Публичные ао. Что такое ПАО — особенности регистрации и функционирования. Бухгалтерский учет в ОАО

Правовое положение АО, права и обязанности его акционеров, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества определяются ФЗ N 208-ФЗ от 26.12.1995 ФЗ «Об АО»

АО теперь не подразделяются на открытые и закрытые. А те из них, которые открыто размещали свои акции, теперь называются публичными. Причем публичной компания признается независимо от того, сказано об этом в ее наименовании или нет. Компаниям не нужно срочно менять свои уставы и вносить изменения в ЕГРЮЛ. Это можно сделать тогда, когда в ходе деятельности возникнет необходимость поправить какие-либо положения учредительных документов, втом числе не потребовалась ни реорганизация, ни ликвидация, ни перерегистрация обществ (ч. 10 ст. 3 ФЗ N 99-ФЗ).

Обращем внимание, что ФНС в письме от 30.12.2015 N ГД-4-14/23321@ указывает на то, что ОАО нужно переименовать в ПАО или АО при первом изменении устава. Иначе ИФНС откажет в госрегистрации изменений, т.к. в поданных документах указаны недостоверные сведения о наименовании ЮЛ.

Напомним, что открытая и закрытая подписки - это способы размещения акций, то есть способы их реализации. Закрытая подписка допускает продажу акций лишь среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Акционеры сами решают, кого допускать к себе, а кого - нет. Открытая подписка допускает свободную продажу акций на условиях, устанавливаемых законом.

С 01.09.2014 все АО делятся на публичные (ПАО) и непубличные (АО) акционерные общества

Непубличные общества - иные АО, а также все ООО (ст. 66.3 ГК РФ).

Нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение непубличных обществ, носят преимущественно диспозитивный характер и предоставляют участникам таких обществ широкие возможности для регламентации корпоративных отношений на уровне внутренних документов, в том числе в части формирования структуры и компетенции органов управления и контроля, определении порядка созыва, подготовки и проведения собраний участников, принятия решений органов общества, установлении порядка реализации преимущественного права, определении объема прав участника, непропорционального его доле в уставном капитале.

Основные особенности правового статуса ПАО (ст.97 ГК РФ)

  • Императивное регулирование
  • Обязанность публичного раскрытия информации
  • Дополнительные требования в сфере корпоративного управления (во многом схожие с теми, что были в ОАО)
  • Невозможность установления необходимости получения согласия на отчуждение акций
  • Невозможность установления преимущественного права

В соответствии с Информационным письмом Банка России от 18.08.2014 N 06-52/6680 для признания АО ПАО необходим факт публичного размещения или публичного обращения ценных бумаг независимо от того, что срок течения указанных событий либо ограничен (публичное размещение), либо может прекратиться по различным причинам (публичное обращение). Таким образом, АО считается публичным, если акции такого АО когда-либо размещались путем открытой подписки либо публично обращались.

Ст. 66.3 ГК РФ выделила два признака ПАО

  • Акции и ценные бумаги (конвертируемые в его акции) которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах
  • АО, включившее в устав и в фирменное наименование указание на то, что общество является публичным

Для того чтобы стать публичным, АО достаточно одного из указанных выше двух признаков.

Все остальные АО отнесены к непубличным.

АО (до 01.09.2014 - ЗАО)

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и п. 2 ст. 97 ГК РФ, акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признавалось закрытым обществом, с 01.09.2014 оно признается АО. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

При этом, если устав ЗАО до 01.09.2014 не предусматривал преимущественного права акционеров на покупку акций у других акционеров АО, до приведения устава к нормам ГК РФ после 01.09.2014 акционеры общества пользуются преимущественным правом покупки акций у других акционеров АО по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому акционеру АО.

ПАО (до 01.09.2014 - ОАО)

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об АО» и п. 1 ст. 97 ГК РФ, АО, которое вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки, признается публичным акционерным обществом. Такое АО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Такое АО также вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или нормами правовых актов РФ.

Уставной капитал АО (ранее ЗАО)

Размер УК АО (ранее - ЗАО) должен быть не меньше стократного МРОТ на дату государственной регистрации (не менее 10 000 руб. в настоящее время). С 01.09.2014 вносить изменений в размер УК АО, ставшим АО, не требуется.

Уставный капитал ПАО (ранее ОАО)

Размер УК ПАО (ранее ОАО) должен быть не меньше тысячекратного МРОТ на дату регистрации общества (не менее 100 000 в настоящее время). С 01.09.2014 вносить изменений в размер УК АО, ставшим ПАО, не требуется.

