Терри о’нил (27.02.1948): фотокадр, как “краткий миг соваершенства”. Терри О’Нил: фотокадр, как «краткий миг совершенства От «Битлз» до Кейт Мосс

Ретроспективная подборка фотографий Терри О’Нила, сделанная Диего Алонсо (Diego Alonso) для выставки в Mondo Galeria показывает спектр работ этого автора, который, начиная с 60-х и по сегодняшний день, фотографирует молодых талантов из мира музыки, голливудских звёзд, моделей и прочих обитателей «многозвёздочных» отелей.

Карьера Терри О’Нила (Terry O´Neill) началась с неожиданного поворота судьбы. Он собирался отправиться в Соединённые Штаты и стать там музыкантом, но случайно сфотографировал в Лондонском аэропорту министра иностранных дел Англии, уснувшего в ожидании самолёта. Эту фотографию у него приобрела газета, и все, как говорится, «заверте…».

Персональный стиль Терри О’Нила определяется двумя обстоятельствами. Это использование лёгкой и компактной 35-мм камеры и время, которое он проводит со своими портретируемыми, становясь по сути их «тенью» на целый день, а то и на несколько дней. В результате получается тот естественный, прямой и внешне «случайный» стиль, что характерен для автора на протяжении всей карьеры.


От «Битлз» до Кейт Мосс

О’Нил первым начал снимать музыкальные группы. Именно он сделал первые фотографии «Битлз» и «Роллинг Стоунз», опубликовав их затем в прессе. Так, он вспоминает, что первая опубликованная фотография Ливерпульской четвёрки была сделана им в 1963 году, во внутреннем дворе легендарной студии «Эбби Роуд» (Abbey Road Studio). Это был первые его снимок «портрета» поп-группы, и первый случай, когда такая фотография была опубликована на первой полосе газеты. Этот номер, кстати, был распродан очень быстро:)

Живя в Лондоне 60-х, фотограф изнутри наблюдал, как этот город становится столице мировой культуры и моды. В это время происходят его встречи с «Роллинг Стоунз», с такими моделями как Джин Шримптон (Jean Shrimpton) или Мэри Квант (Mary Quant), такими актёрами как Майкл Кейн (Michael Caine) и Джулия Кристи (Julie Christie), завязывается близкая дружба с Ринго Старром (Ringo Starr). Это начало карьеры Терри, полной различнейших приключений и анекдотических ситуаций.


Он мог фотографировать всех супермоделей, от Шримптон до Наоми Кэмпбелл (Naomi Campbell) или Кейт Мосс (Kate Moss), и таких красивых актрис, как Эйва Гарднер (Ava Gardner), Рэчел Уэлч (Raquel Welch) и Голди Хоун (Goldie Hawn). Однако, среди всех женщин-легенд он безусловно выделяет Одри Хэбберн (Audrey Hepburn): «Она была самой необычной «звездой» из всех, что я фотографировал, совершенной и прекрасной. Её было просто невозможно снять плохо! Таких, как Одри, сейчас нет и не будет никогда», говорит фотограф.

Спонтанность

Терри О’Нил был свидетелем множества уникальных моментов. Он снимал Марлен Дитрих (Marlene Dietrich) во время её последнего концерта в Европе, и Роми Шнайдер (Romy Schneider) за два месяца до её смерти. В своих интервью О’Нил говорит, что лучшее, что выпало ему в жизни - это снимать Фрэнка Синатру (Frank Sinatra) на протяжении тридцати лет. Синатра позволил фотографу сопровождать его везде, игнорируя его присутствие. «Это лучшее, что можно сделать для фотографа», говорит Терри. «Я мог идти с ним, куда бы он ни шел, когда я этого хотел, и снимать всё, что угодно. Такая спонтанность работает совершенно великолепно». Однако, несмотря на все эти годы, проведённые рядом, они так и не стали друзьями. Его роль оставалась ролью наблюдателя, так как дистанция и уважительное отношение необходимы для этой работы.


Другой важнейшей фигурой был Элтон Джон, которого Терри снимал более сорока лет. В какой-то степени, О’Нил помог Элтону на старте карьеры. Музыкальное прошлое фотографа и его фотографии «Битлз» и «Роллинг Стоунз» принесли ему репутацию «открывателя талантов». Когда Терри услышал песни “Take me to the pilot” и “7-11-70″, они так ему понравились, что он захотел сфотографировать артиста. Фотографию опубликовал журнал «Вог» (Vogue), что послужило «трамплином» для карьеры Элтона Джона.

Но кроме музыкантов и прекрасных женщин, много легенд и мужского пола прошли перед объективом О’Нила. Среди многих других, можно назвать Стива МакКвина (Steve McQueen), Аль Пачино (Al Pacino), Роберта Рэдфорда (Robert Redford) и Пола Ньюмена (Paul Newman).


Он - единственный фотограф, снявший всех исполнителей роли Джеймса Бонда, среди которых выделяет Шона Коннери (Sean Connery) как «самого мкужественного человека, чей портрет я снимал».

По О’Нилу, три главных правила для великого фотографа - это: оставаться невидимым (не бросаться в глаза), иметь терпение и уметь сочетать рассудительность с контактностью. Всё это принесло ему неопровержимый успех в получении его спонтанных фотографий с точки «свидетеля, стоящего рядом» Например, он делал последний официальный портрет Нельсона Манделы в 2008, или официальную фотографию на Кубке Мира по футболу в Бразилии в 2014 году, где с Кубком Мира выходил Пеле.



Терри О"Нил и Екатерина Волкова

12 сентября легендарный британский фотограф Терри О"Нил приехал Москву, где побывал на ужине в Калина-баре и открыл персональную выставку "Звезды и светила" в Столешниковом переулке в рамках Летнего музея "марки:ff".

Терри О"Нил - свидетель ключевых событий в мире музыки и кино с шестидесятых годов прошлого века до начала века XXI. Карьера О"Нила началась в 1959 году, когда в аэропорту Хитроу он во время съемки для British Airways случайно сфотографировал спавшего на полу человека. Им оказался министр внутренних дел Великобритании. Уже через несколько дней Daily Sketch пригласила двадцатилетнего фотографа снимать странную четверку музыкантов - обреченных стать легендой The Beatles. Результат очень впечатлил редактора, и он попросил Терри найти еще один начинающий коллектив для первой полосы, и О"Нил привел своих приятелей из Rolling Stones...

На сегодняшний день в архиве мастера более миллиона снимков. Он наблюдал за моментами триумфа, тихой радостью, размышлениями или печалью величайших звезд - Одри Хепберн, Бриджит Бардо, Элизабет Тейлор, Фрэнка Синатры, Элвиса Пресли, Шона Коннери, Элтона Джона, Дастина Хоффмана, Клинта Иствуда, Джека Николсона, Майкла Кейна, Пола Ньюмана. Проще, должно быть, назвать, кого не снимал Терри О"Нил.

Сам создатель звездной истории XX века любит вспоминать героев своих работ. На вечере в Калина-баре, который не могли пропустить Ирина Хакамада, Виктория Дайнеко, Константин Гайдай, Екатерина Волкова, Юлия Мильнер, О"Нил с удовольствием погрузился в воспоминания о том, как сделал тот или иной кадр. Экспонировавшиеся в Калина-баре портреты Терри привез специально, и они не вошли в основную экспозицию в Столешниковом.

Российские знаменитости не упустили возможности сфотографироваться с отцом celebrity-фотографии и, когда они покидали заведение, организаторы преподносили гостям памятный снимок.

Вчера же О"Нил поучаствовал в пресс-конференции, которую провели в специально возведенном шатре прямо посреди Столешникова, а затем вместе с журналистами посмотрел свои работы.

Он рассказал что, когда навел объектив на непревзойденную, по его мнению, красавицу Одри Хепберн, к ней на плечо сел голубь. В другой раз мастер "застукал" под боком у спящей между съемками Бриджит Бардо собаку продюсера. Один из любимых его кадров - именно с великолепной блондинкой: в ее губах зажата сигарета, прядь волос упала на лицо...

