Минцберг генри. Генри Минцберг: фото, биография и основные труды

Генри Минцберг (Henry Mintzberg) - профессор менеджмента МакГилльского университета в Монреале.

Биографическая справка

Генри Минцберг (Henry Mintzberg) родился 2 сентября 1939 в Торонто, Канада. Его первое высшее образование связано с машиностроением. Это никак не предполагало, что молодой инженер серьезно увлечется экономикой . Но, тем не менее, после двух лет работы на Канадской железной дороге он поступил в Слоанскую Школу Менеджмента в Массачусетском технологическом институте, после окончания которой получил диплом магистра и степень Ph.D. Вся его жизнь связана с университетом МакГил, где он преподает на факультете менеджмента . Кроме того он является профессором университетов Карнеги Меллон, университета d’Aix-Mardeill, Ecole des hautes etudes commerciales, Монреаль, Лондонской школы бизнеса и Insead. Минцберг первый специалист по теории менеджмента, который был избран членом Канадского королевского научного общества.

Вклад в развитие науки о менеджменте.

Вклад Минцберга в развитие менеджмента заключается в том, что он сумел критически оценить, насколько верны и жизнеспособны стратегии развития компаний. По его мнению, даже самые талантливые разработчики стратегии не могут заранее сформировать ее и предсказать все повороты развития, предвидеть успехи, возможные неудачи и способы их устранения. Минцберг считает, что стратегия формируется постепенно и совсем не обязательно – на верхнем уровне организации. С его точки зрения правильно разработанная стратегия является результатом изучения возникающих планов, импровизаций, текущих мер адаптации и стратегических основ. Но идея Минцберга о том, что руководитель должен разрабатывать стратегию в соответствие с поступающей от рядовых сотрудников информацией о различных достижениях, остается спорной: так называемая «школа планирования» стратегии по-прежнему удерживает прочные позиции в общей теории создания стратегии.

Большое внимание в своих исследованиях Минцберг уделяет содержанию деятельности менеджеров. Он отмечает, что практически каждый руководитель, в зависимости от занимаемой должности и специфики деятельности фирмы играет в процессе управления определенную роль, которая сводится к определенному набору принципов, правил, процедур поведения и последовательности их выполнения. Деятельность менеджеров он описал при помощи 10 ролей:

  1. Главный руководитель – руководит фирмой, утверждает важнейшие производственные, экономические, социальные решения, выполняет церемониальные действия, осуществляет VIP-представительство.
  2. Лидер – занимается руководством, инструктажем, мотивацией, контролем и оценкой деятельности подчиненных ему работников, формирует и реализует кадровую политику.
  3. Посредник (связующее звено) - обеспечивает контакты между работниками, организует работу информационных систем и служб, налаживает информационные потоки.
  4. Аналитик (приемник информации) - собирает и анализирует управленческую информацию, выявляет управленческие проблемы, анализирует причины их возникновения.
  5. Информатор – передает внешнюю информацию, налаживает информационные контакты между уровнями, звеньями управления, отдельными работниками, реализует информационную политику, осуществляет защиту информации.
  6. Представитель – передает внутреннюю информацию внешним пользователям: финансовым органам, акционерам, партнерам, клиентам. Его основная функция - PR-деятельность.
  7. Предприниматель - отвечает за разработку и реализацию различных нововведений на предприятии, освоение новых продуктов, услуг, рынков, информационных систем, осуществляет управленческие решения, связанные с риском.
  8. Устраняющий нарушения – разрабатывает и реализует мероприятия по корректировке деятельности фирмы при возникновении серьезных проблем или угроз деятельности предприятия, осуществляет антикризисное управление.
  9. Распределитель ресурсов – отвечает за распределение между подразделениями, видами деятельности, проектами материальных, финансовых, трудовых, технических, научных ресурсов, принимает участие в формировании бюджета предприятия и его подразделений, контролирует их исполнение.
  10. Переговорщик – отвечает за внутренние и внешние переговоры, участвует в заключении сделок, урегулировании конфликтов.

