Варианты подвески вооружения самолета харриер. Британский палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлета и посадки Sea Harrier FA Mk.2. Двигатель и сопутствующие агрегаты

Rajat Pandit "Indian Navy bids farewell to spectacular Sea Harrier jump jets after 33 years", военно-морские силы Индии сняли с вооружения своей морской авиации британские палубные истребители короткого/вертикального взлета и посадки BAE Systems Sea Harrier после 33 лет эксплуатации. 11 остававшихся на вооружении 300-й эскадрильи "White Tigers" авиации ВМС Индии самолетов Sea Harrier в настоящее время законсервированы на морской авиабазе Ганза в Гоа и теперь предполагаются главным образом для раздачи по музеям.

Истребитель BAE Systems Sea Harrier FRS.51 (бортовой номер IN623, модернизирован по программе LUSH) из состава 300-й эскадрильи морской авиации ВМС Индии в период активной службы. Ганза (Гоа), 2013 год (с) www.zone5aviation.com

Снятие с вооружения самолетов Sea Harrier вызвано предстоящим в самое ближайшее время выводом из состава ВМС Индии авианосца R 22 Viraat (бывший британский Hermes, приобретенный из состава Королевского флота в 1986 году), с которого использовались эти истребители. 6 марта 2016 года с борта Viraat , вернувшегося в Мумбай из своего последнего похода для участия в военно-морском параде в Вишакхапатнаме, были выгружены шесть находившихся на авианосце самолетов S ea Harrier, после чего началась подготовка корабля к окончательному списанию, заплланированному на июнь.

300-я эскадрилья должна ближайшее время начать перевооружение на получаемые из России корабельные истребители МиГ-29К/КУБ с трамплинным взлетом и горизонтальной посадкой. Ожидается, что эскадрилья достигнет статуса оперативной готовности на МиГ-29К/КУБ в 2018-2019 годах, когда в строй ВМС ИНдии должен быть введен строящийся новый авианосец Vikrant.

Cейчас истребителями МиГ-29К/КУБ (которых всего Индией по двум контрактам было заказано 45 самолетов, передача последних шести из которых ожидается в 2016 году) вооружена 303-я эскадрилья "Black Panthers" авиации ВМС Индии, также дислоцированная на Ганза. Данная эскадрилья использует для базирования авианосец R 33 Vikramaditya (перестроенный бывший российский тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Горшков" ).

Всего авиация ВМС Индии с 1983 по 1990 годы получила 27 истребителей Sea Harrier новой постройки британского объединения British Aerospace (ныне BAE Systems) - 23 одноместных Sea Harrier FRS.51 (индийские номера с IN601 по IN623) и четыре двухместных Sea Harrier T.60 (с IN651 по IN654). В 2002 году из наличия британских ВВС были также получены три "сухопутные" "спарки" Harrier Т.4, из которых две были введены в строй (как IN655 и IN656), а одна использована на запчасти. В 2006-2010 годах несколько одноместных самолетов Sea Harrier FRS.51 были модернизированы по программе LUSH с оснащением израильской бортовой РЛС Elta EL/M-2032.

В авиации ВМС Индии самолеты Sea Harrier, помимо 300-й эскадрильи, использовала также учебно-боевая 551-я эскадрилья на Ганза. В процессе эксплуатации индийцами было потеряно 17 самолетов Sea Harrier, при этом погибло семь летчиков. Истребитель с номером IN621 был использован на запчасти и в 2005 году был передан в музей индийской морской авиации в Гоа.

В авиации ВМС Великобритании самолеты Sea Harrier были сняты с вооружения в 2006 году.

Harrier – это несколько поколений британских боевых самолетов с вертикальными взлетом и посадкой. Совершив первый полет в 1960 году, он на протяжении многих лет стоял на вооружении Королевских ВВС, морской пехоты США, ВВС Таиланда и Испании. Все это время боевая машина постоянно эволюционировала, сохраняя уже испытанные решения и впитывая технические новинки.

Многоцелевой штурмовик и разведчик с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.1

Harrier GR. Mk.1 – первый в мировой авиации серийный боевой самолет, способный совершать укороченный или вертикальный взлет/посадку. Созданию Harrier предшествовали длительные испытания СВВП Р-1127 «Кестрел», созданного компанией Hawker Siddeley Aviation Limited (сегодня British Aerospace). Опытный образец 24 ноября 1960 года совершил первый полет. В 1967 году было начато серийное производство Harrier. Спустя два года сформировали первую боевую эскадрилью, состоящую из 12 машин и вошедшую в состав британских ВВС.

Harrier GR.1 предназначался для поддержки наземных войск. В связи с этим он должен был обладать высокой маневренностью и действовать в любых климатических условиях на малых высотах (до 3050 м). Максимальная эксплуатационная высота – 13700 м. Расчетная скорость пикирования – М=1,2. Планер самолета Харриер рассчитан на перегрузку до 11,7д. В конструкции использованы сплавы алюминия, магния и титана, а также высокопрочные композитные материалы и сталь.

Фюзеляж штурмовика и разведчика «Хариера» выполнен, как клепаная непрерывная конструкция, имеющая два технологических разъемами. В носовой части размещена кабина пилота. Ее задняя граница проходит по наклонной перегородке служащей для монтажа катапультируемого кресла. Двигатель и агрегаты размещаются в центральной секции фюзеляжа. В передней его части по бокам симметрично размещено по два топливных бака (емкость по 232 л). Над отсеком основной стойки шасси укреплен еще один 473-литровый бак. Между соплами двигателя имеется два 177-литровых центральных бака. Кессонная часть крыла – две емкости для топлива по 785 л. Под крыло, при необходимости, могут подвешиваться сбрасываемые баки емкостью 455 л, и 1500 л для дальних перегоночных полетов.

