Черная и медная патина для патинирования. Как окрасить олово в черный цвет? Патинирование олова в домашних условиях


Довольно часто при пайке меди пользуюсь «мягким» оловянным припоем, как и многие коллеги. Иногда место пайки несколько портит внешний вид изделия, резко выделяясь белым цветом. Когда то давно выписал в блокнот из древней книжки способ маскировки олова на медном фоне. К сожалению точного названия книги не помню, что то вроде «Справочника ремесленника»… или кустаря. Не столь важно.
Возьму пару медных обрезков, 100 Вт паяльник, пруток ПОС -60 и кусочек канифоли.

Припаял к обрезку трубки медную пластину, зачистил лишний припой. Да можно еще снять припой, но оставил для наглядности.




Делаю насыщенный раствор медного купороса. На 10 частей купороса - 35 частей теплой воды. Или сыпать в воду, пока не перестанет растворяться. У меня 5 г. купороса, значит воды беру 18 мл. Место спайки смачивается полученным раствором и втирается, как написано - железной проволокой, но и обычный гвоздь ничуть не хуже.




На оловянном шве явно просматривается красный слой меди, да и гвоздь тоже омеднился. Но это покрытие совсем не прочное и легко стирается пальцем.


Промываю деталь водой, затем готовлю насыщенный раствор цинкового купороса, аналогично медному.


Цинковый купорос, сульфа́т ци́нка, сернокислый цинк, ZnSO4 - цинковая соль серной кислоты - это все едино. Купил в ближайшем магазине «Садовод» как удобрение.

Получилось у меня 20 мл. насыщенного раствора цинкового купороса, добавляю к нему 10 мл. полученного ранее раствора медного купороса. Этой смесью смачиваю место пайки. И втирать раствор нужно цинковой палочкой! (Ну так написано в книжке). Довольно чистый цинк можно получить из


Правильно - солевых батареек - у них минусовый электрод (корпус)цинковый. Иногда прикрыт защитой из жести.
Полученным кусочком цинка минут 10 тщательно протираю место пайки, периодически смачивая раствором.


Ну пока ничего не понятно - слой вязкой серой пасты


После промывки дал просохнуть и слегка полирнул


И в результате - действительно припой в месте пайки по цвету практически не отличим от меди. Да, плохо передаются цвета на фото - бликует. В живую совсем по другому смотрится. И переснять увы не получится.





Так а тут уже полирнул лишнее- проявился белый цвет олова.


В итоге:
- иногда единственный способ замаскировать олово.
- Слой меди получается довольно прочным хотя достаточно тонким - полировать
нужно осторожно.
- Все хим. реактивы можно недорого приобрести в хоз. магазине.

Одно из чудес, доступных настоящему мастеру — это изменение внешнего вида металлов. Им можно придать необычный цвет и блеск без применения лаков и красок.

Для этого надо всего лишь изменить состояние их поверхности — нанести тонкую пленку другого металла (так происходит при золочении, серебрении, никелировании, хромировании, меднении) либо обработать их химическими реактивами. В результате изделие из металла не только выглядит эффектнее, но и приобретает дополнительную защиту от воздуха и влаги.

Попробуйте с помощью простых химических операций «поколдовать» с металлами, и вы почувствуете себя волшебником-алхимиком. Однако сначала надо по всем правилам оборудовать «лабораторию»: поскольку предстоит работать с едкими жидкостями, выделяющими вредные пары, следует обеспечить хорошую вентиляцию, а рабочий стол защитить прочной клеенкой или куском линолеума.

Чтобы заняться «облагораживанием» поверхности металлов, потребуется эмалированная или фарфоровая посуда, для успеха в работе поверхность металлических изделий надо сначала тщательно обезжирить и очистить от пленки оксидов. Получить равномерное и красивое покрытие можно, если полностью погружать изделие в раствор рекомендуемого состава, а раствор непрерывно перемешивать.

Железные и стальные изделия сначала отшлифовывают и полируют, а затем обезжиривают в растворе, содержащем в 1 л воды 20-30 г гидроксида натрия или гидроксида калия, 25-50 г соды и 5-10 г жидкого стекла.