Литературная деятельность

Минцберг известен как автор 15 книг по менеджменту. Среди них наибольшую известность приобрели.
«Природа работы менеджера» (1973 г.),
«Структура в кулаке» (1983 г.),
«Взлет и падение стратегического планирования» (1994 г.),
«Стратегическое сафари» (1998 г.),
«Требуются менеджеры, а не выпускники MBA» (2004 г.),
«Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента» (2009 г.).

Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

“Значительную часть работы менеджера составляет то, чем занимаются узкие специалисты, но выполняют они эту работу особым образом, используя свой статус, свои контакты и доступную только им информацию”.
Генри Минцберг

Русское название : Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента
Оригинальное название : Managing (Заниматься менеджментом)
Обложка :


Генри Минцберг преподает менеджмент в Университете Макгилла в Монреале. Является автором 15 книг и обладателем наград журнала Harvard Business Review.

Издательство : Питер, 2012

Основные идеи

  • Большинство людей имеют ошибочные представления о менеджменте.
  • Научиться управлять можно только на практике. Обучить менеджменту невозможно.
  • Интернет ускоряет темп жизни, и это оказывает дополнительное давление на современных руководителей.
  • Менеджеры слишком заняты для того, чтобы спокойно обдумывать и тщательно планировать свои действия.
  • Когда рядовой работник становится менеджером, в центре его внимания оказывается не отдельный человек, а группа.
  • Для решения поставленных задач менеджер задает “систему координат”, которая и определяет поведение его непосредственных подчиненных.
  • У каждого менеджера свой круг ежедневных обязанностей, но их основные компетенции похожи.
  • Эффективный менеджмент в одном секторе экономики практически ничем не отличается от эффективного менеджмента в другом секторе.
  • Менеджеры должны найти и поддерживать “динамичное равновесие” между всеми своими повседневными функциями и обязанностями.
  • Возглавляемая хорошим менеджером команда все время движется к цели.

Актуальность

О чем вы узнаете

Из краткого содержания этой книги вы узнаете: 1) Какие ложные представления о менеджменте распространены в современном обществе; 2) Какими навыками должен обладать хороший менеджер; 3) С какими трудностями приходится сталкиваться менеджеру.

Что такое менеджмент?

Спросите своих знакомых менеджеров, что они знали о своих функциях и обязанностях в день, когда в первый раз пришли на работу, и большинство из них ответит: “Ничего”. Еще вчера один из них играл на флейте, а другой оперировал больных, и вот они
уже контролируют, как эту работу выполняют другие. И учиться этому им пришлось на собственном опыте. Специалисты характеризуют менеджмент как профессию, науку и даже искусство, но на самом деле – это ни то, ни другое и ни третье в отдельности.
Менеджмент сочетает в себе элементы и профессии, и науки, и искусства. Иными словами, менеджмент – это “практика”.

Три мифа о менеджменте

На представления людей о том, какими качествами должны обладать менеджеры, влияют три широко распространенных мифа:

Для менеджмента и лидерства нужны разные навыки . В действительности же менеджеры должны выполнять роль лидеров, а лидерам необходимо уметь управлять. Эти два вида деятельности неразделимы. К сожалению, в большинстве организаций сегодня слишком много внимания уделяется лидерству, и недостаточно – менеджменту.

Менеджмент – это профессия . Скорее, менеджмент – это ремесло, то, чему люди обучаются на практике, а не по книгам. Опытные менеджеры учитывают особенности каждой конкретной ситуации в принятии решений.

Навыки менеджера должны меняться вместе с переменами в организации труда .
Менеджмент – это управление поведением человека, существенно не изменившимся за всю историю человечества. Несмотря на то что менеджеры работают в непрерывно меняющемся мире, основные приемы и методы их работы остаются такими же, как и десятилетия назад. Интернет просто ускоряет темп жизни, увеличивая то напряжение, которое испытывают не только руководители, но и каждый член общества.
Иногда новые информационные возможности даже затрудняют принятие решений.

Кроме этих трех мифов существует еще целый ряд других заблуждений:

Менеджмент – это тщательное обдумывание и педантичное планирование . На самом деле у большинства менеджеров на это просто нет времени. Они должны действовать оперативно. Работа менеджера – это набор отдельных, разнородных и быстрых действий. Как свидетельствуют результаты около 40 различных исследований, проведенных еще в 1950-х годах, менеджеры “непрерывно мечутся во всех направлениях”. Суть их деятельности – в конкретных шагах.