Турбореактивный двигатель Rolls-Royce Bristol Pegasus 101 крепится в четырех точках к силовым шпангоутам центральной секции фюзеляжа. Сопла поворачиваются при помощи пневмомотора от горизонтального положения на 98,5 градусов, изменяя положение вектора тяги до взлетного (90 градусов) и далее - до тормозящего. Положение в пространстве изменяется с помощью двигателя следующим образом. От компрессора отходят четыре воздухопровода - в хвост и нос, а также на консоли крыла, где размещены сопла управления по крену. В хвостовой балке имеется три сопла: одно (совместно с носовым) служит для управления по тангажу, два сопла - для управления по каналу. Включение системы реактивного управления происходит, когда при выполнении вертикальном взлете и посадке или в режиме полета на малой скорости сопла двигателя переводят на 20 или более градусов от горизонтального положения.

В центральной секции фюзеляжа размещаются задняя и носовая стойки шасси. Управление передней стойкой шасси осуществляется двумя гидроцилиндрами, которые обеспечивают поворот на 45 градусов. Отсек оборудования расположен в задней части фюзеляжа.

Киль и горизонтальное цельноповоротное оперение имеют обычную конструкцию выполненную из алюминиевых сплавов. Руль выполнен с сотовым заполнителем. В нижней части хвоста имеется воздушный тормоз, выдвигаемый на угол до 66 градусов в полете.

Крыло на самолете Harrier выполнено неразрезным, к фюзеляжу крепится в шести точках. Конструкция – кессонная с двумя нижними и тремя верхними фрезерованными панелями. Крыло в четырех местах имеет узлы для крепления пилонов для боевой нагрузки. На внутренних пилонах могут подвешиваться топливные баки. Под крылом могут подвешиваться контейнеры пушек "Аден" калибра 30 мм с боезапасом 130 снарядов (вес по 205 кг). Общая боевая нагрузка может достигать 3,1 тонны.

Позднее выпустили модификацию Harrier GR. Mk.1А оснащенную двигателем Rolls-Royce Bristol Pegasus Mk 102 большей мощности. Дальнейшее развитие «Хариера» пошло по пути разработки многоцелевого ударного истребителя с вертикальным взлетом/посадкой. Первой модификацией стал Harrier GR. Mk.3.


Принят на вооружение – 1969 год;
Размах крыла – 7,7 м;
Площадь крыла – 18,68 м2;
Высота – 3,43 м;
Длина – 13,87 м;
Масса пустого самолета – 5530 кг;
Максимальная взлетная масса - 11340 кг;
Топливо во внутренних баках – 2865 кг;
Топливо в ПТБ – 2x1500 кг;
Тип двигателя – 1 ТРДД Pegasus Mk. 101;
Тяга двигателя – 1х8610 кгс;
Максимальная скорость– 1360 км/ч (на высоте);
Максимальная крейсерская скорость – 1185 км/ч;
Практическая дальность – 3700 км;
Боевой радиус действия – 1200 км;
Практический потолок – 15000 м;
Экипаж – 1 человек;
Вооружение:
Боевая нагрузка - 2270 кг;
5 узлов подвески: 2 контейнера с пушками Aden калибра 30 мм, 2 управляемых ракеты AIM-9D Sidewinder класса «воздух-воздух», 2 управляемых ракеты AS.37 Martel класса «воздух-земля», или 8 225-килограммовых или 5 450-килограммовых бомбы, или 2 зажигательные бомбы, или 8 12.7-килограммовых практических бомб, или 4 бомбовые кассеты, или 4 пусковых установки Type 155 SNEB НУР или 6 пусковых установки 19x68-мм НУР или 1 контейнер с разведывательной аппаратурой.

Многоцелевой истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.3

Многоцелевой истребитель ВВП GR.Mk-З от базовой модификации Harrier GR.Mk-1 отличается модернизированным двигателем Rolls Royce «Пегас» 103. Взлетная тяга составляла 9753 кг. Фюзеляж значительных изменений не претерпел. Во время эксплуатации стало понятно, что с полной боевой нагрузкой при вертикальном взлете самолет потребляет слишком много топлива - что, впрочем, общая особенность всех «Харриеров» имеющих вертикальный или укороченный взлет/посадку. В тандартное оборудование GR.Mk-З входят система дозаправки в воздухе, лазерный дальномер и индикатор на лобовом стекле.

Особенности машины: две 30-миллиметровых пушки «Аден», устанавливаемые под фюзеляжем; устройство аэродинамического торможения; возможность подвески под крылом реактивных снарядов «Матра».

В основе радиоэлектронного оборудования самолетов Harrier GR.1 и GR.3 лежит прицельно-навигационная инерциальная система FE541 от «Ферранти». Данная система обеспечивает автономный выход к цели, прицеливание, пуск ракет, бомбометание и стрельбу из пушек. Также, самолеты оснащаются УКВ и KB радиостанциями, аппаратурой радиолокационного опознавания и ближней навигации «ТАКАН».

Стрелково-пушечное вооружение многоцелевого истребителя состояло из двух съемных пушек Aden калибра 30 мм. Под фюзеляжем и внутри него размещалось 1821 кг вооружения. Боевая нагрузка внешних точек подвески – 2x454 кг. Управляемые ракеты - ракеты 2 x AIM-9 класса «воздух-воздух». В блоках LAU 10 - 16 (4x4) неуправляемых ракет калибра 127 мм, в блоках LAU 68 – 28 (4x7) ракет «Гидра» калибра 70 мм, в блоках LAU 69 – 76 (4x19) ракет «Гидра». Самолет мог нести фугасные свободнопадающие бомбы Mk.81 (5x119 кг) или Mk.82 (5x227 кг) или Mk.83 (2x460 кг), зажигательные бомбы – Mk.77 (5x340 кг) а также 4 кассетные бомбы Mk.20 или 2 – CBU-24.

С 1970 года самолетами Harrier GR.3 были укомплектованы три эскадрильи в ФРГ и одна в Великобритании. Последним боевым подразделением, эксплуатировавшим GR.Mk-3, стало дислоцированное в Белизе оперативное подразделение переоснащения. Отслужив почти 20 лет, эти данные машины были заменены новыми модификациями GR.Mk-5 и Мк-7.

