Авианосец адмирал кузнецов сколько в нем золота. Тяжелый авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов: история создания и характеристики. Технические характеристики данного крейсера

Вооружение

Однотипные корабли

Общая информация

Первый советский авианосец, рассчитанный на самолёты обычного взлёта и посадки (предшествующие типы ТАКР предназначались для самолётов вертикального взлёта). Назван в честь адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова . Построен в городе Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

В настоящее время на корабле размещаются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка (ОКИАП), а также МиГ-29К и МиГ-29КУБ 100-го ОКИАП (аэродром базирования 279 и 100 ОКИАП - Североморск-3), вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования - Североморск-1).

История создания

Предпосылки к созданию

Согласно утверждённому правительством СССР в 1945 году плану развития ВМФ, строительство авианосцев в СССР не предполагалось. Н. Г. Кузнецов , занимавший в то время должность главнокомандующего военно-морским флотом, сумел добиться включения кораблей этого класса лишь в план проектирования. В 1953 году Кузнецов утвердил проект создания лёгкого авианосца (проект 85) для противовоздушной обороны флота в открытом море. Планировалась постройка, по меньшей мере, восьми таких кораблей, причём первый из них должен был вступить в строй уже в 1960 году. Но в 1955 году Н. Г. Кузнецов попал в опалу и был смещен с должности главнокомандующего военно-морским флотом. Вместо него кресло главкома занял С. Г. Горшков , во многом не разделявший идеи своего предшественника относительно развития ВМФ.

Хотя авианосцы прекрасно зарекомендовали себя в морских сражениях Второй мировой войны, с тех пор произошёл большой прогресс как в противокорабельном, так и корабельном зенитном вооружении. Относительно успешные действия американских авианосных соединений в Корее и Вьетнаме проходили в полигонных условиях, без противодействия противника с моря. Фактически, авианосцы в этих конфликтах служили передвижными авиабазами для атак наземных объектов, что никак не доказывало их возможную полезность в морском сражении. Это дало советскому руководству основания в развитии флота сделать ставку на вооружённые ракетами крейсера и подводные лодки, объявив авианосцы «оружием западного империализма».

«Первыми ласточками» советского авианосного флота стали противолодочные крейсера проекта 1123 , имевшие на борту авиагруппу из четырнадцати вертолётов Ка-25. Однако возможности вертолётов не позволяли организовывать с их помощью полноценную поддержку морских операций с воздуха, поэтому было решено разработать новые корабли, рассчитанные на применение самолётов вертикального взлёта и посадки. Такими кораблями стали тяжёлые авианесущие крейсера проекта 1143 (типа «Киев»). Получив мощное ракетное вооружение, эти крейсера несли немногочисленную авиагруппу, задачи которой оставались скорее вспомогательными. Кроме того, палубный самолёт Як-38 , являясь первым серийным СВВП Советского Союза, отличался невысокими лётными данными, и в силу малой размерности и веса был сильно ограничен в боевой нагрузке и радиусе действия. К тому же, будучи по назначению штурмовиком, Як-38 был плохо приспособлен для задач ПВО. Таким образом, три корабля типа «Киев» вместе с ТАКР «Баку», являвшимся их развитием, продолжали оставаться в большей степени крейсерами, нежели авианосцами. Недостатки Як-38 предполагалось устранить на палубном СВВП нового поколения - многоцелевом истребителе Як-41 - но этот самолёт создавался долго и трудно, так что сроки его принятия на вооружение постоянно отодвигались.

Проектирование

Осознавая ограниченные авианосные возможности кораблей проекта 1143, руководство ВМФ приняло решение о строительстве полноценного авианосца, способного применять самолёты с традиционным взлётом и посадкой помимо СВВП. Разработка проекта была поручена Невскому проектно-конструкторскому бюро в 1977 году. Эскизные работы шли почти три года и были завершены только в 1980-м. Всего было подготовлено десять вариантов, среди которых были и корабли с атомной силовой установкой. В итоге, после нескольких лет согласований, был утверждён проект 11435 . Кроме существенно больших размеров, основным отличием нового проекта от предыдущих (1143 и 11434) стало иное размещение главного ракетного комплекса, который теперь должен был находиться внутри корпуса. Помимо этого, надстройка корабля была смещена вправо, на спонсон (выступая за обводы правого борта). Оба этих фактора позволили увеличить площадь полётной палубы до размеров, пригодных для палубных самолётов с горизонтальным взлётом. Первоначально корабль планировалось оснастить двумя паровыми катапультами, но их размещение приводило к заметному росту водоизмещения и стоимости крейсера; попытки уложиться в заданную размерность при сохранении катапульт вели бы к ухудшению боевых возможностей будущего корабля. Высокие характеристики советских истребителей 4-го поколения, предполагавшихся к базированию на новом корабле, позволяли взлетать с трамплина без помощи катапульт, поэтому от последних было решено отказаться.

Окончательный проект был утвержден в мае 1982 года, а в сентябре того же года головной корабль нового проекта был заложен на Черноморском судостроительном заводе № 444 в городе Николаев (Украинская ССР).

Постройка и испытания

ТАКР «Леонид Брежнев» у достроечной стенки, иллюстрация из журнала Soviet Military Power 1987 года

Истребитель Су-33 на палубе авианосца, 1996 год

В продолжение похода, 18 октября 2004 года, случилась авария с учебным Су-25УТГ . Самолёт выполнил слишком жёсткое касание, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Разрушений на корабле удалось избежать, поскольку аварийный Су-25УТГ зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишёра и остановил пробег.

5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на ТАКР произошли две аварийные посадки истребителей Су-33 из-за обрыва троса аэрофинишёра. Первый истребитель упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (лётчик - подполковник Юрий Корнеев - успел катапультироваться), второй самолёт удержался на палубе. Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), но оказалось, что из-за большой глубины это невозможно сделать. Командование ВМФ рассчитывает, что затонувший Су-33 разрушится сам.

5 декабря 2007 года «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в составе корабельной ударной группы, включающей в себя БПК «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Левченко» , вышел в свой второй поход на боевую службу в Атлантический океан и Средиземное море. За время боевой службы были совершены визиты в порты Италии, Франции и Алжира, а также на остров Мальту. При возвращении через северную Атлантику авианосное соединение приняло участие в учениях совместно с авиацией ВМФ берегового базирования, а также самолётами ВВС России. Боевая служба продолжалась до 3 февраля 2008 года .

С мая 2008 и по 8 декабря 2008 года крейсер проходил семимесячный плановый ремонт на мощностях Центра судоремонта «Звёздочка». В ходе ремонта была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту системы кондиционирования воздуха, котельного оборудования, механизмов для подъёма самолётов на полётную палубу.

ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» проходит Гибралтарским проливом в декабре 2007 года

Зимой 2008/2009 года - начиная с декабря 2008 года - авианосный крейсер вновь проходил боевую службу в Средиземном море. В этом походе 6 января 2009 года произошёл несчастный случай: во время стоянки на рейде в рамках проведения боевых учений в турецком порту Акзас-Карагач на борту авианосного крейсера в одном из носовых помещений начался пожар. Устранить возгорание удалось силами экипажа корабля, но во время борьбы с огнём от отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычёв. Согласно заявлениям экспертов, авианосец не получил серьёзных повреждений и 11 января 2009 года принял участие в совместных учениях с Грецией. Поход был завершён 27 февраля 2009 года .

6 декабря 2011 года тяжёлый авианосный крейсер во главе отряда кораблей Северного флота вновь вышел в Средиземное море, к берегам Сирии. В связи с волнениями и попытками государственного переворота в этой дружественной России стране была необходима демонстрация силы возле её берегов, хотя бы отчасти уравновешивающая постоянное присутствие в том районе боевых кораблей 6-го флота США .

12 декабря 2011 года соединение бросило якоря в заливе Мори Фёрт (Великобритания) для пополнения запасов воды и продовольствия. 15 декабря в связи с ухудшением погоды в районе стоянки отряд боевых кораблей снялся с якорей и продолжил поход.

23 декабря 2011 года отряд боевых кораблей во главе с ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» прошёл Гибралтарским проливом в Средиземное море.

С 8 января по 10 января 2012 года российское соединение нанесло деловой визит в порт Тартус (Сирия), где пополнило запасы на материально-технической базе ВМФ России. За время визита делегация российских моряков встретилась с губернатором провинции Тартус Атефом Наддафом.

16 февраля 2012 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» завершил боевую службу, вернувшись в Североморск.

После завершения боевой службы был проведён восстановительный ремонт ТАКР «Адмирал Кузнецов» на мурманском филиале ОАО «Центр судоремонта „Звёздочка“». К 23 августа 2012 года ремонт был закончен.

В сентябре 2013 года крейсер принял участие в учениях Северного флота в районе Баренцева моря.

Вертолёт Ка-29 над ТАКР «Адмирал Кузнецов» во время боевой службы, Средиземное море, 24 ноября 2016 года

С 17 декабря 2013 по 17 мая 2014 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» совершил новый поход на боевую службу в Средиземное море с заходом на материально-техническую базу ВМФ России в порту Тартус (Сирия). На крейсере поднял свой флаг заместитель командующего СФ контр-адмирал Виктор Соколов. Находясь в Средиземном море, авианосный крейсер действовал совместно с тяжёлым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий». За время этого похода лётчики 279-го корабельного авиаполка приобрели значительный практический опыт проведения полётов с палубы авианесущего крейсера в открытом море, совершив более 350 вылетов с суммарным нахождением в воздухе около 300 часов.

