Презентации к урокам по произведению Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему. Презентация к уроку по произведению "маленький принц" Обычно в стихотворной форме, есть аллегория и мораль

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь Маленький принц и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений. Бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупые притязания на власть, богатство, на особое положение или почести - все это свойства людей, воображающих, что они обладают «здравым смыслом» В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь Маленький принц и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений. Бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупые притязания на власть, богатство, на особое положение или почести - все это свойства людей, воображающих, что они обладают «здравым смыслом» "Серьезные люди" живут в собственном, искусственно созданном мирке, на своих планетах, отгородившись от остальных. Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Планета фонарщика На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову. Маленький принц заметил: "Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво". Он говорит о внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл, а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Земля Не найдя того, что искал на маленьких планетах, Маленький принц по совету географа отправляется на большую планету Земля. Планета людей кажется герою черствой и неуютной: "Какая странная планета!.. Совсем сухая, вся соленая и в иглах. У людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь". За недоумением маленького героя скрывается горечь самого писателя по поводу того, что происходит на Земле.

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Попав в сад роз, Маленький принц, почувствовал себя очень несчастным: "его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной", а перед ним "пять тысяч точно таких же цветов". Выходит, у него была самая обыкновенная роза да еще три вулкана "ростом мне по колено", какой же он после этого принц... Попав в сад роз, Маленький принц, почувствовал себя очень несчастным: "его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной", а перед ним "пять тысяч точно таких же цветов". Выходит, у него была самая обыкновенная роза да еще три вулкана "ростом мне по колено", какой же он после этого принц... Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. "Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…"

Слайд 20

Описание слайда:

Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил". Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил". Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца.

Описание слайда:

Возвращение Когда Маленький принц решил вернуться к Розе, летчику стало грустно - он понял, что его тоже приручили. Желтая змейка, чей укус убивает в полминуты, помогла Маленькому принцу, как и обещала. Змея может всякого вернуть туда, откуда он пришел, - людей она возвращает земле, а Маленького принца вернула звездам. Летчику Маленький принц сказал, что это только с виду похоже на смерть, поэтому печалиться не нужно - пусть летчик вспоминает его, глядя в ночное небо.

Слайд 23

Описание слайда:

Заключение Постигая мудрость жизни, маленький герой одновременно преподает нравственный урок взрослым, всем людям вообще. Нравственная красота любви, дружбы, счастья и человеческой жизни открывается героям и читателям к концу повествования. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. "Нет в мире совершенства", - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит. Сент-Экзюпери заставляет читателя изменить угол зрения на привычные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

Слайд 24

Описание слайда:

Урок внеклассного чтения в 4 б классе по сказке-повести «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери

Тема: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»

Цель: познакомить учащихся с творчеством французского писателя; помочь разобраться в многообразных образах сказки-притчи «Маленький принц»; научить “видеть”, “слышать” и “переживать” художественное слово автора; размышлять о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях.

Образовательные задачи:

обучающая – осознать и осмыслить идейное содержание сказки; постигать философию произведения, его нравственную сторону; учить анализировать художественное произведение; проверить усвоение и понимание произведения; анализировать прочитанное; излагать мысли и рассуждать; уметь обобщать и делать выводы; развивать читательский интерес.

воспитательная – воспитывать культуру речи учащихся; чуткость, умение дружить, восприимчивость к окружающему миру; прививать чувство доброты, ответственности за тех, кто рядом.

развивающая – развивать читательский интерес учащихся; творческие способности учеников; развивать коммуникативно-речевые умения; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Вид урока: урок - беседа

Технология: на диалоговой основе и новых информационных основах

Методы: беседа, наблюдение над текстом.

Оборудование: портрет писателя, плакаты с афоризмами писателя («Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»; «Среди людей тоже одиноко»; «Узнать можно только те вещи, которые приручишь»; «Самого главного глазами не увидишь»; «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»), мультимедийный проектор, иллюстрации к сказке.

