Какая ткань подходит для холодного батика. Рисование в технике "Батик" поэтапно для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото. Учебно-методическая база объединения

Существует множество различных технологий и видов украшения тканевых изделий. Одним из них является холодный батик. Это очень необычная и красивая техника, которая дорого ценится на рынке профессионалов. Она берет свое начало ещё в древности, а ее название означает «капля воска» на древнеиндийском языке.

История техники батик

Роспись по ткани существовала в Древнем Египте, затем она появилась и в восточных странах: Китае и Японии. А уже в XII веке распространилась в Индонезии. Сейчас это один из наиболее знаменитых центров батика, и эта древняя техника продолжает жить и развиваться там до сих пор.

В начале XX века она стала распространяться по всему миру. В том числе появилось одно из направлений росписи в Африке. Там украшали платки, праздничную и повседневную одежду, элементы декора интерьера и т. д.

Батиковые изделия имели символическое значение и часто использовались в обрядах. Например, на свадьбу молодых обвязывали платком, который символизировал объединение их душ. Да и сейчас у народов восточных стран остались некоторые традиции, связанные с этим искусством.

Виды росписи по ткани

Главная особенность техники батик - разные цвета рисунка отделяются друг от друга контуром. В зависимости его типа выделяют несколько разновидностей:

Самодельные батиковые изделия

Для того чтобы изготовить самостоятельно красивую поделку, лучше использовать холодную технику, так как она куда проще. Чтобы сделать все правильно, новичку нужно ознакомиться с пошаговой инструкцией по батику.

Материалы и инструменты

Для работы лучше выбрать хорошо проветриваемое помещение, ведь пары резервирующей жидкости могут быть вредны для здоровья и самочувствия. А также подобрать старую одежду для работы, так как краску по ткани будет довольно сложно отстирать.

Для работы понадобится:

Когда все материалы и инструменты готовы, можно начинать работу.

Изготовление шаг за шагом

Первый этап - разработка эскиза . Для этого нарисуйте или распечатайте эскиз предполагаемого рисунка на листе бумаги, сохраняя все размеры. Он должен быть максимально простым и содержать как можно меньше мелких деталей. Обведите контуры жирным фломастером.

Перенесите рисунок на материю . Для этого подложите эскиз под ткань и обведите карандашом. Следующий шаг - заполнение контура резервной жидкостью. Для этого используйте стеклянную трубочку, если резерв не в специальной тубе.

После нанесения и высыхания резерва, проверьте его целостность, смочив отдельные детали водой. Если резерв хорошо сохраняет влагу, можно приступать к окрашиванию. Прокрашивайте детали тщательно, хорошо промывая кисть при смене цвета.

Теперь один из самых ответственных этапов - закрепление краски .

Материю снять с подрамника или пялец и обработать термически, чтобы краска не смывалась.

Есть несколько способов ее закрепления:

  1. Запекание в духовке. Изделие оборачивается в хлопчатобумажную ткань и ставится в холодную духовку, постепенно разогревающуюся до 150 градусов, на 15−20 минут. После чего духовку нужно выключить, а изделие вынимать не раньше чем через час.
  2. Запаривание на водяной бане. Этот вид обработки изделия более сложный, так как поделка не должна контактировать с водой или паром. Для этого не нужно несколько раз обернуть в бумагу или ткань.
  3. Если нет возможности применить ни первый, ни второй способ, то можно просто прогладить изделие утюгом с обратной стороны. Режим глажки должен соответствовать типу ткани. На каждые 10 сантиметров ткани нужно уделять 3−5 минут интенсивного проглаживания.

Несмотря на то что краска была закреплена, стирать такую самоделку можно только при температуре не выше 30 градусов, желательно руками.

После работы с резервом и красками по ткани в целях безопасности помещение нужно проверить, а руки и инструменты тщательно вымыть с мылом.

Узелковый способ

Этот вариант украшений изделий куда проще и не требует использования специального резерва. Вам понадобятся лишь красящие материалы (краски по ткани или, для первого эксперимента, раствор зеленки или любого другого красящего вещества) и ткань. Причем она может быть абсолютно любой.

