Иван николаевич антонов генеральный директор оао «акрон. Виталий Антонов, генеральный директор «Эспро Девелопмент

REUTERS/Gleb Garanich

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Правда, представленные изменения, пока еще нельзя считать окончательными с учетом того, что концерн "Укроборонпром" 26 августа 2015 г. объявил о "проведении конкурсного отбора на замещение вакантной должности Президента Государственного Предприятия "Антонов" , особо важного для экономики предприятия". Отбор участников завершился 6 октября, а обнародование результатов должно состояться до 30 октября. Впрочем, с высокой долей уверенности можно предположить, что приставка "И.о." вскоре исчезнет перед фамилией Михаила Гвоздева , уже президента с июня т.г.

К такому выводу приводит не только внимательное прочтение требований к претенденту, которые выписаны с учетом имеющихся достижений претендента:

— высшее образование в соответствующей сфере деятельности. Высшее образование Гвоздев получил в Хмельницком национальном университете, который окончил в 2010 г., по специальности "Экономика и предпринимательство";

— желаемое владение государственным языком. Без комментариев;

— опыт работы не менее 5 лет на руководящих должностях. Трудовую деятельность начал в 2001 г. с должности финансового менеджера ООО "Торговый дом "Престиж-Авто", так что руководить Гвоздеву приходится с 28 лет;

успешный опыт проведения переговоров с международными контрагентами (опыт работы на руководящих должностях в международных компаниях в Украине/за рубежом считается дополнительным преимуществом). Более 10 лет управления компаниями с участием иностранного капитала, импортирующими автомобили предполагают наличие такового опыта.

Обнародованная информация о группе новых авиационных менеджеров Украины также подтверждает, кто "в доме хозяин". Во-первых, из прежнего состава в 12 управленцев , включая трех первых вице-президентов, директоров и обычных вице-президентов в новом списке присутствует только шесть .

Во-вторых, немаловажным является и то, кто все эти люди. Четверо из шести, включая самого Гвоздева, выходцы из Хмельницкой области, специализировавшиеся на торговле импортными автомобилями. И если появившиеся на "Антонове" сразу вслед за ним Александр Коцюба и Андрей Тарасюк , сохранили должности Первого вице-Президента и Вице-Президента, то появившийся в новом составе Виталий Мовчан также ставший Вице-Президентом, курирующим корпоративные права и интеллектуальную собственность, до того трудился по срочному трудовому договору на постоянной основе помощником-консультантом у народного депутата Украины 8-го созыва Михаила Гвоздева.

Несложно понять, что управление украинским авиационным гигантом уже практически полностью находится в надежных руках достаточно дружной и сплоченной группы , которая не стала бы менять предыдущие не менее привлекательные места приложения своих усилий, не имея еще лучших перспектив. Правда, с учетом уже озвученных планов стратегического развития предприятия на среднесрочную перспективу они вряд ли будут способствовать расцвету в Украине.

В-третьих, интересно также, что от предыдущего состава руководства ГП "Антонов" осталось лишь два человека. Генеральный конструктор Дмитрий Кива , совмещавший эту должность с должностью президента до назначения Гвоздева, и Виктор Семенцов , утративший приставки "Первый" и "Генеральный", ставший Вице−Президентом - Исполнительным директором по производству. В принципе, именно их и можно считать профильными авиационными специалистами. К числу "потерь" относится как менее заметные фигуры Валерия Маевского , вице-Президента по персоналу и безопасности и Виктора Швеца , вице-Президента по юридическим и международно-правовым вопросам, получившего большую известность в качестве адвоката Юлии Тимошенко, так и членов команды Дмитрия Кивы, контролировавших производство и финансы. Прежде всего, это его старший сын — Александр Кива , вице−Президент - Заместитель Генерального конструктора (по маркетингу, продажам и послепродажному обслуживанию), которого еще до недавнего времени прочили в "продолжатели династии" на высшем посту антоновского КБ. Григорий Рудюк , Первый вице−Президент - Главный конструктор, также рассматривался как альтернативный вариант возможного главы ГП "Антонов" .