Звуковой ряд: фонограмма песни «Маленький принц»,

Презентация : Microsoft PowerPoint.

Эпиграф: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» (слайд 2)

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя (объявление темы и цели урока).

Ученик:

Ведь если звезды зажигают,

Значит это кому-нибудь нужно?

Значит это необходимо,

Чтоб каждый вечер над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

В. Маяковский.

Учитель:

Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, смотрите на звёзды? А беседуете друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, не о новом компьютере или игре, а о чём-то сокровенном, о чём не с каждым поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать?

Задумались… Наверно, говорите про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: уроки, контрольные, спорт, телевизор.

Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать: не торопись, задумайся о вечном! Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами.

А собеседником нашим будет добрый, мудрейший человек планеты - французский писатель А. де Сент-Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц.

Слово о писателе (учитель) (1900-1944).

Пилот, мыслитель, поэт… Человек! (слайд 3, 4)

Французский летчик, героически погибший в воздушном бою с фашистами, создатель глубоко лирических, философских произведений, оставил неповторимый след в литературе 20 века.

Это был человек необычайно яркой разносторонней одаренности, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и…. техникой.

Его жизнь была полна драматических событий: чего только не случалось с ним во время полётов! Не раз попадал в авиакатастрофы, погибал от жажды в Ливийской пустыне, пытался выкрасть пленных товарищей из враждебного африканского племени. О нем слагали «героические легенды». Его называли рыцарем неба.

Но полнее всего он раскрывался в своем творчестве. У Антуана были две великие страсти, которые почти одновременно вошли в его жизнь: авиация и литература.

«Для меня летать и писать – одно и то же» - вот его ответ на вопрос, что для него важнее.

Он создал трогательные философские произведения и тем самым оставил глубокий след в гуманистической литературе 20 века. Его произведения воспевают мужество и смелость: “Южный почтовый”, “Планета людей”, “Военный летчик”, “Послание к заложнику”, “Маленький принц”.

Эти книги – его жизнь. Это философские повести о роли и месте человека в жизни. Философские – значит мудрые. Герои его книг – мужественные люди, люди долга и повышенного чувства ответственности, это сильные духом люди труда.

«Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля», - говорил Экзюпери. Он мечтал о спасении всего человечества, был готов спасти каждого на этой Земле, жил ради нее.

В начале 40-х гг. Экзюпери вынужден был жить в эмиграции в Америке. Лишённый родной земли, неба, он мог только мечтать о полётах. Именно тогда, в 1943 году, он работал над сказкой «Маленький принц». О чём сказка? (слайд 5)

В своих произведениях Экзюпери часто вспоминает о детстве.

Именно там, в детстве, он ищет ответы на самые волнующие его вопросы. Что есть дружба, верность, любовь? Автор говорит, что нельзя забывать собственное детство, нужно слышать его в себе постоянно, тогда и в поступках взрослого будет больше смысла и ответственности. «Детство - это огромный край, откуда происходит каждый. Откуда я родом? Я родом из детства, словно из какой-нибудь страны» . И это он вынес из своего жизненного опыта. Именно в детстве, считает С-Экзюпери, складываются первые представления о настоящей дружбе.

Писатель всегда ценил дружбу, она была для него мерилом искренности, он считал ее самым драгоценным, что есть на планете.

  1. История создания произведения.

История создания сказки не случайна. Что-то сломалось в моторе его самолета, и ему пришлось сделать вынужденную посадку в Сахаре. У Экзюпери есть любимые образы-символы. Здесь: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение. Символ жизни – вода, она утоляет жажду затерянных в песке людей, источник всего существующего на земле.

К какому жанру относится произведение? (Сказка.)

Докажите. (в повести «Маленький принц» есть сказочные признаки: фантастическое путешествие героя; главными героями являются сказочные персонажи – Лис, Змея, Роза, причем все они разговаривают, думают, действуют; сказочным признакам: фантастическое путешествие героя,

«Прообразом» литературной сказки «Маленький принц» можно считать фольклорную волшебную сказку, где прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует в поисках счастья и приключений.