Ст.5 ФЗ N 82-ФЗ «О минимальном размере оплате труда» от 19.06.2000

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года, исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Учредители АО

Учредителями/акционерами АО могут быть юридические лица и граждане РФ, иностранные физические и юридические лица. Не могут выступать учредителями/акционерами АО государственные служащие, военнослужащие, государственные органы и органы местного самоуправления.

АО может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения. АО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество (ООО, ОДО (до 01.09.2014), АО), состоящее из одного лица, если иное не установлено законом.

Рекомендум прочесть ответ ЦБ РФ (от 06.05.2015 N 52-3/5431 ) на вопрос о порядке и сроках направления уведомления лицом, получившим право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие УК некредитной финансовой организации, а также порядке запроса Банком России информации о лицах, которые прямо или косвенно имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие УК некредитной финансовой организации

Количество акционеров в АО (ранее в ЗАО)

Число акционеров АО (непубличного) не ограничено. Напомним, что до 01.09.2014 число акционеров в ЗАО не могло превышать 50 человек. С 01.09.2014 вносить изменения в количество акционеров АО, ставшим ПАО/АО, не требуется.

Количество акционеров в ПАО (ранее ОАО)

Число акционеров публичного (ранее - открытого) общества не ограничено.

Акции АО (ранее - ЗАО)

Акции АО (ранее - ЗАО) не могут обращаться на фондовых биржах.

Акции ПАО (ранее - ОАО)

Акции ПАО (ранее - ОАО) могут обращаться на фондовых биржах.

ФЗ т 05.05.2014 N 99-ФЗ, вступивший в силу с 01.09.2014, был принят с целью усиления контроля над реализацией больших пакетов акций бывший ОАО и призван скоординировать действующее в этой сфере законодательство. В частности, создана система госконтроля за процедурой поглощения АО. Заинтересованные стороны обязаны предварительно уведомлять о своих намерениях уполномоченный орган, который обязан давать антимонопольное одобрение или запрещать сделку.

Закон ввел термин «связанные лица», к которым помимо аффилированных лиц относятся те, кто оказывает косвенное влияние на сделку.

Закон также ввел понятие "корпоративный договор". Акционенрам АО предоставлено право самостоятельно решать: заключать такой договор или нет. Но если акционеры заключат корпоративный договор, раскрытие его содержания становится обязательным (ст. 67.2 ГК). Акционеры ПАО обязаны раскрывать информацию, содержащуюся в корпоративном договоре согласно правилам, установленным ФЗ «Об АО». Содержание корпоративного договора, заключенного акционерами непубличного АО раскрытию не подлежит и относится к категории конфиденциальной информации, если иное не установлено законом. Независимо от типа АО информация о заключении корпоративного договора на сегодняшний день включению в устав не подлежит.

Акционеры АО (ранее - ОАО/ЗАО) не отвечают по обязательствам обществ и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, как и ранее.

Общие сведения об АО

В соответствии с п. 1 ст. 96 ГК РФ акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций.

УК АО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

УК АО определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

УК АО подлежит оплате, то есть акционеры должны сделать определенные имущественные вклады, которые становятся имуществом общества.

Имущество, переданное в оплату акций, после перехода права собственности на него к обществу, может быть продано или иным способом отчуждено.

Если стоимость чистых активов (разница между стоимостью имущества общества, его имущественных прав и размерами его задолженности) ниже УК АО, данное общество обязано уменьшить УК или принять решение о своей ликвидации.

УК АО - понятие, определяющее, с одной стороны, размер ответственности акционеров общества перед его кредиторами, а с другой - права акционеров по управлению обществом, получению дивидендов и части имущества общества после его ликвидации.

Участник АО приобретает ценную бумагу - акцию, подтверждающую его права участвовать в управлении обществом, получать дивиденды, долю имущества при ликвидации АО.

Эмиссия (выпуск) акций возможна только в бездокументарной форме, то есть права владельцев акций закрепляются не бумажным документом, а путем совершения записей в соответствующих реестрах акционеров, которые в определенных случаях могут вестись обществом/регистратором либо только регистратором.

Выпуски акций подлежат государственной регистрации, они имеют обращение на рынке ценных бумаг, сделки с ними регулируются, в том числе и нормами, регулирующими отношения, возникающие между участниками рынка ценных бумаг.

Специалисты ААА-Инвест выполнят для Вас услуги по любым регистрационным действиям с ООО, ИП, НПАО, ПАО, НКО

Как для государства, так и для общества в целом, деление лиц на физические и юридические имеет особую важность . Более того, оно является основополагающим фактором для многих статей Гражданского, Административного, Трудового и прочих кодексов Российской Федерации.