При такой обработке растительные и животные жиры превращаются в мыла, которые легко удалить водой. Обезжиривание можно вести и раствором гидроксида натрия без добавок, но тогда его придется нагреть до 70-80°С, а время обработки растянется до 20-30 минут. Парафин, вазелин и нефтяные масла щелочами не омыляются, и их снимают с металла органическими растворителями — бензином или тетрахлоридом углерода.

Медные, латунные и бронзовые изделия обезжиривают в растворе, содержащем в 1 л воды 100 г тринатрийфосфата и 10-20 мл жидкого стекла. После обезжиривания изделие тщательно промывают в горячей воде и погружают на 30-60 секунд в 5% соляную кислоту для удаления слоя оксидов металла, после чего изделие еще раз промывают водой и сразу же переносят в раствор для нанесения покрытия.

Учтите, что обезжиренное изделие уже нельзя брать руками (чтобы не загрязнить его кожным жиром), а только деревянными щипцами. Признаком полного обезжиривания и удаления оксидной пленки является равномерное смачивание металлической поверхности водой (на жирных местах поверхности вода остается в виде капель).

Никелирование
Меднение
Хромирование
Лужение (покрытие слоем олова)
Серебрение
Превращение латуни в «золото»
Превращение олова в «бронзу»
Воронение
Окраска латуни в коричневый цвет
Окраска медных изделий в различные цвета
Алюминиевый «перламутр»

Никелирование.

Никелирование железных или стальных изделий ведут в растворе, содержащем в 100 мл воды 5 г сульфата никеля и 4 г хлорида аммония, куда дополнительно вносят несколько кусочков металлического цинка. В результате выделения никеля на поверхности изделия образуется красивая серебристая пленка.

Чтобы покрыть никелевой пленкой медное или латунное изделие, готовят раствор 10 г сульфата никеля и 25 г хлорида аммония в 100 мл воды. Этот раствор доводят до кипения, бросают в него немного железных опилок, а потом опускают изделие, которое собираются никелировать.
Выделение металлического никеля на поверхности металла происходит в результате восстановления сульфата никеля цинком или железом. Добавка хлорида аммония, который в водном растворе подвергается гидролизу, создает слабокислую среду.
Высококачественное никелевое покрытие на железной поверхности получают следующим образом: в 100 мл воды, нагретой до 60 °С, растворяют 3 г хлорида никеля и 1 г ацетата натрия, потом раствор подогревают до 80 °С и добавляют 1,5 г гипофосфита натрия. Затем погружают в этот раствор обезжиренное изделие и подогревают до 90 °С. Если температура будет ниже, никелирование будет идти слишком медленно, а при 95°С раствор начинает разлагаться.

В этом случае причина выделения металлического никеля — восстановление хлорида никеля гипофосфитом натрия в щелочной среде, которая создается при гидролизе ацетата натрия. При нагревании выше 95 °С гипофосфит натрия разлагается с выделением водорода, превращаясь сначала в фосфит натрия Na 2 PHO 3 , а потом в ортофосфат Na 3 PO 4 .

Меднение.

Покрытие слоем меди железных изделий можно вести в растворе 1- 5 г медного купороса и 1 — 5 мл концентрированной серной кислоты в 100 мл воды; процесс идет при комнатной температуре всего 3 — 5 секунд. Обработанную вещицу вынимают из раствора, промывают водой и сушат. При меднении этим способом идет восстановление соли меди железом.

Более плотная пленка меди образуется, если сначала изделие обработать при помощи кисти раствором 10 г хлорида цинка и 20 мл концентрированной соляной кислоты в 20 мл воды, а потом кистью нанести раствор медноаммиачного реактива. Медноаммиачный реактив готовят, растворяя в 80 мл воды 5 г медного купороса и добавляя нашатырный спирт до образования прозрачного темно-синего раствора.

