Как и где получить разрешение на торговлю. Требуется ли разрешение на строительство нестационарного торгового объекта

Размещение нестационарных торговых объектов
Предприниматели, занимающиеся малым бизнесом, часто используют нестационарные торговые объекты. Под такими торговыми объектами понимаются мобильные торговые конструкции, которые временно размещаются на определенном земельном участке без прикрепления к нему. Обычно они не подключаются к инженерно-техническим сетям. НА первый взгляд может показаться, что оформление и размещение такого объекта не составляет никакого труда. Но на практике все оказывается гораздо труднее, так как сейчас действуют жесткие требования для получения разрешения на данный вид торговли. Особого труда стоит получение разрешения на размещение объекта в помещении или на земельном участке, принадлежащем государству. Нестационарный торговый объект обязательно должен быть внесен в схему размещения. Она разрабатывается городскими властями на определенный период времени, а после его истечения подлежит повторному рассмотрению.
Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется согласно Федеральному закону от 28.12.2009 №381 – ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Если НТО планируется разместить на земельном участке, принадлежащем частному лицу, то порядок его размещения и эксплуатации согласовывается с владельцем стационарного объекта, на территории которого планируется ведение деятельности НТО.
В случае размещения нестационарного торгового объекта на земельных участках, в помещениях, которые находятся в муниципальной или государственной собственности, процесс должен осуществляться согласно схеме размещения, в целях наиболее рационального обеспечения жителей торговыми площадями и устойчивого развития города.
Проблемы у бизнесмена возникают именно во втором случае, поэтому ему придется пройти два этапа по оформлению НТО.
Первый этап оформления состоит в том, что НТО включается в схему размещения. Местные власти ответственны за ее создание. Перечислим, какие документы необходимы для включения в данную схему:
- для юридических лиц – устав, свидетельство о государственной регистрации
- для физических лиц предпринимательства – свидетельство о государственной регистрации лица, как индивидуального предпринимателя
- свидетельство о взятии на учет в налоговой, а также справка о выдаче ИНН
- проект, описывающий нестационарный торговый объект
Если Ваш НТО внесен в схему размещения, то вторым этапом является получение разрешительных документов, в которой прописан срок эксплуатации объекта, а также прочие индивидуальные условия.
Основной вопрос, который возникает в процессе получения разрешения, кто должен поднимать вопрос о включении НТО в схему размещения. Причиной этого является отсутствие ответа на данный вопрос в законодательстве, а также отсутствие судебных прецедентов. Городские власти утверждают, что внесение НТО в схему размещения – это только их прерогатива и собственники не имеют никакого отношения к данному вопросу. Это идет вразрез с политикой государства по содействию малому и среднему бизнесу, так как не обеспечивает благоприятных условий для их деятельности и не способствует реализации товаров и услуг. То есть, государство заботится о малом и среднем бизнесе, не учитывая их мнение.
Еще одной проблемой для владельца НТО является отсутствие уверенности в завтрашнем дне, а точнее в том, что после пересмотра схемы размещения он сможет продолжить заниматься своей деятельностью на том же месте, так как у них нет права приоритетного размещения на новый срок.
Законодательство не обязует органы власти включать существующие НТО в схемы, а лишь гарантирует им право на ведение деятельности до истечения срока предоставления земли под их размещение.
Если Вам все-таки удалось разместить торговую точку, то она обязана соответствовать определенным требованиям и нормам. Во-первых, все реализуемые товары и услуги должны быть соответствующего качества.
На объекте мелкорозничной торговли должна висеть вывеска с фирменным названием, местом размещения (юридическим адресом), а также графиком работы.
НТО должны отвечать противопожарным, санитарным, природоохранным и прочим нормам. Также владелец НТО должен обеспечить соответствующие условия труда для работников.
В случае завершения деятельности НТО по окончании разрешения на размещение НТО демонтаж и вывоз оборудования осуществляется предпринимателем за его счет.
Подытоживая, можно сказать, что органам власти следует установить четкую процедуру получения разрешения на размещение торговой точки и гарантировать предпринимателю факт получения разрешения, после окончания срока текущего.

Ситуация: Клиент, являясь собственником земельного участка, принял решение разместить на нем торговый павильон. Вид разрешенного использования участка - "под организацию торговли", позволял ему использовать участок для размещения объектов торговли.

Начав возведение фундамента, он получил от местной администрации предписание остановить строительные работы до получения разрешения на строительство. Параллельно началась прокурорская проверка.

Вопрос: Требуется ли для возведения торгового павильона разрешение на строительство?

Ответ: В описанной ситуации для строительства торгового павильона Клиента получение разрешения на строительство не требовалось. Т.к. по своим техническим характеристикам указанный объект является объектом нестационарной торговли.

Обоснование ответа: Право застройщика на возведение объекта капитального строительства удостоверяется разрешением на строительство. Такой документ застройщик может получить в порядке, установленном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Однако не во всех случаях законодательство требует получение разрешения на строительство. Например, часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации говорит о том, что не требуется получать разрешение на строительство для возведения киосков, навесов и других объектов, которые капительными не являются.

Так что же отличает капитальный объект от некапитального?

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 03.12.2008 г. № 9-Г08-19, правовые понятия объект капитального строительства и объект недвижимости тождественны. Это означает, что некапитальные объекты недвижимостью не являются.

Понятие недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее - "ГК РФ"), согласно которой к недвижимым вещам относятся все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной в п. 38 Постановления Пленума от 23.06.2015 года № 25, при разрешении вопроса о признании объекта недвижимой вещью необходимо установить, что на нем по крайней мере полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы.

Таким образом, наиболее существенной технической характеристикой объекта, позволяющей квалифицировать его в качестве недвижимости, является наличие фундамента и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

С другой стороны, законодатель ввел в оборот понятие нестационарного торгового объекта. Примечание к пункту 3.14. «ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 771-ст), раскрывая понятие нестационарный торговый объект, относит к ним павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. При этом указанный ГОСТ Р, не раскрывает ответа на другой интересный вопрос.

Чем же стационарный павильон отличается от нестационарного?

«Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение…».

пп. 6) ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Аналогичным образом данный термин раскрывается в «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст).

Местное законодательство, дополняя терминологию, уточняет какими техническими характеристиками должны обладать нестационарные торговые объекты. Например, Правила благоустройства территории Истринского муниципального района Московской области (утв. Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 20.07.2015 г. № 158-РВ) содержат следующее определение:

«Объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (некапитальные объекты), - объекты, для размещения которых не требуется оформление разрешения на строительство, выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения, в том числе летние павильоны, небольшие склады, а также торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли, теплицы, парники, беседки, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие подобные сооружения».

Таким образом, нестационарный торговый павильон должен обладать следующими признаками:

  1. Не должен быть прочно связан с землей (отсутствие заглубленного фундамента);
  2. Возведено из легковозводимых конструкций (возможность переноса без несоразмерного ущерба назначению объекта);
  3. Отсутствие подземных технологических присоединений к сетям инженерно-технического обеспечения (воздушные присоединения разрешены).

АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ РАЗМЕЩЕНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ОБЪЕКТОВ СЕЗОННОЙ ТОРГОВЛИ


Утратил силу на основании постановления администрации Наро-Фоминского муниципального района МО от 25.07.2017 N 2347 .
____________________________________________________________________

Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" , в целях обеспечения поселений Наро-Фоминского муниципального района услугами нестационарной сезонной торговли, руководствуясь Уставом Наро-Фоминского муниципального района, постановляю:

1. Утвердить Положение о порядке нестационарных объектов Наро-Фоминского муниципального района (прилагается).

2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Наро-Фоминского муниципального района в сети Интернет и опубликовать в общественно-политической газете "Основа".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя администрации Наро-Фоминского муниципального района Шамнэ Р.Л.

Руководитель администрации
Наро-Фоминского муниципального района
М.А. Бреус

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАЗМЕЩЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ОБЪЕКТОВ СЕЗОННОЙ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ НАРО-ФОМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Утверждено
постановлением администрации
Наро-Фоминского муниципального района
Московской области
от 25 апреля 2016 года N 787

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке размещения и организации работы нестационарных объектов сезонной торговли на территории Наро-Фоминского муниципального района (далее - порядок) устанавливает порядок размещения и функционирования нестационарных объектов сезонной торговли (далее - объекты сезонной торговли) на территории Наро-Фоминского муниципального района, а также требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим размещение, обустройство и эксплуатацию объектов сезонной торговли.

1.2. Для целей настоящего порядка используются следующие понятия:

Схема - схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Наро-Фоминского муниципального района, утвержденная постановлением администрации Наро-Фоминского муниципального района, в порядке, установленном постановлением администрации Наро-Фоминского муниципального района от 13.04.2015 N 447 ;

Заявитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся с заявлением о размещении объектов сезонной торговли;

Разрешение - разрешение на размещение объекта сезонной торговли, выдаваемое администрацией Наро-Фоминского муниципального района в порядке, установленном настоящим порядком (приложение N 2);

Держатель разрешения - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие разрешение на размещение объекта сезонной торговли;

Объекты сезонной торговли - объекты на базе автотранспортных средств; легковозводимые сборно-разборные конструкции, оснащенные прилавком, на площади которых размещен товарный запас (автоцистерны, торговая палатка, бахчевой развал, елочный базар);

Автоцистерна - нестационарный передвижной торговый объект, представляющий собой изотермическую емкость, установленную на базе автотранспортного средства или прицепа (полуприцепа), предназначенную для осуществления развозной торговли жидкими товарами в розлив - квасом, молоком.

Торговая палатка - нестационарный торговый объект, представляющий собой оснащенную прилавком легковозводимую сборно-разборную конструкцию, образующую внутреннее пространство, не замкнутое со стороны прилавка, предназначенный для размещения одного или нескольких рабочих мест продавцов и товарного запаса на один день торговли, для реализации исключительно сезонных товаров (плодоовощная продукция и картофель);

Бахчевой развал - нестационарный торговый объект, представляющий собой специально оборудованную временную конструкцию в виде обособленной открытой площадки или установленной торговой палатки, предназначенный для продажи сезонных бахчевых культур;

Елочный базар - нестационарный торговый объект, представляющий собой специально оборудованную временную конструкцию в виде обособленной открытой площадки для новогодней (рождественской) продажи натуральных хвойных деревьев и веток хвойных деревьев.

1.3. Объекты сезонной торговли размещаются только в местах, внесенных в схему.

1.4. Объекты сезонной торговли размещаются на территории Наро-Фоминского муниципального района на основании разрешения.

2. Основные требования к объектам сезонной торговли

2.1. Размещение объектов сезонной торговли, их техническая оснащенность должны отвечать противопожарным, санитарным, санитарно-эпидемиологическим, архитектурным нормам и правилам, правилам благоустройства и содержания территории.

2.2. Размещение объектов сезонной торговли, их техническая оснащенность должны обеспечивать продавцу (юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю) возможность соблюдения условий труда и правил личной гигиены его работниками.

2.3. Площадь размещения нестационарного торгового объекта не может составлять более 8 кв. м.

2.4. Размещение объектов сезонной торговли плодоовощной продукцией и картофелем, бахчевыми культурами, квасом осуществляется в весенне-летний период (с 1 мая по 31 октября). В зависимости от фактических погодных условий и в соответствии с температурным режимом сроки сезонной торговли данными видами продукции могут быть сокращены или продлены соответственно.

2.5. При осуществлении торговли у продавца, осуществляющего розничную торговлю, должно быть в наличии:

Разрешение на размещение объекта сезонной торговли;

Сертификаты качества или декларации о соответствии, подтверждающие качество и безопасность продукции (для продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, или Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии);

Торговое и технологическое оборудование в технически исправном состоянии;

Медицинские книжки, трудовые договоры.

Дополнительно при реализации хвойных деревьев у продавцов, осуществляющих торговлю, должны быть в наличии:

Договоры с организацией, имеющей право на заготовку и вырубку деревьев хвойных пород, или документы, подтверждающие законное приобретение деревьев хвойных пород;

Товарно-транспортные накладные, подтверждающие источник поступления товара;

Карантинный сертификат, выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом государственного надзора, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.

2.6. В месте осуществления розничной торговли должна быть размещена информация для потребителей о режиме работы, об организационно-правовой форме продавца, телефонах контролирующих органов, у продавца - нагрудный знак с указанием ФИО, наименования юридического лица или индивидуального предпринимателя. Образцы всех находящихся в продаже продовольственных и непродовольственных товаров должны быть снабжены единообразными и четко оформленными ценниками с указанием фамилии и инициалов индивидуального предпринимателя или наименования юридического лица, наименования товара, его сорта, цены за единицу измерения товара, подписи материально ответственного лица или печати юридического лица или индивидуального предпринимателя, даты оформления ценника.

3. Порядок выдачи разрешений на размещение объектов сезонной торговли

3.1. Разрешения выдаются администрацией Наро-Фоминского муниципального района. Разрешение выдается на основании заявления, лица, заинтересованного в размещении объекта сезонной торговли, по форме согласно приложению N 1 к настоящему порядку.

Выдача разрешения осуществляется без взимания платы.

Действие разрешения прекращается по истечении срока, на которое оно выдано. Максимальный срок действия разрешения составляет 90 календарных дней.

3.2. При поступлении нескольких заявлений на одно место размещения разрешение выдается лицу, чье заявление поступило первым.

3.3. Информация о выданных разрешениях вносится в реестр.

3.4. Срок рассмотрения заявления составляет 10 рабочих дней.

3.5. Администрация Наро-Фоминского муниципального района отказывает в выдаче разрешения в следующих случаях:

Заявление подано не по форме, утвержденной настоящим порядком, не содержит необходимой информации и (или) информация не достоверна;

Указанное в заявлении место размещения объектов сезонной торговли не предусмотрено схемой.

3.6. Места для размещения объектов сезонной торговли предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

3.7. Торговля в местах, указанных в разрешении, осуществляется исключительно лицами, указанными в разрешении. Передача разрешения другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается.

3.8. Разрешение аннулируется в случае неоднократного (два и более раза) привлечения субъекта торговли к административной ответственности за нарушение правил торговли, благоустройства и санитарного содержания места торговли и прилегающей территории, установленных действующим законодательством Российской Федерации, Московской области, нормативно-правовыми актами Наро-Фоминского муниципального района, а также за несоблюдение требований к внешнему виду, указанных в разрешении. Уведомление об аннулировании разрешения (приложение N 3) направляется владельцу объекта сезонной торговли в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения об аннулировании разрешения. Владелец обязан освободить и благоустроить места размещения в течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления либо в по истечении 10 календарных дней после направления уведомления.

4. Заключительные положения

4.1. Самовольно установленные объекты сезонной торговли подлежат демонтажу силами владельца. При этом нарушенные при установке объекта сезонной торговли дорожное покрытие и элементы благоустройства должны быть восстановлены в том виде, в каком они существовали до установки объекта сезонной торговли, силами и средствами лица, осуществившего самовольную установку объекта сезонной торговли.

4.2. По окончании срока действия разрешения владельцы объектов сезонной торговли обязаны их демонтировать (разобрать, снести), освободить и благоустроить место размещения объекта сезонной торговли.

Приложение N 1. ЗАЯВЛЕНИЕ

Приложение N 1
к Положению о порядке
размещения и организации работы
нестационарных объектов
сезонной торговли на территории
Наро-Фоминского муниципального района

В администрацию Наро-Фоминского

муниципального района

от ____________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить установить нестационарный объект сезонной торговли по

адресу: ___________________________________________________________________

для торговли сезонной продукцией __________________________________________

(перечень ассортимента продукции)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Период работы: с "______" __________ 20___ до "______" _____________ 20____

Часы работы: с __________________ до _____________________

Сведения о заявителе: _____________________________________________________

___________________________________________________________________________

(наименование организации или фамилия и инициалы

индивидуального предпринимателя)

___________________________________________________________________________

(адрес, место регистрации)

___________________________________________________________________________

(N и дата свидетельства о регистрации, кем выдано)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Приложение: Эскиз нестационарного объекта сезонной торговли (в цвете в

формате 3D) на ________ листах.

Подпись

Приложение N 2. РАЗРЕШЕНИЕ N на право размещения нестационарного объекта сезонной торговли

Приложение N 2
к Положению о порядке
размещения и организации работы
нестационарных объектов
сезонной торговли на территории
Наро-Фоминского муниципального района

Настоящее свидетельство выдано: ___________________________________________

(полное наименование юридического лица,

Ф.И.О., физического лица, индивидуального

предпринимателя)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(адрес места нахождения юридического лица, регистрации постоянного места

жительства физического лица, индивидуального предпринимателя)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(топ сезонного объекта с указанием вида деятельности)

___________________________________________________________________________

по адресу: ________________________________________________________________

Дни работы: _______________________________________________________________

Часы работы: ______________________________________________________________

Срок действия свидетельства: с "______" __________________ 20__ г.

по "______" __________________ 20__ г.

Требования к внешнему виду см. на обороте

Наименование должности

уполномоченного лица (подпись) (Ф.И.О.)

Приложение N 3. Уведомление об аннулировании разрешения на размещение нестационарного объекта сезонной торговли

Приложение N 3
к Положению о порядке
размещения и организации работы
нестационарных объектов
сезонной торговли на территории
Наро-Фоминского муниципального района

Бланк администрации Наро-Фоминского муниципального района

__________________________
(наименование организации,

Ф.И.О. руководителя, ИП)

Уведомление об аннулировании разрешения на размещение нестационарного объекта сезонной торговли

Настоящим администрация Наро-Фоминского муниципального района

уведомляет об аннулировании разрешения на размещение нестационарного

объекта сезонной торговли N _____, выданного администрацией Наро-Фоминского

муниципального района "_____" ___________ 2016 года, в отношении размещения

нестационарного объекта сезонной торговли по адресным ориентирам:

___________________________________________________________________________

на срок до "_______" ___________ 2016 г., в связи с выявленными нарушениями

__________________________________________________________________________.

Согласно пункту 3.8 Положения о порядке размещения и организации

работы нестационарных объектов сезонной торговли на территории

Наро-Фоминского муниципального района вы обязаны освободить и

благоустроить место размещения в течение 5 рабочих дней с момента получения

уведомления.

_______________________________ ________________ __________________________

(наименование должности (подпись) (Ф.И.О.)

уполномоченного лица)