В «Лукойле» произошли кадровые перестановки. «Лукойл» ищет, где глубже… в Америке? Биография субботин лукойл

Сейчас я дам несколько цитат и ссылок на первоисточники.

Молодцов Кирилл Валентинович, заместитель министра энергетики РФ.

Я сам увлекаюсь машинами и помогал товарищам открыть Музей завода ЗИЛ в Сокольниках. (http://tass.ru/opinions/interviews/4096362)

Один из заместителей Новака – Кирилл Молодцов, в качестве служебной машины использует Audi А8, но изредка добирается до министерства за рулем собственного представительского ЗИЛа. Чиновник – большой поклонник этих машин и в качестве хобби самостоятельно восстанавливает их и тюнингует. (https://www.znak.com/2015-12-08/na_chem_peredvigayutsya_sechin_bogdanov_i_drugie_vidnye_neftyaniki_strany)

Кирилл Молодцов, Антикоррупционная декларация 2015: Автомобиль легковой, Porsche Cayman S Иное, ЗИЛ 119 «Юность» - автобус Супруг(а): Автомобиль легковой, Aston Martin
Антикоррупционная декларация 2016: Автомобиль легковой, Porsche Cayenne Автомобиль легковой, Lada XRAY Супруг(а): Автомобиль легковой, Aston Martin (http://declarator.org/person/11709/)

Несмотря на то, что не только в государственных, но и в коммерческих компаниях не приветствуется бизнес с аффилированными структурами, так сказать, «параллельным» зарабатыванием денег Молодцов занялся еще в «Сибуре».
Можно было бы порассуждать об этичности поведения Молодцова в качестве топ-менеджера «Сибура», учитывая, что он подрабатывал за счет своей же компании. Но, видимо, в самом «Сибуре» сегодня ничего не имеют против старых грехов своего бывшего сотрудника. Более того, о лояльности к нему со стороны руководства холдинга говорит тот факт, что после назначения Молодцова заместителем министра энергетики практически все грузоперевозки этой структуры были переданы его жене. …ее выручка и прибыль увеличились в сотни раз!
Так или иначе одних только финансовых операций с участием лично Кирилла Молодцова выявляется в этих документах на 700 млн руб. …можно сделать вывод, что основной целью всех многочисленных и запутанных операций мог быть именно вывод средств из подконтрольных компаний, в том числе с целью, как можно предположить, создания видимости законности получения задекларированного дохода счастливых супругов.
В чем в чем, а в «монетизации» своей должности Молодцов действительно молодец. Преуспел он и в формировании имиджа солидного государственного чиновника. Глядя на список его наград, начинаешь подозревать, что памятная медаль «XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи» или медаль «За возвращение Крыма» выдавались в правительстве всем желающим и без разбора. Вот только эти награды ни слова не скажут о том, как их хозяева преуспели в конвертации государственной службы в большие деньги.
Кирилл Молодцов в коррупционном тандеме с лукойловским Субботиным (https://www.rospres.org/government/18515/)

Субботин Валерий Сергеевич, топ-менеджер нефтяной компании ЛУКОЙЛ (https://rucompromat.com/persons/subbotin_valeriy)

По данным источников из компании «Лукойл», Валерий Субботин давно готов сказать России «гуд бай», так как уже подал заявку на получение гражданства США и даже получил грин-карту. Да и семья его давно распрощалась с родиной. А сам Субботин больше времени проводит в Швейцарии, чем в России. (http://www.moscow-post.com/economics/lukojl_svalit_v_ameriku23782/)

В декабре 2016 года бывший вице-президент «Лукойла» по поставкам и продажам нефти Валерий Субботин сел в самолет и покинул пределы России. Сейчас Субботин, по словам его знакомых, бывает в США и Швейцарии. (https://rucompromat.com/articles/kak_treyder_lukoyla_zanyal_zametnoe_mesto_na_ryinke_torgovli_neftyu)

Прервёмся.

Зачем я вас мучаю этими цитатами? Всё просто: фирма МСЦ6 АМОЗИЛ (http://msc6.ru/) , которая выкупила все активы 6-го цеха ЗиЛа (полный склад запчастей к лимузинам и недостроенные машины), а так же арендовала сам цех, ведёт бизнес на средства и в интересах Кирилла Молодцова и Валерия Субботина.