Писатель переосмысливает этот сюжет по-своему. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. В скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета.

П. Объявление темы и постановка целей урока. (слайд 6)

Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия – это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово «философия» используют как синоним к слову «мудрость». В сказке много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни. Какие качества и ценности люди называют вечными? (Любовь и дружба, ответственность и преданность.) . Тема дружбы сама по себе не нова. С давних времён к ней обращались и в устном народном творчестве, и профессиональные поэты, и музыканты, и художники, и писатели. Человек не может жить один. И понимание это приходит уже в раннем детстве. У каждого из нас складывается своё представление о дружбе, о настоящем друге.

Какие качества вы цените в своём друге прежде всего? Ответы учеников:

Но всегда ли с такими мерками мы подходим к себе? Что нужно сделать, чтобы друг остался с вами на всю жизнь?

Ответы учеников:

Ш. Работа по теме урока.

1. Работа над содержанием произведения .

Какие вопросы возникли у вас после чтения сказки? (Ответы детей)

Где происходит действие? (слайд 7)

- Как лётчик оказался в пустыне? (слайд 8)

Как отнёсся к появлению мальчика, каким увидел его? (слайд 9)

Как складывались отношения рассказчика с ребёнком?

Для Маленького принца момент знакомства был трудным? (Нет. Он, ребёнок, сразу нашёл общее, родственное между ними, заметив, что они оба «упали с неба», оба жители планет. Один – житель огромной планеты Земля, другой – житель маленькой планеты, «величиной с дом», которую открыл, глядя в телескоп, смешной турецкий астроном, о чём и рассказал потом на учёном конгрессе. Взрослые, серьёзные люди назвали планету «Астероид» и присвоили ей номер «Б – 612»)

Так реальность и фантастика в литературной сказке переплетаются, создавая эффект правдоподобия.

Назовите героев сказки. (Маленький принц, Роза, Лис.)

Чем является астероид малыша? (Это символ планеты, а еще это далекий для многих взрослых мир детства.)

- Что мы узнаём о планете маленького принца? Как она выглядит?

Для чего Маленькому принцу нужен был барашек?

А ещё на планете был стул, сидя на котором и передвигая который, Маленький принц наблюдал прекрасные закаты и иногда грустил.

Почему грустил Маленький принц? (У него не было друга)

2 . Характеристика Маленького принца .

Что вы можете сказать о характере Маленького принца?

Какие качества его характера вам особенно нравятся?

Почему? (Маленький принц – это ребенок, очень любознательный, общительный, вежливый. Он деятелен и трудолюбив).

- Какие правила соблюдал Маленький принц, живя на своей маленькой планете? Найдите эти правила в тексте, прочитайте их и прокомментируйте. На уроке мы их просто назовём, а дома вы их запишете в тетрадь. Итак, каков распорядок дня жителя планеты?

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы». (слайд 10)

«Берегись баобабов!» - заклинает писатель. Баобабы – это образы зла вообще. (слайд 11). Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. «Ведь все взрослые сначала были детьми…» Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными ко злу и насилию. Чтобы нести в себе только свет и добро, «душа обязана трудиться».

Попробуйте объяснить: «…Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». А.де Сент-Экзюпери. (Мир детства хрупок и чист, дети – это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети – это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства…)

Почему Маленький принц решил странствовать с перелетными птицами? (слайд 14)

Прочитайте эпизод, где появляется Роза. Как описывает ее автор? (слайд 15) (Глава 8. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», (слайд 16) и он прощал цветку его капризы. Но он слова ее принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя несчастным. Для описания Розы используются глаголы: прихорошилась, подбирала краски, хотела показаться в блеске своей красоты, лепестки раскрылись.)

  1. Чтение по ролям .

Диалог Розы и Маленького принца.

Чему учит история отношений Маленького принца и Розы? (Внимательному отношению к тем, кто находится рядом, она учит заботе, пониманию. «Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны!» (слайд 17)

А в чем мудрость Розы? Чему она нас учит? (Нежности и гордости. Оставаясь одна на планете, они ни в чем не упрекнула Маленького принца, гордо указав на все четыре шипа, которыми вооружила ее природа. Она не хотела признаться в своей беззащитности, чтобы не сделать больно любимому. Прощание их проникнуто грустью и нежностью: «И ни слова упрека». «Откуда эта тихая нежность?») (слайд 18, 20)

Вывод: Роза – символ любви, красоты. Маленький принц не сразу разглядел истинную сущность красоты. « Но я был слишком молод, я еще не умел любить». - говорит герой.)

Как вы думаете, почему взрослые люди, которых встречал Маленький принц на других планетах, не научили его дружить?

Почему ему не удалось найти себе друга среди тех, кого он встречал? В чем их ограниченность? (Путешествуя, мальчик встречает разных людей, занятых одним делом: короля, географа, пьяницу, делового человека, честолюбца, фонарщика.) Это взрослые, многие из них совсем забыли об истинных ценностях. Каждый из них является носителем какой-то одной идеи.

Король: «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна».

Честолюбец: «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал».

Пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя. В водке он находит забвение. Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно.

Посещение делового человека. Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб». (слайд 21)

Посещение фонарщика .(слайд 22) . Однажды, заблудившись в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка. И в счастье спасения, в мерцании этого далекого огня, может быть, впервые возник образ фонарщика. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах. Всю жизнь быть для людей, для любимого человека маяком – в этом, наверное, счастье человека.) .(слайд 23) .

А какие чувства испытывает Маленький принц, оказавшись на планете Земля? Он видит, что здесь такие же люди, что и на тех планетах, на которых он побывал. Ему грустно и одиноко. .(слайд 24) .

Какая странная планета. Совсем сухая, вся в иглах и солёная. И у людей не хватает воображения. Они повторяют лишь то, что скажут.

Кого встречает Маленький принц на планете Земля? (Лиса) .(слайд 25) .

Эта встреча очень важна в сказке. Издавна в сказках Лис является символом народной мудрости и знания жизни. Их беседы становятся своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить.

После разговора с Лисом ему открылась истина: красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом.

Недавно у нас с вами состоялась очень важный разговор о дружбе и друзьях. И вы, отвечая на вопросы, говорили, что друг – это тот, кто не предаст, всегда поможет, ему можно всё рассказать. Но результаты опроса также показали, что среди вас есть такие, кто, как и Маленький принц в начале своего пути, считает, что дружба – это только весёлое совместное времяпрепровождение. Давайте сейчас посмотрим, как Маленький принц пришёл к более глубокому пониманию смысла дружбы.

На планете Земля он увидел много роз. Они, как две капли воды были похожи на ту, которую он оставил. И, когда он понял, «что роза не единственная в мире», он очень огорчился. «Он лег в траву и заплакал».

Кто же его утешил? (Лис).

Почему Лис?

Сказочный образ - народная мудрость.

- Давайте послушаем, как это было. (Чтение по ролям)

- Чему научил мудрый Лис Маленького принца?

Он учит героя истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли и поэтому лишились друзей. В вечной спешке современной жизни гибнет любовь. Некогда поговорить с другом по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью. Лис объясняет принцу, что самое главное – это быть нужным друг другу и быть друг за друга в ответе. Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое – свое время. Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил».

Беседа по вопросам .

Как вы понимаете это несколько непривычное для нас слово “приручил”?

Сразу ли появляется тяга людей друг к другу? Как Лис говорит об этом?

Что в дружбе самое главное?

