Понятие и сущность конкуренции. Международная конкуренция и особенности их проявления в современных условиях Формы проявления конкуренции в мировой экономике

Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.

Масштабность конкуренции

Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях. Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К соперничеству стран с традиционно развитым экспортом присоединяются новые (в основном из числа «новых индустриальных стран»), предпринимающие решительные попытки изменения ситуации на мировом рынке в свою пользу. Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций.

Роль НТР в конкуренции

Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов: идет быстрое обновление ее форм и методов, усиливается поиск новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта. Особый динамизм конкуренции придает НТР. Везде, где развертывается соперничество за снижение издержек производства, повышение качества и максимизацию прибыли, НТР выступает не только действенным средством конкурентной борьбы, но и ее мощнейшим катализатором. Активное и многоплановое воздействие НТРна формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения имеет место на всех уровнях мирохозяйственных отношений, будь то отношения между отдельными фирмами, странами или группами стран. Столь универсальное, «сквозное» присутствие НТРобъясняется ее непосредственной связью с процессом развития производительных сил, с материальной основой жизни современного общества.

Использование достижений НТРоткрывает широкие возможности для обновления товарной номенклатуры, для оперативного реагирования на изменение рыночного спроса, на удовлетворение растущих требований к качественным характеристикам изделий. Не случайно сегодня новизна стала одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Речь идет главным образом о товарах рыночной новизны, которые либо удовлетворяют совершенно новые потребности и тем самым формируют новые рынки («пионерные товары»), либо удовлетворяют на более высоком качественном уровне потребности уже известные (усовершенствованные товары), либо позволяют значительно более широкому кругу покупателей потреблять ранее недоступные им товары (товары сниженных цен).



Анализ мирового экспорта промышленной продукции показывает, что среди товаров, экспорт которых растет наиболее быстрыми темпами, преобладают товары, быстро обновляющиеся под воздействием НТР, а именно интегральные схемы, ЭВМ, коммуникационное электронное оборудование, аппаратура видео- и звукозаписи (воспроизведения), текстильное оборудование, целлюлозно-бумажное оборудование, железнодорожный подвижной состав, бытовое и промышленное электротехническое оборудование, авиадвигатели, химическое оборудование.

По оценкам специалистов, у компаний, успешно освоивших выпуск принципиально новых товаров, в течение 5-10 лет после их внедрения в производство темпы роста прибыли в два раза выше, чем у конкурентов, продолжавших выпуск традиционной продукции. Рыночный успех новых товаров, в отличие от традиционных, может достигаться при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товара (качество, новизна, надежность и т.д.)- Это является убедительным аргументом в поддержку концепции возрастания роли неценовых форм конкуренции.

Ценовая конкуренция

Сегодня ценовая конкуренция в значительной степени ограничена, однако сбрасывать ее со счетов было бы ошибочно. Мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления товаров (полупроводники, бытовая электронная аппаратура, некоторые виды производственной керамики и др.). Как правило, такое «каскадное» снижение цен становится возможным благодаря использованию достижений НТР, обеспечивающих резкое снижение издержек производства. Но снижение цен – обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие. Для него предпочтительнее (т.е. прибыльнее) маневр потребительскими свойствами товара при сохранении цен неизменными. И здесь вновь на помощь приходит НТР с ее практически неисчерпаемыми возможностями воздействия на потребительские параметры продукции.



Переносу акцентов конкурентной борьбы в область неценовых факторов в известном смысле способствует и появление большого числа технически сложных изделий, что ведет к практически повсеместной трансформации понятия цены как таковой в многоэлементную цену потребителя, отражающую всю сумму расходов покупателя, необходимую для полноценного потребления товаров на протяжении всего срока его службы. Лежащие за пределами цены, но имеющие стоимостную основу элементы цены потребления все больше становятся объектами конкурентной борьбы, которая уже не может быть прямо отнесена к ценовой. В итоге значение цены как центра, вокруг которого долгое время колебались покупательские предпочтения, относительно падает, уступая место таким неценовым параметрам, как качество, новизна, прогрессивность и надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации, оформление, готовность к потреблению, легкость профессионального обучения, оперативность технического обслуживания и т.п. Эти параметры, формируя новую систему потребительских ценностей, образуют новые «эпицентры» конкурентной борьбы, в которой участвуют как отдельные фирмы-экспортеры, так и целые страны, выступающие в роли экспортеров.

Чем шире спектр потребительских требований и выше их уровень, тем жестче требования к экспортерам, к их конкурентоспособности. Ведь конкурентоспособный товар, как правило, может производить только конкурентоспособная фирма, а для такой фирмы нужны определенные условия, характеризуемые как конкурентоспособность ее страны. Эта неразрывная цепочка взаимозависимости давно замечена и внимательно изучается. Так, международная организация «Европейский форум по проблемам управления» (ее центр в Женеве) регулярно проводит исследования по оценке конкурентоспособности западных стран. При этом понятие «конкурентоспособность» определяется как «реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов».

- 129.50 Кб
Наименование стран Место в рейтинге стран
2002 2001
США 1 2
Финляндия 2 1
Великобритания 3 7
Германия 4 4
Швейцария 5 5
Швеция 6 6
Нидерланды 7 3
Дания 8 8
Сингапур 9 9
Канада 10 12
***
Россия 58 56

Рейтинг стран с высоким уровнем микроэкономической конкурентоспособности возглавили США, на 2-м месте оказалась Финляндия. Среди развитых стран существенно улучшили свой рейтинг Канада, Бельгия и Ирландия. Наиболее значителен прогресс Великобритании, поднявшейся с 7-го места в 2001 г. до 3-го в 2001 г., что связано с повышением доступности венчурного капитала, степени защиты прав на интеллектуальную собственность, а также с ростом эффективности антитрестовского законодательства. Из стран с развивающейся экономикой улучшили свой рейтинг Словения, Доминиканская Республика, Шри-Ланка.

С целью выявления различий в источниках повышения конкурентоспособности среди стран с различными уровнями развития экономики авторы доклада разделили страны, вошедшие в рейтинг, на три группы: с низким уровнем дохода, в которых объем ВВП на душу населения в 2001 г. был ниже 6,8 тыс. долл. (31 страна); со средним уровнем дохода – с объемом ВВП на душу населения 6,8-20 тыс. долл. (26 стран) и с высоким уровнем – объем ВВП на душу населения – более 20 тыс. долл. (23 страны).

Для стран с низким уровнем дохода основными способами повышения конкурентоспособности и отказа от конкурентных преимуществ, основанных на дешевой рабочей силе и естественных ресурсах являются:

    • на уровне компаний – улучшение производственного процесса, маркетинговых исследований, совершенствование корпоративной стратегии (прежде всего высокотехнологичных компаний);
    • на общеэкономическом уровне – улучшение делового климата посредством повышения качества инфраструктуры, включая электроснабжение, транспортную сеть.

В странах со средним уровнем дохода необходимо улучшить состояние инфраструктуры и повысить уровень качества человеческих ресурсов. Важным средством повышения конкурентоспособности становится улучшение условий деятельности на финансовом рынке, что необходимо для мобилизации рыночного капитала и других ресурсов. Нужно, чтобы местные компании были в состоянии воспринять лучшие зарубежные технологии и производить продукцию, качество которой соответствовало бы мировым стандартам.

Для стран с высоким уровнем дохода повышение качества и эффективности уже не является достаточным. Основным условием роста конкурентоспособности таких стран становится способность национальных компаний разрабатывать инновационные технологии, создавать уникальный дизайн. В таких странах опора на иностранные технологии становится негативным фактором.

Таким образом, правительства большинства стран мира продолжают совершенствовать инфраструктуру, улучшать положение на финансовых рынках, снижать тарифы и устранять бюрократические барьеры. Прогресс в этих областях становится реальным, если страны в значительной степени интегрированы в мировую экономику.

Для России реальным путем вхождения в глобальное конкурентное пространство является постепенное сближение качества российской макро- и микроконкурентной среды и предпринимательских фирм с качеством аналогов мирового рынка.

Необходима разработка национальной политики международной конкурентоспособности России, формируемой совместно представителями государства, бизнеса, науки и общественных организаций. Следует определить наиболее конкурентоспособные сферы российского бизнеса, где национальный капитал мог бы войти в западные транснациональные корпорации, а также конкурентоспособные сектора, в которых целесообразно создать под эгидой российского капитала ТНК западного типа. В настоящее время это возможно для энергетических и топливных корпораций России. Высококонкурентоспособные фирмы могут быть образованы в сфере ВПК путем создания корпоративных структур горизонтального типа. Наконец, нужно активно формировать компании «новой экономики», разрабатывать интернет-технологии, обладающие современными конкурентными преимуществами. конкурентоспособность на мировых рынках невозможно обеспечить без вовлечения в этот процесс государства как субъекта рыночных отношений и завершения кардинальной реформы российских фирм. При этом необходимо осуществить коренную техническую реконструкцию морально и физически устаревшего производственного аппарата страны наряду с институциональной реформой предприятий. Иначе перейти к новому более высокому уровню производительности труда практически не реально.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.

Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, а особый динамизм конкуренции придает НТР.

Значительную известность в обосновании новейших концепций внешнеторговой политики, пытающихся объединить некоторые положения теорий «сравнительного преимущества» с внешнеторговой стратегией крупных фирм, получили работы американского экономиста М. Портера. Особенностью этих работ является прагматический характер, опора на исследования материалов по внешней торговле значительного числа стран. Решающий вывод, сделанный Портером, носит внешне достаточно тривиальный характер международная конкурентоспособность страны определяется прежде всего комплексными конкурентными преимуществами ее ведущих фирм. Новизна же исследований Портера состоит в выявлении решающих условий, формирующих подобные конкурентные преимущества.

Национальное благосостояние во многом зависит от уровня конкурентоспособности, фундаментом которой является экономическая политика страны, выраженная в степени «продвинутости» национальных компаний и состоянии делового климата. Политическая стабильность, четкая и ясная макроэкономическая политика, либерализация рынка и приватизация – необходимые, но не достаточные условия экономического развития. Реформы на уровне микроэкономики являются не менее, а в некоторых случаях и более важными.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999. – 734 с.
  2. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 727 с.
  3. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 605 с.
  4. Спиридонов Н.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.
  5. Смирнова Е.В. Рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2002 году. // Внешнеэкономический бюллетень, 2003. – № 5. – С. 3-9.
  6. Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики, 2001. – № 6. – С. 36-49.йй

Описание работы

Современный мировой рынок представляет собой сложную систему, постоянно меняющуюся от спроса и предложения товаров и услуг. На эти процессы оказывают влияние возникновение новых потребностей, новые технологические связи, новые организационные формы сотрудничества, новые методы конкуренции.
На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. На современном этапе возможности фирм не ограничены пределами их страны базирования.

Содержание

Введение 3
1. Особенности проявления международной конкуренции в
современных условиях 4
1.1. Масштабность конкуренции 4
1.2. Роль НТР в конкуренции 5
1.3. Ценовая конкуренция 6
1.4. Факторы конкурентоспособности 7
2. Конкурентное преимущество 9
2.1. Теория конкурентных преимуществ М. Портера 9
2.2. Источники конкурентных преимуществ 10
3. Рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2002 году 12
3.1. Индекс растущей конкурентоспособности 12
3.2. Индекс макроэкономической конкурентоспособности 14
Заключение 19
Библиографический список 20

Маркетинговыми исследованиями установлено, что для покупателей существуют верхние и нижние пределы, в рамках которых их восприятие качества товара находится в Прямой зависимости от цены: для покупателя существует совершенно определенный уровень цен на товары и услуги, который он рассматривает как приемлемый. Этот уровень различен у разных групп покупателей в зависимости от их социально-экономического положения и конъюнктуры рынка.

Улучшенные технические характеристики промышленной продукции обычно являются основанием для установления более высокой цены. Этот показатель является важным фактором для изделий, использование которых приносит повышенный эффект для потребителя.

В практике оценки ценовых характеристик как продукции производственного назначения, так и товаров широкого потребления эффективен метод статистического анализа с использованием корреляционно-регрессионных зависимостей, связывающих ценовой параметр с техническими характеристиками изделия.

В обшем виде эта зависимость может быть представлена в виде уравнения:

где К 1 ,..., К n — технические (потребительские) характеристики товара;

B1,..,Bn — показатели степени;

a 1 ,.... a n — коэффициенты уравнения;

a 0 b 0 — свободные члены уравнения.

Величины коэффициентов каждого из используемых уравнений позволяют количественно определить влияние каждого параметра на рыночную цену изделия.

Корреляционно-регрессионные зависимости удобно использовать при репрезентативном статистическом материале, лежащем в основе построения надежных математических зависимостей. Покупатель при приобретении товара, особенно технически сложных бытовых товаров и продукции производственно-технического назначения, обращает внимание на то, сколько будет для него стоить покупка товара и каковы будут полные затраты при его эксплуатации (цена потребления):

При возможности выбора среди товаров-конкурентов покупатель стремится к минимизации своих совокупных издержек, т.е.:

Ц потр -> min.

При этом существует вполне определенная зависимость между качеством продукции (производительность, надежность, уровень энергопотребления, ремонтопригодность и др.) и затратами на эксплуатацию. Как правило, это зависимость обратная, т.е. товар более высокого технического уровня и качества, как правило, существенно более эффективен в процессе его эксплуатации. Таким образом, товаропроизводитель, обеспечивая потребителю решение его проблем наиболее эффективным способом, вправе компенсировать свои усилия более высокой продажной ценой, естественно в определенных пределах, обеспечивая условие Ц потр -> min.

Но при этом необходимо убедить покупателей (с помощью различных средств маркетинговых коммуникаций) о тех выгодах, которые они получат при использовании предлагаемых товаров. Цена реализации нового товара может быть оценена по следующей зависимости:

где: сумма — суммарные затраты по эксплуатации нового товара за весь срок службы;

Цпотр.н — цена потребления товара, предлагаемая конкурентом.

В качестве другого метода учета качества в цене предлагаемого товара можно использовать подход, лежащий в основе определения конкурентоспособности товара:

Для соблюдения равного уровня технико-экономической конкурентоспособности цена нового товара может быть определена по следующей зависимости:

где Ц потр. — цена потребления базового (эталонного) товара;

З экспл. - затраты в сфере эксплуатации нового товара за весь срок службы изделия.

Заключение

Мировая конкуренция стремительно приобретает характер конкуренции между цивилизациями - и кошмарный смысл этого обыденного факта еще только начинает осознаваться человечеством. Проще всего понять его по аналогии с межнациональными конфликтами, разжигание которых является преступлением особой тяжести в силу их иррациональности: их сложно погасить, так как стороны существуют в разных системах ценностей и потому не могут договориться.

Участники конкуренции между цивилизациями разделены еще глубже, чем стороны межнационального конфликта. Они не только преследуют разные цели разными методами, но и не могут понять ценности, цели и методы друг друга. Финансовая экспансия Запада, этническая - Китая и религиозная - ислама не просто развертываются в разных плоскостях; они не принимают друг друга как глубоко чуждое явление, враждебное не в силу различного отношения к ключевому вопросу всякого общественного развития - вопросу о власти, - но в силу самого своего образа жизни. Компромисс возможен только в случае изменения образа жизни, то есть уничтожения как цивилизации.

Такая конкуренция не просто осуществляется по отношению к каждому ее участнику методами, являющимися для него внесистемными и потому носящими болезненный и разрушительный характер; она носит бескомпромиссный характер и нарастает даже при видимом равенстве сил и отсутствию шансов на чей-либо значимый успех.

Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта и дифференциацию его потенциала. Основные средства достижения этой цели - общее улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций в соответствующие отрасли, создание механизмов стимулирования экспорта, использование различных инструментов внешнеэкономического регулирования с целью формирования жизнеспособных экспортных производств.

Список использованной литературы

  1. Демиденко И. А. Оценка конкурентоспособности предприятий // Проблемы и перспективы развития предприятий. СПБ., 2003.с. 370
  2. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 2003., с.256
  3. Майкл Портер. Международная конкуренция. - М.: Междунар. отношения, 2005., с.896

2.1Конкуренция в России

Первый в истории России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий «правила игры» для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Основная особенность этого документа - он содержит перечень запрещаемых видов поведения конкурентов и меры ответственности по отношению к тем, кто все же решил игнорировать данные запреты. Тем самым Закон «О конкуренции...» по своему содержанию и по структуре ближе к традиционному зарубежному экономическому законодательству, исповедующему принцип «все разрешено, что не запрещено», нежели к разрешительному законодательству России начала 90-х гг.

Закон «О конкуренции...» содержит запреты на многие виды монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Обратим, в частности, внимание на запрет на создание «министерств, государственных комитетов, других структур государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров...» (статья 7). Статья 9 содержит жесткие запреты должностным лицам на занятие самостоятельным бизнесом. Статьи 5, 6 8, 10 в столь же жесткой форме признают недопустимыми действия конкурентов, ведущие к дискриминации других конкурентов, ущемлению их суверенных прав; они представляют собой комбинацию из антикартельных и антитрестовских мер.

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

Экономические меры: поощрение создания товаров - заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

Но уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.

Называются несколько причин:

Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

Малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:

Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

Адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.


| | | | 5 | |

Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях. Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К соперничеству стран с традиционно развитым экспортом присоединяются новые (в основном из числа «новых индустриальных стран»), предпринимающие решительные попытки изменения ситуации на мировом рынке в свою пользу. Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций.

Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов: идет быстрое обновление ее форм и методов, усиливается поиск новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта. Особый динамизм конкуренции придает НТР. Везде, где развертывается соперничество за снижение издержек производства, повышение качества и максимизацию прибыли, НТР выступает не только действенным средством конкурентной борьбы, но и ее мощнейшим катализатором.

Использование достижений НТР открывает широкие возможности для обновления товарной номенклатуры, для оперативного реагирования на изменение рыночного спроса, на удовлетворение растущих требований к качественным характеристикам изделий. Не случайно сегодня новизна стала одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Речь идет главным образом о товарах рыночной новизны, которые либо удовлетворяют совершенно новые потребности и тем самым формируют новые рынки(«пионерные товары»), либо удовлетворяют на более высоком качественном уровне потребности уже известные (усовершенствованные товары), либо позволяют значительно более широкому кругу покупателей потреблять ранее недоступные им товары (товары сниженных цен).

Анализ мирового экспорта промышленной продукции показывает, что среди товаров, экспорт которых растет наиболее быстрыми темпами, преобладают товары, быстро обновляющиеся под воздействием НТР, а именно: интегральные схемы, ЭВМ, коммуникационное электронное оборудование, аппаратура видео- и звукозаписи (воспроизведения), текстильное оборудование, целлюлозно-бумажное оборудование, железнодорожный подвижной состав, бытовое и промышленное электротехническое оборудование, авиадвигатели, химическое оборудование.

По оценкам специалистов, у компаний, успешно освоивших выпуск принципиально новых товаров, в течение 5-10 лет после их внедрения в производство темпы роста прибыли в два раза выше, чем у конкурентов, продолжавших выпуск традиционной продукции. Рыночный успех новых товаров, в отличие от традиционных, может достигаться при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем на потребительские свойства товара (качество, новизна, надежность и т.д.). Это является убедительным аргументом в поддержку концепции возрастания роли неценовых форм конкуренции.

В настоящее время ценовая конкуренция в значительной степени ограничена, однако сбрасывать ее со счетов было бы ошибочно. Мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления товаров (полупроводники, бытовая электронная аппаратура). Как правило, такое «каскадное» снижение цен становится возможным благодаря использованию достижений НТР, обеспечивающих резкое снижение издержек производства. Но снижение цен - обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие. Для него предпочтительнее (т.е. прибыльнее) маневр потребительскими свойствами товара при сохранении цен неизменными. И здесь вновь на помощь приходит НТР, с ее практически неисчерпаемыми возможностями воздействия на потребительские параметры продукции.

Значение цены как центра, вокруг которого долгое время колебались покупательские предпочтения, относительно падает, уступая место таким неценовым параметрам, как качество, новизна, прогрессивность и надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации, оформление, готовность к потреблению, легкость профессионального обучения, оперативность технического обслуживания и т.п. Эти параметры, формируя новую систему потребительских ценностей, образуют новые «эпицентры» конкурентной борьбы, в которой участвуют как отдельные фирмы-экспортеры, так и целые страны, выступающие в роли экспортеров.

Чем шире спектр потребительских требований и выше их уровень, тем жестче требования к экспортерам, к их конкурентоспособности. Ведь конкурентоспособный товар, как правило, может производить только конкурентоспособная фирма, а для такой фирмы нужны определенные условия, характеризуемые как конкурентоспособность ее страны.

Конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.

Для определения конкурентоспособности страны используется около 340 показателей и более 100 оценок экспертов-экономистов. Данные анализа группируются в 10 факторов, а именно:

    1) экономический потенциал и темпы роста экономики;

    2) эффективность промышленного производства;

    3) уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений;

    4) участие в МРТ;

    5) динамичность и емкость внутреннего рынка;

    6) гибкость финансовой системы;

    7) воздействие государственного регулирования экономики;

    8) уровень квалификации трудовых ресурсов;

    9) обеспеченность трудовыми ресурсами;

    10) социально-экономическая и внутриполитическая ситуация.

Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия и Швейцария. При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис конкурентоспособности этих стран, который достаточно полно характеризуется приведенными выше факторами, но и не менее важный структурный аспект их конкурентоспособности. Речь идет о степени адаптации экономики к эволюции мирового спроса, о точном выборе национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям, об умении избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых рынков. В этом понимании глобальной структуры мирового спроса, в способности динамично на него реагировать, одновременно активно формируя его в нужном направлении, и состоит секрет рыночного успеха ведущих мировых экспортеров.