Медноаммиачный реактив — это раствор аммиачного комплекса меди состава SO 4 . Выделение тонкой пленки меди связано со взаимодействием поверхностного слоя железа с медноаммиачным комплексом, а предварительная обработка смесью HCl и ZnCl 2 делает железо более активным в химическом отношении.

Для меднения свинца применяют раствор 16 г ацетата меди и 15 мл ледяной уксусной кислоты в 80 мл воды.

Хромирование.

Покрытие изделий из стали, меди и латуни тонким слоем хрома ведут в растворе, содержащем в 200 мл воды 3 г фторида хрома, 1,5 г гипофосфита натрия, 1,5 г цитрата натрия, 2 мл ледяной уксусной кислоты и 2 мл 20% раствора гидроксида натрия. Чтобы пленка хрома на поверхности изделия была достаточной толстой, прочной и ровной, процесс ведут при 80 °С в течение 3 — 8 часов, а потом изделие промывают водой и сушат.

Стальные предметы перед хромированием дополнительно покрывают пленкой меди, чтобы обеспечить лучшее сцепление наносимой пленки хрома с поверхностью. Хромирование металлов описанным здесь способом основано на химических реакциях, в которых восстановителями металла служат гипофосфит натрия и цитрат натрия.

Лужение.

Покрытие слоем олова железных или стальных изделий ведут при комнатной температуре в растворе, содержащем 2 г хлорида олова SnCl 2 и 10 г лактата натрия в 100 мл воды.

Для лужения медных, бронзовых или латунных изделий готовят раствор 1 г хлорида олова и 30 г алюмоаммонийных квасцов в 100 мл воды.
Цинковые предметы покрывают слоем олова в растворе, который в 100 мл воды содержит 20 г хлорида олова и 40 г гидротартрата калия (винного камня). Пленка олова на цинке образуется в виде серого налета уже через несколько секунд. Изделие вынимают из раствора и протирают суконкой до тех пор, пока оно не заблестит.

Серебрение.

Любых обезжиренных металлов проводят в кипящем растворе, содержащем 12 г желтой кровяной соли, 8 г поташа и 0,75 г хлорида серебра в 100 мл воды. При нагревании малорастворимый хлорид серебра превращается в комплексное соединение состава K, которое затем восстанавливается на поверхности железа до металлического серебра.

Одновременно карбонат калия выводит из раствора излишек солей железа, мешающий образованию прочной серебряной пленки, и осаждает коричневый осадок гидроксида железа.

Можно серебрить металлические изделия и жидкой пастой, состоящей из 10 г хлорида серебра, 60 г поваренной соли, 60 г винного камня и 50 мл воды. Растирают в ступке смесь указанного состава, а потом, погрузив в полученную кашицу изделие, нагревают в течение 15 — 20 минут.

Серебряное покрытие, получаемое этим способом, красиво, но лишено блеска. Чтобы оно засияло как зеркало, пасту с изделия смывают, погружают его в раствор 6 г гипосульфита натрия и 2 г ацетата свинца в 100 мл воды и нагревают до 70 — 80 °С в течение 1 -15 минут.

Для серебрения можно использовать и фотобумагу. Ее разрезают на куски и опускают в раствор гипосульфита натрия. Обезжиренное изделие тоже помещают в этот раствор и, надев резиновые перчатки, натирают его поверхность эмульсионным слоем фотобумаги до тех пор, пока не образуется достаточно плотный слой серебра. После промывки изделие остается только протереть сухой тряпкой.

Превращение латуни в «золото».

Если латунное изделие после его очистки и обезжиривания погрузить в нагретый до 30 — 40 °С водный раствор ацетата меди, то в зависимости от длительности обработки оно примет новую окраску — от светло-желтой до рубиново-красной и даже фиолетовой. Затем изделие промывают водой и сушат. Концентрацию ацетата меди подбирают опытным путем.

Латунь — это сплав меди с цинком. Появление окраски при химической обработке его поверхности обусловлено реакцией восстановления цинком растворенной соли меди. Медь, выделяясь на поверхности латуни, придает ей разные (в зависимости от толщины слоя) оттенки красного цвета. Чтобы медное покрытие было долговечнее, его покрывают бесцветным лаком.

