Скачать презентацию на тему химия и здоровье. Презентация на тему "химия и здоровье". Вопросы здоровьесбережения на уроках химии

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Химия и повседневная жизнь человека Химия, обладая огромными возможностями, создает не виданные материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Но та же химия может стать и опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной.

3 слайд

Описание слайда:

Домашняя аптечка Пероксид водорода - отличный антисептик. Нашатырный спирт водный раствор аммиака возбуждает дыхательный центр. Аспирин, или ацетилсалициловая кислота - один из препаратов, который широко применяют как жаропонижающие, противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство. Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы - это валидол, корвалол, нитро глицерин.

4 слайд

Описание слайда:

Моющие и чистящие средства В настоящее время широко используется синтетические моющие средства-детергенты. Основной является синтетические поверхностно-активные вещества-ПАВ, в которых длинный углеводородный предельный радикал соединен с сульфатной или сульфонатной группой. Кроме ПАВ, в СМС входят и другие компоненты: отбеливатель, смягчитель, пенообразователи, ароматические отдушки. Из кислородосодержащих отбеливателей наиболее распространены перборат натрия и перкарбонат натрия.

5 слайд

Описание слайда:

Химические средства гигиены и косметики Косметика и гигиена тесно соприкасаются, так как имеются косметические средства (лосьон, кремы, шампуни, гели), которые выполняют гигиеническую функцию. К важным гигиеническим средствам относится, прежде всего, мыла и моющие средства.

6 слайд

Описание слайда:

Средства ухода за зубами Важнейшим средством ухода за зубами являются зубные пасты. Основные компоненты зубной пасты следующие: абразивные, связующие, пенообразующие вещества и загустители. Первые из них обеспечивают механическую очистку зубов от налета и полировку. Чаще всего в качестве абразива применяют химически осажденный карбонат кальция, а также фосфаты кальция и полимерный метафосфата натрия.

7 слайд

Описание слайда:

Дезодоранты Дезодоранты выпускают в твердом виде, шариковые и в аэрозольной упаковке. В аэрозольных баллонах используют сжиженные газы, температура кипения которого очень низка. Они легко переходят в газовую фазу и не только выталкивают основу из баллона, но, расширяясь, распыляют ее на мелкие капельки. Долгое время эту роль выполняли только фторхлоруглеводы.

8 слайд

Описание слайда:

Косметические средства Перламутровый эффект создают соли висмутила или слюда, содержащая около 40% оксида титана. В качестве красителя для волос используются разбавленные водные растворы хорошо растворимых солей свинца, серебра, меди, висмута. Осветление волос производят с помощью 3% раствора пероксида водорода. В состав красящих шампуней входят п-фенилендиамин, резорцин и другие аналогичные соединения.

9 слайд

Описание слайда:

Жиры Жиры составляют существенную часть нашей пищи. Они содержатся в мясе, рыбе, молочных продуктах, зерне. Компоненты природного жира,важными из них являются фосфатиды, стерины, витамины, пигменты и носители запаха. Фосфатиды-это фактически тоже сложные эфиры, но в их состав, в отличие от жиров, входят остатки фосфорной кислоты и аминоспирта. Стерины-природные полициклические соединения очень сложной конфигурации. Представителем является холестерин. Витамины. Ими богата печень рыбы и морского зверя, растительные жиры, а также сливочное масло. Пигменты-вещества, придающие окраску жирам. Носители запаха очень разнообразны и сложны по строению, их более 20 в составе сливочного масла.

10 слайд

Описание слайда:

Углеводы Углеводы-главные постановщики энергии организму человека. Глюкоза-моносахарид.Глюкоза легко усваивается организмом, ведь в ее молекуле атома углерода и водорода частично окислены-соединены с кислородом. Фруктоза-это тоже моносахарид, изомер глюкозы. Сахароза-дисахарид. В обычной жизни просто сахар. Лактоза-дисахарид. Крахмал-полисахарид, состоящий из множества звеньев, которые представляют собой остатки молекул глюкозы. Гликоген по строению похож на крахмал, но отличатся от него большей разветвленностью молекул. Целлюлоза-растительный полисахарид, состоящий из множества звеньев, которые представляют собой остатки молекул глюкозы.

11 слайд

«Химия и здоровье человека»МБОУ «Кижингинская средняя
общеобразовательная школа
им.Х.Намсараева»
«ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ
ЧЕЛОВЕКА»
Выполнила: Намсараева Д. 10 «Б»
Руководитель: Манхирова Надежда Романовна

Влияние бытовой химии на здоровье человека

ВЛИЯНИЕ БЫТОВОЙ ХИМИИ
НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Стирального порошка, эффективно отстирывающего вещи -
большинство семей используют Миф, Сорти, Тайд, Ариель,
Дени, Персил, Пемос, Дося, Лотос, Аистенок, Ушастый нянь;
Различных видов чистящих и моющих средств на кухне или в
ванной комнате: Пемоксоль, Биолан, Пемолюкс, Доместос, Ас;
Для мытья посуды: Сорти, Фери, Миф, Биолан и пр.;
средств а для очистки окон и зеркал, освежители воздуха,
средства для чистки ковров, для борьбы с насекомыми,
средства личной гигиены.

