Производители моделей паровозов из латуни

Паровоз "С" (Сормовский) - российский пассажирский паровоз типа 1-3-1. С 1910 по 1918 год на ряде российских паровозостроительных заводов было выпущено 678 паровозов этой серии. Считается одним из лучших пассажирских локомотивов Российской империи, поэтому и использовался в составе "Николаевского экспресса".
12 марта 1911 года комиссия подвижного состава и тяги технического совета МПС совершила пробную поездку на паровозе типа "С" по скоростному участку Николаевской железной дороги от Санкт-Петербурга до Бологого. Паровоз с составом из девяти вагонов общей массой 345 тонн преодолел данный участок за 4 часа 15 минут, разгоняясь на горизонтальных участках до 94 вёрст в час (около 100 км/ч). При движении с составом массой 510 тонн (14 вагонов) паровоз демонстрировал спокойный и плавный ход.
Испанская фирма OcCre представляет первую полноценную модель русского паровоза начала XX века – С-68. Сама модель изготовлена из дерева и латуни в масштабе 1:32. Размер колеи - 45 мм. Весь паровоз целиком будет в длину 69 сантиметров.
Внушительная коробка размером 60*40*10 см, в которой находятся семь фанерных листов с уже вырезанными лазером каркасными деталями, три прозрачных бокса с металлическими (литые из белого металла, точеные из латуни, оси, винтики, шайбочки и гайки) деталями, уже готовые колеса, коробка с латунными листами для обшивки котла, фототравленные детали обшивки кабины (с уже вытравленными элементами крепежа), массивная балка шасси, камни для имитации угля в тендере, 26-страничная инструкция по сборке на русском языке. Каркас паровоза, котел, кабина машиниста и тендер собираются как конструктор из уже готовых, вырезанных лазером каркасных деталей. Все готовые узлы каркаса подтачиваются, снимаются необходимые фаски и зашкуриваются. Далее каркас котла обшивается латунными пластинами, которые приклеиваются не только на клей (цианакрилатный), но и дополнительно фиксируются миниатюрными латунными гвоздиками. Шляпки этих гвоздей (а они расположены по периметру обшивочных листов) сразу же выполняют функцию имитации заклепок котла. Вся обвеска котла (трубы, фонарь, передняя крышка) дана отливками из белого металла. Трубопроводы делаются из латунной проволоки различного диаметра. А вот с кабиной машиниста немного по-другому. В отличие от мощного каркаса котла, каркас кабины выполняется из тонких ажурных деревянных деталей и имеет настил крыши из деревянных реек сечением 1х5 мм. Передняя и боковые стенки кабины даны фототравленными латунными листами с уже вырезанными окнами и другими отверстиями. Как и положено качественным моделям железнодорожной техники, в кабине машиниста выполнены все органы управления, трубопроводы, рычаги и запоры топки. Вся конструкция ставится на три основные колесные пары. А вот затем начинается самое интересное: сборка сцепок, буферов и, конечно же, подвижных элементов ходовой части. Ради того, чтобы это собрать и увидеть, как слаженно работает сделанная вами сложная система тяг, шатунов и поршней, стоит потратить не один день! Вся ходовая часть паровоза выполнена подвижной, собирается из литых металлических деталей, скрепленных между собой и с колесами с помощью винтов, гаек и шайб. В сборочной инструкции этому этапу отведено более двадцати пошаговых фотографий. Фирма OcCre прилагает к модели инструкцию по сборке на русском языке. Колея 45 мм (стандарт G-45).
Вниманию тех, кто делает эту модель: в инструкции фото 132 втулка латунная, диаметр должен быть не 6 мм, как указанно на фото, а 5 мм.


О нас
Мы обещаем, что:

  • имея более, чем 15-летний опыт, мы предлагаем только лучшие товары на рынке, отсеивая явные провальные изделия;
  • точно и быстро доставляем товары нашим клиентам по всему миру.

Правила обслуживания клиентов

Мы рады ответить на любые адекватные вопросы, которые у вас возникли или могут возникнуть. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы сделаем все возможное, чтобы ответить вам как можно скорее.
Наша сфера деятельности: сборные деревянные модели парусников и других кораблей, модели для сборки паровозов, трамваев и вагонов, 3D модели из металла, сборные механические часы из дерева, модели-конструкторы зданий, замков и церквей из дерева, металла и керамики, ручные и электроинструменты для моделирования, расходные материалы (лезвия, насадки, шлифовальные принадлежности), клея, лаки, масла, морилки для дерева. Листовой металл и пластик, трубки, профиля из металла и пластика для самостоятельного моделирования и изготовления макетов, книги и журналы по работе с деревом и по парусной тематике, чертежи кораблей. Тысячи элементов для самостоятельной постройки моделей, сотни видов и типоразмеров реек, листов и плашек ценных пород дерева.

  1. Доставка по всему миру. (за исключением некоторых стран);
  2. Быстрая обработка поступивших заказов;
  3. Фотографии, представленные на нашем сайте, сделаны нами или предоставлены производителями. Но в некоторых случаях производитель может менять комплектацию товара. В этом случае представленные фотографии будут носить справочных характер;
  4. Указанные сроки доставки предоставляются перевозчиками и не включают в себя выходные и праздничные дни. В пиковые моменты (перед Новым Годом) сроки доставки могут быть увеличены.
  5. Если вы не получили оплаченный заказ в течение 30 дней (60 дней для международных заказов) с момента отправки, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы отследим заказ и свяжемся с вами как можно скорее. Наша цель – удовлетворение клиентов!

Наши преимущества

  1. Все товары лежат на нашем складе в адекватных количествах;
  2. Мы имеем самый большой в стране опыт по тематике деревянных моделей парусников и поэтому всегда можем объективно оценить ваши возможности и посоветовать, что выбрать под ваши потребности;
  3. Мы предлагаем вам различные способы доставки: курьером, обычной и ЕМС почтой, СДЭК, Боксберри и Деловые Линии. Эти перевозчики могут полностью закрыть ваши потребности по срокам, стоимости и географии доставки.

Мы твердо верим, что станем вашим лучшим партнером!

Описание

Паровоз "С" (Сормовский) — российский пассажирский паровоз типа 1-3-1. С 1910 по 1918 год на ряде российских паровозостроительных заводов было выпущено 678 паровозов этой серии. Считается одним из лучших пассажирских локомотивов Российской империи, поэтому и использовался в составе "Николаевского экспресса".
12 марта 1911 года комиссия подвижного состава и тяги технического совета МПС совершила пробную поездку на паровозе типа "С" по скоростному участку Николаевской железной дороги от Санкт-Петербурга до Бологого. Паровоз с составом из девяти вагонов общей массой 345 тонн преодолел данный участок за 4 часа 15 минут, разгоняясь на горизонтальных участках до 94 вёрст в час (около 100 км/ч). При движении с составом массой 510 тонн (14 вагонов) паровоз демонстрировал спокойный и плавный ход.
Испанская фирма OcCre представляет первую полноценную модель русского паровоза начала XX века - С-68. Сама модель изготовлена из дерева и латуни в масштабе 1:32. Размер колеи — 45 мм. Весь паровоз целиком будет в длину 69 сантиметров.
Внушительная коробка размером 60*40*10 см, в которой находятся семь фанерных листов с уже вырезанными лазером каркасными деталями, три прозрачных бокса с металлическими (литые из белого металла, точеные из латуни, оси, винтики, шайбочки и гайки) деталями, уже готовые колеса, коробка с латунными листами для обшивки котла, фототравленные детали обшивки кабины (с уже вытравленными элементами крепежа), массивная балка шасси, камни для имитации угля в тендере, 26-страничная инструкция по сборке на русском языке. Каркас паровоза, котел, кабина машиниста и тендер собираются как конструктор из уже готовых, вырезанных лазером каркасных деталей. Все готовые узлы каркаса подтачиваются, снимаются необходимые фаски и зашкуриваются. Далее каркас котла обшивается латунными пластинами, которые приклеиваются не только на клей (цианакрилатный), но и дополнительно фиксируются миниатюрными латунными гвоздиками. Шляпки этих гвоздей (а они расположены по периметру обшивочных листов) сразу же выполняют функцию имитации заклепок котла. Вся обвеска котла (трубы, фонарь, передняя крышка) дана отливками из белого металла. Трубопроводы делаются из латунной проволоки различного диаметра. А вот с кабиной машиниста немного по-другому. В отличие от мощного каркаса котла, каркас кабины выполняется из тонких ажурных деревянных деталей и имеет настил крыши из деревянных реек сечением 1х5 мм. Передняя и боковые стенки кабины даны фототравленными латунными листами с уже вырезанными окнами и другими отверстиями. Как и положено качественным моделям железнодорожной техники, в кабине машиниста выполнены все органы управления, трубопроводы, рычаги и запоры топки. Вся конструкция ставится на три основные колесные пары. А вот затем начинается самое интересное: сборка сцепок, буферов и, конечно же, подвижных элементов ходовой части. Ради того, чтобы это собрать и увидеть, как слаженно работает сделанная вами сложная система тяг, шатунов и поршней, стоит потратить не один день! Вся ходовая часть паровоза выполнена подвижной, собирается из литых металлических деталей, скрепленных между собой и с колесами с помощью винтов, гаек и шайб. В сборочной инструкции этому этапу отведено более двадцати пошаговых фотографий. Фирма OcCre прилагает к модели инструкцию по сборке на русском языке.
Вниманию тех, кто делает эту модель: в инструкции фото 132 втулка латунная, диаметр должен быть не 6 мм, как указанно на фото, а 5 мм.

