Родительское собрание "почему ребенок не любит читать". Исследование "Любит ли ваш ребенок читать"? Любят ли читать ваши дети

10 лет назад, когда родился мой сын, я была очень молода и понятия не имела, что я делаю. Моя жизнь была далека от идеала и моей главной задачей было - выжить. Не смотря на то, что сына я очень любила и заботилась о нем как могла, эта забота в основном проявлялась в том, что бы он был сыт, чист и здоров. Я не водила его на детские массажи и плавание для малышей, я не разучивала с ним стишки и песенки, я не собирала ему замки из лего, и о чем я жалею больше всего - я не читала ему на ночь. Днем я ему тоже не читала.

Я пропустила очень важное время в развитии моего ребенка, когда любовь к книгам и чтению закладывается на интуитивном подсознательном уровне. По-этому в последствии мне пришлось приложить немало усилий, чтоб привить моему сыну любовь к чтению.

Когда ему было лет 7, я наконец стала замечать, что мой сын совершенно равнодушен к книгам. Читать он умел, но не любил. Я поняла, что что-то надо срочно делать.

Сначала я стала читать ему на ночь. Я знаю, я опоздала на 7 лет, но лучше поздно, чем никогда. Потом мы стали читать вместе по-очереди - я страницу - он страницу. Постепенно я стала собирать детскую библиотеку. Я покупала ему самые разные книги от комиксов до сборников детской классики в 17-ти томах. Я так же собирала ему самые разные энциклопедии. Я пыталась найти книги, которые ему понравится не только читать, но и просто разглядывать.

Я купила книжный шкаф специально для сына и поставила его в детскую. На мой взгляд, это важно, когда у ребенка есть своя личная маленькая библиотека. Еще я купила гигантскую подушку/кресло и лампу, чтоб создать настоящий уютный уголок для чтения. Достаточно неофициальный и комфортный, чтоб ребенку хотелось проводить там время.

Постепенно я стала брать сына на презентации новых книг и знакомить его с авторами этих книг. У нас появились книги с автографами авторов и иллюстраторов. Это очень нравилось моему ребенку, потому что он начал видеть реальных людей, стоящих за созданием книг. А еще мы стали ходить на книжные выставки и литературные фестивали, и разумеется стали завсегдатаями книжных магазинов. Обычно поход в книжный магазин занимает у нас не меньше часа. Мы обязательно пьем там чай и догло-долго копаемся в книгах сидя на полу. Далеко не обязательно что-то покупать, важен сам процесс.

Я пытаюсь развить в сыне любовь не только к чтению, но и к книгам, как к объекту, как к предмету, к которому рука сама тянется. Я сама обожаю книги. Я люблю держать их в руках, нюхать, листать страницы. Мне бы очень хотелось привить эту любовь и своему ребенку.

Ну и последнее, я записала его в библиотеку рядом с домом. Я разрешаю сыну ходить туда самостоятельно и выбирать книги на его усмотрение. Опять же, я не хочу ему навязывать свои вкусы и литературные пристрастия. Мне важно, чтоб он читал то, что интересно ему.

Моему сыну уже почти 11. Я до сих пор не могу сказать, что чтение - его любимое занятие, но у нас сложилась определенная рутина и отношение к чтению. Он читает каждый вечер перед сном, у него есть любимые книги и любимые авторы и можно сказать, что мне почти удалось исправить тот факт, что я не прививала ребенку любовь к книгам с раннего детства. Хотя останавливаться еще рано...

Мне бы очень хотелось узнать, как вы прививаете своим детям любовь к чтению, особенно к детям по-старше. Есть ли у вас какие-то приемы и техники. Любят ли ваши дети читать?

Формирование духовной культуры личности осуществляется через чтение.

Большую роль в формировании духовного, интеллектуального мира ребенка играет семейное чтение - оно обогащает и детей и их родителей, сближает всех членов семьи и с ранних лет прививает ребенку любовь к книге.

С целью привлечения внимания к семейному чтению в Городской детской библиотеке проведено анкетирование родителей читателей-дошкольников.

Да, ответили 99% респондентов

Нет, не очень, 1 % респондентов

2. Любимая книга ребенка? Ответы-71%

Стихи, сказки, загадки, рассказы, приключения

Буратино

Лагунов «Ромка, фомка и Артос»

Успенский «Вниз по волшебной реке»

А. Барто, С.Я. Маршак

Муха-цокотуха

Бармалей

Доктор Айболит

Колобок

Спящая красавица

Золушка

Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Энциклопедии для дошкольников,

Про животных

Журналы - трансформеры, тачки

Нет ответа 19%

3. Часто ли вы читаете ребенку вслух?