Именно "остановленные" прекрасные мгновения и божественные случайности сделали О"Нила тем, кто он есть. И фотограф не уверен, что добился бы подобного в наше время:

Когда я работал, жили такие люди как Пол Ньюман и Кларк Гейбл, люди особенные. Это было совершенно другое время... Сейчас все иначе: девушки и мужчины - не те, кругом сплошная фальшь и фотошоп. Современные звезды - другие люди, их истинное лицо скрыто за темными очками, а что делать, что думать и как выглядеть им диктуют агенты и продюсеры. Раньше я видел в лицах фактуру, теперь передо мной одна искусственность.

Остается только поблагодарить судьбу и самого Терри О"Нила, запечатлевшего для нас другую эпоху.


Ирина Хакамада с прославившей О"Нила работой


Андрей Житинкин


Виктория Дайнеко


Влад Лисовец


Виталий Козак


Владимир Вишневский


Федор Павлов-Андриевич и Стас Намин

Терри О"Нил, творец визуальных мифов XX века, чьими глазами мы сейчас, сами того не понимая, смотрим в прошлое, вчера открыл собственную выставку в залах РОСФОТО

Он начал карьеру фотографа в Лондоне 60-х, снимал своих ровесников Beatles, Rolling Stones, Дэвида Боуи и ярких персонажей свингующего Лондона. Вскоре он стал фотографом звездного Олимпа, который сейчас больше напоминает пантеон: Одри Хэпберн, Бриджит Бардо, Марлен Дитрих, Шон Коннери, Софи Лорен, Элвис Пресли, Елизавета II, Маргарет Тетчер - все они принадлежали Терри О"Нилу так же, как когда-то Париж принадлежал Хэмингуэю.

Терри О"Нил был глазами ушедшей эпохи. Героических вестернов больше не снимают, суровых бойцов, как Мухаммед Али или Ли Марвин, больше нет, Rolling Stones никогда больше не будут молодыми, а черный никогда не будет таким черным, как тень Фрэнка Синатры на сцене. На вопрос о современных фотографах, которые ему нравятся, Терри О"Нил ответил: "Марио Тестино неплох, но большинство великих фотографов уже умерли. Впрочем, и я на очереди". Он признается, что сфотографировал всех, кого хотел, а значит, ему точно уготовано почетное место в Валгалле для фотографов.

На открытии выставки Терри О"Нил поделился с нами некоторыми секретами и ценными воспоминаниями.

Я не использую цифровые технологии, потому что ненавижу их. Для меня это не фотография, а просто автоматика. Суть фотографии в моменте, и она далеко не исчерпывается тем, чтобы вовремя нажимать на кнопку.

Ключ к успеху фотографа в том, чтобы оставаться невидимым. Я встречал очень много знаменитых людей, и через десять минут съемки они забывали, что я в комнате, и допускали меня к своей истинной жизни. Со многими людьми это длилось годы и десятилетия.

Beatles: это моя первая настоящая работа. В 1963 году Beatles были молодой группой, которую еще никто не знал. Я был старше на два года, что позволило мне смотреть на них немного свысока. Это была первая поп-фотография, таких никто до этого не делал.

Rolling Stones: это фотография первого телевизионного выступления Rolling Stones. У меня нет любимого участника Beatles, но из Rolling Stones мне всегда больше всех нравился Кит Ричардс.

Дэвид Боуи: я снимал его для альбома "Diamond Dogs". Всю съемку собака спокойно пролежала у его ног, но когда мы закончили, она неожиданно подпрыгнула. Мне повезло, что я не успел отложить камеру. Этот снимок в результате и был использован для альбома.

Бриджит Бардо: она была самой красивой девушкой своего времени. Уже тогда ее отличала любовь к животным. До того, как увидеть ее впервые, я думал, что она должна быть маленькой и хрупкой, но оказалось, она даже выше меня. Если бы эта девушка хоть немного говорила по-английски, ее ждала бы великая карьера в мировом кинематографе.

Ракель Уэлш как раз готовилась к съемкам фильма, где ей предстояло носить такое . Она спросила: "Как думаешь, меня распнут, если я в таком сфотографируюсь?" На дворе был 1968 год, и я сказал: "Прекрасная идея, давай тебя распнем!" Фотография пролежала в архивах до прошлого года, когда я наконец решился опубликовать ее.

Выставка "Звезды и светила Терри О"Нила" будет работать в (Большая Морская, 35) до 29 мая 2011 года при поддержке компании Ренессанс Кредит.


Успех пришел к Терри О’Нилу неожиданно: в 1959 году в виде спящего на полу аэропорта Хитроу человека, оказавшемся английским министром внутренних дел, которого он случайно поймал в объектив своей фотокамеры.
Терри родился Лондоне. Его совершеннолетие пришлось к началу 60-х годов, когда известность актеров, певцов, деятелей искусства и знаменитых спортсменов стала явлением по-настоящему культовым, безграничным и глобальным. Вообще О’Нил с детства мечтал стать барабанщиком в джазовой группе, и, поэтому, когда услышал о легендарной технике американских ударников, то решил обучиться ей в США. Дорогостоящие авиабилеты чуть ли не поставили его мечту под удар, но Терри не сдается и решает стать стюардом британской национальной авиакомпании и летать в Америку столько, сколько потребуется для полного прохождения музыкального курса. К сожалению, свободных вакансий в той компании не оказалось, а ему была предложена должность помощника фотографа в техотделе. И вот так в руках у Терри оказывается миниатюрная Agfa Sillette и он начинает заниматься исследованием всех помещений терминалов aэропорта, чтобы отыскать интересных персонажей для своих снимков.
И вот по удивительному стечению обстоятельств в объектив его фотокамеры попадает тот самый спящий в зале ожидания джентльмен, оказавшийся очень важным человеком. Тот снимок оказывается на обложке Sunday Dispatch, а начинающему фотографу редактор предлагает регулярно фотографировать для их издания.
Так Терри О’Нил стал самым молодым фоторепортером на Fleet Street и получил беспрецедентный доступ ко всем культовым

знаменитостям 60-х годов.



Уже в первый год в качестве штатного фотографа О’Нилу посчастливилось сделать самую первую официальную фотографию знаменитых Битлз. Но в то время ливерпульская четверка только мечтала о славе, а Терри отправился по заданию редактора Daily Sketch снимать всего лишь новую музыкальную группу из северной Англии, как он тогда думал. Фотосессия проходила во дворе студии Abbey Road.
Тогда эти ребята были никому неизвестны. "Им было 20, мне было 20 - мы вообще не понимали, что делаем. Но время расставило все по своим местам".



В тот же год Терри сделал и знаменитый снимок с последнего публичного появления Уинстона Черчилля, когда тот покидал госпиталь со своей неизменной сигарой в руках.


А чуть позже героями его все того же 35-миллиметрового объектива стали чуть ли не все самые знаменитые фигуры современности. Терри сотрудничал с такими журналами, как Rolling Stone, Paris Match, Vogue, Life и Look.


На этой знаменитой работе О’Нила его будущая жена, Фэй Данауэй, на следующее утро после вручения ей "Оскара". "После вручения наград я проснулся в пять утра, спустился к бассейну и быстренько все приготовил - статуэтка, груды газет с фотографиями ее триумфа. А еще через пару часов она сама, свежая и искрящаяся спросонья, спустилась вниз в роскошном пеньюаре и устроилась на одном из стульев. Я сделал искренний утренний снимок".
Терри был женат на Фэй Данауэй довольно долгое время. Она даже родила ему сына.



О Rolling Stones:
Это фотография первого телевизионного выступления Rolling Stones. У меня нет любимого участника Beatles, но из Rolling Stones мне всегда больше всех нравился Кит Ричардс.


О Дэвиде Боуи:
Я снимал его для альбома Diamond Dogs. Всю съемку собака спокойно пролежала у его ног, но когда мы закончили, она неожиданно подпрыгнула. Мне повезло, что я не успел отложить камеру. Этот снимок в результате и был использован для альбома.


О Брижит Бардо:
Она была самой красивой девушкой своего времени. Уже тогда ее отличала любовь к животным. До того, как увидеть ее впервые, я думал, что она должна быть маленькой и хрупкой, но оказалось, она даже выше меня. Если бы эта девушка хоть немного говорила по-английски, ее ждала бы великая карьера в мировом кинематографе.



О Ракель Уэлч:

Она как раз готовилась к съемкам фильма, где ей предстояло носить такое бикини. Она спросила: “Как думаешь, меня распнут, если я в таком сфотографируюсь?” На дворе был 1968 год, и я сказал: “Прекрасная идея, давай тебя распнем!” Фотография пролежала в архивах до прошлого года, когда я наконец решился опубликовать ее.



О Фрэнке Синатре:

Мы были в приятельских отношениях, и я сделал огромное количество его фотографий, но, в отличие от многих знаменитостей, Синатра не обращал на меня никакого внимания, полностью концентрируясь на собственных подготовках к концертам, доверяя моему чутью фотографа и давая мне безграничную свободу творчества.

По признанию Терри О’Нила он за свою жизнь сфотографировал всех, кого хотел.

Успех пришел к Терри О’Нилу неожиданно: в 1959 году в виде спящего на полу аэропорта Хитроу человека, оказавшемся английским министром внутренних дел, которого он случайно поймал в объектив своей фотокамеры. И несмотря на то, что главными моделями знаменитого фотографа стали звезды кино и музыки, по факту на свет появлялись фотоработы не с известными личностями или светилами, а с обыкновенными людьми, в «обыкновенности» которых, тем не менее, непременно хотелось убедиться самому.

Мне всегда казалось,что заранее планировать нюансы фотосессии бессмысленно. Интересные, по-настоящему необычные снимки рождаются спонтанно и, как правило, не требуют никакой определенной подготовки. Это краткий миг незапланированного совершенства, правильный поворот головы, дуновение ветра, угол солнечного света, природные сочетания цветов. Я всегда, на протяжении всей жизни, отдавал предпочтение очень маленькой камере и, благодаря этому, не выделялся из толпы. Звезды нередко забывали о моем присутствии и держались крайне естественно. Размеры моего фотоаппарата превращали меня, скорее, в приятеля, пытающегося сделать неформальный снимок на память. Именно этого я и добивался, в этом был самый главный трюк моего ремесла.

Терри родился Лондоне. Его совершеннолетие пришлось к началу 60-х годов, когда известность актеров, певцов, деятелей искусства и знаменитых спортсменов стала явлением по-настоящему культовым, безграничным и глобальным. Вообще О’Нил с детства мечтал стать барабанщиком в джазовой группе, и, поэтому, когда услышал о легендарной технике американских ударников, то решает обучиться ей в США. Но дорогостоящие авиабилеты чуть ли не поставили его мечту под удар, но Терри не сдается и решает стать стюардом британской национальной авиакомпании и летать в Америку столько, сколько потребуется для полного прохождения музыкального курса. Но к сожалению, свободных вакансий в той компании не оказалось, а ему была предложена должность помощника фотографа в тех. отделе. И вот так в руках у Терри оказывается миниатюрная Agfa Sillette и он начинает заниматься исследованием всех помещений терминалов aэропорта, чтобы отыскать интересных персонажей для своих снимков.

И вот по удивительному стечению обстоятельств в объектив его фотокамеры попадает тот самый спящий в зале ожидания джентльмен, оказавшийся очень важным человеком. Тот снимок оказывается на обложке Sunday Dispatch, а начинающему фотографу редактор предлагает регулярно фотографировать для их издания.
Так Терри О’Нил стал самым молодым фоторепортером на Fleet Street и получил беспрецедентный доступ ко всем культовым знаменитостям 60-х годов. Именно в то золотое время он открыл у себя невероятную способность делать фотографии в жанре репортажа, чрезвычайно легко и как бы небрежно, словно камера в руке у него была с рождения. Стиль Терри скоро станет узнаваемым, и большинство юных фанатов фотографии начнут снимать в его спонтанной и совершенно новой для 60-х манере.

Уже в первый год в качестве штатного фотографа О’Нилу посчастливилось сделать самую первую официальную фотографию знаменитых Битлз. Но в то время ливерпульская четверка только мечтала о славе, а Терри отправился по заданию редактора Daily Sketch снимать всего лишь новую музыкальную группу из северной Англии, как он тогда думал. Фотосессия проходила во дворе студии Abbey Road.

Тогда эти ребята были никому неизвестны. Им было 20, мне было 20 – мы вообще не понимали, что делаем. Но время расставило все по своим местам.

В тот же год Терри сделал и знаменитый снимок с последнего публичного появления Уинстона Черчилля. Когда тот покидал госпиталь со своей неизменной сигарой в руках.

А чуть позже героями его всё того же 35-миллиметрового объектива стали Род Стюарт, Бриджит Бардо, Фрэнк Синатра, Дэвид Боуи, Кейт Мосс, Одри Хэпберн, Элвис Пресли и множество других знаменитых фигур современности. Терри сотрудничал с такими журналами, как Rolling Stone, Paris Match, Vogue, Life и Look.

Все лучшие снимки получаются случайно. На этой съемке у меня закончилась пленка, остался последний кадр. Я стоял и ждал – словно предчувствие какое-то, и вдруг подул сильный ветер. Прядь волос упала ей на глаза, и я сделал этот кадр. Один из лучших в моей жизни вообще, я думаю.

— так комментирует О’Нил знаменитую фотографию Брижит Бардо с волосами, застилающими ей лицо.

Многими фотографиями Терри О’Нил был обязан своим личным знакомством со звездами: например, Ли Марвин соглашался сниматься, если перед этим Терри выпьет с ним, а на одной из самых знаменитых работ О’Нила – его будущая жена, Фэй Данауэй на следующее утро после вручения ей награды Оскар.

После вручения наград я проснулся в пять утра, спустился к бассейну и быстренько все приготовил — статуэтка, груды газет с фотографиями ее триумфа. А еще через пару часов она сама, свежая и искрящаяся спросонья, спустилась вниз в роскошном пеньюаре и устроилась на одном из стульев. Я сделал искренний утренний снимок.

О Rolling Stones:

это фотография первого телевизионного выступления Rolling Stones. У меня нет любимого участника Beatles, но из Rolling Stones мне всегда больше всех нравился Кит Ричардс.

О Дэвиде Боуи:

я снимал его для альбома «Diamond Dogs». Всю съемку собака спокойно пролежала у его ног, но когда мы закончили, она неожиданно подпрыгнула. Мне повезло, что я не успел отложить камеру. Этот снимок в результате и был использован для альбома.

О Бриджит Бардо:

она была самой красивой девушкой своего времени. Уже тогда ее отличала любовь к животным. До того, как увидеть ее впервые, я думал, что она должна быть маленькой и хрупкой, но оказалось, она даже выше меня. Если бы эта девушка хоть немного говорила по-английски, ее ждала бы великая карьера в мировом кинематографе.

О Ракель Уэлч:

Она как раз готовилась к съемкам фильма, где ей предстояло носить такое бикини. Она спросила: «Как думаешь, меня распнут, если я в таком сфотографируюсь?» На дворе был 1968 год, и я сказал: «Прекрасная идея, давай тебя распнем!» Фотография пролежала в архивах до прошлого года, когда я наконец решился опубликовать ее.

О Фрэнке Синатре:

Мы были в приятельских отношениях, и я сделал огромное количество его фотографий, но, в отличие от многих знаменитостей, Синатра не обращал на меня никакого внимания, полностью концентрируясь на собственных подготовках к концертам, доверяя моему чутью фотографа и давая мне безграничную свободу творчества.

Довольно долгое время Терри был женат на Фэй Данауэй, которая даже родила ему сына.

О’Нил никогда не использовал цифровые технологии, потому что «ненавидит их».

Для меня это не фотография, а просто автоматика. Суть фотографии в моменте, и она далеко не исчерпывается тем, чтобы вовремя нажимать на кнопку.

Марио Тестино неплох, но большинство великих фотографов уже умерли. Впрочем, и я на очереди.

— так Терри отзывается о современных фотографах.

По признанию Терри О’Нила он за свою жизнь сфотографировал всех, кого хотел.