А вот та самая Юность Молодцова, указанная в декларации за 2015 год, но загадочно исчезнувшая из документов в 2016 году.

Продал? Сомневаюсь. Продать такую машину сложно, это китчевая нелепица, а не Юность. От оригинальной машины там остался только кузов, элементы шасси мотор взяты от Chevrolet Suburban, а в салоне вообще безбожный пиздец с экранами и всякими электроприводами, управляемыми с планшета.

Я ничего не имею в виду плохого. Напротив: Молодцов и Субботин сумели сделать бизнес на раритетах, причём так, что никому не обидно. Вопрос в другом: у них в шестом цехе и на выставке в Сокольниках хранятся машины, де-юре принадлежащие ЗиЛу. Именно они должны были составить основу музея завода, который обещали построить вместо уничтоженного старого, который был в здании Мельникова. И где этот музей?

Тем временем, все экспонаты несостоявшегося музея находятся в распоряжении частной фирмы МСЦ6 АМОЗИЛ.

Субботин Валерий Сергеевич (родился в 1974 году, Тюмень, ХМАО, РСФСР, СССР) — топ-менеджер нефтяной компании ЛУКОЙЛ. В 1996 году закончил Тюменский государственный университет. В 1996-1998 годах проходил обучения в Anglia Business School, Кембридж (Великобритания), получил звание магистра бизнес-администрирования.

В 1998-2000 годах — финансовый аналитик, финансовый менеджер компании ЛУКОЙЛ-Прага. В 2000-2001 годах — заместитель генерального директора компании ЛУКОЙЛ-Болгария. В 2001-2002 годах - финансовый менеджер московского представительства швейцарского трейдера ЛУКОЙЛа Litasco. В 2002-2003 годах — заместитель генерального директора компании LUKOIL Pan-Americas (США). В 2003-2005 годах — первый заместитель руководителя Аппарата Совета директоров ЛУКОЙЛа. В 2005-2007 годах — первый заместитель начальника Главного управления поставок и продаж ЛУКОЙЛа. С октября 2007 года по февраль 2017 года — вице-президент-начальник Главного управления поставок и продаж ЛУКОЙЛа. С февраля 2017 года — председатель совета директоров международного трейдера ЛУКОЙЛа — компании Litasco.

Связанные статьи

    Как трейдер «Лукойла» занял заметное место на рынке торговли нефтью

    Litasco — уникальное явление для российского нефтяного бизнеса. Похоже, это единственный нефтетрейдер российского происхождения, который не только продает чужую нефть и нефтепродукты, но и делает это в объемах, сопоставимых с поставками родственных компаний.

    «Роснефть» досрочно расторгла крупный контракт «Башнефти» с ЛУКОЙЛом

    Через две недели после покупки контрольного пакета «Башнефти» «Роснефть» решила расторгнуть ее соглашение с ЛУКОЙЛом о закупке нефти на три уфимских НПЗ и продаже нефтепродуктов. Общая сумма этих договоров составляла около 400 млрд рублей.

    Алекперов последует за Евтушенковым?

    После ареста хозяина холдинга АФК «Система» Владимира Евтушенкова государство может предъявить свои претензии и к основному акционеру «Лукойла» Вагиту Алекперову.

Почему претендовавший на место Вагита Алекперова вице-президент «Лукойла» по поставкам и продажам нефти уехал «на заработки» за рубеж

Litasco - уникальное явление для российского нефтяного бизнеса. Похоже, это единственный нефтетрейдер российского происхождения, который не только продает чужую нефть и нефтепродукты, но и делает это в объемах, сопоставимых с поставками родственных компаний. В декабре 2016 года бывший вице-президент «Лукойла» по поставкам и продажам нефти Валерий Субботин сел в самолет и покинул пределы России. Скорее всего, надолго. В «Лукойле» об уходе Субботина из центрального аппарата объявили лишь в феврале 2017-го и объяснили «плановой ротацией управленческого состава», хотя в компании его воспринимали как одного из преемников президента Вагита Алекперова.

Фактически Субботина спасали. На следующий же день после приватизации «Башнефти» в октябре 2016 года «Роснефть» стремительно брала под контроль новую дочернюю компанию. Ознакомление с документами, больше похожее на обыски и выемки, месяц спустя привело к расторжению части контрактов с «Лукойлом» - они вызывали вопросы, пояснял пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. И над Субботиным нависла угроза, уверены два нефтетрейдера. Именно он отвечал за торговые отношения с «Башнефтью». По Субботину был нанесен главный удар, ведь у него еще раньше возникали разногласия с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, рассказывает участник переговоров между «Роснефтью» и «Лукойлом». Оставаться в России в такой ситуации было опасно.

