Классный час «Медиабезопасность. Классный час по медиабезопасности «Я реальный - я виртуальный Классный час медиабезопасность подростков


Нормативно-правовая база: 1. Указ Президента РФ от "О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы" 2. Федеральный закон от ФЗ (ред. от) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» 3. Федеральный закон от ФЗ (ред. от) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" 4. Постановление Правительства РФ от "Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении"


Медиабезопасность детей и подростков Вопросы: Физическое здоровье детей и подростков при работе за компьютером и пользовании мобильными средствами связи Проблемы игровой компьютерной зависимости детей и подростков Информационная безопасность детей и подростков: безопасность данных, связанных с использованием электронной почты, социальных сетей, различных приложений и др. Внутрисемейные правила пользования Интернетом. Технические и технологические возможности обеспечения безопасности детей в Интернет


ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ детей и подростков при работе за компьютером и пользовании мобильными средствами связи Опорно-двигательный аппарат напряжение мышц головы и шеи, рук и плеч, нагрузка на спину, защемление кровеносных сосудов верхней части ног, ягодиц, перегрузка суставов кистей рук, онемение подушечек пальцев;; Нагрузка на зрение компьютерный зрительный синдром, снижение остроты зрения; Нервно-психические нагрузки повышенное утомление, головная боль, раздражённость, расстройство сна, стресс; Слуховой анализатор воздействие шума; Электромагнитные и электростатические поля воздействие излучения на ЦНС, эндокринную и другие системы. РИСКИ


Проблема компьютерной зависимости Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, компьютеризация школьных программ обучения, большое количество игровых компьютерных клубов. В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству. Чем привлекателен для ребенка компьютерный мир? наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого; отсутствие ответственности. Анонимность и невозможность проверки предоставленной о себе информации в интернете, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных качеств. реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира; возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток; возможность самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий.


Симптомы компьютерной зависимости Существуют признаки, которые помогут родителям диагностировать компьютерную зависимость ребенка: потеря контроля над временем, проведенным за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия, важным симптомом компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время игры за компьютером, а также раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение, если по каким-то причинам длительность пребывания за компьютером уменьшается, ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния. Последствия Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества подростка: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться повышенная агрессивность и асоциальное поведение. Что показывают компьютерные игры подросткам? Насилие, безнаказанность, вседозволенность. Подростки теряют чувство реальности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь. Надо помнить! В подростковом возрасте формируются ценностные ориентации: понятия добра и зла, милосердия и жестокости, дружбы и предательства, любви и ненависти. Под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале. У ребенка возникает эмоциональная холодность, замкнутость, не способность к сопереживанию, психологический инфантилизм не умение брать на себя ответственность, контролировать свои поступки. Адекватная личность формируется только в живом общении с другими людьми.


Медиабезопасность детей и подростков Что означает МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ? ОТСУТСТВИЕ РИСКА, связанного с причинением информацией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию детей. КОМПЛЕКС МЕР направленных на обеспечение информационной безопасности детей и подростков Установить и настроить контент-фильтр (дома)


Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» от 2 июня 2012 г. Статья 7 «Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства» Идеология контентной фильтрации – – не запрещать, а защищать юного пользователя от агрессивной, а часто и незаконной информации, распространяемой в сети Интернет


Две группы негативного контента: 1. Запрещенный контент для любого возраста (сайты с детской порнографией, сайты террористов, сайты, разжигающие расовую дискриминацию и т.п.); 2. Нежелательный для детей и подростков. Нежелательные для детей сайты (по возрастным ограничениям): жестокие игры; онлайновые казино; порнография; сайты, пропагандирующие насилие; сайты сексуальных меньшинств; сайты магазинов интим-услуг и т.п. Нежелательным контентом может являться также тот, который отвлекает детей от учебного процесса.


Контент-фильтр - устройство или программное обеспечение для фильтрации сайтов по их содержимому, не позволяющее получить доступ к определённым сайтам или услугам сети Интернет Контентная фильтрация - это интеллектуальный процесс анализа содержания представленной в Интернете информации, целью чего является ограничение доступа в Интернет. Система контентной фильтрации - определение прав доступа к Интернет-ресурсу на основании анализа его содержимого на предмет соответствия принятому набору правил по доступу к ресурсам сети В системе образования контентная фильтрация обеспечивает ограничение доступа к Интернет- ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся


Интернетом пользуются от 6 до 10 млн. детей. Цифра довольно внушительная. А чем же занимаются взрослые в то время, пока их детки покоряют просторы Интернета? Ограничивают ли они своих детей во времени? Проверяют ли информацию, которую получают дети в Интернете? Согласно Интернет опросу количество детей, которые прибегают к помощи родителей при пользовании Интернетом составляет не более 3%.








Семейное соглашение о работе в Интернете какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать; сколько времени дети могут проводить в Интернете; что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернета; как защитить личные данные; как следить за безопасностью; как вести себя вежливо; как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных сообщений.


Для того чтобы оградить детей от негативного воздействия Интернета, советуем вам придерживаться следующих рекомендаций: посещайте Интернет вместе с детьми; объясните детям, что если в Сети их что-либо беспокоит, то им следует не скрывать это, а рассказать обо всем вам; объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями; объясните ребенку, что нельзя сообщать свои личные данные, объясните ребенку, что нет разницы между неправильными и правильными поступками в реальной жизни и в Интернете; научите детей уважать собеседников в Интернете; скажите им, что нельзя встречаться с друзьями из Интернета ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают; объясните детям, что далеко не всё, что они могут прочесть или увидеть в Интернете, правда; не забывайте контролировать деятельность детей в Интернете с помощью специального программного обеспечения.


Советы по безопасности для детей разного возраста 5-6 лет Для детей этого возраста характерен позитивный взгляд на мир. Такие дети уже проявляют большие способности в компьютерных играх и при работе с мышью. Как помочь им делать это безопасно? В таком возрасте желательно, чтобы ребенок пользовался Интернетом только в присутствии родителей. Важно также научить ребенка никогда не сообщать в Интернете информацию о себе и своей семье и приучить его рассказывать вам о любых проблемах, связанных с Интернетом.


Советы по безопасности для детей разного возраста 7-8 лет Ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей; Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету; Детям такого возраста не рекомендуется иметь собственный электронный почтовый ящик; Создайте список правил посещения Интернета при участии детей и спрашивайте с них выполнение этих правил, требуйте соблюдения срока нахождения за компьютером; Компьютер с подключенным Интернетом должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.


Советы по безопасности для детей разного возраста 9-12 лет В данном возрасте дети, как правило, уже имеют представление о том, какая информация есть в Интернете; Советы по обеспечению безопасности детей этого возраста примерно такие же, как для 7-8-летних; Для самостоятельной работы ребенка на компьютере создайте ему ограниченную учетную запись; В этом возрасте уже можно рассказать детям о порнографии в Интернете; Следует также настаивать на том, чтобы дети предоставили вам доступ к своей электронной почте.


Советы по безопасности для детей разного возраста лет Подростки активно применяют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы; Мальчикам в этом возрасте свойственно устранять все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых»; Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете; Компьютер с подключением к Всемирной паутине должен находиться в общей комнате; Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они занимаются, так, как будто речь идет об их друзьях в реальной жизни, и по- прежнему настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из Интернета.


Литература: BD%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&pos=30&uinfo=sw sh-873-fw-1438-fh-598-pd- 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Ft1.ftcdn.net%2Fjpg%2F00%2F04%2F36%2F46%2F110_F_ _5aVZahgGs6Jphx3uo0IhAEvObwBNF3bB.jpg BD%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&pos=30&uinfo=sw sh-873-fw-1438-fh-598-pd- 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Ft1.ftcdn.net%2Fjpg%2F00%2F04%2F36%2F46%2F110_F_ _5aVZahgGs6Jphx3uo0IhAEvObwBNF3bB.jpg BD%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&pos=59&uinfo=sw sh-873-fw-1438-fh-598-pd- 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fproc.com.ua%2Fuploads%2Fposts%2F _polgoda_ proc.com.ua.gif BD%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&pos=59&uinfo=sw sh-873-fw-1438-fh-598-pd- 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fproc.com.ua%2Fuploads%2Fposts%2F _polgoda_ proc.com.ua.gif Дополнительно видео:

Медиаграмотность грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.


