Целевая аудитория молодежь. Молодежь как целевая аудитория потребительской рекламы в молодежных журналах. Особенности молодежной аудитории

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Молодежные субкультурные стереотипы: главные ценностные ориентиры, особенности языка, стиля одежды и поведения. Особенности создания рекламы для молодежи: восприятие, эффективность воздействия. Использование субкультурных стереотипов в молодежной рекламе.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2011

    Классификация и характеристика особенностей аудитории рекламы. Основные механизмы социально–психологического воздействия рекламы. Структура аудитории и характеристика социально–психологических особенностей целевых и контактных групп рекламной кампании.

    дипломная работа , добавлен 31.05.2015

    Роль рекламной культуры в жизни современного общества. Основные средства рекламы как произведения искусства. Функции и особенности зарождения японской рекламной индустрии, история ее развития. Исследование рекламных технологий крупнейших компаний.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2015

    Сущность и цели рекламной деятельности. Реклама в периодических изданиях. Основные виды и средства рекламы. Подход фирм к организации рекламы. Работа рекламного агентства. Процесс разработки рекламной программы. Особенности труда в торговой организации.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2011

    Правила создания рекламы. Критерии, на которые необходимо обращать внимание при создании рекламы. Образы, привлекающие внимание целевой аудитории. Эффективная реклама для молодежи. Скрытое значение цветов в рекламе. Темы, интересующие потребителя.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2014

    Реклама как явление общественной жизни. Регулирование рекламной деятельности. Анализ деятельности компании "qWell.region". Анализ конкурентной среды. Анализ целевой аудитории и принципы выбора рекламных средств. Годовой график рекламы и ее эффективность.

    дипломная работа , добавлен 11.01.2012

    Изучение аспектов организации рекламной деятельности предприятия, сущности и видов современной рекламы и оценка ее эффективности. Выявление основных средств рекламы и особенностей организации процесса на предприятии. Разработка рекламной программы.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2010

    Сущность, виды рекламы и специфика рекламных агентств. Изучение особенностей и правил создания рекламного обращения и его стиля. Средства распространения информации. Особенности рекламной политики ООО ТД "БВК". Реклама в системе связей с общественностью.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2010

    Принципы тизерной рекламы. Тизерная реклама в Интернете и ее эффективность. Характеристика тизерной рекламы, используемой в Сибирском Федеральном округе. Средняя стоимость проведения рекламной кампании. Средний период размещения наружной рекламы.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2016

    Реклама: сущность, функции и значение в нынешнем мире. Современные технологии распространения рекламы, их характеристика. Основные технологии Интернет-рекламы: баннеры, почтовая рассылка, вирусы. Особенности развития рекламы в кризисный период.

Особенности молодежной аудитории

Для того чтобы показать полную и адекватную картину современной молодежи, стоит обратиться к возрастной психологии - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития здорового человека, возрастную динамику его психики. Кандидат психологических наук И.В. Шаповаленко разделила общее определение молодежи на возрастные ступени: подростковый возраст (отрочество) и юность. Таким образом, углубившись в психоанализ данных подтипов, можно проследить за развитием личности и выделить основные тенденции изменения в человеке нравственных, культурных и социальных ценностей. Определить основные ориентиры современных средств массовой информации, ориентирующихся на молодежную аудиторию.

Подростковый возраст

Отрочество обычно соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Одно из основных психологических симптомов в данном возрастном периоде является - чувство взрослости. Основные потребности подростка -- стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Подростковый период у человека тесно связан с уровнем социально-экономического развития общества, с особенностями исторического времени, с общественной позицией подростков в мире взрослых и конкретными обстоятельствами жизни данного подростка. Зигмунд Фрейд говорил о том, что половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению.

Подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. В14-15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Реакция увлечения она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут наблюдаться у подростков обоих полов.

Подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе, погоня за стандартами красоты - это поверхностное представление о взрослости у подростка. Интенсивно усваиваются стереотипы поведения, как у мальчиков, так и у девочек.

Проблема инфантилизма на подростковом этапе социализации частое явление. Основные характеристики данного типа подростка:

1. Безответственность, нежелание нести ответственность за свои поступки.

2. Самоутверждение за счет окружающих

3. Внушаемость. Некритичное восприятие социальных идей. Легко перестроить на определенную волну, а общественное мнение - атрибут внушаемости.

4. Гиперкритицизм. Тотальная негативация любых учений. Склонность к крайнем точкам зрения «все, или ничего».

К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных.

Знание возрастных особенностей помогает редакции СМИ учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики читателей.

В подростковом возрасте доминирует направленность в познавательных интересах. В разнообразных по тематике изданиях для подростков особенно заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, появляется интерес к различным сферам деятельности, отраслям материального или духовного производства - науке и технике, литературе и искусству, бизнесу, спорту.

В этом возрасте подростков начинают интересовать различные аспекты взрослой жизни: новости из мира шоу-бизнеса, любовь, секс, мода, культура, в особенности поп, рок-музыка. В последнее время отдельные СМИ стали более свободно освещать «трудные» проблемы. К тому же появились и быстро завоевали популярность у подростков издания, копирующие взрослую бульварную прессу.

Юность, как психологический возраст.

Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна от 15-16 до 21-25 лет. Критерием достижения взросления в человеческом обществе становится овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда. Социологические теории юности рассматривают юность прежде всего как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации2 со стороны общества.

Р. Хавигхерст в период взросления выделил такие возрастные задачи:

1. Принятие собственной внешности, осознание особенностей своего тела и формирование умений эффективно его использовать (в труде, спорте и т.д.);

2. Усвоение мужской или женской роли (складывание индивидуальной структуры своего тендерного поведения, своего «образа» тендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины; например, для девушки это может быть образ «тургеневской девушки», «своей в доску» девчонки или «роковой красавицы»);

3. Установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов;

4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;

5. Построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения;

2. Детерминация - определение объекта по условным параметрам, его классифицирующая индивидуальная характеристика. Wikipedia.org

6. Подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии (в вузе или непосредственно на рабочем месте, и даже еще в школе -- при дифференцированном отношении к разным учебным предметам, при посещении подготовительных курсов);

7. Подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей;

8. Формирование социально ответственного поведения, гражданской активности (в том числе политической, идеологической, экологической и т.д.).

Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обществе и разные уровни требований к нему сближает этот период с подростковым, и находит отражение в своеобразии психики. По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.

Молодежный возраст - время серьезной подготовки юношей и девушек к взрослой жизни и стремление глубже понять себя, сложную область человеческих отношений. В изданиях для этой возрастной группы обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих психологические, моральные и нравственные проблемы современного общества. Молодежь стремится к самовыражению, к проявлению своей индивидуальности. Поэтому журналы для нее большое внимание уделяют стилю жизни современной молодежи: в них даются практические рекомендации психологов, сексологов, визажистов, дизайнеров, кулинаров, стилистов и модельеров.

Проведенный нами анализ рекламы в молодежных журналах показывает, что 90%, а то и все 100% статей для молодежи имеют своей целью хорошо продать товар или услугу. Исследования как развлекательных, так и серьезных журналов показывают, что каждая статья нацелена прежде всего на молодого человека как покупателя. В развлекательных журналах между статьями и рекламным модулем нет никакой разницы по цели воздействия на молодежь, отличие состоит лишь в том, что стиль статьи, конечно, отличается от краткого рекламного сообщения.

Остановимся на средствах выбора молодежи как целевой аудитории.

Под целевой молодежной аудиторией понимаются люди, на которых направлена конкретная кампания по рекламе или стимулированию сбыта, тогда как целевой рынок - это те, на кого направлены все составляющие комплекса маркетинга. Поэтому целевая аудитория конкретной кампании является подмножеством целевого рынка.

Молодежь, как группа покупателей только тогда превращается в целевую аудиторию, когда фирма решает нацелить на них рекламные мероприятия. Группа возможных покупателей становится целью рекламы и стимулирования, а с точки зрения коммуникации - аудиторией для конкретной кампании по продвижению товара.

Обычно в качестве целевой аудитории выбирается только одна группа потребителей. Однако иногда целесообразно определить первичную и (обычно еще одну) вторичную целевые аудитории.

Например, для рекламы компании Sony, крупного производителя аудио и видео аппаратуры, первичной целевой аудиторией могут стать непостоянные потребители данной торговой марки, а вторичной - непостоянные потребители других марок. Также зачастую целью кампаний является не только привлечение "новых" покупателей из других групп, но и сохранение "существующих" покупателей, лояльных марке. Так, рекламная кампания пива "Невское" была призвана не только привлечь любителей пива, но и удержать молодых лояльных покупателей марки.

Лояльные потребители собственной марки обычно составляют вторичную целевую аудиторию новых кампаний, нацеленных на другие группы покупателей. Дополнительная задача большинства таких кампаний - поддерживать лояльность марке.

Слова "первичный" и "вторичный" имеют отношение не к размеру целевых аудиторий, а к понятию рычага, которое объясняется ниже.

Выбрав целевую аудиторию, можно приступить к определению целей в отношении поведения потребителей. Целевое поведение - это ожидаемое поведение, которое должно стать результатом рекламной кампании и поддается наблюдению и измерению. Это так называемое действительное поведение

С точки зрения поведения молодежи существуют только две основные целевые реакции: совершение пробной или повторной покупки. Однако эти реакции могут быть уточнены по следующим параметрам: совершение действия (попробовать или нет новый вид продукта), темп (как часто покупать конкретную марку), амплитуда или количество (сколько товара покупать за один раз), время (когда покупать), постоянство, или, иначе говоря, "сопротивление прекращению".

В таблице 6 перечислены типичные целевые поведенческие реакции молодежи, которую можно подразделить на пять групп покупателей. Тип цели в отношении поведения зависит от того, о каких покупках идет речь - пробных или повторных.

Таблица 1.

Целевое поведение молодежи.
Целевая молодежная аудитория

Новые пользователи товарной категории

Лояльные другим маркам

Непосредственные потребители других марок

непостоянные потребители торговой марки

Лояльные торговой марке

Цели в отношении пробных покупок
Проба товарной категории +
Проба торговой марки + + +
Повторная проба торговой марки
Цели в отношении повторных покупок
Сохранение уровня покупок
Увеличение уровня покупок
Увеличение размера разовой покупки + +
Уменьшение размера разовой покупки
Ускорение совершения покупки
Замедление совершения покупки

Таким образом, для новых пользователей из молодежной среды категории целевой реакцией является совершение пробной покупки либо в товарной категории, либо конкретной торговой марки. Вообще же добиться от покупателя пробной покупки принципиально нового продукта значительно сложнее, чем убедить его попробовать просто новую марку. Причина в том, что потребитель должен узнать о преимуществах самой товарной категории, прежде чем сможет оценить преимущества нашей марки.

Для лояльных молодых покупателей других марок первичной целевой реакцией является опробование нового продукта или повторная проба, если в прошлом они его уже покупали. Следующая цель - увеличение уровня покупок. Любопытно, что она в скором времени может смениться целью "поддержание уровня покупок", поскольку, если внимание этой группы покупателей удалось привлечь, они с большой вероятностью перенесут свою лояльность на новую марку.

В отношении непостоянных потребителей других марок намечаются те же цели, что и для лояльных потребителей других марок. Однако, учитывая характер поведения данной группы, велика вероятность того, что они уже пробовали новый товар в прошлом. Поэтому вместо пробы от них чаще требуется новая проба, а в последующем и увеличение числа покупок. На ранних стадиях жизненного цикла товарной категории уровень продаж в данной группе может возрасти, и непостоянные потребители могут превратиться в лояльных покупателей нашей марки. На более поздних стадиях непостоянство станет для этих покупателей обычным поведением. Остается надеяться, что они хоть изредка будут покупать наш продукт.

Цель в отношении непостоянных молодых покупателей новой торговой марки - повторные покупки. Они уже покупают этот продукт, но делают это от случая к случаю. Следователь нужно увеличить частоту этих покупок. Кроме того, можно поставить и ряд других целей (для непостоянных и лояльных нашей марке):

    покупать больше продукта за один раз - с точки зрения покупателя это называется "сделать запасы", с точки зрения продавца - "загрузить покупателей";

    ускорение совершения покупки - еще один способ "загрузить" покупателей продуктом. Эта цель ставится при угрозе появления новых конкурентов или необходимости быстро распродать запасы товара;

В отношении лояльных марке покупателей наиболее типичной (но не обязательно легко достижимой) целью является простое сохранение их уровня покупок. Как видно из таблицы 6, для лояльных марке покупателей могут намечаться и другие цели, касающиеся не столько постоянного увеличения сбыта (в долгосрочной перспективе он уже приближается к максимально возможному), сколько кратковременного роста в форме увеличения объема разовой покупки (временные запасы) или ускорения продаж. Соответственно при необходимости устанавливается цель: уменьшить объем покупки или замедлить продажи.

§2. Особенности рекламы в молодежных журналах общего характера

Реклама в молодежных журналах общего характера, таких как Cool или Птюч и др., аналогична рекламе в журналах для потребителей. Журналы для потребителей в сравнении с телевидением, газетами и радио, не обладают возможностями охвата широкой аудитории.

В западных странах, например в США, Великобритании и Австралии, только 50 % молодежи читает журналы более или менее регулярно. Из них только 89 % читателей могут увидеть журнальную рекламу (среднее число читателей, пролистывающих каждую страницу). Доля читателей, которые действительно обратят внимание на рекламу, составляет 49 %, а заметят марку 42% читателей. Однако только немногие из них (11%) прочтут больше половины рекламного текста, то есть 22 % читателей, обративших внимание на рекламу, Рекомендуемые корректирующие коэффициенты для журнальной рекламы для молодежи приведены в таблице 4 (коэффициенты вводятся по двум параметрам - формату и цвету).

Так, например, если за стандартный формат рекламы принять одну страницу в журнале для потребителей, то увеличение его до двух страниц (разворот) на 30 % повысит вероятность первоначального внимания (индекс = 1,3 контакта).

Таблица 2.

Корректирующие коэффициенты для рекламы публикуемой в молодежных журналах.
Корректируемый фактор Индекс
Размер объявления

Вкладыш форматом в несколько страниц

Двухстраничный разворот

Одна страница (стандарт)

1/2 страницы

Цвет объявления

4 цвета (стандарт)

Черно-белое

Расположение в журнале

Вторая страница обложки

Первая треть журнала

Вторая треть журнала

Последняя треть журнала

Третья страница обложки

Четвертая страница обложки

Некорректируемые факторы
Правая страница

Редакционный материал на противоположной странице

1,0

Интересно, что реклама форматом в несколько страниц (индекс = 1,3) привлекает не больше внимания, чем двухстраничная реклама, если только не будет оформлена в виде специального вкладыша, и в этом случае внимание к ней возрастает на 60 % (индекс = 1,6). Внимание к объявлению в полстраницы на 30 % ниже, чем к стандартному (индекс = 0,7). Однако возможны различные комбинации журнальных объявлений. Индекс равный 4, можно получить, разместив четыре одностраничных или три двухстраничных объявления. Аналогично индекс - 2 может быть получен с помощью двух одностраничных объявлений или трех объявлений форматом в полстраницы.

Эффект формата (размера) рекламы имеет место во всех журналах независимо от формата их страниц. Например, реклама в одну страницу в журнале OM со "стандартным" размером страниц не будет привлекать больше внимания, чем страничная реклама в малоформатном журнале "Досуг". Это объясняется тем, что читатели непроизвольно адаптируются к конкретному журнальному формату, поэтому реклама на целую страницу привлекает внимание, которое и должно быть привлечено к полностраничному формату независимо от размера самой страницы.

Что касается цвета, то многоцветная (четырехцветная) реклама стала стандартной в молодежных журналах. По сравнению с цветной черно-белая реклама теряет 30 % внимания. Хотя такое "падение" может быть вызвано тем, что все меньше рекламодателей размещают черно-белую рекламу в журналах, оно также противостоит сложившемуся мнению, что черно-белая реклама будет выделяться на цветном фоне. Промежуточный вариант с 20 % потерей внимания по сравнению с четырехцветной рекламой - это двухцветное объявление, черно-белое плюс один цвет.

Другим параметром рекламного объявления, который рекламодатели долгое время считали очень важным для привлечения внимания молодежи, является его место в журнале. Однако оказалось, что только размещение рекламы на обложке (на внутренней и внешней ее сторонах) способствует повышению внимания к ней, причем максимального 30 % увеличения (индекс - 1,3) можно добиться, располагая ее на последней, 4-й, странице обложки.

Иллюстрация - самый важный элемент журнальной рекламы. Время просмотра объявления в журнале составляет около 1,65 сек. В основном (70 %, или 1,14 сек) оно приходится на просмотр иллюстрации и только полсекунды - на "изучение" заголовка или логотипа. Читателей молодежных журналов практически невозможно заставить хотя бы взглянуть на рекламу без "картинки".

Только формат иллюстрации и некоторые механические характеристики заголовка - независимо от содержания или "значения" иллюстрации или заголовка - приводят к 40 % изменению внимания к журнальной рекламе. Следовательно, чем больше размер иллюстрации, тем больше внимания она привлекает. В большинстве случаев невключение больших иллюстраций настолько сильно снижает внимание к рекламе, что все остальные ее параметры уже не имеют значения. Тем не менее, стоит отметить, что большая иллюстрация оказывает несущественное влияние на убедительность (формирование отношения к марке) информационной рекламы, но огромное влияние на убедительность рекламы трансформационной.

В большинстве случаев заголовок является вторым по значению структурным элементом журнальной рекламы. Если 49 % читателей молодежных журналов обратят внимание на иллюстрацию, то 30 % прочтут заголовок. Вторым по важности после иллюстрации являются название марки или ее логотип.

Заголовок в молодежном журнале должен быть кратким - от одного до восьми слов, если рекламируются низкововлеченные товары, и от одного до пяти слов, если рекламируются высокововлеченные товары (число читателей уменьшается на 29 % для заголовка от шести до девяти слов и далее в данной пропорции). Кроме того, заголовок должен занимать не более двух строк. Анализ процесса чтения журнальной рекламы позволяет сделать вывод о том, что расположение заголовка относительно иллюстрации (над или под ней) не влияет на процент прочитавших саму рекламу.

Оказывать влияние на внимание к рекламе в молодежных журналах и вызывать интерес к ее содержанию могут также заголовки с утвердительным и отрицающим смыслом. Утвердительные или положительные (не содержащие отрицания) заголовки вызывают "нормальное" обращение внимания на рекламу (50 %) и значительно увеличивают число тех, кто прочтет ее содержание (16 %). Отрицающие заголовки, содержащие такие слова, как "остановитесь", "откажитесь" или "нет", существенно снижают внимание к рекламе (до 37 %) и резко уменьшают число читателей основного текста объявления (до 4 %). Это вновь подтверждает тот факт, что читатели могут скользнуть взглядом по названию и быстро уловить его суть. Использования отрицающих заголовков следует избегать во всех случаях, за исключением одного: это ситуация, когда целевая аудитория заранее убеждена в обратном.

§3. Реклама в молодежных журналах для потребителей в возрасте от 18 до 21 года.

В силу особенностей аудитории от 18 до 21 года в молодежных журналах, первоначальное внимание к публикуемой в них рекламе достаточно высоко - 64% для четырехцветной рекламы. Кроме того, оказалось, что для такой рекламы формат и цвет объявления играют важную роль. Двухстраничная реклама привлекает на 70 % больше внимания, чем одностраничная, а четырехцветная - на 20% больше, чем черно-белая. Возможно, это объясняется тенденцией к публикации небольшой и чаще всего черно-белой рекламы в молодежных журналах. Именно поэтому большие цветные объявления так выгодно отличаются на общем фоне.

Реклама, помещенная на развороте двух страниц молодежного журнала, оказывает значительно большее влияние на внимание (повышение внимания на 70%). Возможно, это объясняется тем, что крупные объявления необычны для молодежных журналов, или тем, что читатели относятся с большим уважением к рекламодателям, размещающим масштабную рекламу.

Что касается цвета, как уже было отмечено, черно-белые объявления считаются стандартными. Добавление одного цвета (двухцветная реклама) повышает внимание на 20 %, а добавление четырех цветов (полноцветная реклама) повышает внимание на 40 %.

Еще один параметр - это местоположение объявления в журнале. Расположение рекламы на обложке молодежного журнала повышает внимание к ней в среднем на 30 %. Кроме того, размещение объявления в край, без полей, приводит к небольшому, но важному повышению внимания. Реклама в виде отдельного вкладыша увеличивает внимание к себе на 30 %, что объясняется молодежных журналов открываться в том месте, где расположен вкладыш.

Изучая рекламу, публикуемую в молодежных журналах с использованием визуальных и психолингвистических переменных, исследователи пришли к выводу, что размер иллюстрации является решающим фактором привлечения внимания к рекламе в отраслевых журналах. Размер иллюстрации и две психолингвистические переменные заголовка (см. ниже) определяют 50 % изменение первоначального внимания к рекламе в отраслевых журналах.

