Птицы вторая младшая. Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе "зимующие птицы". Словесная игра «Кто как кричит?»

Цель: расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах города.

1. Образовательная. Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сорока), особенностями их внешнего вида и поведения через знакомство с моделью «Птицы».

2. Развивающая. Развивать мыслительную деятельность: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать через решение проблемных поисковых вопросов и заданий. Активизировать словарь детей с помощью художественного слова (загадок и стихотворений).

3. Воспитательная. Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга, продолжать учит отвечать на вопросы. Обращать внимание детей на необходимость зимней подкормки птиц.

Материал к занятию: игрушка Карлсона, кормушка, картинки с изображением вороны, воробья, синицы, снегиря, голубя, сороки, модель «птицы», картинки насекомых – бабочка, стрекоза, муха, комар, набор картинок с изображением птиц по количеству детей для игры «Птичья столовая», карточки «Что забыл художник?», «Кто лишний?», фломастеры.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие спешит гость, послушайте… Я слышу его приближение, а вы? (Карлсон жужжит и влетает в группу.)

Здравствуйте детишки – девчонки и мальчишки! Я – Карлсон, вы, конечно, меня узнали? Я пролетал мимо вашего сада и увидел какие-то домики на деревьях развешаны, а для кого они не понял. Вот хочу узнать.

В-ль: Здравствуй, Карлсон, а ты спроси у ребят. (Дети отвечают, что это кормушки.)

Вопросы к детям:

В-ль: А для кого мы повесили кормушки? (Для птиц.)

Карлсон: А чем вы кормите птиц, котлетами? Вареньем? (Крошки хлеба, зернышки, семечки.)

Карлсон: А какие птицы прилетают к вам на кормушки? (Голуби, вороны, сороки, воробьи, синицы.)

В-ль: А зачем зимой надо подкармливать птиц? (…)

Карлсон: Как интересно. А я ничего не знаю о птицах…

В-ль: А ты не спеши улетать, оставайся с нами и узнаешь много нового. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Тогда послушайте и отгадайте:

Чик – чирик,

К зернышкам прыг.

Клюй. Не робей,

Кто это? (Воробей.)

Выставляет картинку воробья.

Окраска сероватая.

Повадка вороватая.

Известная персона…

Кто это? (Ворона.)

Выставляет картинку вороны.

Воспитатель и дети сравнивают по картинкам ворону и воробья, обговаривают:

Какая ворона по размеру? (Большая.) Покажите руками…

А какой по размеру воробей? (Маленький.) Покажите руками…

Какого цвета ворона? А воробей?

Покричите, как ворона… А как поет воробей? Правильно, молодцы.

Вывод: Все у вороны и воробья разное – ворона большая, а воробей… Ворона ходит, а воробей… Ворона каркает, а воробей…

Физминутка под музыку: Ребята, давайте изобразим, как ходит большая ворона, а теперь, как прыгает маленький воробушек, а теперь полетим, как большие вороны, а теперь, как маленькие воробушки… Молодцы.

Рассматривание птиц

Воспитатель на мольберте выставляет картинки птиц – синица, снегирь, голубь, сорока.

Посмотрите, сколько у меня птиц и все они разные. Это кто? А это?... Как одним словом назовем? (Воспитатель обводит рукой все картинки.) Да, это птицы. Все птицы разные, но чем-то они все похожи. Подумайте, чем?

Сколько ног (лап) у птиц. У всех по две (показ модели).

Чем покрыто тело у всех птиц? Перьями (показ модели).

Как едят? Чем клюют? (Мы едим ртом, а птицы клюют…) У всех птиц есть клюв. (Показ модели.)

Что помогает им летать? Крылья, хвост. (Показ модели.)

Карлсон: Ой, а у меня тоже есть интересные картинки птиц, давайте поиграем, я буду показывать картинки, а вы их называйте. (Выставляет картинки бабочки, стрекозы, мухи и комара.)

В-ль: Карлсон, а ты считаешь, что это птицы? (Да, конечно, у них же есть крылья.) А вы, дети, как думаете? Почему? Давайте разберемся – у них тело покрыто перьями? Есть клюв? А сколько ног? (Не две, а много.)

Вывод. Это не птицы, а насекомые.