Превратить олово в «бронзу».

Можно, если погрузить его в раствор 5 г медного купороса и 5 г железного купороса в 100 мл воды. Можно и просто протереть поверхность изделия тампоном, смоченным тем же раствором. После обработки изделие промывают водой, сушат, протирают тряпочкой и опускают в раствор 25 г ацетата меди в 100 мл 10% уксусной кислоты.

Воронение.

Это окраска железных или стальных предметов в сине-черный цвет.

Этот процесс ведут, погружая стальные или железные предметы в нагретый почти до кипения раствор, содержащий 7 г гипосульфита натрия и 2 г ацетата свинца в 100 мл воды, и держат там до тех пор, пока поверхность металла не станет черно-синего цвета. При воронении на изделии образуется тончайшая пленка сульфида свинца, прочно сцепленная с металлом.
Темно-синюю окраску железному или стальному изделию придает выдерживание в смеси равных объемов 0,5% растворов красной кровяной соли и хлорида железа(II). Смесь готовят непосредственно перед обработкой металла, поскольку сразу же происходит реакция образования комплексного соединения синего цвета — турнбулевой сини (гексацианоферрата железа-калия).
Латунь тоже можно окрасить в цвет «воронова крыла», если на 1-3 минуты опустить латунную деталь в раствор аммиачного комплекса меди, получаемый растворением 12 г основной соли состава Сu 2 CO 3 (OH) 2 в 100 мл 25% раствора аммиака и добавить 0,1 г латунных опилок.

Латунь станет коричневой , если ее обработать:

нагретым до 70 °С водным раствором 10 г сульфида натрия в 100 мл воды;
нагретым до 70 °С водным раствором 5 г гипосульфита натрия и 5 г медного купороса в 100 мл воды;
нагретой до 80-90 °С смесью равных объемов 6% раствора ацетата свинца и 18% раствора гипосульфита натрия.

Для «окраски» медных изделий в различные цвета:

растворяют в 100 мл воды 4 г гидроксида натрия и 4 г лактозы (молочного сахара), раствор кипятят несколько минут, а потом небольшими порциями при непрерывном перемешивании добавляют 4 мл концентрированного раствора медного купороса. Погружают обезжиренное изделие в горячий раствор, и в зависимости от длительности обработки его поверхность приобретает окраску от золотистой до зеленой, коричневой или даже черной.

В результате окислительно-восстановительной химической реакции сульфата меди с лактозой в щелочной среде получаются глюконовая кислота и выделяется осадок оксида меди(I). Вначале образуется тончайшая желтая пленка Cu 2 O, которая придает поверхности меди золотистый оттенок. При продолжительном нагревании кристаллы Cu 2 O укрупняются, становятся темно красными, отсюда и изменение цвета покрытия.

готовят раствор 2 г сульфата никеля, 4 г бертолетовой соли, 18 г медного купороса и 0,2 г марганцовки в 100 мл воды. Обработка медных изделий теплым раствором такого состава придает им «бронзовый» вид;

растворяют в 100 мл воды 12,5 г карбоната аммония и добавляют 4 мл нашатырного спирта. Полученный раствор кистью наносят на поверхность изделия и получают поверхность зеленоватого цвета. При действии аммиака на поверхность меди в присутствии кислорода воздуха происходит образование комплексной соли, которая затем взаимодействует с карбонатом аммония, выделяя на поверхности металла зеленый осадок гидроксида-карбоната меди Сu 2 CO 3 (OH) 2 .

Алюминиевый «перламутр».

Зачищают поверхность алюминия металлической щеткой, нанося штрихи в различных направлениях. Стружку и грязь удаляют чистой тряпкой и на подготовленную поверхность, нагретую до 80 °С, кистью наносят ровным слоем нагретый до 90 °С 10% раствор гидроксида натрия. После высыхания раствора на поверхности металла образуется красивая пленка, похожая на перламутр. Для лучшей сохранности ее покрывают бесцветным лаком.

lorelay 29-11-2006 16:18

Всем привет! Уважаемые мастера и любители,очень нужно придать кусочку олова вид старый.Чтобы был серый с зеленью.Очень нужно!!!Помогите советом!

Bonifatich 29-11-2006 18:14


Хорошо что я в профайл залез, а то подобные вещи обычно интересуют фуфлогонов...

Mess 29-11-2006 19:49

Честно говоря никогда не видел, чтобы окисленное олово отдавало в зеленный цвет... А состарить, думаю, так: облить кислотой, высушить горячим воздухом и во влажное место на время - чтобы "мох" вырос.

lorelay 29-11-2006 20:04

quote: Originally posted by Bonifatich:
У вас на сайте есть потрясающие работы!
Хорошо что я в профайл залез, а то подобные вещи обычно интересуют фуфлогонов...

Спасибо за добрые слова о моих работах!
Сейчас делаю работу из самшита(маску)и нужно вставить деталь из олова-чтобы вид был как старой,задрыпанной

С ув.Слава

lorelay 29-11-2006 20:09

quote: Originally posted by Mess:
Честно говоря никогда не видел, чтобы окисленное олово отдавало в зеленный цвет... А состарить, думаю, так: облить кислотой, высушить горячим воздухом и во влажное место на время - чтобы "мох" вырос.

Спасибо большое! А какой кислотой?Я пробовал паяльной кислотой обливать,не получилось.
А нужно вот такой эффект получить:
С уважением,Слава

Vovil 29-11-2006 21:48

Покрыть медью (гальваника)часть поверхности (лак для ногтей) олова, медь патинировать

Forex 29-11-2006 23:28

quote: Originally posted by Vovil:
Покрыть медью (гальваника)часть поверхности (лак для ногтей) олова, медь патинировать

1.
Самый простой способ окраски олова состоит в том, чтобы данный предмет гальваническим путем покрыть медью или латунью, а затем окрасить, любым, подходящим для меди способом...

Mess 30-11-2006 12:41

концентрированной или обычной, несильно разведенной ортофосфорной

Yakyt 30-11-2006 06:54

Гм...Извините,что лезу не в свой топик.
Нельзя ли поподробнее про нанесение латуни гальваническим методом?

Vovil 30-11-2006 19:12

Хм, журнал "сделай сам" старый конец 80-х, потерял я его
Суть - раствор медного купороса, кусок меди к "-" предмет покрываемый к "+". В цепи должен быть реостат. Силу тока (лучше меньше) и вольтаж (5-6В)не помню, а это важно. Покрываемый предмет очистить от...как обычно обезжирить. Дерево, пластик, ткань покрывают воском, воск графитовой пылью, можно сделать и рельефное покрытие при помощи лака для ногтей. Гальванопластика и гальваностегия - слова для поиска. Если найду то выложу, или в пм (мыло)напишу. Я это давно делал. Меня и поправить нужно похоже. А вот силу тока и напряжение обязательно найти нужно точные значения, ну и мультиметр соответственно.
Были еще детские книжки "Опыты без взрывов" Огнева, и еще более детская его же.

Yakyt 01-12-2006 07:18

Дык,как меднить-то - на всех заборах написано,и электрохимически,и химически.
Я как-то упражнялся с нанесением медной подложки на эпоксидку,правда,совсем стрёмно получилось.
Медь нанести - не проблема,цинк - тоже...Как совместить?
Хотелось бы понять,как латунь наносить?
Или это просто была описка?

Vovil 01-12-2006 10:39

Латунь - описка не моя можно нанести "сусальное золото" из латуни, продают в магазинах для художников, но это не совсем то что вам надо похоже. Естати для оловянной маски подойдет вполне, потом и окислить-патинировать можно

Патина - это налет, который покрывает различные предметы, придавая им характерный вид состаренной вещи. Различают два вида патины: естественную и искусственную. Естественная патина образуется под действием атмосферных факторов. Искусственная патина - это имитация, которая создается при помощи специальных средств. Цвет такого налета может быть различным. При естественном старении патина имеет зеленовато-голубой оттенок. Цвет искусственного налета может быть коричневым, темно-серым, серебряным, золотым и пр. В декорировании популярными являются также медная и черная патина.

Сфера применения патины

Патина - это не просто налет, который имитирует старину на изделии. Это декоративный прием, который позволяет подчеркнуть красоту очертаний предмета и фактуру самого изделия. Для этого, например, отлично подойдет черная патина. Метод патинирования применяют для:

  • Декорирования мебели;
  • Отделки металлических частей заборов, парапетов, лестничных перил и пр. В этих случаях очень популярной является медная патина;
  • Искусственного состаривания различных элементов декора;
  • Покрытия медных изделий;
  • Обработки припоя из олова при изготовлении витражей и др.

Медная патина применяется для того, чтобы придать необходимый цвет витражному шву,который образовывается после пайки витража. Используется при изготовлении по стандартной технологии, а также по (Tiffany). Этот состав также способствует предохранению от неравномерного окисления и декорирования шва, что обеспечивает отличный конечный результат. Любые изделия покрытые патиной выглядят эффектно и благородно.

Особенности использования патины для изготовления витражей

Обычно перед патинированием шов изделия необходимо обработать антиоксидантом. После обработки данным средством шов покрывается блестящей пленкой и сохраняет свой вид на протяжении всего времени. Патина имеет матовый цвет, а антиоксидант придает ей блеск. Патинирование необходимо производить с двух сторон.

В интернет-магазине АртВитраж24 Вы можете купить черную патину, а также другие цвета и химические материалы на выгодных условиях. Вся продукция, представленная в данном каталоге, отличается хорошим качеством и доступной ценой.

Из-за своих физических и химических свойств олово очень часто применяется как декоративно-отделочный материал. Он имеет прекрасные литейные свойства и насыщенный цвет, поддается ковкости и резьбе.

Окраска этого металла может быть:

  • механической;
  • химической.

Механическая покраска предполагает обработку поверхности металла различными красками, красящими порошками, эмалями. Однако в этом случае есть вероятность навредить самим свойствам металла. А учитываю тот факт, что олово используется как художественный материал, для его окраски зачастую используют именно химическую покраску, которая не может повлиять на химические и физические свойства металла. Оловянный предмет можно окрасить:

  • в оранжевый цвет;
  • в красный цвет;
  • в терракотовый;
  • в радужный;
  • в бардовый;
  • в черный.

Цветная окраска

Особенностью цветной окраски оловянный предметов является то, что сам цвет зависит от времени, которое этот предмет будет находиться в соответствующем растворе. Олово будет менять цвет по такой схеме: оранжевый – терракотовый – светло-красный — бардовый – радужный.

Теперь немного подробнее о растворе, в который необходимо опустить оловянный предмет, чтобы он приобрел один из вышеописанных цветов. Для проведения такого опыта понадобится:

  • 2 литра воды;
  • 130 г гипосульфита;
  • 0,5 г мышьяковокислого натрия;
  • 10 г кристаллической яри медянки;
  • 25 г медного купороса.

В одном литре воды необходимо растворить гипосульфит и натрий, а во втором – медянку и купорос. После этого полученный растворы соединяются и можно считать, что краситель готов.

Окраска в черный цвет

На вопрос как окрасит олово в черный цвет? Мы ответим: Для начала следует отметить, что перед любой покраской сам предмет необходимо очисть от грязи и обезжирить. Грязь прекрасно удаляется жесткой щеткой (иногда можно добавить песок). Чтобы обезжирить олово нудно прокипятить его в 10-ти % растворе соды или поташа. После этого оловянный предмет гальваническим путем обрабатывается медью либо же латунью. И только после этого можно переходить непосредственно к окраске.

Темно – серый (черный) цвет оловянных предметов достигается путем обработки этого предмета в таком растворе:

  • азотнокислый висмут (5 г);
  • азотная кислота (50 мл);
  • виннокаменная кислота (80 г).

Указанные химические вещество растворяются в литре воды, и полученная смесь доводится до температуры – 25 градусов. Примерно за 0,5 минут оловянный предмет приобретет черный цвет.