Профессия "фермер". Классный час на тему "профессии моего села" Человек который занимается сельским хозяйством

Министр образования и науки Ольга Васильева считает, что новый цикл уроков по профессиональной навигации для старшеклассников, который начался сегодня в МИСиС и собрал более 18 тысяч школ, будет интересен школьникам и их родителям.

"Главная задача уроков - рассказать детям о тех профессиях, которые необходимы стране. Причём рассказать современным, интересным и понятным языком. Эти уроки - профессиональное ориентирование в новом формате. Я думаю, что уроки будут интересны и понятны ребятам и получат одобрение школьной и родительской аудитории", - рассказала министр.

Миллион из пробирки

Каждый из нас съедает за год 105 килограммов овощей, 88 килограммов мяса, 98 - хлеба и выпивает 270 литров молока. Где взять столько еды на всех? Как вырастить из одной малюсенькой пробирки ? Какие овощи лучше - из бабушкиного огорода или из промышленной теплицы? Зачем агрохолдингам штат пчеловодов? Какие профессии в сельском хозяйстве больше всего нужны? Об этом ученикам российских школ рассказали на Всероссийском открытом интернет-уроке "Что ты знаешь о еде?".

Этот необычный урок - часть профориентационного проекта Минобрнауки ПроеКТОриЯ. Он прошел в Центре прототипирования высокой сложности МИСиС.

Вы знаете, что такое теплицы пятого поколения и сколько там в штате шмелей? - спрашивает учеников, которые сидят в зале, директор центра Владимир Пирожков. - Пока вы думаете, хочу обратиться к тем, кто у нас на видеосвязи: проголосуйте за те профессии, которые будут самыми востребованными.

В современных теплицах нужны не только овощеводы, но и айтишники. Оказывается, промышленные теплицы сейчас - это высокотехнологичное производство. К примеру, там каждый день измеряют, как рост растений зависит от разных условий: сегодня дали чуть больше света, завтра - углекислого газа, через два дня пустили капельный полив, изменили состав подкормки. Через неделю изменили все показатели сразу. Одним словом, эксперимент идет каждый день. Машина все данные обрабатывает и анализирует.

Мы снимаем 200 показателей, 150 из них - автоматизированно. Держим для опыления тысячу шмелей. Они хорошо видят только при солнечном свете, поэтому в пасмурные дни подсвечиваем им ультрафиолетом дорогу в улей, - рассказывает председатель совета директоров одного из холдингов Дмитрий Лашин. Между прочим, он в прошлом айтишник, кандидат физико-математических наук. - Считаю, что в теплице получит серьезное развитие робототехника. Сейчас овощеводы вручную собирают каждый день 6 тысяч огурцов, а надо создать робота, которые делал бы эту работу за человека.

Кто вам сегодня больше всего нужен? - спрашивает один из выпускников.

Маркетологи. Люди пока не верят, что овощи из теплицы не хуже, чем с грядки. Но если у бабушки на огурцах завелась тля, она ее будет травить ядом. У нас это невозможно.

Зарплата маркетолога - 150 тысяч и выше. Селекционеры получают поменьше. В Тамбовской области, допустим, около 50 тысяч, зато какие перспективы!

Как вы думаете, какая яблоня для сада лучше - маленькая или большая? - На сцену выходит второй лектор - проректор Мичуринского аграрного университета Елена Симбирских. - Маленькая - карликовая или полукарликовая. 90 процентов затрат приходится на уборку урожая, а собирать урожай с невысоких яблонь проще. Еще секрет: чем плотнее схема посадок - тем выше урожай. Вопрос недалекого будущего - персонифицированное питание, им занимаются нутрициологи - ученые, которые исследуют, как в организме усваивается пища. Такие специалисты будут очень востребованы.

А можно печатать продукты на 3D принтере? - задают вопрос из зала.

Смотря какие. Мы уже выпускаем чипсы из земляники, из смородины, причем такие, которые заменяют привычные витамины. Думаю, в ближайшее время появятся, например, витаминизированные яблоки. Съел такое - получил полный дневной набор витаминов и микроэлементов, - отвечает Елена Симбирских.

В современных теплицах нужны не только овощеводы, но и айтишники, робототехники и биотехнологи. Каждый день идет эксперимент

В Тимирязевской сельхозакадемии придумали печенье из льна и знают, как вырастить миллион деревьев из одной пробирки.

И все растения из этой пробирки не заражены вирусами, а значит, долго не будут болеть, - уточняет ректор академии Галина Золина, показывая школьникам пробирку с будущими лесами. - Нам нужны инженеры, агрономы, но к каждой профессии появится приставка "исследователь".

Идет вопрос по видеосвязи. "Не получится ли так, что людей в сельском хозяйстве заменят роботы и беспилотники?" - интересуется Роман, ученик 49 школы из Ярославля.

Ему отвечает Кирилл Алифанов, представитель крупного агрохолдинга страны:

В ближайшие 50 лет - нет. Но без техники и технологий не обойтись. Смотрите, в свинокомплексе 50 тысяч свиней. Есть приборы, которые фиксируют уровень шума. Допустим, одна свинка заболела - уровень шума меняется, прибор это фиксирует, животное лечат. Еще пример: 20 процентов урожая зерна гибнет от грызунов. Что делать? Травить поле нельзя. Выручает дрон. Он летит, обнаруживает очаги скопления грызунов. Следом идет другой дрон, который целенаправленно кидает к норе яд.

По словам Кирилла Алифанова, агрохолдингам нужны агрономы, селекционеры, механизаторы, которые знают информационные технологии.

Всероссийский урок подходит к концу. На экране - итоги опроса. Школьники считают, что в самое ближайшее время исчезнут профессии доярки, пастуха и сборщика ягод. Зато будут нужны биотехнологии, агрономы, робототехники и агроинженеры.

Может, доярки и исчезнут, а вот пастухи пока очень нужны. В интернете полно объявлений из всех регионов. Зарплата - от 10 до 25 тысяч. Правда, все чаще работодатели вместо пастуха хотят принять на работу "человека, ответственного за выпас скота".