Нормативная база Федеральный закон 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Устанавливает правила медиа безопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно- телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.


Информационная безопасность детей это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").




Статистика В мире мобильными телефонами пользуются молодых юношей и девушек Уже в 2003 году количество мобильных телефонов в России достигло 31,5 млн. и превысило число стационарных аппаратов В конце февраля 2010 года абонентская база сотовых операторов насчитывала 210,05 млн. пользователей (Данные Центра Безопасного Интернета в России)




Социологические исследования 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков. Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, Экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей


Виды он-лайн угроз Откровенные материалы сексуального характера Виртуальные знакомые и друзья Кибербуллинг (cyberbullying) – подростковый виртуальный террор Буллицид – доведение ребенка до самоубийства путем психологического насилия Электронные ресурсы, содержащие материалы экстремистского и террористического характера.


Виды он-лайн угроз Электронные ресурсы, созданные и поддерживаемые деструктивными религиозными сектами. Компьютерные мошенники, спамеры, фишеры. Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, абортов, самоповреждений Сомнительные развлечения:онлайн-игры, пропагандирующие секс, жестокость и насилие. Болезненное пристрастие к участию в сетевых процессах, так называемой "Интернет- зависимости" Социальные сети и блоги, на которых ребенок оставляет о себе немало настоящей информации, завязывает небезопасные знакомства, нередко подвергается незаметной для него деструктивной психологической и нравственно-духовной обработке.


PEGI логотипы Bad Language - Ненормативная лексика Игра содержит грубые и непристойные выражения. Discrimination - Дискриминация Присутствие в продукте сцен или материалов, которые могут порочить или дискриминировать некоторые социальные группы. Fear - Страх: Материалы игры могут оказаться страшными и пугающими для маленьких детей. Gambling - Азартные игры В игре есть возможность сыграть в азартные игры и сделать ставку, в том числе реальными деньгами. Sexual Content – Непристойности В игре присутствует обнажение и/или встречаются сцены с сексуальными отношениями. Violence - Насилие Игра изобилует сценами с применением насилия.


Интернет-зависимость Навязчивый веб-серфинг бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации. Всемирной паутине информации Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.чатах веб-форумах Игровая зависимость навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.Игровая зависимость компьютерными играми по сети Навязчивая финансовая потребность игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах. азартные игры интернет-магазинах интернет-аукционах Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу. Киберсексуальная зависимость навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.киберсексом


Признаки Интернет-зависимости: чрезмерное, немотивированное злоупотребление длительностью работы в сети, не обусловленное профессиональной, учебной или иной созидательной деятельностью; использование Интернета как преобладающего средства коммуникации; создание и эксплуатация виртуальных образов, крайне далеких от реальных; влечение к Интернет-играм и(или) созданию вредоносных программ (без какой-либо цели); субъективно воспринимаемая невозможность обходиться без работы в сети


Это важно знать! Когда ты регистрируешься на сайтах, не указывай личную информацию (номер мобильного телефона, адрес места жительства и другие данные). Используй веб-камеру только при общении с друзьями. Проследи, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор. Научись самостоятельно включать и выключать веб-камеру. Ты должен знать, что если ты публикуешь фото или видео в интернете каждый может посмотреть их.


Это важно знать! Не публикуй фотографии, на которых изображены другие люди. Делай это только с их согласия. Публикуй только такую информацию, о публикации которой не пожалеешь. Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если ты получил такое письмо, не отвечай на него. Если ты ответишь на подобное письмо, отправитель будет знать, что ты пользуешься своим электронным почтовым ящиком, и будет продолжать посылать тебе спам.


Это важно знать! Если тебе пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы. Не добавляй незнакомых людей в свой контакт- лист в ICQ. Если тебе приходят письма с неприятным или оскорбляющим тебя содержанием, если кто- то ведет себя в твоем отношении неподобающим образом, сообщи об этом взрослым. Если человек, с которым ты познакомился в интернете, предлагает тебе встретиться в реальной жизни, то предупреди его, что придешь навстречу со взрослым. Если твой виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к твоей заботе о собственной безопасности.