Николай Подгребельный, вице−Президент - Директор филиала ГП "Антонов" "Серийный завод "Антонов" и Александр Гриценко, вице−Президент, начальник ЛИиДБ, Генеральный директор АТП ГП "Антонов", прикрывали вопросы серийного производства и функционирования аэродрома "Гостомель", а Юрий Андриенко, вице−Президент по финансам и экономике, — контроля немалых денежных потоков. Последним и решающим признаком поражения "команды Кивы" стало и отсутствие в списке менеджеров Константина Лушакова , исполнительного директора авиакомпании "Авиалинии Антонова", — человека бессменно с момента создания авиакомпании курировавшего все вопросы, связанные с коммерческой эксплуатацией флота из семи "Русланов" и "Мрии", приносившего предприятию основной доход. Впрочем, не стоит забывать и о том, что младший сын нынешнего генерального конструктора Максим Кива управляет лондонской компанией "Ruslan International Limited" , непосредственно представляющей "Авиалинии Антонова", в которой в начале октября произошли некие формальные изменения. Не исключено, что именно такой надежный контроль "с запада" все еще позволяет удержать должность генерального конструктора его отцу, что и продолжает интригу.

Как видно даже из сделанного весьма поверхностного анализа кадровых изменений, ситуация в авиационном сегменте Украины развивается по аналогии с изменениями в оборонно-промышленном комплексе, которому он уже почти год подчинен. С единственной разницей, что в "Укроборонпроме" отмечается засилье выходцев из Херсонской области. Зато объединяющим и тех и других началом является непосредственная близость к президенту Петру Порошенко, продолжающему строить вертикально-интегрированную структуру личного контроля за всеми мало-мальски стоящими активами Украины. Правда, после уборки чужих и расстановки своих людей они могут стать уже не столь привлекательными…

О РАБОТЕ

Я окончил Московский авиационный институт по специальности «конструктор энергосиловых установок летательных аппаратов». Специализировался на жидкостных ракетных двигателях, а потом на твердом ракетном топливе. Я бы и потом этим занимался, но, к сожалению, ракеты стали никому не нужны, заводы закрывались. Но образование осталось, оно пригодилось и при работе в сфере недвижимости, где есть и техника, и конструктивные решения, и общение с людьми, и востребовано какое-то знание материалов. Мне повезло: в работе у меня постоянно что-то меняется. Сначала я занимался охраной офиса, потом стал менеджером по профилю, не связанному с недвижимостью. После этого уже перешел к работе на рынке недвижимости, но и здесь каждые несколько лет происходила смена рода деятельности либо переход на другую позицию с другим кругом обязанностей и решаемых вопросов. Каждый раз узнаешь что-то новое, наскучить работа не успевает. Меня здесь держит именно интерес к работе, а не что-то другое.

О ДОВЕРИИ В РАБОТЕ

Бывало, что я ловил себя на мысли, что первые контакты даются очень тяжело, но спустя несколько встреч вдруг понимаешь, что с этим человеком можно работать. Он знает, на каких местах начинаю искрить я, а я знаю, на какие мозоли нельзя наступать ему, и идет нормальная работа. Но это редко. Чаще всего я сразу понимаю, смогу ли я иметь с этим человеком дело. В зависимости от этого у меня будет контракт с этим контрагентом (если это от меня зависит) или контракта не будет. Мы исходим из того, что первична в отношениях между юридическими лицами порядочность в контрагентах, а только потом идет юридическая база. Понятийные договоренности выше юридичес-кого контракта. Если человек неискренен и все время от него ждешь обмана, то чаще всего так и происходит. Или просто думаешь, что человек тебя обманывает, и связь прерывается. Первое впечатление дает очень многое. Можно вспомнить наш проект «А-парк». Тогда у нас было очень мало времени. Проводить тендер некогда, договор толком подписать нельзя, единственный способ работать - доверие на человеческом уровне к контрагенту, которое либо есть, либо нет. В этом случае это сработало. Буквально на днях пришла бумага, в которой говорится, что за полтора года мы прошли путь от первого подписанного документа до получения свидетельства о собственности на объект производства. Это как раз пример того, как помогают человеческие связи с контрагентом.

ОБ ОТДЫХЕ

Мне очень нравится путешествовать. Люблю любые экскурсии, начиная с экскурсий по Москве, где есть интересные места, о которых сам никогда бы не узнал. Нравится кататься на лыжах, нравится сплавляться по рекам. Я уже прошел большое количество рек и речек. И на рафтах, и на байдарках, и в мужской компании, и в так называемых детских походах, куда допускаются жены и дети. Пытаюсь заниматься и кайтом, и виндсерфингом. Отпуск должен коренным образом отличаться от работы и ни в коем случае не проходить дома. Надо обязательно куда-то ехать, что-то обязательно увидеть. Набираться яркими впечатлениями, потому что это единственное, что останется надолго. Одно из последних моих ярких впечатлений: сын пытался догнать рыбу, плавая в маске, а я видел, как он от меня уходит, - удаляющееся красное пятно и пузырь от ног, молотящих по воде. Еще запомнилось, когда мы, плавая на яхте, вышли на необитаемом острове, и, хотя рядом были приятели и друзья, полностью ощущаешь, что ты - на необитаемом острове и нет ничего -только ветер, песок, летящий по пляжу, и океан.

