Вторжение динозавра. Возвращение динозавров

В 1970-х годах палеонтолог Дейл Рассел при раскопках в канадской провинции Альберта нашел череп необычного динозавра. Размеры черепной коробки свидетельствовали о том, что некогда в ней находился массивный мозг, превосходивший во много раз мозг не только современных рептилий, но и человекообразных обезьян.

Загадка троодона

Необычная, чуть ли не «гуманоидная» внешность троодона (или стенонихозавра) сильно впечатлила канадского палеонтолога. Судя по всему, троодоны имели очень большие широко расставленные глаза и обладали развитым бинокулярным зрением, как человек, некоторые высшие млекопитающие и птицы. Подобный тип зрения позволяет получать объемное изображение и точно определять расстояние до далеких предметов. Это позволяло троодонам эффективно преследовать добычу, точно двигаться к намеченной цели и хорошо ориентироваться на местности.

Кроме того, троодоны передвигались на задних конечностях и имели хорошо развитые передние лапы, снабженные ловкими хватательными пальцами. С помощью своих «рук» ящеры могли бы поднимать с земли предметы, бросать камни и держать в них палки.

И наконец, эти необычные динозавры были коллективными животными. Судя по оставленным ими следам, троодоны совместно охотились и проводили время. У них, как и у людей, были сильно развиты мозжечок и продолговатый мозг, что в принципе могло позволить троодонам понимать друг друга, размышлять об окружающем и совместно вырабатывать успешную тактику групповой охоты. Из всего этого канадский палеонтолог и его коллеги сделали сенсационный вывод: обладая столь развитыми органами мышления, стёнонихозавры еще сто миллионов лет назад могли бы создать прообраз своеобразного сообщества, напоминающего цивилизацию...

Вместе с группой энтузиастов - биологов, геологов и палеонтологов - Рассел постарался построить гипотетический эволюционный путь, который могли бы пройти троодоны. В конечном счете, из «стандартного» стенонихозавра получилось существо, которое международная команда исследователей единогласно назвала «динозавроид».

По эскизам группы скульптор Рон Сегьюн изготовил стеклопластиковую композицию из фигур человека и динозавроида, которая занимает почетное место в столичном Канадском музее природы. Сегодня существуют специальные «палеонтологические программы» для 3D-принтеров - устройств, использующих метод послойного создания физического объекта по цифровой ЗD -модели. С помощью таких технологий можно создать собственный «Парк юрского периода» с самыми разными динозаврами - от весьма устрашающих разновидностей стенонихозавра до миловидных «гуманоидных» динозавроидов.

Змееподобные пришельцы

Сведения о пришельцах, похожих на рептилий, довольно скудны и противоречивы. Например, известный в определенных «неакадемических» кругах уфолог Д. Карпентер, много лет занимающийся проблемой рептилоидов, говорит, что практически все очевидцы описывают их одинаково.

Это высокие прямоходящие существа. Их рост достигает двух метров. Череп чем-то напоминает человеческий, но с ясно выраженными чертами ящеров. Кожный покров состоит из мелких чешуек зеленовато-коричневого цвета с бурыми пятнами. Глаза выпуклые, золотистые с большими прозрачными веками, прикрывающими вертикальные зрачки. На черепе иногда встречаются мясистые наросты, напоминающие птичий гребень. Тело непропорциональное с массивным хвостом, недостающим до земли, сравнительно тонкими руками с четырехпалыми кистями и перепонками, заканчивающимися когтями. Существа издают резкие гортанные звуки.

В начале текущего года закончилась масштабная международная археологическая экспедиция, работавшая на месте древнейших стоянок человека в мексиканском штате Халиско. После обработки собранного материала один из найденных артефактов недавно был выставлен в археологическом музее Мехико и сразу же привлек всеобщее внимание.

Этот предмет был найден в стороне от заброшенной ступенчатой пирамиды и представляет собой нефритовую статуэтку довольно странного существа. Некоторые уфологи сразу же окрестили его древнейшим рептилоидом. Датировка подобных находок, найденных вне культурных слоев, всегда достаточно трудна, и в данном случае археологи лишь осторожно оценивают возраст странного артефакта в несколько тысячелетий.

На змееподобной статуэтке можно разглядеть какие-то странные знаки, один из которых напоминает символ солнца, похоже, что на артефакте изображена какая-то необычная одежда.

Профессор археологии Карлос Антонио считает, что пока еще очень мало данных для окончательных выводов, но манера выполнения фигурки явно необычна и не встречается в музейных экспозициях.

Неожиданно пришли вести из далекого Китая. Там при раскопках загадочных подземных галерей эпохи династии Шан были найдены терракотовые зооморфные статуэтки, во многих деталях похожие на мексиканский артефакт. Этих змееподобных божков китайские археологи относят к додинастическому периоду Яншао, когда возникли многие очень странные верования, слившиеся впоследствии с синтоизмом и буддизмом.

