Градостроительный кодекс рф. Градостроительный кодекс рф Список использованных источников

  • 1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
  • 2. Документы территориального планирования подразделяются на:
  • 1) документы территориального планирования Российской Федерации;
  • 2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
  • 3) документы территориального планирования муниципальных образований.
  • 3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
  • 4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Назначение территориального планирования определено в статье 9 ГрК РФ через содержание документов территориального планирования. Территориальное планирование представляет собой, таким образом, перечень административно-правовых по своему содержанию действий по определению на будущее и фиксации в соответствующих документах основных видов совокупного использования объектов, расположенных на соответствующей территории. Представляется, что отношения по территориальному планированию по факту шире отношений по поводу составления соответствующих документов.

Отдельную правовую проблему составляет отсутствие однозначного юридического понятия территории, и в ГрК РФ такое понятие также отсутствует. В связи с этим следует оценить содержание территории как объекта планирования. Исходя из норм ГрК РФ, территории не тождественны понятию территорий городов иных поселений, хотя наиболее близки именно к этим понятиям, понятию административно-территориальных единиц или земельных участков. В основе назначения территориального планирования, находится согласование использования существующих и создания (строительства) новых объектов недвижимости. Как представляется, в ближайшее время именно это наиболее конкретное назначение территориального планирования, с учетом более декларативных по своему характеру целей устойчивого развития территории и учета интересов населения, будет лежать в основе обозначенных отношений.

Исходя из данного понимания, территорию как объект территориального планирования можно рассматривать, в том числе, как территорию размещения объекта недвижимости. В определенной степени такое понимание территории подтверждается содержанием ч.4 ст.9 ГрК РФ, которая устанавливает запрет на установление ограничений в использовании земельных участков и изменении целевого назначения земель и не устанавливает ограничений в изменении целевого использования недвижимости в границах территории. В целом, указанная ч.4 ст.9 ГрК РФ позволяет сделать вывод и о том, что территориальное планирование устанавливает ограничения в области управления и оборота земель и недвижимого имущества, а поскольку такое ограничение имеет существенное правовое значение, цели и основания территориального планирования должны быть обоснованы весьма четко.

Действия по территориальному планированию представляют собой достаточно сложный перечень юридически значимых процедур, предполагающий учет самых разнообразных факторов, при этом, с правовой точки зрения, важным является объективная и аргументированная оценка этих факторов в их совокупности для принятия правильных решений территориального планирования.

Это важно потому, что решения по территориальному планированию имеют императивный (обязательный для исполнения) характер, в связи с чем недостаточно обоснованные решения в этой области могут иметь весьма негативные последствия. Поэтому важное значение имеет порядок осуществления такого планирования, в том числе преодоление субъективизма и исправления возможных ошибок.

Исходя из положений ч.2 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования могут составляться на всей территории РФ, в границах субъекта РФ или муниципального образования.

Статья 10 ГрК РФ определяет основное содержание документов территориального планирования на федеральном уровне. При этом под документами следует понимать схемы территориального планирования, из чего следует сделать вывод о том, что два термина - документы и схемы территориального планирования - имеют одно значение. Однако такое толкование затрудняет, в свою очередь, понимание ч.2 ст.10 ГрК РФ, поскольку с формальной точки зрения не ясно, каким образом подготовка одной схемы территориального планирования, указанной в ч.1 ст.20 ГрК РФ, может осуществляться в составе другой. Как представляется, в данном случае, ГрК РФ предусмотрено, что схемы территориального планирования, указанные в ч.1 ст.10 ГрК РФ могут разрабатываться как самостоятельно, так и в совокупности с иными схемами для конкретной территории.

Перечень тем (вопросов), включаемых в документы территориального планирования РФ, является открытым. Дополнительные основания для федерального территориального планирования могут быть установлены федеральным законодательством. Следует иметь в виду, что законодательство РФ, если иное не установлено федеральными законами (кодексами) соответствующей отрасли, включают в себя как законы, так и подзаконные нормативные акты.

Цели и задачи территориального планирования, указание которых требуется в содержании положений о территориальном планировании (п.1 ч.5 ст.10 ГрК РФ), должны следовать основному содержанию схем территориального планирования, указанных в ч.1 ст.10 ГрК РФ, при этом, исходя из содержания ч.2 ст.10 ГрК РФ, можно сделать вывод о том, что цель и задачи территориального планирования могут быть определены однозначно (развитие федерального транспорта), или содержать несколько направлений федерального территориального планирования, без определения доминирующего фактора.

Исходя из понятия документов территориального планирования, материалы обоснования проектов схем территориального планирования не являются документами территориального планирования, а лишь обосновывают их содержание.