К двум переменным параметрам заголовка, которые усиливают внимание к рекламе в молодежных журналах, относятся употребление личных местоимений и число фразовых единиц (предложений) в заголовке.

Исследователи рекламы нашли доказательства того, что вводный заголовок увеличивает круг читателей основного текста рекламы в молодежном журнале. Вопросительные заголовки, а также заголовки со словами "как" и "новость" повышают вероятность того, что читатели прочитают большую часть объявления на 14 %, 14 и 13 % соответственно по сравнению с другими заголовками, для которых это значение составляет около 12%.

Проведенное нами исследование показывает, что можно привести общие рекомендации по составлению рекламы в молодежных журналах, рассчитанную на аудиторию в возрасте от 18 до 21 года.

Таблица 3.

Предложения по составлению рекламы в молодежных журналах
Иллюстрация.

    Чем больше размер иллюстрации относительно остальной части рекламы, тем лучше.

    Иллюстрация должна иметь один доминирующий фокус.

    Иллюстрации, изображающие товары или людей, одинаково эффективны;

Заголовок

    Заголовок низкововлеченной рекламы должен состоять из одного-восьми слов, а также быть законченным по смысловому содержанию и включать название марки или направлять на него внимание читателя. Заголовок высокововлеченной рекламы должен состоять из одного-пяти слов и служить "прелюдией" к основному тексту.

    Необходимо всегда использовать положительные заголовки.

    По возможности необходимо включать в заголовок личные местоимения ("я", "вы") и существительные (название марки, выгоды).

    Заголовок может быть расположен в любом месте объявления, даже на иллюстрации. Однако при использовании зрительного проводника заголовок должен быть размещен под иллюстрацией. Если сам заголовок является проводником (словесным), необходимо располагать его над иллюстрацией

Текст

    Короткие предложения или одно-двусложные слова усиливают внимание к рекламе.

    Следует использовать конкретные слова и выражения (привязанные к образам).

Название марки (включая логотип).

    В низкововлеченной рекламе название марки должно быть указано в заголовке или в любом другом месте, но так, чтобы оно "читалось" как продолжение заголовка. Логотип может располагаться в любом месте. В высокововлеченной рекламе название марки может быть указано в заголовке или в конце текста.

    Логотип не обязательно должен выделяться

Специализированные молодежные журналы по всем отраслям, читаются от корки до корки. Это отличает их от ежедневных газет и журналов не рассчитанных на молодежь, поэтому реклама, размещенная в последних, обладает "равной" возможностью быть замеченной независимо от места ее расположения.

Целевая аудитория Молодежь в возрасте от 20 до 34 лет 34 млн Молодые предприниматели и студенты старших ВУЗов Гражданские активисты Молодые специалисты

Электоральное поведение молодежи в РФ Критерий необходимости привлечения молодежи к участию в политической жизни общества: По данным ВЦИОМ за привлечение молодёжи к участию в О материальных стимулах и увязке с политической и общественной жизни высказывается карьерным ростом молодых людей говорят большинство респондентов – 75% только 17% и 14% опрошенных. Нужно учитывать в программах партий интересы и проблемы молодёжи (59%), создавать и укреплять молодёжные организации при ведущих политических партиях (36%) выдвигать молодёжь на первые роли в партиях, предоставлять 75% возможность самой создавать политические объединения в соответствии со своими интересами (по 25 -27%) развивать самодеятельные общественные молодёжные объединения (17%) Статистика ВЦИОМ и ФОМ

Электоральное поведение молодежи в РФ Интерес молодёжи к политике: По данным опроса ФОМ, политикой интересуются 37% молодежи и почти две трети молодых граждан (62%) не проявляют интереса к этой сфере. Наиболее аполитичная группа – молодежь в возрасте от 18 до 29 лет. Больший интерес к политике проявляют также молодые люди с высшим образованием, сравнительно состоятельные, они чаще обсуждают политические события со сверстниками. Это значит, что высокоресурсные группы молодежи не только чаще низкоресурсных воспринимают политическую информацию, но транслируют, интерпретируют ее в своем 37% кругу. Таким образом, можно сказать, что интерес молодежи к политике связан с социальным капиталом: более образованные, состоятельные, добившиеся некоторого положения в обществе молодые люди 62% начинают чаще интересоваться политикой, чем те, кто просто борется за выживание, занят учебой или семьей. Статистика ВЦИОМ и ФОМ

Демографическая статистика в РФ 146 млн население страны 120 млн 72 млн имеют право голоса 34 млн Молодежь составляет голосует при явке 60% на выборы 20 -25% явка молодежи на выборы 40% от общего числа голосующих 13, 5 млн молодежь в возрасте от 20 до 34 лет Проходной барьер партии 5% 3, 6 млн человек из них 20% молодежи 720 тыс. человек Статистика Росстат

Электоральное поведение молодежи в РФ Вывод: Итак, в основной своей массе молодежь оказалась представленной самой себе, что, естественно, сказалось на характере ее общей и политической социализации, формировании гражданских качеств, социального и политического поведения, в том числе и электорального. Исходя из вышеизложенного существует три основные группы факторов, влияющих на отчуждение молодых избирателей: Негативная социальная адаптация Недоверие к власти Правовой нигилизм

Цели и задачи МК Цель: Задачи: Для того что бы переломить сложившееся политико ü Проведение мероприятий «Деловой сход» -психологическое отчуждение молодежи ü Создание масштабной объединяющей активной социальной среды «Деловое Братство» необходимо реализовывать проекты политических v Предоставление действующих практичных инструментов и социальных институтов, создавать для нее новые правовые, экономические и организационные по поддержка гражданских инициатив, молодых условия, обеспечивающее ей субъектное предпринимателей и молодых специалистов v Формирование нового «Героя нашего времени» отношение к проводимым в стране реформам. Таким образом, становится очевидной актуальность выработки комплекса мер по формированию: Повышение доверия к власти Создание социальной среды ü Продвижение молодых лидеров на политической арене и в профессиональном поле v Молодёжные представители в списках на выборах v Создание Делового университета (Деловой центр) с функцией методического, аналитического и исследовательского центр, с дальнейшим сопровождением на муниципальных выборах

Точки роста

Введение

1. Теоретико-методологические аспекты изучения лидерства в молодежной среде

2. Специфика возникновения молодёжного лидерства

2.2 Формирование молодёжного лидерства на региональном уровне (на примере городского округа города Елец)

2.3 Качества молодёжного лидера в ракурсе социологического исследования

3.Система и технологии подготовки молодёжных лидеров

3.1 Особенности внедрения системы подготовки молодёжных лидеров в общественную жизнь города Елец

3.2 Проект по созданию системы молодёжных лидеров

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность. Среди множества проблем, встающих перед исследователями социальных явлений, является важным вопрос о становлении и развитии молодёжного лидерства, а если быть более точным, то становлении и развитии системы молодёжного лидерства как ресурса развития гражданского общества. При решении данного вопроса следует принимать во внимание сам характер молодёжного лидерства в условиях современного гражданского общества, его цели, задачи, условия возникновения и последствия существования.