Расписание следующих Всероссийских открытых уроков

Начало занятий - в 10:00 по московскому времени.

Между тем

Похимичим?

Сибирских ученых попросили подумать, как изменить школьные программы по химии и биологии. Такие предложение сделал им вице-премьер правительства Аркадий Дворкович. Возможно, в школьную программу будут включены основы биомедицины, которая очень активно развивается сегодня и интересна подросткам. С тем, что надо менять подходы к преподаванию биологии и химии согласны в минсельхозе. Развитие биотехнологий приобретает огромное значение, но нужных знаний недостаточно.

Действительно, программы по химии и биологии в последние годы мало менялись. С биологией ситуация еще терпимая, а с химией - беда. Этот предмет считается одним из самых сложных в школе, он требует абстрактного мышления и хороших знаний по физике и математике. Плюс дорогостоящее лабораторное оборудование. Учебники многим школьникам кажутся слишком трудными. Но парадокс - ЕГЭ по химии ученики сдают очень хорошо. Это объясняется просто. В классе остается пять-шесть учеников, которым по зубам этот предмет, учитель кидает на них все силы и, как правило, есть результат.

Ольга Андрюшкова, заведующая лабораторией 
научных основ обучения химии химического факультета МГУ:

Учебники не кажутся мне слишком трудными, но детей, во-первых, надо заинтересовать предметом, а потом уже давать теоретические знания. Как заинтересовать? Например, проведением интересных опытов или квестов. Чем младше школьники, тем больше с ними надо использовать элементов игры. С ребятами постарше можно обсудить, например, проблему обнаружения на Аляске залежей ртути, которая в случае глобального потепления может быть небезопасной. Как это может сказаться на здоровье людей? К каким последствиям это может привести? Только созданием новой линейки учебников проблему химического и естественно-научного образования не решить. Потребуются и электронные ресурсы. Важно уметь грамотно сочетать видео, например, дорогостоящих или не совсем безопасных экспериментов с выполнением простых опытов на лабораторных работах в классе. Виртуальные лаборатории могут помочь там, где нет оборудования для иллюстрации технологических процессов, природных явлений или для того, чтобы заглянуть в микромир. Однако следует помнить что, иногда самый простой опыт в лаборатории принесет больше пользы, чем видео на экране.

В программах надо учитывать технологические задачи, которые стоят сейчас перед страной. Различные разделы химии входят в учебные планы по подготовке, например, геологов, биологов, физиков, географов, медиков. Востребованы специалисты со знанием химии в направлениях, развивающихся на стыке наук - биохимии, физхимии, химфизики, биоинженерии и других.

Можно написать прекрасные учебники, подготовить электронные ресурсы, оборудовать лаборатории, но если не будет грамотного учителя, то результата не будет. Учителей химии в школах не хватает. Мне приходилось слышать от студентов, что в школе химию у них вел учитель труда.

Светлана Половникова, учитель химии, гимназия № 7, Лыткарино, Московская область:

Каждый год по разным причинам уменьшается количество часов на химию. Получается, что каждый урок у нас - новая тема, на применение, отработку новых знаний времени нет. Задачи решаем только один раз за три урока, некогда ставить опыты и эксперименты, которые так интересны детям. Упрощать содержание курса химии я бы не стала. Классические темы должны быть изучены в полном объеме. Кто же научит будущих студентов технических вузов основным понятиям?! Вот и приходится изворачиваться, придумывать новые методы. Начинаем изучение химии пропедевтическим курсом, согласно требованиям стандарта, еще в шестом и седьмом классах. Проводим предметные недели, знакомство учеников начальной школы с волшебной наукой о превращении веществ. Старшеклассникам рекомендую выполнять различные научно-исследовательские проекты. Некоторым кажется, что учебник химии для 8-го класса слишком сложный? Возможно да!

Какие ошибки чаще всего делают выпускники на ЕГЭ по химии и биологии

Не все ученики хорошо знают даже на базовом уровне химические свойства органических и неорганических веществ, поэтому не могут составлять уравнения реакций, выполнять расчетные задачи. Многие не знают названия химических процессов. Вызывают трудность задания, где надо прогнозировать изменения, которые могут произойти в процессе эксперимента. Даже сильные ученики "плавают" на вопросах, которые касаются реальной жизни: не знают, как получают химические вещества промышленным способом, как они применяются и для чего? Одним словом, затруднения вызывают вопросы, требующие анализа.

ЕГЭ по биологии показал - школьники плохо знают методы генной инженерии и селекции, есть ошибки в задачах на определение хромосомного набора клеток. Есть проблемы разделом "цитология". Выпускники не умеют анализировать биологическую информацию о клетке, генетическом коде, не могут српавнивать разные группы и находить общие признаки. Трудности вызывает задание, где необходимо дополнить таблицу и определить признаки генной, хромосомной, геномной мутации.

Инфографика РГ / Леонид Кулешов / Ирина Ивойлова

Выбор сельскохозяйственной профессии

Выбор сельскими школьниками их будущей профессии во многом зависит от мнений и советов родителей.

Хоть дворником, но в городе! - так с некоторым даже вызовом как бы подвел черту под нашей довольно продолжительной беседой человек в одном из сельсоветов Выгоничского района, что на Брянщине. А обсуждали мы с ним причины постарения сельского населения. Продолжает молодежь уходить в город... По этому показателю наша область - в первых рядах.

Пока разговор шел вообще, мы с моим собеседником легко находили общий язык. Но вот я спросила его, каким видится ему будущее его собственных детей-старшеклассников. Тут и последовало то самое - «хоть дворником...». Признаюсь, меня это не слишком удивило. Лишний раз убедилась: такая позиция характерна для сельских жителей Брянской области. Это же выявило и социологическое исследование, среди целей которого было определить, как влияют родители на выбор профессии их подрастающими детьми.

Оказалось, что не менее 80 % сельских юношей и девушек, оканчивающих школу, следуют при выборе профессии советам родителей как решающей рекомендации. Каковы же эти советы? Опрос показал, что они впрямую зависят от того, насколько сами матери и отцы удовлетворены условиями труда и быта в колхозе или совхозе, взаимоотношениями в коллективе.