ГрК РФ не установлены основные требования к перечню мероприятий по территориальному планированию, а также к обоснованию предложений по территориальному планированию, этапы их реализации (пп.2, 3 ч.8 ст.10 ГрК РФ). Таким образом, какие мероприятия по территориальному планированию должны осуществляться, а также каковы основные причины проведения территориального планирования, определяется индивидуально, в зависимости от принимаемого решения по планированию, и содержатся в схемах территориального планирования, а также в материалах обоснования схем.

Следует отметить, что новый ГрК РФ устанавливает механизм учета интересов при осуществлении территориального планирования. Данный механизм предусматривает публикацию проектов схем и утвержденных схем. Возможность предоставления предложений заинтересованных лиц, к которым, согласно ч.9 ст.11 ГрК РФ, относятся прежде всего правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства. Наиболее существенным в данном случае является требование согласования схем до их утверждения с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Исходя из положений статьи 12 ГрК РФ, не все проекты схем территориального планирования РФ подлежат согласованию, а только такие, в которых затрагиваются вопросы, перечисленные в ч.1 этой статьи. Исходя из представленного перечня, это наиболее существенные публичные региональные интересы.

Следует заметить, что установленное ч.3 ст.12 ГрК РФ условие согласования проекта схемы территориального планирования РФ может рассматриваться как правомерное, если орган государственной власти РФ направит органу исполнительной власти субъекта РФ проект схемы надлежащим образом, а также, во избежание конфликтов, обеспечит себя доказательствами осуществления данного действия, а также доказательствами того, что проект схемы надлежащим образом получен. Сказанное также относится и к вопросам согласования проекта схем органами местного самоуправления (ч.6 ст.12 ГрК РФ).

Следует обратить внимание также и на то, что, что воздействие органов местного самоуправления на осуществление федерального территориального планирования ограничено. Так органы местного самоуправления не осуществляют самостоятельного согласования федеральных схем территориального планирования. Вопросы, рассматриваемые муниципальными образованиями, очерчены ч.5 ст.12 ГрК РФ, срок ограничен тридцатью днями. Заключения органов местного самоуправления составляют основу согласования схемы со стороны субъекта РФ, при этом из текста ГрК РФ прямо не следует, что отрицательное заключение органа местного самоуправления должно стать основанием для несогласования проекта схемы со стороны органа государственной власти субъекта РФ. В то же время, из смысла процесса согласования, а также упоминания о том, что органом государственной власти субъекта РФ готовится сводное заключение, отрицательное мнение органа местного самоуправления по вопросу должно рассматриваться как существенное основание для отказа в согласовании схемы.

Документы и материалы, подготовленные согласительной комиссией являются основанием для окончательного решения по вопросу об утверждении проекта схемы территориального планирования РФ. В то же время из содержания статьи 12 ГрК РФ не следует, что отрицательное мнение комиссии по проекту должно рассматриваться как обязательное основание для доработки проекта. Из этого следует, что окончательное решение по вопросу остается за федеральным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять утверждение проекта схемы территориального развития.

Исходя из содержания ст.10 ГрК РФ, план реализации схемы территориального планирования РФ не является документом территориального планирования, а представляет собой самостоятельный документ, содержание которого прежде всего связано с размещением объектов капитального строительства. Перечень вопросов, содержащихся в плане реализации схемы территориального планирования РФ, установлен ч.2 ст.13 ГрК РФ и является закрытым. В то же время, как представляется, данный план должен быть согласован с мероприятиями по территориальному планированию, составляющими содержание схем территориального планирования.

Отношения по поводу планировки территорий установлены главой 5 ГрК РФ, при этом следует иметь в виду, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

Принципы территориального планирования субъектов РФ и муниципальных образований в основном повторяют принципы территориального планирования Российской Федерации.

1. Схема территориального планирования муниципального района содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;

4) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

2. Положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования муниципального района, включает в себя:

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования поселения, межселенной территории, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

2) параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов), а также сведения о планируемых для размещения в указанных зонах объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения.

