Федеральный закон фз 66 садоводческих товариществах. Северный дачник - новости, каталог, консультации. Какими были последние изменения

Государство в целях сохранения плодородия земли и извлечения из неё пользы выделяет земельные участки под садоводство . В пределах этих выделов гражданам нарезаются индивидуальные садовые участки. Внутри каждого выдела организуются проезды, улицы, проходы и другие элементы инфраструктуры. Всё это, в конечном итоге, государство закрепляет за садоводами на праве общей (совместной) собственности, как необходимое условие развития садоводства. Государство идёт дальше и законодательно закрепляет долю каждого владельца в общей земельной собственности.

От противников можно услышать дальше: «А мне это вся ваша возня с организацией не нужна. Я и сам справлюсь». Сомневаюсь, что один садовод сможет провести себе электричество, газ, воду, другие инженерные коммуникации, отремонтирует подъездную дорогу к своему участку, сможет защитить своё имущество от воров и решить ещё множество задач с местными властями и государством.

Садоводческое некоммерческое товарищество учреждаются гражданами для решения общих задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Один садовод глобальные ресурсоёмкие задачи решить не может. Для этого создаётся СНТ, как организация садоводов.

Имущество общего пользования, приобретённое или созданное за счёт средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица. Управляет этой общей (совместной) собственностью СНТ, юридическое лицо, выступает в роли управляющей компании нанятой садоводами. Обратимся к определению членских взносов, данному Садоводу в 1 статье ФЗ-66 от 15.04.1998 г., то совершенно очевидно то, что членские взносы идут на текущие расходы товарищества, то есть на содержание СНТ и на приобретение, создание собственности юридического лица.

Правило: Взносы, периодически сдаваемые садоводами на содержание инфраструктуры, а также создание имущества общего пользования, которое явно или косвенно, направлено на содержание инфраструктуры и не является предметом необходимости, вытекающим из норм законодательства, или собственностью, принадлежащей садоводам, будут являться членскими. ФЗ-66 от 15.04.1998 г. Статья 21, часть 1, п.п. 10, 11, 12 «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)»

В соответствии с статьёй 21 пунктом 1 пп. 10 и 12 ФЗ-66 от 15.04.1998 г. «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)» общее собрание членов СНТ утверждает смету доходов и расходов товарищества согласно нормам установленных Положением целевых фондов и в точном соответствии с количеством участков в СНТ. Из сметы правомерно вытекают размеры взносов и платежей. Итог: Садоводы имеют приходно-расходную смету СНТ , регламентированные, понятные каждому садоводу сбор и распределение денег, для ведения прозрачного бухгалтерского учёта.

Остался один якобы незамеченный нами пункт закона при разборе полётов о взносах и платежах. Это пп. 11 п. 1 ст. 21 ФЗ-66 от 15.04.98 г. Пришло время определиться с пенёй и её размерами.

Как показывает опыт, пеня устанавливается в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки. Эта цифра присутствует во многих договорах, которые заключаются между сторонами в РФ, в т.ч. между СНТ и подрядчиками на выполнение каких-либо работ, возведении объектов общего пользования и т.д. Данная пеня несколько выше, чем определённая в статье 75 НК РФ, но она вполне допустима и признаётся неизменной для рассмотрения в судах.

Для дальнейшей работы, выработки рекомендаций садоводам обратимся к Гражданскому кодексу РФ: В результате суда пеня может быть уменьшена и приведена в соответствие статье 75 Налогового кодекса РФ. Т.е. суд рассчитает уменьшенную сумму долга вот по такой формуле где, П = Н х Д х СР/100% х 1/300

П — пеня; Н — сумма неплатежа; Д — количество дней просрочки;

СР — ставка рефинансирования ЦБ РФ

Если садовод имеет собственность, то он ею беспрепятственно владеет, пользуется, распоряжается согласно ст. 209 «Содержание права собственности» ГК РФ, что составляет право собственности. Из этого права одновременно на собственника возлагается бремя и риск содержания собственности (ст. 210 «Бремя содержания имущества» ГК РФ). Теперь попробуйте сами ответить на вопрос: «Каким образом можно содержать земельный выдел, переданный двумстам садоводов, со своими индивидуальными садовыми участками более-менее всё понятно. Если Вы его взяли в собственность, значит Вам от этой земли что-то надо, и Вы будете его эксплуатировать в соответствии с разрешённым использованием.

Председатель должен организовать садоводов, содержание земель общего пользования : общее собрание, правление и другие органы СНТ они же призваны и контролировать садоводов в пределах своей компетенции и полномочий — это подтверждает статья 14 ФЗ-66 от 15.04.1998 г.