Дидактическая игра «Птичья столовая»

В-ль: Ребята, давайте поиграем в игру «Птичья столовая». Вы будете птенчиками, какими захотите, выбирайте себе картинку. (Предлагается набор маленьких картинок с изображением птиц по числу детей.) Узнайте и назовите, кто нарисован на вашей картинке…

А вот здесь (показывает) будет кормушка для птиц, но всем лететь не надо, я буду читать стих, а когда вы услышите свое название птицы, тогда смело летите к кормушке. Проводится игра, сопровождается стихом:

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли,

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели. (В центр выходят дети - синицы.)

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири. (В центр выходят дети - снегири.)

А вороны были в среду.

Прилетели все к обеду. (Выходят дети - вороны.)

А в четверг со всех краев

Стая смелых воробьев. (Выходят дети - воробьи.)

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей. (Дети - голуби.)

А в субботу белобока

Прилетела к нам сорока. (Выходят дети - сороки.)

В воскресенье, воскресенье

Было общее веселье! (Выходят все дети - птицы.)

Молодцы, ребята. Все запомнили своих птичек и прилетели в свой черед, не ошиблись. (Карлсон играл вместе детьми.)

Карлсон: У меня для вас есть картинки, но в них что-то не так… Помогите мне разобраться, пожалуйста.

В-ль: Конечно, Карлсон, мы тебе поможем.

1 картинка «Что забыл художник»

(В-ль и Карлсон раздают картинки на каждого ребенка с незаконченным рисунком.)

Ребята, на картинке что не так? (Художник забыл дорисовать к кормушке веревочки.) Нарисуйте веревочки от кормушки к веточке дерева.

(Фломастеры, мелки на выбор детей.) А кормушка пустая – дорисуйте зернышки…

2 картинка « Кто лишний»

Посмотрите на картинку внимательно, кто нарисован лишний? Почему вы так думаете? Да, верно, это собака, а все остальные птицы. Обведите собаку в кружочек, чтобы Карлсон не запутался.

Рефлексия:

Кто к нам приходил?

Зачем? (хотел узнать о птицах).

Что вы узнали сегодня на занятии? (Узнали, что все птицы разные, но у них есть общее – клюв, перья крылья, хвост.) Но не все, у кого есть крылья – птицы. Ребята, сейчас мы будем собираться на прогулку и какое угощение возьмем для птиц? Да, в зимнее время, Карлсон, не забывай заботиться о наших маленьких друзьях.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: расширять представления детей о живой и неживой природе в зимний период времени.

Образовательные задачи:

  • Расширять и закреплять знания детей о характерных приметах зимы, об особенностях внешнего вида, повадках диких птиц, их жизни в зимний период.
  • Обогащать и активизировать словарный запас существительными, прилагательными (названиями и признаками зимних явлений природы, птиц, частей тела птиц), глаголами (названиями действий птиц).

Коррекционные задачи:

  • Развивать связную речь путем ответов на вопросы педагога, побуждать отвечать полными ответами.
  • Упражнять в правильном использовании предлогов “на, под, над, за, перед”.
  • Упражнять в употреблении существительных (названий птиц) множественного числа в родительном падеже.
  • Закреплять четкое и правильное произношение звуков “у, х, сь, фь” в звукоподражаниях.
  • Развивать моторику (мелкую, общую, артикуляционную), тактильные ощущения, целенаправленный длительный выдох,зрительное и слуховое внимание, память, воображение.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к зимней природе, заботливое и бережное отношение к птицам.

Оборудование: слайдовая презентация “Дикие птицы зимой”; конверт с бумажными снежинками; поднос со снегом; предметные картинки с изображением диких птиц (снегирь, ворона, воробей, синица); миска с пшеном, 4 пустые миски; шапочки с изображениями диких птиц, фанты.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, проведение бесед, дидактических игр.

Ход занятия

Ребята, нам пришло письмо. А что же в этом письме?

Педагог открывает пакет, в нем лежат снежинки.

Что это? (Снежинки). А почему в письме лежат снежинки? (Потому что сейчас время года – зима, и на улице много снежинок).

Отгадайте загадку: летает, крылышками машет, зернышки клюет. Кто это? (Птица).

Сегодня мы сходим на прогулку в зимний лес и понаблюдаем за птицами. А по дороге в лес полюбуемся зимней природой.

Вышли мы на улицу и увидели, что на улице везде лежит... что? (Снег). Что укрыл снег? (Землю, деревья, крыши домов, машины, паровозик). Снег такой мягкий, пушистый, что мне захотелось набрать его. Потрогайте, ребята, снег, и скажите, какой он на ощупь? (Холодный). Что еще можно сказать про снег, какой он? (Белый, блестящий, пушистый, хрустящий). Из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок).

Посмотрите, на улице идет снег. Какие красивые снежинки! Какие они? (Большие, маленькие, круглые, белые, красивые, легкие, воздушные, резные). А когда много снега падает кругом, как это явление можно назвать? (Снегопад).

Дыхательная гимнастика “Снежинки”.

Тут снежинки полетели,
На ладошки детям сели.
Но игриво говорят:
“Не хочу я лежать –
Буду я кружиться,
Летать и веселиться!”

Педагог кладет каждому ребенку на ладошку снежинку, вырезанную из тонкой бумаги. Дети сдувают снежинки с ладони. Игра повторяется два-три раза.

Слайд 4.

А когда снежинки кружатся, и ветер их несет, как это называется? (Вьюга, метель). Послушаем и изобразим, как воет вьюга.

Дети произносят звук “у” хором и индивидуально, на длительном выдохе. В случае необходимости педагог показывает правильное положение губ при произношении звука.

Посмотрите, сколько снега выпало! Какие сугробы кругом! А что такое сугробы? (Сугробы – это большая куча снега). На что похожи сугробы? (Разные ответы детей).

Ну, вот и дошли мы до леса.

Здравствуй, лес, зимний лес,
Полный сказочных чудес!

Что укрыл снег в лесу? (Снег укрыл в лесу землю, деревья, кусты).

Тихо в лесу, только снег хрустит под ногами. Давайте прислушаемся к звуку шагов. А кто знает, почему хрустит снег под ногами? (Потому что снег состоит из снежинок, а они хрупкие и ломаются, когда мы наступаем на них).

Так тихо в лесу, что кажется, никого нет.

Слайд 7.

– Но посмотрите, кто это сидит на дереве и кричит?

Вот сова сидит на еловом суку,
Кричит и ворчит: “Ух, ух, уууу!” (Дети произносят звукоподражание).

А сова – это кто? А как вы узнали, что сова – это птица? (У совы есть крылья, клюв, перья, две лапы, хвост). Какая птица сова – домашняя или дикая? (Сова – дикая птица). Почему она дикая птица? (Потому что живет в лесу, на воле).

Вот полетела сова на охоту искать добычу. Посмотрите, кого хочет поймать сова? (Сова хочет поймать мышку).

Сова не питается, как другие птицы, жучками и червячками, а ловит мелких животных: мышей, может поймать и маленького зайчика. У совы огромные глаза, крепкий загнутый клюв, на лапах большие острые когти. Перья у совы пестрые: рыжие, серые, темные. Сова лучше видит добычу ночью, чем днем, поэтому она охотится всегда ночью.

Слайд 9.

Что за птичка расписная
Все поет, не уставая?
Хоть снег вокруг искрится,
И зимний ветер злится.
Она на ветке сидит,
Головкой вертит.

Как вы догадались, что это синица? (У нее желтая грудка, черная шапочка на голове) . Как поет синица? (Дети произносят звукоподражание “синь-синь”).

Синица хочет поиграть с вами в прятки. Она будет перелетать с места на место, а вы скажете, где синица. (Синица на дереве, синица за деревом, синица перед деревом, синица над деревом, синица под деревом).

Слайд 11.

Эта птичка-невеличка
К русской зимушке привычна.
Хоть свирепы холода,
Ей метели не беда.

Как вы догадались, что эта птичка - воробей? (У нее коричневые перья на крыльях, коричневая голова, серая грудка, короткий острый клюв). Изобразите, как чирикает воробей. (Дети произносят звукоподражание “чик-чирик”).

А что умеют делать птички? (Птички умеют летать, прыгать, клевать зернышки).

Артикуляционная гимнастика.

Нашему Язычку так понравились птички, что он захотел изобразить их. Язычок попрыгал так же, как птички. (Дети поднимают кончик языка к верхней губе и опускают к нижней). Язычок изобразил, как птичка клюют зернышки. (Дети кладут широкий язык на нижнюю губу и слегка постукивают по нему зубами). Язычок полетал, как птички. (Дети выполняют круговые движения языком по верхней и нижней губам).

Ну, а крик этой птицы вы часто слышите и без труда узнаете ее. Да, это ворона. Как ее можно отличить по внешнему виду от других птиц? (У вороны черная голова, черный хвост, черные крылья, а грудка и спинка серые). Как кричит ворона? (Дети произносят звукоподражание: “кар-кар”).

Слайд 14.

Что за яблоко румяное
Выросло зимой
На ветвях, украшенных
Снежной бахромой?

Как называется эта маленькая птичка? Как вы догадались, что это снегирь? (У него красная грудка, короткий толстый клюв) . Изобразим, как поет песенку снегирь. (Дети произносят звукоподражание “фить-фить-фить”).

Физкультминутка. Подвижная игра “Птички-невелички”.

А вы хотите побыть птичками? Для этого вам нужно найти волшебные шапочки, одеть их.

Дети ходят по группе, ищут шапочки с изображением птиц. Найдя, одевают их и становятся в круг.

Назовите птичку, в которую вы превратились. Скажите, сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?

Давайте посчитаем:

Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу)
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
Наступили холода,
Вдруг замерзла вся вода.
Зябко на снегу стоять,
Надо птичкам поскакать.

Попрыгайте, как птички, продвигаясь на двух ногах вперед. А теперь “полетайте”, как птички, друг за другом.

Послушайте, ребята, а это что за звуки раздаются в лесу?

Это какая-то птица усердно долбит клювом кору.

Славный доктор Айболит,
Он на дереве сидит.
Красно-черный, черно-красный,
Доктор из него прекрасный!

Кто знает, что это за птица? Правильно, это дятел. Какого цвета перья у дятла? (Перья у дятла черные, с белыми полосами, на голове – красная полоса) . Посмотрите, какой клюв у дятла? (Клюв у дятла длинный, с острым кончиком). Как вы думаете, зачем ему такой клюв? (Педагог хвалит детей за любые предположения и уточняет их ответы). Дятел сидит на дереве, но не на вершине и не на ветке, а на стволе, и своим длинным клювом долбит кору дерева до тех пор, пока не извлечет жуков, которые спрятались от мороза и портят дерево. Как за это называют дятла? (Лесным доктором).

Пальчиковая гимнастика “Дятел”.

Изобразим с помощью ручек и пальчиков, как дятел стучит по дереву.

Дятел дерево долбит:
Тук-тук-тук.

Одна ладонь прямая – это “ствол дерева”, другая – “дятел” - дети соединяют все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, и стучат ими по ладони.

Целый день в лесу стоит
Стук-стук-стук.

Птичкам очень трудно живется зимой. Как вы думаете, почему? (Педагог выслушивает и обобщает ответы детей).

Птичкам очень холодно зимой. Посмотрите, как эта добрая девочка помогает птичке согреться. Давайте представим, что у нас в руках птичка, и мы, как и девочка, помогаем ей согреться.

Дыхательная и звуковая гимнастика.

Птичек пожалеем –
Дыханием согреем.

Дети складывают ладошки так, как будто в них лежит птичка, и делают резкий выдох на ладони с произнесением звука “х”.

Педагог спрашивает, кто какую птичку согревал.

Психогимнастика.

А теперь представьте, что птичка – это ваш маленький друг. Прижмите ее к своей груди, пусть она послушает, как бьется ваше сердце, сердце друга. Скажите птичке самые нежные, ласковые слова. (Ты такая маленькая! У тебя такие красивые перышки! Ты так хорошо поешь песенки. Ты мне очень нравишься!)

Педагог помогает в подборе ласковых слов для птички.

Вот какие вы молодцы! Помогли птичке согреться. Птичке стало тепло, она расправила свои крылья и полетела. (Дети отпускают вверх свою придуманную птичку).

Ребята, давайте еще раз повторим, чем питаются зимой сова и дятел. (Ответы детей).

Зимой ни жучков, ни червячков нет на земле, а везде лежит только белый снег.

Скажите, чем же могут питаться зимой другие птицы?. (Снегири - ягодами рябины, ворона – хлебными крошками, синица – салом, воробей – семечками).

А где же птички находят корм зимой? (Они прилетают к домам, где живут люди, и люди их кормят). Правильно, чтобы диким птицам зимой не было голодно, люди развешивают на деревьях кормушки для птиц. Что вешают люди на деревьях зимой?

Вот дети вешают кормушку на дерево. Посмотрите, какие разные бывают кормушки. Из чего можно их сделать? (Кормушки можно сделать из дощечек, из коробок, из бутылок).

Дидактическая игра “Покормим птиц”.

А вы хотите покормить птиц?

Педагог расставляет изображения птиц (ворона, воробей, синица, снегирь). В центре комнаты – миска с пшеном, рядом с изображениями птиц – пустые миски.

Мы будем кормить птиц пшеном, которое лежит в миске. Назовите птиц, которых вы будете кормить.

Послушайте песенки птиц. Тот, кто угадает, какой птице принадлежит песня, возьмет пшено из мисочки и насыплет в кормушку отгаданной птицы.

Молодцы, накормили птиц. Теперь им не страшен зимний холод.

Дидактическая игра “Кто улетел? Кого не стало?”.

Поклевали птички корм и улетели, но не вместе, а друг за другом.

Дети отворачиваются, затем по сигналу (звон колокола на слайде) поворачиваются и называют, кто улетел, кого не стало. (Улетели снегири. Не стало снегирей. Улетели воробьи. Не стало воробьев. Улетели синицы. Не стало синиц. Улетели вороны. Не стало ворон).

Итог.

Очень много мы играли:
Мы снежинки сдували,
Птичек мы изображали,
Птичкам мы помогали.
Очень весело зимой,
Но пора идти домой.

Слайд 22.

До свидания, зимний лес,
Полный сказочных чудес.

Птички благодарят вас за то, что вы накормили их, и поют вам свои чудесные песенки. (Звучат голоса птиц).

На занятии все были активные, старательные. За то, что вы хорошо занимались, бережно и заботливо относились к птицам, они дарят вам на память фанты с картинками – изображениями лесных жителей. У нас на участках тоже висят кормушки, и когда мы пойдем на прогулку, то обязательно покормим птиц.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсы

  1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2007.
  2. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста (3-4 года). – СПб.: Паритет, 2008.

Загадки о птицах:

  1. http://www.vampodarok.com/kprazdnikam/ny/cont543.html
  2. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-vorobja.html

Конспект занятия в младшей группе по теме «Птицы»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с домашними птицами и птицами живущих по соседству, особенностями их жизни.

2. Знакомить детей с понятием «птицы».

3. Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида.

4. Дать знания о способе питания и образе жизни.

5. Вызвать удовольствие от общения с природой и доброго отношения к птицам.

Материал и оборудование: картинки птиц (домашние: гуся, утки, куры, петуха и птицы, живущие по соседству: голуби, ворона, воробей, кормушка.

Предварительная работа: Познакомить детей с птицами, с их особенностями поведения, внешними признаками через наблюдения на прогулке, инсценировки знакомых произведений потешки «Петушок, петушок» и др., дидактические игры: «Кто, как кричит?», чтение стихотворений, загадывание загадок, рассматривание картинок с изображением домашних птиц и птиц, живущих по соседству.

Ход занятия:

Сюрпризный момент. Под музыку птиц дети входят в группу.

С помощью сказочного персонажа Сороки – Белобоки воспитатель сообщает детям, о чем сегодня на занятии пойдет речь.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как красиво украшена группа, ведь сегодня у нас праздник – праздник птиц. У нас сегодня будут необычные гости: воробьи, голуби, ворона и уже некоторые птицы, которых мы уже знаем: куры, петух, гуси, утки. Одним словом это - птицы. Звучит музыка, в зал влетает воробышек.

Воробышек: - Здравствуйте, ребята! Я – птичка-воробышек.

Воробьишка - воробей,

Чик-чирик! - между ветвей,

Словно серенький комок

С дерева на ветку - скок!

Тут взлетит, туда вспорхнёт.

С мостовой зерно клюёт,

У скамеек ищет крошки,

И боится очень кошки. Е. Панкратова

Воспитатель: - Воробей живет по соседству с вами и часто прилетает к нам на участок. Мы с вами часто выносим хлебные крошки и зернышки, чтобы покормить. А вы знаете, какие еще птицы живут рядом? Я сейчас загадаю вам загадки, а вы их отгадаете, только слушайте внимательно.

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её? … (Ворона)

Чик-чирик

С ветки прыг!

Клюй, не робей

Кто же это?. .(Воробей)

Гули - гули прилетайте,

Крошки хлеба подбирайте.

Как же птицу величают,

Символ мира называют? (Голубь)

Воспитатель предлагает детям поиграть в пальчиковую игру «Гуси-гуси, га-га-га»

Гуси-гуси, га-га-га

Гуси-гуси, га-га-га! - хлопаем в ладоши.

Есть хотите? Да-да-да! - машем головой "Да!"

Хлеба с маслом? Нет-нет-нет! - машем головой отрицательно.

А чего вам? Нам конфет! - протягиваем вперед ладошки, как будто просим конфетку

Словесная игра «Кто как кричит?»

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат домашние птицы: гуси, утки, куры, петух. Дети хором произносят.

Воспитатель: - Вот и хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркуют голуби? (гррууу-гррууу). А как чирикает воробей? (чик – чирик). А как ворона каркает? (кар- кар)

Воспитатель: - А сейчас послушайте стихотворение. Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они. Будьте внимательны!

Наши уточки с утра… Кря-кря-кря…

Наши гуси у пруда… Га-га-га…

А индюк среди двора… Бал-бал-бал…

Наши гуленьки вверху… Гррууу-гррууу-гррууу…

Наши курочки в окно… Ко-ко-ко…

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет… Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель: - Петушок, а наши ребята хотят прочитать тебе стихи.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

Петушок благодарит детей и прощается: - До свидания!

Воспитатель: - Теперь, ребята вы стали добрее и бережнее относитесь ко всему живому. Самое главное, что охрана нашей природы - это наша забота с вами.

Дата публикации: 27.02.17

Конспект занятия по экологии во второй младшей группе

«Зимующие птицы »

Цель : Закрепить знания о характерных отличительных особенностях птиц. Задачи:

Формировать знания о зимующих птицах.

Развивать речевую активность, формировать навыки связной речи.

Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

Развивать зрительное внимание, память.

Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, развивать интерес к жизни птиц.

Предварительная работа : Наблюдение за птицами во время прогулок; чтение художественной литературы: Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др.; рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию; подвижные игры «Воробушки и автомобиль».

Материал: маска медвежонка, сундучок, картинки с изображением птиц, звуковая фонограмма, корм для птиц, кормушка.

Ход занятия:

Дети: Птички поют.

Воспит: Правильно. Очень много здесь птиц и все они одновременно поют. Попробуем узнать некоторых из них. У меня есть волшебный сундучок. Я вам загадаю загадки, а вы попробуете угадать о ком я говорю. Если вы правильно отгадываете загадки из сундучка, будет вылетать птичка.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый… (воробей)

Дети: ответы

(Воспитатель вытаскивает картинку воробья птицы и прикрепляет её на ветку)

Воспит:

Целый день без перерыва -

Кар-кар-кар,

Кричит сварливо… (ворона)

Дети: ответы

(Воспитатель вытаскивает картинку вороны птицы и прикрепляет её на ветку)

Воспит:

Эта птица сизокрылая

Любит семечки клевать

И тихонько ворковать. (голубь)

Дети: ответы

(Воспитатель вытаскивает картинку голубя птицы и прикрепляет её на ветку)

Воспит:

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири)

Дети : ответы

(Воспитатель вытаскивает картинку снегиря птицы и прикрепляет её на ветку)

Воспит:

Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик, собой невеличка,

Желтая грудка-это… (синичка)

Дети: ответы

(Воспитатель вытаскивает картинку синицы птицы и прикрепляет её на ветку)

Воспит : Как вы думаете, где живут эти птицы?

Дети: на улице

Воспит: Правильно эти птицы живут на улице. Это домашние птицы?

Дети: нет

Воспит : Почему вы так думаете?

Дети: Эти птицы сами о себе заботятся – строят гнезда, находят себе корм.

Воспит : Как мы назовём этих птиц, одним словом?

Дети: Дикие.

Воспит: Давайте вместе повторим – дикие птицы

Скажите, а этих птичек мы зимой видели?

Дети: Да!

Воспит : Значит, как еще можно одним словом назвать этих птиц?

Дети: зимующие

Воспит : Правильно, зимующие.

(Стук в дверь появляется медвежонок)

Воспит: Ой, а кто это к нам пришел?

Медвежонок: Здравствуйте, ребята. Услышал я, как вы хорошо загадки отгадываете, на вопросы отвечаете, и подумал: «Такие умные дети наверняка мне помогут». Объясните мне, пожалуйста, почему птички летают, а я так не умею? Я тоже хочу летать как птичка!»

Воспит: Давайте поможем Медвежонку разобраться.

Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?

Дети: у всех птичек есть лапки, крылья, клюв, хвост, голова, туловище

Воспит: Медвежонок, ты согласен? А теперь, давайте посмотрим, чем птицы отличаются от животных? Давайте сравним лапы нашего медвежонка и лапы птиц?

Дети: Лапы у них совсем другие, и их всего две.

Воспит: А у птиц, что еще есть?

Дети: крылья

Воспит: А зачем птицам крылья?

Дети: что бы летать

Воспит: Медвежонок, а у тебя есть крылья?

Медвежонок: Нет. Значит, я не могу летать.

(Показать картинку лап и крыльев)

Воспит: Давайте сравним нос?

Дети: Вместо носа – клюв.

(Показать картинку)

Воспит: А шерсть медвежонка и наших птиц одинаковые или нет?

Дети: Вместо шерсти у птиц перья.

(Показать картинку перьев)

Воспит: Давайте, теперь сравним хвост.

Дети: И хвост другой веером.

Воспит: Зачем птицам крылья?

Дети: летать
Воспит : Зачем птицам лапки?

Дети: передвигаться по земле, цепляться за ветки

Воспит: Зачем птицам клюв?

Воспит : есть, пить

Воспит : Медвежонок, вы совсем разные. Теперь ты понимаешь, почему ты не можешь летать как птица. Но не расстраивайся, сейчас мы поиграем в птичек.

Физминутка:

Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).

Лапка, два! (выдвигают другую ногу).

Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).

Крылышко, раз! (одну руку в сторону).

Крылышко, два! (другую руку в сторону).

Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).

Глазик, раз! (закрывают один глаз).

Глазик, два! (закрывают другой глаз).

Открыли глазки и бегают, машут крылышками и улетают на свои места.

Воспит: Молодцы! Чтобы наш медвежонок не загрустил, давайте прочитаем ему стихотворение.

Ребенок:

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.

Воспит: О чем это стихотворение?

Дети: О птицах, их надо кормить.

Воспит: Как можно помочь птицам?

Дети: сделать кормушки.

(Показать кормушку)

Воспит: Правильно мы можем повесить кормушку у нас на участке и насыпать в нее зернышек. Давайте сейчас каждый подойдет, возьмет немного зернышек и насыплет в кормушку. И будем следить, чтобы всегда в кормушки были зернышки.

(Дети ссыпают зерна в кормушку)

Воспит: Давайте еще раз напомним медвежонку, чем он отличается от птицы.

Дети: У медвежонка лапы, а у птиц крылья

Вместо носа - клюв

Вместо шерсти – перья

Хвост совсем другой – веером.

Воспит: Медвежонок пойдет в свой лес и расскажет всем, что он узнал у нас.

альное дошкольное образовательное учрежден

Программное содержание :
1. Обучающие задачи :
Формировать умение детей действовать с предметами-заменителями: горох – маленькие птицы; фасоль – большие птицы;
Учить ориентироваться в пространстве и размещать предметы исходя из задания: в дупле, на дереве, за кустом и т.д.;
2. Диагностические задачи :
Закрепить с детьми особенности внешнего вида и поведения, на сравнении двух птиц: вороны и воробья;
Закрепить умение детей различать геометрические фигуры: квадрат и прямоугольник;
Закрепить умение различать предметы по форме и цвету;
Закрепить счет в пределах 3-х;
Умение располагать предметы справа – слева от себя;
3. Воспитывающие задачи :
Воспитывать усидчивость, желание выполнить задание да конца;
Развивать умение анализировать свои успехи и неудачи, вызвать желание преодолевать трудности в достижении цели.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на ковре.
1. Воспитатель:
─ Ребята, давайте вспомним, о ком мы говорили на прошлом занятие? (О птицах).
─ Назовите, каких птиц вы знаете? (дети перечисляют знакомых птиц)
─ Давайте сейчас рассмотрим и сравним двух птиц. Кто это? (Ворона и воробей).
─Какая ворона по размеру? (Большая)
─ А какой по размеру воробей? (маленький).
─ Какого цвета ворона и какого цвета воробей?
─ Как кричит ворона…., как воробей…?
─ Покажите, как ходит ворона….., как прыгает воробей…?
Воспитатель подводит итог: Все у вороны и воробья разное. Ворона большая, а воробей …(маленький). Ворона ходит, а воробей…(прыгает). Ворона каркает, а воробей…(чирикает).
─ Но чем-то эти птицы похожи? Чем же?
─ Сколько у всех птиц ног? (две ноги)
─ Чем покрыто тело у птиц? (Перьями)
─ Сколько крыльев у птиц? (Два крыла)
─ С помощью чего птицы клюют корм? (с помощью клюва)
Воспитатель подводит итог: У всех птиц две …(ноги), два...(крыла), у всех птиц есть…(клюв), тело покрыто …(перьями).

2. Воспитатель:
─ Ребята, посмотрите, у меня в корзинке много птиц, и каждая хочет найти свое место. Возьмите каждый по одной птице, а я вам скажу, куда посадить птицу.
На поляне стоит дерево и куст. Воспитатель предлагает разместить птиц:
─ Посади птицу на дерево.
─ Посади птицу в гнездо.
─ Посади птицу на куст.
─ Посади птицу между кустом и деревом.
─ Посади птичку в дупло.
─ Посади птицу за кустом.

3. Физминутка:
Птицы в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
На первые две строчки дети сидят на корточках и поворачиваются вправо и влево.
На следующие две строчки дети встают и начинают летать.

4. Воспитатель предлагает детям сесть за столы. На каждом столе находятся квадратные и прямоугольные коробочки (кормушки), а также горох и фасоль в отдельной тарелочке на каждого по 5 – 6 штук. Воспитатель предлагает представить детям, что коробочки это кормушки для птиц, а горох и фасоль – птицы.
─ Одинаковые ли кормушки? (разные)
─ Чем они отличаются? (по форме и цвету)
─ Положите квадратную кормушку справа от себя, а прямоугольную – слева.
─ Насыпьте в кормушки зерен. (Дети должны поставить маркером точки на обеих кормушках).
─ На квадратную кормушку прилетело 2 больших птицы. (дети выбирают из тарелочки 2 фасоли и кладут в квадратную кормушку).
─ На прямоугольную кормушку прилетело столько же птиц, но маленьких. (дети выкладывают в прямоугольную кормушку 2 горошины).
─ Сколько птиц в прямоугольной кормушке?
─ На квадратную кормушку прилетела ещё 1 птица. Сколько птиц стало в квадратной кормушке? (три птицы).
─ В какой кормушке птиц больше в квадратной или в прямоугольной?
─ Как сделать так, чтобы птиц стало поровну? (Добавить еще одну маленькую птицу в прямоугольную кормушку).
─ Сколько птиц стало в кормушках?
─ А сейчас покормите птиц. (дети берут фасоль, горох и постукивают по кормушке: птицы клюют зерно).

5. Итог занятия: Дети встают из-за стола и подходят к воспитателю.
─ Давайте вспомним, о ком мы сегодня говорили на занятие?
─ Скажите, что вам было выполнять легче и интереснее всего?
─ Какие задания у вас вызвали затруднения?
─ Вы молодцы, старались выполнить все задания даже, если у вас не все получалось.