Скачать презентацию на тему модель дональда киркпатрика. Модель оценки эффективности обучения дональда киркпатрика. Вклад Киркпатрика в развитие тренинговых программ

Четырёхшаговая модель Киркпатрика

по оценке результатов обучения

Позволяет оценить результаты обучения персонала, используя четыре шага и задавая соответствующие вопросы:

  • Первый шаг модели Д Киркпатрика: Как участники реагируют на обучающее событие? Понравился ли участникам процесс обучения? Что они планируют делать с новыми знаниями и навыками?
  • Второй шаг модели Дональда Киркпатрика: Насколько участники усвоили знания, навыки и сформировали необходимые отношения по завершении обучающего мероприятия? Какие навыки, знания, установки изменились после обучения? Насколько значительны эти изменения?
  • Третий шаг модели Киркпатрика: Как участники применяют на рабочем месте то, что они узнали во время обучения? Изменили ли участники свое поведение на рабочем месте после обучения?
  • Четвёртый шаг модели Д Киркпатрика: В какой степени по итогам обучения достигнуты намеченные результаты? Оказывают ли изменения в поведении участников положительное влияние на организацию?

Задавая вопросы, можно понять, какого качества обучение компания получила от провайдеров. Самым эффективным будет считаться обучение четвёртого шага.

При этом необходимо понимать, что в случае если ответы на вопросы будут оцифрованы, то это касается 2, 3, 4 шага. В таком случае идеальным обучением будет считаться обучение 4 шага, имеющее экономические характеристики эффективности предприятия.

Эффективная позволяет проводить объективную оценку обучения персонала с определением основных неточностей и проблем.

Тип термина: Definition

Термин: Модель Киркпатрика

Альтернативные термины: -

Короткое описание: Модель Киркпатрика - четырехуровневая модель оценки эффективности обучения

Длинное описание:

Модель Киркпатрика - четырехуровневая модель оценки эффективности обучения:

    Реакция (эмоциональный уровень)

    Усвоение (уровень знаний)

    Поведение (уровень навыков)

    Результат

Реакция (эмоциональный уровень) - эмоциональная оценка обучения участниками. С одной стороны, положительная реакция как таковая не имеет большого значения, поскольку “понравившийся тренинг” отнюдь не означает “эффективный тренинг”. Он может никоим образом не изменить участников. С другой стороны, не стоит недооценивать этот фактор: удовлетворенность тренингом - это заинтересованность, внимание и позитивный настрой участников, необходимые для успешного обучения.

Усвоение (уровень знаний) показывает,какие знания, навыки, техники и методы усвоены участниками тренинга. Приобретение новых знаний является важным, но недостаточным результатом тренинга. Чтобы получить знания, не обязательно проходить тренинг - достаточно прочитать книгу или посетить лекцию. К тому же, само по себе приобретение новых знаний, без умения и желания их применять, часто не влияет на эффективность работы человека. Более ценным результатом тренинга может оказаться получение участниками «осознаний», так называемых «инсайтов», когда участник тренинга получает какое-либо знание не от тренера, а в результате анализа опыта, полученного в ходе какого-либо упражнения.

Поведение (уровень навыков) - изменение поведения участника в рабочей ситуации, применение им полученных навыков в рабочих условиях. Изменение поведения показывает, что участники на практике применяют знания и навыки, полученные на тренинге. Это важнейший показатель эффективности, поскольку основная цель тренинга - улучшение бизнес-показателей путем совершенствования поведения участников. Ведь новые знания и умения бесполезны, если их не применять.

Результат - выявляются измеримые результаты (например, улучшение качества обслуживания, уменьшение нерациональных расходов и т. д.). В компаниях обычно имеются данные о ключевых, интегральных бизнес-показателях, таких, как объем продаж, прибыль, затраты. Понятно, что проведенный тренинг не является единственным фактором, который влияет на эти показатели, существует много других факторов, как внешних, так и внутренних. И точно измерить вклад тренинга, например, в увеличение объема продаж довольно сложно, особенно, если это был тренинг по лидерским навыкам или по навыкам самоорганизации. Затраты на исследования этого показателя могут многократно превышать стоимость самих тренингов, поэтому этот уровень оценки рекомендуется проводить только в случае проведения долгосрочных и дорогостоящих программ.

Четырехуровневая модель оценки Киркпатрика
Пожалуй, самая известная модель оценки учебного процессамодель Дональда Киркпартика Четырехуровневая модель оценки, которая впервые была представлена в серии статей в 1959 в the Journal of American Society of Training Directors (теперь известный как T+D Magazine). Данная серия была позднее скомпилирована и опубликована в виде статьи Techniques for Evaluating Training Programs в книге под редакцией Киркпатрика Evaluating Training Programs в 1975 году.