Всего из 2,5 тысячи опрошенных в брянских селах лишь 47,3 % довольны в целом своей жизнью, 26 % выразили явное недовольство, а 26,7 % не дали конкретного ответа (понятно, это не может быть истолковано, как выражение удовлетворенности). У женщин степень такой удовлетворенности заметно ниже, чем у мужчин, и составляет 31,3 %, что много ниже средней величины. Видимо, помимо прочего сказываются тяготы, выпадающие дополнительно на долю женщин: во-первых, как хозяек дома, а во-вторых, как занятых преимущественно в отраслях сельскохозяйственного производства, где преобладает ручной труд, к тому же недостаточно оплачиваемый.

Опрос показал также, что существенно влияет на отношение к профессиональному выбору детей род занятости родителей в том или ином «цехе» - в полеводстве, животноводстве и т. д. С учетом этого обстоятельства и будем рассматривать мнения людей. Сначала покажем, что отвечали

Полеводы

В этой категории (а она самая многочисленная и насчитывает 42,4 % всех занятых в сельском хозяйстве области) только 2,8 % матерей и 8 % отцов хотели бы видеть детей своими преемниками, ибо расценивают свой труд как крайне непрестижный. В самом деле, механизирован он слабо, отличается высокими сезонными колебаниями по загрузке. И хотя требует немалых навыков, сноровки, умения, считается неквалифицированным, а потому у полеводов самый низкий среднемесячный заработок. Когда же начинается уборка урожая и можно побольше заработать, то к этому виду работ привлекаются горожане. Такова традиция.

Соответственно и пенсия у полеводов ниже, чем у других, и жилье дают в последнюю очередь, и к наградам не торопятся представлять. В этих условиях трудно рассчитывать, что удастся благополучно передать «эстафету» в полеводстве сельской молодежи.

Несколько лучше положение на этот счет в другой категории сельских тружеников, которую составляют

Механизаторы

Они занимают более высокое положение на «шкале престижа» сельских профессий и потому охотнее, чем полеводы, рекомендуют своим «наследникам» идти по родительским стопам. 12-13 % из них считают: хорошо, если бы их сыновья стали механизаторами. Заработок в этой группе заметно выше, чем у полеводов. И пенсионное обеспечение лучше, и жилье предоставляют в первую очередь, и поощряют чаще. К тому же механизаторов намного меньше, чем полеводов, так что они везде на вес золота. В области они составляют лишь 11,2 % среди всех работников сельского хозяйства - 20 тысяч человек. А уже сегодня этого количества явно недостаточно, чтобы обеспечить эффективное использование имеющейся и поступающей в село новой техники. Нужны хотя бы еще 7-8 тысяч механизаторов.

Но уверенности, что такой прирост будет обеспечен, к сожалению, нет. Надо еще поднимать престижность механизаторского труда. Он позволяет каждому работать более творчески, ответственно, по-хозяйски, и соответственно больше зарабатывать.

Нужно улучшать качество машин, чтобы не приходилось механизаторам бесконечно заниматься ремонтом. Это снижает результативность труда и удовлетворенность им, отражается на заработках. Немаловажную роль играет обустроенность мастерских, удобство рабочего места, эстетическое содержание труда, рабочая одежда... Все имеет значение, когда столько дорог открыто перед молодым человеком, а очень нужно, чтобы привлекла его именно профессия сельского механизатора!

Пока же, повторю, лишь 13 % механизаторов считают, что неплохо бы их детям получить такую же профессию. А 87 % так не считают, и многие потому, что сами не удовлетворены условиями труда и быта.

Теперь обратимся к мнению представителей такой массовой профессии на селе, как

Животноводы

Что они рекомендуют своим детям? Лишь 3,5 % отцов и 5,8 % матерей советуют дочкам и сыновьям (больше дочкам) идти в животноводство. О низком престиже этой профессии среди сельских жителей свидетельствуют и такие данные: женщины полеводы, считающие свою специальность куда как непрестижной, еще ниже ставят профессию животновода, менее 2 % из них ответили, что советуют своим детям идти работать на ферму.

А ведь казалось бы, работа в животноводстве должна привлекать хотя бы заработками. Здесь среднемесячная заработная плата намного выше, чем, скажем, у полеводов, почти такая же, как у механизаторов. Однако если механизатор работает 270-280 дней в году, то животновод 300-320, а иногда и больше! На многих фермах низкий уровень механизации, так что приходится дояркам таскать тяжелые бидоны, вручную раздавать корма. В хозяйствах плохо заботятся о повышении квалификации животноводов: лишь 23 % из них имеют классность, хотя классность - это и больший заработок, и уважение односельчан, и самоуважение.

Отрицательно сказывается на морально-психологическом состоянии животноводов односторонняя зависимость эффективности их труда от развития других отраслей хозяйства, прежде всего от кормопроизводства. Если не хватает кормов, а те, что есть, низкого качества, не сбалансированы по белку, по другим питательным компонентам, то, как доярка ни старайся, большой прибавки надоев от своей группы коров она не получит.

Не произошло за последние годы и сколько-нибудь заметных сдвигов в создании условий для отдыха животноводов, в обеспечении их удобной и красивой одеждой, хотя сказано и написано об этом немало.

И при всем том именно среди животноводов, как выяснилось, меньше всего людей, которых можно назвать «потенциальными мигрантами», то есть ориентирующихся на переезд в город. Более половины опрошенных нами животноводов ответили, что предпочитают жить в селе. Стало быть, на эту категорию сельских жителей и надо опираться в первую очередь.

А пока перемены идут очень медленно. Даже по самым оптимистическим прогнозам, на фермах Брянской области в ближайшие годы будет остро не хватать рабочих рук. Что же касается детей животноводов, то они «заполнят», судя по всему, примерно лишь 5 % потребности в кадрах животноводческого «цеха» - не более 2500 человек. Вот такие перспективы.

