предприятиях всех форм собственности

2. возросло число частных предприятий

3. возник дефицит государственного бюджета

4. снизились потребительские расходы

5. увеличилось количество зарубежных инвесторов

6. правительство повышает акцизы на некоторые товары

16

Какие виды договоров обязательно должны быть заверены нотариально?

1. брачный договор

2. покупки-продажи бытовой техники

3. договор подряда

4. договор ренты

5. договор мены

17

Вам предложено подготовить презентацию о системе российского права. Что из перечисленного может быть включено в слайд «Гражданское право»? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1. К числу источников права относят обычаи (обычаи делового оборота).

2. В отличие от других отраслей, имеет один источник права, в котором обозначены все виды преступлений как наиболее опасных противоправных деяний людей.

3. Взаимоотношения сторон выстраиваются на основе следующих принципов: равенство сторон, имущественная самостоятельность, независимость, автономность воли.

4. К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят ограничение свободы, обязательные работы.

5. Одна сторона правоотношений, регулируемых этой отраслью, часто наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй стороне.

6. К числу объектов прав относят нематериальные блага.

18

Правительство государства S проводит политику протекционизма. Какие нетарифные методы могут быть использованы для защиты отечественного производителя?

1. таможенные тарифы

2. квотирование

3. демпинг

4. таможенные пошлины

5. эмбарго

6. лицензирование

19

Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.

1. свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3. паспорт гражданина РФ

4. налоговое уведомление

5. диплом о профильном образовании

6. выписку из финансово-лицевого счёта

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Банковский кредит - денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты установленного в договоре ______ (А). В договоре между банком (кредитором) и гражданином (заемщиком) указывается сумма кредита, его цель, срок возврата, процент, уплачиваемый банку за кредит, ______ (Б) денег банку. Процент - это цена, уплачиваемая собственнику денег за использование ______ (В) в течение определенного времени. Погашение кредита может быть единовременным или в рассрочку; как правило, платежи делаются ежемесячно. Кредит частным лицам предоставляется в двух основных формах: личные займы (без указания цели займа), выдаваемые обычно под личную подпись и с рассрочкой платежа, и ______ (Г). Наиболее распространенный в мире вид кредитования граждан - потребительский кредит. Он предоставляется банком гражданам для приобретения потребительских товаров с рассрочкой платежа. Кредит позволяет активно использовать свободные средства одних для нужд других. Кредитные ______ (Д) являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но при этом и рискованной. Существует возможность не возврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Банки стремятся снизить эти риски и ведут поиск и разработку эффективных методов оценки ______ (Е) заемщиков.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. операции

2. государство

3. кредитоспособность

4. процента

5. потребительский кредит

6. ликвидность

7. гарантии возврата

8. окупаемость

9. заемные средства

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

«Термин «тоталитаризм» применяется в трёх аспектах: 1) политико-идеологическом: так, в условиях холодной войны концепция тоталитаризма использовалась для обоснования противостояния двух политических систем; 2) эмоционально-оценочном: СМИ и обыденное сознание пользуются им для отрицательной оценки самых разных сторон жизни; 3) научном. Употребляемое столь интенсивно, это понятие само требует точного научного определения. В противном случае популярный ныне термин «тоталитаризм» рискует превратиться в словесный трафарет, который не столько объясняет, сколько запутывает содержание политической ситуации нашего недавнего прошлого и лишь пополнит длинный ряд словесных штампов. Своё, ставшее классическим в западной политологии, определение тоталитарного режима предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в своей книге «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 год). Они выделили 6 базовых критериев тоталитаризма, которые получили название «тоталитарного синдрома»:

1) единственная массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения (до 10%),  чьё ядро непоколебимо предано идеологии; эта партия организована по олигархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью с ней переплетена;

2) официальная идеология, охватывающая все жизненно важные аспекты человеческого существования и которая должна признаваться всеми;

3) монополия на СМИ;

4) монополия на все средства вооружённой борьбы;

5) система террористического полицейского контроля, направленного не только против «врагов» режима, но и против произвольно выбираемых групп и классов, населения;

6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Несмотря на то, что данное определение считается классическим, вопрос о том, являются ли выделенные признаки обязательными для признания режима тоталитарным, достаточны ли они для исчерпывающей характеристики феномена тоталитаризма, до сих пор вызывает споры. Не совсем обоснованным представляется выделение в качестве критерия именно тоталитарного режима такого признака как монополия на все средства вооружённой борьбы. На наш взгляд, любой политический режим имеет такие вещественные придатки, как армия, полиция, органы государственной безопасности и стремится к полному контролю над ними.

Считаем правомерным также классифицировать тоталитарные режимы на умеренные и жёсткие. Главное отличие умеренного тоталитаризма от жёсткого заключается в том, что при первом частная собственность не упраздняется, осуществляется лишь частичная национализация и конфискация собственности противников режима; более того, крупная частная собственность становится основой быстро растущего военно-промышленного комплекса. Напротив, жёсткий тоталитаризм построен на основе полного обобществления, то есть национализации и конфискации, всей частной собственности. Умеренный тоталитарный режим занимается экономической и производительной деятельностью лишь в виде исключения и только в стратегически наиболее важных отраслях военной промышленности. Для социалистической тоталитарной системы производство и распределение составляют её основную функцию».

(По материалам работы А. А. Шанина «Тоталитарный режим» )

Показать ответ

Названы аспекты: 1) политико-идеологический, 2) эмоционально-оценочный, 3) научный.

Дано объяснение: термину нужно дать научное определение, так как в противном случае он станет «словесным трафаретом».

Показать ответ

  • Авторы: К. Фридрих и 3. Бжезинский;
  • Критерии: 1) единственная массовая партия; 2) официальная идеология, признаваемая всеми; 3) монополия на СМИ; 4) монополия на все средства вооружённой борьбы; 5) система террористического полицейского контроля; 6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Аргументы:

1. любой политический режим имеет такие вещественные придатки, как армия, полиция, органы государственной безопасности;

2. любой режим стремится к полному контролю над армией, полицией, органами госбезопасности;

3. любой режим применяет все формы насилия, если находит это целесообразным и в состоянии руководить силовыми структурами для защиты своих интересов.