Если говорить об актуальности данной проблемы, то молодёжное лидерство было и есть важный аспект развития гражданского общества в целом. Начавшиеся изменения в стране ещё в период 80-х годов, которые впоследствии привели к смене общественного строя, очень сильно поменяли жизненные условия населения. Россия делает попытку встать на путь цивилизационного развития, сформировать некие новые правила и устои, а также сформировать в полной мере гражданское общество и правовое государство. Институты законодательной, исполнительной и судебной властей преобразуются. повлияло на формирование личности современной молодёжи. Вследствие этого встала остро проблема создания новой системы молодёжного лидерства, так как система СССР уже не подходила ни каким образом. Те преобразования, которые произошли во время и после распада СССР, открыли более широкие пути развития для общества, хотя, открыто говоря, было много отрицательного. Среде всех негативных тенденций для молодёжи появились и положительные, например, появилась идеологическая свобода, то есть открылись пути, направленные в сферы духовную, экономическую и политическую, иными словами появилась свобода выбора своего жизненного пути, что не маловажно для формирования лидерских качеств личности.

Объект исследования – молодёжное лидерство.

Предмет исследования - специфика создания и функционирования системы молодёжного лидерства.

Гипотеза данного исследования заключается в предположении о том, что политические процессы, произошедшие в стране в период развала СССР кардинально поменяли представления о молодёжном лидерстве в целом. Жизненные ситуации в кризисное время требовали от молодёжи проявления лидерских качеств в большей степени, чем это было раньше.

Целью выпускной квалификационной работы является создание системы подготовки молодёжных лидеров как ресурса развития гражданского общества.

Задачи работы:

1. Проанализировать теоретический аспект изучения лидерства в молодёжной среде.

2. Рассмотреть проблемы появления, развития и функционирования молодёжного лидерства.

3. Разработать проект системы подготовки молодёжных лидеров.

Степень разработанности проблемы. При подготовке концептуальной части работы были использованы результаты исследований молодёжного лидерства авторами, такими как: Адров В.М.(Образование и проблема лидерства), Вильямс К.(Молодежь в посткоммунистической России и Восточной Европе), Ильинский И.М.(«Молодежь и молодежная политика», «Молодежь России: тенденции, перспективы»), Лисовский В.Г(Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России), Шпакова Р. (Типы лидерства в социологии М. Вебера). Теоретические положения этих авторов позволили раскрыть понятие молодёжного лидерства, описать его функции и механизмы формирования, раскрыть социальную сущность явления молодёжного лидерства, как социального явления.

В выпускной квалификационной работе использовались следующие методы:

Описательно-повествовательный - вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик. Описательный метод имеет применение во всех дисциплинах социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов. Предельно широкая употребительность описательного метода в границах научного поиска обусловливается многоступенчатостью методологии современного научного познания, в иерархии которой описательный метод занимает первичные позиции (после наблюдения). В своей работе я использовал описательно-повествовательный метод повсеместно, чтобы рассказать суть каких-либо явлений в исследовательской работе.

Метод анализа – диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Как и у других методов исследование, у метода анализа присутствуют собственные особенности: в нём используется система показателей, которая как можно обширнее описывает исследование на протяжении всего процесса, также происходит детальное изучение причин этих изменений, и, что не маловажно, объяснение этих причин и поиск взаимосвязи между ними. Этот метод я использовал в первой главе, где рассмотрел различные виды лидерства, а также во второй главе, где я проанализировал проблемы формирования системы молодёжного лидерства.

Метод синтеза – по сути своей представляет сочетание или соединение разных элементов изучаемого объекта или явления в одну целую систему. Этот метод синтеза противоположен методу анализа, но всё-таки они имеют между собой крепкую связь. Методы анализа и синтеза постоянно применяются человеком в повседневной жизни, так как основе нашего поведения лежит аналитико-синтетическая деятельность головного мозга. С помощью данного метода я соединил воедино различные выводы в главах, подвел итог работы в заключении.

Также, в работе применялись методы дедукции и индукции, основанные на получении общего вывода, исходя из его частных признаков, или, наоборот, от общего к частному. Эти методы я применял в структурировании работы и рассмотрении некоторых вопросов относительно всего исследования.

В этой работе присутствует социальный проект под названием «Я – лидер». В нём я предложил идею по созданию системы молодёжных лидеров с помощью специально поставленных мероприятий.

Работа состоит из 3 глав. Первая глава называется «Теоретические аспекты изучения лидерства в молодежной среде». В ней описаны методы, с помощью которых было осуществлено изучение данной проблемы, а также рассмотрено лидерство как понятие, его цели, типы, функции, кто такой «лидер». Вторая глава называется «Изучение возникновения молодёжного лидерства». В этой главе рассмотрены подробно проблемы формирования системы молодёжного лидерства, формирование молодёжного лидерства на местном уровне (на примере города Елец), а также приведены результаты социологического исследования на тему «Качества лидера». Третья глава называется «Планирование системы подготовки молодёжных лидеров». В ней подробно рассмотрена целесообразность внедрения системы подготовки молодёжных лидеров в общественную жизнь города Елец, а также представлен проект под названием «Я – лидер».

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы предопределена объективной необходимостью комплексного анализа молодёжного лидерства и создания системы подготовки молодёжных лидеров.


1. Теоретические аспекты изучения лидерства в молодежной среде

1.1 Методология анализа лидерства в молодежной среде.

«Лидерство – это загадочное, ускользающее качество. Существование его легко признать, трудно описать, ещё труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других» - писал Д. Кэмпбелл. На самом деле ни одна другая тема, связанная с организационным и социальным поведением людей не вызывала и не продолжает вызывать столь большой интерес у социологов, психологов, философов и других специалистов в области гуманитарных знаний. И это не удивительно: поведение лидеров, их решения затрагивают судьбы многих миллионов людей, что придаёт проблеме понимания и объяснения фенамина лидерства поистине глобальный, философский характер. С другой стороны, все люди являются элементами различных организаций – членами трудовых коллективов, клубов, советов, комиссий и т.д. Участвуя в руководстве деятельности организации или подчиняясь решениям руководителей, люди испытывают на себе воздействие лидеров.

В современных условиях от решений, принимаемых лидерами, как никогда сильно зависит политическое и экономическое состояние общества, трудовых коллективов. Особенно актуальна проблема лидерства в России, когда успех либеральных преобразований, перспективы развития экономики как никогда ранее в истории страны зависят от уровня компетенции, подготовки, личных качеств и морального состояния лидеров всех уровней – как от президента, так до молодого перспективного лидера какой либо маленькой группы.

Есть множество способов изучения феномена лидерства, в частности молодёжного. Ниже описаны те из них, которые использовались в данной работе.

Описательный метод - вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик. Описательный метод имеет применение во всех дисциплинах социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов. Предельно широкая употребительность описательного метода в границах научного поиска обусловливается многоступенчатостью методологии современного научного познания, в иерархии которой описательный метод занимает первичные позиции (после наблюдения).

У описательного метода традиционно имеются несколько процедурных характеристик, грамотное использование которых гарантирует результат данного метода:

1. Самое важное и первое, что нужно сделать, используя данный метод – собрать полную информацию о изучаемом объекте или явлении, то есть его признаки, особенности, характеристики, которые отличают его от других и постановка курса изучения данного явления или объекта.

3. Собранный материал перерабатывается по типам, категориям и группам информации.

4. Происходит более глубокий анализ уже структурированной информации.

На основе этого метода часто создаются словари.

Обычно, этот метод является подготовительным этапом, так как его сущностью является углубленный сбор информации. Также у этого метода есть уже устоявшиеся, считающиеся уже традиционными, нормы применения:

1. Обязательна строгая предметная оформленность выбранного объекта или явления.

2. Также не маловажна соблюдение последовательности в описании предметно заданных признаков, параметров и характеристик (качественных, количественных) материала, согласующихся c исследовательской задачей.

3. Также очень важно придерживаться порядка во время проведения вторичной переработки собранной информации по исследуемой проблеме.

Хоть этот метод исследования и является самостоятельным, и не редко именно он является причиной успеха работы в целом, чаще всего он используется в целях подготовки базовой информации где уже используются другие методы. Другими словами этот метод может являться поставщиком информации для всей дальнейшей исследовательской работы. Иногда бывает, что материал, собранный с помощью данного метода, может являться фундаментом для проведения исследований в несвязанных между собой темах. Этот метод не является устоявшимся, а изменяется с течением истории. С течением времени этот метод расширяется как в плане охвата области, в которой он может применятся, так и в плане инструментария, который может использоваться при его осуществлении.


Метод анализа - диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Как и у других методов исследование, у метода анализа присутствуют собственные особенности: в нём используется система показателей, которая как можно обширнее описывает исследование на протяжении всего процесса, также происходит детальное изучение причин этих изменений, и, что не маловажно, объяснение этих причин и поиск взаимосвязи между ними.

Как самостоятельно существующий метод, анализ подразумевает следующие элементы:

Цели и задачи анализа;

Объекты анализа;

Системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

Описание способов исследования изучаемых объектов;

Источники данных для анализа;

Указания по организации анализа;

Указания по оформлению результатов анализа;

Потребители результатов анализа.

Метод синтеза (от греческого – соединение) – по сути своей представляет сочетание или соединение разных элементов изучаемого объекта или явления в одну целую систему. Получается, что метод синтеза противоположен методу анализа, но всё-таки они имеют между собой крепкую связь.

Методы анализа и синтеза постоянно применяются человеком в повседневной жизни, так как основе нашего поведения лежит аналитико-синтетическая деятельность головного мозга.

Метод синтеза, если его рассматривать как познавательную операцию, имеет несколько различных форм. Любой процесс образования, в том числе исследование имеет основание в тандеме методов синтеза и анализа. Любые эмпирические данные исследования любого объекта или явления проходят через процесс синтеза при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании метод синтеза выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих, в определённых аспектах противоположных теорий; в форме построения дедуктивных теорий и др. Диалектические метод восхождения от абстрактного к конкретному как способ построения теоретического знания о сложных развивающихся объектах также представляет собой одну из форм метода синтеза: получаемое в результате конкретное знание об исследуемом, объекте есть синтез, единство его многообразных абстрактных определений.

В работе также присутствует социальный проект.

На сегодняшний день учёные не могут точно сказать когда возникло социальное проектирование как вид деятельности. Одним из первых социальных проектов можно считать проект философа Платона под названием «Государство».

Научная литература приводит 2 точки зрения по этому вопросу:

Социальное проектирование называется социальным, потому что оно занимается решением социальных проблем и задач;

Социальное проектирование имеет дело с разработкой социальных явлений, процессов, систем, организмов. (Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. – Минск, 1986. – 259с.)

При реализации проекта необходимо учитывать следующие его особенности:

Социальный проект имеет свою внешнюю среду, в которой он возникает, развивается и живет;

-;проект как любая система состоит из элементов, которые связаны определенными связями;

Состав элементов проекта может меняться на протяжении его жизненного цикла.

Проект относится к классу открытых систем по ряду причин:

Любой проект нуждается в информации, своевременный обмен информацией делает проект жизнеспособным;

Входные параметры могут быть заданы в неявной форме и могут быть восприняты проектом как системой неоднозначно;

На выходе проекта желаемые и ожидаемые результаты могут быть получены с той или иной степенью вероятности;

Процессы внутри проекта как системы не являются постоянными, их направление, скорость и интенсивность может меняться в соответствии с интересами достижения цели.


1.2 Особенности лидерства как феномена гражданского общества.

Что понимают под словом «лидерство»:

Люди и организации, которые преуспели больше других. Например, лидер отрасли;

Руководитель, который несёт ответственность за то дело, которое он возглавляет;

Лидерство, как жизненная стратегия, то есть совокупность выборов и решений человека, основанных на инициативности и ответственности.

Все эти три понимания лидерства тесно связаны между собой.

Если понимать «лидерство» с точки зрения философии, то:

в отношении к власти лидерство подразумевает продолжительное, а не спорадическое осуществление власти, как правило, сопряженное с личностными характеристиками субъекта-лидера.

Есть ещё множество определений понятия «лидерство»:

· Лидерство – это умение одного человека увлечь делом или идеей многих.

· Лидерство – это готовность нести ответственность не только за себя, но за целую группу людей.

· Лидерство – это активное устремление к успеху.

· Лидерство – это умение так организовать взаимодействие с людьми, чтобы каждый из них искренне захотел достичь поставленной лидером цели.

· Лидерство – это сила характера + воля к победе + прекрасный дар убеждения.

· Лидерство – это умение равно позитивно взаимодействовать с теми, кто слабее духом, с равными и сильнейшими.

Таким образом про лидерство высказывались следующие знаменитые люди:

Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемым бараном. (Наполеон Бонапарт)

При хорошем лидере, который мало говорит, когда его работа сделана и его цель достигнута, люди скажут: «Мы сделали это сами». (ЛаоЦзы)

Стремление к лидерству – проявление творческого инстинкта человека. (Фридрих Ницше)

Становясь капитаном, храните матроса в себе. (Владимир Высоцкий)

Лидерство – очень обширное понятие, его можно применять практически во всех сферах жизни. Вот примеры применения понятия «лидерство» в обыденности:

· В политике. Каждый успешный политик – лидер определенной группы людей; чем многочисленнее группа, тем удачливей политик.

· В предпринимательстве. Во главе каждого успешного дела стоит лидер – человек, который поставил цель и сумел увлечь ею своих подчинённых.

· В спорте. Каждое спортивное состязание – ни что иное, как гонка за лидерством в виде золотой медали, кубка или почётной грамоты.

· В семейных отношениях. Вопрос «кто является главой семьи?» - есть вопрос о лидерстве.

· В иных ситуациях, преимущественно экстремального характера. В непредвиденных ситуациях в любой группе людей стихийно выявляется лидер – так как только организующее начало (лидерство) может привести в итоге к контролю над ситуацией.

Лидер (от англ. leader - ведущий, руководитель) - человек, берущий на себя роль главы, руководителя какой-либо социальной группы, политической партии, организации, общества в целом.

Ещё про лидера можно сказать, что это человек, в силу тех или иных причин и обстоятельств наделенный определенным объемом полномочий для того, чтобы формулировать и выражать интересы и цели других людей, мобилизовать их на определенные действия. Лидер – первый, главный, за кем идут, на кого равняются, кто определяет поведение других, то есть является в идеальной ситуации отражением общества, которое он представляет.

Лидер может быть и в паре – тот, кто ведет другого, чье поведение определяет поведение ведомого.

Лидер в команде - тот, кто ведет за собой команду, тот, чей авторитет в группе больше, чем у других, кому эта группа более всего доверяет. Он обычно появляется в ситуации, когда обществу нужен лидер. Можно сделать вывод, что лидер - это групповая роль, создаваемая прежде всего нуждами окружающих. Лидер - не нечто внешнее и чуждое группе: группе нужен лидер, она ищет, кого назначить на эту роль, кому дать этот статус.

Есть целый ряд качеств, которые помогут человеку стать или быть выбранным в качестве лидера, например: смелость, энергия и умение производить впечатление.

Группа ищет и признает как лидера только того, кто изначально имеет некоторый социальный статус. Не всякий высокостатусный станет лидером, но низкостатусный никогда им не станет и не будет признан лидером. Среди высокостатусных людей лидером чаще всего может стать тот, кто соответствует определённым ожидания группы, дает ей то, что она хочет. Хотя среди лидеров есть и те, которые умеют красиво говорить, но не всегда следуют своему слову.

Сам статус лидера, его умения и навыки принято относить к лидерским ресурсам, то есть к тому, чему у лидеров можно научиться.

Исходя из этого можно сказать, что политическое лидерство – процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого наделенные реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которая добровольно отдает им часть своих политико-властных полномочий и прав.

Если обратится к современной политологии, то там присутствует ряд определений понятию «политическое лидерство»:

· это власть, которая осуществляется одним или несколькими индивидами с целью побуждения членов общества к действиям;

· это отношения между людьми в процессе общей деятельности, в ходе которой одна сторона обеспечивает доминирование своей воли над другими;

· это постоянное легитимное влияние властных лиц на общество, организацию или группу;

· это особого вида предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы, решения общественных задач и предлагаемые способы их реализации на руководящие должности;

· это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.

Способность к лидерству подразумевает наличие у человека следующих качеств:

· интеллект,

· интуиция,

· способности аргонизатора,

· готовность брать на себя ответственность,

· умение нравиться публике,

· ораторское умение.

Философ из Италии Никколо Макиавелли (1469-1527) в своей работе «Государь» очень наглядно написал основные требования к человеку, пожелавшему стать политическим лидером: ему нужно уметь избегать ненависти и внушать доверие; вне зависимости от реальных поступков он должен представляться народу как образец благородства и добродетели; он должен быть готов при необходимости действовать быстро и жестоко, в зависимости от обстановки он должен менять свой стиль управления - быть то хитрым, как лис, то сильным, как лев.

В современной политологии существуют следующие типы лидеров:

1)лидер-знаменосец, которого отличают особое видение действительности, привлекательный идеал, мечта, способная воодушевить широкие массы;

2)лидер-служитель, который в своей деятельности ориентируется на нужды и потребности своих приверженцев и избирателей и действует от их имени;

3)лидер-торговец, который способен привлекательно преподнести свои идеи, грамотно убедить граждан в преимуществе своих идей над идеями других;

4)лидер-пожарный, который ориентирован на самые насущные, жгучие проблемы и действия которого зависят от конкретной ситуации.

Обычно это типы лидеров в настоящей жизни не встречаются в чистом виде: у конкретных лидеров часто присутствует сочетание 2-х и более типов.

Теперь стоит отметить кто такой «молодёжный лидер».

Быть лидером можно в любом возрасте, как в 15, так и в 65 лет. Но и те и другие имеют множество различий. Эти различия заключаются не только в круги знакомых им самим людей и вообще возрастном круге общения, но и в устойчивости мировоззрения, политике своего поведения в какой-либо конкретной социальной группе.

Молодежный лидер – это человек, который отстаивающий интересы людей в той же возрастной категории, к которой он принадлежит. Ценностные ориентиры молодых людей весомо отличаются от жизненных устоев более взрослого поколения. Молодые люди стремятся отдыхать, развлекаться, их основной целю часто бывает получение заряда позитивной энергии, которым они способны «заражать» всё своё окружение. Такой человек наиболее других способен представлять и защищать интересы молодого поколения. По своей сути это должна быть личность яркая, имеющая способность притягивать к себе остальных, хорошо владеющая речью, для возможности общения со своими ровесниками и людьми более старшего поколения. Чаще всего такие личности обладают большей информативностью о происходящих событиях, нежели их окружение, что помогает им решать важные вопросы.

Для большинства уже зрелых лидеров чаще всего важен результат, в отличие от своих молодых коллег, которые концентрируются на самом процессе выполнения поставленных целей.

Доказательством этому являются молодёжные съезды, форумы, собрания. Хотя их цель ярко проглядывается, в большей степени эти цели весьма символичны.

Получается молодежь – это люди, которые пребывают на стадии становления собственной индивидуальности, поэтому для них принципиально важно иметь возможность общаться с такими же как они. Посредством этого они могут определить черты, которые выделяют конкретного человека из толпы, а значит, формируют в себе личность, которая выгодно отличается от остальных. Современная доступность информации и возможность сравнения этому всячески способствует. Абсурдность и несхожесть со всеми остальными в молодежном обществе только приветствуется, а поэтому не редко в роли лидера могут выступать неординарные личности, которые уже заработали авторитет у большинства людей и могут отстоять свою точку зрения. Хотя таких неординарных личностей более зрелые граждане осуждают, считают непрофессионалами.

Признание – кто добьётся его, получает возможность направлять людей в определённое русло, что может привести к невероятным результатам. Такой человек обладает хорошей интуицией и может сплотить всю группу людей для достижения единой цели. А целью может выступать возможность молодых людей собираться в неформальной обстановке. Именно такую цель преследуют большинство организаций, а именно иметь возможность организовывать мероприятия.

Подводя итоги можно сделать вывод, что молодёжный лидер – человек, выбранный молодёжью примерно одного с ней возраста, обладающий определённой харизмой, ораторскими способностями, авторитетом среди этой молодёжи.


2. Изучение возникновения молодёжного лидерства

2.1 Проблемы формирования системы молодёжного лидерства

Россия уже не в первый раз за последнее столетие переживает время масштабных социальных потрясений и изменений. Несмотря на свой собственный опыт, исторический опыт других стран российское общество на тяжёлую и опасную дорожку тотальных социальных изменений.

Начавшиеся изменения в стране ещё в период 80-х годов, которые в последствии привели к смене общественного строя, очень сильно поменяли жизненные условия населения.

Подавляющее число населения было обмануто своим же государством: ухудшилось материальное положения огромной части населения; антинародной акцией оказалась приватизация; возрасло социальное расслоение; начались национальные конфликты; пошла вверх преступность, а уровень культуры, образования, здравоохранения и науки начал падать – в такой социальной обстановки начали формироваться политические и нравственные принципы нового общества. Россия делает попытку встать на путь цивилизационного развития, сформировать некие новые правила и устои рыночной экономики, а также сформировать в полной мере гражданское общество и правовое государство. Приватизация государственной и коллективной собственности и ее переход в частную собственность идёт по нарастающей. Институты законодательной, исполнительной и судебной властей преобразуются. Запускается процесс формирования многопартийности. Реализуется потребность в решительном обновлении и прохождению уже построенных в обществе старых правил, приведших к растущему отставанию общества от современного уровня остальных стран. В хозяйственном и социокультурном планах обновление означает, прежде всего, широчайшее введение частной собственности, рыночных отношений, что ограничивалось государственной системой, настроенной в русло социализма как идеологией, так и на практике. Это указывает на то, что подвергается кардинальному изменению система социализации общества в целом: резко сокращается сфера межличностных отношений, которые определялись как «социалистические», и увеличивается сфера товарно-денежных отношений. В ценностном плане это сопровождается расширением предпринимательских, прагматических направлений, получающих соразмерную помощь со стороны реформаторских кругов.

Такие изменения обязательно влекут за собой подрыв уже имевшихся моральных ценностей и норм, что выражается как в «падении нравов», так и в росте криминальных, корыстных, коррумпированных отношений.

Растущим разделением населения страны на классы усиливается противоречие разных типов социальности. Такое разделение, с одной стороны, – необходимо при становление рыночных отношений. С другой же стороны, неуправляемый процесс разделения приводит, как и к резкому расслоению населения страны на богатых и бедных, так и к быстротечному возрастанию количественных непропорциональностей– между сравнительно малым процентом числа сверхбогатых и активно растущим числом беднеющих слоев – при малочисленном среднем классе.

Эта проблема является не только экономической и нравственной, но и социокультурной, так как последствием такого расслоения становится не только количественная непропорциональность, но и последующий наследственный характер массовой бедности - на фоне растущего благополучия немногочисленных слоев, которые унаследовали свои привилегии и которым реформы обеспечивают благоприятные условия для дальнейшего продвижения. Резкому различию доходов сопутствует разлом системы социального обеспечения, что сразу же сказывается на формировании здравоохранения и платного образования. Недовольство всё сильнее беднеющих слоев населения, которым «терять уже не чего» и которые чувствуют себя «обобранными до нитки» и жертвами обмана, непременно вредят стабильности в обществе. Преимущества элиты, которая стремиться любой ценой обогатиться в кротчайшие сроки, ощущаются как незаконные, нажитые за счет присвоения общенародной собственности, а не накопленные через самоограничение и инициативное расширение общественного производства.

Отрицательным последствием является подрыв стимулирования тех слоев населения, которые уже не находят для себя не единого шанса, чтобы выбраться из трясины бедности. Ставка на малочисленную группу предприимчивых частников как социальный фундамент для проведения реформ и оказание им хорошей помощи обязательно осуществит подрыв всей системы модернизации. У существенной доли населения складывается чувство некой отрешённости от остального общества, что сокращает диапазон активности в обществе и нарушает его человеческий потенциал. Весьма широкая открытость населения облегчает процесс получения достижений других стран, особенно высокоразвитых. Но обратной стороной является то, что слишком большая открытость приводит к подрыву собственного культурного наследия из-за слишком большого переноса элементов чужих культур. Такое безграмотное копирование чужой культуры оборачивается духовными и социальными разладами, которые в свою очередь порождают реакцию отторжения. Это неизбежно приводит к росту противоречий социальными и классовыми группами, центром и провинцией. В конце 20 века Россия переживает революционные движения, которые идут тесно с разрушением многих позитивных достижений и успехов прошлых поколений. Утраченные ценности ни чем не заполняются, это приводит к увеличению негативных реакций в обществе. Наше взаимодействие с восточными регионами проходит на протяжении уже нескольких сотен лет, это стало уже важнейшим компонентом нашего социокультурного и геополитического устройства. С другой стороны мы постоянно контактировали с западными цивилизациями, тем самым соединяя в себе оба начала абсолютно разных культур, порождая при этом множество острейших противоречий. В этих противоречиях и появилась та Россия, которой мы её видим на сегодняшний день.

Именно такие социокультурные условия мы сейчас имеем в Российской Федерации.

В выше описанных процессах выделялась молодёжь, что обусловлено следующими факторами:

Молодёжь – самый мобильный слой общества;

Молодежь занимает достаточно высокий удельный вес в совокупном населении страны. На 1 января 2002 г. в России проживало 36 млн. молодых граждан или каждый четвертый ее житель .

Те преобразования, которые произошли во время и после распада СССР, открыли более широкие пути развития для общества, хотя, открыто говоря, было много отрицательного. Среде всех негативных тенденций для молодёжи появились и положительные, а именно:

Появилась идеологическая свобода, то есть открылись пути, направленные в сферы духовную, экономическую и политическую, иными словами появилась свобода выбора своего жизненного пути;

Хоть и появились у молодёжи некие трудности в период распада СССР, значительная часть молодежи смотрит в будущее спокойно, но без особых надежд (33%), с надеждой и оптимизмом (40%). Другими словами говоря, общество имело в тот момент психологически устойчивое поколение, которые было направлено на стабильное развитие и созидание. По самооценке, полученной в ходе социологических исследований, около 54% молодых людей считают себя движущей силой коренных преобразований в обществе .

Исследования, проводимые в тот период показали, что молодёжь давала положительную оценку тенденции перемен в сторону рыночной экономики. Молодёжь горазда лучше и легче адаптировалась к новым условиям в экономике. Около 35% от общего числа молодежи (32 млн. человек в возрасте 15-29 лет) уже открыли собственный бизнес, более 30% из опрошенных хотели бы заняться предпринимательством. Молодые люди весьма высоко оценивают экономическую свободу. такие качества личности, как предприимчивость, прагматизм, способность к риску и т.п. . Молодой человек должен психологически готовиться к неопределенности, к возможным многократным изменениям специальности, то есть быть универсальным работником , который может великолепно показать себя в нестандартных ситуациях (творчество, активность, нестандартное мышление и т.д.). На сегодняшний день в такой социальной, экономической, культурной и политической ситуации идёт некий естественный отбор, то есть среди общей массы людей отбирается часть лидеров. Именно так формируется личность лидера. Требования к работнику в современной ситуации в России постоянно меняются, особенно это заметно на примере экономической сферы. Появляется необходимость постоянно обучаться или переучиваться, это требует быстроты мышления, психологической устойчивости от личности. Западная культура навязывает экономическую свободу, самостоятельность и независимость личности от остального общества, включая родителей. Всё выше сказанное делает весьма нужной персоной в обществе человека с лидерскими качествами. Напрашивается вывод: воспитание человека должно быть нацелено на формирование в нём индивидуальности, способного бороться с окружающим миром, взаимодействовать с ним, весьма важно уделять время вырабатыванию у личности предприимчивости и нестандартного мышления в стрессовых ситуациях.