Выжигание по дереву как правильно выжигать. Выжигание по дереву — старое новое искусство. Выжигание по дереву как хобби или бизнес-пошаговая инструкция

  1. Вспомни, что называют отделкой.
  2. Какие подготовительные технологические операции выполняют перед отделкой изделий?
  3. Какие техники отделки изделий тебе известны?

Выжигание – самый древний традиционный способ декорирования изделий из древесины и древесных материалов. Истоки искусства выжигания достигают тех далеких времен, когда человек сумел сделать из металла первые примитивные орудия и инструменты и заметил, что прикосновение раскаленного в огне металла может оставить на древесине заметный след в виде темного обугленного места: точки, пятна или линии. Техникой выжигания в древности украшали детали архитектуры, орудия труда, транспортные средства, бытовые изделия и т.п. (рис. 137).

Рис. 137. Изделия, украшенные выжиганием

Рис. 138. Орнаменты для выжигания: а – геометрические; б – растительные

Техника выжигания была несложной: орнамент наносили на поверхность раскаленным железным писаком (теперь для отделки используют электровыжигатели). Основными орнаментальными мотивами были разнообразные сочетания преимущественно прямых линий, из которых образовывались ромбы, квадраты, кресты, ломаные и волнистые линии (рис. 138, а). Впоследствии начали выжигать элементы растительного орнамента в виде деревьев, цветов, листьев и т. п. (рис. 138, б). В настоящее время широкое распространение получили две техники выжигания на древесных материалах – пирография и пиротипия.

Дословно слово «пирография» обозначает рисование огнем (в переводе с греч. языка пир – огонь, графо – писать, рисовать). В школьных мастерских выжигание рисунков техникой пирографии выполняют электрическим прибором для выжигания, который называется выжигателем (рис. 139). Он состоит из корпуса 1, соединительных проводов 2, нагревательного наконечника (пера) 4, закрепленного в пластмассовой ручке 3. Регулирование температуры наконечника осуществляют ручкой регулятора выжигателя 5. Перо выжигателя изготавливают из специального сплава, который при прохождении по нему электрического тока накаляется. В комплекте выжигателя должен быть набор переменных наконечников для выжигания широкого диапазона орнаментов и рисунков (рис. 140).

Рис. 139. Устройство выжигателя

Кроме проволочных выжигателей, при массовом производстве одинаковых изделий широко используют стержневые выжигатели (рис. 141, а). Они имеют набор переменных штампов (стержневых насадок, рис. 141, б), с помощью которых можно выжигать разнообразные орнаменты (рис. 141, в).

Рис. 140. Сменные нагревательные наконечники (перья)

Рис. 141. Стержневой выжигатель: а – общий вид; б – стержневые штампы; в – элементы выжженных орнаментов

Выжигать можно на любой сухой древесной поверхности. Однако для тренировки целесообразнее использовать древесину и древесные материалы из березы, осины, ольхи, тополя, липы и явора. Древесина этих пород имеет светлую однородную структуру, потому места выжигания быстро и равномерно обугливаются, а рисунок приобретает четкость и выразительность.

Прежде чем выжигать рисунок, поверхность изделия тщательным образом шлифуют. Затем на подготовленную поверхность переносят рисунок для выжигания. Наиболее распространенным является способ перенесения изображения с помощью копировальной бумаги. Для этого копировальную бумагу кладут на подготовленную поверхность блестящей стороной. Сверху размещают рисунок, прижимая его рукой или фиксируя с помощью кнопок (рис. 142). Лучше всего использовать для фиксирования кнопки с пластмассовыми ручками.

Рис. 142. Фиксирование рисунка с помощью кнопок

Для перенесения рисунка все линии аккуратно обводят карандашом или шариковой ручкой. Чтобы не портить оригинал рисунка, его следует отксерокопировать и для работы пользоваться ксерокопией. При отсутствии ксерокса рисунок с оригинала следует перенести на кальку, а потом – с помощью копировальной бумаги – на заготовку. Калька – это прозрачная бумага, которая накладывается на рисунок или другое графическое изображение для точного его копирования. Большое количество одинаковых изображений наносят на заготовку с помощью заранее подготовленных трафаретов. Выбранный для отделки изделия трафарет закрепляют на заготовке также с помощью кнопок. Потом остро заточенным карандашом аккуратно обводят контуры всех его элементов (рис. 143). При этом необходимо следить, чтобы перепонки трафарета не сломались.

Рис. 143. Размечание по трафарету: а – трафарет; б – изображение контуров на заготовке; в – выжженное изображение

Рис. 144. Рабочая поза при выжигании

Рис. 145. Держание ручки выжигателя с пером

Рабочая поза при выжигании должна быть удобной для работы, а руки – свободно расположенными на столе. Детали изделия кладут под наклоном к столу, чтобы рабочая поверхность была размещена под прямым углом к лучу зрения. Расстояние от поверхности выжигания до глаз должно составлять 30...35 см (рис. 144). При выжигании быстро устают глаза, поэтому каждые 10...15 мин следует делать небольшие перерывы.

Для выжигания прибор включают в электросеть. Выжигание начинают после нагревания пера до темно-красного цвета. Нагревание пера регулируют ручкой регулятора от положения М (меньше) к положению Б (больше). Ручку с нагретым пером берут в правую руку, как карандаш. При выжигании кривых линий и точек ручку выжигателя с пером держат перпендикулярно к поверхности выжигания, а при выжигании прямых линий – так, как карандаш при рисовании. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво и надежно лежать на столе (рис. 145). Для образования изображений применяют несколько способов выжигания (рис. 146).

Самым простым способом является выжигание точками (рис. 146, а). Точки образуются благодаря легким прикосновениям пера к заготовке. Необходимо следить за их размерами и расстоянием между ними. Если выжечь точки на близком расстоянии одна от другой, образуются линии, которыми обводят контуры рисунка. Для выжигания прямых линий используют также прием образования штрихов за счет медленных коротких движений пера по контуру рисунка (рис. 146, б).

Рис. 146. Способы выжигания: а – точками; б – линиями; в – комбинированный

Рисунок 146, в выполнен сочетанием первых двух способов выжигания. Такой способ называют комбинированным. Меняя перо на более толстое и тонкое, двигая его медленнее или быстрее, можно получить линии разной ширины и глубины. Изменяя наклон пера, можно добиться глубоко насыщенных (более темных) и едва заметных штрихов. Контурные линии могут иметь одинаковую толщину (рис. 147, а). Но более сложные и выразительные изображения образуют из линий, имеющих разную толщину (рис. 147, б).

