Фоторепортаж со школьной выставки. Времена года. Виртуальные выставки. Типология. Структура. Методика создания

«Выставка - такой же художественный продукт, как и те экспонаты, которые на ней выставляются», - считает , за плечами которой 12-тилетний опыт работы в Музее Кремля, а также организация крупных международных выставок, в частности ставших уже легендарными «Москва-Берлин» (1995) и «Великая утопия: Русский авангард 1915-1932» (1992). В рамках лекции для слушателей факультета RMA Зельфира Исмаиловна рассказала о том, как в идеале должен происходить процесс организации выставочного проекта.


О выставках вчера и сегодня

«Выставочная работа - одно из самых эффектных и привлекательных направлений в современной художественной жизни. Выставка - это всегда зрелище. Сегодня, когда требования публики постоянно растут, общие стандарты выставочных проектов постепенно снижаются. Это происходит, в первую очередь, потому что музеи и галереи сталкиваются с проблемами, о которых они даже не могли подумать 20 лет назад. Людей нужно интенсивно завлекать на выставки, итогом чего является популизм в подходе к представлению материала и небрежность в исполнении - выставки очень быстро сменяют одна другую и готовятся в очень сжатые сроки. Сейчас их основной конкурент - интернет, избаловавший людей большим потоком качественных изображений, практически стерев в их глазах разницу между оригиналом произведения и картинкой на экране.

Сегодняшний зритель, приходя на выставку, хочет, в первую очередь пережить яркое впечатление и прочитать определенный месседж. Поэтому, если раньше было достаточно собрать редкий и неизвестный материал и это работало, то сейчас выставка должна начинаться с яркой и оригинальной идеи, которая будет прочитываться в подборе экспонатов, их расположении, каталоге и др.».

О том, с чего начинать

«Придумывают выставки кураторы. На Западе эта должность входит в число самых почетных. Куратор там - царь и бог. Но если говорить о российских музеях, то тут роль кураторов часто недооценивают, а на первый план выходят люди, в чьих руках сосредоточены административные ресурсы. Конечно, сейчас ситуация меняется, но если говорить про то, что было 20 лет назад, когда я первый раз попала на длительную стажировку в США, то разница бросалась в глаза. У нас в музеях куратор - это научный работник, нагруженный большим количеством хранительской и административной работы до такой степени, что на креатив у него практически не остается времени. В Америке и Европе, тот, кто придумывает выставку, и тот, кто ее делает, - это всегда разные люди. И эту разницу четко видит администрация музея, которая знает, что от того, насколько интересную и новую идею выставки предложит куратор, будет зависеть то, какое мнение сложится о музее в целом.

Идея куратора должна быть воплощена в текст, где будет прописана четкая концепция выставки. С этой концепцией куратор идет к руководству музея, которое принимает итоговое решение. Если проект одобряют, то в дополнение к концепции создается красочная презентация, доказывающая, что выставка будет значимой и громкой, с которой музей идет к спонсору.

Практически все музейные выставки делаются на спонсорские деньги. В США помимо паблисити спонсоры получают большие налоговые льготы, что является для них значительным стимулом. В России закона о меценатстве нет, поэтому к спонсорам здесь надо относиться с особым вниманием. Их надо любить и, самое главное, ценить тот вклад, который они вносят в развитие музея. Важно не забывать размещать их баннеры, приглашать на открытие, давать возможность написать приветственное слово в каталог и т.д. И если соблюдать все эти правила, то это дает свои результаты: спонсоры начинают по-настоящему интересоваться проектами музея».

Об основных статьях бюджета выставки

«Как только сформулирована концепция, важно представить предварительный бюджет проекта. Обычно он включает несколько основных статей расходов.

Во-первых, это транспортировка и страхование произведений искусства, требования к которым значительно повысились в последнее время, особенно если речь идет о привозе экспонатов из-за границы. Любой серьезный прокол в этой области затрудняет дальнейшую работу с западными коллегами. Что касается страховки, то это отдельный большой разговор. Здесь существует множество нюансов и ограничений при работе со отечественными страховыми компаниями, многие из которых сами берутся страховать не больше 5 млн. условных единиц, а все остальное перестраховывается у надежных перестраховщиков за рубежом. К сожалению, в нашей стране не существует понятия „государственной гарантии“, заменяющее страховку, что значительно ограничивает наши возможности. Зарубежным музеям покровительство государства позволяет собирать под одной крышей экспонаты общей страховой стоимостью в несколько миллиардов условных единиц.

Во-вторых, это создание выставочного дизайна и монтаж. Сегодня людям интереснее иногда, не то, что они увидят, а как им будет это преподнесено. А чтобы новые технологии и навязчивые дизайнерские решения не ущемляли сами экспонаты выставки, а, наоборот, выявляли суть этой экспозиции, нужен талантливый и грамотный архитектор выставок. В России таких людей, которые могут мыслить пространственно и при этом не забивать идею куратора и сами экспонаты, можно пересчитать по пальцам. К счастью, сегодня музеи уже понимаю, что выставка, сама по себе, - произведение искусства, поэтому все чаще приглашают зарубежных дизайнеров и архитекторов».

О том, как все организовать

«Самая интенсивная работа начинается, когда определен состав выставки и есть предварительная смета. На Западе существует профессия „координатор выставочных проектов/регистратор“. Этот человек, получив от куратора список экспонатов, должен составить на основе текста-концепции обращение к участникам выставки, где будет обоснована ее актуальность и значимость. Это невероятно важный момент, так как музеи и частные коллекции нужно убедить прислать необходимые вам экспонаты. В России этим, как и все остальным, занимается куратор.

После подтверждения всех экспонатов начинается кропотливая работа над каталогом. Одной из важных ее составляющих являются запросы на право воспроизведения экспонатов. Очень часто права на воспроизведение произведений принадлежат не самим музеям или галереям, а международным ассоциациям или музейным управлениям (как, например, во Франции). За использованием этих изображений в каталогах следят очень четко, особенно если речь идет о живущих художниках, или тех. с момента смерти которых прошло не более 70 лет.