3. На указанных в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

1) планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся к следующим областям:

а) электро- и газоснабжение поселений;

б) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

в) образование;

г) здравоохранение;

д) физическая культура и массовый спорт;

е) обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;

ж) иные области в связи с решением вопросов местного значения муниципального района;

2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;

3) границы и описание функциональных зон, установленных на межселенных территориях, с указанием планируемых для размещения в этих зонах объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

3.1. Обязательным приложением к схеме территориального планирования муниципального района являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления муниципального района также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

4. К схеме территориального планирования муниципального района прилагаются материалы по ее обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

5. Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в текстовой форме содержат:

1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения муниципального района на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на комплексное развитие соответствующей территории;

4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на межселенных территориях объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

5) перечень земельных участков, расположенных на межселенных территориях и включаемых в границы населенных пунктов или исключаемых из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;

6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на межселенных территориях в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

6. Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают:

1) границы поселений, входящих в состав муниципального района;

2) границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района;

3) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, объектов федерального значения, объектов регионального значения, в том числе:

а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации;

б) особые экономические зоны;

в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

г) территории объектов культурного наследия;

д) зоны с особыми условиями использования территорий;

е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны;

4) границы лесничеств.

  • ред. Федерального закона от 20.03.2011 №41-ФЗ]
  • 1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
  • 2. Документы территориального планирования подразделяются на:
  • 1) документы территориального планирования Российской Федерации;
  • 2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
  • 3) документы территориального планирования муниципальных образований.
  • 3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
  • ред. Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
  • (часть 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ)
  • 5. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - информационная система территориального планирования).
  • (часть 5 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 6. Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
  • (часть 6 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 7. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения.
  • (часть 7 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 8. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
  • (часть 8 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 9. Доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов.
  • (часть 9 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 10. Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет.
  • (часть 10 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 11. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.
  • (часть 11 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 12. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
  • (часть 12 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 13. Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
  • (часть 13 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)

Комментарий_

  • 1. Определение понятия территориального планирования содержится в п. 2 ст. 1 ГрК. Оно было обновлено со вступлением в силу Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ: территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
  • 2. Документы территориального планирования, в зависимости от уровня территорий, назначение которых определяется в них, подразделяются натри вида: документы территориального планирования РФ, документы территориального планирования субъектов РФ и документы территориального планирования муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов и т.п.).
  • 3. Документы территориального планирования носят нормативный характер и являются обязательными при осуществлении градостроительной деятельности. В связи с тем, что могут образоваться противоречия между документами территориального планирования субъектов РФ или муниципальных образований и документами территориального планирования РФ, законодательство установило приоритет последних.
  • 4. Первоначально при принятии ГрК планировалось запретить принятие органами государственной власти и местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования с 1 января 2010 года. В связи с этим ч. 1 ст. 3 ФЗ о введении в действие ГрК было установлено, что ч. 4 ст. 9 ГрК вводится с 1 января 2010 года. Однако из-за неподготовленности органов государственной власти и местного самоуправления, которыми не были в установленный срок утверждены документы территориального планирования, указанный срок продлен до 31 декабря 2012 года. Соответствующие изменения были внесены в ФЗ о введении в действие ГрК 20 марта 2011 года.

Поэтому в настоящее время до утверждения документов территориального планирования в целях резервирования земель для федеральных государственных нужд границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а в целях резервирования земель для государственных нужд субъектов РФ или муниципальных нужд границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального или местного значения утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. Проекты границ зон планируемого размещения таких объектов до их утверждения подлежат согласованию в следующем порядке. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения подлежит согласованию, если размещение такого объекта предполагается на земельном участке, который находится в собственности субъекта РФ или государственная собственность на который не разграничена, либо в муниципальной собственности. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения направляется на согласование уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, на территории которого планируется размещение такого объекта капитального строительства.

Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения подлежит согласованию, если предполагается размещение такого объекта на землях, находящихся в федеральной собственности. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения направляется на согласование уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Срок согласования не может превышать один месяц со дня направления проекта на согласование. Неполучение заключения на проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ от уполномоченного федерального органа исполнительной власти в установленный срок рассматривается как согласие таких органов с проектом.

В случае получения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ от уполномоченного федерального органа исполнительной власти мотивированного заключения о несогласии с проектом границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вправе принять решение о создании согласительной комиссии, максимальный срок работы которой не может превышать один месяц.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе утвердить проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения при наличии вопросов, возникших в ходе согласования такого проекта и оставшихся несогласованными с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В этот же период времени до утверждения документов территориального планирования муниципальных образований включение земельных участков в границы населенных пунктов или их исключение из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в следующем порядке. Орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в его исключении из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт (если земельный участок расположен на межселенной территории - в орган местного самоуправления муниципального района), мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо о его исключении из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления заявления:

  • подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо его исключения из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в заявлении;
  • проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо о его исключении из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка (за исключением случаев включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования), по результатам которого готовит заключение о результатах проведенных слушаний. Исполнительный орган государственной власти субъекта

РФ в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных документов направляет их для согласования в:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, если предполагается включение земельных участков в границу населенного пункта либо исключение земельных участков из границы населенного пункта и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков, предоставленных воинским формированиям или органам, организациям, предприятиям, учреждениям, осуществляющим функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (если указанные полномочия не переданы в соответствии с лесным законодательством, органу государственной власти субъекта РФ), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.

