Музыкальный редактор профессия. Кто такой Музыкальный редактор. Описание профессии. Изучение нового материала

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Дворец детского и юношеского творчества»

План-конспект занятия в кружке "Радиожурналистика"

Тема: Творческие профессии: звукорежиссер и музыкальный редактор.

Ожидаемые результаты

После этого урока ученик должен знать основные сведения о таких профессиях, как звукорежиссёр и музыкальный редактор, какие виды работы они выполняют в медиасфере.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: радиостудия.

Ход урока

Организационный момент: сообщение темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности

Учащиеся посещают радиостудию и наблюдают процесс записи и монтажа радиопередачи.

По факту услышанного и увиденного проходит беседа. Педагог отвечает на возникшие вопросы.

Изучение нового материала

Материал, подготовленный журналистом к эфиру, например, на радио, проходит несколько этапов обработки, прежде чем он прозвучит в приёмниках. Придать нужную "форму" этому материалу журналисту помогают звукорежиссёр и музыкальный редактор.

Звукорежиссёр – одна из ключевых профессий в медиасфере и шоу-бизнесе. В этой профессии творческая сторона сочетается с технической. Если главная задача звукооператора – качество звука и его сбалансированность, то у звукорежиссёра задача значительно шире.

Звукорежиссёр управляет звуком в студиях записи, на радио, телевидении, концертах, дискотеках и вообще везде, где требуется звук высокого качества.

Не надо путать профессию звукорежиссера с работой звукооператора и ди-джея - те просто технически воспроизводят звук, а звукорежиссёр создает полную звуковую картину записываемого материала или проводимого мероприятия.

Главная цель работы специалиста - создать у аудитории подходящее настроение и восприятие, на которое рассчитывают авторы произведения или организаторы мероприятия. Потому звукорежиссёр должен не только знать технику, но и быть творческой личностью.

В зависимости от специфики деятельности или конкретного мероприятия у звукорежиссёра могут быть различные должностные обязанности:

    проводить работы над звуковым решением программ;

    руководить расстановкой микрофонов в аудитории и проведением технических проб, обеспечивать использование специальных звуковых эффектов;

    готовить оборудование к записи и коммутации;

    знакомить исполнителей произведений с техникой обращения с микрофоном;

    следить за точным и качественным исполнением речевых и музыкальных текстов, ритмом и чистотой музыкального звучания, а также за правильной артикуляцией исполнителей;

    создавать аранжировки к музыке;

    осуществлять монтаж музыкальных фонограмм и соответствующие работы по озвучиванию, наложению музыки и шумов, тонированию, сведению, перезаписи;

    вести дискотеки, отстраивать звук на концертах.

Одно из главных требований к звукорежиссеру – это музыкальный слух. Кроме того, отсутствие страха перед микрофоном, знание музыкальных редакторов (Vegas, Nuendo, Sound Forge, Samplitude и т.п.), знание звуковых пультов и иного звукового, знание акустических особенностей помещений, знание основ актерского мастерства и режиссуры и, конечно, наличие профессионального образования.

Как вы обратили внимание, ни одна радиопередача не обходится без хоть малейшего использования музыки. Ещё одна творческая профессия на радио – музыкальный редактор. Появилась она с развитием радио и телевидения.

В советские времена музыкальный редактор занимался не только отслеживанием музыкального содержания программы, но и идеологической стороной произведений. Профессия «музыкальный редактор» в России стала реальностью только в 90-х годах XX века с появлением первой музыкальной радиостанции «Европа-плюс». Сегодня эта профессия пользуется большой популярностью.

Чем же занимается музыкальный редактор? Он выбирает песни для эфира, корректирует список песен, выстраивает музыкальный эфир соответственно музыкально-информационному формату и аудитории радиостанции, принимает участие в составлении музыкальных сборников радиостанции, организует выступление артистов на радиостанции, занимается поиском новых музыкальных произведений, составлением музыкальных рейтингов песен, готовит программы и проводит их, работает на радиостанциях, музыкальных каналах, в музыкальных программах.

Задание учащимся. Выбрать отрывок из художественного произведения (поэзия или проза) и подобрать музыкальное оформление к нему.

Музыка — "вид искусства, воспроизводящий окружающую нас действительность в звуковых художественных образах". Об "изобретении" музыки было сложено много легенд. Например, древние греки считали музыку великим даром богов, а солнечного бога Аполлона — покровителем искусств и особенно музыки. Древнегреческий миф о певце Орфее рассказывает, что даже дикие звери приходили слушать его голос и мирно лежали у ног певца. А в русской былине повествуется о певце-гусляре Садко, искусство которого покорило морскую стихию. Музыка играла важную роль в жизни людей еще на заре человеческого общества. Люди всегда сопровождали свою деятельность музыкой (отсюда пошли колыбельные, военные, трудовые песни, погребальные плачи).

Профессия же "музыкальный редактор" как таковая появилась с развитием радио и телевидения. В советские времена музыкальный редактор занимался не только отслеживанием музыкального содержания программы, но и идеологической стороной произведений. Профессия "музыкальный редактор" в России в сегодняшнем ее понимании стала реальностью только в 90-х годах XX века с появлением первых музыкальных радиостанций (Радио "Рокс", "Европа-плюс", "М-радио", "Радио 101") и первого музыкального канала ("2x2").

Профессиограмма "Музыкальный редактор"

Наименование профессии музыкальный редактор
Доминирующий способ мышления адаптация — координация
Дополнительные способы мышления приложение — регуляция; креативность — гибкость
Область базовых знаний №1 и их уровень основы искусствоведения, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень музыка, аранжировка, основы эстрадного искусства, английский язык, владение компьютером, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область музыка
Межличностное взаимодействие частое
Доминирующий интерес артистический
Дополнительный интерес предприимчивый
Условия работы в помещении; сидячий / мобильный
Предпочтительный пол

Доминирующие виды деятельности профессии "Музыкальный редактор":

  • работа на радиостанциях, музыкальных каналах, в музыкальных программах:
  • прослушивание новых музыкальных поступлений;
  • составление плей-листов (play-list) и общего списка песен радиостанции, музыкальной передачи, канала;
  • выбор песен для эфира;
  • коррекция списка песен (снятие старых композиций, добавление новых);
  • определение категории песен (частота их появления в эфире);
  • выстраивание музыкального эфира соответственно музыкально-информационному формату и аудитории радиостанции, музыкальной передачи, канала;
  • составление отчетов для Российского авторского общества об использованных песнях на радиостанции, музыкальном канале, в музыкальной передаче;
  • принятие участия в составлении музыкальных сборников радиостанции;
  • организация концертов, выступлений артистов на радиостанции, музыкальной передаче, канале;
  • поиск новых музыкальных произведений;
  • поиск новых форм подготовки программы;
  • составление музыкальных рейтингов песен;
  • создание базы данных музыкальных произведений и исполнителей;
  • работа в концертных залах, театрах;
  • поиск заказчика (артиста);
  • подготовка программы совместно с артистом, режиссером;
  • проведение программы;
  • изучение репертуара артиста;
  • работа с репертуаром;
  • работа с материалами артиста;
  • участие в оформлении программы;
  • проведение репетиции совместно с режиссером.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности музыкального редактора:

Способности Личностные качества, интересы и склонности
  • хорошая память (в т. ч. музыкальная);
  • музыкальный вкус;
  • музыкальный слух;
  • четкая дикция;
  • грамотная речь;
  • коммуникативные навыки;
  • высокий уровень переключения, распределения и объема внимания;
  • организаторские способности;
  • тонкое музыкальное чутье;
  • креативность, творческость;
  • способность не переносить собственные музыкальные вкусы на аудиторию.
  • эрудированность;
  • находчивость;
  • энергичность;
  • общительность;
  • коммуникабельность;
  • заинтересованность;
  • интерес ко всему новому;
  • стремление к саморазвитию;
  • терпеливость;
  • оригинальность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • отсутствие музыкальных способностей (музыкального слуха, музыкальной памяти);
  • пассивность;
  • агрессивность;
  • замкнутость;
  • нечеткая дикция;
  • безграмотная речь;
  • отсутствие коммуникативных и организаторских способностей;
  • безынициативность.

Области применения профессиональных знаний:

  • радио;
  • телевидение;
  • концертные залы;
  • театры;
  • музыкальные учебные учреждения.

Казалось бы, классическая музыка – узкая область деятельности избранного круга людей. На самом деле профессиональных музыкантов в обществе довольно много. Это и не удивительно, ведь музыку слушают сотни миллионов людей на планете, а музыка должны откуда-то браться.

Сегодня мы поговорим о том, где работают музыканты, и назовём самые распространённые музыкальные профессии. Если раньше, всего-то лет 200 назад, профессиональный музыкант должен был быть универсальным, то есть уметь играть сразу на нескольких музыкальных инструментах, сочинять музыку и импровизировать, продвигать собственные сочинения для исполнения их на сцене, то сейчас все эти функции разделяются между разными специалистами-музыкантами.

Создатели музыки – композиторы и аранжировщики

Сначала рассмотрим группу музыкальных профессий, которая связана с созданием музыки. Это композиторы и аранжировщики . Композиторы пишут музыку для песен, спектаклей, фильмов, а также для исполнения в концертных залах.

Не смотря на то, что многие популярные музыкальные композиции создаются с помощью компьютерных программ, композиторская музыка не теряет своей актуальности, хотя бы даже потому, что именно композиторы обеспечивают постоянное движение вперёд. Они «выдумщики», и пока какая-нибудь классная фишка не придумана выученным композитором, она ни за что не появится в электронных программах для создания музыки.

Распространять композиторскую музыку помогают аранжировщики – это люди, которые подготавливают музыку для исполнения какой-либо группой музыкантов. Например, существует классная песня для вокалиста со скромным фортепианным сопровождением, аранжировщик может её переделать так, чтобы её можно было исполнить, например, таким составом: 3 вокалиста, гитары, флейта, скрипка, ударные и клавиши. И от этого песня должна как-то приукраситься, и в то же время не потерять композиторской оригинальности – в этом заключается профессионализм и элемент сотворчества аранжировщика при работе с первоначальным вариантом композиции.

Кстати, и композиторы, и аранжировщики в своей работе активно используют различные . До появления множительной техники и специальных нотных редакторов была распространена ещё одна старая профессия – переписчик нот , современная аналогия – наборщик нот на компьютере, музыкальный редактор .

Исполнители музыки – певцы, инструменталисты и дирижёры

Теперь посмотрим, какие музыкальные профессии существуют в связи с исполнением музыки. Музыка бывает вокальной (та, что поётся) и инструментальной (которая играется). Понятно, что среди музыкантов есть солисты (выступают в одиночку – например, пианисты, скрипачи, певцы и т.д.) и те, которые принимают участие в различных формах ансамблевой игры или пения (любые музыканты)

Типы ансамблей бывают различными: например, несколько музыкантов могут объединяться в камерный ансамбль (дуэты, трио, квартеты, квинтеты и т.д.), сюда же можно отнести эстрадные группы. Участники таких объединений – артисты камерных ансамблей . Есть объединения крупнее – самые разные оркестры и хоры, а отсюда и такие музыкальные профессии, как артист хора или оркестрант.

Оркестры и хоры – это или самостоятельные музыкальные коллективы, или большие группы музыкантов, обслуживающие спектакли в театрах, церковные службы или, к примеру, военный парад. Естественно, для того чтобы игра оркестра и пение хора были слаженными, коллективам нужны руководители – дирижёры.

Дирижёр – это ещё одна важная музыкальная профессия. Дирижёры бывают разные. Собственно дирижёры – это руководители оркестров (симфонических, эстрадных, военных и т.д.), хормейстеры работают в светских хорах, а регенты управляют церковными хорами.

Помощниками дирижеров в оркестре являются концертмейстеры – музыканты, ответственные за качество игры какой-либо оркестровой группы (например, концертмейстер скрипок или концертмейстер медных духовых инструментов). Концертмейстером всего оркестра является первый скрипач – перед началом игры он обходит всех музыкантов и при необходимости правит строй инструментов, также он при необходимости заменяет дирижёра.

Слово концертмейстер имеет и другое значение. Концертмейстер – это музыкант (чаще всего пианист), который аккомпанирует певцам и инструменталистам (а также их ансамблям) во время выступлений и репетиций, помогает солистам учить свои партии.

Музыканты-педагоги

В школах, колледжах и консерваториях работают педагоги-музыканты , которые посвящают себя обучению будущих профессионалов. О том, что преподаётся в музыкальной школе, вы можете почитать отдельную статью – . В обычных же школах и детских садах работают те, кто воспитывает музыкой – учителя музыки и музыкальные руководители .

Музыкальные организаторы и пиарщики

Это люди, которые занимаются продвижением музыкальных проектов – арт-менеджеры, продюсеры, импресарио – не всегда они являются музыкантами по своему образованию, но отлично разбираются в талантах. К этой же группе примыкают конферансье – ведущие концертов и тематических вечеров.

Музыканты в СМИ, радио и телевидении

Многие музыканты работают именно в этой сфере. Это ведущие теле и радиопередач, журналисты, репортёры . Это связано с тем, что по телевидению и радио транслируются множество музыкально-развлекательных программ. В создании же продуктов для массовой аудитории (фильмов, передач, музыкальных альбомов и т.д.) большую роль берут на себя звукорежиссёры .

Другие музыкальные профессии

Есть и масса других профессий, связанных с музыкой. Некоторый научный уклон приобрели профессии музыкального критика и музыковеда . Прикладной характер носят такие музыкальные профессии, как настройщик пианино и роялей, мастер изготовления и ремонта музыкальных инструментов, создатели компьтерных музыкальных программ и т.д.

Вот далеко не полный перечень тех профессий, которые так или иначе связаны с музыкой. Специальное музыкальное образование получают в колледжах и консерваториях, а также на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов и институтов культуры. Однако, не для всех людей, работающих в музыкальной сфере одинаково важно получение диплома консерватории, главным профессиональным качеством есть и остаётся любовь к музыке.

В рамках спецпроекта « МедиаПрофи » Артём Самойлов, музыкальный редактор Radio ROKS, рассказал МедиаБизнес у о технической и творческой стороне работы, о том, кто решает судьбу Beyonce в эфире и откуда берутся люди профессии музыкальный редактор на радио. Напомним, первый цикл «МедиаПрофи» посвящен теме радио и реализуется совместно с Радиокомитетом.

Существует мнение, что музыкальный редактор – это именно тот человек, который решает, что в этом часе будет звучать, допустим.

Ну это – слишком громкое заявление, что я решаю судьбу Beyonce в эфире (смеется). В любом случае у каждой радиостанции есть определенный набор музыки и набор правил, по которым она попадает в эфир, то есть, ротируется. Конечно, конкретно нигде не написано, что в десятом часе должна обязательно попасть в эфир группа Rolling Stones. Но есть некоторое правило, по которому в этот час может попасть 10 песен и первая на очереди стоит Rolling Stones. Значит, она и попадает в эфир. В следующей подобной ситуации в эфир попадет песня, которая стоит второй в очереди и т.д.

- Кто создает эти правила?

Руководство станции, в том числе – и музыкальный редактор. Мы определяем наши задачи и решаем, что нам нужно, чтобы их реализовать. Но даже при соблюдении одинаковых правил, как я уже говорил, разные люди будут создавать разные по звучанию станции.