Лучший источник данных для менеджера – формализованная система сбора и ана лиза информации . В действительности очень немногие менеджеры полагаются на сложные информационные системы. Напротив, большую часть нужных им данных они черпают из неформальных источников – телефонных звонков, электронных писем и личных встреч, полагаясь в основном на устные сведения, полученные от людей.

Деятельность менеджера неразрывно связана с иерархическими отношениями .
Организационные схемы подчинения не совсем точно отражают реальные связи между менеджерами и теми, кто стоит выше и ниже. Наиболее важны для них “горизонтальные взаимоотношения” с коллегами в организации и за ее пределами. Хороший менеджер – это своего рода информационный канал, связывающий организацию с внешним миром.

Менеджерам удается поддерживать жесткий контроль . Питер Друкер сравнивал менеджеров с дирижерами симфонических оркестров. В некоторой степени это сравнение верно, если представить себе непростую жизнь оркестра. Менеджер, как и дирижер, пытается добиться от своего “оркестра” гармоничного звучания, в то время как музыканты озабочены своими личными проблемами, рабочие сцены чем-то грохочут за кулисами, страдающая от духоты публика все время кашляет, а спонсор концерта полностью поменял программу за пять минут до начала выступления.

Контролируемый беспорядок

Обязанность менеджера – обеспечить выполнение стоящих перед подразделением задач и добиться максимальной отдачи от своих непосредственных подчиненных. В случае с исполнительным директором – менеджером самого высшего звена – его непосредствен-
ные подчиненные управляют крупными организационными единицами, обеспечивая осуществление стратегических целей компании. Работа менеджера представляет собой совокупность самых разных действий: он руководит, контролирует, распределяет, поддер-
живает, решает, добивается, стимулирует и так далее. Для успешного руководства необходим переход от теории и рассуждений к практике и межличностному взаимодействию.

“Нервный центр”

Менеджмент осуществляется на трех уровнях: информации, людей и действий. На информационном уровне менеджмент – это коммуникация с людьми в организации и вне ее. Здесь менеджеру необходимо уметь разрабатывать системы контроля, делегировать
полномочия, принимать решения, распределять ресурсы, ставить цели.
Каждый менеджер – это “нервный центр” своего подразделения. С помощью наблюдения и личного общения он получает информацию, необходимую для того, чтобы направить действия подчиненных в нужное русло. Кроме того, он должен обеспечить своих сотрудников информацией для выполнения работы.

“Энергетический центр”

Еще одна роль менеджера – это роль “энергетического центра”, объединяющего индивидуумов и разрозненные группы в единую команду. Менеджеры занимаются развитием отдельных сотрудников и групп в целом, мотивируют персонал и содействуют укреплению организационной культуры. Они налаживают и поддерживают внешние связи своей организации и выступают в роли ее ответственных представителей для прессы и заинтересованных лиц. Менеджер обеспечивает непрерывное информационное взаимодействие между своим отделом, организацией и внешним миром, отстаивает интересы своего подразделения перед внешними заинтересованными лицами и служит “буфером”, ограждающим своих сотрудников от внешнего влияния.

Человек действия

На уровне практических действий менеджер должен быть способен, с одной стороны, с выгодой использовать благоприятные возможности, а с другой – разрешать критические ситуации. По мере подъема в организационной иерархии менеджеры сталкиваются
со все более сложными проблемами, требующими серьезного анализа. На этом уровне менеджмент требует умения создавать союзы, а также заручаться поддержкой нужных лиц. В целом инициирование необходимых действий, управление ими и контроль над ними
и есть суть менеджмента. Менеджеры – не столько исполнители, сколько те, кто обеспечивает исполнение. Менеджер задает “систему координат” для своего подразделения: он определяет стратегию, устанавливает приоритеты и принимает решения, тем самым соз-
давая условия, в которых сотрудники выполняют свою работу. Менеджер разрабатывает последовательность действий, которая гарантирует получение необходимых результатов.

