Индексация зарплаты гражданскому персоналу мо. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы. К вопросу об индексации

Гражданский персонал Министерства Обороны РФ – это врачи, электрики, повара, метеорологи, инженеры, водители, сантехники и другие сотрудники, работающие на территории воинских частей и создающие нормальные бытовые условия для военнослужащих. Все они получают зарплату от военного ведомства. В целях экономии бюджетных средств, многие военные должности заменили гражданскими. А обязанности остались прежними. Так, например, сократили должность писаря строевой части и заменили ее на должность инспектора по кадрам.

Программа повышения зарплаты персонала МО РФ

В качестве доказательства многообразия и важности гражданских служащих перечислим их профессии, направленные на полноценное обеспечение Вооруженных Сил РФ. Сюда входят бухгалтеры, повара, водители, инженеры, летчики, врачи, медики, сантехники, электрики, газовщики, пр.

На данный момент зарплату гражданских служащих Минобороны РФ устанавливает Приказ Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. (с изменениями и дополнениями от 22.09.2015 г., 18.08.2016 г.) № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 5.08.2008 г. № 583», фиксирующий должностные оклады, согласно тарифной сетке. Если сравнивать доходы военнослужащих и гражданского персонала, то зарплаты последнего гораздо ниже. Несмотря на то, что эти люди нередко рискуют не меньше, выполняя сложную и опасную работу.

27 октября 2017 года Госдума РФ приняла проект бюджета на 2018-й и плановые 2019-2020-е годы. Согласно этому документу, гражданский персонал ждет индексация зарплаты в 2018 году. Решение о ее размере принято вместе с повышением зарплаты другим военнослужащим, в итоге гражданский персонал ВС РФ должен получить такое финансирование:

  • в 2018 году – 234 млрд руб.;
  • в 2019 году – 236 млрд руб.;
  • в 2020 году – 245 млрд руб.

Как показывают данные суммы, индексация зарплаты гражданского персонала МО РФ в 2018 году и далее будет производиться на размер прогнозной инфляции, то есть оклад гражданских служащих в следующем году вырастет на 4 %. Повышение зарплаты гражданскому персоналу Минобороны РФ в размере 4 % намечено на 1 января 2018 года. В следующие два года планируется такой же объем индексации, но будут изменены сроки. В 2019 и 2020 году повышение зарплаты таких работников состоится 1 октября.

Как менялась зарплата в последние годы

Как известно, гражданский персонал Министерства Обороны уже на протяжении пяти лет не получал прибавки в заработной плате. В большинстве своем это связано со сложной экономической ситуацией, сложившейся в стране. Так кто же может получить прибавку к своей зарплате, а кому на это рассчитывать не стоит? На размер надбавки влияем множество факторов:

1. Опыт работы. То, сколько Вы проработали гражданским специалистом МО РФ напрямую влияет на Вашу возможную прибавку к зарплате.
2. Звание также имеет особую важность в этом вопросе.
3. Несомненно, здесь будет участвовать и область деятельности, на которую Вы потратили многие года своей жизни.

Всем прекрасно известно о текущем экономическом положении Российской Федерации. Так где же государство планирует брать деньги, чтобы произвести индексацию окладов гражданскому персоналу? Ответ прост – экономить. Таким образом, с 1 января нового года зарплаты будут увеличены.

Реальные цифры и расчет зарплаты

При этом с 1 января 2015 года по 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ), вырос на 40 % (с 5 554 рублей до 7 800 рублей). Отсутствие решений об индексации фондов оплаты труда для большинства категорий гражданского персонала воинских частей и организаций «силового блока» в течение последних лет практически привело к выравниванию уровней оплаты труда работников низкой квалификации по отношению к работникам с более высокой квалификацией, а также к нивелированию гарантий, связанных с оплатой труда в районах с неблагоприятными климатическими условиями.

В проекте федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусмотрено установление МРОТ с 1 января 2018 г. в сумме 9489 рублей в месяц (рост на 21,7 процента), что соответствует повышению МРОТ до уровня 85 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 года. А с 1 января 2019 года предусмотрено еще увеличение на 22,2 процента до 11 946 рублей.

Что ожидать сотрудникам персонала МО РФ в 2019 году?

