Новейший российский топливозаправщик совершил первый полет. Отечественное оружие и военная техника Первый самолет топливозаправщик ил 78м 90а

Дозаправка в воздухе / Фото: photo.qip.ru

Новый российский самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А сможет дополнительно перевозить до 110 тонн топлива благодаря двум дополнительным бакам. Об этом сообщил 26 октября журналистам гендиректор предприятия " " Сергей Дементьев.

С.Дементьев уточнил, что каждый из дополнительных топливных баков может нести по 50 тонн топлива. Заправка возможна двумя способами - с хвостовой части и со стороны двух крыльев самолета.


Сергей Дементьев / Фото: aviastar-sp.ru

Одновременно в воздухе может производиться заправка трех лайнеров.При этом ранее сообщалось, что на земле возможна одновременная заправка до четырех самолетов, сообщает ТАСС.

Техническая справка

(по кодификации НАТО: Midas ) — самолёт-заправщик. Создан на базе самолёта Ил-76МД и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолётов. В настоящее время это единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков на вооружении ВВС России. Также может использоваться в качестве военно-транспортного самолёта (утратил данную способность в модификации Ил-78М).

Фото: Пресс-служба МО РФ

Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году. При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76МД, в конструкцию которого были внесены следующие изменения: в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 000 кг топлива, кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами, под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А Сахалин, усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации "Встреча", позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.

Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса "тяжелый бомбардировщик" с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса "истребитель" - с подкрыльевых агрегатов. Однако возможна и одновременная заправка трех самолетов-истребителей с использованием всех трех заправочных агрегатов. На расстоянии 1000 км от своего аэродрома базирования танкер может передать другим самолетам 60 000- 65 000 кг топлива, на расстоянии 2500 км эти возможности уменьшаются до 32 000-36 000 кг. В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин.

Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.

Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М. Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60 000 - 65 000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32 000 - 35 000 кг - на дальности 4000 км.

Модификации:

  • Ил-78 - Базовая модификация
  • Ил-78В (проект) - Разрабатывался в начале 1990-х годов. В модификации реализовывалась возможность дозаправки самолётов западного производства, для чего предполагалось оснастить Ил-78 УПАЗ Mk.32B производства американской фирмы Flight Refueling Unlimited.
  • Ил-78М - Усиленное шасси. Не герметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак.
  • Ил-78МКИ - (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.
  • Ил-78МК (проект) - (МК — модернизированный, конвертируемый), модификация Ил-78М конвертируемая в транспортную конфигурацию. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолёт не последовало.
  • Ил-78МП - Обозначение для четырёх самолётов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии (ГП НАРП). Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 по май 2012 годов.
  • Ил-78М-90 (проект) - Проект самолёта-заправщика на базе Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76.

Фото: Пресс-служба МО РФ


Летно-технические характеристики

Размах крыла, м 50.50
Длина самолета, м 46.59
Высота самолета, м 14.76
Площадь крыла, м2 300.0
Масса, кг пустого самолета - 40000
Масса, кг максимальная взлетная - 190000
Внутренне топливо, л 82000
Тип двигателя 4 ТРДД Авиадвигатель Д-30КП
Тяга, кгс 4 х 117.68
Максимальная скорость, км/ч 850
Крейсерская скорость, км/ч 800
Скорость при дозаправке, км/ч 400-600
Практическая дальность, км 7300
Дальность действия, км 3650
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел 6
Масса топлива во внутренних баках: 118 т (126 т для Ил-78М)
Максимальная нагрузка - 65000 кг топлива Типовая нагрузка: Крыльевые баки - 14800 кг топлива Фюзеляжные баки - 28000 кг топлива

По словам гендиректора «Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшин» Алексея Рогозина, иностранные партнеры уже проявляют интерес к новой машине. Как рассказали на фирме «Ильюшин», Ил-78М-90А хотя и создавался на базе давно всем знакомого транспортника, на самом деле является абсолютно новой машиной. От момента разработки конструкторской документации до производственной сборки все работы велись исключительно с использованием современных цифровых технологий.

От своих предшественников новый топливозаправщик отличается модифицированным крылом, новыми двигателями и системой управления.

Благодаря основательно усовершенствованным двигателям нового поколения ПС-90А-76 этот самолет теперь способен летать дальше - удельный расход топлива его силовых установок на 12-14% меньше, чем у двигателей Д-30КП, которыми оснащены прежние модификации топливозаправщиков. При этом брать на борт топлива для дозаправки самолетов Ил-78М-90А может существенно больше, так как на нем размещены дополнительные топливные баки - каждый емкостью 50 тонн.

Самолете имеет так называемую, «стеклянную кабину». В отличие от традиционной кабины, где имеется множество механических указателей для отображения информации, в ее «стеклянном» аналоге стоит лишь несколько дисплеев системы управления полётом. Они могут быть настроены только на отображение необходимой информации, что существенно упрощает управление самолётом, навигацию и позволяет летчикам сконцентрироваться на наиболее важной информации во время полета.

Кроме этого, новая машина оснащена тремя устройствами системы заправки типа «шланг-конус». Два из них находятся на консолях крыла и один - в кормовой части фюзеляжа. Это позволяет производить дозаправку в воздухе либо двух самолетов фронтовой авиации, либо с хвостового агрегата - самолетов дальней и специальной авиации. В воздухе новый Ил-78М-90А может одновременно заправлять два самолета, а на земле - сразу четыре.

Более того, новейший Ил-78М-90А способен выполнять не только функции топливозаправки, но использоваться и как обычный военно-транспортный самолет, а при необходимости стать даже пожарным самолетом и тушить, к примеру, горящую тайгу. Причем, для установки на нем специального пожарного оборудования не требуется много усилий, все это можно сделать быстро и в условиях аэродрома.

Планируется, что программа испытаний новейшего российского самолета завершится к концу 2018 года. Потребность в таких топливозаправщиках составляет до 20 машин. Его окончательная сборка будет развернута на ульяновском заводе «Авиастар-СП», где сейчас идут работы по установке поточной линии тяжелых транспортников Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А.

Применяется для дозаправки военных самолетов прямо в воздухе. Он является единственным типом самолетов-топливозаправщиков, стоящих на вооружении ВВС. Нередко его используют как военно-транспортный самолет (в модификации Ил-78 утратил такую возможность).

История Ил-78

В начале 70-х г. в связи с необходимостью замены самолетов-заправщиков М-4-2, Ту-16Н и 3М-3 начались работы по разработке нового специализированного самолета, строящегося на базе Ил-76. Но по-настоящему пригодным для данной роли машина стала только с появлением модификации Ил-76МД (в 1981 году) со взлетной массой до 190 тонн. В самолете были установлены 2 цилиндрические емкости, рассчитанные на 23 460 л, которые входили в общую топливную систему.

26 июня 1983 г. Ил-78 совершил свой первый полет. Им управлял В.С. Белоусов, опытный летчик-испытатель. На ташкентском авиационном производственном объединении в 1984 году развернули его серийное производство, которое проходило одновременно с Ил-76.

Основным отличием новой разработки от предыдущих самолетов-заправщиков, которые были ориентированы на обслуживание дальней авиации (преимущественно), являлась возможность взаимодействия с авиацией ПВО и фронтовой авиацией. На самолет установили 3 устройства (1 в кормовой части фюзеляжа и два на крылья) УПАЗ1, созданные под руководством В.И. Харченко и Г.И. Северина в НПП «Звезда».

Ил-78, помимо дозаправки в воздухе, может выступать и танкером для транспортировки топлива. При отдаче горючего на земле не используются УПАЗы, вместо них к внутрифюзеляжным бакам идут до четырех топливных проводов, которые выводятся через погрузочный бак. Еще для Ил-78 предусматривалась возможность конвертации в транспортный самолет, для чего два фюзеляжных бака и УПАЗы были выполнены съемными, а на борту были две грузовые лебедки с тянущим усилением 3 тыс. кгс, рольгантовое, тельферное и швартовочно-такелажное оборудование.

Ил-78 видео

В.С. Белоусов 7 марта 1988 года совершил первый полет на модификации заправщика Ил-78М, который имел повышенную взлетную массу до 210 тонн. Новый самолет не имел возможности быстро конвертироваться в транспортный, так как разработчики для увеличения перевозимого топлива внесли изменения в конструкцию. Например, в грузовом отсеке 3 несъемных цилиндрических бака, рассчитанных на 36 тонн топлива, отсутствует задний погрузочный люк и десантно-транспортное оборудование, что позволяет существенно сократить собственный вес конструкции на 5 тонн. Вместе с тем не было усилено крыло, изменению подверглось крепление фюзеляжного агрегата заправки (была установлена модификация ПАЗ-1М, которая оказалась более производительной).

На Ил-78 управление заправкой в воздухе происходит от отдельно оборудованного места оператора, которое находится вместо кормовой стрелковой установки. В воздухе одновременно могут дозаправиться два «легких» и один «тяжелый» самолет от подкрыльевых УПАЗов.

    Ил-78 имеет взлетную массу в 190 тонн, 100 км – удаление от аэродрома вылета, возможность передачи 65 тонн топлива и 32-36 тонн при удалении в 2,5 тыс. км.

    Ил-78М: 210 тонн – взлетная масса, 1800 км – удаление от аэродрома, передача топлива – 60-65 тонн и 32-35 тонн при удалении в 4 тыс. км.

Эти числа уменьшаются приблизительно вдвое при работе с грунтовых ВПП.

На конец 1991 года было произведено 45 самолетов модификаций Ил-78М или Ил-78. Позже, в 2003-2006 гг., было создано еще шесть самолетов (Ил-78МКИ), направленных в Индию.

Эксплуатация Ил-78

Первые 5 серийных машин в 1985 году поступили в Учебный центр ВТА, находящийся в Иванове, откуда 4 из них переданы в Узин (1986 год) и входили в состав дальней авиации.

В Советском Союзе, помимо работы с фронтовой и бомбардировочной авиацией, в числе задач самолета было обеспечение боевого дежурства и патрулирование стратегических ракетоносцев над Атлантическим и Тихим океанами, Арктикой. Для этого часть машин перелетала на дальневосточные и арктические аэродромы.

Авиаполки имели на вооружении Ил-78:

    409 авиаполк самолетов-заправщиков;

    106-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия;

    Украинская ССР, Узин. В полку на 1992 год находилось двадцать четыре Ил-78. При нем сформировали техническую базу для обучения личного состава и обслуживания самолетов;

    201-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия;

    Энгельс, РСФСР;

    12030-й авиаполк самолетов-заправщиков. В отдельной авиационной группе 6950 гвардейской авиабазы в городе Рязань числился двадцать один самолет (по состоянию на 2013 г.).

Модификации Ил-78

Довольно часто Ил-78 путают с летающей лабораторией Ил-76, которая специализировалась на испытании УПАЗов. Сегодня данная машина находится в Кировоградской летной академии.

Ил-78 характеристики:

Модификация
Размах крыла, м 50.50
Длина самолета,м 46.59
Высота самолета,м 14.76
Площадь крыла,м2 300.0
Масса, кг
пустого самолета 40000
максимальная взлетная 190000
Внутренне топливо, л 82000
Тип двигателя 4 ТРДД Авиадвигатель Д-30КП
Тяга, кгс 4 х 117.68
Максимальная скорость, км/ч 850
Крейсерская скорость, км/ч 800
Скорость при дозаправке, км/ч 400-600
Практическая дальность, км 7300
Дальность действия, км 3650
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел 6
Типовая нагрузка: Крыльевые баки - 14800 кг топлива
Фюзеляжные баки - 28000 кг топлива

29 ноября 2017 года в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП» на лётно-испытательную станцию был передан первый российский топливозаправщик Ил-78М-90А (бортовой 78741, зав. 0201). Самолёт собран в рамках контракта с Минобороны России на проведение опытно-конструкторских работ по созданию перспективного воздушного судна. Потребность в топливозаправщиках составляет не менее 20 машин.

Ил-78М-90А - первый самолёт-топливозаправщик, произведённый в постперестроечной России. До сих пор все самолёты типа Ил-78 собирались в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П. Чкалова (ТАПОиЧ). Последний из них, Ил-78МКИ для ВВС Индии, покинул стены завода в 2004 году.

За всю постсоветскую историю России до Ил-78М-90А в стране не было произведено ни одного специализированного самолёта-топливозаправщика.

25 января 2018 года воздушный танкер совершил первый полёт. Пилотировал самолёт шеф-пилот «Ильюшина» Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов.

Самолёт оснащён четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлётной тягой. Они соответствуют нормам по уровню шума на местности, определяемым требованиями Главы 4 Приложения 16 стандарта ИКАО, а также по эмиссии вредных веществ в атмосферу. Их удельный расход топлива на 12−14% ниже, чем у двигателя Д-30КП, установленного на предыдущие модификации самолётов-топливозаправщиков. Поэтому Ил-78М-90А отличается повышенной дальностью полёта и может брать большее количество топлива для заправки самолётов.

Полностью обновлён пилотажно-навигационный комплекс, также на самолёте реализована «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полётов.

Новейший топливозаправщик Ил-78М-90А сохранил возможность использования в качестве военно-транспортного самолёта. Переоборудование не требует большого объёма работ и осуществляется в условиях аэродрома. В случае необходимости на самолёт может быть установлено оборудование для пожаротушения.

В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе самолётов дальней, фронтовой и специальной авиации. Он способен производить одновременную заправку двух самолётов фронтовой авиации (типа Су-27/30/34/35, МиГ-29/35). С хвостового агрегата возможна заправка самолётов дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до четырёх воздушных судов.

Все работы по модернизации самолёта от начала проектирования и до выпуска лётного образца проводились в цифровой форме с применением современных компьютерных систем. Конструкторско-технологическая документация на изделие полностью переведена в электронный вид и запущена в серийное производство в современных цифровых технологиях.

Окончательная сборка серийных топливозаправщиков будет осуществляться на ульяновском заводе «Авиастар-СП», где в настоящее время ведутся работы по установке поточной линии окончательной сборки тяжёлых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А. Линия состоит из нескольких станций, обеспечивающих полную сборку самолётов. Одна из самых важных – станция стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера, которые включают в себя стенды бесстапельной автоматизированной сборки российского производства. Автоматизация процессов уменьшает время стыковки фюзеляжа и сборки планера. Контроль за правильностью сборки будет выполняться средствами лазерно-оптических измерительных систем.

Ил-78М-90А является модификацией самолёта Ил-76МД-90А. По требованию заказчика, он должен сохранить возможность использования в качестве военно-транспортного: иметь рампу, десантное оборудование. Но при этом конструкция самолёта позволяет установить топливозаправочное оборудование - дополнительные ёмкости для топлива внутри грузовой кабины и унифицированные подвесные агрегаты заправки (УПАЗ).

Прежние заправщики

Исследовательские и экспериментальные работы по дозаправке самолёта топливом в воздухе были развернуты в Советском Союзе практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В 1948 году вышло Постановление Совета Министров СССР о необходимости создания системы дозаправки в воздухе самолёта Ту-4. Такая система потребовалась для обеспечения возможности нанесения бомбовых ударов по целям, расположенным на территории Европы и Британских островов. Первые лётные испытания начались в 1948 году с использованием двух фронтовых бомбардировщиков Ту-2, оснащённых системой со схемой «с крыла на крыло». При такой схеме самолёты летели параллельными курсами - крыло к крылу, не находясь в потоке друг друга.

Самолёт-заправщик выпускал из законцовки крыла трос со стабилизирующим парашютом. Бомбардировщик маневрировал таким образом, чтобы положить штангу, торчащую из торца крыла, на трос. Трос цеплял гибкую тягу, за которую вытягивал из крыла шланг. Далее трос выбирался заправщиком, а бомбардировщик выпускал шланг. Достигнув крыла заправщика, шланг стыковался с заправочной магистралью, и начиналась перекачка топлива.

16 июня 1949 года лётчики-испытатели ЛИИ Амет-хан Султан и Игорь Шелест впервые осуществили дозаправку топливом в воздухе на самолётах Ту-2. В 1951 году успешно завершились государственные испытания двух Ту-4, оборудованных крыльевой системой дозаправки. Система была принята на вооружение.

17 сентября 1953 года вышел приказ Министерства авиационной промышленности СССР, которым предписывалось впредь проектировать все бомбардировщики только с возможностью дозаправки в полёте.

В августе 1954 года на вооружение Дальней авиации СССР поступили первые три пары Ту-4 (заправщиков и заправляемых) с крыльевой системой дозаправки, в 1955 и 1956 годах - ещё по девять пар Ту-4.

Пришедшие на смену Ту-4 реактивные бомбардировщики Ту-16, имевшие умеренный размах крыла, также оборудовались системой крыльевой дозаправки. Уже осенью 1953 года в ОКБ Туполева начали проработку применения на этом бомбардировщике схемы «с крыла на крыло». В период лета-осени 1954 года два серийных Ту-16 были переделаны в самолёты-заправщики. Всего более 100 самолётов Ту-16 было переоборудовано в версию Ту-16З, оснащённых крыльевой системой заправки. Они использовались для дозаправки в воздухе бомбардировщиков Ту-16А, имевших топливоприёмники на левом крыле, а позже - на обоих крыльях.

Параллельно с системой дозаправки «с крыла на крыло» разрабатывалась и система «шланг-конус». Она была необходима для самолётов, имевших большой размах крыла, в первую очередь - для разрабатывавшихся в начале 1950-х годов стратегических бомбардировщиков Ту-95 и М-4.

В 1951 году разработчики, с учётом опыта испытаний крыльевой системы дозаправки, а также на основе имевшихся данных об эксплуатации американских систем дозаправки в воздухе, пришли к выводу, что при использовании системы «с крыла на крыло» нагрузка на экипажи значительно выше по сравнению со схемой «шланг-конус». Для заправки при помощи шланга самолёт-заправщик комплектуется одной или несколькими подвесными заправочными установками, расположенными, как правило, под крыльями и в хвостовой части фюзеляжа. Каждая заправочная установка оснащена гибким шлангом длиной в несколько десятков метров. На конце шланга имеется «конус», внешне напоминающий волан, в основании которого находится вентиль, запирающий просвет шланга. Заправляемый летательный аппарат в свою очередь оборудован приемной штангой.

После завершения доводки системы «шланг-конус» в ОКБ, руководимом Семеном Алексеевым (ныне Научно-производственное предприятие «Звезда» им. Г. И. Северина), она стала использоваться на стратегических бомбардировщиках М-4 и Ту-95. В качестве заправщиков сначала использовались самолёты Ту-4, в дальнейшем - Ту-16ЗЩ и Ту-16Н. Они обеспечивали дозаправку в воздухе и первых сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-22.

Помимо туполевских машин в топливозаправщики переоборудовались бомбардировщики разработки ОКБ Владимира Мясищева. В начале 1960-х годов такая судьба постигла остававшиеся в строю самолёты М-4, на базе которых были созданы «летающие танкеры» М-4-II. На смену им во второй половине 1970-х годов пришли топливозаправщики 3МС-2 и 3МН-2, созданные на базе стратегических бомбардировщиков 3МС и 3МН, также разработанных в ОКБ Мясищева.

Начало этого переоборудования стало результатом встречи генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева с президентом США Джеральдом Фордом в 1975 году. На ней советский лидер пообещал переделать 20 бомбардировщиков 3М в самолёты-заправщики, которые уже невозможно будет использовать для нанесения ядерных ударов. С дорабатываемых машин сняли все бомбардировочное вооружение, а проем грузоотсека частично заклепали, оставив лишь небольшой люк для выхода заправочного шланга. Одновременно назначенный ресурс 3М продлили ещё на 10 лет. «Эмки», включая старые М-4 и более новые 3МС-2 и 3МН-2, продолжали трудиться до начала 1990-х годов.

В 70-х годах для увеличения радиуса действия принятого на вооружение фронтового бомбардировщика Су-24 потребовалось оборудовать его системой дозаправки в воздухе. Наиболее подходящим для этой роли был сам Су-24.

Поскольку Су-24 не имел бомбоотсека, для него разработали внешний подвесной агрегат заправки (ПАЗ), в котором находился барабан со шлангом и топливоперекачивающий насос.

В 1975 году начались лётные эксперименты на доработанных Су-15. В ходе испытаний появилось предложение о создании однотипной системы дозаправки в воздухе для армейской и дальней авиации. В результате было выдано задание разработать унифицированный агрегат - УПАЗ, который предполагалось подвешивать под различные типы самолётов. Тогда же вышло постановление о создании тяжёлого самолёта-заправщика Ил-78.

Работа над УПАЗ была завершена в 1983 году. Начиная со второй половины 80-х годов на большинстве разрабатываемых советских тактических самолётов предусматривалась возможность установки системы дозаправки в воздухе. В ОКБ Микояна провели работы по оснащению топливоприёмным оборудованием МиГ-25ПДЗ и МиГ-31Б/М. Среди самолётов ОКБ Сухого, помимо Су-24 и его модификации Су-24М, подобную адаптацию прошли Су-27 и его модификации Су-30, -33, -34 и -35. Особо актуальной дозаправка в воздухе была для палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К/КУБ. На советских авианосцах отсутствовали катапульты, потому максимальная взлётная масса палубных самолётов была ограничена. Взлёт с неполной заправкой и последующее восполнение топлива в воздухе существенно расширяли их боевые возможности.

Для дозаправки в воздухе самолётов как стратегической, так и фронтовой авиации в ОКБ Ильюшина в начале 1980-х годов на базе военно-транспортного Ил-76МД был разработан специальный проект «танкера» Ил-78. Прототип этой машины совершил первый полёт 26 июня 1983 года. Серийное производство Ил-78 развернули в 1984 году на ТАПОиЧ параллельно с Ил-76.