Зал «ммсо регионы. Сбербанк открыл «Вклад в будущее Мероприятия с участием спикера

  • Марина Михайлова

    Председатель Совета

    Программный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Отвечает за координацию работы фонда, формирование его программного портфеля, реализацию партнерских проектов (Всероссийский конкурс образовательных инициатив «Школа навыков XXI века», Конкурс инноваций в образовании и др.).В своей профессиональной деятельности специализируется на проектах развития корпоративной культуры, взаимодействия со стейкхолдрами, формирования социально-культурной среды территорий присутствия компаний, программах социальных инвестиций и благотворительности. В разные годы работала в Группе компаний «Ренова»,в «Металлоинвест», Фонде «Сколково», музее-усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная поляна».По образованию – преподаватель истории и права, имеет степень Master of Art Cultural management, выпускник Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинки»).

  • Игорь Реморенко

    Ректор Московского городского педагогического университета (с 2013 года), занимал должности от заместителя директора департамента до заместителя министра в Министерстве образования и науки (2004–2013 годы), кандидат педагогических наук, действительный государственный советник РФ II класса. С 1991 по 1997 год работал преподавателем математики, заместителем директора по учебно-воспитательной работе в средней школе № 52 города Красноярска. И. М. Реморенко является автором десятков статей, двух монографий, участвует в исследованиях по вопросам образовательной политики, развития менеджмента в сфере образования. Награждён медалью и орденом в связи с участием в организации гуманитарной и военной помощи республике Южная Осетия.

    Федор Шеберстов

    Сооснователь программы “Учитель для России”. Учился в Московском физико-техническом институте, прошёл ряд краткосрочных учебных программ бизнес-школ INSEAD, Stanford GSB и Wharton School of Business. Эксперт в подборе руководителей высшего звена и членов советов директоров для компаний финансового, нефтяного, инфраструктурного секторов экономики, фондов прямых инвестиций и венчурного капитала. Обладает большим опытом руководства проектами в области оценки и развития лидерского потенциала. В 2001 году основал компанию Pynes & Moerner (с 2009 года Odgers Berndtson), которая через шесть лет вошла в пятёрку лидеров на российском рынке Executive Search. С 2006 года занимал позицию управляющего партнера Pynes Group - компании, предлагающей услуги в сфере Executive Search, развития лидерского потенциала и консалтинга в области построения систем компенсаций и вознаграждений. До апреля 2014 года занимал пост управляющего партнёра московского офиса Odgers Berndtson. С 2015 года входит в Совет Фонда “Новый учитель”. В 2018 году стал победителем конкурса «Лидеры России».

    Михаил Мокринский

    Директор школы «Летово», советник руководителя Департамента образования Москвы по вопросам инновационного развития образовательных систем и организаций. Михаил Мокринский руководил московским лицеем №1535 с момента основания и вывел его на первые строчки рейтинга лучших школ России. Позднее он возглавлял Центральное окружное управление образования, принимая участие во множестве образовательных проектов и реформ как на региональном, так и федеральном уровне.

    Юлия Чупина

    Заместитель Председателя Правления Сбербанка России. С 1998 по 2003 год работала в московском представительстве McKinsey & Company. С 2004 по 2009 год работала в ВТБ, отвечая в том числе за корпоративное управление. В 2009 году покинула банк в статусе зампреда правления. В течение четырёх лет Юлия Чупина занималась независимым консалтингом. В 2013 году она приняла предложение главы ВТБ Андрея Костина вернуться в ВТБ, вошла в правление банка и курировала разработку стратегии развития группы до 2017 года. Окончательно покинула ВТБ в июле 2014 года. Осенью 2014 года пришла в Сбербанк советником президента Сбербанка Германа Грефа, с июля 2016 г. - член Правления и Заместитель Председателя Правления Сбербанка. Руководитель блоков «Стратегия и развитие», «HR».