Выпишите из текста предложение, которое указывает на создание автором текста своей классификации тоталитарных режимов. Назовите два основных отличия названных автором текста разных видов тоталитарных режимов. Приведите два примера тоталитарных режимов, существовавших в прошлом или существующих в настоящее время.

Показать ответ

  • «Считаем правомерным также классифицировать тоталитарные режимы на умеренные и жёсткие».
  • Основные отличия: 1) умеренный тоталитарный режим сохраняет частную собственность - жёсткий тоталитарный режим ликвидирует частную собственность, 2) проводит частичную национализацию (конфискацию) частной собственности - жёсткий тоталитарный режим проводит полную национализацию частной собственности; 3) опирается на крупный капитал и ВПК - опорой жёсткого тоталитаризма является государственная собственность; 4) умеренный - занимается экономической деятельностью только в случае крайней необходимости, а для жёсткого - это основной вид деятельности (функция);
  • Примеры тоталитарных режимов: гитлеровская Германия 1933-1945 гг.; сталинский режим в СССР; современный режим в КНДР.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «индивидуальный трудовой спор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно о нормативных документах, определяющих порядок урегулирования, а другое - пример индивидуального трудового спора.

Показать ответ

  • Индивидуальный трудовой спор - это разногласия, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде.
  • Индивидуальный трудовой спор урегулируется в соответствии трудовым законодательством РФ (законами Российской Федерации); 2) спор по вопросу установления или изменения индивидуальных условий труда; спор в случае отказа в приёме на работу; спор в случае незаконного (оспариваемой законности) увольнения.

Все нормы права закреплены в источниках права. Источники права - это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Назовите три источника права, каждый из них проиллюстрируйте примером.

Показать ответ

  1. Нормативный правовой акт установленной формы. Например, закон об образовании, принятый Государственной думой РФ.
  2. Подзаконный акт. Например, постановление Правительства Российской Федерации, детализирующее применение закона.
  3. Нормативный договор. Например, договор между двумя государствами о сотрудничестве в какой-либо сфере.
  4. Правовой прецедент. Например, случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для принятия решения в настоящем.
  5. Правовой обычай. Например, исторически сложившиеся правила поведения, впоследствии включённые в закон.
  6. 3) Конституционные принципы избирательного права:

    а) всеобщность избирательного права;

    б) равное избирательное право;

    в) прямое избирательное право;

    д) добровольность участия в выборах.

    4) Порядок выборов Президента РФ.

    5) Законодательное регулирование выборов в Государственную Думу РФ.

    6) Выборы в органы местного самоуправления.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

    Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

    При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

    29.1. Философия «Живи и жить давай другим». (Г. Р. Державин)

    29.2. Экономика «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров». (Френсис Бэкон)

    29.3. Социология, социальная психология «Я побеждаю своих врагов тем, что превращаю их в друзей». (Авраам Линкольн)

    29.4. Политология «Чем больше чувство ответственности, тем.меньше жажда власти». (Стефан Гарчиньский)

    29.5. Правоведение «Где право, там средство его защиты». (Латинское изречение)

    Видеоразбор заданий

    № задания: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Как правильно подготовиться к обществознанию:

  1. Необходима постоянная практика.
    • Особое внимание удели ЕГЭ по обществознанию 2019. Демоверсия от ФИПИ поможет понять структуру билета, разобраться в требованиях. направит тебя какие темы необходимо изучать.
    • Для решения подготовили 10 тренировочных вариантов с ответами. Они разработаны учителями на основе демонстрационного варианта.
    • Чем больше тестов будет решено, тем выше будет подготовленность, так как срабатывает механизм запоминания. Не ленитесь выполнять работу над ошибками. Решать онлайн тесты каждую неделю, пока не будете допускать ошибки. Зарегистрированные пользователи на сайте могут отслеживать статистику решенных тестов.
  2. Правильно распределяй время на решение тренировочных тестов, чтобы получить максимальное количество баллов.
    • Задания 1-3 и 10 решаются за 1–4 минуты;
    • Задания 4-9 и 11-28 отводится от 2 до 8 минут;
    • Задания 29 - 45 минут.
  3. Работа с текстом

      Для выполнения типовых заданий 21-24 важны навыки работы с текстовой информацией. Тренируясь решать тесты ЕГЭ по обществознанию онлайн, обращайте внимание на задачи, требующие не просто извлечения и воспроизведения сути из информационного полотна, но и интерпретации, собственного понимания сказанного или написанного, привлечения обществоведческих знаний при формулировке.

      В задание № 29 (эссе) включено 5 альтернативных задач, ориентированных на написание сочинения на одну из 5 тем. Темы представляют собой высказывания известных общественных деятелей, а также представителей политики, науки и культуры. Задание традиционно считают самым сложным в КИМах.

      Полезная подсказка: для написания качественного сочинения необходимо уметь раскрывать смысл суждения (высказывания, цитаты), привлекать изученные положения обществоведческих наук, делать собственные выводы и конкретизировать яркими примерами.


Перевод баллов в оценки

  • 0-41 баллов - «неудовлетворительно»;
  • 42-54 балла - «тройки»;
  • 55-66 баллов – «хорошо»;
  • 67 баллов и выше - «отлично».

Минимальный – 42, а максимальный - 100.

Тест ЕГЭ по обществознанию состоит из:

  • Часть 1 – из 20 задач, с коротким ответом в виде слова, нескольких слов или цифр. Половина заданий относится к базовому уровню, другая часть к повышенному. Первая часть оценивается в 35 первичных баллов.
  • Часть 2 – из 9 задач, с развернутым ответом. Задания 21 и 22 - базовые, а с 23 по 29 – с повышенной сложностью и оценивается в 30 баллов. Смотри с развернутым ответом по обществознанию.

Помни!

  • В 2019 году на экзамен по обществознанию отводится 235 минут (3 часа 55 мин.) .
  • Запрещено с собой брать посторонние предметы (шпаргалки, смартфоны, наушники, «умные» часы и др).
  • В последний день пред экзаменом повторите пройденный материал, просмотрите ещё раз решенные варианты.