Важное значение имеет перевод. Небрежный перевод авторских текстов может сильно испортить впечатление от выставочного проекта в целом. В советское время была отличная школа переводчиков, выпускавшая специалистов, способных адекватно изложить на русском языке суть текста и не ошибаться в терминах. Сегодня людей, способных одновременно писать об искусстве и переводить, очень мало. Поэтому лично я предпочитаю привлекать высокопрофессиональных переводчиков, блестяще владеющих русским языком или привлекать к переводу искусствоведов, хорошо владеющих иностранными языками.

Очень важно, чтобы у каталога был интересный дизайн и высокое качество печати - его приятно будет подарить спонсорами или продавать на прилавках музейного магазина».

Важнейшая часть выставочной работы - составление всей договорной документации. Сотрудникам необходимо оформить пакеты документов для выдачи экспонатов из музеев. При этом условия диктует сторона, предоставляющая вам произведения искусства. Кроме того, у вас на руках должны быть отчеты о состоянии здания - системы пожаротушения, безопасности, а также государственная гарантия своевременного возврата экспонатов. Лет 20 назад на этот документ не обращали внимания. Но после того, как многим западным музеям пришлось расстаться с произведениями, в отношении которых были выдвинуты претензии со стороны наследников их бывших владельцев, у которых они были изъяты при Гитлере, к нему стали относиться с должным вниманием.

Об отношениях со СМИ

«Выставки - важнейшая сфера деятельности музея, которая создает его общественную репутацию и держит в фокусе внимания СМИ. О том, как надо работать с журналистами, я научилась во время свой стажировки в Музее Гуггенхайма в 1990-е годы. У них не нашлось рабочего места и меня посадили в кабинет заместителя директора по выставочной работе. Во время какого-то важного совещания в связи с открытием одной из выставок, когда одновременно надо было решать тысячу вопросов, ему позвонили и сказали, что пришел журналист из „Нью-Йорк Таймс“. Так вот он бросил все дела и два часа водил журналиста по выставке. Потому что от того, что и в каком издании о вас напишут, будет зависеть репутация выставки. И чтобы пресса писала о вас правильно, журналисты должны понимать, что с ними работают и им уделяют должное внимание., это действительно то, на что не стоит жалеть сил».

Ответы на вопросы слушателей RMA:

Зельфира Исмаиловна, и все-таки: куратор должен, в первую очередь, создавать смыслы, или думать о том, где взять деньги на проект?

Лично я принадлежу к числу тех людей, кто занимается и первым, и вторым. Конечно, в идеальной модели это должны быть разные люди: куратор создает смыслы, а регистратор занимается договорами и всеми административными работами. Но тот человек, который идет к спонсорам, должен брать с собой куратора, который лучше других сможет обосновать и доказать значимость своей идеи. Но, в то же время, всегда хорошо, когда ты знаешь, как происходит процесс в целом, что дает целый ряд преимуществ.

Должны ли музеи окупать спонсорские деньги?

Нет, выставки - это всегда убыточная история. К тому же спонсору не ждут возврата своих вложений. В России практически ни один музей не зарабатывает на выставочных проектах. На Западе это возможно при наличии музейного магазина, где к каждой выставке заказывается определенная продукция. Обычно такие товары расходятся на ура.

Почему система создания музейных магазинов не развита в России?

Во многом из-за косности механизмов наших музея, где большую часть сотрудников составляют не творческие люди, а административный аппарат. К примеру, у нас есть закон, запрещающий тратить больше 400 тыс. в квартал на закупки чего-либо помимо тендера, что делает заказ нужного музею и качественного продукта почти невозможным. Кроме того, музеи не могут сдавать свое помещение под субаренду. И плюс ко всему, у нас в стане очень сложно заказать производство чего-то за относительно небольшие деньги, а если наладить производство за рубежом, то большие средства уйдут на доставку и таможенные сборы.

Как известно, продукты делятся на материальные (товары) и нематериальные (услуги). Начнём с рекомендаций по представлению на выставочном стенде осязаемых продуктов.

(фото 1)

Наглядно демонстрируйте свойства ваших товаров (фото 1) . Можно долго рассказывать о том, что хрупкая на вид подставка обладает исключительной прочностью и способна выдерживать большие нагрузки, но достаточно поставить на неё двухпудовую гирю и позволить клиенту увидеть это собственными глазами, как всё становится ясно без лишних слов.

Подумайте, как максимально просто и убедительно показать особенности и преимущества ваших товаров.

Продемонстрировать оборудование в действии, показать процесс производства продукта – эффективные способы привлечь внимание и оказать воздействие на посетителей. Усилить эффект можно за счет привлечения посетителей к процессу изготовления продукции.

Примечание . При демонстрации работающего оборудования должны строго соблюдаться требования техники безопасности.

Вовлекайте посетителей в ваш продукт . Прямой контакт с продуктом оказывает значительное влияние на клиентов, позволяет им лучше его почувствовать, сформировать к нему собственное отношение, а значит приблизить принятие решения о покупке.

Старайтесь представить образцы вашей продукции так, чтобы посетители имели к ним свободный доступ, могли лично их испытать, проверить технические характеристики, оценить качество.

Покажите, из чего сделан ваш продукт . Людям всегда интересно узнать, что там внутри (фото 2) . По возможности продемонстрируйте ваш товар в разрезе. Позвольте клиенту увидеть то, что обычно скрыто от глаз.

(фото 2)

(фото 3)

(фото 4)

Качество сырья наводит на мысль о качестве продукта. Исследования показывают, что мы склонны мыслить по ассоциации. Если рядом с предметом мебели поставить берёзовое полено (фото 3) или бутылку водки поставить на живую пшеницу (фото 4) , клиенты будут считать, что продукт сделан из натуральных материалов. Учитывайте эту особенность восприятия.

(фото 5)

Не перенасыщайте стенд экспонатами (фото 5) . Очевидно экспоненты, которые под завязку набивают стенд образцами продукции, хотят показать, что у них есть всё.

В выставочных условиях такое представление товаров может выйти боком.