    Елена Чернышкова

    Председатель Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге, экс-президент благотворительного фонда «Система». Основатель и первый руководитель практики по работе с образовательными и некоммерческими организациями в московском офисе Odgers Berndtson. Работала директором по стратегическим проектам Московской школы управления «Сколково», где отвечала за формирование стратегических альянсов, разработку новых проектов, привлечение пожертвований для школы и поддержание отношений с донорами и партнёрами школы. Занимала позицию советника почётного президента ОАО «Вымпелком» Дмитрия Зимина, руководила семейным офисом Зиминых, а также была соавтором и руководителем Благотворительного фонда Дмитрия Зимина «Династия», который остаётся крупнейшим частным донором в сфере науки, образования и просвещения. Активно участвует в работе общественных организаций и проектов.

    Дмитрий Фишбейн

    Директор лицея НИУ ВШЭ, главный редактор «Журнала руководителя управления образованием», директор автономной некоммерческой организации «Образовательный квартал». Является членом оргкомитета и жюри всероссийского конкурса «Директор школы». В качестве преподавателя сотрудничает с ведущими научными организациями РФ - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (программа «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения, образования и культуры (2011–2014 годы)»), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (магистерская программа «Управление образованием»). Кандидат педагогических наук.

Руководитель благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее" Юлия Чечет рассказала в интервью ТАСС о вызовах XXI века, автоматизации процессов на рабочих местах, а также о том, какими качествами должен обладать профессионал сегодня, чтобы быть востребованным завтра.

- С чем вы связываете появление новых требований к человеку в XXI веке?

Рынок труда во всем мире трансформируется: происходит старение населения, на рынок выходит новое поколение, выросшее в Сети, увеличивается материальный, интеллектуальный и технологический разрыв между группами людей, работодателями и целыми странами.

В технологической сфере происходят сейчас самые существенные изменения. Например, тренд автоматизации рабочих мест на основе алгоритмов и искусственного интеллекта уже начал вытеснять рабочие места белых воротничков - юристов, аудиторов, рекрутеров.

Единых подходов к прогнозированию перспектив автоматизации и роботизации пока нет: разные исследования предсказывают, что от 9% до 50% всех рабочих мест могут быть автоматизированы. Это влечет перспективы появления прослойки "лишних людей". Параллельно будет расти спрос рынка труда на то, что невозможно автоматизировать, на универсальные навыки, которые отличают человека от машины.

Особую важность приобретают компетенции на стыке с качествами личности и ценностями, такие как адаптивность к изменениям, умение учиться и переучиваться

Вне зависимости от отрасли будут востребованы универсальные компетенции, или "навыки XXI века", которые можно условно разделить на когнитивные, некогнитивные (включая социально-эмоциональные) и цифровые. Особую важность приобретают компетенции на стыке с качествами личности и ценностями, такие как адаптивность к изменениям, умение учиться и переучиваться.

Уверена, что человек должен стать "сложнее, чтобы не стать "лишним" в этой новой реальности и успешно адаптироваться к изменениям.

- Почему именно сейчас о "навыках XXI века" заговорила мировая общественность?

В мире об этой теме говорят уже давно. Программа DeSeCo стартовала более десяти лет назад (международная междисциплинарная программа "Определение и выбор компетенций: теоретические и концептуальные основы" под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития).

Развитию универсальных компетенций в бизнесе, в том числе российском, компании начали уделять внимание еще в начале века. Но очевидно, что универсальные компетенции (или "навыки XXI века") закладываются задолго до попадания человека на рынок труда - их необходимо развивать с раннего возраста.

И образовательные организации сталкиваются с дилеммой: с одной стороны, общественность ожидает от их выпускников подготовленности к жизни, работе и самореализации в XXI веке; с другой - навыки и компетенции, необходимые для этого, до сих пор четко не определены образовательной наукой, как не определены и способы их формирования и оценки.