О ЖИЗНИ НА ПЕНСИИ

Думаю, когда я уйду на покой, то у меня будет дом где-нибудь в России, но не в Москве, с хорошим видом. Рядом будет, например, монастырь или старый город с блестящими крышами где-то вдалеке. Хочется, чтобы была тишина, но в то же время был Интернет и машина под рукой, чтобы можно было в любой момент уехать куда угодно. Также я буду путешествовать самыми разными способами. Ничего фантастического в мечтах нет, просто хочется ярких впечатлений. Сейчас работа - главный источник эмоций, а хочется впечатлений от чего-нибудь еще, кроме работы. Я бы съездил в Китай, я бы сплавился по каким-нибудь американским рекам. Я бы проехал от одного побережья США до другого на арендованном вэне. Я бы сплавился в Непале. Это планы на первые пять месяцев жизни на пенсии.

О ЧТЕНИИ

Когда есть время, я читаю фантастику, техническую литературу. Журналы «Популярная механика», «Наука и жизнь», «Техника молодежи». При существующем графике времени на серьезное, вдумчивое чтение не остается, нужна короткая форма, которую можно прочитать за короткий промежуток времени. Роман читать тяжело, а рассказ еще можно. Все как-то в комикс вырождается. Любимая мной научная периодика за последнее время сильно изменилась. С ностальгией вспоминаю журналы «Юный техник» и «Юный натуралист» - я бы их сейчас выписывал детям, но сам бы читал первым. Там было все написано интересно и, главное, системно. А сейчас даже научно-популярные издания нередко публикуют поверхностные статьи. Качество журналистики плохое.

В ПОХОД С КОЛЛЕГАМИ

У нас в компании проходят ежегодные обязательные мероприятия: вся компания садится в автобус и уезжает на сплав на несколько дней. Интересно было наблюдать реакцию людей, которых в буквально смысле слова заставили туда ехать. В том числе девушек и пожилых сотрудников. Сначала были недовольные, а потом люди сами спрашивали, когда будет следующий сплав. Оказалось, что это интересно. Очень может быть, что туристический опыт окажется плюсом при устройстве на работу. У нас бывает, что приходится долго в очереди сидеть, чтобы поставить необходимую подпись, лазить по стройке в пыли. Если человек ходит в подобные походы, то значит, что он очень спокойно относится к комфорту, к условиям работы. Его интересует процесс, а не то, насколько шикарный кабинет ему достанется. Это многое говорит о человеке.

О ПОДАРКАХ

Подарки значат многое, они говорят об отношении того, кто дарит подарок. Вот абстрактный пример. 8 Марта, кабинет главного архитектора района. Эта женщина решает, кому дать разрешение на строительство, часто от нее зависят проекты стоимостью в десятки миллионов долларов. Все хотят иметь с ней хорошие отношения, поэтому 8 Марта начинается соревнование, у кого букет больше. На этом фоне подаренная компанией «Эспро» книга об Истринском монастыре, которую мы сами издали, сразу выделяется. Становится понятно, что люди смотрят на жизнь иначе, они поработали, сделав этот подарок, вложили туда душу. Это не значит, что мы пройдем без очереди или получим незаконное разрешение, но уровень отношений будет уже другой. Проще всего пойти в магазин, купить дежурный букет цветов и его отдать. Кроме цветов с этим букетом ты ничего не передашь, а если помимо этого идет движение мысли, то это чувствуется и в подарке.

Генеральный конструктор АНТК «Антонов» (Украина, Киев) Дмитрий Кива более не возглавляет предприятие и коллектив известного авиастроительного концерна. Авиаконструктор переехал в Азербайджан, город Баку, и надеется развивать авиастроение там. «Да, я принял такое решение. Оно совершенно обдуманно. Надеюсь, мне удастся реализовать авиационные проекты в интересах Азербайджана», - заявил Кива. Говоря о причинах, толкнувших его на такой шаг, он уточнил следующее: «…Мою должность в АНТК «Антонов» просто упразднили… По моим сведениям, сделано это было по указанию «высокого начальства». Так что другого выхода у меня просто не было».