Тем не менее, четыре уровня модели Киркпатрика стали популярными только после выхода его книги Evaluating Training Programs в 1994 году. В наше время эти четыре уровня стали краеуголным камнем индустрии обучения.

В то время как большинство специалистов рассматривают эти четыре критерия оценки процесса обучения как «уровни», сам «Киркпатрик никогда не использовал данный термин, обычно он называл их шагами (Craig, 1996). Добавлю, что он не называл это моделью, но использовал для обозначения слова такие как «техники для проведения оценки» “techniques for conducting the evaluation” (Craig, 1996, p294).

Данные четыре шага состоят из:

  • Шаг №1: Обратная связь или реакция (далее в тексте я буду называть первый уровень – Обратная связь) ( Reaction ) – Насколько учащимся понравился/не понравился учебный процесс?;
  • Шаг №2: Обучение ( Learning ) -Что они изучали? (степень усвоения знаний и навыков учащимися);
  • Шаг №3: Поведение ( Behavior ) – Что изменяется в рабочей деятельности обучаемого в результате процесса обучения? (способность применять приобретенные в учебе знания и навыки в работе);
  • Шаг №4: Результаты ( Results ) – Каковы осязаемые (материальные) результаты процесса обучения в терминах снижения затрат, улучшения качества работы, увеличения выпуска продукции, повышения эффективности и т.п..?

    Концепция Киркпатрика весьма важна, поскольку это отличный инструмент для планирования, оценки, диагностики проблем, особенно если мы внесем в нее незначительные улучшения, показанные ниже.

    Не только для тренинга

    Некоторые специалисты ошибочно предполагают, что модель Киркпатрика может применяться для тренинга (здесь имеется ввиду процессы формального обучения: тренинги, семинары – прим. Э.Б.), но модель может бы использована в работе с другими учебными процессами. К примеру, профессия Human Resource Development (HRD) связана не только с развитием процессов формального обучения, таких как тренинг, но также других форма, таких как неформальное обучение, развитие, наставничестве и воспитание (Nadler, 1984). В руководстве, изданном одним из основателей Human Resource Development (HRD) Leonard Nadler (1984), используется четырехуровневая модель Киркпатрика, как главная модель оценки учебного процесса.

    Сам Киркпатрик писал: «Эти цели (ссылаясь на свою статью) будут относиться к обучению в классе (in-house classroom programs). Многие процедуры и принципы применяются ко всем видам учебной активност, таким как анализ эффективности деятельности, участие во внешних программах, программированное обучение, чтение специально подобранной литературы» (Craig, 1996, p294).

    Развитие четырехуровневой модели

    В силу «возраста» модели, а также с появлением новых, современных технологий, модель Киркпатрика часто критикуется за то, что она слишком устарела и проста. Но тем не менее, и спустя пять десятилетий после ее презентации, не нашлось адекватной модели, способной заменить модель Киркпатрика. И я уверен, причина, почему замены моделей не происходит, в том, что Киркпатрик был в основном прав, но он допустил несколько небольших ошибок:

    Мотивация, а не обратная связь (Motivation, Not Reaction)

    Когда обучаемый двигается в потоке учебного процесса, как например e-learning курс, эпизод неформального обучения или получая помощь от наставника в выполнении своей рабочей деятельности, он должен принимать решение, на что в первую очередь обращать свое внимание. Если цель или задания оцениваются им как важные или выполнимые, то обучаемый в норме мотивирован в достижении их (Markus, Ruvolo, 1990). Но если задание представляется ему слабо связанным с его деятельностью, или существует лишь малая вероятность успешного выполнения этого задания, соответственно, мотивация выполнения низка. В дополнение, исследование оценки Обратной связи обычно показывают, что это не валидный инструмент оценки успешности (см. последнюю часть статьи Критика)

    Это отличается от слов Киркпатрика (1996), который писал, что Обратная связь – это то, насколько обучаемые оценивают отдельный учебный процесс. Тем не менее, чем меньшее значение имеет учебный материал для учащегося, тем больше усилий нужно приложить для разработки и презентации данного материала. Следовательно, если учебный материал не имеет отношения к потребностям самого обучаемого, тогда учебный материал должен «цеплять» обучаемого навороченным дизайном, юмором, играми и т.д… Это не означает, что дизайн, юмор или игры неважны; тем не менее, их использование в учебном процессе гораздо больше, чем просто делать процесс веселым, они помогают и продвигают учебный процесс. И если учебный материал построен на основе ясных целей и дизайна, тогда это помогает учащемуся преодолеть разрыв между существующей и требуемой деятельностями. Следовательно, они (дизайн, юмор, игры) должны мотивировать к обучению – если это не происходит, значит что то пошло наперекосяк в процессе планирования и создания учебного процесса! Если вы вдруг поймаете себя на мысли, что пытаетесь зацепить обучаемых с помощью всяких заманух (дизайн, юмор, игры), вам, видимо, стоит пересмотреть цели вашего учебного процесса.