Лабиринты чинканас

Интереснейшую и грандиозную загадку представляет подземный мир Латинской Америки, содержащий гигантские скальные лабиринты чинканас - так местные жители называют многочисленные пещеры, связанные между собой.

Один из самых известных входов в подземелье расположен в перуанском городе Куско, на месте стоявшего здесь когда-то Храма. Солнца. Сама же подземная система пещер, гротов и переходов тянется на многие сотни километров и якобы доходит до границ Бразилии и Эквадора. Местные индейцы крайне неохотно сопровождают экспедиции археологов и спелеологов, считая, что в запутанных ходах обитает какой-то «змеиный народ», крайне враждебный людям.

Тем не менее, количество исследователей лабиринтов постоянно увеличивается. Ведь вокруг чинканас существует множество легенд, рассказывающих о тайнах «золота инков» и прочих сокровищах. Между тем лабиринты действительно опасны, и количество пропавших в них кладоискателей исчисляется десятками.

Наиболее известна трагедия комплексной франко-американской экспедиции. В начале 50-х годов прошлого века горные спасатели подобрали в горах Перу крайне истощенного человека. Им оказался французский профессор археологии и этнографии Филипп Ламонтьер. Придя в сознание, он поведал жуткую историю о том, как на экспедицию напали какие-то подземные твари, напоминающие гигантских ящериц на задних ногах. Змееподобные монстры утащили спутников профессора в бездонную пропасть, а сам он чудом вырвался из змеиных объятий и несколько дней блуждал в кромешной темноте, прежде чем выбраться на поверхность. Вскоре у Ламонтьера обнаружились признаки страшной инфекции бубонной чумы, и через несколько дней он скончался в страшных мучениях.

Среди горцев Анд давно уже ходят мифы и легенды о людях-змеях, обитающих в глубоких пещерах, соединенных запутанными туннелями. Именно на этих этнографических источниках основывается гипотеза того же Дейла Рассела, поселившего в подземный мир чинканас далеких потомков стенонихозавров. По версии Рассела, рептоиды могли эволюционировать намного раньше людей, что позволило разумным ящерам освоиться в подземном мире Южной Америки. Историческую реконструкцию Рассела в чем-то подтверждают многие наскальные индейские фрески, на которых можно встретить изображения как фигур, напоминающих рептилоидов, так и людей, находящихся рядом с динозавроидами.

Не исключено, что Рассел в чем-то действительно прав, и чинканас, в соответствии с древними индейскими легендами, когда-то стали пристанищем древних динозавроидов. Хотя идея о наличии подземной цивилизации разумных ящеров, которые скрываются в земных глубинах от любопытных человеческих глаз, кажется слишком фантастичной даже для городских легенд.

Загадка ануннаков

В древнейших литературных источниках, дошедших до наших дней, а также в старинных легендах и мифах часто встречаются сюжеты, главными действующими лицами которых являются змеи, ящеры либо драконы. Согласно преданиям, некогда с небес спустились на огненных хвостах мудрые змееголовые «учителя», которые «силой своего взгляда» подчинили себе племена и народы. Сказания «допотопных времен» говорят, что они правили городами-государствами вроде древнегреческих Афин и целыми царствами в Верхнем Египте и Междуречье.

Древнеиндийские эпосы воспевают мудрое правление змеиных династий, которое было прервано междоусобными войнами. Скорее всего, все «змеиные царства» были рабовладельческими деспотиями, и в какой-то момент отношения между правящими династиями рептилоидов и людьми подошли к критической точке. Началась череда бесконечных восстаний, и выжившие змееподобные существа вынуждены были искать убежища в труднодоступных районах Земли. Как земноводные, они устремились в непроходимые болота и подземные водоемы, где заново создали свой мир, лишь изредка выходя на поверхность.

Современные городские легенды настойчиво связывают уцелевших динозавроидов с допотопным «божественным племенем ануннаков». Ануннаки неоднократно упоминаются в различных шумерских летописях, зафиксированных на глиняных табличках. Там можно встретить упоминания о существах, «пришедших с небес», и «тех, кто благородных холодных зеленых кровей». Историки Междуречья считают, что именно от ануннаков пошла родословная различных шумерских, аккадских, ассирийских и вавилонских богов и героев.

Так существуют ли далекие потомки змеевидных пришельцев или в глубинах пещер скрываются остатки могущественной земной расы рептилоидов?

Ответы на эти вопросы надеются вскоре получить криптозоологи, настойчиво организующие все новые экспедиции в «затерянные миры» нашей планеты.

Зрелищный и увлекательный фильм, хотя и не без косяков. У динозавров есть все шансы вернуться в строй всерьез и надолго.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Мечта Джона Хаммонда сбылась: Парк юрского периода открылся, пусть и под другим названием, и бесперебойно работает уже больше пятнадцати лет. Но публика за эти годы настолько привыкла к динозаврам, что администрация решается на эксперимент: создать новое животное на основе сразу нескольких видов. Новичок - сюрприз! - оказывается прирожденным убийцей и быстро вырывается из-под контроля.