На выставке посетители очень быстро устают от изобилия. Перегруженный информацией и впечатлениями мозг посетителя может отказаться тратить остатки энергии на то, чтобы разбираться в массе хаотично представленных образцов продукции.

Прежде чем принять решение о покупке, клиенту нужно выбрать то, что отвечает его потребностям. Таким образом, основная задача стенда не просто представлять максимально широкий ассортимент, а облегчать выбор .

(фото 6)

Именно поэтому на выставках всё чаще можно встретить представление товаров по принципу less is more (фото 6) , т.е. чем меньше, тем лучше. Внимание посетителей акцентируется
на образцах, которые демонстрируют основные направления деятельности компании или товарные группы, а полный ассортимент продукции представлен в печатных или электронных каталогах.

Представляйте продукты системно. Нагромождение разноплановых экспонатов может создать у посетителей впечатление неопределённости, им будет сложно понять,по какому принципу организован ваш стенд.

Товары можно сгруппировать по брендам, по сферам применения, по ценовым, качественным и прочим характеристикам.

На передней линии стенда можно представить товары, которые с большей вероятностью будут привлекать внимание посетителей – хиты-продаж, специальные предложения, эксклюзивные продукты.

Проще всего, если основной задачей вашего участия в выставке является представление новинки. В этом случае она и становиться центральным экспонатом, а прочий ассортимент представляется как дополнение.

(фото 7)

Управляйте восприятием вашего продукта. Важно понимать, как способ представления продукта влияет на восприятие его цены и качества. Известно, что продукт, представленный обособленно, воспринимается как более качественный и скорее всего дорогой.

Массовое представление продукта транслирует посетителям мысль о его доступной цене и, возможно, не самом высоком качестве (фото 7) . Умеренное количество образцов (3-5 штук) одной товарной позиции в витрине показывает баланс цены и качества.

Решите, какой способ представления продукта вам выгоднее. Главное сделать выбор осознанно.

(фото 8)

Подписывайте образцы продукции .Иногда даже специалисту бывает сложно по одному только внешнему виду определить, в чём заключаются основные отличия и преимущества продукта (фото 8) .

Если все сотрудники вашего стенда заняты, табличка с описанием технических характеристик рядом с экспонатом может занять посетителя, пока кто-то из вас не освободится.

Более того, некоторым посетителям комфортнее изучать содержание сопроводительной таблички, чем обратиться с вопросом к стендисту.

Важность текстового сопровождения обусловлена ещё и тем, что когда мозг получает возможность создать два ментальных представления о предмете: вербальное и визуальное, – обеспечивается лучшее восприятие и запоминаемость.

На семинарах мне часто задают вопрос: «Как на ограниченной площади представить широкий ассортимент продукции?» . Прежде всего, необходимо определить, какие товары будут представлять наибольший интерес для вашей целевой аудитории. Выберите самые ходовые позиции, которые приносят вам основную прибыль. Организуйте экспозицию так, чтобы внимание посетителей фокусировалось именно на них.

(фото 9)

Сократите количество экземпляров каждого вида продукции. Используйте вертикальное размещение товаров на стенде (фото 9) .

Сочетайте физическое представление продукта и графических изображений. Например, рядом с образцом товара может находиться фотография вашего демонстрационного зала с надписью
«И ещё 47 моделей… в нашем шоу-руме на Профсоюзной!».

Второстепенные группы товаров можно представить в каталогах: «Полный ассортимент продукции в новом каталоге. Возьмите ваш экземпляр!».

(фото 10)

Что касается представления на ограниченной площади крупногабаритного оборудования (фото 10) , можно использовать фотопанели*, показывающие оборудование в полном размере; транслировать на проекционном экране или плазменной панели презентационные ролики, демонстрирующие оборудование в действии, процессы производства, монтажа и т.д.; подготовить полиграфическую продукцию с фотографиями, детальным описанием и техническими характеристиками оборудования; создать уменьшенный макет оборудования.

*Обратите внимание, фотографии большого размера с пространственным сюжетом визуально расширяют границы стенда.

Крупногабаритное оборудование и техника часто представляются на открытой площадке. В этом случае необходимо учитывать возможное влияние погодных факторов (дождь, снег, ветер, холод, жара и т.д.). Обеспечьте сотрудникам вашей компании и посетителям необходимые условия для ведения переговоров и осмотра экспонатов.

Как известно, многие важные вещи потому и забываются, что кажутся очевидными. Вот ещё несколько простых, но важных советов.

Ваши товары должны выглядеть безупречно. Мы мыслим по ассоциации – хорошо выглядит, значит, хорошо работает. Первыми, как известно, «покупают» глаза. Пыль, сколы, царапины, даже следы от прикосновений руками не должны портить впечатление от ваших товаров.

(фото 11)

Не экономьте на витринах. Если витрина выглядит непрезентабельно, негативное впечатление будет проецироваться на представленный в ней товар. Используйте витрины достойные вашего продукта.

Не загромождайте витрины посторонними предметами (фото 11) , которые не добавляют привлекательности вашему продукту, а лишь отвлекают от него внимание посетителей.

Представляйте на выставке рабочие образцы товаров . Если с представленным на стенде образцом что-то не так, клиент с высокой вероятностью посчитает, что остальные не лучше. Увещевания о том, что на самом деле товар у вас отличный, а это лишь досадное недоразумение, не помогут. Клиент уже получил негативное представление о вашем продукте. Переубедить его будет крайне сложно.

Располагайте товары так, чтобы их было удобно осматривать. Экспонаты должны быть видны основному потоку посетителей, их обзор не должен закрываться стендистами. Товары, которые предположительно будут привлекать повышенное внимание, должны размещаться так, чтобы стоящие возле них люди не мешали работе персонала стенда и движению других посетителей.

(фото 12)

Размещайте образцы продукции на удобной для обозрения высоте – у кого-то недостаточно острое зрение, кому-то неудобно наклоняться. Позаботьтесь о том, чтобы у посетителей не возникало трудностей при осмотре ваших товаров.