Михаил Леонтьев

Сейчас Субботин, по словам его знакомых, бывает в США и Швейцарии. Связаться с ним не удалось. В Женеве он возглавляет совет директоров Litasco - собственной трейдинговой компании «Лукойла». В 2015 году она стала крупнейшим покупателем российской нефти по версии Forbes. Трейдеры были уверены, что в 2016-м Litasco однозначно потеряет позиции из-за трений «Лукойла» с «Роснефтью». Но этого не произошло. Более того, Litasco удалось сохранить контракт на продажу нефти с месторождений им. Требса и Титова, которую добывает СП «Башнефти» и «Лукойла».

Litasco - уникальное явление для российского нефтяного бизнеса. Похоже, это единственный нефтетрейдер российского происхождения, который не только продает чужую нефть и нефтепродукты, но и делает это в объемах, сопоставимых с поставками родственных компаний. Как «Лукойлу» удалось занять заметное место в мировой нефтеторговле?

Время посредников

«Лукойл» ничего нового не придумал!» - восклицает один из бывших руководителей Союзнефтеэкспорта. Именно эта организация из системы Министерства внешней торговли СССР, по словам собеседника Forbes, стала прообразом Litasco. До 1991 года Союзнефтеэкспорт был абсолютным монополистом в экспорте российской нефти и имел представительства по всему миру. Несмотря на годовой оборот в 200 млн т нефти, в Союзнефтеэкспорте работало несколько десятков трейдеров и 200 человек обслуживающего персонала, рассказывает бывший сотрудник организации.

В 1991 году право экспортировать нефть получили нефтедобытчики, НПЗ и трейдеры. Лицензии выдавались настолько бесконтрольно, что в тот же год разрешенный объем экспорта превысил реально имеющиеся ресурсы, докладывал вице-премьеру Егору Гайдару министр топлива и энергетики Владимир Лопухин. «Это было такое ограбление государства! Все, включая церковь, получали квоты на экспорт», - негодует бывший сотрудник Союзнефтеэкспорта. Это не преувеличение: финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии действительно было соучредителем одного из экспортеров - компании «Международное экономическое сотрудничество».

Первым российским частным трейдером стал Urals Trading, учрежденный выходцами из Союзнефтеэкспорта. Одним из основателей Urals был советский разведчик и бывший сотрудник шведского представительства Союзнефтеэкспорта Андрей Панников. Благодаря его связям Urals стал заметным игроком на рынке, утверждает бывший сотрудник компании. Например, знакомым и партнером по бизнесу Панникова был друг Владимира Путина Геннадий Тимченко, в 1997 году основавший торговую компанию Gunvor.

Сам Панников рассказывал Forbes, что участвовал в создании «Лукойла» и якобы лично хлопотал о выдаче компании лицензии на экспорт в Министерстве внешней торговли. Это неудивительно, говорит бывший бизнес-партнер Панникова: круг работников советской нефтянки был очень узким, и все хорошо знали друг друга. Urals даже выделил «Лукойлу» помещение в гостинице «Звездная» у ВДНХ (там у компании был московский офис), в начале 1990-х его как кабинет использовал президент «Лукойла» и бывший замминистра нефтегазовой промышленности СССР Вагит Алекперов.

Вагит Алекперов

Именно Urals первое время экспортировал значительные объемы нефти «Лукойла». Другими крупными покупателями были Taurus Petroleum и Western Petroleum. Они были аффилированы друг с другом, рассказал Forbes один из трейдеров. Taurus принадлежал американцу Бенджамину Поллнеру и закупал у «Лукойла» такие заметные объемы, что участники рынка подозревали его в связях с российской компанией. По данным Businessweek, Поллнер был одним из Rich boys - трейдеров из круга легендарного Марка Рича, давнего друга советских руководителей внешней торговли. В начале 1990-х его Marc Rich + Co (сейчас Glencore) была одним из крупнейших покупателей российской нефти.