    Деятельность, а не поведение (Performance, Not Behavior)

    Деятельность (performance) лучше поведения (behavior), поскольку деятельность имеет два аспекта: поведение является средством и следствием поведения являются результаты. И собственно эти результаты нас интересуют больше всего Gilbert noted (1998).

    Обратите это в Лучшую Модель

    Модель, где два наиболее важных пункта – результаты и поведение находятся в конце, является перевернутой с ног на голову, поскольку важность пунктов отпечатывается в голове людей в порядке их расположения. Таким образом мы разворачиваем модель в обратную сторону и добавляем вышесказанное и получаем:

  • Результат (Result ) - Какое влияние (последствие или результат) улучшит ваш бизнес?
  • Деятельность (Performance ) – Что должны сделать работники, чтобы достичь желаемого эффекта?
  • Обучение (Learning ) – Какие знания, навыки, ресурсы им нужны, чтобы выполнять свою деятельность? (курсы и занятия в аудитории должны быть последними в списке)
  • Мотивация (Motivation ) – Что им нужно для того, чтобы осознанно учиться и выполнять деятельность?

    Данная модель становится инструментом как планирования, так и оценки =диагностики проблем (Chyung, 2008):

    Цели (планирование)

    Уровень оценки

    Каковы цели нашей компании для развития бизнеса?

    Результаты


    Почувствован ли ожидаемый эффект?
    Что наши обучаемые должны уметь выполнять, чтобы достичь этих целей?

    Деятельность


    Были ли перенесены обучаемыми полученные навыки в работу?
    Какие новые навыки, знания и ресурсы требуются обучаемым, чтобы они смоглы выполнять деятельность?

    Обучение


    Осваивали ли обучаемые необходимые навыки и/или ресурсы?
    Что обучаемым требуется для того, чтобы осознанно учиться и выполнять деятельность?

    Мотивация


    Они мотивированы учиться и выполнять работу?

    Исправленная модель может теперь быть использована для планирования (левая колонка) и оценки (правая колонка). В дополнение, это может быть использовано для диагностики проблемных зон процесса обучения. К примеру, вы знаете, что работники получили необходимые навыки в процессе обучения, но не применяют их в процессе работы, тогда становятся очевидными следующие проблемные зоны (в данном примере это ячейка Деятельность или ячейка слева от нее):

  • Существует нечто в рабочем окружении работника, что ограничивает применение им полученных им навыков; или
  • Сама исходная предпосылка, что данные навыки приведут к изменению в работе, неверна.

    Диаграмма ниже показывает, как приведенные процессы исправленной модели сочетаются друг с другом

    Организация

    1. Результаты

    Суммирующая оценка

    Деятельность

    2. Рабочая среда

    Формирующая оценка

    Учебная среда

    3. Обучение

    Формирующая оценка

    Люди

    4. Мотивация

    Формирующая оценка

    Как показывает вышеприведенная диаграмма, Оценка Результатов наиболее интересна руководству бизнеса, в то время как остальные три уровня оценки (деятельность, обучение и мотивация) являются основными для проектировщика обучения в компании для планирования и оценки учебных процессов; и конечно Оценка Результатов также важна для него, поскольку является поставщиком целей развития бизнеса.

    Уровень первый – Результаты

    Результаты или влияние

    Несмотря на то, что обычно наиболее труден и трудозатратен, чем другие три уровня, это дает информацию, которая имеет огромную ценность: она доказывает ценность процессов обучения и выполнения деятельности. Тем не менее, использование модели Цели/Планирование/Оценка должно упростить и облегчить процесс, и вы будете иметь ясную картину того, что вы стараетесь достичь. То есть. Когда вы что-то начинаете планировать, у вас больше возможностей понять, как оценивать это.

    Мотивация, Обучение и Деятельность в большей степени вопрос «мягких» единиц измерения (так называемые нефинансовые метрики); тем не менее, лица, принимающие решения, которые утверждают учебные процессы, предпочитают результаты (возврат инвестиций или влияние). Jack Phillips (1996), который вероятно знает лучше других четырехуровневую модель Киркпатрика , пишет, что ценность информации становится значительно выше, если мы идем от мотивации к результатам.

    Вышеприведенное не означает, что другие три уровня бесполезны, в самом деле, выгода от их использования заключается в локализации проблем в учебном процессе:

  • Оценка мотивации информирует вас, насколько соответствует учебный процесс ожиданиям обучаемых (это измеряет, насколько хорошо отработан процесс анализа учебного процесса). Вы можете иметь корректными все другие уровни, но если обучаемые не увидят целей обучения и деятельности, они (обучаемые) вероятно не достигнут целей обучения.
  • Оценка обучения информирует вас, насколько учебный процесс действительно работает на обучение работников (эта оценка измеряет, насколько хорошо работает проектирование и развитие учебного процесса и материала).
  • Оценка деятельности информирует вас, насколько усвоенные навыки действительно конвертируются в деятельность работников (это измеряет, насколько хорошо отработан процесс анализа деятельности).
  • Оценка результатов информирует вас о том, что получает организация взамен того, что она вкладывает в поддержку процесса обучения. Лица, принимающие решения, обычно предпочитают результаты в твердых единицах измерения, хотя и не обязательно в долларах и центах. К примеру, опрос финансовых и IT руководителей показал, что они считают возврат вложенных средств на обучение клиент-ориентированных технологий как в твердых (hard), так и в мягких единицах измерения(soft), хотя удельный вес больше именно в не финансовых метриках (soft), таких как удовлетворенность и лояльность клиентов (Hayes, 2003).

    Замечу о разнице между «информацией» и «возвратом средств». Измерения Мотивации, Обучения и Деятельности дает вам информацию для улучшения и оценки учебного процесса, который в бОльшей степени принадлежит проектировщикам обучения в компании; в то время как измерение Результатов дает вам показатель возврата инвестиций в учебный процесс, который больше связан с руководителями бизнеса.

    Измерение Результатов может быть выполнено в подходе сбалансированных показателей (balanced scorecard) (Kaplan, Norton, 2001), которые показывают влияние или возврат инвестиций с четырех позиций:

  • Финансовая: измерение в показателях, таких как ROI, которые показывают монетарный возврат инвестиций, или насколько выходы процесса эффективны. Финансовые показатели могут иметь как «мягкие», так и «твердые» единицы измерения результата.
  • Клиентская: улучшение поля, где организация выстраивает свои различия от конкурентов в привлечении, удержании, построении глубоких и долгосрочных отношений с целевыми клиентами
  • Внутренняя: достижение совершенства за счет улучшения таких процессов как процесс управления поставками, производства или технической поддержки.
  • Инновации и обучение: учебный процесс поддерживает изменение организационного климата, инноваций и индивидуальное развитие

    Уровень второй - Деятельность

    Данная оценка включает в себя тестирование способностей обучаемого включать приобретенные в процессе обучения навыки в работу. Эта оценка может быть выполнена формально (тестирование) или неформально (наблюдение). Она определяется тем, как отвечают на вопрос: Используют ли работники вновь приобретенные навыки в процессе работы?

    Очень важно измерять деятельность, поскольку базовая цель корпоративного обучения улучшать результаты через передачу работникам новых знаний и навыков с тем, чтобы затем они применяли их в работе. Измерение деятельности должно быть постольку, поскольку работники делают свою работу; в измерении должен принимать обычно тот специалист, кто тесно связан с обучаемым: супервайзер, тренированный наблюдатель или интервьюер.

    Уровень третий – Обучение

    Это показатель того, насколько глубоко обучаемые усваивают знания, развивают навыки и изменяют установки и отношение как результат участия в учебном процессе. Оценка обучения обычно требует пост тестирования с целью установить, какие навыки были усвоены обучаемыми в течение процесса, какими навыками обучаемые уже обладают.

    Измерение выходов учебного процесса важно с точки зрения валидизации цели обучения. Измерение обучения обычно сфокусировано на следующих вопросах:

  • Какие знания были приобретены?
  • Какие навыки были развиты?
  • Какие установки были изменены?

    Ассессмент обучаемых создается с целью убедиться в способности обучаемого выполнять деятельность. Есть два аспекта этого процесса: собственно сбор информации и данных (тестирование обучаемых) и оценка данной информации (о чем эти данные сообщают?). Данный ассессмент не следует путать с оценкой обучения (evaluation ). Ассессмент показывает прогресс и индивидуальные достижения обучаемых, в то время как Оценка обучения (evaluation ) в целом об оценке программ обучения (Tovey, 1997, p88).

    Уровень четвертый – Мотивация

    Оценка на этом уровне измеряет показатель, как обучаемые воспринимают и реагируют на процессы обучения и деятельности. Этот уровень измеряется с помощью опросника установок (attitude questionnaires – мотивационных опросников), предлагаемого после многих учебных занятий. Обучаемые чаще всего прекрасно осознают, что им необходимо, чтобы выполнить задание. Если учебный процесс не удовлетворил их потребности, то нужно определиться: или это ошибка педагогического проектировщика (специалиста, конструирующего учебный процесс в компании), или обучаемые не оценили преимуществ процесса.

    Когда обучаемый приступает к изучению учебного материала, неважно, что это: eLearning, mLearning, аудиторные занятия или обучение через социальные медиа, он должен принять решение, на что, в первую очередь, он обращает внимание в этом материале. Если цель или задания оцениваются им как важные или выполнимые, то обучаемый в норме мотивирован в достижении их (Markus, Ruvolo, 1990). Но если задание представляется ему слабо связанным с его деятельностью, или существует лишь малая вероятность успешного выполнения этого задания, соответственно, мотивация выполнения низка.

    Критика

    Есть три проблемных допущения модели Киркпатрика: 1) уровни не расположены в порядке возрастания (нет иерархии уровней); 2) уровни не связаны причинно между собой; 3) уровни имеют положительную корреляцию между собой (Alliger and Janak, 1989).

    Единственная часть четырехуровневой модели Киркпатрика, которая не выдержала проверку временем, - Обратная связь (первый уровень). К примеру, школа Тренер XXI века имеет одни из самых низких показателей по первому уровню – уровню обратной связи, но отвечает за высокие показатели деятельности (четвертый уровень), которыми измеряют продуктивность своих выпускников. И это не единичный случай: от исследования к исследованию результаты показывают очень низкую корреляцию между Обратной связью и тем, насколько хорошо работники выполняют деятельность после прохождения обучения (Boehle, 2006).

    Гораздо важнее, чем измерение обратной связи, как мы установили, является подготовка обучаемых к учебному процессу через беседы с руководителем о необходимости участия в обучения с последующим их сопровождением с тем, чтобы убедиться в усвоении навыков, переданных в процессе обучения (Wick, et al. 2006), и это еще одна из причин, почему «Обратную связь» надо поменять на «Мотивацию».

    Четырехуровневая модель Киркпатрика применяется только после окончания учебного процесса. В то время как цель оценки должна заключаться в сопровождении всего учебного процесса, начиная с начальной стадии – стадии, предваряющей учебный процесс.

    На самом деле, эта критика не является точной. К примеру, The ASTD Training & Development Handbook (1996), изданная Robert Craig, включает главу Киркпатрика с простым названием «Оценка». В этой главе Киркпатрик обсуждает контрольные группы, а также методы «до и после» (такие как пре- и посттестирование). Он продолжает обсуждать, что четвертый уровень должен включать пост-тренинг оценку три или более месяца спустя после окончания учебного процесса с тем, чтобы проконтролировать, как обучаемые стали применять навыки, полученные в ходе обучения. Далее Киркпатрик замечает, что Оценка должна быть включена во все стадии учебного процесса не только в течение каждой сессии или модуля, но и после каждого предмета или темы.

    Модель четырех уровней работает только для аудиторного обучения, но не для других форм обучения

    Как было замечено в части «Не только для тренинга» (см. выше), Киркпатрик писал о возможности использования модели четырех уровней для других типов обучения и HR, которая помогает обеспечить обслуживание процессы и формального, и неформального обучения, и где модель Киркпатрика выступает одной из основных моделей оценки. И может быть, настоящей причиной того, что адвокаты неформального обучения не видят пользы от применения модели Киркпатрика в том, что четыре уровня «были изобретены не под них».

    Четыре уровня оценки имеют малое отношение для других подразделений компании и направлений бизнеса

    Одна из лучших книг по обучению и развитию The Six Disciplines of Breakthrough Learning , написанная Wick, Pollock, Jefferson, Flanagan (2006). Они, видимо, выдвигают самую обоснованную, критику, что я видел: «К сожалению, эта модель не имеет широкого распространения среди менеджеров бизнес направлений, кто непосредственно связан с результатами обучения. Поэтому, когда руководители департаментов обучения пишут или говорят в терминах уровней оценки модели Киркпатрика со своими коллегами в бизнесе, то это это вместо прояснения чаще запутывает обсуждение и требует дополнительных усилий для выстраивания понимания между бизнесом и функцией обучения».

    И вполне возможно, что данная критика направлена по сути не против самой модели Киркпатрика , но против тех из нас, кто выстраивает коммуникации с бизнесом. Мы говорим бизнесу: первый уровень показывает, насколько счастливы обучаемые от обучения, на втором уровне они успешно прошли тест и т.д. по всей модели. Кроме того, согласно исследованиям, которые я видел, результаты обучения используются редко (как раз то, что ценится бизнесом больше всего). Все другие уровни оценки могут быть полезны только в процессе проектирования учебного процесса, поскольку они помогают нам понять, какой тип оценки применить в какой проблемной ситуации. Тем не менее, за этими рамками, эти уровни никому не интересны. Большая часть менеджмента интересует лишь влияние обучения и ответ на вопрос: те ресурсы, что мы потратили на обучение работников, дают вклад в развитие и процветание нашего бизнеса?

  • Д. Киркпатрик

    50 лет назад специалисты по обучению персонала впервые узнали о четырехуровневой модели, предложенной Дональдом Киркпатриком (Donald L Kirkpatricks training evaluation model - four levels of learning evaluation). На сегодняшний день эта система обрела невероятную популярность, зарекомендовав себя как наиболее результативный и профессиональный подход к обучению. Согласно данной модели эффективность обучения необходимо оценивать на четырех уровнях: реакция, обучение, поведение и результаты.

    Существуют и другие подходы к оценке эффективности обучения: целевой подход ТАЙЛЕРА (Tylers Objectives Approach); модель СКРИВЕНСА, (Scrivens Focus On Outcomes); модель СТАФЛЕБИМА (Stufflebeam) CIPP; схема CIRO; натуралистический подход Губа (GubasNaturalisticApproach), модель Брюса ААРОНА (Bruce Aarons Model), модель Джека ФИЛИПСА ROI (Return on Investment).

    Однако все они в той или иной степени являются производными от модели Киркпатрика или используют ее элементы. Именно поэтому система Д. Киркпатрика активно используется во всем мире уже ровно полвека. Систему Д. Киркптрика в ноябре в Москве представит Джим Киркпатрик, сын и последователь Дональда Киркпатрика.

    Наша модель дает настоящую возможность оценить реальный эффект от обучения. Это первое, о чем стоит говорить с руководителями компаний при обсуждении, что они хотели бы увидеть в представленной им программе обучения, другими словами, на этапе выявления их ожиданий. На этом этапе очень важно провести работу с менеджментом компании. Это нужно, чтобы прийти к единому мнению относительно следующих вопросов: какое именно поведение сотрудников будет соответствовать их ожиданиям; какие виды обучения необходимы для достижения поставленных целей; какую атмосферу необходимо создать для людей, чтобы они не только прошли обучение, но и получили реальную практическую пользу от этого. Подробная проработка всех четырех уровней - это самый лучший способ совершенствовать программы обучения, чтобы они действительно отвечали потребностям бизнеса.

    Также мы настаиваем, чтобы бизнес-тренеры активно работали с руководителями компаний на третьем уровне - уровне применения выработанных навыков при решении рабочих задач и ситуаций. Именно на этом этапе мы получаем конкретный положительный или отрицательный результат. Ведь, попав в привычную рабочую среду, люди ведут себя по-другому, нежели во время прохождения тренинга!

    Мы также убеждены в том, что клиент и сотрудники, направляемые на обучение должны ясно понимать: для чего необходимо обучение. Слишком часто людей отправляют на тренинг без понимания того, зачем это нужно компании и что это даст в итоге самим обучающимся. А внимание руководства к оценке и признание приоритета значимости обучения поможет придать некую целостность процессу обучения.

    Ключевым этапом в нашей модели четырехуровневой модели при определении эффективности обучения является, без сомнения, уровень 3 - поведение. Обучение не будет представлять никакой ценности, если изученное знание не перейдет в поведение обучающегося. Мы даже написали книгу об этом, назвав ее «Трансформация изученного в поведение».

    Мы знаем, что если не будет такого развития знаний, полученных в процессе обучения, желаемый результат никогда не будет достигнут. Приведем пример эффективной работы по уровню. В интервью с олимпийскими чемпионами по фигурному катанию из России (к сожалению, не помню их имен) на вопрос корреспондента о том, как они намерены побеждать, они ответили, что просто выйдут на лед и будут выполнять все те элементы, которые выполняют каждый день. То есть процесс обучения нашел отражение в ежедневном поведении. То же самое можно сказать и о бизнесе. Когда то, чему научили сотрудников, перейдет в навык, в норму работы, можно будет сказать, что обучение пройдено успешно. Говоря о результатах, мы хотелим бы отметить, что наша модель отличается от других тем, что мы не пытаемся изолированно рассматривать материальный эффект обучения. Скорее, мы собираем все данные и всю необходимую информацию (факты, доказательства), чтобы продемонстрировать ценность обучения, тренинга и коучинга, выраженную в практических результатах. Мы спрашиваем руководство компании: каковы их ожидания от программы? Затем задаем вопрос: «В чем заключается успех компании?» Только когда они сформулируют свое ожидания, сказав хотя бы что-то вроде «доходы от продаж», или «экономия средств», или «удержание работников в компании», это сможет найти отражение в четвертом уровне, т. е. может быть получен необходимый результат.

    Игра стоит свеч. Как оценить эффективность бизнес-тренинга? Макота Елена Михайловна

    Глава 1 Классическая модель Дональда Киркпатрика

    Классическая модель Дональда Киркпатрика

    Четыре уровня оценки эффективности тренинга

    Самый верный способ успеть как можно больше – рвануть с места в карьер. Время – деньги! Если вы еще не поняли, моя задача – сэкономить для вас как можно большее их количество. Поэтому приступаем к работе немедленно!

    Совершенно очевидно, что вы всегда можете измерить тот или иной показатель несколькими способами. Но есть ли среди них тот самый, эталонный? Тот, который гарантирует вам наибольшую точность?

    Вовсе нет – такой гарантии вам не может дать никто. Особенно это становится явным, когда речь заходит о неточных величинах: вы сможете вычислить их лишь приблизительно. Попробуйте убедить себя, что в стограммовом куске сыра из магазина именно 28 граммов белка и ни граммом меньше. Вы действительно в это верите?

    Но – даже с поправкой на неточности и погрешности – в основе каждой системы оценки все равно лежит некая классическая методология или теория, признанная большинством специалистов в той или иной области.

    Теория системообразующая. Фундаментальная. Выверенная. Та самая, которая позволяет с большой долей уверенности говорить об истинности полученных с ее помощью показателей. И, представьте себе – такая модель существует и для оценки эффективности тренингов! Более того, в этой книге мы разберем ее наиподробнейшим образом. Но ответит ли она на все наши вопросы?

    Для начала зайдем в гости к классикам. Как Филипп Котлер стал иконой для маркетинга, так и Дональд Киркпатрик удостоился аналогичного статуса в американском кадровом менеджменте. Его четырехуровневая модель оценки эффективности тренинга увидела свет в 1959 году – уже в те времена американцы подходили к лозунгу «кадры решают все» более щепетильно, чем плановики Советского Союза. Чертовски дальновидно!

    Оглянитесь – и поймете, что истинные знания не поддаются времени. Прошло больше 50 лет, бал правят транснациональные корпорации, фрилансеры все чаще и эффективнее заменяют наемных работников, а модель Киркпатрика до сих пор остается одной из базовых при оценке эффективности тренингов для персонала. В чем соль?

    Никакого секрета здесь нет, зато есть грамотная группировка информации. По сути, в своей модели Кирк-патрик упорядочил и разделил всю сумму эффектов проведенного тренинга на четыре отдельных уровня. Оценки каждого из них, сложенные воедино, и дают нам информацию о необходимости и эффективности проведенного обучения.

    Как я уже упоминала ранее, эта модель имеет четыре уровня. Вот они:

    Уровень 1: «Реакция». Главный вопрос: «Какова реакция сотрудника на обучение»?

    Уровень 2: «Обучение». Главный вопрос: «Что именно сотрудник усвоил в процессе проведения тренинга»?

    Уровень 3: «Поведение». Анализируется то, как полученные на тренинге навыки и знания применяются в работе. После этого вы сможете дать ответ на главный вопрос этого уровня: «Как изменилось профессиональное поведение обучавшихся»?

    Уровень 4: «Результаты». Оцениваются непосредственно показатели эффективности компании – насколько они изменились после обучения персонала? Главный вопрос: «Что получила компания от проведенного тренинга»?

    Однако упомянутыми четырьмя уровнями исследование вопроса не ограничилось. В 1991 году модель Кирк-патрика была дополнена Джеком Филипсом, который включил в нее пятый, заключительный уровень – «отдачу на инвестиции» (ROI).