Для того чтобы привлечь внимание посетителей к товарам небольшого размера и повысить их запоминаемость, можно использовать конструкции, повторяющие форму продукта или упаковки в увеличенном виде (фото 12) .

(фото 13)

Нестандартное представление продукта. Во время посещения выставки EuroShop в Дюссельдорфе я зашел в павильон, где были собраны компании, представлявшие однотипные товары. Это были манекены. Тысячи манекенов.

Расставленные и рассаженные по стендам, они бесстрастно смотрели куда-то вдаль. Все они, как вы понимаете, были на одно лицо, так что скоро у меня зарябило перед глазами.

Я уже было собрался перейти в другой зал, как вдруг увидел стенд, который выглядел не так как остальные (фото 13) . Вместо бесчисленного множества манекенов всего три фигуры, вместо статики – динамика, вместо меланхолии – позитивный эмоциональный фон.

Не думаю, что эти манекены как-то существенно отличались по цене и качеству,
от тех, что были выставлены на других стендах. Однако если другие стенды нередко пустовали, на этом всегда были посетители.

Подумайте, как представление продукта может позволить вам выделиться среди конкурентов.

Теперь давайте рассмотрим особенности представления на выставке нематериальных продуктов . Как известно, нематериальный продукт неотделим от источника, т.е. компаний и людей, которые его производят. Поэтому при представлении информационных, консультационных, образовательных и прочих услуг особое значение имеют характеристики поставщика и качества его сотрудников.

При оформлении стенда уделите особое внимание элементам фирменного стиля – соблюдению корпоративных цветов, написанию названия вашей компании, логотипу, а также описанию профиля вашей деятельности, вашего продукта и выгод, которые получат клиенты.

Покажите, что отличает вас от конкурентов, в чём ценность ваших предложений, как ваши услуги могут быть использованы для решения задач и развития бизнеса клиентов, как благодаря вам они смогут сэкономить время и ресурсы, снизить издержки, заработать деньги. Дайте убедительный ответ на вопрос, почему посетители должны выбрать именно вас и ваш продукт.

«Материализуйте» ваш продукт. Используйте атрибуты, которые позволят сделать ваш продукт более осязаемым для клиента – фотографии выполненных проектов, видеофильмы, демонстрирующие то, как вы работаете и почему вам можно доверять, подборки публикаций о вашей компании в печатных изданиях и в интернете, сертификаты соответствия стандартам качества, свидетельства профильных государственных структур или отраслевых ассоциаций, благодарственные письма, награды, дипломы и т.д.

Примечание. Как правило, крупные фотографии или графические изображения большого размера привлекают внимание и запоминаются лучше, чем несколько мелких.

(фото 14)

Используйте отзывы клиентов (фото 14) , которые пользуются вашими продуктами или партнёров, которые вам доверяют. Положительные характеристики компании или продукта, высказанные третьими лицами, воспринимаются менее предвзято и вызывают больше доверия.

Имейте в виду, что посетители уделяют более пристальное внимание вещам, которые при представлении материального продукта могут отойти на второй план – оформлению стенда, качеству полиграфии, сотрудникам компании.

Чем менее осязаем продукт, тем выше роль того, кто его продаёт. Внешний вид, манеры поведения, компетентность и прочие характеристики персонала проецируются на ваш продукт. По этим признакам клиенты пытаются понять, можно ли вам доверять, и делают выводы о качестве вашего продукта.

Готовитесь к выставке? Позаботьтесь о самом главном!
Ключ к успеху в руках вашего персонала!

Закажите проведение тренинга
для сотрудников вашей компании.

ГБОУ СПО Колледж Сферы Услуг № 32

Самостоятельная работа по истории №5:

Тема : «Россия в ХIХ веке»

Работу выполнил

студент группы

Гунашов Марат

Проверила преподаватель

По истории

Асамова Ирина Алексеевна

Москва 2013

1. Адрес музея………………………………………………… 3

2. Название музея и его местонахождение……………….. 4

2.1.История создания музея…………………………………. 5-6

2.2.Краткое описание экспозиции музея…………………… 7

2.3.Описание понравившихся экспонатов………………… 8-12

2.4.Впечатление о посещении музея………………………… 13

Адрес музея.

Государственный Исторический Музей (ГИМ)

Адрес: 109012, Москва, Красная площадь, д.1.

Станции метро Площадь революции, Театральная или Охотный ряд.

Название музея и его местонахождение.

Государственный Исторический Музей (ГИМ) находится по адресу: 109012, Москва, Красная пл., 1

Проезд: м. Охотный ряд, м. Площадь революции, м. Театральная.

История создания музея.

Основан указом императора Александра II 21 февраля 1872г. в специально построенном архитектором Шервудом здании. Основой экспозиции стали экспонаты Политехнической выставки того же года. Члены императорской семьи так же передали музею свои коллекции предметов светского и религиозного искусства.
Московская городская дума в апреле 1874г. выделила для постройки музея землю на Красной площади, где ранее находилось здание земского приказа, первых в России аптеки, китайского ресторана и московского университета. По итогам конкурса на проектирование здания музея победил проект В.О.Шервуда и А.А.Семенова. Строительство продолжалось в течение 1875-1881 гг. Здание было исполнено в русском стиле, как сказочный теремок с шатрами и башенками.
Оригинальный проект должен был воплотить в себе архитектурный образ России. С этой целью в оформлении были использованы фрагменты многих известных сооружений России XVI-XVII веков.

27 октября 1917г. возле здания Исторического Музея произошла стычка революционных солдат-двинцев (бывших узников Двинской тюрьмы, куда они были заключены за выступление против войны и временного правительства) и кремлевских юнкеров. Площадь огласилась залпами, и немало погибших осталось лежать здесь. Им посвящена мемориальная табличка на стенах музея.

