Все о жизни михаил веллер кратко. Михаил Веллер: Всё о жизни. Все о жизни

Михаил Веллер

Все о жизни

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Мой любимый герой – Санди Пруэль. На руке у меня татуировка: «Я ВСЕ ЗНАЮ». Самое смешное, что это правда.

От этой правды иногда берет жуть. Как звук рассеивается в эхо, жуть рассеивается в одиночество.

Все произошло мартовской ночью: весенней грозой. Мне близилось тридцатитрехлетие: тот самый возраст. Я был нищ, одинок и безвестен. Я жил в чужой стране. Мне было плохо. Зачем-зачем-зачем? Я мог иметь карьеру, семью, деньги, положение. Я был талантливее, достойнее тех, кто процветал в литературе. Как же был устроен мир – несправедливо – что мне было плохо?

Я выбирал свой путь сам. И пришел к результату, который предвидел как один из возможных, который был мне нежеланен. Почему я не хотел сменить путь?

Каким образом сложилось это положение? Почему я поступал именно так? Как же устроен я, и как же устроен мир, и какой же в этом всем смысл?..

Где та система отсчета, где чаяния и страдания человека увязаны с поступательным движением истории, в чем конечная цель и смысл этого движения? Как же создан человек, и как же создан этот мир? Голубые зарницы полыхали, рушились раскаты грома небесного: шел четвертый час утра. В стекла хлестала вода.

Ну и, как-то, я понял. Если думаешь долго и добросовестно, то в конце концов всегда поймешь. Просто мало кто хорошо думает. Год за годом долгими ночами я лежал и придумывал Мою Книжку. Это приятное занятие. Куда мне было торопиться. Деваться все равно некуда. И когда я ее придумал, я стал придумывать к ней эпиграфы. Эпиграфов было много. Оказывается, все великие люди в общем думали об одном и том же. Выкидывать их было жалко – уж очень они подходили. В конце концов я оставил штук семь: пусть себе стоят:

«Нет в жизни счастья»

Татуировка

«Почему люди скучные бывают вполне счастливы, а люди умные и интересные умудряются в конце концов отравить жизнь и себе, и всем близким, думал он»

Эрнест Хемингуэй

«Сильные души требуют пищи»

Стендаль

«Если допустить, что жизнь может управляться разумом – то уничтожится сама возможность жизни»

Лев Толстой

«Либидос и Танатос»

Зигмунд Фрейд

Альберт Эйнштейн

«Ибо время близко…»

Апокалипсис

«А я Мишка – вашему терему крышка!»

Русская народная сказка

ГЛАВА I. Главный ход

1. Познай себя

Познать себя рекомендовал (Надпись на храме Аполлона в Дельфах) еще Сократ – со своим обычным лукавым ехидством, – как исходно необходимое, самое вроде бы простое и одновременно неисчерпаемо сложное, чтобы уже после познавать все остальное, внешнее. Есть мир в человеке; и есть человек в мире, объемлющем все, включающем в себя и человека.

Античная философия познавала мир, пользуясь обычными словами и не теряя здравого смысла. Позднейшая философия, углубляясь в познание, дробила мир на отдельные явления и дробилась сама, изобретала профессиональную терминологию, распадалась на частные и дополнительные дисциплины – и в конце концов превратилась в огромный свод маловразумительных течений, понятных лишь профессиональным «философам».

Эти «философы» различным образом объясняли людям то, что люди и так всегда знали. Многознание мудрости не научает. Овладение профессиональным жаргоном «философов» еще никого не сделало Экклезиастом.

Мы познаем мир через себя и посредством себя. Через свои чувства и мышление, посредством своей центральной нервной системы. Мы имеем дело не с миром, а со своими представлениями о нем. Любая честная философия идеалистична, справедливо сказал Шопенгауэр. Сейчас умру – и разрушу Вселенную, сказал Воннегут. Доказывать можно даже неоспоримые истины, сказал Уайльд.

Но когда вам на голову падает кирпич, то дело вы имеете как раз с внешним миром, не имея о том никакого представления, поскольку сознание было моментально отшиблено этим кирпичом, что отнюдь не помешало ему исправно огреть вас по черепу. Достославное противоречие между материализмом и идеализмом насчет первичности материи или сознания есть парадокс, и парадокс надуманный. Война между остроконечниками и тупоконечниками. Идеалист и материалист оба изучают предмет по его отражению в зеркале.

Философия – это наука об отражении предметов, говорит первый. Нет, о предметах в отражении, возражает второй. Если вы не можете различить, чай это или кофе, то какая вам разница, интересуется официант? Оба взыску ют истины, познавая через себя мир вне себя. Оба имеют дело с системой: я – – мир. Диалектическое единство. А если исчезнут все люди – прочий мир останется? Да. (Хотя что будет тогда на самом деле – будет сказано ниже… это момент ключевой, принципиальный!) Значит, материя существует и без ее отражения сознанием? Да. А откуда мы это знаем? Из опыта, т.е. потому, что мы ее уже в себе отразили. А если бы не отразили, тогда что?

А тогда не было бы этого разговора, который иначе превращается в схоластику. А что такое схоластика? Это система логических умопостроений, где отсутствует единая, общая для всех рассматриваемых вопросов система отсчета. А философия именно не существует без включения в себя человеческого сознания. В чем суть апории об Ахиллесе и черепахе? В том, что система отсчета времени произвольно закукливается: вместо единой шкалы предполагается, что каждый отрезок времени равен 1/10 предыдущего. Логически безупречно, но исходное нарушение единой системы отсчета и превращает задачу в схоластическую. Вот и с «ключевым вопросом философии» точно то же самое.

Это естественные науки, точные, – физика, химия, математика – дают результаты, не зависящие от личности и сознания человека как такового, но философия базируется и на истории, психологии, социологии, т.е. науках о человеке; попробуйте убрать из философии все, что касается человека – и никакой философии не останется. Как же можно говорить о выводах философии, условно вычленяя из картины мира – человека? Логически это может быть изящно. С точки зрения внутринаучных дискуссий – плодотворно: интересно! поле для споров! За века об этом написаны библиотеки. Считается, что они обогатили сокровищницу человеческой мысли. Великие умы составили Пантеон, в котором не протолкнешься.

А человек-то по-прежнему страдает, делает глупости, разрывается между чувством и долгом, пытается уразуметь свое поведение в этом мире и часто не понимает, отчего ж он ничуть не счастливее древних греков, скажем, если с тех пор за тысячи лет столько великих умов построили столько философских теорий. Не говоря уж о материальном благоденствии и прогрессе.

А человек этот, душа моя, – Ты. Ты и есть. И никто другой. И ничего ты в жизни не поймешь, пока в себе не разберешься. Потому что ты – ровно половина, одна сторона, диалектического единства: ты – – мир.

Если ты плохо знаешь, плохо понимаешь себя – ты ничего не поймешь в этом мире. Потому что мир – это и есть ты. Все, что только есть сущего – как-то отражается в тебе. По этому отражению ты о мире и судишь. Каждый судит по себе, ага; нет ничего вернее банальных истин – они подтверждены временем, сказал Вамбери. А этот хромоногий кое-что понимал.

Для того, чтобы познать себя, требуются, пожалуй, только две вещи: честность и время. Честность – чтобы спокойно докапываться в себе до правды, и время для того же. Потому что если ты не сумеешь видеть правду в себе – зеркале, отражающем весь мир – то как ты можешь рассчитывать увидеть ее вне себя? В известном смысле честность и ум – синонимы. И то и другое есть способность видеть истину. Здесь честность есть умственная добросовестность. Человек копается в себе, своих сомнениях, в добрых и злых чувствах и мыслях, уясняя мотивы своих действий, отдавая себе в них отчет – даже и особенно если это ему неприятно: не нравится он себе такой.

Людям ведь свойственно приукрашивать себя, сообразуясь с моралью. Подобно многим смертным, менее всего капитан Левассер интересовался правдой о себе. Давайте честно мыслить – это и есть высшая нравственность, сказал де Карт.

Истина и мораль есть вещи разные, как номинатив и императив. Поступать часто надо по морали, но думать верно возможно только по истине. Мораль – готовый и вылежавшийся плод чужих размышлений.

Нет ни одной черты в человеке, которую он не может подвергнуть сомнению. Чтобы увидеть мир – надо сначала до ясности протереть зеркало, в котором этот мир отражается. Тут нужна хорошая память. Нужно сколько-то знать биологию, анатомию, физиологию, психологию. Нужно представлять, как действует твой организм. Нужно прочесть биографию своей души;

И вот только тогда можно развести руками и возопить: «О Господи, куда же это меня занесло? Где же я оказался?!»

Что представляет собой жизнь? Почему одни живут так, а другие иначе? Это одни из самых значимых вопросов человечества, над которыми во все века задумывались люди. При том, тема эта настолько глубока, что редко кто погружается в нее всерьез, изучая различные теории и гипотезы, сопоставляя факты, используя исторические данные.

Книга Михаила Веллера «Все о жизни» отражает его философские размышления. Концепция, которую он предлагает, имеет четкое обоснование. Она изложена простым языком, благодаря чему получила известность не только у философов, но и у простых людей, интересующихся философией и законами мироздания. Этот труд считается одним из наиболее значительных в философской литературе второй половины 20 века.

Автор книги рассказывает о взаимосвязи жизни человека и Вселенной. Он пишет о том, что все процессы построены на взаимном обмене энергией. Вселенная может дать энергию человеку, которую он воплощает в действиях, чтобы улучшить свою жизнь. Такое происходит не всегда, но даже страдания и другие негативные эмоции тоже имеют энергетическую силу.

Стоит отметить, что автор не навязывает свою точку зрения. Он будто размышляет вслух, а читатель становится свидетелем этого мыслительного процесса. В книге не рассказано, как нужно жить или не нужно, это глубокое размышление о сущности жизни как таковой. Рассматривается не только жизнь человека, но и жизнь всего во Вселенной.

Произведение относится к жанру Проза. Оно было опубликовано в 1998 году издательством АСТ. Книга входит в серию "Та самая книга". На нашем сайте можно скачать книгу "Все о жизни" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.02 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Всем привет! По просьбе трудящихся выкладываю здесь книгу Михаила Веллера «Все о жизни» . Особенность в том, что в интернете эта книга доступна в свободном доступе, но в разных источниках она рандомно обрезана: в некоторых источниках в ней нет вступления, в других она заканчивается на Главе 4 «Решение вечных вопросов»/»Свобода» , в других на Главе 6 «Госпожа Удача»/»Самоубийство» . Но ни в одном из источников нет Главы 7 «Пан Эстэт» и «На прощание» и мне так и не удалось найти полную книгу. Покупать электронную версию для проверки полная ли она - довольно глупо, учитывая немалую цену и тот факт, что у меня есть обычная печатная книга, в которой, понятное дело, есть все. Не ясно почему в интернете книга выложена в таком порезанном виде и я решил поправить это недоразумение - отсканировал и распознал недостающий текст и вставил в скачанный файл. Ниже по ссылке архив, в котором один файл FB2 скачанный из сети (самый полный какой удалось найти), а второй мой — вся книга полностью.

К слову сказать книга очень интересная и читается легко. Весьма рекомендую к ознакомлению.

З.Ы.: Лёха, привет!

Вместо эпилога:

Основная проблема борьбы со спамом заключается в том, что пользователи стали настолько тупыми, что их сложно отличить от спама.

Михаил Иосифович Веллер — этот современный российский писатель и философ. Является лауреатом многочисленных литературных премий. Михаил Веллер в своих литературных произведениях пытается донести до читателей собственную жизненную философию. В романе “Кассандра” он назвал ее “энерговитализмом”. Потом, спустя два года, он опубликовал сборник «Б. Вавилонская». В этой книге есть рассказ «Белый ослик» — в этом тексте Михаил Веллер исправил свой термин энерговитализм на другой — “энергоэволюционизм”.
Если вы любите читать, являетесь преданным поклонником фантастического творчества братьев Стругацких, тогда вам непременно стоит начать книги, которые пишет Михаил Веллер. Это очень проницательный и талантливый человек, которых в современном мире не так уж и много. Веллеровская книжка “Все о жизни» является фундаментальнейшим философским трудом, который писатель решил остроумно оформить в сократовской традиции. Михаил Веллер постоянно “прикидывается” простачком. Но он далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Он ерничает и пошучивает. Зато ему такое ехидство без проблем сходит с рук.
Когда принимаетесь читать эту книгу, то с удивлением отмечаете, что данный роман отвечает на многие вопросы, которые каждый из вас привык задавать себе с юных лет. Итак, что же такое любовь? А почему люди так много и так часто страдают? И по какой причине человек несчастен? В чем же смысл нашей земной жизни?
Знакомые вопросы? Принимайтесь читать книгу “Все о жизни», и вы потихоньку разберетесь со всеми выше обозначенными проблемами.
В 2003 году на российском РЕН ТВ выходила авторская Веллеровская телепрограмма, которая успешно продолжила тему его книги “Все о жизни». В 2007 году на Радио “России” были зачитаны многочисленные отрывки из романа “Все о жизни».
Роман “Все о жизни» достаточно большой. В нем девяносто шесть глав, поэтому заранее приготовьтесь к увлекательному и интересному чтению. Книжка во всех отношениях замечательная и читать ее невероятно легко и приятно. Особенно роман понравится людям, которые глубоко задумываются о смысле жизни. Интересно, что данное литературное произведение — это не сухое “навязывание” и изложение фактов и взглядов, которых в жизни придерживается сам Михаил Веллер. Это ошибочное мнение. Повествование снабжено огромным количеством жизненных ярких примеров, поэтому философский трактат доступен для понимания каждому человеку. Рассмотрение вечных проблем, которые издавна интересуют человечество, но в легкой и понятной форме, делает данную книгу отличным философским пособием по жизни. Это настоящая сокровищница интереснейших и мудрых мыслей.
Мы настоятельно рекомендуем читать книгу “Все о жизни” Михаила Веллера! Вы не пожалеете.
Будучи единственной законченной философской системой как в истории русской культуры, так и в мировой культуре второй половины XX века, энергоэволюционизм был отмечен как широким читателем (небывалые для подобной литературы тиражи), так и профессиональными кругами. Выступая с докладами о своей философской системе на конференциях и конгрессах всех уровней, автор был отмечен золотой медалью Всемирного философского форума в Афинах– 2010.
На нашем литературном сайте сайт вы можете скачать книгу Михаил Веллер «Все о жизни» бесплатно в подходящих для разных устройств форматах — epub, fb2, txt, rtf. Вы любите читать книги и всегда следите за выходом новинок? У нас большой выбор книг самых разных жанров: классика, современная фантастика, литература по психологии и детские издания. К тому же мы предлагаем интересные и познавательные статьи для начинающих писателей и всех тех, кто хочет научиться красиво писать. Каждый наш посетитель сможет найти для себя что-то полезное и увлекательное.


Михаил Веллер

Все о жизни

Аннотация

Без опыта, конечно, никак. Сам ничего не пережил – как ты можешь понимать тех, кто пережил, понимать жизнь? как можешь размышлять о ней? это будут, что называется, умозрительные построения: логически они могут быть верны, а эмоций человеческих, живых особенностей жизни будет им недоставать, и результат получится ошибочный.

Кто будет лучшим мэром города – профессор юрист или пройдоха бизнесмен? Второй, второй… Первый лучше знает в теории, как устроить, зато второй лучше знает практические особенности городского хозяйства и практические способы выполнения задач.

И без книг никак, что то ведь прочитать надо, это понятно, чтоб иметь необходимые какие то исходные знания в науках. Это соотношение: книги – личный опыт – размышление – вещь тонкая и индивидуальная. Один прочитал библиотеку и остался дурак дураком, другой прожил большую, разнообразную, интересную и тяжелую жизнь и ни хрена в ней так и не понял, третий думал думал и, имея гениальные способности, додумался аж до дифференциального исчисления или эволюционной теории, известных за века до него… Нужен некий баланс, гармония всех трех начал.

Тогда некто может додуматься, что из себя представляет мир и как он устроен. Ведь «тайнами мира» мы обычно называем то, что знать мы покуда не можем, или не хотим, или не умеем. Но в принципе понять можно все. Отчего нет?

И вот когда кто то постигает что то путем размышления, это называют: «теория», или «гипотеза», или «предположение», или «догадка». Позднее, убедившись, иногда говорят совсем обидно – «гениальная догадка». Мол, знать не мог, научно не обосновал, но верно ведь догадался, а! умненький был мальчик.

Нет. Догадка – это более или менее случайный тык в цель. А понимание – это понимание. Это цель в общей сетке панорамного прицела. Не поймаешь цель – промахнешься в жизни.

3. Познать свое место и роль в этом мире

О Господи! дай же мне сил бороться с тем, с чем я могу бороться, дай мне терпения смириться с тем, с чем я не могу бороться, и дай мудрости отличить одно от другого.

Общее место: в юности человеку свойственно переоценивать свои силы. Как сказал юморист, человек может все, пока он ничего не делает. Это что значит? Человек как то представляет себя, свои силы и возможности, и пока они не напряжены до предела – он этого предела не видит, не почувствовал, а знает только, что запас сил позволяет ему двигаться дальше, делать больше. А вот когда он, взрослея, сталкивается со все большими препятствиями, он и обнаруживает свой предел. То есть: он не столько переоценивает себя, сколько недооценивает еще не попробованные или вовсе неведомые ему препятствия.

А вот встретит самоуверенный юноша компанию здоровенных хулиганов – и сразу верно оценит свои силы: ему не победить, а компания изобьет его наверняка, надо или мириться, или подчиняться, или бежать, или собирать свою компанию, более сильную. Картина препятствия ясна – и становятся ясны свои роль и место в ситуации. Потому что обе стороны соотношения «я – мир» понятны.

Но разные люди поведут себя по разному. Физически сильный, но трус – сразу удерет. Хилый, но отчаянно храбрый – бросится в драку, зная, что все равно не победит. А третий решит не только сам войти в банду, но и сделаться ее главарем. Один в результате станет главой гангстеров, а другой – верховным судьей.

Один подросток сказал: мне наплевать, что такое этот мир и как он устроен, я хотел бы знать, как мне то в нем жить (Именно этому учил Конфуций). Он, бедолага, так и остался мучиться, не зная, как ему жить. Иначе и быть, разумеется, не могло. Будучи частью целого, мира, ты и не можешь понять, что такое эта малая часть, ты со своей судьбой, если не желаешь понять целое – весь мир и его устройство.