При помощи этой техники можно легко украсить старую одежду, которая была испорчена небольшим пятном. Для этого разведите краску в небольшом количестве жидкости. Выберите ту часть предмета одежды (например, майки или футболки), которую вы хотите покрасить. Завяжите на ней несколько очень тугих узелков с помощью маленьких резиночек для волос и опустите в жидкость с краской.

Если она будет теплой, то ткань, скорее всего, прокрасится лучше.

После 5−25 секунд выдержки в краске (в зависимости от желаемого эффекта) достаньте одежду и высушите ее. Когда она практически полностью высохнет, развяжите узелки и хорошенько прогладьте изделие с изнаночной стороны.

Можно попробовать и свободную роспись (батик иногда причисляют к ней). Эта техника не менее интересная и увлекательная. Батик - это необычная и очень красивая техника украшения изделий, ее возможности очень широки, нужно лишь применять фантазию и воображение.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Они забывают о том долгом и кропотливом труде, которые создатели вкладывают.

Легко рассуждать — мол, дороговато как-то… А если взять все часы и минуты, затраченные на то, чтобы из ничего, из пустоты сделать нечто , то получается, автор даже себя обкрадывает.

По крайней мере, художники часто любят подсчитывать, сколько и какие этапы они осуществляли при создании своих шедевров. не исключение. Попробуем провести небольшую калькуляцию.

Шаги в создании росписи ткани

Сразу оговорюсь, что сроки указаны примерные, средние.

Читайте также:

1.Необходимо собрать материал, продумать эскиз — около 2-3 часов.

2.Создание рисунка, эскиза, шаблона — 3-5 часов. При многослойной технике под каждый слой делается отдельный трафарет. Это, естественно, увеличивает время.

3. Подготовка к работе. Подбор и отрез материи, стирка ее для снятия специальной пропитки, сушка, глажка, если требуется — 3-5 часов.

4.Натягивание ткани на подрамник — около часа (в зависимости от сложности работы и отреза материи).

5. — зависит от сложности картинки. В среднем 2 часа.

6.Подготовка инструментов, проверка красителя на ненужном отрезе, подбор оттенков. 1 час.

7.Нанесение резервирующего состава при холодном батике. Примерно 2-3 часа.

8.Сама роспись. Это время варьируется, у каждого мастера оно свое. Возьмем усредненный срок — 4-10 часов для работы средней степени сложности.

9.Сушка изделия (происходит сама, время не затрачивается).

10.Подготовка к закреплению красителя: снятие с рамы, сворачивание в рулон в случае термообработки. Не больше часа.

11. . Проглаживание утюгом — 0,5 часов. Обработка паром — 3-4 часа.

12.Стирка работы, глажение утюгом — не больше часа.

13.Обработка изделия практичного назначения (шарф, платок). Больше всего ценится ручная подгибка в виде рулика. Кропотливая и очень аккуратная работа. В среднем занимает 3-5 часов.

14.Фотографирование получившейся работы. Обработка снимков. 2-3 часа.

16.Упаковка товара перед отправкой покупателю + время, затраченное на Почте — 2-3 часа.

И это я еще описываю холодную технику росписи ткани, при работе с воском сам процесс увеличивается на несколько часов, ведь резервирующий состав наносят слой за слоем, а потом убирают при помощи бумаги.

А в случае свободной росписи материю еще надо загрунтовать.

В любом случае, вы ясно видите, что процесс создания батика — трудоемкий, энергозатратный . И это еще не шла речь о мастерстве автора, об именном бренде, который создал себе художник за годы работы. Вот почему хендмэйд по умолчанию не может стоить дешево, ведь кроме долгих часов труда в него вкладывается частичка души его создателя.

Мастер-класс «Роспись ткани в технике «холодный батик». Знакомство»

Автор: Екатерина Александровна Гулькова, преподаватель художественного отделения МУ ДО ВДШИ Талдомского муниципального района МО.

Мастер-класс предназначен для детей среднего и старшего школьного возраста, преподавателей технологии и педагогов дополнительного образования, родителей.

Цель:
Знакомство с росписью ткани в технике «холодный батик»
Задачи:
Закрепление навыков работы по росписи ткани
Развитие чувства гармонии, цвета, композиции
Развитие аккуратности, внимания, художественного вкуса

Материалы и инструменты:

Ткань (хлопчатобумажная, искусственный шелк, натуральный шелк (туаль, крепдешин, шифон) на выбор)
Пяльцы или рама с кнопками
Краски по шелку (возможно использование акварельных красок)
Резерв
Аппликатор или стеклянная трубочка
Кисти (белка, пони, колонок на выбор)
Декоративный контур по ткани.

Ход работы:

1. Обязательно простирываем ткань с мылом (ткани продаются со специальным покрытием, оно будет мешать впитыванию краски).
2. Еще влажную ткань натягиваем на раму или закрепляем в пяльцах. Даем высохнуть.


3. Выбираем шаблон, подходящий по форме и размерам к пяльцам или раме. На просторах интернета огромное количество разнообразных шаблонов и эскизов. Не берите шаблоны с мелкими и многочисленными деталями – для небольшого формата подойдут простые и достаточно крупные формы. Мой шаблон нарисован от руки.


Если Вы используете свой рисунок, то необходимо маркером все обвести по контуру и подогнать шаблон по форме.


4. Закрепляем шаблон с изнанки бумажным скотчем.


5. С лицевой стороны обводим по контуру карандашом. Обычно шаблон хорошо просвечивает через ткань. (Можно обойтись без карандаша – наносить резерв сразу по шаблону, который виден сквозь ткань. Но в этом случае шаблон должен находиться на некотором расстоянии от ткани и не соприкасаться с ней. Иначе в местах соприкосновения шаблона и ткани резерв будет расплываться некрасивыми пятнами).


6. После того, как Вы обвели контуры карандашом, шаблон нужно убрать. И можно приступать к нанесению резерва. Резерв используется для предотвращения растекания и смешения краски. Наносить его следует очень тщательно, чтобы резерв обязательно пропитывал ткань. Все линии необходимо замыкать аккуратно, без разрывов. В противном случае, жидкая краска найдет даже самую маленькую дырочку и расплывется за контуром пятном. Когда резерв нанесен, оставляем его сохнуть. В зависимости от вида резерва время на сушку может варьироваться. Резерв «Батик Хобби» я оставила сушить на сутки. Так же хочу добавить, что у стеклянных трубочек и аппликаторов существуют разные диаметры сопла.




7. Заливку цветом начала с фона. Краску можно брать неразбавленную, либо для получения более светлых тонов в отдельной емкости разводить ее с водой (делать нужный колер). Берите краски немного – она весьма концентрированная. При желании, цвета можно смешивать и получать новые оттенки. Очень похоже на смешение акварели.



8. Затем приступаем к окрашиванию фигур и элементов композиции. Это самая увлекательная часть работы! Оставляем до полного высыхания. При высыхании краски немного бледнеют, так что можно добавить цвета вторым слоем там, где это необходимо.






9. На этом можно закончить работу или добавить некоторые нюансы и акценты декоративным контуром по ткани. Я использовала контур Dekola. Опять даем полностью высохнуть.

10. Для придания работе законченного вида обрезала ткань по кругу с небольшим припуском и с изнаночной стороны приклеила к внутреннему кольцу пяльцев. Вуаля! Работа закончена и можно ей украсить интерьер! Место, где пяльцы затягиваются можно использовать как крепеж.


Важные нюансы при выборе материалов:

1. Ткань:
Безусловно, самым идеальным вариантом будет натуральный шелк, но это весьма недешевое удовольствие.
Искусственный шелк будет давать работе блеск, но он весьма сложен в использовании: ткань довольно плотная, и резерв может не пропитать ее насквозь с первого раза, краска по искусственному шелку растекается крайне неохотно, так как она плохо впитывается в ткань.
Хлопчатобумажная ткань – золотая середина. Материал недорогой, краску принимает хорошо, работать на этой ткани легко.

2. Краски:
Данный мастер-класс сделан при использовании красок по шелку «Батик Хобби» (Гаммовские). Это самый бюджетный вариант красок по шелку. Они хорошо смешиваются друг с другом, расходуются довольно экономно. Без закрепления краски на ткани (запаривания изделия на водяной бани) изделие боится влаги. Попадание воды на готовое изделие и влажная уборка недопустимы.
Можно использовать краски для шелка, закрепляемые на ткани при помощи утюга (например, «Батик Хобби Акрил», «Марабу», «Явана»)
Возможно использование акварельной краски.

3. Резерв:
В данном мастер-классе был использован резерв «Батик Хобби» на бензиновой основе. У него есть один весьма существенный минус – очень сильный запах. Поэтому работать с ним могу только дети старшей возрастной группы в хорошо проветриваемых помещениях. При этом, это один из самых надежных резервов – прекрасно держит краску. Продается он в пластиковых баночках и для работы с ним нужны специальные стеклянные трубочки, либо аппликаторы (пластиковые емкости с пластиковыми или металлическими наконечниками). Я использую аппликаторы фирмы «Явана»
Существуют резервы на основе гутты. С ними я пока не работала, но по отзывам запах у них не такой сильный, как у бензиновых резервов.
Самый лучший вариант – это резерв на водной основе. Он не имеет запаха. Но работать с ним необходимо более осторожно, так как его качества удержания краски ниже, чем у других. Я использую водный резерв фирмы «Марабу» - продается в тубах, готовых к использованию без дополнительных трубочек и аппликаторов.

4. Кисти:
Подойдут белка, пони, колонок. На мой взгляд, наилучший вариант – белка. Она более гладкая и заостренная, чем пони, но мягче колонка.
Синтетические кисти я не рекомендую использовать в данной работе. Они по-другому держат жидкую краску и зачастую при соприкосновении кисти с поверхностью материала (бумаги, ткани) отдают всю жидкость сразу. То есть получается не плавная отдача краски, а резкая, большой каплей.
Щетина так же не подходит – слишком жесткая.

В этой статье я расскажу подробно про материалы и инструменты, которые используются при создании “холодного” и “горячего” батика, а также росписи в свободной технике.

Начнем с ткани. При создании батика предпочтение лучше отдать тканям из натуральных волокон. Совет многих художников — начинать первые пробные работы на ситце, ещё новичкам подходят батист, бязь, крепдешин. С приобретением опыта открываем новые материалы: креп-жоржет, туаль, креп-шифон. Лично я работаю на ситце, креп-сатине, натуральном шелке.

Работы на креп-сатине сияют. Краски на нем играют всеми оттенками перламутра. На ситце получаются яркие, чистые, звонкие работы. У каждого цвета свой ясный голос, но при этом не возникает диссонанса в звучании.

Очень не понравилось работать на искусственном шелке. Почему-то краска “уходила”, теряла цвет и получалась какая-то невнятная серость. Удивило поведение резерва — он растекался. Может, это мне так не повезло, а у Вас все будет иначе с искусственным шелком.

Ткань перед работой обязательно стираем, прополаскиваем и гладим. Стираем, чтобы смыть вещества, придающие ткани товарный вид. Гладим, чтобы на ней было удобно и приятно работать.

В любом случае выбор за Вами, здесь огромное поле для экспериментов. Пробуя работать с разными тканями, Вы обязательно найдете ту, которая будет идеально подходить для реализации именно Ваших замыслов.

Следующим пунктом у нас будут подрамники. Подрамник — это рама, на которую натягивается ткань для дальнейшей работы. Если роспись маленькая, вместо подрамника можно использовать пяльцы, но ткань надо натянуть как барабан.

Работы средних и больших размеров выполняются на деревянных подрамниках, желательно из мягких пород дерева, чтобы легко входили кнопки. Деревянные подрамники бывают заданных размеров или профессиональные — раздвижные.


Раздвижной подрамник очень удобен — не занимает много места и универсален. Он представляет собой четыре рейки, которые скрепляются между собой и подгоняются под размер определенной работы. Потом его можно разобрать и использовать для следующей.
Перед натяжкой я советую Вам оклеить подрамник малярным скотчем. Это убережет его от протекающей краски, которая при дальнейшем использовании подрамника может испачкать новую работу.

