Как правильно находить проблему русский язык. Как правильно сформулировать проблему в тексте? Анализируем публицистический текст

Например: Как следует относиться к природе? (это проблема) (Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.) Что такое любовь? (Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это забота о близких) Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс)

Какие бывают проблемы?

Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние проблемы - это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль.
Внешние проблемы - это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.

Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)

Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий?

Как формулировать проблему?

Проблему можно сформулировать двумя способами:

1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.

Типичные ошибки при формулировке проблемы:

1) В проблеме указывают авторскую позицию.

Например: проблема хорошего отношения к книгам - НЕЛЬЗЯ ("хорошего" - это уже оценочная лексика)
Проблема отношения к книгам - МОЖНО

2) Проблема слишком широкая.

Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема - это скорее направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема: роль героев на войне.

3) Сужение проблемы.

4) Проблема, которой нет в тексте.

Чтобы не допустить ошибки, ознакомьтесь с материалом " "
Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.

Слова-помощники для формулировки проблемы

С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.

Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:

Отношение
- взаимоотношение
- воздействие
- взаимодействие
- влияние
- роль
- восприятие

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции :

Как нужно относиться...?
Как следует относиться...?
Почему важно +глагол...?
Почему нужно +глагол...?
Что такое +существительное...?
Для чего нужно...+глагол?
Для чего нужен (на, ны) ...+существительное?
В чем причина...?
Какова роль... в жизни человека?
Что такое...?
Что важнее: _ или _?
Что необходимо...?
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (ое, ый)...?
Что значит...?

1. Как сформулировать проблему?

    Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос – он и будет проблемой текста, сформулированной в вопросительной форме. Можно сформулировать проблему, используя конструкцию с родительным падежом: проблема чего? – влияния…, ответственности..., роли … и т. п.

    Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – повод для размышлений или иллюстрация к размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Но при этом нельзя формулировать проблему очень общо: проблема человека, проблема добра и зла. Проблема должна быть сформулирована достаточно узко, но при этом не сведена к конкретному примеру, приведенному в исходном тексте.

    Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос , либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже .

2. Как прокомментировать текст?

    Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор , чтобы заставить читателя задуматься над тем или иным вопросом.

    Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной.

    Поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
    Важно анализировать текст с точки зрения обозначенной вами проблемы и тех ее аспектов, которые позволят вам сформулировать позицию автора. Здесь важны слово, образ, деталь, жизненный материал, на котором строится рассуждение, опора на авторитетное мнение (цитаты) .
    Возможны следующие варианты работы:

    1) Если текст художественный и есть сюжет, обязательно 1-2 предложениями передать суть сюжета . Далее можно ответить на следующие вопросы:

    • От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)?
    • Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
    • Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
    • Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?

    2) Если текст публицистический или научный , то можно ответить на следующие вопросы:

    • Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)?
    • Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)?
    • Что именно вы как читатель отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным?
    • Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?
    Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Авторская позиция в публицистическом тексте , скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный , позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста :

  • Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…).

    Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Нужно присмотреться, каковы действия героя и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы. Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком .

Первый этап работы по подготовке сочинения на уроках русского языка в 11 классе предполагает анализ исходного текста с целью определения его пролематики и позиции автора. Моя презентация поможет выпускникам справиться с этой нелегкой задачей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастер – класс Подготовка к ЕГЭ « Учимся определять проблему текста» Работа Глотовой Л.В., учителя русского языка МКОУ Озерская СОШ им. Сергея Аникина Бутурлиновского района Воронежской области 2014 г

Алгоритм выявления проблемы (проблем) публицистического текста Прочитайте текст, выделяя ключевые слова и наиболее важные высказывания, утверждения автора. Определите, о чем говорится в тексте. Подумайте, что хотел сказать автор. Какова основная мысль текста (т.е. позиция автора)?

Примеры работы с текстом Например: Основная мысль автора Природа- источник духовных сил человека. Вопрос для определения проблемы Чем является природа для человека? Основная проблема (возможны варианты формулировок) 1.Проблема значения природы для человека. 2.Проблема взаимоотношения природы и человека. 3. Чем является природа для человека?