После Октябрьской Революции музей стал называться Государственный Российский Исторический музей. Новые власти организовали специальную комиссию для реорганизации музея, и в результате возникла угроза изъятия части собраний.
В 1922г. к ГИМ был присоединен музей Дворянского быта 40-х гг., а также закрытые церкви и другие здания: «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в г. Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря», Палаты бояр Романовых, «Новодевичий монастырь».
С 1928г. работа Государственного Исторического Музея была нацелена на коммунистическую пропаганду. А в 1936-1937 годах в связи с открытием новой экспозиции, посвященной 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров залов были уничтожены. В 1935г. с башен здания исчезли двуглавые орлы и геральдические фигуры львов и единорогов.
В 1986г. Государственный Исторический Музей закрыли на капитальный ремонт. Целью было возвращение зданию его исторического облика, и он предстал именно в том виде, как он проектировался в конце XIX-начале XX веков. Окончательно облик Государственного Исторического музея был восстановлен в декабре 2003г., когда на башни здания вернулись львы и единороги (двуглавые орлы были возвращены в 1997 году).

Краткое описание экспозиции музея.

Зал 18.

Этот зал был посвящен времени правления Ивана Грозного, поэтому он имеет столь торжественный и величественный вид. Центральную часть зала занимает копия так называемого «Царского места» Ивана Грозного, изготовленного в 1551 г. для Успенского собора в Московском Кремле, где оно и находится по сей день. «Царское место» играло роль символа самодержавной власти российских государей. В документах XVI–XVII вв. оно даже именуется «престолом», т.е. троном. На его дверных створках помещен текст легенды, которая рассказывает о том, как в XII в. великий киевский князь Владимир Мономах получил в дар от византийского императора Константина Мономаха государственные регалии, среди которых была и знаменитая шапка Мономаха. Три стенки «Царского места» украшают 12 сюжетных рельефов, иллюстрирующих этот рассказ. Венчает «Царское место» двуглавый орел. Этот символ великокняжеской власти, принятый в XV в. Иваном III, помещался на княжеских вещах, монетах, государственных печатях. С течением времени двуглавый орел стал восприниматься как герб Российского государства.

Вернисаж «Времена года»

Долидзе Галина Николаевна - учитель начальных классов МБОУ лицея№8 г. Ставрополя Ставропольского края.

Фоторепортаж с вернисажа «Времена года»

Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю вам познакомиться с выставкой картин, выполненных в различных техниках силами наших учеников и родителей. В нашем лицее родители с удовольствием откликнулись на предложение принять участие в семейном конкурсе: « Времена года». По результатам конкурса оформлена выставка картин. Такая форма работы позволяет вовлекать родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и школы, даёт возможность родителям и детям продемонстрировать свои творческие способности.
Цель выставки: вовлечение родителей в процесс развития творческих способностей детей, выявление и пропаганда лучшего опыта творческой деятельности.
Листья. Жёлтый карандаш –
Это осени пейзаж.
Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.
Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.
Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.
А вот тут – художник ваш,
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!
Не случайно наш вернисаж называется "Времена года", в картинах сделанных родителями вместе с детьми отражены весна и осень, зима и лето.
Во время работы вернисажа ребята познакомились с различными техниками создания картин. Живописные полотна притягивают взгляд не только, когда они написаны маслом на холсте. Не менее достойны восхищения изделия, вышедшие из рук рукодельниц.

Очень эффектной получится объемная картина, изготовленная из различных подручных материалов.

Делать объемные картины своими руками можно буквально из чего угодно - главное, дать волю своему воображению.
Материал для творческих креативных работ осень дарит очень щедро. Разнообразие красок и форм, какое можно встретить в природе, не сравнится ни с одним искусственно изготовленном наборе для творчества: сухие листья, шишки, желуди, иголки хвои, семена ясеня и клена, крылатки, орехи и семена арбуза и дыни, плоды рябины и шиповника, маковые коробочки и другие растения-сухоцветы, мох и кора деревьев. Собирать все перечисленные материалы надо стараться в каждую прогулку, при вылазках в лес, походах за грибами, прогулках на природу. Надо быть внимательным, иногда под ногами может лежать целое богатство. Кроме того, такое собирательство очень интересно, развивает у ребенка логическое и творческое видение. Дети любят поделки из природного материала, сами придумывают новые варианты работ, с увлечением и подолгу могут сидеть за созданием очередного шедевра.
Если вы думаете, что из соленого теста можно лишь лепить различные фигурки, то ошибаетесь. Ничто не мешает вам сделать из теста картину.

Она украсит любой интерьер и создаст веселое настроение в вашем доме. А еще такую работу можно презентовать в качестве подарка – виновник торжества не останется равнодушным к вашему творчеству – это точно!
Ещё с Древней Руси пришло к нам это искусство. В те времена считалось, что подарки, сделанные своими руками из теста, несут в дом благополучие и богатство. Поэтому наши предки к Новому году дарили друг другу такие новогодние поделки своими руками. Изделия из солёного теста считались традиционными символами на свадьбе.
Чтобы создать настоящий шедевр придется хорошенько постараться, но освоить тестопластику под силу абсолютно каждому, тем более что эта техника не требует наличия каких-либо уникальных способностей и дорогих материалов. Если задаться целью, все необходимое можно отыскать, не выходя из дома, было бы желание. Для деток изготовление картин из соленого теста станет не только интересным, но еще и очень полезным занятием, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти, а любое совместное творчество сближает. Можно смело сказать, что лепка из солёного теста – это колоссальное удовольствие, которое, вдобавок к этому, даёт потрясающий результат.


Картины из бисера на клею – техника значительно более простая, доступная широкому кругу рукодельниц.


Впрочем, изготовление картин на клею – это даже не столько рукоделие из бисера в изначальном понимании, сколько «художество», одна из техник рисования из нестандартного материала. Чтобы выполнить такую картину необходимо взять готовый рисунок, наклеить его на основу – картон, фанеру, а затем отметить участки каждого цвета и, покрывая их последовательно клеем, засыпать слоем бисера того же цвета. Результат – изумительное произведение искусства!
Есть ещё один способ изготовления картины из бисера при помощи клея, тоже похожий на аппликацию.
Разница в том, что на основу (картон, однотонную ткань) приклеиваются не кусочки бумаги с наклеенными или пришитыми бисеринками, а отдельные детали картины, выполненные с помощью бисероплетения: готовые цветы, листики, бабочки, снежинки.