а) ежедневно, ответили 32%

б) от случая к случаю - 58%

в) редко - 10%

4. Есть ли у вас домашняя библиотека?

Да (небольшая, маленькая) - 92%

5.Как часто вы покупаете ребенку книги?

Часто - ответили 46%

Не часто - 41%,

другие варианты ответов - 13%

по просьбе ребенка

раз в месяц

раз в два месяца

берем в библиотеке

6. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Читать детям важно, потому что …

- чтение развивает 79%

мышление

внимание

усидчивость

фантазию

воображение

Ребенок получает новые знания, это полезно, важно, нужно для детей - 15%

Нет ответа- 6%

7. Как вы думаете, чем детский сад может помочь вам в приобщении ребенка к чтению?

Проведением познавательных уроков, занятий - 24%

Заинтересовывать новыми произведениями, которые затем можно будет прочитать дома с родителями - 35%

Проводить занятия, чтобы ребенок учился читать, как можно больше читать детям - 14%

Заинтересовать новыми формами обучения - 3%

Посещением библиотеки

Нет ответа, не знаю -24%

Таким образом, почти все родители (99%) ответили, что их дети любят книгу и чтение.

Они знают любимые книги своих детей, во многих семьях есть домашняя библиотека (хотя и небольшая).

Родители довольно часто покупают детям новые книги и журналы (46%), они понимают важность и значимость чтения для всестороннего развития ребенка и приобретения ими новых знаний (94%).

Родители очень заинтересованы, чтобы в детских садах проводились разнообразные занятия по приобщению детей к чтению, советуют больше читать детям и рассказывать о новых книгах, посещать библиотеку.

Но, в то же время, на вопрос о семейном чтении - как часто вы читаете ребенку вслух , только 32% родителей ответили, что читают ежедневно, остальные 68% с сожалением ответили - редко, от случая к случаю.

Из семьи уходит культура совместного чтения, а ведь маленькие дети жаждут общаться с родителями, вместе с мамой или папой читать интересные книги, познавать окружающий мир, радоваться или печалиться за любимых героев. Совместное чтение строит мощную связь между родителями и детьми.

Надеемся, подобное анкетирование поможет родителям задуматься о важности традиций семейного чтения, а библиотеки и дошкольные учреждения помогут в этой работе.


Проведенные научные исследования в области развития речевой практики детей младшего и дошкольного возраста доказали важность раннего чтения вслух для детей. Согласно выводам, сделанным учеными, дети, которым читали книги с младенческого возраста, гораздо легче и раньше начинали процесс обучения чтению. Дело в том, что процесс обучения устной речи будет идти параллельно со знакомством с письменной речью: дети будут видеть, а со временем и различать буквы, они узнают, что такое алфавит и какой буквой обозначается тот или иной звук, и как из букв составляются слова. Любопытство маленьких детей будет стимулировать их к познанию нового и в дальнейшем поможет понять, что можно узнать из текста и как его нужно читать.

Итак, с чего начать?

Просто читайте

Не беспокойтесь о том, готов ли ваш малыш прослушать всю историю про Красную Шапочку или всего лишь одну или две странички из сказки, читайте столько, сколько он может слушать. Вы можете прочесть ему две страницы перед прогулкой и еще три после сна. Даже самый маленький отрывок, прочтенный вашему ребенку, сыграет огромную роль для будущего развития. Вы увидите, чем старше будет становиться ваш малыш, тем с большим интересом он будет слушать более длинные и сложные тексты.

Выбирайте сказки, интересные вашему малышу

Совсем не обязательно, что ваша дочь будет обожать сказки о принцессах, так же, как вы любили их в детстве. Обязательно учитывайте, что интересно вашему ребенку, когда выбираете книгу для чтения. И не стоит беспокоиться, если ваша дочка просит вас почитать про грузовики, а сын требует историй про Золушку, видимо, именно это интересно им в данный момент. Не забывайте о том, что вы прививаете им любовь к чтению, не ограничивайте круг их интересов.

Обсуждайте то, что прочитали

Вместе с тем, как растет интерес вашего ребенка к чтению, растет и количество его вопросов о книгах и о содержании. Не стоит раздражаться по этому поводу. Понимать то, о чем написано в книге - это основное умение, которое нужно приобрести каждому читателю. Наоборот, нужно поддерживать этот интерес: отвечайте на все вопросы и задавайте свои! Уверяем вас, что каждый раз вы будет слышать новые и новые рассуждения своего малыша, и он не раз удивит вас!

Будьте терпеливы

Часто случается, что дети противятся чтению. Иногда им не хочется спокойно сидеть и слушать, им может быть не интересно то, о чем вы читаете или они постоянно вас перебивают и говорят о своем. Относитесь к этому спокойно и продолжайте читать. Ваше терпение и спокойствие передастся ребенку и со временем он научится любить время, когда вы ему читаете, и сам будет просить вас почитать.

Будьте оптимистичны

Даже если ваш ребенок не любит чтение, старайтесь всячески его увлечь. Энтузиазм заразителен! И если вы сами с нетерпением ждете, когда сможете почитать свою любимую книгу, вскоре и ваш ребенок будет с нетерпением ждать, когда вы почитаете и ему. (Можно прибегнуть и к небольшой хитрости: как правило, дети не любят, когда мы начинаем укладывать их в постель, поэтому после напоминания о том, что пора ложиться спать, можете предложить вашему ребенку немного почитать перед сном. Поверьте, дети соглашаются на все, лишь бы не спать).

А стоит ли?

Вам может казаться, что вы тратите массу времени и усилий, но ваш ребенок все равно с неохотой слушает сказки и тогда вы задаете себе вопрос: а стоит ли так мучиться? Эксперты и родители со стажем отвечают однозначно: стоит!

Начинайте читать детям как можно раньше. Для грудничков покупайте картонные книжки, с крупными рисунками и буквами, затем читайте небольшие сказки, а дошкольникам можно читать уже длинные рассказы и смешные истории. Также можно обратить внимание на , которые загружаются на различного рода гаджеты, но все же лучше отдавать предпочтение традиционной книге. Чтение - это еще и общение с ребенком, вы станете ближе, научитесь лучше понимать друг друга и привьете вашему малышу любовь к миру книг.

Е сли вы считаете, что современные дети не любят читать, загляните в любой книжный магазин. От многообразия детских изданий у вас перехватит дух. А раз есть предложение, значит, есть и спрос. Так что читающий ребенок – не такое уж и редкое явление. Скорее, наоборот, все дети любят читать, но не все родители знают об этом. О том, как научить ребёнка любить книги, мы поговорили с психологом-консультантом сайта Школа Семи Гномов , автором развивающих книг для детей-дошкольников Дарьей Колдиной.

– Если в советском детстве, кроме книг, получить информацию было негде, то у современных малышей альтернативных источников информации более, чем достаточно. Так ли нужны современным малышам книги?

– В первую очередь нужно определиться, в чём мы видим предназначение книги. Книга для ребёнка – это не просто источник информации. Это эмоции, удовольствие, всестороннее развитие, новые знания, уроки воспитания. Можно ли всё это получить другим способом? Можно, но хорошо, когда есть разнообразие и выбор. Приведу аналогию с питанием. Составляя меню, мы исключаем жирные, острые и солёные блюда, не пичкаем ребёнка конфетами. Но и не кормим его одной только гречневой кашей, хоть она и очень полезна. Так же и с источниками знаний: они должны быть адекватными и дозированными.

Кстати, сомневаюсь, что советские дети много времени проводили за книгами, часть знаний они получали во время совместных дворовых игр, различных общественных мероприятий, культпоходов, в секциях и кружках по интересам и т.п.

– Получается, мы не так уж сильно отличаемся от наших детей? Значит, малышей из 21 века тоже можно научить любить книги?

– Конечно, можно. Более того, очень многие современные дети любят читать. Сейчас активно переиздаются старые советские книги, выпускаются новые современные. Так что родители без проблем смогут подобрать для своего ребёнка именно те книги, которые подойдут ему по возрасту, характеру и интересам.

– На любовь к книгам влияет очень много факторов: культура семьи, образец для подражания в виде читающих родителей, хорошая детская библиотека. К тому же, все дети разные. Одни спокойные и предпочитают тихие игры, другие не могут и минуты усидеть на месте. Одни лучше воспринимают информацию на слух, другие – через органы зрения. Естественно, что заинтересовать подвижного визуала намного сложнее, чем усидчивого ребёнка, всегда готового послушать что-то интересное. Но это не значит, что мы должны сидеть сложа руки и ждать, когда ребёнок «дозреет», ведь в детском саду и в школе ему волей-неволей придётся воспринимать информацию на слух. Подбирайте подходящий момент – ведь даже активный малыш устаёт и вполне может передохнуть с книгой в руках.