Тактико-технические характеристики:
Принят на вооружение – 1970 год;
Размах крыла – 7,7 м;
Площадь крыла – 18,68 м2;
Высота самолета – 3,45 м;
Длина самолета – 13,87 м;
Максимальная взлетная масса – 11430 кг;
Масса пустого самолета – 6140 кг;
Боевая нагрузка при взлете с коротким разбегом – 3600 кг;
Боевая нагрузка при вертикальном взлете – 2300 кг;
Масса внутреннего топлива – 2295 кг;
Масса топлива в ПТБ – 2400 кг;
Тип двигателя – ТРДД Pegasus Mk. 103 (тяга 8750 кгс);
Максимальная скорость – 1350 км/ч (на высоте);
Максимальная скорость – 1180 км/ч (у земли);
Практическая дальность – 3425 км;
Практический потолок – 15200 м;
Боевой радиус – 520 км;
Экипаж – 1 человек.

Многоцелевой истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.5

С июля 1987 г. на вооружение ВВС Великобритании начали поступать тактические истребители с коротким или вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.5. От предшественника – Harrier GR.3 он отличается способностью нести большую боевую нагрузку и увеличенным радиусом действия.

Истребитель GR.5 предназначен для ведения воздушной разведки и оказания непосредственной авиаподдержки сухопутным войскам.

Harrier GR.5 конструктивно представляет собой свободнонесущий моноплан со стреловидным высокорасположенным крылом, шасси велосипедной схемы и однокилевым хвостовым оперением. Особенностью данного самолета считается широкое использование композиционных материалов в конструкции. Их доля составляет 26,3%. Неразборное крыло имеет по сравнению с крылом Harrier GR.3 более толстый суперкритический профиль. Размах крыла увеличен на 20%, площадь – на 14,5%. По передней кромке стреловидность крыла уменьшена на 10%. В основном для изготовления крыла использованы композиционные материалы. Для передних и задних кромок крыла и законцовок применен алюминиевый сплав. По мнению британских специалистов, увеличение площади закрылков и крыла, применение зависающих элеронов, который отклоняются в зависимости от положения сопел двигателя на определенный угол, улучшили характеристики Harrier GR.5 при использовании самолета с коротким взлетом.

При этом внесенные в конструкцию крыла новшества привели к увеличению лобового сопротивления, что стало главной причиной уменьшения максимальной скорости на 80 км/ч. Полагают, что данное уменьшение скорости можно ликвидировать благодаря незначительным изменениям в сопряжении фюзеляжа и крыла, а также конструкции воздухозаборников. Фюзеляж в сравнении с «Харриер-GR.З» несколько длиннее. Носовая часть фюзеляжа изготовлен главным образом из композиционного материала (графито-эпоксидного), хвостовая и центральная из алюминиевого сплава. Титана использован при изготовлении двух подфюзеляжных теплозащитных экранов и небольшой панели перед лобовым стеклом. Между основной и носовой стойками шасси внизу центральной части фюзеляжа может устанавливаться «коробка», которая состоит из убирающегося поперечного щитка и двух продольных закрепленных жестко гребней. Поперечный щиток размещен за носовой стойкой шасси, гребни прикрепляются к гондолам пушечных установок. «Коробка» при вертикальном взлете и посадке захватывает часть выхлопных газов отраженных от земли. В результате этого образуется воздушная подушка, увеличивающая подъемную силу приблизительно на 500 кг.

Одноместная кабина новой конструкции, с кондиционированием воздуха изготовлена полностью из композиционных материалов. Сиденье пилота по сравнению с «Харриер-GR.3» расположено выше на 30,5. Благодаря этому и вследствие применения нового фонаря пилот получает хороший круговой обзор.

Силовая установка «Харриер-GR.5» - один двухконтурный турбореактивный двигатель «Роллс-Ройс Пегас» Мк.105 с изменяемым направлением вектора тяги (мак. статическая тяга составляет 9870 кгс). Предусмотрен 4 секундный (кратковременный) перевод на повышенный температурный режим работы двигателя при вертикальной посадке. Питание бортовой кислородной системы и системы управления полетом, а также для герметизации кабины используется сжатый воздух от компрессора.

Топливная система главным образом аналогична топливной системе Harrier GR.3, но благодаря увеличению объема крыльевых топливных баков емкость внутренних топливных баков достигает 4200 литров, что на 45%. больше, чем у предшественника. Кроме того, на GR.5 могут быть подвешено 4 подвесных топливных бака (емкость каждого 1135 л). Имеется система дозаправки в воздухе.

Радиоэлектронное оборудование включает помехозащищенные УКВ и KB радиостанции, аппаратуру радиолокационного опознавания «Коссор» IFF 4760, инерциально-навигационную систему «Ферранти» FIN 1075, аппаратуру ближней навигации ТАКАН, приемник системы посадки, цифровой вычислитель аэродинамических параметров, электронно-оптический индикатор (данные отображаются на лобовом стекле), систему управления компании «Хьюз аэркрафт». Система управления оружием обеспечивает применение различного управляемого оружия, включая вооружение с телевизионной или лазерной системой наведения. Также истребитель оснащен электронной комплексной системой радиопротиводействия и радиоразведки, включающей станцию постановки активных помех, обнаружительный приемник AN/ALR-67(V)2, устройство выброса ИК ловушек и противорадиолокационных отражателей AN/ALE-40. Под носовой частью фюзеляжа может устанавливаться разведывательная инфракрасная станция переднего обзора.

Истребитель Харриер GR.5 оснащен 2 подфюзеляжными пушечными установками с пушками «Аден» калибра 25 мм (боекомплект 200 патронов к каждой пушке). Для размещения другого оружия служат 9 узлов подвески: 1 между пушечными установками под фюзеляжем и 4 под каждой консолью крыла. Два подкрыльевых узла, которые расположены впереди подкрыльевых стоек шасси, служат для установки пусковых установок для управляемых ракет класса «воздух-воздух» AIM-9L «Сайдвиндер» малой дальности стрельбы. Остальные узлы могут служить для подвешивания топливных баков, бомб различного назначения и пусковых установок неуправляемых авиационных ракет.

