Как фотографировать закат зеркалкой. Как снимать рассветы и закаты. Применяйте правила композиции

Хотите подчеркнуть свою лиричную натуру, запечатлеть одушевленный красочный пейзаж с заревом восходящего (заходящего) солнца? Тогда отправляйтесь в романтическое путешествие за потрясными снимками вместе с вашей камерой, вооружившись знаниями профессионалов! Так как же фотографировать закат или рассвет? Если говорить о композиции, то данный сюжет совершенно не отличается от какой-либо другой фотографии. Безусловно, вы снимаете церемонию восхода или захода солнца, но вы так же хотите запечатлеть те невероятные и великолепные цвета облаков, тени, которые открывают иной взгляд на предметы, одним словом – весь необычайный солнечный пейзаж. Будет просто идеально, если в кадре вдруг очутится какой-нибудь интересный силуэт. Возможно, это будет нечто большое – как, например, горы или несколько пальм, стоящих в ряд, или причал, а быть может и человеческий силуэт. Здесь действуют все те же композиционные правила: правила трех третей и прочие законы в данном сюжете работают просто превосходно.

До рассвета

С приближением рассвета ночные «прохладные» оттенки исчезают, освобождая дорогу теплому свету, который и повышает общую световую температуру. А на востоке, где ожидается появление нашей звезды, можно заметить невероятной красоты сияние. Так что не проспите момент! В эти волшебные для фотографа минуты свет невероятно мягкий, как маленький барашек, тени не омрачают своим присутствием, прямые солнечные лучи пока только потягиваются, а в это время за них нашу сцену освещает только отраженный нежный свет. Такие условия, как говорят многие фотографы, располагают к шедевральным снимкам. В такие мгновенья у вас есть возможность детально проработать фактуру, например, гальку и крупные камни на побережье. Особенно советуем поснимать море в то время как вот-вот солнце проснется и разукрасит небо дивными красками. Благодаря общей низкой освещенности сцены можно настроить длинную выдержку и как по волшебству обратить морскую воду в таинственный туман.

Как фотографировать рассвет

Для того чтобы зафиксировать в памяти фотоаппарата рассветное зарево, вам нужно не полениться, оторвать бренное тело от мягкой подушечки и прибыть на выбранное накануне место фотосъемки где-то за двадцать минут до того, как солнце начнет появляться из-за горизонта. Летом рассвет начинается, примерно, с 4:05 до 4:25 часов утра, а к 5-ти часам солнце уже высоко и краски совершенно другие. Чтобы удачно сфотографировать рассвет вам понадобится:

  1. Цифровой фотоаппарат с ручным (М), и/или полуавтоматическим режимом.
  2. Из оптики – широкоугольный объектив. К примеру, фикс-объектив – 18мм, или же зум-объектив с блендой;
  3. И, конечно же, штатив.

Не так уж и много составляющих для получения непревзойденного результата, верно? Если говорить о настройках, то мы советуем придерживаться следующих параметров:

  • Выберите режим А – приоритет диафрагмы.
  • Настройки баланса белого (ББ), в принципе не имеют особого значения: можете установить Cloudy или включить автоматический режим. Не стоит переживать, ибо вы в любом случае снимаете в RAW и при конвертации сможете подправить изображение.
  • ISO рекомендуем выставлять минимальное – 100. Но если ваш фотоаппарат поддерживает и меньшие значения, к примеру, ISO 50 – то, установите его.
  • О значении выдержки вам не придется волноваться – режим приоритета диафрагмы предполагает автоматический подбор наилучшего значения выдержки.
  • Диафрагма при этом может быть любой, но лучше установить среднее значение, к примеру – 8f.

Стоит помнить о том, что первые 2 часа после восхода солнца являются просто идеальными для пейзажной съемки. И потому, даже если вы не услышали будильник или не смогли подняться с постели, пропустив сам рассвет, то добраться в задуманное место в эти несколько часов все еще можно и даже нужно. С каждой минутой яркость света будет увеличиваться, и вместе с тем будет расти разница в освещенности земли и небес. Для того чтобы грамотно экспонировать кадр советуем вам использовать градиентный фильтр или же сделать парочку фотографий в режиме брекетинга, а уже после соединить снимки в один непревзойденный шедевр посредством обработки изображений в редакторе.

Как правильно фотографировать закат

Правило первое – не стоит делать акцент исключительно на небесное светило. Правило второе – самые необычные по световому решению закаты случаются во время смены погоды. Правило третье – чем больше вы закроете диафрагму (не стоит перебарщивать), тем длиннее и выразительнее солнечные лучи получатся в результате. Выставляем следующие настройки камеры:

  • Режим приоритета диафрагмы (AV, A).
  • Значение выдержки не меньше единицы поделенной на установленное фокусное расстояние.
  • Светочувствительность (значение ISO) задайте минимально возможное, но при этом не забывайте о том, что шевеленка всегда где-то рядом.
  • Что касается баланса белого, то конкретную рекомендацию дать просто невозможно, ибо самый верный совет в данной ситуации – это снимать в RAW, а уже потом, при конвертации в JPEG, установить необходимые настройки.