Следующий пункт — крепления для ткани. Я натягиваю её с помощью силовых кнопок. Тонкую, нежную ткань рекомендую закреплять булавками или специальными трехзубчатыми кнопками.

Ткань на подрамнике должна быть натянута ровно и туго. Чтобы добиться такого эффекта, начинаем прикреплять ткань кнопками по углам, потом закрепляем противоположные друг другу середины сторон и далее продолжаем процесс натягивания, пока не добьемся упругой вибрации ткани при соприкосновении с пальцами.

Кусок ткани должен быть сантиметра на четыре больше размеров подрамника по длине и ширине.

Часто возникает вопрос, как и чем переносить рисунок на ткань. Я подкладываю под неё эскиз и обвожу его фломастером, который также используют при работе с вышивками. Линии рисунка при соприкосновении с водой исчезают.

Раньше пробовала простым карандашом — не отстирывается. Гелевая ручка остается на ткани, ее можно использовать, если цвет совпадает с цветом контура.

Однажды я, желая смыть ее, постирала работу в стиральной машинке… так вот, краски поблекли, а линии, выполненные гелевой ручкой, остались. Попытка работы с капиллярными ручками привела к появлению некрасивых пятен на ткани. В итоге я сделала выбор в пользу “волшебных” фломастеров, прекратив эксперименты с остальными канцелярскими товарами.

Очень важно ответственно отнестись к выбору стеклянной трубки для нанесения резерва и самого резерва, если речь идет о “холодном” батике.


Стеклянная трубочка представляет собой систему из трех частей: первая — самая длинная — прямая стеклянная трубка, вторая часть шаровидная, именно там находится резерв, а третья часть — выходное отверстие — изогнутый носик, через который вытекает резерв.

Стеклянные трубочки представлены в магазинах в широком ассортименте. Они имеют разные диаметры выходных отверстий. Благодаря этому можно выбирать инструмент для тонких линий или потолще, в зависимости от Ваших предпочтений. При выборе обратите внимание, чтобы кончик носика трубочки был без видимых дефектов и обязательно под углом 135 градусов.

Трубочка требует к себе аккуратного, бережного отношения. Она очень хрупкая. Каждый раз после окончания работы её нужно промыть любым растворителем, во избежание высыхания остатков резерва внутри. При образовании в трубочке пробки из засохшего резерва, следует аккуратно прочистить её носик тонкой проволокой.

Резервирующий состав имеет резкий запах, а по консистенции напоминает жидкое тесто. Состав для контура можно приготовить самим или купить в специализированном магазине. В зависимости от Ваших целей можете выбрать бесцветный или цветной контур.

Всегда обращайте внимание на срок годности резерва и на его консистенцию. Состав должен быть однородным.

Есть резервирующие составы на водной основе, но они хуже держат контур и часто протекают. “Гаммовский” резерв идеален для новичков, однако работать нужно строго вдали от огня в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не попасть под воздействие паров бензина и резинового клея.

После нанесения контура необходимо дать ему просохнуть в течение пары часов. Можно ускорить этот процесс феном.

Краски для батика условно можно разделить на два вида — парозакрепляемые и термофиксируемые. Парозакрепляемые требуют закрепления путем запаривания. Термические закрепляются проглаживанием горячим утюгом. Некоторые мастера фиксируют цвет, положив работу в микроволновку.

Я пользуюсь красками, требующими термообработки. После проглаживания цвета моего батика становятся яркими, насыщенными и устойчивыми. После закрепления работу спокойно можно стирать, цвет никуда не денется.

Когда только начиналось мое знакомство с батиком, я пользовалась парозакрепляемыми красками, и было много разочарований. Если не закрепить такую краску — любая капля воды испортит ее, а при неправильном или недостаточном запаривании краска смывается и цвет тускнеет. Мне не понравилось ими работать.

Многие фирмы выпускают краски и контуры для батика. Профессионалы отдают предпочтение продукции под маркой «Marabu», «AvantGarde», «Gutta». Для новичков очень хороший вариант — это наборы акриловых красок по ткани фирм “Гамма” или “Декола”. В наборах от “Гаммы” помимо красок есть стеклянная трубочка, резерв и инструкция по применению.