Это важно знать! Если у тебя возникли вопросы или проблемы при работе в онлайн-среде, обязательно расскажи об этом кому-нибудь, кому ты доверяешь. Твои родители или другие взрослые могут помочь или дать хороший совет о том, что тебе делать. Любую проблему можно решить! Ты можешь обратиться на линию помощи «Дети онлайн» по телефону: (по России звонок бесплатный) или по Специалисты посоветуют тебе, как поступить.


Интернет-этикет Когда общаешься в онлайне, относись к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Избегай сквернословия и не говори вещей, которые заставят кого-то плохо себя чувствовать. Научись ""сетевому этикету"", когда находишься в онлайне. Что считается делать и говорить хорошо, а что нет? Например, если ты печатаешь сообщение ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, твой собеседник может подумать, что ты кричишь на него. Если кто-то говорит что-то грубое или что-то неприятное - не отвечай. Уйди из чата или форума незамедлительно.


Будь начеку! Если ты видишь или знаешь, что твоего друга запугивают в онлайне, поддержи его и сообщи об этом взрослым. Ведь ты бы захотел, чтобы он сделал то же самое для тебя. Не посылай сообщения или изображения, которые могут повредить или огорчить кого-нибудь. Даже если не ты это начал, тебя будут считать участником круга запугивания. Всегда будь начеку, если кто-то, особенно незнакомец, хочет поговорить с тобой о взрослых отношениях. Помни, что в сети никогда нельзя быть уверенным в истинной сущности человека и его намерениях. Обращение к ребенку или подростку с сексуальными намерениями всегда является серьезным поводом для беспокойства. Ты должен рассказать об этом взрослому, которому доверяешь, для того чтобы вы могли сообщить о неприятной ситуации в правоохранительные органы. Если тебя заманили или привлекали обманом к совершению действий сексуального характера или к передаче сексуальных изображений с тобой, ты обязательно должен рассказать об этом взрослому, которому доверяешь, для того чтобы получить совет или помощь. Ни один взрослый не имеет права требовать подобного от ребенка или подростка – ответственность всегда лежит на взрослом.


Установи свои рамки Используя социальные сети, либо любые другие онлайн- сервисы, позаботься о своей конфиденциальности и конфиденциальности твоей семьи и друзей. Если ты зарегистрировался на сайте социальной сети, используй настройки конфиденциальности, для того чтобы защитить твой онлайн- профиль таким образом, чтобы только твои друзья могли его просматривать. Попроси своих родителей помочь с настройками, если сам затрудняешься. Это правило очень важно.


Установи свои рамки Храни свои персональные данные в тайне, особенно при общении во взрослых социальных сетях. Используй ник вместо своего настоящего имени на любом онлайн-сервисе, где много незнакомых людей может прочитать твою информацию. Спроси своих родителей прежде, чем сообщать кому-либо в интернете свое имя, адрес, номер телефона или любую другую персональную информацию. Дважды подумай прежде, чем разместить или рассказать о чем- нибудь в онлайн-среде. Готов ли ты рассказать об этом всем, кто находится в онлайне: твоим близким друзьям, а также посторонним людям? Помни, что, разместив информацию, фотографии или любой другой материал в сети, ты уже никогда не сможешь удалить его из интернета или помешать другим людям использовать его. Прежде чем ввести любую информацию о себе на каком- либо сайте, узнай, как может быть использована эта информация. Может ли быть опубликована вся информация или ее часть и, если «да», то где? Если ты испытываешь дискомфорт от объема запрашиваемой информации, если ты не доверяешь сайту, не давай информацию. Поищи другой похожий сервис, для работы с которым требуется меньше информации, или его администрация обещает более бережно обращаться с твоими данными.