И на дорожку (мы же отправляемся в романтическое путешествие) небольшой совет: если при съемке заката вам кажется, что все, лучшее время уже прошло – все равно не торопитесь сворачивать объективы. Спустя час после солнечного заката вы сможете наблюдать непродолжительный промежуток времени, в который можно поймать синие-синие небеса незадолго до того, как ночь почувствует свою власть и превратит красочное небо в угрюмую пустую черноту.

Фотографии рассвета и заката

Вот вам немного фотоснимков чудеснейших закатов и рассветов для вдохновения на романтические подвиги. фотографии заката

Дата публикации: 24.07.2015

Что помогает отличить на фото плоский предмет от объёмного? Блики и тени на предмете, созданные светом. В этой серии статей мы поговорим об одной из наиболее важных составляющих фотографии - освещении.

Как отличить на плоскости изображения объёмный предмет от двухмерного? Благодаря светотеневому рисунку: бликам и теням.

На художественных фотографиях не просто фиксируются какие-то объекты, а создаётся определённое настроение, атмосфера. Освещение может играть роль в сюжете снимка, помочь передать определённые эмоции в кадре. Не зря говорят «взглянуть на вещи в ином свете», «увидеть кого-то в новом свете» - свет позволяет увидеть даже в обычных вещах новые детали. На художественных фотографиях не просто фиксируются какие-то объекты, а создаётся определённое настроение, атмосфера. Освещение может играть роль в сюжете снимка, помочь передать определённые эмоции в кадре. Не зря говорят «взглянуть на вещи в ином свете», «увидеть кого-то в новом свете» - свет позволяет увидеть даже в обычных вещах новые детали.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/60 с, 18.0 мм экв.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 30 с, 22.0 мм экв.

Фотографы, работающие под открытым небом, зависят от естественного освещения, которое даёт нам природа. Управлять им и настраивать его под себя практически невозможно. Да, в портретной фотографии используют специальные рассеиватели и отражатели, вспышки. Но все эти меры могут применяться лишь на небольших дистанциях.

Очевидно, что освещение будет меняться в течение дня вместе с положением Солнца на небе. Также освещение будет зависеть от погоды и даже от времени года.

В какое время лучше фотографировать, чтобы получить выразительные кадры?

Режимное время

Когда речь заходит о поисках выгодного для съёмки освещения, в первую очередь вспоминают термин «режимное время». Он актуален для любых съёмок: пейзажной, портретной, тревел-фотографии. Фотографы, снимающие на улице, используют период режимного времени в своих целях.

Когда случается режимное время? Оно привязано к двум ключевым точкам: к моменту восхода Солнца и к моменту его захода.

Режимное время - это период, который включает в себя 1 час до восхода и 1 час после него. И наоборот: 1 час до заката и 1 час после него. Разумеется, по прошествии часа после восхода хороший свет никто резко не отключит. Просто постепенно выгодное освещение сойдёт на нет. Временные рамки, указанные выше, носят ориентировочный характер, очень многое зависит как от местности, времени года и погоды, так и от ваших требований к освещению.

Режимное время состоит из двух различающихся по характеру освещения периодов: «голубого часа» и «золотого часа».

Голубой час: 1 час до рассвета, 1 час после заката.

День для фотографа начинается примерно за час до рассвета. В это время ночь постепенно сменяется предрассветными сумерками. Уже достаточно светло, чтобы фотографировать, при этом свет мягкий, рассеянный и имеет голубоватый оттенок. Поэтому этот период часто называют голубым часом.

У голубого часа есть одна особенность: пока на земле всё находится в тени, небо постепенно окрашивается рассветными красками. Так же будут окрашиваться объекты, находящиеся на высоте (например, горные вершины), ведь на них попадают прямые лучи от Солнца, которое для нас ещё не взошло.

Если вы собрались фотографировать рассветное небо, можно начинать примерно за полчаса до самого рассвета, а в случае вечерней съёмки - приступить к этому уже после захода. Так вы получите красиво окрашенное небо и избавите себя от серьёзных проблем с динамическим диапазоном , когда небо не столь яркое, как при Солнце, находящемся над горизонтом.

Вечером после захода Солнца тоже случается голубой час. Но всё происходит в обратном порядке: небо постепенно бледнеет, на улице становится темнее, и наступают сумерки.

Золотой час: 1 час после восхода, 1 час до захода; рассвет и закат.

