Презентация по теме акустико мнестическая дислексия. Презентация по коррекции чтения "семантическая дислексия". Презентация на тему

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Дисграфия и дислексия. Доклад-сообщение содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

С помощью магнитно-резонансного анализатора неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде "инициатора звуков", "анализатора" и "автоматического определителя" и действуют одновременно. С помощью магнитно-резонансного анализатора неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде "инициатора звуков", "анализатора" и "автоматического определителя" и действуют одновременно. Однако у людей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первым и вторым центрами, возможно, из-за доминирующей роли первичного центра-распознавателя. Поэтому у них возникают затруднения при переходе от звукового состава слова к его смыслу, и каждое слово они читают по слогам, словно видят его впервые. Поскольку распознавание слов осуществляется не автоматически, а механически, темп чтения крайне низкий. Елена Жидкова,(детский невролог) «дислексия возникает из-за "неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития". Передается дислексия по наследству. дислексия - это не проявление тупости или нежелания учиться, а вполне реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Симптоматика дисграфии Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на письме так называемых "специфических ошибок". пропуски букв, слогов, слов, их перестановки замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуков смешения букв, сходных по начертанию слияние нескольких слов в одно нарушения грамматического согласования и управления слов впредложении. Иначе говоря, искажения, замены, смешения букв(оптико-артикуляторно-акустический признак), искажениебуквенно-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления,разрывы), нарушения структуры предложений (пропуски, разрывы,перестановки слов. Аграмматизмы на письме

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Дислексия

Учитель-логопед


Дислексия

  • -Частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Этиология дислексий

  • Большинство авторов рассматривают дислексию как нарушение, обусловленное внешним воздействием патологических факторов .Такое воздействие вызывает задержку или нарушение развития психических функций, осуществляющих процесс в норме.
  • Особенно отрицательную роль в возникновении дислексии играют патологические факторы, действующие в более позднии периоды развития плода и в постнатальный период.
  • Есть предположение, что поздно действующие факторы оказывают негативное влияние на формирование поздно созревающих структур коры головного мозга-третичных зон коры, обеспечивающих функционирование сложных символических
  • Функций(устная речь, чтение, письмо).



Симптомы дислалии

  • Отставание в освоении техники чтения(долгое время чтение
  • остаётся побуквенным или по слоговым);
  • Очень медленный темп чтения;
  • Неправильное распознавание букв;
  • Ошибки при чтении(пропуски, перестановки, добавление звуков, пропуск начальных слогов, слов и искажение звучания слов);

вторичные проявления

  • Сложности понимания прочитанного;
  • Недостаточный объём прочитываемого материала(приводит к ограничению словарного запаса).

Виды дислексий

  • При определении вида дислексии решающее значение имеет недоразвитие ведущей
  • функциональной системы.
  • I . Фонематическая.
  • обусловлена недоразвитием функций фонематической системы(дифференциации
  • фонем, фонематического анализа и синтеза)
  • II . Оптическая .
  • Обусловлена несформированностью зрительного анализа, синтеза и пространственных представлений
  • III. Мнестическа я
  • вызвана нарушением мнестических процессов
  • IV. Аграмматическая
  • связана с недоразвитием грамматического строя речи
  • V. Семантическая (Механическое чтение)
  • Нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении, обусловленное недоразвитием звукослогового синтеза и лексико-грамматического строя речи.

Первичная профилактика дислексии.

  • 1.Предупреждение анте- и перенатальной патологии плода и новорождённого (профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфекция плода и новорождённого)
  • 2.Снижение соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
  • 3.Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
  • 4.Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда.
  • 5.При наличии билингвизма у ребёнка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте.
  • 6.Работа с неблагополучными семьями и семьями, не посещающими детский сад: подготовка ребёнка к школе, развитие у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика дислексии - раннее выявление предрасположенности к нарушению чтения и проведение комплекса предупредительных мер.

  • 1.Для детей с предрасположенностью к дислалии обязательно формирование функционального базиса чтения (анализ звуковой стороны речи, устный синтез слова из слогов, воспроизведение и различение пространственных и временных последовательностей из 3-4 компонентов) до начала обучения технике чтения.
  • 2.Дети группы риска по дислексии с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с письмом-преимущественно аналитическим навыком. Для таких детей надо начинать обучение чтению с опережением в дошкольном возрасте (можно с 5 лет),а письму обучать позже в школе.

Профилактика нарушения чтения

  • Развитие функциональной базы чтения.
  • Общее развитие речи.
  • Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
  • Увеличение поля зрения.
  • Устранение регрессивного и угадывающего чтения.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения-
  • Слогов разной типологии:
  • СГ-ГС СГС ССГ - ГСС
  • (щи-ёж) (сом) (дно - ядр)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Коррекция специфических нарушений чтения у учащихся с семантической дислексией

2 слайд

Описание слайда:

Объектом исследования является проблема проведения коррекционной работы в современных условиях. Цель исследования состоит в том, чтобы понять причины, лежащие в основе нарушений чтения, разработать эффективную методику предупреждения и коррекции семантических нарушений у учащихся. Задачи исследования: Проанализировать теоретический и практический материал по проблеме формирования навыка чтения у младших щкольников. Обследовать навык чтения учащихся с целью выявления у них дислексии. Рассмотреть различные подходы к коррекции специфических нарушений чтения, связанных с нарушением понимания текста. Разработать и использовать систему разнообразных заданий с целью формирования технических навыков чтения и процесса понимания смысла читаемого. Гипотеза исследования: систематическая, комплексная и поэтапная коррекция семантической дислексии будет способствовать орфографической зоркости учащихся, предупреждению возникновения семантической дисграфии. Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; изучение работы логопедов-практиков. Практическая значимость исследования заключается в разработке и систематизации приемов коррекции семантической дислексии.

3 слайд

Описание слайда:

Исследование проводилось с 2006 г. по 2009 г. Было изучено 12 учащихся первого класса МОСШ №3. Эта группа наблюдалась в течении 3 лет. Средний возраст 7, 8, 9 лет. Для учащихся 1 класса предлагались следующие виды заданий из «Альбома обследования чтения». (Приложение №1): Нахождение, узнавание и называние букв. Чтение слогов. Чтение слов. Чтение предложений. Чтение текста.

4 слайд

Описание слайда:

Альбом обследования (Н. М. Трубникова) Обследование усвоения букв Назвать указанную букву. П а в о т н и м с в ч ы у к е ш л щ д б Найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам). П б с з ш ж р л с ц к г в ф ч щ д т Назвать буквы, написанные разными щрифтами. А, а А, а Б, б Б, б В, в В, в Назвать правильно написанную букву рядом с зеркальным её изображением. Р - , З - , С - , Г - , Ь - . Назвать букву, перечёркнутую дополнительными штрихами. В И Р Е А О З У П Ы Л Ю Ь М Н С Щ Найти среди сходных по начертанию букв нужную ЛА ЛМ АД ЛД ГБ ВР ВЗ ВЫ ГТ ГЕ КЖ ГП ПН ПШ ШЦ СО КХ НИ ОР ЙИ

5 слайд

Описание слайда:

Обследование чтения слогов. Прочитать прямые слоги. Са, шу, ха, ну, со, ры, да, ми, ты, зу, пи, хо. Прочитать обратные слоги. Ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом, ек, ют, ис. Прочитать слоги со стечением согласных. Ста, кро, тру, гло, цви, вло, клу, пре. Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными. Та – тя, ка – кя, зу – зю, ло – лё, са – ся, ду – дю.

6 слайд

Описание слайда:

Обследование чтения слов. Прочитать слова различной звукослоговой структуры (знакомые и малоупотребительные в речи). Рак, осы, яма, сажа, луна, очки, отряд, шалаш, санки, дятел, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце, спички. Прочитать слова и ответить на вопросы: «Где ты видел этот предмет? Что им делают?» Бровь, журавль, строчка, кастрюля, мотоциклист, здравница, белка, балка, баран, банки. При обследовании понимания слов предлагаются такие задания: А) Прочитать слово, найти его изображение по картинке и положить соответствующую надпись. Картинки с изображениями животных и предметов; карточки с надписями к этим предметам. Тетрадь, туфли, кукла, портфель, пальто. Б) Прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку. Ручка, цветок, кубик, галоши,валенки.