Это важно! 1. Игнорируй плохое поведение других пользователей, уйди от неприятных разговоров или с сайтов с некорректным содержанием. Как и в реальной жизни, существуют люди, которые по разным причинам ведут себя агрессивно, оскорбительно или провокационно по отношению к другим или хотят распространить вредоносный контент. Обычно лучше всего игнорировать и затем заблокировать таких пользователей. 2. Не размещай ничего такого, о чем ты бы не хотел, чтобы узнали другие, чего ты бы никогда не сказал им лично. 3. Уважай контент других людей, который ты размещаешь или которым делишься. Например, фотография, которую тебе дал друг, является его собственностью, а не твоей. Ты можешь размещать ее в онлайн-среде только, если у тебя есть на это его разрешение, и ты должен указать, откуда ты ее взял. 4. Важно воздерживаться от ответа на провокационные сообщения, получаемые при помощи сообщений SMS, MMS, программ мгновенного обмена сообщениями, в электронных письмах, в чатах или во время общения в онлайн- средес другими пользователями. Вместо этого тебе нужно предпринять шаги, которые помогут исключить или ограничить попытки спровоцировать тебя.


Если тебя запугивают в онлайновой среде: Игнорируй. Не отвечай обидчику. Если он не получает ответа, ему может это наскучить и он уйдёт. Заблокируй этого человека. Это защитит тебя от просмотра сообщений конкретного пользователя. Расскажи кому-нибудь. Расскажи своей маме или папе, или другому взрослому, которому доверяешь. Сохрани доказательства. Это может быть полезным для поиска того, кто пытался тебя запугать. Сохрани в качестве доказательств тексты, электронные письма, онлайн- разговоры или голосовую почту.


Сообщи об этом: Руководству твоей школы. Образовательное учреждение должно иметь свою политику для ситуации с запугиванием. Твоему интернет-провайдеру, оператору мобильной связи или администратору веб- сайта. Они могут предпринять шаги, для того чтобы помочь тебе. В милицию. Если ты считаешь, что существует угроза для твоей безопасности, токто-нибудь из взрослых, либо ты сам должен обратиться в правоохранительные органы. На линию помощи «Дети онлайн» по телефону: (по России звонок бесплатный) или по Специалисты подскажут тебе, как лучше поступить


Твои права в онлайновой среде Ты имеешь права – и другие люди должны уважать их. Ты никогда не должен терпеть преследования или запугивания со стороны других людей. Законы реальной жизни также действуют и в онлайн-среде. Ты имеешь право использовать современные технологии для развития своей индивидуальности и расширения твоих возможностей. Ты имеешь право защитить свою персональную информацию.


Твои права в онлайновой среде Ты имеешь право на доступ к информации и сервисам, соответствующим твоему возрасту и личным желаниям. Ты имеешь право свободно выражать себя и право на уважение к себе, и, в то же время, должен всегда уважать других. Ты можешь свободно обсуждать и критиковать все, что опубликовано или доступно в сети. Ты имеешь право сказать НЕТ, тому, кто в онлайн-среде просит тебя о чем-то, что заставляет тебя чувствовать дискомфорт.


Безопасное использование своего компьютера Убедись, что на твоем компьютере установлены брандмауэр и антивирусное программное обеспечение. Научись их правильно использовать. Помни о том, что эти программы должны своевременно обновляться. Хорошо изучи операционную систему своего компьютера (Windows, Linux и т. д.). Знай как исправлять ошибки и делать обновления. Если на компьютере установлена программа родительского контроля, поговори со своими родителями и договорись о настройках этой программы, чтобы они соответствовали твоему возрасту и потребностям. Не пытайся взломать или обойти такую программу! Если ты получил файл, в котором ты не уверен или не знаешь, кто его отправил, НЕ открывай его. Именно так трояны и вирусы заражают твой компьютер.


Не ходите ночью дети в интернет Не ходите ночью, дети, в Интернет. Ничего хорошего в Интернете нет. Там увидеть можно тетю голышом. Что потом твориться будет с малышом!? Там по всюду бегают монстры с автоматом И со страшной силой стреляют по ребятам. Страшные чудовища обитают там И за малолетками мчаться по пятам. Там на дня открылась Черная дыра. И четыре школьника сгинули вчера. Не ходите, дети, ночью в Интернет: Вдруг на вас с экрана выскочит скелет! Он ужасный, он не струсит, он вам что-нибудь откусит. И, копаясь в челюстях, на своих пойдет костях. Там увидеть можно злого паука- ОН тогда ребенка съест наверняка. Он огромными когтями вас запутает сетями. Будут косточки хрустеть, но придется потерпеть. И повиснут в паутинке лишь трусишки да ботинки. И имейте в виду, проказники, есть опасный сайт `Одноклассники`- Все, кто туда попадают на несколько лет пропадают. Пусть мои нотации вам надоедают- Но дети в Интернете часто пропадают. Многие дети пропали в интернете. (Э Успенский)