Роспись выполняется кисточками разного размера. Подойдут кисти из синтетики или натурального волоса, такие как белка, пони, колонок, однако после работы нужно их тщательно мыть в теплой воде с мылом, не допуская засыхания. Также можно применять губки.

Я работаю кисточками. Флейц использую при заливке больших площадей, а маленькие кисти идеальны для проработки деталей.

В этой статье я постаралась рассмотреть все, что может понадобиться при работе над первым батиком. Единственное, что я могу добавить — действуйте! Несмотря на описанные сложности, работа по ткани очень интересна и увлекательна. Результат Вам понравится, и, может быть, это станет началом долгого творческого пути. Успехов Вам!

Мода меняется постоянно. Каждый сезон мы видим новые коллекции одежды, выпущенные известными бутиками. Изо дня в день дизайнеры трудятся над созданием уникальных вещей, быстро теряющих свою актуальность. Поэтому так цениться авторская одежда , сделанная в единственном экземпляре. Однако бытует мнение о том, что предметы гардероба, выполненные по вашему заказу, это безумно дорого.

Стоит сказать сразу, что это всего лишь миф, ведь можно сделать красивую одежду самостоятельно, прибегнув к технике батика - ручной росписи ткани. И даже если ваша работа будет выполнена руками начинающих, выглядеть она будет все равно не хуже работы всемирно известного дизайнера! Если посмотрите на определение, которое дает нам Википедия, становится понятно, почему: «Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2 октября 2009 г. внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества».

Расписывать ткань люди стали очень давно. Батик был популярен и в Азии, в Африке и в северных странах - археологи находят раскрашенные полотна по всему миру.

Именно на этом острове технике дали прозвище «амбатик», вследствие которого она и получила своё нынешнее название. Термин «батик» стал использоваться впервые ещё в XVIII веке в Нидерландах.

Яванцы настолько хорошо владеют техникой, что прославились на весь мир. Женщины острова создавали огромные полотна, веря в то, что они обладают целительными и лечебными свойствами. Каждая семья передаёт свои знания и умения из поколения в поколение. При этом у каждого рода есть свой выдержанный стиль росписи. Раньше расписанную одежду могли позволить себе иметь только аристократы, но спустя время украшать свои вещи начали и простые люди.

В кругах археологов и учёных часто ведутся споры на тему времени зарождения тканевой росписи. Некоторые утверждают, что батик появился в XIV веке, а другие склоняются к тому, будто украшать вещи красками стали ещё в начале нашей эры. Так или иначе, горячий батик появился задолго до батика холодного. Это связано с тем, что раствор, который позволял бы наносить рисунок на ткань без нагрева, изобрели только в начале ХХ столетия.

Галерея: горячий и холодный батик (25 фото)


















Виды батика

Существуют разнообразные виды росписи ткани. По большей части это связано с тем, что с помощью батика украшают разного рода изделия. Соответственно, эффект от нанесения краски отличается.

Самые распространённые направления в росписи тканей:

  1. холодный батик . На будущем изделии наносится изображение, на контуры которого аккуратно накладывается резервирующий состав, предотвращающий попадание красителя за пределы линии. Для нанесения резерва используют специальную трубочку. После того как ткань высохнет, её разукрашивают жидкими красками;
  2. горячий батик . Этот тип росписи характерен тем, что на картину, закреплённую на подрамнике, наносится горячий воск. После того как он застывает, изделие красят;
  3. шибори . Эта техника нанесения красок родом из Японии. Проще говоря, это рисунок, который получается при складывании ткани в несколько слоёв;
  4. узелковый батик . На ткани завязывают узлы и перекручивают её, что позволяет получить красивые разводы и узоры;
  5. свободная роспись . Не предполагает нанесение резервирующего состава, используются краски с загустителем.

Допустим, если вы хотите расписать платок, чаще всего в этом случае резерв не наносят, экспериментируя в технике шибори . А если перед художником стоит цель создать большую работу на подрамнике, то он сделает выбор в пользу свободной росписи или холодного батика - во многом все зависит от жанра.

Материалы и инструменты

Если вы решили освоить батик, нужно заранее запастись всеми необходимыми материалами и инструментами.