Рис. 147. Контуры выжигания: а – линиями одинаковой толщины; б – линиями разной толщины

При выполнении сложного изображения с большим количеством мелких элементов, расположенных очень близко, нельзя выжигать одновременно штрихи рисунка, которые находятся рядом. Прежде чем выжечь новый штрих, следует дать остыть соседнему, чтобы не пережечь перепонку между ними. Если нужно затенить сравнительно большой участок, сначала выжигают контур, а затем рисунок внутри него выполняют широкой стороной пера. При обработке поверхности можно пользоваться разными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины, широкие горизонтальные линии, соединить разные приемы и т.п.

Слово «пиротипия» обозначает огненный оттиск (в переводе с греч. языка пир – огонь, типос – оттиск, отпечаток). Эта техника термического декорирования дает возможность украшать изделия из древесных материалов выразительными орнаментальными узорами. Для их создания используют специальные стержневые насадки (рис. 148). Используя стержневой выжигатель, выжженное изображение формируют с помощью штампования, то есть рисунок образуется сочетанием выжженных отпечатков одного или разных штампов (рис. 149).

Рис. 148. Стержневые насадки: а – штампы; б – накатки

Рис. 149. Образование изображения штампованием: а – разными штампами; б – накатками

Температуру нагревания рабочей части штампов и накаток определяют опытным путем на пробной дощечке. Для этого выжигатель со штампом ставят перпендикулярно к поверхности заготовки. Слегка прижимая и покачивая выжигатель, можно получить необходимую расцветку рисунка. Если штамп круглый, то делают выжигателем круговые движения. Для достижения приличного результата перед началом выжигания следует выполнить тренировочные упражнения на куске фанеры или древесины.

Способ пиротипии чаще всего используют при изготовлении большого количества одинаковых изделий. Сочетание пиротипии и пирографии дает возможность ускорить выполнение отделки изделий. Чаще всего пиротипией образуют пояса и рамки, а изображения в центре выполняют с помощью приемов пирографии (рис. 150).

Рис. 150. Сочетание пиротипии и пирографии

Закончив выжигание рисунка, украшенную поверхность тщательным образом зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Шлифование следует производить с помощью шлифка, очень осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить граней выступов. Пирографию также сочетают с обычным раскрашиванием (рис. 151). Раскрашивание подчеркивает выжженный рисунок, придает контурному изображению яркость и изысканность.

Рис. 151. Отделка изделий пирографией с раскрашиванием

Рис. 152. Рисунок, выжженный лазером

Рис. 153. Настольный лазерный аппарат

Развитие компьютерных технологий дает возможность использовать для отделки изделий выжиганием современные достижения техники. Самой известной является лазерная технология, при которой изображение образуется в результате выжигания тепловым лучом – лазером (рис. 152). Для выполнения работ небольших объемов с мелкими заготовками используют настольные лазерные аппараты (рис. 153). Они имеют относительно малые размеры, оборудованы небольшим рабочим столом для крепления заготовок (400х400 мм) и питаются от обычной электросети напряжением 220 В.

Лабораторно-практическая работа № 9. Тренировочные упражнения по выжиганию

Оборудование и материалы: подготовленный кусок фанеры, выжигатель, карандаш, линейка, циркуль, шлифовальная шкурка, шлифок, огнеупорная подставка.

Последовательность работы

  1. Разметь и выжги ряд одинаковых точек по прямой линии, по дуге, по кругу.
  2. Разметь и выжги прямые и волнистые линии, круг.
  3. Разметь и выжги круг. Выполни тонировку образованного круга с помощью точек.
  4. Выполни шлифование выжженной поверхности.

Практическая работа № 5. Отделка изделий выжиганием

Оборудование и материалы: заготовка из фанеры, шлифовальная шкурка, шлифок, рисунки для выжигания, копировальная бумага, карандаш, огнеупорная подставка.

Последовательность работы

  1. Выполни шлифование поверхности заготовки с помощью шлифовальной шкурки и шлифка.
  2. По заданию учителя, рисунку, разработанному самостоятельно или по аналогии к нижепредставленным изображениям (рис. 154), нанеси рисунок на поверхность заготовки.
  3. Выполни выжигание рисунка.
  4. Зачисти выжженную поверхность шлифовальной шкуркой.
  5. Проверь качество выполненной работы.

Рис. 154. Рисунки для выжигания

При работе выжигателем необходимо соблюдать следующие правила безопасного труда:

  1. Включать прибор в электросеть и приступать к работе можно только с разрешения учителя.
  2. Прежде чем начинать выжигание, следует положить под ноги резиновый коврик и подготовить все необходимое для работы.
  3. Нужно следить, чтобы перо выжигателя было нагрето до темно-красного цвета. При необходимости следует отрегулировать температуру прибора с помощью регулятора. Нельзя проверять степень нагревания пера пальцами рук на ощупь.
  4. Не следует низко наклоняться над местом выжигания. Берегите руки и одежду от касания пера!
  5. После 10...15 мин работы прибор необходимо выключать из электросети на 2...3 мин.
  6. Во время работы необходимо периодически проветривать помещение или работать под вентиляционной вытяжкой.
  7. Нельзя оставлять прибор включенным даже во время кратковременных перерывов.
  8. Разогретый наконечник выжигателя или штамп следует класть на огнеупорную подставку.
  9. Необходимо следить за степенью нагревания наконечника прибора и своевременно регулировать его температуру.
  10. После окончания работы выжигатель нужно выключить из электрической сети.

Новые термины

выжигатель, выжигание, комбинированное выжигание, лазер- ное выжигание, пирография, пиротипия.

Основные понятия

  • Выжигание – нанесение раскаленным предметом определенных линий, орнаментов и т. п.
  • Выжигатель – прибор, предназначенный для нанесения на поверхность заготовки из древесных материалов знаков, линий, фигур, орнаментов раскаленным наконечником.
  • Лазер – интенсивный узкий тепловой пучок света.
  • Наконечник (перо) выжигателя – деталь, предназначенная для нанесения рисунка на поверхность заготовки в результате ее нагревания.
  • Обугливание – покрытие поверхности заготовки слоем угля.
  • Регулятор выжигателя – элемент устройства, предназначенный для регулирования температуры нагревания пера.