- Откуда берутся люди вашей профессии? Учат ли в нашей стране на музыкальных редакторов?

Так исторически, наверное, сложилось, что справлялись без профессиональных курсов и учебных программ. В период становления отрасли первые музыкальные редакторы действовали почти вслепую. Теперь радиостанции наработали опыт и требования к профессии и эфиру. И мы самообучаемся, так как стало проще узнать, что делают люди в тех же Штатах, где занимаются коммерческим радиовещанием по тридцать - сорок лет. Они приезжают сюда, делятся опытом. Да и между собой в Киеве мы общаемся в профессии. Бывает, что у тебя есть задача, которую нужно решить. А коллега с ней столкнулся раньше и у него есть готовое решение, простое и классное. Или наоборот кто-то говорит: у нас есть проблема, бьемся - никак не можем сделать. А ты говоришь – да это просто, 15 минут – и готово, потому что уже знаешь, как. Конечно, хороший музыкальный редактор, технически подкованный, решит любую задачу. Однако, если есть готовое решение, которое сэкономит время и силы, то почему бы его не использовать? Получается, что обучение есть, но не классическое. А через обмен опытом внутри профессии.

- А как ты сам пришёл в профессию?

Как и 90% музыкальных редакторов, я работал до этого на радио. Сначала - ведущим эфира, потом – на других должностях. Однажды возникла ситуация, когда увольнялся музыкальный редактор, и нужно было искать ему замену. Для меня эта работа была интересной и технически несложной, в виду того, что я по образованию – программист, и опыт работы с программированием у меня был. Руководство предложило попробовать себя в этом направлении, и я согласился.

У меня было ощущение до интервью, что музыкальный редактор – это творческая профессия, а мы говорим о программировании…

Творческая, конечно. Просто с одной стороны программирование – это набор четких правил, по которым строится эфир радиостанции: мы берем это, это и это, и сочетаем. И, уже если подходить к этому глобально, не такая уж большая разница, программируешь ли ты сайт скриптами или эфир песнями. Это все – программирование, планирование.

Но, с другой стороны, – процесс творческий. Как в кулинарии – есть рецепт и есть повар. Два разных повара из одних и тех же ингредиентов могут ведь сделать, если не абсолютно разные, то уж точно очень отличающиеся друг от друга блюда. Так и у нас – есть правила, но по этим правилам два разных музыкальных редактора могут сделать две совершенно разные станции.

На тот момент программирование было для меня не новым. Только помимо разработки программ, я занялся и эфирным программированием. Это очень интересно на самом деле – ты программируешь эфир, а потом слышишь, как это все звучит. Не скажу, что было просто, зато очень интересно.

- А как ты поначалу учился профессии музыкального редактора?

Учился несколькими способами. На тот момент у меня уже были коллеги, знакомые, друзья, которые работали музыкальными редакторами долгое время. И первое время я им очень надоедал. В каждой работе есть стандартные «грабли», на которые все новички наступали, наступают, и будут наступать. И которые лучше, по возможности, обойти.

- Например?

В основном - технические какие-то моменты, правила. А как это сделать? А как то? Кто-то дошел до этого своим умом, шишками и опытом за несколько лет. Я старался этот этап проскочить с минимальными потерями.

- А что это за моменты, правила?

Например, как часто можно ставить ту или иную песню, какую музыку мы ставим утром, какую - вечером и так далее.

Легенда ВВС Тони Блэкборн в интервью в честь своего юбилея сетовал на то, что список песен для ротации у британских вещателей очень узок, что его нужно расширять. Насколько наши радиостанции ограничены в данном вопросе?

У нас он, скажем так, оптимальный, этот набор песен в плей-листе. Оптимальный и для того, чтобы ощущалось разнообразие, и, в то же время, чтобы ожидания радиослушателя оправдывались. Многое зависит, конечно, от радиостанции. Я, к примеру, не приветствую «случайных песен».