– Если родители задались целью научить ребёнка любить чтение, когда лучше начинать и можно ли упустить нужный момент?

– Некоторые мамы во время вынашивания малыша практикуют чтение вслух, чтобы их ещё не рождённый малыш привыкал к звучащей речи. Не все, конечно, с этим согласны, но, по мнению учёных, польза в этом есть, особенно если читать крохе ритмичную стихотворную речь. После появления на свет малыш растёт, развивается и постепенно знакомится с миром, в том числе и с книгами. Важно сделать это как можно раньше, ведь дети большие консерваторы, и если к чему-то не приучить их «с пелёнок», то потом это может восприниматься «в штыки».

Не редки случаи, когда ребёнок категорически отказывается слушать книгу: грызёт её, бросает, уползает… В таком случае можно развесить по квартире иллюстрации и подносить к ним ребёнка. Также полезно в течение дня рассказывать малышу потешки, пестушки, стихи, напевать песенки, как это делали наши мудрые прапрабабушки. И не обязательно читать малышу книгу от начала и до конца: просто переворачивайте странички и рассказывайте какое-нибудь одно стихотворение. Хорошо, если на помощь родителям придёт игрушка-сказочник, которая наполнит чтение особой эмоциональностью и выразительностью. С ребёнком более старшего возраста можно рассматривать и обсуждать иллюстрации, придумывать свои истории.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

Попробуйте отвести ребенка в библиотеку, её атмосфера может произвести сильное впечатление на кроху

– Есть ли универсальные правила, которые каждая мама может повесить на стенку и успешно двигаться к своей цели?

– Во-первых, родители сами должны быть заинтересованы в книгах, любить их. Во-вторых, нужно найти свой способ увлечь ребёнка миром литературы. Читайте книгу вслух себе или старшему брату (сестре), а малыш пусть играет рядом и слушает вполуха. Или попробуйте пересказать ребёнку какой-то фрагмент из книги, а потом предложите вместе узнать продолжение. Иногда полезно пойти от обратного, например, создать свою книгу. Если ваш ребёнок интересуется динозаврами, то можно вырезать из журналов иллюстрации динозавров, наклеить их на сшитые странички и добавить краткую информацию. Такая книга может быть дополнена открывающимися окошками, конвертиками, крутилками и т.д. Созданная самим ребёнком книга, несомненно, будет любимой.

– Если говорить о детях до года, когда у них должна появиться первая книга и какая? Какие книги нужны после года?

– Знакомство с образом книги можно начинать с книжек-игрушек. Они яркие, приятные на ощупь и на зуб и несут в себе двойную функцию: в них можно играть и их можно слушать. Маленьким детям очень нравится звучание мелодичных и ритмичных стихотворений А. Барто, С. Михалкова, В. Берестова, Е. Благининой.

После года можно начинать читать русские народные сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и др. Чуть позже – небольшие рассказы про животных и детей, например, В.Сутеева, Я.Тайц, С.Прокофьева. Для маленьких детей я написала книгу «Истории про меня» . Это короткие истории, читая которые мама будет подставлять имя своего малыша. А какой ребёнок откажется слушать книгу про самого себя? Незаменимы, как и прежде, стихотворные сказки К.Чуковского – «Доктор Айболит», «Тараканище», из современных можно порекомендовать Джулию Дональдсон «Улитка и Кит», «Груффало» и другие её книги. После двух лет интересы детей настолько сильно разнятся, что советовать что-либо очень сложно. Одни с удовольствием слушают «Карлсона», «Буратино», «Незнайку», а другие в тысячный раз требуют перечитать «Колобка» и «Теремок». Подборки книг для каждого возраста вы можете найти в нашей «Школе Семи Гномов».

– В каждой семье свои порядки и свои приоритеты. Но в любом случае, ежедневное совместное чтение может стать хорошим ритуалом и мостиком к диалогу между родителями и ребёнком. Многим детям нравится слушать книги на ночь, это даёт им возможность «оттянуть» время отхода ко сну.