Тактико-технические характеристики:
Принят на вооружение – 1987 год;
Размах крыла – 9,25 м;
Площадь крыла – 21,37 м2;
Высота – 3,55 м;
Длина – 14,12 м;
Максимальная взлетная масса – 13500 кг;
Масса пустого самолета – 6250 кг;
Боевая нагрузка при вертикальном взлете – 3000 кг;
Боевая нагрузка при взлете с коротким разбегом – 4170 кг;
Масса внутреннего топлива – 3500 кг;
Масса топлива в ПТБ – 3700 кг;
Тип двигателя – ТРДД Pegasus Mk. 103 (тяга 9870 кгс);
Максимальная скорость:
- у земли - 1100 км/ч;
- на высоте - 1150 км/ч;
Боевой радиус действия - 520 км;
Практическая дальность - 3825 км;
Экипаж – 1 человек.

Тактический ударный истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.7

Harrier GR.Mk7 является самой распространенной моделью «Харриера» стоящей на вооружении Королевских ВВС. Данный самолет совместно изготавливают «British Aerospace» и «McDonnell Douglas». Великобритания сперва вышла из совместной программы Harrier, однако затем вернулась. Британским ВВС требовались 94 машины, а США - более трехсот. «British Aerospace» - младший партнер и отвечает за выполнение 40% работ по машинам, предназначенным для Испании и США, и 50% для британских самолетов. ВАе занималось изготовлением стабилизатор, хвостовую и центральную секции фюзеляжа, а также рули направления и кили самолетов. Так-же компания выполняла финальную сборку британских машин.

Специалисты «McDonnell Douglas» разработали для самолета полностью композитное крыло что позволило снизить на 150 кг его массу. Суперкритический профиль крыла, которое имеет большую относительную толщину, позволил увеличить запас топлива. Крыло AV-88 самый крупный единый композитным элемент конструкции, когда-либо примененным на боевом самолете. Верхнюю части крыла выполнили съемной для доступа к внутренним отсекам. Однощелевые закрылки более крупные, в корневой части крыла имеются наплывы.

Harrier GR.Mk7 ВВС Великобритании получили двухконтурные турбореактивные двигатели Rolls-Royce Pegasus Mk 105 (тяга 95,6 кН). Для устранения гироскопического эффекта валы двигателя вращаются в противоположных направлениях. Стабилизация самолета обеспечивается клапанами-соплами газодинамической системы управления, расположенными в хвостовой и носовой частях а также на законцевках крыла. Установленные на Harrier GR.7 передняя пара поворотных сопел имеющих новую конструкцию, модифицированные воздухозаборники и система повышения подъемной силы позволили получить прирост в тяге.

Также Harrier GR.Mk 7 получил модернизированную авионику и ИК-систему переднего обзора. GR.Mk 7 оснащается помехоустойчивыми радиосвязной системой GEC Avionics АDЗ500 и системой гасопознавания Cossor IFF 4760. Индикатор движущейся карты компании «Ferranti» оставили. Автомат отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей AN/ALE-40 смонтирован внизу хвостовой части фюзеляжа, в пилоне размешен дополнительный автомат BOL. В носовой части под обтекателем находится ИК-система переднего обзора.

На тактический ударный истребитель установили новую 25-миллиметровую пушку ADEN, разработанную государственным оружейным арсеналом «Royal Ordnance». Меньшая скорострельность компенсировалась размещением двух пушек. Пушка – револьверного типа имеет вращающийся барабан с патронниками. Скорострельность – 1650-1850 выстрелов в минуту. Одним из основных средств поражения самолетов Harrier стали кассетные боеприпасы Hunting 8L755. 227-килограммовый контейнер-кассета содержал 147 суббоеприпасов (кумулятивно-осколочные бомбы малого калибра) размещенных в семи отсеках. Кассета раскрывалась при помощи пиротехнических зарядов, а суббоеприпасы с определенными интервалами выталкивались пневматическим механизмом из ее цилиндрических отсеков.

Тактико-технические характеристики:
Длина – 14,53 м;
Размах – 9,25 м;
Площадь крыла – 21,37 м2;
Высота – 3,55 м;
Силовая установка – 1 ТРДД Rolls-Royce Pegasus Mk 105;
Тяга - 95,6 кН;
Масса пустого – 6336 кr;
Максимальная взлетная масса – 10410 кr;
Общий запас топлива – 8858 л
Максимальная скорость на большой высоте – 1041 км/ч;
Максимальная скорость на малой высоте - 1065 км/ч
Практический потолок - 15240 м;
Разбег при укороченном взлете – 435 м;

Боевая дальность:
- при вертикальном взлете – 277 км;
- при взлете с коротким разбегом – 2722 км;
Экипаж – 1 человек;
Вооружение: две пушки Aden калибра 25 мм (общий боезапас 400 патронов);
Девять узлов подвески: 1 под фюзеляжем, 4 под каждым крылом;
Максимальная боевая нагрузка:
- при вертикальном взлете – 3 тонны;
- при взлете с коротким разбегом - 4170 кг;
На двух узлах впереди подкрыльевых стоек шасси – пусковые установки для управляемых ракет AIM-9L Sidewinder класса «воздух-воздух».
На других узлах могут подвешиваться:
4 управляемых ракеты AGM-65 Maveric класса «воздух-поверхность»;
4 AIM-120 AMRAAM или AIM-9 класса «воздух-воздух»;



различные ПУ НУР и бомбы, а также контейнеры с РЭБ и разведывательной аппаратурой.