Девочке Маше, компьютер купили И в интернет заходить научили, Маша не кушает, Маша не спит, Всеми ночами в Инете сидит. Круто сменился и Машеньки вид: Давно уж не красятся пухлые губы, Мешки под глазами и желтые зубы. Осанка, ни к черту, курить начала, Денег на пиво, с трудом набрала. Давно не причесана, перхоть в плечах, Когти пол-метра на руках и ногах.... Но в чатах у Маши дела, все о кей, Мальчишки ходят, толпою за ней, Пишут ей письма, открытки ей шлют, Стихи сочиняют и песни поют. Маша-красавица, все говорят, Чмоки, приветы, любовью парят, Секс-виртуальный, дружбы оплот, Властвует Маша, без всяких хлопот. Что-же случилось, с мужчинами в чатах, Что виртуальная Маша вся в златах, А скромная девушка, без Интернета, Слезу выпускает, зеркального цвета? А то, что повешено Машино фото, На сайте известном, дающим ей льготы, А то, что лет десять, уж фотке давно, Всем почему-то, плевать глубоко.... Смысл сего небольшого труда, Помнить бы надо всем иногда: С вами, не только сеть-Интернет… Дома бордак, голодные дети Мама весь день сидит в интернете..

Тема «Я Реальный, я Виртуальный»

Цель: изучение способов представления себя в интернете, расширение представлений о правилах личной безопасности в Интернете, знакомство с понятием «онлайн-репутация».

Задачи:

1) обсудить с подростками разницу между представлением себя в Интернете и в реальной жизни;

2) в рамках круглого стола проанализировать особенности поведения участников в сети Интернета и реальной жизни.

Оборудование: бланки для заполнения, ручки или карандаши, АРМ учителя, колонки.

Время проведения: 40 -45 минут.

Возрастная группа: 8 класс

Ход мероприятия:

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас очень серьезная тема: мы с вами поговорим об Интернете. Я не сомневаюсь, что вы знакомы с социальными сетями. Назовите те, с которыми вы лично знакомы (ответы ребят). А у кого из вас есть своя страничка в сети «ВКонтакте» или «Мой мир»? (ответы ребят).

Я вижу, что вас большинство. Это и неудивительно, ведь по статистике «Яндекса» с 2011 года в России месячная аудитория пользователей Интернета на 17% увеличилась и стала равняться 57,5 миллионам человек. А на данный момент эта цифра продолжает увеличиваться. И треть от этой цифры именно школьники.

Давайте порассуждаем, что же так влечет людей в эту виртуальную паутину, чем она нас с вами заманивает? Какие полезные свойства Интернета, вы можете назвать? (ответы детей)

Вы абсолютно правы, это и доступность средств массовой информации, и возможность пообщаться с родственниками за границей, и совершить виртуальную экскурсию в музей или другую страну. Интернет дает фору именно тем, кто хочет научиться чему-то, узнать новое, повысить кругозор. Ребята, вот сайты, на которые можно совершенно безопасно заходить. Здесь много разной полезной и интересной информации: www.omlet.ru , www.lukoshko.net, http://www.classmag.ru, http://otlichnyk.ru.

А могут ли многие из вас сейчас подтвердить, что используют интернет только для самообразования? (ответ ребят) А тогда у меня другой вопрос: для чего в основном школьники используют Интернет? (скорее всего ответы будут общаться с друзьями в сети, играть).

Да, именно. Школьники, начиная с 9-10 лет становятся активными пользователями Интернета, не задумываясь о подводных камнях, которые их поджидают. Интернет может быть не только полезным, но и вредным. Давайте порассуждаем над следующей статистикой «Яндекса» (на столе тексты со статистикой и вопросы):

«Без контроля со стороны взрослых пользуются интернетом 70% учеников 9-10 лет и свыше 90% школьников старше 13 лет. Почти каждый третий школьник 9-10 лет использует для выхода в сеть мобильный телефон. Каждый второй ребенок 9-10 лет выходит в сеть ежедневно, и почти треть - один-два раза в неделю. Более четверти опрошенных детей находятся онлайн от 7 до 14 часов в неделю (около одного-двух часов в день), каждый шестой ребенок - от 14 до 21 часа, каждый пятый - более 21 часа».