Вариант № 235343

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Революция и реформа являются

1) социальными институтами

2) формами общественных преобразований

3) элементами общества как системы

4) видами социальных связей

Ответ:

Относительная истина, в от­ли­чие от абсолютной

1) содержит объ­ек­тив­ное знание о предмете

2) всегда опи­ра­ет­ся на здра­вый смысл

3) может быть со вре­ме­нем опровергнута

4) является ре­зуль­та­том чувственного и ра­ци­о­наль­но­го познания

Ответ:

Творчество рок-группы U-2 ос­но­ва­но на син­те­зе со­вре­мен­ной рок-музыки и тра­ди­ци­он­ных кельт­ских мелодий. Груп­па про­во­дит ми­ро­вые турне и со­би­ра­ет на свои кон­цер­ты 20-ти ты­сяч­ные стадионы, имеет ком­мер­че­ский успех. Дан­ный при­мер поз­во­ля­ет про­ил­лю­стри­ро­вать вза­и­мо­связь между та­ки­ми фор­ма­ми культуры, как

1) мас­со­вая и элитарная

2) эли­тар­ная и народная

3) мас­со­вая и народная

4) тра­ди­ци­он­ная и элитарная

Ответ:

Верны ли следующие суждения о современной культуре?

А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие.

Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Только в условиях рыночной экономики государство

1) вводит косвенные налоги

2) перераспределяет средства с помощью бюджета

3) регулирует спрос и предложение

4) обеспечивает законодательную защиту конкуренции

Ответ:

Фирма «Сириус» за­ни­ма­ет­ся разработкой ком­пью­тер­ных программ для ор­га­ни­за­ции системы бух­гал­тер­ско­го учёта на предприятиях. Что на при­ме­ре фирмы со­от­вет­ству­ет такому фак­то­ру производства, как капитал?

1) ком­пью­те­ры и про­грамм­ное обеспечение

2) си­стем­ные администраторы, программисты, операторы

3) ме­недж­мент фирмы и её владельцы

4) ком­мер­че­ские договора с кли­ен­та­ми и партнерами

Ответ:

Какое из указанных мероприятий правительство страны может ввести для борьбы с угрозой дефолта, для того, чтобы избежать роста цен и усиления зависимости от внешних кредиторов?

1) увеличение социальных расходов, в первую очередь, зарплат бюджетникам и пенсий

2) рост заимствований на внешних рынках, проведение дополнительной эмиссии бумажных денег

3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата, вооруженных сил, социальной сферы

Ответ:

На рисунке отражена ситуация на рынке книжной продукции: линия предложения S переместилась в новое положение S1. (P – цена товара, Q – объем предложения товара)

Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) снижением налогов на книгоиздательские фирмы

2) увеличением спроса потребителей на книги и журналы

3) перепрофилированием издательств на выпуск медийных продуктов и электронных книг

4) государственным заказом издателям на выпуск школьных учебников

5) повышением налогов на книгоиздательские фирмы

Ответ:

Верны ли следующие суждения о Центральном банке?

А. Центральный банк осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков.

Б. Центральный банк является эмиссионным банком.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Относительно устой­чи­вые и са­мо­сто­я­тель­ные связи, воз­ни­ка­ю­щие между со­ци­аль­ны­ми группами, а также внут­ри них в про­цес­се жизни и деятельности, называются

1) социальной мобильностью

2) социальными отношениями

3) социальной системой

4) социальной стратификацией

Ответ:

Ниже при­ве­де­ны данные опроса, про­ве­ден­но­го Всероссийским цен­тром изучения об­ще­ствен­но­го мнения (ВЦИОМ). Ре­спон­ден­там был задан вопрос: «Удовлетворены ли вы ка­че­ством жилищно-коммунальных услуг?». Ре­зуль­та­ты опроса пред­став­ле­ны в гистограмме.

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии представленных данных?

1) Как в 2005, так и в 2007 году среди всех ка­те­го­рий опрошенных до­ми­ни­ро­ва­ли респонденты, удо­вле­тво­рен­ные качеством жилищно-коммунальных услуг.

2) Число респондентов, не удо­вле­тво­рен­ных качеством жилищно-коммунальных услуг, к 2007 году уменьшилось.

3) Число респондентов, пол­но­стью удовлетворенных ка­че­ством жилищно-коммунальных услуг, в 2007 году со­ста­ви­ло треть опрошенных.

4) Число респондентов, удо­вле­тво­рен­ных качеством жилищно-коммунальных услуг, в 2007 году меньше, чем в 2005.

Ответ:

Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии социальной сферы?

А. В условиях информатизации и компьютеризации, усиления роли высоких технологий в социальной сфере возрастает численность работников наукоемких производств и сферы услуг.

Б. Ведущую роль в социальной сфере передовых стран мира играет многочисленный и влиятельный средний класс, включающий экономически независимых от государства людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Политическая установка на поиск компромиссов исходит из возможности достижения согласия, принятия решений по принципу единодушия, который называется

1) консенсусом

2) плюрализмом

3) демократией

4) федерализмом

Ответ:

Определить форму прав­ле­ния в го­су­дар­стве можно на ос­но­ва­нии ин­фор­ма­ции о (об)

1) ме­то­дах осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной власти

2) по­ряд­ке вза­и­мо­от­но­ше­ний цен­траль­ной вла­сти и вла­стей на местах

3) раз­ме­ре тер­ри­то­рии го­су­дар­ства и ко­ли­че­стве населении

4) по­ряд­ке фор­ми­ро­ва­ния и де­я­тель­но­сти выс­ших ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной власти

Ответ:

В государстве была запрещена деятельность одной политической партии. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод об особенностях политического режима, существующего в данном государстве?

1) степень монополизации экономики

2) способ избрания главы государства

3) цели данной политической партии

4) структура законодательного органа

Ответ:

Низшим, первичным, структурным звеном в системе российского права является

1) институт права

2) отрасль права

3) правовая норма

4) подотрасль права

Ответ:

Конституцию от всех других федеральных законов отличает

1) высшая юридическая сила

2) обязательность для всех граждан

3) государственная обеспеченность

4) нормативно-правовой характер

Ответ:

С какого возраста в гражданских правоотношениях Российской Федерации наступает полная дееспособность граждан?

4) с 21 года

Ответ:

Предприятие на­хо­дит­ся в кол­лек­тив­ной собственности. Не­ко­то­рые собственники несут от­вет­ствен­ность за хо­зяй­ствен­ную деятельность пред­при­я­тия всем своим имуществом, дру­гие - толь­ко в раз­ме­ре внесённых вкладов. Пер­вая категория соб­ствен­ни­ков имеет пре­иму­ще­ство в управ­ле­нии предприятием. Какую организационно-правовую форму пред­став­ля­ет данная организация?

1) пол­ное товарищество

2) про­из­вод­ствен­ный кооператив

3) то­ва­ри­ще­ство на вере (коммандитное)

4) го­су­дар­ствен­ное унитарное предприятие

Ответ:

Верны ли следующие суждения о нормативных правовых актах?

А. Различают следующие типы нормативных актов: конституция и иные законы, подзаконные акты.

Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются органами исполнительной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

Ответ:

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся характеристикой затрат фирмы.

1) бухгалтерские

2) внешние

3) переменные

4) постоянные

5) технические

6) социальные

7) внутренние

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

Найдите в приведённом ниже списке исторические формы этноса и запишите цифры, под которыми они указаны.

3) народность

5) государство

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но определённой буквой.

(А) По оцен­кам экономистов, гря­ду­щий 2012 г. будет не­про­стым для зоны евро. (Б) Наи­бо­лее проблематичными, на наш взгляд, пред­став­ля­ют­ся про­бле­мы гре­че­ско­го долга. (В) Впол­не вероятно, что Гре­ция при­мет ре­ше­ние о вы­хо­де из зоны евро. (Г) Ита­лия и Пор­ту­га­лия также имеют се­рьез­ные дол­го­вые проблемы.

Определите, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фактический характер

2) характер оце­ноч­ных суждений

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г

Ответ:

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным средством борьбы с ________(А) можно назвать юридическую ответственность. Назовем ее основные признаки. Юридическая ответственность возлагается только за правонарушение, только от имени ________(Б) и предполагает использование мер ________(В). Виды юридической ответственности классифицируются в соответствии с ________(Г) права. Самый суровый вид ответственности - ________(Д), так как наступает за совершение ________(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е

Ответ:

В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок средств производства

2) чистая конкуренция

3) местный рынок

4) рыночный дефицит

5) монополия

6) рынок услуг

Ответ:

Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Парламент , правительство , суд общей юрисдикции , орган власти , арбитражный суд .

Ответ:


Общественные блага

()

Общественные блага

Общественные блага - блага, вы­го­да от поль­зо­ва­ния которыми не­раз­де­ли­мо распределена по всему об­ще­ству независимо от того, хотят или нет от­дель­ные его пред­ста­ви­те­ли приобретать это благо.

Общественные блага опла­чи­ва­ют­ся за счёт об­ще­го налогообложения, а не по­ку­па­ют­ся отдельными по­тре­би­те­ля­ми на рынке. При­ме­ром общественного блага слу­жит система на­ци­о­наль­ной обороны, по­сколь­ку касается всех и каж­до­го в рав­ной степени.

Заметим, что кроме об­ще­ствен­ных благ су­ще­ству­ют ещё и об­ще­ствен­ные «антиблага» - явления, рав­но­мер­но налагающие из­держ­ки на груп­пу людей. В эко­но­ми­че­ской теории для их обо­зна­че­ния применяется тер­мин «внешние эффекты». Это не­же­ла­тель­ные побочные про­дук­ты производства или потребления: теп­лич­ный эффект, при ко­то­ром сгорание по­лез­ных ископаемых угро­жа­ет глобальной пе­ре­ме­ной климата; за­гряз­не­ние воздуха, воды и почвы от­хо­да­ми химической промышленности, про­из­вод­ством энергии или ис­поль­зо­ва­ни­ем автомобилей; кис­лот­ные дожди; ра­дио­ак­тив­ные выбросы из-за ис­пы­та­ний ядерного оружия; ис­тон­че­ние озонового слоя.

Различают чи­стые общественные блага и чи­стые частные блага.

Чистое об­ще­ствен­ное благо - благо, ко­то­рое потребляется кол­лек­тив­но всеми лю­дь­ми независимо от того, пла­тят они за него или нет. По­лу­че­ние полезности от обес­пе­че­ния чистым об­ще­ствен­ным благом един­ствен­ным потребителем невозможно.

Чистое част­ное благо - благо, ко­то­рое можно раз­де­лить среди людей так, что дру­гим от этого не будет ни­ка­кой выгоды или затрат. Если эф­фек­тив­ное обеспечение об­ще­ствен­ных благ часто тре­бу­ет государственных действий, то част­ные блага может эф­фек­тив­но распределить рынок. Следовательно, чи­стое частное благо при­но­сит полезность толь­ко покупателю.

Целый ряд благ не яв­ля­ют­ся ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услу­ги полиции, с одной стороны, пред­став­ля­ют собой об­ще­ствен­ное благо, а с дру­гой - рас­кры­вая кражи со взломом, они ока­зы­ва­ет частную услу­гу конкретному лицу.

Чистые об­ще­ствен­ные блага имеют две ос­нов­ные особенности.

1. Чистые об­ще­ствен­ные блага об­ла­да­ют свойством не­из­би­ра­тель­но­сти в потреблении, означающим, что при дан­ном объёме блага его по­треб­ле­ние одним че­ло­ве­ком не сни­жа­ет доступности для других.

2. Потребление чи­стых общественных благ не об­ла­да­ют исключительностью в потреблении, т. е. не яв­ля­ет­ся исключительным правом. Это означает, что потребители, не же­ла­ю­щие платить за такие блага, не могут быть ли­ше­ны возможности их потребления. Чи­стое общественное благо не­воз­мож­но выпускать «мелкими порциями», ко­то­рые можно было бы рас­про­дать через кас­со­вый автомат.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Общественные блага

Общественные блага - блага, вы­го­да от поль­зо­ва­ния которыми не­раз­де­ли­мо распределена по всему об­ще­ству независимо от того, хотят или нет от­дель­ные его пред­ста­ви­те­ли приобретать это благо.

Общественные блага опла­чи­ва­ют­ся за счёт об­ще­го налогообложения, а не по­ку­па­ют­ся отдельными по­тре­би­те­ля­ми на рынке. При­ме­ром общественного блага слу­жит система на­ци­о­наль­ной обороны, по­сколь­ку касается всех и каж­до­го в рав­ной степени.