Сравнение юридического лица от физического

Для того чтобы максимально учесть интересы лиц, нужно знать физическое это лицо или юридическое. Правоспособность, риски, свойства — у физических и юридических лиц много отличий . Итак, для начала рассмотрим эти два понятия.

Физическое лицо – это человек, имеющий гражданство или не имеющий его, у которого есть обязанности и права только потому, что он существует. В силу своего рождения у него есть правоспособность, дееспособность же определяется его возрастом. Дееспособность и правоспособность могут быть ограничены только по решению суда, либо же согласно законодательству.

Юридическое лицо – это организация, которая была зарегистрирована согласна всем правилам, определенных законом. Эта организация может иметь в качестве своей основной цели как получение прибыли, так и просто работу на общество или идею.

Юридические лица, как правило, имеют организационную форму. Так, самой распространенной формой является ООО, но также юридическое лицо может быть и акционерным обществом и проч.

Рассмотрим основные отличия физического и юридического лица.

  1. Возникновение . Так, физическое лицо возникает в момент его рождения, организация же в момент ее регистрации.
  2. Дееспособность . Организация дееспособна с момента ее регистрации и до момента ликвидации. Физическое лицо может быть как частично, так и полностью дееспособным в зависимости от возраста, а также медицинских показаний.
  3. Ответственность . Компания может быть привлечена только к гражданской, а также административной ответственности, человек помимо вышеперечисленных еще и к уголовной.
  4. Прекращение деятельности . Физическое лицо прекращает свое существование только в момент смерти, компания – после завершения процесса ее ликвидации.

Преимущества открытия ООО

Общество с ограниченной ответственностью считается наиболее оптимальной организационной формой при создании фирмы среди предпринимателей. Рассмотрим основные положительные моменты в создании ООО.

ООО – наиболее простая организационная форма из всех возможных для открытия организации. Однако даже у нее есть некоторые минусы, которые на фоне плюсов кажутся не такими значительными.

Так, число участников общества не может превышать 50 человек. Если число участников переходит за эту границу, то предприниматель должен произвести реорганизацию общества. Более того, если структура управления в ООО меняется, то каждое изменение должно сопровождаться внесением правок в учредительные документы.

Закрытый перечень некоммерческих организаций

С 1 сентября 2014 года в Гражданский кодекс Российской Федерации вступили поправки касаемо некоммерческих организаций . В частности, был создан специальный закрытый печень некоммерческих организаций.

Так, некоммерческие организации, которые были учреждены до 1 сентября 2014 года, должны были привести в соответствие с этим перечнем свое наименование при первой возможности внесения изменений в учредительные документы.

Данный перечень включает в себя следующие виды некоммерческих организаций:

  • , в том числе благотворительные;
  • кооперативы (например, садоводческие или гаражные);
  • общественные организации (политические партии, территориальные самоуправления и проч.);
  • союзы (например, торгово-промышленные);
  • товарищества собственников жилья;
  • казачьи общества;
  • общины;
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные компании;
  • публично-правовые организации.

Изменения, которые были внесены в Гражданский Кодекс РФ, прежде всего связаны с тем, что до них была путаница в формах некоммерческих компаний . Так, перечень допустимых к регистрации некоммерческих компаний был расширен, и для каждой из форм были прописаны свои нормы.

Изменения коснулись и пункта по извлечению прибыли некоммерческими организациями. Им стало разрешено получать доход, но для этого организация должна обладать имуществом, стоимостью не менее 10 тыс. рублей.

Сходства и различия

В других формах ведение деятельности организации представляется более сложным процессом. ОАО, ПАО, ЗАО имеют как и минусы, так и плюсы по отношению к ООО. Рассмотрим основные из них.

Как и ООО, ЗАО, ОАО и ПАО в качестве основного учредительного документа принимают устав . В случае с ЗАО процесс регистрации более сложный и подразумевает не только внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц, но и регистрацию в ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) с целью эмиссии акций. Уставной капитал ЗАО в отличие от ООО состоит не из долей, а из количества акций участников.

Количество участников в ЗАО может быть любым, как и в ОАО и ПАО. ООО подразумевает количество участников не более 50 человек. Продать долю в ООО можно на основании протокола общего собрания участников, в то время как в ЗАО участник должен продать акции другим участникам сообщества.

В случае с ОАО все немного проще: участник при выходе из общества может продать акции как другим его участникам, так и совершенно посторонним лицам .