«В России черт знает что происходило. Все друг друга кидали», - вспоминает российский нефтетрейдер. Покупая российскую нефть не напрямую, а через трейдеров, зарубежные заводы снижали свои риски. Это устраивало и нефтяников: трейдеры могли обеспечить 90%-ную предоплату. Но была одна загвоздка: западные банки неохотно финансировали российские поставки. Исключением был французский BNP Paribas, с которым и сотрудничал Taurus. Контакт с женевским отделением банка был налажен и у Urals, рассказывает бывший сотрудник компании: финансовый директор нефтетрейдера был выходцем из Paribas. Urals пробыл трейдером «Лукойла» около трех лет, но экспорт «Лукойла» еще долго был завязан на сотрудников Urals.

Помощники из Urals

Телефонный звонок в канун нового, 1998 года застал директора по специальным проектам Lukoil Europe Олега Яковицкого за предпраздничными приготовлениями. В трубке раздался командный голос его шефа Валерия Головушкина: «Срочно собирайся, летим в Румынию!» «Эх, все прахом», - вздохнул Яковицкий, собрал чемодан, попрощался с семьей и вскоре уже летел в Бухарест на служебном «лукойловском» самолете. Там нефтяники договорились о покупке НПЗ «Петротел» и сразу же вылетели в болгарский Бургас, где готовилась продажа «Нефтохим Бургас». На крупнейший на Балканах НПЗ было несколько претендентов, но болгары заверили представителей «Лукойла», что завод достанется им: «Потому что у вас самолет больше, чем у других покупателей».

В 1990-е собственный самолет безотказно действовал на директоров заводов, подтверждает бывший сотрудник Urals. Фокус с самолетом вряд ли был секретом и для бывшего руководителя датского филиала Urals и выходца из Союзнефтеэкспорта Валерия Головушкина. В 1994 году он возглавил Lukoil Europe, представительство «Лукойла» в Лондоне. Его основной задачей было исключить западных посредников из экспорта.

На рубеже 1990–2000-х годов все мировые нефтяные мейджоры обзавелись специализированными трейдинговыми подразделениями. Их примеру последовали и российские нефтяники. Функционально это были зарубежные фирмы, на которых оседала маржа от сбыта своей же нефти, рассказывает один из нефтетрейдеров: «Собственно говоря, это был вывод капитала». Нехитрая схема позволяла зарабатывать дополнительно $ 1–2 с барреля, рассказывает собеседник Forbes. Впоследствии за подобные схемы был разгромлен ЮКОС и два его основных акционера угодили за решетку.

«Лукойл» пошел дальше конкурентов и в 2002 году объявил о централизации экспортных поставок на одной «дочке». Это была идея Алекперова, говорит сотрудник «Лукойла». И во многом это была вынужденная мера. Западные инвесторы критиковали «Лукойл» за продажу нефти своим офшорным филиалам по заниженным ценам. Из-за этого головная компания, чьи ADR торговались на Лондонской и Берлинской биржах, недополучила в 2000–2003 годах около $ 1 млрд, жаловался руководитель фонда Hermitage Capital Уильям Браудер.

Для консолидации экспорта была выбрана швейцарская Lukoil-Geneva, которую еще 2000-м переименовали в Litasco (Lukoil International Trading and Supply Company). В Швейцарии очень лояльное налоговое законодательство, хотя формально страна не считается офшором и находится в самом центре Европы, объясняют нефтетрейдеры. Реструктуризация совпала с уходом из «Лукойла» одного из его основателей и куратора экспорта Ралифа Сафина. Его место в статусе первого вице-президента «Лукойла» занял Дмитрий Тарасов. Он работал в Союзнефтеэкспорте, а в начале 1990-х возглавлял финское подразделение Urals (там же работал и Тимченко). Его бывший коллега по Urals Головушкин, который до начала 2000-х был более заметен в экспансии «Лукойла» в страны Восточной Европы, перебрался из Лондона в Женеву и возглавил Litasco.

Окно в мир

Собственный трейдер недешево обошелся компании, рассказывает человек, близкий к «Лукойлу»: вложения в капитал Litasco и гарантии перед банками составили около $ 7–10 млрд. При создании Litasco была поставлена задача, чтобы коэффициент ROI (отношение прибыли к инвестициям) достиг 15%, но это получилось не сразу. Да и быстро замкнуть на Litasco весь экспорт «Лукойла» тоже не удалось. В 2005 году трейдер продавал 87% экспортированной «Лукойлом» нефти, в 2011 году эта доля оставалась примерно на том же уровне. Сейчас «Лукойл» указывает, что Litasco осуществляет все поставки «Лукойла» за пределами России.