Достаточная научная проработка ключевых понятий, доказательные методы формирования этих компетенций, отлаженные модели трансформации систем образования - все это пока отсутствует как в России, так и за рубежом.

Как вы считаете, насколько эти навыки актуальны для регионов России, ведь уровень жизни и образования в регионах неравномерный?

Потребность в развитии "навыков XXI века" не зависит от региона и уровня жизни, наоборот, это шанс для менее "продвинутых" регионов сработать на опережение и ускорить свое развитие. Но важно работать и над тем, чтобы рынок труда в этих регионах развивался с тем, чтобы носители универсальных компетенций могли найти себе достойное применение.

- Какой из проектов конкурса "Школа навыков XXI века" поразил лично вас?

Меня больше всего поразило внимание к конкурсу. Мы получили 208 заявок из 39 регионов России в очень короткие сроки. Это заявки от индивидуальных авторов и коллективов, государственных и негосударственных, коммерческих и некоммерческих организаций, из системы как общего, так и дополнительного образования.

В финал отобрали 12 команд. Очень интересные проекты представили команды из Перми, Новосибирска, Томска, Санкт-Петербурга. В каждом из этих проектов есть своя ценность, уникальность, важность для развития новых подходов в образовании. Поэтому не буду выделять какой-то один проект.

- Победитель получает грант до 5 млн рублей. Кто стал его обладателем?

Мы определили для себя фокус, отражающий ценности благотворительного фонда "Вклад в будущее", - это соответствие вызовам XXI века, с которыми сталкиваются сегодня участники образовательного процесса; потенциал проектов с точки зрения их реальной практической пользы для массового образования и возможность измерить результат.

Победители были определены экспертной конкурсной комиссией и голосами общественного жюри с учетом этих фокусов. Гранты в размере до 5 млн рублей предоставляются благотворительным фондом Сбербанка "Вклад в будущее" идеям / проектам образовательных программ и моделей организаций (окончательные суммы грантов определяются исходя из защищенных победителями бюджетов).

В номинации "Образовательные программы (идея / проект)" грант получит команда Марины Чибисовой "Умная школа" из Москвы с проектом "Технология жизненного проектирования". В номинации "Модель организации (идея / проект)" - Петербургская школа-парк, представленная командой Варвары Кучук из Санкт-Петербурга.

- Расскажите о зарубежной стажировке для победителя.

Зарубежные стажировки становятся призом для победителей в двух номинациях, представивших на конкурс уже реализованные проекты.

В номинации "Модель организации" проект-победитель представлен командой Александра Кондакова из Москвы. Это Комплексная система управления качеством образования "Мобильная электронная школа". Среди реализованных образовательных программ победителем стал проект "Технологическая сессия" команды Елены Иконниковой из Перми.

Команды-победители смогут пройти стажировку в зарубежной школе. Где именно - в какой стране, городе, школе, - будет рекомендовать экспертный совет и конкурсная комиссия с учетом специфики каждого из победивших проектов. Стажировка планируется на осень.

- Зачем этот конкурс Сбербанку?

Сбербанк уделяет огромное внимание развитию навыков XXI века. И речь не только о 300 тыс. наших сотрудников. Мы стараемся развивать всю экосистему, связанную с банком, а наши клиенты - это вся страна. Поэтому Сбербанк инициирует проекты, охватывающие не только банк, но и российские экономику и общество в целом. Для этого и был создан в том числе благотворительный фонд Сбербанка "Вклад в будущее", который я представляю.

Наши программы адресованы как учителям, воспитателям, руководителям системы общего образования, так и родителям и детям. В их числе - "Учитель для России", "Социальный и эмоциональный интеллект", "4К: формирование компетенций XXI века и оценка индивидуального прогресса в их развитии", "Учить учиться" и другие.

Кроме того, мы занимаемся развитием инклюзивной среды, обеспечивающей людям равные возможности самореализации вне зависимости от особенностей развития и здоровья.