А далее можно смело утверждать, что вложение денег садоводами в содержание земельного выдела в границах СНТ есть ничто иное, как периодическая сдача всеми владельцами индивидуальных садовых участков денежных средств, называемых членскими взносами в точном соответствии с нормами ФЗ-66 от 15.04.1998 г. И именно членские взносы являются основой для существования СНТ.

Решая общие социально-хозяйственные задачи, СНТ, как организация, создаёт вполне определённую для данного конкретного объединения инфраструктуру.

Из определения следует, что только всё вместе взятое: имущество общего пользования с органами управления, контроля, наёмными работниками и составляют эту самую инфраструктуру, которую садоводы согласно ст. 210 ГК РФ обязаны содержать. Гражданский кодекс РФ, статья 210 «Бремя содержания имущества»

ФЗ-66 от 15.04.1998 г. статья 19 «Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения»

ЧЛЕН САДОВОДЧЕСКОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ОБЯЗАН:

Нести бремя содержание земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;

Своевременно уплачивать членские и иные взносы предусмотренные настоящим Федеральным законом и УСТАВОМ Товарищества, налоги и платежи за свой участок и за долю в земле общего пользования, платежи за содержание инфраструктуры.

Правление садоводческого объединения совместно с заинтересованными лицами, иными работниками и пр. просчитывают те денежные средства, которые должны быть потрачены на нужды товарищества в очередном году, входящие в расходную часть сметы СНТ . Здесь учитываются средства, которые будут потрачены на создание имущества общего пользования, принадлежащее СНТ, как юридическому лицу. Определить это легко, зная цель, для которой приобретается имущество, на содержание уже имеющейся инфраструктуры. В них входят зарплаты наёмных работников, покупка канцелярских товаров, мероприятия по организации и подготовке общих собраний, телефонные разговоры, ремонт дорог, заборов, здания правления, водопровода, линий электропередач и т.д. Другими словами указанные текущие расходы — это ничто иное, как поддержание той самой инфраструктуры в нормальном рабочем состоянии, или те самые текущие расходы, которые определены в статье 1 «Основные понятия» ФЗ-66 от 15.04.1998 г.

Пример: СНТ необходимо согласно СП 53-13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» и ФЗ-123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» приобрести пожарную мотопомпу. Кроме того, запланировано закупить комплект оргтехники для правления, рабочий инструмент для электрика. Это всё однозначно должно быть в собственности СНТ. То есть, имущество покупается, приходуется и используется, как имущество юридического лица. После приобретения это имущество не делится, не выделяется, не возвращается садоводам, исключая случай ликвидации СНТ (ст. 40 — 44 ФЗ-66 от 15.04.98 г.) Здесь важно выделить то, что эти приобретения осуществляются на членские взносы . А вот они-то, как раз, согласно законодательству не возвращаются, т.к. идут на текущие расходы организации.

Разбираемся дальше. Предположим у нас есть некая сумма, которая тщательно просчитана правлением, и которая предположительно будет внесена в смету с предложением к общему собранию утвердить её в качестве расходной части сметы.

Принцип взимания членских взносов

В ФЗ-66 от 15.04.1998 года нет чёткого определения по какому принципу в СНТ садовод должен сдавать взносы. Но это совсем не значит, что в СНТ можно делать так, как вздумается общему собранию, правлению. Именно так считают многие садоводы, неглубоко читающие закон. Но иногда даже суды, выносящие решения по вопросам взносов, тоже считают, что собрание может всё. Это мнение ошибочное.

Если садовод в силу владения большим участком (или даже несколькими участками) получает больше от своего участка (участков), то почему обеспечение этих всех благ должно определяться равными взносами? Охранник, делая обход территории товарищества, затрачивает больше времени на больший участок; правление, выполняя свои обязанности даже с одинаковым объёмом работы, в конечном итоге даёт владельцу большего участка извлечь больше материальных благ для себя. Обратимся к букве закона.

Защитники формулы не учитывают изменения, внесённые в статью 15 базового ФЗ-66 от 15.04.98 г. Федеральным законом ФЗ-118 от 26.06.2007 г. В этой связи многие публикации устарели, но до сих пор висят во всемирной паутине. И люди часто попадаются в эти сети, уверовав в то, что написано на страницах сайтов.

Вывод: Членский взнос нельзя рассчитывать, основываясь только на институте членства в общественном объединении, которым является садоводческое некоммерческое товарищество, т.к. взнос — категория, прежде всего, экономическая. Член СНТ, владеющий большим количеством участков по сравнению с другими членами не должен платить равный с другими членский взнос, т.к. при этом нарушается принцип социальной справедливости и увеличивается размер взноса для каждого члена СНТ, владеющего одним и количеством участков.
Принцип: 1 член СНТ — 1 членский взнос верен, но размер взноса не может быть одинаков для всех членов объединения.