Вред бытовой химии

ВРЕД БЫТОВОЙ ХИМИИ
Влияние бытовой химии на экосистему;
Пагубное влияние бытовой химии на здоровье
человека, что приводит к возникновению
хронических заболеваний.

Опасные химические соединения в бытовой химии

ОПАСНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ
СОЕДИНЕНИЯ В БЫТОВОЙ ХИМИИ
Самыми опасными для здоровья химическими
соединениями, часто используемыми в товарах
бытового назначения, являются:
Хлор, хлорорганические соединения - в
чистящих, моющих средствах;
Фосфаты и фосфонаты - в стиральных порошках;
ПАВ - в моющих и чистящих средствах;
Формальдегид - в средствах для мытья посуды,
средствах для очистки ковров (formaldehyd или
methanal, methylene oxide, oxymethylene);
Соляная кислота (hydrochloric acid) - в чистящих
средствах.

Хлор и хлорорганические соединения

ХЛОР И ХЛОРОРГАНИЧЕСКИЕ
СОЕДИНЕНИЯ
Хлор и его соединения находятся во многих средствах:
отбеливатели - АСЕ, БОС (хлорсодержащие отбеливатели)
моющие для посудомоечных машин и ручного мытья посуды (Prill)
дезинфицирующие средства - Белизна, Comet (гель или порошок
с хлоринолом), Доместос (очень сильно концентрированное
средство, практически «яд» для органов дыхательной системы,
использовать в быту нельзя)
средства по борьбе с плесенью.

Заболевании при воздействии хлора на организм

ЗАБОЛЕВАНИИ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ
ХЛОРА НА ОРГАНИЗМ
Гипертония
Анемия
Заболевания сердечно-сосудистой системы
Развитие атеросклероза сосудов
Влияние на состояние волос и кожи
Аллергия, вплоть до бронхиальной астмы и
эмфиземы
Активация туберкулеза легких
Риск развития онкологии
Раздражающее действие на слизистые
дыхательных путей и глаз.

Другие вредные соединения, опасные для здоровья

ДРУГИЕ ВРЕДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ,
ОПАСНЫЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Гипохлорит натрия
Нефтяные дистилляторы
Нитробензол
Нашатырный спирт
Формальдегид
Фенолы и крезолы

Альтернативная химия

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ХИМИЯ
Мыльный раствор - хорошо отмывает жировые пятна
с посуды;
раствор лимонной кислоты - удаляет налёт, ржавчину
эмалированных поверхностей;
уксусная эссенция - может быть использована,
как дезинфицирующее средство при
мытье сантехники;
сода - борется с окислением металлических
предметов;
Горчичный порошок – для мытья посуды.

Слайд 2

Улучшить здоровье детей - задача для школы непосильная. Целью работы школьного коллектива может быть только охрана и сохранение здоровья, мотивация участников образовательного процесса на здоровый образ жизни.

Слайд 3

Вопросы здоровьесбережения на уроках химии

Слайд 4

Формыработы

Введение вопросов здоровьесбережения в содержание урока: Уроки здоровья «Питание и здоровье», о наркотических веществах, о табаке и курении; повторно-обобщающие уроки Частичное введение некоторых вопросов в содержание урока – значение изучаемых в теме веществ для организма человека, правила обращения с веществами Введение материала в содержание расчетных задач Факультативные занятия и кружковая работа.

Слайд 5

Из приведенного ниже перечня выпишите отдельно названия веществ и названия тел, соблюдая порядок, в котором они написаны: ручка, стекло, стакан, олово, карандаш, тарелка, керамика, очки, ртуть, алюминий, тальк. Составив слово из первых букв веществ, вы узнаете, кто является автором строк «Здоровье – это не все, но все без здоровья ничто», Ответ: Стекло, Олово, Керамика, Ртуть, Алюминий, Тальк

Слайд 6

Запишите русские названия химических элементов: Ba, Al, Ni, N, Na. Из первых букв названий вы узнаете фрукт, который рекомендуют для профилактики агрессивных проявлений; Ответ: Банан. но его лучше не есть натощак, так как это способствуют образованию газов. Оказывается, у замороженного фрукта вкус такой же, как и у ванильного мороженного, он не менее сладок, а калорий и жира в нем значительно меньше.

Слайд 7

Задачи на основные понятия и законы химии

Определить в каком количестве вещества меди содержится 31 10²³ атомов. Ответ вам подскажет суточную потребность организма в меди (в миллиграммах). Медь участвует в синтезе гемоглобина и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови. Решение: n (Cu) = 31 10²³ / 6,02 10²³ = 5 (моль) Ответ: 5мг

Слайд 8

Содержание химических элементов в органах человека

Зная, количественное содержание химических элементов в организме человека, их значение возможно составление различных задач.