Закрепление материала

  1. Какие виды отделки ты знаешь?
  2. Заготовки из каких пород древесины лучше использовать для выжигания? Объясни почему.
  3. Как регулируется степень накала пера выжигателя?
  4. Какие правила безопасности следует соблюдать при выжигании?
  5. Какие способы перенесения рисунка на заготовку тебе известны?
  6. Почему детали из древесины и фанеры зачищают шлифовальной шкуркой вдоль волокон?

Тестовые задания

1. Как правильно отшлифовать детали из древесины?

    А вдоль волокон
    Б поперек волокон
    В под углом 45°

2. Какими инструментами выполняют петриковскую роспись?

    А карандашами
    Б шариковыми ручками
    В кистями
    Г выжигателем

3. «Зернышко» – это

    А зерно пшеницы
    Б зерно кукурузы
    В элемент петриковской росписи
    Г выжженный элемент орнамента

4. Пирография – это

    А комбинированное выжигание
    Б выжигание линиями
    В выжигание штампами
    Г выжигание точками

5. Степень накала пера выжигателя регулируется

    А породой древесины
    Б соединительными проводами
    В ручкой регулятора
    Г пластмассовой ручкой пера

6. Пиротипия – это

    А выжигание точками
    Б выжигание черточками
    В выжигание линиями
    Г комбинированное выжигание
    Д выжигание штампом

Выжигание по дереву, оно же пирография, набирает все большую популярность среди людей всей групп и возрастов. И это понятно, ведь пирография не только увлекательное занятие, во время работы которого развивается фантазия и мастерство, но и прекрасный подарок родным и близким в стиле handmade. Выжигание по дереву доступно не только просвященным гуру в деле выжигания, но и для начинающих. Мы расскажем подробнее чуть ниже как выжигать правильно по дереву своими руками для начинающих.

Как правильно выбрать инструмент для выжигания новичков

Первым шагом в освоении искусства выжигания является приобретение выжигательного прибора, в идеале, если такой прибор будет подпитываться от электричества. Также необходимы небольшие дощечки или куски фанеры, выпиленные нужной формы. Их необязательно выпиливать самим, достаточно приобрести несколько вариантов в специализированных магазинах. Там же, кстати, продают и деревянные фигурки всевозможных размеров и форм, уже готовые дощечки в рамках, с нанесенными на них эскизами от самых элементарных до невероятно сложных изображений.

При выборе выжигательного аппарата, многие задаются вопросом, а можно ли выжигать по дереву паяльником? Наш ответ, конечно можно! Это самый простой способ выжигания узоров по дереву в домашних условиях, доступный каждому. Единственной сложностью в работе выжигания пальником является то, что нужно использовать паяльники разных диаметров. Но если вы решили приобрести специализированный аппарат по выжиганию по дереву, а не паяльник, помните, для начинающих выжигателей идеальным вариантом будет выжигатель в форме ручки, которым вы просто будете рисовать по шаблону. К такому инструменту обычно прилагаются скобочки и шпильки, которые ставятся в основание рукоятки выжигателя, они то и формируют различные по толщине и цвету линии узоров.

Выжигатель по дереву непосредственно перед работой должен быть нагрет по максимуму, об этом будет свидетельствовать наконечник, раскаленный до темно-красного цвета. Выполнение выжигания по дереву сводится к постоянному изменению наклона и накала, а иногда и размеров пера, что позволяет добиться различной глубины прожженной линии, а значит, и по цвету она будет отличаться. Оттенки разной по глубине линии колеблются от светлых коричневых до насыщенных темных коричневых.

Как выжигать по дереву для начинающих с описанием работы

Выбираем деревянную основу и эскизы для первых работ:
  • На первых порах лучше выбирать дощечки из мягкой, светлой, однородной древесины, которая обязательным образом шлифуется для идеально ровного и гладкого состояния. Такой древесиной богаты деревья березы, липы, ольхи, тополя. На таких заготовках легче выжигать и не нужно подстраиваться под структуру дереву. Обычно новички выжигатели используют фанеру, которая легче поддается обработке, доступный в продаже и достаточно бюджетный материал. После того, как вы набьете руку и научитесь работать с деревом, можно приступать к древесине с неоднородной структурой, которая поможет акцентировать внимание на некоторых деталях таких, как облака, вода, деревья или, например, полоски на шкуре зебры и тигра.
  • Рисунок для выжигания можно нарисовать от руки простым карандашом либо перенести его на дощечку при помощи копировальной бумаги. Минусом такого способа является то, что линии, прорисованные при помощи копировальной бумаги, расплываются при нагреве и трудно стереть при необходимости. Идеальным вариантом для переноса рисунков на доску является черная графитовая бумага для светлой древесины и белая графитовая бумага для нанесения рисунка на очень темное или заранее обожженное дерево. Кроме того, можно приклеить папиросную бумагу с узором на древесину и по ней выжечь изображение, при этом поверхность дощечки не запачкается, а бумага при нагревании будет плавиться. При помощи выжигательного аппарата можно выжечь различные картинки, надписи, узоры, логотипы.
  • Новичкам не следует выбирать на первых порах сложные по выполнению рисунки и узоры, сначала лучше набить руку на несложных изображениях средних по размеру, составленных из миниатюрного количества линий и штрихов. На фото ниже представлено несколько вариантов эскизов для начинающих выжигателей по дереву.

Предлагаем ознакомиться с тремя известными мировыми художниками-пирографистами, в совершенстве владеющими искусством выжигания по дереву.

Рассмотрим пирографию от Джули Бендер в цвете сепия

При помощи искусства выжигания по дереву Джули передает мельчайшие штрихи животных настолько нереально, что создается впечатление того, что вы утопаете в многообразии палитры тонов и полутонов. Каждая деталь из ее выжженных картин выполняется микроскопичной сверхтонкой штриховкой и игрой световых лучей. Для создания одной такой картины у нее уходит не один день, от мастера требуется не только талант, усидчивость и опыт нескольких лет, но и любовь к такому искусству, как пирография.

Сначала Джули в течение долго времени наблюдает за животными, впитывает каждую их черточку и тени на коже при движении, а потом, вдохновившись, делает наброски на тщательно отполированной деревянной доске из клена или плотной бумаги для акварели при помощи простого карандаша. Клен имеет кремовый оттенок и легкую зернистость, что позволяет придать будущей картине цвет сепии. Затем при помощи различных по размеру и форме наконечников выжигателя скрупулезно прорабатывает каждый блик света, каждая тень и штрих шерсти животного. На работу одной ее картины размером с тетрадный лист уходит иногда до нескольких месяцев работы! Вот, что значит любить свою работу и получать за нее заслуженное вознаграждение, стоимость одной ее огненной работы может достигать 4 тыс. долларов.

