Биография бальмонта. Презентация к уроку литературы по творчеству К. Бальмонта Скачать презентацию на тему биография бальмонта

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

В 19 лет поступил в Московский университет на юридический факультет. Через год обвинен в участии в студенческих беспорядках, три дня просидел в Бутырской тюрьме. Образование в университете не завершил, занимался самообразованием.

6 слайд

Наступила черная полоса в жизни, но с помощью друзей получает заказы на переводы. Переводит - скандинавскую (норвежскую, Ибсена), - итальянскую, - немецкую (Шелли), -испанскую, -английскую, - французскую -голландскую литературу.

7 слайд

Любознательность и подвижность – характерные черты его облика. Хотел увидеть и познать весь мир. Выпускает сборник стихотворений. Приходит популярность.

8 слайд

Зимой 1905 года совершает творческие поездки в Мексику и США. Переводит мексиканскую литературу и мифы индейцев (ацтеки и майя)

9 слайд

10 слайд

1912 г. совершает грандиозное кругосветное путешествие (Лондон, Канарские острова, южная Америка, Мадагаскар, южная Австралия, Новая Гвинея, Цейлон и др.)

11 слайд

1913 г. – возвращается в Москву. Ему рады, встречают шумно, устраивают вечера в его честь.

12 слайд

13 слайд

14 слайд

В 1921 году уезжает за границу (в Париж). До конца жизни К.Бальмонт стал эмигрантом. Очень тоскует по Родине. «Пусто, пусто. Духа нет в Европе…траур на многие годы…»

15 слайд

Умер в оккупированном гитлеровцами Париже 24 декабря 1924 года. Похоронен близ Парижа (в Нуази-ле-Гран)

16 слайд

Я – изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные нежные звоны.

17 слайд

В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большими усилиями, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния. В.Брюсов Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его «певучей силе». А. Блок

18 слайд

19 слайд

Первая книга «Сборник стихотворений» включала в себя наряду с переводами 20 оригинальных стихотворений. Проникнутая тоскливыми мотивами, книга не нашла отклика. Весь тираж Бальмонт уничтожил сам. …И что мне жизнь сулит? К какой отраде манит? Быть может, даст любовь и счастие? О нет! Она во всем солжёт, она во всём обманет И поведет меня путём тернистых бед. «Уходит светлый май» 1894г.

20 слайд

90-е годы. Поэзия Бальмонта в 90-е годы была подражательная. В ней звучали характерные для «усталого» поколения жалобы на серую бесприютную жизнь, неприятие мира, меланхолия и скорбь, томление по смерти. Но даже в них уже видны оригинальные отличительные черты бальмонтовской поэзии: - повышенное внимание к звуковой стороне стих.; - тяготение к музыкальности; - увлечение аллитерациями (музыкальность, фонетические созвучия, ритмические эффекты должны эмоционально воздействовать на читателя) Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный челн.

21 слайд

Артюр Рембо «Гласные» А – чёрный; белый – Е; И – красный; У – зелёный. О – синий: тайну их скажу я в свой черед… В обилии гласных – воздушность и лёгкость стиха… К. Бальмонт, 1900г.: «Итак, вот основные черты символической поэзии: она говорит своим особым языком, и язык этот богат интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение,…трогает наши слуховые и зрительные впечатления…»

22 слайд

Так же в поэзии 90-х годов Бальмонта видны и другие её отличительные черты: - стремление к мечтам, сновидениям, торжество над действительностью; - утверждение культа мимолетности, мгновения, мига; - условно-символический язык, состоящий из загадочных намёков и расплывчатых определений. Стремление выразить более сложные, противоречивые состояния души потребовало от поэтов «серебряного века» нового отношения к поэтическому слову. Точные слова и конкретные значения исчезают, появляются намеки и недоговоренности. Поэты интенсивно используют метафоры.

23 слайд

1900 годы – новый этап в поэтическом развитии Бальмонта. Выходит сборник стихотворений «Горящие здания» уныло-сумрачное настроение сменяется радостным жизнеут- верждающим мироощущением; на смену тоскливой жалобе – гимн бытию; неподвижность сменяется движением; полутона – яркими красками; «усталый» герой перерождается в вольнолюбивую личность, устремлённую к Солнцу, т.е. свету, огню.

