Варианты оттисков печатей на китайской живописи. Наборы для старта и онлайна. Студийная печать 斋印


Иньчжан 印章 (yinzhang), - так они называются.

Искусство резьбы печатей достигло расцветаво времена правления династии Цинь . (221 г. до н.э.), но существовало и намного раньше. Для обозначения личных предметов и вещей, стали применяться «именные печати», которые служили так же, как японские гербы - для отличия. Затем границы их применения значительно расширились, они были и атрибутом власти императора и счастливым талисманом и личной подписью творцов предметов искусства.

Но и само изготовление печатей - стало искусством, их изготовляли и слоновой кости, металла, дерева, наиболее дороги из нефрита (汉玉印 - Hàn yù yìn ) или из красного камня «тяньхуан » (田黄 ), в форме фигурок (часто Ши-цзы 狮子 - собака-лев) или брикета с резьбой:




Вырезали нужные иероглифы на обратной стороне (круглой, квадратной или прямоугольной)письмом Чжуаньшу 篆書 (см. здесь: )), заполняя прорези красной краской, и саму резьбу, по названию стиля письма, именуют Чжуанькэ.



Впрочем, сейчас чжуаньшу необязательно используется, может быть и обычная каллиграфия и современный вид иероглифов, тем не менее, классической считается именно печать, использующая стиль Чжуань.

Красный цвет - отражает природу «инь», заменяет черный в природе тьмы женственной сущности, оставшийся неокрашенным - белый, - светлая мужская природа «ян».


("дом")

Отсюда две разновидности китайских печатей: « Инь» или «Чж ы вэнь 赤 文 » - красный фон и белые иероглифы; и «Ян» или «Байвэнь 白 文 » - белый фон и красные иероглифы. Это достигается за счет рельефности, от того имеют ли выпуклость вырезанные иероглифы, либо они вдавлены внутрь.

Краска (чернильная глина «инь-ни»), первоначально изготовлялась из киновари, экстракта кораллов с добавлением масел, иногда даже с дополнением пыли из драг.металлов. Редко, но бывает, что и не красного цвета, но в любом случае, темный - это инь.

Иероглифы на печати располагаются справа налево и сверху вниз, как и в обычном восточном вертикальном письме, последним иероглифом зачастую выступает само слово «печать» йинь 印 или чжан 章 (от иньчжан) . Но даже если иероглифа два в строчку, все равно читается справа налево.

Виды печатей:

1) 姓名印 (Xìngmíng yìn) или 私印 ( Sī yìn) - личная печать, печать частной собственности.

(Táng wèi) - 1-й - Династия Тан (618-907), 2-й - для, управление, рука, указ. Печать на утвари и документах династии Тан:


汉匈奴破虏长 (Hàn xiōngnú pò l ǔ zh ǎ ng) - 1-й - династия Хань (206 до н.э.-220 н.э.); 2-й - сердцевина, столица; 3-й - рабство, тирания. 4-й - разгром; 5-й - захват; 6-й - лидер. Основатель династии Хань - Лю Бан происходил из крестьян. Лю Бан стал во главе повстанцев, которым удалось взять столицу Сянъян и свергнуть крайне непопулярную династию Цинь . Видимо, печать имеет непосредственное отношение к этим событиям:


乾隆御笔 (Qiánlóng yùb ǐ ) - «Кисть правителя Цьянь-Луна» - печать указов, личной утвариимператора Цяньлуна, четвертого императора династии Цин (1735 — 1796 ). Вазы императоров династии Цин, например, они потому и называются по их имени, что на донышке, настоящие вазы должны иметь именную печать императора, которому она принадлежала, тоже касается и других династий (хотя подделать это не очень трудно):


巧工中郎将印 (Qi ǎ o gōng zhōng láng jiāng yìn) - 1-й - умелый, гениальный; 2-й - управляющий; 3-й - центр; 4-й - юный господин; 5-й - генерал; 6-й - печать. Печать молодого и умного генерала эпохи Хань.



武猛校尉 (W ǔ měng xiào wèi) - 1-й - воинственный; 2-й - жестокий; 3-й - офицер; 4-й - царство Вэй (220-266). Его основателем был бывший ханьский офицер Цао Цао (曹操 ). С ним тесно связана изначальная история государства Вэй. Всю свою жизнь Цао Цао провел в беспрерывных походах и сражениях с другими китайскими военачальниками. Это его печать:


魏霸 - 1-й - королевство Вэй, династия; 2-й - тирания.



王纲私印 (Wáng gāng sī yìn) - 1-й - император; 2-й - распоряжение, 3,4-й - личная печать. Печать указов императоров династии Вэй.


三石斋王臻之章 (Sānshí zhāi wáng zhēn zhī zhāng) - 1-й - три; 2-й - камень; 3-й - аскетизм, следование буддийской воздержанности; 4-й - император; 5-й - начальствующий; 6-й -его, своя; 7-й - печать (чжан). «Печать императора, идущего путем 3-х камней - добродетелей буддизма» (а может конфуцианства) или «Печать Саньши Чжая» - имя какого-то правителя.