Помимо продаж собственных продуктов и поставок нефти на зарубежные НПЗ «Лукойла» перед Litasco стояла задача продавать чужую нефть в сопоставимых объемах. В 2004 году на долю третьих лиц приходилось 28% торговли Litasco, в 2008 году - 40%, а два года спустя уже 52%. В 2015 соотношение составляло 51 на 49 в пользу «Лукойла». Трейдер - это «окно в мир» для «Лукойла», говорится на сайте Litasco.

Litasco существенно нарастил объемы торговли с третьими лицами благодаря новой стратегии, которая была принята в 2007 году, рассказывал вице-президент «Лукойла» Валерий Субботин в интервью журналу Oil of Russia. Она заключалась в подключении к торговле всех зарубежных офисов «Лукойла» (на тот момент это 17 филиалов и представительств по всему миру). «Они стали оптимизировать потоки, продавать, когда выгодно, использовать арбитраж», - перечисляет один из участников рынка. По его словам, за счет трейдинговых операций маржа Litasco могла вырасти на $ 2,5–3 за баррель.

Валерий Субботин

Есть и другая версия. Сначала трейдер вырос за счет огромных объемов «Лукойла», за которые ему не приходилось бороться. Большие объемы позволили сэкономить на фрахте и кредитах, и уже тогда Litasco смог предложить рынку хорошие цены.

Человек, близкий к «Лукойлу», связывает успехи Litasco с болгарином с иракскими корнями Гати Аль-Джебури. В начале 2000-х он был заместителем двух болгарских министров - энергетики и финансов. А затем Головушкин позвал его в Litasco - финансовым директором. В 2005 году Головушкин пошел на повышение, став вице-президентом «Лукойла» по поставкам и продажам, а Аль-Джебури занял кресло руководителя Litasco.

Болгарин решил завоевывать новые рынки сбыта. В Китае Litasco поначалу приходилось демпинговать, вспоминает один из нефтетрейдеров: снижать либо свою торговую прибыль, либо прибыль НПЗ, выпускающих мазут. Все подобные решения утверждались в Москве и согласовывались «чудовищно долго», рассказывает собеседник Forbes: корпоративные процессы внутри «Лукойла» напоминают крупное российское министерство. Гати Аль-Джебури не только видел новые рынки сбыта, но и сумел пробиться через лукойловскую бюрократию.

В итоге продажи Litasco выросли с 2005 по 2010 год на 37%, до 125 млн т, в то время как экспорт «Лукойла» - всего на 6%. В 2015 году трейдер продал 165 млн т нефти и нефтепродуктов. Выручка Litasco не раскрывается, но из отчетности «Лукойла» по МСФО можно сделать вывод, что в 2015 году она была не менее $ 63 млрд, а в 2016 году - $ 68 млрд.

Роль личности

В начале 2011 года в латвийском порту Вентспилс произошел коллапс. Резервуары терминала Ventbunkers оказались под завязку заполнены мазутом. Из-за этого на железнодорожных подъездах к порту скопилось 1700 цистерн с грузом, ожидавших разгрузки. Накопленный в терминале мазут принадлежал Litasco, которая отказалась переливать его в танкеры, сообщал Ventbunkers. В Litasco объясняли, что по вине терминала мазут испортился и уже не соответствует требованиям контракта. Могла быть и другая причина конфликта: Ventbunkers собирался заменить Litasco другим трейдером - Mercuria Energy. В итоге разблокировать порт удалось только спустя несколько недель при посредничестве министра путей сообщения Латвии.

Эта история крайне нетипична для трейдера, заверяет один из собеседников Forbes: Litasco, как и материнская компания, не склонна к рискам и старается не ввязываться в конфликты. В середине 2000-х за считаные годы Gunvor стал главным трейдером российской нефти, и «Лукойл» принял правила игры, хотя они и доставляли неудобства его трейдеру. У Litasco с Gunvor «не так много пересечений по клиентам», неудобство вызывала скорее принятая тогда в портах практика: при растущих ценах танкеры Gunvor загружались чаще, а окно погрузки для остальных трейдеров сдвигалось. И наоборот, рассказывает собеседник Forbes: «Нефть просела - суда Gunvor ставят в конец очереди, а остальных вталкивают».

Владельцы «Лукойла» очень четко понимают границы допустимого, и это один из секретов их успеха, признают собеседники Forbes. В 2016 году «Лукойл» был одним из претендентов на «Башнефть», ведь у этих двух компаний тесные связи. «Башнефть-Полюс» (25% у «Лукойла») добывает нефть на месторождениях им. Требса и Титова (запасы - 140 млн т нефти), а Litasco ее продает. В 2015 году, по оценкам Forbes, трейдер «Лукойла» экспортировал 1,4 млн т нефти СП на $ 535 млн, в 2016-м - уже почти 2,2 млн т на $ 634 млн. Но события приняли иной оборот: «Башнефть» досталась «Роснефти». «Будем считать, что она попала в хорошие руки», - прокомментировал эту сделку вице-президент «Лукойла» Леонид Федун.

Леонид Федун

После покупки «Башнефти» «Роснефть» начала перестраивать торговую политику, и первыми под нож попали контракты с «Лукойлом». С 1 ноября 2016-го был расторгнут контракт на поставку нефти «Лукойла» на НПЗ «Башнефти» и обратную поставку нефтепродуктов Litasco. Пересмотреть хотели и поставки нефти «Башнефть-Полюса». Но пока «Роснефть» не может отказаться от услуг Litasco, говорят два нефтетрейдера: единственный экономически обоснованный пункт отгрузки - порт Варандей - принадлежит «Лукойлу». Поэтому поставки в адрес Litasco продолжаются, но с начала года цены были пересчитаны, рассказывает один из собеседников Forbes. Новую цену он не называет, но отмечает, что она стала более выгодной для «Роснефти». Формула цены не менялась, отмечает источник, близкий к «Лукойлу»: «Какой Brent спрогнозировали, такую цену в контракт и забили». Litasco не комментирует вопросы, касающиеся бизнеса или торговли, сообщила ее представитель. В «Лукойле» не ответили на запрос Forbes. Из комментария пресс-службы «Роснефти» можно понять, что контракт стал более выгодным: «Роснефть» увидела возможность для оптимизации каналов реализации продукции и, как следствие, повышения экономической эффективности продаж, а действующие договоренности направлены на максимизацию прибыли.

На открытый конфликт с Сечиным Вагит Алекперов не решился. И вообще он редко вмешивается в работу своей торговой компании. Нефтетрейдер, близкий к «Лукойлу», вспоминает такой случай. Из-за военных действий на севере Ирака вся местная нефть сливается в общую трубу. От этого падает качество и, как следствие, стоимость сырья, которое Litasco экспортирует с иракского месторождения «Западная Курна - 2». Но закупочные цены этого не учитывали, и трейдер стал терять деньги. Алекперову пришлось лично договариваться с руководством иракской нефтяной госкомпании SOMO о более справедливой цене. В итоге ее удалось снизить на $ 13. «Роль личности в истории нужно уважать, - отмечает знакомый Алекперова. - трейдинг - это отношения и еще раз отношения».

Сергей Титов

Вконтакте

Оригинал материала: "Форбс"

Должность первого вице-президента «Лукойла» занял Александр Матыцын, ранее занимавший должность старшего вице-президента компании по финансам.

Сергей Кукура назначен советником президента компании, ранее он был первым вице-президентом по экономике и финансам.

Вадим Воробьев переведен на должность старшего вице-президента по поставкам и продажам, а ранее возглавлявший «Лукойл-Ухтанефтепереработку» Рустем Гималетдинов назначен вице-президентом по нефтепереработке, нефтехимии, газопереработке. Гендиректором «Лукойл-Ухтанефтепереработки» стал Алексей Иванов, до этого работавший начальником департамента технологии и производственного планирования, говорится в пресс-релизе.

Валерий Субботин завершает работу в центральном аппарате компании. Ранее он был старшим вице-президентом «Лукойла» по поставкам и продажам. Субботин переходит на должность председателя совета директоров международного трейдера «Лукойла» - компании Litasco, сообщал в конце декабря «Интерфакс» со ссылкой на два источника, знакомых с ситуацией. Источник Reuters тогда связал уход Субботина с последствиями проигрыша «Лукойлом» борьбы с «Роснефтью» за контрольный пакет «Башнефти».