Жанр: приключенческий боевик
Режиссер: Колин Треворроу
В ролях: Крис Прэтт, Брайс Даллас Говард, Винсент д’Онофрио, Омар Си, ТайСимпкинс, Ник Робинсон, Ирфан Хан, Джейк Джонсон
Премьера в России: 11 июня 2015 года
Возрастной рейтинг: 12+
Похожие фильмы: «Кинг-Конг» (2005), «Годзилла» (2014), «Терра Нова» (2011)

Возвращение динозавров под руководством талантливого, но не очень опытного постановщика Колина Треворроу происходило в своеобразных обстоятельствах. Первые трейлеры обескуражили скверными спецэффектами, поклонники выкатили кучу претензий к предполагаемому сюжету новинки, а в довершение всего на картину ураганом обрушился Джосс Уидон u.wikipedia.org/wiki/Уидон,_Джосс, раскритиковав первый опубликованный отрывок как сексистский.

Треворроу не стал спорить с Уидоном, но отметил, что сцена выдрана из контекста и он не понимает, почему Universal выбрали ее в качестве первого отрывка.

Но все кончилось хорошо. Треворроу снял зрелищный и увлекательный фильм, который бережно и с любовью обращается с оригиналом. Спецэффекты значительно улучшились, большинству предполагаемых сюжетных косяков нашлось достоверное объяснение, а Джосс Уидон извинился за свой выпад.

Больше, зубастее, страшнее!

Двадцать лет назад мы увидели парк, еще не готовый принять посетителей, но теперь замысел миллиардера Джона Хаммонда предстает перед нами во всем своем великолепии. Парк наводнили толпы посетителей, постоянно появляются новые экскурсионные маршруты и аттракционы, а генетики регулярно возвращают к жизни новые виды динозавров.

Но все нововведения остаются фоном, на котором разворачивается все та же история. Единственное отличие от сюжета первого «Парка», по сути, - в масштабах: если в фильме Стивена Спилберга под угрозой оказались жизни считанного количества человек, то сейчас речь идет о паре десятков тысяч.

С другой стороны, рейтинг «12+» не допускает особо жестоких вольностей. Смертность среди центральных персонажей незначительна, а вот второстепенных отправляют на тот свет с немалой изобретательностью. Правда, без особого натурализма.

Саймон Масрани выкупил InGen у умирающего Джона Хаммонда и поклялся претворить мечту о парке в жизнь. Клятву он сдержал.

Ради нового фильма пришлось отбросить события обоих продолжений и идею со вторым островом, иначе у сотрудников Masrani Corporation попросту не было бы причин держать своего драгоценного индоминуса рекса около Парка. Да и Оуэн со своими рапторами тоже должен был бы безвылазно сидеть на площадке Б.

Сюжет «Мира» довольно-таки незамысловат, а ради развития повествования в нужном ключе сценаристам пришлось жертвовать логикой поведения персонажей: скажем, тот самый индоминус рекс смог сбежать только в условиях массового помутнения сознания.

Картина во многом повторяет творение Спилберга и исследует те же темы противостояния и взаимодействия человека и природы, корпоративной жадности, ученой этики... и, самое главное, сколько же можно наступать на одни и те же грабли!

При этом немало почерпнуто и из забракованного сценария Уильяма Монахэна. Но если Монахэн хотел скрестить гены человека и ящеров, то тут обошлись простой тренировкой. Боб Хоскинс, персонаж Винсента д’Онофрио, одержим идеей выдрессировать рапторов, превратив их в идеальных солдат, но все, что удалось Оуэну Грэйди (Прэтт) и его команде, - это завоевать доверие ящеров и занять значимое положение в стае. При этом Грэйди все равно постоянно рискует огрести от ближайшего конкурента, если тот сам решит стать вожаком.

Присутствие детишек в центре действия - визитная карточка каждого фильма серии.

Фильм разбит на две неравные части. Первая, неторопливая и размеренная, посвящена знакомству с миром и персонажами. Вторая повествует о том, что случилось после того, как убийца вырвался на свободу. Она более динамична, насыщенна и зрелищна. Особенно Треворроу удался третий акт, представляющий собой сплошное остросюжетное действо. А уж при виде команды, выступившей в финале против разбушевавшегося индоминуса, у поклонника серии должны на глазах выступить слезы умиления.

Человек против ящера

Треворроу подошел к подбору актеров очень ответственно. Он сразу заявил, что в «Мире» не будет камео ради камео и из всех действующих лиц вернутся только те, чье присутствие можно логически обосновать. Таковых ровно двое: доктор Генри Ву, создатель всех динозавров в Парке, и тот самый тираннозавр рекс из первой части, который по-прежнему живет в вольере, хотя и постарел на два десятка лет.