shopProduct Object ( => Array ( => 25188 => => Набор для постройки модели паровоза С-68. Масштаб 1:32 => => Паровоз С. (Сормовский) – пассажирский локомотив российского производства, выпускавшийся отечественной промышленностью в период 1910 – 1918 годов. Относился к типу 1-3-1, и в общей сложности было выпущено около 687 экземпляров, что для того периода составляет значительную цифру, поскольку именно в это время бушевала мировая война. Паровоз считался одним из лучших отечественных локомотивов пассажирского класса, о чем красноречиво свидетельствовало его использование в составе «Николаевского экспресса». Так в 1911 году техническая комиссия осуществила пробную поездку на паровозе по скоростному участку Санкт-Петербург – Бологое Николаевской Ж/Д. Тогда локомотив сумел разогнаться до 100 км/ч, причем к нему было прицеплено 9 вагонов, так что общая масса состава равнялась 345 тонн. Участок пути был преодолен за 4 часа 15 минут, а с массой в 510 тонн (это 14 вагонов) локомотив показывал спокойное и плавное передвижение. => => => {$name} купить за {$price} в интернет-магазине «Мир Моделей» с доставкой по России. =>

История паровоза С-68

Паровоз С. (Сормовский) – пассажирский локомотив российского производства, выпускавшийся отечественной промышленностью в период 1910 – 1918 годов. Относился к типу 1-3-1, и в общей сложности было выпущено около 687 экземпляров, что для того периода составляет значительную цифру, поскольку именно в это время бушевала мировая война. Паровоз считался одним из лучших отечественных локомотивов пассажирского класса, о чем красноречиво свидетельствовало его использование в составе «Николаевского экспресса». Так в 1911 году техническая комиссия осуществила пробную поездку на паровозе по скоростному участку Санкт-Петербург – Бологое Николаевской Ж/Д. Тогда локомотив сумел разогнаться до 100 км/ч, причем к нему было прицеплено 9 вагонов, так что общая масса состава равнялась 345 тонн. Участок пути был преодолен за 4 часа 15 минут, а с массой в 510 тонн (это 14 вагонов) локомотив показывал спокойное и плавное передвижение.

Описание набора для постройки модели паровоза С-68

Набор для постройки модели прославленного паровоза создан на предприятиях концерна OcCre, для которого это был первый опыт обращения к русской тематике начала 20 века. Материалами для создания модели служат дерево и латунь, а ее масштаб составляет 1:32, так что размер колеи равен 45 мм, а длина паровоза 69 см. Вниманию конструкторов предлагается объемная упаковка с семью фанерными деталями внутри. Каркасные детали уже вырезаны с помощью лазера, а кроме этого, здесь присутствуют прозрачные коробочки с металлическими элементами. Они включают в себя такие детали, как оси, шайбочки, винтики и гайки, отлитые из латуни или белого металла. Колеса, а также латунные листы для корпусной обшивки, представлены уже в готовом виде, так же как и элементы для отделки кабины, выполненные с использованием технологии фототравления. Приятным сюрпризом станет наличие массивной балки шасси и материалов, имитирующих уголь в тендере. Для облегчения сборки автор может воспользоваться подробной инструкцией, отпечатанной на 26 страницах, которая переведена на русский язык.

Составные части изделия, а именно каркас, котел, тендер и кабина машиниста, выполняются из подготовленных элементов, а после сборки готовые узлы ошкуриваются. Затем корпус обшивается латунными пластинами, чье крепление осуществляется посредством клея и гвоздиков, чьи шляпки изображают заклепки. Оформление котла делается из белого металла, а трубопроводы - из латунной проволоки. Кабина машиниста выполняется с использованием тонких элементов, а ее боковые и передние стенки имеют уже вырезанные окна, впрочем, и сама кабина включает в себя все элементы управления. Одним из самых интересных этапов процесса станет создание подвижных элементов, а также сцепок и буферов, поскольку вся ходовая система паровоза является действующей. Разобраться с ней позволит терпение, а также приложение к инструкции в виде цветных иллюстраций, так что готовый результат превзойдет самые смелые ожидания.

=> 1 => 2012-05-20 16:20:31 => 2016-12-27 08:19:43 => 1 => 0 => 3 => 1002605 => => => 114392 => jpg => product25188.php => 0.00 => 25100 => 0 => RUB => 25100.0000 => 25100.0000 => 0 => 2 => => => 0 => 13230.0000 => 1667 => => 0 => 0.0000 => 0.0000 => 0.0000 => 1 => RUB => 25100.0000 => 25100.0000 => 25100.0000 => 25100.0000 => 25100.0000 => 25100.0000 => 0.0000 => 0.0000 => Array ( => Array ( => 114392 => 25188 => => OC54006 => 1 => => => 25100 => 25100 => 15240 => 0 => 2 => 1 => 2147483647 => => 0 => => 0 => Array ( => 1 => 1) => RUB => RUB => 25100 => 25100 => 0 => 0 => 25100 => 0)) => Array ( => Array ( => 1667 => => 146 => 147 => 1 => 2374 => Модели трамваев и паровозов => => Модели паровозов и трамваев | Наборы для постройки | Все для моделизма => модели паровозов => Ищете сборные модели паровозов? На сайте Models World представлен широкий выбор моделей паровозов и многое другое по приятным ценам, а также огромный ассортимент материалов для моделирования и специальной литературы. => 0 => modeli-tramvaev-i-parovozov => derevyannye-modeli/modeli-tramvaev-i-parovozov => 27 =>

Компания ModelsWorld уже долгое время работает на таком перспективном направлении, как реализация готовых и сборных моделей железнодорожного транспорта. У нас присутствуют образцы действующих трамваев и паровозов, а также раритетные модели, которые придутся по вкусу любителями старины. У нас вы найдете небольшие изделия, так и крупные макеты железнодорожной техники, состоящие из множества элементов. Их можно использовать даже в выставочных целях, при том что все они выполнены с детальной точностью, а качество применяемых материалов остается выше любых похвал.

Тем не менее, большую часть нашего ассортимента составляют модели, предназначенные для сборки в домашних условиях, на которых отточить свое мастерство смогут как начинающие конструкторы, так и опытные специалисты. На сегодняшний день наша коллекция включает в себя 14 паровозов и 12 трамваев, представляющих собой самые популярные образцы той или иной эпохи. При этом ассортимент регулярно расширяется, охватывая все новые страны и временные периоды. Клиенты компании имеют возможность приобрести сборную модель, способную стать отличным подарком, особенно для людей, чья деятельность так или иначе связана с областью железнодорожного транспорта.