Срок согласования заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта либо о его исключении из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка не может превышать один месяц с даты поступления документов в соответствующий орган. В случае непоступления в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ информации о согласовании заявления такое заявление считается согласованным с указанными органами, после чего исполнительный орган государственной власти субъекта РФ принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо о его исключении из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

В принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта должно быть отказано, если:

  • федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка;
  • документами территориального планирования РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;
  • в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ поступил в письменной форме мотивированный отказ вышеуказанных федеральных органов в согласовании заявления.

В принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта может быть отказано, если:

  • в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ от органа местного самоуправления поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо его исключения из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт;
  • заключение о результатах публичных слушаний содержит положение о несогласии лиц, участвовавших в проведении таких слушаний, с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо о его исключении из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Помимо указанных оснований отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо о его исключении из границы населенного пункта допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) с указанием причин такого отказа.

В целях завершения работы по подготовке и утверждению документов территориального планирования органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают для органов местного самоуправления сроки утверждения генеральных планов городских и сельских поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов. Например, муниципальным образованиям Ленинградской области постановлением Правительства Ленинградской области от

  • 04.03.2010 № 46 «О Концепции государственной жилищной политики Ленинградской области до 2015 года» рекомендовано завершить утверждение документов территориального планирования в течение 2010 года.
  • 5. Поскольку сроки разработки документов территориального планирования уже неоднократно переносились и опять «поджимают», законодатель, издав Федеральный закон от
  • 20.03.2011 № 41 -ФЗ, указал, на базе чего же именно надо разрабатывать документы территориального планирования. Так, комментируемая статья была дополнена частью 5, в которой четко указано, на базе чего необходимо разрабатывать документы территориального планирования: например, на базе приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ и т.д. Также при подготовке данных документов необходимо учитывать пожелания заинтересованных лиц.
  • 6. Части 7-9 ст. 9 ГрК, введенные Федеральным законом от
  • 20.03.2011 № 41-ФЗ, вступают в силу с 1 сентября 2011 года. Это обусловлено необходимостью создания информационной системы территориального планирования. Например, проект документа территориального планирования должен быть размещен натри месяца в сети «Интернет», чтобы желающие могли с ним ознакомиться. Доступ к уже утвержденным документам территориального планирования должен быть обеспечен в течение 10 дней в ИСТП.
  • 7. Установлены минимальные сроки действия утвержденных документов территориального планирования. Схемы территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, утверждаются на срок минимум 20 лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок минимум 10 лет.
  • 8. Генеральные планы поселений, городских округов утверждаются минимум на 20 лет.
  • 9. В то же время утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменения правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Это связано с необходимостью поддержания стабильности гражданско-правовых отношений. В противном случае все объекты, которые не вписываются по назначению в функциональные зоны, пришлось бы перепрофилировать или ликвидировать.

Статья 10. Назначение территориального планирования и виды документов территориального планирования

1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования пространственной организации территорий и их назначения исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, Алтайского края, иных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. Территориальное планирование в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации осуществляется посредством подготовки и утверждения документов территориального планирования.

3. Документы территориального планирования, подготовка которых осуществляется на территории Алтайского, подразделяются на:

1) документы территориального планирования Алтайского края - схема территориального планирования Алтайского края (или части его территории);

2) документы территориального планирования муниципальных образований.

4. Во всех видах документов территориального планирования определяются:

1) функционально-планировочная и архитектурно-пространственная структура территории, баланс территории;

2) характеристики развития территорий различного назначения;

3) характеристики развития транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры;

4) ограничения градостроительной деятельности и иные меры по обеспечению безопасности территории, охране окружающей среды, объектов культурного наследия и природного комплекса;

5) территории, подлежащие существенным градостроительным изменениям;

6) потребности в резервировании земель для государственных и муниципальных нужд;

7) прогнозируемые социальные, экономические, экологические и иные последствия осуществления планируемых изменений территории;

8) очередность осуществления планируемых изменений территории.

5. Согласование проектов документов территориального планирования Алтайского края, проектов документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

6. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Глава 3. Территориальное планирование

Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования

(наименование в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ)

1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения (часть дополнена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

(Часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 289-ФЗ)

5. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также — информационная система территориального планирования) (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

6. Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

7. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы — официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

8. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

9. Доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

10. Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

11. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

12. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

13. Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).