Лазейка для землевладельцев СНТ здесь заключена в самой формуле. Не видите? Поясняем. Новоявленный латифундист, оравший на прошлых собраниях о том, что надо брать один взнос с одного члена, обязанности в СНТ у всех равны, теперь это делать не будет. Скупив 9 участков, он станет обладателем мощного земельного участка с правом делать на нём неплохие деньги. Однако, платить ему пока приходится за 10 участков. Далее целью нашего землевладельца будет эскалация действий втайне от СНТ по объединению 10 участков в один с одним кадастровым номером. Кстати, помешать ему это сделать СНТ не в силах. После выполнения замысла в нашем некотором СНТ вместо 100 участков останется 91. В конечном итоге наш собственник спокойно идёт в правление и платит за … — 1 участок один членский взнос.

В этой нашей безнадёжной ситуации бедных садоводов снова заставляют расплачиваться из своих карманов за недостающие взносы с 9 участков, которые были проданы одному хитроумному землевладельцу. И снова в СНТ маячит вопрос: «Что делать?»

Речь в данном случае идёт о том, что членский взнос определяется путём бухгалтерских расчётов. Т.е. общее собрание членов СНТ утверждает своим решением затраты и доходы СНТ в очередном году, из которых путём нехитрых расчётов каждый садовод ещё на собрании узнаёт размер членского взноса , намертво привязанного к 1 м² его садового индивидуального участка. Как правило, председатель правления в своём докладе или бухгалтер в выступлении, озвучивая смету, обязательно указывают размер членского взноса за 1 сотку. Исходя из того, что садовые участки, как правило, имеют стандартные 8 соток, то и цифра озвучивается за 8 соток (800 м²). Любой садовод легко может прикинуть размер своего членского взноса за 4 сотки, 5,5 соток или 8 и т.д.

Статья 21 п. 1 пп. 10 ФЗ-66 от 15.04.1998 г. устанавливает право общего собрания устанавливать размер взносов. Давайте разберёмся. Раз нет прямого указания в нашем ФЗ-66, то согласно статье 6 ГК РФ мы можем искать аналогичные нормы в других законах.

ФЗ-141 от 29.11.2004 года в статье 1 «О внесении изменений в Часть 2 Налогового кодекса РФ» в статьях 388, 390, 391, 392 (Глава 31 «Земельный налог») прямо указывает на зависимость земельного налога от размера земельного участка. А вот что написано в 1 Части НК РФ, статье 38: нормы статьи чётко определяют, что размер налогов, сборов, платежей определяется в зависимости от величины объекта в стоимостном выражении. Именно так налоговые органы рассчитывают нам садоводам размер земельного налога: от наличия в собственности квадратных метров участка. Добавим, что налог платится с объекта (участка), а не с субъекта (гражданина, садовода). Чем больше объект, тем будет больше налог. И уж налоговому законодательству совсем до одного места принадлежность гражданина к членству в общественной организации: налоги с члена СНТ не берутся. Принадлежность конкретного участка к конкретному собственнику (опять же не к члену СНТ) согласно налоговому законодательству определяет субъект платежа, т.е. налогоплательщика и только.

Статья 21, п. 1, пп. 10 «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения» ФЗ-66 от 15.04.98 г. о приоритете принятия решения общим собранием членов СНТ по взносам взимают со своих членов один членский взнос, но он отличается размером, зависящим от площади участка каждого члена.

26.06.2007 г. ФЗ-118 внёс маленькую поправку в базовый ФЗ-66 от 15.04.1998 г.: часть 2 статьи 15, указывающая на то, что один садовод может иметь в собственности только один участок, утратила силу с 03.07.2007 г.

В соответствии с ФЗ-118 любой садовод может прикупить соседний участок, а то и два, три — столько, сколько сможет использовать (обрабатывать).

Но, если решение собрания можно легко пересмотреть, то с уставом это намного сложнее: новая редакция требует регистрации, да и кворум для такого собрания не 50% членов СНТ, а 2/3.

Размер членского взноса , намертво привязанного к 1 м² его садового индивидуального участка. Как правило, председатель правления в своём докладе или бухгалтер в выступлении, озвучивая смету, обязательно указывают размер членского взноса за 1 сотку.

Окончательный точный расчёт размера взноса производит бухгалтер. Сначала общая сумма затрат СНТ в очередном году делится на площадь всех индивидуальных участков (в правлении всегда есть такие исходные данные для расчёта). В результате получается стоимость членского взноса с 1 м², входящего в индивидуальный садовый участок , любого садовода. Умножая эту стоимость на количество метров конкретного индивидуального участка, мы получаем размер взноса.

При этом принципе социальная справедливость соблюдена полностью: кто больше имеет земли в собственности, тот больше платит. Полагаю, что если весь мир, и РФ в том числе, давно так живут согласно принятым законодательным актам, то нет причин СНТ жить как-то иначе.