24 слайд

«Я знаю, что есть два бога: бог покоя и бог движения. Я люблю их обоих. Но я не долго медлю с первым. Я побыл с ним. Довольно. Я вижу быстрые блестящие глаза. Магнит моей души! Я слышу свист ветра. Я слышу пенье струн. Молот близ горнов. Раскаты мировой музыки. Я отдаюсь мировому. Мне страшно. Мне сладко. Мир вошёл в меня. Прощай, моё Вчера. Скорей к неизвестному Завтра! Запах Солнца? Что за вздор! Нежно-светлоткаными Нет, не вздор. Ландышами пьяными, В солнце звуки и мечты, Что победно расцвели Ароматы и цветы В остром запахе земли. Все слились в согласный хор, Все сплелись в один узор. Солнце светит звонами, Листьями зелёными, Солнце пахнет травами, Дышит вешним пеньем птиц, Свежими купавами, Дышит смехом юных лиц. Пробуждённою весной И смолистою сосной, Так и молви всем слепцам: Будет вам! Не узреть вам райских врат, Аромат Солнца Есть у солнца аромат, Сладко внятный только нам, Зримый птицам и цветам!

25 слайд

26 слайд

27 слайд

С 1901 по 1902 гг. Бальмонт работает над новым сборником стихотворений «Будем как Солнце». В нем он предпринял попытку построить космогоническую (Вселенскую) картину мира, в центре которой находилось верховное божество – Солнце. Себя Бальмонт уподоблял первобытному человеку, который слагает гимны стихийным силам, звёздам, Луне и т.д. Главная из жизненных стихий, считал поэт,- Огонь. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин.

28 слайд

Космогония определяет и новый лирический облик героя; его состояние души – это горение, пожар чувств, любовный экстаз. Поэт славит желание, сладострастие, безумства ненасытной любви. Пусть будет завтра и мрак и холод, Сегодня сердце отдам лучу. Я буду счастлив! Я буду молод! Я буду дерзок! Я так хочу!

Слайд 2

Поэт -символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков. Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе.

Слайд 3

Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, третьим из семи сыновей. Отец, Дмитрий Константинович Бальмонт (1835-1907), был председателем Шуйской уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли; она оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории. Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал «необузданность и страстность», весь свой «душевный строй».

Слайд 4

В 1876 году Бальмонт поступил в подготовительный класс Шуйской гимназии. В 1886годуКонстантин Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета, где сблизился с П. Ф. Николаевым, революционером-шестидесятником. Но уже в 1887 годуза участие в беспорядках (связанных с введением нового университетского устава, который студенты считали реакционным), Бальмонт был исключён, арестован и посажен на трое суток в Бутырскую тюрьму, а затем без суда выслан в Шую. В 1889 году Бальмонт вернулся в университет, но из-за сильного нервного истощения учиться не смог - ни там, ни в ярославском Демидовском лицее юридических наук, куда успешно поступил. В сентябре 1890 года он был отчислен из лицея и на этом оставил попытки получить «казённое образование».

Слайд 5

Бальмонт стал первым представителем символизма в поэзии, получившим всероссийскую известность. Отмечалось, впрочем, что его творчество в целом не было чисто символистским; не являлся поэт и «декадентом» в полном смысле этого слова. Первые сборники Бальмонта при всём обилии в них декадентско-символистских признаков литературоведы относили к импрессионизму, течению в искусстве, которое ставило своей целью передачу мимолётных, зыбких впечатлений. В основном это были «сугубо романтические стихи, как бы противопоставляющие небо и землю, зовущие в далёкое, нездешнее».

Слайд 6

Сборники «В безбрежности» (1895) и «Тишина. Лирические поэмы» (1898) были отмечены активным поиском «нового пространства, новой свободы». Основными для этих книг были идеи мимолётности бытия и изменчивости мира. Повышенное внимание автор уделял технике стиха, демонстрируя явную увлечённость звукописью, музыкальностью. Присутствие новых, «ницшеанских» мотивов и героев критики отметили уже в сборнике «Тишина». Считается, что «Тишина» - лучшая из трёх первых книг Бальмонта.

Слайд 7

На рубеже веков общая тональность поэзии Бальмонта резко переменилась: настроения уныния и безнадёжности уступили место ярким краскам, образности, исполненной «исступлённой радости, напора буйных сил». Начиная с 1900 года «элегический» герой Бальмонта превратился в собственную противоположность: активную личность. Особое место в бальмонтовской иерархии образов занял Огонь как проявление космических сил. Бальмонт на некоторое время стал лидером «новой поэзии». Сборники «Горящие здания» (1900) и «Будем как Солнце» (1902), а также книга «Только любовь» (1903) считаются сильнейшими в литературном наследии Бальмонта.