(Ответы учащихся, выборочное чтение)

- Почувствовать настоящую дружескую привязанность можно только «Отдавая Розе все свои дни»

- Нужно учить сердце радоваться встрече с другом и видеть лучшее в нём: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» .(слайд 26) .

- Не забывать своих друзей, ведь «мы навсегда в ответе за тех, кого приручили»

Как важно, что многие из вас понимают, что дружба – это труд и большая ответственность.

Какие два важных секрета, открывает Лис Маленькому принцу.

Итак:

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

« Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…».

Как вы это поняли?

Лис учит Маленького принца быть ответственным? (Он говорит: «Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдал ей все свои дни. Люди забыли истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил».) .(слайд 27) .

Итог: Моя Роза единственная, потому что я её приручил. И Маленький принц возвращается на свою планету к своей, единственной Розе. Он за неё в ответе. .(слайд 30) .

Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости. И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. (слайд 28) . И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить. Научил тому, что «любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна», и объяснил это (ему и читателям) на примере любви самого Маленького принца к Розе. И когда он увидел много роз на земле, ему показалось, что ни одна из них не могла сравниться с его Розой. Она была взбалмошна и капризна, она привередничала и спорила, она даже обижала Маленького принца, вырастившего её. Но она была его Розой, он знал её привычки и глупости, её обиды и радости. Он любовью своей сделал её неповторимо прекрасной и единственной. Всё это понял Маленький принц благодаря дружбе Лиса, понял и почувствовал, и затосковал по своей Розе, и захотел вернуться к ней, чтобы больше никогда её не покидать.

А сейчас он возвращается на свою планету. Почему? Там его Роза. И он за неё в ответе. (слайд 30) .

4. Словарная работа. (слайд 31) .

Какие мудрые выражения из сказки вы выписали? Объясните их смысл.

Судить себя куда труднее, чем других.

Одни только дети знают, что ищут.

Там хорошо, где нас нет.

Зорко одно лишь сердце.

Самое главное – то, чего не увидишь глазами…

Вода бывает нужна и сердцу…

У каждого человека свои звезды.

Единственная настоящая роскошь на Земле – роскошь человеческого общения.

Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

Власть прежде всего должна быть разумной.

Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу. Поиск воды долгий и трудный, но и вода оказывается волшебной, особенной, потому что «она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворот» из усилий человеческих рук. Маленький принц говорит: «Вода бывает нужна и сердцу». Как вы это понимаете?

Каким вы увидели автора на страницах книги «Маленький принц»? (Чистота и доверчивость его огромной детской души, он не способен на подлость. Красота мира и природы, восходов и закатов, каждого цветка – идеалы писателя.) (слайд 32) .

1У . Итог урока.

Чему научился сам главный герой сказки и чему учит это произведение нас? – Да, ребята, Маленький принц научился видеть главное: по-настоящему ценным является одна-единственная роза, один самый желанный глоток воды. Надо быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире.

Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам. «Любовь и дружба – труд души».

Сказку эту можно понимать буквально: это было фантастическое приключение летчика в пустыне – встреча с обитателем далекой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством. Я открою вам один секрет. Читать эту книгу можно в любом возрасте. Совсем маленький ребенок воспринимает ее как сказку. Нас она заставила задуматься над очень серьезными жизненными вопросами. Если вы прочитаете ее, когда станете старше, эта сказка откроется вам по-другому. Потому что это мудрая притча о любви и верности, о дружбе и самопожертвовании, доброте и красоте.

Верю: в каждом навсегда

Добро поселится и радость.

Взойдет любовь, отступит старость,

Найдутся новые друзья.

Звучит песня «Маленький принц» (музыка М.Таривердиева, слова Н.Добронравова.)

Домашнее задание: пожелания Маленькому принцу

(письмо литературному герою).

Викторина по произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Урок литературы, 6 класс

  • Автор :
  • Ильина Оксана Сергеевна,
  • учитель русского языка и литературы ГБОУ №29 с углубленным изучением французского языка и права г. Санкт-Петербурга
  • Викторина
  • по произведению
  • Антуана де Сент-Экзюпери
  • «Маленький принц»
1. Ответьте на вопросы.
  • Кому посвящена сказка «Маленький принц»?
  • Как случилось, что в 6 лет рассказчик отказался от «блестящей карьеры художника»?
  • Где и при каких обстоятельствах рассказчик встретился с Маленьким принцем?
  • С какой фразы началась дружба летчика и Маленького принца?
  • Почему однажды Маленький принц видел целых 43 заката? Как он это устроил?
  • (Леону Верту, когда он был ребенком).
  • (Взрослые не поняли то, что он нарисовал).
  • (В Сахаре при вынужденной посадке после аварии).
  • («Пожалуйста, нарисуй мне барашка»).
  • (Ему было грустно; он просто передвигал стул).
  • Что Маленький принц использовал в качестве электроплиты для своих завтраков?
  • (Вулканы).
  • Почему Маленький принц решил покинуть свою планету?
  • (Ему хотелось увидеть мир, а еще обострились отношения с Розой).
  • Каким двум фонарщикам на Земле жилось легко и беззаботно?
  • (Полюсам Северному и Южному, зажигающим фонари два раза в год).
  • Почему Маленький принц горько заплакал, после того как попал в розовый сад?
  • (Он думал, что его Роза единственная на свете).
  • Что есть хорошего в людях, по мнению Лиса?
  • (Люди разводят кур).
2. Какого барашка выбрал Маленький принц? Почему?
  • Правильный ответ: (в). Маленький принц мог вообразить в ящике любого барашка.
3. В какой последовательности перечисленные ниже взрослые люди оказывались на пути Маленького принца?
  • Деловой человек
  • Честолюбец
  • Король
  • Фонарщик
  • Пьяница
  • Географ
  • Правильный ответ :
  • 1. Король.
  • 2. Честолюбец.
  • 3. Пьяница.
  • 4. Деловой человек.
  • 5. Фонарщик.
  • 6. Географ.
4. Вспомните, кому принадлежат эти слова?
  • «…Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
  • (Лис)
  • «Будь то дом, звезды или пустыня, самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами»
  • (Рассказчик)
  • «Вода бывает нужна и сердцу…»
  • (Маленький принц)
  • «Могущества у меня больше, чем в пальце короля… Я решаю все загадки…»
  • (Змея)
5. Выберите правильный вариант ответа.
  • 1) Чем изумил принц летчика при встрече?
  • А) Своей красотой.
  • Б) Своим звонким голосом.
  • В) Принц понял рисунок летчика.
  • Правильный ответ: (в).
  • 2) Почему окружающие не поверили турецкому астроному, увидевшему астероид Б-612, на котором жил Маленький принц?
  • А) Потому что каждый хотел первым увидеть этот астероид.
  • Б) Потому что астероид был очень маленьким.
  • В) Потому что астроном был одет по-турецки.
  • Правильный ответ: (в).
  • 3) С какими из перечисленных ниже взрослых людей не встречался Маленький принц?
  • А) Стрелочник.
  • Б) Математик.
  • В) Продавец пилюль.
  • Правильный ответ: (б).
6. Внимательно прочитайте фрагмент. Как, по-вашему мнению, нужно назвать этот отрывок: а) экспозиция; б) завязка; в) эпилог?
  • Всмотритесь внимательней, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню. Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас: не спешите, помедлите немного под этой звездой. И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы, уж конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда - очень прошу вас! - не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся...
  • Правильный ответ: (в).
7. Какой смысл имеет следующее высказывание: а) прямой; б) переносный; в) прямой и переносный? Обоснуйте свой ответ.
  • «– Есть такое твердое правило, – сказал мне Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
  • Правильный ответ: (в).
А теперь придумайте свой вопрос по содержанию повести «Маленький принц» и задайте его соседу! Использованная литература
  • Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц // Антуан де Сент-Экзюпери. Избранное. – М.: Правда, 1987. – С. 375–435.
  • Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Русские и зарубежные произведения: Игровые уроки. 5-6 классы. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 160 с.
Источники заимствования картинок
  • http://lara-language.wikispaces.com/The%20Little%20Prince
  • http://allday2.com/index.php?newsid=14676
  • http://www.fresher.ru/category/knigi/