Изучаем красивое выжигание по дереву от LeRoc

Известный южноафриканский художник при помощи огня и подручных инструментов может выжечь портреты людей, животных, технику, деревья. В качестве основного инструмента использует паяльник, ранее излюбленным способом выжигания были пламя зажигалки, гвозди и плоскогубцы. Все свои работы пирограф посвящает ценителям природы и граффити, ведь они по его мнению являются составляющими друг друга.

Рассматриваем пирографию на досках для серфинга от Питера Уокера

Питер Уокер – известный австралийский пирограф, который выжигает свои работы на досках для серфинга. Полые доски из древесины вырезаются из быстрорастущих деревьев, каждая доска обрабатывается вручную, иногда к этому подключаются другие дизайнеры. Выжигание Питер выполняет при помощи лазерной технологии.

Видео по теме статьи

Предлагаем вашему вниманию несколько видео роликов, которые наглядно покажут, как научиться выжигать разнообразные картины и орнаменты в домашних условиях.

Выжигание по дереву на сегодняшний — очень распространенное мастерство. Им увлекаются не только дети, но и взрослые. И это не просто так, ведь во время данного занятия проявляется смекалка, фантазия и конечно же мастерство человека (ребенка). Речь сегодня пойдет о том, как выжигать по дереву для начинающих. Для тех кто не умеет выжигать, данная статья покажет и расскажет, как научиться.

Также многие при выборе выжигательного инструмента задаются вопросом: «Можно ли выжигать по дереву паяльником?» Ответ таков: самое главное, чтобы сам паяльник был мощным, тогда можно им выжигать. Но лучше конечно приобрести специальный аппарат, так как у него уже и мощность подходящая, да и в комплекте дополнительные насадки имеются. С их помощью выжигать будет еще проще.

Начинаем с портрета

Выжечь портрет не так-то и легко. Самое главное — это правильно и качественно перенести с фото рисунок на основу.

Как уже говорилось, для начала необходимо перенести портрет с фото или с натуры на древесину. Он должен быть похож на того, с кого вы решили написать портрет.

После чего начинаем сам процесс выжигания. Для данного портрета использовались все толстые насадки. В итоге вот что получилось:

Создаем ангела

В данном мастер-классе будет описан пошаговый процесс создания выжженной картины, которую назовем «Ангел».

Для работы требуется следующие инструменты и инвентарь:

  • Фанера или древесина;
  • Выжигательный аппарат;
  • Готовый нарисованный шаблон;
  • Бумага для копирования;
  • Дрель;
  • Пилка;
  • Лобзик;
  • Морилка;
  • Рамка;
  • Клей ПВА.

В первую очередь необходимо сделать шаблон. Ищем в Интернете подходящую картинку и распечатываем необходимого вам размера. Далее вырезаем или покупаем лист фанеры, которая в дальнейшем будет основой.

Распечатанный шаблон переносим на основу.

Затем необходимо выпилить нужные части. Для этого вначале используем дрель, с помощью нее делаем отверстия. В дальнейшем в них будем вставлять пилку и выпиливать. В первую очередь выпиливаем самые мелкие детали, постепенно переходим на более крупные. После чего берем выжигательный аппарат и по контору делаем штрихи.

Подложка под готовую работу покрывается морилкой. Цвет выбирается на ваше усмотрение. Склеиваем клеем ПВА готовые детали. Затем готовую картину вставляем в рамку и после этого наносим слой лака.

Вот и все картина «Ангел» полностью готова.

Легкий урок

  • Лист фанеры;
  • Аппарат для выжигания;
  • Эскиз (рисунок);
  • Бумага для копирования;
  • Простой черный карандаш;
  • Семечки от арбуза (тыквы);
  • Скотч;
  • Краски;
  • Кисточка;
  • Наждачная бумага.

Итак, приступим к процессу.

Для начала подготовим основу. Берем лист фанеры необходимого нам размера, зашкуриваем ее наждачной бумагой. Поверхность должна быть ровной и гладкой.

Рисунок выбираем в Интернете и распечатываем. После, при помощи копировальной бумаги переводим его на фанеру.

Совет! Для того чтобы копирка с рисунком не двигались, можно закрепить их кусочками скотча.

Переводим рисунок на основу. Вот что должно получиться. Обязательно проверьте, все ли линии про рисовались.


Вот мы и подошли с вами к самому процессу выжигания. Выжигательному аппарату даем нагреться, после чего выжигаем по нарисованному контуру.

После выжигания контура необходимо раскрасить рисунок. Делаем это аккуратно.

Работа практически готова. Осталось лишь при помощи клея и косточек сделать рамку. Убираем нашу с вами работу до полного высыхания.

Таким образом можно выжечь следующее:

  • Различные картины;
  • Логотипы;
  • Различные надписи;
  • Узоры.

И сделать все это можно и реально в домашних условиях. Ведь как такового специального дорогостоящего оборудования данное мастерство не требует.

Пышные цветы

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Прозрачный лак;
  • Кисточка;
  • Выжигательный аппарат;
  • Стирательная резинка;
  • Лист фанеры необходимого размера;
  • Копирка;
  • Наждачная бумага.

Как правильно выполнить выжигание?

Для начала выбираем и определяемся с рисунком. Распечатываем его на листе бумаги. Затем берем лист фанеры необходимого нам размера.

Прежде чем переводить рисунок на основу, необходимо ее выравнять. Как правильно это сделать? Для этого берем наждачную бумагу и зашкуриваем основу.

Юлия Пятница

Выжигание по дереву - старое новое искусство

Совсем недавно выжигание по дереву — пирография — обрело вторую жизнь. Возможно, это связано с появлением новых профессиональных приборов для работы. А может, люди стали уделять больше внимания изделиям, украшенным вручную. В любом случае, техника выжигания по дереву достаточно проста для того, чтобы ее мог освоить даже новичок!

Выжигание по дереву: материалы

Каждый мастер работы по дереву оказывается перед проблемой выбора древесины для фона. Руководствуйтесь несколькими параметрами, чтобы подобрать оптимальный вариант фоновой заготовки.

Цвет

Чем светлее ваш фон, тем лучше с ним будет контрастировать рисунок. При желании вы можете использовать и более темные сорта. Но при покрытии работы лаком изображение станет менее отчетливым.

Текстура

Многие мастера предпочитают работать над фоном с наименьшей текстурой. Гладкая поверхность без прожилок и выступов дает возможность с легкостью выполнить любой рисунок.

Но если вы проявите фантазию, и примените текстуру в своей работе — результат превзойдет все ваши ожидания. К примеру, можно использовать текстурные полосы как рябь на воде.

Твердость

Выжигание по дереву напрямую зависит от мощности используемого прибора. Чем мощнее прибор, тем более твердый фон вы сможете обработать.

И все же лучше отдавать предпочтение мягким сортам древесины, с которыми легко работать любым выжигателем.

Форма

Форму фоновой заготовки нужно подбирать в зависимости от того, что вы хотите сделать с работой в дальнейшем. Если заготовка будет висеть в рамке, выбирайте заготовки правильной геометрической формы. Такие можно найти среди строительных досок и ненужных частей старой мебели.

Иногда в специализированных магазинах появляются оригинальные спилы неправильной формы. Обрамляющая их кора может стать прекрасной рамкой.

Лучшие сорта для выжигания по дереву — это липа, бук, осина, кедр, вишня, кипарис и клен. У всех деревьев довольно светлая древесина, гладкий или мелкозернистый срез без прожилок.

Выжигание по дереву: инструменты

Главное приспособление мастера, работающего по дереву, — это специализированный пирографический прибор с карандашом-пером для выжигания. Существует 2 основных разновидности таких приборов:

  • карандаши с твердыми перьями;
  • карандаши с проволочными перьями.

Приборы с твердыми перьями, как правило, имеют постоянную температуру нагрева. Несмотря на то, что к ним прилагаются дополнительные перья, такие приборы лучше выполняют фоновое выжигание из-за ширины насадки.

Проволочные перья более удобны — благодаря тонкости и возможности регулирования температуры вы сможете выполнять разные виды работ: от тонких и незаметных до широких контрастных штрихов.

И твердые, и проволочные перья представлены 3 основными формами:

  • косое перо;
  • писчее перо;
  • перо для ретуши.

Косое перо имеет скошенную прямую поверхность. С его помощью прорисовывают тонкие четкие линии. Писчее перо закруглено на конце: им также удобно рисовать линии и слова, к примеру, писать стихи на дереве. В отличие от первых двух, перо для ретуши имеет плоскую широкую поверхность и предназначено для выжигания фона или широких элементов.

Техники выполнения

Выжигание по дереву не ограничивается одной техникой. Если вы познакомитесь хотя бы с несколькими качественными работами, то обнаружите, что каждая из них отличается использованием какого-то особенного художественного приема!

Ниже вы увидите список основных методов выжигания по дереву.

Стандартный

Это базовый метод, с которого начинается освоение пирографии новичками. На деревянную основу наносится рисунок при помощи графитового карандаша или копировальной бумаги. После этого мастер начинает выжигать изображение по контуру, придавая ему контрастность по отношению к фону.

Негативный

Негативный метод пирографии основан на выделении рисунка светлым цветом путем контрастного выжигания фона. Этот метод можно выполнить двумя техниками: путем добавления фона и добавления картинки.

При первом фон выжигается вокруг заготовленного рисунка. Второй метод предусматривает полное выжигание фона, после чего мастер вырезает на нем рисунок, образуя светлые участки.

Вы можете совместить эти техники, придав своему изделию дополнительный объем.

Предварительная резьба

Мастера пользуются таким методом, чтобы, как и в случае с негативным, рисунок стал рельефным. Для этого изображение вырезается на основе по ранее перенесенному эскизу и лишь потом прижигается в определенных местах.

Кроме этих методов существует также выжигание по дереву раскаленным металлом и солнечными лучами через призму. Но ввиду сложности выполнения мало кто пользуется такими техниками.

Мастер-класс для начинающих

Если вы впервые сталкиваетесь с выжиганием по дереву, попробуйте выполнить несложный рисунок. Для этого выберите простой трафарет в виде контура изображения без мелких деталей и сложных узоров.

  • Следует зачистить поверхность фоновой заготовки при помощи зашкуривания или лезвия.
  • Нанесите рисунок от руки при помощи графитного карандаша или перерисуйте готовый эскиз через копировальную бумагу.

  • Начните выжигать изображение по контуру. Если вы не сможете выполнить работу за один присест, готовый контур подскажет вам, где лучше выполнить ретуширование.
  • После контура займитесь отделкой фона — затемняйте его равномерно пером для ретуши или градиентно, используя разные виды перьев.
  • Дождитесь, пока рисунок остынет. После окончания работы смахните излишки и вытрите ластиком остатки карандаша.

Покройте готовое изделие прозрачным лаком, чтобы закрепить результат и замедлить процесс старения. После освоения базовых техник попробуйте выполнить выжигание по дереву более трудного рисунка, как в мастер-классе данного видео.

Во время работы над рисунком не забывайте о технике безопасности. Старайтесь работать ограниченное время во избежание перегрева прибора для выжигания. И не прикасайтесь к нагревательным элементам — это чревато получением ожогов.

Показать еще

Что можно сделать из ракушек? Оказывается, разных интересных идей – великое множество. Мастера рукоделия изготавливают даже целые панно и картины, а также украшения, вазы, подсвечники, букеты, декорируют морскими дарами предметы интерьера. Хотите попробовать – вам помогут наши мастер-классы.

Выжигание по дереву - это особый вид искусства. Мастера создают удивительной красоты рисунки – пейзажи, портреты, геометрические композиции. Все зависит от настроения, полета фантазии. Поверхность после выжигания рисунка покрывают специальным раствором. Рисунки можно оставлять в первоначальном виде либо раскрашивать.

Загородный дом – это уютное, комфортное жилье и прекрасное место для отдыха. Его внешний вид может многое рассказать о владельцах. Строительство деревянных домов ведется по разным технологиям, в разных стилях, и каждый выбирает свое. Двухэтажный особняк в классическом стиле принадлежит респектабельным людям, для которых приоритетно качество, а значит, надежность и долговечность. Дом в стиле шале наверняка построили люди, следящие за модой, но в то же время думающие об уюте. Это романтики, которым по душе отдохнуть в кресле-качалке у камина. В бревенчатом доме, украшенном резными ставнями или декоративными элементами с выжженными рисунками, наверняка живут люди творческие, с хорошо развитым художественным вкусом. Выжигание по дереву - это особый вид искусства. Мастера создают удивительной красоты рисунки – пейзажи, портреты, геометрические композиции. Все зависит от настроения, полета фантазии. Поверхность после выжигания рисунка покрывают специальным раствором. Рисунки можно оставлять в первоначальном виде либо раскрашивать.

Как научиться выжигать ? Сделать это несложно. Самый популярный способ – выжигание паяльником. На подготовленную поверхность простым карандашом наносится рисунок и выжигается паяльниками разного размера. Поверхность должна быть освобождена от сучков, смолы. Надо определиться и с породой дерева. Для выжигания лучше всего подходит мягкое дерево – липа, ольха, тополь. К тому же эта древесина светлая, имеет одинаковое строение. С помощью различных морилок, лаков можно придавать древесине те или иные оттенки. Выжигать можно также с помощью неэлектрического паяльника, который нагревается от плиты, спиц, гвоздей. Эти нехитрые инструменты позволят создавать интересные, оригинальные рисунки. Спицы – обычные, вязальные - имеют разный размер, что очень удобно. Их нагревают над конфоркой, держа плоскогубцами. Что касается гвоздей, то их можно подбирать по диаметру шляпок. Форму шляпок можно менять, например, вырезать треугольную или квадратную. Таким образом, можно создать большое количество штампов, что поможет в создании нужного рисунка. Конечно, при работе надо помнить о технике безопасности. Рабочее место надо оборудовать так, чтобы рядом не было легковоспламеняющихся предметов. Надо подготовить подложку, сделанную из жести. Подложкой может послужить и противень. Помещение должно хорошо проветриваться. Самый приемлемый вариант расположения рабочего места – на кухне возле распахнутого окна.

Как быстро освоить технику выжигания по дереву

Выжигание по дереву может быть выполнено с помощью горячих клише, кислоты, токарного станка, на открытом огне. Эти способы требуют помощи профессионала и предельной осторожности при работе. Более доступной для новичков техникой станет пирография – рисование на дереве инструментом, напоминающим обычную ручку.

Порядок действий.

Выберите дощечку, на которой будете выжигать. Поверхность дерева должна быть ровной, гладкой, с равномерной окраской. Если вы только начинаете знакомство с этой декоративной техникой, попробуйте свои силы на фанере – она дешевле, но по качеству подходит для тренировок.

Подготовьте основу. Если есть возможность, отциклюйте древесину. Зачистите ее мелкой шкуркой и покройте лаком для дерева.

Нарисуйте эскиз узора или сюжета, который будете выжигать, на бумаге. Он должен быть достаточно простым, без мелких деталей. Несмотря на то, что готовые дощечки иногда дополнительно расписывают красками, смысл картинки должен угадываться и по контуру, который будет выжжен. Готовые рисунки можно найти в наборах для выжигания, обучающих пособиях и на сайтах, посвященных этой технике.

С помощью копировальной бумаги переведите силуэт на дощечку. Разогрейте электровыжигатель настолько, чтобы его штифт стал бордовым. Возьмите ручку инструмента как карандаш. Наносите рисунок, начиная с внешних контуров. Прямые линии проводите быстрыми легкими движениями без нажима. Чтобы увеличить толщину штриха, уменьшите скорость движения инструмента. Когда нужно поставить точки или кривые линии, держите выжигатель перпендикулярно поверхности доски.

Не проводите сразу несколько линий рядом. Дерево сильно нагреется, и промежутки между штрихами могут прожечься. Завершив один элемент рисунка, займитесь отдаленной частью доски, чтобы эта успела остыть.

Цвет линий на рисунке можно изменять. Он будет становиться темнее по мере нагревания выжигателя. Форму штрихов меняйте, экспериментируя с наклоном ручки и нажимом на нее. Также можно приобрести выжигатель со сменными фигурными перьями.

Готовый рисунок снова обработайте мелкой наждачной бумагой. Затем его можно раскрасить либо сразу покрыть глянцевым или матовым лаком.

Запомните!

Чтобы не допустить перенагревания выжигателя, отключайте его каждые 3-5 минут.

Напоследок

Во время работы следите за тем, чтобы ваши волосы или одежда не попали под штифт инструмента.


Советы

Роспись выжженных картин

Поверхность древесины с выжженным рисунком может быть оставлена в ее натуральном виде, но можно произвести роспись (раскрашивание) акварельными или масляными красками.

Роспись, как своеобразный декоративный прием, значительно дополняет выжженный рисунок, делает его нарядным и приятным для глаза. Теплота тона древесины и коричневый выжиг рисунка, сочетаясь с хорошо подобранным цветом, сообщают рисунку особый художественный смысл, раскрывая новые декоративные возможности дерева.

Для росписи необходимо как можно лучше подготовить древесину. Прежде всего поверхность доски тщательно зачищают стеклянной бумагой, чтобы избежать царапин, которые при увлажнении становятся особенно заметными. Окончательную зачистку следует проводить мелкозернистой стеклянной бумагой только вдоль волокон древесины. После этого поверхность доски травят раствором квасцов, что дает возможность накладывать краску ровным слоем, без пятен.

При декоративной росписи нужно пользоваться только тонкотертыми высокого качества красителями, иметь достаточный набор мягких круглых и плоских кистей, несколько стеклянных и металлических блюдец. В продаже акварельные краски могут быть сухими, прессованными, помещенными в специальные коробки, или в полужидком виде в тюбиках. Масляные краски так же, как и полужидкие акварельные, находятся в тубах.

Техника работы акварелью.Для разведения красителя на блюдце из тюбика выдавливают небольшое количество краски или намоченной кистью набирают краску с сухой плитки и разбавляют краситель водой с таким расчетом, чтобы растворившаяся в воде краска после наложения на поверхность древесины была прозрачной.

Что может помешать?

Цвет, блеск, структура поверхности очень важны при художественной обработке древесины.
Цвет древесины - основное средство декоративной выразительности, и свойство, ПО которому одну древесину отличают от другой. Красящие, смолистые, дубильные вещества придают древесине цвет. Опытные резчики определяют цвет древесины на глаз.
Причины разного цвета древесины. Одной из причин являются условия роста дерева. Бледно окрашенные породы растут в умеренном климате; ярко окрашенные - в южном и тропическом климате.

Древесина даже одной породы имеет различные оттенки в разных климатических условиях" Свет, воздух, условия хранения также оказывают влияние на цвет древесины. Древесина имеет сероватый оттенок, если ее покрыть лаком. Требуемые оттенки древесины можно получить В зависимости от условий хранения. Темно-коричневый или даже черный цвет имеет древесина дуба, долгое время пролежавшая в воде. Заболевание древесины также влияет на цвет и изменяет его до неузнаваемости. Если древесину подвергнуть специальной обработке - окрасить, протравить, пропарить - можно также изменить ее цвет.

Блеск древесины - способность отражать световой поток, определяется: плотностью тканей, сердцевинными лучами, типом разреза Продольный разрез отражает свет, поперечный рассеивает.

Степени отражения - глянцевая поверхность отражает падающий на них световой поток. Глянцевые поверхности очень трудно получить. Матовая поверхность - рассеивает световой поток, имеет равномерно расположенные неровности.

Обработанная поверхность древесины до покрытия ее лаковой пленкой обладает невыраженным блеском. В зависимости от толщины и качества лаковая пленка обладает широким диапазоном отражающих свойств: от матовых с равномерным шелковистым блеском до глянцевых с зеркальным блеском.

Необработанная древесина осины, липы имеет матовую поверхность. Древесина белой акации, дуба, клена имеет выраженные сердцевинные лучи, которы; имеют особый блеск" Блеск выражен сильнее, если сердцевинные лучи крупные и расположены близко друг к другу" При разработке композиции художественного изделия учитываются световые переливы. У одних пород переливы проявляются на радиальном разрезе, у других на тангенциальном, у третьих на всех разрезах.

Влажность - отношение массы всем влаги в древесине к массе абсолютно сухой древесины:

мокрая древесина - влажность свыше 100%, долгое время находившаяся в воде;
свежесрубленная - влажность от 50%до 100%;
воздушно-сухая - влажность 15-20%, долгое время хранившаяся на воздухе;
комнатно-сухая - влажность 8-12%;
абсолютно сухая - влажность может увеличиваться или уменьшаться.

Причина коробления древесины - неравномерность распределения влажности в толще древесины. При работе лобзиком учитывается тот факт, что более влажный материал пилится легче, но качество страдает. Высокого качества можно достигнуть, работая с сухим материалом.

Усушка - уменьшение объема древесины при испарении влаги. Неравномерная усушка приводит к короблению и растрескиванию древесины. Эти же явления наблюдаются при разбухании древесины. Готовое изделие предохраняют от влаги, а для художественных работ лобзиком применяют выдержанную и высушенную древесину.

Прочность - сопротивление древесины разрушению при механических нагрузках. Прочность древесины зависит от направления волокон. Древесина с Продольным расположением волокон стойка на изгиб, менее стойка на скалывание.
Правила работ: тонкие и узкие детали изделия, склонные к излому, должны иметь продольное расположение волокон, а детали с опасностью скалывания следует выполнять под некоторым наклоном (углом) к волокнам, чтобы увеличить площадь скалывания.

Твердость - сопротивление древесины к проникновению в нее твердых тел. Для работы лобзиком это важное свойство, зависящее от влажности, породы древесины, плоскости разреза. Наибольшей твердостью обладают древесные породы с поперечным разрезом, наименьшей радиальной распиловки.

Текстура. Красота текстуры зависит от пороков древесины. Чаще всего пороки расположены в комлевой части древесины, они влияют на текстуру, цвет. Текстурный рисунок орехового дерева карельской -березы, груши, березы является самым ценным и зависит от плоскости разреза. Наилучшим является тангенциальный разрез. Благоприятно влияют на текстуру следующие пороки: пятнистость и мраморная гниль, ложное ядро, кривослой, завиток, свилеватость, внутренняя заболонь.


Характеристики

Пирограф - прибор для выжигания

Во второй половине XX века, благодаря изобретению электрического пирографа - прибора для выжигания (горячей гравировки) - пирография получила развитие как самостоятельная техника не только в ДПИ, но и в художественной графике. В то же время, пирография по дереву является одним из самых популярных (наряду с вышиванием и лепкой) видов детского и самодеятельного творчества во многих странах мира.

Кроме того, существует Новосибирская тоновая пирография, при работе в этой технике, вместо раскаленной иглы, используется специальный прибор, изобретенный учеными новосибирского академгородка. Этот прибор представляет собой духовую горелку, которая позволяла выжигать огнём, как кистью.

Также пирографию можно выполнять с помощью собирающей линзы. Это делается в солнечную погоду. В качестве обрабатываемой поверхности берётся деревянная доска, фанера, пластмасса или другой подобный материал. Для выжигания линза располагается таким образом, чтобы солнечные лучи сфокусировались на обрабатываемой поверхности. Затем линзу передвигают так, чтобы яркое пятно перемещалось по поверхности, оставляя линии. Необходимый размер линзы зависит от облачности и высоты нахождения Солнца над горизонтом - чем больше линза, тем сильнее она выжигает. Обычно годится линза диаметром от 5 сантиметров. Но слишком большая неудобна, потому что может привести к возгоранию поверхности

Выжигание по дереву и его особенности

Техника выжигания по дереву - несложное и увлекательное занятие среди художественных ремёсел, которое тесно связано с традициями русского народного творчества. В настоещее время существует несколько способов выжигания: пирография (горячее рисование), пиротипия (горячее печатание), выжигание в горячем песке или на огне, увеличительным стеклом на солнце, выжигание кислотой и трением на токарном станке.

Лучше всего подходит для выжигания липа, ольха, тополь или каштан. У них светлая и однородная структура древесины. Она должна быть сухой и без сучков. Обязательно отциклюйте и зачистите наждачкой поверхность перед выжиганием; потом отшлифуйте порошком мела с водой; затем древесину покройте мебельным лаком и ещё раз отшлифуйте. Это удалит все ворсинки и заусенцы с поверхности.

Чтобы избежать загрязнения поверхности во время работы, необходимо наклеить лист прозрачной бумаги с рисунком на подготовленную дощечку. Теперь можно начать работу. Бумага будет сниматься по мере того, как будет выжигаться рисунок. (Вот так загрязнения удалятся вместе с бумагой). Рука, держащая выжигательный инструмент, должна опираться на стол.

Закончив работу по выжиганию, необходимо тщательно и осторожно зачистить мелкой наждачкой всю поверхность.

Готовый рисунок можно расписать красками (акварельными, акриловыми или масляными) - это прекрасный декоративный приём, который замечательно дополнит выжженный рисунок, сделает его ещё более нарядным и ярким.

Для придания матового шелковистого блеска и для сохранности натурального цвета дерева используют восковую отделку, т.н. вощение.

Также можно выжигать на таком мягком материале, как кожа.


Своими руками

Если говорить о технике выжигания, как искусстве, то оно очень древнее, а первые поделки выжигание найдены в Перу. Раньше люди не знали, как работать с аппаратом для выжигания на дереве, поэтому использовали обычные кусочки металлической проволоки, раскаленные на огне. Соответственно, рисунки выжигание в древности были очень простыми и даже схематичными, тогда как сейчас можно увидеть настоящие произведения искусства, портреты выжигание, которые порой сложно отличить от фотографии.

Какой прибор для выжигания лучше купить?

Выбирайте такой, у которого есть несколько сменных насадок. Также важна регулировка температуры накала насадки. Простые поделки выжигание выполнятся при любом накале сердечника, тогда как чтобы изобразить что-то посложнее, - портреты людей в технике выжигания, или пейзажи, вам потребуется средняя температура накала наконечника, или же совсем минимальная, так как работать придется медленно и аккуратно.

Можно купить прибор для выжигания любой марки и сменить его ручку, а насадки также сделать своими руками из нихромовой проволоки. Тогда их можно будет менять. Но это что касается узких выжигателей, более стандартных. Для выжигания на дереве широких полос удобно работать, к примеру, с прибором «Стейер», или Стайер (Stayer), который на вид очень похож на паяльник. Насадки у такого выжигателя сменные.

На каком дереве лучше всего выжигать?

Главное правило для всей древесины для выжигания: однородная текстура. Можно использовать грушу, березу, осину, липу или ольху. Не стоит выжигать на таком дереве, как ясень или дуб.

Как правильно выжигать на дереве?

Перед началом выжигания деревянная поверхность должна быть хорошо отшлифована. Начните с нанесения эскиза простым карандашом. Если с рисованием не сложилось, то просто перенесите любой понравившийся рисунок через копирку. После этого включаем прибор для выжигания и проходимся по внешнему контуру будущего рисунка. При нанесении рисунка с помощью выжигателя следите за уровнем нажима, потому что при слишком большом усилии есть риск пережечь дерево и таким образом испортить его.

Когда основной контур очерчен, можно переходить к затемнению фона. Смените насадку выжигателя на более широкую и наносите параллельные друг другу штрихи. Затемнять узор нужно плавно, чтобы не переусердствовать. Соблюдайте градации от темного к светлому.

Что еще вам нужно запомнить, приступая к выжиганию, так это способы нанесения узоров. В первом случае более темный рисунок оказывается на светлом фоне, а во втором на темном фоне проступает светлый узор. Выжигание, или как его еще называют пирография – очень красивый вид рукоделия. Выжиганием можно украшать любые поделки из дерева: заколки, расчески, деревянные ложки, мебель, рамочки для фотографий и картин, шкатулки и многое другое.

Цены / Заказать

Прибор для выжигания *QIDDYCOME*
Оригинальный игровой набор для творчества «Прибор для выжигания» позволяет детям создавать на поверхности из дерева удивительные рисунки и даже настоящие гравюры. Также прибор можно использовать для пайки и как горячий нож для пластмасс.

В набор входят: насадка-паяльник, 4 творческие насадки, насадка-нож для резания пластика.

Игровой набор для творчества «Прибор для выжигания» может стать увлекательным вариантом досуга для Вашего ребенка. Рекомендуется для детей от 12 лет.
630 руб

Фирмы

Канцтовары в Тольятти и Самаре в компании ОфисКом

Наша компания представлена на рынке канцтоваров Тольятти уже в течении 10 лет. В 2009 году мы расширили бизнес и теперь известны, как оптово-розничная компания "ОфисКом". Фирма занимается комплексным снабжением организаций любых сфер деятельности всем необходимым для бесперебойной работы современных офисов, а также оптовой и розничной торговлей канцтоварами и товарами для офиса.

Широкий выбор канцелярских товаров для школы и офиса

Основные товарные группы и услуги, предлагаемые нами:

Форматная бумага для офисной техники

Бумага оптом, услуги по нарезке картона, ватмана, бумаги по размерам клиента. Мы предлагаем хороший ассортимент бумажной продукции. «ОфисКом» поставляет бумагу различного формата и назначения ведущих отечественных и зарубежных производителей.

Канцелярские товары для школы и офиса

Предлагаем большой ассортимент продукции известных производителей канцелярских товаров. Всегда актуальная канцелярия для офиса по доступным ценам.

Чековая лента и термоэтикетка

Всегда в наличие большой выбор чековых лент для платёжных терминалов, банкоматов и ККМ любых намоток и размеров. Лента может быть чистой или с нанесением. Любые партии со склада или под заказ. Принимает заказы на изготовление различных видов лент нестандартных размеров. Продажа кассовой ленты оптом и в розницу в Самаре и Тольятти - одно из наших основных направлений.

Кроме этого, мы предлагаем нашим клиентам рулоны для плоттеров, техническую и перфорированную бумагу, бытовую химию, расходные материалы для оргтехники, офисную мебель, различные хозяйственные товары, продукты питания, упаковку.

Преимущества работы с нашим магазином канцтоваров

С момента создания фирмы не раз изменялась экономическая ситуация в стране. Менялись потребности и запросы клиентов на рынке канцелярских товаров. Многие магазины канцтоваров меняли свою ценовую политику. Но наш подход к ведению бизнеса оставался всегда неизменным.

Мы отслеживаем ситуацию на рынке канцтоваров Самары и Тольятти и стремимся к тому, чтобы наши цены отражали реальную ситуацию. По многим основным товарным позициям мы работаем напрямую. Например, с производителями бумаги. Это позволяет отказаться от дополнительных наценок и предлагать клиентам привлекательные цены.

Штампованную формулировку «У нас самые низкие цены» не используем принципиально. Мы говорим, что они одни из лучших в регионе с точки зрения соотношения цена-качество.

Основные аспекты работы нашей компании:

разумное ценообразование и гибкая ценовая политика;
комплексное обслуживание;
наличие собственных складских запасов;
собственная логистическая служба;
грамотные специалисты, квалифицированные консультации;
необходимый ассортимент, высокое качество продукции;
интернет-магазин канцтоваров – возможность купить канцтовары в Тольятти и Самаре онлайн.
интернет-магазин бумаги – возможность заказать канцтовары Тольятти онлайн.http://ofiskom.com/