Слайд 8

Творчество 1905-1909 годов

Предреволюционный период творчества Бальмонта завершился выходом сборника «Литургия красоты. Стихийные гимны» (1905), основными мотивами которого были вызов и упрёк современности, «проклятие человекам», отпавшим, по убеждению поэта, «от первооснов Бытия». В эти годы в творчестве поэта проявилась и национальная тема, раскрывшись под своеобразным углом зрения: Бальмонт открывал читателю «былинную» Русь, предания и сказы которой стремился переложить на собственный, современный лад. Увлечение поэта славянской стариной нашло своё отражение в поэтическом сборнике «Злые чары» (1906), книгах «Жар-птица. Свирель славянина» (1907) и «Зелёный вертоград. Слова поцелуйные» (1909), а также сборнике «Зовы древности».

Слайд 9

Поэтическое творчество Бальмонта было стихийно и подчинено диктату мгновения. В миниатюре «Как я пишу стихи» он признавался: «…Я не размышляю над стихом и, право, никогда не сочиняю».

Посмотреть все слайды

Cлайд 1

«У каждой души есть множество ликов, в каждом человеке скрыто множество людей, и многие из этих людей, образующих одного человека, должны быть безжалостно ввергнуты в огонь. Нужно быть беспощадным к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь.» К.Д.Бальмонт

Cлайд 2

Бальмонт, Константин Дмитриевич, выдающийся поэт. Родился 3(15) июня в 1867 году в дворянской семье Владимирской губернии в деревне Гумнищи. Предки - выходцы из Скандинавии; дед был морским офицером, отец - председателем земской управы в Шуе. Мать - из литературной семьи Лебедевых. Самые яркие впечатления детских лет - природа среднерусской полосы.

Cлайд 3

"Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространств попадает Бальмонт на землю - в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал... надевает пенсне и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой... И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг - все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! ...мстительный гений грозы, демон сжигающей страсти... сам рыжебородый Тор, но Тор, бредущий тоскливо по Арбату в октябрьский день, когда струи дождя дни и ночи натянуты над городом. Он останавливается... и вдруг надменно топнет ногой по мокрому асфальту: "Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!"" - таким запечатлел облик поэта Андрей Белый.

Cлайд 4

Шуйская гимназия Владимирская гимназия Московский университет Учился Б. в шуйской гимназии, откуда был исключен за принадлежность к нелегальному кружку, и курс кончил во владимирской гимназии. В 1886 году поступил на юридический факультет Московского университета, но уже в 1887 году был исключен за участие в студенческих беспорядках. Принятый вновь в 1888 году, вскоре оставил университет вследствие сильного нервного расстройства, закончившегося через год тем, что он выбросился из окна 3-го этажа. Полученные при этом переломы повели за собою "год лежания в постели", но, вместе с тем, по собственным его словам, "небывалый расцвет умственного возбуждения и жизнерадостности". Пробыв несколько месяцев в Демидовском лицее в Ярославле, Б. "более не возвращался к казенному образованию"

Cлайд 5

Оксфорд Англия Франция Испания Бальмонт очень много путешествовал, подолгу проживал в Италии, Испании, Англии, Франции; в конце 1904 года предпринял поездку в Мексику. Несколько революционных стихотворений, напечатанных в "Красном Знамени" и других изданиях, служат препятствием к возвращению его в Россию. Выступал в качестве лектора и, между прочим, читал публичные лекции о русской и западноевропейской литературе в Оксфорде и в русской высшей школе в Париже. "Бальмонт объехал весь свет. Кажется, мировая поэзия не знала поэта, который столько времени провел на палубе парохода или у окна вагона", - заметил И. Эренбург

Cлайд 6

Мать мальчика, дочь генерала, вела светскую жизнь: устраивала литературные вечера и любительские спектакли, писала заметки в местные газеты. Именно она научила сына понимать красоту, ввела его в мир музыки, поэзии и истории, воспитывала его на произведениях русских классиков: Некрасова, Пушкина, Кольцова, Лермонтова. Она (мать) первая научила меня постигать красоту женской души, а этой красотою, - полагаю,- насыщено все мое литературное творчество. К.Д Бальмонт

