Урок звучащий цвет и зримый звук. Мы видим звук. Оснащение урока –

Звучащий цвет и зримый звук. 1. 2. 3. Понятие абстракционизма. В. В. Кандинский. Свойства красок: цвет, тон, интенсивность и их «духовное действие» . Знаки и символы искусства, художественные послания предков, «Троица» Андрея Рублева, символы в жизни и искусстве, абстракционизм, В. Кандинский.

Абстракционизм (от лат. abstractio – удаление, отвлечение) Направление в изобразительном искусстве XX века. Для этого направления характерны: отказ от изображения реальных предметов, их формы беспредметные композиции (линии, точки, пятна, плоскости и пр.) эксперименты с цветом отражение внутреннего мира художника в хаотических, неорганизованных образах. Это направление – отклик на общую дисгармонию современного мира и призыв «уступить инициативу формам, краскам, цвету»

В. В. Кандинский (1866 -1944 гг). один из представителей абстракционизма. «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине» .

В. Кандинский. Контрастные звуки. Охарактеризовал краски по трем признакам – цвет, тон и интенсивность. Считал, что именно эти три признака играют важную роль в создании эмоционального строя произведения. То же значение имеют тембры музыкальных произведений

В. Кандинский. Композиция VIII Желтый и синий цвет создают иллюзию движения При этом: «желтый круг приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку синий круг приобретает концентрическое движение (подобно улитке в раковине) и удаляется от человека Желтый круг как бы пронзает глаза, синий как бы погружается» (В. Кандинский)

В. Кандинский. Несколько кругов Если добавлять в разных пропорциях синий цвет в желтую краску, получаются разные оттенки зеленого цвета Кандинский считал, что смешение желтого и зеленого тормозит движение до полного его уничтожения Зеленый – цвет неподвижности и покоя, равновесия, но в нем потенциально скрыта возможность жизни, так как он составлен из активных цветов.

"Я взвесил звук, измерил и расчислил
В загадку слова хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил -
Предать железу свой живой язык…"
(А. Журавлев)

1. "Звук + цвет" ?
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете . Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.

Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные , тоже могут восприниматься в цвете . А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки:

А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый;
О - синий: тайну их скажу я в свой черед…

Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета : он считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным . Немецкий лингвист А. Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красным, О - пурпурный . А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым . Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуг .

Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей? На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь "звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен .

2. Общие положения теории

Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее слово остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы следы его действия.

Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту область наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко и с трудом, а, проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки", которые вскрыть своими инструментами не может.

Психические явления чаще всего непосредственно не наблюдаются , в экспериментах то проявляются, то нет, вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция . Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение или поступок были подсказаны нам интуицией.

Более того, как выяснилось в процессе работ над искусственным интеллектом, человек в сложных ситуациях принимает решение не путем перебора всех возможных вариантов, а эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция нашептывает нам правильное решение, а когда каверзно подталкивают нас в тупик?

Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то кто прав - А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?

Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника регистрации разнообразна : испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного", от "самого синего" и до "наименее синего" и т.п.

Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо . Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной , Е - чётко зелёная , а И - определённо синяя . Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная .

Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными , опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А физики главными считают соответствующие этим гласным цвета , потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное телевидение. Не удивительно ли, что и в языке соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими?

Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка . Названия главных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки А, О, Е, И наиболее частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную, ударную позицию: красный, синий.

Остальные гласные имеют оттеночную окраску , как и цвета, с которыми они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь больше разброс мнений испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но со светлыми : голубым, светло-сиреневым.

Интересно ведёт себя звукобуква Ё . По написанию она сходна с Е , а по звучанию с О . И в цветовом отношении она вполне определённо располагается между жёлтойО и зелёной Е . Примерно половина испытуемых называет её желтой, а половина - зелёной. Так что Ё - светлая, желто-зеленая.

А вот Я окраской почти не отличается от А , разве что воспринимается как более светлая и яркая.

Что касается Ы , то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике. Если О - звукобуква света , то Ы - звукобуква мрака , тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, черная .

Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно повлияла графическая форма буквы Й , передающей этот звук. Сходство Й с И привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяя звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И .

Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е , зелёной звукобуква Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще никакой определённый цвет с Э не связывается . А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем анализе текстов ее решено было не учитывать.

Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно закреплены в подсознании. Есть испытуемые, которые во всех экспериментах показывают чёткие и единообразные результаты, совпадающие с "коллективным мнением" всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экспериментах разноречивы, неустойчивы, и по их ответам никакой определённой окраски звуков не прослеживается. Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет предметов, но это не значит, что окраски предметов не существует. Важно, что большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не осознает.

Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям:

3. Реализация теории в поэтических текстах

Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии : там, где звуковая сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета.

Если это так, то естественно ожидать, что при описании , например, красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я ; они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием синих И , У , Ю ; зеленого - нагнетанием Е , Ё и т.д.

Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических подсчётах стала на глазах проявляться живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка , поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному смыслу произведений. Судите сами.

У Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая" . Стихотворение о грозных пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет казней, пожаров, крови.

Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А , Я и тёмные, мрачные У , Ы , не так ли?

Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это действительно так, будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии: "Этого не может быть!" А на машинные расчеты чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых здесь будет идти речь.

В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество каждой из 10 звукобукв , перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так как Ё , Я , Ю , Й связываются лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются они сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха они не имеют . Поэтому приплюсовываются к основным гласным. Поскольку звукобуква Ё оказалась двухцветной, то её количество разделяется поровну между О и Е . Синева Й выражена слабо, поэтому количество Й сокращается наполовину и только затем приплюсовывается к И . Подсчитывается также количество всех букв с удвоением ударных (величина N).

Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте стихотворения (Pk) и единицы размаха колебаний для данного текста:


Полученные частности сопоставляются с нормальными (среднестатистическими для языка), и вычисляются нормированные разности этих частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются:

Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн, птица вещая" :




Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116 на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше (Pk=0,159). При s= 0,018 такое отклонение частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39 раза, то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я , чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней ряд кровавых). Вторым по превышению нормы идет Ы , придавая красному тону мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также с превышением частотности над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зеленые и лиловые оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы.

Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме , кое-где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков.

Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения частотностей отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце дана цветовая расшифровка результатов.

Звукоцвет в поэзии:


Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности звукоцветовх ореолов С. Есенин . При сравнении уже первых строчек его стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..." - доминирующий цвет жёлтый , слегка зеленоватый . "Выткался на озере алый свет зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух прозрачный и синий..." - звукоцвет синий , чуть розоватый . "Зелёная причёска, девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма звукоцветовых соответствий.

4. Вместо заключения

Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук" . Они его действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах.

Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины , показывая тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи.
По книге А. Журавлёва "Диалог с компьютером". "Молодая гвардия", 1987 год.

Материал подготовила Елена Ф.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Идея: Абстрактная живопись живет эмоцией и чувством.

Проблема: Как научиться чувствовать абстрактную живопись?

Цель: Дать опыт интерпретации художественного произведения в собственном творчестве.

Задачи:

мировоззренческие

  • Дать опыт видения мира через абстрактную живопись.
  • Донести следующую мысль: можно выразить свое эмоциональное состояние через создание произведения искусства.

когнитивные

  • Дать представление о беспредметной живописи, её отличия от предметной.
  • Рассмотреть проблему воздействия цвета при восприятии абстрактных композиций.

коммуникативно-деятельностные

  • Создать собственный абстрактный творческий продукт «Эмоция в цвете и форме».

эмоционально-ценностные

  • Дать возможность на этапе рефлексии высказать свое суждение о том, как абстрактная живопись дает возможность человеку «самовыразиться».

Технологическая карта урока

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Актуализация

Организационный момент.
На доске большие абстрактные формы из бумаги, разные по цвету, форме.

Познавательные
соотносить эмоциональный и образный строй
отрабатывать навыки сравнения с целью установления связей между зрительным образом и эмоциональным

коммуникативные
участвовать в создании коллективной композиции

личностные
мотивация на освоение текста культуры

Вводная беседа.

Учитель:
- Выберите одну из фигур, которая наиболее соответствует вашему настроению. Давайте попробуем создать настроение сегодняшнего урока геометрическими фигурами. Поднимите вверх фигуры, которые ассоциируются с радостным настроением. Прикрепите фигуры на доску.

Выбор фигур по эмоциональному состоянию

Учитель:
- Вы только что создали картину в определенном стиле, может кто-нибудь догадался, что это за стиль? А для чего создавали эту композицию?

Сообщение темы урока.
Учитель:
- Вам хотелось бы узнать, кто из художников смог передать мир эмоций в своем творчестве? Как оживают эти образы?
Тема урока: «Звучащий цвет и зримый звук»

Создание на доске абстрактной композиции

Учащиеся:
- Абстрактная живопись. Этой картиной мы создавали настроение нашего урока

Проблематизация

Вводная беседа.

Учитель:
- Какие вопросы возникают, когда мы видим такие картины?

Учащиеся:
- Есть ли в них эмоциональный смысл? Как этот смысл понять?

Познавательные
формулировать проблему

Целеполагание

Учитель:
- Кто мог бы помочь нам раскрыть смыслы этой живописи?

Учитель:
- Но художника рядом нет. Какую цель вы бы поставили на сегодняшнем уроке?

Учащиеся:
- Сам художник.

Учащиеся:
- Попытаться дать собственную интерпретацию абстрактной живописи.

Регулятивные
самостоятельно ставить цель

Планирование

Учитель:
- Что нужно сделать, чтобы понять художника, его картины?

Учащиеся:
1. узнать о жизни художника;
2. узнать об основах цвета;
3. рассмотреть его картины, почувствовать их эмоциональный строй

Регулятивные
планировать свою деятельность на уроке

ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Изучение нового материала.

Сообщение информации о Василии Васильевиче Кандинском, об основах цвета. (Слайды 1-7)

Записывают в тетрадь понятие «абстракция» (основные компоненты – цвет и линия).
В учебнике на стр. 72 – находят определение «абстракция»
Обсуждают высказывание В.Кандинского «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине»

Познавательные
Искать ответы на вопросы в учебнике,
Выделять главную мысль в тексте,
Составлять абстрактную композицию по предложенной эмоции.

Коммуникативные
Сотрудничество в процессе групповой работы,
Воспринимать художественные произведения и выражать свое отношение к ним,
Высказывать собственную точку зрения,
Интерпретировать содержание абстрактной живописи

Регулятивные
Выполнять задание по алгоритму

Личностные
Самопознание в процессе восприятия абстрактной живописи

После просмотра фрагмента из произведения Кандинского «Желтый звук» (с 29.20 по 32.10 мин.) учитель задает вопрос:
- Почему Кандинский, говоря о красках, упоминает слово звучание?

Введение понятия синестетика, объяснения смысла.
Для «погружения» в мир синестетиков учащиеся просматривают небольшую художественную композицию на музыку А.Н.Скрябина.
(Слайды 8-9)
Учитель:
- Слушая музыку А. Скрябина, вы испытывали различные чувства. Свои чувства человек выражает эмоциями. Чувства направлены на внутренний мир, эмоции – временны и отражаются внешними признаками, выражаются жестами, мимикой.
Музыка и живопись воздействуют на нас и вызывают ответные чувства, но бывает и обратный процесс, когда под воздействием чувств рождаются произведения искусства у композиторов и художников. Эмоции и чувства бывают как положительной направленности, так и негативной.

Учащиеся:
- Цвет наиболее точно передает эмоциональное состояние. В данном произведении оживший цвет становится более выразительным, ярким, понятным

Звучит фрагмент мрачной (темной) музыки. (Слайд 10)

Учитель:
- У вас на руках остались фигуры темных, мрачных оттенков, составьте композицию на доске из этих фигур (дайте ей название).

Составляют композицию, придумывают названия

Создание абстрактной композиции

Практическая работа.

Учитель:
- Теперь вам предстоит самостоятельно создать абстрактную композицию по выбранной эмоции.
(Слайды 11-12)

Каждый учащийся выбирает эмоцию из предложенных и создает композицию, отражающую её.

Рефлексия

Подведение итогов.

На доске располагаются работы учащихся по группам: позитивные, нейтральные, негативные эмоции.
За 1 минуту до окончания работы у ребят забирают листочек с названием эмоции
После размещения работ на доске, ребята повторно выбирают эмоции из списка и находят к ней соответствие в работах своих одноклассников.

Учащиеся подписывают свою работу с обратной стороны и там же фиксируют эмоцию по которой создавали композицию. Вывешивают работу на доску.

Познавательные
Делать вывод
Сравнивать свою работу с работами одноклассников

Учитель:
- Как вы думаете, справились ли вы с заданием?
- Есть ли совпадения у автора работы и подобранной эмоции?

Справились (не справились)
Есть совпадения, потому что верно подобрана форма и цвет.

Ценностное обобщение

Таким образом мы можем сделать вывод, что полученные на уроке знания можно использовать выражения своих чувств, а также для коррекции негативных эмоций (если они возникают), направляя в русло творчества, создавая свои собственные, неповторимые произведения, как художественные, так и музыкальные (для этого можно использовать и привычные инструменты художника и композитора и современные компьютерные программные возможности)

Учащиеся:
- Мы можем выразить себя и свой мир через творчество.

Познавательные
Обобщать
Личностные
Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» И.В.Гёте Вышел старик-годовик, Махнул рукавом, И полетели двенадцать птиц, И разбились они на четыре стаи. Сердита мамка,Да прикрыла детокДо красного дня Пуховым одеялом. «Звуки и краски зимы» «Праздник русской зимы» «Февральская лазурь» М. Чижов И.Э. Грабарь Зимние слова зима хрустальный громкобелый покрывало тишинавьюга замёрзли покойлетят кружатся метельхолодно стучит кружатсяуснули завывает льдинкизлится серебро снежинкимороз иней природа Маленькой елочке Холодно зимой. Из лесу елочку Взяли мы домой. Из лесу елочку Взяли мы домой. Сколько на елочке Шариков цветных, Розовых пряников, Шишек золотых! Розовых пряников, Шишек золотых! Ветку наряднуюНиже опусти,Нас шоколадноюРыбкой угости!Нас шоколадноюРыбкой угости! Бусы повесилиВстали в хоровод,Весело, веселоВстретим Новый год!Весело, веселоВстретим Новый год! Ёлка. Были бы у ёлочки ножкиПобежала бы она по дорожкеЗаплясала бы она вместе с намиЗастучала бы каблучками. Нынче ночью у воротПостучался новый год.Новый, новый, молодойС золотою бородой. Закружились бы игрушкиРазноцветные хлопушкиЗавертелись бы все флагиИз серебряной бумаги. Засмеялись бы матрёшкиИ захлопали в ладошкиПотому, что ночью этойБудут танцы до рассвета. Новогодняя песенка Верим с детства мы календарюЯ к окну снежинку прикреплюСкоро наступает новый годЗначит, что- то, вновь произойдётДлинный серпантин и конфеттиНовый год мне снова возвратиПусть зелёной ёлочкой леснойЛуч надежды загорится мой. ПрипевВ сказку новогоднюю снова заглянуПодари сегодня мне волшебства странуСнежную мелодию, яркие огни.Сказка новогодняя, детство мне верни И не гаснут ребятни глазаВ эту ночь все верят в чудесаЧтоб сбылось всё в будущем году,Загадай желанье на звезду.Всех кто одинок и кто устал,Пусть закружит новогодний бал.И вернёт как добрый чародей,Нам тепло и свет родных людей. Мягкий беленький снежок тает на ладошке,До чего же хорошо в новеньких сапожках.Пробежаться с ветерком и в сугроб свалитьсяИ в пушистый снежный ком взять и превратиться.И в пушистый снежный ком взять и превратиться. Припев:Зимушка, зимушка, ах как хороша!Радуйся, радуйся, русская душа!Зимушка, зимушка, ах как хороша!Радуйся, радуйся, русская душа! 2. Снег как добрый чародейбродит в переулке.Эй, ребята, поскорей выйдем на прогулкуЯ спешу быстрее всех в шубку нарядитьсяПрячу нос в пушистый мех, чем я не лисица?Прячу нос в пушистый мех, чем я не лисица? 3.Спят деревья крепким сном под напев метелей,А на горке ледяной целый день веселье,Рассыпая звонкий смех едут вниз ребята,И бегут опять наверх словно медвежата.И бегут опять наверх словно медвежата. Слова: Раиса Панина. Музыка: Андрей Варламов РОССИЙСКИЙ ДЕД МОРОЗ Идёт через лес по сугробам С огромным мешком за спиной По непроторённым дорогам Волшебник с седой бородой.Мы все с малых лет его знаем, Повсюду желанный он гость. Его мы с улыбкой встречаем – Уж так на Руси повелось. Узорами окна раскрасит, Гирлянды на ёлке зажжёт, Он сказочным сделает праздник, Весёлую песню споет.Мы все с малых лет его знаем, Повсюду желанный он гость. Его мы с улыбкой встречаем – Уж так на Руси повелось. С метелью дружен я, С холодною зимой.Снега мои друзья. И ветер ледяной.Укутайтесь теплей. И берегите нос!Встречайте у дверей - Подарки я принёс! Он строит дворцы ледяные, Он прячет в сугробах дома, Он любит просторы России, И с ним неразлучна зима.Мы все с малых лет его знаем, Повсюду желанный он гость. Его мы с улыбкой встречаем – Уж так на Руси повелось. С метелью дружим мы,Со снежною зимой, С пургой мы дружны. И с горкой ледяной.Пусть кружит среди звёзд Снежинок хоровод!Пришел к нам Дед Мороз, А с ним - и Новый год! В Новый год лесной волчонок серый ласковый щенокБудет бегать от девчонок, и крутиться возле ног.Разноцветными огнями вспыхнет ёлочки наряд,И весёлые игрушки разом все заговорят. припев: Становитесь в хоровод, в хоровод, нам не будет тесно. До чего же Новый год, Новый год - праздник интересный. Симпатичный медвежонок пригласит на танец вас,Уверяя, что с пеленок, обожает только вальс.Белых ёжиков и зайцев закружится хоровод.Много песен, много танцев нам подарит новый год!

Класс: 8

Дата: 27.04.18

Цель:

Задачи изучения темы:

Форма занятия -

Основные вопросы темы -

Кандинский В.В. -цвет и музыкальные звуки.

Скрябин А.Н. - жизнь и творчество.

Скрябин А.Н. - на пути к светомузыке.

Основные термины и понятия -

Произведения искусства, имена -

Запись на доске:

Звучащий свет и зримый звук.

В.Кандинский

Оснащение урока -

  • Презентация - «Звучащий свет и зримый звук»;

План занятия:

1. Актуализация темы урока.

4. Организация осмысления.

5. Анализ.

6. Рефлексия.

7. Подведение итогов.

Ход урока

Примечание

Орг. момент.

Беседа.

(Слайд)

(Слайд)

Запись в тетрадь: Василий Кандинский (1866 - 1944). Понятие абстракционизма.

(Слайд)

(слайд) .

Автор использует лишь два инструмента для воплощения диссонирующих нот - форма и цвет. При этом Кандинский двигается от цвета к форме, а не наоборот. В работе явно ощущается преобладание чётких геометрических фигур в ущерб прихотливым пассажам из линий, которые можно встретить в других картинах. Работа удивительным образом сбалансирована и гармонична, что свидетельствует о том, как кропотливо автор продумывал каждый её элемент. Нет более несчастного искусства, чем музыка - ведь явление это временное. Всего мгновение - и звуки навсегда исчезли, оставляя воспоминания и эмоции. «Контрастные цвета»

Картина «Черный аккомпанемент» (слайд)

(слайд) «Сценическая композиция - «Желтый звук» -

. (слайд)

Александр Скрябин обладал цветным слухом. Цветной слух или синопсис - явление, при котором два чувства - зрение и слух - связываются воедино. (запись в тетр.) (слайд)

Исаак Ньютон когда-то уподобил семь разных по высоте звуков - звукоряд - семи цветам радуги, он пытался вывести математический закон, какого «цвета» та или иная нота-звук.

(слайд) (слайд)

«Прометей» в переводе с древнегреческого означает «провидец». Для музыканта Прометей был символом творческого начала, преодолевающего все муки и невероятные страдания на пути к идеалу: от неясной мечты к торжеству созидания, к свободе. Скрябинский «Прометей» не является иллюстрацией античного мифа о герое, похитившем с неба огонь для людей. В нем находит свое выражение не конкретный сюжет древнегреческой поэмы, а обобщенная идея человека-титана, человека-борца. По свидетельству композитора, «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это - активная энергия вселенной, творческий принцип, это - огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». (слайд).

Вся музыка и все вообще - фантазировал Скрябин, - должно быть погружено в этот свет, в световые волны, купаться в них.

Для «Поэмы огня» Скрябин выбрал одночастную сонатную форму. Исполнение «Прометея» Скрябин представлял так: в зале до начала музыки полная темнота. Постепенно, как из хаоса, рождаются одновременно звук и цвет. Медленный световой голос движется от фиолетового через синюю часть спектра к красному, затем вновь к фиолетовому. Интенсивность цвета меняется вместе с интенсивностью звучаний. Он то вспыхивает оранжево-красным огнем, то становится зеленоватым, бледно-голубым. В конце «Прометея» Скрябин даёт ослепительный свет - символ перехода из тьмы к свету. Зал погружается в цветовые волны, «купается» в них. Это цветовое, эмоциональное воздействие дополняет те мысли и переживания, которые вызывает музыка.

- Как вы думаете, удалось ли Скрябину при жизни реализовать сою задумку - исполнить симфонию в цвете?

Итоги.

- Что такое абстракционизм?

(Абстракционизм (лат. abstractio - удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство - направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.)

Богов между всеми живыми существами, а также создать высшее существо по имени человек, который стал бы управлять ими. Прометей и Эпимет, естественно, в первую очередь занялись теми, кто уже был создан. Но они раздавали дары с такой щедростью, что на долю человека ничего не осталось. И хотя они не имели ни малейшего понятия, как им выйти из этого затруднения, они все-таки взяли глину и приступили к созданию человека. Они слепили его по образу Богов, попросили Эроса вдохнуть в него жизнь, а Минерву (Афину Палладу) - наделить душой. Человек ожил, встал с земли и стал осматривать свои владения. Справедливо гордясь творением своих рук, Прометей решил преподнести ему самый ценный дар, которого не было ни у кого из живых существ, который смог бы поставить его над ними и приблизил бы к бессмертным Богам. Это был огонь, но огнем могли владеть только Боги. Прометей знал, что они никогда не поделятся этим даром с человеком, а если кто-нибудь сумеет украсть огонь, то ему не будет прощения. Он долго думал, как бы ему раздобыть огонь, и, наконец, решил украсть его или умереть.

Юпитер со своего трона на вершине горы Олимп заметил на земле странный свет. Желая понять, что это такое, он пригляделся и понял, что это огонь. Не в силах сдержать своя гнев, он поклялся подвергнуть Прометея мучительной казни, и все Боги задрожали, услышав эту клятву. Не прошло и минуты, как похититель был схвачен, отнесен на Кавказ и прикован к огромной скале. Сюда стал ежедневно прилетать ненасытный орел, который клевал печень Прометея. Стервятник рвал её своим крепким клювом и когтями, причиняя несчастному неимоверные страдания. Весь день хищная птица рвала печень Прометея, но холодными ночами, пока она спала, печень исцелялась и боль утихала, продлевая тем самым пытку, которой, как знал Прометей, не будет конца. Понимая, что его ждут долгие годы страшных мучений, он иногда горько жаловался на свою судьбу, но одно утешало его - благодарность людей, которые не уставали возносить ему хвалу за огонь, который он приобрел для них такой ужасной ценой. Через несколько сотен лет Геракл, сын Юпитера и Алкимены, пришел к скале, где был прикован Прометей, убил орла, разорвал алмазные цепи и освободил Бога, который так долго страдал.

Вопросы:

  1. Символом чего был герой древнегреческого мифа - Прометей для композитора Скрябина?

Просмотр содержимого документа
««Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально - поэтическая символика огня.»»

Класс: 8

Тема: «Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально - поэтическая символика огня.».

Дата: 27.04.18

Цель: Создание условий для раскрытия связи музыки и живописи в стиле абстракционизма;

Задачи изучения темы:

    познакомить с истоками цветомузыки, ввести в мир музыкально-живописных образов;

    заинтересовать личностью и творчеством композитора Скрябина А.Н. и художника Кандинского В.В.

    дать возможность глубже понять красоту известных музыкальных произведений через художественное творчество, создавая живописный образ музыкального произведения.

Форма занятия –

Комбинированный урок-лекция с элементами диалога и практическое, творческое (живопись) осмысление темы.

Основные вопросы темы –

Кандинский В.В. –цвет и музыкальные звуки.

Скрябин А.Н. – жизнь и творчество.

Скрябин А.Н. – на пути к светомузыке.

Основные термины и понятия –

Синтез искусств, зримая музыка, соната, абстракция.

Произведения искусства, имена –

Кандинский В.В. «О духовном в искусстве»

Скрябин А.Н. «Прометей (Поэма огня)»

Запись на доске:

Звучащий свет и зримый звук.

«Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине»

В.Кандинский

Оснащение урока –

    Презентация – «Звучащий свет и зримый звук»;

    Фрагменты видеозаписей с исполнением симфонической поэмы «Прометей» и световое шоу Жан-Мишель Андре Жарра;

План занятия:

1. Актуализация темы урока.

2. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

3. Организация восприятия учебного материала.

4. Организация осмысления.

5. Анализ.

6. Рефлексия.

7. Подведение итогов.

Ход урока

Примечание

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сообщение темы. Актуализация знаний.

Знаки, изображающие условно какие-либо понятия, идеи, явления, называются символами. На прошлом уроке мы определяли символы из области науки, фольклора, философии и театра.

Беседа.

(Слайд) «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине». Так считал художник Василий Васильевич Кандинский, написавший эти абстрактные картины.

И тема сегодняшнего урока будет звучать как «Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально - поэтическая символика огня.» (Слайд)

Абстрактная живопись способна передавать самые тонкие душевные переживания. Музыка также способна находить отклик в душе человека.

Запись в тетрадь: учебник «Искусство» стр. 72. Тема урока. Василий Кандинский (1866 – 1944). Понятие абстракционизма.

- Прочитайте пожалуйста мне его.

(Слайд) Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» пишет, что музыкальный тон имеет доступ к душе человека. «Он тотчас находит в ней отклик, ибо у человека « музыка в душе…художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Излагая свою теорию психологического исследования цвета, Кандинский приводит примеры соответствия красок и музыкальных инструментов, так, например, характеризуя желтую краску как беспокойную, назойливо действующую на душу человека, он сопоставляет её со звуками высокой трубы в работе «Композиция 8»(слайд) .

- Картина «Контрастные звуки» (слайд) - ярчайший, почти хрестоматийный для Кандинского пример, когда автор запечатлел музыку.

Автор использует лишь два инструмента для воплощения диссонирующих нот – форма и цвет. При этом Кандинский двигается от цвета к форме, а не наоборот. В работе явно ощущается преобладание чётких геометрических фигур в ущерб прихотливым пассажам из линий, которые можно встретить в других картинах. Работа удивительным образом сбалансирована и гармонична, что свидетельствует о том, как кропотливо автор продумывал каждый её элемент. Нет более несчастного искусства, чем музыка – ведь явление это временное. Всего мгновение – и звуки навсегда исчезли, оставляя воспоминания и эмоции. «Контрастные цвета» - одно из лучших полотен, попытавшись запечатлеть это неуловимое искусство, а под силу это было лишь Кандинскому.

Картина «Черный аккомпанемент» (слайд) была написана в 1924 году. В ней присутствуют различного рода геометрические фигуры, «наложенные» друг на друга. Работа наполнена необычным сочетанием ярких и броских цветов на черном размытом фоне.

Художник любил играть с воображением зрителя, подбирая самые разные формы изображения и цвета. Таким образом он знакомил общество со своим необычным видением окружающего, что стало настоящей сенсацией среди критиков-эстетов, которые сумели найти некий смысл в его работах.

Кандинский оперирует на сочетание не сочетаемого. В его полотнах можно рассмотреть обилие резких форм и вычурных цветов. Конкретная работа художника не стала одной из популярных картин, однако своего зрителя она нашла в серии полотен, посвященных эстетике геометрии.

У Кандинского много композиций, в которых он стремился передать свое музыкальное восприятие цвета. Одна из них (слайд) «Сценическая композиция – «Желтый звук» - Премьера состоялась 12 мая 1972 года в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Познакомившись с работами художника-абстракциониста Василия Кандинского, мы увидели, как можно символически, при помощи геометрических знаков и фигур, в смешении теплых с холодными тонами красок, услышать цвет и увидеть звук.

Свойства красок создают эмоциональный настрой произведения. В музыке такое же значение имеет тембр, качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на разных инструментах или исполненные различными голосами.

Очень необычно выражал свою музыкальность выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин. (слайд)

Александр Скрябин обладал цветным слухом. Цветной слух или синопсис – явление, при котором два чувства – зрение и слух – связываются воедино. (запись в тетр.) (слайд)

Исаак Ньютон когда-то уподобил семь разных по высоте звуков – звукоряд – семи цветам радуги, он пытался вывести математический закон, какого «цвета» та или иная нота-звук.

Скрябин отчетливо видел, что между тональностями и цветовыми ощущениями есть органическая связь.

Скрябин впервые решил непосредственно соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую поэму «Прометей» (слайд) (для оркестра, хора, органа и соло фортепиано) ввести партию «светового клавира». Грезя идеей синтеза искусств, Скрябин вводит в партитуру «Прометея» нотную строку, обозначенную итальянским термином «luce», что значит «свет». Тем самым, задолго до создания современной световой аппаратуры, Скрябин предсказал появление никогда не существовавших «световых» инструментов. (слайд) По замыслу композитора такой инструмент должен был пускать в концертный зал особы световые волны, соответствующие акустической природе света и звука.

- Посмотрите на соотношение цветов и тональностей по Скрябину.

«Прометей» в переводе с древнегреческого означает «провидец». Для музыканта Прометей был символом творческого начала, преодолевающего все муки и невероятные страдания на пути к идеалу: от неясной мечты к торжеству созидания, к свободе. Скрябинский «Прометей» не является иллюстрацией античного мифа о герое, похитившем с неба огонь для людей. В нем находит свое выражение не конкретный сюжет древнегреческой поэмы, а обобщенная идея человека-титана, человека-борца. По свидетельству композитора, «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это – активная энергия вселенной, творческий принцип, это – огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». (слайд).

Скрябин мечтал о синтезе музыки и цвета в своем «Прометее». Он хотел зримо воссоздать «образ пламени» - некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.

«Поэма огня» должна была преобразовать весь мир, перестроить всю Вселенную. Композитора уже не устраивало параллельное звучание света и музыки. Необходим синтез музыки, света, слова, танца, жеста, направление взглядов музыканта. Цветовые сочетания не на одном только экране, а пронизывающие весь зал.

Вся музыка и все вообще – фантазировал Скрябин, - должно быть погружено в этот свет, в световые волны, купаться в них.

Для «Поэмы огня» Скрябин выбрал одночастную сонатную форму. Исполнение «Прометея» Скрябин представлял так: в зале до начала музыки полная темнота. Постепенно, как из хаоса, рождаются одновременно звук и цвет. Медленный световой голос движется от фиолетового через синюю часть спектра к красному, затем вновь к фиолетовому. Интенсивность цвета меняется вместе с интенсивностью звучаний. Он то вспыхивает оранжево-красным огнем, то становится зеленоватым, бледно-голубым. В конце «Прометея» Скрябин даёт ослепительный свет – символ перехода из тьмы к свету. Зал погружается в цветовые волны, «купается» в них. Это цветовое, эмоциональное воздействие дополняет те мысли и переживания, которые вызывает музыка.

- Как вы думаете, удалось ли Скрябину при жизни реализовать сою задумку – исполнить симфонию в цвете?

При жизни Скрябина не удалось реализовать символический световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру». Однако идея зримой музыки дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью. Появились цветоустановки, аппараты цветомузыки, оптический синтезатор звука. Все эти направления искусства воплотились в электронной музыке.

Обучающийся читает миф о Прометее.

Просмотр видеофрагмента исполнения симфонической поэмы «Прометей» Скрябин.

Итоги.

- Что такое абстракционизм?

(Абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство – направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.)

- Какие работы Кандинского вы запомнили?

Урок я хочу я закончить словами Александра Скрябина: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом, нужно испытать отчаяние и победить его». Мы сильны и могучи. Стараемся не испытывать отчаяние, и быть оптимистами. Символы нашей жизни: успех, удача и готовность служить людям.

Во время сотворения мира, покрыв новорожденную землю роскошной растительностью и населив её различными живыми существами, Эрос решил, что надо наделить их инстинктами, которые позволили бы им наслаждаться дарованной Богами жизнью и не дать ей угаснуть. Он призвал на помощь двух младших сыновей Япета и попросил их разделить дары

Богов между всеми живыми существами, а также создать высшее существо по имени человек, который стал бы управлять ими. Прометей и Эпимет, естественно, в первую очередь занялись теми, кто уже был создан. Но они раздавали дары с такой щедростью, что на долю человека ничего не осталось. И хотя они не имели ни малейшего понятия, как им выйти из этого затруднения, они все-таки взяли глину и приступили к созданию человека. Они слепили его по образу Богов, попросили Эроса вдохнуть в него жизнь, а Минерву (Афину Палладу) – наделить душой. Человек ожил, встал с земли и стал осматривать свои владения. Справедливо гордясь творением своих рук, Прометей решил преподнести ему самый ценный дар, которого не было ни у кого из живых существ, который смог бы поставить его над ними и приблизил бы к бессмертным Богам. Это был огонь, но огнем могли владеть только Боги. Прометей знал, что они никогда не поделятся этим даром с человеком, а если кто-нибудь сумеет украсть огонь, то ему не будет прощения. Он долго думал, как бы ему раздобыть огонь, и, наконец, решил украсть его или умереть.

Темной ночью он отправился на Олимп, вошел незамеченным в обиталище богов, схватил горящий факел и, спрятав его на груди, удалился, радуясь, что все прошло удачно. Вернувшись на землю, он передал украденный огонь людям, которые тут же приспособили его для своих нужд и принялись горячо благодарить Прометея, который рисковал жизнью, чтобы добыть для них этот бесценный дар.

Юпитер со своего трона на вершине горы Олимп заметил на земле странный свет. Желая понять, что это такое, он пригляделся и понял, что это огонь. Не в силах сдержать своя гнев, он поклялся подвергнуть Прометея мучительной казни, и все Боги задрожали, услышав эту клятву. Не прошло и минуты, как похититель был схвачен, отнесен на Кавказ и прикован к огромной скале. Сюда стал ежедневно прилетать ненасытный орел, который клевал печень Прометея. Стервятник рвал её своим крепким клювом и когтями, причиняя несчастному неимоверные страдания. Весь день хищная птица рвала печень Прометея, но холодными ночами, пока она спала, печень исцелялась и боль утихала, продлевая тем самым пытку, которой, как знал Прометей, не будет конца. Понимая, что его ждут долгие годы страшных мучений, он иногда горько жаловался на свою судьбу, но одно утешало его – благодарность людей, которые не уставали возносить ему хвалу за огонь, который он приобрел для них такой ужасной ценой. Через несколько сотен лет Геракл, сын Юпитера и Алкимены, пришел к скале, где был прикован Прометей, убил орла, разорвал алмазные цепи и освободил Бога, который так долго страдал.

Вопросы:

    Символом чего был герой древнегреческого мифа – Прометей для композитора Скрябина?

    Как А.Н. Скрябин хотел организовать пространство, в котором звучит симфония огня?

    Как вы думаете, почему наш урок начался со знакомства с творчеством В.В.Кандинского и перешел в неординарную музыку А.Н.Скрябина?