19 августа 2015 года на крейсере был завершён трёхмесячный ремонт в доке 82-го судоремонтного завода (посёлок Росляково, Мурманская область). В ходе работ была приведена в порядок электромеханическая часть корабля, а также проведена очистка и покраска подводной части корпуса.

15 октября 2016 года крейсер вышел из Североморска на боевую службу в Средиземное море. В состав отряда боевых кораблей, помимо «Адмирала Кузнецова», вошли также атомный тяжёлый ракетный крейсер «Пётр Великий» , БПК «Вице-адмирал Кулаков» и «Североморск» , а также ряда вспомогательных кораблей и судов. На борту авианосного крейсера находилась авиагруппа в составе 10 истребителей Су-33 , 4 истребителей МиГ-29К/КУБ , 5 вертолётов Ка-27 (включая в это число противолодочные Ка-27ПЛ и спасательные Ка-27ПС), 2 транспортно-боевых Ка-29 и один боевой вертолёт Ка-52К , а также один вертолёт ДРЛО Ка-31 .

С 19 по 21 октября в акватории Норвежского моря с палубы ТАКР проводились учебные полёты палубной авиации. 21 октября соединение прошло проливом Ла-Манш.

26 октября 2016 года отряд боевых кораблей во главе с ТАКР «Адмирал Кузнецов» прошёл Гибралтарским проливом в Средиземное море; возле побережья Марокко была проведена дозаправка в море топливом и питьевой водой.

Пополнение авиационного боезапаса «Адмирала Кузнецова» с плавучего крана на рейде Тартуса, декабрь 2016 года

1 ноября российское авианосное соединение миновало Сицилию на пути в восточное Средиземноморье и приступило к полётным операциям. 5 ноября к отряду присоединился фрегат «Адмирал Григорович» из состава Черноморского флота России.

13 ноября 2016 года из-за аварии с аэрофинишёрами не мог быть вовремя принят на палубу и потерян по выработке топлива один из истребителей МиГ-29К авиагруппы крейсера; лётчик успешно катапультировался и был спасён.

15 ноября 2016 года палубная авиация ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» приступила к боевой работе против исламистских боевиков в Сирии (по согласованию с правительством Сирийской Арабской Республики).

3 декабря 2016 года при посадке на палубу корабля был потерян один из истребителей Су-33 авиагруппы из-за обрыва троса аэрофинишёра ; лётчик успел катапультироваться и не пострадал.

Истребитель МиГ-29КУБ взлетает с трамплина «Адмирала Кузнецова» во время боевой службы, 10 января 2017 года

6 января 2017 года было объявлено о сокращении группировки ВС России в Сирии, включающем в себя вывод ТАКР «Адмирал Кузнецов» из зоны конфликта.

8 января 2017 года отряд боевых кораблей во главе с авианосным крейсером перешёл в центральное Средиземноморье у ливийского побережья (район Бенгази-Тобрука); по согласованию с контролирующей этот участок группировкой «Ливийская национальная армия» была проведена серия ежедневных учений в море. 11 января борт «Адмирала Кузнецова» посетил возглавляющий «Ливийскую национальную армию» генерал Халиф Хафтар.

20 января корабельная авианосная группа прошла Гибралтарским проливом, покидая Средиземное море.

24-25 января 2017 года отряд боевых кораблей в составе ТАКР «Адмирал Кузнецов», ТАРКР «Пётр Великий» , БДК «Александр Шабалин» и судов обеспечения прошёл через пролив Ла-Манш по пути в Североморск.

3 февраля авиагруппа с находящегося в Баренцевом море авианосного крейсера выполнила перелёт на аэродром базирования «Североморск-3».

Вице-адмирал Соколов, командир крейсера капитан 1 ранга Артамонов и ливийский генерал Хафтар с сопровождающими на палубе ТАКР «Адмирал Кузнецов», 11 января 2017 года

8 февраля 2017 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» встал на рейде Североморска, завершая свою боевую службу. В ходе неё на протяжении почти четырёх месяцев корабль прошёл порядка 18000 миль. По возвращении тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и тяжёлый авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов» произвели праздничный салют из 15 артиллерийских выстрелов. Ответный салют выполнил эскадренный миноносец Северного флота «Адмирал Ушаков» , пришвартованный у причала главной военно-морской базы Северного флота.

Согласно опубликованным Министерством обороны России сведениям, за время боевой службы самолётами и вертолётами авиагруппы «Адмирала Кузнецова» было выполнено 1170 полётов, в том числе 420 боевых, из них 117 - ночью; остальные 750 вылетов были выполнены в ходе решения задач поисково-спасательного и транспортного обеспечения. Известно, что в ходе боевой службы часть палубных самолётов временно перебазировалось с ТАКР на авиабазу Хмеймим, поэтому некоторое количество упомянутых боевых вылетов могло быть совершено с неё. В ходе бомбардировок было уничтожено свыше 1000 объектов боевиков в Сирии - включая в это число штабы и пункты управления, огневые позиции, а также скопления живой силы и техники. Несмотря на сложности со снабжением корабля авиационными боеприпасами в море - в связи с тем, что после списания корабля комплексного снабжения «Березина» в составе ВМФ России подобных кораблей больше нет, эту операцию пришлось выполнять на рейде Тартуса при помощи плавкрана СПК-46150 - поставленные авианосному крейсеру на боевую службу задачи были успешно выполнены.

По сообщениям представителей Министерства обороны России, к настоящему времени крейсер требует капитального ремонта с модернизацией, которые были запланированы к проведению на судостроительном предприятии «Севмаш» в период с 2012 по 2017 год. Однако из-за недостатка финансирования капремонт корабля был отложен; в 2016 году сообщалось, что начало капремонта крейсера намечено на первый квартал 2017 года - сразу после возвращения корабля с боевой службы в Средиземном море. Работы рассчитаны на 2-3 года и должны будут включать в себя замену палубного настила и тормозных машин аэрофинишёров.

Командиры

За время службы тяжёлым авианосным крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» командовали.

Тактико-технические данные:
Водоизмещение, т:

полное 70500
стандартное 55000
Габариты, м:
длина 304,5
ширина по КВЛ 38,0
осадка 10,5
Ширина полётной палубы, м 75,0
Мощность ПТУ, л.с. 4х50000
Скорость хода, уз.:

максимальная 32,0
экономическая 18,0
Дальность плавания экономическим ходом, миль 8000
Количество самолётов, шт. 26
Количество вертолётов, шт. 24
Запас авиационного топлива, т 2500
Экипаж, чел. 1980
в том числе офицеров 520

А рядом затонувшая подлодка!!! Интесно: может кто знает,что с ней?

Теперь немного внутри

И совсем немного внутренний ангар.Пустой. И пожарные машины:-)))

Вот отловил на просторах интеренета:

В адрес редакции поступило письмо военнослужащего, некоторое время проходившего службу на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Думаем, данный материал будет интересен читателю, так как процесс сокращения нашего флота, как это не печально, идет постоянно. И тем важнее становится грамотная, качественная и полноценная эксплуатация тех немногих современных кораблей, которые остаются в составе нашего флота.

С путеводителем по Ковчегу

Сначала - небольшая характеристика размеров и общего расположения единственного российского авианосца.

Полное водоизмещение «Кузнецова» сейчас, вероятно, уже превысило 60000 т. Его наибольшая длина - более 300 м, ширина - 72 м.

Главная энергетическая установка корабля, по воле различного рода руководителей из нашего недавнего прошлого сделанная котлотурбинной, а не атомной (как у американцев) - четырехвальная, суммарной мощностью 200000 л.с., обеспечивала ранее скорость 29 узлов (но это было в далеком 1990 г.).

Корабль имеет 8 ярусов надстройки, 7 палуб и 2 платформы, носовые и кормовые МКО (по 4 котла и 2 ГТЗА в каждом), 5 энергоотсеков (с дизель- и паротурбогенераторами); ангар длиной более 150 и шириной 26 м, занимающий по высоте пространство между 2-й и 5-й палубами и соединенный с полетной палубой двумя самолетоподъемниками размером примерно 14х16 м (если бы не их бортовое расположение, поднять из ангара или опустить в него наши Су-33 длиной около 21 м было бы просто невозможно), целых 6 камбузов, карцер и собственную гауптвахту.

Пожалуй, вполне достаточно для повествования, целью которого является не техническое описание корабля, а очерк его "социального положения".

Для удобства весь корабль поделен на "схода" - от 1-го до 53-го. Такая же система применялась и на кораблях пр. 1143. Тем, кто там не был, объясняем: все трапы (кроме "острова") пронумерованы; при этом трапы, располагающиеся друг под другом, несут один номер, четные по левому борту, а нечетные - по правому.

Пример. Допустим, надо послать гонца - "золотые копыта" (прошу прощения, защитника отечества, т.е. матроса) на командный пункт связи (КПС). А он, матрос, хоть и отслужил год, так и не знает, где этот КПС находится (обычное явление). Тогда ему следует сказать: "Ступай на 17-й сход, 4-я палуба, в КПС".

Теперь погуляем по кораблю. Сначала поднимемся на борт авианосца по трапу. Он находится в районе миделя по правому борту (если «Кузнецов» стоит в заводе). На площадке правого трапа (4-я палуба) нас встретит вахтенный офицер по трапу, с кортиком, и морской пехотинец - со штык-ножом. Если сделать "уставное лицо", вполне можно сойти за своего (документы на трапе проверяют редко) и войти на корабль. Поднявшись на 3-й ярус надстройки (жилой), начнем осмотр отсюда.

Здесь в одноместных каютах живут помощники командира и командир ЭМБЧ ("старший механик"). Спускаясь ниже, на трапе упираемся в "блок-пост". Об этом явлении стоит поговорить отдельно, тем более, что такого вида вахты нет ни на одном другом корабле. "Блок-пост" - это матрос срочной службы, который выполняет роль сторожа определенного участка (палуба, трап и т.д.), находящегося в его заведовании. Сторожит он вовсе не секретные объекты, а электрические лампочки, пожарные рукава, огнетушители, стенды, колокола громкого боя и т.д. А поскольку матрос может уснуть, уйти, наконец, у него могут ночью отнять это богатство, делается еще и подстраховка. Так, огнетушители и пожарные рукава можно вообще не выставлять - и действительно, вы нигде не найдете их на корабле. Исключение составляют только время "высочайших" смотров, когда корабль обходят "Е.И.В." со свитой (командир, старпом и т.д.). Тогда выставляется все, что есть, а "блок-посты" обязательно удваиваются. Пытливый читатель может спросить: "А как же лампочки? Ведь их не снимешь, иначе как ходить в полной темноте?" Спешу успокоить: эта проблема давно уже решена на высоком идейно-техническом уровне. Лампочки: а) приклеивают эпоксидной смолой; б) приматывают проволокой - желательно колючей; в) подводят ток к проволоке или плафону. Все это применяется, как правило, в комбинации. И все равно, эти чертовы лампочки воруют.

Вернемся к нашей прогулке. Ярусом ниже проживает командир и флагманы, здесь - "блок-пост", а значит - свет и ковры. Спустимся на вторую, галерейную палубу, расположенную между ангаром и полетной палубой. Здесь есть "блок-посты", а значит, есть свет. Но не стоит обольщаться, ибо БЧ-5 всегда готова "помочь", поэтому фонарик (без него тут никуда) надо держать на "товсь". Спустившись на палубу ниже, пройдем по 3-й палубе левого борта (она проходная от носа до кормы). Здесь тоже "блок-посты" и свет.

Теперь включим фонарик и спустимся еще ниже... Здесь мы станем свидетелями очередного авианосного чуда, делающего этот корабль непохожим ни на один другой. Вы можете идти по залитой светом чистой 3-й палубе, но стоит только спуститься ниже, как вы попадаете в "катакомбы" - с развороченными постами, брошенными каютами, все это - без света и очень часто затоплено (иногда сточными водами, так что запах "высококачественный"). Ниже - то же самое. Конечно, такое не везде (не более 60% сходов ниже 3-й палубы). Если вы окажетесь на освещенном сходе, значит, там кубрики или склады службы снабжения.

Спускаемся еще ниже, в трюма. Там все в мазуте и воде, там и тут - кучи мусора (нести его на причал далеко, да туда и пускают только в определенное время, а приборка на корабле делается всегда, вот и кидают мусор в трюм). А знаете, сколько у нас мазута и воды в трюмах? Сколько, сколько? 50 т, говорите? Простите, это несолидно. Ведь мы - авианосец, а не какая-нибудь канонерка. Тогда 500. Ну что, внушительно - почитай, 10 железнодорожных цистерн. Все равно неверно - добавьте еще ноль, и будет как раз. Возможны недовольные возгласы со стороны: дескать, плавали, знаем, и у нас такое было, жили только в надстройке. Можно узнать, что это за корабль? Ах, БПК «Удалой»! Это тот, что уже 10 лет после пожара в отстое, и экипаж на нем - 30 человек. Простите, сравнение некорректное, мы ведь вам не о корабле отстоя рассказываем, а о целом авианосце, который в море ходит!

Со всей ответственностью заявляем, что второго такого корабля просто нет. Сейчас на Северном флоте все корабли делятся на две группы: "ходовые", т.е. чистые, опрятные и готовые идти в море, но стоящие из-за нехватки топлива, и корабли "отстоя" (сейчас их большинство). «Кузнецов» же - единственный гибрид, "ходовой-отстой".

Удобства во дворе

Обратите внимание: когда рассказывают о каком-нибудь чудо-корабле, то вначале приводят количество пушек, их калибр, толщину брони и т.д., и уж потом, между делом, да и то редко - об условиях жизни экипажа. А между тем, сие не совсем верно, ибо именно экипаж эксплуатирует все это многообразие вооружения. Поэтому, чтобы избежать этой ошибки, обратим особое внимание на условия обитаемости экипажа.

Первое, что надо отметить, так это отсутствие на корабле отопления, что, согласитесь, для Севера немаловажно. Причин тому много, но, пожалуй, главная - это отсутствие постоянно действующего вспомогательного котла. Поэтому пар на хозяйственные нужды берется от ГЭУ, что весьма накладно, т.к. требует не обычной, а специальной котельной воды, коей на флоте всегда мало. Можно еще подать пар с ЭНС (энергонесущее судно пр. 305), но давления оттуда - "кот наплакал" (а зимой 1998/1999 гг. вообще ничего не подавалось). В результате пар на отопление подается периодически, что в системе не предусмотрено, т.к. отсутствует слив конденсата. Система парового отопления проходит по БПТЗ (бортовой противоторпедной защите) или, как ее называют на корабле, коридорам труб, т.е. вдоль борта. Поэтому когда прекращается подача пара, трубы очень быстро промерзают. А дальше все как в учебнике физики: конденсат превращается в лед, лед расширяется, труба лопается. В результате отопления нет, тепла нет, на переборках - местами иней, а на палубе - лед. Экипаж даже в ангаре строится в шинелях. Если в кубрике или каюте +5°С, то это уже хорошо, а если +12-15° - это уже, простите, барство!

В такой обстановке спасают только электрогрелки. Поскольку покупать их дорого, а достать корабельную сложно, "лепят" их, кто во что горазд. Начальство же изымает "нештатное электрооборудование", при этом его хозяева получают "награды". Но холод - не тетка, и ряды мечтающих об индивидуальном электрическом солнце не тускнеют.

Горят же чаще всего не электрогрелки, а трансформаторы сети освещения. Они просто не рассчитаны на нагрузки, которые дают навешенные на них электрогрелки. В результате и напряжение в сети всегда значительно ниже ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на североморском рейде штатного (100 В вместо 127 - далеко не предел). Подливает масло в огонь и отсутствие в каютах сети на 220 В (есть только никому не нужные 127 В), поэтому все стараются провести себе 220 В. Колдуют по-разному: кто-то "кидает фазу" от 380 В, другой складывает фазы 127 В, третий тащит километровые провода от редких щитов на 220 В. А это, в свою очередь, способствует многочисленным замыканиям.

Но холод страшен не только этим. Им пронизана вся корабельная жизнь. Ведь замерзает не только конденсат - то же происходит и с прочими трубами, в коих есть вода. По этой причине во все каюты 2-й палубы (а это почти 60% всех корабельных кают) вода не подается ни зимой, ни летом. Ни один офицерский душ не работает. Поэтому лозунг о равенстве и братстве здесь особенно применим, все - и матросы, и офицеры - моются в носовой (кормовая не работает) бане личного состава. Конечно, это не распространяется на командование - у них есть свой душ.

Вода подается не на все камбузы. Обычным делом зимой стало и отсутствие стока с кают. Соответственно, тяжело на корабле и с гальюнами. Всего их более полусотни, но добрая половина не работает, а значительная часть остальных закрывается на замок: если вы не являетесь счастливым обладателем "золотого ключика", то "добро" вам меньше есть, тем более, что МО РФ всегда в этом плане готово пойти навстречу.

Зимой 1998/1999 гг. замерзли даже трубки в одном из главных котлов.

Скверно у нас и с вентиляцией - 50% электродвигателей вентиляторов давно сгорело. А без вентиляции туго, поскольку, в отличие от других кораблей, иллюминаторов здесь мало, а подавляющее большинство жилых помещений вовсе их не имеет. Так что возможна только принудительная вентиляция, а если ее нет, в каюте будет пахнуть плесенью, с подволока закапает конденсат, а духота - "хоть топор вешай".

Напоследок стоит рассказать о нашей кают-компании. Как таковой ее нет, а имеется столовая офицеров, где оные в количестве более 150 человек только питаются - и ничего более. Помещением это больше напоминает сельскую столовую для механизаторов во время страды. Скатертей нет и в помине, ножи - тоже излишество, посуда - не то, чтобы совсем грязная, но столовые предметы все же лучше протереть "перед употреблением". Готовят, в принципе, хорошо, и продукты по сегодняшним флотским меркам хорошие. Однако всего этого может и не хватить, т.к. в буфете подворовывают. Поэтому в кают-компанию лучше не опаздывать. Наверное, разумнее было делать несколько кают-компаний (например, для каждой БЧ).

Вся королевская рать

Какой кошмар, кто же в таких условиях будет жить? Рассказываю.

Предполагалось, что служить на «Кузнецове» будут полторы тысячи человек (без авиагруппы и десанта), но постепенно экипаж вырос до 2000. Командир - контр-адмирал (это единственный плавающий адмирал!), у него ряд помощников: старпом (капитан 1 ранга), помощник, помощник по воспитательной работе, помощник по боевому управлению, помощник по авиации, помощник по живучести и помощник по правовой работе. На корабле семь боевых частей, четыре службы и три команды: штурманская (БЧ-1), ракетно-артиллерийская (БЧ-2), минно-торпедная (БЧ-3), связи (БЧ-4), электромеханическая (БЧ-5), авиационная (БЧ-6) и радиотехническая (БЧ-7); службы медицинская, химическая, живучести (такая есть только на «Кузнецове»); команды управления ("КУ"), боцманская ("БК") и комендантская. Есть еще "РО" - рота охраны, исполняющая функции корабельного ОМОН.

