Презентация на тему "иван александрович гончаров". Иван Александрович Гончаров. Этапы биографии и творчества Презентация на тему и а гончаров

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гончаров Иван Алексеевич (1812 – 1891)

Детство Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец Александр Иванович (1754--1819) и мать Авдотья Матвеевна (1785-1851) (в девичестве Шахторина) принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Когда Гончарову было девять лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» - так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца.

Дом Гончаровых. Симбирск 1890 г

Образование Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. Восемь лет провёл Гончаров в училище. Остальное время болел. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, - всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.

Гончаров в юности

Жизнь после университета Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничто не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний, Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако, эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову-писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске, он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.

Начало творчества Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40-е годы - начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году Гончаров читает критику свой роман Обыкновенная история. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский.

Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада» В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле - фрегате «Паллада» - в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке- Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество. С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“» Путешествие Гончарова можно считать кругосветным лишь условно. Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке «Отечественных записок» появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» (1855-1857) - своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами

Расцвет творчества в 1859 году впервые в России прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение - «Обрыв». Однако, писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги. Покинув пост цензора, он жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность - члена совета по делам печати - снова началась его цензорская деятельность.

закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл своё «дитя» до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для одного из них типичен Александр Адуев, для другого - Обломов, для третьего - Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества. В середине XIX века начинается соперничество Российской Империи и Соединённых Штатов Америки за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кстати, США в ту пору в России было принято называть не так как сейчас, а несколько по-другому - Северо-Американские Соединённые Штаты, сокращённо - САСШ.

Последние годы жизни Ивана Гончарова Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно. Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе»

Мемориальная беседка И.А. Гончарова

дом писателя И.А. Гончарова в Ульяновске.


Ни один поет или писатель с самого своего рождения не может знать, что он станет великим и известным. Также случилось и с Гончаровым И. А., который лишь в юношеском возрасте понял, что творчество – это его призвание. Презентация “Гончаров” расскажет, какой может быть жизнь писателя. Среди множества событий, которые произошли в жизни будущего писателя, смерть отца можно назвать переломным событием, что радикально изменило жизнь писателя. Презентация о биографии Гончарова поможет и ученикам, и взрослым более точно узнать хронологию событий жизни великого российского писателя.

Использовать данную презентацию рекомендуется на уроке или для самостоятельного ознакомления. Жизнь и творчество Гончарова – интересная история, которая поможет найти какие-либо моменты, что связанны с героями его произведений. Понять произведения писателя невозможно, не зная его биографии. Классное обсуждение позволит более точно охарактеризовать жизнь великого российского писателя Гончарова Ивана Александровича. Творчество и жизнь творческого человека – всегда сплетены между собой, узнав биографию человека, мы можем его понять.

Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию на тему «Гончаров» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Биография Гончарова
Детство
Дом Гончаровых
Образование

Гончаров в юности
Жизнь после университета
Начало творчества
Кругостветное путешествие

Расцвет творчества
Третья часть “Обрыва”
Последние годы
Мемориальная беседка

Дом в Ульяновске

В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. В.Г.Белинский Мне житьё и писанье – не то, что Тургеневу, Островскому, людям свободным и обеспеченным… Какое беспредельное и глубокое море – литература. …Литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьёзное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь! И.А.Гончаров В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. В.Г.Белинский Мне житьё и писанье – не то, что Тургеневу, Островскому, людям свободным и обеспеченным… Какое беспредельное и глубокое море – литература. …Литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьёзное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь! И.А.Гончаров






После коренной перестройки дома в Симбирске, в котором родился И.А. Гончаров, новые хозяева, братья Юргенсы, заказали для дома мраморную доску из чёрного гранита работы петербургского мастера Ботта с барельефем- бюстом писателя, выполненные скульптором Б.М. Микешиным и отлитым из бронзы в художествен- ной мастерской В.В. Гаврилова (Петербург). 16 сентября 1907 г. доска была торжественно установлена на углу дома в ознаменование места рож- дения И.А. Гончарова. Мемориальная доска на доме, где родился И.А. Гончаров


Дом-памятник И.А. Гончарову.Архитектор А.А. Шодэ Торжественная закладка дом состоялась в 100-летный юбилей писателя, 6 июня 1912 года и составила центральную часть тор- жеств, посвященных этой дате. В этом же году были проведены два конкурса на про- ект Дома-памятника. Несмотря на то, что недостатка в проектах не было, все они бы- ли отвергнуты. Для ускорения затянувшего- ся вопроса архивная комиссия решила по- ручить разработку проекта одному из город- ских архитекторов – Августу Августовичу Шодэ. 8 января 1913 году комиссия рассмот- рела и приняла предложенный архитекто- ром проект. Строительство дома-памятника было в целом завершено к 1915 году. Однако в связи с продолжавшейся мировой войной, большая часть здания была отдана под ла- зарет Всероссийского земского союза. В 1918 году в здании разместился Единый народ- ный музей, переименованный позднее в кра- еведческий. В настоящее время в доме-па- мятнике находятся краеведческий и художе- ственный музеи.


Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А.Гончарова Дом Гончаровых был построен в конце XVIII в. В конце XIX в. Новы- ми владельцами был надстроен тре- тий этаж и сделаны пристройки, из- менившие внешний вид здания. Стены гончаровского дома оказались вну-три нового дома, ряд комнат со- хранился практически без измене- ний. Музей размещается на первом этаже Дома-памятника И.А.Гончаро- ву, построенного в 1916 году на сред- ства, собранные по Всероссийской подписке, по проекту местного архи- тектора А.А.Шоде.




1 сентября 1913 года в Симбир- ске был установлен бюст-памя- тник П.А. Столыпину На доске постамента было начертано: "Столыпину - Симбирская губерния". В апреле 1917 года бюст был снят с пьедестала. 12 сентября 1948 года, в год 300- летия основания Симбирска, на освободившемся постаменте был установлен бронзовый бюст уроженца города – И.А. Гончарова. Автор памятника – член Союза художников СССР, скульптор А.В. Ветров. Памятник-бюст И.А.Гончарова


Памятник И.А. Гончарову, стоящего на улице его имени напротив дома, где он родился, был открыт в июне 1965 года. Писатель изображен в кресле, делающий запись своих наблюдений. Скульптура отлита из чугуна на Мытищинском заво- де художественного редким видом литья – итальянским методом по воску. Автор памятника – скульптор Л.М. Писаревский. Памятник установлен на пьедестале красного гранита.


28 октября 2005 года в сквере у памятника был установлен символический «фило- софский диван Обломова». Диван, длиной чуть более 2-х метров, изготовленный из металлоплас-тика по проекту главного художника Ульяновской области Игоря Смиркина рекламным аге-нтством «Талант», подарило областному центру ООО «Коммерческая недвижимость». Надпись на философском диване гласит: "Здесь я понял поэзию лени и буду верен ей до гроба, если только нужда не заставит взяться за лом и лопату. Иван Гончаров. Симбирск год". Через год, 12 июня 2006 г., в день рождения И.А. Гончарова рядом с диваном появились и «тапочки Обломова». Тапочки были отлиты кузнецами местной кузнечной артели "Корч".




В.Г.Белинский В.Г.Белинский - русский писатель, литературный критик, публицист, философ- западник. А.И.Герцен - А.И.Герцен - русский писатель, публицист, философ, революционер. Н.В.Станкевич - Н.В.Станкевич - русский писатель, поэт, публицист, мыслитель. М.Ю. Лермонтов - М.Ю. Лермонтов - русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер. Н.П.Огарев - Н.П.Огарев - поэт, публицист, русский революционер.


Московский университет своё дело сделал; профес- сора, способствующие своими лекциями развитию Лермонтова, Белинского, Тургенева, Кавелина, Пиро- гова, могут спокойно играть в бостон и еще спокой- нее лежать под землёй. «Былое и думы» «Былое и думы» С начала 1832 по 1835 год Н.И.Надеждин, в звании ординарного профессора, читал в Московском университете теорию изящных искусств, археоло- гию и логику. В отличие от большинства профессо- ров того времени Надеждин не строил свой курс на сухих конспектах из известных учебников: его лек- ции были блестящими импровизациями, произво- дившими глубокое впечатление на слушателей.


А.С. Пушкин М.Т.Каченовский - профессор Москов- ского университета по кафедре русской истории, статистики и географии, по- том российской словесности. Был сторонником идеи подложности «Слова о полку Игореве». Не умею выразить, как велико было наше наслаждение – видеть и слышать нашего кумира.








«Обыкновенная история» () Повесть Гончарова произвела в Питере фурор – успех неслыханный! Все мне- ния слелись в её пользу.


Кругосветное путешествие Адмирал Е.В. Путятин, командир экспедиции фрегата Паллада. Литография


«Обломов» «Обрыв» () () «Обломов» «Обрыв» () ()




«Современник» Группа сотрудников журнала "Современник". Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. Фото 1856 Фото 1856


Осень 1862 – вступает на должность редактора официальной правитель- ственной газеты «Северная почта» 1863 – пожалован в действительные статские советники, назначен членом Совета по делам книгопечатания – выход в отставку.




Жизнь и творчество Ивана Александровича Гончарова Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Лендыл Ирина Николаевна

Слайд 2

Иван Гончаров родился 6 июня 1812 года в Симбирске. Его отец Александр Иванович и мать Авдотья Матвеевна (в девичестве Шахторина) принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя

Слайд 3

Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» - так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца. Писатель вспоминал: «Мать наша благодарная ему за трудную часть взятых на себя забот о нашем воспитании, взяла на себя все заботы о его житье-бытье, о хозяйстве. Его дворня, повара, кучера слились с нашей дворней, под её управлением - и мы жили одним общим двором. Вся материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки. Интеллектуальные заботы достались ему».

Слайд 4

Образование Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионе. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. Восемь лет провёл Гончаров в училище. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература.

Слайд 5

Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, - всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. В августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.

Слайд 6

Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий - о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Белинский, Герцен,Огарев,Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие след в истории русской литературы.

Слайд 7

Жизнь после университета Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. . Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах, общение там с интересными людьми. Но была ещё одна, тайная мечта, связанная с его давним увлечением сочинительством. Он решил обязательно уехать из дремотного, скучного Симбирска. И не уехал. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря

Слайд 8

Служба в должности Симбирский губернатор настойчиво Гончаров решил собственными руками, просил Гончарова занять должность его без чьей либо помощи строить своё секретаря. После раздумий и колебаний, будущее. По приезде в столицу он Гончаров принимает это предложение, а подался дело торговли министерства финансов, где оказалось неблагодарным. скучным Однако впечатления от бюрократической впоследствии живые механизма системы ему департамент предложили внешней должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень Гончарову- обременительной. Она в какой-то мере писателю. После одиннадцати месяцев материально обеспечивала Гончарова и пребывания в Симбирске он уезжает оставляла время для самостоятельных в Петербург. сгодились эти и в литературных занятий и чтения.

Слайд 9

Начало творчества Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться романтическому культу искусства.40-е годы - начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом.

Слайд 10

«Обыкновенная история» Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история». В романе конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведении.

Слайд 11

Путешествие на фрегате «Паллада» В октябре 1852года Иван Гончаров, служивший переводчиком в департаменте внешней торговли министерства финансов, был назначен секретарём адмирала Путятина. С первых же дней путешествия Гончаров начал вести подробный путевой журнал (материалы которого легли в основу будущей книги «Фрегат Паллада»). Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Индонезии, Японии, Китаеи на множестве небольших островов и архипелагов Атлантического, Индийского и Тихого океана. Высадившись на берегу Охотского моря, Гончаров проехал сухим путём через всю Россию и вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года. Уже в апрельской книжке «Отечественных записок» за 1855 год появился первый очерк о путешествии.. А в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» - своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир. Для РоссииXIX века такая книга была почти беспрецедентной.

Слайд 12

Расцвет творчества В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с личностью Гончарова, его биографией.
  • Дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя.
  • Выявить взаимосвязь его судьбы и творчества.
  • Ввести творчество И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIXвека.

Задачи урока:

  1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых в Петербурге, “натуральной школы” в формировании личности писателя.
  2. Ознакомить учащихся с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.
  3. Показать своеобразие художественного наследия писателя.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, Презентация .

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 2–4.

II. Целеполагание.

III. Вступительное слово учителя.

Исторической эпохой, взрастившей творчество И.А. Гончарова, были 40–60-е годы 19 столетия, время кризиса феодально-крепостнического строя, период отмены крепостного права, подъема демократического движения в России. В литературной деятельности видел Гончаров свое призвание, свое общественное назначение. Центральной темой его творчества была судьба его родины. “То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни”,– писал Гончаров.