Под руководством Дмитрия Кивы украинские авиастроители создавали военно-транспортные Ан-70 и Ан-178, пассажирские Ан-148, Ан-158, Ан-140. Кива руководил «Антоновым» со второй половины 2000-х годов, а работал на предприятии с 60-х годов прошлого века.

В интервью украинской газете «День», Кива прямо заявил, что решение относительно него принял президент страны. «Первое лицо государства… Он лично приезжал на ГП «Антонов» представлять нового руководителя. И мне тогда сказали: «Это его указание - снять вас…«

Атаки на лидера украинского самолетостроения начались еще во времена существования в Украине Министерства промышленной политики, которому подчинялось ГП «Антонов», и продолжались с использованием различных средств и тогда, когда Минпромполитики было ликвидировано и авиастроительную отрасль передали в ведение Министерства экономического развития и торговли, а впоследствии – в систему государственного концерна «Укроборонпром».

Интервью с Дмитрием Кивой

“Революцию Достоинства”, – рассказал Дмитрий Кива, – “Я воспринял положительно и с воодушевлением, ожидая, что новая власть изменит положение дел в стране к лучшему. Но как-то (это было в 2014-м) меня вызвали в Министерство промышленной политики и очень удивили, сообщив, что, мол, поступила команда освободить меня от должности президента – генерального конструктора государственного предприятия «Антонов»”.

“Я даже сначала подумал, что шутят: ведь в то время «Антонов» был по всем показателям лучшим в отечественном авиастроении и одним из лучших предприятий украинской столицы. Но оказалось, что и предложение – не шутка. Предложили написать заявление на увольнение по собственному желанию. Поскольку у меня желания увольняться не было, писать такое заявление отказался”.

“Впоследствии”, – продолжает Дмитрий Семенович, – “Удалось узнать, что инициатива по моему освобождению шла от тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка. Какими мотивами он и другие должностные лица, которые стремились реализовать мое увольнение, при этом руководствовались, я не знаю. Но на меня с разных сторон начали осуществлять сильное давление: вызывали на допросы в Генеральную прокуратуру, подключали и следователей военной прокуратуры, и другие правоохранительные и контрольные органы – судя по всему, хотели найти хоть какой-то компромат и криминал.
При этом следователи давили не только на меня, но и на некоторых членов моей семьи: «расспрашивали» и старшего сына, и жену, и даже ее отца и мать (которые живут в Никополе). Однако хотя такие «поиски» то и дело оказывались тщетными, они не прекращались. Как-то один из тех, кто вел расследование, намекнул: есть указание сверху. Параллельно со всем этим объявили конкурс на замещение должности главы ГП «Антонов», на который я подал документы – учитывая то, что заканчивался действующий контракт.

“Пришлось мне”, – добавляет Дмитрий Кива, – “Побывать и в Администрации Президента Украины, где с одним из ее руководящих работников разговаривал по расследованиям, которые велись. И там мне сказали, что когда я подам заявление на увольнение, то все прекратится. Поскольку я не соглашался на подобные предложения, – продолжает Дмитрий Семенович, – вопрос об освобождении меня решили реализовать в судебном порядке. Но и это оказалось напрасным: суд в освобождении истцам отказал”.

“К тому же замечу, что я – не только ветеран авиастроительной отрасли, но и ветеран того предприятия, на котором проработал более полувека. Поэтому на мое увольнение требовалось согласие профкома (которую он, учитывая позицию коллектива, не дал бы). А еще напомню о том, что, кроме должности президента – генерального конструктора ГП «Антонов», у меня был еще один титул, присвоенный в свое время правительством Украины: генеральный конструктор по созданию и модернизации авиационной техники, а это предполагало мои функции как на «Антонове», так и в масштабах всего отечественного самолетостроения”.

“После того”, – рассказывает Дмитрий Семенович, – “Как ни следователи, ни судебные варианты давления не дали последствий, желаемых для тех сил, которые любой ценой стремились освободить меня от должности руководителя предприятия, они решили пойти другим путем: разделили должность президента – генерального конструктора ГП «Антонов» на две”.

“Мне сказали, что я буду заниматься сугубо конструкторской сферой, координацией создания самолетов (в настоящее время на предприятии проходили испытания нового транспортного Ан-178 и начали строить опытно-демонстрационный образец транспортного Ан-132), а административно-управленческие функции, включая организационные и финансовые вопросы, мол, отойдут к другим людям. Поэтому пришлось согласиться и на это”.