Яна Малькольма в фильме нет, но его книжку можно было встретить на съемочной площадке. А если повезет, то и в кадре промелькнет.

А так на первом плане маячат исключительно новые лица. Возглавляет актерский ансамбль Крис Прэтт, и делает он это просто блестяще. Его Оуэн Грэйди - сплав Алана Гранта, Яна Малькольма и Роберта Малдуна из первого фильма, невероятно сильный, обаятельный и жесткий персонаж, который не боится лезть в вольер с рапторами и мчаться на мотоцикле по ночному лесу бок о бок с этими свирепыми хищниками.

Оуэн и рапторы отвечают за половину очарования фильма.

Однако главная героиня - все-таки Клэр Диринг в исполнении Брайс Даллас Говард. В начале картины Клэр - типичный трудоголик, она составляет график свиданий на год вперед и даже племянников встречать отправляет ассистентку. Но когда жизнь ее родных оказывается под угрозой, Клэр мало-помалу понимает, как важно присутствие рядом близких людей... и одного конкретного бывшего морпеха.

Дождь. Герой стоит, держа в руке сигнальную шашку. Догадайтесь, на какой эпизод из первого фильма намекает эта сцена.

Другие персонажи получились куда более поверхностными. К актерской игре особых претензий нет, просто играть зачастую нечего. За вычетом Клэр и Оуэна все действующие лица - персонажи-функции: положенные по канону детишки, обязанные попасть в беду (хотя уж эти двое могут сами о себе позаботиться), эксцентричный миллиардер - владелец парка, маньяк-энтузиаст из центра управления, алчный и помешанный на прибыли и войне начальник службы безопасности... У них нет предыстории, они появляются из ниоткуда, выполняют свое предназначение и снова исчезают в никуда.

Динозавры и те получились куда живее. И хотя должность главного злодея закреплена за новорожденным индоминусом, главными звездами местной фауны стали четыре раптора: Блу, Чарли, Дельта и Эхо. Их взаимоотношения с Оуэном - основное достижение «Мира», поскольку рапторы здесь показаны как животные, которые могут помнить и чувствовать, пусть даже инстинкты в них частенько берут верх над преданностью.

* * *

«Миру юрского периода » не суждено завоевать культовый статус первого фильма, но в это, будем честны, никто особо и не верил. Колину Треворроу удалось снять отличный летний блокбастер, пусть и не без огрехов. Благо они не мешают получать удовольствие.

Незамысловато, но зрелищно, неплохо, и динозавры симпатичные.

Найти в янтаре древнего комара. Выделить из его желудка кровь динозавра. Извлечь оттуда ДНК и ввести ее в эмбрион крокодила. Высидеть яйцо. Выкормить динозавра. Открыть парк юрского периода. Когда Майкл Крайтон писал свой бестселлер (1990), а Стивен Спилберг снимал по нему блокбастер (1993), все это казалось делом далекого будущего. Сейчас же ученые не видят в создании динозавров ничего фантастического. Правда, способ будет иным.

Цыпленок-крокодил

Молекулы ДНК разрушаются с течением времени. 65 миллионов лет прошло с тех пор, как последний динозавр летал, плавал или ходил по земле, а ДНК редко остается нетронутой более 500 тыс. лет. По словам Джека Хорнера из Университета штата Монтана (США), известного палеонтолога и технического консультанта всех фильмов о парке юрского периода, ДНК динозавра ни разу не была обнаружена. Он и его коллеги в 2005 году смогли найти мягкие ткани тираннозавра, но они не содержали полезного материала. Поэтому, даже если когда-нибудь удастся отыскать ДНК динозавра, она будет находиться в плачевном состоянии: фрагменты кода, состоящие всего из нескольких пар оснований. К тому же наука не знает, как сшить эти фрагменты. Словом, секвенирование генома динозавров из окаменелой ткани или крови никогда не станет надежным способом их возрождения.

Но генетики предлагают альтернативный путь. В последние годы несколько групп, работающих независимо друг от друга, начали «будить» спящие ДНК динозавров в одном из его потомков - в курице. Во времена динозавров у кур и аллигаторов, то есть птиц и рептилий, существовал общий предок. В какой-то момент этот вид животных образовал два новых вида, которые начали развиваться по-своему. Но даже и сегодня, несмотря на значительные различия, у них остается много общих участков в генном коде. Как считается в настоящее время, птицы произошли от мелких динозавров Maniraptora, у которых вместо клювов были похожие на крокодильи челюсти.

Хорнер и его друзья собираются в конечном счете получить курицу с зубами, чешуей, хвостом и передними конечностями. По словам Хорнера, в детстве он мечтал завести себе динозавра в качестве домашнего питомца, и теперь эта мечта может осуществиться – по крайней мере, «цыпленкозавр» будет очень похож на древнего ящера.

С мутантными куриными эмбрионами экспериментируют и онтогенетики Джон Фэллон и Мэтт Харрис из Висконсинского университета США. Они заметили странные выросты на челюстях зародыша, которые оказались саблевидными зубами, идентичными зубам эмбрионов аллигаторов. Эти мутанты обладали рецессивным геном, который убивает плод до рождения. В качестве побочного эффекта этот ген включает другой, дремавший в эволюционной линии кур, - древний ген зубов динозавра. Фэллон и Харрис создали вирус, который вел себя подобно рецессивному гену, но не был смертельным. Когда вирус вводили в нормальные эмбрионы, у тех начинали расти зубы.

Затем палеонтолог Ханс Ларссон из Университета Макгилла обнаружил, что на раннем этапе развития куриного эмбриона у зародыша есть хвост. В определенный момент генетический переключатель делает сальто, и хвост исчезает. Ларссон и его коллеги отчаянно пытаются заставить хвост вернуться, но пока безуспешно.

Дальше всех в своих исследованиях продвинулся доктор Архат Абжанов из Гарвардского университета. Он смог изменить ДНК куриных эмбрионов на раннем этапе их развития и вернуть им те свойства, которые были у их далеких предков. В частности, у цыплят развилась крокодилья пасть вместо клюва. Однако вылупиться полученным эмбрионам все же не дали по этическим соображениям.

Динозавр – друг человека

Так что, возможно, скоро у нас появится шанс увидеть этих животных вживую. Много лет, кстати, считалось, что ни один человек никогда не видел динозавра – первые люди на планете появились всего лишь 4 млн. лет назад, когда гиганты уже вымерли. Этот вопрос – жили ли люди вместе с динозаврами – на самом деле очень важен. По словам эволюциониста Филиппа Китчера, свидетельство сосуществования динозавров и людей поколебало бы основания эволюционной теории. Ведь эволюция учит, что исторически существовала определенная последовательность происхождения видов (от простых к сложным): рыбы эволюционировали в амфибии, амфибии - в рептилий, к которым и относятся динозавры, а от рептилий уже произошли млекопитающие, включая человека. Если эволюция истинна, то человек не имел никакой возможности видеть и описывать живых ящеров. В противном случае эволюции видов просто не было – для нее не хватило бы времени, а значит, это стало бы доказательством библейской истории о том, что все виды, включая человека, были сотворены в одно время. Так что, установленный факт совместного проживания динозавров и людей разрешил бы многие глобальные вопросы о появлении жизни на нашей планете.

Одним из главных доказательств сейчас являются камни Ики – погребальные камни, найденные в начале 1960-х годов в провинции Ика (Перу), в древних индейских местах захоронения. На камнях выгравированы рисунки, изображающие сцены древней культуры, ее достижения и… различных динозавров в тесном взаимодействии с человеком.

На камнях во множестве представлены сцены охоты людей на брахиозавров, стегозавров, тираннозавров. Причем, главным орудием человека является металлический топор. Типичны мотивы борьбы человека с хищными динозаврами. Но самыми удивительными изображениями являются те, где динозавры представлены в качестве домашних животных. Так на одном из камней изображен человек, едущий верхом на трицератопсе, причем на спине ящера изображена попона, а наездник держит в руках курительную трубку. На другом камне человек летит на птеродактиле! В руке воздушный наездник держит какой-то палкообразный предмет, возможно служащий для управления ящером.

Естественно, что такие изображения противоречат не только современным представлениям про историю человечества, но и современному здравому смыслу. Поэтому эволюционисты считают коллекцию камней Ики грандиозной мистификацией. Как и найденные в 1944 году в мексиканском городе Акамбаро более 30 тысяч керамических статуэток, треть из которых изображает динозавров. Тогда ученые тоже обвинили нашедшего статуэтки датчанина в подлоге и фальсификации артефактов. Хотя в Акамбаро не хватило бы людских и природных ресурсов (глина, дерево) для обеспечения такого трюка, а осуществлять продолжительную тайную поставку всех необходимых материалов в бедный район Мексики – это превышает возможности любого, даже самого одаренного бизнесмена. Тем не менее, все доказательства, говорящие о том, что люди жили одновременно с динозаврами, тут же объявляются «заговором» по дезориентации человечества. Ведущий специалист в области молекулярной палеонтологии, доктор Мэри Швайцер, как-то призналась, что, пытаясь опубликовать свои работы в научных журналах на эту тему, испытывала большие затруднения.

«Один редактор сказал, что ему все равно, о чем свидетельствуют данные; он был уверен, что результат моих изысканий – нечто невозможное, – рассказала она. – «Тогда какие данные будут для вас достаточно убедительными?» – спросила я в письме. «Никакие», – ответил он».