ФЗ-141 от 29.11.2004 года в статье 1 «О внесении изменений в Часть 2 Налогового кодекса РФ» в статьях 388, 390, 391, 392 (Глава 31 «Земельный налог») прямо указывает на зависимость земельного налога от размера участка.

Нормы статьи чётко определяют, что размер налогов, сборов, платежей определяется в зависимости от величины объекта в стоимостном выражении. Именно так налоговые органы рассчитывают нам садоводам размер земельного налога: от наличия в собственности квадратных метров участка. Добавим, что налог платится с объекта (участка), а не с субъекта (гражданина, садовода). Чем больше объект, тем будет больше налог. И уж налоговому законодательству совсем до одного места принадлежность гражданина к членству в общественной организации: налоги с члена СНТ не берутся. Принадлежность конкретного участка к конкретному собственнику (опять же не к члену СНТ) согласно налоговому законодательству определяет субъект платежа, т.е. налогоплательщика и только.

Размеры членских взносов

Совсем недавно в нашем СНТ никто понятия не имел об имеющемся ФЗ-66 от 15.04.98 г. и всеми теми нормами и действиями, которые из него вытекают. Но, времена меняются и не всегда в худшую сторону. Ближе к делу! Наши садоводы за 2010 г. платили членские взносы из расчёта 300 рублей за сотку. На этом этот расчёт и заканчивался. Если задуматься, то становится понятно то, что эти взносы ничего общего не имели с фактическими затратами СНТ в этом 2010 году. В самом деле, а почему бы не платить 100 рублей или 500 рублей за сотку. На собрании так люди и предлагали. Никто ничего не обосновывал расчётами.

В 2011 году благодаря знакомству с ФЗ-66 общее собрание членов нашего древнего СНТ, наконец-то, приняло приходно-расходную смету, что почти соответствует норме п. 1 пп. 12 статьи 21 «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения». Разбирать в этой статье смету по элементам не будем. Нам важно определиться с принципами определения размера членского взноса. А он явным образом вытекает из сметы.

Итак, правление перед общим собранием, на котором должна была утверждаться приходно-расходная смета, заранее (не за 2 недели) проработало во всех отношениях расходную часть сметы в точном соответствии с определением членских взносов, данном в статье 1 ФЗ-66.

В расходы СНТ включаются все траты СНТ, которые общество готово понести в очередном году. Эти траты будут точно соотноситься с содержанием инфраструктуры СНТ и вливанием части средств от взносов в специальный фонд. В эти расходы будут входить зарплаты председателя, бухгалтера, электрика, охранников, содержание зданий и сооружений, включая всё имущество общего пользования , в т.ч. то имущество, которое было создано на целевые взносы. Включаются сюда и расходы на канцелярские товары, поездки по организациям и ведомствам, телефонные переговоры, обучение и переаттестация персонала, налоговые и иные обязательные платежи, расходы на организацию и проведение общих собраний, ремонт оборудования, дорог общего пользования и пр., и т.п., и т.д. Словом, в расходную часть сметы, формирующую членский взнос, войдут все те расходы СНТ, которые не создают и не развивают инфраструктуру, а только лишь содержат её в точном соответствии с нормами статей 209, 210 ГК РФ.

Имущество общего пользования (общая собственность), создаваемые на средства специального фонда, т.е. на часть членских взносов, как правило, призваны обслуживать инфраструктуру СНТ. Это оргтехника правления, общий забор вокруг СНТ, здание правления, сторожка охранников, шлагбаум на въездах в СНТ, противопожарное оборудование и т.п. То есть, то имущество и объекты, которые не были созданы на целевые взносы, и которые в силу способа создания, приобретения становятся собственностью СНТ, как юридического лица.

Это имущество не выделяется и не выдаётся частями, в денежном выражении в случаях выхода члена СНТ из объединения, продажи участка, дарения и т.п. Это имущество переходит на содержание к новому члену СНТ вместе с садовым земельным участком от старого члена (продавшего, подарившего участок, либо ещё как-то передавшего право собственности).

Будут ли членские взносы одинаковыми для всех садоводов? Ответ очевиден — нет, не будут.

Размер членского взноса для каждого садовода определяется: из расчёта 1 м² от площади собственного.

Если садовода дом не подключён к электролинии, то такой садовод платит тоже взнос на содержание и строительство ЛЭП.

Правомерность начисления членского взноса с садоводов, у которых участок не подключён к электролинии, а пользуются освещением улиц, проездов в СНТ в тёмное время суток. Этот случай надо рассматривать в контексте статьи 249 «Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности» ГК РФ. Т.е., если собственники ЛЭП за свой счёт сделали систему освещения в СНТ. Максимум, что можно сделать в этой ситуации: раскидать поровну на всех собственников ЛЭП потребляемую системой освещения электроэнергию.