Еще немного о нашей организации. В день у нас в среднем 10 построений, каждое длится около 35 минут (таким образом, за год мы простаиваем на построениях почти 65 суток). На построениях всегда говорят: "Экипаж АВИАНОСЦА... построен". И вообще, командование всегда подчеркивает, что мы служим именно на АВИАНОСЦЕ. Напомню, что классификацию кораблей ВМФ РФ пока никто не менял, а там никакого авианосца нет, есть лишь тяжелый авианосный крейсер. Да и самолеты на нашем корабле - редкость, и посещают они его в довольно жалком количестве. А еще на построениях командир любит говорить (он вообще любит говорить на построениях минимум по полчаса): "Мы должны отработать авианосную организацию". И это на пятом ТАКР!

Со сходами на берег офицеров, мичманов и матросов контрактной службы на «Кузнецове» жестко. Здесь "двухсменка": одну неделю отпускают в понедельник и среду, с 18.00 до 7.30, а также в субботу, с 18.00 до 7.30 понедельника; а в следующую неделю - с 18.00 вторника до 7.30 и с 18.00 четверга до 7.30 субботы. Получается, что в одну неделю вы отдыхаете 64,5 часов, а во вторую - 51 из 168. Забудьте о "статусе военнослужащего" со всеми его выходными - законы РФ здесь не действуют (как, впрочем, и на большинстве остальных кораблей). Правда, некоторые льготы все же выполняются: так, можно получить почти бесплатно квартиру, но - в п. Видяево, а это - у "черта на рогах", и автобусом туда ехать часа четыре. И семью вы будете видеть раз в неделю. Сами понимаете, что в таких условиях могут служить только особые люди.

Начальники у нас тоже удивительные. Вся страна 12 апреля отмечает день космонавтики, а мы - День своего руководства, которое парит в облаках, пока мы, грешные, ходим по земле. От такого стиля командования чувствуешь себя пигмеем.

После всего сказанного неудивительно, что «Кузнецов» пользуется дурной славой. Начальство везде так и пугает: "Будешь себя плохо вести - пошлем на «Кузнецов» (кличка - "Кузя")". Ну, а тем, кому "повезло" попасть служить на «Кузнецов», служить там не очень хочется. Отсюда и большая текучесть кадров. Каждые 4-5 лет (по истечению контракта) младший офицерский состав - а это главный костяк корабля - меняется на 80%. Уходят опытные, а на их место приходят "зеленые". То же касается и мичманов. Все это явно не способствует улучшению эксплуатации техники. В связи с такими условиями контракт после срочной службы на авианосце заключают только те, кто совсем не пригоден для "гражданки" - а это, согласитесь, далеко не лучший "человеческий материал". Не случайно, что не все офицеры считают желательным иметь на корабле "контрактников".

Что касается личного состава, т.е. матросов, то глядя на них, веришь, что СССР жив, живет и жить будет. Каких только национальностей здесь нет! Русских - не больше 60%, хотя призывают, вроде, только жителей РФ. Дело, вероятно, в том, что у нас, русских, "закосить святую обязаность" считается показателем положения в обществе и престижа. Поэтому гребут всех тех, у кого не хватило ума или денег, чтобы уклониться. Читаешь адреса призывников и веришь: не оскудела Русь землею. Деревня, поселок, колхоз, но нет среди молодых матросов ни москвичей, ни питерцев (еще адмирал Н.О. Эссен говаривал: "Хлебопашцы нам на флоте не нужны"). Другое дело - Северный Кавказ. Там считается, что настоящий мужчина должен пройти армейскую школу, а попасть на флот они считают за счастье. Поэтому на корабль приходят не худшие представители Северного Кавказа. Разумеется, они быстро осваиваются с обстановкой, организовывая местечковые группировки и захватывая власть в матросской среде. По иному дело обстоит с тувинцами и башкирами: видимо, из-за отсутствия близкого знакомства с цивилизаций они просто не знают, как уклониться от почетной государственной обязанности. Теперь, вероятно, понятно, почему каждый десятый призывник не говорит по-русски.

От греха подальше, весь этот контингент даже не пускают в увольнение (дабы ничего не учудили в Мурманске). Так и сидят они 2 года на "железе". Главной воспитательной мерой по отношению к матросам теперь стала "плетка" ("пряник" отсутствует), т.е. карцер, куда иногда попадают даже мичманы. От такой жизни матросы любят "теряться", благо корабль большой. Происходит это по 3-4 раза в месяц. Тогда всех офицеров и мичманов расписывают по сходам, и мы ищем спрятавшегося матроса. Поиски длятся обычно 1-2 дня (если не находят в первый день, а это 50% вероятности, то матрос, как правило, через 2-3 дня выходит сам), но были и рекордсмены. Так, одного матросика в Средиземном море искали неделю. А самым знаменитым стал случай с авиатехником, который в состоянии сильного алкогольного опьянения пропал без вести. Его (вернее, его мумию) нашли через ЧЕТЫРЕ ГОДА в таком месте, что до сих пор никто не может понять, как он туда попал...

"Прохиндиада"

"Хочешь жить - умей вертеться". Эта старая добрая истина, хорошо характеризующая стиль жизни на «Кузнецове». Командир любит поговорить про дураков - младших командиров, которые ставят невыполнимые задачи по "доставанию" чего-либо, толкая матросов на воровство, и тут же стращает, что прикроет сход на берег какой-нибудь БЧ, если она к утру не осветит свои коридоры. А где взять эти самые лампочки, если их на корабле не выдают? Вестимо где - у соседей, ночью...

Воруют все и у всех. Как то украли 200 пар (у нас все по крупному) офицерских ботинок, а потом почти в открытую ими по 50 рублей за пару торговали на корабле. А командир все кричал, что всех посадит.

Самой плодотворной нивой здесь, конечно, являются камбузы. С них тащат все, кому не лень, а не лень тут всем. Что не уносится, то съедается, и по ночам на всех камбузах пахнет жареной картошкой. На камбузы выдают специально пробитые консервы, но их все равно продают по сниженной цене рабочим с завода. И первую скрипку здесь играет, конечно, служба снабжения.

Уже было сказано, что у нас туго с душевыми. Но это не у всех. Особо "одаренные" делают себе "самопальные" душевые с электроподогревом - благо, на корабле заброшенных душевых и умывальников огромное количество. Не менее интересно обстоит дело с каютами. На корабле много разграбленных и брошенных кают офицеров десанта, летчиков и авиатехников. При особом желании можно найти себе подходящую и отремонтировать. Поэтому зачастую даже мичманы или матросы-контрактники живут в одноместных каютах. "Хочешь жить - умей вертеться".

Главное оружие: "Орлята учатся летать"

Непонятно; что является главным оружием на авианосном крейсере - авиация или ударные ракеты. «Кузнецов» все же более авианосный, чем ракетный, поэтому главным оружием здесь считается авиация. Теоретически, на корабле может базироваться до 40 Су-33. На деле страна раскошелилась лишь на 24, а для постоянного базирования с огромным трудом подготовила только семь машин.

Наши самолеты, в отличие от более "отсталых" американских, способны решать только задачи ПВО (хотя в ВВС есть самолет-универсал Су-35), поэтому ударную задачу авианосец решает при помощи ПКР. Из-за трамплинного (вместо катапультного) взлета на Су-33 налагаются ограничения по взлетной массе. Если учесть, что (отчасти, по вине ГЭУ) полеты проводятся на б-8-узловом ходу, то становится понятным, почему случаются они только в ветренную погоду и, как правило, без подвесного вооружения и с уменьшенным запасом топлива.

На корабле смонтирована система автоматической посадки, теоретически предусматривающая возможность полетов при любой видимости, однако на практике ее не проверяли. Поэтому полеты производятся только в ХОРОШУЮ ветренную погоду.

Вообще, базирование самолетов на «Кузнецове» носит какой-то странный характер. Авиация даже не появляется в ангаре, а вместо самолетов там мирно стоят: 25-тонный автокран, четыре тягача-буксировщика, пожарные ГАЗ-66 и ЗиЛ, "Газель", УАЗ-452, "козлик" и трактор с установленным на нем реактивным двигателем (для очистки полетной палубы от снега и льда).

Наше оружие

Летом 1998 г. на День ВМФ мы принимали мазут. Вы спросите: "А причем тут оружие?" А вот причем: принимали мы его не только в цистерны, но и в один из постов управления стрельбой. Правда, всего 60 т, да и без злого умысла. Трюмные, видимо, закрыли не тот клапан и продолжали принимать мазут уже в полную цистерну, неплотно задраенная горловина которой находилась возле упомянутого поста. Через эту горловину и затопило пост, в коем почему-то не оказалось вахты БЧ-2. Герметичные стойки не выдержали, и пост вышел из строя.

Два из четырех ЗРК были тоже в свое время затоплены забортной водой из системы орошения. Дело было ночью, в трубе оказался свищ, и все помещения обоих комплексов затопило "по крышу". Все восемь "Кортиков" требуют плановой наладки, на которую нет денег. К довершение всех бед, барахлит система "горизонт-азимут". Поэтому стрелять-то мы можем, а вот попасть...

"А вместо сердца - пламенный мотор"

Когда говорят об БЧ-5, как правило, имеют в виду ГЭУ. О ней и поговорим.