Слайд 9

Задачи на основные понятия и законы химии

Какое количество вещества составляет углекислый газ, занимающий объем 134,4 л. Вычислив, вы узнаете, сколько минут жизни забирает одна выкуренная сигарета. Решение: Vm (CO2) = 22,4 моль/л n(CO2) = 134,4 / 22,4 = 6 (моль). Ответ: Одна выкуренная сигарета отнимает 6 мин. жизни.

Слайд 10

Величину шума в децибелах, ведущего к полной глухоте, если в нем прибывать несколько часов, вы узнаете, вычислив молярную массу сульфида алюминия. Нормальный уровень шума составляет величину, равную массе 0,2 моль сульфида алюминия. Решение: М (Al2S3)= 150 г/ моль Масса 0,2 моль Al2S3 = 30 г. Ответ: Величина шума, вызывающая глухоту равна 150 дБ. Нормальный уровень шума – 30 дБ. Громкость звука музыкальных усилителей на дискотеках 110 дБ

Слайд 11

Вычислите, какое количество вещества составляет: а) вода массой 162 грамма, б) вода массой 180 граммов. Полученные ответы подскажут вам, какое количество часов для сна необходимо школьнику среднего звена, чтоб полноценно отдохнуть. Ответ: продолжительность сна учащихся среднего звена 9-10 часов, старшеклассников не менее 8,5 часов

Слайд 12

Многовариантные задачи

Вычислите какое количество вещества составляет а) оксид кальция массой 5,6г б) оксид калия массой - 4,7 г в) оксид серы (IV) массой – 16 г г) оксид серы (VI) массой- 5,12г д) оксид цинка – 81г Ответ вам подскажет, сколько мг витаминов содержится в 100г молока. Решение: а) витамина А -0,10 мг б) витамина В1- 0,05 мг в) витамина В2 – 0,17 мг г) витамина РР – 0,08 мг д) витамина С -1,00 мг

Слайд 13

Вычислив массовые доли химических элементов в молекуле этилового спирта, вы узнаете, какие заболевания возникают вследствие злоупотребления алкоголем. Ответы задачи соответствуют цифрам заболеваний: 0,2 – грипп, насморк; 0, 52 – язвенная болезнь, энурез; 0,13 – слабоумие, галлюцинации; 0,48 – плоскостопие; 0,35 - импотенция Решение: M (C2H6O) = 24 + 6 + 16 = 46 ω (С) = 24 / 46 = 0,52 ω (Н) = 6 / 46 = 0,13 ω (О) = 16 / 46 = 0,35 У одноатомных спиртов с увеличением числа атомов углерода в молекуле нарастает их гемолитическое действие (гемолиз - разрушение эритроцитов крови с выделением гемоглобина во внешнюю среду). Спирты – гемолитические яды (как, например, змеиные яды)

Слайд 14

Составьте уравнения химических реакций, и по количеству веществ, участвующих в реакции, вы сможете определить продукты, которые а) стимулируют обмен веществ в мозге и этим облегчают процесс заучивания карбонат натрия и соляная кислота: 1-морковь; 2- ананас; 3- горох; 4 – хлеб б) облегчают восприятие информации и восстанавливают силы алюминий с раствором серной кислоты: 1- помидор; 2- лимон; 3- грейпфрут; 4 – сосиски в) нейтрализуют отрицательные эмоции: железо с хлором: 1- огурец; 2- банан; 3- клубника; 4 - яблоко Ответ: а) морковь и ананас (Na2CO3 + 2 HCl →); б) лимон – облегчает восприятие информации, грейпфрут восстанавливает силы (2Al + 3 H2SO4 →); в) банан и клубника (2Fe + 3 Cl2 →)

Слайд 15

Многовариантные задачи

Запишите уравнения химических реакции и по числу электронов, участвующих в процессе окисления, определите, как влияет окружающие цвета на состояние человека: 1. Окисление алюминия красный: 1-грусть, 2-спокойствие, 3-активность и раздражительность, 4 – собранность 2. Взаимодействие цинка с соляной кислотой желтый – 1 рассеянность, 2-активность и оптимизм, 3-пассивность и слабость, 4 – тоска 3. Взаимодействие железа с хлором зеленый- 1- возбуждение, 2 -агрессивность, 3- спокойствие, 4 – утомление 4. Горение серы синий – 1- агрессивность, 2- открытость, 3- раздражительность, 4 – нежность Ответ: 1. Аl – 3e → Al+3 красный: 3 – активность и раздражительность 2. Zn – 2e → Zn+2желтый: 2 - активность и оптимизм 3. Fe – 3e → Fe+3зеленый: 3 - спокойствие 4. S – 4e → S+4 синий: 4 - нежность По мнению ученых, цвет и интерьер комнаты отражают привычки человека, во многом определяя его настроение и самочувствие. Выбирая цветовую гамму комнаты, надо принимать во внимание и ее освещенность. Достаточная освещенность снимает утомление.

Слайд 16

Многовариантные задачи

Запишите уравнения химических реакции: а) окисления фосфора (V) б) горения аммиака в отсутствии катализатора в) окисления аммиака в присутствии платинового катализатора г) разложения нитрата железа(III) уравняйте, сложите коэффициенты в уравнениях химических реакции и вы узнаете: а) в какое время у человека наивысшая работоспособность. б) в какое время у человека наибольшее утомление в) в какое время у человека вечерний подъем работоспособности г) когда необходимо прекращать всякую деятельность Использование полученных знаний о биологических ритмах при составлении режима дня позволит достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма к утомлению. Ответ: а) 4Р + 5О2 = 2 Р2О5 (11часов) б) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O (15 часов) в) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O (19 часов) г) 4Fe (NO3)3 = 2 Fe2O3 + 12 NO2 + 3 O2 (21 час)

Слайд 17

Эвристические задачи

Сульфат бария используют в медицине как рентгено- контрастное средство, но в нем недопустима примесь карбоната бария. Известны случаи отравления, если в сульфате бария присутствовала примесь карбоната бария. Объясните причину отравления и как его избежать. Решение: Сульфат бария считается безвредным, так как он не растворим в воде. Но ион бария очень токсичен, Если в сульфате бария присутствует примесь карбоната бария, то, попав в кислотную среду желудка, ион бария будет переходить в раствор: BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + CO2+ H2O BaCO3 +2Н+=Ba²++CO2+ H2O Для избавления от примесей возможно приготовление суспензии не в дистиллированной воде, а в сульфатных растворах, например, в растворе сульфата натрия. То есть, необходимо перевести все примеси соединений бария в нерастворимый сульфат.

Слайд 18

Задачи на растворы

Для рентгеновского исследования желудка больному дают выпить суспензию сульфата бария. Почему используют именно сульфат, а не хлорид? Как можно получить сульфат бария, используя серную кислоту? Какую массу 49% серной кислоты нужно взять для получения 100 г сульфата бария? Решение: Хлорид бария – растворимая соль, она будет в виде ионов, а сульфат бария в виде суспензии возможно «уловить» рентгеновским аппаратом. H2SO4 + BaCl2 = 2НCl + Ba SO4↓ n(Ba SO4) = 100/233 = 0,429 (моль) n (H2SO4) = 0, 429 моль по уравнению. m (H2SO4) = 0,429 98 = 42 (г) m р-ра (H2SO4) = 42 0,49 = 20,6 (г)

Слайд 19

Задачи на растворы

Глюкозу в медицине используют в виде растворов различной концентрации, которые служат источником жидкости и питательного материала, а также способствуют обезвреживанию и выведению ядов из организма. Рассчитайте, в какой массе раствора глюкозы с массовой долей 5 % следует растворить 120г ее, чтобы получить раствор с массовой долей глюкозы 8 %. Решение: Пусть масса 5% раствора – х, тогда 0,05х + 120 = 0,08х + 120 · 0,08 110,4 = 0,03х х = 3680 необходимо 3680 г 5% раствора.

Слайд 20

Задачи, возникающие из жизнедеятельности школы. ГО и ЧС

В случае загрязнения атмосферы хлором, можно защититься марлевыми повязками, смоченными 5% раствором питьевой соды и подняться на верхний этаж здания школы. Объясните с химической точки зрения это явление. Решение: хлор тяжелее воздуха DвCl2= 71/29 =2,45 гидрокарбонат натрия – соль, образованная слабой кислотой и сильным основанием, идет гидролиз по аниону – среда щелочная, хлор нейтрализуется Сl2 + 2NaOH = NaCl + NaClO + H2O В случае загрязнения атмосферы аммиаком, надеть марлевые повязки, смоченные 3% раствором уксусной кислоты и располагаться на первых этажах. Объясните с химической точки зрения это явление. Решение: аммиак легче воздуха DвNH3 = 17/29 = 0,59 аммиак обладает основными свойствами и нейтрализуется уксусной кислотой: NH3 + CH3COOH = CH3COONH4

Слайд 21

Правила техники безопасности

Простейшим способом удаления пролившейся ртути является обработка загрязненного места йодной настойкой. Какую массу йодной настойки, содержащей 5% йода, нужно использовать для уничтожения 2г ртути. Решение: 2Hg + I2= Hg2I2 n(Hg)/2=n(I2)/1 n(Hg) = m (Hg) / M (Hg) n(I2) = m (I2) / M (I2) = ω (I2)х m (р-ра)/ M (I2) m (р - ра) = m (Hg) хM (I2) / {2 M (Hg) ω (I2) } m (р - ра) = 2.254./ {2.201/0,05}= 25,3 (г)

Слайд 22

« Домашние » задачи

Плохой уход за зубами, особенно несвоевременное удаление остатков пищи, - одна из причин кариеса. Почему для зубов особенно опасна углеводная пища (белый хлеб, печенье, сахар)? Ответ: многочисленные бактерии, находящиеся во рту, потребляют из пищи сахар. В ходе их жизнедеятельности при разложении углеводов образуется молочная кислота, которая повышает кислотность слюны, что разрушающе действует на эмаль и твердые ткани зубов. Чем больше во рту сахара, тем вероятнее развитие кариеса!!!

