Скачать презентацию применение щелочноземельных металлов. Презентация на тему "щелочные и щелочноземельные металлы". Металлическая кристаллическая решетка
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный урок
Задачи урока:
Обучающие: формирование знаний учащихся о щелочноземельных элементах как типичных металлах, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими).
Развивающие: развитие умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.
Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.
Оснащение: компьютер, таблица по технике безопасности, диск “Виртуальная лаборатория по химии”, презентация .
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя.
Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы познакомились с элементами I группы главной подгруппы – щелочными металлами. Сегодня приступаем к изучению металлов II группы главной подгруппы - щелочноземельных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.
3. Актуализация знаний.
Беседа.
Где находятся щелочные металлы в периодической системе Д.И. Менделеева?
Ученик:
В периодической системе щелочные металлы расположены в I группе главной подгруппе, на внешнем уровне 1 электрон, который щелочные металлы легко отдают, поэтому во всех соединениях они проявляют степень окисления +1. С увеличением размеров атомов от лития к францию энергия ионизации атомов уменьшается и, как правило, возрастает их химическая активность.
Учитель:
Физические свойства щелочных металлов?
Ученик:
Все щелочные металлы серебристо-белого цвета с незначительными оттенками, лёгкие, мягкие и легкоплавкие. Их твёрдость и температура плавления закономерно снижаются от лития к цезию.
Учитель:
Знания Химических свойств щелочных металлов проверим в виде небольшой проверочной работы по вариантам:
- I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия натрия с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.
- I I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия лития с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.
- I I I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия калия с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.
Учитель: Тема нашего урока “Щелочноземельные металлы”
Задачи урока: Дать общую характеристику щелочноземельным металлам.
Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические свойства.
Узнать о важнейших соединениях этих металлов.
Определить области применения этих соединений.
Наш план урока написан на доске, будем работать соответственно плана, просмотрим презентацию .
- Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева.
- Строение атома щелочных металлов.
- Физические свойства.
- Химические свойства.
- Применение щелочноземельных металлов.
Беседа.
Учитель:
Исходя, из полученных ранее знаний ответим на следующие вопросы: Для ответа воспользуемся периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева.
1. Перечислите щелочноземельные металлы
Ученик:
Это магний, кальций, стронций, барий, радий.
Учитель:
2. Почему данные металлы назвали щелочноземельными?
Ученик:
Происхождение этого названия связано с тем, что их гидроксиды являются щелочами, а оксиды по тугоплавкости сходны с оксидами алюминия и железа, носившими ранее общее название "земли"
Учитель:
3. Расположение щелочноземельные металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Ученик:
II группа главная подгруппа. У металлов II группы главной подгруппы на внешнем энергетическом уровне содержится по 2 электрона, находящихся на меньшем удалении от ядра, чем у щелочных металлов. Поэтому их восстановительные свойства хотя и велики, но все же менее, чем у элементов I группы. Усиление восстановительных свойств также наблюдается при переходе от Mg к Ba, что связано с увеличением радиусов их атомов, во всех соединениях проявляют степень окисления +2.
Учитель: Физические свойства щелочноземельных металлов?
Ученик:
Металлы II группы главной подгруппы - это серебристо-белые вещества, хорошо проводящие тепло и электрический ток. Плотность их возрастает от Be к Ba, а температура плавления, наоборот, уменьшается. Они значительно тверже щелочных металлов. Все, кроме бериллия, обладают способностью окрашивать пламя в разные цвета.
Проблема: В каком виде щелочноземельные металлы встречаются в природе?
Почему в природе щелочноземельные металлы в основном существуют в виде соединений?
Ответ: В природе щелочноземельные металлы находятся в виде соединений, потому что обладают высокой химической активностью, которая в свою очередь, зависит от особенностей электронного строения атомов (наличие двух неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне)
Физкультминутка – отдых глазам.
Учитель:
Зная общие физические свойства, активность металлов, предположите химические свойства щелочноземельных металлов. С какими веществами взаимодействуют щелочные металлы?
Ученик:
Щелочноземельные металлы взаимодействуют как с простыми веществами, и сложными. Активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами (с галогенами, водородом, образуя гидриды). Из сложных веществ с водой – образуя растворимые в воде основания – щелочи и с кислотами.
Учитель:
А теперь на опытах убедимся, в правильности наших предположениях о химических свойствах щелочноземельных металлов.
4. Лабораторная работа по виртуальной лаборатории.
Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочноземельных металлов.
Повторяем правила техники безопасности для работы со щелочноземельными металлами.
- работать в вытяжном шкафу
- на подносе
- сухими руками
- брать в малых количествах
Работаем с текстом, который читаем по виртуальной лаборатории.
Опыт № 1.Взаимодействие кальция с водой.
Опыт № 2. Горение магния, кальция, стронция, бария
Записать уравнения реакции и наблюдения в тетрадь.
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
5. Рефлексия.
Что запомнилось на уроке, что понравилось.
6. Домашнее задание.
§ 12 упр.1(б) упр.4
Литература.
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9.- Москва.: Просвещение, 2001
- Габриелян О.С. Химия 9.-Москва.:Дрофа, 2008
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 9.-Москва.:Дрофа 2002
- Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы. Химия 9.-Москва.:Дрофа, 2005.
- Коллекция Виртуальной лаборатории. Учебное электронное издание
Включить эффекты
1 из 21
Отключить эффекты
Смотреть похожие
Код для вставки
ВКонтакте
Одноклассники
Телеграм
Рецензии
Добавить свою рецензию
Аннотация к презентации
В презентации "Щелочные и щелочноземельные металлы" по химии в доступной и краткой форме изложена информация о щелочных металлах - их свойствах и применении человеком. Состоит из 21 слайда, содержит информацию о истории открытия элементов. Кроме того, включает в себя вопросы для закрепления изученного материала.
- Щелочные металлы - элементы IA группы
- Из истории открытия элементов
- Физические свойства
- Применение щелочных металлов
- Соединения щелочных металлов
- Химические свойства
- Вопросы
Для проведения урока учителем
Формат
pptx (powerpoint)
Количество слайдов
Муравьева Н.А.
Аудитория
Слова
Конспект
Присутствует
Предназначение
Слайд 1
- NaK Li
- Cs Ba
- Rb Fr
Муравьева Н.А. - учитель химии МОУ «Арбузовская сош»
Слайд 2
Щелочные металлы – элементы IA группы
- Перечислите известные вам щелочные металлы.
- Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов всех щелочных металлов?
- Восстановителями или окислителями являются щелочные металлы.
- Что имеют в виду говоря о металлических свойствах элемента?
Слайд 3
Из истории открытия элементов
- 19 ноября 1907 года в Лондоне на заседании Королевского химического общества сэр Хемфри Деви объявил об открытии им новых элементов -натрия и калия.
- На протяжении 17 лет эти элементы не находили применения, их называли «элементами только для химиков».
Слайд 4
Слайд 5
3 января 1959 года
- В небе появилась комета. Необычная комета - искусственная: из летящей к Луне советской космической ракеты было выпущено облако паров натрия. Пурпурное свечение этих паров позволило уточнить траекторию первого летательного аппарата, прошедшего по маршруту Земля-Луна.
- Это было первое космическое применение натрия.
Слайд 6
Физические свойства
- Какое строение характерно для кристаллов щелочных металлов?
- Как изменяются температуры кипения и плавления?
- Какой самый легкий из щелочных металлов?
Слайд 7
Применение щелочных металлов
- Электровакуумная техника
- В мощных осветительных лампах
- Производство органических веществ
- Производство сверхлегких сплавов
- Гальванические элементы для космических аппаратов
- Фотоэлементы
- Очистка инертных газов
- Теплоноситель в ядерных реакторах
Слайд 8
Соединения щелочных металлов
- В ветхом завете упоминается некое вещество «нетер». Это вещество употребляли как моющее средство. Скорее всего оно образовалось в соленых египетских озерах с известковыми берегами. Об этом веществе, но под названием «нитрон» писали позже греческие авторы -Аристотель, Диоскорид.
- Каустическая сода.
- Кальцинированная сода.
- Пищевая сода.
- Поваренная соль.
- Калиевая селитра.
- Поташ
Слайд 9
Химические свойства
- Используя схему напишите уравнения соответствующих реакций.
HCl NaCl Na Na2O (Na2O2)
NaNO3 NaOH Cu(OH)2
Слайд 10
Щелочноземельные металлы-элементы IIA группы
- Щелочноземельными являются не все элементы IIА группы, а только начиная с кальция и вниз по группе.
- Оксиды этих элементов («земли» - по старинной терминологии) взаимодействуют с водой, образуя щелочи.
- Напишите уравнения реакции любого из оксидов металлов с водой.
Слайд 11
Окраска пламени соединениями щелочных и щелочноземельных металлов
Слайд 12
Кальций –типичный представитель щелочноземельных металлов
- Дайте названия соединениям кальция:
- Ca(OH)2
- CaCO3
- CaHCO3
- Вспомните тривиальные названия этих веществ
- Как изменяются свойства элементов IIA группы с увеличением размера атомов и образуемых ими ионов при движении по группе сверху вниз?
- Какие свойства проявляют оксиды и гидроксиды этих элементов.
Слайд 13
Жесткость воды
Слайд 14
Химические свойства
Слайд 15
Генетический ряд кальция
Са СаО Са(ОН)2
Слайд 16
Кальций в природе
- Кальциевые горные породы - известняк, мрамор, мел.
- Вспомните формулу этих горных пород.
- В чем их отличие?
Слайд 17
- Мел, известняк, мрамор не растворяются в чистой воде, но растворимы в кислых растворах, даже таких слабых, как природная вода.
- Если порода залегает под тонким слоем почвы - образуются провалы;
Слайд 18
2. Если породы залегают на большой глубине - возникают подземные карстовые пещеры.
- Какие химические реакции при этом происходят?
Слайд 19
- При воздействии кислотных дождей строения разрушаются. Какие реакции при этом происходят?
- Известняк и мрамор используют в архитектуре и скульптуре
Слайд 20
- Каково значение щелочных и щелочно-земельных металлов в жизни человека?
- Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов в группах при увеличении заряда ядра?
- Какой из элементов калий или цезий является более сильным восстановителем?
Слайд 21
Спасибо за работу!
Посмотреть все слайды
Конспект
Урок химии
Разработала
учитель химии Муравьева Н.А.
Арбузовка 2011
Тип урока -
Вид урока
Цели и задачи урока.
Вещества:
Ход урока.
Основная часть урока.
Слайд 2.
щелочных металлов?
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 6. Физические свойства.
Слайд 7.
Cs - в фотоэлементах.
Rb - в производстве часов.
Слайд 8.
Как вы думаете, о каком веществе идет речь?
Вспомните названия соединений щелочных металлов и составьте их формулы:
Каустическая сода.
Кальцинированная сода.
Пищевая сода.
Калиевая селитра.
Слайд 9. Химические свойства.
NaNO3 ← NaOH → Cu(OH)2
Слайд 10.
Слайд 11. Демонстрация опыта.
Слайд 12.
Слайд 13. Жесткость воды.
Слайд 14. Химические свойства.
Кислотами
Органическими веществами
Слайд 15. Генетический ряд кальция.
Са→СаО→Са(ОН)2→СаСО3↔СаНСО3
Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения веществ.
Слайд 16. Кальций в природе.
Слайд 17.
При просачивании воды с поверхности земли через залежи известняка происходят процессы:
Как называются отложения, свисающие в виде гигантских сосулек со свода пещеры? А растущие навстречу им со дна пещеры колонны?
Слайд 19.
Итог урока.
Слайд 20. Ответьте на вопросы.
Используемая литература:
МОУ «Арбузовская сош» Павловского района Алтайского края
Урок химии
«Щелочные и щелочноземельные металлы»
Разработала
учитель химии Муравьева Н.А.
Арбузовка 2011
Щелочные и щелочноземельные металлы.
(Повторительно-обобщающий урок в 9 классе с использованием компьютера)
Урок проводится как повторительно-обобщающий по данной теме, так как свойства щелочных металлов, т.е. химических элементов IА группы, были рассмотрены в 8 классе, свойства кальция - элемента IIА группы - в 9 классе. У детей уже есть определенные знания, которые необходимо вспомнить в ходе урока и систематизировать. Слайды этой презентации можно использовать и при объяснении соответствующих тем в 8 и 9 классах.
На уроке ученики на основе информации на слайдах должны вспомнить полученную ранее информацию о щелочных и щелочноземельных металлах, осознать значение их в жизни человека. Кроме того, опираясь на полученные знания, выполнять предложенные задания, четко высказывать свои мысли и формулировать понятия.
Урок-презентация проводится с использованием мультимедийного проектора. Переходя от слайда к слайду, ученики вспоминают изученный ранее материал и используют свои знания для выполнения упражнений и ответов на поставленные вопросы.
Тип урока - повторительно-обобщающий, на котором происходит актуализация знаний по теме, через осознание и осмысление изученной на предыдущих уроках учебной информации, с использованием имеющихся навыков и умений, а также с опорой на жизненный опыт.