Паровозы и трамваи традиционно представляют собой одно из самых популярных направлений моделирования, имеющее многочисленных поклонников. Вследствие этого конкуренция в данной сфере чрезвычайно велика, заставляя производителей регулярно повышать уровень качества продукции и сервиса. Компания ModelsWorld сумела занять достойное место на отечественном рынке по реализации модельной продукции из Италии, Германии и США. Наших постоянных клиентов радуют низкие цены и отличное качество!

=> => 2014-07-30 15:38:56 => 2019-06-10 11:39:49 => price,18,12,16,29,30,40,93 => price DESC => 1 => 1 => .jpg)) => derevyannye-modeli/modeli-tramvaev-i-parovozov => 25100.0000 => 0 => Array ( => 1:32 => OcCre => Набор для сборки => 1:32 Транспорт => Паровоз => Модель паровоза) => Array () => Array ( => shopDimensionValue Object ( => 4 => kg => weight => => 4 => => => 36 => 19 => 8) => OCCRE => Array ( => Дерево => Металл => Пластик) => 1:32 => Array ( => Наземная) => Гражданский => XX век до 1939 года => Паровоз => Array ( => Паровой) => Высокая => Наборный => shopDimensionValue Object ( => 690 => mm => length => => 0.69 => => => 994 => 25 => 500) => shopDimensionValue Object ( => 103 => mm => length => => 0.103 => => => 681 => 26 => 220) => shopDimensionValue Object ( => 172 => mm => length => => 0.172 => => => 2171 => 27 => 870) => Сборная => Модели => Испания) => Array ( => Array ( => 1002605 => 25188 => 2016-12-27 08:19:15 => => Набор для постройки модели паровоза С-68. Масштаб 1:32 => 0 => 453 => 340 => 86561 => => Image_25188_203082.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/88/51/25188/images/1002605/1002605.96x96.jpg) => Array ( => 203083 => 25188 => 2014-10-03 23:58:39 => => OC54006_2_s.jpg => 2 => 400 => 300 => 40286 => => OC54006_2_s.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/88/51/25188/images/203083/203083.96x96.jpg) => Array ( => 203084 => 25188 => 2014-10-03 23:58:39 => => OC54006_3_s.jpg => 3 => 400 => 300 => 49362 => => OC54006_3_s.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/88/51/25188/images/203084/203084.96x96.jpg) => Array ( => 203085 => 25188 => 2014-10-03 23:58:39 => => OC54006_4_s.jpg => 4 => 400 => 300 => 50972 => => OC54006_4_s.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/88/51/25188/images/203085/203085.96x96.jpg) => Array ( => 203086 => 25188 => 2014-10-03 23:58:39 => => OC54006_5_s.jpg => 5 => 400 => 300 => 36836 => => OC54006_5_s.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/88/51/25188/images/203086/203086.96x96.jpg) => Array ( => 203087 => 25188 => 2014-10-03 23:58:39 => => OC54006_6_s.jpg => 6 => 400 => 300 => 52206 => => OC54006_6_s.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/88/51/25188/images/203087/203087.96x96.jpg) => Array ( => 203088 => 25188 => 2014-10-03 23:58:39 => => OC54006_7_s.jpg => 7 => 400 => 300 => 40329 => => OC54006_7_s.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/88/51/25188/images/203088/203088.96x96.jpg) => Array ( => 203089 => 25188 => 2014-10-03 23:58:39 => => OC54006_8_s.jpg => 8 => 400 => 300 => 37638 => => OC54006_8_s.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/88/51/25188/images/203089/203089.96x96.jpg) => Array ( => 203090 => 25188 => 2014-10-03 23:58:39 => => OC54006_9_s.jpg => 9 => 400 => 300 => 45812 => => OC54006_9_s.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/88/51/25188/images/203090/203090.96x96.jpg)) => Набор для постройки модели паровоза С-68. Масштаб 1:32) => Array ( => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1) => 1 => shopProductModel Object ( => shop_product => waDbMysqliAdapter Object ( => mysqli Object ( => 9 => 5.5.47 => 50547 => 0 => => 0 => => Array () => 14 => Localhost via UNIX socket => => 0 => 5.5.59-0+deb7u1-log => 50559 => Uptime: 18422853 Threads: 6 Questions: 11376237643 Slow queries: 56850 Opens: 16586 Flush tables: 1 Open tables: 1600 Queries per second avg: 617.506 => 00000 => 10 => 15845687 => 0) => Array ( => localhost => => s7 => kDueSpGsufw => s7 => mysqli)) => => Array ( => Array ( => int => 11 => 0 => 1) => Array ( => varchar => 36) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => text) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => text) => Array ( => text) => Array ( => text) => Array ( => int => 11) => Array ( => datetime => 0) => Array ( => datetime) => Array ( => tinyint => 1 => 0 => 1) => Array ( => tinyint => 1 => 0 => 1) => Array ( => int => 11) => Array ( => int => 11) => Array ( => varchar => 255 => 0 =>) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => int => 11) => Array ( => varchar => 10) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => decimal => 3,2 => 0 => 0.00) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => char => 3) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => int => 11) => Array ( => int => 11) => Array ( => tinyint => 1) => Array ( => tinyint => 1) => Array ( => int => 11 => 0 => 0) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => int => 11) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => tinyint => 1 => 0 => 0) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => int => 11 => 0 => 1)) => id => => Array () => default)) 1

Оживите один из самых известных и легендарных локомотивов 20-го века. Постройте паровоз C57 в масштабе 1:24. Этот локомотив от Japanese National Railways (JNR), выпускавшийся с 1937 до 1953 года, также известный как "Красивая Леди", родился как улучшение предыдущего класса C55.

Эта модель является действительно потрясающей, изготовлена из латуни и стали высокого качества.

Это невероятно подробная модель Паровоза C57 в масштабе 1:24 теперь доступна сборки шаг за шагом. Глянцевый чёрный корпус, все механические части изготовлены из металла.

Собранная модель - длиной 86 см (включая тендер), она весит более 10 кг . Включаются огни, работают и колёса, имеется звуковой эффект, который воспроизводит подлинный свист пара.

Даже если вы не являетесь специалистом в хобби моделировании, вы можете проверить себя при строительстве этого фантастического паровоза, благодаря простой и понятной инструкции по сборке шаг за шагом. В общей сложности потребуется 100 шагов для того, чтобы собрать эту модель.

Особенности и функции Локомотива C57:

  • Построен из листовой латуни и металла diecast
  • Фары работают, есть звук свистка пара
  • Отделка и детали максимально приближены оригиналу

Котёл латунь | Рама стальная | Материал diecast и детали из листового металла | Собирается с помощью болтов, заклёпок и клея (не требуется сварка).

Общие Размеры

Длина: 86 см | Высота: 16,5 см | Ширина: 11,2 см | Масштаб: 1:24

Чёткие инструкции шаг за шагом показывают, как собрать и закончить свою C57. Даже те, кто никогда не сталкивался с моделированием уникальных моделей, как эта, будут вполне в состоянии построить эту эксклюзивная модель своими руками, благодаря подробным и точным инструкциям step-by-step.

Коллекция от ДеАгостини. Пока что она выходит только за рубежом. Сайт коллекции: www.model-space.com/it/costruisci-il-c57.html . За рубежом подписка на данную серию стоит 50 евро в месяц, серия рассчитана на 24 месяца. Итого - модель обходится в 1200 евро.

2. Изготовление моделей подвижного состава

Изготовление моделей подвижного состава представляет собой сложную и очень кропотливую работу. Чтобы правильно построить модель локомотива или вагона, прежде всего надо иметь общее представление о назначении тех или иных узлов и деталей оригинала, т.е. изучить предмет моделирования. Необходимые для этого познания можно почерпнуть из общего курса железных дорог и другой специальной литературы.

Степень соответствия оригинала и качество изготовления сложных моделей подвижного состава во многом зависят от практических способностей моделиста. Постройка моделей требует определённых навыков по обработке материалов, умения пользоваться различными инструментами. Поэтому начинающим любителям рекомендуется постройка наиболее простых по конструкции моделей.

При изготовлении моделей в домашних условиях любители используют самые разнообразные материалы, в основном это латунь, медь, органическое стекло, полистирол, целлулоид и др. Сталь и жесть находят весьма ограниченное применение из-за вредного воздействия на постоянный магнит электродвигателей, используемых в моделях локомотивов. В любительском моделизме возможно широкое использование узлов и деталей от моделей выпускаемых промышленностью - электродвигателей, редукторов, колёсных пар, сцепок и др.

Начинать работу слудеут с составления конструкторской документации. Материалом для разработки конструкторской документации могут служить чертежи общих видов оригинала и набор фотографий, детально представляющих его общий вид. Перед составлением чертежей модели надо внимательно ознакомиться с устройством, чертежами и фотографиями выбранного локомотива или вагона. Приступать к разработке документации следует с составления чертежа общего вида модели, включающего не менее трёх проекций - вид сбоку, спереди и сверху. Если боковые и торцевые стороны локомотива или вагона не симметричны, то проекции делают на каждую сторону. Общий вид модели, как правило, вычерчивают увеличенным в 2 или 4 раза. Все размеры на чертежах указывают в милиметрах с точностью до 0.1. При конструировании модели необходимо руководствоваться требованиями «Норм на модели европейских железных дорог» (NEM) (см. главу IX).

После составления чертежа общего вида для моделей локомотивов подбирают электродвигатель и рассчитывают механическую передачу - редуктор, который должен сообщить движущей колёсной паре модели частоту вращения, обеспечивающую масштабную скорость движения. Для моделей локомотивов используют электродвигатель постоянного тока напряжением 12 - 16 В с частотой вращения вала 8000 - 12 000 об/мин (рис. 168). Электродвигатель должен свободно размещаться в корпусе модели; при снятии корпуса к электродвигателю и редуктору должен быть открыт свободный доступ. Кинематическую схему редуктора выбирают в зависимости от типа и размера электродвигателя, места его установки, очертаний и размеров модели. В моделях паровозов электродвигатель можно поместить в самом паровозе или в тендере. При размещении электродвигателя в тендере удаётся сделать полностью скрытый под корпусом тендера редуктор и поместить электродвигатель сравнительно больших размеров. Привод в этом случае может осуществляться на колёса тендера (рис. 169, а ) или через карданный (гибкий) вал на ведущие колёса паровоза (рис. 169, б ). Используя схему, при которой электродвигатель помещён в паровозе (в котле или будке, рис. 169, в ), несколько сложнее сделать редуктор невидимым снаружи, а также труднее подобрать электродвигатель, так как его размеры ограничиваются рамерами котла и будки модели паровоза, однако эта схема, как и предыдущая, предпочтительнее тем, что привод осуществляется на движущие колёса, и это обеспечивает более плавное движение модели. Для моделей тепловозов и электровозов применяют конструкции привода с одним электродвигателем и передачей на одну или две тележки (рис. 169, г ) или с индивидуальным приводом каждой тележки (рис. 169, д ).

Рис. 168. Электродвигатели для моделей локомотивов

Рис. 169. Киинематические схемы редукторов моделей локомотивов:

1 - электродвигатель; 2 - цилиндрические шестерни; 3 - червячные шестерни; 4 - эластичное соединение; 5 - шарнирное соединение

При изготовлении моделей локомотивов в домашних условиях целесообразно использовать электродвигатель и детали редуктора от моделей промышленного изготовления. Если использовать готовый редуктор не удаётся, то его рассчитывают и собирают из шестерней от механических игрушек, старых часов-будильников, фотоаппаратов и др. Для расчёта редуктора надо определить максимальную скорость движения модели и требуемую частоту вращения ведущей оси модели локомотива. Масштабную скорость движения модели определяют уменьшением конструкционной скорости локомотива в число раз, соответствующее масштабу модели.

Если скорость движения локомотива равна 115 км/ч, то модель, изготавливаемая в масштабе 1:87, должна двигаться со скоростью

115:87 = 1,32 км/ч = 22 000 мм/мин.

Частоту вращения ведущей оси модели локомотива определяют делением масштабной скорости на длину окружности ведущего колеса модели. Допустим, что диаметр ведущего колеса локомотива 1850 мм, для модели в масштабе 1:87 это составит 21,3 мм, а длина окружности

l к = d к? = 21,3 ? 3,14 = 67 мм,

тогда необходимая частота вращения ведущей оси модели для нашего примера будет

n к = v : l к = 22 000: 67 = 328 об/мин.

Имея электродвигатель с частотой вращения 10000 об/мин и частоту вращения ведущей оси модели, определим общее передаточное отношение редуктора

i = n дв: n к = 10 000: 328 = 30,4,

округлённо принимаем i = 30.

Редуктор обычно состоит из нескольких ступеней. Произведение передаточных отношений всех ступеней редуктора должно составлять общее передаточное отношение. Расчёт ступени редуктора производят по формуле

z 1 / z 2 = n 2 / n 1 ,

где z 1 и z 2 - число зубьев на первой и второй шестернях; n 1 и n 2 - частоты вращения шестерён.

Расстояние между центрами шестерён принимают на 0,2 - 0,3 мм больше суммы радиусов начальных окружностей шестерён (расчётного межосевого расстояния), чтобы иметь достаточные боковой и радиальный зазоры во избежание заклинивания.

Передаточное отношение редукторов с червячными парами рассчитывают по той же формуле. Число z для червяка определяют по числу его заходов. Так, например, для однозаходного червяка z = 1, для двухзаходного z = 2 и т. д.

После расчёта редуктора приступают к разработке чертежей экипажной части и корпуса модели. При разработке детальных чертежей учитывают технологию изготовления отдельных деталей и последовательность сборки модели. В зависимости от используемых материалов применяют различные конструкции и технологические приёмы соединения отдельных деталей и сборки модели. Детальные чертежи разрабатывают увеличенными в 2 - 5 раз, а на отдельные мелкие узлы и детали - в 10 раз.

Последовательность постройки модели паровоза в масштабе 1:87 рассмотрим на примере серии Н в (рис. 170). Для масштабов 1:120 и 1:160 последовательность изготовления сохраняется, но необходимо некоторое упрощение отдельных мелких узлов и деталей.

Рис. 170. Модель паровоза серии Н в (авт. Б. С. Федоров)

Приступать к постройке модели рекомендуется с изготовления экипажной части (рис. 171). Раму делают из листовой меди, латуни или органического стекла; толщина заготовок для полотен рамы должна быть 1 - 1,5 мм. Отдельные детали экипажной части при изготовлении их из металла собирают на резьбовых соединениях или на пайке, а при изготовлении их из органического стекла - склеивают. Полотна рамы выпиливают напильниками и надфилями, обрабатывая одновременно обе заготовки полотен, соединенные между собой. Вырезы в раме (окна) высверливают, а затем их стороны обрабатывают надфилями. Изготовленные полотна рамы и межрамные крепления соединяют между собой. Отверстия для осей сверлят после сборки рамы. Если редуктор размещён в корпусе паровоза, то сборку редуктора ведут одновременно со сборкой рамы; оси колёсных пар при этом вставляют не в отверстия, а в вырезы рамы и крепят снизу прижимной пластиной (рис. 171, б ). После сборки рамы проверяют работу редуктора, подключив электродвигатель по временной схеме.

Рис. 171. Экипажная часть модели паровоза:

а - без привода; б - с приводом; 1 - рама; 2 - бегунковая тележка; 3 - рессоры; 4 - рессорные подвески; 5 - балансиры; 6 - оси; 7 - прижимная пластина; 8 - электродвигатель; 9 - редуктор

Затем приступают к декоративному оформлению рамы. На полотнах рамы высверливают отверстия диаметром 0,8 мм (можно не сквозные) в местах расположения топочных связей. Делают имитацию заклёпочных и болтовых соединений рамы. Для этого на раму можно напаять или наклеить пластинки меди, латуни толщиной 0,2 - 0,3 мм с выдавленными заклёпочными головками. Способ декоративного воспроизведения заклёпочных швов на тонком листе описан в главе X. Головки крупных болтов можно имитировать другим способом - в полотнах рамы сверлят отверстия диаметром 0,5 - 1 мм и в них вставляют отрезки проволоки соответствующего диаметра, выступающие над полотнами рамы на 0,5 мм. Для удобства сборки детали рессорного подвешивания изготавливают из того же материала, что и раму. Листовые рессоры можно сделать при помощи штангенциркуля. В заготовке толщиной 1,5 - 2 мм сверлят отверстие диаметром 0,5 мм. По нониусу движок штангенциркуля устанавливают на размер, соответствующий радиусу изгиба рессоры; подвижную ножку штангенциркуля вставляют в отверстие в заготовке, а неподвижной ножкой на заготовке прочерчивают канавку. Изменяя по нониусу расстояние между ножками штангенциркуля на 0,2 - 0,3 мм, на заготовке наносят канавки по числу листов в рессоре. Далее, выпилив из общей заготовки необходимый элемент, его обрабатывают напильниками и надфилями, придавая конфигурацию рессоры. Рессоры также можно делать наборными из отдельных пластин толщиной 0,2 - 0,3 мм. В средней части рессоры накладывают хомут из полоски толщиной 0,3 - 0,5 мм. Рессоры крепят к раме через рессорные подвески и балансиры.

Толщина заготовок балансиров должна соответствовать толщине полотен рамы. Рессорные подвески выпиливают из полосок толщиной 0,5 мм, изгибают и соединяют с рессорами и балансирами пайкой или склеиванием.

В экипажную часть паровоза входят поддерживающие и бегунковые тележки (в данном примере только бегунковая, см. рис. 171). При изготовлении тележек соблюдается та же последовательность, что и при изготовлении рамы. Собранная тележка крепится к раме на шарнире, обеспечивающем отклонение тележки от продольной оси паровоза в горизонтальной плоскости при прохождении кривых. Для обеспечения плавного движения модели оси тележек должны быть подпружинены и иметь вертикальный разбег в пределах 1,5 - 2 мм.

Колёса для моделей локомотивов имеют металлические бандажи, с которых осуществляется съём тока. Два колеса, запрессованных на оси, образуют колёсную пару (рис. 172). Положение колёс на оси, ширина бандажа, высота гребня и другие параметры модельных колёсных пар должны точно соответствовать требованиям норм NEM 310 и 311 (см. главу IX).

Рис. 172. Колёсная пара паровоза:

1 - спицевой колёсный центр; 2 - бандаж; 3 - ступица; 4 - ось; 5 - кривошип; 6 - противовес

В условиях домашнего моделирования колёса для моделей подвижного состава следует по возможности использовать от моделей промышленного изготовления. Однако часто из-за несоответствия диаметра и числа спиц колёса приходится делать самостоятельно. Колёса со спицевым колёсным центром можно изготавливать в пресс-форме из полистирола или самотвердеющих пластмасс, используемых в зубном протезировании. Пресс-форма (рис. 173) для изготовления колёс состоит из матрицы, корпуса и крышки; делают эти детали из металла на токарном и фрезерном станках. Особое внимание уделяют чистоте обработки поверхностей матрицы. При изготовлении колёс из самотвердеющих пластмасс процесс состоит из следующих операций: в пресс-форму закладывают металлический бандаж колеса и втулку (ступицу) для оси, заполняют пресс-форму жидкой пластмассой, закрывают крышкой и сжимают в тисках. Через 15 - 20 мин, когда заканчивают процесс твердения пластмассы, пресс-форму разбирают и из неё шпилькой диаметром, соответствующим диаметру отверстия в центре матрицы, выталкивают готовое колесо. Полученное изделие зачищают от облоев.

Рис. 173. Пресс-форма для изготовления колёс:

1 - матрица; 2 - корпус; 3 - крышка

При изготовлении колёс из полистирола пресс-форму заполняют под давлением через литник на ручных или полуавтоматических полистироловых прессах.

Если отсутствует возможность изготовления пресс-формы, колёса со спицевым колёсным центром можно сделать сборными. Конструкция такого колеса показана на рис. 174, а его изготовление ведётся в следующей последовательности. На токарном станке вытачивают бандаж, внутреннее кольцо и втулку. Спицы делают из проволоки или листового металла толщиной до 1 мм. При этом бандаж делают из стали, а кольцо, втулку и спицы из любого металла, подвергающегося пайке. Окружность внутреннего кольца размечают на части соответственно количеству спиц и в зависимости от материала спиц в местах их расположения делают отверстия или пропилы. Сборку колеса выполняют на деревянном бруске с гладкой поверхностью. Если для спиц использован листовой материал, то для улучшения качества сборки на бруске намечают условный центр и относительно его при помощи угломера или транспортира размечают положение спиц будущего колеса. Острым ножом по линиям разметки спиц делают прорези на глубину 1 мм. В намеченном центре сверлят отверстие для оси, вставляют ось и на неё надевают центровочную бабышку, диаметром, равным внутреннему диаметру кольца. На бабышку надевают кольцо и его положение фиксируют маленькими гвоздями, которые забивают в брусок через небольшие интервалы. Центровочную бабышку снимают, а на ось надевают втулку (ступицу). В отверстия или надрезы внутреннего кольца и в канавку во втулке вставляют спицы, причём спицы, изготовленные из листа, должны входить в прорези на деревянном бруске. Выверив положение спиц, их можно зафиксировать на поверхности бруска небольшими каплями нитролака или нитрокраски. Когда краска высохнет, места соединения спиц со ступицей и кольцом смачивают паяльной кислотой и паяют небольшими порциями олова. Затем на колёсный центр напаивают противовес, кривошип и бандаж, предварительно удалив гвозди, фиксирующие кольцо. Колесо аккуратно снимают с бруска и зачищают места пайки.

Рис. 174. Конструкция сборного колёсного центра:

1 - бандаж; 2 - кольцо; 3 - спица; 4 - кривошип; 5 - втулка (ступица); 6 - противовес

Независимо от способа изготовления готовое колесо следует отцентрировать на токарном станке, обточив поверхность катания на 0,1 - 0,3 мм. Колёса с цельнокатаными центрами можно изготовить в пресс-форме или выточить на токарном станке.

Колёса запрессовывают на оси, изготовленные из стальной проволоки. Паровозные колёса запрессовывают на оси со смещением на 90° (по ходу часовой стрелки) кривошипа правого колеса относительно кривошипа левого. Если колёса сделаны из металла, то при сборке колёсной пары между колесом и осью следует устанавливать пластмассовую втулку, которая будет служить изолятором. Для снятия колёс с оси необходимо пользоваться специальным винтовым съёмником (рис. 175).

Рис. 175. Съёмник колёс:

1 - колесо; 2 - раздвижной хомут; 3 - упорная планка; 4 - нажимной винт

Когда изготовлена экипажная часть, смонтирован редуктор и электродвигатель, установлены колёсные пары, приступают к электрооборудованию модели (рис. 176). Для подведения электрического тока от рельсов к электродвигателю модели делают токосъёмники, касающиеся своими концами металлических бандажей колёс. Токосъёмники изготавливают из упругой медной пластины толщиной 0,2 - 0,3 мм. К металлическим рамам токосъёмники крепят на изоляторах. Для обеспечения устойчивого движения модели токосъёмники устанавливают на возможно большем числе колёс.

Рис. 176. Схема электрооборудования модели

паровоза:

1 - лампа прожектора; 2 - дроссель; 3 - конденсатор; 4 - электродвигатель; 5 - колёсные пары; 6 - токосъёмники

Так как для приведения в действие моделей локомотивов используют коллекторные электродвигатели, у которых во время работы на коллекторе возникает искрение, являющееся источником радиопомех, в подводящие электрические цепи устанавливают фильтры подавления радиопомех. Достаточно эффективным фильтром могут служить два дросселя, соединенных конденсатором ёмкостью 100 пФ. Дроссели можно изготовить путём намотки 50 витков эмалированного провода диаметром 0,3 мм на ферритовый стержень диаметром 4 - 5 мм, длиной 18 мм.

Подключив электрическую схему, необходимо проверить экипажную часть в различных режимах движения по рельсовому пути на прямых, кривых участках и по стрелочным переводам.

Следующим этапом работы является изготовление деталей паровой машины (рис. 177). Хотя в модели эти детали, имея декоративный характер, не выполняют своего прямого назначения, они в то же время как бы воссоздают внешний, видимый эффект работы паровой машины, поэтому при их изготовлении требуется большая аккуратность. Кроме того, при этом требуется и высокая точность, так как от качества изготовления будет зависеть плавность движения модели, Детали движущего и парораспределительного механизмов для модели изготавливают из стальных или алюминиевых пластин толщиной от 0,8 до 1,2 мм. Особое внимание следует обращать на точность сверления отверстий в сцепных дышлах, расстояния между которыми должны точно соответствовать расстояниям между осями ведущих колёсных пар. Заготовки деталей движущего и парораспределительного механизмов с просверленными в них отверстиями обрабатывают напильниками и надфилями по форме оригинала. Соответствующие детали правой и левой сторон обрабатывают одновременно, соединенными между собой. Углубления в профиле дышел выбирают на фрезерном станке, однако этот способ доступен не всем моделистам, и можно рекомендовать более простой. В стальной заготовке дышла толщиной 0,8 мм по длине канавки высверливают отверстия и обрабатывают надфилем, а к обратной стороне дышла припаивают пластинку из белой жести толщиной 0,2 - 0,3 мм (рис. 178).

Рис. 177. Движущий и парораспределительный механизмы модели паровоза:

1 - цилиндровый блок; 2 - маятник; 3 - шток; 4 - крейцкопф; 5 - параллель; 6 - поршневое дышло; 7 - кулисная тяга; 8 - сцепное дышло (спарник); 9 - щека контркривошипа; 10 - кулиса; 11 - золотниковая тяга

Рис. 178. Конструкция сборного дышла:

1 - пластинка из жести; 2 - заготовка дышла

Шарнирные соединения деталей парораспределительного механизма делают на стальных валиках диаметром 0,7 - 1 мм. Для обеспечения подвижности в узлах соединения деталей сборку их ведут в такой последовательности: на валик надевают какую-либо деталь, например кулисную тягу (рис. 179), затем валик вставляют в небольшой лист чертёжной бумаги или тонкого картона, на него надевают другую деталь (в данном примере - контркривошип) и с обратной стороны припаивают к валику, картон разрывают, а между деталями остается постоянный зазор. Отдельно собирают парораспределительный механизм правой и левой стороны, соединяя контркривошип, кулисную тягу, кулису, золотниковую тягу и маятник.

Рис. 179. Узлы крепления деталей движущего и парораспределительного механизма:

а - крепление сцепных дышел на колёсах; б - соединение кулисной тяги с контркривошипом; в - соединение крейцкопфа с поршневым дышлом; 1 - болт; 2 - валик

Цилиндровый блок (рис. 180, а ) выпиливают из металлического (медного, латунного) или пластмассового бруска. Чтобы воспроизвести сложную конфигурацию цилиндрового блока, из стали толщиной 1,5 - 2 мм выпиливают два шаблона по очертаниям цилиндрового блока. Заготовку зажимают в тисках между двумя шаблонами (рис. 180, б ) и напильниками различного профиля обрабатывают до нужной формы. Обработанная заготовка может быть оклеена латунной или медной фольгой с выдавленными на ней заклёпочными головками. К цилиндровому блоку припаивают или приклеивают цилиндровые крышки, продувательные краны, колпаки контрштоков и др. Затем делают кулисную балку, её заготовку выпиливают из листового металла или пластмассы толщиной 1 - 1,5 мм. Так как в оригинале эта деталь изготовлена методом литья, на модели в определённых местах должны быть воспроизведены приливы металла. Это можно выполнить, напаивая или наклеивая по внешнему контуру и контуру окон заготовки тонкие металлические или пластмассовые полоски. Готовый цилиндровый блок и кулисную балку устанавливают на раму, к ним крепят параллели и монтируют движущий и парораспределительный механизмы. К колёсным парам дышла крепят при помощи небольших болтов MI-1,5, которые завертывают в кривошип колеса. Если в модели использованы металлические колёса, то следует предусмотреть меры, исключающие короткое замыкание электрического тока, так как движущий и парораспределительный механизмы будут находиться под напряжением. Для этого в изготовленных из металла кулисной балке и цилиндровом блоке должны быть предусмотрены изолирующие вставки. После сборки проверяют работу всех узлов движущего и парораспределительного механизма модели.

Рис. 180. Цилиндровый блок:

а - общий вид; б - изготовление блока; 1 - блок ; 2 - цилиндровые крышки; 3 - колпак контрштока; 4 - продувательные краны; 5 - заготовка; 6 - оправка; 7 - направляющие шпильки

Окончив изготовление редуктора, экипажной части и паровой машины, приступают к изготовлению корпуса модели паровоза (рис. 181). Будку и площадку делают из латунного, медного листа, тонкого органического стекла или полистирола. Для удобства сборки берут однородный материал. Сначала вырезают заготовки по контуру, затем на металлических заготовках делают имитацию заклёпочных соединений; на пластмассовые заготовки наклеивают тонкую металлическую фольгу с выдавленными заклёпочными головками. При изготовлении деталей будки, площадки и других деталей корпуса могут потребоваться профилированные заготовки. Их можно сделать с помощью несложных приспособлений, описание которых приведено в главе X. Детали будки и площадки, имеющие изогнутую форму, изгибают на оправках. Окантовку окон и краев будки делают, напаивая на металлическую заготовку стенки проволоку диаметром 0,3 мм или наклеивая на пластмассовую заготовку узкие полоски полистирола. При сборке отдельные металлические детали соединяют между собой на пайке, пластмассовые - склеивают. Для обеспечения точности сборки используют поверочную плиту и другие приспособления, с помощью которых фиксируют положение соединяемых деталей. Поручни и ограждения площадок изготовляют из стальной проволоки диаметром 0,3 - 0,4 мм, сборку их производят в кондукторе. В местах соединения проволоки делают прилив олова, который затем обрабатывают надфилями по форме шара, т. е. воспроизводят головку поручня. Стойки поручней и ограждений также могут быть выточены на токарном станке. На паровозной площадке укрепляют лесенки, подножки. Передний буферный брус в зависимости от принятой конструкции может быть установлен на площадке или на раме.

Рис. 181. Корпус модели паровоза:

1 - будка машиниста; 2 - фонарь будки; 3 - свисток; 4 - предохранительный клапан на топке; 5 - топка; 6 - паровой котёл; 7 - песочница; 8 - сухопарник; 9 - дымовая труба; 10 - американский фонарь; 11 - дымовая коробка; 12 - ограждение площадки; 13 - крышка дымовой коробки; 14 - буферные фонари; 15 - буферный брус; 16 - подножки; 17 - площадка; 18 - паровоздушный насос

Цилиндрическую часть котла модели паровоза вытачивают на токарном станке или выгибают из металлического листа толщиной 0,3 - 0,5 мм на оправках. Топочную часть котла и переднюю стенку дымовой коробки с дверцей делают отдельно и присоединяют к котлу при сборке. На передней стенке дымовой коробки воспроизводят петли и запорные устройства дверцы, а на топочной части - промывные люки. Дымовую коробку обтягивают фольгой толщиной 0,2 мм с выдавленными заклёпочными головками, а топочную часть обтягивают тонким медным или латунным листом с высверленными отверстиями диаметром 0,5 мм в местах расположения связей топки. Дымовую трубу вытачивают на токарном станке, а в месте соединения с котлом обрабатывают вручную при помощи напильников и надфилей. Паровой колпак (сухопарник) и песочницу в зависимости от формы выпиливают из металлического или пластмассового бруска или изготавливают так же, как и дымовую трубу. Трубопроводы на поверхности котла делают накладными из проволоки соответствующего диаметра. При изготовлении арматуры котла материал подбирают с учётом того, что отдельные части свистка, предохранительного клапана и др. не окрашивались и имели естественный цвет металла. Готовые детали корпуса модели соединяют между собой, при этом для удобства дальнейшей окраски соединяют в узлы детали, имеющие одинаковый цвет. Затем производят предварительную сборку всей модели, устраняя допущенные при изготовлении узлов неточности.

Когда модель паровоза в основном готова, приступают к постройке тендера. Если размещение электродвигателя предусмотрено в тендере, то прежде всего собирают узлы, приводящие модель в движение. Затем делают тендерный бак и экипажную часть тендера. Тендерные баки отечественных паровозов имели прямоугольную форму, поэтому изготовление тендера не представляет особых трудностей. Бак делают из листовой латуни, меди или органического стекла, воспроизводя на заготовках заклёпочные швы. На верхней плоскости бака, называемой тендерной палубой, устанавливают водоналивные горловины с люками, на задней стенке - инструментальный ящик. На тендерном баке монтируют поручни, подножки и др.

Экипажная часть трёхосного тендера состоит из жёсткой рамы. Снаружи на полотнах рамы устанавливают буксы с направляющими, рессоры, подвески, балансиры. При изготовлении деталей рессорного подвешивания тендера может быть использована технология изготовления аналогичных деталей модели паровоза. Экипажная часть четырёх- и шестиосных паровозных тендеров состоит из двух двухосных или трёхосных тележек. Тендерные тележки изготавливают так же, как и тележки вагонов, поэтому описание этих работ дано ниже.

Собранную модель паровоза проверяют в действии. Если при этом оказывается, что сила тяги недостаточна из-за малой нагрузки на ведущие колёса (боксование колёс), то модель утяжеляют свинцовыми грузиками, укреплёнными под корпусом. Затем модель разбирают и подготавливают к окраске.

Процесс изготовления моделей современных локомотивов - тепловозов и электровозов имеет некоторые свои особенности, Кузова современных локомотивов имеют обтекаемую форму, изготовлены они из холоднокатаного стального листа с рёбрами жёсткости; все соединения деталей делают сварными. При изготовлении модели такого локомотива в качестве материала можно широко применять органическое стекло и пластмассы. Последовательность изготовления модели в основном сохраняется - разрабатываются чертежи, рассчитывают редуктор, изготавливают и проверяют в действии экипажную часть модели, затем приступают к постройке корпуса,

Экипажная часть модели электровоза или тепловоза состоит из двух тележек (рис. 182), свободно поворачивающихся в горизонтальной плоскости на раме кузова при движении локомотива по кривым участкам пути. Тележка имеет двойную раму: внутреннюю - несущую, на которой установлены колёсные пары, редуктор и электродвигатель при индивидуальном приводе тележки, и наружную - декоративную, по своим формам и подробностям в деталях максимально повторяющую тележку настоящего локомотива. На наружной (декоративной) раме крепят буксы, детали рессорного подвешивания и тормозного оборудования. Изготовление основных узлов рамы тележки существенно не отличается от изготовления рамы модели паровоза. Наружную раму с деталями можно изготавливать из пластмассы, так как этот материал легче поддаётся обработке. Буксы в зависимости от формы выпиливают из бруска или вытачивают на токарном станке, пружинные рессоры изготавливают из медной проволоки диаметром 0,3 - 0,5 мм, которую навивают на металлический стержень соответствующего диаметра. Для ускорения изготовления тормозных колодок можно воспользоваться следующим способом; из пластмассы на токарном станке вытачивают кольцо, внутренним диаметром на 1,5 - 2 мм больше диаметра колеса (по поверхности катания), в сечении повторяющее сечение тормозной колодки. Затем кольцо разрезают и отдельные заготовки обрабатывают надфилем по форме тормозной колодки. Тормозные цилиндры и воздушные резервуары вытачивают на токарном станке, детали рычажной передачи тормоза изготавливают из металлических пластин толщиной до 0,5 мм и из проволоки. Отдельные детали наружной рамы в зависимости от материала паяют или склеивают, наружную раму тележки крепят к внутренней после проверки работы редуктора.

Рис. 182. Тележка модели электровоза:

1 - наружная рама; 2 - электродвигатель; 3 - редуктор; 4 - внутренняя рама; 5 - тормозной цилиндр; 6 - рессора; 7 - букса

Кузов модели тепловоза или электровоза (рис. 183) состоит из следующих основных деталей: боковых стенок, передних стенок с кабинами управления и крыши. Кузов крепят к раме, которая опирается на тележки. На раме может быть установлен электродвигатель и детали редуктора. Соединение рамы с тележками должно позволять последним поворачиваться относительно рамы при прохождении локомотивом кривых участков пути. Для удобства устранения неисправностей редуктора и электродвигателя, ухода за ними корпус модели делают съёмным и крепят к раме при помощи винтов.

Рис. 183. Кузов модели электровоза

Боковые стенки кузова можно изготавливать из латунного, медного листа толщиной 0,5 - 0,8 мм или из органического стекла толщиной 1 - 1,5 мм. На заготовках делают вырезы для окон и жалюзи. Жалюзи для охлаждения рабочих органов локомотива делают отдельно и затем вставляют в боковые стенки кузова. Жалюзи изготовляют сборными из отдельных пластмассовых пластин (рис. 184), которые наклеивают на общее основание. Чтобы все пластины, из которых собирают жалюзи, имели одинаковый профиль, заготовки обрабатывают оправками соответствующей формы, изготовленными из стальных пластин.

Рис. 184. Конструкция жалюзи для моделей

Рёбра жёсткости на стенках кузовов, изготовленных из металла, делают из проволоки диаметром 0,3 - 0,6 мм, которую напаивают на заготовку стенки, обеспечивая при помощи шаблона параллельность накладываемых рёбер. Если стенка изготовлена из органического стекла, то на ней по оси рёбер жёсткости делают прорези на 2 / 3 толщины заготовки шириной 0,4 - 0,8 мм, в которые вклеивают пластмассовые полоски соответствующей толщины. После высыхания клея полоски стачивают напильником до высоты 0,5 - 0,7 мм над поверхностью стенки и округляют края рёбер при помощи оправки, соблюдая при этом меры предосторожности, чтобы не нанести царапины на стенку кузова.

Передние (торцовые) стенки кузовов современных магистральных локомотивов, как правило, имеют обтекаемую форму, поэтому их изготовление связано с некоторыми особенностями. Эти детали делают из брусков органического стекла или полистирола. Если нет заготовок нужных размеров, то их склеивают из отдельных пластин толщиной 3 - 5 мм. На чертеже переднюю стенку кузова разделяют несколькими горизонтальными и вертикальными сечениями, по которым изготавливают шаблоны. Последние нужны для того, чтобы правильно передать форму закругления кузова, по ним контролируют точность обработки деталей. Шаблоны изготавливают из металлических пластин толщиной до 1 мм. Заготовку стенки, обработанную до основных габаритов, сначала опиливают по очертаниям, полученным при горизонтальных сечениях, а после этого - по очертаниям, полученным при вертикальных сечениях. Затем обрабатывают сопряжения поверхностей и деталь зачищают наждачной бумагой. Оконные стойки, окна кабин управления изготавливают отдельно и приклеивают к передней стенке кузова.

Крышу кузова изготавливают из органического стекла, контролируя в процессе обработки точность форм детали по шаблонам. Сначала обрабатывают очертания крыши в плане, затем заготовке придают профиль крыши кузова. Рёбра жёсткости на крыше делают так же, как и на боковых стенках, изготавливаемых из пластмассы. Из пластмассового или металлического листа делают накладные, выступающие по высоте крышки аппаратных и высоковольтных камер у моделей электровозов.

Отдельные детали кузова склеивают, швы между ними шпаклюют и зачищают наждачной бумагой. После этого приступают к отделке кузова модели: к кузову крепят поручни, подножки, прожекторы, путеочистители, крышки песочниц, трапы для хождения по крыше. На моделях тепловозов на крыше устанавливают вентиляторы холодильников, на моделях электровозов - электрооборудование, воздушные резервуары и токоприёмники. Токоприёмник модели электровоза (рис. 185) состоит из двух (верхней и нижней) рам и полоза. Подъём и удержание полоза токоприёмника на требуемой высоте в зависимости от положения провода контактной сети осуществляется при помощи пружины. Рамы токоприёмника делают из стальной проволоки соответствующего диаметра, полоз - из медной пластины. Токоприёмник устанавливают на крыше электровоза на четырёх изоляторах.

Рис. 185. Токоприёмник электровоза:

1 - изоляторы; 2 - нижняя рама; 3 - верхняя рама; 4 - полоз

Готовый кузов соединяют с экипажной частью и проверяют модель в действии, устраняя отдельные неточности, допущенные при изготовлении узлов. Затем модель разбирают, с кузова демонтируют накладные детали и подготавливают модель к окраске.

При изготовлении моделей пассажирских и грузовых вагонов применяют те же технологические приёмы и материалы, что и при изготовлении моделей локомотивов. Основными узлами модели вагона являются: ходовые (экипажные) части, рама и кузов. У старотипных двух- и трёхосных вагонов ходовые части жёстко соединены с рамой, у четырёх-, шести-, восьми- и многоосных вагонов ходовые части объединены в двух-, трёх- или четырёхосные тележки, на которые опирается рама.

Колёсные пары моделей вагонов соединяют с рамой или тележкой через конусные подшипники. Такое соединение обеспечивает наименьшее сопротивление движению модели. Размеры осей и подшипников для моделей подвижного состава принимают в соответствии с нормами NEM 313 и 314. Подшипники для колёсных пар делают в виде рамки из металла толщиной 0,5 - 0,7 мм. С наружной стороны на подшипниках укрепляют буксовый узел или боковые рамы тележек, детали рессорного подвешивания и тормозного оборудования. Эти детали можно изготавливать из самотвердеющих зубопротезных пластмасс. Для этого из металла изготавливают образец буксового узла с рессорным подвешиванием или боковину тележки (рис. 186). Поверхности образца тщательно зачищают. Готовый образец заливают расплавленным воском и после твердения воска вынимают. Таким образом, получается восковая форма, которую заливают жидкой пластмассой. Время твердения пластмассы, зависящее от концентрации компонентов, определяют опытным путём. По окончании твердения пластмассы готовую деталь вынимают из восковой формы. Ввиду небольшой прочности восковая форма может служить только один раз.

Рис. 186. Буксовые узлы грузового (а ), пассажирского (б ) вагонов и боковины тележек грузового (в ), пассажирского (г ) вагонов:

1 - тормозная колодка; 2 - букса; 3 - рессора листовая; 4 - рессора цилиндрическая

Раму вагона изготавливают из органического стекла толщиной 1,5 - 2 мм. На обработанную по контурам рамы заготовку наклеивают хребтовую и шкворневые балки, буферные брусья и отдельные детали тормозного оборудования. Тележку присоединяют к раме вагона при помощи оси - шкворня, причём это соединение должно позволять тележке свободно поворачиваться в горизонтальной плоскости при прохождении вагоном кривых.

Кузова моделей вагонов можно изготавливать как из металла, так и из пластмассы. Клепаные кузова старотипных полувагонов, хопперов и других грузовых вагонов лучше изготавливать из медного или латунного листа толщиной 0,3 - 0,5 мм. Кузова современных цельнометаллических вагонов, имеющие рёбра жёсткости, делают так же, как и кузова тепловозов и электровозов. Кузова моделей вагонов, имеющих деревянную обшивку, изготавливают из органического стекла толщиной 1 - 1,5 мм, на заготовках стен расчерчивают полоски, имитирующие дощатую обшивку. Неокрашенную деревянную обшивку кузовов старых пассажирских вагонов воспроизводят путём наклеивания на каркас кузова, изготовленного из органического стекла, узких полосок деревянного шпона (фанеровки) толщиной до 1 мм. Такую обшивку не красят, а покрывают бесцветным лаком. Профилированные металлические детали каркаса кузова грузового вагона - стойки, раскосы, пояса и другие - изготавливают из металлических профилированных заготовок, которые делают при помощи приспособлений, описанных в главе X; при необходимости на этих деталях делают имитацию заклёпок. Котлы цистерн для уменьшения массы делают пустотелыми, их вытачивают на токарном станке или выгибают на оправках из металлического листа. После сборки кузова к нему крепят поручни, подножки, крюки сигнальных фонарей, вентиляционные устройства, детали ручного тормоза и др.

Модели подвижного состава оборудуют автоматической сцепкой, которую по возможности следует использовать от моделей промышленного изготовления. Если невозможно воспользоваться готовой сцепкой, то её можно сделать самому. Детали сцепки изготавливают из стали толщиной 0,5 - 0,8 мм, размеры сцепки принимают в соответствии с нормой NEM 360. В моделях двухосных вагонов сцепку устанавливают на раме вагона, а в моделях локомотивов и четырёхосных вагонов для лучшего прохождения кривых участков пути сцепку устанавливают на тележках. Кроме того, сцепка должна иметь возможность отклонения от оси вагона в горизонтальной плоскости на 15 - 20°, а для возврата в первоначальное положение - возвращающее устройство в виде пружины. Для придания моделям локомотивов большего сходства с оригиналом на переднем буферном брусе вместо модельной сцепки может быть установлена декоративная сцепка, копирующая винтовую стяжку или автосцепку советского подвижного состава СА-3.

В моделях локомотивов и пассажирских вагонов устраивают электрическое освещение. Источником света служат электрические лампочки напряжением от 2 до 12 В. Лампочки, рассчитанные на напряжение 12 В, соединяют параллельно, а на меньшее напряжение - последовательно. Не обязательно в каждом прожекторе устанавливать лампочку - для подведения света можно устраивать светопроводы (рис. 187) из прозрачного органического стекла; отражающие поверхности светопроводов полируют. Во избежание просвечивания кузовов локомотивов и вагонов, изготовленных из пластмассы, внутренние поверхности таких кузовов покрывают толстым слоем чёрной нитрокраски. В моделях локомотивов лампочки включают в схему питания электродвигателя, а на моделях вагонов для этого ставят колёса с металлическими бандажами и токосъёмники.

Рис. 187. Система светопроводов в модели локомотива

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА НА КОРАБЛЕ Прежде чем приступить к практическим занятиям непосредственно на кораблях, курсанты клуба обязаны твердо усвоить корабельные правила и должны быть проинструктированы по мерам предупреждения несчастных случаев.На корабле

Из книги Модели железных дорог автора Барковсков Борис Владимирович

2. Промышленное производство железнодорожных моделей Возникшие на пороге XX века в ряде стран мелкие ремесленные предприятия, выпускавшие примитивные железнодорожные игрушки, вскоре вырастают в крупные фирмы по производству моделей железных дорог, так как спрос на их

Свенссон C.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Условные графические обозначения для схем и чертежей моделей железных дорог Наименование/Обозначение Путь10 с двумя изолированными рельсами с тремя изолированными рельсами с двумя изолированными рельсами и контактной сетью11 Изолированные участки

Из книги Практичные самоделки для дачи своими руками автора Коллектив авторов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Условные графические обозначения для электрических схем моделей железных дорог Наименование/Обозначение Род тока постоянный переменный переменный и постоянный Полярность отрицательная положительная Линии электрической связи (провод,

Из книги Ловля на речные донки автора Никитин Анатолий Борисович

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Буквенные обозначения элементов схем моделей железных дорог С - конденсатор;Е - осветительное устройство (лампа накаливания);F - устройство защиты (предохранитель);FA - элемент защиты по току;К - реле;КС - реле соленоидного типа;М - электродвигатель;Р -

Из книги Художественная обработка металла. Ковка автора Мельников Илья

Из книги Справочник настоящего мужчины автора Кашкаров Андрей Петрович

автора

Из книги автора

Изготовление ключей для моделей Ford после 1984 года На моделях Ford, выпущенных после 1984 года, применялись две основные системы замков. В новой системе устанавливались только дисковые замки (а в дисковых замках зажигания был боковой стержень). В старой системе – пиновый