“Новому руководству, которое пришло на ГП «Антонов», я сказал, что буду стараться помогать им – и искренне был готов делать именно так. Однако уже вскоре выяснилось, что новых руководителей предприятия совсем не интересовали ни мои советы, ни рекомендации, вытекающие из моего большого опыта и глубокого знания специфики авиастроения”.

“Те, кто с июня 2015 года стал руководителями «Антонова», – говорит Дмитрий Кива, – возможно, являются неплохими менеджерами. Однако они ни по образованию, ни по опыту предыдущей работы не имели никакого отношения к созданию авиационной техники и самолетостроения. Но эта высокотехнологичная отрасль является специфической и довольно сложной сферой деятельности, поэтому решения, принимаемые в ней, должны базироваться на высокой профессиональной компетентности, которой у нового руководства «Антонова», к сожалению, нет”.

Так неужели не понятно, что для того, чтобы продавать самолеты на мировом рынке, нужно, чтобы эта продукция была там конкурентоспособной, а для создания таких самолетов нужно многое знать.

Между прочим, в свое время нечто подобное было сделано в России, где на таких известных в мировом самолетостроении конструкторских бюро, как «Туполев», «Ильюшин» и «Яковлев», которые на протяжении многих лет их деятельности возглавлялись именно опытными специалистами-авиаконструкторами, сменили таких руководителей на менеджеров, которые не были конструкторами авиационной техники.

Поэтому эффективность тех прославленных авиастроительных фирм существенно снизилась, а в том, что касается создания ими пассажирских и транспортных самолетов, там наблюдается упадок. К сожалению, в Украине не учли негативный опыт – и пошли аналогичным ошибочным путем.

От разделения должностей – до ликвидации одной из них

“Хотя после проведенной в июне 2015 года реорганизации, связанной с разделением должности президента – генерального конструктора ГП «Антонов» на две отдельные”, – говорит Дмитрий Кива, – “Я, сосредоточившись на чисто конструкторской сфере, ничем не мешал новому руководству предприятия, однако, как выяснилось, меня просто обманули, потому что разделение должностей оказалось еще не последним действием, направленным на устранение меня с «Антонова». Так, с 1 октября 2016-го на предприятии, которое сочетает в себе создание новой авиационной техники и модернизацию существующих ее типов (а следовательно – конструкторскую деятельность) и производство самолетов, была ликвидирована должность генерального конструктора, который все это координирует и направляет”.

На вопрос о том, как и когда Дмитрию Семеновичу сказали о том, что на ГП «Антонов» отменяется должность генерального конструктора он ответил:

“За два месяца до этого, руководство «Антонова» сообщило, что с 1 октября 2016 года – по согласованию с государственным концерном «Укроборонпром» – на нашем предприятии ликвидируется должность генерального конструктора. А когда упомянутый двухмесячный срок истек, был издан соответствующий приказ и в отделе кадров меня ознакомили с ним и предложили расписаться”.

“Когда я отказался расписываться в приказе без предоставления каких-либо предложений, мне дали перечень имеющихся на предприятии вакансий. В нем должности инженеров-конструкторов, технологов и т.д. и даже должность начальника одного из секторов. Хорошо понимая, что такие предложения в отношении меня являются чисто формальными, я забрал в отделе кадров трудовую книжку. И хотя увольнение таким образом было не только некорректным, но и, на мой взгляд, незаконным, но я сказал, что судиться по этому поводу не буду”.

“За то время, прошедшее с назначения нового руководства ГП «Антонов», и по сей день, в результате ряда структурных преобразований на предприятии появились новые подразделения и, соответственно, их новые руководители”, – продолжает Дмитрий Кива.

“Подавляющее большинство из них относятся к тем, кого я отношу к «столоначальникам», которые ничего конкретного не создают. В целом количество таких принятых при новом руководстве людей, которые не имеют никакого отношения к авиастроению, составляло около 200”.

“В свое время”, – вспоминает Дмитрий Семенович, – “Мы инициировали присоединение к нам захиревшего киевского авиастроительного завода «Авиант», который стал серийным заводом нашего государственного предприятия. Несмотря на существенные экономические трудности (связанные с тем, что «Антонов» – со 100-процентной государственной формой собственности – из года в год не получал финансирование из Госбюджета Украины), все же было налажено серийное производство самолетов, хотя и по понятным причинам в сравнительно небольших количествах”.

“А вот за те 16 месяцев (с июня 2015 года по октябрь 2016-му), в течение которых на «Антонове» действует новое руководство, показатель выпуска самолетов серийного производства, – к сожалению, нулевой. Можно привести и еще некоторые цифровые параметры, чтобы сравнить эффективность руководства «Антонова» разных времен”, – отмечает Дмитрий Кива. – “В июне 2015 года, когда меня лишили должности президента ГП «Антонов» (оставив генеральным конструктором), наше предприятие не только не имело долгов, но и на его счетах было немало средств в различных валютах, эквивалентных в сумме более 54 миллионов долларов США”.

“А вот когда 1 октября 2016 мне вынужденно пришлось вообще уйти из «Антонова», то, насколько известно, на счетах предприятия (которое, напомню, с июня 2015 года возглавляло уже новое руководство) было валютных средств только примерно на 4 миллиона долларов США, то есть на 50 миллионов меньше, чем было за 16 месяцев до того”.

“Я считаю”, – отмечает Дмитрий Кива, – “Что в настоящее время осуществляется сознательная разрушение отечественного авиастроения. Не знаю, кому именно это нужно, но убежден, что определенные силы – и не только в нашей стране, но и за ее пределами – стремятся ликвидировать в Украине такую высокотехнологичную отрасль, как авиастроительная (и не только ее одну), и превратить наше государство в какой-то сырьевой придаток”.

Зачем «Антонову» концерн «Укроборонпром»?

В 2015 году, чуть раньше, чем произошло разделение должности президента – генерального конструктора ГП «Антонов» на две отдельные, это предприятие, как и некоторые другие в авиастроительной отрасли, передали из ведения Министерства экономического развития и торговли к системе государственного концерна «Укроборонпром». Поэтому во время интервью с Кивой я поинтересовался, как он оценивает такое переподчинение.

Отвечая на этот вопрос, Дмитрий Семенович охарактеризовал передачу «Антонова» до «Укроборонпрома» по ее результатам как негативную. И вообще оценил концерн «Укроборонпром» как бесполезную и ненужную государству организацию, без которой ГП «Антонов» (и не только это предприятие) вполне могло бы обойтись.

Ведь после такого переподчинения «Антонову», который в создании, модернизации и строительстве самолетов имеет сотни деловых партнеров – поставщиков самых комплектующих, – и все это в каждом случае, как и каждый финансовый платеж, приходится обязательно согласовывать с «Укроборонпромом», что приводит к множеству лишних процедур и немалых потерь времени.

А еще Дмитрий Кива отметил, что такие требования «Укроборонпрома» с согласованиями является нарушением действующего законодательства о государственных предприятиях, ведь законом запрещается какое-то вмешательство в их хозяйственную деятельность.

“И негативные аспекты отношений с «Укроборонпромом» – далеко не единственная проблема для «Антонова»”, – отмечает Дмитрий Кива. – “Еще один узел имеющихся трудностей касается авиадвигателей, которыми оснащаются самолеты с фирменной маркой «Ан»”.

Эти двигатели в основном создаются в Запорожье, где их производство осуществляется акционерным обществом «Мотор Сич». По давней традиции и руководствуясь стремлением поддерживать отечественных производителей, «Антонов» закупал для создаваемых им самолетов запорожские двигатели. Но со временем жесткие требования мирового рынка авиационной техники заставили нас сертифицировать наши самолеты по европейским или американским нормативам (JAR и FAR) – и мы немало успели сделать в этом направлении.

Однако нельзя сертифицировать самолет без соответствующей сертификации двигателей, которыми он оснащается. А двигатели «Мотор Сичи» таких европейских или американских сертификатов не имеют, что становится ощутимым тормозом в продвижении продукции «Антонова» на мировой рынок. Поэтому приходится на некоторых вновь создаваемых самолетах – в частности на строящемся сейчас на ГП «Антонов» для Саудовской Аравии транспортном Ан-132, предусматривать – по требованию заказчиков – сертифицированные должным образом двигатели западного производства, что, конечно, вызывает недовольство у руководства АО «Мотор Сич».

“Между прочим”, – добавляет Дмитрий Семенович, – “Считаю, что назрел и вопрос о целесообразности в перспективе замены и на большегрузных транспортных «Руслан» (Ан-124-100 в различных модификациях) нынешних двигателей Д-18Т запорожского производства на сертифицированные по европейским или американским нормативам двигатели западного производства”.

