Почему не стоит отвечать злом на зло? Протоиерей Александр Борисов: «Можно ли отвечать на зло силой? Стоит ли отвечать злом зло

Отвечать на зло злом конечно можно и запретить вам этого не кто не может, только вот нужно понимать, что поступая таким образом, делаете вы себе хуже, а не тому кому хотите ответить.

Что посеешь то и пожнешь гласит народная мудрость. И если быть очень внимательным, то без труда можно заметить, что эта пословица находит убедительное подтверждение в реальной жизни. Все наши действия являются семенем (причинами) которые в будущем приносят свои плоды (следствия). И если исходить из данной логики, то можно прийти к несложным выводам. Человек который совершил зло или несправедливость собственноручно посадил в своей жизни семя, которое рано или поздно принесет ему соответствующие плоды. Конечно, совершив зло, такой человек кому-то причинил боль и возможно создал проблемы. И в этом случае, тот кто стал жертвой таких обстоятельств, имеет два варианта действий.

Первый вариант предполагает нанести ответный удар обидчику, или же очень сильно на него обидеться и держать зло. В этом случае жаждущий возмездия или осуществивший возмездие, или даже затаивший горькую обиду, так же сеет в своей жизни зерна, которые принесут соответствующие плоды, которые будут разрушать его жизнь и нести новые проблемы.

Второй вариант которым может пойти тот кого коснулась несправедливость или кому пришлось снести оскорбление, является нестандартный подход к анализу ситуации в которой он оказался. Если оценивать ситуацию рефлекторно, тогда все просто он подлец я жертва, и потому он достоин ненависти и мести. Второй вариант оценивания ситуации предполагает более хладнокровную оценку и анализ. Тот кто хочет нанести мне вред, на самом деле наносит его в первую очередь себе, я же, если отвечу ему его же монетой, причиню вред в большей мере себе чем ему, и запущу негативный сценарий в своей жизни. Если мне важна гармония и предсказуемость моего мира, тогда я буду сеять в нем только те зерна, которые будут приносить мне пользу и радость. А другие люди, имеет право сеять в своей жизни те зерна, которые желают они.

Тот кто творит зло и напитывает себя ненавистью, сам разрушит и себя и свою жизнь. Ни кому не сможет он причинить зло кроме себя самого и того, кто будет готов разделить с ним его зло. Только те в ком есть такое же зло, будут играть с ним в одну игру. Другие же, просто умоют руки и лицо, и поблагодарят за урок.

В случае с войной, конечно нужно защищать свою родину и нужно делать это с оружием в руках, но нельзя позволять ненависти завладевать твоим сердцем. Враг просто не оставил тебе выбора. И убить тебе его придется не потому, что ты его ненавидишь, а лишь потому что у тебя нет выбора. И вот здесь мы открываем еще один аспект — это мотив. Каков твой искренний (настоящий) мотив, таково и твое деянии. Если мотив благороден и чист от корысти, ненависти и злобы, тогда и «уб—ство» становится милосердным.

(391 слово) Когда мы становимся жертвами зла, то возникает соблазн ответить тем же и покарать обидчиков. Однако делать это ни в коем случае нельзя, потому что именно так начинается война, несущая разрушительные последствия обеим сторонам. Не стоит порождать конфликты и поддаваться на провокацию. И многие примеры из литературы лишь подтверждают необходимость сдержать гнев.

Так, в пьесе М. Горького «На дне» Сатин стал заложником своего буйного нрава. Когда-то его сестру оскорбил мужчина, и брат отомстил ему. Его ответ был страшен — обидчик был убит. Естественно, преступника осудили на несколько лет каторги. После отбытия срока герой обнаружил, что никому не нужен человек с криминальным прошлым. Его карьера была загублена, а будущее разом померкло и стало весьма туманным. Доброе имя Сатина осталось в прошлом. Все видели в нем бывшего каторжника и шулера. Герой неоднократно описывал презрительные взгляды, обращенные к нему на улице. Неудивительно, что он стал циником и насмешником. Его идеал человека — это ленивый бродяга, которому безразличны другие люди и судьба мира. Таким образом, из-за одного лишь взрыва гнева Сатин превратился в отверженного обитателя социального дна, а ведь был благородным человеком, готовым постоять за честь семьи. Значит, когда мы отвечаем зло на зло, то становимся намного хуже, чем были до этого.

Еще более негативно обмен злом влияет на состояние семьи, что наглядно описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Катерина Ивановна вышла замуж не по любви, а ради обеспечения детей, ведь осталась многодетной вдовой без средств. Но вскоре после заключения брака муж запил и потерял работу. Семья погрузилась в нищету. Но вместо того чтобы поддержать супруга и направить его на путь исправления, героиня начала срываться на него и даже била, когда он приходил домой пьяным. Все эти сцены разворачивались при детях, которые плакали и страдали, глядя на насилие и слушая брань. Все благородство, навязанное им Катериной Ивановной, было развеяно бурными истериками и драками матери. В итоге героиня довела себя до полного нервного истощения и помешательства, а муж ее так и не смог встать на ноги. Этот пример показывает, что люди, отвечая злом на зло, опускаются до уровня обидчика и запускают вечный конфликт, который никогда не закончится.

Таким образом, человек не должен мстить обидчику и отвечать на его зло той же монетой. Подобное поведение приведет лишь к эскалации конфликта и поспособствует деградации того, кто опускается до жестокости и агрессии, оправдывая себя детскими доводами вроде «Он первый начал». Взрослые люди должны уметь приходить к согласию без бадминтона негатива.

Не отвечайте злом на зло, иначе злу не будет конца. В ответ на обиду поцелуй врага своего, и ему станет намного больнее. © Будда

9 месяцев назад

Не отвечайте злом на зло, иначе злу не будет конца. В ответ на обиду поцелуй врага своего, и ему станет намного больнее. © Будда

Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. Отвечайте добром или не отвечайте никак. Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше.

Мне хорошо известно то, что все знают давно. Тот, кому зло причинили, злом ответит на зло.

Уистан Хью Оден

Мне хорошо известно то, что все знают давно.
Тот, кому зло причинили, злом ответит на зло.

Уистан Хью Оден

Я мщу и месть моя страшна – а надо ли мстить за обиду и зло?

Если человек тебе сделал ЗЛО - ты дай ему конфетку, он тебе ЗЛО - ты ему конфетку… И так до тех пор, пока у этой твари не разовьётся сахарный диабет. Фаина Раневская

Фаина Раневская

Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе - зло, ты ему - конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.

Фаина Раневская

Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе - зло, ты ему - конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.

Фаина Раневская

Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе - зло, ты ему - конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.

Фаина Раневская

Не ждите, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учитесь быть счастливыми прямо сейчас. Иначе не успеете.

Не жди, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учись быть счастливым прямо сейчас. Иначе не успеешь.

Не жди, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учись быть счастливым прямо сейчас. Иначе не успеешь. 1+1

Не жди, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учись быть счастливым прямо сейчас. Иначе не успеешь. Фредерик Бегбедер

Не жди, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учись быть счастливым прямо сейчас. Иначе не успеешь.

Марина Цветаева

Не жди, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учись быть счастливым прямо сейчас. Иначе не успеешь.

Фредерик Бегбедер

Не жди, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учись быть счастливым прямо сейчас. Иначе не успеешь.

Фредерик Бегбедер

Слаще всего - поцелуй детей, важнее всего - их здоровье, больнее всего - их слезы, дороже всего - их любовь.

Для женщины первый поцелуй- конец начала, для мужчины-начало конца.

Элен Роуленд

Тебя обидел человек, а ты возьми и сделай ему добро, подари ему тепло и ласку своей души, и узелок-то развяжется, якорек спадет с твоего сердца. После этого тебе станет и жить, и дышать легче. Через такие победы любовью в местах твоего поражения сердце шаг за шагом, победа за победой будет обретать чистоту. Михаил Юрьевич Лермонтов

Заповедь любви к врагам есть только в христианстве

Мы часто сталкиваемся со злой человеческой волей, которая не имеет ничего общего с Божьей. Войны, революции, гонения на Церковь, поругание святынь. Почему же принято говорить: «На всё воля Божья»? И что делать верующему - смиряться с чужой злой волей, утешаясь тем, что её допускает Сам Бог, или пытаться ей активно противодействовать?

Борис Д.

Отвечает настоятель храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов:

Вопрос о зле - один из самых трудных и в то же время самых важных для каждого человека. В нашей главной молитве «Отче наш» есть слова: «…да будет воля Твоя и на земле, как на небе…» Это просьба о том, чтобы здесь, на земле совершалась ВОЛЯ БОЖИЯ, а не наша злая, человеческая воля. Естественно, мы просим о том, чего ещё нет в полной мере. То есть в земной жизни проявляется как Божия воля, так и воля человека и других живых тварей. Бог даёт Своему творению свободу, причём тем большую, чем выше уровень организации тварного существа.

- Эту свободу человек может употребить против Бога? Опасный дар…

Мне вспоминается письмо человека, осуждённого за жестокое убийство. Сидя в камере смертников, он задал Богу вопрос: «Господи, если Ты есть, скажи, почему я совершил это убийство?» И услышал внутри себя явственный ответ: «Потому что ты свободен выбирать между добром и злом». Он спрашивает ещё: «Зачем мне эта свобода, если она привела меня в камеру смертников?» И слышит ответ: «Без свободы ты не был бы человеком».

В самом деле, без свободы выбора наши поступки были бы лишь вынужденными рефлексами, не имели бы никакой нравственной ценности. Не было бы зла, но не было бы и добра. Не было бы нравственного усилия, никаких чувств, симпатий, любви и т.д. Одни лишь рефлекторные ответы на внешние раздражители. Человек перестал бы быть личностью, образом и подобием Божиим. Он превратился бы в благочестивый автомат.

Так что, когда мы говорим, что «на всё воля Божия», то имеется в виду, что по Его воле мы получили свободу выбирать между добром и злом. А то, что мы выбираем зло вместо добра, - это уже выбор нашей, человеческой воли. Мы в этом виноваты, а не Бог.

- И Бог никак не противостоит злой человеческой воле?

Мы верим, что Бог даже самое ужасное зло может обратить в добро. За Распятием следует Воскресение. Бог побеждает зло врагов Иисуса Христа не тем, что карает Его палачей, а тем, что воскрешает Своего Сына! Так и за каждым злом, которое совершается в мире, следует победа Бога, которая нам не сразу и не всегда видна.

Так, смерть мучеников подчёркивает их нравственный подвиг, силу их веры, их мужество, их упование на Бога и тем самым служит вдохновляющим примером, поддерживающим целые поколения христиан.

Это не значит, что мы всегда должны уступать злу. Иногда приходится прибегать к насилию, защищая ближнего, слабого, своё Отечество. Ибо в этом случае уступка злу породила бы ещё большее зло. Но всё это становится необходимостью лишь тогда, когда мы защищаем других людей. Но даже Петра, взявшегося за меч, чтобы защитить Учителя, Иисус остановил: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52-54).

- Как определить, когда следует активно противостоять злу насилием, а когда смиряться?

Чтобы в каждом конкретном случае делать правильный выбор, нам и дано Евангелие, которое нам необходимо читать и перечитывать, пропитывать себя его духом. Нам следует хорошо знать историю Церкви, особенно первых трёх веков её существования, когда безоружное христианство завоевало могущественную Римскую империю, проливая только свою кровь и никогда - чужую.

Мы призваны помнить, что сопротивление злу силой - это скорее исключение, а не правило: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5, 43-48).

Нравственные заповеди христианства во многом схожи с нравственными нормами других религий. И только слов «любите врагов ваших» мы не найдём нигде, кроме христианства.

В том же наставляет нас в своих Посланиях и святой апостол Павел: «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло» (1 Фес. 5, 15), «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. …Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 19-21).

В уже гораздо более близкое к нам время словами молитвы Оптинских старцев мы просим Господа научить нас «молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». Христианство - это не религия слабых, как думают некоторые, не тёплая печка для стариков, а жизнь, требующая великого мужества и веры, путь за Господом Иисусом Христом, который сказал о Себе: «Я есть путь и истина и жизнь».

Михаил Устюгов

Очень часто встречающийся вопрос, чаще, чем хотелось бы. Даже удивительно, как лукавый смог нас настолько запутать.

Батюшка, мой сосед по парте надо мной смеется, щиплется прямо на уроке. Говорит: «Петров наломал дров», и разные другие дразнилки.
- А ты от него пересядь. Но с большой любовью.
- Батюшка, вот я пересел, а он все равно на переменах дразнится.
- А ты ему ответь твердо, резко, можно даже грубо. Но с большой любовью.
- Батюшка, я ему ответил, а он опять. И дерется.
- А ты размахнись и как следует дай! Но с большой любовью.

Шутки шутками, но насколько все просто. Злом на зло отвечать конечно нельзя. Но оказывать сопротивление злу силой можно и нужно. А в случаях, когда имеется третья сторона, страдающая от зла, то есть жертва, воспротивиться злу, используя насилие - наша прямая обязанность.

Таким образом мы делаем добро: ведь критерий добра лежит вне нас (силой сдерживающих злодеев вплоть до физического убийства), вне злодея, и даже вне его жерты. Критерий добра - в Боге. Что согласуется с волей Божьей, то и добро.

Ary Scheffer (1795–1858) , CC BY-SA 3.0

Не надо бояться ошибиться и не следует запугивать себя тонкими рассуждениями, вроде «что для одного добро - то для другого зло».

Мы делаем наше добро не для «одного» или для «другого», а для Бога, и поэтому обязаны его делать здесь и сейчас, даже если нам не хочется.

Не бойся запутаться, бойся, что не хватит смелости, когда наступит пора действовать.

А Господь со Своей стороны никогда не поставит нам задачу, которая превышает наше разумение: не искушает нас Бог, но мы искушаемся сами - как в случае с этим «вопросом».

Понятно, что людям с разным духовным опытом будут ставиться разные задачи. Духовным младенцам или юношам - попроще, духовно зрелым мужам - посложнее. И об этом есть глубокая стихотворная притча.

Господу богу помолимся,
Древнюю быль возвестим,
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим.

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан,

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу,
Вождь Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.

Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил,
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать – не сочтешь!

Долго боролся, противился
Господу зверь-человек,
Голову снес полюбовнице
И есаула засек.

Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.

И прегрешенья отмаливать
К гробу Господню идет,
Странствует, молится, кается,
Легче ему не стает.

Старцем, в одежде монашеской,
Грешник вернулся домой,
Жил под навесом старейшего
Дуба, в трущобе лесной.

Денно и нощно Всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!

Сжалился Бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,

Рек: «Не без божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!

Будет работа великая,
Будет награда за труд,
Только что рухнется дерево –
Цепи греха упадут».

Смерил отшельник страшилище:
Дуб – три обхвата кругом!
Стал на работу с молитвою,
Режет булатным ножом,

Режет упругое дерево,
Господу славу поет,
Годы идут – продвигается
Медленно дело вперед.

Что с великаном поделает
Хилый, больной человек?
Нужны тут силы железные,
Нужен не старческий век!

В сердце сомнение крадется,
Режет и слышит слова:
«Эй, старина, что ты делаешь?»
Перекрестился сперва,

Глянул – и пана Глуховского
Видит на борзом коне,
Пана богатого, знатного,
Первого в той стороне.

Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал
И в поучение грешнику
Тайну свою рассказал.

Пан усмехнулся: «Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»

Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!

Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо; скатилося
С инока бремя грехов!..
Слава Творцу вездесущему
Днесь и во веки веков!