Тактический ударный истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.9

У программы ВВС Великобритании Harrier GR.9/9a имеется два основных элемента. Первый элемент – программа комплексного вооружения, рассчитанная на унифицированное использование широкой номенклатуры разрабатываемого/модернизированного высокоточного оружия. Второй – установка более мощного двигателя Rolls-Royce Pegasus Mk.107.

IWP формирует основу GR.9/9a. Программа строится на возможностях GR.7 через интеграцию систем вооружений Brimstone и Storm Shadow класса "воздух-поверхность". Ранее запланированная возможность применения управляемой ракеты "воздух-воздух" ASRAAM отвергли. Хотя использование этим систем высокоточного оружия основа IWP, Harrier GR.7 требуются и другие многочисленные улучшения для наиболее эффективного использования данного оружия. В основном это связано с необходимостью применять современную систему управления MIL-STD-1760, связанную с новым бортовым компьютером и программным обеспечением. Для высокоточного оружия также требуется использовать новую инерциальную навигационную систему GPS, которая может предоставлять ему навигационную информацию. На самолете устанавливается более информативная приборная панель и система оповещения об опасности сближения с землей.

Harrier GR.9 совершил первый полет в 2001 году. На вооружение принят в 2003 году. Существующие Harrier GR.7 планируется оснастить IWP и модернизировать до GR.9.

ВВС и ВМС Великобритании имеют по 2 эскадрильи оснащенных исключительно Harrier GR.9. Также имеется учебная эскадрилья, оснащенная двухместным вариантом машины, имеющим IWP но оснащенные менее мощным двигателем.

Тактико-технические характеристики:
Длина – 14,30 м;
Высота – 3,55 м;
Размах крыла – 9,25 м;
Площадь крыла – 21,37 м2;
Масса пустого самолета – 6336 кг;
Максимальная взлетная масса – 14060 кг;
Двигатель – Rolls Royce Pegasus Mk.107;
Тяга – 10795 кгс;
Максимальная скорость у земли – 1086 км/ч;
Максимальная скорость на большой высоте – 1198 км/ч;
Перегоночная дальность – 3640 км
Боевая дальность с подвесными топливными баками – 2700 км;
Боевая дальность при взлете с коротким разбегом – 1800 км;
Боевая дальность при вертикальном взлете – 280 км;
Экипаж – 1 человек.
Вооружение:
две пушки Aden калибра 30 мм (боекомплект одной пушки 200 патронов).
Максимальная боевая нагрузка – 4900 кг;
Девять узлов подвески:
6 воздух-воздух AIM-120 AMRAAM или AIM-9;
4 управляемых ракет Brimstone или AGM-65 Maveric класса «воздух-поверхность»;
4 ПКР SeaEagle или AGM-84 Harpoon;
2 бомбы AGM-62 Walleye с оптическим наведением;
2 контейнера с пушками калибра 30 мм;
различные бомбы, контейнеры с РЭБ и разведывательной аппаратурой, ПУ НУР;
крылатые ракеты Storm Shadow.


Подготовлено по материалам:
http://warplane.ru
http://www.airwar.ru
http://www.planers32.ru
http://vooruzenie.ru
http://www.dogswar.ru
http://military-informer.narod.ru
http://www.nato-aviation.ru

Истоки появления британского истребителя-бомбардировщика «Харриер » (Harrier) (англ. гончая) лежат в середине 1950-х гг., когда в ряде стран Северо-атлантического альянса авиаинженерами были проведены экспериментальные работы по изучению возможности вертикального взлета самолета с неизменяемой геометрией крыла.

Эта задача встала перед авиаконструкторами в связи с тем, что именно в эти годы стало совершенно очевидно, что большие военно-воздушные базы весьма уязвимы при потенциальной атаке тактическим ядерным оружием, поэтому технологический прогресс перевел задачу уменьшения площади военных авиабаз в плоскость практического решения. В Великобритании компания «Хоукер Сиддли» (Hawker Siddeley) в тесном сотрудничестве с компанией «Бристол Аэро Энджине» (Bristol Aero Engines) разработала первые прототипы самолета с одним турбореактивным двигателем «Роллс-Ройс Пегас». Новые машины получили обозначение «Р.1127», а в дальнейшем - «Кестрел FGA. 1» (Kestrel FGA Мк. 1). Именно они стали «прародителями» многоцелевого истребителя «Харриер ».

В 1970 г. первый в мире Харриер самолет с вертикальными взлетом и посадкой поступил на вооружение 4-й эскадрильи ВВС Германии, став одним из ключевых факторов в противостоянии НАТО и стран Варшавского договора в Центральной Европе. Новый истребитель обладал уникальной способностью маневра на любых стадиях полета, который давал ему значительное преимущество по сравнению с другими самолетами. Если бы гипотетически вдруг разразилась война между НАТО и странами Варшавского договора, то «харриеры» можно было бы легко рассредоточить в самых неожиданных местах, укрыв в амбарах, больших зданиях железнодорожных вокзалов, супермаркетов, складских комплексов и прочих массивных постройках, которые можно в короткие сроки пере-
оборудовать под ангары.

Все необходимое для технического оснащения таких мест входило в программу Объединенных сил быстрого развертывания. На начальном этапе разработки нового боевого самолета предполагалось, что этот истребитель сможет переносить небольшое количество вооружения на достаточно короткое расстояние, но с течением времени «Харриер» превратился в весьма грозное оружие. Харриер самолет II GR. 7 (Harrier II GR.7), стоявший на вооружении британских Королевских ВВС, мог совершать вылеты в любое время суток и при любых погодных условиях.

Этот истребитель был вооружен двумя 25-мм пушками и на подвесках дополнительно мог нести до 5000 кг внешних грузов, включая различные типы бомб, ракеты ближнего радиуса действия, реактивные снаряды класса «воздух-воздух», позволявшие использовать самолет в качестве перехватчика, а также фотоаппаратуру для воздушной разведки или ядерное оружие.