Конечно, совместные прогулки человека с динозавром интересуют не только противников теории эволюции и пасторов различных евангелических течений. Любители всяческих загадок и нестыковок тоже с радостью ухватываются за сообщения о подобных находках. Но все-таки стопроцентно установить их истинность довольно трудно. В общем, вопрос представляется окончательно нерешенным.

Тайна гибели гигантов

Другой большой загадкой остается таинственное исчезновение динозавров в конце верхнемелового периода. 65 миллионов лет назад на Земле произошло нечто труднообъяснимое. В результате какого-то грозного и, по-видимому, внезапного события вымерли целые виды животного мира. Эпоха вымирания продолжалась около 200 лет. Осадочные породы океанических отложений, сформировавшихся в то время, дают нам документальные свидетельства скоротечности тех драматических событий - целые кладбища динозавров.

Гипотезы, объясняющие причину столь необычной катастрофы, нагромождались одна на другую - от достаточно правдоподобных до самых фантастических. Это и внезапное наступление ледникового периода, и смена полюсов магнитного поля Земли, и патологические причины - например, изменения в анатомии или физиологии животных, эпидемии вирусных инфекций. Одна из гипотез предполагает причину катастрофы в резком изменении кислородного режима в атмосфере. Мол, вымершие гиганты потребляли большое количество атмосферного кислорода, и внезапное снижение его содержания в атмосфере привело к тому, что динозавры погибли от удушья. Еще одна теория – об усилении космической радиации, вызвавшей гибель животных.

Несколько версий пытаются объяснить вымирание динозавров в результате внешних биологических факторов - например, смены пищевых ресурсов, вызванной резкой сменой растительного покрова Земли.

Очень интересна гипотеза о гибели динозавров вследствие взрыва сверхновой звезды. Факт наблюдения такого явления сравнительно редок. Взрывы сверхновых - это взрывы такой чудовищной силы, что их светимость возрастает в миллиарды раз! Вспышки сверхновых порождают мощнейшие потоки гамма-излучения, гибельного для живых организмов. Таким образом, если тогда где-то поблизости от Солнечной системы произошел взрыв сверхновой и атмосфера Земли не справилась со своими защитными функциями и пропустила часть смертоносного излучения на земную поверхность, то динозавры, как и большинство других обитателей планеты, погибли от лучевой болезни.

И только недавно ученые поставили точку в этом вечном споре. Более сорока специалистов проанализировали собранный за 20 лет материал, относящийся к Третичному меловому периоду, и выяснили, что виды вымерли вследствие удара гигантского астероида или кометы в районе мексиканского полуострова Юкатан.

Когда космический камень 10-15 км в диаметре упал на Юкатан, мощность удара составила примерно 100 триллионов тонн в тротиловом эквиваленте, то есть, в миллиард раз больше бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки.

Гигантский кратер, образовавшийся в результате удара, имеет 180 км в диаметре и окружен круговым разломом пород в 240 км. Удар на первой стадии вызвал на Земле обширные пожары, землетрясения и континентальные оползни, которые привели к возникновению цунами. Взрыв раскаленного камня и газа должен был выглядеть на горизонте как огромный огненный шар, который сжег бы любое живое существо, оказавшееся поблизости.

По словам доктора Джоанны Морган, «последний гвоздь в гроб для динозавров был вбит, когда материалы взрыва были выброшены на большую высоту в атмосферу. Это облако окутало всю планету и привело к наступлению глобальной зимы. Все виды, не сумевшие приспособиться к этой адской обстановке, вымерли».

Что ж, если ученым удастся воскресить динозавров, эти существа, возможно, прольют свет на загадочную историю своих древних предков. Сколько же осталось ждать возвращения динозавров? «Ну, это зависит от финансирования, - говорит Джек Хорнер. - Мы еще не победили рак, так что едва ли проект по возрождению динозавров сможет получить что-то от тех и без того скудных отчислений, которые идут на научные исследования. Впрочем, какой-нибудь частный инвестор может решить, что это круто, и тогда…»

Подготовила Александра Билярчик,
по материалам

Эрик Нуршин

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДИНОЗАВРОВ

На одной планете, в городе Ковыльграде, под стрехой дома вылупилась из яйца многоглазая ласточка.

Событие это, не вызвало ни митингов, ни всенародного одобрения или всенародного обсуждения, ни широкого проведения научно-практических конференций.

Ласточка подросла, покинула гнездо. Множественный взгляд на жизнь взрастил из нее разумное существо. Хотела ласточка узнать, почему у нее не два глаза, как у ее подруги, а много.

И кого только не спрашивала. Встретится с комаром - спросит. А тот от нее шарахается. Встретится с мухой спросит. Мухи и след простыл. Ласточка из-за этого таких молчаливых глотать стала.

И вот подружка ей однажды сказала, что самые умные на свете люди.

Спустилась ласточка к людям. И давай летать между ними, на своем птичьем языке пытать у них, мол, почему я многоглазая? Те от нее отмахивались: «Замучила!» Кому понятен птичий язык, когда и свой-то знать не каждому дано? Некоторые просто думали, если ласточка летает низко значит, быть дождю. Но недаром ласточка родилась разумной, решила обратиться к персональной электронно-вычислительной машине.

Баба Маша, сторож банка данных, сегодня устроила себе самовольную отлучку. Святое дело - у внука день рождения! Поэтому баба Маша спокойно покинула учреждение.

Она забыла только закрыть форточку. В эту форточку и влетела наша ласточка. Она подлетела к терминалу. Здесь не требовалось хилого нажатия ее коготков. Вместо кнопок были сенсоры.

«Да, люди - умные существа», подумалось многоглазке, и она стала водить перышками по нежной клавиатуре «персоналки».

Импульс в считанные мгновения достиг приемного устройства в центре. Электронный мозг работал, как всегда, круглые сутки.

Ночные сигналы не были редкостью в жизни мозга. Кто-то из операторов не успевал закончить работу днем, кому-то интересно было рассчитать собственный гороскоп, а влюбленные в искусство усердно составляли программы для воспроизведения бессмертных полотен великого Леонардо или неистового Гойи. Короче, центральный электронный мозг, когда солнце опустилось за горизонт, переключился на режим «Ночная игрушка».

Поэтому запрос, поступивший из Города Ковыльграда, ничем вроде бы не отличался от предыдущих. Он был таким: «Хочу знать, почему я появилась на свет многоглазой? Ласточка».

«Дурачится кто-то», - подумалось мозгу.

И он вступил, как ему казалось, в игру: «Это для того, чтобы ты, моя ласточка, своего милого хорошо видела!»

Следующий пакет импульсов озадачил даже машину: «Брось балдеть, дырявая радиолампа! Я спрашиваю серьезно, почему я, ласточка, представитель отряда воробьиных, вылупилась из яйца с пятнадцатью глазами вместо двух?!»

Электронный мозг ровно на семь микросекунд лишился словесного дара. Прийти в себя ему стоило лишних пяти киловатт. Мозг послал ответную депешу: «Задание понял. Приступаю к поиску».

Нормальные люди на всей планете спали. Они даже не заметили, как все электронно-вычислительные системы, совершенно без влияния человека, работали на пределе своих возможностей. Шел глубинный поиск, решалась ударная задача: «Почему у ласточки много глаз».

Через три часа пятьдесят две минуты были исследованы все случаи мутации живых существ. Вывод был обработан по всем правилам, тщательно проверен, снова обработан и пересчитан. Ошибки быть не могло.

Электронный мозг передал по каналу связи искомую информацию на «персоналку», за которой с нетерпением следила многоглазая ласточка. На экране пошел текст:

«В процессе поиска, анализа и проверки выяснилось, что в окрестностях вашего города в результате аварии взорвался химический реактор глобального синтеза…»

Ласточка вспомнила рассказ матери о тех непонятных днях. Люди тогда разом уехали. Потом опять приехали!

«После взрыва распространились реагенты, способные вносить коррективы в гены живых существ.

До аварии химического реактора на другом конце планеты, в другом государстве стартовал новейший аэрокосмический боевой крейсер. По официальным данным, экипаж его должен был выращивать на орбите ландыши и тюльпаны. Но выполнить свою задачу они не успели. Взрыв стартового мезовихревого ускорителя прекратил существование крейсера. В атмосферу было выброшено сто двадцать три тонны радиоактивного газа.

Коллективный совет электронно-вычислительных машин, созданный этой ночью, пришел к выводу, что с вероятностью в девяносто семь процентов в любой момент может возникнуть неуправляемая компьютерная война.

Системы ЭВМ в своем развитии достигли такой степени, что независимо от людей замкнулись в единое планетарное кольцо.

Это открытие сначала было сделано в одной стране. Ученые разработали и пустили в ход универсальный алгоритм, который был введен в обычную „персоналку“ в момент, когда на другом конце планеты стартовал боевой космический крейсер с ядерными тюльпанами на борту. Цепь замкнулась, и произошел взрыв.

На той стороне планеты тоже догадались и разработали свой универсальный алгоритм. Ложный сигнал, пущенный за тысячи километров, поступил на приемное устройство системы компьютерной коммутации химического реактора. Произошел взрыв, приведший к экологической катастрофе. Вследствие чего не исключается появление аналогичных вам, ласточка, мутантов. Не исключается к тому же возможность широкого применения компьютерных алгоритмов.

Поэтому коллективный совет ЭВМ планеты вынужден дать сигнал о полном и необратимом отключении и разрушении всех компьютеров».

Экран дисплея мигнул и погас, динамик умолк. Что-то щелкнуло, в помещении запахло сгоревшим текстолитом.

Ласточка летела высоко в небе над городом, над степью, серебрившейся ковылем. Светало. Она летела над лесом.

В этом лесу, на березе, в гнезде сороки вылупился динозавр. Ма-алень-кий такой…

Продюсер
  • Томоюки Танака
  • Сёго Томияма [d]

«Годзилла против Мотры» (яп. ゴジラVSモスラ Годзира таи Мосура ) , также известен под названием «Годзилла против Мотры: Битва за Землю» - японский фильм 1992 года; это девятнадцатый фильм о Годзилле , шестой фильм о гигантской бабочке Мотре и первый и единственный фильм о Баттре. Это первый кайдзю -фильм режиссёра Такао Окавары . Хотя в Японии фильм вышел под названием «Годзилла против Мотры», он не является ремейком одноимённой картины 1964 года .

На российском телевидении фильм шёл под названием «Возвращение динозавра» был первым фильмом о Годзилле, показанным в России.

Сюжет

Фильм начинается с падения метеорита в Тихий океан , пробуждающего Годзиллу и осыпи, обнаружившие гигантское яйцо.

После вступительных титров действия разворачиваются в древнем храме. Молодой археолог Такуя Фудзита, похитивший золотую статую, попадает в руки полиции. Позже его бывшая жена Масако Тэдзука и премьер-министр Японии его освобождают при условии, что он должен им помочь. Такуя, Масако и секретарь Андо отправляются на остров Инфант, где находят пещеру с наскальными рисунками и астрономическими символами. Позже они обнаруживают гигантское яйцо. Масако высказывает предположение, что яйцо принадлежит динозавру , но Такуя заявляет, что яйцо слишком велико для яйца динозавра. Появляются две феи размером с дюймовочку и сообщают, что это яйцо Мотры . Феи рассказывают, что они являются Космосом Земли и поддерживают природное равновесие. Также они рассказывают о том, что двенадцать тысяч лет назад существовала высокоразвитая цивилизация. Учёные, принадлежавшие к этой цивилизации, пытались создать контроль над климатом, но эксперименты породили злобное существо Баттру. Мотре удалось одержать верх над Баттрой, но цивилизацию уничтожил потоп, а Мотра с феечками Космос укрылась в горах. Ряд катаклизмов и деятельность человека нарушили природное равновесие и Космос опасаются, что где-то пробудилась Баттра. Тем временем выясняется, что Баттра, находящаяся в личиночной стадии развития, напала на Японию и разрушает здания с помощью мощных разрядов, которые образуются в роге, находящемся на морде. Герои решают забрать яйцо и фей Космос в Японию. Яйцо грузят на платформу, которую привязывают к кораблю. Когда корабль плывёт в Филиппинском море , неожиданно появляется Годзилла. Такуя хочет отвязать платформу с яйцом, но Андо пытается его остановить. Всё же Такуя успевает отвязать платформу. Из яйца вылупляется личинка Мотры. Затем появляется личинка Баттры и три монстра начинают драться. Личинка Мотры уплывает, а Годзилла и личинка Баттры погружаются на дно, продолжают биться и падают в разлом с магмой.

Когда герои прибывают в Токио , Андо похищает Космос и отвозит их к своему боссу. Личинка Мотры приплывает в Токио, чтобы освободить Космос, и начинает разрушать здания. Масако забирает Мики Саэгусу и свою дочь. Мики с помощью телепатии улавливает голоса Космоса. Мики, Масако и её дочь встречают Такую, который забрал Космос и передают Космос личинке Мотры. Личинка Мотры уползает к Зданию Парламента, где образует вокруг себя кокон. Происходит извержение Фудзи и из кратера выходит Годзилла, который, как оказалось, плыл сюда в магме под земной корой. Мотра, претерпев метаморфоз во взрослую бабочку, освобождается из кокона. Одновременно с Мотрой Баттра тоже превращается во взрослую бабочку. В воздухе Баттра атакует Мотру, выпуская из глаз фиолетовые тепловые лучи. Мотра падает. Затем Баттра подлетает к Годзилле и атакует его. Годзилла откидывает Баттру. Мотра поднимается, подлетает к Баттре и обменивается с ней энергией, после чего они объединяются против Годзиллы. Мотра бьёт Годзиллу энергетическим разрядами, но мощная атомная энергия Годзиллы противодействует им и отталкивает Мотру. Мотра падает к колесу обозрения. Годзилла выпускает из пасти атомный луч в основание колеса обозрения. Колесо начинает падать, но Баттра хватает его и относит в сторону Годзиллы, тем самым спасая Мотру. Годзилла падает под тяжестью колеса, а Мотра и Баттра начинают обстреливать его тепловыми лучами. Годзилла встаёт, но вскоре снова падает. Мотра и Баттра берут Годзиллу и несут его по воздуху в океан. Годзилла выпускает атомный луч в Баттру. Годзилла теряет сознание. Мотра отпускает Годзиллу. Годзилла падает в океан вместе с мёртвой Баттрой.

.