Такие замены хотя и потребуют определенных финансовых затрат, но должны окупиться в течение двух лет – прежде всего за счет уменьшения расхода топлива по сравнению с Д-18Т и увеличения дальности беспосадочных полетов «Русланов» с грузом.

Киев – Баку: билет в один конец?

В завершение нашей беседы мы поинтересовались мнением Кивы относительно вероятности того, что вслед за ним маршруту из Киева в Баку могут отправиться и другие специалисты отечественного авиастроения. Отвечая на этот вопрос, он сказал, что не исключает возможности такого развития событий, если ситуация в этой сфере в Украине не изменится к лучшему.

История увольнений

Следует отметить, что выдавливать Дмитрия Киву из «Антонова» начали давно, ещё с апреля 2014 года, т. е. аккурат после завершения государственного переворота. И должность генерального конструктора он также теряет не в первый раз.

15 апреля 2014 года СМИ сообщили о том, что правительство уволило Дмитрия Киву с должности председателя правления Государственного авиастроительного концерна «Антонов», которую он занимал с 2008 года. Сам Кива тогда уточнил, что увольнение никто с ним не согласовывал и узнал о нём он из новостей в интернете. Должность генерального конструктора предприятия за Кивой тогда сохранили.

Затем, спустя 11 месяцев, предприятие было передано в подчинение концерну «Укроборонпром» (ранее - Минэкономразвития Украины). После чего в середине июня СМИ сообщили об увольнении Дмитрия Кивы с поста генерального конструктора. В этот раз решение принимало руководство «Укроборонпрома», которому подчинялся «Антонов». «Решение об увольнении было принято «Укроборонпромом», поскольку концерн теперь является управляющей компанией «Антонова». Первый рабочий день Гвоздева на должности исполняющего обязанности президента - генерального конструктора был в субботу, 13 июня», - заявил тогда директор департамента информационной политики «Укроборонпрома» Лукьян Сельский информагентству УНИАН. Впрочем, затем в «Укроборонпроме» уточнили, что Кива лишился только должности президента «Антонова», место генерального конструктора за ним сохранили. Президентом же стал Михаил Гвоздёв (народный депутат от «Блока Петра Порошенко», опыт работы - депутат Хмельницкого облсовета, менеджер компаний, торговавших импортными автомобилями).

Завод менял не только подчинённость, происходил довольно серьёзный пересмотр его места в структуре промышленности Украины, связей и т.п. Так, в июне «Укроборонпром» сообщил о том, что из ряда переданных ему в управление предприятий в концерне образовали Украинскую авиастроительную корпорацию, центральной частью которой как раз и стал «Антонов». «Кроме «Антонова», в состав корпорации вошли ПАО УКРНИИАТ (разработка программных, прогнозно-аналитических материалов и нормативной документации в области авиастроения, технологическое проектирование самолётов и авиастроительных предприятий), ГП «Новатор» (изготовление бортового радиоэлектронного, радиолокационного, радионавигационного оборудования для авиационной и аэрокосмической отраслей), ГП «Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» (высокоточная топливо‑ и гидрорегулирующая аппаратура для аэрокосмической промышленности), ГП «Харьковское агрегатное конструкторское бюро» (разработка и изготовление агрегатов для гидравлических, топливных и электрических систем авиационной и ракетной техники) и ПАО Завод «Маяк» (выпускает бортовую аппаратуру речевого информирования, наземные записывающие устройства)… Самолетостроительный кластер позволит сделать украинскую авиационную отрасль единственным мощным механизмом с четкой координацией развития, глубже интегрироваться в мировой рынок и внедрять международные стандарты… Главное преимущество кластера в том, что, объединяясь, предприятия имеют общее планирование серийного производства, единый центр закупок материалов и комплектующих, объединенный маркетинг продукции и обеспечения продаж», - сообщала пресс-служба концерна.

Наконец, в октябре 2016 года стало известно о ликвидации должности генерального конструктора «Антонова». Т. е. чисто формально Киву никто не увольнял, просто его должность перестала существовать. Своего рода сокращение штатов. Согласно законодательству, в таком случае «Укроборонпром» должен был предложить ему занять в концерне должность, соответствующую его компетенции (в случае наличия вакансий).

«Поскольку должность ликвидирована, то формально мне нечем заниматься. Мне предложили перечень должностей на выбор, начиная с техника, конструктора. Самая высокая должность - руководитель сектора… Я сказал, что судиться не буду. Если так, если я не нужен, то я написал заявление и пошел», - комментирует сам конструктор.