Специалисты сельского хозяйства

Из опрошенных 852 агрономов, экономистов, зооинженеров и других специалистов 29,7 % отцов и 17,8 % матерей советуют своим детям наследовать родительскую профессию. Остальные от этого воздерживаются, полагая, что лучше их сыновьям и дочкам заняться чем-нибудь другим. Почему? Да потому, объясняют они, что труд специалиста приносит все меньше удовлетворения.

Требования к специалистам сельского хозяйства растут: ведь надо лучше осваивать и внедрять новую технику и технологию, достижения науки. Вместе с тем действуют - практически не меньше, чем в прежние годы,- и такие застарелые, тормозящие факторы, как излишняя регламентация труда специалистов обезличенность и субъективная оценка результатов, бюрократические методы управления со стороны органов агропрома, низкая культура исполнительского труда, неудовлетворительное материально-техническое обеспечение, по-прежнему сильная зависимость от природных процессов и многое другое. Вот почему, несмотря на то, что на «шкале престижа» сельских профессий специалист находится в самом верху, именно в этой группе наиболее высок процент потенциальных мигрантов.

Примерно такая же картина - повышенная склонность к миграции в город - ив среде специалистов без высшего образования, таких, как электрики, строители, ремонтники, чьи профессии пользуются повышенным спросом и в городе. Соответственно они и детей своих зачастую ориентируют на уход из села.

Между тем школа, естественно, продолжает профориентацию на сельские специальности, зовет на ферму и на трактор. И наталкивается зачастую на молчаливое неприятие со стороны старшеклассников, в мыслях своих воспаряющих далеко от родных «пенатов», на крыльях родительской поддержки. Налицо явное противоречие между установками общества, которые выражает школа, и установками семьи.

Как же сблизить позиции обеих сторон и предотвратить ожидающийся «кадровый голод» в селе?

Прислушаемся к тому, что в этой ситуации советуют

Социологи

Агитация за сельские профессии, которую ведет школа, уроки труда, работа школьников в хозяйстве во время каникул - всего этого уже явно недостаточно. Чтобы крестьянские дети стремились осваивать сельские профессии, они должны воочию видеть, что жизнь вокруг них меняется к лучшему. Значит, нужна комплексная и форсированная программа социального переустройства села.

Кроме того, сегодня никак нельзя довольствоваться решением отдельных, пусть даже важных, социальных проблем. Допустим, одно лишь строительство нового клуба уже не заставит ориентирующихся на город сельчан изменить свои планы. И строительство нового детского сада - не панацея. И даже открытие фельдшерского пункта... Сельчане должны быть уверены, что хозяйство осуществляет именно комплексную социальную программу, где одно следует за другим без больших перерывов и провалов.

Многие сельчане в ходе бесед выражали недоумение: почему в городах столько средств затрачивается на украшение домов и улиц, на «фонтаны всякие» и прочее, когда в селах люди все еще не только живут без всяких удобств, но и не могут попасть к врачу из-за отсутствия дороги, дать детям нормальное образование, приобрести предметы первой необходимости?

Другая задача из числа первейших для села - преодоление сезонности труда, расширение возможностей профессионального выбора для молодежи. Прежде всего речь может идти о создании подсобных предприятий, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции, о развитии традиционных для данной местности промыслов.

А такая логическая производственная цепочка, как выращивание кормовых культур - производство кормов? Она так и просится быть реализованной поблизости от сырьевых запасов. Или выращивание плодов - производство соков, варений, консервов. Опять-таки логическая взаимосвязь, ждущая воплощения. Дело не только в том, что это необходимо для выполнения Продовольственной программы. Такое взаимодействие сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью позволит дать заработок сельчанам в течение всего года.

Предприятия, оборудованные современной техникой, теплые и светлые помещения привлекут молодежь. Не могут молодые люди по полгода сидеть без заработка. С этим как-то мирились их бабушки, имевшие к тому же традиционно большое личное хозяйство, да и не отличавшиеся потребностями и запросами сверх самых минимальных. Но внучки и внуки так жить не хотят. Они хотят работать на современном производстве, в хороших условиях, в коллективе, где идет разносторонняя общественная жизнь, где есть возможности для личностного, культурного роста. А в напряженные сельскохозяйственные периоды рабочие, занятые на таких предприятиях, идут в поле и трудятся там, во всяком случае, лучше, чем приезжие горожане.

Сильным агитатором... против работы в селе выступает такое обстоятельство, как потери выращенного урожая. Вид портящейся, не дошедшей до потребителя продукции наводит на размышления: зачем выкладываться, если произведенное никому не нужно? Вторая сторона этой ситуации - падение нравственности. Раз выращенное все равно пропадает, почему не унести с поля картошку или морковь? Почему не взять на ферме бидон молока?

Все это проблемы, от которых уже не отмахнешься по старой привычке. Прошло то время, когда можно было вести социальное переустройство деревни латанием той или иной дыры. Чтобы тревожные прогнозы «кадрового голода» в селе не стали явью, нужно решительно менять ситуацию. А дополнительные расходы окупятся.

Редко кто из родителей хочет, чтобы их подросшие дети жили вдали от дома, в не очень-то привычной городской обстановке, без родительского участия. Но еще больше они не хотят обрекать своих детей на бесперспективную, монотонную, полную бытовых и производственных трудностей жизнь. И если не надеются на скорые и существенные изменения в селе, то и следуют принципу, который был коротко, но выразительно обозначен в самом начале этой статьи.

Лидия Нестеренко, доцент Брянского сельскохозяйственного института

Юлия Пощева
Конспект занятия «Сельскохозяйственные профессии» (старшая группа)

«Сельскохозяйственные профессии»(старшая группа)

Образовательные :

закрепить с детьми названия сельскохозяйственных профессий

расширять знания о труде в деревне;

Развивающие :

формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, уважение к труду, патриотизм;

развивать речь, обогащать словарь детей

продолжать развивать память, внимание, мышление

развивать познавательный интерес

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе

воспитывать уважение к людям труда

воспитывать интерес к рабочим профессиям

воспитывать интерес к коллективной работе.

Оборудование и материалы: цветные карандаши, клей, картинки с работниками сельского хозяйства, коробочки с семенами, лопаточки, «поле» - большой плоский короб с землей.