Как правило, при публикаций об учредительных документах не нужно совершать, в то время как при создании ЗАО обязательна публикация открытой отчетности. ОАО так же, как и ООО, не предполагает публикаций.

ПАО является наименее распространенной формой некоммерческой организации только потому, что уставной капитал общества должен составлять 1000 минимальных размеров оплаты труда и более. В ПАО не существует ограничений на число участников. Оно не обязано публиковать отчетность в открытый доступ.

Так, неопытному специалисту достаточно сложно разобраться во всех аспектах деятельности вышеназванных организационных форм предприятий. Если подводить итог, то можно сделать вывод о том, что ООО подходит для небольших организаций, которые не собираются выпускать акции, а также масштабировать свою деятельность. Если предприниматель задумал действительно крупный бизнес, то ему больше подойдет акционерное общество.

Порядок регистрации и последующие процедуры

Для того чтобы начать деятельность вне зависимости от формы организации, предприятие нужно зарегистрировать. Регистрация – процедура сложная и требует от предпринимателя прохождения обязательных этапов вне зависимости от выбранной формы собственности.

Так, пакет документов на регистрацию нужно предоставить в ФНС. Документы предоставляются либо лично предпринимателем, либо направляются по почте. Также одним из распространенных способов подачи документы является электронный документооборот.

Заявителем при регистрации любого из вышеназванных юридических лиц может выступать как учредитель, так и руководитель будущей организации. Каждый документ, предоставляемый в налоговую для регистрации, если он содержит больше одного листа, должен быть прошит и пронумерован, а также заверен либо самим учредителем, либо нотариусом.

Для того чтобы зарегистрировать юридическое лицо, необходимо уплатить пошлину в размере 4 тыс. рублей . Датой предоставления документов считается дата, когда ФНС получил получила пакет бумаг для регистрации. Как только документы приняты, информация о них вносится в книгу регистрации.

Заявителю в обязательном порядке выдается расписка о получении документов. Если он подавал документы не лично, а посредством почты, то расписка высылается в его адрес на следующий за получением документов рабочий день.

Регистрация производится в течение 5 рабочих дней, во время которых налоговая проверяет достоверность данных, предоставленных на регистрацию. После регистрации новоиспеченной организации выдаётся свидетельство, подтверждающее факт ее постановки на учет.

После регистрации в ФНС налоговая передает документы для регистрации во внебюджетные фонды, которые в кратчайшие сроки ставят на учет новую организацию у себя. Моментом регистрации считается дата поставки предприятия на учет в налоговом органе.

Иногда в регистрации отказывают, и на это существует несколько причин :

  • предоставление неполного пакета документов;
  • допущение ошибок при оформлении;
  • нарушены правила по наименованию организации (Гражданский кодекс РФ содержит определенные требования, предъявляемые к названиям компаний);
  • отсутствие даты на документах (в частности на уставе);
  • неоплата госпошлины за регистрацию;
  • указание недостоверных данных или их подделка.

После завершения процесса регистрации компания вне зависимости от формы собственности обязана открыть в банке расчетный счет и сделать печать.

Речь Антона Ситникова про ООО, ОАО и ЗАО в передаче «Строева.дело».

Почему упразднили ОАО и ЗАО

Обсуждение поправок в Гражданский кодекс РФ касательно упразднения ОАО и ЗАО началось еще в 2012 году. Так, с 1 сентября 2014 года такие формы организаций перестали существовать.

Кроме этого, изменение коснулось и ОДО (общества с дополнительной ответственностью). Теперь вместо ОАО и ЗАО существуют публичные и непубличные общества. Разберемся в чем же разница между ними.

Публичное акционерное общество – это организация, акции которой обязательно должны быть размещены на рынке ценных бумаг. Таким образом приобрести акции может любой желающий. Более того, организация должна в обязательном порядке указывать в уставе и остальных учредительных документах, что она является публичной.

Организации, зарегистрированные в качестве ЗАО или ОАО до 1 сентября 2014 года, должны были внести изменения касательно своей публичности или непубличности в кратчайшие после принятия поправок сроки.

Непубличное акционерное общество – это организация, которая не размещает свои акции на рынке ценных бумаг. Так, приобрести акции может только человек из ограниченного числа лиц.

С 1 сентября 2014 года было упразднено и ОДО, теперь оно априори считается непубличным акционерным обществом без права размещения акций на рынке ценных бумаг.

Изменения, применимые к таким организациям, увеличивают полномочия государства по контролю над ними . Так, каждое АО вне зависимости от своей публичности в обязательном порядке должно проходить ежегодный аудит деятельности, ранее который проводился только для открытых акционерных обществ.

Если предпринимателям не важно размещение своих акций на рынке, то непубличное акционерное общество является более привлекательным для них с целью снижения затрат на реорганизацию и во избежание новых обязанностей касательно акций.

Подробнее про преобразование рассказывается в данном видео.

Которым внесены изменения в главу 4 Гражданского кодекса РФ, юридические лица должны вносить изменения в свое наименование и из открытых акционерных обществ (ОАО) стать акционерными обществами (АО) либо публичными акционерными обществами (ПАО). В этой ситуации возникает ряд принципиальных вопросов. Считается ли данное изменение реорганизацией? Необходимо ли уведомлять налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, ФСС России и ПФР? Обязаны ли данные учреждения выдать новые уведомления о постановке на учет, с измененным наименованием? Как это изменение повлияет на представление отчетности в ПФР, ФСС России, налоговые органы? Как необходимо отчитываться по справкам 2-НДФЛ? Как в такой ситуации предоставляются работникам стандартные и имущественные вычеты по НДФЛ? Как рассчитывать базу для начисления взносов во внебюджетные фонды? Необходимо ли с каждым сотрудником заключить дополнительное соглашение к действующему договору и делать запись в трудовой книжке? Имеет ли право общество принимать от контрагентов первичные документы на товары (услуги), в которых указано прошлое наименование (ОАО)? С какой даты обществу необходимо использовать первичную документацию с новым наименованием: с даты внесения изменений в учредительные документы или с даты выдачи налоговым органом листа записи таких изменений? Существуют ли риски отказа в вычете по НДС по счету-фактуре, выставленному контрагентом на старое наименование (ОАО) после его изменения (на АО или ПАО)? Проанализируем ситуацию.

С 1 сентября 2014 г. вступили в силу поправки в ГК РФ, внесенные Законом № 99-ФЗ. Закон исключил разделение акционерных обществ на закрытые и открытые. Начиная с указанной даты акционерные общества подразделяются на публичные и непубличные (ст. 663 ГК РФ).

Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу данного Закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции данного Закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Рассмотрим, является ли внесение изменений в учредительные документы в части смены наименования с ОАО в АО или ПАО реорганизацией.

О наличии признаков реорганизации при изменении наименования общества и его учредительных документов

Статья 57 ГК РФ раскрывает понятие реорганизации через перечисление ее форм: слияние, выделение, разделение, присоединение, преобразование . При этом в результате реорганизации образуется новое юридическое лицо и она производится по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

По смыслу данной нормы преобразование подразумевает изменение организационно-правовой формы юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 66 ГК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 99-ФЗ) хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

В силу ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (АО) вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью (ООО) или в производственный кооператив (ПК).

Следовательно, ГК РФ прямо устанавливает, что акционерное общество является организационно-правовой формой юридического лица. При этом реорганизацией акционерного общества признается его преобразование только в ООО или ПК.

При замене в фирменном наименовании общества аббревиатуры «ОАО» на «АО» или «ПАО» общество остается акционерным обществом, его организационно-правовая форма остается неизменной. Значит, в рассматриваемой ситуации реорганизации не происходит.

В соответствии с п. 5 ст. 54 ГК РФ наименование, фирменное наименование и местонахождение юридического лица указываются в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Согласно п. 2 ст. 96 ГК РФ фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

Как указала ФНС России в письме от 4 сентября 2014 г. № СА-4-14/17740@, фирменное наименование непубличного акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «акционерное общество», сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» или «АО».

Таким образом, с правовой точки зрения изменение указания в фирменном наименовании на организационно-правовую форму общества представляет собой изменение фирменного наименования в связи с приведением его в соответствие с новыми требованиями законодательства. Это измененное фирменное наименование фиксируется в новой редакции учредительных документов.

Данный вывод подтверждается буквальным толкованием формулировки п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, в котором указано, что приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ подлежат учредительные документы, а также наименования юридических лиц. При этом в данной норме не указано, что юридические лица обязаны осуществить реорганизацию в форме преобразования.

Аналогичное мнение излагается и отдельными государственными структурами. Например, Росавиация в письме «Разъяснения Росавиации в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2014 года изменений, внесенных в главу четвертую части первой ГК РФ Законом № 99-ФЗ» указала: в новой редакции главы 4 ГК РФ устанавливается разделение акционерных обществ на публичные и непубличные (взамен деления на открытые и закрытые), т.е. организационно-правовая форма «акционерное общество» сохраняется, изменяется наименование типов акционерного общества. Следовательно, указание в фирменном наименовании акционерного общества на его тип в силу п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 663 и ст. 97 ГК РФ по своей правовой природе не является его реорганизацией (изменением организационно-правовой формы).

Таким образом, внесение изменений в наименование и учредительные документы общества в целях их приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 ГК РФ реорганизацией не является.

О необходимости уведомления налоговых органов, ФСС России и ПФР и об обязанности данных учреждений выдать новые уведомления о постановке на учет, с измененным наименованием

Уведомление налоговых органов.

По общему правилу согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с действующим законодательством не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Вместе с тем для целей налогового контроля применяются нормы Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 3 ст. 84 НК РФ изменения в сведениях о российских организациях подлежат учету налоговым органом по местонахождению российской организации на территории Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Как указано в п. 3.6 Порядка, изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по местонахождению организации на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей соответствующие сведения. Налоговый орган по местонахождению организации, осуществивший внесение изменений в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРН, обязан направить выписку из ЕГРЮЛ по каналам связи в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным НК РФ. Согласно полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учете, вносят изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующей информации.

Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. № 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков» специальных положений об обязанности налогоплательщика уведомить об изменении своего наименования межрегиональную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам не установлено.

Следовательно, налогоплательщик не обязан сообщать в налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика об изменении фирменного наименования. Указанная информация поступает в соответствующие налоговые органы по внутренним каналам связи от налогового органа, осуществившего внесение изменений в ЕГРЮЛ.

Таким образом, общество не обязано сообщать в налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика об изменении своего наименования. Соответствующая информация должна быть получена налоговыми органами самостоятельно.

Выдача нового уведомления о постановке на учете и смене наименования.

Налоговое законодательство не предусматривает процедуру внесения сведений в выданные уведомления о постановке на учет налогоплательщика либо выдачу новых уведомлений в случае внесения изменений в фирменное наименование налогоплательщика.

Как указала ФНС России в письме от 16 сентября 2014 г. № СА-4-14/18715, порядок замены уведомлений о постановке на учет в налоговых органах не предусмотрен законодательством о налогах и сборах. Учитывая изложенное, при приведении наименования в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ замена уведомлений о постановке на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ, не требуется.

Таким образом, налоговые органы не обязаны выдавать обществу новые уведомления о постановке на учет в связи с изменением фирменного наименования.

Обратите внимание: вопрос о документах, подлежащих выдаче в случае государственной регистрации изменения наименования юридического лица, рассмотрен в письме ФНС России от 7 мая 2015 г. № СА-4-14/7844@.

Согласно данным разъяснениям при приведении наименования юридического лица и его учредительных документов в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в новой редакции следует руководствоваться п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

На основании данной нормы в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;
  2. решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
  3. изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах.

В силу норм Закона № 99-ФЗ при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в новой редакции государственная пошлина не взимается.

ФНС России отмечает, что при изменении наименования юридического лица выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица при создании, содержащего его новое наименование, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

После внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи выдается Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 , содержащий сведения о новом наименовании юридического лица.

Одновременно с Листом записи ЕГРЮЛ выдается содержащее сведения о новом наименовании юридического лица Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме № 1-1-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@ .

Таким образом, при государственной регистрации изменений налоговые органы обязаны выдать Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 и новое Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме № 1-1-Учет.

Уведомление ФСС России и ПФР об изменении наименования.

Данная форма содержит строку о наименовании организации. Соответственно, не исключена ситуация, когда при наличии у налогоплательщика заявления и уведомления о подтверждении права с первоначальным наименованием общества в дальнейшем при проверке у налоговых органов возникнут вопросы о правомерности имущественного вычета, если на момент проверки у общества будет другое наименование.

В Налоговом кодексе РФ вопрос о замене уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты при приведении наименования акционерного общества в соответствие с положениями главы 4 ГК РФ прямо не урегулирован. Разъяснения контролирующих органов по данному вопросу также отсутствуют.

Вместе с тем есть разъяснения, касающиеся реорганизации. Так, УФНС России по г. Москве в письме от 19 июля 2007 г. № 28-11/069132 отметило, что организация, прекратившая деятельность в результате реорганизации, и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе, - это два различных налогоплательщика. Таким образом, реорганизованная компания не вправе предоставлять своим работникам по уведомлениям, в которых работодателем указана реорганизуемая организация.