Заметим, что кроме об­ще­ствен­ных благ су­ще­ству­ют ещё и об­ще­ствен­ные «антиблага» - явления, рав­но­мер­но налагающие из­держ­ки на груп­пу людей. В эко­но­ми­че­ской теории для их обо­зна­че­ния применяется тер­мин «внешние эффекты». Это не­же­ла­тель­ные побочные про­дук­ты производства или потребления: теп­лич­ный эффект, при ко­то­ром сгорание по­лез­ных ископаемых угро­жа­ет глобальной пе­ре­ме­ной климата; за­гряз­не­ние воздуха, воды и почвы от­хо­да­ми химической промышленности, про­из­вод­ством энергии или ис­поль­зо­ва­ни­ем автомобилей; кис­лот­ные дожди; ра­дио­ак­тив­ные выбросы из-за ис­пы­та­ний ядерного оружия; ис­тон­че­ние озонового слоя.

Различают чи­стые общественные блага и чи­стые частные блага.

Чистое об­ще­ствен­ное благо - благо, ко­то­рое потребляется кол­лек­тив­но всеми лю­дь­ми независимо от того, пла­тят они за него или нет. По­лу­че­ние полезности от обес­пе­че­ния чистым об­ще­ствен­ным благом един­ствен­ным потребителем невозможно.

Чистое част­ное благо - благо, ко­то­рое можно раз­де­лить среди людей так, что дру­гим от этого не будет ни­ка­кой выгоды или затрат. Если эф­фек­тив­ное обеспечение об­ще­ствен­ных благ часто тре­бу­ет государственных действий, то част­ные блага может эф­фек­тив­но распределить рынок. Следовательно, чи­стое частное благо при­но­сит полезность толь­ко покупателю.

Целый ряд благ не яв­ля­ют­ся ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услу­ги полиции, с одной стороны, пред­став­ля­ют собой об­ще­ствен­ное благо, а с дру­гой - рас­кры­вая кражи со взломом, они ока­зы­ва­ет частную услу­гу конкретному лицу.

Чистые об­ще­ствен­ные блага имеют две ос­нов­ные особенности.

1. Чистые об­ще­ствен­ные блага об­ла­да­ют свойством не­из­би­ра­тель­но­сти в потреблении, означающим, что при дан­ном объёме блага его по­треб­ле­ние одним че­ло­ве­ком не сни­жа­ет доступности для других.

2. Потребление чи­стых общественных благ не об­ла­да­ют исключительностью в потреблении, т. е. не яв­ля­ет­ся исключительным правом. Это означает, что потребители, не же­ла­ю­щие платить за такие блага, не могут быть ли­ше­ны возможности их потребления. Чи­стое общественное благо не­воз­мож­но выпускать «мелкими порциями», ко­то­рые можно было бы рас­про­дать через кас­со­вый автомат.

(Г. С. Вечканое, Г. Р. Вечканова )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Авторы ха­рак­те­ри­зу­ют чистые об­ще­ствен­ные блага и чи­стые частные блага. Опи­ра­ясь на текст, при­ве­ди­те характеристики каж­до­го из видов благ, про­ил­лю­стри­руй­те каждый вид благ одним кон­крет­ным примером.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Общественные блага

Общественные блага - блага, вы­го­да от поль­зо­ва­ния которыми не­раз­де­ли­мо распределена по всему об­ще­ству независимо от того, хотят или нет от­дель­ные его пред­ста­ви­те­ли приобретать это благо.

Общественные блага опла­чи­ва­ют­ся за счёт об­ще­го налогообложения, а не по­ку­па­ют­ся отдельными по­тре­би­те­ля­ми на рынке. При­ме­ром общественного блага слу­жит система на­ци­о­наль­ной обороны, по­сколь­ку касается всех и каж­до­го в рав­ной степени.

Заметим, что кроме об­ще­ствен­ных благ су­ще­ству­ют ещё и об­ще­ствен­ные «антиблага» - явления, рав­но­мер­но налагающие из­держ­ки на груп­пу людей. В эко­но­ми­че­ской теории для их обо­зна­че­ния применяется тер­мин «внешние эффекты». Это не­же­ла­тель­ные побочные про­дук­ты производства или потребления: теп­лич­ный эффект, при ко­то­ром сгорание по­лез­ных ископаемых угро­жа­ет глобальной пе­ре­ме­ной климата; за­гряз­не­ние воздуха, воды и почвы от­хо­да­ми химической промышленности, про­из­вод­ством энергии или ис­поль­зо­ва­ни­ем автомобилей; кис­лот­ные дожди; ра­дио­ак­тив­ные выбросы из-за ис­пы­та­ний ядерного оружия; ис­тон­че­ние озонового слоя.

Различают чи­стые общественные блага и чи­стые частные блага.

Чистое об­ще­ствен­ное благо - благо, ко­то­рое потребляется кол­лек­тив­но всеми лю­дь­ми независимо от того, пла­тят они за него или нет. По­лу­че­ние полезности от обес­пе­че­ния чистым об­ще­ствен­ным благом един­ствен­ным потребителем невозможно.

Чистое част­ное благо - благо, ко­то­рое можно раз­де­лить среди людей так, что дру­гим от этого не будет ни­ка­кой выгоды или затрат. Если эф­фек­тив­ное обеспечение об­ще­ствен­ных благ часто тре­бу­ет государственных действий, то част­ные блага может эф­фек­тив­но распределить рынок. Следовательно, чи­стое частное благо при­но­сит полезность толь­ко покупателю.

Целый ряд благ не яв­ля­ют­ся ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услу­ги полиции, с одной стороны, пред­став­ля­ют собой об­ще­ствен­ное благо, а с дру­гой - рас­кры­вая кражи со взломом, они ока­зы­ва­ет частную услу­гу конкретному лицу.

Чистые об­ще­ствен­ные блага имеют две ос­нов­ные особенности.

1. Чистые об­ще­ствен­ные блага об­ла­да­ют свойством не­из­би­ра­тель­но­сти в потреблении, означающим, что при дан­ном объёме блага его по­треб­ле­ние одним че­ло­ве­ком не сни­жа­ет доступности для других.

2. Потребление чи­стых общественных благ не об­ла­да­ют исключительностью в потреблении, т. е. не яв­ля­ет­ся исключительным правом. Это означает, что потребители, не же­ла­ю­щие платить за такие блага, не могут быть ли­ше­ны возможности их потребления. Чи­стое общественное благо не­воз­мож­но выпускать «мелкими порциями», ко­то­рые можно было бы рас­про­дать через кас­со­вый автомат.

(Г. С. Вечканое, Г. Р. Вечканова )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Общественные блага

Общественные блага - блага, вы­го­да от поль­зо­ва­ния которыми не­раз­де­ли­мо распределена по всему об­ще­ству независимо от того, хотят или нет от­дель­ные его пред­ста­ви­те­ли приобретать это благо.

Общественные блага опла­чи­ва­ют­ся за счёт об­ще­го налогообложения, а не по­ку­па­ют­ся отдельными по­тре­би­те­ля­ми на рынке. При­ме­ром общественного блага слу­жит система на­ци­о­наль­ной обороны, по­сколь­ку касается всех и каж­до­го в рав­ной степени.

Заметим, что кроме об­ще­ствен­ных благ су­ще­ству­ют ещё и об­ще­ствен­ные «антиблага» - явления, рав­но­мер­но налагающие из­держ­ки на груп­пу людей. В эко­но­ми­че­ской теории для их обо­зна­че­ния применяется тер­мин «внешние эффекты». Это не­же­ла­тель­ные побочные про­дук­ты производства или потребления: теп­лич­ный эффект, при ко­то­ром сгорание по­лез­ных ископаемых угро­жа­ет глобальной пе­ре­ме­ной климата; за­гряз­не­ние воздуха, воды и почвы от­хо­да­ми химической промышленности, про­из­вод­ством энергии или ис­поль­зо­ва­ни­ем автомобилей; кис­лот­ные дожди; ра­дио­ак­тив­ные выбросы из-за ис­пы­та­ний ядерного оружия; ис­тон­че­ние озонового слоя.

Различают чи­стые общественные блага и чи­стые частные блага.

Чистое об­ще­ствен­ное благо - благо, ко­то­рое потребляется кол­лек­тив­но всеми лю­дь­ми независимо от того, пла­тят они за него или нет. По­лу­че­ние полезности от обес­пе­че­ния чистым об­ще­ствен­ным благом един­ствен­ным потребителем невозможно.

Чистое част­ное благо - благо, ко­то­рое можно раз­де­лить среди людей так, что дру­гим от этого не будет ни­ка­кой выгоды или затрат. Если эф­фек­тив­ное обеспечение об­ще­ствен­ных благ часто тре­бу­ет государственных действий, то част­ные блага может эф­фек­тив­но распределить рынок. Следовательно, чи­стое частное благо при­но­сит полезность толь­ко покупателю.

Целый ряд благ не яв­ля­ют­ся ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услу­ги полиции, с одной стороны, пред­став­ля­ют собой об­ще­ствен­ное благо, а с дру­гой - рас­кры­вая кражи со взломом, они ока­зы­ва­ет частную услу­гу конкретному лицу.

Чистые об­ще­ствен­ные блага имеют две ос­нов­ные особенности.

1. Чистые об­ще­ствен­ные блага об­ла­да­ют свойством не­из­би­ра­тель­но­сти в потреблении, означающим, что при дан­ном объёме блага его по­треб­ле­ние одним че­ло­ве­ком не сни­жа­ет доступности для других.

2. Потребление чи­стых общественных благ не об­ла­да­ют исключительностью в потреблении, т. е. не яв­ля­ет­ся исключительным правом. Это означает, что потребители, не же­ла­ю­щие платить за такие блага, не могут быть ли­ше­ны возможности их потребления. Чи­стое общественное благо не­воз­мож­но выпускать «мелкими порциями», ко­то­рые можно было бы рас­про­дать через кас­со­вый автомат.

(Г. С. Вечканое, Г. Р. Вечканова )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно. На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологический кризис как глобальная проблема современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

С9.1. Философия «Спасение че­ло­ве­че­ства заключено в серд­це человека, в спо­соб­но­сти человека к самопознанию, в че­ло­ве­че­ской кротости и в че­ло­ве­че­ской ответственности» (В. Гавел)

С9.2. Со­ци­аль­ная психология «Для человека, ко­то­рый не знает, к какой га­ва­ни он направляется, ни один ветер не будетпопутным» (Луций Анней Сенека)

С9.3. Экономика «Всю жизнь цеп­лять­ся за ста­биль­ную работу на­мно­го рискованнее, чем пойти на риск, чтобы на­учить­ся создавать бизнес. Один риск носит вре­мен­ный характер, а дру­гой продолжается всю жизнь» (Роберт Киосаки)

С9.4. Социология «Зависимость от жизни се­мей­ной делает че­ло­ве­ка более нравственным» (А. С. Пушкин)

С9.5. Политология «В усло­ви­ях демократии не­осве­дом­лен­ность одного из­би­ра­те­ля может по­вре­дить всем

остальным» (Дж. Ф. Кеннеди)

С9.6. Правоведение «Законы по­доб­ны паутине: если в них по­па­дет бессильный и легкий, они выдержат, если боль­шой - он разо­рвет их и вырвется» (Солон)

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Формы территориального устройства

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) Потребность в признании со стороны других людей 2) стремление карьерного роста 3) социальная потребность 4) потребность в поддержке близких людей 5) потребность в общении.

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

1) развитие, 2) статичность, 3) регресс, 4) спад, 5) прогресс, 6) системность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о трудовом договоре.

1. Трудовой договор составляется на основе норм гражданского права.

2. Трудовой договор определяет обязанности работника.

3. Трудовой договор не может ухудшать условия труда, предусмотренные действующим законодательством.

4. Предметом трудового договора выступает результат труда.

5. Трудовой договор действует сроком не более 1 года.

5

Установите соответствие между характеристикой республиканской формы правления (обозначено буквами) и видом республики (обозначено цифрами).

6

Искусство отличается от других форм духовной культуры. Какие особенности искусства?

1. Произведения искусства являются эстетическим отражением окружающего мира.

2. Искусство направлено на практическое освоение окружающего мира.

3. Произведения искусства предназначены для улучшения качества повседневной жизни человека.

4. Искусство призвано решать фундаментальные мировоззренческие проблемы.

5. Искусство оказывает эстетическое воздействие на личность.

6. Главной целью искусства является поиск истины.

7

Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Золотовалютные резервы государства хранятся в нескольких коммерческих банках.

2. Центральный банк монопольно осуществляет эмиссию денег.

3. Центральный банк устанавливает уровень инфляции.

4. Центральный банк финансирует производство.

5. Коммерческие банки выдают кредиты физическим лицам и предприятиям.

8

Установите соответствие между примером (обозначено буквами) и фактором производства (обозначено цифрами).

9

В стране Х выборы в парламент проводятся по смешанной избирательной системе. Какие особенности этой избирательной системы?

1. выборы проходят по мажоритарным округам

2. большинство мест в парламенте получают представители партий-победителей

3. депутатами избираются те, кто преодолел определенный процентный барьер

4. выборы происходят и по партийным спискам, и по территориальным округам

6. на избирательном участке избиратель получает два бюллетеня

10

Среди школьников региона был проведен опрос о том, что можно назвать добрым делом. Результаты опроса (в процентных показателях) представлены в таблице.

Проанализируйте полученную информацию. Какие выводы можно сделать на основании таблицы?

1. Наибольшее число опрошенных считают добрым делом заботу о пожилых людях.

2. Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом заботу о детях, больше, чем тех, кто считает добрым делом любую бескорыстную помощь.

3. Равные доли опрошенных считают добрым делом любую бескорыстную помощь и борьбу с социальной несправедливостью.

4. Каждый пятый учащийся считает добрым делом все, что сделано от чистого сердца.

5. Каждый десятый опрошенный школьник считает добрым делом помощь людям, оказавшимся в беде.

11

Выберите верные суждения, которые иллюстрируют права налогоплательщика в Российской Федерации.

1. Уплата законно установленных налогов

2. Проведение в предусмотренных законом случаях в установленном порядке учета доходов и расходов.

3. Получение отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством.

4. Предоставление налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений.

5. Обжалование в установленном законом порядке решения налоговых органов и действия их должностных лиц.

6. Предоставление информации налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица.

12

Школьникам и их родителям в городе С был задан вопрос: «От каких факторов зависит уровень развития образования в современном мире?». Полученные данные представлены в диаграмме.

Факторы, влияющие на уровень развития образования

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1. Развитие образования в большей степени зависит от существующей в стране системы законодательства.

2. На уровень развития образования одинаково влияет правовая система и семейное воспитание.

3. Семейное воспитание не имеет весомого влияния на уровень развития образования.

4. Каждый восьмой из опрошенных не смог определиться с ответом.

5. Большинство опрашиваемых респондентов уверены, что развитие образования напрямую связано с экономическим уровнем жизни общества.

13

Выберите верные суждения о харизматической власти.

1. Харизматическая власть основывается на традициях и обычаях.

2. Для харизматической власти характерно приписывание лидеру исключительных качеств.

3. Харизматическая власть не имеет стабильного и долговременного характера.

4. Такая власть основывается на рациональных правилах поведения.

5. Харизматическая власть основана на юридических нормах, которые необходимо выполнять.

14

Установите соответствие между признаком (обозначено буквами) и видом социальных норм (обозначено цифрой).

15

Расходы государства Q в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Какие из приведенных признаков подтверждают данные выводы?

1. увеличилась производительность труда на предприятиях всех форм собственности

2. возросло число частных предприятий

3. возник дефицит государственного бюджета

4. снизились потребительские расходы

5. увеличилось количество зарубежных инвесторов

6. правительство повышает акцизы на некоторые товары

16

Какие виды договоров обязательно должны быть заверены нотариально?

1. брачный договор

2. покупки-продажи бытовой техники

3. договор подряда

4. договор ренты

5. договор мены

17

Вам предложено подготовить презентацию о системе российского права. Что из перечисленного может быть включено в слайд «Гражданское право»? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1. К числу источников права относят обычаи (обычаи делового оборота).

2. В отличие от других отраслей, имеет один источник права, в котором обозначены все виды преступлений как наиболее опасных противоправных деяний людей.

3. Взаимоотношения сторон выстраиваются на основе следующих принципов: равенство сторон, имущественная самостоятельность, независимость, автономность воли.

4. К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят ограничение свободы, обязательные работы.

5. Одна сторона правоотношений, регулируемых этой отраслью, часто наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй стороне.

6. К числу объектов прав относят нематериальные блага.

18

Правительство государства S проводит политику протекционизма. Какие нетарифные методы могут быть использованы для защиты отечественного производителя?

1. таможенные тарифы

2. квотирование

3. демпинг

4. таможенные пошлины

5. эмбарго

6. лицензирование

19

Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.

1. свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3. паспорт гражданина РФ

4. налоговое уведомление

5. диплом о профильном образовании

6. выписку из финансово-лицевого счёта

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Банковский кредит - денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты установленного в договоре ______ (А). В договоре между банком (кредитором) и гражданином (заемщиком) указывается сумма кредита, его цель, срок возврата, процент, уплачиваемый банку за кредит, ______ (Б) денег банку. Процент - это цена, уплачиваемая собственнику денег за использование ______ (В) в течение определенного времени. Погашение кредита может быть единовременным или в рассрочку; как правило, платежи делаются ежемесячно. Кредит частным лицам предоставляется в двух основных формах: личные займы (без указания цели займа), выдаваемые обычно под личную подпись и с рассрочкой платежа, и ______ (Г). Наиболее распространенный в мире вид кредитования граждан - потребительский кредит. Он предоставляется банком гражданам для приобретения потребительских товаров с рассрочкой платежа. Кредит позволяет активно использовать свободные средства одних для нужд других. Кредитные ______ (Д) являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но при этом и рискованной. Существует возможность не возврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Банки стремятся снизить эти риски и ведут поиск и разработку эффективных методов оценки ______ (Е) заемщиков.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. операции

2. государство

3. кредитоспособность

4. процента

5. потребительский кредит

6. ликвидность

7. гарантии возврата

8. окупаемость

9. заемные средства

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

«Термин «тоталитаризм» применяется в трёх аспектах: 1) политико-идеологическом: так, в условиях холодной войны концепция тоталитаризма использовалась для обоснования противостояния двух политических систем; 2) эмоционально-оценочном: СМИ и обыденное сознание пользуются им для отрицательной оценки самых разных сторон жизни; 3) научном. Употребляемое столь интенсивно, это понятие само требует точного научного определения. В противном случае популярный ныне термин «тоталитаризм» рискует превратиться в словесный трафарет, который не столько объясняет, сколько запутывает содержание политической ситуации нашего недавнего прошлого и лишь пополнит длинный ряд словесных штампов. Своё, ставшее классическим в западной политологии, определение тоталитарного режима предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в своей книге «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 год). Они выделили 6 базовых критериев тоталитаризма, которые получили название «тоталитарного синдрома»:

1) единственная массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения (до 10%),  чьё ядро непоколебимо предано идеологии; эта партия организована по олигархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью с ней переплетена;

2) официальная идеология, охватывающая все жизненно важные аспекты человеческого существования и которая должна признаваться всеми;

3) монополия на СМИ;

4) монополия на все средства вооружённой борьбы;

5) система террористического полицейского контроля, направленного не только против «врагов» режима, но и против произвольно выбираемых групп и классов, населения;

6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Несмотря на то, что данное определение считается классическим, вопрос о том, являются ли выделенные признаки обязательными для признания режима тоталитарным, достаточны ли они для исчерпывающей характеристики феномена тоталитаризма, до сих пор вызывает споры. Не совсем обоснованным представляется выделение в качестве критерия именно тоталитарного режима такого признака как монополия на все средства вооружённой борьбы. На наш взгляд, любой политический режим имеет такие вещественные придатки, как армия, полиция, органы государственной безопасности и стремится к полному контролю над ними.

Считаем правомерным также классифицировать тоталитарные режимы на умеренные и жёсткие. Главное отличие умеренного тоталитаризма от жёсткого заключается в том, что при первом частная собственность не упраздняется, осуществляется лишь частичная национализация и конфискация собственности противников режима; более того, крупная частная собственность становится основой быстро растущего военно-промышленного комплекса. Напротив, жёсткий тоталитаризм построен на основе полного обобществления, то есть национализации и конфискации, всей частной собственности. Умеренный тоталитарный режим занимается экономической и производительной деятельностью лишь в виде исключения и только в стратегически наиболее важных отраслях военной промышленности. Для социалистической тоталитарной системы производство и распределение составляют её основную функцию».

(По материалам работы А. А. Шанина «Тоталитарный режим» )

Показать ответ

Названы аспекты: 1) политико-идеологический, 2) эмоционально-оценочный, 3) научный.

Дано объяснение: термину нужно дать научное определение, так как в противном случае он станет «словесным трафаретом».

Показать ответ

  • Авторы: К. Фридрих и 3. Бжезинский;
  • Критерии: 1) единственная массовая партия; 2) официальная идеология, признаваемая всеми; 3) монополия на СМИ; 4) монополия на все средства вооружённой борьбы; 5) система террористического полицейского контроля; 6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Аргументы:

1. любой политический режим имеет такие вещественные придатки, как армия, полиция, органы государственной безопасности;

2. любой режим стремится к полному контролю над армией, полицией, органами госбезопасности;

3. любой режим применяет все формы насилия, если находит это целесообразным и в состоянии руководить силовыми структурами для защиты своих интересов.

Выпишите из текста предложение, которое указывает на создание автором текста своей классификации тоталитарных режимов. Назовите два основных отличия названных автором текста разных видов тоталитарных режимов. Приведите два примера тоталитарных режимов, существовавших в прошлом или существующих в настоящее время.

Показать ответ

  • «Считаем правомерным также классифицировать тоталитарные режимы на умеренные и жёсткие».
  • Основные отличия: 1) умеренный тоталитарный режим сохраняет частную собственность - жёсткий тоталитарный режим ликвидирует частную собственность, 2) проводит частичную национализацию (конфискацию) частной собственности - жёсткий тоталитарный режим проводит полную национализацию частной собственности; 3) опирается на крупный капитал и ВПК - опорой жёсткого тоталитаризма является государственная собственность; 4) умеренный - занимается экономической деятельностью только в случае крайней необходимости, а для жёсткого - это основной вид деятельности (функция);
  • Примеры тоталитарных режимов: гитлеровская Германия 1933-1945 гг.; сталинский режим в СССР; современный режим в КНДР.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «индивидуальный трудовой спор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно о нормативных документах, определяющих порядок урегулирования, а другое - пример индивидуального трудового спора.

Показать ответ

  • Индивидуальный трудовой спор - это разногласия, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде.
  • Индивидуальный трудовой спор урегулируется в соответствии трудовым законодательством РФ (законами Российской Федерации); 2) спор по вопросу установления или изменения индивидуальных условий труда; спор в случае отказа в приёме на работу; спор в случае незаконного (оспариваемой законности) увольнения.

Все нормы права закреплены в источниках права. Источники права - это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Назовите три источника права, каждый из них проиллюстрируйте примером.

Показать ответ

  1. Нормативный правовой акт установленной формы. Например, закон об образовании, принятый Государственной думой РФ.
  2. Подзаконный акт. Например, постановление Правительства Российской Федерации, детализирующее применение закона.
  3. Нормативный договор. Например, договор между двумя государствами о сотрудничестве в какой-либо сфере.
  4. Правовой прецедент. Например, случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для принятия решения в настоящем.
  5. Правовой обычай. Например, исторически сложившиеся правила поведения, впоследствии включённые в закон.
  6. 3) Конституционные принципы избирательного права:

    а) всеобщность избирательного права;

    б) равное избирательное право;

    в) прямое избирательное право;

    д) добровольность участия в выборах.

    4) Порядок выборов Президента РФ.

    5) Законодательное регулирование выборов в Государственную Думу РФ.

    6) Выборы в органы местного самоуправления.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

    Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

    При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

    29.1. Философия «Живи и жить давай другим». (Г. Р. Державин)

    29.2. Экономика «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров». (Френсис Бэкон)

    29.3. Социология, социальная психология «Я побеждаю своих врагов тем, что превращаю их в друзей». (Авраам Линкольн)

    29.4. Политология «Чем больше чувство ответственности, тем.меньше жажда власти». (Стефан Гарчиньский)

    29.5. Правоведение «Где право, там средство его защиты». (Латинское изречение)

    Видеоразбор заданий

    № задания: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20