Слайд 23

« Домашние » задачи

При неправильном уходе за ротовой полостью зубы становятся очень чувствительны к горячей и холодной пище, но эти ощущения проходят, если два раза в день чистить зубы пастой, содержащей фтор. Как с химической точки зрения объяснить этот факт?. Ответ: Соединения фтора переводят Ca5OH(PO4)3 в CaF2 , а он, в свою очередь, адсорбируется на эмали, предохраняя ее от воздействия кислот, образующихся при разложении пищи. Также фторидные соединения подавляют жизнедеятельность бактерий, эмаль не разрушается и становится не чувствительной к горячей и холодной пище.

Слайд 24

В составе желудочного сока содержится соляная кислота. Избыток ее (повышенная кислотность) вызывает изжогу в организме. Если соляной кислоты ниже нормы, то у человека пониженная кислотность. При «изжоге» в домашних условиях часто принимают питьевую соду. Запишите уравнения химической реакции. Возможно ли с помощью питьевой соды навсегда избавиться от «изжоги». Почему? Ответ: NaHCO3 + HCl = NaCl + CO2 + H2O C помощью питьевой соды нельзя навсегда избавиться от «изжоги» так как временная нейтрализация кислоты ведет к дальнейшему увеличению ее образования: CO2 + H2O + Cl¯ → HCl +HCO3¯

Слайд 25

Перманганат калия –KMnO4 используется в медицине в виде 5% раствора для смазывания обожженных мест и как кровоостанавливающее средство. Определить массу перманганата калия и воды, необходимых для приготовления 50 г данного раствора. Более слабые растворы употребляются для полоскания рта и горла как дезинфицирующее средство вследствие его высокой окислительной способности. Решение: m(KMnO4) = 50 0,05 = 2,5 9 (г). m(H2O) = 50 – 2,5 = 47,5 (г)

Слайд 26

Какие вещества, находящиеся в домашней аптечке, как дезинфицирующие препараты, можноиспользовать для получения кислорода. Запишите уравнения химических реакций и условия их проведения: Решение: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 2H2O2 = 2H2O + O2 (tº выше 150º или медленное разложение при комнатной температуре)

Слайд 27

В домашней аптечке хранятся такие вещества как перманганат калия, нашатырный спирт, этиловый спирт. Обсудите возможность взаимодействия между ними. Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия, в которых они протекают. Что вы знаете об их использовании, как медицинских препаратов. Решение: 2KMnO4 + 3С2 Н5ОН = 2MnO2+ С Н3СНО + 2КОН + 2H2O (20-30º) 2KMnO4 + 2(NH3 H2O) конц. = 2MnO2 + N2+ 2KOH + H2O

Слайд 28

Используя вещества из домашней аптечки, ученик попытался провести химические реакции. Какие вещества ему необходимо взять, и при каких условиях провести химические реакции, если он предполагает получить следующие вещества (все продукты реакции указаны без коэффициентов) MnO2+ СН3СНО + КОН + H2O MnO2 + N2+ KOH + H2O

Слайд 29

Пурген (фенолфталеин) применяют как слабительное средство. Какую окраску приобретет пурген в растворах нашатырного спирта питьевой соды этилового спирта. Ответ мотивируйте. Ответ: Раствор аммиака – щелочь, раствор гидрокарбоната натрия имеет щелочную среду, поэтому, фенолфталеин приобретает малиновую окраску: HCO3- + H2O =H2CO3 + OH-

Слайд 30

Задачи можно:

предложить учащимся как химическую разминку в начале урока при закреплении нового материала как дополнительное задание во время контрольной работы как творческое задание по самостоятельному составлению задач или предложить подобрать к математическим расчетам материал по здоровьесбережению

Слайд 31

Материалы для составления задач:

Присутствие химических элементов в организме человека, в каких органах они находятся, их роль, токсичность, источники, суточная норма О роли некоторых веществ (вода, серебро, витамины) Применение неорганических веществ как лекарственных препаратов О химических явлениях в организме человека (буферные системы, электрохимические явления, явления диффузии и осмоса) Химия и гигиена О пище и пищевых продуктах Знаете ли вы, что…

Посмотреть все слайды

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Презентацию на тему "Химия и здоровье человека" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Химия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 31 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Химия и здоровье

Учитель химии высшей категории Чекмарева А.М.

Средняя школа №7 г. Сосновый Бор 2004

Слайд 2

Слайд 3

Вопросы здоровьесбережения на уроках химии

Слайд 4

Формы работы

Введение вопросов здоровьесбережения в содержание урока: Уроки здоровья «Питание и здоровье», о наркотических веществах, о табаке и курении; повторно-обобщающие уроки Частичное введение некоторых вопросов в содержание урока – значение изучаемых в теме веществ для организма человека, правила обращения с веществами Введение материала в содержание расчетных задач Факультативные занятия и кружковая работа.

Слайд 5

Задачи на основные понятия и законы химии

Из приведенного ниже перечня выпишите отдельно названия веществ и названия тел, соблюдая порядок, в котором они написаны: ручка, стекло, стакан, олово, карандаш, тарелка, керамика, очки, ртуть, алюминий, тальк. Составив слово из первых букв веществ, вы узнаете, кто является автором строк «Здоровье – это не все, но все без здоровья ничто», Ответ: Стекло, Олово, Керамика, Ртуть, Алюминий, Тальк

Слайд 6

Запишите русские названия химических элементов: Ba, Al, Ni, N, Na. Из первых букв названий вы узнаете фрукт, который рекомендуют для профилактики агрессивных проявлений; Ответ: Банан. но его лучше не есть натощак, так как это способствуют образованию газов. Оказывается, у замороженного фрукта вкус такой же, как и у ванильного мороженного, он не менее сладок, а калорий и жира в нем значительно меньше.

Слайд 7

Определить в каком количестве вещества меди содержится 31 10²³ атомов. Ответ вам подскажет суточную потребность организма в меди (в миллиграммах). Медь участвует в синтезе гемоглобина и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.

Решение: n (Cu) = 31 10²³ / 6,02 10²³ = 5 (моль) Ответ: 5мг

Слайд 8

Зная, количественное содержание химических элементов в организме человека, их значение возможно составление различных задач.

Слайд 9

Какое количество вещества составляет углекислый газ, занимающий объем 134,4 л. Вычислив, вы узнаете, сколько минут жизни забирает одна выкуренная сигарета.

Решение: Vm (CO2) = 22,4 моль/л n (CO2) = 134,4 / 22,4 = 6 (моль). Ответ: Одна выкуренная сигарета отнимает 6 мин. жизни.

Слайд 10

Величину шума в децибелах, ведущего к полной глухоте, если в нем прибывать несколько часов, вы узнаете, вычислив молярную массу сульфида алюминия. Нормальный уровень шума составляет величину, равную массе 0,2 моль сульфида алюминия.

Решение: М (Al2S3)= 150 г/ моль Масса 0,2 моль Al2S3 = 30 г. Ответ: Величина шума, вызывающая глухоту равна 150 дБ. Нормальный уровень шума – 30 дБ. Громкость звука музыкальных усилителей на дискотеках 110 дБ

Слайд 11

Вычислите, какое количество вещества составляет: а) вода массой 162 грамма, б) вода массой 180 граммов. Полученные ответы подскажут вам, какое количество часов для сна необходимо школьнику среднего звена, чтоб полноценно отдохнуть. Ответ: продолжительность сна учащихся среднего звена 9-10 часов, старшеклассников не менее 8,5 часов

Слайд 12

Многовариантные задачи

Вычислите какое количество вещества составляет а) оксид кальция массой 5,6г б) оксид калия массой - 4,7 г в) оксид серы (IV) массой – 16 г г) оксид серы (VI) массой- 5,12г д) оксид цинка – 81г Ответ вам подскажет, сколько мг витаминов содержится в 100г молока. Решение: а) витамина А -0,10 мг б) витамина В1- 0,05 мг в) витамина В2 – 0,17 мг г) витамина РР – 0,08 мг д) витамина С -1,00 мг

Слайд 13

Вычислив массовые доли химических элементов в молекуле этилового спирта, вы узнаете, какие заболевания возникают вследствие злоупотребления алкоголем. Ответы задачи соответствуют цифрам заболеваний: 0,2 – грипп, насморк; 0, 52 – язвенная болезнь, энурез; 0,13 – слабоумие, галлюцинации; 0,48 – плоскостопие; 0,35 - импотенция Решение: M (C2H6O) = 24 + 6 + 16 = 46 ω (С) = 24 / 46 = 0,52 ω (Н) = 6 / 46 = 0,13 ω (О) = 16 / 46 = 0,35 У одноатомных спиртов с увеличением числа атомов углерода в молекуле нарастает их гемолитическое действие (гемолиз - разрушение эритроцитов крови с выделением гемоглобина во внешнюю среду). Спирты – гемолитические яды (как, например, змеиные яды)

Слайд 14

Составьте уравнения химических реакций, и по количеству веществ, участвующих в реакции, вы сможете определить продукты, которые а) стимулируют обмен веществ в мозге и этим облегчают процесс заучивания карбонат натрия и соляная кислота: 1-морковь; 2- ананас; 3- горох; 4 – хлеб б) облегчают восприятие информации и восстанавливают силы алюминий с раствором серной кислоты: 1- помидор; 2- лимон; 3- грейпфрут; 4 – сосиски в) нейтрализуют отрицательные эмоции: железо с хлором: 1- огурец; 2- банан; 3- клубника; 4 - яблоко Ответ: а) морковь и ананас (Na2CO3 + 2 HCl →); б) лимон – облегчает восприятие информации, грейпфрут восстанавливает силы (2Al + 3 H2SO4 →); в) банан и клубника (2Fe + 3 Cl2 →)

Слайд 15

Запишите уравнения химических реакции и по числу электронов, участвующих в процессе окисления, определите, как влияет окружающие цвета на состояние человека: 1. Окисление алюминия красный: 1-грусть, 2-спокойствие, 3-активность и раздражительность, 4 – собранность 2. Взаимодействие цинка с соляной кислотой желтый – 1 рассеянность, 2-активность и оптимизм, 3-пассивность и слабость, 4 – тоска 3. Взаимодействие железа с хлором зеленый- 1- возбуждение, 2 -агрессивность, 3- спокойствие, 4 – утомление 4. Горение серы синий – 1- агрессивность, 2- открытость, 3- раздражительность, 4 – нежность Ответ: 1. Аl – 3e → Al+3 красный: 3 – активность и раздражительность 2. Zn – 2e → Zn+2 желтый: 2 - активность и оптимизм 3. Fe – 3e → Fe+3 зеленый: 3 - спокойствие 4. S – 4e → S+4 синий: 4 - нежность По мнению ученых, цвет и интерьер комнаты отражают привычки человека, во многом определяя его настроение и самочувствие. Выбирая цветовую гамму комнаты, надо принимать во внимание и ее освещенность. Достаточная освещенность снимает утомление.

Слайд 16

Запишите уравнения химических реакции: а) окисления фосфора (V) б) горения аммиака в отсутствии катализатора в) окисления аммиака в присутствии платинового катализатора г) разложения нитрата железа(III) уравняйте, сложите коэффициенты в уравнениях химических реакции и вы узнаете: а) в какое время у человека наивысшая работоспособность. б) в какое время у человека наибольшее утомление в) в какое время у человека вечерний подъем работоспособности г) когда необходимо прекращать всякую деятельность Использование полученных знаний о биологических ритмах при составлении режима дня позволит достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма к утомлению. Ответ: а) 4Р + 5О2 = 2 Р2О5 (11часов) б) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O (15 часов) в) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O (19 часов) г) 4Fe (NO3)3 = 2 Fe2O3 + 12 NO2 + 3 O2 (21 час)

Слайд 17

Эвристические задачи

Сульфат бария используют в медицине как рентгено- контрастное средство, но в нем недопустима примесь карбоната бария. Известны случаи отравления, если в сульфате бария присутствовала примесь карбоната бария. Объясните причину отравления и как его избежать. Решение: Сульфат бария считается безвредным, так как он не растворим в воде. Но ион бария очень токсичен, Если в сульфате бария присутствует примесь карбоната бария, то, попав в кислотную среду желудка, ион бария будет переходить в раствор: BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + CO2 + H2O BaCO3 + 2Н+ = Ba²+ + CO2 + H2O Для избавления от примесей возможно приготовление суспензии не в дистиллированной воде, а в сульфатных растворах, например, в растворе сульфата натрия. То есть, необходимо перевести все примеси соединений бария в нерастворимый сульфат.

Слайд 18

Задачи на растворы

Для рентгеновского исследования желудка больному дают выпить суспензию сульфата бария. Почему используют именно сульфат, а не хлорид? Как можно получить сульфат бария, используя серную кислоту? Какую массу 49% серной кислоты нужно взять для получения 100 г сульфата бария?

Решение: Хлорид бария – растворимая соль, она будет в виде ионов, а сульфат бария в виде суспензии возможно «уловить» рентгеновским аппаратом. H2SO4 + BaCl2 = 2НCl + Ba SO4↓ n (Ba SO4) = 100/233 = 0,429 (моль) n (H2SO4) = 0, 429 моль по уравнению. m (H2SO4) = 0,429 98 = 42 (г) m р-ра (H2SO4) = 42 0,49 = 20,6 (г)

Слайд 19

Глюкозу в медицине используют в виде растворов различной концентрации, которые служат источником жидкости и питательного материала, а также способствуют обезвреживанию и выведению ядов из организма. Рассчитайте, в какой массе раствора глюкозы с массовой долей 5 % следует растворить 120г ее, чтобы получить раствор с массовой долей глюкозы 8 %.

Решение: Пусть масса 5% раствора – х, тогда 0,05х + 120 = 0,08х + 120 · 0,08 110,4 = 0,03х х = 3680 необходимо 3680 г 5% раствора.

Слайд 20

Задачи, возникающие из жизнедеятельности школы. ГО и ЧС

В случае загрязнения атмосферы хлором, можно защититься марлевыми повязками, смоченными 5% раствором питьевой соды и подняться на верхний этаж здания школы. Объясните с химической точки зрения это явление. Решение: хлор тяжелее воздуха DвCl2= 71/29 =2,45 гидрокарбонат натрия – соль, образованная слабой кислотой и сильным основанием, идет гидролиз по аниону – среда щелочная, хлор нейтрализуется Сl2 + 2NaOH = NaCl + NaClO + H2O

В случае загрязнения атмосферы аммиаком, надеть марлевые повязки, смоченные 3% раствором уксусной кислоты и располагаться на первых этажах. Объясните с химической точки зрения это явление. Решение: аммиак легче воздуха Dв NH3 = 17/29 = 0,59 аммиак обладает основными свойствами и нейтрализуется уксусной кислотой: NH3 + CH3COOH = CH3COONH4

Слайд 21

Правила техники безопасности

Простейшим способом удаления пролившейся ртути является обработка загрязненного места йодной настойкой. Какую массу йодной настойки, содержащей 5% йода, нужно использовать для уничтожения 2г ртути. Решение: 2Hg + I2 = Hg2I2 n(Hg)/2=n(I2)/1 n (Hg) = m (Hg) / M (Hg) n(I2) = m (I2) / M (I2) = ω (I2) х m (р-ра)/ M (I2) m (р - ра) = m (Hg) х M (I2) / {2 M (Hg) ω (I2) } m (р - ра) = 2.254./ {2.201/0,05}= 25,3 (г)

Слайд 22

« Домашние » задачи

Плохой уход за зубами, особенно несвоевременное удаление остатков пищи, - одна из причин кариеса. Почему для зубов особенно опасна углеводная пища (белый хлеб, печенье, сахар)?