Cлайд 7

На одном из спектаклей произошло знакомство Бальмонта с Ларисой. Ему в это время шел двадцать второй год, Ларисе – двадцать пятый, она находилась в расцвете женской красоты. Лариса произвела на Бальмонта большое впечатление. 31 октября он посылает ей первое письмо. В письме от 25 декабря приглашает Ларису приехать в Шую; в приписке это приглашение подтверждено его матерью. Состоялась встреча, и уже письмо от 31 декабря звучит так: «Жизнь моя, радость моя, с новым годом, с новым счастьем. Ваш навсегда К.». А 3 января 1889 года Бальмонт признается: «любовь завладела всем моим существом». Продолжались встречи и, наконец, 10 февраля состоялось венчание в Покровском соборе Иваново-Вознесенска. В конце 1891 года у них родился сын, назвали его Николаем в честь рано умершего старшего брата Бальмонта. Брак с Ларисой Михайловной, до сих пор остается белым пятном. История их отношений сводится к констатации: брак оказался неудачным и распался. После этого он тайно обвенчался с Е.А.Андреевой.

Cлайд 8

Первые стихи Бальмонт написал в 10 лет, но был раскритикован матерью. Свои ранние произведения, с пониманием встреченные В.Г. Короленко, поэт опубликовал в 1885 году в журнале "Живописное обозрение" .В 1890 году часть из них вошла в первую книгу поэта "Сборник стихотворений". Эта работа не имела успеха, она не вызвала интереса у критики и читателей. Бальмонт уничтожил весь тираж и уехал в Скандинавию, где успешно стал заниматься переводами на русский язык зарубежной поэзии. "Первый сборник моих стихов,- говорит он, который я сам напечатал в Ярославле не имел, конечно, никакого успеха. Первый мой переводный труд был сожжен цензурой. Близкие люди своим отрицательным отношением значительно усилили тяжесть первых неудач".

Cлайд 9

В 1894 г. вышел стихотворный сборник "Под северным небом" (который считается первой книгой поэта), содержавший характерные для поколения 90-х гг. жалобы на унылую, безрадостную жизнь, романтические переживания. Однако критики отметили одаренность поэта, музыкальность его произведений, изящество формы. К этому же году относится знакомство К. Д. Бальмонта с В. Я. Брюсовым, которое переросло впоследствии в дружбу. «Мое творчество началось... с печали, угнетенности и сумерек, началось под северным небом.

Cлайд 10

Без улыбки, без снов На алмазном покрове снегов, Под холодным сияньем Луны, Хорошо нам с тобой! Без улыбки, без слов, Обитатели призрачной светлой страны, Погрузились мы в море загадочных снов, В царстве бледной Луны. Как отрадно в глубокий полуночный час На мгновенье все скорби по-детски забыть, И, забыв, что любовь невозможна для нас, Как отрадно мечтать и любить, Без улыбки, без слов, Средь ночной тишины, В царстве вечных снегов, В царстве бледной Луны.

Cлайд 11

"...я показал, что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку. В них есть ритмы и перезвоны благозвучий, найденные впервые" Второй сборник "В безбрежности" (1895) и третий "Тишина" (1898) были поисками нового пространства, новой свободы, попытками утверждения индивидуальности. Идея мимолетности, стремление запечатлеть уходящие мгновения, изменчивость настроений, повышенное внимание к технике стиха (увлечение звукописью, музыкальность) - вот отличительные черты ранних книг К. Бальмонта.

Cлайд 12

Побледневшие, нежно-стыдливые, Распустились в болотной глуши Белых лилий цветы молчаливые, И вкруг них шелестят камыши. Белых лилий цветы серебристые Вырастают с глубокого дна, Где не светят лучи золотистые, Где вода холодна и темна. И не манят их страсти преступные, Их волненья к себе не зовут; Для нескромных очей недоступные, Для себя они только живут. Проникаясь решимостью твердою Жить мечтой и достичь высоты, Распускаются с пышностью гордою Белых лилий немые цветы. Расцветут, и поблекнут бесстрастные, Далеко от владений людских, И распустятся снова, прекрасные,- И никто не узнает о них.

Cлайд 13

"Боже, до чего я соскучился по России. Все-таки нет ничего лучше тех мест, где вырос, думал, страдал, жил. Весь этот год за границей я себя чувствую на подмостках, среди декораций. А там - вдали - моя родная печальная красота, за которую десяти Италии не возьму" (из письма к матери из Рима) В 1896 г. Бальмонт женился на Е. А. Андреевой, вместе с которой переводил Гауптмана, Нансена. Вскоре они уехали в Европу, побывав во Франции, Испании, Голландии, Англии, Италии. Впечатления от его путешествий 1886-1887 гг. отражены в книге "Тишина" ("Мертвые корабли", "Аккорды", "Пред картиной Эль Греко", "В Оксфорде", "В окрестностях Мадрида", "К Шелли" и др.). Несмотря на богатство и остроту новых впечатлений, Бальмонт испытывал щемящую тоску по родине.

Cлайд 14

Следующие три книги "Горящие здания" (1900), "Будем как солнце" (1903), "Только любовь" (1905) возносят К. Бальмонта на вершину российского Парнаса, делают известным, модным поэтом. Задачи новой поэзии автор видел прежде всего в поисках "новых сочетаний мыслей, красок и звуков". Это то, что касается техники стиха. (Здесь поэт идет в направлении расширения музыкальных возможностей фразы, утверждения новых сочных и "разящих" образов, создания ярких и разнообразных декораций.) Что же касается "новых мыслей", то поэт захвачен идеей создания "лирики современной души", души, у которой есть "множество ликов" "Эта книга - сплошной крик души разорванной и, если хотите, убогой, уродливой. Но я не откажусь ни от одной ее страницы, и - пока - люблю уродство не меньше, чем гармонию".

Cлайд 15

От детских дней одна черта пленила Мои мечты, в чьих зыбях таял сон, В глаза печальный отблеск заронила, В мой ум вошла как дальний тихий звон.

Cлайд 16

Мне снился грустный ангел, белоснежный, С улыбкой сожаления в глазах, Я с ним дышал одной печалью неясной, Я видел бледный Рай в его слезах. Он мне являлся в разные мгновенья, И свет храню я этих беглых встреч. Есть проблески, которым нет забвенья, Есть взгляд без слов, его не молкнет речь.

Cлайд 17

Любил - еще люблю я - неземное, Ум сердца - луч холодному уму, Я верю в Небо, синее, родное, Где ясно все неясное пойму. С небесным я душой не разлучаюсь, И встретив чей-нибудь глубокий взор, Я с ним, я с Белым Ангелом встречаюсь, Таинственным и близким с давних пор.

Cлайд 18

Книга "Будем как солнце" явилась попыткой создать космогоническую картину мира, в центре которого находится Солнце, вечный источник всего живого. Весь сборник проникнут пантеистическими мотивами поклонения стихийным силам - Луне, звездам, ветру, огню, воде ("Гимн огню", "Воззвание к океану", "Ветер", "Завет бытия" и др.). Наряду с космогоническими мотивами в сборнике нашла отражение столь излюбленная поэтом теория мига, волшебного мгновения:

Cлайд 19

У мысли нет орудья измерить глубину, Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну. Лишь есть одна возможность сказать мгновенью: "Стой!" Разбив оковы мысли, быть скованным - мечтой.

Cлайд 20

Эти же темы являются центральными в сборнике "Только любовь". Поэт продолжает петь гимн солнцу, свету, "жизни подателю, светлому создателю", выводящему мир, томившийся во мраке, "к красивой цельности отдельной красоты". Пожар в крови, любовное горение, экстаз чувств воспеваются в стихотворениях. В 1904-1905 гг. издательство "Скорпион" выпустило собрание стихотворений поэта в двух томах. Этот период завершается сборником "Литургия красоты. Стихийные гимны" (М., 1905), в котором поэт бросает упрек людям, "разлюбившим Солнце", разорвавшим привычные связи, видящим золотой блеск только в лучах "презренного металла"

Cлайд 21

Мы знаем золото лишь в деньгах, с остывшим бледным серебром, Не понимаем мысли молний, не знаем, что поет нам гром. Для нас блистательное солнце не бог, несущий жизнь и меч, А просто желтый шар центральный, планет сферическая печь.

Cлайд 22

В конце 1905 г. в издательстве "Гриф" вышла книга "Фейные сказки", посвященная Нинике - Нине Константиновне Бальмонт-Бруни, дочери Бальмонта и Е. А. Андреевой, и вызвавшая восторженный отзыв Брюсова.

Cлайд 23

"...временами мне кажется, что я уже не живу, что только струны мои еще звучат" 31 декабря 1905 г. поэт нелегально оставил Родину на 7 с лишним лет. Свое длительное пребывание за границей он считал политической эмиграцией. Живя в Париже, он совершает длительные поездки по Европе. Ностальгия способствовала обращению поэта к национальной тематике, стимулировала увлечение русской и славянской стариной. К. Бальмонт погружается в стихию Древней Руси, перелагая былины и народные сказанья на "декадентский" лад. Фольклорные сюжеты, поэзия заговоров, заклинаний и религиозное сектантство нашли отражение в книгах "Злые чары" (1906), "Жар-птица. Свирель славянина" (1907) и "Зеленый ветроград. Слова поцелуйные" (1909). Эти сборники отчетливо свидетельствуют о явном спаде в творчестве Бальмонта. А. Блок уже в 1905 г. писал о "чрезмерной пряности" стихотворений поэта, "о переломе", наступившем в его творчестве.

Cлайд 24

В 1913 г. после объявления политической амнистии поэт возвратился в Москву, где его ждала торжественная встреча и многолюдный банкет. После возвращения на родину К. Бальмонт много ездит по стране с лекциями, посещает Грузию, учит грузинский язык, активно занимается переводческой деятельностью. В 1915 г. выходит книга К. Бальмонта "Поэзия как волшебство"- трактат о сущности и назначении лирической поэзии. Поэт приписывает слову "заклинательно-магическую силу" и даже "физическое могущество". В марте 1920 г. был отмечен юбилей поэта - выход его первого ("ярославского") сборника стихов, а в июне вместе с женой (Е. К. Цветковской) и дочерью Миррой он навсегда покинул Россию. В позднем творчестве поэта мало "бальмонтизмов", его стиль стал суше, краски - прозрачнее, а музыка стиха - грустнее и тише: И птица-флейта мне напела в сердце ласку. Я видел много стран. Я знаю много мест. Но пусть пленителен богатый мир окрест. Люблю я звездную России снежной сказку И лес, где лик берез - венчальный лик невест.

Cлайд 27

"На Бальмонте, в каждом его жесте, шаге, слове - клеймо - печать - звезда - поэта" М.Цветаева В 1932 г. у Бальмонта появились первые признаки душевного заболевания. До 1936 г. он жил в убежище "Русский дом", устроенном для нуждающихся эмигрантов матерью Марией в местечке Нуазиле-Гран. Болезнь быстро прогрессировала, поэт подолгу лечился в клинике, и в творческом отношении 1937-1942 гг. были практически бесплодными. В 1942 г. Константин Дмитриевич скончался. Перед смертью он исповедовался: "...Этот, казалось бы, язычески поклонявшийся жизни, успехам ее и блескам человек, исповедуясь перед кончиной, произвел на священника глубокое впечатление искренностью и силой покаяния - считал себя неисправимым грешником, которого нельзя простить" (Б. Зайцев). Проводить поэта в последний путь пришли несколько человек, на памятнике его по-французски выбили слова: Константин Бальмонт - русский поэт. Создатель проекта ученица 11 класса Лукашова Ангелина

Дмитрий Константинович БальмонтОтец поэта служил
в Шуйском уездном
суде и земстве:
сначала коллежским
регистратором,
затем мировым судьёй,
наконец
председателем уездно
й земской управы.

Вера Николаевна Лебедева

Мать Вера
Николаевна,
урождённая
Лебедева,
происходила из
генеральской семьи,
в которой любили
литературу и
занимались ею
профессионально.

В 1876-1884 гг. поэт учился в классической
гимназии г. Шуи и был исключен за
принадлежность к "революционному"
кружку.
Связи родителей помогли закончить
гимназический курс в г. Владимире (1886), а
затем поступить на юридический факультет
Московского университета, откуда Бальмонт
вновь был исключен и выслан под негласный
надзор полиции за участие в студенческих
волнениях.
В 1888 г. вновь поступает в университет, но на
этот раз бросает занятия сам.
1889 г. пытается продолжить образование в
Демидовском юридическом лицее
Ярославля, но вновь отказывается от этой
идеи, так как все более определяется в
своем литературном призвании.

В 1890 г. он пытается покончить жизнь
самоубийством, выбросившись из
окна, после чего следует длительное
лечение. Но это приводит к
прозрению, в корне изменившему
мировоззрение Бальмонта. По его
словам, он научился великолепной
сказке жизни, понял ее святую
неприкосновенность. И когда,
наконец, встал, его душа стала
вольной как ветер в поле, никто уже
над ней не был властен, кроме
творческой мечты, а творчество
расцвело буйным цветом.

1890 г. в Ярославле выходит первая
книга Бальмонта - "Сборник
стихотворений".
Первые произведения его, вошедшие в
книгу, были опубликованы еще в 1885 г.
в журнале "Живописное обозрение" и
встретили, благодаря народническим
настроениям, сочувственное
отношение В. Г. Короленко.
С середины 1890-х гг. начинается все
более возрастающая, широкая и
шумная популярность Бальмонта. Это
связано с наивысшим расцветом его
художественного дарования и со
своеобразным положением, которое
Бальмонт занимает в русском
символизме.

Известность к поэту приходит
после выхода в 1894 году
сборника "Под северным
небом" и нескольких
последующих, особенно книг
стихов "Будем как солнце" и
"Только любовь" (1903),
упрочивших за поэтом славу
одного из ведущих мастеров
символизма.

Между 1905 и 1913 годами Бальмонт находится за
границей по политическим причинам: живет в Париже,
много путешествует.
В мае 1913 года поэт возвращается в Россию.
Февральскую революцию 1917 года Бальмонт
приветствовал, большевистский переворот отрицал как
акт насилия и подавления личности.
В июне 1920 года Бальмонт выехал за границу и
поселился в Париже со статусом эмигранта
Во Франции, где поэт прожил большую часть
оставшейся жизни, он вначале активно сотрудничает в
газете "Парижские новости", журнале "Современные
записки" и других периодических изданиях, регулярно
публикует (в разных странах) книги стихов: "Дар Земле",
"Светлый час" (обе 1921), "Марево", "Песня рабочего
молота" (обе1922), "Мое - ей. Стихи о России" (1923), "В
раздвинутой дали" (1929), "Северное сияние" (1933),
"Голубая подкова", "Светослужение" (обе 1937)

В 1930 г. публикует перевод "Слова о полку Игореве". Несмотря на то что в творчестве Бальмонта 1920-1930 годов встречаются

В 1930 г. публикует перевод "Слова о
полку Игореве". Несмотря на то что в
творчестве Бальмонта 1920-1930 годов
встречаются негативные оценки
революционных событий, он очень
тоскует по родине и оставшейся в
России дочери (ей посвящен сборник
1905 года "Фейные сказки").

Последние годы жизни он практически
не писал. Умер в Нуази-ле-Гран, близ
Парижа.

Анализ стихотворения “Безглагольность”

Есть в русской природе усталая
нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,
В прохладную глушь деревенского
сада,-
Безвыходность горя, безгласность,
безбрежность,
Деревья так сумрачно-страннобезмолвны,
Холодная высь, уходящие дали.
И сердцу так грустно, и сердце не
радо.
Приди на рассвете на склон
косогора,-





И сердцу так больно, и сердце не
радо.

Недвижный камыш. Не трепещет
осока.

Луга убегают далеко-далеко.

Первое четверостишие. «Есть в русской природе…» - Речь идёт, прежде всего, о природе души русского человека, его сути,

Первое четверостишие. «Есть в русской природе…»
- Речь идёт, прежде всего, о природе души русского
человека, его сути, закваске. Поэт показывает её на
примере осязаемой природы растений, где и
проживает народ с «загадочной» душой.
Что присуще русскому человеку? Усталая
нежность (чуткость, открытость, откровенность,
которую ранили, мучили и она устала), Безмолвная
боль затаенной печали (глубоко спрятанная печаль
из-за гнетущих страданий, но молчаливая,
терпеливая боль), Безвыходность горя, безгласность,
безбрежность (горе, которое никогда не кончается,
при этом никто из горюющих не говорит о нём, но
безбрежность души – христианское
терпение), Холодная высь, уходящие дали (высота
души такая сильная, что отрывающая от земли,
холодная и далёкая).

Второе четверостишие. Обращение к тому, кто поймёт – русскому человеку. Приди на рассвете на склон косогора,- Над зябкой рекою

Второе четверостишие. Обращение к тому, кто
поймёт – русскому человеку.
Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Придя на рассвете на склон косогора, ты видишь,
что над холодной рекой, как от костра (который на
самом деле жгуч, горяч – противоречивый образ,
присущий природе «загадочного народа»),
дымится прохлада.
Рядом громада (образ вражины, могучего недруга
из сказок) притаившегося тёмного леса. От
увиденной привычной картины твоему сердцу очень
больно, сердце не радо увиденному.

Третье четверостишие.Переломный момент в теле стиха. Во всех словосочетаниях-костях и фразах-мышцах идёт отрицание хорошего,

Третье четверостишие.Переломный момент в теле стиха. Во всех
словосочетаниях-костях и фразах-мышцах идёт отрицание хорошего,
невозможность действия (полное бездействие - безглагольность):
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко.
Во всем утомленье - глухое, немое.
Камыш – недвижный, осока – не трепещет (живая ли она???),
если тишина – то она не просто тишина, а глубокая, сверхтишина. Покой безглагольный – бездейственный, действия нет,
приложения силы… нет физики… одна сплошная метафизика!
Если луга здесь – то они обязательно убегают далёко-далёко:
бескрайность русских равнин, где когда-то заколебался идти
бессмысленно вперёд Наполеон, не поняв русских, где наткнулся на
них, как на пни и сорняки, Гитлер, увязнув как в болоте, в загадочных
русских душах, которые не жалея тел своих (живота своего), голыми
руками побеждают железные оружия…
«Во всем утомленье - глухое, немое». Этим утомлением все
утомлены - все, кто здесь живёт и кто сюда попадает. Сказочное
место, заколдованное, отчуждённое, волшебное. Глухое, немое – ни
услышать, ни сказать. Никто не слышит, никто не говорит. Но все
терпят.

Четвёртое четверостишие. То был «рассвет», теперь начинается «закат», ни чем не отличающийся от рассвета (опять

Четвёртое четверостишие. То был «рассвет», теперь
начинается «закат», ни чем не отличающийся от
рассвета (опять парадокс, загадка).
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Ты идёшь на закате (вечереет) снова в «прохладную»
глушь (в самый бор) деревенского сада– но как в
свежие волны… плыви, друг, плыви. Образ деревьев
«рубит» трехсловным эпитетом «сумрачно-страннобезмолвны»: молчание в тени, в странном полумраке.
Души застыли – не говорят почему-то, умирая в
начинающейся ночи. И снова повтор, как и во втором
четверостишье: «И сердцу так грустно, и сердце не
радо» - только «боль» уже заменили на «грусть». Боль
рассветная переходит в грусть закатную, чувство
растворяется в сумраке, делается еле различимым,
слабеет…

Пятое четверостишие. Все эти загадки русской природы, русской души «разъясняются» вот так: Как будто душа о желанном просила, И

Пятое четверостишие. Все эти загадки русской
природы, русской души «разъясняются» вот так:
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце просила, но сердце заныло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
Начинается почти просьба сказочным словом «как
будто»… душа о желанном просила: о
самой высокой чистоте, красоте, любви. Однако
земные реалии сделали ей незаслуженно больно
(«униженные и оскорблённые»)… душа и
у сердца просила: у сердца,
являющимся связьюдушис земным миром,
но сердце только заныло… тоже больно…
«И плачет, и плачет, и плачет невольно» – плачет,
потому что оно в неволе, в земных оковах зла.

Можно теперь подумать, сделать вывод, что в стихотворении звучит абсолютная безысходность. Но это не так. Не смотря на полную

Можно теперь подумать, сделать вывод, что в
стихотворении звучит абсолютная безысходность. Но
это не так. Не смотря на полную недвижимость,
бездействие, безглагольность, мы теперь знаем, что
есть некая мечта, которая где-то там, в высотах
полной чистоты, недосягаемости, если глядеть
с рассветного косогора или закатного
деревенского сада (а они бывают только в России!)
Есть мечта, есть, а значит существует и то место, где
нас нет, но мы можем там быть. Русская
душа именно тем и загадочна, что имеет связь
с метафизическимместом, но здесь, на Земле,
томится в ожидании встречи. Вот и
недвижима, безглагольна, терпелива к врагам,
постоянно подставляет всё новые и новые «щеки» на
провокации зла. Главное, что связь есть, это самое
главное – и в том просветление. Вот
она, разгаданная загадка!