На гражданских служащих Минобороны нашей страны приходится около половины всех сотрудников. Если говорить точнее, то они составляют 41 % от всего числа защитников страны. Повышение окладов гражданскому персоналу Вооруженных сил Российской Федерации теперь состоится точно. Уже давным давно чиновники от Министерства обороны как собственно и руководство профильного профсоюза гражданских служащих позабыли о достойной оплате труда вышеназванной категории. Учитывая то, что численность гражданского персонала Вооруженных сил составляет порядка 40% от общей численности армии. то вопрос этот, согласитесь немаловажный.

Да, некоторым, кто перевел свой статус в «государственные гражданские служащие» живется весьма неплохо. Неплохо они и получают. Зато остальные 90% служащих получают на столько мизерную заработную плату, что даже стесняются о ней рассказывать. Не говоря уже о том, что на нее возможно просуществовать. Речь идет о инспекторах и других наименованиях должностей, которые имеют самые минимальные оклады. Хотя, на самом деле, гражданские работники не баклуши бьют, а выполняют обязанности сокращенных военных должностей, а иногда и двух. Государству гораздо выгоднее платить 9 000 рублей гражданскому, чем, например, 50 000 майору. Поэтому такие реформы и были проведены. Но круг обязанностей, которые исполнял «майор» отнюдь от этой реформы не уменьшились, а даже совсем наоборот. Вот и тянет лямку гражданский служащий за мизерную зарплату.

Для начала следует прояснить, кого называют гражданским персоналом? Все просто – в каждой армии существуют специалисты, профессиональная деятельность которых состоит из обеспечения боевой готовности личного состава Российской армии. Ими являются:

  • связисты;
  • водители транспортных средств;
  • повара и другие работники кухни;
  • кладовщики, подсобные рабочие, работники склада;
  • секретари, бухгалтеры, экономисты, делопроизводители;
  • психологи-профессионалы;
  • сотрудники режимно-секретных учреждений.

Таким образом, без гражданского персонала не может существовать ни одна действующая армия. Однако, как показывает практика, важность выполняемой ими работы в настоящее время не в состоянии убедить чиновников, что им так же, как и другим военнослужащим необходимо повышать заработную плату.

Случится ли повышение зарплат

На сегодняшний день у населения вполне закономерно назрел вопрос: когда можно надеяться на то, что ситуация сдвинется с мертвой точки? Порадоваться не удалось и в далеком 2012 году, когда существенно были подняты оклады военнослужащих, а о гражданских специалистах в Вооруженных силах и Министерстве обороны даже не вспомнили.

Профсоюзы, призванные защищать права трудоспособных лиц, все эти годы продолжали планомерно отстаивать то, чего заслуживает гражданский персонал МО РФ.

В конце марта 2015 года заместитель Министра обороны Татьяна Шевцова выступила перед журналистами с заявлением по поводу того, что к концу года повышение зарплат также не планируется, однако продолжают действовать дополнительные выплаты, применяющиеся на протяжении вот уже нескольких лет к отдельным категориям гражданских специалистов. Таким образом, заместитель заверила, что снижаться зарплата, предназначенная для гражданского персонала, входящего в состав армии, не будет.

Также чиновник отметила: к октябрю 2015 года ожидается традиционная индексация военных пенсий.

Заработная плата военнослужащих с 2012 по 2020 гг.

Начиная с 2012 года, зарплата военнослужащих была на порядок выше среднего заработка по стране. Так, в 2012 году доходная часть составила 57 800 рублей, а в 2019 – уже 62 100 денежных единиц в национальной валюте.

Были введены надбавки, изменяющиеся в соответствии с размером оклада в каждом индивидуальном случае, а именно:

  • за руководство различными подразделениями военнослужащие стали получать добавочные 20%;
  • на 50% от привычной заработной платы увеличилась зарплата за осуществление водолазных работ;
  • парашютные прыжки и обезвреживание взрывчатки были оценены в 50%-ную надбавку;
  • выполнение достаточного количества налета часов обеспечили военнослужащим до 70% доплаты.

2014 год ознаменовался тем, что военным были выделены жилищные субсидии, таким образом, частично решился проблемный жилищный вопрос, который был на устах у 4800 госслужащих.

В 2015 году на финансовое содержание обеспечения жилищной субсидией военнослужащим было потрачено около 30 миллиардов бюджетных средств.

А что с гражданским персоналом

Возвращаясь к гражданским специалистам, следует отметить, что минимальное стимулирование госслужащих пришлось на 2014 год. Доплаты получили отдельные группы сотрудников медицинских, образовательных, научных организаций и госучреждений искусства. В ходе повышения заработков было потрачено 6,7 миллиарда российских рублей.