Чтобы все садоводы платили какую-то часть в составе членского взноса за содержание системы освещения (не путайте с потребляемыми системой освещения квт/ч электроэнергии — это коммунальный платёж) надо для начала собрать членов СНТ на общее собрание и принять решение о содержании системы освещения, естественно, согласовав этот вопрос с собственниками ЛЭП. При этом, созданная на средства специального фонда система освещения станет собственностью СНТ, как юридического лица, причём эта собственность будет являться долевой по отношению ко всей ЛЭП. Т.е., будут существовать долевые собственники ЛЭП (садоводы), а ещё появится долевой собственник СНТ. Можно, конечно, создавать систему освещения на целевые взносы всех садоводов, то согласно доле в системе освещения (аналогично доле СНТ в ЛЭП) садоводы будут обязаны сдавать членский взнос на содержание системы освещения (замена ламп, профилактический осмотр, зарплата электрика и пр.)

В итоге всех наших изысканий имеем:

В приходно-расходную смету безусловно входят и целевые взносы, которые собираются отдельно от членских взносов и собственностью СНТ, в отличие от членских, не являются (ст. 4 п. 2 ФЗ-66). Но, целевые взносы рассматриваются на странице «Целевые взносы в СНТ. Отличия от членских взносов, принцип взимания, размер». Там подробненько и разложено всё по полочкам.

Есть и ещё один важный момент в системе взимания членских взносов. Правда он касается и всех остальных сборов в СНТ:

Следует знать и помнить , что правление СНТ не может, не имеет права не учитывать в приходно-расходной смете всех садоводов, включая заброшенные участки. Иначе активные члены СНТ за свой счёт тупо содержат бездельников, не появляющихся в СНТ годами. И число таких не появляющихся растёт и будет расти, если активная часть вместе с правлением не будет принимать мер к неплательщикам.

Убытки, которые образуются в результате недофинансирования приходной части сметы из-за не поступивших платежей, правление имеет право, обязано взыскивать с неплательщиков через суд в соответствии с требованиями статьи 7 «Правомочия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения», статьи 46 «Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов» ФЗ-66 от 15.04.98 г. и статей: 210. «Бремя содержания имущества», 244 «Понятие и основания возникновения общей собственности», 249 «Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности» ГК РФ.

Садоводческие товарищества — это некоммерческие организации Российской Федерации, которые создаются на добровольной основе.

Их основная цель — решение задач в сфере ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства. Деятельность товариществ регулируется Федеральным законом №66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Общие положения

ФЗ 66 был принят 15 апреля 1998 года. Несмотря на то, что подобные организации считаются некоммерческими, на них не распространяется действие закона №7 «О некоммерческих организациях», который был принят 12 января 1996 года. Последние изменения в Федеральный закон были внесены 3 июля 2016 года.

  • Глава 1 — описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — описывает формы ведения гражданами огородничества, садоводства, а также дачного хозяйства;
  • Глава 3 — описывает, какие участки земли предоставляются для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства;
  • Глава 4 — определяет способы создания огороднических, садоводческих и дачных некоммерческих организаций. Также в этой главе описываются права и обязанности участников подобных некоммерческих объединений;
  • Глава 5 — описывает способы управления подобными некоммерческими организациями;
  • Глава 6 — определяет особенность оборота огородных садовых и дачных земельных территорий. Часть статей из этой главы утратили силу;
  • Глава 7 — описывает, что может быть построено на подобных территориях. Статья 33 Федерального закона в этой главе утратила силу;
  • Глава 8 — методы поддержки огородников, садоводов, дачников и их некоммерческих объединений государственными органами власти;
  • Глава 9 — определяет причины ликвидации и организации подобных некоммерческих объединений;
  • Глава 10 — в этом разделе защищаются права подобных объединений и их участников. Дополнительно предусматривается ответственность за нарушение положений законодательства при ведении хозяйственной деятельности;
  • Глава 11 — в этой главе перечисляются заключительные положения Федерального закона.

Какие были внесены изменения?

Изменения коснулись следующих статей:

Статья 1

В статье 1 был изменен абзац 7. В нем говорится о членских взносах. Под членскими взносами понимаются денежные средства, которые в отведенный промежуток времени вносятся участниками некоммерческого объединения.

Цель — поддержание имущества общего пользования в надлежащем виде. Дополнительно оплачивается труд сотрудников, которые заключили трудовые договоры с подобными объединениями.

Статья 16

В статье 16 был дополнен пункт 4. В нем определяется метод расчета размера членских взносов. При расчете учитывается площадь участка земли и общая площадь на этой земельной территории.

Статья 19

В ст 19 66 ФЗ были изменены пункты 1 и 2. В пункт 2 была добавлена информация об обязательном уведомлении садоводческого и огороднического управления о прекращении прав собственности на имеющийся земельный надел.

Статья 21

3 абзац пункта 3 ст 21 66 ФЗ был изложен в новой редакции. Согласно новым изменениям, членам садоводческого общества запрещается проводить закрытые голосования по вопросам, вынесенным на повестку дня.

Статья 22

В 3 абзац 2 пункта ст 22 было добавлено предложение о том, кому достается решающий голос, если в процессе голосования было набрано равное количество. Согласно внесенным поправкам, данное право достается председателю сообщества.

Ниже будут рассмотрены статьи, в которые не были внесены изменения, но они важны для рассмотрения:

В тексте данной статьи описываются правила ведения личного дачного хозяйства, огородничества и садоводства. Граждане вправе осуществлять такого рода деятельность при условии, что:

  • с дачным объединением был заключен договор в письменной форме;
  • собственник своевременно уплачивает все взносы и плату за пользование объектами инфраструктуры;
  • в случае, если он отказывается от этого, то денежные средства взыскиваются в судебном порядке.

Размер положенных денежных средств для внесения ежемесячных платежей рассчитывается участниками садовых объединений на основании размера приобретенной территории и количества используемой техники.

В статье 19 66 ФЗ описаны требования к лицам, желающим состоять в огородническом, садовом и дачном товариществе:

  • наличие гражданства РФ;
  • совершеннолетний возраст;
  • наличие в собственности земельный участок, находящийся на территории дачного объединения.

Принятие в товарищество осуществляется на основании имеющейся государственной регистрации. После ее прохождения участники товарищества проводят общее голосование, на основании которого принимается решение о принятии кандидата или об отказе ему в заявке.

Важно! Правительство РФ позволяет иностранным гражданам становится членами садоводческих товариществ, но только при соблюдении всех условий законодательства.

В статье 27 ФЗ 66 описывается порядок осуществления делопроизводства на территории дачного товарищества. Если гражданин желает заниматься какой-либо деятельностью на территории своего земельного участка, то ему необходимо обратиться с документами к председателю сообщества. Изучив полученные бумаги он ставит на них свою подпись и передает своему секретарю, чья подпись в обязательном порядке должны быть проставлена.

По требованию уполномоченного лица, председатель товарищества должен предоставить следующий пакет документов:

  • устав садоводческого объединения и все внесенные в него поправки;
  • смета о финансовой деятельности;
  • протоколы проведения общих собраний и итоги всех проведенных голосований;
  • документы, на основании которых участникам товарищества дозволено пользоваться общим имуществом;
  • иные бумаги, предусмотренные уставом объединения.

Выше перечисленный список документов также должен быть предоставлен по просьбе члена товарищества. Бумаги предоставляются исключительно в копиях.

Скачать новую редакцию закона

ФЗ 66 регулирует отношения, возникающие в процессе создания садовых, огородных и дачных объединений, а также связанных с реализацией их деятельности. Закон содержит 11 глав и 55 статей.

Последние изменения вносились в 66 ФЗ 3 июля 2016 года. Чтобы ознакомиться с Законом о садоводческих товариществах в последней редакции скачайте его по .

Изменения в 66-ФЗ о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан

3 июля 2016 года были внесены изменения в Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 337-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования – с 4 июля 2016 года.

Наш краткий обзор этих изменений:

  1. Вводится понятие Реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

    Реестр членов объединения должен содержать:

    1. фамилию, имя, отчество члена такого объединения;
    2. почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которому членом такого объединения могут быть получены сообщения;
    3. кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член такого объединения и иную информацию, предусмотренную уставом такого объединения.

    Обязанностью члена в связи с формированием реестра объединения теперь является:

    • предоставлять достоверные и необходимые для ведения реестра членов объединения сведения и своевременно информировать правление объединения об изменении указанных сведений
    • в течение десяти дней со дня прекращения прав на принадлежащий ему земельный участок в письменной форме уведомлять об этом правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

    Указанный реестр должен быть создан не позднее одного месяца со дня государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны создать реестр членов соответствующего объединения до 1 июня 2017 года.

    Ведение Реестра осуществляется председателем правления объединения или иным уполномоченным членом правления объединения. Сбор, обработка, хранение и распространение сведений, необходимых для ведения реестра членов объединения, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

    ФЗ 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных»: Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

  2. Внесены изменения в порядок проведения общего собрания.

    Прежней редакцией не допускалось проведение собрания в заочной форме в случае, если в повестку дня общего собрания включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчетов правления и ревизионной комиссии. Теперь же, при условии, что указанные вопросы были включены в повестку дня очного собрания и оно не состоялось из-за отсутствия кворума, указанные решения могут быть приняты заочно.
  3. Расширен перечень документов

    Которые должны предоставляться членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения по их требованию.

    Если ранее это были лишь копии протоколов общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства, то теперь, помимо этих документов, могут быть затребованы:

    1. устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, внесенные в устав изменения, свидетельство о регистрации соответствующего объединения;
    2. бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;
    3. документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;
    4. правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;
    5. иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы.

    Указанные документы предоставляются для ознакомления . Также введена обязанность предоставить копии документов из приведенного выше перечня. Плата, взимаемая объединением за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление. Таким образом, правлению необходимо будет принять решение о стоимости копий документов на основании калькуляции.

  4. Устав объединения должен содержать порядок установления размера членских взносов.

    Теперь это законодательно установлено, причем Данный порядок может предусматривать в том числе установление размера членского взноса в зависимости от площади земельного участка члена такого объединения и (или) общей площади принадлежащих ему и расположенных на этом земельном участке объектов недвижимого имущества. Здесь можно выделить два основных момента:
    • а) размер членского взноса по мнению законодателя теперь может устанавливаться в зависимости от площади земельного участка или от площади объектов недвижимого имущества на земельном участке. Возможен также комбинированный между указанными двумя принцип. То есть исключен распространенный во многих товариществах принцип взимания членских взносов – «поровну с участка».
    • б) В тексте статьи слова «может предусматривать в том числе…» дают возможность трактовать вышеописанные принципы взимания членского взноса как рекомендованные, но не обязательные. То есть, если в уставе будет сформулирован иной порядок – то так тому и быть, главное чтобы в уставе он был прописан.
  5. Уточнена формулировка понятия «членские взносы».

    В новой редакции это - денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на содержание имущества общего пользования , оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения. Дополнено очевидным – содержание общего имущества. Напомним, что в соответствии тем же ФЗ №66 имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Новая редакция закона требует внесения в устав изменений (в частности – обязательного включения туда положения о порядке установления размеров членского взноса). Вместе с тем, торопиться вносить изменения не следует, так как в соответствии с п.2 ст.2 ФЗ №337 уставы садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан подлежат приведению в соответствие при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При регистрации указанных изменений, вносимых в учредительные документы, государственная пошлина не взимается.

Тем не менее, изменения уже вступили в силу независимо от их наличия в уставе.

Ознакомиться с текстом изменений в №66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан", принятых в №337-ФЗ от 03.07.2016 вы можете в

Сам закон в прикреплённом файле (doc, 255 КБ), а ниже название глав и статей этого закона.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ
"О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
(с изменениями от 22 ноября 2000 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г.)

Принят Государственной Думой 11 марта 1998 года
Одобрен Советом Федерации 1 апреля 1998 года

Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
Статья 3. Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства

Глава II. Формы ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства
Статья 4. Формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 5. Наименование и место нахождения садоводческого, огороднического или дачного
Статья 6. Правовое положение садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого
Статья 7. Правомочия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 8. Ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке
Статья 9. Ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 10. Представительства садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и ассоциаций (союзов) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 11. Фонды взаимного кредитования и фонды проката

Глава III. Зонирование территории и предоставление садовых, огородных и дачных земельных участков
Статья 12. Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 13. Определение потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 14. Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 15. Ограничения предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков

Глава IV. Создание садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 16. Создание садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 17. Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 18. Членство в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении
Статья 19. Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Глава V. Управление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями
Статья 20. Органы управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением
Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)
Статья 22. Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 23. Полномочия председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединении и членов его правления
Статья 25. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 26. Общественный контроль за соблюдением законодательства
Статья 27. Ведение делопроизводства в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении

Глава VI. Особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков
Статья 28. Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков
Статья 29. Сделки с садовыми, огородными и дачными земельными участками
Статья 30. Права садоводов, огородников и дачников на распоряжение садовыми, огородными и дачными земельными участками
Статья 31. Оборот садовых, огородных и дачных земельных участков

Глава VII. Организация и застройка территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 32. Порядок разработки проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 33. Нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 34. Порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении

Глава VIII. Поддержка садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями
Статья 35. Формы поддержки садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 36. Порядок поддержки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 37. Участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов членов таких объединений
Статья 38. Содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям

Глава IX. Реорганизация и ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 39. Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 40. Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 42. Имущество ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 43. Завершение ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 44. Запись о прекращении деятельности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 45. Государственная регистрация изменений учредительных документов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений

Глава X. Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов. Ответственность за нарушение законодательства при ведении садоводства, огородничества и дачного хозяйства
Статья 46. Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов
Статья 47. Ответственность садоводов, огородников или дачников за нарушение законодательства
Статья 48. Административная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений
Статья 49. Дисциплинарная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства
Статья 50. Уголовная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства
Статья 51. Возмещение убытков, причиненных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам

Глава XI. Заключительные положения
Статья 52. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 53. Переходные положения
Статья 54. Об отмене ранее принятых законов
Статья 55. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

2. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В случае неуплаты установленных договорами взносов за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на основании решения правления такого объединения либо общего собрания его членов граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, лишаются права пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Неплатежи за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения взыскиваются в судебном порядке.

Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, могут обжаловать в суд решения правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо общего собрания его членов об отказе в заключении договоров о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования такого объединения.

Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения.


Судебная практика по статье 8 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ

    Решение от 30 января 2019 г. по делу № А45-41730/2018

    Арбитражный суд Новосибирской области (АС Новосибирской области)

    Департаментов ДНТ выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым товариществу следует: 1) прекратить нарушение требований норм статьи 8 и 11, части 1 статьи 31, части 1 статьи 33 Федерального закона от 07.12.2011 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»); пунктов 24, 26, Основ ценообразования...

    Решение № 2-1-83/2019 2-1-83/2019~М-1-948/2018 М-1-948/2018 от 29 января 2019 г. по делу № 2-1-83/2019

    Жуковский районный суд (Калужская область) - Гражданские и административные

    Земли и 735 рублей с каждого земельного участка. Указанные решения не оспорены в судебном порядке и не признаны недействительными. Исходя из положений статей 1 и 8 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установление размеров платежей и взносов для каждого собственника земельного...

    Решение № 2-206/2019 2-206/2019(2-5466/2018;)~М-4998/2018 2-5466/2018 М-4998/2018 от 29 января 2019 г. по делу № 2-206/2019

    Ново-Савиновский районный суд г. Казани (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Размере --- и ---, а также расходы по оплате юридических услуг в размере ---. В судебном заседании --.--.---- г. представитель истца уточнила основания исковых требований указав, что согласно ст. 8 Федерального закона от --.--.---- г. N 66-ФЗ граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном...

    Решение № 2-149/2019 2-149/2019(2-3354/2018;)~М-3238/2018 2-3354/2018 М-3238/2018 от 24 января 2019 г. по делу № 2-149/2019

    Серпуховский городской суд (Московская область) - Гражданские и административные

    Материалы дела, суд пришел к следующему выводу. Материалами дела установлено, что Уткина Н.К. является собственником земельного участка, расположенного по участок. (л.д. 8 - 10) 02.03.2018г. Уткиной Н.К. в Правление НДТ «Золотая Роща» подано заявление с просьбой принять ее члены НДТ «Золотая Роща». Согласно протоколу заседания правления НДТ «...

    Решение № 2-2197/2018 2-457/2019 2-457/2019(2-2197/2018;)~М-1687/2018 М-1687/2018 от 24 января 2019 г. по делу № 2-2197/2018

    Березовский районный суд (Красноярский край) - Гражданские и административные

    Чего истец не возражал. Выслушав истца, исследовав представленные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В силу статьи 8 Федерального закона от N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), граждане вправе вести садоводство, огородничество или...

    Постановление от 23 января 2019 г. по делу № А05-7703/2018

    Арбитражный суд Архангельской области (АС Архангельской области)

    Дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное). Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 66-ФЗ граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим...

    Постановление № 44Г-156/2018 44Г-7/2019 4Г-3338/2018 от 22 января 2019 г. по делу № 2-7/2018

    Красноярский краевой суд (Красноярский край) - Гражданские и административные

    338 руб. 70 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 547 руб. 09 коп., расходы на составление иска и представительство в суде в размере 8 000 руб., а всего 20 102 руб. 79 коп. Решением мирового судьи судебного участка № 31 в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от 30 января 2018 г., оставленным...

    Решение № 2-3929/2018 2-470/2019 2-470/2019(2-3929/2018;)~М-2574/2018 М-2574/2018 от 21 января 2019 г. по делу № 2-3929/2018

    Пушкинский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданские и административные

    СНТ (л.д. 41). Решением собрания уполномоченных СНТ "Рехколово" от 31.03.2012 (протокол № 5) на 2012 год была утверждена сумма членских взносов с участков 8 соток – 11 000 рублей (л.д. 9). Решением собрания уполномоченных СНТ "Рехколово" от 02.02.2013 (протокол № 1) на 2013 год была утверждена сумма членских взносов с...

    Решение № 2-2632/2018 2-281/2019 от 21 января 2019 г. по делу № 2-2632/2018

    Приокский районный суд г. Нижний Новгород (Нижегородская область) - Гражданские и административные

    Садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Согласно статьи 8 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в...

    Решение от 16 января 2019 г. по делу № А59-6904/2018

    Арбитражный суд Сахалинской области (АС Сахалинской области)

    Сетевой организации по технологическому присоединению энергопринимающих устройств абонента, в том числе путем использования объектов инфраструктуры садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В соответствии с пунктом 8 (5) Правил № 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается...