Презентация на тему мотивация по психологии. Презентация "правила успешной мотивации". Ощущение свободы выбора

Cлайд 1

Cлайд 2

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. *

Cлайд 3

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. *

Cлайд 4

Учебная деятельность - это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". *

Cлайд 5

МОТИВЫ учебно-познавательные социальные позиционные быть полезным обществу желание выполнить свой долг понимание необходимости учиться чувство ответственности овладение новыми знаниями интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний самостоятельное совершенствование способов добывания знаний рациональной организации собственного учебного труда определенную позицию в отношениях с окружающими оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе самоутверждение заслужить авторитет *

Cлайд 6

Учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса. *

Cлайд 7

Широкие социальные мотивы младших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и самоопределения (после школы продолжать учиться или работать, выбрав профессию). Тот факт, что ребенок осознает общественную значимость учения, создает личностную готовность к школе и положительные ожидания к ней как результат социальной установки. Эти мотивы выступают как понимаемые и связаны с далекими, отсроченными целями. К ним примыкают мотивы долга и ответственности, которые сначала не осознаются детьми, но реально действуют в форме добросовестного выполнения заданий учителя, стремления соответствовать всем его требованиям. Однако эти мотивы присущи далеко не всем детям, что связано с 1) неточным пониманием ответственности и безответственности в этом возрасте и с 2) некритичным отношением к себе и часто - завышенной самооценкой. *

Cлайд 8

Узколичные мотивы (позиционные) выступают в форме стремления получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду (мотивы благополучия) или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе (престижные мотивы). *

Cлайд 9

Cлайд 10

МОТИВЫ внутренние внешние самостоятельной познавательной работе при оказании помощи взрослым Интерес к процессу деятельности интерес к результату деятельности стремление к саморазвитию развитию каких-либо своих качеств, способностей осуществляется в силу долга ради достижения определенного положения среди сверстников из-за давления родных, учителя *

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мотивация учения школьников

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.

"НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ!!!"

Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Мотивация учения проявляется в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности.

Уровни мотивации

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Высокая мотивация

Средняя мотивация Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Им нравиться ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.

Эти дети посещают школу неохотно. Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Низкая мотивация

Они не справляются с учебной деятельностью. Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию. Отказываться выполнять задания. Следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

Методика М.Р. Гинзбурга, представленная в его книге «Изучение учебной мотивации».

Уровень мотивации учения, обучающихся 2 класса

I - очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху; II - высокий уровень учебной мотивации; III - нормальный (средний) уровень мотивации; IV - сниженный уровень учебной мотивации; V - низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

Уровень мотивации учения 6 класса

Уровень мотивации учения обучающихся 7 класса

Уровень мотивации учения обучающихся 8 класса

Уровень мотивации учения обучающихся 11 класса

Что снижает мотивацию ребенка?

Недостаток любви затрудняет развитие ребенка. Влияние плохого психологического климата в школе. Родительский страх мешает детям стать самостоятельными. Чрезмерные нагрузки отнимают энергию. Завышенные требования не дают детям полноценно учиться. Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться.

Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?

Окружающий мир, полный любви Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг, совместные трапезы. Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности). Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки. Личный пример и реакция соучастия. Установка: Ошибки – нормальное явление.

Свободное пространство в разумных пределах. Мотивированные дети – это самостоятельные дети. Четкий распорядок дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь. Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям. Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно» Высокие требования, но соответствующие возможностям. Избегать недооценок. Переоценок.

Вера в собственные способности Нужно помочь ребенку сформировать веру в собственные способности.

Эмоциональное развитие 1. Четко выражайте чувства. Например: «Я сердита на тебя, потому что …». 2. Обращайте внимание на то, что волнует ребенка. 3. Разговаривайте о чувствах. 4. Реагируйте разумно. 5. Влияйте на чувства ребёнка. 6. Разъясняйте непонятные чувства. 7. Понаблюдайте за своими собственными чувствами. 8. Помогайте ребенку преодолевать негативные чувства. 9. Научите ребенка управлять своими чувствами.

Выносливость Понимание, что успех приходит не сразу. Нужен труд и терпение.

Справедливое вознаграждение Хвалить за конкретные дела и успехи. Хвалить за старание. Отмечать лучше не результат, а потраченные усилия. Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка. Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события. Награда должна соответствовать достижению.

Справедливая критика Выражайте претензии обоснованно («Мне не нравится…, потому что …»). Выражайте претензии в нейтральном тоне. Делая замечание, указывайте и на «плюсы» («Формула, которую ты применил правильная, но тебе нужно ещё раз проверить результат.» Выясняйте причины, задавайте вопросы («Я думаю, ты слишком поздно начал готовиться к контрольной работе, может такое быть?» Установка: Дело не в недостатке способностей, а в недостатке усилий.

Спасибо за внимание!



1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету. 2. Обучение без личных интересов и выгод. 3. Обучение для социальной идентификации. 4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач. Г. Розенфельд 5. Обучение по принуждению или под давлением. 6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах. 7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни. 8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.


Существует множество научно-исследовательских работ, связанных с выявлением компонентов мотивационной структуры в сфере обучения, с классификацией мотивов учения. И практически отсутствуют исследования о том, как эти мотивы соотносятся с блоками мотива и стадиями мотивационного процесса, с учётом возраста и пола учащихся, ситуации в семье, социального происхождения и др.


Такая мотивация не приводит к успешным результатам 1. Мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Имеются ввиду побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.).


2.Мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах: 2 а.Такая мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Это - наиболее ценная мотивация. 2 б.Эта форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Типы мотивации учебной деятельности, связанной с результатами учения Однако, если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.


3. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.). Типы мотивации учебной деятельности, связанной с результатами учения






Проявления этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к преподавателю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы состоят в ориентации учащихся на овладение новыми знаниями.


Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть: а) интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо б) интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо в) интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.


Учебно-познавательные мотивы состоят в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;


Мотивы самообразования состоят в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).




Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных. Широкие социальные мотивы состоят в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни.


Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе. Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей.


Мотивы социального сотрудничества состоят в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявления: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.


А. К. Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов. 1. Содержательные мотивационные характеристики прямо связаны с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности. 2. Динамические характеристики характеризуют форму, динамику выражения этих мотивов. А. К. Маркова


Содержательными характеристиками мотивов являются следующие: 1) наличие личностного смысла учения для ученика; 2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка; 3) место мотива в общей структуре мотивации; 4) самостоятельность возникновения и проявления мотива; 5) уровень осознания мотива; 6) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.


Динамические характеристики мотивов: 1. Устойчивость мотивов. Проявляется и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, и в том, что ученик не может не учиться. 2. Модальность мотивов их эмоциональная окраска. Психологи говорят об отрицательной и положительной мотивации учения. 3. Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т.д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т.д.



Мотивация

Слайдов: 40 Слов: 1602 Звуков: 0 Эффектов: 0

Физиология высшей нервной деятельности. Биологическая роль мотиваций и эмоций. Гомеостаз. Потребности. Безусловные рефлексы. Мотивация запускает реализацию инстинктивной программы поведения. Древнейший механизм. Виды мотиваций. Эмоции являются важнейшим подкрепляющим фактором. Безусловные стимулы. Эмоции. Потребностно-информационный подход. Индивидуально-типологические особенности субъекта. Функции эмоций. Эмоции тесно связаны с когнитивными процессами. Физиологическое изучение мотиваций и эмоций. Методы физиологического изучения мотиваций. Схема опыта. Области "вознаграждения". - Мотивация.ppt

Ценности жизни

Слайдов: 33 Слов: 1525 Звуков: 0 Эффектов: 0

Мотивация и самовосприятие. Личность, ценности и стили жизни. Содержание лекции. Демографический анализ. Личность марки – интерпретация потребителем особенностей различных брендов. Ключевые понятия. Мотив – стойкое побуждение, направляющее поведение индивида на достижение определенной цели. Мотивационный конфликт – удовлетворение одной потребности за счет другой. Самоконтроль – способность изменять свое поведение в соответствии с социальными ожиданиями. Личность и поведение теории личности. Суперэго – социальные и персональные нормы, служит этическим ограничением поведения. Эго (Я) – продукт гедонистических запросов Ид и моральных запретов Суперэго. - Ценности жизни.ppt

Пирамида Маслоу

Слайдов: 18 Слов: 1411 Звуков: 0 Эффектов: 0

Абрахам Маслоу. Пирамида Маслоу. Потребности являются универсальными. Люди имеют множество различных потребностей. Голод, жажда, половое влечение. Физиологические потребности. Потребность в безопасности. Потребность в принадлежности и любви. Потребность в признании. Потребность в самоактуализации. Потребности. Потребности (личностного) роста. Иерархия потребностей. Пирамида. - Пирамида Маслоу.ppt

Теории мотивации

Слайдов: 13 Слов: 571 Звуков: 0 Эффектов: 1

Введение в теории мотивации. Потребность. Ценность. Вознаграждение. Мотив. Удовлетворенность или неудовлетворенность. Мотивация – внутренний процесс, приводящий к поведению, направленному на удовлетворение потребности. Поведение. Теории мотивации. Процессные теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Пирамида потребностей Маслоу Теория потребностей МакКлелланда. Двухфакторная модель Герцберга. Что мотивирует? Что оказывает влияние на процесс мотивации? Содержательные теории. Теория трех потребностей Дэвида МакКлелланда. Потребность в причастности, соучастии. Потребность властвовать. - Теории мотивации.ppt

Мотивы и потребности

Слайдов: 32 Слов: 1863 Звуков: 0 Эффектов: 0

Профориентационное занятие. Выбор профессии. Шартрский собор. Картина. Фотография. Собор Нотр-Дам. Урок. Мотивы трудовой деятельности. Осознание мотивов. Молодой человек. Мотивация. Потребность. Преодоление. Врачи. Балерина. Определение мотивации. Интерпретация результатов. Сказка о царе Салтане. Планирование жизни. Потребности человека. Высокий уровень. Потребление. Страсть к власти. Застревание. Вид деятельности. По горячим следам. Круг чтения. Мотив. Результаты исследований. - Мотивы и потребности.pptx

Способности человека

Слайдов: 8 Слов: 223 Звуков: 0 Эффектов: 45

Обществознание. Способности человека. Возможности человека. Эволюция. Способности? Выдающиеся достижения людей. Способы запоминания: -зрительные, -путешествие, -Алгоритмы и т.д. Есть ли предел способностей людей? прогноз(30-е гг.20 века): -100 м-10,0 сек, -высота-2,25 м Штанга-200кг, мировые рекорды(2000): -100 м-9,81 сек, -высота-2,45 м Штанга-280кг, Продолжительность жизни: Новая эпоха-новые способности. Что мешает? Телепатия. Телекинез. Преодоление силы тяжести. Воспламенение. Необъяснимые возможности. Восточная медицина. Чувство поля. Остатки знаний древних цивилизаций? -

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Как мотивировать познавательную деятельность ученика? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё»Л.С.Выготский«Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев Мотив Мотив – источник деятельности любого человека.Мотив - это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным. «Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог, опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется:тенденция уклонения от учёбыдеятельность и результаты учения незначительныотвлекаемость на урокебыстрое утомлениеригидность мышления. Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика.Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулироватьПроцесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. Содержание учебного материала.Стиль общения учителя и учащегося.Характер и уровень учебно-познавательной деятельности. Стиль общения учителя и учащегося Авторитарный Формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации.Демократический Способствует внутренней мотивации.Либеральный (попустительский)Снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех» Стиль общения учителя и учащегося Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика.Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь. Основные методы мотивации и стимулирования деятельности обучающихся можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика I.Эмоциональные методы мотивации поощрение,порицание,учебно-познавательная игра,создание ярких наглядно-образных представлений,создание ситуации успеха,стимулирующее оценивание,удовлетворение желания быть значимой личностью. II.Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт,познавательный интерес,создание проблемной ситуации,побуждение к поиску альтернативных решений,выполнение творческих заданий,«мозговая атака»,развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод III.Волевые методы мотивации предъявление учебных требований,информирование об образовательных результатах обучения,познавательные затруднения,самооценка деятельности и коррекции,рефлексия поведения,прогнозирование будущей деятельности IV.Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу,побуждение подражать сильной личности,создание ситуации взаимопомощи,поиск контактов и сотрудничества,заинтересованность в результатах коллективной работы,взаимопроверка,рецензирование. Система развития мотивации учения Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп:причинно-следственные связи,комбинирование информации,планирование и выполнение практической деятельности. Система развития мотивации учения Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы. Итоги: Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности» МБОУ СОШ №2 г. Воронежа Презентацию «Мотивация учебной деятельности школьников» подготовила:педагог-психолог Кулакова Н.А.


Приложенные файлы