Поскольку реорганизации не происходит, у общества с новым наименованием нет оснований для отказа в предоставлении вычета при получении уведомления о подтверждении права на имущественный вычет с прежним наименованием. При этом право налогоплательщика на получение имущественного вычета не может быть поставлено в зависимость от изменения фирменного наименования налогового агента. Риски предъявления претензий оцениваются авторами как низкие.

Стандартные налоговые вычеты.

Поэтому во избежание отказа в вычете НДС, а также необходимости представления дополнительных документов обществу рекомендуется провести разъяснительную работу с контрагентами об указании в счетах-фактурах измененного наименования.

Иные моменты

Переоформление лицензий.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения наименования юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ наименование юридического лица содержит указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, указание в учредительных документах юридического лица иной организационно-правовой формы означает изменение его наименования.

Однако, как следует из ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

В данной норме не уточняется, что относится к «иным документам, содержащим его прежнее наименование».

С одной стороны, Закон призван облегчить положение субъектов предпринимательской деятельности, вынужденных вносить изменения в свое наименование не по собственной инициативе, а в связи с изменением законодательства.

На основании такого подхода при исключении из наименования указания на тип общества «открытое» в целях приведения его в соответствие с новыми требованиями ГК РФ переоформлять лицензию не требуется.

Данный подход поддерживают некоторые государственные органы. Так, Минприроды России в письме от 20 апреля 2015 г. № 02-11-44/9212 отметило, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует обязательного переоформления лицензий на пользование недрами, содержащих его прежнее наименование.

ФСТЭК России в информационном сообщении от 10 апреля 2015 г. № 240/13/1436 указала, что все выданные организациям до 1 сентября 2014 г. лицензии ФСТЭК России сохраняют свою юридическую силу и их переоформление не требуется. Вместе с тем указанные лицензии могут быть переоформлены на основании заявлений организаций-лицензиатов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С другой стороны, поскольку лицензии прямо не указаны в п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, нельзя исключить риск претензий со стороны соответствующих государственных органов.

Например, Банк России в письме от 23 апреля 2015 г. № 012-33-6/3588 указал, что по общему правилу кредитная организация вправе осуществлять банковские операции только на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ. Внесение в устав кредитной организации изменений, связанных с приведением ее наименования в соответствие с требованиями главы 4 ГК РФ, влечет за собой замену лицензий на осуществление банковских операций.

Если у общества имеются лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, рекомендуется обратиться за разъяснениями в орган, выдавший лицензию, о необходимости ее переоформления в рассматриваемой ситуации.

Оформление листков нетрудоспособности.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 347н.

Порядок и правила заполнения листка нетрудоспособности разъяснены в главе 9 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.

Согласно п. 57 Порядка в строке «Место работы - наименование организации» указывается полное или сокращенное наименование организации. Эти данные должны соответствовать учредительным документам организации.

Как неоднократно указывалось, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

С одной стороны, листок нетрудоспособности можно отнести к иным документам, содержащим прежнее наименование организации. Учитывая п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, общество может принимать от работников листки нетрудоспособности с прежним наименованием.

Однако во избежание рисков отказа ФСС России в возмещении средств, перечисленных работодателем на оплату больничных, после внесения изменений в учредительные документы рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками, с тем чтобы в листки нетрудоспособности вносилось правильное наименование общества.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утверждены приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178.

Утверждена приказом ФНС России от 13 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/843@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей».

«Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Информационное сообщение ФСТЭК России от 10 апреля 2015 г. № 240/13/1436 «О вопросах переоформления лицензий ФСТЭК России в связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в части изменения наименований организационно-правовых форм организаций».

Привычная аббревиатура ОАО начала уходить в небытие - согласно федеральному закону № 99 от 05.05.14 на смену этой организации приходят публичные акционерные общества. Стоит разобраться, а есть ли отличия в ОАО и ПАО, какие характерные признаки у такой формы организации деятельности и кто теперь может стать держателем акций. И сегодня мы поговорим про число участников публичного акционерного общества, органы управления, а также о том, как открыть публичное акционерное общество (его ).

Публичное акционерное общество как вид ЮЛ

Понятие и суть

По сути ПАО является полным аналогом открытого акционерного общества - теперь это более уточняющая форма организации деятельности, указывающая степень публичности.

ПАО (Публичное акционерное общество) могут отличаться:

  1. Выбором деятельности.
  2. Количеством акционеров.
  3. Организацией управления.

Во всех остальных случаях у всех ПАО есть сходные черты. Признаки, характеризующие публичное акционерное общество, довольно специфичны, их невозможно спутать с другими формами организации деятельности.

Про акционерного общества читайте ниже.