1 слайд

2 слайд

Звезда Антуана де Сент-Экзюпери «Детство - вот огромный край, откуда приходит каждый» - Сент-Экзюпери Антуан родился в 1900 году в Лионе. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля. Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя. Человек необычайно яркой одарённости, он увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. Сент-Экзюпери всегда умел ценить дружбу, считая это чувство самым драгоценным, что есть на земле. Он стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую. С первых дней Второй Мировой войны Сент-Экзюпери сражался с нацистами. "Я не люблю войну, но для меня невыносимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью... В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места... Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям", - писал Сент-Экзюпери. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье. Он долго вынашивал замысел такого произведения, где выразил бы свои мечты. 31 июля 1944 года отправился с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет - и не вернулся.

3 слайд

Маленький принц Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Философская направленность сказки заключается в размышлениях Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия. За простым и незатейливым сюжетом глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.

4 слайд

Планета Маленького принца Маленький принц живет на планете, «которая вся-то величиной с дом» и называется «астероид Б-612». Он каждое утро поливает Розу, прочищает находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывает сорняки... У него есть «твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». И все же он чувствует себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь Маленький принц и отправляется в свое путешествие по чужим мирам.

5 слайд

Баобабы На своей планете Маленький принц борется с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, "это очень скучная работа". Баобабы – это символ зла. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло «баобабы» из свих душ. "Берегитесь баобабов!" - заклинает писатель. Семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра - вырастает кедр, а из семян терновника - терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена.

6 слайд

Роза Роза - это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но "зато она была так прекрасна, что дух захватывало!", и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.

7 слайд

В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь Маленький принц и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений. Бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупые притязания на власть, богатство, на особое положение или почести - все это свойства людей, воображающих, что они обладают «здравым смыслом» "Серьезные люди" живут в собственном, искусственно созданном мирке, на своих планетах, отгородившись от остальных. Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.

8 слайд

9 слайд

Планета короля На планете короля Маленький принц не может понять, зачем вообще нужна власть, но испытывает к королю симпатию, потому что тот очень добр и отдает только разумные приказания. Сент-Экзюпери не отрицает власть, он просто напоминает сильным мира сего о том, что правитель должен быть мудр и что власть должна опираться на закон.

10 слайд

Планета честолюбца На следующих двух планетах Маленький принц встречает честолюбца и пьяницу - и знакомство с ними повергает его в растерянность. Их поведение для него совершенно необъяснимо и вызывает только отвращение. Главный герой видит насквозь всю бессмысленность их жизни, поклонение "ложным" идеалам.

11 слайд

Планета пьяницы Жизнь пьяницы вообще видится полной бессмыслицей, порочным кругом: он пьет, чтобы забыть, что ему совестно пить.

12 слайд

Планета делового человека Самым страшным в нравственном аспекте оказывается деловой человек. Его душа настолько омертвела, что он не видит ту красоту, которая его окружает. Он смотрит на звезды не глазами художника, глазами дельца. Автор не случайно выбирает звезды. Этим он подчеркивает полную бездуховность делового человека, его неспособность созерцать прекрасное. «И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы…» - Маленький принц

13 слайд

Планета фонарщика На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову. Маленький принц заметил: "Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво". Он говорит о внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл, а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.

14 слайд

Планета географа Маленький принц подумал было, что географ занимается настоящим делом. Но оказалось, что он всего лишь расспрашивает путешественников о тех странах, откуда они прибыли, чтобы записывать их рассказы в книги. Маленький принц хотел рассказать о своем цветке, но географ объяснил, что в книги записывают только горы и океаны, потому что они вечны и неизменны, а цветы эфемерны и живут недолго. Лишь тогда Маленький принц понял, что его красавица скоро исчезнет, - а он бросил ее одну, без защиты и помощи! Но Маленький принц отправился дальше - однако думал он только о своем покинутом цветке.

15 слайд

Земля Не найдя того, что искал на маленьких планетах, Маленький принц по совету географа отправляется на большую планету Земля. Планета людей кажется герою черствой и неуютной: "Какая странная планета!.. Совсем сухая, вся соленая и в иглах. У людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь". За недоумением маленького героя скрывается горечь самого писателя по поводу того, что происходит на Земле.

16 слайд

«Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел» - Змея Змея Первой, кого встречает Маленький принц на Земле, была Змея. Она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что "среди людей тоже одиноко". На Земле принцу предстоит проверить себя и принять самое важное в его жизни решение. Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было она поможет малышу вернуться на родную планету, дав ему своего яда.

17 слайд

Вот тут-то и приходит на помощь герою Лис. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Лис « Узнать можно только те вещи, которые приручишь… У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей» - Лис

18 слайд

Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать Он смотрит грустными глазами, Он ищет маленькую руку. Где счастья лисьего хозяин? Лис выследит Его по звуку. Но нет, обманчиво виденье Его шагов меж роз по саду, Но Он вернется - сновиденьем Терпенью Лисьему в награду. Дружи со мной - я буду верен, Приручишь - я узнаю счастье. Неужто срок любви отмерен, Цепь дружбы - времени подвластна? Я не забуду голос звонкий, Что в игры звал меня простые, Пшеница мне напомнит только Волос отливы золотые, «Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» - Лис

19 слайд

Попав в сад роз, Маленький принц, почувствовал себя очень несчастным: "его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной", а перед ним "пять тысяч точно таких же цветов". Выходит, у него была самая обыкновенная роза да еще три вулкана "ростом мне по колено", какой же он после этого принц... Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. "Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…" Сад роз «Как бы она рассердилась, если бы увидела их! - подумал Маленький принц. - Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за больной, ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и меня тоже...» - Маленький принц

20 слайд

Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил". Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!» - Маленький принц

21 слайд

Родники «...Знаешь, отчего хороша пустыня?.. Где-то в ней скрываются родники...» - Маленький принц Тогда Маленький принц решил вернуться к своей розе. Он отправился в пустыню - на то самое место, где упал. Там они с летчиком и познакомились. Колодец в пустыне, вода - вот еще один важный для Сент-Экзюпери символ, исполненный глубокого философского содержания. Вода - источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению, источник силы. Автор верит, что в каждом человеке "скрываются родники", нужно только уметь найти их и открыть. Вода, которую находят герои, оказывается не простой водой: "Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилии рук... Она была как подарок сердцу..." Это иносказание нетрудно понять: нас всех движет вера и желание найти этот чистый родник, эту жизненную истину, которую оберегают автор и Маленький принц.

23 слайд

Заключение Постигая мудрость жизни, маленький герой одновременно преподает нравственный урок взрослым, всем людям вообще. Нравственная красота любви, дружбы, счастья и человеческой жизни открывается героям и читателям к концу повествования. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. "Нет в мире совершенства", - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит. Сент-Экзюпери заставляет читателя изменить угол зрения на привычные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

24 слайд

АВТОР ПРОЕКТА И ПРЕЗЕНТАЦИИ – РОМАНЕНКО ВАЛЕРИЯ, 11А,2009г. РУКОВОДИТЕЛЬ – ЛЁДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, учитель русского языка и литературы, руководитель кружка «ПРЕВРАТИМ ДЕТСТВО В РАДОСТЬ» ГОУ СОШ №317 ВАО г. МОСКВЫ