Во первых, один из восьми котлов и один ГТЗА временно не работают - из-за взрыва газохода по причине ошибки в эксплуатации (перед розжигом котла забыли провентилировать газоход). Таким образом, теоретически мощность ГЭУ снизилась до 75%. Но это в теории, а на практике - и того меньше.

Все четыре дейвуда текут, поэтому периодически подтапливаются подшипники линий валов, что накладывает ограничение на максимальное число оборотов. Давно выработала свой ресурс автоматика ГЭУ, от этого «Кузнецов» дымит как броненосец с фотографии начала века. К тому же трубопроводы уже "еле дышат", да и матросы, обслуживающие ГЭУ, не блещут профессиональными навыками и знаниями. В результате вместо почти 29 узлов, которые дал «Кузнецов» на испытаниях, или хотя бы 24, на трех машинах он еле держит 16-18, а обычно - не более 10-12 узлов.

"Хорошо" обстоит дело и с электрической частью. То турбогенератор "сядет", а резервный дизель-генератор не сможет запуститься, то еще что-нибудь случится. И весь корабль погружается во мрак. Особенно пикантно это выглядит на ходу: локаторы не излучают, связи нет, котлы тухнут - не авианосец, а "летучий голландец" . Именно при таких обстоятельствах летом 1998 г. едва не погиб ЭМ «Бесстрашный», а еще раньше - «Киев». В обоих случаях корабли в шторм несло на берег, и лишь чудом успели ввести в строй ГЭУ. На «Киеве» это произошло в 3-4 кабельтовых от скал...

Следует сказать и о пункте базирования авианосца. Официальным местом для него является судоремонтный завод №35 (СРЗ-35). Не знаю, как обстоят дела на других флотах, а вот на Севере больше ни один корабль не имеет место постоянного базирования в заводе. Для «Кузнецова» это, пожалуй, идеальный вариант, т.к. в противном случае ему пришлось бы базироваться в п. Видяево, (где ранее и находилось его штатное место). Там ничего нет, кроме сопок и десятка домишек. Сейчас в Видяево доживает свой век списанный «Киев».

Рядом с нами стоит «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Когда-то он пришел в СРЗ-35 в ремонт и у него сгорела кормовая машина. Теперь он официально находиться на консервации, а по-настоящему же просто умирает. Ведь на консервацию тоже нужны деньги, а тут просто "повесили на корабль замок". Рабочий день там строго до 17.00, экипаж - всего 75 человек, и матросы каждый день ходят в увольнение - не служба, а сказка. Так они и стоят в полукабельтове друг от друга, два антипода - "каторга" и "курорт" Северного флота. Чудны дела твои, Господи!

СРЗ-35 не ахти как приспособлен к базированию авианосца. Пар подается скверно или совсем не подается. С водой тоже самое, т.к. напора не хватает для подачи ее на ярусы надстройки. Электричество тоже в обрез - "берег" слабоват, и зимой, когда из-за грелок нагрузка в сети повышается, береговой щит питания периодически "рубится".

Но повествование о СРЗ-35 не будет полным без рассказа о ВОХР. Укомплектован он женщинами "бальзаковского возраста", что, однако, нисколько не влияет на боеспособность - не дай Бог попасть в их женские руки (не случайно Зимний защищал именно женский ударный батальон). На КПП завода вас обязательно обыщут, обнюхают (на предмет малейшего запаха спиртного) и, конечно, проверят наличие пропуска. Это вам не «Кузнецов». Все это доведено до абсурда. Например, через КПП без специального пропуска запрещен пронос больших сумок, рюкзаков и "дипломатов" (даже пустых). Но если вы запихнете их в целлофановый пакет (даже пусть двухметровый), то можно нести без всяких пропусков.

У читателя, вероятно, от всего сказанного остался нехороший осадок - оно и понятно. Одни скажут, что такого не может быть, а другие возмутятся: до чего дошел флот и как опустились нынешние военные. Нам приходилось довольно часто слышать такие обидные речи - и непременно от гражданских лиц. Подобные суждения всегда вызывали скорее чувство недоумения, чем обиды. Наша страна, даже при всей своей экстравагантности, не "банановая республика", где армия есть государство. У нас МО - лишь часть государственного механизма. И вообще, за последние 100 лет армия в России была далеко не ведущей политической силой. В отличие от гражданского сектора, мы, военные, зависим от правительства не косвенно (через законы), а напрямую (через приказы). Так что мы - точный слепок с нашего государства-правительства. А поскольку каждый народ достоин своего правительства, не стоит отмежевываться от наших, вернее, общих проблем.

Если же и дальше развивать эту тему, стоит развеять и еще одно недоразумение, чрезвычайно стойкое в "гражданских кругах" - о якобы природной тоталитарности военных. Мы - плоть от плоти своего народа, и сторонников РНЕ или ЛДПР среди военных не больше, чем среди остального народа. А сторонников КПРФ, пожалуй, даже меньше.

От некоторых военных приходилось слышать и такое: дескать, раз мы не умеем эксплуатировать авианосцы, то они нам и не нужны, достаточно одних ЭМ и БПК. Но тогда зачем нужны эти самые ЭМ и БПК? Ведь вдали от берега без поддержки авиации они будут уничтожены, а под берегом их задачи спокойно решают МРК и МПК. И командование ВМФ, слава Богу, это понимает и в последнее время, в меру своих возможностей, старается спасти этот уникальный корабль, да и вообще "авианосное направление". Ходят даже слухи, что «Кузнецов» больше не будет зимовать на севере. Но можно ли все это сделать, не имея поддержки на самом верху? Для его эксплуатации и особенно для ввода в строй хотя бы двух дюжин Су-33 нужны большие деньги...

Ужасно обидно за наш уникальный и любимый корабль.

Доктрина отечественного ВМФ такова, что практически не предусматривает использования авианесущих кораблей. Причин тому множество, но одной из основных являются огромные финансовые издержки на содержание таких судов. Во время СССР на пути их создания были сделаны первые шаги, но единственным кораблем этого класса в нашей стране является «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот имеет достаточно сложную и интересную историю создания и эксплуатации.

Наверняка не каждый знает, что всего в СССР было построено пять авианесущих крейсеров. Куда же пропали четыре других корабля? Мы ответим на эти вопросы, а также обсудим основные технические характеристики корабля «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот начали проектировать незадолго до развала Советского Союза (вместе с другими аналогичными кораблями).

Основные сведения

Начало работ по проекту датируется 1978 годом. За конструкторскую деятельность отвечало Ленинградское ПКБ. Сперва инженеры предложили военным специалистам проект 1143, предусматривающий постройку тяжелого авианесущего крейсера. В основу были положены давние работы по крейсеру 1160 с ядерной силовой установкой.

Имеются следующие проекты, реализованные в виде построенных кораблей или существовавшие в виде макетов и эскизов:

  • Эскиз 1160, предусматривающий закладку авианосца, водоизмещение которого составляло бы 80 000 тонн.
  • Тип 1153. Водоизмещение этого авианосца должно было составлять 70 00 тонн, проект предусматривал мощное вооружение корабля (помимо самой авиационной группы). Нет построенных и заложенных кораблей.
  • Проект, на принятии которого настаивал Минсудпром. Как и в первом случае, водоизмещение должно было составлять 80 000 тонн. Предусматривалось, что на борту будет базироваться не менее 70 единиц самолетов и боевых вертолетов.
  • Проект 1143 М. Планировалось, что на вооружении корабля будут сверхзвуковые самолеты вертикального взлета Як-41. Третий авианосец типа 1143 - 1143.3. Закладка корабля была произведена в 1975 году. На вооружение он был принят через семь лет, но уже в 1993 году его списали и разрезали на металлом. Причина - «экономическая нецелесообразность эксплуатации».
  • Тип 1143 А. Схож с кораблями проекта 1143М, но предусматривалось увеличенное водоизмещение. Это четвертый авианосец, построенный в СССР. Закладка произведена в 1978 году, в состав флота официально вошел в 1982-м. В 2004 году было заключено соглашение об аренде корабля индийским ВМФ, производилась его модернизация под их нужды. В состав ВМС Индии вошел три года назад, в 2012 году.
  • Тяжелый авианосец проекта 1143.5 . Как нетрудно догадаться, это очередная модернизация типа 1143. Пятый и последний построенный авианесущий корабль.

Так где «Кузнецов»?

Именно последний корабль и есть «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот поручением Совета Министров начал разрабатываться в конце 1978 года.

Это был проект 1143.5. Окончательный технический проект судна был готов к середине 1980 года. Первоначально предполагалось, что строительство нового корабля будет полностью завершено к 1990 году. Закладка была произведена на стапелях Николаевского судостроительного завода. Но не так просто появился «Адмирал Кузнецов». Авианосец перед своим «рождением на свет» прошел через многие преграды, так как сроки его строительства и ввода в строй постоянно отодвигались.

История разработки и строительства

Первоначальный, эскизный проект инженеры подготовили уже к 1979 году. Практически сразу документ был одобрен командующим ВМФ, которым на ту пору был адмирал С. Горшков. В следующем году Д. Устинов (глава всего армейского ведомства) подписывает другой документ, в котором утверждает необходимость кардинальных изменений проекта 1143.5. Из-за этого срок реального начала строительства корабля практически сразу отодвинулся на 1986-1991 год.

Но уже в апреле 1980 года С. Горшков утверждает новый проект, в который уже были внесены все необходимые изменения. Наконец, летом того же года все стороны, которые участвовали в разработке нового корабля, признают разработку крейсера типа 1143.5 окончательно завершенной.