«Лукойл» тесно сотрудничал с «Башнефтью», очень хотел ее купить, но «Роснефть », получается, встала поперек дороги, а после сделки начала сразу перекраивать схему продажи нефти, естественно, не в пользу «Лукойла». Хороших отношений тут быть не может», - говорил агентству один трейдер. Субботин отвечал в «Лукойле» за выстраивание торговой политики компании на внутреннем рынке и при поставках нефти на экспорт.

В октябре 2016 г. 60,16% голосующих акций «Башнефти» купила «Роснефть». У нее сразу же появились вопросы к работе «Башнефти» - в частности, к тому, как компания закупает нефть у «Лукойла». С 1 ноября был расторгнуть контракт на поставку нефти «Лукойла» на НПЗ «Башнефти» и обратную поставку нефтепродуктов его «дочке» – Litasco. Другой контракт – на реализацию нефти «Башнефть-полюса» был продлен на год, сообщал в начале января «Интерфакс».

В середине января президент «Лукойла» Вагит Алекперов сообщил, что «Роснефть» и «Лукойл» достигли взаимопонимания. «Я так понимаю, что были какие-то сомнения у нового акционера нашего совместного проекта [«Роснефти»]. Они провели аудит, и мы переподписали все соглашения, все договоры на продажу нефти, на развитие проектов Я уверен, что оба акционера заинтересованы в динамичном развитии этих проектов. У нас сегодня нет никаких недопониманий как в вопросах развития проектов, так и в вопросах реализации продукции проекта Требса и Титова», - говорил он в интервью «Интерфаксу».

Компания «Лукойл» почти на 10% сократила добычу нефти в России. Вагит Алекперов грамотно спланировал «переезд»?

Слухи о том, что совладельцы компании «Лукойл» Вагит Алекперов и Леонид Федун задумали вывести активы из России, находят новое косвенное подтверждение. По итогам прошлого года нефтяная компания снизила добычу нефти на 8,6% по сравнению с 2015 годом - до 91,992 млн тонн.

Ранее президент компании действительно анонсировал остановку работы около 200 нефтяных скважин, аргументировав это просто - такова политика России и ОПЕК. Мол, договорились же снизить добычу.

Правда, до этого «Лукойл» дал понять российским властям, что забесплатно сокращать добычу не хочет и рассчитывает на получение от государства компенсации… Например, в конце прошлого года компания просила Минэнерго предоставить льготы по экспортной пошлине для Пяхякинского месторождения.

Льготы - российские, активы - зарубежные

Чуть ранее - на этот раз Минэкономразвития - дало «добро» на продление льготной экспортной пошлины для месторождения имени Юрия Корчагина, разработкой которого также занята компания Алекперова и Федуна.

Наиболее доходными для «Лукойла» считаются его каспийские проекты. Нетрудно догадаться, что не последнюю роль в этом сыграла одна из самых высоких налоговых льгот в России, которую «выторговал» для компании Алекперов - заниженная ставка НДПИ и нулевая экспортная пошлина.

Между тем, свои инвестиционные интересы хозяева нефтяной компании постепенно переводят за пределы России. Так, в конце февраля текущего года стало известно, что «Лукойл» намерена вложить в течение года порядка 1,5 млрд долларов в иракское месторождение нефти «Западная Курна - 2». Информацию об этом подтвердил сам президент «Лукойла» Алекперов.

Бизнесмен накануне подтвердил, что «Лукойл», крупнейшим акционером которого он является (порядка 25%), активно рассматривает «заграничные направления». «Увеличили свое присутствие в Бельгии и Голландии, где есть нефтеперерабатывающий завод. Мы очень сильно присутствуем на Балканах и продолжаем усиливать свое присутствие там. Намерены активизировать свою деятельность и на территории Турции, потому что наши заводы ориентированы на этот рынок», - рассказал предприниматель.

Но, как поговаривают знакомые с ситуацией, наибольшее внимание Алекперов уделяет США - как стране, куда в будущем можно переместить не только свои миллиарды, но и бизнес.

Игроки сырьевого рынка констатируют, что собственники «Лукойла» научились грамотно управлять активами, находящимися под юрисдикцией разных стран. Опыт, в первую очередь. В плане грамотного налогообложения, пригодится в случае «переезда» из России. Да и достать бизнесменов российским правоохранителям будет гораздо труднее, если бизнес зарегистрирован, скажем, на Британских Виргинских островах, где имеет «прописку» дочерняя компания «Лукойла» - Lukoil Overseas.

Но и льготы, и основной объем сырья господа Алекперов и Федун пока что выкачивают именно из России, поэтому национальному законодательству, хотя бы формально, нужно соответствовать. Сначала офшор Lukoil Overseas имел в Москве офис, из которого, собственно, и велось все управление, однако формально он назывался лишь представительством. Затем деятельность компании переместилась в Объединенные Арабские Эмираты.

Вполне вероятно, что такие умельцы, как хозяева «Лукойла», смогли бы грамотно и не привлекая лишнего внимания постепенно «складировать» свои активы за рубежом.

«Прощай, немытая Россия…»

Ранее СМИ неоднократно пытались подсчитать, сколько в «Лукойле» собственников с российской «пропиской». Получалось примерно так: порядка 50% акций «Лукойла» принадлежит иностранным инвесторам, еще пятую часть так или иначе контролирует господин Алекперов, порядка 10% - вице-президент Леонид Федун.

Кроме того, стало известно, что 11% акций нефтяной компании получили два кипрских офшора - LUKOIL Employee Limited и Lukoil Investments Cyprus Ltd.

Только вот большая часть добычи углеводородов все равно приходится на российские месторождения. Около 88% запасов и 83% добычи углеводородов.

Компанию уже смело можно начинать называть иностранной, а не национальной. Но между тем, хозяева «Лукойла» все равно получают налоговые льготы в России…

Тем временем топ-менеджмент нефтяной компании постепенно перебирается в США.

В частности, уже в этом году в нефтяной компании были сделаны кадровые перестановки.

«Лукойл» покидает Валерий Субботин, занимавший пост старшего вице-президента компании по поставкам и продажам. Топ-менеджер в ближайшее время должен быть назначен на должность главы совета директоров международного трейдера нефтяного гиганта - компании Litasco.

В определенных кругах поговаривают, что переезд господина Субботина в США на постоянное место жительства не за горами. Его родные уже давно живут за пределами России, сам топ-менеджер подал заявку на получение гражданства США и успел получить грин-карту.

Эксперты не исключают, что вскоре большая часть бизнеса Вагита Алекперова вместе с ним самим и его топ-менеджерами также окажется в Соединенных Штатах.

Деньги компании, по слухам, активно утекают за границу последние годы. Например, только в 2014 году «Лукойл» мог вывести в офшорные компании порядка 5 млрд долларов.

Воровали сами у себя?

В прошлом месяце вступил в силу приговор бывшему сотруднику дочерней компании «Лукойла» в Ханты-Мансийском автономном округе - «Лукойл - Западная Сибирь». Якобы охранник Денис Криворот подпускал к нефтепроводу компании членов организованной группы, которые успел совершить хищение нефти «в крупном объеме».

Правда, существует и другая версия. Незаконная откачка «черного золота» из нефтепроводов вполне могла совершаться с ведома руководства «Лукойла».

Кстати, компания Алекперова на втором месте среди российских игроков по количеству случаев утечки нефти, которые неизбежно ведут к нанесению экологического ущерба. По итогам за 2014 год из нефтепроводов компании топливо утекало 3114 раз.

С экологами, которые пытаются защитить природу от нефтяных дельцов, расправляются просто - с помощью уголовного преследования.

В том же самом ХМАО идет судебный процесс над экологом Михаилом Каратеевым, которого обвинили в краже нефтепромыслового оборудования, принадлежащего компании «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

Защита утверждает, что уголовное преследование - это жесткий ответ «заинтересованных» в прекращении деятельности активиста. Тем не менее, даже официальные ведомства признают, что структуры «Лукойла» вредят экологии больше положенного по закону. В феврале Природнадзор возбудил административные дела в отношении «дочки» «Лукойла-Западная Сибирь» - ТПП «Урайнефтегаз».

Господин Алекперов на пару с Федуном качают из российских недр «валютные» богатства, регулярно получают все мыслимые льготы, но платить налоги предпочитают, судя по всему, за рубежом. Не исключено, что план по выкачке бизнесменам удастся выполнить раньше, чем за них возьмутся российские правоохранители.