Нам понадобятся:

  1. краски - продаются специальные красящие составы специально для батика - как от импортных, так и от отечественных производителей. Отличаются они составом, ценой и способом закрепления. Например, некоторые краски закрепляются с помощью пара и утюга, а для других нужна обычная вода;
  2. кисти - могут понадобиться кисти разных размеров, поэтому стоит подготовить их заранее;
  3. ткань - в выборе ткани для батика вы никак не ограничены. Можно использовать и шёлк, и шифон, и атлас, и даже обычный хлопок. Также можно попробовать расписать уже готовое изделие;
  4. трубочки для нанесения резерва - пригодятся, если вы работаете в технике холодного батика. С их помощью удобно наносить резерв;
  5. резервирующий состав - некоторые мастера рекомендуют покупать резерв той же марки, что и краски. Обычно состав бесцветный, но иногда встречается пигментированный, например, чёрный. Его можно смешать с нужным цветом непосредственно в процессе работы;
  6. воск - используется в технике горячего батика. Продаётся готовым, но его так же можно сделать своими руками;
  7. рама для батика - она необходима для того, чтобы фиксировать ткань в натянутом положении. Можно купить уже готовую раму или сделать её самостоятельно;
  8. палитра - понадобиться для смешивания красок;
  9. пипетки - могут пригодиться для набора краски или резерва;
  10. скотч - используется для защиты рамки от попадания красок. Если не использовать скотч, то можно запачкать светлую ткань, используемую в следующий раз;
  11. булавки , кнопки или степлер - потребуются для закрепления ткани на раме;
  12. спирт - нужен для разбавления некоторых красителей;
  13. крупная соль - может быть использована в качестве средства, помогающего высохнуть отдельным участкам ткани как можно быстрее. Также используют для получения точечного узора;
  14. вода - нужна для разведения некоторых красок и очищения кистей;
  15. простой карандаш или ручка - необходимы в случае, если на ткань наносится иллюстрация.

Холодный батик

Холодный батик относительно прост, если сравнивать его с горячим, процесс более безопасен, поэтому его чаще чем горячий выбирают в качестве техники для детей. Резерв, используемый при этой технике, удалять нет необходимости: он ложится тонким слоем и выглядит аккуратно. Главное, не рисовать слишком жирный контур, так как резерв наносится именно на него, чтобы цветные краски не растекались и не перемешивались. Нагревать состав тоже нет никакой необходимости: он полностью готов к использованию и продаётся практически в каждом магазине канцелярии. Картинки для росписи малыши могут изобретать самостоятельно.

Для начала выбираем ткань и натягиваем её на раму, заранее подготовив все необходимое. Переносим изображение на материю, а после наполняем трубочку резервирующим составом, проходясь по контуру.

Когда ткань подсохнет, разводим краску с водой, чтобы они были максимально жидкими, но насыщенными и яркими. Краску следует наносить осторожно, чтобы не зайти за контур. В противном случае цвета смешаются, и работа будет выглядеть грязно.

Готовое изделие можно украсить, к примеру:

  • гелем с блёстками;
  • стразами;
  • пайетками.

Иногда работы, выполненные в технике холодного батика, расшивают бисером - здесь все зависит исключительно от фантазии художника.

Горячий батик

Горячий батик, техника выполнения которого считается наиболее сложной и кропотливой, позволяет создать красивые узоры на ткани. Благодаря воску создаётся необычный эффект, похожий на «кракелюр» или «кракле». Освоив технику, можно расписывать ткань, добиваясь интересных сочетаний прокрашенных и непрокрашенных мест на полотне, варьируя яркие и пастельные оттенки.

Раньше для росписи в технике горячего батика использовали чантинг - специальный инструмент для работы с расплавленным воском. Сейчас же появилась куча альтернативных способов нанесения парафина: например, специальные штампы.

Для начала нужно подготовить материал и все необходимые инструменты для горячего батика. Первый шаг в выполнении работы заключается в вымачивании ткани. Это необходимо, чтобы вымыть из неё все химические растворы, добавляемые производителями при изготовлении материи. Для этого берётся обычная столовая сода и растворяется в чистой проточной воде. Ткань отмачивается в приготовленной жидкости около получаса.