Итак, Солнце появилось над горизонтом, а в случае вечерней съёмки - вот-вот закатится за него. В этот момент начинается следующий характерный период - золотой час. В это время Солнце, находящееся низко над горизонтом, даёт приятный золотистый свет, нанося «позолоту» на окружающие предметы. Утром и вечером солнечный свет проходит через атмосферу Земли более длинный путь, нежели днём. От этого он рассеивается, становится более мягким, не отбрасывает таких контрастных теней, как в дневное время. Это идёт на пользу снимкам.

У начинающего фотографа может сложиться впечатление, что все эти голубые и золотые часы нужны лишь тем, кто желает снимать красивые восходы или закаты. Это не так. Пока Солнце находится около горизонта, его свет подойдёт для любых видов съёмок, ведь в этот промежуток времени оно отлично передаёт объём и фактуру предметов.

NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 80, F1.4, 1/400 с, 35.0 мм экв.

Конечно, режимное время отлично подходит и для съёмки портретов. Поскольку мы имеем дело с довольно рассеянным и при этом весьма эффектным освещением, в золотой час можно делать очень выразительные кадры.

Утреннее и вечернее режимное время. В чём отличия?

    Главное отличие - утром и вечером Солнце светит с разных сторон, ведь садится и заходит оно в разных частях неба. Поэтому утром и вечером одно и то же место может быть освещено совершенно по-разному. А значит, в некоторых местах выгоднее фотографировать вечером, в некоторых - утром.

    Нередко утренние голубой и золотой часы сопровождаются туманами , а на природе ещё и обильной росой, инеем или изморозью. Эти явления тоже могут украсить ваши кадры. В вечернее режимное время они обычно бывают не такими сильными, да и случаются реже.

    Утром холодно. Рано утром обычно гораздо холоднее, чем днём или вечером, поэтому одевайтесь на утреннюю съёмку очень тепло, подумайте о своём комфорте и здоровье. Скорее всего, чтобы быть на месте съёмки в нужное время, выходить вам придётся затемно. Чтобы ориентироваться на местности, возьмите с собой фонарик. Удобнее пользоваться налобным фонарём: он освободит ваши руки.

    Особенность раннего утра в городе - отсутствие прохожих на улице: все ещё спят. Следовательно, есть возможность сфотографировать даже самые оживлённые места города без людей.

    В утренний золотой час солнечный свет имеет золотистый оттенок, тогда как в вечернее время освещение красноватое.

Выбираем фототехнику. На что снимать закаты и рассветы?

  • Камера с большой матрицей, широким динамическим диапазоном и ручными настройками. Большая матрица даст низкий уровень цифрового шума и высокое качество изображения. Широкий динамический диапазон позволит показать на снимке все детали как на ярком небе, так и на тёмных участках земли. Ручные настройки помогут сделать кадр нужной яркости - автоматика в режимное время порой ошибается в настройке параметров экспозиции и баланса белого . Исходя из этих требований, отличным выбором станет зеркальная фотокамера. Подойдут даже самые доступные модели, например, Nikon D3300. Более продвинутые аппараты (например, Nikon D750 или Nikon D810), помимо отличного качества изображения и удобства в управлении, обладают ещё одной важной характеристикой - они защищены от влаги. Это особенно актуально в утренние часы, когда кругом роса и туманы.

  • Как выбрать объектив? Начинающий фотограф может пользоваться и китовым объективом (из комплекта к фотоаппарату), он вполне подходит для таких съёмок. Но для пейзажной съёмки может не хватить его угла обзора. Тогда стоит присмотреться к широкоугольнной оптике. Для «кропнутых» фотокамер хорошим выбором станет объектив Nikon AF-S 10-24MM F/3.5-4.5G ED DX Nikkor, для полнокадровых - Nikon AF-S 18-35MM F/3.5-4.5G ED Nikkor или Nikon AF-S 16-35MM F/4G ED VR Nikkor. Для портретов же удобнее использовать светосильные объективы с фокусным расстоянием от 35 мм. Классическим выбором станет «полтинник», то есть объектив с фокусным расстоянием 50 мм, например, Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Все эти объективы не только обладают хорошей резкостью, но и хорошо справляются со съёмкой в контровом свете, не давая сильных бликов на фото. Это качество также очень важно при съёмке в режимное время.

Некоторые объективы (в особенности старые и недорогие) дают сильные блики при съёмке против Солнца. Такой блик может загубить весь снимок. Имейте в виду, что бленда объектива не даёт абсолютной защиты от бликов, особенно если мы снимаем в контровом свете. Добавить бликов на снимок могут и защитные фильтры. Когда съёмка ведётся в контровом освещении, их лучше убрать с объектива.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/400 с, 50.0 мм экв.
  • Для съёмки пейзажей нужен штатив. До рассвета на улице ещё не так светло, как днём. Прибавим к этому то, что пейзажи снимают на закрытых диафрагмах для получения большой ГРИП . А значит, фотографировать придётся на длинных выдержках. Где длинные выдержки, там и штатив : без него резких и качественных кадров не получится. А вот для портретной, уличной или репортажной съёмки света будет достаточно, если фотографировать на открытых диафрагмах. При этих видах съёмок штатив чаще является обузой.