Другие важные управленческие навыки

Менеджеры также должны обладать другими компетенциями и качествами, такими как:

  • Способность планировать, устанавливать приоритеты и определять сроки выполнения работ;
  • Навыки общения и аналитические навыки;
  • Способность мобилизовать других людей на работу;
  • Умение поддерживать “динамичное равновесие” между всеми своими функциями и обязанностями. С опытом приходит понимание того, как объединять все свои роли в единое целое, – именно это и называют управленческой компетенцией;
  • Умение работать в команде;
  • Энергичность и работоспособность;
  • Жизненный опыт;
  • Целеустремленность, умение взять инициативу на себя и вовлечь в процесс других;
  • Умение убеждать людей в необходимости перемен и воплощать эти перемены в жизнь;
  • Способность анализировать информацию и извлекать уроки из собственного опыта.

Повседневное управление

Менеджерам, где бы они ни работали, требуются одинаковые ключевые компетенции, но их повседневные задачи значительно отличаются в зависимости от таких факторов, как род и масштаб деятельности организации, ее местонахождение, особенности отрасли, положение менеджера в корпоративной иерархии. Так, например, обязанности исполнительного директора корпорации могут включать периодическое посещение офисов компании, обязанности должностного лица Красного Креста – наблюдение за ситуацией в лагере беженцев, а обязанности руководителя негосударственной организацией разработку плана действий в условиях осложнения политической обстановки. Содержание работы менеджера часто определяется сроком его пребывания в должности и ее
уровнем, а также корпоративной культурой, временными неблагоприятными факторами и свойствами личности.

Не существует прямой зависимости между необходимыми менеджеру навыками и его обязанностями, с одной стороны, и сектором экономики (государственным, коммерческим, некоммерческим), в котором он работает, – с другой. Значительные расхождения
могут наблюдаться даже внутри одного сектора. Особенности отрасли играют наибольшую роль в определении функций менеджера на низшем, производственном, уровне.

Также важны размер подконтрольного менеджеру подразделения и широта его управленческих обязанностей. Философия управления, которой придерживается организация, влияет на работу менеджера незначительно.

У каждого менеджера есть свой личный стиль управления. Разные по характеру люди по-разному подходят к одной и той же работе. Известно, например, что президенту США Трумэну нравилось принимать трудные решения, а Эйзенхауэр всячески старался их избегать.

Головоломки менеджмента

Менеджмент обязательно включает в себя разрешение следующих типичных проблем:

Поверхностность . У менеджеров всегда много работы и мало времени на ее выполнение. Поэтому они склонны решать вопросы поверхностно, не углубляясь в детали. Типичное “Мне не нужно, чтобы было безупречно, – мне нужно в этот вторник!”
наиболее ярко отражает суть этой проблемы. Чтобы избежать такого подхода, разбивайте сложные задачи на отдельные задания.

Планирование . Постоянный дефицит времени не позволяет менеджерам заниматься долгосрочным планированием. Поэтому им приходится отказываться от формального процесса стратегического планирования и разрабатывать стратегии, применяя к текущей ситуации знания, получаемые непосредственно в процессе работы.

Коммуникации . Менеджеры часто не связаны непосредственно с той деятельностью, которой они управляют. Причем физическая отдаленность нередко становится причиной управленческих ошибок, вызванных непониманием происходящего. Именно по этой причине, с целью улучшить процессы коммуникации и облегчить доступ подчиненных к начальству, японские фирмы стали организовывать рабочие места своих менеджеров не в отдельных офисах, а в помещениях с открытой планировкой.

Делегирование . Эта проблема по своей природе противоположна предыдущей. Менеджеры часто обладают лучшими навыками выполнения определенных задач, чем их прямые подчиненные, и имеют более свободный доступ к информации, в том числе частного или закрытого характера. Делитесь информацией с подчиненными, насколько это возможно, и передавайте сотрудникам часть своих полномочий, учитывая их навыки и личностные особенности.

Порядок . Менеджеры определяют правила и устанавливают порядок выполнения работы в подразделении. Но вместе с тем они должны всегда быть готовы к любым неожиданностям и внезапным переменам. Найдите равновесие: будьте гибким и не настаивайте на порядке ради порядка, но при этом не допускайте и хаоса.

Уверенность в себе . Нельзя быть хорошим менеджером, не обладая уверенностью в себе. Но излишняя самоуверенность порождает высокомерие и чувство превосходства, которые изолируют человека от окружающих. Это одна из главных проблем современной эпохи “героического лидерства”. Скромность поможет вам добиться лучших результатов. Будьте открыты и прислушивайтесь к мнению окружающих.

Действия . Предпринимать решительные действия в сложных ситуациях очень непросто, и тот, кто делает это без колебаний, может казаться окружающим самона еянным. Не бросайтесь на амбразуры только затем, чтобы произвести впечатление
решительного человека. Будьте избирательны в действиях. Принимайте важные решения поэтапно, оставляя между этапами время на анализ обратной связи.

Преобразования . Организации нуждаются одновременно и в переменах, и в стабильности. Как бы все вокруг ни менялось, не позволяйте своему подразделению отклоняться от намеченного пути. Это даст ощущение постоянства и стабильности.

Самое важное . Главное испытание для менеджера – научиться осознанно и методично справляться со всеми задачами одновременно. Но если разрешить ту или иную головоломку в конкретной ситуации менеджеру вполне по силам, то полностью избавиться от них в работе невозможно. Они – неотъемлемая часть менеджмента.

Оценки для книги от сайта сайт

Рецензия на книгу Действуй эффективно от сайта сайт

Чтобы понять, из каких элементов складывается эффективный менеджмент, известный специалист в области управления Генри Минцберг изучил рабочий день 29 менеджеров из организаций, действующих в самых разных отраслях экономики, включая
банковское дело, розничную торговлю, киноиндустрию, государственное управление, здравоохранение и некоммерческий сектор. Минцберг исследовал повседневную деятельность как представителей высшего руководящего звена, так и тех, кто занят непосредственным управлением на местах. Он выяснил, что при имеющихся значительных различиях в содержании работы менеджеров навыки, которые требуются для ее выполнения, удивительно схожи. Несмотря на то что книга носит несколько общий характер и многие из высказанных автором идей трудно назвать новыми, сайт рекомендует эту всеобъемлющее руководство менеджерам разных уровней, специалистам потрудоустройству руководящих работников, консультантам, студентам и всем тем, кто хочет вернуться к основам и развить в себе навыки, необходимые для того, чтобы стать компетентным менеджером.

Купить/скачать книгу "Действуй эффективно!" можно здесь: или

Все права защищены. При перепечатке обзора книги не забывайте ставить ссылку на

) - профессор менеджмента Макгилльского университета в Монреале .

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

Биография

Окончил факультет машиностроения Университета Макгилл, работал в отделе Operational Research Канадской железной дороги. Затем получил диплом магистра и степень PhD в Слоанской Школе Менеджмента в Массачусетском технологическом институте. С тех пор преподает на факультете менеджмента Университета Макгилл. Кроме этого, является профессором университетов Карнеги Меллон, университета d’Aix-Mardeill, Ecole des hautes etudes commerciales, Монреаль, Лондонской школы бизнеса и INSEAD . Обладатель 15 почетных дипломов университетов всего мира.

Минцберг опубликовал 15 книг, последняя книга, написанная автором в 2009 году, переведена на русский язык: «Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента» . В книге анализируется работа 29 менеджеров из различных сфер деятельности: бизнеса, государственной службы, здравоохранения, симфонического оркестра. Полученные данные Минцберг сформировал в систему, которая дает представление о современном менеджменте и разрушает многие управленческие стереотипы.

Минцберг опубликовал более 150 статей, две из них получили награду MacKinsey журнала «Harvard Business Review ». Генри Минцберг удостоен наград ведущих научных и отраслевых ассоциаций, в том числе Академии менеджмента, Общества стратегического менеджмента и Ассоциации управленческого консультирования.

Теоретические воззрения

По мнению Минцберга, и сами управленцы, и общество в целом воспринимают менеджмент скорее как науку или как профессию, которой можно обучиться в стенах университета. В настоящее время есть два понимания менеджмента:

  1. Как искусство, овладеть которым без опыта невозможно. Только с опытом может прийти понимание бесконечных нюансов управленческого процесса, способность вписывать собственные знания в заданный контекст.
  2. Как наука, основы которой можно изучить и которую можно применять

Три программы развития организаций

Продвигая свои идеи профессор Г. Минцберг инициировал создание разных программ развития организации. Все они построены вокруг идеи, что руководители лучше всего обучаются анализируя свой собственный опыт в группе коллег.