Далее материя крепится на подрамнике. Для этого, как уже упоминалось выше, нужны кнопки, скрепки или булавки. Лучше запастись канцелярскими кнопками, так как они хорошо держаться и их легко снимать. Скрепки подходят для тех работ, которые остаются на этом же подрамнике. То есть их снять гораздо труднее, к тому же ткань сильно деформируется. Но если вы не планируете оформлять работу в другую рамку, то отдайте предпочтение степлеру.

Первый слой цвета можно наносить ещё до рисования эскиза. Важно, чтобы материя пропитывалась красителем последовательно, от светлого к тёмному.

Далее рисуется эскиз. Можно использовать ручку или простой карандаш, в зависимости от тонов работы, от того, какая гамма преобладает. Если цветовая гамма тёплая или пастельная, то ручкой ни в коем случае пользоваться не стоит. Продавливать материал карандашом тоже не нужно, следует рисовать очень аккуратно, чтобы не деформировать поверхность. Если используется очень светлая или полупрозрачная ткань основа, можно подложить под неё лист с иллюстрацией маркером или фломастером, чтобы её было видно через полотно на подрамнике.

Переходим к самому интересному - нанесению воскового резерва и раскрашиванию полотна. Им пропитывают все части, кроме самых светлых. Засохший парафин снимается при помощи утюга и бумаги. Для экономии можно воспользоваться старыми газетами или вырезками, которые не жалко выкинуть. Делается это таким образом: после высыхания красящих средств утюгом проглаживают материал, чтобы весь застывший резерв оказался на бумаге или газете. После краску закрепляют и повторяют процедуру перенесения воска на бумагу вновь, если раствор все ещё остался на ткани.

Шибори и узелковый батик

Эти техники чаще всего используются именно для украшения одежды. Если вы хотите разукрасить свои платки, футболки, майки разными узорами, то это то, что вам нужно. Шибори и узелковый батик отличаются от двух вышеописанных техник. Резервирующий, восковой и ещё какой-либо состав не используется.

Шибори, отдалённо напоминающее оригами, предполагает складывание ткани в несколько слоёв для получения симметричного узора. Узелковый же батик заключается в беспорядочном завязывании узлов. Позже из того, что получилось, формируется рисунок, или оформляется какой-либо узор.

Свободная роспись

Эта техника замечательна по-своему: она также не предполагает использование резерва, но эффект создаётся более чем впечатляющий. Свободная роспись сравнима с акварельными работами, но по влажной ткани. В этой технике создаются красивые переходы от цвета к цвету.

Кистью водят без предварительного эскиза или зарисовки - именно поэтому технология батика получила такое название.

Вся работа производится очень быстро, ведь материя быстро высыхает, из-за чего краска может образовать некрасивые подтеки.

Мастер-классы

В заключение стоит сказать, что начиная заниматься чем-то новым, всегда полезно изучить информацию. Новичку очень поможет просмотр мастер-классов. Они демонстрируют роспись по ткани, показывая все нюансы и мелочи в работе. А чтобы написать красивую картину, важно учитывать каждую деталь.

Поэтому важные аспекты в технике батика - мастер-классы, обучение, изучение информации. Тогда вы точно добьётесь того результата, которого ожидали.

Помните, что обучение - неотъемлемая часть всего процесса.

Холодный и горячий батик могут показаться сложными техниками, но это лишь на первый взгляд. Любой может создать красивые картины, одежду и много чего ещё. Горячий батик, мастер-класс по которому сможет помочь вам в его освоении, позволяет сделать то, что не купишь ни в одном магазине.

Шибори хоть и не похожа на остальные виды батика, но тоже очень увлекает. Тем более, эта технология позволяет делать своими руками уникальные предметы гардероба. Отличная идея для модниц и модников, которым нравится выделяться в толпе. К слову, собравшись впервые поэкспериментировать с собственной одеждой, вам бы тоже не мешало посмотреть мастер-классы - это позволит избежать множества ошибок. Мы постарались подготовить исчерпывающий доклад про батик, надеемся, он был вам полезен.