Превращение «Харриера» в мощный боевой самолет не могло состояться без участия Корпуса морской пехоты США. После того как американские военные летчики в 1968 г. совершили пробные вылеты на этих истребителях, США заказали Великобритании модификацию этой машины, получившую наименование «AV-8A». В сочетании с оперативной мобильностью, способностью нанесения ответного удара, универсальностью и возможностью действовать как на море, так и на суше, «харриеры» вполне подходили для боевых действий сил передового базирования. Новый вариант истребителя «АV-8А "Харриер"» был произведен в Великобритании, но затем был переделан компанией «Макдоннел-Дуглас» и лицензирован для производства на территории США. Дальнейшая модификация истребителя для нужд американского Корпуса морской пехоты обеспечила самолетам семейства «Харриер» долгое будущее.

Новое, существенно большее и сложное крыло усовершенствованного варианта «AV-8B "Харриер" II» позволило использовать шесть узлов подвески вооружения вместо четырех, что с одним центральным под фюзеляжным узлом почти вдвое увеличило боевую нагрузку самолета по сравнению с его предшественником; а кабина пилота, оснащенная новейшим радиоэлектронным оборудованием, стала чуть ли не «произведением искусства». Органы управления основных систем боевого самолета разместились на верхней панели, расположенной под коллиматорным индикатором на лобовом стекле. Новая авионика сделала машину легкой в управлении, а система бомбометания по угловой скорости фирмы «Хьюз» в сочетании с системой лазерного наведения и показа цели на телевизионном экране обеспечила высокую точность поражения объектов. Дальнейшая модернизация «А7-8В» заключалась в установке бортовой РЛС и систем ночного видения, позволявших производить ночные бомбометания.

В 1982 г. авианосцы «Инвинсибл» (Invincible) (англ. непобедимый) и «Гермес» (Hermes) вместе с палубными истребителями «Си Харриер» (Sea Harrier) принимали участие в войне между Великобританией и Аргентиной за контроль над Фолклендскими (Мальвинскими) островами. На первый взгляд может показаться, что «Си Харриеры» с их дозвуковыми скоростями уступали по летно-техническим характеристикам истребителям-бомбардировщикам «Даггер» (Dagger) и легким палубным штурмовикам «Дуглас Л-4 "Скайхок"» (Douglas А-4 Skyhawk).

Аргентинские самолеты могли летать со скоростями, соответствующими числу Маха = 2. Однако «харриеры» легко адаптировали свою скорость к скорости авианосца и могли взлетать при любых погодных условиях, что было несколько проблематично для обычных реактивных самолетов. В бою пилот «Харриера» мог изменять направление движения самолета: или резко поднять нос машины, чтобы избежать попадания ракеты, или, резко затормозив, развернувшись или ускорив свое движение, заставить противника промахнуться при атаке.

В 1991 г. в ходе операции «Буря в пустыне» «харриеры» осуществляли непосредственную огневую поддержку с воздуха подразделений морской пехоты. Три эскадрильи и одно авиакрыло из 6 истребителей действовали с наземных военно-воздушных баз, в то время как эскадрильи из 20 самолетов взлетали с авианосцев, находящихся в море. Во время проведения наземной части операции «AV-8B "Харриеры" II» совершили 3380 боевых вылетов, тем самым обеспечив достижение более 90% успеха операции.

Превращение «Харриера» в эффективную боевую машину продолжалось несколько десятилетий, хотя зачастую это был весьма трудный процесс. Тем не менее, эффективность истребителя-бомбардировщика вертикальных взлета и посадки была доказана практикой, и опыт «Харриера» лег в основу при создании боевых самолетов будущего, в частности «F-35 "Лайтнинг" II».

Самолет Harrier является первым в мировой практике авиастроения серийным боевым самолетом, способным совершать вертикальный или укороченный взлет и посадку. Созданию Харриера предшествовали длительные испытания созданного фирмой Hawker Siddeley самолета вертикального взлета и посадки Р-1127 "Кестрел", опытный образец которого совершил свой первый полет 24 ноября 1960 г. Серийное производство истребителей Harrier было начато в 1967 году, а в 1969 году была сформирована первая боевая эскадрилья (12 машин), вошедшая в состав ВВС Великобритании.

Особенностью самолета является его силовая установка, состоящая из одного турбореактивного двухконтурного двигателя с изменяемым направлением вектора тяги. Изменение направления вектора тяги осуществляется двумя парами поворотных сопел, расположенных по бокам фюзеляжа. Они поворачиваются синхронно на 98,5╟, позволяя использовать тягу двигателя для вертикального взлета и посадки. Боковые воздухозаборники имеют створки, которые открываются внутрь канала на режимах вертикального взлета и полета с малой скоростью и обеспечивают увеличение расхода воздуха. Имеется система отбора воздуха к соплам реактивного управления. Для вертикального взлета двигатель разгоняется до взлетного числа оборотов, самолет при этом сдерживается тормозами, сопла двигателя направлены назад. Затем они поворачиваются полностью вниз, и самолет отрывается от земли. Взлет с небольшим разбегом осуществляется при установке сопел в некоторое промежуточное положение. Посадку можно осуществлять вертикально, с малым или обычным пробегом.

Самолет имеет выполненный в основном из алюминиевых сплавов фюзеляж, в передней части которого Находится герметизированная кабина пилота, оборудованная катапультируемым креслом. Двигатель и топливный баки расположены в средней части фюзеляжа, а реактивные сопла продольного и путевого управления - в хвостовой (в обтекателе). Шасси велосипедной схемы в полете убираются внутрь фюзеляжа, а поддерживающие стойки на концах крыльев поворачиваются назад.

Основой радиоэлектронного оборудования британских самолетов Harrier является инерциальная прицельно-навигационная система FE541 фирмы "Ферранти", обеспечивающая автономный выход самолета к цели, прицеливание, бомбометание, пуск ракет и стрельбу из пушек. Кроме того, самолеты оснащаются KB и УКВ радиостанциями, аппаратурой ближней навигации "ТАКАН" и радиолокационного опознавания.

В состав вооружения самолета входят две подвесные пушечные установки с 30-мм пушками "Аден", размещаемые под фюзеляжем. Кроме того, имеются пять узлов для подвески разнообразного вооружения и топливных баков общим весом 2300 кг.

Mодификации самолета:

Harrier GR.Mk I, 1A и 3 - одноместный штурмовик и разведчик.

Harrier T.Mk 2, 2А, 4, 4А и 4RN - двухместные всепогодные и учебно-тренировочные самолеты с более длинным фюзеляжем.

Harrier Мк 50 - модификация для корпуса морской пехоты США, конструктивно аналогична GR.Mk 1.

Harrier Mk 54 - двухместная модификация с другим двигателем.

Sea Harrier FRS.1 - морской вариант для использования в качестве истребителя, штурмовика и разведчика.

Sea Harrier PRS.2 - модернизированный на основании опыта боев на Фолклендских (Мальвинских) островах вариант самолета Sea Harrier FRS.1.

Harrier GR.Mk 5 - тактический истребитель для ВВС Великобритании, созданный совместно фирмами "Бритиш аэроспейс" и "Макдоннел Дуглас".

Harrier GR.Mk 7 - дальнейшее развитие Harrier GR.Mk 5, самолет способен вести боевые действия ночью, для чего оснащен ИК станцией переднего обзора с высокой разрешающей способностью и другой аппаратурой.

Тактико-технические характеристики самолёта Harrier GR .3:

Год принятия на вооружение - 1970

Размах крыла, м – 7,7

Длина самолета, м – 13,87

Высота самолета, м – 3,45

Площадь крыла, кв.м – 18,68

Пустого самолета – 6140

Максимальная взлетная – 11430.

Масса боевой нагрузки:

При взлёте с коротким разбегом – 3600

при вертикальном взлёте – 2300

Топливо, кг

Внутренние топливо - 2295

ПТБ – 2400

Тип двигателя и тяга - 1 ТРДД Pegasus Mk. 103 (1 х 8750 кгс)

Максимальная скорость на высоте, км/ч – 1350

Максимальная скорость у земли, км/ч – 1180

Практическая дальность, км - 3425

Боевой радиус действия, км – 520

Практический потолок, м - 15200

Максимальные эксплуатационные перегрузки – 7,8

Экипаж, чел – 1

Вооружение:

2 30-мм пушки Aden c 200 патронами на пушку. Боевая нагрузка - 2300 кг на девяти узлах подвески: четыре под каждой консолью крыла и один под фюзеляжем между пушечными установками. На двух подкрыльевых узлах, расположенных впереди подкрыльевых стоек шасси, устанавливаются пусковые установки для УР AIM-9L “Сайдвиндер” класса “воздух-воздух” малой дальности стрельбы. На остальных узлах могут подвешиваться бомбы различного назначения, пусковые установки неуправляемых авиационых ракет и топливные баки.



British Aerospace

На этапе концептуальной проработки у командования ВМС ещё не было окончательного решения относительно того, какой именно тип летательного аппарата заменит AV-8A, крылатый или винтокрылый, поэтому в конкурсе приняла участие вертолётостроительная компания Sikorsky (как филиал корпорации United Aircraft) с проектом разведывательно-ударного конвертоплана . Руководство ходом работ, компьютерное моделирование тактической обстановки воздушного боя и испытания различных подсистем, узлов и агрегатов для перспективного летательного аппарата возлагались на казённые исследовательские учреждения в структуре ВМС США и НАСА :

  • Шасси , взлётно-посадочная и ангарная инфраструктура кораблей-носителей - Исследовательский центр кораблестроения, Кардерок , Мэриленд ;
  • Стрелково-пушечное вооружение, ракетное вооружение, подсистема управления вооружением класса «воздух-воздух» - Исследовательский центр вооружений флота, Чайна-Лейк , Калифорния ;
  • Подсистема управления вооружением класса «воздух-поверхность» - Центральная военно-морская лаборатория, Вашингтон, округ Колумбия ; Научно-исследовательский центр авиации флота, Уорминстер , Пенсильвания ;

Опытно-конструкторские работы

Специально для применения в производстве фюзеляжей и крыльев «Супер-Харриера» разрабатывались высокопрочные конструкции сэндвичевого типа на основе лёгкого титанового сплава, устойчивого к коррозии и температурным перепадам, турбовентиляторная двигательная установка большого диаметра и малой длины с изменяемой геометрией элементов (турбин и сопел) и низким уровнем шума, новые средства аварийного покидания кабины - катапультируемое кресло минимального размера и массы c герметично упакованной парашютной системой. Инновацией в авионике, которая так же разрабатывалась по заказу ВМС специально для установки на разрабатываемом перспективном летательном аппарате, была безаналоговая на тот момент система отображения информации на лобовом стекле (до того, на лобовом стекле отображались только знаки целеуказания прицельно-навигационных комплексов, на стекле «Супер-Харриера» предполагалось отображать помимо целеуказания весь спектр необходимой информации управления полётом для принятия лётчиком того или иного решения на осуществление манёвра и его граничных параметров), а также цифровые голографические дисплеи и светодиодные индикаторы на приборной доске . Системы управления вооружением разрабатывалась компаниями Hughes Aircraft в Калвер-Сити , Калифорния , и Westinghouse Electric Systems Division в Балтиморе , Мэриленд , одновременно для «Супер-Харриера» и перспективного истребителя «Томкэт ».

Проект AV-16

McDonnell Douglas AV-16 связывали старые партнёрские отношения и договорные обязательства с Hawker Siddeley, две компании совместно работали над рядом американо-британских авиакосмических проектов. По сути дела, в вопросе разработки «Супер-Харриера» McDonnell Douglas выступала как местный представитель интересов Hawker Siddeley в Соединённых Штатах и наоборот, Hawker Siddeley выступала представителем McDonnell Douglas в Великобритании и странах Британского Содружества в вопросе регламентного обслуживания, работ по продлению срока эксплуатации и модификации «Фантомов » под требования национальных вооружённых сил. Лицензионное соглашение на модификацию «Харриера» исходной модели под требования национальных заказчиков - видов вооружённых сил и производство модифицированных самолётов на американских авиазаводах, было заключено между McDonnell Douglas и Hawker Siddeley на перспективу 22 декабря 1969 года, ещё до начала конкурса подачи заявок на «Супер-Харриер».

Среди дюжины других перспективных оригинальных проектов, проект McDonnell Douglas, получивший индекс AV-16 , не отличался особой оригинальностью, поскольку реализовал идею создания лицензионной модификации Harrier - улучшенного л. а. с использованием существующего фюзеляжа и хвостовой части, но с увеличенным крылом и с более мощным двигателем (после 1977 года Hawker Siddeley была национализирована правительством Джеймса Каллагана и партнёром McDonnell Douglas с британской стороны стала British Aerospace). Эта программа, принятая к дальнейшей проработке, в итоге была свёрнута после того, как расходы по ней превысили 1 млрд долларов.

Проект AV-8B

Несмотря на это McDonnell Douglas не сдаётся и предпринимает новую попытку улучшению самолёта без изменения двигателя. Чтобы увеличить бомбовую нагрузку и дальность полёта, новому самолёту дали большее крыло с вместительными баками и большим числом точек подвеса. Однако отказ от замены двигателя (и его мощности) приводил к требованию, чтобы общий вес нового самолёта оставался равным весу базовой модели AV-8A. Чтобы достичь этого, инженеры McDonnell Douglas решают выполнить фюзеляж и крылья из лёгких материалов, а также улучшить лётные свойства самолёта. В результате большее крыло было выполнено из графитовых композиционных материалов (легче алюминия и по некоторым характеристикам прочнее стали). Также были увеличены и усовершенствованы воздухозаборники, на крылья установили большие закрылки, а к пушечному контейнеру снизу фюзеляжа для улучшения лётных качеств во время взлёта и посадки добавили гребень.

Макеты нового самолёта были показаны в августе 1975 года. Вначале для испытания необходимые улучшения получили два самолёта AV-8A. Первый полёт этих прототипов состоялся в конце 1978 года. Испытания прошли настолько успешно, что была начата программа по улучшению всего американского парка AV-8A. Улучшенные самолёты получили обозначение AV-8C.

В начале 1980-х было испытано четыре самолёта, построенных с нуля. В 1981 году компания British Aerospace заключила соглашение с McDonnell Douglas. По этому соглашению British Aerospace принимала участие в программе в качестве субподрядчика, что означало возвращение британского правительства в программу Harrier. Производство было начато в 1983 году, McDonnell Douglas строила 60 процентов самолётов, а British Aerospace - оставшиеся 40. AV-8B поступил на вооружение морской пехоты США в конце 1983 года, британская версия (GR.5) была принята на вооружение ВВС Великобритании несколько позже.

На базе самолётов морской пехоты было проведено несколько модификаций. В конце 80-х был создан вариант для ночных операций (AV-8B Night Attack) - в носу была размещена ИК-система переднего обзора, используемая совместно с очками ночного видения. Всего в период 1989-1993 гг. было построено 72 самолёта в модификации AV-8B Night Attack. В июне 1987 года British Aerospace и McDonnell Douglas решают создать модификацию Harrier II с радаром. Для этого в нос самолёта AV-8B Night Attack установили импульсно-доплеровскую РЛС AN/APG-65 (похожа на используемую в McDonnell Douglas F/A-18 Hornet). Эта модификация позволила самолёту вести воздушный бой и улучшила его характеристики по нанесению наземных ударов. Морская пехота заказала 31 самолёт новой модификации (Plus), её поставки были начаты в июле 1993 года. Ещё 72 самолёта были модифицированы в 1997 году. К 1997 году в морской пехоте стояли на вооружении только модификации Plus и Night Attack.

Видео по теме

Модификации

  • YAV-8B - прототип, 2 экземпляра.
  • AV-8B Harrier II - базовая модификация.
  • AV-8B Harrier II Night Attack - модернизированный вариант с ИК-системой переднего обзора и новым двигателем Pegasus 11.
  • AV-8B Harrier II Plus - модернизированный вариант Night Attack с новым радаром.
  • TAV-8B Harrier II - двухместный учебный вариант.
  • EAV-8B Matador II - обозначение в ВМС Испании.
  • EAV-8B Matador II Plus - обозначение в ВМС Испании.

Боевое применение

Применялся американской стороной во время войны в Афганистане. Ночью 14 сентября 2012 года около 15 талибов одетых в американскую форму совершили атаку на стоянку американских самолётов в Кэмп Бастион. В результате атаки было уничтожено восемь «Харриеров» и один C-130 , не считая множества зданий и ангаров .

Тактико-технические характеристики

Приведенные характеристики соответствуют модификации AV-8B . Источник данных: DEPARTMENT OF THE NAVY -- NAVAL HISTORICAL CENTER

Технические характеристики

  • Экипаж : 1 (пилот)
  • Длина : 14,12 м
  • Размах крыла : 9,245 м
  • Высота : 3,551 м
  • Площадь крыла: 21,37 м²
  • Стреловидность по линии 1/4 хорд : 30,62°
  • Коэффициент удлинения крыла : 4,0
  • База шасси : 3,481 м (между основными стойками)
  • Колея шасси : 5,182 м (между боковыми стойками)
  • Масса пустого: 5 822 кг
  • Масса снаряжённого: 6 097 кг (без боевой нагрузки)
  • Максимальная взлётная масса : 14 060 кг
    • при вертикальном взлёте: 8618 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3 590 кг
  • Объём топливных баков : 4 319 л (+ 4 × 1 136 л ПТБ)
  • Силовая установка: 1 × ТРДД Rolls-Royce F402-RR-406
  • Тяга : 1 × 95,86 кН
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 1 063 км/ч