Предварительная работа: Беседы и чтение художественной литературы про сельскохозяйственные профессии, рассматривание альбомов о профессиях,

Ребята, почти каждый из вас отдыхал летом в деревне. Дышали свежим воздухом, купались в речке, собирали ягоды, грибы. По утрам пили свежее парное молоко, ели домашнюю сметану, сыр, творог. Но никогда мы с вами не задумывались, откуда же берутся эти продукты?

Давным-давно люди научились не просто охотиться на животных, а специально разводить их. Называется такое занятие сельским хозяйством. Работникам сельского хозяйства нужно много знать о растениях и животных, уметь правильно их выращивать и ухаживать за ними. Но главное ребята то, что больше всего на свете нужно любить землю. Без этого не добиться хороших результатов.

Очень много труда вкладывают работники сельского хозяйства, в то, чтобы вырастить хороший урожай, чтобы домашние животные давали больше молока, мяса, яиц; их труд нелегок, отнимает много сил и времени.

В наши дни работникам сельского хозяйства труд облегчает техника, в которой они должен хорошо разбираться. Ведь чтобы вспахать землю для посева зерна, чтобы скосить сено на корм коровам, овцам и лошадям, нужно уметь обращаться со специальной техникой: тракторами, сенокосилками, комбайнами, поливочными машинами. Поэтому без специальных профессий в сельском хозяйстве не обойтись. Сегодня мы познакомимся с разными профессиями на селе.

Недавно на селе появилась новая профессия – фермер. Кто же такой фермер? Правильно, это человек, который владеет землей или арендует её, и занимается на ней сельским хозяйством. Фермер-это человек, который ведет хозяйство, снабжает людей овощами и фруктами, мясом и молоком. У фермера большое хозяйство: есть коровы, козы, овцы, свиньи, лошади, есть и домашняя птица. Фермеру нелегко управляться с большим количеством животных и птиц. Все члены его семьи трудятся с раннего утра и до позднего вечера. (Показывает иллюстрации с изображением колхозного двора). Работают в деревне люди, которые труда не боятся.

У фермера есть еще много земли. Эту землю пашет тракторист.

Тракторист-это рабочий управляющий трактором.

Одна из главных профессий на селе - агроном.

Не застать весною дома

Днём и ночью агронома.

Дом его весной - поля,

Сева ждущая земля!

(Е. Санин)

Агроном-специалист сельского хозяйства, который знает все о растениях, как и когда, высаживать, поливать, удобрять. Агроном создаёт условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режимы.

Ребята, давайте отправимся в путешествие в село и сами станем трактористами, агрономами и фермерами.

Опыт «Посадка семян».

Так, как у нас нет тракторов, мы сами превратимся в тракторы. Давайте возьмем лопаточки и вспашем землю на нашем «поле».

А сейчас мы станем агрономами. Перед вами - коробочки с семенами. Давайте разберем их по сортам, а затем засеем наше «поле».

Мы сейчас превратимся в фермеров, и я прошу вас помочь мне.

Как закончить эти предложения? Помогите, пожалуйста!

Д/и «Закончи предложение»:

Хлеб пекут из (муки).

Пшеница растёт на….

Яйца несут…

Сметану делают из…

Сахар делают из…

Кроме этих профессий есть и другие разные сельскохозяйственные профессии, такие как: свинарка,пастух,зоотехник и другие. О них мы поговорим в другой раз.

Ребята, давайте с вами нарисуем то, что больше всего вам запомнилось в путешествии.

Коллективная работа.

Какие вы сегодня молодцы потрудились на славу. Ребята, а как вы считаете, нужен ли труд фермера? Почему? Важен ли труд агронома? Нужен труд тракториста на селе? Почему?

Вот так, дети, и живут люди в деревне: кто-то ухаживает за животными. Кто-то работает на земле. Потом нужно убирать урожай и те продукты, которые получают от животных: мясо, яйца, молоко. Отвезти на молочные, консервные заводы, в город, чтобы мы с вами могли эти продукты купить в магазине. Работают в деревне люди, которые труда не боятся.

Публикации по теме:

«Все профессии нужны, все профессии важны». Конспект открытого занятия в средней группе Программное содержание: 1. Учить детей называть город, Республику. 2. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками, называть.

Конспект открытого занятия «Все профессии важны, все профессии нужны» «Все профессии важны, все профессии нужны» Цель: Уточнить и обобщить представления детей о профессиях. Задачи: 1. Создать позитивную эмоциональную.

Конспект подгруппового занятия «Звук «[С]» (старшая группа) Цель:Уточнение артикуляции звука"С":умение определять положение органов артикуляционного аппарата и вырабатывать сильную струю воздуха при.

Конспект занятия «Осень на пороге» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 г. Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский.

Конспект занятия по ФЭМП (старшая группа) Задачи: Закрепление в игровой форме пройденного материала: - порядковый и обратный счет, ориентировку во времени и пространстве, составление.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема занятия: Все профессии важны, все профессии нужны. Цель: Систематизировать и пополнять словарный запас по данной лексической теме,.

Программные задачи: формировать представления о значении и содержании труда работников сельского хозяйства (доярка, агроном, тракторист, овощевод, комбайнёр, пчеловод); формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; способствовать формированию понимания того, что любая профессия важна и нужна; воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве.

Материал и оборудование: костюм доярки (халат, косынка), мяч, карточки с изображением машин, инструментов, работников сельского хозяйства, оборудования для их труда.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, наше занятие посвящено знакомству с профессиями работников сельского хозяйства. В гости к нам пришла доярка Алеся.

Появляется взрослый в образе доярки Алеси.

Доярка Алеся. Здравствуйте, ребята! .

Сначала о себе. Доярка - это специалист, который кормит коров, ухаживает за ними, доит их. Раньше коров доили вручную, теперь используют доильный аппарат.

Утром солнце светит ярко,

Молочко несёт доярка

Тёплое, коровье,

Детям на здоровье.

Е. Карганова

В. (Она ухаживает за животными, доит их, кормит, содержит помещения в порядке, заботится о том, чтобы люди получали свежее и полезное молоко.) Что доярке понадобится для работы? (Доильный аппарат, вёдра, халат.)

Доярка Алеся. Очень важная профессия в сельском хозяйстве - агроном.

Занят важной он работой:

Урожай - его забота,

Чтоб сумели уродиться

Рожь, овёс или пшеница.

Е. Артюхина

Это человек, который знает, как получить хороший урожай зерна, овощей. Агроном определяет, какие полевые работы и в какое время нужно проводить, какие овощи, злаки следует выращивать, как ухаживать за ними, как бороться с вредными насекомыми. Он руководит выполнением этих работ.

В. Как вы думаете, что делает агроном? (Ответы детей.) Агроном учитывает погодные условия, организуя полевые работы. Он наблюдает за растениями и подмечает, как они растут, чего им не хватает, какие изменения происходят в почве.

Доярка Алеся. Ещё одна профессия в сельском хозяйстве - тракторист. Человек этой профессии работает на тракторе. Что он делает? (Он вспахивает землю на полях, сеет, убирает и перевозит урожай.) Во время работы тракторист должен наблюдать за показаниями приборов, прислушиваться к работе двигателя, следить за направлением движения трактора. Он должен уметь починить неисправную машину.

В. Трактористом легко работать? Почему? (Ответы детей.) Это тяжёлая работа. Во время уборки урожая тракторист работает с раннего утра до позднего вечера, в любую погоду. Как вы думаете, почему? (Чтобы успеть убрать весь урожай.)

Физкультминутка

«На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(Потягивания - руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(Потягивания - руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

В. Ковалько

Доярка Алеся. Овощевод - это человек, который занимается выращиванием овощей. Чтобы получить хороший урожай овощей, нужно проделать большую работу. Сначала из семян в специальных теплицах выращивают рассаду, а потом высаживают её в почву. Некоторые растения высаживают сразу в почву. Весь период развития и роста растения поливают, рыхлят, пропалывают почву, подсыпают грунт для укрепления корней, подкармливают удобрениями. Затем созревшие овощи собирают, сортируют, отправляют в овощехранилище.

Как вы думаете, легко ли работать овощеводом? Почему? (Ответы детей.) Работа овощевода трудная. В поле он трудится в любую погоду, в теплицах - при высокой температуре.

Ещё один работник сельского хозяйства - комбайнёр. Человек этой профессии работает на комбайне - это сложная машина, которая выполняет сразу несколько работ.

Он похож на капитана,

Но корабль его степной.

Спорит он с волной упрямо,

Только с золотой волной.

О. Григорьев

В. Что делает комбайнёр? (Он убирает урожай зерна и овощей.)

Доярка Алеся. Ребята, легко работать комбайнёром? Почему? (Ответы детей.) Работа комбайнера требует много сил и выносливости.

Ребята, вы слышали о такой профессии, как пчеловод? Что он делает? (Ответы детей.) Пчеловод разводит пчёл, ухаживает за ними, собирает мёд, ремонтирует ульи и пасечный инвентарь.

Тётя Таня - пчеловод,

Нам приносит вкусный мёд,

Липовый, гречишный,

Чтоб не брать больничный.

А. Карамышев

В. Что должен знать и уметь пчеловод? (Ответы детей.) Пчеловод должен всё знать про жизнь пчёл, правила их содержания, лечения, уметь собирать продукты пчеловодства, знать виды медоносных растений и т.д.

Доярка Алеся. Что пчеловоду нужно для работы? (Ответы детей.) Ему нужна специальная одежда и шляпа с защитной сеткой, которая предохраняет от укусов пчёл.

В. А где работает пчеловод? (Ответы детей.) На пасеке - это место, где располагаются ульи.

Ребята, предлагаю стать в круг и поиграть.

Дидактическая игра «Назови профессию »

Цель: закрепление представлений детей о содержании труда людей, занятых в сельском хозяйстве.

Ход игры

В. Я буду бросать мяч и произносить фразу, а вы подумайте и быстро отвечайте, человек какой профессии это говорит, бросайте мяч обратно.

— Пора высаживать рассаду помидоров в теплицу. (Овощевод.)

— Ульям необходим ремонт. (Пчеловод.)

— Мне надо вспахать большое поле. (Тракторист.)

— Готовлю комбайн к работе. (Комбайнёр.)

— Сегодня собрал много липового мёда. (Пчеловод.)

— В моём тракторе заглох двигатель. (Тракторист.)

— От дождя весь овёс полёг. (Агроном.)

Как вы думаете, кому могут принадлежать слова: «Пора доить коров»? (Ответы детей.) Эти слова говорит доярка.

В. Вот и подошла к концу наша встреча. Давайте поблагодарим нашу гостью за интересный рассказ и попрощаемся с ней.

Доярка Алеся. До свидания, ребята! (Уходит.)

В. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили. С какими профессиями работников сельского хозяйства мы познакомились? Что делает агроном (тракторист, комбайнёр, овощевод, пчеловод, доярка)? (Ответы детей.)

Н. Литвина, Е. Смолер

Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского района РТ

Классный час на тему

«Профессии моего села»

(4 класс)

Учитель начальных классов

1 кв.категории

Кондратьева Нелли Анатольевна

План – конспект классного часа.

Тема «Профессии нашего села»

Цели: Дать учащимся представление о профессиях, связанных с сельским хозяйством. Обобщение представления обучающихся о значении труда в жизни человека.Воспитание любви, бережного отношения, уважения к родному селу, краю, чувства гражданственности. Воспитание интереса к учебным предметам, необходимым учащимся для получения будущей профессии. Научить учащихся ориентироваться в мире профессий.

Оборудование: презентация, мультимедиа-проектор, экран, компьютер.

Ход классного часа.

Вступление.

Учитель: Ребята, сегодня мы совершим путешествие по нашему родному, любимому селу Шапши. Согласно исторической справке, село Шапши основано в 1552 году после завоевания Казани Иваном Грозным. Хотя есть все основания полагать, что люди жили здесь и раньше. И в самом деле, трудно себе представить, чтобы столь удобное во всех отношениях место не было заселено с древнейших времен. Как утверждают историки, территория Высокогорского района была заселена еще в I тысячелетии нашей эры. И в последующие века здешние земли не пустовали. Да и само название села - Шапши, как полагают краеведы, имеет, скорее всего, татарские корни.