Ответ: многочисленные бактерии, находящиеся во рту, потребляют из пищи сахар. В ходе их жизнедеятельности при разложении углеводов образуется молочная кислота, которая повышает кислотность слюны, что разрушающе действует на эмаль и твердые ткани зубов. Чем больше во рту сахара, тем вероятнее развитие кариеса!!!

Слайд 23

При неправильном уходе за ротовой полостью зубы становятся очень чувствительны к горячей и холодной пище, но эти ощущения проходят, если два раза в день чистить зубы пастой, содержащей фтор. Как с химической точки зрения объяснить этот факт?. Ответ: Соединения фтора переводят Ca5OH(PO4)3 в CaF2 , а он, в свою очередь, адсорбируется на эмали, предохраняя ее от воздействия кислот, образующихся при разложении пищи. Также фторидные соединения подавляют жизнедеятельность бактерий, эмаль не разрушается и становится не чувствительной к горячей и холодной пище.

Слайд 24

В составе желудочного сока содержится соляная кислота. Избыток ее (повышенная кислотность) вызывает изжогу в организме. Если соляной кислоты ниже нормы, то у человека пониженная кислотность. При «изжоге» в домашних условиях часто принимают питьевую соду. Запишите уравнения химической реакции. Возможно ли с помощью питьевой соды навсегда избавиться от «изжоги». Почему?

Ответ: NaHCO3 + HCl = NaCl + CO2 + H2O C помощью питьевой соды нельзя навсегда избавиться от «изжоги» так как временная нейтрализация кислоты ведет к дальнейшему увеличению ее образования: CO2 + H2O + Cl¯ → HCl + HCO3¯

Слайд 25

Перманганат калия –KMnO4 используется в медицине в виде 5% раствора для смазывания обожженных мест и как кровоостанавливающее средство. Определить массу перманганата калия и воды, необходимых для приготовления 50 г данного раствора. Более слабые растворы употребляются для полоскания рта и горла как дезинфицирующее средство вследствие его высокой окислительной способности. Решение: m(KMnO4) = 50 0,05 = 2,5 9 (г). m(H2O) = 50 – 2,5 = 47,5 (г)

Слайд 26

Какие вещества, находящиеся в домашней аптечке, как дезинфицирующие препараты, можно использовать для получения кислорода. Запишите уравнения химических реакций и условия их проведения:

Решение: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 2H2O2 = 2H2O + O2 (tº выше 150º или медленное разложение при комнатной температуре)

Слайд 27

В домашней аптечке хранятся такие вещества как перманганат калия, нашатырный спирт, этиловый спирт. Обсудите возможность взаимодействия между ними. Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия, в которых они протекают. Что вы знаете об их использовании, как медицинских препаратов.

Решение: 2KMnO4 + 3С2 Н5ОН = 2MnO2 + С Н3СНО + 2КОН + 2H2O (20-30º) 2KMnO4 + 2(NH3 H2O) конц. = 2MnO2 + N2 + 2KOH + H2O

Слайд 28

Используя вещества из домашней аптечки, ученик попытался провести химические реакции. Какие вещества ему необходимо взять, и при каких условиях провести химические реакции, если он предполагает получить следующие вещества (все продукты реакции указаны без коэффициентов)

MnO2 + СН3СНО + КОН + H2O MnO2 + N2 + KOH + H2O

Слайд 29

Пурген (фенолфталеин) применяют как слабительное средство. Какую окраску приобретет пурген в растворах нашатырного спирта питьевой соды этилового спирта. Ответ мотивируйте. Ответ: Раствор аммиака – щелочь, раствор гидрокарбоната натрия имеет щелочную среду, поэтому, фенолфталеин приобретает малиновую окраску: HCO3- + H2O = H2CO3 + OH-

Слайд 30

Задачи можно:

предложить учащимся как химическую разминку в начале урока при закреплении нового материала как дополнительное задание во время контрольной работы как творческое задание по самостоятельному составлению задач или предложить подобрать к математическим расчетам материал по здоровьесбережению

Слайд 31

Материалы для составления задач:

Присутствие химических элементов в организме человека, в каких органах они находятся, их роль, токсичность, источники, суточная норма О роли некоторых веществ (вода, серебро, витамины) Применение неорганических веществ как лекарственных препаратов О химических явлениях в организме человека (буферные системы, электрохимические явления, явления диффузии и осмоса) Химия и гигиена О пище и пищевых продуктах Знаете ли вы, что…

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.