Согласны ли вы с этой статистикой, обоснуйте свой ответ.

А что вы используете для выхода в интернет и знаете ли о вреде на здоровье телефонов и планшетов? (ответы детей)

Ребята, скажите только честно, а отличается ли ваше поведение в реальной жизни от поведения и мироощущения в Сети? (ответы детей)

А теперь с вами давайте проведем такое упражнение, которое лучше поможет нам с вами разобраться в последнем вопросе. Перед вами бланки с тремя полями для заполнения, в них вы должны записать все то, что характеризует вас в Интернете и в реальной жизни, а третью графу не трогаем. На работу вам отводится 3-5 минут. Время пошло.

Затем повторяющиеся слова в обеих графах ведущий просит зачеркнуть и записать в 3 графу. На это задание дается еще две минуты. Далее ведущий узнает у кого из ребят больше слов в графе «Схожее».

Вы, ребята, сделали для себя выбор оставаться в интернете именно такими, какие есть в реальной жизни. Вы не обрабатываете в программе фотошоп свои фотографии, не заменяете свою аватаркой анимешной картинкой, не приписываете себе годжа в графу «возраст». А вот те ребята, у которых в этой графе слов меньше, чем в остальных, предпочитают в Интернете вести и преподносить себя в Интернете себя по другому, чем в реальной жизни. Они выдают себя за других, нежели есть на самом деле либо раскрываются в виртуальном мире ярче, чем в реальной жизни.

Легко ли Вам было выполнить задание? Относительно каких характеристик было сложнее сделать выбор?

Почему в реальности и Интернете люди ведут себя по разному?

Вам, ребята, один совет. В интернете, несомненно, легче презентовать себя с лучшей стороны, но все-таки лучше оставаться самим собой, а если вам что-то не нравится в своем характере, то лучше попытаться изменить это по-настоящему.

А теперь немного отдохнем и посмотрим поучительным мультфильм про Интернет и социальные сети.

Ребята, с какими проблемами и угрозами вы можете столкнуться в сети Интернет? Давайте заполним «ромашку проблем» (на доске нарисована ромашка, куда вписываются ответы детей), я слушаю ваши ответы.

Давайте проверим, все ли мы с вами сюда записали, а в этом нам поможет информационный видеоролик от www.youtube.com .

Сверяются ответы на ромашке, добавляются пропущенные по необходимости.

Действительно, знакомясь с человеком онлайн, никогда нельзя быть уверенным, что он тот, за кого себя выдает. Безопаснее добавлять в друзья тех, кого хорошо знаешь. Иначе могут быть большие проблемы.

Давайте рассмотрим на практике следующую ситуацию:

Даша (12 лет). Неделю назад в социальной сети к ней добавляется в друзья Саша (1 лет). Даша не знает его лично, но он есть в друзьях у шести ее знакомых, поэтому подтвердила заявку. Саша написал, что ему очень понравилась Даша на какой-то из фотографий на профиле их общих друзей и он хотел бы с ней познакомиться поближе. Саша присылал ей много сообщений, и она с удовольствием рассказывала ему о себе, про школу, семью, где живет, где любит отдыхать. Они даже обменялись номерами телефонов и созванивались несколько раз. Даше нравилось, что Саша в нее влюблен. Вчера Саша наконец пригласил Дашу на свидание, предложив сходить в кино на последний сеанс. Даша очень обрадовалась.

Стоит ли Даше согласиться на встречу? Почему?

Что вас настораживает в ситуции. Доверяете ли вы Саше?

Какие могут быть последствия встречи?

Какими способами Даша может себя обезопасить?

Есть такое детское правило для маленьких деток в Сети, оно как раз применимо:

Если что-то непонятно,

Страшно или неприятно -

Быстро к взрослым поспеши,

Расскажи и покажи.

Есть проблемы в интернете?

Вместе взрослые и дети

Могут все решить всегда

Без особого труда.