(Просмотр слайдов о селе Шапши.)

Посмотрите, какое красивое наше село, сколько зелени его окружает. И с каждым годом наше село становится все краше и краше. А сколько людей с полезными и необходимыми профессиями живут в нашем селе.
Сегодня мы постараемся так рассказать о сельских профессиях, чтобы в вашей душе загорелась искорка, искорка любви и уважения к рабочей профессии сельского жителя.

Слайд

Кем быть?
Быстро как бегут года,
Скоро восемнадцать.
Думать надо нам сейчас,
Чем будем заниматься.
Кто рисует, кто поёт
Кто в цеху металл куёт.
Хочешь, можешь хлеб растить,
Спутник в космос запустить.
Много на Земле работы
Всё попробовать охота.
Чтоб профессию иметь,
Надо лень преодолеть.
В школе хорошо учиться,
Чтоб могли тобой гордиться

Профессии
Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные-
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.

Учитель: Кто самый главный человек в селе? Председатель или экономист? Да нет же! Главный тот, кто выращивает хлеб, кто пашет бескрайнее поле, сеет зерна в землю, а осенью убирает колосья, налитые золотым зерном.

Слайд

(О профессии сельского механизатора рассказывает ученик.)
Сельское хозяйство – это производство, насыщенное машинами, орудиями, установками. Могучая техника доверена сельским механизаторам. Ни одной борозды не проводится в поле без участия машин, а значит, и механизаторов. Ни одно семя, клубень не кладётся в почву без них, почти все операции по выращиванию, уборке и переработке выполняют они – механизаторы.
Механизатор – это рабочий сельского хозяйства, знающий и использующий в процессе производства продукции не только тракторы, комбайны, но и множество орудий и механизмов.
Земля живёт своими законами. Она – как живое существо – может болеть, мучиться от жажды и иметь свой характер. Труд земледельца и состоит в том, чтобы распознать этот характер, раскрыть все тайны земли. И тут ему потребуются терпение, знания, опыт и талант.
Нелёгок и необычен труд земледельца, интересна и своеобразна его жизнь. Работу крестьянина не разложишь поровну на каждый день, её не измеришь ни светом дня, ни усталостью. Но как красива земля, к которой человек приложил и ум свой и сердце, как прекрасен в труде он сам!
Странное чудище, урча, ползёт по полю. И это чудище, выполняя команды тракториста, оставляет за собой широкие чёрные полосы на жёлтом фоне стерни. За день на глазах меняется облик десятков гектаров земли. Напрягаются мускулы человека и механизмы машин.
И наступит день, когда на вспаханном поле созреет хлеб, который нужно убрать, не потеряв ни зёрнышка!
Тот, кто выбирает профессию механизатора, должен обязательно любить и понимать землю. Ему нужно будет знать не только разнообразную технику, но и основы земледелия, агрохимии, чтобы со знанием дела устанавливать глубину обработки почвы и заделки семян, и нормы внесения удобрений, и точно выбирать сроки работ, так как малейшее отклонение – и снижается качество урожая. Ведь итог мастерства механизатора ценится по количеству собранного зерна.
Выбирать профессию механизатора нужно не потому, что деваться больше некуда, а по душе и по призванию. Быть земледельцем – высокая честь!

Учитель : Кто же стоит у руля посевной и уборочной рядом с механизатором? Тоже важная личность на селе – агроном! Именно от него зависит качество посадочного материала и урожайность.Давайте послушаем об этом рассказ.

Слайд

(рассказывает ученик )
Агроном – самая распространённая профессия среди растениеводов. Вся его деятельность основывается на знаниях биологии и агрономии.
В агрономическом «царстве» каждое дело как будто связано с обыденными вещами, окружающими нас – полями, лесами, почвой. Но сколько ещё неизведанного, примечательного в жизни культурных растений, сколько ещё неоткрытых тайн в почве.
Агроном должен быть наблюдательным, замечать и учитывать в своей работе происходящие в природе изменения.
Учитель : Кто с лошадью - друзья,

Их водой разлить нельзя?

Ответ детей. (конюх)

Слайд

(Рассказ ученика о конюхе)

Начало формы

Конец формы

У хорошего конюха лошади спокойные, незлобивые, доверчивые. Лошади любят, чтобы распорядок дня соблюдался в точности. Опоздает конюх с кормёжкой – начинают бить копытами, недовольно машут головой, прижимают уши к голове. Зададут им корм – и они успокаиваются.
Ухаживает за больной лошадью, даёт ей лекарства конюх.
Лошади знают, что никто, кроме конюха, не может, как следует подогнать уздечку, хомут, седло. Заботясь о лошади, конюх содержит сбрую в порядке, она всегда должна быть в исправности. При этом ремонт сбруи проводит конюх. А нужно будет – станет конюх и кузнецом, не только телегу починит, но и коня подкуёт.
Вот и получается, что хороший конюх – это немного дрессировщик, немного ветеринар, немного шорник и кузнец.
Одним словом, конюх – это «лошадиный профессор».
Лошадь – лучшая визитная карточка конюха, по её состоянию легко определить, у доброго или нерадивого конюха она содержится.
Невелика мощность лошади, но при добросовестном уходе она увеличивается в несколько раз. Сила лошади, продолжительность её жизни, работоспособность – всё в руках нужного и важного человека – конюха.

Учитель: А если вдруг животные заболеют?

Ответ детей. (ветеринар)

Слайд

(Рассказ ученика о ветеринаре.)

А если вдруг лошадь заболеет, ветеринар осмотрит, выслушает, поставит диагноз и назначит курс лечения.

Основная направленность профессии ветеринара - лечение животных, борьба с заболеваниями животных, граничащими с человеческими недугами. В сельском хозяйстве специалист такого профиля предотвращает нарушения в применении различных химических веществ, которые, попадая в пищу животных, могут накапливаться и в конечном итоге стать источником загрязнения продуктов питания. Также непосредственно ветеринар осуществляет санитарный контроль мяса, молока и других животных продуктов.