- В каком смысле – «случайных»?

Это когда песня попадает в эфир по критерию «тоже хорошая песня», «пусть будет». Иногда слушаешь радио и не можешь понять, почему вот эта песня здесь появилась, именно в этом месте эфира этой радиостанции. Вроде бы, она и неплохая, хорошо спета, качественно сведена, но дело в том, что слушателям данной станции она как-то не очень – то и нужна. И мы пытаемся балансировать между тем, чтобы эфир был узнаваем, и тем, чтобы он не стал однообразным. Важно попадать каждой песней в ожидание слушателя, не важно, новая она или старая. Конечно, всегда можно загнать себя в рамки, которые будут надоедать, или наоборот – расширить их настолько, что станция перестанет быть узнаваемой и, в итоге, любимой.

Какие сегодня выдвигаются требования к работе музыкального редактора? Знание музыки, знание техники, знание основ программирования… Что еще?

Техническое образование, на самом деле, совершенно не обязательно. Так удачно получилось, что у меня оно было и да, в некоторых моментах оказалось проще. Но есть масса примеров, когда в этой профессии работают люди с гуманитарным образованием и делают радиостанции уж точно не хуже. Технической части можно как раз научиться.

И, все-таки, если бы тебе пришлось подбирать человека на вакансию музыкального редактора, какими были бы твои требования к кандидату?

Я бы настаивал на опыте работы на радио в программной части – ведущим эфира, продюсером и т.д. У такого человека уже имеется какая-то картинка эфира, которая на должности музыкального редактора только расширяется и дополняется. Теоретически можно взять человека с улицы с большим желанием работать и научить «от и до». Но на это нужно время, которого, как правило, нет, потому что вакансия открывается тогда, когда текущий музыкальный редактор собрался уходить. И у нас нет года, двух, чтобы человек с улицы вник. А,когда человек поработал год-два-три в эфире, он видит, как стоят песни, уже понимает систему. И все, что меняется, когда он становится музыкальным редактором – он начинает этой системой управлять.

Кроме того, эта работа требует некоторой усидчивости. Одно дело ты – ведущий шоу, яркий, зажигательный, отработал 3 часа эфира - и ушел. Такой человек вряд ли будет работать музыкальным редактором. Здесь работу нужно делать не спеша, очень тщательно.

- Что входит в обязанности музреда? Это – профессия с режимом 24 часа Х 7 дней в неделю

- А как обычно эти новые песни набираются, из каких источников?

В зависимости от радиостанции. Если это Radio ROKS, то смотрим чарты. Допустим, нас интересует музыка 70-х -80-х – смотрим чарты тех годов - не упустили ли мы какую-то песню. Такая кропотливая техническая работа. Еще есть постоянная работа с музыкой по редактуре. Например, после песни можно поставить одну отбивку «Radio ROKS!», а можно – вторую, третью и т.д. Можно подождать, пока песня закончится, а можно ее как-то интересно обрезать.

- Раньше это делали, вроде бы, ведущие прямого эфира…

Где-то это делают ди-джеи и до сих пор, а у нас - музыкальный редактор. Я знаю такую схему, когда музыкальный редактор просто загружает некоторое количество песен для каждого часа, а ведущий сам их расставляет в рамках каждых 60 минут, сам подбирает перебивки и решает, как обрезать песню или не обрезать ее вообще. А у нас для каждой песни есть оптимальные разметки, сделанные музыкальным редактором – здесь обрезаем песню и ставим такую-то перебивку. Но, если диджей видит, что он в каком-то случае может сделать не оптимальный, а идеально красивый вариант, то может эту разметку немного подправить, то есть, сдвинуть перебивку и дать песне дальше позвучать или сделать ее короче, обрезать.

У нас все стыки песен по умолчанию хорошие. Они проверенные, отслушанные не один раз. Но бывает, что что-то можно улучшить единоразово именно в стыке этой и этой песни именно сейчас. В этом – прелесть живого человека в эфире, процесс ведь творческий.

Ты говоришь об обрезке песен, а как обстоят дела с их микшированием? Это делают люди, выстраиваешь ты или специальная программа делает микс?

Мы не занимаемся микшированием, потому что, во-первых, наш формат - рок-песни, которые люди хотят слушать от начала и до конца, так как это - завершенное произведение. Поэтому наша задача - красиво завершить песню, сказать то, что нужно или поставить перебивку с позывными радиостанции и красиво выйти на следующую песню. Возможно, это облегчает нам задачу - что не нужно подбирать жесткий микс. На других радиостанциях эта задача может быть критичной

- Сколько времени уходит на составление плей-листа?

Может быть час. А может быть и весь рабочий день. По разному. Есть регулярный день вещания – ночь, утреннее шоу, линейные ведущие, вечер. А бывают – специальные эфиры, когда все элементы дня нужно выстраивать практически с нуля. Например, в эфире запланировала онлайн-трансляция концерта. Или какой-то специальный утренний эфир. Бывает, что особенный эфир идет целый день. У нас, таким был день рождения утреннего шоу. В те дни, когда меняется программная сетка – это забота для всех, а задача музыкального редактора – обеспечить все технически.

- Эфир часто слушаешь?

Стараюсь по возможности делать это почаще. Одно дело – сидеть в обед и представлять, как песни будут звучать вечером. А другое – включить вечером радиостанцию и услышать «со стороны». Я слушаю критично, анализирую – хорошо слились песни, допустим, или нет? Если не очень, то помечаю себе, прихожу на работу и смотрю – а если так сделать или так, как будет лучше? Слушать эфир нужно обязательно, потому что получаешь совсем другое впечатление, да и контролировать себя легче.

От музыки не устаешь, не бывает какого-то перегорання или ситуации, когда музыкальный вкус музыкального редактора дает сбой?

Я вообще не вижу смысла работать музыкальным редактором, если музыка может раздражать. По моему опыту в музыкальные редакторы попадают люди, которые хорошо относятся к той музыке, с которой работают. Если это – не случайный человек на пару месяцев, конечно. От этой музыки не нужно фанатеть, не нужно ее преданно и страстно любить, но, если она не нравится и откровенно не интересна, работать сложно. А если работа причиняет дискомфорт человеку, это 100% будет отражаться на качестве.

Что касается вкуса, то это - понятие растяжимое. Скорее, в процессе работы вырабатываются другие профессиональные чувства. Например, по прошествии нескольких лет ты можешь быстро дать предварительную оценку – подойдет песня данной станции или не подойдет. Я имею в виду по звуку, вокалу и так далее. Радиостанция в эфире уже четыре года, сейчас нам проще, а сначала, конечно, мы себя проверяли – перепроверяли на каждом шагу.

- Проверяли каким образом?

У нас регулярно проводится музыкальное тестирование. Этим занимается отдельная компания, которой мы отдаем музыку и от которой получаем мнения людей, на основании которых и строим свою музыкальную политику.

А какое место в радийной иерархии занимает музыкальный редактор? С кем из коллег он соприкасается по работе или это достаточно автономная профессия в связке музыкальный редактор – программный директор?

У нас все со всеми взаимодействуют. Понятно, что музыкальный редактор формирует расписание, а ведущий его придерживается. В свою очередь музыкальному редактору дает указание программный директор либо директор станции в зависимости от ситуации, потому что музред в плане сшивания эфира – это техническая должность. Где выходит какая программа решает программный директор. Где появляются новые какие-то элементы – тоже он. Задача музыкального редактора – сделать это красиво.

Кроме того, это творчески интересно: сделать что-то, а потом послушать это со стороны. Когда ты делаешь свою работу – это интересный процесс, потому что ты работаешь с приятным материалом.

Наталья Тютюненко