Это «синтетический» вид искусства, включающий в себя сразу несколько видов рукоделия из бисера.
Но это и прекрасно – особенно если ваша дочка или внучка освоила нехитрые приёмы создания отдельных плоских фигурок из бисера, им самое место на картине, а не в ящике стола, где их никто не видит!
Вышивка – один из наиболее популярных видов рукоделия. Мастерицы создают самые удивительные и прекрасные вещи. При этом используются разные стежки – гладью или крестом. Также выходят просто замечательные картины из лент.


Своими руками изготовленные вещи поражают нежностью и естественной красотой. Создавать их достаточно просто, и весь процесс занимает не так много времени, как при работе нитками мулине.
В давние времена вышивка картин из полосок ткани выглядела не так, как ныне. Мастерицы использовали веревочки, сплетенные из растительных волокон. Позже, когда стало развиваться ткачество, появились ленты в современном виде. Само искусство, как считают исследователи, возникло благодаря французскому королю Людовику XV. Но и по сей день всех очаровывают и интригуют картины из лент. Своими руками можно сотворить настоящее чудо!
На нашем вернисаже была даже картина из макарон.


Кто бы мог подумать, что обычные макароны такой чудесный материал для поделок! Они очень удобно клеятся, обычным клеем ПВА, к тому же их можно раскрасить красками и цвета будут яркие и красивые. А форм макарон и размеров, тоже очень много, подойдут самые обычные и не дорогие. Сначала наносится контур рисунка, а потом клеем макарошки, лучше делать на цветном картоне.
Картины выполненные в технике квиллинг завораживают своей красотой и заслуживают внимания со стороны любителей бумагокручения и тех людей, кто любит создавать уют в интерьере.


На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.


В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.


А эти картины просто поражают своей реалистичностью. На первый взгляд может показаться, что они нарисованная акварелью. Подходим ближе - и вот перед нами лоскутная картина.


Кинусайга - это лоскутная техника, где вам не потребуется ни нитка, ни иголка.


Любительницам картин в стиле пэчворк эта техника придется по душе. Ее большой плюс еще и в том, что можно создавать картины вместе с ребенком. Технику кинусайга создала японка Маэно Такаши, профессор Университета. Основным материалом для создания картин служат кусочки шелка. Конечно, сейчас их можно купить в любом магазине тканей, а вот раньше картины кинусайга были отличным способом «утилизировать» старые шелковые кимоно. Шелк был очень дорог, к тому же, шелк для кимоно весьма красив. Было бы жалко выбрасывать такую ткань или же применять ее на хозяйственные нужды. Поэтому его стали применять для создания игрушек и картин.
Картины в технике кинусайга создаются так. Для начала, проект будущей картины рисуется на бумаге. Рисунок похож на раскраску: четкие границы-линии между элементами, дробление элементов по цветам и оттенкам. Потом линии рисунка надо перенести на дерево. По линиям в дереве прорезаются желобки-канавки, глубиной 2 миллиметра.
Затем рисунок на бумаге надо раскрасить, чтобы иметь представление, ткань каких цветов и оттенков потребуется. Фрагменты рисунка (а их может быть очень и очень много) нумеруются (и на бумаге, и на дереве).Затем из ткани вырезается кусочек, по форме соответствующий определенному фрагменту, но несколько больше (можно сказать, это своеобразный припуск на швы). Этот припуск по краям просто крохотный, всего 1 миллиметр.
Каждый кусочек ткани приклеивается на свое место, а края-припуски заправляются в прорезанные в дереве канавки. Работа очень кропотливая, если учесть, что размер некоторых элементов может не превышать половины сантиметра. Такую картину можно сделать только вручную. Не удивительно, что работы в этой технике стоят огромных денег и являются предметами гордости их обладателей.

ВЫСТАВКА В БИБЛИОТЕКЕ. ГЛОССАРИЙ

Уважаемые коллеги!

"Выставка представляет собой общественное, культурное, научное

событие для читателей и одновременно профессиональный праздник

библиотекарей, поэтому она – явление уникальное, экстраординарное, разовое"

О. П. Зыков

Предлагаю вашему вниманию интересный материал по выставкам, который может пригодиться в работе. Он преподносится в форме глоссария. Что такое глоссарий?

Слово «глоссарий» произошло от латинского словосочетания "glossarium", что означает собрание глосса, а само слово «глосса» переводится как «непонятное или иноязычное слово». В современном языке глоссарий имеет практически идентичный смысл, а именно: словарь специализированных терминов с толкованием, с комментариями и примерами, посвященных определенной области знаний . Иногда подобные словари оснащены переводом терминов на другой язык.

Методы создания и составления глоссариев называются лексикографией и относятся к лингвистической дисциплине. Самый первый глоссарий , который известен истории на сегодняшний день, относится к 25 веку до н.э. и представлен религиозно-литературными текстами позднешумерского периода. До середины пятнадцатого века (эпохи, когда было изобретено книгопечатание) списки иностранных и малоизвестных слов составлялись хорошо образованными людьми, как правило, монахами. Такие слова чаще всего встречались в сочинениях и манускриптах, написанных на латинском и греческом языках. Стоило переписчику или ученому, работавшему с текстом, определить значение неизвестного слова, то он писал пояснение к нему либо между строк, либо на полях. Примеров глоссариев очень много. Например, в Англии был создан глоссарий к произведениям Гомера. В Индии был написан глоссарий к Ведам, а в средние века - к сочинениям Папия и Исидора.

Предлагаемый глоссарий посвящен выставке в библиотеке.

Выставка библиотечная — это информационный продукт, созданный для определенной группы пользователей и поданный в особой демонстрационной форме.

Основная форма наглядного представления литературы – комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними.

Публичная демонстрация книжных фондов, способствующая наиболее полному раскрытию содержания этих фондов.

Выставка-вернисаж (мини-галерея) — экспозиция, предполагающая демонстрацию картин, репродукций, прикладного творчества, детских рисунков и т.д. Включает материалы об авторах, направлениях и видах искусства. Оформляется с учетом колорита той эпохи, которой посвящена выставка.

Выставка-викторина — нетрадиционная выставка, основу ее составляет блок книг, с помощью которых можно ответить на вопросы викторины. Информацию с вопросами размещают на самой выставке, раздают на листочках.

Выставка виртуальная — новая форма выставки и способ обмена информацией в виртуальном пространстве библиотеки, созданная согласно общим правилам подготовки экспозиций с использованием телекоммуникационных и компьютерных технологий.

Выставка «вопрос-ответ» — разновидность выставки-диалога, своего рода заочное выполнение конкретных запросов читателей, с дальнейшим оформлением выставки с соответствующей литературой и библиографическим списком по теме.

Выставка-гербарий — разновидность выставок нового поколения, предполагает наличие собственно гербария и различных изданий о представленных растениях. Например: «Лекарственные растения», «Между страниц любимых книг».

Выставка-диалог — нетрадиционная выставка, основанная на вопросах юных пользователей, заданных на различные темы в письменной форме и опущенных в специальный ящик. Специалисты объединяют вопросы по определенным тематическим блокам, из которых формируются разделы выставки и названиями которых станут вопросы читателей.

Выставка-диспут (-дискуссия, -полемика) – интерактивная выставка, способ отражения актуальных печатных материалов, выражающих различные точки зрения на спорные вопросы. Посетителям предлагается выразить свое мнение, в том числе и в формате обсуждения по итогам выставки.

Выставка-досье — интерактивная выставка нового поколения, разновидность персональной выставки, наделенной новыми свойствами и создающаяся при активном участии читателей. Чаще всего, это читательская автобиография («Литературное досье читателя», «Из читательского формуляра»), отраженная на экспозиции в прочитанных книгах, цитатах, отзывах, ответах на вопросы анкеты, советах и рекомендациях. Желательно на выставке организовать встречу с автором, с его рассказом о прочитанных книгах и возможностью ответить на вопросы заинтересованных лиц. Такую выставку еще называют «выставка-бенефис читателя».

Выставка жанровая — выставка, призванная раскрывать содержание фонда художественной литературы или литературы по искусству по видам и жанрам.

Выставка живая — нетрадиционная выставка, сочетающая в себе текстовой ряд, иллюстративные материалы, а также живых существ, будь то рыбки, хомячки и другие представители живого уголка. В перспективе возможен и такой вариант «живой выставки», состоящий из «живых книг», как экспозиция из интересных людей по примеру «живой книги» и «живой библиотеки». Цели таких выставок схожи — познакомить со всем многообразием природы, миром живых существ, в том числе, со сложным и уникальным миром человека.

Выставка-загадка — интерактивная выставка, включающая такой элемент игры, как наличие загадки, которую предлагается разгадать, ознакомившись предварительно с материалами экспозиции.

Выставка-игра — интерактивная выставка, включающая элементы игры, будь то театрализованное представление героев книг, разгадывание загадок о литературных персонажах, ситуационные игры. На выставку помещают книги, игрушки, поделки, связанные общей темой. Цель выставки — привлечение к чтению детей.

Выставка-импульс , как разновидность социетальных (относящийся к обществу, рассматриваемому как единое целое), посвящена острым проблемам, внезапным общественным темам, идеям, желанию привлечь к ним особое внимание, побудить к действию. Оформляется в плакатной технологии — броско и эмоционально.

Выставка-инсталляция — это взгляд на выставочную экспозицию как произведение искусства. Выставка в этом контексте рассматривается как пространственная композиция, построенная на неординарном сочетании книг, обыденных вещей, рождающих новые образы и смыслы. При этом экспозиции придается объемность, трёхмерность, своеобразный формат 3D, внутри которого находится посетитель.

Выставка интерактивная — выставка нового поколения, главным свойством которой является интерактивность — наличие диалога между всеми участниками выставочных процессов, взаимный обмен информацией. Как правило, применяется в детской аудитории в образовательных целях. Включает игровые элементы, обмен мнениями, совместное творчество.

Выставка-исследование — интерактивная выставка, представляющая результаты исследования читательских интересов. Читателям предлагается составить свою «Золотую полку» лучших книг или «вырастить дерево», на листочках которого указываются любимые книги. Цель подобных выставок — побудить к размышлению, поиску, совместному творчеству.

Выставка к знаменательным и памятным датам — тематическая экспозиция к «красным» дням календаря, цель которой напомнить о событии, представить информацию о его истории, традициях, создать определенный настрой на праздник.

Выполнить творческие задания — нарисовать иллюстрацию к книге, изготовить поделку, самодельную книгу

Подготовить экспозицию творческих работ, подвести итоги, наградить участников и победителей.

Выставка концептуальная по содержательному признаку является тематической. Концептуальная выставка — это искусство воплощения идеи в пространстве экспозиции из разрозненных элементов в единый гипертекст, что позволяет знакомиться с информацией в любой последовательности. Экспозицию можно создать в галерее, в холле, на лестничной площадке или «на местности». Картины, иллюстрации, тексты (книги, их фрагменты, цитаты), предметы и экспонаты, перформанс (представление), инсталляция — основные формы реализации идей концептуализма в выставочном формате.

Выставка краеведческая (историко-краеведческая) — разновидность тематических выставок, призванных раскрывать содержание фонда краеведческой литературы. Центральное место в экспозиции принадлежит краеведческим изданиям. В то же время они содержат материалы и атрибутику музеев и организаций, образцы литературного краеведения, воспоминания старожилов, предметы старины, фотографии, отражающие местную экзотику и историю края. Предполагает проведение экскурсий по экспозиции. Может стать частью экскурсионного маршрута.

Выставка-кроссворд (выставка-чайнворд) — выставка нового поколения в помощь образовательному процессу. Главный элемент — кроссворд (чайнворд). Вокруг него размещается литература с ответами и размноженные листочки с кроссвордами, которые можно заполнить дома.

Выставка локальная — это экспозиция, размещенная в локальном пространстве отдела или подраздела фонда, призванная раскрывать фонды по отраслям или ограниченная узкой темой. Носит информационный или рекомендательный характер.