Учитель :Люди какой професси еще работают с животными?

Дети: Зоотехник.

Слайд

Учитель: Давайте послушаем об этом рассказ.

(Рассказ ученика о профессии зоотехника )

Современная зоотехния уходит корнями в древность и берет начало в странах Средиземноморья (Древний Египет, Древняя Греция). В XIX веке резко возросло число изучаемых биологами объектов, к которым относится и практическое животноводство. В настоящее время работа зоотехника приобретает огромное практическое значение для сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы.

Зоотехник организует различные мероприятия для эффективной работы животноводческого комплекса (птицефабрика, свиноводческий комплекс, кроликоферма, звероферма и пр.). Областью профессиональной деятельности зоотехника являются: селекция и разведение животных с использованием методов генетики и биотехнологии, разработка рационов питания для всех видов животных, контроль за качеством и количеством производимой продукции в области животноводства, товароведение пушно-мехового сырья, выбор и внедрение высоких технологий производства экологически чистой продукции.

Учитель : А чтобы узнать о какой профессии мы дальше будем говорить,вам придется отгадать загадку.

Много ей работать нужно

И работать с огоньком,

Чтоб была у нас на ужин

Каша с маслом, с молоком. (Доярка.)

Слайд

(Рассказ ученика о доярке)

Слово доярка пришло к нам из древней Индии. Означает оно «нянечка», «кормилица». Хорошее и верное это слово. Не догадайся женщина еще в незапамятные времена доить коз и коров, буйволиц и овец- не стояли бы на нашем столе масло, сыр, творог. Не стояла бы на столе и кружка с молоком.

спит колхозное село. Раннее утро. Тишина. Но вот засветилось разом несколько окошек. Скрипнули двери. Зазвенели на улице голоса. Это доярки спешат на дойку. Они встают первыми на селе.

Много забот у доярок. Надо почистить и напоить коров, три раза в день подоить, а перед дойкой чисто помыть каждой буренке вымя. Нужна большая сноровка, наблюдательность, ведь у каждой буренки свой нрав, свой аппетит.

Тысячелетиями доили коров вручную, присев на корточки или на колени. В конце работы руки немели, будто перетащили сотни килограммов груза. Теперь на помощь доярке пришли механизмы: автопоилки, автокормушки и даже электрические доильные машины

Учитель : Ребята, послушайте еще одну загадку и отгадайте кто это?

Этот маленький ребёнок Спит без простынь и пелёнок, Под коричневые ушки Не кладут ему подушки.

У него четыре ножки, Он гуляет без пальто, Он калоши и сапожки Не наденет ни за что.

Не сошьют ему рубашки, Не сошьют ему штанов, Не дадут ему фуражки, Не спекут ему блинов.

Он сказать не может: "Мама, Есть хочу". А потому Целый день мычит упрямо: "Му-у". Это вовсе не ребёнок- Это маленький...(телёнок). Учитель . А что бы побольше узнать о работе телятниц, мы с вами отправимся на экскурсию в телятник.

Экскурсия в телятник .

В этом году,ребята, нашим телятницам помогают и наши школьники 8-10 классов.Они ежедневно ходят на ферму их кормить. А давайте послушаем, что они расскажут о своей работе.(Рассказ школьницы–старшеклассницы

работающей на ферме)

Слайд

Помещение, где содержатся телята, довольно просторное. Мы стараемся содержать его в чистоте.

Поголовье небольшое – 8 телят. Всех нужно накормить, напоить, почистить, полечить, если необходимо.

В соответствии с возрастом всё поголовье расселено по стайкам. В телятнике за ними ухаживают до 8 месяцев, а затем тёлочек переводят на соседний двор и готовят к отёлам, а бычков везут к своим старшим собратьям в другое помещение для крупного рогатого скота.

Отгонка телят проводится один раз в месяц, при необходимости – два.

Рацион и схему кормления составляют специалисты. Курьирует питание молодняка зоотехник. Каждое утро он заглядывает на телятник посмотреть, все ли компоненты есть в наличии.

После того, как кормушки очистили от вечерних остатков, мы раздаем телятам сено. Оно очень полезно для пищеварения и благоприятно способствует дальнейшему усвоению всех кормов. А сколько в нём лечебных и полезных трав!

Вскоре появляется трактор с кормораздатчиком. Это значит, привезли силос.

Пока телята кушают, мы чистим в стайках. Процедура эта трудоёмкая и тяжёлая. Ведь помимо уборки навоза нужно принести опилки и набросать их на пол для того, чтобы было сухо. Надо сказать, что на телятнике труд, в основном, ручной. Есть только транспортёр навозоудаления.

Работы так много, что передохнуть некогда.

Когда все животные наелись, они разлеглись на мягких и чистых полах, важно пережёвывая пищу.

А ещё телята любят полакомиться лизунцом – это такая смесь минеральных добавок и витаминов, которая постоянно есть у каждой стайки.

Время близится к полудню. Можно идти домой. Но рабочий день не заканчивается, вечером снова нужно будет идти кормить телят и при необходимости убирать в стайках.

Хотя и работа тяжелая,нам очень нравится ухаживать за телятами.

Учитель : Вот и подошла к концу наша экскурсия. Мы с вами многое узнали, многое открыли для себя, и пришли к выводу – на селе все профессии важны! В заключении я хочу прочесть вам стихотворение. Кто его автор – не важно. Каждый может рассказать его от своего имени.
Я - сельский житель, я – селянин,
Я хлебороб и коневод.
Я – Человек, я – россиянин!
И этим я, поверьте, горд.
Я – почтальон, что в снег и гром
Стучится под твоё окошко.
Я – пчеловод и агроном.
В селе я – каждый понемножку.
Я сею хлеб, лечу телят,
Гоню стада пастись в ночное.
И в школе я учу ребят
Любить село своё родное.
Я сельский житель, я – Селянин.
Я – Гражданин! Я – Россиянин!
(М.В.Рыжова)