Алгоритм выявления проблемы художественного текста Проанализируйте весь образный строй и сюжет текста. Обратите внимание на поступки, отношения героев, их речь. Определите, какие положительные и отрицательные человеческие качества определяются в них. На чьей стороне симпатии автора?

Подумайте, что хотел сказать автор? Какова его основная мысль? Сформулируйте позицию автора в виде законченного предложения. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.(Помните, что таких вопросов, как и проблем, может быть несколько).

Используемая литература Загоровская О.В. Русский язык. Единый государственный экзамен. Часть С. – Воронеж, 2012. Наумова О.Н. Как работать с частью С. –Воронеж, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная разработка содержит презентацию и методическую рекомендацию к уроку по повторению лексики и орфоэпии. Поможет учителю при подготовке к ЕГЭ по заданиям А2, А11, А30....

Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по математике, задание В10

При подготовке к ЕГЭ по математике задания В8 вызывают значительную сложность у выпускников. Это, прежде всего, продиктовано неумением учащихся внимательно «вчитываться» в текст зада...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЕГЭ (сочинение) Проблема текста

ПРОБЛЕМА текста- это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Типы проблем философские социальные политические нравственные экологические эстетические Общие вопросы Устройство И Жизнь общества Деятельность Гос. власти Духовная Жизнь человека Взаимодействие Человека И природы Восприятие Человеком прекрасного

Определите проблему данного текста Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Все это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

Алгоритм выявления проблемы произведения Проанализируйте поступки, речь героев Определите, какие качества проявляются в этих поступках Какие абстрактные существительные называют эти качества(долг, честь, эгоизм Сформулируйте проблему, используя ключевые слова Выявите основную мысль текста Запишите ее в виде законченного предложения Определите, на какой вопрос отвечает это предложение Запишите этот вопрос, который и является проблемой

Способы формулирования проблемы Сформулировать своими словами: А)проблема+существительное в Р.п Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей» Б) с помощью вопросительных предложений Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. Процитировать «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»- таким вопросом начинает свой текст Д.Лихачев. Указать номер предложения в тексте

Типовые конструкции для формулирования проблемы Проблема(какая?) Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, острая и т.д. Проблема(чего?) Воспитания, образования, патриотизма, героизма,смысла жизни, отцов и детей, благородства, влияния красоты природы на человека, сохранения родного языка Типовые конструкции Автор размышляет над проблемой… В центре внимания автора… В тексте(Ф.И.О. автора в Р.п.)поднимается проблема… Предложенный для анализа текст(Ф.И.О. автора в Р.п.)посвящен проблеме… Текст (Ф.И.О. автора в Р.п.)заставил меня задуматься над сложной проблемой.. Как(зачем, почему)…? Именно эта проблема привлекла внимание писателя. (Ф.И.О. автора в Р.п.)предлагает своим читателям задуматься над проблемой

Что проверяет эксперт? № Критерии оценивания ответа на задание 25 Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0 Если проблема сформулирована неверно или не сформулирована, то работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов

Типичные ошибки История человечества- это история его культуры, потому и покушение на культуру всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врожденной злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью- объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на четкую уверенность в том, что уничтожение высокой культуры в целом или же какого-то народа- благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из музеев перетащить в свои, в другом- отменить Шаляпина. И вместо приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.(по Н.Самвеляну) В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооруженных конфликтов. В тексте Н.Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека. Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось. Почему же до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста. Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Проблема текста в том, что история человечества- эта история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как был бескультурным человеком.

К какому типу относятся данные проблемы. Установите соответствие. В чем опасность политики национализма? Можно ли избежать социальной несправедливости? В чем смысл человеческой жизни? Нужно ли заботиться об окружающих людях? Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы? А.Философская Б. Политическая В. Экологическая Г. Нравственная Д. Социальная

Выберите правильную проблему Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая ее, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создает. Он творец. Он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, кто следил за звездами, кто открыл железо, радиоволны. Что такое гармония? Какова роль познания в процессе развития человека? Каковы границы познания окружающего мира? Каковы перспективы технического прогресса?