丞相博阳侯 (Chéngxiàng bó yáng hóu) - 1-й - помощник губернатора, ассистент; 2-й - взаимный, равноправный; 3-й - богатый; 4-й - свет мужчина «ян»; господин/фамилия. Личная печать с эпитетами, типа «Щедрый, достойный и сиятельный господин Хоу - помощник губернатора». Хотя, Хоу - это также царство позднего периода Цинь (384 н.э.), и возможно это не помощник, а член императорской семьи.



东郡守丞 (Dōngjùn sh ǒ u chéng) - 1-й - восток; 2-й - дивизия; 3-й - защита, оборона; 4-й - ответственный. Печать военачальника восточного оборонительного дивизиона.



2) 表字印 (Bi ǎ o zì yìn ) - печать имени творческих деятелей, часто псевдоним,- литература, живопись и т.п. Есть также разновидность 别号印 (bié hào yìn) - печать с псевдонимом, возможно не одним, хозяина печати, необязательно творца искусства, но довольно известного человека.


3) 封泥 (Fēng ní) - печать, скрепляющая конверт с письмом.
御府丞印 - 1-й -за перевозку; 2-й - гос.отдел; 3-й - ответственный; 4-й - печать.



4)
斋馆印 (Zhāi gu ǎ n yìn) - печать названия компании, подразделения, группы ответственных лиц.

殿中都尉 (Diànzhōng dū wèi) - 1-й - дворец, храм; 2-й - середина, главный; 3-й - изысканный, столичный; 4-й - династия Вэй. Печать распорядителей дел императорского двора или главного храма:

王金 (Wáng jīn) - 1-й - император; 2-й - золото. Императорская казна:


5) 收藏印 (Shōucáng yìn) - печать коллекционера, на приобретенные им предметы искусства - книги, каллиграфические и живописные свитки, могла содержать слова восхищения мастерством их автора. Ясное дело, возникает сразу путаница, кто коллекционер, а кто автор и без знания истории китайского антиквариата и, главное, личностей, вращающихся в этом, разобраться сложно, обычно на таких свитках стоит несколько печатей:




6) 词句印 (Cíjù yìn) - печать -строчка из поэтического произведения, соответствующая настроению или тому, что было изображено на картине - самая частая печать на живописи.

萧瑟秋风今又是 (Xi ā os è qi ū f ē ng j ī n y ò u sh ì) - иньская печать, 1-й - полынь, скорбь; 2-й - шум ветра, длинная цитра; 3-й - осень; 4-й - ветер; 5-й - сейчас; 6-й - опять; 7-й - быть, верно. Определенно, - стих, например, так: «Скорбные звуки цитры, словно порыв осеннего ветра».


墨缘 (Mò yuán) - 1-й - чернила, каллиграфия; 2-й - причина, судьба. «Чернила пишущие судьбу»? скорей всего, подпись каллиграфа.


常乐苍 龍 曲侯 (Cháng lè cānglóng qū hóu) - 1-й - регулярная, постоянная; 2-й - счастье, музыка; 3-й - голубой, зеленый; 4-й - дракон; 5-й - мелодия, песня; 6-й - пронзающая. Поэтическая строка «Пронзительная песня дракона зеленого дает постоянное счастье».


宜春丞禁 (Yichūn chéng jìn) - 1-й - верный, истинный; 2-й - весна; 3-й - спасение, помощник; 4-й - запрещено. Что-то вроде: «от весны нет спасения», или «не стоит помогать цвести весне, торопить всходы».


秋露如珠 (Qiū lù rú zhū) - 1-й - осень; 2-й - роса; 3-й - как, если; 4-й - жемчуг. «Осенняя роса, как жемчуг».


天如水 (Tiān rúshu ǐ ) - 1-й - небо; 2-й - как; 3-й - вода. «Небо, как вода».


江上清風山間之名月 (Jiāngshàng qīngfēng shānjiān zhī míng yuè) - 1-й - широкая река Янцзы; 2-й - поднимается; 3-й - чистый, мирный; 4-й - ветер; 5-й - горы; 6-й - период; 7-й - чего; 8-й - имя; - 9-й - луна. «Плодородно река Янцзы разливается, ветер с гор шепчет имя луны» (может об определенной фазе луны, в которую разливается река):



Печати-обереги, удачи, благих пожеланий:


1) 黄神越章 (Huáng shén yuè zhāng) «Печать главного желтого бога» - печать легендарного Желтого Императора/Бога (Хуан-ди), считается, чтоотпугивает демонов и злых духов, ставилась на предметы или письма дорогим людям.


蝉 · 螳螂 · 黄雀 (Ch á n . t á ngl á ng . hu á ng qu è) - 1-й - цикада; 2-й - богомол; 3-й - навозный жук (как скарабей); 4-й - желтый; 5-й - воробей.

Учитывая наличие Хуан (желтый), возможно также относится к защитным печатям Желтого Императора, который был по легенде большим философом. Также воробьи всегда ассоциировались с конфуцианством.


2) 吉语印 ( J í y ǔ y ì n ) или 书简印 ( Sh ū ji ǎ n y ì n ) - печать пожелания удачи, фраза с добрыми пожеланиями, короткие высказывания древних философов, ставилась в конце письма, свитке с каллиграфией или живописью.

大吉祥 (Dà jíxiáng) - 1-й - большой, великий; 2-й - удача, счастье; 3-й - хорошее предзнаменование. 100% - печать удачи.


吉祥如意 (Jíxiáng rúyì) - 1, 2, - удача, счастье; 3-й - как, это; 4-й - разум, душа, смысл. Также счастливая/философская печать, можно понять, как «счастье в здоровом уме», или «смысл жизни - это счастье».

弄狗厨印 (Nòng g ǒ u chú yìn) - 1-й - движение,игра; 2-й - собака; 3-й - шкаф/кухня; 4-й -печать. Что-то вроде охранная собака на шкаф, или кухонную утварь, чтобы была еда или чтоб не украли.


昌武君印 (Chāng w ǔ jūnyìn) - 1-й - свет солнца, добро; 2-й - военачальник/фамилия; 3-й - тебе, господин, правитель; 4-й - печать (йинь). Печать благого пожелания (оберег) адресату в письме.


琅邪相印章 (L á ng xi é xi ā ng y ì nzh ā ng ) - 1-й - сердолик, чистый; 2-й - зло, порок; 3-й - вместе;4.5-й - печать. Можно сказать, слияние добра и зла, чистоты и порока печать эпохи Хань, проявление двойной природы инь-ян, философская.

庆泠长印 - 1-й - поздравление; 2-й - приятность, удобство, мирная жизнь; 3-й - преуспевание, процветание, 4-й - печать. Печать благого пожелания в письме, скорей всего.

长幸 (Zh ǎ ngxìng) - 1-й - преуспевание; 2-й - счастье.


39. 绥统承祖 , 子孙慈仁 , 永葆二亲 , 福禄未央 , 万岁无疆 (Suī t ǒ ng chéng z ǔ , z ǐ sūn cí rén, y ǒ ng b ǎ o èr qīn, fú lù wèiyāng, wànsuì wújiāng) - 1-й - успокаивающий, рационалтзирующий; 2-й - контроль, власть; 3-й - получение наследства; 4-й - праотец, предок; 5-й - сын, ребенок; 6-й - потомок; 7-й - благотворительность; 8-й - человечность; 9-й - вечность, 10-й - охраняемый; 11-й - два; 12-й - родители; 13-й - счастье; 14-й - благословение; 15-й - год козы; 16-й - на исходе; 17-й - 10000; 18-й - лет; 19-й - нет; 20-й - границы.Видимо, благие пожелания престолонаследнику, родившемуся в конце года козы, долголетия ему, счастья и т.п.

Эта информация поможет Вам избежать мошенничества со стороны китайских производителей.

В нашей практике мы часто встречаемся со коммерческими спорами, когда невозможно привлечь китайского поставщика к ответственности за некачественный или вовсе не поставленный товар, потому что договор, по которому произошел спор, недействительный. Договор вступает в силу только при наличии печатей и подписей с обоих сторон. В нашем случае интересует наличие печати со стороны китайского партнера. Поэтому важно убедиться в том, что печать - настоящая.

Печати предприятий, зарегистрированных на материковом Китае, бывают только круглой и овальной формы. Если Ваш контрагент поставил печать прямоугольной формы, то это либо предприятие, зарегистрированное в Гонконге (а Гонконг - это отдельная таможенная зона со своим отдельным законодательством!), либо поддельная печать.

Печати для китайских компаний с долей иностранных инвестиций и компаний со 100%-ным иностранным капиталом должны быть овальной формы, с поперечной (горизонтальной) длиной 4,5 см и вертикальной длиной - 3 см, без пятиконечной звезды в центре (при этом может быть выгравирован по разрешению знак компании). Название компании должно быть написано слева направо по кругу или ровно горизонтально. В соответствии с требованием компании, использующей печать, может быть изготовлен сухой штамп и печать с китайскими и английскими знаками. Официальная печать официальных организаций не может быть квадратной, только круглой или овальной.

  • Официальные печати - те, на которых указывается только название компании.

Официальные печати для государственных организаций, коммерческих организаций, компаний с ограниченной ответственностью, единоличных хозяйств, правительственных организаций, военных организаций должны быть круглой формы. При этом диаметр печатей организаций составляет 42 мм, единоличных (индивидуальных) печатей - 38 мм. В разных регионах Китая размеры печатей могут немного отличаться, но в основном они находятся в пределах 38-42 мм. Компании Гонконга, Макао, Тайваня и предприятия с иностранным капиталом имеют овальные двухсторонние печати размером 45*30 мм.

На официальной печати выгравировано название компании и код организации, выданный Управлением по техническому надзору. Официальная печать обычно используется для официальных документов и материалов компании, а также при заключении контрактов. Официальная печать используется при проведении важных внешних дел компании, налоговых дел и др. Она может использоваться вместо финансовой печати, печати для контрактов и др. Официальная печать представляет компанию, на всех документах внутреннего пользования, правилах компании, опубликованных отчетах должна быть проставлена официальная печать.

Официальная печать государственных предприятий, предприятий с государственным акционерным капиталом и т.п. (国有企业、国营股份制企业) должна быть круглая, диаметром 4,2 cм. В центре такой печати должна быть пятиконечная звезда. Диаметр звезды (расстояние от одного кончика до противоположного кончика) - 1,4 см. Снаружи от звезды печатается название организации или полностью слева направо по кругу, или начало названия - слева направо по кругу, а окончание - слева направо горизонтально по прямой. Название отдела (ведомства и т.п. подразделений) организации располагается под звездой горизонтально. На печати используются упрощённые иероглифы, шрифт «сун» (宋体字).

Печати предприятий коллективной и индивидуальной собственности, частных предприятий (集体所有制企业, 个体、私营企业) должны быть круглые, диаметром 3,8 cм, с пятиконечной звездой в центре. На печати выгравировано название компании, соответствующее названию, указанному в Свидетельстве на право деятельности данной компании. Название написано по кругу слева направо, упрощёнными иероглифами, шрифтом «сун».

Печати компаний с ограниченной ответственностью (有限责任公司) должны быть круглые, диаметром 4 cм, акционерных обществ с ограниченной ответственностью (股份有限公司) - 4,2 cм.

Печать физического лица, представляющего предприятие. Проставление этой печати означает согласие законного представителя предприятия взять на себя юридическую ответственность. Печать законного представителя квадратной формы, её размеры - 20*20 мм или 18*18 мм. Используется как банковская печать, печать для чеков, печать частного лица. Печатью законного представителя владеет законный представитель или уполномоченный законного представителя. Печать законного представителя может использоваться как личная (именная) печать, как печать для финансовых отчетностей, чеков и т.д. Если печать законного представителя используется отдельно, то она представляет лично законного представителя, если же она используется одновременно с официальной печатью компании, то печать представляет действия компании.

Специальные печати - круглой формы, диаметром 4 см, центр печати пустой, сверху располагается название компании, по кругу слева направо. Содержание печати (её назначение) располагается внизу печати горизонтально. Используются упрощеные иероглифы, шрифт «сун».

  • Специальные печати для контрактов промышленных и торговых предприятий.

Независимо от экономического профиля компании, все такие печати должны быть круглой формы, диаметром 5,8 см. Вверху располагается название компании, по кругу слева направо. В центре нет пятиконечной звезды, вместо этого там могут быть указаны номер банковского счета компании и название банка, телефон и адрес компании, её налоговый номер. Все это пишется горизонтальными строками сверху вниз. Если компания использует несколько печатей для контрактов, внизу таких печатей также должен быть указан порядковый номер печати. Для печати используются упрощеные иероглифы, шрифт «сун».

Специальные печати для контрактов (合同专用章) и специальные коммерческие печати (业务专用章), как вытекает из самого их названия используются при заключении комерческих сделок. Строго говоря, они не имеют такой степени официальности, как официальные печати компании. Официальная печать может быть использована вместо печати для контрактов или специальной коммерческой печати, но не наоборот.

Специальная печать для контрактов используется при заключении контрактов компании. Если у компании нет такой печати, то она должна использовать официальную печать. Специальная печать для контрактов используется только при заключении контрактов, её нельзя использовать для других целей.

Специальная печать для квитанций - овальной формы, с поперечной (горизонтальной) длиной 4 см и вертикальной длиной 3 см, красного цвета. В центре печати указан идентификационный номер налогоплательщика, снаружи от номера - название налогоплательщика, по кругу слева направо, внизу слова - «специальная печать для квитанций» (发票专用章). Высота иероглифов «发票专用章» на специальной печати для чеков - 4,6 мм, ширина - 3 мм, высота иероглифов, обозначающих название компании - 4,2 мм, ширина подбирается в соответствии с длиной названия компании. Идентификационный номер налогоплательщика печатается шрифтом Arial, высота цифр - 3,7 мм, ширина - 1,3 мм.

  • Специальная финансовая печать.

Большая часть специальных финансовых печатей имеет круглую или овальную форму. Вверху на ней указано название компании в соответствии со Свидетельством на право деятельности, внизу - слова «специальная финансовая печать» (财务专用章). В некоторых районах Китая специальные финансовые печати имеют квадратную форму со стороной 22 мм.

Специальные финансовые печати используются в основном в бухгалтарской и финансовой областях: при выписке чеков, внесении и снятии банковских вкладов и т. п.

Специальная финансовая печать ставится на чеках, квитанциях, накладных и других финансовых документах, выдаваемых компанией. Она может использоваться вместо специальной печати для квитанций, но не наоборот. Специальная финансовая печать и специальная печать для чеков используются финансовым отделом компании.

Цвет печати

Обычно китайские компании используют печати красного цвета, а компании с иностранным капиталом - синего. Иногда компании, для удобства своего внутреннего пользования, могут использовать для разных целей похожие по виду, но разные по цвету печати. Обычно для официальных печатей, специальных финансовых печатей используется красный цвет. Цвет специальных печатей для контрактов определяется по желанию компании - некоторым нравится красный, некоторым - синий. С юридической точки зрения особых требований к цвету печати нет.

Печати компаний, зарегистрированных в Гонконге:

размеры 57х22 мм, фиолетового или темно-синего цвета. Действительна только при наличии подписи уполномоченного лица. Используется в банковских операциях, при подписании договоров, заказов и т.д.

  • Круглая печать:

Состоит из двух окружностей, диаметр внешней окружности 21 мм, между двумя окружностями располагается название компании на английском языке со звездочкой * внизу, по центру внутренней окружности горизонтально - название на китайском языке, если оно есть. Используется при получении корреспонденции, при приемке товаров и услуг, на чеках и квитанциях.

Металлическая печать создает рельеф на бумаге. Используется компаниями крайне редко в юридически значимых случаях: выпуск акций компании в другой стране, покупка крупной недвижимости, заключение крупных сделок. Печать должна скрепляться подписью уполномоченного лица.

Резьба печатей – одно из четырех традиционных китайских искусств, наряду с каллиграфией, живописью и поэзией. История китайских печатей уходит корнями к династии Инь, существовавшей 3700 лет назад. Тогда гадатели вырезали свои предсказания на панцирях черепах. 2200 лет назад китайцы стали вырезать свои имена на домашней утвари и на документах (из дерева или бамбука), чтобы обозначить их принадлежность хозяину. Затем появилась гравировка персональных имен на кости, камне и дереве – то, что мы подразумеваем под китайскими печатями сейчас.

С 5 века до н.э. печать стала непременным атрибутом назначения императором или князем чиновника на какой-либо пост. Печать олицетворяла собой должность и власть. Частные лица использовали печати для удостоверения письменных документов или просто как символ удачи и процветания владельцев.

Типичный высокий постамент с квадратным основанием

Материалы

По материалу, используемому для печати, можно было определить положение владельца в обществе. Обычные граждане использовали печати из дерева, камня или рога. Знаменитые поэты и чиновники предпочитали печати из красного камня чанхуа (тяньхуан), яшмы, агата, горного хрусталя, слоновой кости и других ценных материалов.

Особые ценители предпочитали печати, сделанные из драгоценных и полудрагоценных камней типа гелиотропа, нефрита, агата, хрусталя, из слоновой кости (ныне повсеместно запрещена к использованию) и других ценных материалов. Императоры использовали для своих печатей золото или драгоценные камни. Сегодня китайские центральные правительственные ведомства используют как правило бронзовые печати, ведомства уровнем пониже – деревянные.

«Тяньхуан» – вид камня, который считается в Китае лучшим материалом для скульптуры и гравировки печатей. Его даже называют «императором камней». В прошлом он ценился на вес золота, в наше время даже выше. В 1996 г. на аукциоен была выставлена печать эпохи Цинь из камня «тяньхуан» весом 460 грамм, со стартовой ценой в 300 000 юаней. Печать была продана за 1,4 млн. юаней (больше 6 млн руб). Это самый дорогой камень «тяньхуан», известный в мире.

Печати вырезают двумя способами: инь – белая надпись на красном фоне, и ян – красная надпись на белом фоне. «Тело» печати украшено резьбой и скульптурой. чем они искуснее, тем дороже будет стоить заготовка печати. Цена печати так же зависит от материала, из которого она изготовлена. На цену резьбы печати влияют твердость материала, размер заготовки, выбранный способ резьбы – инь или ян, количество черт и иероглифов.

Иероглифы на печати могут быть рельефными (выпуклыми) или углубленными. Дорогие печати принято украшать различными надписями сбоку, а навершия часто сами по себе представляют произведения искусства, украшаются различными фигурами. Часто можно встретить фигуру льва – символ власти и процветания.

Китайские львы – они такие смешные

Драконо-черепаха из слоновой кости

Дракон с жемчужиной – популярный сюжет навершия, как и лев.

Еще одна необычная форма. Иногда делают дырочки для шнура. Как нэцке.

Печать как произведение искусства включает в себя три аспекта: каллиграфию, композицию и гравировку. Мастер должен владеть всеми стилями каллиграфии. Он должен владеть приемами компоновки и композиции, для того чтобы на ограниченном пространстве разместить несколько сложных иероглифов и добиться высокого эстетического эффекта. Он должен уметь работать с разными материалами. Для разных материалов применяются различные ножи и используются различные навыки резьбы. Наблюдение за работой резчика печатей – для китайцев естественный и популярный вид культурного отдыха.

Чернильная паста для печатей

Чернильная паста, используемая для оттиска печати, по-китайски называется «иньни» (чернильная глина). В древности для печати на официальных документах использовали глину, как сургуч в наше время. Позже словоминьни стали называть аналог чернильной подушки – пасту, как правило, красную.

В состав высококачественной чернильной пасты входят киноварь, жемчуг, мускус, коралл, рубин, касторовое масло, красный краситель. Настоящая паста приятно пахнет.Аналоги в наших магазинах восточной экзотики похожи на обычную гуашь, по виду, свойствам и запаху. В состав пасты высшего уровня может входить чистое золото и другие редкие вещества, с помощью которых оттиск становится неповторимым и сохранятся веками.

Чтобы сделать оттиск, необходимо гравировкой печати коснуться несколько раз чернильной подушки, проверить равномерность окраски и прижать слегка к документу, не сильно. Прежде чем поднять руку, выждать немного, тогда оттиск будет аккуратным и четким.

Печать ставится на каждом каллиграфическом свитке или живописной работе, она является эквивалентом подписи художника и придает произведению искусства дополнительную ценность. Приложением печати к бумаге художник завершает работу над картиной. Он видит пред собой законченную картину и выбирает место, на котором она лучше всего украсит и сбалансирует композицию. Печать отражает мастерство автора как каллиграфа и резчика.

Красный оттиск китайской печати – это не только подпись или знак, но и предмет эстетического созерцания и прикосновение к культуре Востока. Печатям в Китае отводится особый раздел в музейных экспозициях, в вузах им посвящается отдельный курс.

"Печатный" стиль в интерьере

И в завершение темы – уход за печатями (чистка).
Замечательная музыка: Aalborg - Deep Sea Orchestra. Из весьма далекого от Китая города, но подходит по духу и к Китаю, и к Новому году.


Из истории китайских печатей

Трудно не заметить, что в последнее время возрос интерес к восточной культуре. На пике моды китайские и японские рестораны, индийские благовония и восточная философия. Что это: простое человеческое любопытство, стремление приобщиться к непознанному, экзотичному, или же верно утверждение о том, что русские - это азиаты с европейской внешностью?

Как бы то ни было, ловлю себя на мысли, что очень хочется откликнуться на модное увлечение. Надеюсь, окунуться в историю возникновения и развития китайских печатей будет интересно и читателям нашего блога印章 yinzhang)

Гравировка печатей входит список традиционных китайских видов искусства наравне с живописью , каллиграфией и поэзией. Красная печать - это не только подпись каллиграфа или художника, но и отдельное произведение искусства.

История этого искусства насчитывает около 3700 лет. Расцвета оно достигло при династии Цинь, то есть 22 столетия назад. Тогда люди делали гравировку своего имени на личных вещах и документах (тогда бамбуковых или деревянных), чтобы засвидетельствовать право хозяина или автора. Со временем появилась традиция вырезать свое личное имя на маленьких кусочках рога, яшмы или дерева, - то, что мы сейчас называем печатью.

Также как в других странах мира в Китае печати использовались как на официальных документах, так и на бумагах личного характера. Уже с эпохи Борющихся Царств (475-221 гг. до н.э.) правитель дарил высокопоставленных чиновникам печати, как символ власти . Частные печати использовались для идентификации различных документов и как символы удачи.

Иероглифы на печати могли быть выгравированы рельефно (когда изображение выпуклое) или интальо (когда изображение вырезано). По материалу, используемому для печати, можно было определить положение владельца в обществе. Обычные жители, как правило, использовали печати из дерева, камня или рога, а знаменитые поэты и чиновники предпочитали печати из красного камня Чанхуа, яшмы, агата, кристалла, слоновой кости и других ценных материалов. Для изготовления императорских печатей использовали золото и драгоценные камни. В наше время китайские чиновники центрального правительство пользуются печатями из металла, а на низшем уровне - из дерева.

Искусство изготовления печати требует мастерства в трех областях: каллиграфии , композиции и гравировке . Гравировщик должен уметь работать с различными материалами (камнем, металлом или слоновой костью).

Печати с рисунками (肖形印 xiaoxingyin)

Существует еще один вид гравировки печатей - гравировка рисунков . В общем, техника гравировки изображения на печати, в общем, практически не отличается от обычной гравировки. Единственное отличие - недостаточное пространство. Поэтому гравировку рисунков на печати называют миниатюрной.

Разнообразие рисунков существовало уже при династии Хань. На древних печатях, обнаруженных во время раскопках на различных предметах, изображали драконов и фениксов, тигров, журавлей и других животных , приносящих удачу. Также можно встретить рисунки куриц, уток, овец, гусей и рыбы . Кроме того, часто изображали сцены из жизни: танцы, игру на музыкальных инструментах или охоту . На маленькой печати, редко превышающей размеры обычной почтовой марки, отражалась жизнь современников автора, местные и общенациональные характерные черты.

С развитием туристической индустрии в Китае, в магазинах рядом с историческими памятниками появились сувенирные печати с изображениями Великой Стены, трехцветной глиняной лошади эпохи Тан и т.д. Так традиционное искусство нашло практическое применение и в наши дни.

Камни для изготовления печатей

Красный камень (鸡血石 jixueshi)

«Цзисюэши» (дословно камень цвета крови курицы) считается в Китае драгоценным камнем и используется для изготовления печатей. Кусочек этого редкого камня может стоить до 10 000 юаней. В его состав входит киноварь и пирофиллит. Свое имя он получил за ярко-красный цвет, как кровь курицы. Пирофиллит, наоборот, бывает разных цветов - белый, желтый, серый, зеленый или черный - которые в сочетание с красным создают неповторимый рисунок, который не способен воспроизвести человек. Рыночная стоимость камня зависит от количества красного, его яркости, чистоты и степени прозрачности.

Камень «тяньхуан» (田黄 tianhuang)

«Тяньхуан» - это вид камня, который считается в Китае ценнейшим материалом для скульптуры. Поэтому его даже называют «императором камней». В прошлом одна унция этого камня стоила как унция золота, теперь он ценится даже выше. Осенью 1996 года пекинская компания Ханьхай выставила на аукцион цинскую печать из камня «тяньхуан», весом 460 грамм, со стартовой ценой в 300 000 юаней, а печать была продана - за 1,4 млн. юаней. Это самый дорогой камень «тяньхуан» известный в мире.В Китае этот камень, влажный на вид, считается лучшим материалов для гравировки печатей.

Чернильная паста для печатей (印泥 yinni)

Чернильная паста, используемая для оттиска печати, по-китайски называется «иньни» (чернильная глина). Происхождение имени связано с тем фактом, что в древности для печати на официальных документах использовали глину, как сургуч в наше время. Позже словом «иньни» стали называть традиционную замену чернильной подушки - пасту, как правило, красную.

В состав высококачественной чернильной пасты входит 8 компонентов: киноварь, жемчуг, мускус, коралл, рубин, касторовое масло, красный краситель и moxa. Этот состав также называют «пастой из 8 драгоценностей». Именно благодаря ней получаются ярко-красные оттиски. В состав пасты высшего уровня может входить и чистое золото, и другие редкие вещества, с помощью которых оттиск сохранятся веками. Кроме того, паста приятно пахнет.

Чтобы сделать оттиск печати, необходимо гравировкой слегка коснуться несколько раз чернильной подушки, проверить, равномерно ли окрасился рисунок, и затем прижать слегка к документу. Прежде чем поднять руку, стоит выждать немного времени, чтобы оттиск был четким и аккуратным.

Особый статус печатей в Китае иллюстрирует тот факт, что им отводится особый раздел в музейных экспозициях, а в вузах по всей стране им посвящается особый курс. Китайская Ассоциация граверов выпускает собственные издания, устраивает лекции, семинары и выставки, поддерживающие интерес к этому чисто национальному искусству.

По материалам abirus.ru

Оригинал записи и комментарии на

Интересная статья об истории китайских печатей, о том, какую роль они играли в истории Китая и как ценились императорами. Вы также узнаете примеры надписей на печатях и какие виды печатей сохранились и активно используются и в наши дни. А цитаты старых мастеров резки печатей помогут глубже понять суть этого древнего искусства.

Печать как символ авторитета и власти

Первые китайские печати выполняли роль клейма, определяющего и подтверждающего принадлежность вещи хозяину. Оттиски печатей ставили на документах и предметах быта.

С течением временно печати в Китае становятся символом авторитета власти. Истинный владелец печати часто имел право определять судьбу не только какой-либо вещи, но и судьбу человека.

Подделка печатей строго каралась. Так из «Уголовных установлений эпохи Тан» (Тан люй шу и) мы узнаём, что: «Всякий, кто поддельно изготовил какую-либо из Восьми императорских печатей, наказывается обезглавливанием».

Не менее суровому наказанию подвергался и тот, кто подделывал Печать престарелой вдовствующей императрицы или наследника престола - он наказывался удавлением.

За подделку любой другой официальной печати налагалось наказание ссылкой на 2000 ли (фактически приравнивалось к смертной казни) или каторгой сроком на год.

Печать как объект искусства

Для большинства народов печати так и остались главным атрибутом только юридических действий. Древний Китай тоже шёл по этому пути, но была, и сохраняется до настоящего времени, одна особенность, которая отличает его от других стран.

Печать в Китае стала произведением искусства, а изготовление печатей ценилось наравне с искусством живописи, каллиграфии, поэзии и справедливо было отнесено к культурному наследию Поднебесной.

Для изготовления печатей использовали различные материалы. Сначала это были кости животных, дерево, металл. Позже стали использовать определённые породы драгоценных и полудрагоценных камней: агат, нефрит, хрусталь. Императорские печати часто делали из золота.

Боковые грани печати украшались поэтическими строками или различными благопожеланиями. Зачастую навершия печати тоже были произведениями искусства. Как правило, они украшались фигурками животных, например, использовалась фигура льва как символ власти и процветания. Но не этим определялась ценность печати.

Печать в качестве произведения искусства отвечала трём аспектам: законам композиции, стилю каллиграфии и мастерству гравировки. Любое отступление от этих канонов не допускалось и превращало печать в обычный утилитарный предмет.

Мастер-резчик печатей должен владеть всеми этими умениями, чтобы на ограниченном пространстве композицией из нескольких иероглифов достичь высочайшего эстетического эффекта. Вот почему имена знаменитых китайских резчиков вошли в историю наряду с именами императоров, политиков, деятелей науки и культуры.

Тайна Наследной печати

История китайской печати уходит в глубокую древность. В пекинском Запретном дворце (Гугун) хранятся две печати я-цинь-инь и ци-цзы-инь, которые по внешнему виду и по характеру написания иероглифов относят к периоду Инь-Шан (примерно 1050 г. до н. э.). Однако многие исследователи сомневаются в достоверности этих данных.

Более достоверные данные об обнаруженных образцах китайских печатей относятся к периоду Чжань Го (403-221 гг. до н.э.). Согласно древним письменным источникам, известно, что печати использовались ещё раньше - в период Чюнь Цю (771-403 гг. до н.э.).

Хотя в основном на древних печатях гравировались иероглифы, известны печати и с рисунками на лицевой стороне. Наиболее известная печать такого типа - это печать первого императора Китая Цинь Шихуаньди.

Наследная печать была изготовлена из знаменитого нефритового камня Хэ Ши Би в 221 г. до н.э. в честь победы над противником и объединения всех царств под властью единого императора.

По приказу советника императора Ли Сы, который написал текст, мастер-резчик Сунь Шоу выгравировал на печати: «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо». Оттиск печати изображал летящие фигуры, напоминающие даосских фей.

В период династии Хань (206 г. до н.э.-219 г. н.э.) печать получила название «Наследная печать царства Хань». Печать была объектом постоянных интриг во время борьбы за власть в последующие эпохи Вэй, Цзинь, периода Шестнадцати царств, династий Суй и Тан. В эпоху Пяти династий и десяти царств (907-960 гг.) печать была утрачена.

Последующие китайские династии Сун, Юань и Мин не имели Наследной печати. Во время династии Цин (1644-1911 гг.) императоры не раз отдавали приказы изготовить подобные печати с тем, чтобы принизить значение исторической Наследственной печати.

Предпринимались даже попытки выдать одну из новых императорских печатей за утраченную Наследную печать. Одно время она хранилась в Запретном городе вместе с другими императорскими печатями. Однако многие эксперты не рассматривают ее в качестве исторической Наследной печати Цинь Шихуанди.

Надписи на печатях

На печатях делали различные виды надписей. Наиболее часто использовался вид чжуань-шу (篆书). Такой вид начертания иероглифов не всегда был знаком обычным (даже образованным) людям, и они не всегда могли расшифровать надпись на печатях. Это порождало таинственность и добавляло значимости печатям.

Приведу примеры надписей на печатях.

Надпись на печати 半途不废 . Смысл надписи -«Не бросай [начатое] на полпути».

Надпись на печати 寿 . Смысл надписи - «Долголетие»

Надпись на печати 一笑泯千愁. Смысл надписи - «От одной улыбки исчезнут тысячи печалей ».

К гравировке иероглифов на печати предъявлялись особые требования: благозвучие надписи, соответствие времени и 6 стилям написания иероглифов.

Надпись на печати должна быть очень изящной. Иероглифы не должны вступать в противоречия, т.е. должны быть совместимыми. Не допускается смешение стилей написания иероглифов.

Совершенство в изготовлении печати во многом зависело от опыта и знаний резчика. Он должен был достичь абсолютного баланса пустоты и плотности заполнения пространства на поле печати. Для этого резчик должен чувствовать структуру каждого отдельного иероглифа. Только в этом случае печать могла вызвать восхищение.

Искусство резчика печатей приравнивалось к искусству каллиграфии и во многом зависело от техники резьбы и используемого инструмента. Подобно тому, как мастер использует большую или очень тонкую кисть для создания шедевра.

Мастер Чжу Цзянь эпохи Мин считается первым, кто приравнял резец к кисти каллиграфа. Используя острый нож как кисть, мастер-резчик печатей должен выразить всю красоту китайского иероглифа.

Мастер ЧжуЦзянь был поэтом и большим знатоком иероглифов. К искусству резьбы печатей он относился как к изготовлению гравюры на камне. Им опубликовано несколько книг по технике резьбы печатей.

Мастер династии Цин Е Эркуань говорил: «Можно улучшить композицию, инструмент или материал для печати, но нельзя ничем заменить вдохновение мастера-резчика. Дух печати зависит от духа мастера».

Виды печатей

Прежде всего, печати разделяются по способу резьбы на иньские (при оттиске получается белая надпись на красном фоне) и янские (красная надпись на белом фоне).

Официальные печати. Принадлежность и назначение таких печатей не требует комментариев. В первой части статьи было написано, что у императора в эпоху Тан было 8 таких печатей. Естественно были печати у судов, казначейства, таможенной службы и т.д.

В Китае человеку было принято давать на протяжении жизни несколько имён, которые он менял по достижении определённого возраста, изменения своего статуса и т.д.

Кроме того, люди определённых профессий (врачи, банковские служащие, таможенники) обязательно должны иметь свою именную печать, которую они ставят рядом с официальной печатью учреждения. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Студийные печати. Это печать мастерской, цеха и т.п. Аналогом могут служить современные знаки происхождения товара (винные погреба…, ткани из цехов…)

Печати коллекционеров. Обычно печати коллекционера имеют небольшой размер. Аналогом такой печати может служить экслибрис.

Печати свободного стиля. На них вырезают фразы и пожелания. Их выполняют в свободном стиле и, как правило, на камнях неправильной формы. Обычно оттиски таких печатей художники ставят в различных местах картины.

По материалам сайта wan-shi-ru-yi.com
Автор Анна Подчернина