– Можно ли заменить бумажные книги для ребенка на электронные? Ведь это так удобно для хранения - вместо огромного шкафа всего один планшет.

– На маленького ребёнка разрушительно действуют электромагнитные излучения, идущие от подобных носителей. Подсветка и блики экранов напрягают и портят зрение. Кроме того, малыш не получает дополнительных сенсорных впечатлений от соприкосновения с настоящей книгой: не чувствует её размеры, форму, гладкость обложки, шершавость страничек... Довольно затруднительно пролистнуть электронную книгу назад, обратившись к понравившейся картинке или моменту. А ведь многие дети любят усесться на пол, взять стопку книг и просто перелистывать их одну за другой.

– Как вы относитесь к наследию классических детских писателей? Должны ли их заменять современные авторы?

– Жизнь изменилась, ускорилась, и появилась потребность в получении более динамичной информации. Это мы, советские дети, могли терпеливо слушать рассуждения автора, в надежде рано или поздно наткнуться на его величество «событие». Современные же дети уже вряд ли оценят размеренные и спокойные произведения Бориса Житкова или Виталия Бианки. Им интереснее читать весёлые, короткие рассказы современных авторов. Но такие классики, как Николай Носов, Виктор Драгунский, Ирина Пивоварова, Юрий Сотник и другие, особенно с теми добрыми советскими иллюстрациями, до сих пор способны удивить современного юного читателя и навсегда оставить след в его душе. Книги учат, воспитывают, развивают – как классические, так и современные.

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения;
  2. Показать роль книг и чтения в развитии ребенка;
  3. Ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.

Материалы для подготовки и проведения родительского собрания:

  1. Проверка техники чтения (всех параметров) и сравнительный анализ техники чтения за период 1-3 класс.

Ход собрания

  1. Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.
  2. Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей (Анкеты в подготовительном этапе).
  3. Выступление школьного психолога (Результаты тестирования на развитие образного мышления у детей и рекомендации родителям “Упражнения для развития образного мышления”).
  4. Сотрудничество с библиотекой. Выступление библиотекаря о сотрудничестве с библиотекой. (Оформление стенгазеты с фотографиями и отзывами детей о сотрудничестве с библиотекой).
  5. Взаимосвязь с родителями – это один из путей решения проблемы. Видеоигра “Пойми меня”.
  6. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение? Работа родителей в группах с целью составления памятки для родителей.

Подведение итогов родительского собрания.

I. Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.

1. В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.

Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:

  1. Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.
  2. Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.
  3. Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.

Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?

2. Навык чтения состоит из нескольких параметров:

- Способ чтения : по слогам, целыми словами, группами слов. (В нашем классе дети читают в основном целыми словами, но есть и группа детей, использующая слоговое чтение вместе с целыми словами.)

- Скорость чтения (к концу 4 класса ребёнок должен читать не менее 120 слов в минуту).

В 3 классе норма 80-90 слов (для 2 полугодия). Выше нормы читают 7 человек, в норму укладываются 7 человек, ниже нормы – 8 человек. В сравнении со 2 четвертью стали больше читать слов 5 человек, остальные уменьшили количество слов. Сравнение скорости чтения в 3 классе со скоростью чтения в сентябре 1 класса показало следующее: количество слов за 1 минуту увеличилось с 37 до 87 слов.

- Правильность, беглость чтения . С ошибками в нашем классе читают 8 человек.

- Понимание прочитанного . По результатам самостоятельной работы понимание прочитанного на высоком уровне у 9 человек, у 8 человек на уровне выше среднего, у 1 – на среднем, у 2 на низком. Проверка читательских дневников показывает следующее: ведут читательские дневники 21 человек, записываются только книги заданные для внеклассного чтения, не всегда записи выполнены аккуратно, имеются орфографические ошибки, не у всех есть рисунки к произведениям. Лучшие в оформлении читательские дневники у 5 человек.

3. Беглым и выразительным чтение ребёнка становится к 5 классу. Но некоторые дети, несмотря на усилия родителей и учителей, продолжают читать медленно, по слогам, не понимают прочитанное. Причиной таких отклонений могут быть индивидуальные особенности ребёнка. От психологов и логопедов можно услышать такой диагноз: дислексия или дисграфия. При дислексии задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга – некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определённых зон коры головного мозга. Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма – дисграфия. Симптомы этого диагноза следующие: замена гласных при письме, пропуск их, пропуск целых слогов, не обозначение мягкости согласных и т. п. И ребёнку требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов.

Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению. Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения, воспринимают чтение как повинность. Причины этого могут быть в семейном воспитании.

1) Если родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить. Естественно ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.

2) Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребёнок рассуждает так: “Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду”.

3) Нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, современным детям не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.

II. Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей по результатам анкетирования.

Анкета для ученика

  1. Любишь ли ты читать книги?
  2. Сколько времени обычно проводишь за книгой?
  3. Тебя заставляют читать или ты читаешь сам без принуждения?
  4. Какие книги ты предпочитаешь?
  5. Какие журналы тебе нравятся?
  6. Кто советует тебе в выборе книги?
  7. Дарят ли тебе родители книги?
  8. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанное?
  9. Читают ли твои родители книги?
  10. Ходишь ли ты с родителями в книжный магазин или библиотеку? В какую? В какой магазин?
  11. Есть ли у вас домашняя библиотека?
  12. Какую книгу ты прочитал сейчас?
  13. А какой журнал?
  14. Какую книгу (из прочитанных тобой) можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам? Почему? Чем тебе понравилась эта книга? Нарисуй её обложку.

Анкета для родителей

  1. Любит ли ваш ребенок читать книги?
  2. Сколько времени он обычно проводит за книгой?
  3. Вы заставляете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
  4. Какие книги и журналы он предпочитает?
  5. Дарите ли вы своему ребенку книги?
  6. Читаете ли вместе с ребенком книги и журналы?
  7. Обсуждаете ли со своим ребенком прочитанное?
  8. Считаете ли вы себя активным читателем?
  9. Как вы думаете, являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
  10. Ходите ли вы с ребенком в библиотеку или вам хватает домашней?
  11. Какую книгу (из прочитанных вами в детстве) можете порекомендовать ребенку для чтения? Почему? Чем вам дорога эта книга? Пожалуйста, укажите автора и название произведения?

На последний вопрос анкеты (№11) просим ответить всех членов семьи (мама, папа, по возможности бабушка и дедушка)

Анализ читательских интересов оформляется в виде сравнительных таблиц.

Список составляется в виде таблицы, где графы обозначены как:

III. Выступление школьного психолога (Результаты тестирования на развитие образного мышления у детей и рекомендации родителям “Упражнения для развития образного мышления”).

IV. Сотрудничество с библиотекой. Выступление библиотекаря о сотрудничестве с библиотекой. (Оформление стенгазеты с фотографиями и отзывами детей о сотрудничестве с библиотекой).

V. Взаимосвязь с родителями – это один из путей решения проблемы. Видеоигра “Пойми меня”.

Подготовка и проведение видеоигры “Пойми меня”. Детям было предложено подготовить для родителей рассказ о любимом литературном герое не называя его имени. Родители угадывают персонаж по описанию ребенка.

VI. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение? Работа родителей в группах с целью составления памятки для родителей.

Памятка для родителей.

  1. Помните, что самый главный пример для сына или дочки – вы сами. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что домашние предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.
  2. Заведите дома ритуал совместного чтения. Читайте веселые, интересные книги сверх школьной программы. Обсуждайте прочитанное.
  3. Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту.
  4. Не спешите отвечать на вопросы ребенка сразу. Посоветуйте ему искать ответы в книгах самостоятельно. Для этого собирайте дома различные словари: энциклопедические, толковые, орфографические, фразеологические и т.д.
  5. Сделайте поход в книжный магазин с сыном или дочкой приятным событием. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, что из книг вы могли бы подарить кому-то из семьи, его другу.
  6. Когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не стойте у него над душой (это создаст эффект принуждения).
  7. Проявляйте интерес к тому, что читают сын или дочка.
  8. Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежный), тогда он будет стараться порадовать вас своими успехами.
  9. Не сравнивайте достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер) ; постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным ребятам.

VII. Подведение итогов родительского собрания.

Помните, что это – не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи.

Возможное решение родительского собрания.

  1. Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.
  2. Классному руководителю составить график консультации родителей по вопросу техники чтения.
  3. В воспитании читательского интереса у детей продолжить с воспитателем сотрудничество с детской библиотекой.
  4. Сделать обязательными посещения библиотеки вместе с родителями, научить ребенка выбирать книги.

Литература:

  1. Родительские собрания 4 класс.: Москва – 2008г – с.58.
  2. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.: Харьков – 1997г.