Запишите тему урока.

Слушая индивидуальные сообщения, делайте записи в тетрадях

IМ. Индивидуальные задания учащихся

Слайд 6–10,13.

1812–1834 г.г. Детство и юность И.А. Гончарова. Московский университет.

Родился в семье богатого симбирского купца. Отец писателя, Александр Иванович Гончаров, пользовался почетом в городе: его много раз выбирали городским головой. Он рано умер, оставив семье крупное состояние.

Каменный двухэтажный дом стоял на Большой улице, “обстановка его была барская: большой зал с люстрой, нарядная гостиная с портретом хозяина и неизбежная диванная; на двор окнами кабинет хозяина, спальня хозяйки и большая, светлая комната для детей”.Сам Иван Александрович запомнил, что во дворе было множество построек: сараи, амбары, конюшни, хлев, птичник, “дом был, что называется, полная чаша”.Именно эти детские воспоминания во многом легли в основу знаменитого “Сна Обломова”.

Мать, Авдотья Матвеевна, умная, жизнерадостная и привлекательная женщина, любила детей, но была с ними строга и взыскательна, не пропускала без наказания ни одной шалости: “дранье ушей и стояние на коленях” было “весьма распространенным средством смирять и обращать шалунов на путь правый”.

После смерти отца воспитание детей было доверено отставному морскому офицеру Н.Н. Трегубову.

Его ум, живость характера привлекали к нему многих. Будучи человеком просвещенным, либерально мыслящим,он сыграл важную роль в духовном развитии мальчика. “Добрый моряк принял нас под свое крыло, а мы привязались к нему детскими сердцами”,– с большой теплотой вспоминало нем И.А. Гончаров.

Начальное образование Иван Гончаров получил в частном пансионе священника Троицкого. Там он пристрастился к книгам, перечитав практически всю библиотеку, в которой “был и Державин, и Жуковский… и старые романы… и богословские сочинения… и путешествия в Африку, в Сибирь и другие…” Иван Александрович вспоминал: “За мной никто не следил, что я делаю в свободное от уроков время, а я любил забиваться в угол и читал все, что попадалось под руку”.

Летом 1822 года был определен в Московское коммерческое училищ е. Его любовь к чтению не уменьшилась, но теперь он отдавал предпочтение русским авторам: Карамзину, Державину, Дмитриеву, Хераскову. “И вдруг Пушкин! Я узнал его с Онегина… Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг, и какие правды – и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной – хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках! Какая школа изящества, вкуса для впечатлительной натуры!” – восторгался Гончаров.

В августе 1831 года успешно сдал экзамены на филологический факультет Московского университета, где в это время учились Белинский, Огарев, Лермонтов, Аксаков.

В университете, по признанию Гончарова, он "систематически, с помощью критического анализа, изучал образцовые произведения иностранных и отечественных писателей". "Только тому университет и сослужит свою службу, – впоследствии говорил Гончаров, – кто из чтения сделает себе вторую жизнь". Юным Гончаровым руководила мысль, что чтение является не только средством обогащения знаниями, но и источником воспитания в себе человека гуманных стремлений.

На университет он смотрел, как на источник познания, и здесь, у этого источника, зрела в нем мысль о благородном и полезном служении обществу, родине.

Из преподавателей выделял немногих.

М.Т. Каченовский читал русскую историю и статистику. “Это был тонкий, аналитический ум… строго справедливый и честный человек”.

Н.И. Надеждин – профессор теории изящных искусств и археологии, “человек с многостороннею, всеми известною ученостью по части философии, филологии…”. Гончаров напишет: “Он был нам дорог своим вдохновенным, горячим словом, которым вводил нас в таинственную даль древнего мира, передавая дух, быт, историю и искусство Греции и Рима…”.

Шевырев, молодой, свежий человек, принес нам свой тонкий и умный анализ чужих литератур, начиная с древнейших до новейших западных литератур…”.

Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого ”, – скажет Гончаров впоследствии.

В университете он увидел Пушкина. Вместе с другими студентами он стал свидетелем горячего спора между поэтом и профессором Каченовским о подлинности “Слова о полку Игореве”.

К студенческим годам относится и первая публикация Гончарова – перевод двух глав из романа Эжена Сю “Атар-Гюль” (1832 год).