Линия помощи «Дети онлайн» - бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. Телефон: 88002500015.

Приложение:

МБСКОУ № 000

г. Челябинска

    познакомить учащихся с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде; информировать о необходимости критического отношения к информации, полученной из интернет-ресурсов, средств мобильной связи; изучить правила сетевого общения; ознакомить с адресами помощи в случае интернет-угрозы (номер Всероссийского детского телефона доверия 8-800-2500015).

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, цветной мел, бумага, фломастеры, раздаточный материал.

1. Вступительная часть.

Сегодня наш классный час посвящен медиабезопасности.

Что значит слово «безопасность»? (ответы детей).

Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз. Положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь.

Что вы понимаете под угрозой? (После обсуждения на доске появляется определение).

Угроза – запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло.

Откуда может исходить угроза? (ответы детей)

(от взрослых, сверстников при личном общении, через мобильную связь, через Интернет).

В последние десять лет Интернет вторгся в нашу жизнь и изменил наше общество. Но при всех своих преимуществах он таит потенциальную опасность. Часто в Интернете встречаются материалы, которые противоречат закону, нарушают права и достоинство человека.

Наш урок направлен на то, чтобы помочь вам сориентироваться в Интернете, научиться извлекать из общения с ним пользу. Мы поговорим с вами о том, как защититься от Интернете-угроз, о безопасности, бдительности, познакомимся с правилами сетевого общения.


2. Основная часть

1. Какие угрозы вас могут ожидать при работе в сети Итернет?

(1. Угроза заражения вредоносным ПО. 2. Доступ к нежелательной информации.

3. Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты.

4. Неконтролируемые покупки).

2. Назовем несколько правил безопасности при работе в сети Интернет.

(Не сообщайте свой электронный адрес никому, кроме людей, которым доверяете. Тщательно обдумайте, какую информацию о себе загружать в Итернет. Осторожно подходите к выбору друзей, не принимайте все заявки подряд для количества. Не открывайте доступ к своим личным страничкам незнакомым людям. Обязательно установите антивирус, обновляйте их базы. Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми. Нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т. д.;)

Основные правила на слайде: 1. Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми. 2. Нельзя сообщать свои личные данные. 3. Установите антивирус. 4. Не запускайте неизвестные файлы. 5. Не открывайте письма от незнакомцев.

3. Назовите правила общения в сети Интернет.

1) Первое, главное и основное правило – поступайте в Интернете так, как хотите, чтобы поступали с вами.

2) Соблюдайте в чатах, на форумах и при личной переписке. Нельзя грубить, обзываться.

3) Не публикуйте сведения о других людях без их согласия.

4) Не выдавайте себя за других людей.

5) Не отправляйте сообщение, если не готовы повторить его в лицо этому человеку в реальной жизни.

6) Оформляйте свои сообщения и послания грамотно.

7) Не рассылайте пользователям ненужную им информацию.

3. Подведение итогов.

Что вы узнали для себя нового о безопасной работе в сети Интернет?

Если информация, полученная сегодня на уроке, для вас полезная, нужная – поднимите жёлтый смайлик, если вы знаете всё, о чем сегодня говорили и применяете эти правила – зеленый смайлик.

если тебя оскорбляют, преследуют в Интернете;

если тебе делают неприличные предложения в Интернете;

если ты стал жертвой сетевых мошенников;

если ты столкнулся с опасностью во время пользования сетью Интернет или мобильной связью,

ОБРАТИСЬ на линию помощи «ДЕТИ ОНЛАЙН», тебя выслушают и помогут.

Телефон: 8-800-25-000-15 (Звонок по России бесплатный, по рабочим дням с 9-00 до 18-00 (время московское).

Детские интернет-ресурсы

Онлайн – игра «Прогулка через дикий ИнтернетЛес»

http://wildwebwoods. org/popup. php? lang=ru

Информационно-развлекательные детские сайты

http://juja. ru/

http://www. smeshariki. ru/

http://potomy. ru/

Детские журналы

http://kostyor. ru/

http://unnaturalist. ru/

http://murzilka. org/

Детские библиотеки и энциклопедии

http://www. pushkinlib. spb. ru/