Выставка мемориальная — разновидность тематических. Выставка, посвященная жизни и деятельности лица, имя которого носит библиотека. Оформляется как музейная экспозиция.

Выставка музейная — разновидность тематических, основным элементом которой является экспонат — будь то документ, предмет, фотоматериал, тогда как библиотечная экспозиция строится вокруг книги как главного атрибута выставки.

Выставка-настроение — выставка нового поколения, по содержательному признаку является тематической. Ее смысл в создании особой атмосферы, особого настроения. Поэтому она чаще всего является частью программы мероприятий, хотя может быть организована как отдельное самостоятельное мероприятие или как цикл выставок. Выставка-настроение — это отвержение Текста. Единственно допустимый текст на ней — название. Главным в ней является изобразительный ряд, который должен быть точным, выразительным и производить глубокое эмоциональное впечатление. Дополняют выставку предметы атрибутивного ряда и музыкальное сопровождение. Книги в ней могут не носить самостоятельного значения, становясь элементом иллюстративного или атрибутивного рядов.

Выставка незаслуженно забытых книг — одна из разновидностей тематической, целью которой является напоминание и продвижение лучших образцов литературы, способствующих взаимопониманию поколений и сохранению преемственности.

Выставка нетрадиционная — выставка нового поколения, содержащая новые, нетривиальные подходы к концепции выставки, ее содержанию и оформлению. Отличительными свойствами ее являются интерактивность (открытый диалог между всеми участниками выставочных процессов), оригинальная трактовка темы, смелые оформительские решения, способствующие усилению зрелищности.

Выставка одной книги, одного журнала, одной газеты или одной публикации — экспозиция, тематическая по содержанию, построенная по общей методике с целью заинтересовать пользователя определенным документом. Разнообразный материал привлекает внимание, раскрывает смысл документа, его значимость, побуждает к чтению.


Выставка персональная — разновидность тематических, связанных с жизнью и деятельностью определенной личности (персоны): видных деятелей культуры, политиков и поэтов, местных знаменитостей, проявивших себя в творчестве или работе. Материалы выставки посвящены конкретному человеку, рассказывают о его жизни и деятельности, включают его произведения и труды.

Выставка-портрет – то же, что и выставка персональная.

Выставка-предостережение — интерактивная выставка, социетальная по содержанию, по конструкционному признаку — стендовая. Призвана отвечать на острые вопросы современности с учетом мнения пользователей, выражающих свое отношение подписями на чистых листах стенда.

Выставка-провокация — интерактивная выставка, включающая такой элемент игры, как сознательные ошибки. Читателям предлагается найти эти ошибки и несоответствия теме в деталях выставки и сообщить о них организаторам.

Выставка-просмотр — это экспозиция, отражающая всю полноту изданий, имеющихся в библиотеке и отобранных по определенным критериям. По содержанию могут быть универсальными (выставки-просмотры новых поступлений), отраслевыми (в помощь профессиональному чтению), тематическими.

Выставка-развал (книжный развал, тематический развал) — разновидность выставки-просмотра, бессистемная (стихийная) экспозиция как способ косвенной рекомендации и средство вступить в диалог читателя с библиотекарем или другим читателем. Развал включает основной массив книг, сданных накануне другими читателями, а также издания, «подложенные» в качестве приманки самим библиотекарем.

Выставка-размышление — разновидность интерактивной выставки, тематической по содержанию, включающей в текстовой ряд размышления читателей по предложенному поводу. Размещение листков с размышлениями может происходить в процессе работы выставки по мере их сбора. Цель — обмен мнениями и косвенное продвижение литературы.

Выставка-ситуация — разновидность выставок нового поколения, отличительной чертой которой является возможность создать экспозицию самими читателями в зависимости от предложенной ситуации: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров», «Эту книгу я возьму в космическое путешествие» и т.д.

Выставка-словарь — разновидность выставок нового поколения в помощь образованию в целях объяснения новых терминов и определений. Организуется для школьников или студентов. Текстовой ряд составляют словари (энциклопедии, справочники) по теме и фактографическая информация, разъясняющая наиболее трудные понятия.

Выставка-совет, -рекомендация — разновидность выставок нового поколения. Книги подбираются по определенной теме, проблеме: «Как стать богатым и счастливым», «Как быстро выучить английский язык» и т.д. В текстовой ряд включаются фактографическая информация и рекомендательные списки литературы.

Выставка социетальная — тематическая выставка, посвященная социальной проблематике: вопросам политики, экологии, наркомании, преступности, белым пятнам истории и т.д.

Выставка-стенд — разновидность стендовой выставки, ограниченная тематикой определенного мероприятия: Дня открытых дверей, Дня информации, образовательных семинаров, конференций, круглых столов.

Выставка-сюрприз — нетрадиционная (нестандартная) выставка, разновидность выставки-инсталляции, оригинальная по исполнению, с необычной компоновкой экспозиционных элементов — на опрокинутом стеллаже, с инсталляцией из книг в виде домика или винтовой лестницы, с горкой из старых компьютеров, с необычными предметными аксессуарами. Цель такой выставки — привлечь к чтению через удивление и игру.

Выставка тематическая — выставка, посвященная актуальным вопросам, связанным с общественными запросами в области политики, экономики, науки, техники, культуры и искусства. Цель – представить наиболее ценную литературу по определенной теме. Тематические выставки готовятся как отдельные экспозиции, циклами или как часть мероприятия. К ним относятся также выставки нового поколения: выставки-вопросы, -кроссворды, -словари, -советы, -факты, -дискуссии, концептуальные выставки и т.д.

Выставка-тест — разновидность выставок нового поколения, рассчитанная на подростков и молодежь, включает тесты и соответствующую теме литературу, где можно найти советы и рекомендации по результатам тестирования.

Выставка традиционная — выставка, основным элементом которой является книга, а главной целью — раскрытие содержания библиотечного фонда в различных аспектах. Чаще всего, это тематические и жанровые экспозиции, выставки-просмотры.