Слайд 14–21.

Индивидуальное задание.

В 1834 году будущий писатель закончил университет. “Я свободный гражданин мира, передо мной открыты все пути, и между ними первый путь – на родину, домой, к своим”. (Автобиографические записки “На родине”.)

В Симбирске поступил на службу секретарем канцелярии губернатора Загряжского. Очень живописно и не без иронии описал Гончаров этот недолгий период жизни в очерке “На родине”. “Где же новое, молодое, свежее? Где же новые люди, нравы, дух?” – вопрошает он Трегубова. А тот в ответ только показывает на собор, питейную контору и свежую стерлядь в лавке. И уже тогда юноша начал понимать, что застой Симбирска – это явление, характерное для всей русской жизни.

В начале мая 1835 года переехал в Петербург.

1835–18. Гончаров в Петербурге. Начало литературной деятельности. Кругосветное путешествие на фрегате “Паллада”.

Будучи человеком небогатым, Гончаров вынужден служить. Он занял должность переводчика в Министерстве финансов. В Петербурге Иван Александрович сближается с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподает русскую литературу и латинский язык. В доме Майковых царила атмосфера любви к поэзии и музыке, живописи и театру. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позже Гончаров скажет: “Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства” . В рукописном альманахе “Подснежник” поместил Гончаров свои первые стихи и шуточные повести для домашнего чтения. В полном соответствии с поэтической модой 20–30-х годов XIX века эти стихи были проникнуты духом, поэтикой и стилистикой “неистового” романтизма.

В эти годы Гончаров знакомится с Белинским. В своих “Заметках о личности Белинского” Гончаров назвал его провозвестником “новых грядущих начал общественной жизни”.

Дальнейшее творчество писателя формировалось под влиянием Белинского и эстетических принципов “пушкинско-гоголевской” школы. Произошел серьезный мировоззренческий поворот в его отношении к жизни, к моральным ценностям, к назревшим проблемам современности.

В 1847 г. в журнале “Современник” напечатан первый роман Обыкновенная история”. Гончаров заявил о себе как писатель-реалист, продолжающий творческую линию Пушкина и Гоголя и нанес, по оценке В.Г. Белинского, “страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму”.

В 1949 году в “Литературном сборнике” журнала “Современник” появилась глава из будущего романа – “Сон Обломова” которая пострадала от цензорского карандаша. это омрачило творческое настроение Гончарова и приостановило работу над романом.

“Я запирался в своей комнате, садился каждое утро за работу, но все выходило длинно, тяжело, не обработано… боюсь, не потерял ли я в самом деле от старости всякую способность писать”.

В августе 1852 года Гончарову поступило предложение отправиться в кругосветное путешествие. Иван Александрович немедленно согласился. Решение путешествовать не было случайным. Вот как он объяснял свой поступок: “Я радостно содрогнулся при мысли: я буду в Китае, Индии, переплыву океаны, ступлю ногой на те острова, где гуляет в первобытной простоте дикарь, посмотрю на эти чудеса – и жизнь моя не будет праздным отражением мелких, надоевших явлений. Я обновился, все мечты и надежды юности, сама юность воротились ко мне. Скорее, скорее в путь!”

7 октября 1852 года и Кронштадта вышел фрегат “Паллада”, на котором Гончаров в должности секретаря при начальнике экспедиции адмирале Путятине отправился в кругосветное путешествие. Во время путешествия он посетил Англию, Южную Африку, Гонконг, Китай, Японию, “набил целый портфель путевыми записками”. В итоге они сложились в двухтомную книгу очерков под названием “Фрегат “Паллада”. Книга написана так живо и увлекательно, что может считаться одним из лучших в мировой литературе образцов приключенческого жанра.

1855 год. Вернувшись из путешествия, Гончаров определяется на службу в Петербургский цензурный комитет, с головой уходит в литературу, посещает кружок “Современника”, где читались и обсуждались новинки литературы.

Слайд 22–27.

Индивидуальное задание. Трилогия: романы “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”.

Гончаров не раз указывал, что “Обыкновенная история”, “Обломов” и “Обрыв” представляют собой нечто цельное, что он видит “не три романа, а один. Все они связаны одной общей нитью, одной последовательной идеей – перехода от одной эпохи русской жизни…к другой” .

Главной темой его творчества всегда была Россия, ее неотложные вопросы, которые выдвигались русской жизнью в 40-ые, 50-ые и 60-ые годы XIX века.

“… Я не выдумывал ничего: сама жизнь писалась у меня, как я переживал ее и видел, как переживают другие, так она и ложилась под перо. Не я, а происшедшие у всех на глазах явления обобщают мои образы”, – утверждал писатель.
Его внимание обращено к глубинному процессу эпохи: разрушению патриархального уклада и вытеснению его новыми динамичными формами жизни. Антитеза становится основным художественным приемом. Гончаров рисует смену исторических эпох как процесс противоречивый и неоднозначный, где приобретения оплачиваются потерями, и наоборот. Свой социально-эстетический идеал писатель не связывает ни с патриархальным “старым”, ни с буржуазным “новым”, и в том и в другом он видит их достоинства и недостатки.

В романе“Обыкновенная история” Гончаров ставит интересную тему о судьбе романтика в условиях нарождающегося буржуазного быта в России. Александр Адуев, главный герой романа, по выражению Белинского, “трижды романтик – по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни”, отправляется искать счастья в Петербург. Но прагматичная жизнь города постепенно отрезвляет восторженного юношу. Прошло десять-двенадцать лет – и А. Адуев становится преуспевающим дельцом, освободившимся от иллюзий. Он добросовестно служит, пополнел и с достоинством носит орден на шее. С ним происходит “обыкновенная история” – история превращения восторженного романтика в трезвого чиновника, уравновешенного дельца.

Художник слова, тонко чувствующий, чутко улавливающий глубинные процессы социального бытия современного ему общества, отразил в своем романе “слабое мерцание сознания необходимости труда, настоящего, не рутинного, а живого дела, в борьбе с всероссийским застоем”.

В 1859 году в журнале “Отечественные записки” появляется роман “Обломов”.

Еще в 1847 году в журнале “Современник” напечатана глава “Сон Обломова”. Через десять лет, в 1857 году, на курорте Мариенбад, “как будто под диктовку”, Гончаров написал почти весь роман.

Гончаров вспоминал: успех “превзошел все мои ожидания. И. Тургенев однажды заметил мне кратко: “Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить Обломова”. Л. Толстой писал в то же время: “Обломов – капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было”.

А.В. Дружинин в рецензии на роман писал: “В писателе, подарившем нашей словесности “Обыкновенную историю” и “Обломова”, мы всегда видели и видим теперь одного из сильнейших современных русских художников”. Свою причастность к реалистической школе неоднократно подчеркивал и сам Гончаров. В критических заметках “Лучше поздно, чем никогда” читаем: “…от Пушкина и Гоголя в русской литературе теперь еще никуда не уйдешь. Школа пушкинско-гоголевская продолжается доселе, и все мы, беллетристы, только разрабатываем завещанный ими материал”.

Последний роман “Обрыв” был опубликован в 1869 году в журнале “Вестник Европы”. Сложная творческая история “Обрыва” тесно связана с общественной и культурной жизнью России 1850–1860 годов. “Этот роман – была моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места…”,– писал Гончаров. В романе, задуманном в 1849 году под названием “Художник”, писатель хотел показать конфликт творческой личности и среды. Это роман о художнике, в образе которого Гончаров, по его словам, показал род “артистической обломовщины”, “русскую даровитую натуру, пропадающую даром, без толку”: Райский “восприимчив, впечатлителен, с задатками дарований, но он все-таки сын Обломова”.
Окончательное название романа “Обрыв” определяет судьбу молодого поколения, потерпевшего трагическое поражение в поисках своего исторического пути. Это название символично, оно заключает в себе идейную суть произведения. Обрыв – это и место жуткого убийства, и трагическое непонимание двух поколений, обрыв традиций и падение в бездну неверия. В романе продолжились поиски нравственного идеала и отразилась критика нигилизма.
Сам Гончаров считал это произведение лучшим из всего им написанного.

V. Слово учителя. Слайды 28–34/

1. На общественные события эпохи 40-ых годов писатель откликнулся романом “Обыкновенная история”. Гончаров твердо стоит на прогрессивных позициях просвещенной буржуазии и разоблачает с этих позиций несостоятельность дворянско-усадебной культуры.
2. Роман “Обломов” создавался в 50-е годы, когда конфликт между двумя укладами – патриархально-крепостническим и капиталистическим – еще более обострился и поставил вопрос о неизбежности отмены крепостного права. Приближалась реформа 1861 года. В “Обломове” Гончаров выносит суровый приговор феодально-крепостническому строю, хотя и с некоторой затаенной грустью.
3. “Обрыв” создавался в основном в 60-е годы. Патриархально-усадебный быт теперь уже уходил в прошлое, окрепли позиции буржуазии. Но в это время на сцену русской истории выступила новая общественная сила – революционная демократия, призывавшая к социальной революции.
Позиция Гончарова ясна: он враг всякой насильственной ломки.

Идеал общественного развития Гончаров усматривал в преобразовании всего "путем реформ", в сотрудничестве всех классов русского общества, в гармонии их интересов.

VI. Последние десятилетия. Слайд 35–39/

И.А. Гончарова намеревался после "Обрыва" писать новый, четвертый роман. В январе 1870 года он писал П. В. Анненкову: "Если станет сил, лучше для меня, разделавшись с "Обрывом", подумать хорошенько о чем-нибудь новом, то есть о романе же, если старость не помешает".

Но Гончаров "оставил этот план", потому что, по его мнению, "творчество требует спокойного наблюдения уже установившихся и успокоившихся форм жизни, а новая жизнь слишком нова, она трепещет в процессе брожения, слагается сегодня, разлагается завтра и видоизменяется не по дням, а по часам. Нынешние герои не похожи на завтрашних и могут отражаться только в зеркале сатиры, легкого очерка, а не в больших эпических произведениях".

"То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, – то недоступно моему перу! – говорил писатель. -Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал – словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало" ("Лучше поздно, чем никогда"). Это объясняет, почему не был написан Гончаровым роман о "современной жизни".

В декабре 1871 году Гончаров побывал на спектакле “Горе от ума” Александринского театра, а вскоре был написан “критический этюд” “Мильон терзаний”, содержащий глубокий анализ комедии А.С. Грибоедова. Сил на создание крупных эпических произведений уже не было, но Иван Александрович продолжает много и плодотворно работать: пишет “Заметки о личности Белинского”, статьи “Лучше поздно, чем никогда”, “Необыкновенная история”, автобиографические очерки “На родине”, “В университете”.
В последние годы жизни жил уединенно, в окружении детей умершего в 1878 году слуги Карла Трейгута. Гончаров умер 15 сентября от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Он был похоронен в Александро-Невской лавре. В 1956 прах писателя перенесли Н Волково кладбище. В некрологе, опубликованном на страницах “Вестника Европы”, отмечалось: “Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе”

Мы познакомились с биографией И.А. Гончарова и его творческим наследием. Сейчас проверим выполненное в ходе урока задание: Какие обстоятельства жизни формировали мировоззрение писателя, его философские и эстетические взгляды?

Ответы учащихся.

VII. Этап закрепления знаний/

Викторина/
Цель: закрепить знание биографии и творчества А.И. Гончарова

1. Кому преподавал И.А. Гончаров литературу как домашний учитель?

2. Какую книгу очерков написал Гончаров во время кругосветного путешествия?

3. Назовите три романа Гончарова.

4. Назовите имя поэта, который является для Гончарова несравненным учителем жизни, воспитателем благородных человеческих чувств, любви к родине.

5. Кто из литераторов впервые употребил слово “обломовщина”?

  • И.А. Гончаров.
  • Н.А. Добролюбов.
  • Д.И. Писарев.
  • В.Г. Белинский.

6. “Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг!” – такой восторженный отзыв Гончаров дал произведению:

  • “Герой нашего времени” М.Ю Лермонтова.
  • “Евгений Онегин” А.С. Пушкина.
  • “Мертвые души! Н.В. Гоголя.
  • “Горе от ума” А.С. Грибоедова.

7. Известно, что в кругосветное путешествие Гончаров отправился на фрегате “Паллада”, а каким путем он возвратился домой?

8. В каком произведении Белинский увидел “страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности”?

9. У каких литературных героев на столе лежит книга, которая у одного уже два года открыта на 14 странице, а у другого страницы раскрытых книг покрылись пылью и пожелтели”? Назовите произведения и их авторов.

VIII. Итоги урока.
IX. Домашнее задание: перечитать 1–10 главы романа “Обломов”.