Как фотографировать в режимное время? Практические советы

    Наблюдайте за природой. Когда вы последний раз встречали рассвет? Не из окна квартиры, бросив в его сторону сонный взгляд перед выходом на работу, а более осознанно? Попробуйте изучить этот процесс в динамике: вы увидите как быстро меняются краски неба и освещение вокруг, как просыпается природа или город. В первый раз вы можете вообще не брать с собой фототехнику - используйте собственные глаза. Такой визуальный опыт очень полезен для фотографа.

    Спланируйте съёмку. Заранее найдите место, выберите подходящие точки съёмки. Узнайте точное время и место на небе, где будет восход или заход Солнца. Далеко не всегда Солнце восходит строго на востоке, а садится на западе. В зависимости от времени года Солнце встаёт и садится в разных местах. Спланировать съёмку помогут специальные приложения для смартфона. То же можно сделать на этой веб-странице - достаточно указать на карте приблизительное место съёмки и выбрать нужную дату. Сайт покажет, в какой стороне и в котором часу будут закат и восход.

    Проверьте прогноз погоды. Если обещают пасмурную погоду, то никакого режимного света мы не увидим - освещение будет точно такое же, как и в пасмурный день. Для съёмки в режимное время хорошо подходят ясные дни или погода с переменной облачностью.

На тему фотосъемки рассветов и закатов в интернете существует много статей, но не смотря на такое изобилие информации, у некоторых начинающих фотографов все же остаются вопросы по этой теме.

Если вы из числа тех, кого привлекают снимки восхода и заката солнца ; кто хочет узнать что нужно для того, чтобы получить интересные кадры; какие настройки и режимы камеры использовать, в этой статье я раскрою некоторые важные моменты данного вида фотосъемки, которые на первых порах помогут вам избежать многих ошибок.

Фототехника для съемки восхода/заката солнца

Для фотосъемки рассветов/закатов нам понадобится:

  • Цифровая фотокамера с поддержкой ручного (М), и/или полуавтоматического режима управления экспозиции (А - приоритет диафрагмы);
  • Широкоугольный объектив. Например, фикс-объектив - 18mm, или зум-объектив от 18mm с блендой ;
  • Штатив.

Как видим, не так уж много надо для фотосъемки рассвета/заката.

Настройка фотокамеры, режим съемки

Режим «А» - приоритет диафрагмы

Если ваша фотокамера способна работать в режиме «А» - приоритет диафрагмы, установите этот режим управления экспозиции. Баланс белого (ББ) можно установить «Cloudy» (Пасмурно), или включить автоматический режим ББ, - не имеет значения, так как мы снимаем в RAW. Если мы снимаем в режиме RAW , при конвертации, мы сможем установить оптимальный ББ для того или иного снимка, что существенно облегчает работу фотографа при постобработке исходных файлов в редакторе Photoshop .

Центрально-взвешенный замер экспозиции

Режим замера экспозиции устанавливаем центрально-взвешенный. Замер экспозиции делаем не далеко от солнца (на оранжевом спектре), но не на самом солнце. Если солнца нет, замер делаем вблизи оранжевого спектра зарева, но не на ярком участке, - на участке нейтральной яркости свечения. Обычно эта зона находится немного выше линии горизонта.

Чувствительность ISO

Значение чувствительности ISO на камере устанавливаем наименьшее. Как правило, это - ISO 100. Но если ваша фотокамера поддерживает еще меньшие значения, например, ISO 50 - установите его.
Запомните, чем ниже значение ISO, тем меньше шума в полутонах, следовательно, выше техническое качество снимка.

Режим задержки срабатывания затвора

Также следует установить в меню камеры режим задержки срабатывания затвора (если такой имеется). Чтобы избежать шевеленки во время экспонирования, можно воспользоваться автоспуском с задержкой на 5 сек. Все эти приемы, в сочетании с применением устойчивого штатива, дадут высокую четкость изображения при длительной выдержке, которая может быть достаточно продолжительной: от доли секунды (фото выше), до нескольких секунд (фото в начале статьи). Именно по этой причине рекомендую использовать задержку затвора и автоспуск , чтобы получить технически качественный снимок.

Средние значения диафрагмы

В режиме «А» - приоритет диафрагмы, выдержка при съемке определяется автоматически, следовательно, мы устанавливаем только необходимую диафрагму, например, 8f. Диафрагма может быть какой угодно, но все же лучше устанавливать средние значения. Например, если ваш объектив обладает светосилой 1:2f - 1:16f, среднее значение будет составлять 1:7f - 1:8f. Используя средние значения светосилы , мы используем максимальное разрешение объектива , значит снимок также будет обладать высокой детализацией.