Вид урока - объяснительно-иллюстративный, с элементами самостоятельной работы по нахождению правильных ответов на предложенные вопросы и задания, содержащиеся на слайдах.
Методы и методические приемы. Самостоятельная работа по нахождению правильных ответов, составлению уравнений реакций, обсуждение выбранного ответа, демонстрация опытов, с последующим написанием уравнений реакций, обсуждение результатов работы.
Цели и задачи урока.
Обучающие. Создать условия: для систематизации и расширения знаний и умений по данной теме; для закрепления понятий о щелочных и щелочно-земельных металлах и взаимосвязи между группой элементов и их свойствами; показать насколько велико значение этих элементов в жизни человека; создать условия для совершенствования умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, на основе полученных ранее знаний; зафиксировать в работе учащихся последовательность действий при составлении уравнений реакций, характеризующих происходящие в природе процессы с опорой на имеющийся жизненный опыт.
Развивающие. Стимулировать познавательную активность учеников, развивать интерес к предмету, смекалку, умения быстро и четко высказывать свои мысли, применять свои знания на практике при выполнении тех или иных заданий. Создать условия для развития: умений выделять главное; отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах.
Дидактическое обеспечение и оборудование. Компьютер, запись урока-презентации на диске, мультимедийный проектор. Лабораторная посуда для демонстрации опытов.
Вещества: оксид кальция, вода, натрий, кальций, литий, мел, мрамор, известняк.
Ход урока.
Мотивационно-целевой этап урока.
Слайд 1. Тема «Щелочные и щелочноземельные металлы».
Учитель: Вы уже знакомились с основными представителями этих групп элементов. Вспомните, где в Периодической таблице они расположены. Сегодня на уроке мы постараемся систематизировать имеющиеся у вас знания об этих металлах.
Основная часть урока.
Слайд 2. Щелочные металлы - элементы IА группы.
Перечислите известные щелочные металлы.
Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов всех
щелочных металлов?
Восстановителями или окислителями являются щелочные металлы?
Что имеют в виду, говоря о металлических свойствах элемента?
Слайд 3. Из истории открытия элементов.
19 ноября 1907 г. в Лондоне на заседании Королевского химического общества сэр Хемфри Деви объявил об открытии им новых элементов - натрия и калия. На протяжении 17 лет эти элементы не находили применения, их называли «элементами только для химиков».
Слайд 4. Биографическая справка о Г. Деви.
В небе появилась комета. Необычная комета, искусственная. Из летящей к Луне космической ракеты было выпущено облако паров натрия. Пурпурное свечение этих паров позволило уточнить траекторию первого летательного аппарата, прошедшего по маршруту Земля - Луна. Это было первое космическое применение натрия.
Слайд 6. Физические свойства. (Видеофрагмент демонстрирующий мягкость, пластичность, металлический блеск щелочных металлов).
Какое строение характерно для кристаллов щелочных металлов?
Как изменяются температуры плавления и кипения в группе?
Какой самый легкий из щелочных металлов?
Слайд 7. Применение щелочных металлов.
Li - производство сверхлегких сплавов, очистка инертных газов, гальва-
нические элементы для космических аппаратов.
Na - теплоноситель в ядерных реакторах, в электровакуумной технике,
в мощных электроосветительных лампах, в производстве органических
Cs - в фотоэлементах.
Rb - в производстве часов.
Слайд 8. Соединения щелочных металлов.
В ветхом завете упоминается некое вещество «нетер». Это вещество употребляли как моющееся средство. Скорее всего, оно образовалось в соленых египетских озерах с известковыми берегами. Об этом веществе, но под названием «нитрон» писали позднее греческие авторы - Аристотель, Диоскорид.
Как вы думаете, о каком веществе идет речь?
Вспомните названия соединений щелочных металлов и составьте их формулы:
Каустическая сода.
Кальцинированная сода.
Пищевая сода.
Калиевая селитра.
Поташ (Проверка правильности составления формул).
Слайд 9. Химические свойства.
Используя схему, напишите уравнения соответствующих реакций:
HCl ← NaCl ← Na → Na2O (Na2O2)
NaNO3 ← NaOH → Cu(OH)2
(Проверка правильности написания уравнений у одного двух учеников в тетрадях)
Слайд 10. Щелочно-земельные металлы - элементы IIA группы.
Щелочно-земельными являются не все элементы IIA группы, а только начиная с кальция и вниз по группе.
Оксиды этих элементов («земли» - по старинной терминологии) взаимодействуют с водой, образуя щелочи. Демонстрация опыта «Гашение извести».
Напишите уравнение реакции любого из оксидов металла с водой.
Слайд 11. Окраска пламени соединениями щелочных и щелочноземельных металлов. Демонстрация опыта.
Li - карминово-красная Ca - оранжево-красная
Na - желтая Sr - карминово-красная
K - фиолетовая Ba - желтовато-зеленая
Слайд 12. Кальций - типичный представитель щелочноземельных металлов.
Дайте названия соединениям кальция: CaO, Ca(OH)2, CaCO3, CaHCO3
вспомните тривиальные названия этих веществ.
Как изменяются свойства элементов IIА группы с увеличением размера атома и образованных ими ионов при движении по группе сверху вниз?
Какие свойства проявляют оксиды и гидроксиды этих элементов?
Слайд 13. Жесткость воды.
Слайд 14. Химические свойства.
Кальций взаимодействует с: - солями малоактивных металлов
Оксидами малоактивных металлов
Кислотами
Органическими веществами
Слайд 15. Генетический ряд кальция.
Са→СаО→Са(ОН)2→СаСО3↔СаНСО3
Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения веществ.
Слайд 16. Кальций в природе.
Кальциевые горные породы - известняк, мрамор, мел. (Демонстрация образцов горных пород). Вспомните формулу этих горных пород. В чем их отличие?
Слайд 17. Мел, известняк, мрамор не растворимы в чистой воде, но растворимы в кислых растворах, даже таких слабых как природная вода.
При просачивании воды с поверхности земли через залежи известняка происходят процессы:
Если порода залегает под тонким слоем почвы - образуются провалы;
Если породы залегают на большой глубине - возникают подземные карстовые пещеры.
Как называются отложения, свисающие в виде гигантских сосулек со свода пещеры? А растущие навстречу им со дна пещеры колонны?
Какие химические процессы при этом происходят?
Слайд 19. Известняк и мрамор используют в архитектуре и скульптуре.
При воздействии кислотных дождей строения разрушаются. Какие реакции при этом происходят? (Один ученик пишет на доске, остальные - в тетрадях).
Итог урока.
Слайд 20. Ответьте на вопросы.
Каково значение щелочных и щелочноземельных металлов в жизни человека?
Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов в группе при увеличении заряда ядра?
Какой из элементов калий или цезий является более сильным восстановителем?
Используемая литература:
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2009.
2. Дибленко С.Ю. Химия. 9 класс. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2005.
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии.
Скачать конспектЩелочноземельные металлы
Составитель: учитель МОКУ «Китаевская СОШ»
Трубинова Е.Л.
- Обобщить и системати-зировать знания о щелочноземельных металлах
- Уметь характеризовать элементы по положению в периодической таблице
- Знать физические и хими-ческие свойства
- Знать применение соеди-нений щелочноземельных металлов
Положение в периодической системе. Строение атома
Щелочноземельные металлы в периодической системе находятся в главной подгруппе II группы.
Являются сильными восстановителями, отдают 2 ē , во всех соединениях проявляют степень окисления +2.
Mg +12 2 ē , 8 ē , 2 ē
Ca +20 2 ē , 8 ē , 8 ē , 2 ē
Sr +38 2 ē , 8 ē , 18 ē , 8 ē , 2 ē
Ba +56 2 ē , 8 ē , 18 ē , 18 ē , 8 ē , 2 ē
Физические свойства
цвет пламени ρ t плавления
1,74г/ см 3 651 С 0
1,54г/ см 3 851 С 0
2,63г/ см 3 770 С 0
3,76г/ см 3 710 С 0
Химические свойства
2Me 0 +O 2 → 2Me +2 O -2
Me 0 +H 2 → Me +2 H 2
Me 0 +Cl 0 2 → Me +2 Cl 2
Me 0 +S 0 → Me +2 S -2
Me 0 +2HCl → Me +2 Cl 2 + H 2
Me 0 +2HOH → Me +2 (OH) 2 + Н 2
Соединения щелочноземельных металлов
Оксиды щелочноземельных металлов легко реагируют с оксидами неметаллов с образованием соответствующих солей.
BaSO 4
Благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике – баритовая каша.
Ca 3 (PO 4 ) 2
Входит в состав фосфоритов и апатитов, а также в состав костей и зубов. В организме взрослого человека содержится 1 кг Са в виде фосфата кальция.
CaCO 3
Карбонат кальция – одно из самых распространённых на Земле соедине - ний. Его содержат горные породы – мел, мрамор, известняк.
Встречается в природе в виде минерала гипса, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строитель - стве, в медицине для наложения гипсовых повя - зок, для получения слепков.
CaSO 4 ∙ 2H 2 O
Встречается в природе в виде минерала гипса, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, в медицине для наложения гипсовых повязок, для получения слепков.
MgCO 3
Широко применяется в производстве стекла, цемента, кирпича, а также в металлургии для перевода пустой породы в шлак.
Са(ОН) 2
Гидроксид кальция или гашёная известь с песком и водой называется известковым раствором и широко используется в строительстве. При нагревании разлагается на оксид и воду.
Проверка знаний
Сравните атомы элементов, поставив знаки или = вместо *:
а) заряд ядра: Mg * Ca , Na * Mg , Ca * К;
б) число электронных слоев: Mg * Ca , Na * Mg ,
Ca * К;
в) число электронов на внешнем уровне:
Mg * Ca , Na * Mg , Ca * К;
г) радиус атома: Mg * Ca , Na * Mg , Ca * K ;
д) восстановительные свойства: Mg * Ca ,
Na * Mg , Ca * K .
Проверь себя (самостоятельная работа)
Дополните схемы взаимодействия щелочноземельных металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции.
Запишите конкретные уравнения реакции, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса:
а) М + S б) М + N 2
в) М + Н 2 г) М + С1 2
Пример: ___________________ Пример: _____________________
Допишите уравнения реакций:
а) Са + H 2 O → ……………………….
б) Mg + НС l →……………………….
в) Ва + О 2 →………………………..
Осуществить превращения по схеме:
Ме → МеО → Ме(ОН) 2 → МеSО 4
Домашнее задание:
§ 12. упр. № 5, 8
Написать уравнения реакций с помощью которых можно осуществить два любых превращения из составленных учащимися на уроке.
Используемая литература
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9.- Москва.: Просвещение, 2001
- Габриелян О.С. Химия 9.-Москва.:Дрофа,
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 9.-Москва.:Дрофа 2002
- Коллекция Виртуальной лаборатории. Учебное электронное издание
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
БЕРИЛИЙ, МАГНИЙ И ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ
Что узнаем… 18.04.17 Положение металлов в Периодической системе Изменение свойств в группе История названия Нахождение в природе Физические свойства Химические свойства Закрепление Литература
18.04.17 Бериллий, магний и щелочноземельные металлы находятся в IIA- группе Максимальная степень окисления +2 Строение внешнего энергетического уровня ns 2 Валентность - I I
18.04.17 Ra Ba Sr Ca М g Ве Изменение свойств группе В ряду металлов: Радиус атома увеличивается Увеличиваются восстановительные свойства (способность отдавать электроны) Уменьшается прочность химической связи металл – металл
18.04.17 «Если не знать имен - умрет и познание вещей» Карл Линней
ОТКРЫТИЕ МЕТАЛЛОВ Магний и кальций были впервые получены английским химиком и физиком Г. Дэви в 1808 г. Магний из белой магнезии. По названию минерала дали название элементу. Название элемента кальций происходит от лат. Слова кальс, что означает «известь, мягкий камень». 18.04.17 Гемфри Дэви (1778 – 1829)
Магниевая горная порода – магнезит. Нахождение в природе Как активные металлы, они встречаются в природе только в виде соединений Кальциевые горные породы – известняк, мрамор, мел.
18.04.17 Щелочные металлы легкие, мягкие и легкоплавкие, серебристы, стронций имеет золотистый оттенок. Стронций - ковкий Физические свойства Бериллий - светло-серый, твердый, хрупкий Магний - относительно мягкий, пластичный, ковкий Кальций - твердый и пластичный
18.04.17 Химические свойства 1. Металлы взаимодействуют почти со всеми неметаллами: 2Ме 0 + О 2 0 =2Ме +2 О -2 (оксид) Ме 0 + Н 2 0 = Ме +2 Н 2 -1 (гидрид) Ме 0 + Cl 2 0 = M е + 2 Cl 2 -1 (хлорид) Ме 0 + S 0 = M е + 2 S -2 (сульфид) 3Ме 0 + N 2 0 = M е 3 + 2 N 2 - 3 (нитрид)
18.04.17 Химические свойства 2. Бериллий с водой не реагирует, магний реагирует медленно, остальные металлы реагируют с водой, образуя щелочи и восстанавливая воду до водорода: Ме 0 + 2Н 2 О = Ме +2 (ОН) 2 + Н 2 3. Магний реагирует с кислотами. Ме 0 + 2Н Cl = Ме +2 Cl 2 + Н 2 4. Магний и кальций реагирует с оксидами. 2 М g 0 + Ti О 2 = 2 М g +2 О + Ti
Проверь себя (работа с таблицей Д.И. Менделеева) Сравните атомы элементов, поставив знаки или = вместо *: а) заряд ядра: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * К; б) число электронных слоев: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * К; в) число электронов на внешнем уровне: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * К; г) радиус атома: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * K ; д) восстановительные свойства: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * K . 18.04.17
18.04.17 Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции. Запишите конкретные уравнения реакций, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса. а) М+ Н 2 в) М+ С1 2 Пример: ___________________ Пример: б) М+ S г) М+ N 2 Пример: _______________________________ Пример: ___________________________ Допишите уравнения реакций. Как изменяется скорость реакций, расположенных в указанной стрелкой последовательности? а) Ca + H 2 O → ………………………. б) Sr + H 2 O →………………………. в) Ba + Н 2 О→……………………….. Объясните, от какого фактора зависит скорость реакции взаимодействия щелочных металлов с водой ……………………….. Назовите продукты реакций. Опишите, как доказать их образование. ……………………… ............................................ Проверь себя
Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева
- I группа главная подгруппа.
Увеличивается радиус атомов,
растет восстановительная способность
Общая характеристика
элементов I группы главной подгруппы
Восстано-вительные свойства
соединения
Метал-лические свойства
Атомный радиус
Валентные
элемент
электроны
увеличиваются
увеличиваются
Li 2 O, LiOH
основные свойства
2s 1
Na 2 O, NaOH
основные свойства
3s 1
K 2 O, KOH
основные свойства
4s 1
Rb 2 O, RbOH
основные свойства
Изучение нового материала. Все сведения не появляются сразу, а имеется возможность входе беседы с учащимися проверить их мнение и вместе дать общую характеристику щелочных металлов по их положению в таблице.
5s 1
Cs 2 O, CsOH
основные свойства
6s 1
Радиоактивный
элемент
7s 1
Физические свойства щелочных металлов
Металлическая кристаллическая решетка
Твердые вещества серебристо-белого цвета
Электропроводны и теплопроводны
Легкоплавкие. пластичные
Щелочные металлы – простые вещества
Литий и натрий - мягкие щелочные металлы серебристо-белого цвета
Натрий – мягкий металл, его можно резать ножом .
Натрий
Литий
Калий и рубидий
мягкие щелочные металлы серебристо-белого цвета
Рубидий
Калий
цезий
Цезий 99,99999% в ампуле
Мягкий щелочной металл золотисто-белого цвета
Франций
из которого получают франций
- Франций - щелочной металл, обладающий как радиоактивностью, так и высокой химической активностью. Не имеет стабильных изотопов
Франций-223 (самый долгоживущий из изотопов франция, период полураспада 22,3 минуты) содержится в одной из побочных ветвей радиоактивного ряда урана-235 и может быть выделен из природных урановых минералов
Химические свойства щелочных металлов
- Типичные металлы, очень сильные восстановители. В соединениях проявляют единственную степень окисления +1. Восстановительная способность увеличивается с ростом атомной массы. Взаимодействуют с водой с образованием гидроксидов (R–OH) щёлочей.
- Воспламеняются на воздухе при умеренном нагревании. С водородом образуют солеобразные гидриды. Продукты сгорания чаще всего пероксиды (кроме лития).
- Восстановительная способность увеличивается в ряду Li–Na–K–Rb–Cs
Химические свойства
- 2Na + Cl 2 = 2NaCl (в атмосфере F 2 и Cl 2 щелочные Me самовоспламеняются)
- 4Li + O 2 = 2Li 2 O 2Na + O 2 = Na 2 O 2 K + O 2 = KO 2
оксид Li пероксид Na надпероксид K
3) 2Na + Н 2 = 2NaН (при нагревании 200-400 o C)
4) 6Li + N 2 = 2Li 3 N (Li - при комнатной T, остальные щелочные Me -при нагревании)
5) 2Na + 2Н 2 О = 2NaОН + Н 2
( Li - спокойно, Na - энергично,
остальные – со взрывом –
воспламеняется выделяющийся Н 2
Rb и Cs реагируют не только
с жидкой Н 2 О , но и со льдом. .
6) 2Na+ Н 2 SО 4 = Na 2 SО 4 + Н 2
(протекают очень бурно)
Гидроксиды
- KOH – едкое кали
- NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик
Образование гидроксидов
K 2 O + H 2 O= 2KOH
- Гидроксиды щелочных металлов, кроме Li, термостойки и не разрушаются от температуры.
- Гидроксиды реагируют с
Кислотами
2KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O
Кислотными оксидами
2KOH + SO 3 = K 2 SO 4 + 2H 2 O
Солями (если образуется нерастворимое основание).
2NaOH + CuSO 4 = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4
Качественное определение щелочных металлов
Для распознавания соединений щелочных металлов по окраске пламени исследуемое вещество вносится в пламя горелки на кончике железной проволоки.
Li+ - карминово-красный K+ - фиолетовый Cs+ фиолетово-синий
Na+ - желтый Rb + - красный
Li+ Na+ K+
Получение щелочных металлов
1) Электролиз расплавов соединений щелочных металлов:
2МеCl = 2Ме + Cl 2
4МеOH = 4Ме + 2Н 2 О + О 2
2) Восстановление оксидов и гидроксидов щелочных металлов:
2Li 2 O + Si = 4Li + SiO 2
KOH + Na = NаOH + K
Схема электролизера для получения натрия
Ванна состоит из стального кожуха с шамотной футеровкой, графитовым анодом А и кольцевым железный катодом К, между которыми расположена сетчатая диафрагма. Электролитом служит более легкоплавкая смесь его с 25% NaF и 12% КСl (что позволяет проводить процесс при 610–650°С). Металлический натрий собирается в верхней части кольцевого катодного пространства, откуда и переходит в сборник. По мере хода электролиза в ванну добавляют NaCl.
Применение щелочных металлов
Биологическая роль и применение
Соединений калия и натрия
Раствор хлорида натрия (0,9%) применяется в медицине. Такой раствор называется физиологическим
Питьевая сода применяется в кулинарии, для выпечки кондитерских изделий.
Хлорид натрия - как добавка к пище
Сколько воды и хлорида натрия нужно взять для приготовления физиологического раствора
массой 0,5 кг?
Хлорид калия - очень ценное минеральное удобрение. Рассчитайте массовую долю калия (%) в этом веществе.
Смесь хлорида и гидрокарбоната натрия массой 15 г обработали уксусной кислотой, при этом выделилось 2,8 л (н.у.) газа. Определите массовые доли в процентах компонентов смеси.
Тривиальные названия солей:
70% NaHCO 3
4,5г соли
495,5 г воды
Поваренная соль
30% NaCl
Калийные удобрения играю важную роль в жизни растений.
Для работы слайда необходимо кликнуть мышью на любой синий прямоугольник. Для 1-3 ячейки таблицы это задача. Для 4 ячейки - проверка знаний тривиальных названий веществ.
Калийная селитра
Na 2 CO 3 *10H 2 O
Кристалли-ческая сода
Na 2 SO 4 *10H 2 O
Глауберова соль
Питьевая сода
Охладитель в ядерных реакторах
В медицине
При изготовлении фарфора
В металлургии для удаления примесей
Калийные удобрения. Влияет на интенсивность фотосинтеза у растений
Внутриклеточный ион. Поддерживает работу сердечной мышцы (курага, бобовые, чернослив, изюм)
Бертолетова соль – обязательная часть праздничного фейерверка
Na+ внеклеточный ион (содержится в крови и лимфе)
Изготовление фотоэлементов
В медицине как болеутоляющие и успокоительные средства
Промотор в каталитических процессах
Производство специальных стекол
Производство приборов радиационного контроля
Фотография
Описание минерала
Химический состав
Бесцветный, красный, желтый, зеленый
Плотность
3,1-3,2 г/см 3
Твердость
Сподуменн
Фотография
Описание минерала
Химический состав
Бесцветный, красный, желтый, синий
Плотность
2,2-2,3г/см 3
Твердость
Галит
Природные соединения калия
Фотография
Описание минерала
Химический состав
Бесцветный, молочно-белый, темно-красный, розовый
Плотность
Твердость
1,97-1,99 г/см 3
Сильвин
Природные соединения калия
Фотография
Описание минерала
Химический состав
MgCl 2 ·KCl·6H 2 O
Красный, желтый, белый, бесцветный
Плотность
Твердость
Жгучий соленый
Карналит
Спасибо за урок!