Конкурс "Навыки XXI века" - одна из составляющих работы фонда "Вклад в будущее" в рамках развития современного образования. С помощью конкурса мы хотели найти и поддержать идеи и решения в действующей системе образования по приобретению навыков, актуальных для XXI века, способствующих реализации нынешних стандартов образования (ФГОС).

По итогам конкурса мы понимаем, что его участники - наши единомышленники, проекты которых солидарны с миссией фонда. И это еще один особо ценный результат конкурса: состоявшееся объединение профессионалов из разных регионов России на почве общих целей. Это дает нашему педагогическому сообществу новые ресурсы для расширения опыта, обмена практиками и взаимной поддержки.

- Будут ли навыки XXI века интегрироваться в другие проекты Сбербанка, например "Учитель для России"? Будет ли подготовка учителей адаптирована под новые навыки?

Безусловно. Мы решили, что все команды-финалисты должны быть приглашены к работе в нашей Лаборатории образовательных продуктов, где они смогут разработать модули по развитию эмоционального и социального интеллекта и 4К (навыки критического и креативного мышления, коммуникации, кооперации) для своих площадок на основе методологий развития навыков, разрабатываемых фондом и его партнерами.

Сейчас в лаборатории работают уже более 20 партнерских организаций, включая "Учитель для России", школьную Лигу Роснано, Школу нового поколения, English First, олимпиаду НТИ, образовательный центр "Сириус" и другие. Очень важно, чтобы все лучшие идеи нашли применение на практике. Поэтому мы будем внимательно отслеживать судьбу проектов и поддерживать контакт с их авторами. Мы стремимся к формированию сообщества методологов, педагогов, родителей, заинтересованных в развитии "навыков XXI века".

- Мы знаем, что вы проводите большое исследование о навыках XXI века совместно с Международным институтом образования и рядом международных вузов. Есть ли первые результаты? И как долго оно будет проходить?

Наш стратегический партнер - Институт образования Высшей школы экономики, плотно взаимодействующий с наиболее прогрессивными представителями как отечественной, так и мировой образовательной науки. Совместно мы реализуем амбициозный проект - исследование, в котором принимают участие не только лучшие российские ученые, но и ведущие научные школы образования Китая, Южной Кореи, Финляндии, Канады, США, Великобритании. Все вместе мы ищем ответы на острые вопросы: как система образования отвечает на изменяющиеся запросы рынка труда, какие существуют образовательные системы, какие нужны навыки, как эти навыки развивать и оценивать, кто их должен развивать и какой должна быть роль учителя в новой реальности.

Все вместе мы ищем ответы на острые вопросы: как система образования отвечает на изменяющиеся запросы рынка труда, какие существуют образовательные системы, какие нужны навыки, как эти навыки развивать и оценивать, кто их должен развивать и какой должна быть роль учителя в новой реальности

Успешная реализация проекта поможет не только развитию навыков XXI века в российской системе общего образования, но и улучшению международной репутации нашей страны как мирового центра развития современного образования и созданию конкурентоспособного национального потенциала для дальнейшего развития этой тематики. Важно, что проект реализуется в синергии с аналогичными программами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР / OECD) и ЮНЕСКО, и результаты будут полезными для всех сторон.

Как вы сотрудничаете с Министерством образования в этом проекте? Будет ли изменена система школьного образования в связи с требованиями нового времени?

С одной стороны, в своей инициативе мы исходили из мировой практики успешной интеграции навыков XXI века в школьное образование. Во всем мире подобные проекты инициировались ведущими образовательными организациями при финансовой поддержке крупнейших компаний. И только затем, после апробации, предлагались на государственном уровне. С другой стороны, естественно, мы стремимся действовать в синергии с государственной образовательной политикой. Рабочие материалы проекта будут обсуждаться с широким кругом экспертов, в том числе, безусловно, и с Министерством образования, мнение и комментарии которого очень важны.

Наработки проекта мы используем в рамках работы над Стратегией развития Российской Федерации на 2018–2024 годы и на перспективу до 2035 года (поручение президента России от 18 мая 2016 года №Пр-972). В частности, это раздел стратегии "Образование XXI века", содержащий предложения по повышению вклада системы образования страны в экономический рост.

Итоги международных исследований (PIAAC, PISA, исследование Всемирного банка и НИУ ВШЭ) подтверждают, что система общего образования как в России, так и в других странах мира не удовлетворяет изменившимся потребностям экономики и рынка труда.

Я считаю, что трансформировать образовательную систему придется неизбежно. И ни государство, ни бизнес, ни наука в одиночку не справятся с подобной трансформацией. Педагоги, дети, родители, организации неформального образования также имеют свое понимание ситуации, которое необходимо учитывать. Только сообща и с учетом лучшего российского опыта, мировых практик и позиции всех вовлеченных сторон мы сможем создать современную систему подготовки "человека завтрашнего дня".

Беседовала Татьяна Виноградова

30 июня в МИА «Россия сегодня» состоялась церемония награждения победителей и призеров Всероссийского конкурса «Школа навыков XXI века ». Организаторы Конкурса - Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и Институт образования НИУ «Высшая школа экономики».

Конкурс направлен на выявление и поддержку лучших идей и практик образовательных программ, моделей организаций, ориентированных на формирование у обучающихся навыков XXI века. Победители получат возможность прохождения стажировок за рубежом, гранты на реализацию своих проектов (до 5 млн. рублей), возможность обучения в рамках проектных семинаров, а также другие призы от партнеров конкурса.

Более 200 команд педагогов из 39 регионов России предложили свое видение новых моделей образования и образовательных программ для детей в XXI веке.

В финал конкурса, который проходил в Москве 27-29 июня, вышли 12 проектов-победителей заочного тура (география победителей: Москва, Санкт-Петербург, Приморский край, Карелия, Томская область, Пермский край, Новосибирская область).

В первый день очного тура участники презентовали свои проекты в стиле TED (15-минутное выступление и ответы на вопросы в течение 5 минут), в результате продолжили борьбу за победу в конкурсе 8 команд (по две в каждой номинации).

Второй день конкурса прошел в формате поединков.
Победители первого этапа должны были доказать необходимость или ее отсутствие («ЗА» и «ПРОТИВ») владения навыками XXI века «4К»- креативное и критическое мышление, коммуникация, кооперация.

Отличительной особенностью подведения итогов Конкурса стало то, что влияние на конечный результат оказывали эксперты и общественное жюри, состоящее из учителей, родителей, а также подростков, - в равной степени. Для подсчета голосов было использовано специально разработанное для конкурса мобильное приложение. Открытость обществу – принципиальная установка конкурса.

В церемонии награждения победителей Всероссийского конкурса «Школа навыков XXI века» приняли участие:

- Герман Греф , президент и председатель правления ПАО «Сбербанк России»,

- Ярослав Кузьминов , ректор НИУ «Высшая школа экономики»,

- Светлана Чупшева , генеральный директор Агентства стратегических инициатив,

- Юлия Чечет , исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».

Награждая победителей, Герман Греф отметил: «Навыки XXI века сейчас в центре внимания во всем мире, хотя еще не сложилась единая образовательная модель, которая отвечает всем требованиям нового времени. Одна из ключевых миссий Сбербанка - содействие развитию образования в России, это один из важнейших процессов для будущего нашей страны. В этом году мы получили более 200 заявок на участие в конкурсе «Школа навыков XXI века», большинство из них поступили из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Поэтому наша задача в следующем году сделать конкурс более массовым, мы усилим материальную и нематериальную мотивацию для победителей и участников. Это очень важно, ведь такие конкурсы стимулируют развитие инновационной образовательной мысли не только в России, но и зарубежом».

В свою очередь Ярослав Кузьминов обратил внимание на то, что «школа всегда была одним из самых консервативных институтов в истории человечества, как ни парадоксально это звучит. Масштаб культуры человечества все время увеличивается, и задача школы – не дать его потерять. Но сегодня мы стоим перед перспективой глобальной революции в образовании, сопоставимой с тем, что в свое время принесла печатная книга. Это не просто информатизация, о которой так часто говорят, это включение в глобальную информационную среду каждую минуту и это – искусственный интеллект.

Искусственный интеллект – это автоматическое решение не просто мультимедийных задач, это автоматическое принятие рутинных решений без участия человека. В ближайшей перспективе мы увидим, что 2/3 наших школьных методик просто уйдут в никуда. Никто не сможет отличить, сделал ли ребенок задание сам или эту работу за него сделал искусственный интеллект. Поэтому школа должна очень сильно бороться за свое существование, она должна предложить то, что искусственный интеллект заместить не сможет, – это реальное творчество, это формирование проектного мышления, это обучение людей выбору, это обучение людей формированию команд. Также сюда примыкают и прикладные навыки, которые, может быть, в меньшей степени опираются на глобальные знания и глобальные вычисления, но абсолютно необходимы в новом обществе, где каждый человек стал экономически активным».

По словам Светланы Чупшевой : «Формирование у детей навыков, которые позволят им чувствовать себя комфортно в современном мире, адекватно реагировать на вызовы эпохи цифровой экономики, адаптироваться к ускоряющемуся ритму жизни, является для АСИ одной из основных тем и задач. На достижение этих целей направлены такие поддержанные Агентством проекты, как развитие сети детских технопарков «Кванториум» и «Наша новая школа». Важным звеном в необходимой цепочке изменений служит и конкурс «Школа навыков XXI века», позволяющий выявлять и поддерживать лучшие образовательные практики. Уверена, что все те проекты и инициативы, которые мы обсуждаем сегодня, являются основой системных преобразований в образовательной системе».

Ценность конкурса для всех участников, а не только победителей, в своем выступлении подчеркнула Юлия Чечет : «По итогам финала мы увидели в участниках конкурса своих единомышленников, проекты, которые солидарны с миссией Фонда «Вклад в будущее». Объединение профессионалов из разных регионов России на почве общих целей, формирование сообщества тех, кто думает о школе будущего – вот еще один особо ценный результат конкурса «Школа навыков XXI века». Это новые ресурсы для расширения опыта, обмена практиками, поддержки педагогов».

Победители Всероссийского конкурса «Школа навыков XXI века»:

1. Номинация «Образовательная программа (идея/проект)»:
«Технология жизненного проектирования»
г. Москва
Чибисова Марина Юрьевна и авторский коллектив (ООО «Умная школа»)

2. Номинация «Образовательная программа (реализованный проект)»:
«Технологическая сессия»
Пермский край, г. Пермь
Иконникова Елена Евгеньевна и авторский коллектив (Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия 5»)

3. Номинация «Модель организации (идея/проект)»:
«Петербургская школа-парк»
г. Санкт-Петербург
Кучук Варвара Дмитриевна и авторский коллектив (АНО «Парк открытых студий»)

4. Номинация «Модель организации (реализованный проект)»:
«Комплексная система управления качеством образования «Мобильная Электронная Школа»
г. Москва
Кондаков Александр Михайлович и авторский коллектив (Общество с Ограниченной Ответственностью «Мобильное Электронное Образование»)

Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ , специалистов органов управления образованием.

Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее .

Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков "Доказательная образовательная политика " и "Измерения в психологии и образовании ".
Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Бюджетные места. Иногородним студентам предоставляется общежитие. Уже осенью этого года у каждого студента будет возможность устроиться на работу в одно из подразделений Института.

"Управление в высшем образовании " - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования , способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.