Зарево восходящего солнца

Кто рано встает, тому...

Чтобы запечатлеть рассветное зарево, необходимо прибыть на место съемки за 15-20 минут до начала рассвета. Рассветное зарево в летний период начинается, примерно, с 4:10 до 4:30 часов утра (фото выше). В 5 часов утра солнце уже довольно высоко (фото ниже).

Съемка зарева заходящего солнца

Так же как и рассветное зарево, после заката солнца наступает стадия закатного зарева. Закатное зарево длится немного дольше чем рассветное, но не стоит мешкать со съемкой, чтобы не упустить интересный момент состояния атмосферы, см. фото ниже.

Одушевленный солнечный закат

Если включить в композицию силуэты животных, см. фото ниже, такой снимок становится одушевленным - живым. Одушевленный пейзаж выглядит естественно, наполняя снимок безмятежностью и теплотой, подчеркивая взаимосвязь фауны и флоры. При компоновке кадра, следите за расположением объектов в кадре, для получения сбалансированной композиции.

Композиция

Солнце не обязательно должно быть по центру, как в данном снимке. Оно может быть немного смещенным в сторону. Но в таком случае, для сбалансированной композиции необходимо в противовес главному объекту расположить второстепенные объекты с противоположной стороны.

Одушевленный пейзаж

Немного отступая от главной темы этой статьи, хочу сказать несколько слов о одушевленном пейзаже в котором не присутствует живое существо, то есть, в одушевленном пейзаже могут не присутствовать непосредственно живые существа, их присутствие на фотографии может быть косвенным.

Например, на этом пейзаже, см. фото справа (кликните по картинке для увеличения), на первый взгляд, нет никакого живого существа, но этот пейзаж можно отнести к разряду одушевленных пейзажей, так как его одушевляют заячьи следы, тем самым связывая данный пейзаж с живым существом, в данном случае - зайцем.

Съемка природных явлений на рассвете/закате

Однажды, добравшись на место съемки, я увидел что с моря надвигается шторм. Ветер усилился так, что капли морской воды в перемешку с песком долетали до меня. В то утро я рискнул сделать всего лишь один кадр (фото ниже), и поспешил обратно домой. Где-то на пол пути, буря таки догнала меня. Началась ужасная гроза. Мелкими перебежками я добрался до какого-то пансионата, который, возможно, спас меня от удара молнии , - спасибо вахтеру. В такое время все нормальные люди видят сладкие сны, и только некоторым чего-то не спится:)

Откровенно говоря, съемка рассвета для меня - это каждый раз маленький тест на профпригодность. Я люблю спать до обеда, и встать задолго до рассвета дается мне ой как не просто. Но пересилив лень и желание поспать, я снова спешу на фотосъемку, потирая глаза и спотыкаясь о сугробы. Всем желаю больше удачных снимков. Спасибо за внимание.

Еще по данной теме.

В этой статье вы получите несколько проверенных советов для планирования и реализации портретной фотосессии на закате. Узнайте, как делать фотографии, которые понравятся вам и вашим клиентам.

Планируйте фотосессию на закате заранее

Многие фотографы чувствуют себя растерянными, когда начинают снимать портреты, будь то профессионально или для развлечения.

Где мне следует снимать? Как должны позировать люди? Какой объектив выбрать? Какие настройки использовать? Когда мне следует подойти ближе или отойти подальше? Что я должен сказать, чтобы вызвать сильные эмоции?

План придаст вам уверенность и поможет смягчить давление принятия решений. Он не является ограничением, ведь часто лучшие снимки спонтанные, а скорее даст вам уверенность и направление, которому можно следовать, когда вы не чувствуете вдохновения.

Вот наш приблизительный план для съемок на закате, будь то помолвка, часть свадьбы, семейные портреты, фотосессия материнства или новорожденных на открытом воздухе. Портретная фотосессия всегда планируется примерно за час до захода солнца.

Этот план имеет двойную цель – он не только поможет вам чувствовать себя более уверенно, но также поможет максимально использовать местность и закатное освещение.


Шаг первый: придите заранее, чтобы разведать местность

Планируйте прибыть на место на 20-30 минут раньше, чтобы осмотреть новую местность. Вы никогда не знаете, какие удивительные тропы или поляны могут быть поблизости, поэтому стоит потратить на это время и разведать. Также хорошо прибыть раньше ваших клиентов, чтобы они почувствовали, что вы ждете их и рады их прибытию.

Шаг второй : оцените местоположение

Начните оценивать местоположение, используя следующие вопросы:

Где находятся красивые затененные участки, с которых можно начать? Начинать стоит именно с тенистых уголков, так как солнце все еще яркое.

Где самая высокая точка местности? Если вы находитесь на холмистой местности, то сможете запечатлеть финальные моменты заката и максимально использовать золотой свет.

Где самое впечатляющее место для заката? Здесь будет ваша завершающая сцена – она должна быть в самом конце маршрута.

Ответив на эти вопросы, вы приблизительно можете составить маршрут. А это означает, что вы всегда будете знать направление и вести своих клиентов по местности с уверенностью.


Шаг третий: съемка в лучшем свете

Чтобы абсолютно максимально использовать закатное освещение, вы можете следовать такому же плану на каждой съемке (в таком порядке):

  • Съемка в тени
  • Снимки с рассеянным светом
  • Силуэтные снимки
  • Снимки на закате
  • Снимки в сумерках

Давайте применим этот план на практике, предполагая закат в 18.00 (в вашем случае это скорее всего будет другое время, но интервалы будут совпадать):

16:40 – прибытие, осмотр местности и оценка местоположения.

16:00 – прибывает ваш клиент и получает краткую информацию о том, как весело вы проведете время!

17:10 – Съемка в тени

Непосредственно переходите к съемке в красивом затененном месте, которое вы нашли заранее. Мы любим делать вот такие обычные снимки, как эти, так как зачастую клиенты предпочитают именно их. Сберегите более впечатляющее освещение для пейзажных фотографий.



17:25 – Съемка с рассеянным светом

Затем вы можете переместиться в другое место, чтобы задействовать солнце в снимках, но вы можете рассеять его с помощью деревьев. Вот такие фотографии:



17:40 – Съемка силуэтов

Примерно за 10-20 минут до заката можно попробовать силуэт. Поскольку силуэт требует снимать под очень низким углом, вы не сможете сопоставить высоту солнца с ногами клиентов, если будете ждать.




17:50 – Съемка на закате

На этом этапе свет станет золотым, поэтому вам нужно быть на последней локации. Сделайте все возможное, чтобы максимально использовать этот красивый мягкий свет – вы даже можете разместить своих клиентов на открытом пространстве, если знаете, как управлять солнечными бликами. В это время мы стараемся сделать множество фотографий – пейзаж, портреты по пояс, крупный план. Таким образом можно создавать сет для украшения стен, где фотографии имеют одинаковый окрас заката.




1 8 :00 – Съемка в сумерках

Солнце село, но у вас еще есть великолепное окно в 15 минут, когда вы можете запечатлеть красивые цвета сумерек. Поскольку солнце больше не источает яркий свет, теперь вы можете использовать всю местность целиком! Участки, ранее освещенные ярким солнцем, теперь находятся в мягком свете сумерек.




1 8 :10 – Готово !

Этот план разработан для того, чтобы дать вам некую структуру, если вам не хватает уверенности и направления в портретных фотосессиях на закате. Он поможет вам получить максимум от солнечного света и эффективно управлять временем во время съемки. Конечно, будучи фотографами, мы креативны, и нарушение правил всегда прекрасно, если вы уверенны в себе.


Всем нам нравится любоваться красивейшими закатами и рассветами, когда небо окрашивается в немыслимые оттенки, а окружающая природа под красками солнца представляет собой совершенно завораживающую картину. И, конечно, очень хочется запечатлеть эту невероятную красоту на фотографиях. На самом деле закаты и рассветы сегодня снимают все – и профессионалы, и простые любители фотографии. Но действительно яркие, красивые и завораживающие кадры получается отснять только у единиц.

Все дело в том, что фотосъемка закатов и рассветов – это довольно сложный и трудоемкий процесс, который требует соответствующей подготовки и опыта. Конечно, качественный, интересный кадр может получиться и спонтанно. Однако такое случается крайне редко. Отправляясь на подобную съемку, фотограф должен не забывать об основных правилах и особенностях фотографирования на закате или рассвете, чтобы получить незабываемые и яркие снимки.

Подготовка

Для фотографирования закатов и рассветов очень важна предварительная подготовка. Как правило, наиболее интересные и завораживающие кадры являются результатом тщательного планирования. Стоит помнить, что рассвет и закат – это скоротечное явление, и время в данном случае будет работать против фотографа. На съемку у фотографа будет всего от двадцати минут до получаса и времени для спонтанного выбора лучшего ракурса просто не хватит. Поэтому до начала съемок рекомендуется изучить выбранный объект или местность, где обзор не будут перекрывать ненужные в кадре предметы.

Рассвет. Фото: bruce… / Foter.com / CC BY-NC-ND

Но само по себе небо в кадре будет выглядеть скучно. В этой связи, исследуя окрестности, нужно определить для себя наиболее интересные места для фотографирования, в которых, например, помимо лучей садящегося или восходящего солнца в кадр могут попасть какие-либо объекты на переднем плане. Кроме выбора интересных мест и ракурсов, следует сразу понять для себя, как встает или садится солнце в этой местности, а также как меняются света и тени в преддверии заката и после него. Не нужно забывать и о погоде, ведь от нее во многом зависит появление удивительных эффектов по время восхода или заката солнца.

Когда фотограф снимает закат или рассвет, он сталкивается со стремительным изменением характеристик света. Во время заката солнечный свет отличается мягкостью, а потому он отлично подходит для съемки сюжетов с естественным освещением. Если полуденный свет очень жесткий, то по мере приближения солнца к горизонту, свет становится все мягче и теплее, поскольку лучам приходиться пробиваться через большую толщу атмосферы. Изменение цветовой температуры света происходит обычно за час до захода солнца. При этом свет еще сохраняет свою яркость, что предоставляет фотографу возможность снимать разнообразные сюжеты с рук, без использования штатива.

Постепенно солнечный свет становится все более теплым – сначала он приобретает оранжевый оттенок, затем красный. Зайдя за горизонт, солнце перестает освещать объекты на поверхности земли, зато оно может подсветить облака. Это оптимальное время для съемок в контровом свете. После того, как облака «погаснут», наступают сумерки, света становится катастрофически мало и для получения каких-либо интересных кадров приходится использовать очень длительную выдержку, а также штатив. Для рассветов все аналогично, только эти фазы идут в обратном порядке.

Отдельный момент – это съемка закатов и рассветов в городе, где помимо солнечного света, присутствует еще и искусственное освещение. Подсветка зданий, фонари, свет от автомобильных фар – все это фотограф может использовать в своих целях. По мере того, как естественный свет ослабевает и солнце клонится к закату, искусственное освещение в городе начинает постепенно включаться. Оптимальным временем для фотографирования заката в городе считается момент равновесия, то есть когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются, что обеспечивает минимальный динамический диапазон сцены. Обычно такое время наступает через тридцать минут после захода солнца.


Пьяцца дель Кампидольо. Закат. Фото: MarcelGermain / Foter.com / CC BY-NC-ND

Новичкам лучше всего начинать с фотографирования закатов. И не только потому, что для съемки рассвета придется рано просыпаться. Рассвет, в целом, менее прогнозируем, чем часы заката, когда фотограф точно видит, где располагается солнце. Соответственно, на рассвете у Вас возникнут более серьезные трудности с построением композиции кадра, заблаговременной установкой и настройкой камеры. Для съемки закатов отлично подходят те места, где практически отсутствуют какие-либо лишние объекты и предметы, и ничто не мешает обзору. Это, например, пляжи, равнины или степь.

Возможно, придется несколько раз выезжать на выбранное место для того, чтобы, наконец, получить тот результат, который Вы ожидаете. К тому же, вряд ли Вы ограничитесь только одним сюжетом. Можно сразу составить для себя список наиболее интересных сюжетов, и определить в какое время и при каких погодных условиях их можно снять. Во время самой съемки старайтесь чаще менять ракурсы, снимать с разных точек и под разными углами. Ведь за эти полчаса, пока длится закат или рассвет, цвета, тени и освещение постоянно меняются, видоизменяя и окружающую обстановку.

Особенности съемки

При съемке закатов и рассветов следует обратить свое внимание на несколько основных моментов:

— Штатив

Главные трудности, которые ждут фотографа при съемке в предрассветные или закатные часы, — это нехватка света и большой динамический разлет получаемых снимков. Что касается нехватки света, то эта проблема решается использованием штатива. При съёмке с рук многие кадры могут получиться нерезкими из-за «шевеленки». Применение же штатива позволяет увеличить необходимую выдержку в несколько раз. Если штатива нет, то желательно положить камеру на какую-нибудь твердую поверхность и надежно зафиксировать ее таким образом.

— Объектив

Как правило, для съемки заката или рассвета лучше использовать оптику с фокусным расстоянием от 50 мм и больше. Для фотографирования солнца крупным планом подойдет телеобъектив с фокусным расстоянием не менее 200 мм. Широкоугольный объектив позволяет делать красивые панорамные снимки, однако он не очень подходит для фотографирования заката или рассвета, поскольку, в результате, солнце будет занимать незначительную часть фотографии.

— Настройки камеры

Мы уже упоминали о том, что большой динамический диапазон снимаемой сцены является отличительной особенностью съемки закатов и рассветов. Максимальный динамический диапазон проявляется при съемке в контровом свете, а минимальный – при фотографировании в противоположном направлении (когда камера направлена не на заходящее или восходящее солнце).

Справиться с расширенным динамическим диапазоном помогает точная настройка экспозиции. Для этого, во-первых, снимать лучше в формате RAW, который хранит гораздо больше информации, что позволяет «вытянуть» небольшие пересветы или недосветы при последующей обработке отснятых кадров в графическом редакторе. Во-вторых, рекомендуется использовать ручной режим (M), чтобы избежать ошибок автоматики камеры.

Для начала можно сделать пару снимков с теми настройками экспозиции, которые Вам автоматически предложит фотокамера. Оцените результаты. В большинстве случаев кадры получаться недодержанными, поскольку небо отражает еще достаточно света. Вместо того чтобы полагаться на автоматический режим камеры, лучше делать снимки с ручными настройками экспозиции. Поменяйте настройки немного в одну или в другую сторону и посмотрите, что получится.

После того, как Вы сделаете тестовый кадр в ручном режиме, смотрите на его гистограмму. Меняйте настройки, пока не получите снимок с хорошей гистограммой, без пересветов и недосветов. Нужно сразу отметить, что при фотографировании закатов и рассветов попросту нет одной единственно верно выбранной экспозиции. Поэтому не бойтесь экспериментировать с настройками.

Также для установки правильной экспозиции можно попробовать съемку с брекетингом. Большинство современных цифровых фотоаппаратов имеет встроенную функцию беркетинга, позволяющую получить серию снимков с разными экспозициями, которые будут немного отличаться по цвету и яркости. Если Вы чуть ошиблись при установке выдержки, Вы всегда можете быть уверены в том, что хотя бы один из кадров брекетинга получился с правильной выдержкой. Особенно съемка с брекетингом актуальна для съемки в условиях контрового света.

— Градиентные фильтры

Для уменьшения динамического диапазона при подобных съемках можно использовать градиентный фильтр. Он позволяют несколько притемнить часть изображения, чтобы снимок не имел неприятных пересветов. Правда, нужно помнить о том, что такой фильтр способен затемнить не только светлую, но и темную область изображения, поэтому градиентный фильтр ни в коем случае нельзя считать панацеей. Рекомендуется использовать нейтрально серый градиентный фильтр на два стопа с мягкой границей, он даст естественную картинку, а его использование не будет заметно на снимках.

— Композиция

Как и при съемке любых других сюжетов, фотографирование закатов и рассветов требует знаний основ композиции. Не забывайте, например, о правиле третей, говорящем о том, что линия горизонта должна располагаться таким образом, чтобы она делила кадр в соотношении 1:2. Это означает, что две трети кадра должно быть отведено под море или небо. Так Вы получите более выразительный снимок. Не «заваливайте» горизонт, нужно всегда следить за тем, чтобы линия горизонта не была наклонена под углом к краю фотографии, это выглядит не слишком естественно.

Каким бы шикарным и захватывающим не был бы закат или рассвет, само по себе небо в большинстве случаев не представляет большого интереса. Расположите какой-либо объект на переднем плане, в частности, дерево, камни на берегу, лодку или человека.

Снятые на фоне закатного или восходящего солнца, эти объекты могут полностью изменить вид и настроение фотоизображения, они наполнят его новым смыслом и придадут необходимую глубину. Линия горизонта должна быть выше середины кадра — таким способом Вы акцентируете внимание зрителя на переднем плане, а не на самом закате или рассвете. В любом случае передний план делает снимок более интересным и ярким.

— Солнце и силуэты в кадре

В композицию снимка можно включить солнце. В частности, на снимке Вы можете получить прекрасные солнечные лучики – для этого нужно лишь зажать диафрагму. Чем сильнее зажата диафрагма, тем длиннее будут лучики солнца. Привнести изюминку в кадр можно и другим способом – используя силуэт какого-нибудь сравнительно крупного объекта, например, человека, скалистого утеса или дерева. Главное помните, что силуэт в контровом свете не должен заполнять более 30 – 40 процентов от всего кадра. Разумеется, искать следует интересную форму силуэтов, способную придать фотографии определенное настроение.


Whitby Abbey Sunset/ Закат. Фото: James Whitesmith / Foter.com / CC BY-ND

— Обработка фотографий

После съемки Вам, вероятно, придется поработать в графическом редакторе. Ведь далеко не всегда во время съемок на закате или рассвете Вы будете иметь дело с идеальными условиями освещения, плюс не всегда возможно подобрать оптимальные настройки экспозиции. Так что впоследствии приходиться улучшать качество отснятых кадров с помощью различных программ. Именно поэтому, кстати, лучшего всего снимать в формате RAW, чтобы получить больше возможностей при постобработке. Можно использовать различные средства коррекции фотографий – от регулирования яркости снимка до исправления некоторых ошибок в определении правильной экспозиции кадра.

На самом деле по поводу техники съемки и выставления экспозиции, выдержки и диафрагмы четких рекомендаций не существует, ведь во время фотографирования закатов и рассветов Вам придется иметь дело со стремительно меняющейся обстановкой. Здесь фотограф полагается исключительно на свою интуицию и опыт. Именно съемка в закатные и предрассветные часы позволяет фотографу учиться и совершенствоваться в своем мастерстве. В дальнейшем полученные знания и опыт Вы можете с успехом применять в других жанрах и видах фотосъемки.