Перспективы

Издание «Зеркало недели» уточняет, что решение перебраться в Азербайджан созрело у Кивы уже на момент ликвидации его должности: «…Он планирует работать в Азербайджане и, не исключено, сможет повлиять на реализацию солидного проекта по передаче в эту страну технологии производства нового военного транспортника - Ан-178. Как в 90-х годах внешнеэкономическая деятельность, и в частности передача технологии производства Ан-140 Ирану, спасла фирму «Антонова», так и ныне такой крупный проект может стать свежим ветром в паруса и позволит фирме развиваться. Кстати, переговоры и по иранскому, и по азербайджанскому проекту вел именно Дмитрий Кива», - писало тогда издание.

Как считает главный редактор газеты «Деловой Донбасс» Геннадий Березовский, Киву убрали от руководства «Антоновым», чтобы со временем продать за границу наиболее ценные патенты, а украинскому бизнесу - территорию завода возле метро «Святошин» в Киеве (под жилую застройку). Учитывая, что в планах «Антонова» было развитие совместного производства самолётов в Саудовской Аравии и Азербайджане, ликвидация должности генконструктора может означать начало такой операции. Участвует ли в ней Кива или нет (скорее всего, нет) - покажет время. В любом случае вероятность миграции технологий и специалистов при переезде генерального конструктора в другую страну - вопрос времени.

Кива в одном из своих интервью утверждал, что наибольшая ценность предприятия, которым он до недавнего времени руководил, даже не патенты, а коллектив, который удалось сохранить. Теперь часть этого коллектива вполне может податься за своим конструктором. Тем более что обстоятельства «благоприятствуют»: вот уже два месяца производство на «Антонове» остановилось

Как сообщалось ранее, в сентябре 2016 года «Антонов» приостановил выпуск самолётов из-за отсутствия необходимых деталей, поставлявшихся ранее из РФ.

«Отсутствие кооперации с Россией по самолетам не облегчило жизнь «Антонову»… Сейчас, если бы даже мы очень хотели произвести самолет, у нас есть ряд недостроенных машин, которые стоят в цехах, нам нужно заменить все российские комплектующие на комплектующие других производителей, не будем говорить, что это обязательно западные, это могут быть и украинские», - пояснял в эфире радио «Вести» заместитель начальника отделения перспективных разработок ГП «Антонов» Андрей Хаустов. По его словам, возобновление производства ожидается не ранее 2017 года, когда предприятию удастся найти замену необходимым деталям.

Напомним, в конце августа 2016 года китайский телеканал CCTV заявил о продаже ГП «Антонов» Китаю . На предприятии тогда опровергли эту информацию, хотя признали, что переговоры с китайской стороной были, а их целью было соглашение о постройке второго экземпляра Ан-225 на первом этапе и серийного производства - на втором.

«Часть документации уже продали саудитам - по легким пассажирским самолетам), часть - китайцам, по тяжелым транспортным», - напоминает политический эксперт Юрий Гаврилечко. «И действительно, зачем после этого генконструкторы? Да и зачем вообще «великой аграрной державе» - производство самолетов?» - задается вопросом политолог.

«Деньги. Только деньги. То есть с самого начала что Яценюк, что Гройсман, они всегда заявляли: надо получить контроль над финансовыми потоками, потому что мы не совсем понимаем, куда уходят деньги. Потому что это госпредприятие, а государство, ни копейки не вкладывая, все время выкачивает с этого предприятия деньги, еще и требует, чтобы они самолеты делали. А они самолеты делают, правда, в этом году наступил кризис этого выкачивания, в этом году сдадут аж один самолет», - заявил эксперт, говоря о причинах.

Также Коновалов отметил, совсем неприличную вещь о переходе Кивы именно в Азербайджан.

«Дело в том, что Азербайджан год назад подписал контракт на Ан-178, что мы будем поставлять им военно-транспортный самолет. И нам сказали: хорошо, будете поставлять, но вы нам все-таки локализацию производства создайте какую-то, чтобы мы хоть часть самолета делали в Азербайджане. Поэтому Кива, получается, может шантажировать КБ «Антонов» своим присутствием там, потому что он той стороны как бы партнер, и если новое руководство «Укроборонпрома», которое руководит сейчас КБ «Антонов», не договорится с ним, вот тогда могут начаться очень интересные вещи», - прогнозирует специалист.