    Это была осознанная попытка перевести измерение эффективности тренинга в материальную плоскость. Удалось ли это Филипсу или нет, мы выясним чуть позже. А пока вновь обратимся к классике, которая, оказывается, далеко не безгрешна.

    Да-да! Оказывается, у модели Киркпатрика есть свой серьезный недостаток – она оценивает эффективность тренинга уже после его проведения. Причем не сразу: сбор данных на всех четырех уровнях может растянуться на несколько месяцев. Есть ли у вас и вашего бизнеса время ждать?

    Многие руководители отвечают на этот вопрос отрицательно, предпочитая ограничиваться оценкой лишь на первом уровне – это позволяет сэкономить временные и финансовые затраты. Но будет ли такая оценка объективной, покажет ли она конкретные результаты обучения, даст ли необходимую информацию для управленцев? Разумеется, нет – и доказательства тому вы будете получать на всем протяжении этой книги.

    Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

    Из книги Менеджмент автора Дорофеева Л И

    5. Классическая школа в управлении Управленческие знания появились задолго до нашей эры и задолго до того, как управление оформилось в самостоятельную научную дисциплину и профессию. Самостоятельной областью деятельности управление было признано только в XX веке.

    Из книги Менеджмент: конспект лекций автора Дорофеева Л И

    1. Классическая школа в управлении Управленческие знания появились задолго до нашей эры и задолго до того, как управление оформилось в самостоятельную научную дисциплину и профессию. Самостоятельной областью деятельности управление было признано только в ХХ веке.

    Из книги Компетентность в современном обществе автора Равен Джон

    Модель компетентности и психологическая модель способностей Прежде чем перейти к дальнейшему обсуждению данной модели компетентности, рассмотрим ее фундаментальные отличия от многофакторной модели способностей, столь популярной в психологической литературе.

    Из книги Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе автора Котлер Филип

    Глава 2 Модель маркетинга 3.0 Краткий исторический обзор последних 60 лет маркетинга На протяжении последних шести десятков лет маркетинг был одной из самых волнующих тем в бизнесе. Коротко говоря, маркетинг охватывает три основные дисциплины: управление товаром,

    Из книги Активные продажи 3.1: Начало автора Рысев Николай Юрьевич

    Классическая техника – «Предположим» Техника заключается в том, что вы предлагаете клиенту представить, будто проблема, о которой он заявляет, уже решена, будто ее нет.П: А если бы место на прилавке все-таки было, тогда бы вы какую колбасу заказали?И вот тут наступает

    Из книги Психология как бизнес. Как психологу раскрутить себя автора Черников Юрий Николаевич

    Модель 1.0 и модель 2.0 – найдите тысячу отличий Модель 1.0 – это модель старшего поколения, схема вчерашнего дня. В этом случае мы заканчиваем вуз, затем повышаем свою квалификацию до уровня тренера-психотерапевта, психолога-консультанта, потом становимся

    Из книги 100% брэнд. Как продавать счастье автора Ляпоров Владимир Николаевич

    Из книги Стили менеджмента – эффективные и неэффективные автора Адизес Ицхак Калдерон

    Из книги Функциональный менеджмент. Как из хаоса создать порядок, преодолеть неопределенность и добиться успеха автора Рятов Кадирбай

    Глава 1 Функциональная модель человека 1.1. Человек и мир вокруг. Действия как источник познания На протяжении тысячелетий человек накапливает знания об окружающем мире, оттачивая самые важные и необходимые для жизни навыки и умения. Приобретаемые знания и опыт

    Из книги Как стать богатым автора Макивер Мередит

    Часть 1 Школа бизнеса и управления Дональда Дж. Трампа В книге «Искусство заключать сделки» я упоминал мою Немезиду – наставника из Нью-Йоркской военной академии Теодора Добиаса (слева от меня). Справа от меня – генерал-майор Джон

    Из книги Как сэкономить на маркетинге и не потерять его автора Монин Антон Алексеевич

    Часть 2 Время вашего ученичества (советы Дональда по продвижению по службе) Сами управляйте ходом собеседования За многие годы у меня накопилось немало любопытного опыта в том, что касается собеседований о приеме на работу. Хороший пример – Норма Фёрдерер. После первого

    Из книги Великолепная команда. Что нужно знать, делать и говорить для создания великолепной команды автора Миллер Дуглас

    Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

    Из книги Универсум. Общая теория управления автора Масликов Владислав Иванович

    Из книги автора

    5.1. Классическая и универсумная схемы Мысль о единстве алгоритмики, свойственной самым различным объектам, явлениям и процессам, относящимся к психологии, социологии, философии, информационным системам и многим другим областям знаний, давно высказывалась различными