Начфин успокаивает, что такая работа будет продолжена и в 2019 году, однако всеобщего повышения зарплат не предвидится.

Военные пенсии

В 2012 году была утверждена обновленная процедура начисления пенсий военным кадрам, вышедшим на пенсию, в связи с чем величина пенсионных выплат в среднем увеличилась на 50-70%.


На сегодняшний день уже существует достоверная информация о размере повышения окладов и зарплат гражданскому персоналу министерства обороны Российской Федерации

По состоянию на сегодняшний день уже вполне четко можно судить о том, на сколько повысятся оклады гражданского персонала министерства обороны, служащих Вооруженных сил Российской Федерации. Эта информация носит достаточно серьезный и объективный характер, так как опирается на документы проекта бюджета 2018-2020, заключение профильного Комитета по обороне Государственной Думы и выступление министра финансов Антона Силуанова на парламентских слушаниях по бюджету в Совете Федерации.

Новости, надо сказать, не утешительные… Рассказывая предысторию вопроса увеличения денежного содержания гражданского персонала министерства обороны, заметим, что оно давным давно не повышалось таким образом, что на него можно было бы достойно существовать. Одно время гражданским выплачивали премию по приказу 1010, которая являлась хорошим материальным подспорьем и давала какую - то стабильность в вопросе денежного обеспечения. Но, в последнее время, выплаты премии по приказу 1010 постепенно сходят на «нет» и носят смехотворный характер. Квартальные премии по этому приказу порой не превышают 2000 рублей и выплачиваются с задержкой. С нарастанием проблемы выплаты 1010 обострились и проблемы низких окладов гражданских служащих.

Достаточно сказать в этом аспекте, что большинству служащих поднимали оклады только после принятия правительством соответствующих постановлений о повышении МРОТ. И повышали опять «тютелька - в - тютельку». То есть на копейки.

Были и многочисленные обращения и многочисленные петиции как к должностным лицам министерства обороны, так и к профсоюзу гражданского персонала. Но воз и ныне там. Такой вот пустой и безрадостный воз гражданских.

Необходимо отметить, что гражданский персонал на своих должностях отнюдь не бездельничает, а выполняет достаточно широкий спектр задач. Но оплата этого труда не идет нив какое сравнение с оплатой и денежным довольствием военнослужащих.

Итак. вернемся к проекту бюджета 2018-2020. На сколько планируется повысить денежное содержание гражданских. Всего на 4%. Это следует и из заключения Комитета по обороне Госдумы. Если после прочтения бюджета еще оставались сомнения в этом вопросе, то теперь их нет. Да, на 4%

Проектом федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы на оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусмотрены следующие бюджетные ассигнования (по данным Реестра): на 2018 год – 233,8 млрд. рублей; на 2019 год – 235,8 млрд. рублей; на 2020 год – 245,3 млрд. рублей.

При этом учитывалась ежегодная индексация оплаты труда на прогнозный уровень инфляции с 1 января 2018 г. – на 4,0%, с 1 октября 2019 г. – на 4,0% и с 1 октября 2020 г. – на 4,0%.

В этой связи Комитет по обороне отмечает, что в период с 2014 года по 2017 год не принимались решения по индексации (увеличению) оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти (за исключением категорий, подпадающих под «майские указы»). При этом с 1 января 2015 года по 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ), вырос на 40 % (с 5 554 рублей до 7 800 рублей). Отсутствие решений об индексации фондов оплаты труда для большинства категорий гражданского персонала воинских частей и организаций «силового блока» в течение последних лет практически привело к выравниванию уровней оплаты труда работников низкой квалификации по отношению к работникам с более высокой квалификацией, а также к нивелированию гарантий, связанных с оплатой труда в районах с неблагоприятными климатическими условиями.

Комитет подчеркивает, что обеспокоен таким копеечным повышением, которое ничего не решит в вопросах материального обеспечения гражданских. Но, похоже, дальше «беспокойства» дело не продвинется, как и было все последние несколько лет. Еще одной нерешенной проблемой станет уравнивание труда специалистов низкой квалификации и высокой, что тоже носит несправедливый характер.

Возмущает и огромный перерыв в индексации:

Ежегодная индексация оплаты труда на прогнозный уровень инфляции с 1 января 2018 г. – на 4,0%, с 1 октября 2019 г. – на 4,0%.

И вообще, непонятно откуда появился такой разрыв.

Хочется пожелать гражданским вселенского терпения и скорейшего решения этих вопросов!


Гражданский персонал Минобороны несколько лет не может получить ответа на вопрос о том, когда же будет проведено повышение или – на крайний случай – индексация текущих окладов, поскольку достойно жить на катастрофически низкие заработные платы становится с каждым годом все сложнее .

Стоит отметить, что вопрос повышения зарплаты ГП МО действительно как нельзя актуален. Численный состав Минобороны, представленный гражданскими лицами, составляет примерно 40% от общего числа военнослужащих . С момента реализации предложенной Минобороны реорганизации ВС РФ прошло уже достаточное количество лет.

Согласно плану, львиная часть военных должностей была заменена гражданскими. Выгода для государственного бюджета была более чем очевидна: должностное лицо сохранило все прежние обязанности, список которых был даже расширен, но при этом все исполнял не военнослужащий, а просто служащий.

Выиграли все, кроме самих служащих. Люди автоматически лишились всех положенных военным привилегий. Теперь естественно они не имели права претендовать на получение пакета социальных гарантий, которые были узаконены для военнослужащих. Кроме того, были значительно урезаны должностные оклады, а также отменялась возможность выхода на досрочную пенсию по выслуге лет.

Такое решение в условиях экономического кризиса стало хорошим выходом для государства. Но вот гражданскому персоналу ВС РФ оно ничего хорошего не принесло.


Давайте рассмотрим детально несколько конкретных примеров. В частности, должность военного психолога.

Военный психолог (начальник группы психологической работы) в звании капитана получает денежное довольствие в районе 55 тысяч рублей ежемесячно , гражданский психолог, выполняя обязанности ведущего психолога, имеет право претендовать только на 15 тысяч рублей в месяц.

Разница огромная. При этом заработная плата признается (по гражданским меркам) достаточно высокой, а сама должность входит в группу высокооплачиваемых.

Большую часть гражданского персонала Минобороны представляют всевозможные инспекторы. Так, должность писаря строевой части сегодня заменена на должность инспектора по кадрам.

Установленный для нее оклад практически приближается у к текущему МРОТу и не превышает 8 тысяч рублей. При этом список обязанностей, вмененных к выполнению инспектору по кадрам, значительно расширен.

И такие «смешные» оклады заложены для большинства гражданских служащих ВС России. При этом ни об индексации, ни о повышении размера оклада речь давно не идет. Люди стараются выживать, как могут. Часть из них уходит, но еще больше остается. Причина – непосредственная связь служащих с армией.


Очень часто такие должности занимают военные пенсионеры либо супруги военнослужащих по контракту, которые из-за слишком частых переездов не имеют возможности устроиться на постоянную работу. И Минобороны к сожалению использует данную ситуацию в своих целях, напрочь забывая о гражданских лицах в плане обеспечения денежного содержания.

2017 год уже практически подошел к своему концу, но никаких изменений, касающихся индексации и повышения окладов гражданского персонала Минобороны, наверное, не произойдет.

Даже если решение о выполнении индексации, все же, будет принято, то ожидаемое увеличение оклада не превысит 200 рублей. Заложенная для 2017 года инфляции составляет 4% и именно на эту цифру и будет увеличена индексируемая часть окладов.

Проблемы это не решает. Чтобы хоть как-то улучшить положение, в корне пересматривать необходимо и окладную, и тарифную сетки. В противном случае доход служащих останется практически на прежнем уровне.


В 2018 году запланировано проведение индексации окладов у работников бюджетной сферы. Касается это решение медиков и работников системы образования. Президент также рекомендовал повысить оклады бюджетников, принадлежащих к категории «неуказных», т.е. тех, которые не были перечислены в майских указах.

Минтруда пояснило, что в данную категорию входят следующие профессии – слесари, работники коммунальных хозяйств, сантехники и прочие. Но оказалось, что касается это людей, состоящих в штатах местных муниципалитетов. Гражданский персонал Минобороны нигде не упоминается.

Но надежда умирает последней. Многие верят, что 2018 год привнесет ясность в столь непростой ситуации с денежным содержанием гражданского персонала МО. В любом случае индексация окладов на показатель уровня инфляции будет проведена, но назревшей проблемы она не решает.