Но на этом доработки проекта все еще не завершились. Загвоздка вышла в перечне необходимого авиационного вооружения, которое должно было иметься на корабле: его требовалось проработать в полном соответствии с постановлением Совета Министров СССР, что накладывало определенный отпечаток на скорость работы. В конце года проект корабля 1143.5 снова подвергается корректировке.

Некоторые эксперты в то время высказывали мнение, что было бы целесообразнее построить второй крейсер по проекту 1143.4 (1143 А), а не тратить время и деньги на доработку чертежей нового. Впрочем, вскоре от этой идеи отказались, а проект 1143.4 сам был доработан до стадии 1143.42.

Новые задержки

В начале весенних месяцев 1981 года Николаевский судостроительный завод получает долгожданный заказ на строительство нового крейсера. Но уже осенью в многострадальный проект снова были внесены значительные изменения: водоизмещение корабля требовалось увеличить сразу на 10 тысяч тонн.

В результате современное значение этого показателя составляет 67 тысяч тонн. Кроме прочего, конструкторы сочли необходимым добавить в эскизы следующие нововведения:

  • На борт судна необходимо было установить ПКР «Гранит».
  • Необходимость увеличения авиационной группировки сразу до 50 единиц.
  • Самое важное - самолеты нужно было запускать без использования катапульты, простым трамплинным методом. Это не только удешевляло стоимость конструкции, но и значительно продлевало технический ресурс крейсера.

Окончательная модель авианосца «Адмирал Кузнецов» была готова только в 1982 году. Заложили его в сентябре того же года на Николаевских верфях, изначально присвоив имя «Рига» и номер (по заводскому каталогу) 105. Всего через два месяца корабль переименовывают, после чего он превращается в «Леонида Брежнева». Уже в декабре полным ходом шел монтаж первого конструктивного блока. Вообще, это был первый крейсер в истории советского судостроения, который целиком состоял из блоков (24 штуки).

Длина каждого составляла порядка 32 метров, высота равнялась 13 метрам. Вес каждого элемента порой доходил до 1,7 тысяч тонн. К слову говоря, все надстройки огромного корабля также выполнены по блочной схеме. Но не только этим уникален «Адмирал Кузнецов». Авианосец, характеристики которого мы описываем в данной статье, при нормальной работе снабжающих заводов мог бы быть построен за три-четыре года, что для кораблей такого класса - абсолютный рекорд.

Увы, но неспешная работа заводов в несколько раз затормозила его ввод в состав Советского Флота.

Монтаж бортовых систем

Заказ всех силовых и энергетических установок был сделан на 1983-1984 года. Заводы подвели: они сильно отступили от графика, в результате чего для монтажа двигателей и турбин пришлось частично разбирать корпус и в некоторых участках снимать верхнюю палубу. Французы со спутника-шпиона впервые запечатлели корабль в 1984 году. В то время его готовность уже составляла не менее 20%.

Со стапелей крейсер спустили в конце 1985 года. Вес корпуса и смонтированных на то время систем не превышал 32 тысяч тонн. Специалисты оценивали готовность авианосца на 38,5%.

В следующем году изменения вновь затронули «Адмирал Кузнецов» (авианосец). Конструктор проекта 1143.5 изменился, им стал П. Соколов. Уже к середине 1987 года корабль в третий раз переименовывают. На сей раз это ТАКР «Тбилиси». Готовность приближалась к 57%. К тому времени крейсер мог быть закончен приблизительно на 71%, но из-за поставщиков оборудования проект неоднократно грубо стопорился. Только к концу 1989 года готовность стала достигать 70%.

Стоимость корабля в те годы оценивалась в 720 миллионов рублей, причем удорожание на 200 миллионов было вызвано как раз-таки промедлениями поставщиков. В ответ на это снова поменяли главного конструктора, которым на сей раз стал Л. Белов. Корабль был закончен приблизительно на 80%. На судне к тому времени все же было смонтировано более половины всего радиоэлектронного оборудования, причем большую часть смогли поставить только к 1989 году (а запланирована поставка была на 1984 год).

Первый выход в море

Первый выход в море датируется 20 октября 1989 года. Он был официально разрешен и одобрен всеми участниками проекта. В принципе, к тому времени корабль наконец-то был полностью готов, но еще не была поставлена авиационная группа. Поход длился чуть дольше одного месяца. Когда же была произведена первая посадка на авианосец «Адмирал Кузнецов»? Произошло это первого ноября 1989 года. Самолет Су-27 К первым приступил к испытаниям. Сразу после его посадки с палубы ушел МиГ-29 К, с которым также не возникло никаких проблем.

Все вооружение и радиотехнические системы были смонтированы только в 1990 году. Но все равно готовность крейсера достигает 87%. Весной и летом того же года начали проводить ходовые испытания корабля. Наконец, в октябре того же года судно приобретает свое окончательное название. Теперь это тот самый авианосец России «Адмирал Кузнецов».

Только за первый этап испытаний крейсер своим ходом преодолел более 16 тысяч морских миль, с его палубы почти 500 раз взлетали самолеты. Ни одна посадка на авианосец «Адмирал Кузнецов» не закончилась ЧП, что для впервые испытываемых судов - просто великолепный показатель!

Первые испытания были закончены в конце 1990 года. Вплоть до 1992 года проходил заключительный этап Государственной приемки (в составе Черноморского флота), после чего корабль-авианосец «Адмирал Кузнецов» включается в состав Северного Флота.

Основные сведения по конструкции корабля

Как мы уже и говорили, корабль состоит ровно из 24 блоков, каждый из которых весит порядка 1,5 тысяч тонн. Корпус изготавливался методом сварки, имеет сразу семь палуб и две огромные платформы. Чтобы поднимать детали такого размера и массы, советским инженерам пришлось использовать финские краны «Кане», каждый из которых мог поднимать на необходимую высоту до 900 тонн. Особенность корабля состоит еще и в том, что весь его корпус покрыт специальным покрытием, которое эффективно поглощает сигнал вражеских радаров.

Кстати, о недавней модернизации, которую прошел авианосец «Адмирал Кузнецов». Последние новости говорят о том, что данный состав был существенно улучшен, так что способность огромного корабля буквально «растворяться» на морских просторах стала еще более впечатляющей.

Прочие цифры

Если (весьма условно) поделить корабль на среднестатистические этажи жилого дома, то их количество будет равно 27. Вообще внутри крейсера находится сразу 3857 помещений, которые выполняют самые разные функции. Стоит отметить, что только кают (которые делятся на четыре класса) здесь 387 штук, 134 матросских кубрика, шесть огромных столовых, полсотни прекрасно оборудованных душевых для личного состава. Таким образом, российский авианосец «Адмирал Кузнецов» является самым настоящим плавучим городом! Его автономность - полтора месяца.

Может показаться, что этого мало. Но это до тех пор, пока не узнаешь количество экипажа и летного состава. Личного состава на борту - более 1.5 тысяч человек. Летчиков - 626 человек. Только представьте себе трудоемкость обеспечения едой и питьем более чем двух тысяч людей полтора месяца в открытом море! Так что авианосец «Адмирал Кузнецов», размеры которого действительно могут поразить воображение, и в самом деле монументален.

Всего при постройке корабля инженеры использовали более четырех тысяч (!) километров кабеля, 12 тысяч километров труб для циркуляции жидкостей самого разного назначения. Площадь сквозной палубы равна 14 000 м². Заканчивается она трамплином, уклон которого равен 14,3 градусам в наиболее крутой его части. Трамплин в самой высокой точке на 28 метров возвышается над водой. Максимальная скорость движения - 32 узла. В экономичном режиме корабль разгоняется до 16 узлов.

Палуба и взлетно-посадочные полосы

На кромках палубы и самом носовом трамплине установлены специальные обтекатели. Самолеты на взлетно-посадочную палубу крейсера доставляются при помощи подъемников, грузоподъемность которых составляет 40 тонн у каждого. Доставка авиационных единиц производится на корму и на нос. Ширина палубы равняется 67 метрам. Общая длина авианосца «Адмирал Кузнецов» составляет 304,5 метра.

Глубина осадки гигантского крейсера - 10,5 метров.

Непосредственно для посадки предназначается участок палубы длиной 250 метров, шириной 26 метров. Располагается он с уклоном в семь градусов. Для покрытия этого участка учеными в свое время был разработан специальный состав «Омега», который предотвращает скольжение и защищает материал палубы от экстремально высоких температур. Для участков, с которых производится взлет и посадка «вертикалок» Як-41, используются жаростойкие плиты АК-9ФМ.

Общее количество пусковых полос - две, причем они сходятся в наивысшей точке трамплина, который вообще отличает от прочих кораблей аналогичного класса авианосец «Адмирал Кузнецов». Звезда, расположенная на его форштевне, подчеркивает величественные и грозные черты огромного крейсера.

По левому борту идет запасная взлетная полоса, длина которой составляет уже 180 метров. Чтобы защитить обслуживающий персонал, по всей палубе смонтированы дефлекторы, оснащенные мощными системами охлаждения. Чтобы обеспечить безопасную посадку летных единиц, используют аэрофинишеры «Светлана-2». На случай ЧП имеется установка (аварийный барьер) с «говорящим» названием «Надежда». За посадку самолетов отвечает система телеметрии и управления «Луна-3».

Служба живучести

Для хранения большей части авиагруппы служит специальный защитный ангар длиной 153 метра, шириной 26 метров. Высота этого служебного помещения равняется 7,2 метрам. В ангаре размещается примерно 70% всех летных единиц корабля. Кроме того, в нем же располагаются пожарные машины и аварийные тягачи. Самолеты из ангара выводятся в полуавтоматическом режиме, по палубе же их ведут тягачи. Весь ангар разделен четырьмя специальными «шторами», которые смонтированы в целях повышения противопожарной безопасности.

Для повышения «живучести» корабля его внутренние перегородки выполнены по схеме бутерброда - с чередованием слоев стали и стеклопластика. Предел текучести металла, который использован для строительства перегородок - 60 кгс/мм². Все цистерны автозаправщиков, помещений и транспорта для подвоза боеприпасов защищены слоем брони.

«Кузнецов» уникален еще и тем, что на нем (впервые в истории отечественного кораблестроения) использована подводная комбинированная защита. Ее глубина составляет порядка пяти метров. Корабль может выдержать затопление сразу пяти смежных отсеков, общая длина которых составляет приблизительно 60 метров.

«Сводки с фронтов»

Кстати, а где сейчас находится знаменитый авианосец «Адмирал Кузнецов»? Новости сообщают, что в настоящее время корабль и его команда находятся в Североморске, вернувшись из долгого учебного похода по Северной Атлантике и Средиземноморью. В его ходе самолеты и вертолеты палубного звена неоднократно отрабатывали приемы воздушного боя и превентивного перехвата целей.

Вот где сейчас авианосец «Адмирал Кузнецов». Следует учесть, что в любое время он может сняться со стоянки и в очередной раз уйти в дальний поход.

Адмирал Кузнецов – авианосец с богатой историей. Это единственный в своем классе тяжелый авианесущий крейсер в составе ВМФ Российской Федерации. Корабль является флагманом Северного Флота ВМФ.

Адмирал Кузнецов – авианосец, увидевший мир благодаря проекту 1143. Интересно, что разработка авианосцев такого класса началась в Советском Союзе еще до начала Второй Мировой войны. Однако технические возможности на то время были сильно ограничены, поэтому корабли проекта 1143 появились в 70-80-х годах прошлого столетия.

Задачи, которые должны были быть реализованы в этом проекте:

  • оснащение корабля мощностями для осуществления противовоздушной обороны как самого судна, так и техники, находящейся поблизости;
  • возможность обеспечить с корабля безопасность подводных крейсеров;
  • обнаружение и уничтожение подлодок противника;
  • обнаружение и ликвидация надводных сил противника;
  • высадка морского десанта.

Другими словами, корабль должен был иметь внушительные размеры, чтобы обеспечить перевозку десантных войск, разместить необходимую военную технику, а также должен оснащаться взлетной полосой. Размеры такого корабля должны быть действительно большими.

В ходе проекта было создано несколько кораблей, отвечающих заявленным требованиям. Всех их постигла достаточно грустная участь, например, корабли “Киев” и “Минск”, созданные в ходе этого проекта, спустя десятилетия были проданы в Китай и Корею и сейчас эксплуатируются в качестве аттракциона. Авианесущий крейсер “Новороссийск” в середине 90-х годов продан Корее, а двумя годами позже разобран на металлолом. Судьба крейсера “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” сложилась иначе, и сегодня он успешно функционирует в составе Северного флота.

Проектирование


Корабль способен одновременно разместить на своем борту 28 современных истребителей МиГ и Су-33

Адмирал флота СССР Н.Г. Кузнецов планировал создать тяжелый авианесущий лайнер еще во времена Второй Мировой войны, однако добился лишь включения такого корабля в планы проектирования в середине 50-х годов. Правда, впоследствии корабль, созданный по этому проекту, получил его имя.

Кузнецов заложил основу проекта 85, в ходе которого шла разработка кораблей подобного класса. Адмирал попал в опалу и в 1955 году был смещен с должности, в результате осуществление проекта было отложено на долгих 30 лет.

В ходе проекта 1123 удалось оценить потенциал авианосцев, однако корабли этого проекта имели несколько неудачных решений, например, взлетная полоса для вертолетов. Военных вертолетов оказалось недостаточно для осуществления полноценной высадки десантных войск, поэтому разработка продолжилась.

Следствием стал проект 1143, основной идеей которого было оснастить авианосец полноценной взлетной полосой, рассчитанной на использование авиатехники с вертикальным взлетом и посадкой. Другими словами, корабль должен был стать полноценной передвижной авиабазой.

В ходе проекта были созданы корабли “Киев”, “Новороссийск” и “Рига”. По сути, это все корабли одного типа.

Однако эти корабли оказались не совершенны и имели множество недостатков. Проект пришлось развивать дальше. Так, в ходе проекте 1143.5-1143.7 были созданы три проекта тяжелых авианесущих крейсера:

  • “Адмирал Кузнецов”;
  • “Варяг”;
  • “Ульяновск”.“

По сути, они являются эволюцией кораблей проекта 1143. Отличием новых крейсеров стала продленная палуба и трамплин для взлета.

Все корабли проекта были заложены на верфи Черноморского судостроительного завода г. Николаев.

“Варяг”, доставшийся после распада СССР Украине, был продан Китаю. Он переименован в “Ляонин” и сейчас успешно служит в составе ВМС КНР.

Авианосец “Ульяновск” так и не был достроен. Планировалось закончить строительство в 1995 году, но корабль был разобран.

Единственный действующий тяжелый авианосный крейсер этого проекта, доставшийся РФ – “Адмирал Кузнецов”. Чертежи авианосца Адмирал Флота Кузнецов несколько раз пересматривались. Корабль был несколько раз переименован, но сейчас успешно выполняет свои функции в строю Северного флота ВМФ РФ.

Постройка и испытания


В отличие от американских авианосцев, оснащен трамплином, чтобы самолёт смог быстрее набрать скорость при взлете

Проект создания тяжелого авианесущего крейсера Адмирал Кузнецов был утвержден в 1982 году. За строительство взялся Черноморский судостроительный завод, расположенный в Николаеве.

Корабль Адмирал Кузнецов за период от начала проекта до спуска на воду успел сменить множество имен.

При разработке проекта, авианосец окрестили именем “Советский Союз”. Однако когда проект был утвержден, имя корабля сменилось на “Рига”. Именно с этим именем началось строительство крейсера в первый день осени 1982 года.

В начале декабря 1987 года корабль спущен на воду под именем “Леонид Брежнев”, а уже к началу испытаний судно снова переименовали, на этот раз его окрестили “Тбилиси”.

Авианосец стал “Адмиралом” только в 1990 году. Это имя наконец-то закрепилось за тяжелым авианесущим крейсером, так он известен и по сей день.

Постройка заняла много времени. Учитывая тот факт, что разработка проекта началась еще в 70-х годах, можно сделать вывод, что путь корабля от проекта к испытаниям был очень долгий.

Разработкой проекта занимался Ленинградское проектно-конструкторское бюро. Процессом руководили конструкторы Сергеев Ю.Д. и Белов Л.В.

Интересно, что именно Белов Л.В. сыграл решающую роль в судьбе корабля “Адмирал Кузнецов”. Он был главным конструктором крейса в период с достройки до передачи корабля флоту. Именно этот человек взял на себя полную ответственность за то, что корабль, еще тогда не достроенный, выйдет в море и сможет принять участие в испытаниях. Именно благодаря этому известному конструктору корабль был построен еще в период Советского Союза, тем самым избежав участи “Ульяновска”, который так и не был достроен и пошел на металлолом.

В 1985 году крейсер был спущен на воду, именно в таких условиях продолжалась достройка авианосца. Оснащением корабля занимался Ленинградский завод, постройкой и сборкой – Николаевский. В 1989 еще недостроенный авианосец принял участие в испытаниях самолетов, которые впоследствии будут перевозиться на его борту. Спустя месяц после испытаний корабль вернулся на завод для дальнейшего достраивания, в течение 1990-го года неоднократно принимал участие в различных испытаниях. Еще через год, в 1991 году, наконец-то окончательно введен в эксплуатацию и передан Северному флоту.

Описание крейсера

История авианосца Адмирал Кузнецов полна событиями. Корабль мог бы никогда не увидеть мир, если бы не конструктор Белов Л.В. Сегодня авианосец Адмирал Кузнецов является единственным кораблем такого класса в России и флагманом Северного флота – самого большого структурного подразделения ВМФ РФ.

Общие характеристики


Наибольшая скорость хода составляет около 30 узлов

Крейсер Адмирал Кузнецов имеет внушительные технические характеристики. Длина авианосца Адмирал Кузнецов составляет 305 метров, ширина – 72 метра. Весить корабль должен очень много. Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов составляет до 61 тыс. тонн.

Размеры, длина и ширина авианосца, соответствуют количество самолетов, которые могут составлять авиационное вооружение Адмирала Кузнецова.

Описание корпуса

Строительством корпуса занимался Николаевский завод, а все оборудование изготавливалось в Ленинграде. Корпус представляет собой сварную конструкцию из стали. По всей длине корабля обустроено двойное дно.

Судно оснащено семью палубами и двумя платформами. Ангар защищен от возможного возгорания огнестойкими перегородками, разделяющими его на четыре независимых отсека. Корабля оснащен специальной системой, позволившей отказаться от использования тягачей и снизить вероятность сильной загазованности ангара в ходе эксплуатации судна.

ТАКР (тяжелый авианесущий крейсер) Адмирал Кузнецов оснащен взлетной палубой, площадь которой превышает 14.8 тыс. квадратных метров, что в два раза больше, чем предыдущих крейсеров проекта 1143.

Особенности:

  • трамплин для взлета;
  • особое покрытие палубы для лучшего сцепления шасси;
  • три площадки для вертикального взлета;
  • 12 пусковых установок ПКРК “Гранит” под палубой;
  • дефлекторы, защищающие личный состав и технику от выхлопов реактивных двигателей;
  • гидравлические упоры для удержания самолета до старта.

Посадка самолетов на палубу обеспечивается аэрофинишерами.

Броня

Отсеки для топлива и боезапаса оснащены плотной коробчатой броней. Ширина противоторпедной защиты – 450 см.

Энергетическая установка


Полтора месяца может находиться в боевом походе

Энергетическая установка практически не отличается от остальных авианосцев проекта 1143. Авианосец “Кузя” или “Кузнец” получил модернизацию топливных баков. Это позволило увеличить мощность до 200000 л.с.

Питание турбин осуществляется от восьми котлов, паропроизводительность которых достигает 115 т/час.

Количество винтов – 4. Максимальная скорость составляет 29 узлов, экономичная – 18 узлов. Автономность составляет 45 суток.

Экипаж и вместимость

Численность экипажа авианосца Адмирал Кузнецов составляет 1980 человек состава. Авиагруппа – до 620 человек.

Таким образом, согласно проекту, общая численность достигает 2600 человек. Однако при размещении командного состава она увеличивается до 2660 человек.

Особенностью авианосца стали просторные жилые помещения, в которых можно с комфортом разместить на борту людей. Однако по сегодняшний день количество людей на авианосце даже примерно не приблизилось к проектным нормам. Большая часть жилых помещений остается не занята во время службы корабля.

Вооружение

Российский авианосец, ранее носивший имя “Тбилиси” состоянием на 2014 год имеет на борту:

  • “Гранит” – комплекс ракетного оружия с дальностью стрельбы до 550 км;
  • всепогодный ЗРК “Кинжал” на 192 ракеты;
  • зенитно-ракетный артиллерийский комплекс “Кортик” на 256 ракет;
  • реактивный бомбомет “Удав”;
  • автоматическая корабельная артиллерийская установка АК-630.

Вооружение крейсера постоянно модернизируется. Также крейсер оснащен противоторпедными системами и противокарабельными ракетами.

Главным ударным комплексом является установка “Гранит”.

Авиационное вооружение


МиГи-29К составляют основу боевого арсенала корабля

Увидев размеры крейсера Адмирал Кузнецов, многие задаются вопросом, сколько самолетов перевозится на авианосце. По проекту, авиационная группа рассчитана на 50 самолетов. В их числе 26 самолетов, 18 противолодочных вертолетов, 4 радиолокационных вертолета и 2 поисково-спасательных.

Однако на сегодняшний день состав заметно сокращен, во многом из-за нехватки финансирования.

Текущее авиационное вооружение крейсера:

  • истребители – 16 единиц;
  • учебно-тренировочные самолеты – 2;
  • учебно-боевые самолеты – 2;
  • вертолеты – 17, из них 2 радиолокационных.

В ближайшее время авианосец должен пополнится новой техникой.

Средства связи

Авианосец оснащен мощными средствами связи. На нем установлен навигационный комплекс “Бейсур”, 6 радиолокационных станций разных типов, один радиолокационный комплекс. Также на крейсере есть свой комплекс связи и несколько гидроакустических систем.

История службы авианосца

Корабль поступил на службу Северного флота в январе 1991 года. Авианосец Адмирал Кузнецов является флагманом Северного флота российского ВМФ. В ноябре 1991 года вокруг крейсера разгорелся конфликт. Власти Украины заявили, что корабль принадлежит им, так как был выпущен Николаевским заводом, и постановили, что крейсер должен оставаться на севастопольском рейде. Однако командир корабля не согласился с этим решением, так как на тот момент еще не было провозглашено о формировании независимого государства Украина, поэтому повел корабль через Босфор. При этом значительная часть команды судна и летнего состава были высажены на берег (100-й полк). В этот период корабль совершил первый переход вокруг европы.

Интересно, что корабль в результате получил русский флот, а высаженный на берег летный состав 100-го полка в результате был расформирован, так как в Украине не осталось авианесущих крейсеров.

В период с 1992 по 1994 годы происходили многочисленные испытания авианосца. В 1996 году встал на ремонт, который длился два года.

С 2001 года авианосец стоял на плановом ремонте до 2004 года. Из-за недостатка финансирования, процесс продвигался очень медленно. После ремонта принял участие в испытания техники в Северной Атлантике.

В 2007-2008 году возглавлял поход боевых кораблей в Атлантике и Средиземном море. С 2008 года снова встал на ремонт на полгода.

В 2016 году снова сформирован 100-й полк (крымский).

В 2011 году участвовал в операциях на берегу Сирии, с 2015 года стоит на ремонте. Плановые ремонтные работы и модернизация корабля должны завершится в 2020 году.

Командиры


Артамонов Сергей Григорьевич имеет награды (медаль Ушакова) за отличную службу в Военно-Морских силах России

Сегодня командиром является капитан 1 ранга Артамонов С.Г., приступивший к обязанностям в 2011 году. До него командиром был Родионов В. Н. (с 2008 по 2011 г.), еще раньше – Шевченко А. П. (с 2003 по 2008 гг.).

Первым командующим был Ярыгин В.С., занимавший эту должность с 1987 по 1992 год.

Оценка проекта и перспективы

Авианосец давно прозван в народе “Кузей”, и, несмотря на постоянные ремонтные работы, “Кузя” завоевал себе достаточно хорошую славу.

Авиакрейсер стал первым в своем роде во флоте Советского Союза, а затем и ВМФ РФ. Это первый корабль, который смог принимать и обеспечивать взлет обычным самолетам. Однако наличие трамплина для взлета открывает только одно направление для взлета самолетов, что и является основным недостатком крейсера.

Возможности крейсера сильно сократили проблемы финансирования в период распада Советского Союза, вследствие которых не были выпущены вертолеты и истребители, позволяющие полностью раскрыть весь технический потенциал авиакрейсера.

В целом, на сегодняшний день это полностью готовый к службе боевой корабль, который продолжают модернизировать. Он единственный в своем роде, и более подобных авианосный крейсеров строить не планируют.

По мнению критиков, судьба корабля могла сложится иначе, если бы в своем время конструктор не привлек внимание к этому проекту и не взял бы на себя ответственность за его реализацию. Именно благодаря Белову Л.В. российский флот пополнился таким тяжелым авианесущим крейсером. Однако сегодня вопрос перспектив флагмана зависит от финансирования и модернизации корабля.


"Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" - тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435, единственный корабль подобного типа России.

Место базирования

Северный флот, Североморск.

Постройка, имя

Корабль (в проекте носил наименование "Советский Союз") заложен на Черноморском судостроительном заводе 1 сентября 1982 года под наименованием "Рига" и спущен на воду 4 декабря 1985 года под наименованием "Леонид Брежнев". 11 августа 1987 года переименован в "Тбилиси". 4 октября 1990 года стал именоваться "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Зачислен в состав Северного флота 20 января 1991 года.

Вехи

21 октября 1989 года выведен в море в недостроенном и недоукомплектованном состоянии для летно-конструкторских испытаний бортовых самолетов. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году многократно выходил в море для испытаний.

В 90-х годах регулярно выходил в море на учения, нес боевую службу в Средиземноморье. С 1996 по 1998 год находился в ремонте. В 2000 году участвовал в учениях, на которых погибла подлодка "Курск", участвовал в спасательной операции.

С 2001 по 2004 год находился на ремонте. В 2004 году участвовал в месячном походе в Северную Атлантику. В 2005-2007 году несколько раз в год выходил в море. 5 декабря 2007 года вышел во главе отряда боевых кораблей в поход в Атлантический океан и Средиземное море, который завершился 3 февраля 2008 года.

До декабря 2008 года находился на ремонте.

В период с 6 декабря 2011 года по 16 февраля 2012 года корабль осуществил дальний поход в Средиземное море в рамках обеспечения военно-морского присутствия кораблей ВМФ России в районах Мирового океана.

В мае 2014 года завершился седьмой по счету дальний поход корабля, продолжавшийся без малого полгода.

В сентябре 2014 года на корабле завершилось плановое восстановление технической готовности.

12 декабря 2019 года на борту ремонтируемого корабля произошло возгорание при проведении огневых работ в 1-м энергоотсеке корабля; потушить пожар, площадь которого превысила 500 кв. метров, удалось только к утру 13 декабря . В результате происшествия погибли военнослужащий-контрактник и офицер из состава службы живучести корабля. Пострадали более десяти человек.

Тактико-технические характеристики

Скорость: 29 узлов
Автономность плавания: 45 суток
Экипаж: 1960 человек
Мощность паротурбин: 4x50000 л.с.
Мощность турбогенераторов: 9x1500 кВт
Мощность дизель-генераторов: 6x1500 кВт

Размеры

Длина: 302,3 метра
Длина по ватерлинии: 270 метров
Ширина: 72,3 метра
Ширина по ватерлинии: 35,4 метра
Осадка: 9,14 метра
Стандартное водоизмещение: 43000 тонн
Полное водоизмещение: 55000 тонн
Максимальное водоизмещение: 58600 тонн

Вооружение

Авианосец оснащен ракетными пусковыми установками (12 противокорабельных ракет "Гранит" и 60 ракет "Удав-1"), зенитно-ракетными комплексами "Клинок" (192 ракеты, 24 пусковые установки) и "Каштан" (256 ракет). На борту могут располагаться до 24 многоцелевых вертолетов Ка-27, до 16 сверхзвуковых многоцелевых самолетов вертикального взлета и посадки Як-41М и до 12 палубных истребителей Су-27К.