На сегодняшний день процветают три программы:

Мнение о России

Дело не только в лидерах, дело во всех. Не только лидеры должны оценить ситуацию, её должны оценить все. Я ни в коем случае не эксперт по России, но несомненно в вашем правительстве слишком много лидерства. Вам нужно больше вовлеченности, а не построения всего и вся вокруг культа одного индивидуума. Корпоративная среда в этом смысле не отличается от политической. Таким образом, лидеры должны оценить ситуацию, но и все остальные так же должны её оценить. Должно существовать широкое ощущение, что эти вещи важны.

Я заинтригован Россией, поскольку люди настолько интеллектуальны, хорошо образованы, яркие, и вместе с тем, в политическом смысле страна не может действовать согласовано. Я полагаю, что в каком-то смысле это обусловлено непродолжительной историей демократии. Но возможно так же что-то в российском менталитете относящееся к лидерству, что необходимо сильное лидерство.

MINTZBERG ON MANAGEMENT

Copyright © 1989 by Henry Mintzberg All rights reserved, including the right of reproduction in whole or in part in any form.

Originally published by Free Press, a divison of Simon & Schuster Inc.

Серия «Великие экономисты и менеджеры»

© Ряхина Е. Д., перевод на русский язык, 2018

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2018

Эта книга адресована тем из нас, чья профессиональная жизнь тесно связана с организациями, а личная – посвящена попыткам от них сбежать.

Памяти Джима Уотерса, который посвятил свою карьеру тому, чтобы сделать организации более человечными.

Благодарности

В этом разделе принято выражать признательность тем, кто внес свой вклад в создание книги. Но поскольку она в значительной мере основана на моих предыдущих работах, где я уже поблагодарил всех, кто мне помогал, я не стану сейчас повторять те же слова. Моя благодарность всем этим людям была и остается искренней. Здесь же – за исключением того, что я особо хотел бы упомянуть моих коллег Дэнни Миллера и Фрэнсис Уэстли, которые всеми возможными способами помогали моему мышлению; Джима Уотерса, замечательного друга, которого нам теперь так не хватает и неформальный вклад которого в эту книгу значительно весомее, чем многое, за что в тексте выражена прямая благодарность; редактора Боба Уоллеса, который проявил удивительное терпение; моих помощниц Кейт Магуайр-Девлин и Зинет Хан, которые разбирали мой чудовищный почерк; моих преподавателей Морти Яловски и Уолли Кроустона, которые поддерживали меня другими способами, – я хотел бы сосредоточиться на благодарности одному человеку.

Билл Литвак – воплощение мировой эмпатии. Не той эмпатии, которую обычно имеют в виду популисты от психологии, ведь он бывает груб и неприятен, особенно с близкими друзьями. Но он понимает своих друзей и заботится об их благе, не говоря уже о судьбе книг, которые они пишут.

В 1968 году Билли, будучи в не самом нежном уже двадцатилетнем возрасте, редактировал мою докторскую диссертацию. Для меня это были адские муки. Зато я научился писать. Двадцать лет спустя либо я позабыл, как это делается, либо его стандарты поднялись. Разумеется, я успел позабыть, как я тогда мучился. Однако второй опыт редактирования пережили и я, и Билли, и эта книга, а главное – наша дружба. Билли несколько месяцев буквально жил этим текстом, сверля мне мозги и сводя меня с ума своими ироническими замечаниями (вот, например, такой непростой комментарий: «Надо быть лицемерным психом, чтобы писать «гиппо-псих» вместо «гипопсих»), пока мне не удалось превратить сборник прежних публикаций в книгу, которая получилась такой, как я хотел (по крайней мере, надеюсь на это). Спасибо тебе за это, Билл, и отнюдь не только за это.

Здесь же автору полагается добавить (как будто кто-то в этом может усомниться), что, несмотря на ценнейший вклад всех и каждого, лишь он один в ответе за нижеследующий текст. Но я этого делать не стану. Билли это предисловие не редактирует, так что я здесь честно напишу: кое-где я не воспользовался его советами, кое-где в последнюю минуту что-то поменял, но что касается остального текста, то все ошибки и неточности в книге – на совести Литвака. Впереди еще двадцать лет мира и покоя.

Озеро Касстор,

Канада, январь 1989 года

Мир организаций

К лучшему это или к худшему, но наш мир стал обществом организаций. Мы появляемся на свет в одних организациях, учимся в других, чтобы потом работать в третьих. В то же самое время организации нас обеспечивают всем необходимым, развлекают нас, управляют нами и мучают нас (причем иногда все это одновременно). И, наконец, организации же отправляют нас в последний путь. Однако, за исключением небольшой группы ученых – «специалистов по теории организации» – и менеджеров, настроенных более глубоко изучить объект своей деятельности, лишь немногие на самом деле понимают, что это за удивительные корпоративные существа, которые так сильно влияют на нашу повседневную жизнь.

Если вы хотите исследовать собственное сознание, в любом книжном магазине вы найдете десятки изданий, посвященных тому, как функционируют ваш разум, тело и поведение. Но если вы хотите понять организацию, вам придется искать специализированный магазин научной литературы и штудировать зубодробительные академические публикации – если только вы не махнете рукой на сложные теоретические изыскания и не остановите свой выбор на учебнике, где все объяснено кратко и, скорее всего, упрощенно.

Во всяком случае, таким будет результат ваших поисков, если вы будете искать книги в разделе «Менеджмент». Кое-что об организациях вы можете найти и в книгах по более «старым», традиционным дисциплинам. В экономике организация предстает как «рациональное», но большей частью таинственное нечто, которое непонятным образом наращивает свою прибыль. Я с такими организациями никогда не сталкивался. Психология рассказывает о поведении отдельных личностей и малых групп внутри организаций, но не о поведении организаций в целом. Политология занимается только одним очень важным видом организаций – правительствами, но рассматривает их больше как законодательные или политические системы, а не как сети организаций, которыми они в большой степени являются. Социология и антропология уделяют внимание коллективному поведению, но обычно с точки зрения более крупных и неформальных сообществ, чем относительно небольших формализованных организаций.

Теория организации опирается на все эти дисциплины, но добавляет нечто крайне важное – концепцию организации как таковой. Организация для меня означает коллективную деятельность по достижению общей цели. Проще говоря, некая группа людей собирается вместе под одним названием (General Motors, «Шиномонтаж на Центральной»), чтобы производить некий продукт или услугу.

Я представляю эту книгу в расчете на то, что в обществе в целом есть жажда понять организации, и она ничуть не меньше, чем у менеджеров, которые ими руководят (и не реже нас удивляются их странному поведению). Всякий раз, как я заговаривал об организациях с кем угодно – включая предпринимателей, домохозяек и всех прочих, кто сравнительно мало контактирует с организациями, – меня неизменно поражал удивительный интерес к этому вопросу. Кто-то вспоминал странное происшествие в больнице, кто-то – необычный случай в самолете или автосалоне. Все мы отчаянно хотим понять эти странные создания, которые играют такую роль в нашей жизни. Концептуальное понимание давно выработано – оно просто не каждому доступно.

В книге собраны материалы, над которыми я работал более двадцати лет. Это не только мои собственные идеи и изыскания – часть моей работы состоит в том, чтобы обобщить уже имеющуюся информацию, особенно результаты систематических исследований. За это время я изучал, как работают менеджеры и руководители; как организации функционируют и структурируются, принимают решения и вырабатывают стратегии; как воздействуют на организации окружающие их властные отношения, и в том числе как общество пытается выстраивать взаимоотношения с существующими в нем организациями.

Книга представляет собой цикл эссе, написанных на основе моих предыдущих публикаций, которые я постарался переработать для широкой читательской аудитории. Часть этих материалов ранее печаталась в деловой прессе, другие публиковались только в научных журналах. В эту книгу я включил (и постарался сделать легко читаемыми) те материалы, которые считаю наиболее интересными для широкого круга читателей. Сначала я планировал просто собрать свои публикации под одной обложкой, но в итоге значительно переработал большую часть представленных здесь текстов, а некоторые из них и вовсе написал заново. Публикуя эту книгу, я надеюсь расширить читательскую аудиторию для своих идей, как вглубь сообщества по менеджменту, так и за его пределы. Если хотите, можете назвать это «поп-орг-теорией» – но не думайте, что я пытаюсь как-то опошлить или умалить сложность деятельности организаций.