Видео ниже рассказывает о том, как акционерные общества заменяются на ПАО и подобные организации:

Характерные особенности

Первое, чем отличается ПАО от , и нескольких других форм организации деятельности - это наличие акций. В то же время, их тоже имеет, но и здесь ПАО имеет свои особенности.

Два характерных признака ПАО:

  1. Свободная продажа акций.
  2. Неограниченное количество акционеров.

Имеет публичное акционерное общество (ПАО) также свои плюсы и минусы:

Недостатками такой формы является ответственность по обязательствам личным имуществом по долгам акционерного общества и необходимость ежег одного внешнего аудита деятельности. Важно знать, что личная ответственность напрямую зависит от объема пакета акций.

Плюсов у такой формы организации значительно больше - по факту любой акционер является совладельцем бизнеса. Любой человек может стать членом ПАО с малыми вложениями, не имея при этом никаких предпринимательских навыков.

Для главных инициаторов создания публичного акционерного общества такой подход в организации деятельности дает возможность привлечь в бизнес дополнительные материальные средства, максимально увеличивая шансы на успешное развитие предприятия.

Публичное акционерное общество несколько отличается от других форм предпринимательства своими управленческими органами. У таких компаний появились дополнительные возможности.

Органы управления

Высшим органом управления является общее собрание акционеров. В ПАО их собрания теперь вынуждены посещать регистраторы или нотариусы. В зависимости от вида деятельности, величины компании и наличия дочерних предприятий возможна различная структура органов управления.

Основа управленческой структуры выглядит так:

  • Общее собрание акционеров
  • Наблюдательный совет (директора)
  • Генеральный директор
  • Исполнительная дирекция
  • Ревизионная комиссия.

Структура может быть более разветвленной - законодательно допускается несколько директоров. Также в составе органов управление возможно участие юридических лиц.

Сейчас количество членов коллегиального органа управления не может быть менее пяти участников. Все члены правления не могут участвовать своими акциями во время принятия решений на общем собрании участников ПАО. Эти аспекты обычно отражены в учредительных документах.

Про учредительные документы на публичное акционерное общество, количество, состав и ответственность участников читайте ниже.

О регистрации ПАО расскажет специалист в видео ниже:

Учредительные документы и участники

В документах ПАО и его фирменном названии законодательно закреплена необходимость указания публичности организации. Главным учредительным документом ПАО является устав организации, определяющий полное и сокращенное названия компании, права акционеров, размеры уставного капитала, структуру управления и многое другое.

Раньше для участников ОАО была доступна возможность преимущественного приобретения акций, лицами уже являющимися их держателями. Публичные акционерные общества теперь руководствуются только федеральными законами, сейчас они не могут предусматривать такие особенности покупки в своих уставах. Это дает возможность любому желающему приобрести акции без оглядки на действующих акционеров.

Акционеры ПАО имеют те же права, что и участники открытых акционерных обществ. Это не зависит от размера пакета акций. Они могут:

  • Получать дивиденды
  • Изучать ряд документов
  • Входить в число органов управления
  • Распоряжаться собственными акциями
  • Участвовать в общем собрании акционеров
  • В случае ликвидации ПАО претендовать на часть имущества.

Вместе с этим, участники имеют и ответственность - долги ПАО распространяются на его участников согласно объему их пакета акций. Члены организации отвечают своим личными средствами, если имущества ПАО не хватает для погашения долговых обязательств. В то же время персональные обязательства акционеров не играют роли для акционерного общества, ПАО не отвечает за долги своих участников.

Про минимальный размер уставного капитала публичного акционерного общества читайте ниже.

Формирование капитала

Капитал ПАО обеспечивают его акционеры в разных пропорциональных долях. Для публичного акционерного общества установлены минимальные значения уставного капитала в размере 100 000 рублей. Также допустимы имущественные взносы - их стоимость назначает независимый оценщик.

Согласно изменениям от 2014 года теперь 3/4 уставного капитала необходимо внести до регистрации ПАО. Остальная часть вноситься в течении года.

Публичное акционерное общество заменило ОАО. В этой организационной форме деятельности появились новые нюансы, но принцип остался прежним - акционеры формируют капитал, имеют право голоса и возможность получать дивиденды. Также за ними осталась ответственность по погашению долговых обязательств акционерного общества. Структура управления получила возможность разветвления, а открытость данных стала еще более публичной.

До оплаты полного размера уставного капитала для ПАО невозможно организация открытой продажи своих акций.

О том, что могут скрывать акционерные общества, расскажет это видео: