Основные понятия психологии профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение. Типы профессионального самоопределения личности

Самоопределения

11.1. Понятие профессионального самоопределения

11.2. Психологические пространства профессионального и личностного самоопределения

11.3. Типы и уровни профессионального самоопределения

Понятие профессионального самоопределения

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактуализация, самореали­зация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание.Самоопределение личности, личнОстное самоопределение – самоут­верждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе, в труде и трудовом коллективе.

Про­фессиональное самоопределение – поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Процесс профессионального самоопределения – это действия мо­лодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требова­ниям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя спо­собностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самооп­ределения:

1) гностический – перестройка сознания и самосозна­ния;

2) практический – реальные изменения социального статуса человека.

Этот процесс обусловлен проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности и ее развития. Профессиональное самоопределе­ние человека в мире профессий и на профессиональном пути является личным и личностным аспектом формирова­ния профессионала. Проблему самоопределения личности следует рассматривать в контексте не только юношеского возраста или выбора профессии, но и в более широком смысле, в связи с вопросами профессионального развития личности.

Профессиональное самоопределение является много­мерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:

Как серию задач, которые ставит общество перед лич­ностью и которые ей следует решать;

Как процесс поэтапного принятия решения, посред­ством которого человек формирует баланс между соб­ственными предпочтениями, интересами, целями и требованиями трудовой деятельности, потребностями общества и т. п.;

Как процесс формирования личности профессионала, его индивидуального стиля и оценки деятельности.


С этих позиций профессиональное самоопределение трактуется как «Я-концепция» индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные дей­ствия в профессиональной деятельности (В.А. Бодров).

Перечисленные выше целевые функции профессионального самоопределе­ния по своей сути являются критериями оценки професси­ональной пригодности .

Профессиональное самоопределение предполагает фор­мирование субъекта, обладающего высокой мобильностью, широкой ориентацией в мире профессионального труда, не ограничивая возможности личностного развития, то есть отражает единство жизненного (профессионального) и лич­ностного самоопределения.

Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора профессии, но динамическая процедура формирования профессионала на всем жизненном пути.

По мнению Н.С. Пряжникова, в настоящее время все более распространенным становится смещение интереса к личностным аспектам этой проблемы. Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливают­ся. Если же попытаться развести их, то можно выделить два прин­ципиальных отличия междупрофессиональным и личностным са­моопределением:

Поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочти­тельнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в труд­ные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопре­деление часто обрекает человека на настоящее одиночество, не­понимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше ос­торожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональ­ному самоопределению).

профориентация – широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе про­фессии, куда входит и профконсультация .

ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ – индивидуально ори­ентированная помощь в профессиональном самоопределении.

КАРЬЕРА (франц. carriere) – 1) успешное продвижение в какой-либо области деятельности; 2) род занятий, профессия.

КАРЬЕРА – путь к успеху, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также самое достижение такого положения.

КАРЬЕРА (по Дж. Сьюперу ) – определенная после­довательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребенок, учащийся, отдыхающий, работ­ник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель).

Профессиональный выбор – это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, ко­торый может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем слу­чае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.

Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вы­нужден совершать множество выборов (сама карьера рассматри­вается как «чередующиеся выборы»).

Во многих исследованиях проблема самоопределения рассматривается как поиск смысла (целостно-смысловой ас­пект проблемы), и в этом плане самоопределение является личностным новообразованием, связанным с формировани­ем внутренней позиции, построением жизненных планов, выбором профессии, определением смысла собственного существования. Личностное самоопределение отражает по­требность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и мире, оно ориентировано в будущее и связано с содержательным конструированием че­ловеком своего жизненного поля. Рассмотрим некоторые варианты смысла самоопределения:

ü поиск такой профессии и работы, ко­торая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т. е. в соответствие с затраченны­ми усилиями (или в соответствие с вкладом человека в общество);

ü повышение чувства собственного достоинства, собственной значимости;

ü стремление к элитарности, которое в профессиональном само­определении предполагают не только «престиж» и «высокий зара­боток», но и действительно творческое построение своей жизни, ориентацию на высшие человеческие идеалы и ценности. Пробле­ма лишь в том, как разобраться, где подлинные ценности, а где мнимые, где элита, а где – псевдоэлита.

Обобщая проведенный анализ профессионально­го становления личности, выделим основные моменты этого процесса:

1. Профессиональное самоопределение – это изби­рательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения явля­ется осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профес­сиональной деятельности и социально-экономи­ческих условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществля­ется в течение всей профессиональной жизни: лич­ность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждает­ся в профессии.

4. Актуализация профессионального самоопределе­ния личности инициируется разного рода событи­ями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, по­вышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологи­ческой зрелости личности, ее потребности в са­мореализации и самоактуализации.

11.2. Психологические пространства профессионального

и личностного самоопределения

Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те «пространства выбора», в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди и которые не всегда са­ми могут осознавать «что» и «из чего» они вообще выбирают. Иногда профконсультационная помощь клиенту может заклю­чаться и в своеобразном информировании его об имеющихся «пространствах» самоопределения, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека .

Прежде чем назвать основные ориентиры самоопределяющегося человека, представим основ­ные понятия, которые так или иначе связаны с планированием жизненных и профессиональных перспектив человека.

Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение – это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Напомним, что и за рубежом близкое понятие «карь­ера» предполагает постоянную смену различных жизненных ро­лей и выполнение этих ролей (по Дж. Сьюперу). Таким образом, часто человек выбирает не только данную про­фессию, но нечто более важное (то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни).

Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн выделял жизненные сценарии и жизненные стратегии .

жизненные сценарии – это программы поступатель­ного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием ро­дителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни. Сценарии охватывают всю жизнь человека в подроб­ностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни.

Основные типы сценариев (по Э. Берну):

ü «никогда не де­лаю»;

ü «делаю всегда»;

ü «ни разу не делал раньше»;

ü «не буду делать (сделаю потом)»;

ü «делаю вновь и вновь»;

ü «буду делать до тех пор, пока уже невозможно будет сделать».

На основе выделения этих сценариев были выведены следующие три типа людей : победите­ли

непобедители

неудачники.

Э. Берн приводит примеры этих типов, связывая их с определенными «играми», из которых не­редко и состоит жизнь многих людей:

При этом Э. Берн отмечал, что «сценарии возможны потому, что большинство людей не понимают, что делают», при этом понимать – это «выйти из-под власти сценариев». Можно добавить к этому, что понимать – значит научиться стро­ить перспективы своего профессионального и личностного развития самому (!), не быть игрушкой в руках судьбы.

Профконсультанту важно уточнить для себя и такие понятия, как стиль и образ жизни , поскольку, как уже отмечалось, мно­гие люди выбирают не столько профессии, сколько определен­ный образ жизни и жизненный стереотип.

Стиль жизни – это тип поведениялюдей, где акцент делается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного чело­века.

Образ жизни – это комплексное рассмотрение жизнедеятельности(труд, быт, обще­ственная жизнь), часто связанное с рассмотрением качества жиз­ни отдельного человека, социальной группы, общества в целом.

В социальной психологии выделены и такие важные для проф-консультирования понятия, как социальные роли и социальные стереотипы .

Социальная роль – это социальная функ­ция личности, его место в определенной сообщности людей(роль лидера, отверженного и т.п.).

Социальный стереотип – это схематизированное представление о каком-либо соци­альном объекте(о человеке, о социальной или профессиональной группе).

Интересными, хотя и нетрадиционными для теории и прак­тики профконсультирования, являются выделенные еще К.Г. Юнгом архетипы .

архетип – коллективное бессознательное (К.Г. Юнг выделяет сознание, личное бессозна­тельное и коллективное бессознательное),некие мифологические фигуры, образы, усредненный опыт пережива­ний многих поколений, который «в процессе истории повторя­ется там, где свободно проявляется творческая фантазия» дан­ного человека.

При этом «каждый шаг к более высокой созна­тельности», означающий «исполнение задачи, которую он об­наружил в своем мире» и связанный с «добродетельностью» и «дельностью» в лучшем смысле этого слова, означает отдаление человека от общего бессознательного толпы, но одновременно делает его более «одиноким», непонятым и часто вызывает со­мнения и подозрения со стороны обычных людей. Ины­ми словами, «прорыв бессознательного» (в частности, коллек­тивного бессознательного) может расширить возможности са­моопределения человека в мире, но может и осложнить для него жизнь.

Для дальнейшего рассмотрения «пространств» самоопределе­ния можно выделить более конкретные варианты выборов, где как бы конкретизируются те или иные социальные и профессио­нальные стереотипы, жизненные сценарии и т. п. Типологии профессионального и лично­стного самоопределения можно рассматривать в свете признаков, по которым классифицируют профессии (вспомните признаки классификации профессий из лекции 6).

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и попу­лярна типология Дж. Голланда (Дж. Холланда), основанная на сопоставлении типов личности итипов профессиональной среды :

1) реалисти­ческий тип (техника, мужские профессии) – Р;

2) интеллекту­альный тип – И;

3) социальный – С;

4) конвенционный (знако­вые системы, требующие структурированности) – К;

5) пред­принимательский – П;

6) артистический – А.

Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспе­чивает более полноценную реализацию работника в своем труде. В таблице представлены примерные соотношения типов личнос­ти и типов профессиональной среды

Процесс выбора ребенком будущей профессии называется профессиональное самоопределение. Реализуется, когда человек начинает анализировать собственные личные качества и предпочтения. Учитываются уже полученные навыки, возможности. Проводится оценка потенциальных профессий по разным критериям. Профессиональное самоопределение тесно связано с самоопределением человека как личности и его жизненной позицией.

Профессиональное самоопределение — выбор ребенком своей будущей профессии

Основные факторы

В психологии профессиональное самоопределение характеризуют как избирательное отношение человека к выбору конкретной профессии и карьерной цели. Основа – осознанное решение в пользу определенного вида деятельности с учетом собственных особенностей, возможностей, предпочтений.

Существуют 2 типа факторов – внешние и внутренние. К внешним мотивационным факторам относятся нижеописанные.

  1. Чужие рекомендации. Это советы от родственников, родителей, старшеклассников, взрослых друзей.
  2. Примеры из окружения. При выборе человек учитывает опыт других людей. Возможно подражание авторитетным личностям. Важную роль играет престиж профессии.
  3. Стереотипное мышление. Это утверждения и нормы, обычно навязанные обществом. Указывают человеку, как себя правильно вести, по каким критериям выбирать профессию. Из-за наличия стереотипов, в будущем человек может разочароваться в своем решении, т. к. реальность может не соответствовать навязанному образу.

Главным внутренним фактором является личная оценка процесса труда. Человек обдумывает, будет ли в рассматриваемой деятельности возможность карьерного роста или другие перспективы. Анализирует привлекательность, престижность, трудоемкость рабочего процесса. Изучает информацию о том, какую деятельность подразумевает выбранная специальность: разнообразную или рутинную.

Вторая внутренняя причина – условия труда. Рассматривается необходимость в частых командировках, месторасположение потенциальных рабочих зданий. Отдельное внимание уделяется возможному графику работы. Некоторым индивидам особенно важно знать, будут ли они сидеть в офисе с 9 утра до 6 часов вечера или будут иметь свободный или гибкий график.

Последний внутренний фактор – анализ возможности участия в общественной деятельности. Человеку важно понимать, придется ли ему постоянно работать или совмещать отдых и работу будет легко. Обдумывает, как быстро сможет достичь материального благополучия и финансовой независимости.

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

  1. Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты. Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
  2. Позиция потребителя. Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
  3. Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
  4. Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
  5. Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Вне зависимости от типа человека нужно помнить, что основная психология профессионального самоопределения – свобода выбора.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Виды самоопределения

Этапы формирования

Профессиональное самоопределение личности – процесс, который длится всю жизнь. Человек выбирает профессию, начинает работать по специальности. Но иногда это надоедает или перестает нравиться по определенным причинам. Тогда человек принимает решение о смене профессии. Бывают даже пенсионеры, которые желают что-либо изменить. Поэтому самоопределение является неограниченным по времени процессом.

В дошкольном возрасте (до 6-7 лет) ребенок еще не имеет как такового собственного мнения. На его поведение влияют окружающие. Обычно малыш только подражает старшим.

Возможности и навыки развиваются благодаря посещению творческих кружков, спортивных секций и развивающих клубов. Сейчас есть детские центры, где с ребятами играют в разные ролевые игры. Особенно популярной является «Мир профессий», где малыш может попробовать себя в роли работника определенной сферы.

Профессиональное самоопределение происходит, когда ребенку предлагается осуществить некие трудовые действия: уход за растением или животным, уборка помещения. Это нацелено на развитие интереса у малышей к труду взрослых.

В дошкольном и детском возрасте малыши ориентируются на профессии родных и близких. Еще одна опора – мотивация ребенка к достижению высоких успехов в учебе. Так у него формируются первые представления о будущей профессии.

Маленькие дети не имеют собственного мнения

Подростковый этап

В психологии профессиональное самоопределение в подростковом возрасте определяется как один из самых важных этапов. Ребенок уже более конкретно, чем в дошкольном возрасте, осознает свои возможности, умения. Разделяет трудовую деятельность на ту, что ему нравится, и выполняемую под давлением.

Прочие особенности формирования самоопределения в подростковом возрасте:

  • закладывается нравственное отношение к разным видам труда;
  • формируется определенное мнение о различных видах профессий под влиянием внешних и внутренних факторов;
  • появляется избирательность в специальностях;
  • образ будущей профессии сформирован нечетко.

Происходит некое гендерное разделение профессий на мужские и женские. Мальчики ориентируются на специальности, где важны выдержка, сила, мужество. Это связанно с желанием стать финансово независимым. Причина – образ «настоящего мужчины», созданный разными СМИ. С помощью тяжелой физической работы парни пытаются самоутвердиться и самовыразиться.

Девочки отдают предпочтение профессиям, где ценится не физический труд, а интеллектуальная и творческая составляющие. Большинство подростков в возрасте от 10 до 15 лет хотят стать звездами эстрады, мастерами маникюра, танцовщицами, музыкантами, моделями, телеведущими.

Юношеский этап

В возрасте 16-23 лет молодые люди находятся на грани выбора между учебной и трудовой видами деятельности. Это переломный период, когда старшеклассники вынуждены покидать среднее учебное заведение. Тогда и проявляется профессиональное самоопределение.

Подростку нужно сделать выбор: начать трудовую деятельность или продолжить учится в университете или высшем профессиональном заведении. Психологи утверждают, что второму варианту отдают предпочтение те, кто еще не определился со своей будущей профессией.

Основные характеристики самоопределения в юношеском периоде:

  • романтические мечты о профессии исчезают;
  • человек учится реально оценивать ситуацию и всерьёз задумывается о выборе будущей профессии;
  • выбор специальности происходит под влиянием взрослых.

После того как решение принято, начинается обучение по специальности. Некоторые подростки на данном этапе испытывают разочарование и жалеют о своем выборе. Они могут пытаться изменить ситуацию. У других во время обучения уверенность в правильности выбора только укрепляется.

Этап взросления

В эту категорию входят люди, которые уже закончили учебную деятельность и начали трудовую. Уже имеют опыт и место работы. Проявляется социально-профессиональная активность. Самоопределение происходит тогда, когда человек начинает анализировать свою деятельность на работе и задумывается о карьерном росте (особенно если его нет).

К 30 годам проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной. Она характеризуется так:

  • выбранная профессия не приносит удовольствия;
  • трудовая деятельность не соответствует ожиданиям;
  • человек испытывает психологический дискомфорт;
  • возможен спад продуктивности, эмоциональное выгорание, депрессивное состояние;
  • индивид задумывается о смене работы и поиске себя.

Этот этап длится до выхода на пенсию (до 60-70 лет). Является наиболее продуктивным. За это время человек пытается реализовать себя как личность, осуществить задуманное, достичь самых важных жизненных целей.

Усталость от профессии может проявиться после 30 лет

Пенсионный период

Наступает после 60-70 лет. Большинство людей не успевают до конца реализовать свой профессионально-психологический потенциал. Наступает период уныния, деградации, повышенного чувства тревожности. Если человек не успел добиться поставленных целей, может появиться разочарование, что спровоцирует депрессию.

Пенсионер осознает, что все, к чему он шел всю жизнь, исчезло. Его профессиональные качества и навыки больше никому не нужны. Он начинает считать себя ненужным, растерянным, бесполезным.

Человек снова сталкивается с проблемой самоопределения. Но она уже касается не профессиональной деятельности, а жизненной. Проявляется в общественно полезной и социальной жизни.

Основные проблемы

Первая проблема – трудности при выборе будущей профессии. Возникает у старшеклассников. Основное проявление – полная растерянность. Подростки проходят множество специальных тестов на определение наиболее подходящей специальности, могут воспользоваться услугами школьного или другого детского психолога.

Детей мучают такие мысли:

  • «Где я смогу реализоваться»;
  • «В какой области мои умения могут понадобиться»;
  • «Что будет, если я сделаю неправильный выбор»;
  • «Какие виды деятельности приносят мне удовольствие»;
  • «Какие способности вижу я, и на какие указывают окружающие» и т. д.

Происходит процесс самоанализа. Усложняют выбор резкие и стремительные изменения во внешнем мире. Профессия актуальная может стать ненужной через 5-7 лет, когда ребенок закончит обучение. Поэтому ему нужно этот фактор также учитывать.

Проблема самоопределения у взрослых людей – разочарование в своей работе. Это связано с наличием неких стереотипов о будущей профессии, положения которых значительно отличаются от реальности. Поэтому у человека появляется несколько вариантов выхода из ситуации:

  • сменить место работы;
  • поменять специальность на другую, но в смежной области;
  • изменить профессию на кардинально новую в полностью другой сфере;
  • остаться на нынешнем месте работы, но заняться переквалификацией и личностным ростом.

Особенно тяжело переживают окончание трудовой деятельности пенсионеры. У некоторых из них теряется смысл жизни. Но есть те, кто рад окончанию карьеры и решает заняться реализацией давно задуманного. Такие пенсионеры путешествуют, пытаются овладеть новыми навыками. У них с выходом на пенсию жизнь обретает новый смысл.

Заключение

Профессиональное самоопределение индивида – процесс, который сопровождается выбором профессии и поиском себя в разных сферах жизни. Развивается под влиянием внешних и внутренних факторов.

Выделяют жизненное, профессиональное и личностное самоопределения. Различают около 5 видов позиций человека по отношению к труду. Самоопределение проходит через всю жизнь человека, включая дошкольный, подростковый, юношеский, взрослый и пенсионный периоды. На каждом из них возникают свои трудности, своевременное преодоление которых сделает жизнь интересной и красочной.

В профориентации традиционно выделяются следующие направ­ления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация (Климов Е.А. Психология профессиональной деятельности). Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на «жизненный успех», на «успешную карьеру». Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе про­фессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ори­ентированная помощь в профессиональном самоопределении.

И профориентация и профконсультация - это «ориентирова­ние» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопреде­ление больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливают­ся. Если же попытаться развести их, то можно выделить два прин­ципиальных отличия между профессиональным и личностным са­моопределением: Прежде всего, профессиональное самоопределение - более кон­кретное, его проще оформить официально (получить диплом и т. п.); личностное же самоопределение - это более сложное по­нятие (диплом «на личность», по крайней мере психически здо­ровым людям, пока еще не выдают).

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) (Пряжников, 1999. С. 45-46). Профессиональное самоопределение больше за­висит от внешних (благоприятных) условий, а личностное само­определение - от самого человека, и часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои по­являются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпо­хи, полные «соблазнов» и так называемого «счастья» с застывшими улыбками (когда всем «положено» быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем, и для которых самое неприемлемое - это радость «чавкающей от счастья» массы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные слож­ности, т. е. условия для подлинно личностного саморазвития. При этом у истинных героев появляется воз­можность ставить сложные проблемы при относительно обеспе­ченных «тылах», когда не надо думать о выживании, об элемен­тарном пропитании и т. п. Поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочти­тельнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в труд­ные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопре­деление часто обрекает человека на настоящее одиночество, не­понимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше ос­торожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональ­ному самоопределению).


Понятие «карьера» широко распространено на Западе (напри­мер, в США профориентация часто называется «психологией ка­рьеры»). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» - это успех в какой-либо деятельности, но с некото­рым негативным оттенком (типа «карьеризм»). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) - это «определенная после­довательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребенок, учащийся, отдыхающий, работ­ник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель)». Такое понима­ние близко к жизненному самоопределению в русской традиции (Пряжников Н.С.,2001,Глава X.)

Правда, и в западной традиции понятие «карьера» все больше связывается с иронией и осуждением. Например, В. Берг в своей книге «Карьера-суперигра» пишет: «Успешная карьера - это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться "на зуб" су­мевшим сделать блестящую карьеру "волкам" экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши Конкуренты, ваши завистники - коллеги... ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства стыда».

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального са­моопределения (Головаха Е.И., 1988), - «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника», который может быть осуществлен «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения» и «в последнем случае выбор профессии, как достаточно конкретный жизненный дар не будет опосредован отдаленными жизненными целями» Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматри­вается как «чередующиеся выборы»).

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями как самоактуализация, самореали­зация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие ученые связывают са­мореализацию, самоактуализацию и т. п. именно с трудовой де­ятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что са­моактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявля­ется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмеча­ет, что «смысл самоопределения - в способности человека стро­ить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении по­стоянно переосмысливать собственную сущность».

Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самооп­ределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосозна­ния); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека).

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (В. Франкл): «полноценность человеческой жиз­ни определяется через его трансцендентность, т. е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жиз­ни». Таким образом, именно смысл определяет сущность самооп­ределения, самоосуществления и самотрансценденции.

Н. А. Бердяев в работе «Самопознание» писал о том, что на пороге отрочества и юности он осознал: «искание смысла уже дает смысл жизни».

Таким образом, сущность профессионального самоопределения - это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы «пустота»). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы - это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом - это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»).

Правда, по В. Франклу получается, что смысл нельзя по­строить заново, его можно только «найти». Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения.

При более творческом подходе к своей жизни, сам смысл со­здается человеком заново. Именно в этом случае человек превра­щается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто вы­ступает как проводник каких-то «высших» смыслов.

Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяю­щегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравствен­ных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объе­динены единой идеей... Можно условно выделить некоторые вари­анты смысла самоопределения, предназначенные для общей ори­ентировки как самоопределяющегося клиента, так и самого психолога-профконсультанта.

Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, ко­торая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т. е. в соответствие с затраченны­ми усилиями (или в соответствие с вкладом человека в общество).

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение понятиям профессиональное и личностное самоопределение.

2. Что такое самореализация?

3. Назовите два уровня профессионального самооп­ределения.

4. Чем отличается профессиональный выбор от профессионального самоопределения?

5. Охарактеризуйте понятие «профессиональная карьера»?

Профессиональное самоопределение — это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Самоопределение реализуется в процессе анализа личных возможностей, способностей в соотнесении с профессиональными требованиями. В настоящее время понимание профессионального самоопределения учитывает проблемы взаимосвязи с жизненным самоопределением личности, а также включает влияние воздействия на социальной окружающей среды и его активной позиции. В условиях рыночной экономики остро встает проблема свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника.

Профессиональное самоопределение учащихся

Самоопределение учащихся – это процесс формирования индивидом личного отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей.

Профессиональное самоопределение учащихся является частью жизненного самоопределения, поскольку входит в социальную группу выбора профессии и образа жизни.

В профессиональном самоопределении существуют различные подходы: социологический — когда общество ставит задачи перед личностью, социально-психологический — поэтапное принятие решение личностью, а также согласование потребностей общества и личных предпочтений, дифференциально-психологический — формирование индивидуального строя жизни.

Символично выделяют взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения учащихся:

— дошкольный этап, включающий формирование первоначальных трудовых умений и навыков;

— начальная школа, включающая осознание роли труда в жизни индивида через участие в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой.

Осознание своих способностей и интересов, связанных с профессиональным выбором происходит в 5-7-х классах, а формирование профессионального самосознания приходится на 8-9-е классы.

В профессиональном самоопределении учащихся значительную роль отводят семье и государственно-общественной структуре (профессиональным и общеобразовательным учебным заведениям; учреждениям дополнительного образования, службам занятости).

Психолого-педагогическая поддержка самоопределения учащихся нацелена на реализацию сознательного выбора профессии.

Определяются учащиеся с выбором профессии в процессе обучения основным наукам, а также во время профессиональной подготовки.

Итак, профессиональное самоопределение учащихся включает процесс формирования индивидом личного отношения к трудовой сфере, а также способ его самореализации через согласование профессиональных и внутриличностных потребностей.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.

В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.

Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие - осознания личного «Я». Старшеклассник «определяется»: кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы.

Более комфортно чувствуют себя те старшеклассники, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.

Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.

Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Профессиональное самоопределение личности

Профессионально-личностное самоопределение психологи относят к процессу формирования у человека личного отношения к профессиональной трудовой сфере, а также самореализации через согласование социально профессиональных и внутриличностных потребностей.

Рассмотрим профессиональное самоопределение, включая разные стадии становления личности.

В дошкольном детстве малыши в игровой деятельности подражают взрослым и воспроизводят их действия. Широкое распространение в дошкольном возрасте приобретают сюжетно-ролевые игры, часть из которых несут профессионально ориентированный характер. Малыши играя, присваивают себе роли продавцов, врачей, строителей, воспитателей, поваров, водителей транспортных средств.

Большое значение в профессиональном самоопределении представляют первоначальные трудовые действия — выполнение простых действий по уходу за растениями, одеждой, уборке помещений. Эти действия способствуют у малышей развитию интереса к труду взрослых. Профессионально-ролевые игры, выполнение элементарных видов труда, наблюдение за трудом взрослых способствуют самоопределению дошкольников. В младшем школьном возрасте малыши охотно подражают действиям взрослых и, исходя из этого, идет ориентация на профессии родственников, родителей, учителей, близких знакомых. Важной особенностью школьников является мотивация достижений в учебной деятельности. Осознание ребенком своих возможностей, а также способностей на базе имеющегося опыта в игровой, учебной, трудовой деятельности формирует представление о будущей профессии.

Конец младшего школьного возраста отмечается существенным возрастанием индивидуальных различий в развитии способностей между детьми, а это в свою очередь влияет на значительное расширение спектра профессиональных предпочтений. Трудовая и учебная деятельность влияет на развитие воображения детей, как творческого, так и воссоздающего. Благодаря этой способности осуществляется обогащение представлений о различных видах труда, развивается умение видеть себя в определенной профессии. Зачастую у ребенка возникают профессионально окрашенные фантазии, оказывающие в будущем огромное влияние на профессиональное самоопределение.

Подростковый возраст отмечается закладкой основ нравственного отношения к различным видам труда, у подростка формируется система личностных ценностей, определяющих избирательность в отношении профессий. Этот период психологи относят к ответственному за становление личности.

Мальчики-подростки, подражая внешним формам взрослого поведения, ориентируются на романтические профессии, которые обладают выдержкой, сильной волей, смелостью, мужеством, например, космонавт, летчик-испытатель, автогонщик. Девочки отдают предпочтение профессиям «настоящих женщин» — это обаятельные, популярные, привлекательные топ-модели, эстрадные певицы, телеведущие.

На романтические профессии ориентация направляется под воздействием средств массовой информации, которые тиражируют образцы «настоящих взрослых». Такой профессиональной романтической ориентации способствует желание подростков к самоутверждению и самовыражению. Дифференцированное отношение к различным занятиям в кружках, учебным предметам формирует у детей намерения и мечты. Мечты, образцы желаемого будущего являются штрихами самоопределения.

Профессиональное самоопределение личности в ранней юности является важнейшей задачей. Зачастую планы подростка очень аморфны, расплывчаты, представляют характер мечты.

Подросток чаще всего представляет себя в различных эмоционально привлекательных ролях и психологический обоснованный выбор профессии самостоятельно сделать не может. А в начале юношеского возраста данная проблема встает перед юношами и девушками, которые оставляют основную общеобразовательную школу. Они составляют треть старших подростков, которые поступают в учреждения среднего и начального профессионального образования, а другие же вынуждены приступать к трудовой самостоятельной деятельности.

Психологи установили, что зачастую учащиеся получающие образование в профлицеях, профтехучилищах, колледжах и техникумах окончательно не определились и их выбор учебного учреждения был психологически не обоснован.

Подавляющее большинство молодежи в возрасте 16 — 23 лет в учебных заведениях получают образование или проходят профессиональную подготовку в учреждениях или на предприятиях. Зачастую романтические устремления, мечты остались в прошлом, а желаемое будущее стало уже настоящим и многие переживают разочарование и неудовлетворенность от сделанного выбора. Некоторыми предпринимаются попытки по внесению корректив в профессиональный старт, а у большинства юношей и девушек во время обучения укрепляется уверенность в правильности своего выбора.

В возрасте 27-ми лет отмечается социально-профессиональная активность. Уже имеется место работы и определенный опыт. Актуальности приобретает профессиональный рост и достижения. Однако подавляющее большинство начинают испытывать психологический дискомфорт, который обусловлен возвышенными, нереализованными планами, а также трудовым насыщением.

Неопределенность перспектив карьеры, отсутствие достижений актуализируют рефлексию личного бытия, порождая самооценку «Я-концепции» и самоанализ. Для этого периода характерна душевная смута. Ревизия профессиональной жизни толкает к определению новых значимых целей. Некоторые из них включают повышение профессиональной квалификации и совершенствование; смену работы и инициирование повышения в должности; выбор новой профессии или смежной специальности.

Для многих людей к 30-ти годам вновь становится актуальной проблема профессионального самоопределения. Здесь возможны два пути: либо утверждать себя далее в избранной профессии и становиться профессионалом или же менять место работы, а также профессию.

Возрастной период до 60-ти лет считается самым продуктивным. Этот период отмечается реализацией себя как личности, а также характеризуется использованием профессионально-психологического потенциала. Именно в этот период реализуются жизненные планы, оправдывается смысловое существование человека. Профессия дает уникальную возможность, используя свои способности на трудовом посту, реализовать потребность быть личностью, а также выработать индивидуальный стиль деятельности.

После достижения пенсионного возраста люди уходят из профессии, однако к 60-ти годам личность полностью не успевает исчерпать свой потенциал. Этот период отмечается тревожным состоянием, поскольку в одночасье рушатся складывавшиеся десятилетиями стереотипы, а также образ жизни. Умения, знания, важные качества — все становится невостребованным. Такие негативные моменты ускоряют социальное старение. Большинство пенсионеров испытывают психологическую растерянность, переживают свою ненужность и бесполезность. Снова возникает проблема самоопределения, однако, в общественно-полезной, социальной жизни.

Психология профессионального самоопределения

Отечественная психология процессы профессионального самоопределения связывает с личностным самоопределением и выбором образа жизни. Выбирая ту или иную профессию, человек планирует свой способ существования, при этом соотнося будущий профессиональный личный статус с жизненными ценностями.

Над данной проблемой работали следующие исследователи: М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова-Славская, Н.С. Пряжников, Е.И. Головахи, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов.

Наиболее разносторонне и последовательно вопросы профессионального самоопределения субъекта изучались в работах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера.

Е.А. Климов отнес профессиональное самоопределение к качеству психического проявления развития человека. В течение жизни у индивида формируется определенное отношение к разным областям труда, складывается представление о своих возможностях, профессиях, выделяются предпочтения.

Согласно Е.А. Климову, важнейшей составляющей в самоопределении выступает формирование самосознания.

Структура профессионального самосознания включает:

— осознание личной принадлежности к конкретной профессиональной общности («мы — строители»);

— оценивание своего места и личного соответствия эталонам в профессии (один из лучших специалистов, новичок);

— знание индивида о его признании в социальной группе («меня относят к хорошим специалистам»);

— знание слабых и сильных сторон, индивидуальных, а также успешных способов действия и путей самосовершенствования;

— личное представление о себе, а также работе в будущем.

Е.А. Климов отмечает два уровня в профессиональном самоопределении:

— гностический (перестройка самосознания и сознания);

— практический (изменения в социальном статусе человека).

Э.Ф. Зеер выделяет проблему самоопределения индивида в контексте прикладной психологии, где профессиональное самоопределение отмечается:

— избирательностью в отношении индивида к миру профессий;

— выбором с учетом индивидуальных качеств и особенностей человека, а также социально-экономическими условиями и требованиями в профессии;

— постоянным самоопределением субъекта на протяжении жизни;

— определением внешних событий (изменение места жительства, окончание обучения);

— проявлением социальной зрелости индивида с тесной связью самореализации.

Задачи в самоопределении решаются все по-разному на каждой из стадии профессионального развития. Они определяются межличностными отношениями в коллективе, социально-экономическими условиями, профессиональными и возрастными кризисами, но ведущая роль остается за активностью личности и ее ответственностью за личное становление.

Э.Ф. Зеер считает, что самоопределение выступает важным фактором самореализации индивида в конкретной профессии.

H. С. Пряжников предложил свою модель самоопределения, включающую в себя такие компоненты:

— осознание личностью ценностей общественно полезного труда, а также необходимости профессиональной подготовки;

— ориентирование в социально-экономической ситуации, а также прогнозирование престижности выбираемого труда;

— определение профессиональной цели-мечты;

— выделение профессиональных ближайших целей, как этапов для достижения дальнейших целей;

— поиск информации о специальностях и профессиях, соответствующих учебным заведениям и местам трудоустройства;

— представление о личностных качествах, необходимых для реализации намеченных планов, а также о возможных трудностях в достижении целей;

— наличие резервных вариантов в выборе профессии на случай неудачи при основном варианте самоопределения;

— практическая реализация личной перспективы, корректировка планов.

Профессиональное самоопределение по Н.С. Пряжникову происходит на следующих уровнях:

— самоопределение в трудовой, конкретной функции (работник видит смысл деятельности в качественном выполнении операций или отдельных трудовых функций, при этом свобода выбора действий индивидом ограничена);

— самоопределение на трудовом конкретном посту (трудовой пост отмечается производственной ограниченной средой, которая включает определенные права, средства труда, обязанности), при этом выполнение многообразных функций дает возможность самореализации выполняемой деятельности, а смена трудового поста сказывается негативно на качестве труда, вызывая неудовлетворенность работника;

— самоопределение на уровне определенной специальности предусматривает смену трудовых постов, что позволяет расширить возможности самореализации индивида;

— самоопределение по конкретной профессии;

— жизненное самоопределение связывают с выбором образа жизни, которое включает досуг и самообразование;

— личностное самоопределение определяется нахождением образа Я и его утверждением среди окружающих индивидов (индивид приподнимается над социальными ролями, профессией, становится хозяином личной жизни и окружающие люди причисляют его как к хорошему специалисту, так и уважаемой, уникальной личности);

— самоопределение индивида в культуре отмечается направленностью личности на «продолжение» себя в других людях и характеризуется существенным вкладом в развитие культуры, что дает возможность говорить о социальном бессмертии индивида.

Проблема профессионального самоопределения

Опыт профконсультационной работы показывает, что, учащиеся, которые не выбрали профессию, зачастую обращаются за помощью к психологу для определения вида деятельности, где они наиболее будут способны. За этим кроется неосознанное желание переложить решение жизненной проблемы на другого индивида. Трудности такого плана зачастую возникают из-за недостатка у школьников адекватных представлений о профессиональной пригодности, неумения оценить свои способности и возможности, а также соотнести их к миру профессий.

Многие учащиеся не могут ответить: «Какой деятельностью хотели бы заниматься?», «Какие видят у себя способности?»; «Какие качества важны для успешности в овладении будущей профессией?»

Низкая культура знаний, а также незнание современных профессий осложняет выбор старшеклассниками жизненного пути.

Профориентационная работа психолога должна превратиться из диагностической в формирующую, развивающую, диагностико-коррекционную. Этапы консультационной работы должны быть нацелены на активизацию учащихся сформировать стремление к осознанному, самостоятельному выбору профессии, учитывая полученные знания о себе.

Каждый человек хоть раз в жизни становился перед вопросом выбора, какую профессию получать, чтобы потом ею заниматься и таким образом зарабатывать себе деньги. Однако достаточно трудно становится выбрать между различными специальностями, которые могут привлекать учащихся и старшеклассников. Психологи создают тесты, прохождение которых позволяет немного определиться с профессиональным самоопределением. Однако не всегда выводы теста указывают на то, чем действительно человек хочет и будет заниматься.

Интернет-журнал сайт может привести множество примеров того, как личность в начале своей жизни мечтает об одной специальности, по мере своего развития меняет ориентацию на другую профессию, а в итоге начинает работать совершенно в третьем направлении. Чем это объясняется? Психологи не видят ничего плохого в том, что человек не способен постоянно мечтать об одном и том же. С каждым возрастом ценности, взгляды, познания мира меняются. Человек не может с самого детства мечтать о том, что он полетит в космос, при этом не меняя своего желания, пока он растет и познает новые области жизни.

Самой главной проблемой профессионального самоопределения психологи выделяют ограниченность познаний молодого поколения о различных специальностях. Познания у школьников достаточно узкие. Они в общих представлениях понимают, чем занимается тот или иной специалист. Выбирая какую-то профессию, учащийся в дальнейшем начинает сталкиваться с истинными обязанностями и трудностями своего направления, отчего у него меняются желания, ориентиры, он уже отказывается заниматься тем, что выбрал.

Вот почему частыми (более чем 90%) становятся случаи, когда люди начинают выбирать профессию, обучаются ей, однако потом работают совершенно по другой специальности. Это объясняется тем, что пока человек учился, он понял, что ему профессия близка по душе, однако не удовлетворяет всем его моральным или психологическим желаниям.

Многие люди не работают по тем специальностям, которым обучались. Это говорит об ошибках, которые часто становятся причинами того, почему люди не знают, кем хотят быть.

Что такое профессиональное самоопределение?

Профессиональным самоопределением называется процесс поиска индивидом того вида деятельности, которому он будет обучаться и которым будет заниматься в последующем, чем и зарабатывать себе на проживание. Критерии выбора достаточно объемные. Здесь учитываются:

  1. Индивидуальные возможности индивида, его способности и наклонности. Другими словами, человек соизмеряет, какие его таланты и навыки какой профессии соответствуют, чтобы ее обучение и выполнение своей работы происходили с наименьшими затратами усилий.
  2. Ценности и желания. Человек выбирает именно ту профессию, которая способна удовлетворить хотя бы частично все его пожелания, а также не противоречит его ценностям и душевному благополучию.
  3. Давление окружающих. Несомненно, на молодого человека обычно давят родители, которые могут говорить, кем ему быть, чем лучше заниматься, какие профессии востребованы. Вспомним элементарный пример разногласия в желаниях родителей и ребенка, когда взрослые хотят, чтобы ребенок учился на бухгалтера или юриста, а тот хочет быть музыкантом.
  4. Рынок профессий и материальное благополучие. Некоторые учащиеся ориентируются на то, что принесет им больше денег. Таким образом, профессии делятся на престижные и непрестижные. К престижным специальностям относятся те, которые позволяют человеку зарабатывать большое количество денег, затрачивая столько же усилий и времени, сколько люди тратят, находясь на непрестижных должностях, но они при этом мало получают.

Выбрать профессию становится достаточно трудно, поскольку желания ребенка и его наклонности могут отличаться. При выборе профессии часто встают три критерия выбора:

  1. «Хочу».
  2. «Могу».
  3. «Надо».

К примеру, не каждый человек будет становиться космонавтом, хотя в детстве мог и мечтать об этом. Надо зарабатывать деньги и занимать реальную должность, чтобы себя обеспечивать. Что человек при этом умеет делать? Он может писать, читать, слушать, говорить и т. д. Специальностей, требующих подобных навыков, очень много. Тогда, что человек хочет иметь, если выбирать из всего списка предложенных профессий.

Достаточно редко учащийся знает, кем он хочет быть. Обычно многие школьники сталкиваются с незнанием, куда им идти и чем заниматься, поскольку их интересуют многие вещи, большинство из которых вообще не воспринимаются обществом за специальности (работу).

Профессиональное самоопределение учащихся

В течение всей своей жизни человек пытается ответить на вопрос, кем он хочет быть, пока не станет взрослым и не вынужден будет конкретно работать и зарабатывать деньги. Пока человек растет и учится, у него есть время понять, кем он хочет работать. Предпочтения естественным образом могут меняться у учащегося, который с каждым годом знакомится с новыми видами деятельности и пытается определиться со своим профессиональным направлением. Вот почему при профессиональном самоопределении участвуют такие факторы:

  1. Социальное мнение, которое говорит ребенку, кем ему быть.
  2. Личные предпочтения – когда ребенок интересуется конкретными видами деятельности.
  3. Соотнесение социальных желаний и личных предпочтений.

Еще в дошкольном возрасте ребенок начинает имитировать определенные виды деятельности, которые ему становятся знакомы. Он, к примеру, копирует рабочий процесс своих родителей, которые, например, работают бригадирами на стройке и учителями в школе. Таким образом ребенок практикует свои первые навыки работы.

В начальной школе учащийся уже непосредственно сталкивается с определенной работой, которая заставляет его попробовать свои навыки и понять, насколько они приносят ему морального удовлетворения.

Школа и родители стараются дать понять ребенку, что он должен профессионально самоопределяться. Конечно, это займет не один год, однако уже, начиная с 5-го класса и заканчивая старшими классами, ребенок должен иметь более-менее четкое представление о том, кем он хочет быть.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Именно старшеклассникам приходится впервые говорить о своих профессиональных предпочтениях с полной серьезностью, чтобы родители могли дальше помочь им в получении специального образования. Достаточно трудно становится профессионально самоопределиться 15-летнему подростку, поскольку он не только соизмеряет свои личные возможности, социальные убеждения и личные предпочтения, но и достаточно размыто представляет, что из себя представляет та или иная работа.

Подросток очень смутно понимает, чем ему придется заниматься на той или иной должности. Обычно представления о различных профессиях достаточно фантастические и нереальные. К примеру, говоря о должности директора, подросток может указывать на то, что он целыми днями сидит в своем кресле, ничего не делает и только раздает всем указания. Однако если бы подросток сам оказался директором, тогда у него возникло бы разочарование, связанное с осознанием реальной директорской работы.

Вот почему намного легче профессионально определиться тем старшеклассникам, которые проходят полное школьное образование, не уходят после 9 класса. Проучившись еще пару-тройку лет, они обретают новые знания о своих профессиях, отказываясь от них или больше начиная понимать, что от них будет требоваться.

Именно в старших классах часто проводится тест на профессиональное самоопределение, которое должно помочь каждому понять, в каком направлении ему следует двигаться. Существуют тесты, которые четко называют наименования профессий, которые должен рассмотреть старшеклассник. А есть тесты, которые лишь дают направление, в какой области следует заниматься ученику.

Под профессиональным самоопределением личности понимается формирование личного отношения человека к той или иной деятельности. Человек должен положительно относиться к тому виду работы, которую он выбирает в качестве дальнейшего обучения и зарабатывания денег.

Данное отношение проходит такие этапы становления:

  1. Дошкольный возраст, когда дети подражают взрослым и играют в строителей, учителей, космонавтов и пр.
  2. Начало младшего школьного возраста, когда ребенок начинает выполнять конкретные обязанности, например, мыть посуду, поливать цветы, писать, читать и пр. Здесь он уже начинает понимать, что ему нравится, а что нет.
  3. Конец младшего школьного возраста, когда отмечается рост индивидуальных отличий каждого учащегося. Здесь начинают выделяться способности каждого ребенка, по которым можно понять, кем ему лучше работать.
  4. Подростковый возраст, когда ребенок начинает знакомиться с различными видами деятельности, формировать различное отношение к ним, получать определенные знания и формировать определение мнение по каждой работе.

Обычно подросток достаточно расплывчато и фантастически себе представляет, кто чем занимается. Вот почему он может выбрать профессию, которая кажется ему наиболее привлекательной, высокооплачиваемой или романтической (то есть там, где от него особых навыков и знаний не потребуется, например, быть артистом).

В 27 лет человек уже достигает пика своей профессиональной деятельности. Зачастую к этому времени он уже перепробовал множество видов деятельности, покидая предыдущее место работы из-за возникших трудностей, несоответствия работы личным желаниям, а также разочарований. Уже в 30 лет человек начинает думать о том, кем он будет работать дальше:

  • Останется в той же области, где он уже работает, независимо от того, нравится ему работа или нет.
  • Поменяет вид деятельности на другой, который кажется ему более перспективным и приемлемым.

Проблема профессионального самоопределения

Выбирая профессию, которой человек будет заниматься, индивид в первую очередь занимается реализацией своего потенциала, способностей и достижением личных желаний. Профессия выбирается по тому, насколько сильно она сможет удовлетворять моральным и материальным потребностям человека, а также насколько легко ему будет работаться, поскольку его возможности и способности будут соответствовать ей. Однако здесь возникают проблемы в профессиональном самоопределении:

  1. Люди достаточно размыто понимают, что требуется от них при выполнении той или иной работы.
  2. Людям не предоставляется достаточно знаний о различных профессиях.
  3. Подростки не могут противостоять мнению родителей, которые зачастую настаивают на той специальности, которая не соответствуют всем личным потребностям их ребенка.

В итоге, люди получают образование, но по специальности не работают. И достаточно часто еще лет 10 тратят на то, чтобы найти свое место, пройдя через те варианты, которые кажутся им интересными.

Итог

Каждый человек рано или поздно вынужден определиться, чем он будет заниматься, чтобы зарабатывать себе на жизнь. И достаточно часто этот выбор определяется не в период, когда человек учится, а уже тогда, когда он непосредственно работает, ищет себя, пробует себя в различных деятельностях и останавливается на той, где у него есть хоть какие-то успехи.