Всемирно известный ученый и писатель в области бизнеса и управления, академик. Офицер Ордена Канады (Officers of the Order of Canada (O.C.)), офицер Национального Ордена Квебека (Ordre national du Québec), член Королевского общества Канады (Royal Society of Canada), объединяющего самых выдающихся ученых страны.


Генри Минцберг родился 2 сентября 1939 года в Монреале, провинция Квебек, Канада (Montreal, Quebec, Canada) и рос в обычной, довольно обеспеченной семье. Его отец владел и управлял маленькой, но успешной фирмой, которая специализировалась на изготовлении дамского платья. Еще маленьким мальчиком Генри расспрашивал отца, что же он делает в офисе, но как он сам утверждает, это было обычное детское любопытство. Он неплохо учился в школе, был довольно прилежным студентом, но никто никогда и заподозрить не мог, что Минцберг добьется всемирного успеха. После школы Генри поступил в Университет МакГилла (McGill University) и заработал степень бакалавра в области машиностроения. Он упоминал, что на самом деле хотел бы изучать организацию производства, однако университет не предлагал такую программу. После университета Минцберг понял, что не хочет работать на предприятии отца и решил заняться чем-то исключительно своим. Свою первую работу он получи

л в 1961 году в железнодорожной компании "Canadian National Railway", благодаря тому, что в университетской газете занимал должность спортивного редактора – нанявший его человек тоже очень интересовался футболом.

В настоящее время профессор Минцберг преподает на факультете менеджмента (Desautels Faculty of Management) в Университете МакГилла. Он начал преподавать с 1968 года, после того как в 1965-м получил степень магистра в области менеджмента, а в 1968-м - докторскую степень в Школе менеджмента Слоана (Sloan School of Management) при Массачусетском Технологическом Институте (Massachusetts Institute of Technology, MIT). На дальнейшую учебу его вдохновил дядя, Джек Минцберг (Jack Mintzberg), который, как оказалось, не сомневался в способностях племянника сделать академическую карьеру. Он и отправил Генри учиться в Соединенные Штаты (United States). С 1991 по 1999 год Генри Минцберг был приглашенным профессором в INSEAD, одной из лучш

х в мире бизнес-школ, имеющей отделения в Фонтенбло (Fontainebleau) под Парижем (Paris, France), Сингапуре (Singapore) и Абу-Даби (Abu Dhabi), столице Арабских Эмиратов (United Arab Emirates).

Генри женат во второй раз, на Саше Садиловой (Sasha Sadilova), у него две дочери, Сьюзи (Susie) и Лайза (Lisa), от первого брака. Профессор не любит распространяться о своей частной жизни, предпочитая оставлять ее за пределами внимания газет и телевидения, и советует делать то же самое своим ученикам.

Минцберг - чрезвычайно плодовитый автор, пишущий об управлении бизнесом и разработке бизнес-стратегий. На его счету более 150 опубликованных статей и 15 книг, часть из которых стала незаменимыми учебниками для изучающих менеджмент в самых разных странах мира. Его наиболее известная книга, "Взлет и падение стратегического планирования" (The Rise and Fall of Strategic Planning), опубликованная в 1994 году, критикует некоторые из общепринятых практ

к современного стратегического планирования. В 2004-м профессор выпустил книгу "Требуются менеджеры, а не выпускники MBA" (Managers Not MBAs), в которой утверждает, что считает, будто современное преподавание менеджмента идет по неверному пути. Также он считает, что выпускники престижных бизнес-школ вроде Гарвардской (Harvard Business School) и Уортонской (Wharton Business School) одержимы цифрами, а их попытки превратить менеджмент в науку (сам Минцберг считает его искусством) наносят дисциплине непоправимый вред. Минцберг – сторонник обучения менеджеров, уже имеющих опыт работы, а не студентов, совершенно не представляющих, с чем им придется столкнуться в реальном мире бизнеса.

По иронии судьбы, хотя профессор Минцберг постоянно критикует современный бизнес-консалтинг, он дважды выигрывал премию "McKinsey Award" от международной консалтинговой компании "McKinsey & Company" за лучшую статью, опубликованную в "Harvard Business Review"