Презентация предметно-развивающей среды в средней группе. Презентация на тему "организация предметно - пространственной среды в разных возрастных группах доу по фгос" презентация на тему Презентация создание предметно развивающей среды в доу

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста

Подготовила: воспитатель

Смирнова Екатерина Владимировна

corowina.ucoz.com


Поприветствовать Вас рад Наш чудесный детский сад! Здесь всегда полно затей Для развития детей!

corowina.ucoz.com


Предметно-игровая среда.

Предметно игровая среда – это прежде всего свобода выбора ребенком места игры, ее содержания, игрового материала как фактора, побуждающего, направляющего и развивающего игровую деятельность.

Предметно - игровая среда - это живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей.

Предметно - игровая среда - в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.


Требования ФГОС к развивающей предметно- игровой среде.

3.3.4. Предметно-игровая среда должна быть:

- насыщенная,

- трансформируемая,

- полифункциональная,

- вариативная,

- доступная,

- безопасная.

corowina.ucoz.com


Нашей радости не счесть – в игровом центре всё есть!





Природный центр

Экспериментально-исследовательский центр



Книжный центр и Театральный центр



Предметно-развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС

МДОБУ «Детский сад № 12 ЛГО»

воспитатель старшей группы

Банина Е.Р.


Предметно-развивающая среда в ДОУ

  • Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
  • Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Что такое предметно - развивающая среда? ( Терминология )

Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ .


Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:

1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.


Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС

  • Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
  • Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.


Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно-эстетическая, 5) физическая .


Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС

Социально-коммуника

тивное развитие:

Познаватель

ное развитие:

  • Центр ПДД
  • Центр пожарной безопасности
  • Центр труда, уголок дежурств
  • Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)
  • Центр «Уголок Природы»
  • Центр сенсорного развития
  • Центр конструктивной деятельности
  • Центр матема-тического развития

Речевое развитие:

Художествен-но-эстетическое развитие:

- Центр экспериментиро-вания

  • Центр речевого развития или уголок речи и грамотности

Физическое развитие:

  • Центр ИЗО или уголок творчества
  • Центр физического развития
  • Центр «Здравствуй, книжка!»

-Центр музыкально-театрализован-ной деятельности



Направление: Художественно - эстетическое развитие . В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.


Направление: Речевое развитие Центр «Мир книги» играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Что за чудо эти книжки!

Очень любят их детишки!

Регулярно все читают,

Много знаний получают!


Направление: Познавательное развитие. Центр опытно-экспериментальной деятельности. В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: микроскоп, мерные стаканчики, грунт, камни, семена, крупы и т.д. Наши маленькие «почемучки» проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов.


Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены макеты (сельский дворик, аквариум, кормушка с птичками и т.д).

У нас почти, что зимний сад

В природном уголке.

Здесь потрудиться каждый рад,

Помочь рука к руке!


«Строительный» (конструктивный) центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность.

Раз, два, три - сложу детали, Чтоб они машиной стали. Из конструктора такого Что ни сделай - все толково


Центр «Дидактических игр» (игротека) Центр решает следующие задачи : целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.


Направление: Социально-личностное развитие Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:

«Больница»

«Парикмахерская»


Хороши у нас игрушки-

Куклы, мишки, погремушки.

Поиграем и потом,

Все на место уберем.


«Магазин»


Уголок безопасности

О безопасности в пути,

На улице и дома

Мы будем, знаю, говорить

Сегодня в группе снова.


Спортивный уголок

Если день начать с зарядки, Значит, будет всё в порядке. Нам пилюли и микстуру Заменяют физкультура!


Музыкально-театральный центр

В нашей группе все актеры, Кукловоды и танцоры. Каждый день и каждый час Мы хотим играть для Вас!!!


Уголок дежурства

Все хотят дежурным быть

Чтобы всем руководить.

Ведь дежурить каждый день,

Малышам совсем не лень!


Учебная зона

Мы с фигурами знакомы,

Про цифры много узнаём.

И математики законы

Постигать не устаём!


А вот любимое местечко,

Здесь время мчится, словно речка,

Тут быстро взрослым можно стать,

И профессии менять!



Жанна Варывдина

МБДОУ №229 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Программа «Радуга»

Организация предметно-развивающей среды в средней группе

Программа «Радуга»

Игровой центр

Позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

На пятом году жизни проявляется высокий интерес к сюжетно-ролевой игре.

Ребенок средней группы, как и младший дошкольник, любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Сюжеты игр в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин, детский сад и другие

«Уголок ряженья»:

костюмы, юбки, сарафаны, рубахи, украшения, платки, шарфики, шляпы, ленточки, парики и т. д.

В группе необходимо иметь зеркало где ребенок может увидеть свое преображение.


«Ящик замечательных вещей»:

телефоны, фотоаппараты, флешки, кассеты, катушки, очки, палочки и т. д. Все это найдет свое применение в игре и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества



Игры с правилами

Центр познавательного - речевого развития

В среднем возрасте усиливается познавательная активность дошкольников, пробуждается интерес к окружающему миру. Помочь в этом могут:

Обучающие и развивающие игры;

Материалы, относящиеся к объектам для исследования, в процессе действий с которыми дети могут познакомить с их свойствами и научиться различным способам упорядочивания.

Создание коллекций:

Гербарий (тема: «Золотая осень»);

Коллекция «Семена» (тема: «Овощи-фрукты»);

Коллекция «Ткани» (тема: «Одежда»);

Коллекция «Пуговицы»;

Коллекция «Бумага»;

Камни, морские и речные раковины;

Фантики, открытки, марки, календари и т. д.

Создание коллекций планируется согласно тематическому планированию или тематическим дням.

Для знакомства детей с различной трудовой деятельностью людей в течение года создается альбом «Все работы хороши».







7слайд. Для создания целостных систем детских представлений о мире, знакомства с отдельными представителями растительного и животного мира вводятся игровые одушевленные персонажи

Листовички.

Знакомство с Листовичками (создание коллажа «Волшебный лес для листовичков»);

Изготовление «драгоценных камней», «кладов»;

Создание Горы Самоцветов;

Изготовление домика для листовичков


Математический уголок

Уголок природы

Мини-центр «Песок-вода»

Занятия с песком и водой очень полезны детям. Детям нравится трогать песок пересыпать его ручками и совочком. С какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику.

Для игр с песком вам потребуется: ведерки, совочки, грабли, сито, мелкие различные игрушки (рыбки, кораблики и т. д.)

Для игр с водой потребуется: игра» Рыбалка» резиновые и пластмассовые игрушки, разные емкости (лейки, воронки, стаканчики ит. д.)

Уголок по ПДД

Книжный уголок


Центр художественно-эстетического развития

способствует формированию творческого потенциала детей, развитию интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Здесь дети проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и. д.

Дидактические альбомы «Сделаю сам» для самостоятельной деятельности по ручному труду и рисованию. Пособия-альбомы помогут найти образцы рисунков, поделок из природного, бросового материала, развить фантазию и изобретательность детей.

Набор материалов включает материалы для рисования, лепки, аппликации, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы. Вместе с тем, детей надо учить технике закрашивания. С этой целью необходимо иметь специальные трафареты





14 слайд. В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, они ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому, важно найти место, где ребенок может выставить, повесить свою работу. Работы детей мы размещаем с помощью магнитов в приемной на

Стенде Творчества

Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке в форме лесенки.


Музыкальный уголок.


Театральный уголок


Центр физического развития

служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Для игр на физическое развитие подобраны наборы предметов:

Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики: ходунки, мешочки с песком, массажные коврики, бросовый материал (шишки крышки и т. д., мячики-ежики, эспандер, игры с веревочкой «Кто быстрее».

Для игр и упражнений с бросанием ловлей метанием: кольцеброс, мячи разных размеров, дартс, кегли.

Для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи.

Спортивные настольные и напольные игры: баскетбол, аэрофутбол, «Пеликан».



Светлана Адеянова
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ»

Созданная в группе предметно-пространственная ср еда , обеспечивает безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе, также соответствует санитарно - гигиеническим требованиям (мебель и прочее оборудование соразмерно росту ребенка, и правилам пожарной безопасности. Для оформления группы характерен цветовой комфорт : спокойные тона мебели, стен, штор и на этом фоне игрушки и пособия приобретаю яркость и привлекательность. Вся мебель закреплена, игровой материал находится на уровне глаз ребенка. Имеющиеся в группе ТСО (магнитофон, музыкальный центр, компьютер) отвечают требованиям безопасности. Пространство группы разделено на отдельные подпространства. Подпространства, структурированные в определённом порядке отличаются индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие различных развивающих сред в одном и том же помещении группы.

При создании я руководствовалась ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОО и к условиям ее реализации. Организуя, развивающую предметно-пространственную среду в группе она учитывала всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников группы, показатели их здоровья, психофизилогические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития .

В построении развивающей предметно-пространственной среды группы воспитатель опиралась на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда группы (презентация) Развивающая предметно-пространственная среда группы Групповая комната В качестве зон развития выступают: Центр движения;.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход.

Презентация «Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе» 2 слайд Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.

1. слайд МКДОУ Шаттинский детский сад «Теремок» «Развивающая предметно-пространственная среда в нашем ДОУ» 2. слайд Особо актуально на сегодняшний.

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда» Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательна, насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативная, доступная.

Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы «Цветик-семицветик». Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему.

Развивающая предметно-пространственная среда в Муниципальном казённом дошкольном учреждении Борисоглебского городского округа детском саде.

«Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности». С. Л.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Организация предметно-пространственной среды в разных возрастных группах ДОУ по ФГОС»

Нормативные документы: Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОС к условиям реализации ООП ДО Настоящие Требования включают пять групп требований: психолого-педагогические условия предметно-пространственная среда кадровые условия материально-технические условия финансовые условия

Понятие «предметно - пространственная среда» Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. П.3.1. Требования к предметно-пространственной среде образовательной Организации (Группы), которые включают:

: 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

3.3.4 . Развивающая предметно- пространственная среда должна быть: - содержательно-насыщенной, - трансформируемой, - полифункциональной, - вариативной, - доступной - безопасной. 3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Предметно-пространственная среда ДОУ должна способствовать реализации основных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Модель предметно-пространственной среды для детей 2-3 лет Особенности возраста: - активное познание окружающего мира; - освоение «орудийных» способов действий в быту, игре; - овладение активной речью; - появление сюжетно-отобразительной игры. Игрушки и материалы: для развития движений; для развития игровой деятельности; для экспериментирования (центр воды и песка); для детского творчества; развивающие игры и игрушки (сенсорный стол, дидактические игры).

Игрушки и материалы: для стимулирования двигательной активности; игрушки, отражающие реальную жизнь, игровые атрибуты и предметы-заместители; для детского творчества; для экспериментирования; дидактические и развивающие игры, строительные наборы; - для социализации (картинки с изображением людей разного возраста, пола, с разным выражением эмоционального состояния, с разными особенностями внешности, прически, обуви, одежды). Модель предметно-пространственной среды для детей 3-4 лет Особенности возраста: - переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром; - проявления детской самостоятельности; - накопление чувственного опыта в совместной со взрослым предметно-познавательной деятельности.

Модель предметно-пространственной среды для детей 4-5 лет Особенности возраста: - накопление опыта совместной со сверстниками деятельности - развитие познавательной активности и деятельности - попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности. Игрушки и материалы: - для обеспечения оптимальной двигательной активности; - для сюжетно-ролевых игр; для строительных игр; для сенсорного развития; для экспериментирования; для социально-личностного развития; Дидактические, развивающие игры.

Модель предметно-пространственной среды для детей 5-7 лет Особенности возраста: - меняется психологическая позиция – дети начинают ощущать себя старшими в детском саду; - появляется интерес к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Игрушки и материалы: для режиссёрских игр; изобразительной деятельности; самостоятельной трудовой деятельности; познавательно-речевой деятельности; художественно-творческой деятельности; для активизации двигательной деятельности; - знаковый, символьный материал.

Алгоритм преобразования предметно-пространственной среды в группе детского сада Шаг 1. Шаг 2. Шаг 3. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы дошкольного образования Организации в соответствии с возрастными особенностями детей. Провести оценку и анализ предметно-пространственной среды группового помещения, определив дефицитарные области, выписать на листе бумаги: учебно-методические пособия, необходимые для воспитания и обучения; игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности; специальное оборудование для детских видов деятельности. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

Алгоритм преобразования предметно-пространственной среды в группе детского сада Шаг 4. Шаг 5 Шаг 6. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей. Составить схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

Алгоритм преобразования предметно-пространственной среды в группе детского сада Шаг 7 . Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

План – схема групповой комнаты 8 спальня 6 6 10 10 10 10 10 19 7 7 12 11 12 2 17 1 15 13 вход 9 3 4 5 14 мойка окно 16 18 4 1. Стеллаж для хранения познавательно-исследовательских материалов. 2. Уголок природы. 3. Полочка красоты 4. Подвесная полка - стеллаж для хранения продуктивных материалов. 5. Ленточный стол для продуктивной деятельности 6. Шкафы для хранения игровых материалов. 7. Двухсторонний стеллаж для сюжетных игр 8. Мягкие модули 9. Уголок для физкультурного оборудования 10. Уголок для девочек. 11. Кукольный дом (макет) 12. Стеллаж с полками для хранения конструктора. 13. Магнитная доска. 14. Шкаф для хранения пособий по учебной деятельности 15. Настенный ковролин. 16.Стол для игр с песком и водой. 17. Лаборатория. 18. Контейнер для хранения природного, бросового материалов. 19. Уголок для мальчиков. 4

Разделение пространства группового помещения на 3 части: зона для активной деятельности зона для спокойной деятельности Рабочая (учебная) зона

Активный сектор Центр игры. Центр двигательной деятель- ности. Центр музыкально -театрализован-ной деятельности Центр конструирова- ния

Рабочий(учебный) сектор Центр продуктивной и творческой деятельности. Центр познавательной и исследовательской деятельности. Центр правильной речи и моторики.

Спокойный сектор Центр книги Центр природы Центр отдыха

Зачем нужна предметно-пространственная среда ребёнку? Развитие ребёнка происходит в деятельности, определяющей эффективность развития в каждом психологическом возрасте, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среде; Развивающая среда является источником становления субъектного опыта ребенка; В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Зачем нужна предметно-пространственная среда воспитателю? Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрастах обеспечивается системой развивающей предметной среды с учетом специфики образовательного процесса в возрастных группах детского сада. Развивающая предметно-пространственная среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы. Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Литература: 1 . СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций« Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. N 28564 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 2. Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.). 3. Методические рекомендации по предметно-развивающей среде в детском саду (сост. ОМЦ ЦОУО, 2010г.) 4. Журнал «Старший воспитатель»,2011 г., рубрика «Формируем предметно-развивающую среду». 5. "Дошкольное воспитание" № 12 \2010, рубрика "Предметно-развивающая среда", 6. "Дошкольное воспитание" № 3\2011, рубрика "Предметно-развивающая среда" 7. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды можно найти на портале ЦОУО ДО г.Москвы в разделе «Руководителям дошкольных образовательных учреждений»