Райская птица рядом с сирином. Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн и прочие священные птицы. Как вызвать птицу Алконост

Как известно, божественных птиц у славян было три: Гамаюн , Сирин. Последняя часто прозывалась «птицей радости». Что говорит об Алконост славянская мифология? Почему ее связывают со светом?

Кто такая птица Алконост и что про нее рассказывают?

В русском искусстве и легендах райская птица с головой и руками девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин. Алконост - родственница птицы Сирин, которая поет грустные песни и пророчествует беду. Она не ее противница, две птицедевы, скорее, органично дополняют друг друга. В славянской мифологии немало образов пернатых созданий, и Алконост наряду с другими полудевицами-полуптицами относится к ним. Ее называют сестрой других мифологических птиц.

Пение Алконост прекрасно, как и пение ее сестры Сирин, но оно не представляет угрозы жизни и благополучию услышавшего, а, напротив, наполняет душу радостью и счастьем, миром, покоем.

Про Сирин и Алконост говорили, что они сидят на ветвях яблони, дающей золотые плоды и растущей в райском саду славян - Светлом Ирии. Периодически птица Алконост проявляется на Земле. Она летает по миру, утихомиривая бури и грозы. На зимнее солнцестояние Алконост сносит яйцо прямо в воду моря-океана. В этот период стоит безвестный штиль. Затем яйцо всплывает и птицедева уносит ее в Ирий. Некоторые смельчаки отваживались на похищение яйца волшебной птицы, но тем, кому удалось, вместе со вселенской мудростью досталась смерть.

Есть еще легенда - в августе, когда зреют яблоки, поутру прилетает в сад птица Сирин, которая поет печальные песни и роняет слезы. Потом ее сменяет Алконост с радостными и счастливыми птицами. На ее крыльях - живая вода, которой она орошает яблоки. С той поры они наполняются чудесными свойствами.

Так же рассказывали, что Алконост - посланник Богов, и Сварог , Отец Небесный, часто отдавал распоряжения этой птице, чтобы она передавала его приказы.

Вот как рассказывали про волшебную птицу:

Алконост близ рая пребывает, иногда и на Ефрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот все на свете забудет: тогда ум от него отходит и душа из тела выходит.

Вообще же, птица Алконост предвещает удачу и счастье. Но узнавать от нее секреты высшего мира способны лишь люди мудрые, обретшие огромные знания. Как остальным птицедевам, ей дана власть над погодой. Эмоции, которые вызывает пение Алконост в душе услышавшего его, сравнивают с любовью. Но это пение, несмотря на то, что люди, услышав его, забывают себя, не представляет опасности, в отличие от песен темной птицы Сирин.

Какова на вид птица Алконост?

Алконост, подобно другим мифологическим птицам, напоминает причудливый гибрид птицы и прекрасной девушки. На голове ее красуется корона - символ высшего происхождения, тайных знаний. В одной из рук у Алконост - цветок из самого Ирия. Оперение у нее светлое, в отличие от Сирин, что указывает на ее характер - светлый и радостный. Часто сравнивают ее с зимородком по красоте и яркости оперения. В отличие от Сирин или Гамаюн, птицу Алконост всегда изображали с человеческими руками. Вообще же, по мнению одних исследователей, легенда о птице Алконост - переосмысленный и перенесенный на русскую почву рассказ о деве Алкионе, которая, узнав о гибели мужа в море, сама бросилась в пучину. За это боги перевоплотили ее в зимородка, а мужа - в чайку. Поэтому в тот период, когда зимородок сидит на яйцах, море всегда спокойно.

Птица Алконост, вместе с другими подобными персонажами мифологии - излюбленный образ славян. Ее с удовольствием изображали на лубках, панно, вышивках, мебели. Птица Алконост также служила оберегом.

Птица-дева Алконост вдохновляет поэтов и художников, сказителей по сей день. Вообще же, образы славянской мифологии необычны и прекрасны. Изучая их, мы приближаемся к пониманию наших предков, их картины мира.

Подробнее о славянской мифологии.

Птица Гамаюн - посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.
Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» - баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь).

В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.

Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествуют о сотворении мира и происхождении языческих богов.

Есть немало историй связанных с веще птицей Гамаюн. И вот, только одна из них.

Один охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с головой прекрасной девы. Она сидела на ветке и держала в когтях свиток с письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!»
Охотник подкрался поближе и уже натянул было тетиву, как птицедева повернула голову и изрекла:
- Как смеешь ты, жалкий смертный, поднимать оружие на меня, вещую птицу Гамаюн!
Она взглянула охотнику в глаза, и тот сразу уснул. И привиделось ему во сне, будто спас он от разъяренного кабана двух сестер - Правду и Неправду. На вопрос, чего он хочет в награду, охотник отвечал:
- Хочу увидеть весь белый свет. От края и до края.
- Это невозможно, - сказала Правда. - Свет необъятен. В чужих землях тебя рано или поздно убьют или обратят в рабство. Твое желание невыполнимо.
- Это возможно, - возразила ее сестра. - Но для этого ты должен стать моим рабом. И впредь жить неправдой: лгать, обманывать, кривить душой.
Охотник согласился. Прошло много лет. Повидав весь свет, он вернулся в родные края. Но никто его не узнал и не признал: оказывается, все его родное селение провалилось в разверзшуюся землю, а на этом месте появилось глубокое озеро.
Охотник долго ходил по берегу этого озера, скорбя об утратах. И вдруг заметил на ветке тот самый свиток со старинными письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!»
Так оправдалось пророчество вещей птицы Гамаюн.

Алконост, так же как Гамаюн, птица добрая не несущая в себе опасности для людей. Алконост – жительница славянского рая Ирия. Миф гласит о том, что райская птица несет яйца « на крае моря», но не высиживает, а погружает в морскую глубину. От того семь дней стоит безветренная погода, пока не вылупятся птенцы.
Существует и история, рассказывающая о встречи человека с блаженной птицей.
Кaк-тo раз молодой птицелов с вечера навострил поставухи - сети на перепелок, а утром отправился их проверять. Пришел на конопляник, куда слеталось множество птиц, - и не поверил своим глазам: в силках билась прекрасная девушка. Лик у нее был женский, а тело птичье.
Потемнело в глазах юноши от ее красоты.
- Как зовут тебя - спрашивает.
- Алконост, - отвечала она.
Хотел было птицелов поцеловать пленницу, но дева закрылась руками-крыльями и принялась плакать и причитать, уверяя, что после того, как поцелует ее человек, она навсегда утратит волшебную силу и больше никогда не сможет взлететь в небеса, а на земле ей придет погибель.
- Отпусти меня, - говорила птицедева, - а взамен проси чего хочешь, исполню любое твое желание!
Задумался юноша: чего пожелать? Богатства? - оно иссякнет. Любви красавиц? - они изменят...
- Хочу при жизни изведать райского блаженства! - воскликнул наконец птицелов. В тот же миг зашумело в его ушах, потемнело в очах, земля ушла из-под ног и засвистел вокруг ветер. Через миг он увидел себя в светлой и необыкновенной стране. Это был Ирий - небесное царство по ту сторону облаков. В Ирии обитали крылатые души умерших. Кругом благоухали поющие цветы, струились ручьи с живой водой. Алконост пела сладкие песни, от которых на земле наступала ясная солнечная погода. Все кругом было прекрасно, и юноша понял, что достиг предела своих желаний.
Однажды он задремал под деревом, но был разбужен вороном.
- Что ты делаешь в Ирии, бескрылый? Что ищешь среди мертвых, живой? Ты еще не изведал любви и счастья, которые отмеривает судьба полной мерою, зачем же поспешилдобровольно проститься с радостями жизни? Немедленно возвращайся в родные края!
Спохватился птицелов. Сказать по правде, безделье начинало ему надоедать, здешние летающие красавицы не обращали на него внимания, а яблочки райские уже приелись. Но ведь не станешь ловить в раю райских птиц, чтобы сварить себе похлебку!
- Я бы рад воротиться, - сказал он робко. - Но как отыскать дорогу обратно?
- Так и быть, - ворчливо каркнул ворон, - я тебя выведу в мир людей. В награду за то, что твой прапрадед - тоже прицелов - выпустил меня однажды из сетей.
- Прапрадед? - не поверил юноша. - Но как же... когда же... быть того не может!
- Может, может, - кивнула вещая птица. - Разве ты не знаешь, что мы, вороны, живем триста лет? Теперь закрой глаза и возьмись за мой хвост.
Юноша зажмурился покрепче... засвистели ветры вокруг него... и через миг он ощутил под ногами твердую землю. Открыл глаза - и оказался на той же самой поляне, где перепелки клевали коноплю.

Он воротился домой, дожил до глубокой старости и лишь на исходе жизни рассказал внукам об Ирии - райской обители, куда его завлекла сладкими песнями птицедева Алконост.

Сирин - это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.
Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.
Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а о и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство!
Есть так же легенда, связанная с этой птицей.
Один дровосек во время сильной бури спас дитя птицедевы Сирин. В награду Сирин предложила исполнить любое его желание.
- Хочу видеть то, что ярче солнца и чего не видел никто на земле, - пожелал дровосек.
- Остерегайся впредь подобных желаний, - сказала Сирин. - Не все дозволено увидеть человеку, а на смерть, как на солнце, во все глаза не взглянешь. Но что обещано, будет исполнено.
Не успев моргнуть, дровосек увидел себя в огромной пещере, где горело множество свечей. Время от времени кто-то невидимый гасил ту или другую свечу.
- Что это? - спросил дровосек.
- Это жизни. Горит свеча - жив человек. Ну а погаснет...
- Хочу видеть гасящего! - потребовал дровосек.
- Подумай, человече, прежде чем просить неведомо что, - сказала Сирин. - Я могу тебя озолотить, могу показать красоты всего света. В моей власти сделать тебя владыкою над людьми. Трижды подумай!
Но дровосек был упрям и потому повторил свое желание:
- Хочу видеть гасящего!
Через миг он очутился в непроглядной темноте и наконец, понял, что ослеп. Так сбылось страшное пророчество птицы Сирин: «На смерть, как на солнце, во все глаза не глянешь!»
Долго горевал дровосек, став слепым. Но нет худа без добра: довольно скоро он обрел себе и пропитание, и уважение односельчан тем, что начал врачевать наложением рук, а также предсказывать будущее. Случалось, он отвращал людей от дурных деяний, которые те замышляли, или говорил охотнику и рыболову:
- Оставайся завтра дома. Все равно добыча от тебя уйдет, а вот на чужой самострел нарвешься, либо лодка твоя на крутой волне перевернется.
Сначала люди ему не верили, но потом убедились в правоте его пророчеств. Однако более всего трепетали те, кого он призывал к себе негаданно-нежданно и предупреждал:
- Приуготовьтесь к похоронам. Послезавтра ваш Агафон отойдет к праотцам. Предупреждения эти сбывались неукоснительно. А если кто-то отваживался спросить слепого дровосека, от кого он узнает о скором бедствии, тот ответствовал загадочно:
- Я вижу гасящего.

В наше время, время высоких технологий, интерес к славянской мифологии, среди молодежи неумолимо идет на убыль. Компьютерные игры и интернет заменили такие простые, но, в то же время необходимые вещи, как книги. Единственные достоверные источники славянской мифологии. Да и они, если существуют, то объем вопроса ничтожно мал. Многие сведения напрямую противоречат друг другу. Есть пример того, как один автор описывает Птицу Гамаюн в образе Жар-птицы, другой же в свою очередь представляет её в виде птицы Феникс. Следующая подмена образов идет в споре между тем, считать ли Сирин птицей несчастья и смерти, либо дарующей блаженство тем, кому удалось услышать её пение. Сирин – птица противоречивая. Она сестра Гамаюн и Алконост, само имя её происходит от названия древнеславянского рая Ирий. Но, так же она считается посланницей подземного царства смерти.
Все же божественные полуптицы привлекают к себе внимание. Отражение этого мы можем найти в нашей культуре. Примером может послужить художник Никос Сафронов с его картиной «Птица Гамаюн». Так же известные исполнители популярных песен, как Борис Гребенщиков и Владимир Высоцкий используют имена полуптиц в своих текстах и названиях песен (песня « Купола»). Писатель Владимир Набоков подписывал свои работы псевдонимом Сирин.
Многое уже невозможно вернуть и доказать. Мы лишь можем сохранить то малое, что осталось от предков в их сказах и письменах.

Информация взята из свободной энциклопедии Википедия и сведена автором.

История одного шедевра: Виктор Васнецов "Сирин и Алконост"

"Сирин и Алконост "- Виктор Михайлович Васнецов. 1896. Холст, масло. 133х250, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.

Васнецов создает удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц. Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения.

Фоном для картины стал утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин весь обращен в прошлое, Алконост весь в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы - вечные спутники жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость, облегчить неподъемное горе. Великая гармония.
источник: Арт Энциклопедия>Геннадий Занегин

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ (15 мая 1848 - 23 июля 1926) - русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты.
Виктор Михайлович Васнецов, один из самых прославленных художников-модернистов, родился (3) 15 мая 1848 г. в селе Лопьял Вятской губернии, в семье православного священника.
Первой его работой как художника стала роспись Вятского собора, совместно с сосланным в Вятку поляком Михалом Эльвиро Андриолли. Это было сразу после окончания духовной семинарии. Тогда Виктор Михайлович, утвердившись в своем желании стать живописцем, отправился учиться в Петербург, сначала в рисовальной школе Крамского, а после в академии художеств (в 1893 г. стал ее действительным членом).
С 1878 г. Васнецов являлся членом Товарищества передвижников, путешествовал по Европе - посетил Францию и Италию, затем жил в Петербурге и Москве.
Творчество Васнецова очень разнообразно. Начинал он с Передвижниками, и тогда его сюжеты были предельно бытописательны. К этому периоду относятся «Книжная лавочка», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру».
Настоящий пик творчества Васнецова приходится на тот период, когда он находит себя в стиле модерн. Его можно считать основоположником особого русского стиля. Для этого он преобразовал русский исторический стиль, обогатив его легендарными и сказочными сюжетами.
В то же время некоторые из картин этого периода представляют собой типичные для модернизма декоративные панно. Кто не знает «Аленушку», «Ивана царевича на сером волке», знаменитых былинных богатырей?
Принципы «Русского стиля» художник воплощал не только в живописи, но и в архитектуре. По его эскизам построен фасад Третьяковской галереи, возведена церковь Спаса-Нерукотворного в Абрамцево. Русский стиль в архитектуре являл собой стилизацию под русскую старину.
В 1883-1885 годах художник работал над созданием монументального панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве.
Позднее творчество Васнецова связано также с религиозными мотивами. Появляются картины «Распятый Иисус Христос», «Слово Божье», «Богоматерь с младенцем». Самой масштабной работой Васнецова стала роспись киевского Владимирского собора в 1885-1896 годах.
В советское время Виктор Михайлович продолжал заниматься творчеством - в основном он работал над народными сказочными темами («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918; «Кащей Бессмертный», 1917-1926 и другие).
Умер художник Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 года в Москве в возрасте 78 лет.

Райская дева-птица из славянских средневековых легенд. Считается, что Алконост приносит счастье, однако в апокрифической литературе и преданиях распространено и представление об Алконосте как о птице печали и светлой грусти. Легенда об Алконосте частично повторяет легенду о другой вымышленной птице - , и во многом перекликается с ней. Среди простого народа в России широко были распространены представления об этих птицах, изображения которых часто встречаются на лубочных картинках.

История происхождения

Представления об Алконосте в славянском фольклоре восходят к греческой мифологии, к мифу об Алкионе, дочери Эола, которую боги превратили в птицу зимородка. Девушка вышла замуж за царя Кеика, который погиб во время кораблекрушения. От горя Алкиона бросилась в море, чтобы разделить печальную судьбу мужа, и в этот момент боги превратили женщину в птицу-зимородка.

Есть и другая версия, согласно которой Алкиона и Кеик чересчур возгордились и начали называть друг друга именами богов. За это покарал обоих и превратил Кеика в чайку, а Алкиону - в зимородка.

Греки называли период в середине зимы, когда море спокойно, «алкионовыми днями». Эта тихая погода стоит неделю или две. Считается, что Эол в это время смиряет ветры, чтобы Алкиона могла спокойно высидеть птенцов. Гнездо же Алкионы плавает по волнам.

Этот миф также воплотился в переработанном виде в представлениях о том, как высиживает яйца Алконост. В славянском фольклоре считается, что птица Алконост откладывает яйца в дни зимнего солнцестояния. Яйца эти опускаются на дно морское и там лежат семь дней, а затем всплывают.


Пока яйца Алконоста пребывают в морской пучине, на море стоит штиль, безветрие. Забрав яйца из моря, Алконост уносит их на берег и там высиживает. Есть легенды о том, как люди пытались выкрасть яйца Алконоста, чтобы поместить те под потолком церкви.

В русскую культуру образ Алконоста проник благодаря переводам, в частности, «Шестодневу» Иоанна Болгарского. Ранние изображения Алконоста можно найти в книжных миниатюрах двенадцатого века. В XIV-XVII веках образ райской птицы Алконост проникает в памятники древнерусской литературы, азбуковники и лубочные картинки.

Мифы и легенды


Алконост изображается в русском искусстве как химера с крыльями и хвостом птицы, при этом с головой и руками девушки. В качестве атрибутов Алконоста часто изображают развернутый свиток, который дева-птица держит в руке, и райский цветок. На свитке изображают текст, гласящий, что праведно прожившим земную жизнь воздастся в раю. Название «алконост» происходит от греческого слова, означающего «зимородок».

Считалось, что райские птицы живут в землях, близких к раю. Согласно легендам, Алконост обитает на сказочном острове Буяне, известном по русскому фольклору. Либо на Евфрате - одной из райских рек, либо в Ирии - мифической стране восточнославянского фольклора, которая представляет собой вариацию на тему рая и находится в теплом западном море.


В легендах и искусстве птица Алконост часто идет в паре с другой волшебной птицей - Сирин. Завораживающее пение Алконоста сулит счастье и радость, в то время как звук голоса птицы Сирин может свести человека с ума. Сирин считается вещей птицей, чьи песни о грядущем обещают блаженство. Однако люди из-за вредного влияния этих песен на рассудок стараются отпугнуть певчее создание, стреляя из пушек и звоня в колокола.

Образ птицы Сирин возводят к греческим сиренам - демоническим девам-птицам, которые звуками своих голосов усыпляют мореплавателей, а затем разрывают тех на части и пожирают.

Почерпнуть информацию о птице Алконост можно из подписей на лубочных картинках. Образ Алконоста там сближается с образом Сирина. Говорится, например, что кто будет вблизи Алконоста в то время, когда птица поет, тот забудет обо всем в мире, лишится ума, а душа этого неосторожного человека выйдет из тела.


Картина Виктора Васнецова "Алконост и Сирин"

В народном христианстве образ Алконоста связывают с праздником урожая – Яблочным Спасом. В это время райская птица Алконост смахивает живую росу с крыльев. Плоды яблони, на которые попала эта роса, становятся целительными. Причем Алконост во время этого праздника прилетает в сады, где растут яблони, после полудня, смеется и радуется. А с утра в сад прилетает «коллега» Алконоста, птица Сирин, которая плачет и печалится.

Образ Алконоста запечатлен не только в лубочных картинках, но и на полотнах художников. Известна картина , где изображены обе райские птицы. Причем оперение Алконоста - белое, как символ веселья и наслаждений, которые несет птица, а оперение Сирина - черное.


На голове Алконоста обыкновенно изображают корону. Васнецов изобразил райских птиц с женскими плечами и головой, в то время как на лубочных картинках у Алконоста присутствует еще и грудь женщины, и руки наравне с крыльями.

Еще одна вымышленная райская птица – . Она появилась много позднее, в текстах и предметах искусства XVII-XIX, и к славянскому фольклору и мифологии отношения не имеет.

В русском декоративно-прикладном искусстве (книгах, росписях соборов и т.д.) иногда встречается странный, но привлекательный образ птицы с ликом и руками девы – символ светлой печали. Персонаж появляется также в легендах и носит имя Алконост. Мало кто знает, что вкладывали авторы в это изображение и откуда взялся этот образ.

Кто такой алконост?

Алконост – это сказочная райская птица, первое описание которой появилось на Руси в книжной миниатюре 12 века – Юрьевском евангелии. Образ пришел из античной мифологии: легенде о красавице Алкионе, превращенной богами в морскую пичугу зимородка. В переводе с древнегреческого зимородок звучит как «алкион», но книгописцы исказили необычное для слуха название. В результате неверных трактовок морская птица стала именем нарицательным. Много старинных сказаний повествуют о ней, и чаще легенды переплетаются с другой мифической птицей – Сирин.

Чем отличается Сирин от Алконоста?

Алконост и – хранительницы древа жизни, героини народных сказаний. Согласно легенде сладкоголосые девы прилетают в яблоневый сад поутру на праздник урожая Яблочный спас. Первой появляется Сирин, она грустит и плачет. Вторая женщина-птица смеется, смахивает с крыльев живительную росу и наделяет плоды целительной силой. Сирин и Алконост – птицы радости и печали, это главное различие между ними, но есть и другие:

  1. В некоторых легендах Сирин приобретает отрицательное значение и является посланницей темного мира. А последовательница Алкионы – жительница славянского рая Ирия.
  2. Дева радости не несет людям зла, лишь завлекает, тогда как ее подруга иногда приравнивалась к морским Сиренам, одурманивающих и убивающих путников.

Птица Алконост в славянской мифологии

Славянские легенды о птице с человеческим лицом, чей голос сладок как любовь, – это своеобразная интерпретация сказаний о греческой Алкионе. Пришедший с Запада образ пришелся по душе русским людям, потому как они считали себя неотделимыми от животного мира. Чудесная крылатая дева Алконост в славянской мифологии наделена интересными особенностями:

  • ее оперение светлое, отливает голубым цветом неба либо радужное;
  • вокруг головы – нимб или корона;
  • она управляет погодой;
  • услышав пение девы, можно забыть все на свете, но оно утешает;
  • в описании Алконоста иногда упоминается река Ефрат, как место ее обитания, а в некоторых сказках – остров Буян.

Алконост – легенда

Долгие годы сказания о пернатой богине изменялось и обрастало новыми подробностями. В древней энциклопедии «Шестоднев» Экзарха Болгарского просто упоминалось о том, что она гнездится на берегу моря и высиживает птенцов в разгар зимы. Позже сказание дополнилось следующими фактами:

  1. Птица Алконост несет золотые яйца – сначала погружает на дно морское, а потом высиживает не берегу в течение недели.
  2. Пока кладка находится в воде, на море стоит полный штиль. Погода безветренная, хотя холодное время года.
  3. Мать не отводит взгляд от своих яиц, пока не вылупятся птенцы.
  4. Если зародыша нет в яйце, оно всплывает со дна моря на поверхность, но не портится. Его вешают в церкви под паникадилом.

Как вызвать птицу Алконост?

По преданиям богиня Алконост своим пением исцеляет и приносит счастье в жилище, поэтому люди не раз пытались заманить ее и неволить, чтобы пользоваться предоставляемыми ею благами. Но сама она в руки не идет, поэтому охотники шли на хитрость: похищали тщательно охраняемое яйцо у светлой девы, ожидая, что она пойдет на его поиски и попадется в ловушку. Существовали поверья, что встреча с легендарной девой не проходит для человека бесследно – он находит успокоение и блаженство, но всегда возвращается на то место, где случилась встреча.

Женщина-птица Алконост – образ удивительный и многогранный. Она фигурирует во многих легендах, как хранительница рая, сидящая на вратах, или воплощение бога солнца Хороса. На старинных дохристианских рисунках, лубочных картинках, дева встречается часто. Из средних веков персонаж пришел и в наше время: удивительное пернатое создание упоминается в стихах Блока и Высоцкого, а самое яркое изображение обеих дев – светлой и темной (Сирин) – принадлежит Виктору Васнецову. Картина «Песни радости и печали» – живое воплощение пришедшего из Греции образа.