Сформулируйте и запишите проблему У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (по В. Солоухину)

Сформулируйте и запишите проблему Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь. Но хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сирот- племянницу в свой разоренный домишко. - Возьмем мы Катьку, говорила баба,- последние наши гроши на нее пойдут – не на что будет соли добыть, похлебку посолить… - А мы ее …и не соленую,- ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика. (по И.С.Тургеневу)

Ошибки в формулировании проблемы Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтах Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман. Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман. В тексте поднимается проблема национализма народов В тексте поднимается проблема межнациональной вражды Ю.Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. Ю.Лотман предлагает читателю задуматься над проблемой межнациональных конфликтов. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации? Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?



28.04.2016

Формулировать проблему можно или вопросом (обычно такие вопросы приводятся в информации-ключе в скобках), или через родительный падеж (проблема чего?). Во втором случае нужно быть внимательным, иначе можно потерять сразу несколько баллов.

Как сформулировать проблему и авторскую позицию в 2019 году

ё

Если написать "проблема отношения детей к родителям" - все в порядке. Это то же самое, что вопрос "как дети должны относиться к родителям". На такой вопрос можно дать четкий ответ, формулируя позицию автора.

А если пишем "проблема милосердия" - уже ничего не понятно. Проблема проявления, отсутствия, необходимости милосердия? Что за проблема у милосердия? О чем писать в позиции автора? Здесь проблема не сформулирована вообще, а только названа тема, и мы теряем баллы за К1, К2, К3, К4.

На экзамене часто попадаются такие тексты, в которых невозможно сформулировать проблему через простейшую конструкцию с родительным падежом.
ПРОБЛЕМА (чего?) : проблема одиночества, проблема отцов и детей и т.д. - можно.
Проблема (чего?): природы, войны, стола, дедушки - нельзя.

Что делать в этом случае?

1. Сформулировать проблему через вопрос:

Почему родители не понимают детей? Эту проблему рассматривает публицист М.Горлицкий, автор предложенного для анализа отрывка.

2. Использовать словосочетание (под Х будем понимать тему, ключевое слово):

а) если текст говорит о том, как люди понимают что-то - общий вопрос к тексту "что значит Х?"

Вопросы: Что представляет из себя Х? Как раскрывается Х? Как проявляется Х?

Слова-связки:
- проблема содержания понятия Х (честь, совесть, милосердие и т.д.)
- проблема истинных и ложных представлений о (чести, героизме, гуманизме)
- проблема восприятия Х (искусства)
- проблема оценки Х взрослыми / современникам / потомками / городским человеком / далекими от искусства людьми
- проблема неоднозначности / противоречивости оценки Х (предательства, неправды)
- проблема возможности сопоставления Х и У (добра и зла)

б) если текст говорит о том, как влияет что-то на что-то - общий вопрос к тексту "как влияет Х на У?"

Слова-связки:
- проблема влияния / воздействия Х на (современного человека / взрослого человека / формирование характера ребенка / формирование интереса к чтению)
- проблема роли/ назначения Х (в формировании характера/ в становлении личности / в становлении нравственных убеждений)
- проблема связи человека с Х (природой, Родиной, другими людьми)

в) если текст говорит о том, какие процессы мы наблюдаем - общий вопрос к тексту "что происходит?"

Слова-связки:
- проблема обретения Х (истины, способности воспринимать красоту природы / литературы)
- проблема воспитания Х (человека / характера / чувства красоты)
- проблема сохранения Х (природы / культурных традиций)
- проблема вытеснения Х чем-либо
- проблема дефицита Х (внимания к мелочам/ к красоте / к искусству / к природе / к пожилым людям)
- проблема обесценивания Х (вечных ценностей / книг / авторитета взрослых).


Сохранить ссылку: