Папка передвижка встречаем птиц. Папка-передвижка для родителей «День птиц. Загадки про перелетных птиц

Татьяна Пономаренко
Папка-передвижка для родителей «День птиц»

В преддверии праздника "День птиц ",который состоялся 1 апреля,мною была изготовлена папка- передвижка для родителей .

«Международный день птиц »

– интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1 апреля. В Российской Федерации он является самым известным из «птичьих» праздников. Международный день птиц отмечается с 1906 года, после подписания Международной конвенции по охране птиц . Впервые в СССР «Международный день птиц » отмечался 1 апреля в 1927 году. В 1928 году «День птиц » зашагал по всей стране Советов, собрав более 60 тысяч участников, которыми было развешено около 15.000 скворечников. Постепенно праздник сошёл на нет. И только в 1994 году, благодаря усилиям энтузиастов-орнитологов из созданного в 1993 году Союза охраны птиц России , праздник получил вторую жизнь.

В России всегда с особой любовью относились к птицам , считая их живым символом свободы, красоты, счастья.

Почему же без птиц нам не обойтись ? Птицы друзья нашего детства. Птицы - вестники радости . Каждый год они приносят нам на крыльях весну. С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелётные птицы . Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни. Птицы - верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы - это красота и тайна. Недаром о них сложены прекрасные стихи и тайны, песни, легенды, сказки. Они - неотъемлемая часть российской природы и культуры.

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины . Нужно охранять их и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

Весна шагает по дворам

В лучах тепла и света

Сегодня праздник!

Праздник птиц !

И нам приятно это!

ДЕТСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ ВНИМАНИЕ! Уважаемые участники группы, нам очень важно знать ваше мнение об этой статье! МАНИПУЛЯЦИИ С ПОМОЩЬЮ УГРОЗЫ ИЛИ СТРАХА Такое поведение знакомо нам всем. Например, мы что-то запрещаем ребенку и вот через секунду видим, как кривятся детские губки и малыш начинает громко плакать. Детский плач зачастую очень эффективно действует на взрослых. Папа или мама предпочтут пойти на уступки, нежели слушать крики недовольного чада. Когда малыш подрастает, он может использовать и более сложные варианты подобного поведения. Например, некоторые дети могут часами не разговаривать со своими близкими, дуться и всячески демонстрировать свое недовольство и несогласие. Это попытка вызвать страх у взрослого - не сделаешь так, как я сказал, пожалеешь. Вариантов детского воздействия в таком случае немало: кроме плача или отказа от общения - демонстративные капризы, истерики, катания по полу, скандал в общественном месте (магазине, транспорте). МАНИПУЛЯЦИИ С ПОМОЩЬЮ БОЛЕЗНИ Ребенок может даже по-настоящему заболеть, чтобы «попугать» маму - вот, не захотела делать так, как я сказал, а я теперь такой несчастный, а ты лечи меня. Понятно, что отношение родителя к больному малышу обязательно сменится на более положительное. Варианты манипуляций с помощью болезни тоже могут быть разными - от симуляции какого-нибудь симптома до возникновения самой настоящей болезни, которая будет совершенно четко диагностироваться врачами. МАНИПУЛЯЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЛАСКИ Манипуляция с помощью ласки является одной из самых незаметных и замаскированных. Ведь мы, взрослые, не хотим видеть в проявлениях детской любви ничего плохого. И, тем не менее, довольно много детей могут использовать этот прием, чтобы добиться желаемого. Наши дети ведут себя по-разному, манипулируют нами, используя совершенно разные приемы. НЫТИКИ Дети используют нытье как способ добиться от нас желаемого. Естественно, на начальном этапе ребенок не думает о том, что у него получится. Но вот он замечает - ага, маме не нравится, как я ною, ей проще со мной согласиться и выдать, например, лишнюю шоколадку или разрешить досмотреть любимый мультфильм. Тогда ребенок начинает использовать нытье по поводу и без повода. Он делает это дома и в общественном месте в надежде на то, что в конце концов получит желаемую конфету, мультфильм или свою долю родительского внимания. Ведь очень часто малыш, сам того не осознавая, таким поведением просто старается привлечь внимание родителя, который уже полчаса беседует по телефону или сидит перед компьютером. СКАНДАЛИСТЫ Если нытье уже не помогает, то ребенок может легко перейти в категорию «СКАНДАЛИСТОВ». Тут уж все происходит более театрально, гораздо громче, с бросанием игрушек, катанием по полу и топаньем ногами. Отличительный признак таких детей - как только они добиваются желаемого, все истерики и скандалы вмиг прекращаются. Иногда даже создается впечатление, что кто-то нажал невидимую кнопочку на ребенке и «выключил» его. МНИМЫЕ БОЛЬНЫЕ Малыши очень наблюдательны. Очень скоро они начинают понимать, как можно использовать родительскую тревогу об их здоровье себе во благо. Повышенное внимание родителей во время болезни и отсутствие такового во все остальное время приводят к развитию манипулятивного поведения. Ребенок не складывает игрушки, ест то, что ему хочется, смотрит телевизор в пять раз дольше обычного, получает дорогую игрушку… И если поначалу такое поведение развивается во время реальной болезни, то уже через некоторое время вы услышите: «Мама, у меня болит живот! Я сегодня не пойду в садик» или «Хочу вон ту игрушку, если не купите - заболею» и так далее. ПОДЛИЗЫ Иногда ребенок не устраивает истерик и даже не ноет. В силу особенностей своего характера он может получить желаемое нежностью и лаской, например, рассказав родителю о том, как он его любит, или просто прижавшись к маме или папе. Как правило, родительское сердце «тает» от такого проявления любви. «Мамочка, ты такая добрая!» - говорит малыш. «Папа, я так тебя люблю!» Что же в этом плохого, скажете вы? Но мягкая лесть, разумные уговоры и просьбы хороши ровно до тех пор, пока вы не понимаете, что ваше чадо легко обвело вас вокруг пальца. Ведь, согласитесь, зачастую мы даже не подозреваем, что кроется за такими «положительными» детскими фразами. СИЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ Это те дети, которые не подлизываются, не устраивают шумных истерик, не катаются по полу. Довольно тихо они добиваются своего, при этом удивляя нас, взрослых, своим недетским поведением. Например, они могут перестать разговаривать с мамой или папой до тех пор, пока те не исполнят желаемое. Могут отказаться от еды или от похода на прогулку, не пойти в детский сад или на тренировку, даже если им этого очень хочется. При этом на лице ребенка будет изображено полное спокойствие. И, что интересно, именно такое поведение ставит нас в очень затруднительное положение. Мы склонны расценивать детское упрямство просто как проявление очередного кризиса или мелкий каприз. Но все далеко не так просто. Если подобное поведение у ребенка закрепится, то его родителям в недалеком будущем можно только посочувствовать. ШАНТАЖИСТЫ «Если ты не купишь мне игрушку, я сейчас расскажу папе, что ты вчера купила себе новое платье», «Если не пойдешь со мной гулять, то скажу маме, что ты вчера пил пиво»,- громко заявляет ребенок и смотрит на нашу реакцию. Скорее всего, такая модель поведения принята в семье и ребенок попросту «отзеркалил» родительское поведение. Мы сами иногда не замечаем, как просим ребенка не говорить чего-то кому-то, не понимая, что даем ему в руки довольно опасное оружие против нас самих. Попытайтесь понять причину детского поведения Давайте начнем с раннего возраста. Совсем еще маленький карапуз отказывается есть, а что делаем мы? «Вот посмотри, птичка полетела!» - использует взрослый «хитрый» отвлекающий маневр. Иногда в ход идет игра под названием «Скушай ложечку за маму, скушай ложечку за папу»… Ребенок приболел, и мы делаем то, чего никогда бы не сделали, будь он здоров, - покупаем игрушку, разрешаем обычно неразрешенное. Мы используем угрозы и наказания, говоря ребенку: «Если не сделаешь, я тебя отшлепаю (поставлю в угол, лишу чего-то)». «Так все делают», - скажете вы и будете правы, потому что подобные приемы используют практически во всех семьях. И в этом нет ничего опасного ровно до тех пор, пока мы действуем последовательно и объясняем ребенку, почему мы это делаем. Если же все наши приемы ребенок просто видит постоянно, не понимая, почему так происходит, то постепенно он начинает усваивать всю технологию «манипулятивного» поведения, и взрослым не стоит удивляться, откуда в ребенке все это появилось. Для меня однажды большим откровением были слова одной опытной мамы, которая, увидев, что ее ребенок уселся на пол посреди магазина и стал реветь, просто присела рядом, обняла его за плечи и сказала примерно следующее: - Я понимаю, что ты устал и голоден. Сейчас мы пойдем домой. Ты у меня очень мужественный и потерпишь еще десять минут. После чего малыш вытер слезы и спокойно пошел за ней. Что произошло? Скорее всего, ребенок действительно устал от похода по магазинам, изрядно проголодался и переутомился от обилия народа в общественном месте. Ему было важно почувствовать мамины руки на своих плечах, увидеть поближе мамины глаза и услышать ее голос, ласково обращенный к нему. Мама похвалила сынишку и сказала, что все очень скоро закончится, что она понимает, почему он так себя ведет. Выработайте стратегию семейного поведения в подобных ситуациях Речь идет о том, что мама, папа, бабушка, дедушка, няня или другой человек, который принимает участие в воспитании ребенка, выработали четкую и понятную, ОДИНАКОВУЮ стратегию. Это необходимо для того, чтобы ребенок четко понимал - все взрослые в случае капризов будут вести себя по единому сценарию. Это и позволит вам избежать детских манипуляций. Приведу пример. Ребенок сидит возле телевизора и смотрит агрессивный мультфильм. Мама, которая считает, что такое зрелище вредно ее ребенку, говорит: «Давай с тобой посмотрим что-то другое, например, мультик про Чебурашку», на что папа тут же говорит: «Зачем? Пусть смотрит!» Как вы думаете, что сделает в такой ситуации ребенок? Конечно, ему очень удобно в такой момент воспользоваться несогласием двух родительских сторон, и он прекрасно понимает, что такое несогласие ему очень на руку. Значит, уже завтра он попытается добиться своего, пользуясь тем, что мама и папа не могут договориться. То же самое может происходить и при несогласованности мнений мамы и няни. Научитесь говорить «нет» своему чаду И не просто научитесь говорить «нет». Вы еще и не должны при этом испытывать чувство вины. Ребенок требует, чтобы ему купили желаемую игрушку, сладость, продлили прогулку, взяли на руки и так далее. Да мало ли чего еще он может требовать. А у вас, например, сейчас нет денег на покупку игрушки, или вы просто это пока не планировали, или у вас в руках тяжелые сумки и вы никак не можете взять ребенка на руки. Не стоит грубо отказывать ребенку. Даже если он совсем еще маленький и вы очень сомневаетесь, что он поймет вас, все равно не поленитесь объяснить спокойным голосом: «Я не могу понести тебя сейчас. Но я понимаю, что ты устал. Давай немного посидим и отдохнем вместе, а потом пойдем дальше». Не нужно говорить: «Пожалей маму, мама устала, ты уже взрослый, таких деток не носят» и т. п. «Я не могу купить тебе эту игрушку, потому что мы не планировали такую покупку сегодня» - это вместо того, чтобы говорить, что у него и так дома куча игрушек, что у мамы нет денег и т. д.. Когда вы будете общаться с ребенком, присядьте, чтобы не возвышаться над ним, как башня, посмотрите ему в глаза, чтобы он сконцентрировал внимание на том, что вы говорите. Проговорите все, а затем можете спокойно пойти вперед, чтобы ребенок понял всю серьезность ваших намерений. Итак, несколько практических советов: Если малыш заболел, не показывайте серьезность его заболевания, не причитайте и не стоните. Ведите себя сдержанно и спокойно. Если ребенок использует лесть, чтобы добиться своих целей, соглашайтесь: «Да, я действительно добрая», «Да, папа в самом деле самый умный». Но выполняйте только те просьбы ребенка, которые считаете обоснованными. Если ребенок использует шантаж как способ влияния на взрослых, то лучшее лекарство от этого - сделать вид, что вас это совершенно не задевает. Хочешь пожаловаться? Пожалуйста, я и сам хотел рассказать об этом маме. Против скандалистов есть только один эффективный прием - четко произнести ребенку, что такое поведение вам не нравится, и его требования не будут выполнены. А затем уйти и оставить ребенка «заканчивать спектакль».

ПТИЦЫ РОССИИ

.

Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны и днём и ночью.

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов, плодожорок и грызунов.

Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихотворения, песни, сказки, легенды. Многие художники рисовали птиц.

Без птиц нам не обойтись. Невозможно представить нашу Землю без птиц!

1 апреля – Международный день птиц.

Птицы с самых древних веков являлись предсказателями будущего. По ним примечали, какого ждать урожая, какой погоды и каких перемен в личной жизни.

Народные приметы про перелётных птиц

    Галки собираются большими стаями и сильно кричат - на ясную погоду и мороз.

    Воркуют горлица - в этот день дождя не будет.

    Дрозды перед ненастьем кричат.

    Журавли летают низко - на непогоду.

    Жаворонки высоко в небе долго поют - на погоду, а если утром они молчат - жди дождя.

    Кукушка кукует на сухом дереве - похолодает.

    Зяблик отлетает - к похолоданию.

    Ласточки летают высоко - на хорошую погоду, а низко - к дождю.

    Цапли громко кричат в полете - на хорошую, ясную погоду.

    Коршуны кружат в воздухе и пронзительно кричат - перед ненастьем. Ласточка стучится в окно - будет известие.

    После прилета дроздов практически не бывает серьезных заморозков. Если различные перелетные птицы прилетают практически одновременно, это сулит дружную и короткую весну.

    Если возвращающиеся в родные края гуси летят низко – будет мало осадков и, наоборот, если гуси летят высоко – жди дождливое лето.

Народные приметы зимующих птиц

    Коли перелетная птица течет стаями - к дружной весне.

    Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - это к холодному лету, если на теневой - к теплому.

    Перелетные птицы хохлятся - к непогоде, прилетев весной, долго не щебечут - к холоду, вдруг примолкли - к грозе.

    Если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо - будет снег без ветра. А дружно чирикают - к потеплению.

    Воробьи залезают в тайники, под крыши или груды хвороста - к морозу или перед пургой.

    Если синицы отлетают в теплые края рано - это к скорому похолоданию.

    Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.

    Коли грачи прямо на гнездо летят - дружная весна

    Если кукушка кукует, когда еще не оделся лес - будет голодный год.

    Чибис кричит с вечера - к ясному небу; летит низко - к продолжительной сухой погоде.

    Увидел скворца - весна у крыльца.

    Если запел снегирь - быть вьюге.

    Снегирь под окном зимой чирикает - к оттепели.

    Черный дятел летом кричит - к дождю.

    Сова кричит - к морозу.

КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ.

В НЕЁ БЫЛО ЗАНЕСЕНО

    107 ВИДОВ ПТИЦ

Булыгина Валентина Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 12 «Солнышко»

Проект «Перелётные птицы»

Актуальность проекта: В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру.
Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, на примере –птиц, есть забота, о человеке, его будущем.
Моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за друзей наших меньших.

Цель проекта : Уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи проекта:

– Дать детям новые знания о перелётных птицах, развивать умения сравнивать и обобщать простейшие причинно-следственные связи.
– Анализировать влияние смены времени года на жизнь птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелётных.
– Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить заботится о птицах.

Прогнозируемые результаты:

В процессе проекта у детей сформируется позитивное отношение к живой природе и в частности к птицам. В ходе бесед, дети узнают много нового об их среде обитания, корме, гнездовании. Дети научатся самостоятельно составлять небольшие рассказы о птицах и их птенцах. Вместе с родителями проявят творческий подход в продуктивных видах деятельности. Ребята станут более внимательными, добрыми и заботливыми к птицам.

Участники проекта : Дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Первый этап проекта «Подготовительный»

Подобрать наглядный материал, подобрать художественную литературу по теме для чтения, дидактические игры, загадки о птицах, информацию для бесед.

Второй этап проекта «Этап активной деятельности»

Виды детской деятельности:

Социально – коммуникативное развитие

Создание игровых, обучающих ситуаций «Выбираем материал и инструменты для работы-постройки кормушки», «Прилетели-не прилетели», «Найди и опиши», «Весна пришла, игры принесла»

Театрализованная деятельность: драматизация отрывка произведения
В. Орлова «Ворона».

Дидактические игры «Чей клюв», «Дорисуй», «Чей птенец», «Кто как кричит?», «Чьё гнездо?», «Что за птица?», «Четвёртый лишний».

Подвижные игры «Гуси- гуси», «Воробышки и автомобиль», «Совушка», «Голуби», «Гори-гори ясно», «Пчёлки и ласточка», «Перелёт птиц».

Сюжетно-ролевые игры «Зоомагазин», «Доктор Айболит».

Рассматривание плакатов, карточек «Перелётные и зимующие птицы».

Коммуникация

Беседы: «Как помочь птицам весной», «Кто, где зимует?», «Чего нельзя делать в лесу?»

Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Новый дом для скворцов»

Чтение художественной литературы:

Русский фольклор . «Николенька-гусачок», «По дубочку постучишь – прилетает синий стриж», « Грачи – киричи», «Уж ты пташечка, ты залётная…», «Ласточка-ласточка».

Сказки и рассказы о птицах : «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди»
«Финист – ясный сокол», «Кукушка», Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», Д.Н. Мамин –Сибиряк «Серая Шейка» и др., В. Бианки « Рассказы» и др

Заучивание заклички, стихотворений о птицах:





Милая певунья, ласточка родная,
Ты домой вернулась из родного края.
Над оконцем вьётся с песенкой живой:
«Я весну да солнце принесла с собой».

Птичка над моим окошком
Гнёздышко для птичек вьёт,
То соломку тащит в ножках,
То пушок она несёт.

Чтение загадок, пословиц и примет:

Всех прилётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперёд по пашням вскачь,
А зовётся птица… (грач).

Как лиса среди зверей,
Зта птица всех хитрей,
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её … (ворона)

«Всякая птица своим пером гордится», «Всякая птица своим клювом сыта», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Увидел скворца – весна у крыльца», «Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает», «Срубили кусты – прощай, птицы!»

Вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению; птицы запели в дождь – скоро будет ясно; если в марте дятел стучит, весна будет поздней; если воробей нахохлился – к морозу, пёрышки приглаживает – к теплу; голуби разворковались – к ясной погоде.

Познавательное развитие

НОД на тему «Как человек охраняет природу»

Просмотр детского экологического журнала «Свирель»

Экскурсия по территории детского сада «К встрече пернатых готовы?»

Просмотр видеофильма: «Заклички птиц»

Синички-сестрички, чечётки-тётки,
Кулички-мужички, скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите, весну красную несите!
С шёлковой травой, с жемчужной росой,
С тёплым солнышком, с пшеничным зёрнышком!

Птицы дороги нам, как частица чудесной природы России. Их мелодичные весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость, бодрость.

Презентация «Птицы нашей Родины»

Изобразительная деятельность (Продуктивная деятельность)

Рисование «Перелётные птицы», раскрашивание картинок
«Наши пернатые друзья»

Аппликация «Сказочная птица»

Конструирование птиц из бумаги способом оригами

Лепка «Птицы на кормушке»
Художественная литература:

Беседа по содержанию рассказа В. Бианки «Подкидыш»

Беседа с детьми по рассказу Д. Волгина «Пернатые Куршской
косы» из журнала «Свирель»

– В. Жуковский. «Жаворонок»

– Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

– В. Бианки «Мастера без топора»

– В. Степанов «Птицы в стихах»

– Н. Сладков «Птица чечевица».

Работа с родителями

Газета для родителей «Детям о птицах»

Папка – передвижка «Охрана птиц»

Консультации для родителей: «Ребенок и птицы: научим любить»,

«О необходимости обучения детей правильному поведению в лесу»,

«Чтобы дети были добрыми».

Третий этап «Презентация»

  1. Презентация проекта «Перелётные птицы»
  2. Объявление конкурса детско-родительской поделки: «Наши пернатые друзья».

  1. Проведение экологического десанта «Юные экологи»
  2. Создание альбома «Всё о птицах».
  3. Непосредственная образовательная деятельность с детьми по теме.

Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своём жилище птица.

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится. К. Кулиев

Любите птиц! Оберегайте их!