7 слайд

Описание слайда:

В) Прочитать слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинки, соответствующие словам-паронимам. Жук – сук Стул – стол Шкаф – шарф Уточка – удочка Киска - миска Г) Прочитать слова с пропущенными буквами. Руч…а …апочки К…ыш…а Конве… … М…л…ко Ко…к… Бу…аш…а

8 слайд

Описание слайда:

Обследование чтения предложений. Задания: А) Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие. Покажи глаз. Подойди к стене. Возьми ручку. Встань со стула. Подними руку. Б) Прочитать предложение, найти соответствующую картинку (предлагаются фразы различной синтаксической конструкции). После этого ответить на вопросы. Сюжетные картинки и предложения: Лампа стоит на круглом столе. Мальчик поднял гирю. Иван Иванович старше Николая. Дядя Витя отдыхает после работы в кресле. Плотник строгает доску на деревообрабатывающем станке.

9 слайд

Описание слайда:

Обследование чтения текста. Проводится на основе пересказа и ответов на вопросы о прочитанном. Подарок. На день рождения мамы львёнок Лёва нёс в подарок воздушный шарик. Увидев красивую бабочку, которая села на цветок прямо перед ним, львёнок от неожиданности выпустил ниточку из лап. Шарик взлетел вверх и зацепился за пальму. - Как же я достану подарок для моей любимой мамочки?! – огорчился львёнок Лёва. Не переживай, малыш! Я тебе помогу, услышал львёнок голос жирафа, который важно прогуливался рядом. И через несколько минут львёнок отправился дальше, крепко прижимая к себе воздушный шарик. Ответь на вопросы: - Как звали львёнка? - Куда шёл львёнок? - Что нёс львёнок в подарок маме? - Что случилось с воздушным шариком? - Кто помог малышу? - Почему жирафу удалось снять шарик с пальмы?

10 слайд

Описание слайда:

Виды дислексических ошибок 1 класс виды ошибок 33% 50% 50% 42% 33% 50% 25% 50% 50% Узнавание, нахождение, называние букв Чтение прямых, обратных слогов Чтение слогов со стечением согласных Слоги с твёрдыми-мягкими согласными Чтение слов Лексическое значение слов Понимание слов] Чтение предложений Чтение текста Параметры исследования Ошибки 1класс Кол-во 12уч % Узнавание, называние, нахождение букв 4 33% Чтение прямых, обратных слогов 6 50% Чтение слогов со стечением согласных 6 50% Слоги с твёрдыми-мягкими согласными 5 42% Чтение слов 4 33% Лексическое значение слов 6 50% Понимание слов 3 25% Чтение предложений 6 50% Чтение текста 6 50%

11 слайд

Описание слайда:

Виды дислексических ошибок 2 класс виды ошибок 25% 33% 33% 33% 25% 42% 17% 33% 33% Узнавание, нахождение, называние букв Чтение прямых, обратных слогов Чтение слогов со стечением согласных Слоги с твёрдыми-мягкими согласными Чтение слов Лексическое значение слов Понимание слов] Чтение предложений Чтение текста Параметры исследования Ошибки 2 класс Кол-во 12уч % Узнавание, называние, нахождение букв 3 25% Чтение прямых, обратных слогов 4 33% Чтение слогов со стечением согласных 4 33% Слоги с твёрдыми-мягкими согласными 4 33% Чтение слов 3 25% Лексическое значение слов 5 42% Понимание слов 2 17% Чтение предложений 4 33% Чтение текста 4 33%

12 слайд

Описание слайда:

Виды дислексических ошибок 3 класс виды ошибок 8% 17% 17% 17% 17% 25% 8% 33% 33% Узнавание, нахождение, называние букв Чтение прямых, обратных слогов Чтение слогов со стечением согласных Слоги с твёрдыми-мягкими согласными Чтение слов Лексическое значение слов Понимание слов] Чтение предложений Чтение текста Параметры исследования Ошибки3класс Кол-во 12уч % Узнавание, называние, нахождение букв 1 8% Чтение прямых, обратных слогов 2 17% Чтение слогов со стечением согласных 2 17% Слоги с твёрдыми-мягкими согласными 2 17% Чтение слов 2 17% Лексическое значение слов 3 25% Понимание слов 1 8% Чтение предложений 3 25% Чтение текста 3 25%

13 слайд

Описание слайда:

Исследование состояния чтения на материале текстов. Диаграмма состояния чтения 0% 8% 17% 50% 25% 8% 17% 33% 40% 0% 8% 17% 33% 40% 50% 60% Высокий уровень уровень выше среднего средний уровень уровень ниже среднего низкий уровень до коррекционной работы после коррекционной работы Параметры исследования среднее количество ошибок до коррекционнойработы среднее количество ошибок после коррекционной работы кол-во ошибок % кол-во ошибок % Высокий уровень (чтение без ошибок) 0 0% 1 8% уровень выше среднего (2-3 ошибки дети самостоятельно замечают и исправляют) 1 8% 2 17% средний уровень(3-4 ошибки дети самостоятельно замечают и исправляют) 2 17% 4 33% уровень ниже среднего (4-6 ошибки, значительное количество исправлений) 6 50% 5 40% низкий уровень (более 6 ошибок, многочисленные исправления) 3 25% 0 0%

14 слайд

Описание слайда:

Психолого-педагогические аспекты акта чтения. Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения. Понимание «осуществляется на основе звуковой формы слова, с которым связано его значение» (Д.Б. Эльконин). Т.Г.Егоров выделяет следующие четыре ступени формирования навыка чтения: овладение звуко - буквенными обозначениями; послоговое чтение; становление синтетических приемов чтения; синтетическое чтение

15 слайд

Описание слайда:

Современное состояние вопроса о нарушениях чтения. Дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок. - Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат), графически сходных букв. - Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова. Искажение звуко-слоговой структуры слова: пропуски согласных при стечении, пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения, добавления звуков, перестановки звуков, пропуски, перестановки слогов. Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны процесса чтения. - Аграмматизмы при чтении. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов.

16 слайд

Описание слайда:

Исследования Р.И. Лалаевой позволили определить следующие виды дислексии: оптическая мнестическая фонематическая семантическая аграмматическая тактильная. Семантические дислексии Семантические дислексии проявляются в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений текста. Анализ результатов исследования детей с семантическими дислексиями позволяет выделить три фактора, обусловливающих семантические нарушения чтения: 1) трудности звуко-слогового синтеза; 2) нечеткость, недифференцированность представления о синтаксических связях внутри предложения; 3) бедность словаря.

17 слайд

Описание слайда:

Методика организации и проведения коррекционной работы по упрочению звуко-буквенных связей; автоматизации слогослияния; формированию понимания текста. Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится в трех направлениях: развитие слогового синтеза; развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении; расширение и уточнение лексики.

18 слайд

Описание слайда:

1. Обследование чтения Методика Н. М. Трубниковой. «Альбом обследования чтения». 2. Коррекционная работа Развитие слогового синтеза. Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам (д, о, м; к, а, ш, а). Назвать слитно слово, произнесенное по слогам (ку – ры, ба – буш – ка). Составить слово из слогов, данных в беспорядке. Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам (Де – ти иг – ра – ют во дво – ре).

19 слайд

Описание слайда:

ЛО КО МО БА БА РА НЫ ЛО МЫ ШИ КА ДА КИ РАН КА БА СО ПУ ЦА НИ ТА Приложение № 6 «Путаница»

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Приложение №7 «Тренажёр согласных» 1 2 3 4 5 6 7 1) в д з р ш л п 2) р в п т с т к 3) т х р м п т ж 4) г р в м к з р 5) б з с к т ф ш 6) т ж л м н с ч 7) р м ф х в д г 8) ц к т р с ч ш 9) в д к в ф д р 10)г з с р п з б 11)м н б д ф м ш

22 слайд

Описание слайда:

Формирование навыка буквосложения, слогообразования, словосоставления В Г Д З …У …У …У …У У В Г Д Ж …А …А …А …А А Приложение № 8

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

«Составь слова из слогов» ПО + ЛО + СА = КА + ЛИ + НА = ЗА + НО + ЗА = ШИ + РИ + НА = СО + БА + КА = БЕ + СЕ + ДА = ГО + ЛО + ВА = БО + РО + ДА = ТИ + ШИ + НА = РЕ + ЗИ + НА = ДО + РО + ГА =

25 слайд

Описание слайда:

Развитие грамматического строя речи Логопедическую работу по коррекции грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений веду в следующих направлениях: работа над морфологической системой языка (словоизменением и словообразованием); формирование структуры предложений. Последовательность работы: 1) дифференциация речевых единиц (форм слов, структуры предложений) в импрессивной речи; 2) автоматизация грамматических форм в экспрессивной речи; 3) закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.

26 слайд

Описание слайда:

Развитие словоизменения существительных провожу в следующем порядке: дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление беспредложных конструкций единственного числа в такой последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания У, А-Я), родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж; предложно-падежные конструкции единственного числа; формы существительных множественного числа, сначала беспредложные, затем с предлогами.

27 слайд

Описание слайда:

При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы: родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, а также с предлогами С, ИЗ, ДО, со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты); дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия). Плывет по реке; винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значение направления действия). Ставит на стол; творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значение местонахождения), обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие, а также с предлогом С (значение совместности). Лежит за книгой. С блюдцем; предложный падеж с предлогами В, НА, обозначающими местонахождение предмета (лежит на столе).

28 слайд

Описание слайда:

Приложение № 9 «Весёлые предлоги» Задание: Составь предложения, используй разные предлоги.

29 слайд

Описание слайда:

Словоизменение глаголов закрепляется по следующему плану: согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе; согласование глагола прошедшего времени и существительных в роде и числе; дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов. Виды заданий: 1. Составление предложений по опорным словам, данным вразброс. 2. Вставка в предложения пропущенных слов. 3. Определение правильности предложений. Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов.

30 слайд

Описание слайда:

Приложение №10 Прочти, спроси, ответь. 1. Мячик, Катя, в, комнате, катала. Кто? Что делала? Где? Под, закатился, кровать, он. Что произошло с …? Из-под, взяла, мячик, и, Катя, палку, достала, кровати. Кто? Что сделала? Что…? Откуда? 2. Коля, сидели, и Катя, балконе, на. Кто? Где? Со, Костик, змеем, ним, к, пришёл. К кому? Кто? Нитки, к, привязали, змею, и, Коля, Костик. Кто? Что? Катя, мальчикам, помогала. Кто? Кому? С, Костя, запустил, балкона, змея. Кто? Откуда?

31 слайд

Описание слайда:

Приложение №10 Вставь слово в предложение. 1. Кира купила красивый________ . Это была_______ фиалка. Она поставила горшок с фиалкой на _________. Каждый день Кира ________ фиалку. Скоро из-за листиков фиалки появились новые ___________ . 2. Маленькая Клава качает коляску со своей __________ . Вдруг замяукала _____________ . - Тише, ________ , мою дочку разбудишь, - сказала _______ . 3. Воспитательница пошла с группой на ____________ . Гуляли они на игровой ___________ , огороженной _________ . Ребята прыгали, _________ , _________, в разные игры.

32 слайд

Описание слайда:

Приложение №10 Скажи правильно. 1. Мама купила Юле голубую юбку. Мама купила Юле голубая юбка. 2. Коля строит дом из кубиков. Коля строит дом из кубики. 3. Мама и папа пошли в магазин за продуктами. Мама и папа пошли в магазин за продуктов. 4. Маленький ёжик ползал под ёлкой. Маленькая ёжик ползал под ёлкой. 5. Тамара подарила Свете куклу. Тамара подарил Свете куклу. 6. Мальчик поймал на огороде беленькую бабочку и принёс её отцу. Мальчик поймали на огороде беленькую бабочки и принёс её отцу.

33 слайд

Описание слайда:

Методы работы над пониманием прочитанных слов, предложений и текста. Использую следующие задания: Прочитать слово и показать соответствующую картинку. Прочитать слово и выполнить соответствующее действие. Прочитать слово и ответить на вопрос Найти в тексте ответ на заданный вопрос. Разложить серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом. Выбрать из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке. После прочтения текста поместить сюжетную картинку на свое место в серии сюжетных картинок. После прочтения текста найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок. После прочтения текста найти ошибку в последовательности сюжетных картинок. Найти ошибку в прочитанном тексте на основе правильной последовательности в серии сюжетных картинок.

34 слайд

Описание слайда:

Приложение № 11 «Времена года» Задание: 1. Прослушай рассказ. Назови его. Перескажи рассказ по картинкам, данным справа. Лето. Летом небо ясное, высокое. Солнышко поднимается высоко, светит ярко. Луга покрыты цветным ковром. Деревья одеты зеленой листвой. Цветут розы, гладиолусы, маргаритки. В лесу созрели земляника и черника. 2. Что тебе больше всего нравится летом?

35 слайд

Описание слайда:

«Времена года» Задание: 1. Прослушай рассказ «Зима». Перескажи рассказ по картинкам справа. Зима. Зимой небо низкое, хмурое. Солнце показывается редко. Дует холодный ветер. Идет снег. Тихо в лесу. Сладко спит в берлоге медведь. Белка и зайчик сменили свои шубки. Голодно волку. Он рыщет по лесу в поисках добычи. 2. Что тебе больше всего нравится зимой?

Введение Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.


Формы дислексии Фонематическая дислексия - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко - буквенного анализа. Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Аграмматическая дислексия - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова. Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.


Причины дислексии Существует несколько видов дислексии, которые оказывают влияние на способность ребенка, как читать, так и писать. « Дислексия травмы » возникает в результате травмы головного мозга, или той части мозга, которая отвечает за способность человека писать и читать. В настоящее время это наблюдается редко. « Первичную дислексию » можно определить как дисфункцию, нежели, чем нарушение мозга. Люди с таким видом дислексии часто не могут читать до 4- го класса, у них также наблюдаются трудности с письмом и понимаем устного языка. Этот вид дислексии является наследственным. Чаще такая дислексия наблюдается у мальчиков, чем у девочек. « Вторичная, или дислексия, связанная с развитием ». Причиной развития этого вида дислексии является нарушение гормонального развития ребенка на ранних стадиях развития (еще во внутриутробном периоде).


Речевая симптоматика дислексии 1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х - ж, п - н, з - а и др.). 2. Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, " бухштабируются ". 3. Искажение звуко - слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. 4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. 5. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико - синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. 6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. 7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.


Неречевая симптоматика дислексии Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза, недоразвитие лексико - грамматического строя речи). Это позволяет сделать вывод, что у детей: 1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа. 2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико - пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. 3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).


Симптомы дислексии 1. Держит книгу слишком близко к глазам. 2. Немного косит. 3. При чтении не замечает отдельные места. 4. При чтении прикрывает или вообще закрывает один глаз. 5. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза. 6. Испытывает во время чтения или после головную боль. 7. Покачивает головой вперед - назад. 8. Часто трет глаза. 9. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур. 10. Быстро устает. 11. При чтении пропускает слова. 12. Примерно в пятилетнем возрасте пишет буквы и слова задом наперед. 13. Пытается избежать чтения и выполнения домашних заданий. 14. Читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту. 15. Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают друг на друга.


Основные приёмы и методы работы с детьми имеющими дислексию: 1. Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. 2. Метод кинезиологической коррекции. 3. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. 4. Ритмико - речевая, музыкальная и витаминная терапия. 5. Зеркально - симметричное рисование обеими руками. 6. Упражнения для развития зрительно - моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова. 7. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко - Пальченко. 8. Интеллектуально - развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова - матрёшки и другие. 9. Поисковые таблицы слов " Фотоглаз ". 10. Метод " озвученного " чтения. 11. Метод словесных анаграмм. 12. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.


Список литературы 1. Лалаева Р. И. " Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников ", " Союз " С - Петербург Федоренко И. Т. (г. Харьков) " Комплекс зрительных диктантов " 3. Ракитина В. А. " Предупреждение нарушений чтения и письма " 4. Чиркина Г. В. " Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы " 5. Корнев А. Н. " Узловые вопросы дислексии " 6. Станислав Милевски " Фонетико - фонологические знания в логопедической практике (избранные вопросы)" 7. Алтухова Т. А. " Состояние профессиональной компетентности учителей - логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения " 8. Российская Е. Н. " Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией " 9. Русецкая М. Н. " Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения "

Дислексия - частичное специфическое
нарушение процесса чтения, обусловленное
несформированностью (нарушением) ВПФ и
проявляющееся в повторяющихся ошибках
стойкого характера.
Р. И. Лалаева
Дислексия – состояние, при котором
имеетсястойкая избирательная неспособность
овладеть навыком чтения, несмотря на
достаточный уровень развития интеллекта и речи,
зрения и слуха.
А.Н. Корнев

«Список признаков дислексии»
Специфические трудности:
1. В речи детей встречаются ошибки.
2. Медленное чтение с наличием устойчивых ошибок.
3. В разных видах письменности присутствуют повторяющиеся
ошибки.
4. Невозможность безошибочного воспроизведения
последовательных рядов.
5. Присутствие серьезных пространственно-временных трудностей.
Успешные стороны:
1. Дети с дислексией отличаются нестандартным решением вопроса.
2. Дети легко справляются с проблемами не учебного характера, в
экстренных ситуациях.
3. Ребенок способен интуитивно решить возникающие проблемы.
4. Ребенок обнаруживает творческий подход в решение проблемы.
5. Ребенок обладает нестандартным решением вопроса.

Этиология дислексий
Мультифакторная этиология – на основе
экзогенных и эндогенных причин.
Имеет место генетическая предрасположенность.
Обнаружено, что 1, 2, 3, 16,15,18 гены отвечаютза
появление дислексии. Эти гены влияют на
миграцию нейронов в коре головного мозга.

Большинство авторов отмечает наличие патологических
факторов, воздействующих в перинатальный, натальный и
постнатальный периоды.
Биологические
факторы
Перинатальный период: токсикозы,
травмы живота, употребление
наркотиков и курение, резус-фактор,
прерывание беременности и т.д.
Постнатальный период: черепномозговые травмы, нейроинфекции,
цепочка детских инфекций (краснуха,
корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.),
истощающие заболевания.
Социальные
факторы
дефицит речевого
общения,
синдром
«госпитализма»,
педагогическая
запущенность,
неблагоприятное
речевое окружение,
билингвизм,
раннее начало обучения
грамоте и высокий темп
обучения.

Понятийная сторона дислексии
1. Трудности построения пересказа прочитанного текста.
2. Нарушения визуального восприятия
3. Нарушение интеграции компонентов функциональной
системы чтения→нет формирования межанализаторных
связей.

Классификация дислексий
В основе ее лежат различные критерии:
проявления;
степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер);
нарушения деятельности анализаторов, участвующих
в акте чтения (О. А Токарева);
нарушение тех или иных психических функций (М. Е.
Хватцев, Р. Е. Левина и др.);
учет операций процесса чтения (Р. И. Лалаева).

Формы дислексии

Фонематическая форма – на фоне нарушенной
речи в результате недоразвития фонематического
восприятия.
Ошибки: замены и смешения
1.

2. Оптическая дислексия – трудности усвоения букв
во время чтения, установления их специфических
особенностей. Имеет 2 формы:
Латеральная форма, при которой ребенок не
может опознать букву;
Вербальная форма связана с невосприятием
целого слова ребенком.

3. Мнестическая дислексия – следствие дефицита
краткосрочной и долгосрочной памяти;
4. Семантическая дислексия – нарушено понимание
читаемого текста.
Два фактора:
Трудности звуко-слогового синтеза;
Несформированность грамматических
обобщений.

5. Аграмматическая дислексия – у детей с грубыми
речевыми нарушениями, лексико-грамматическое
недоразвитие. Часто встречается у детей с
моторной алалией.

Техническая сторона дислексии
1) Скорость чтения.
Ребенок с дислексией читает медленнее.У таких детей
свой темп чтения.
2) Способ чтения.
Для ребенка с дислексией характерны непродуктивное
виды чтения: побуквенное чтение и отрывистое слоговое
чтение.

3) Нарушение правильности чтения.
Ошибки чтения:
1. Ошибки прочтения окончания;
2. Замена слов по смыслу;
3. Ошибки ударения;
4. Пропуски букв
5. замена слов по оптическому сходству;
6. смешение оптически сходных букв;
7. реверсия букв и слогов;
8. смешение согласных букв;
9. смешение гласных букв;
10. аграмматизмы;
11. пропуски и повторы строк;
12. Пропуск слогов;
13. Ошибки обозначения границ предложения;
14. Пропуски слов;
15. Персеверация;
16. Добавление букв;
17. Смешение твердых и мягких согласных;
18. аграмматизмы

4) Выразительность чтения
Дети с дислексией не могут выделять ударные слоги, не
могут читать с остановками в конце предложения, не
могут интонационно передавать текст.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в
логопедии принято различать:
1. дислексию (частичное расстройство навыка);
2. алексию (полную невозможность овладеть навыком
или его утрату).
Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно,
однако чаще она сопутствует другому нарушению
письменной речи – дисграфии.

Нарушения чтения часто сопровождаются
неречевыми расстройствами.
При дислексии отмечается несформированность:
зрительного гнозиса,
пространственных ориентировок,
мнестических процессов,
фонематического восприятия,
лексико-грамматичского строя речи,
зрительно-моторной или слухо-моторной
координации,
внимания и эмоционально-волевой сферы.